Тема 3. Психоаналитическая модель психологической помощи

9

Бихевиоральная модель психологической помощи

1.Множественность теоретических подходов к пониманию и реализации психологической помощи

2.Основные теоретические конструкты, цели и техники психоаналитической модели.

3.Основные теоретические конструкты, цели и техники бихевиорального направления.

  1. Множественность теоретических подходов к пониманию и реализации психологической помощи.

В литературе по психотерапии бытует, а среди представителей медицины весьма распространено мнение о том, что «…современная ситуация и практика психотерапии представляется абсолютно абсурдной». Этот радикальный вывод обосновывается тем, что в мировой практике используются более 600 форм и методов психотерапии, которые «…как правило, не базируются на научно обоснованной доктрине, а формируются по принципу направлений, возглавляемых «гуру». В этом смысле они, по сути, идентичны механизмам создания тоталитарных сект…». Кроме того, в этих направлениях существуют не согласующиеся, а порой и противоречащие друг другу представления о моделях психического (и психологического) здоровья, механизмах развития психопатологических и психосоматических расстройств, теории психотерапевтического изменения пациента/клиента и т. п. Как можно осмыслить данную ситуацию?

Во-первых, можно (что порой и происходит) превратить психотерапию в разновидность объективного медицинского знания, построенного по принципу позитивной науки. Именно на такой выход из «абсолютного абсурда» ориентируют авторы вышеупомянутой статьи, выстраивая медицинскую модель психотерапии.

В действительности же нужно твердо помнить, что в современной психотерапии существуют две модели: медицинская и психологическая. В медицинской модели основной упор делается на знание нозологии, синдромологии, клинической картины расстройств. Основной мишенью такой модели является симптом, поиском и ликвидацией причины которого практически не занимаются. Активность пациента сводится к минимуму — к вере во врача и проводимое лечение. Врач-психотерапевт в такой модели психотерапии занимает позицию эксперта, который лучше знает, лучше понимает «наивного» пациента. Как известно, такая модель психотерапии была единственной в СССР, где не допускалось проникновения психологического понимания психотерапии, объявленного «буржуазным». Одним из проявлений этого факта являлось и является установление врачебной монополии на проведение психотерапии. К сожалению, до сих пор психологи могут осуществлять психотерапевтическую деятельность лишь под прикрытием надуманных терминов: психологическая коррекция, психопрофилактика [В 1988 г. вышла книга А. С. Спиваковской «Психопрофилактика детских неврозов», в которой психопрофилактика рассматривалась как направление работы психологов с «уже нездоровыми, но еще не больными» (курсив наш. — Авт.) детьми.], семейное консультирование и т. п. Очевидно, что эти термины являются искусственными, по крайней мере с точки зрения описания работы психологов в реальном психотерапевтическом процессе.

6 стр., 2978 слов

Тема 7. Психопрофилактика, психологическое просвещение

... психологом программы психопрофилактики; материалы консилиумов; журнал учета работы психолога; по необходимости данная работа фиксируется в индивидуальных картах клиентов. 2. Психологическое просвещение- одна ... населения; 4) широкая пропаганда психогигиенических знаний с привлечением общественных организаций Психопрофилактика тесно связана с психогигиеной. Эти понятия можно разграничить только ...

Наряду с медицинской моделью психотерапии, сходной с употреблением лекарства (хотя мы ни в коей мере не хотим умалить ее значения!), существует, развивается и, что кажется странным и непонятным многим «естествоиспытателям», оказывается терапевтически эффективным психологическое направление в психотерапии или, другими словами, психологическая модель. Это направление в первую очередь связано с пониманием психотерапии как «мира сказок, метафор», мира, к которому неприложимы законы естественно-научного знания. На этом пути медицинская модель «оказания помощи» становится неадекватной и бесполезной. В этом случае определение психотерапии как «воздействия на психику и сому человека через психику» уступает место таким метафорам психотерапевтического контакта, как:

— «взаимодействие» — когда активен не только психотерапевт, но и сам клиент (в этом случае термин «пациент» неуместен, так как клиент не является пассивным объектом манипуляций психотерапевта);

— «сосуществование» — когда подчеркивается идея не деятельностного совместного пребывания психотерапевта и клиента в психотерапевтическом контакте, а обмен эмоциями и смыслами;

— «внутреннее постижение» — когда клиент движется во внутреннем пространстве по им же определяемой траектории;

— «безусловная любовь» — когда клиент и психотерапевт вступают в особые отношения психологической интимности, наполненные любовью и принятием.

На этом втором пути развития психотерапии теория часто отстает от реального психотерапевтического процесса. Знание, несомненно, является условием эффективного процесса, но не заменяет его. Между тем даже в рамках психологических моделей психотерапии, например в психоанализе [Речь идет о традиционных подходах психоаналитической терапии. Тем не менее достаточно велико число психоаналитиков, которые придерживаются такой стратегии психотерапевтической работы. Трудно устоять перед искушением «спрятаться» за теоретические построения, ведь такой развернутой теории психологической травмы, структуры психологического расстройства и характерологии нет ни в одном психотерапевтическом подходе.], знание (теория) нередко является главным маяком психотерапевтического процесса. Это приводит к тому, что психотерапевт может рассказать о клиенте все — особенности его эго-объектных отношений в детстве, травмы, особенности процессов совладания и защиты и т. п., но не может передать жизненный дух клиента. Возникает ощущение, что находишься в препараторской, в которой нет живого человека, а психотерапевт не передает своих реальных эмоций и переживаний в отношении клиента. Клиент «умер», превратился в некоторую схему, модель в рамках психотерапии «детективного жанра».

6 стр., 2989 слов

Тема 12.6. Психотерапия как вид психологической помощи

... даже в рамках психологических моделей психотерапии, например в психоанализе, знание (теория) нередко является главным маяком психотерапевтического процесса. Это приводит к тому, что психотерапевт может рассказать о клиенте все – особенности его ...

Психотерапия, ориентированная на теорию, становится приятным интеллектуальным времяпрепровождением. Но совершенно очевидно, что само по себе «знание» клиента психотерапевтом, каким бы совершенным и точным оно ни было, не гарантирует изменения клиента. «Знание» не запускает у клиента внутреннего процесса. Над ним (или под ним) должно быть что-то важное, но ускользающее от концептуализации, — этому трудно научить, но без этого неосуществима глубинная психотерапия. Метафоры этой над- или подстройки — «интуиция», «эмпатия», «личностность психотерапевта» и т. п. К. Г. Юнг как-то заметил, что личность психотерапевта — лучшая формула самой психотерапии. Подобным же образом и терапевты-роджерианцы всегда опасаются обвинений в техницизме, и те условия психотерапевтического изменения клиента, которые должен создать психотерапевт, являются не техниками, а некоторыми личностными диспозициями. [В одном немецкоязычном руководстве по психотерапии /6/ основные условия психотерапевтического изменения клиента рассматриваются в качестве методики терапии, что в корне неверно.]

Психологическая модель ориентирована на распространение психологической культуры и мышления на сферу помощи больным и людям, имеющим психологические проблемы. С одной стороны, становится все более очевидной недостаточная эффективность сугубо медицинской психотерапии, и врачи начинают интересоваться психологическими моделями психотерапии, психологическим способом мышления, психологической культурой. С другой стороны, в последнее время появилось множество пациентов с донозологическими формами расстройств, которыми ранее врачи не занимались, но ими же не занимались и психологи. Сейчас эти люди стали объектом внимания и тех и других. Характерной особенностью психологической модели психотерапии является убежденность в том, что за пациента (клиента) решить его проблему никто не может. Психотерапевт лишь сопровождает клиента в проблему, в глубину переживаний, помогает человеку найти ресурс изменения и решения своих проблем.

Несмотря на кажущуюся пропасть между медицинской и психологической моделями психотерапии, их объединяет ориентация на помощь клиенту. Поэтому каждому терапевту необходимо знать обе модели, так как для снятия тревоги, фобий и т. п. часто совершенно не нужно идти в глубинные личностные переживания, тем более что далеко не у всех клиентов имеется желание работать на таком уровне.

2.Основные теоретические конструкты, цели и техники психоаналитической модели

Психоанализ – основа психодинамического направления (глубинная психология)

Общее – представление о бессознательных психических процессах и методах, с помощью которых они осознаются и анализируются.

Психоанализ – как целостная система:

  1. общая психологическая теория
  2. теория психологического происхождения неврозов
  3. теория психоаналитической терапии

Психическая жизнь человека – выражение борьбы конфликтов различных составляющих психики.

5 стр., 2242 слов

Психологическая помощь клиентам, страдающим птср диссоциативными ...

... железнодорожную катастрофу. Эриксон рассматривал психологическую травму лишь как последствие ... три подвида посттравматических расстройств: - острый развивающийся в сроки до трех месяцев - ... обычно сопутствуют следующие явления: • тревога, депрессия, суицидальные мысли и действия; ... снятия остроты» болезненных переживаний воспоминаний или чувств; • неспецифические соматические жалобы (хроническое ...

Бессознательный психический процесс. Центральное – представление о бессознательности психических процессов; это основная детерминанта, определяющая развитие личности и ее поведение. Содержание бессознательного – инстинктивные первичные потребности, которые угрожают сознанию и вытесняются.

Инстинкт и мотивация. С точки зрения Фрейда, инстинкт – это не врожденный рефлекс, а побудительный мотив силы личности, это психический образ некоей потребности организма. Инстинкт – побуждение, влечение. Телесное возбуждение – потребность, а психическая репрезентация его – желание. Если есть потребность, то существует и напряжение. Инстинкт должен разрядить его. Это внутреннее возбуждение есть источник психического, поведение энергии, следовательно, инстинкты – побудительные силы личности.

2 группы инстинктов:

  1. инстинкты жизни (эрос) – направлены на сохранение жизненных процессов
  2. инстинкты смерти (тонатос) – на разрушение

Энергия либидо(1) — это не сексуальный инстинкт, а энергия всех инстинктов жизни.

Концепция личности.

  1. Монографическая – относится к определенным уровням сознания:
  • сознание
  • предсознательное (в данный момент не осознается)
  • бессознательное (не осознается и самостоятельно осознано быть не может)
  1. Структурная – личность включает три уровня:
  • ИД (оно)
  • ЭГО (я)
  • СУПЕРЭГО (сверх я)

Все структурные компоненты могут действовать на всех трех уровнях сознания.

ИД –источник психической энергии в основном в бессознательном (банальные инстинкты), действует согласно принципу удовольствия (немедленная разрядка напряжения).

ЭГО – разум, исправляет и контролирует инстинкты на всех уровнях сознания. Анализирует внутренние состояния, внешнее сознание, стремится удовлетворить ИД с учетом требований внешнего мира; принцип реальности. Выбирает наиболее разумные способы удовлетворения.

СУПЕРЭГО – идеальное Я, моральный аспект, формируется в процессе социализации, действует на всех уровнях сознания. Морально-этический принцип. Контроль за поведением человека.

Тревога. Если ЭГО слабое, то результат давления ИД и СУПЕРЭГО – тревога.

Тревога – функция ЭГО, предупреждает об опасности.

3 типа тревоги:

  • объективная тревога (реалистическая)
  • невротическая тревога (связана с ИД)
  • моральная (связана с СУПЕРЭГО)

Тревога сопровождается напряжением, поэтому включаются защитные механизмы психики – приемы ЭГО, направленные на понижение тревоги. Являются неосознанными, пассивными, в значительной степени искажают реальность.

24 стр., 11784 слов

«Механизмы психологической защиты

... который связан с бессознательным переносом неприемлемых собственных чувств, желаний и стремлений на ... Обычно подавление проявляется при сдерживании эмоции страха и преодолении ... импульсов. Вытеснение как защитный механизм снижает качество исследовательской деятельности ... прогнозируемым. Рационализация придает уверенность, снимает тревогу, напряжение. Рационализация позволяет сохранить самоуважение, ...

Защитные механизмы.

Преодоление внутриличностного конфликта обеспечивается образованием и действием механизмов психологической защиты (Бассин, Бурлакова, Волков, 1988; Зейгарник, 1981; 1986; Налчаджян, 1980; 1988; Романова, Гребенников, 1996; Соколова, 1976; 1989; Мягер, 1983).

Психологическая защита — специальная регулятивная система стабилизации личности, направленная на устранение или сведение к минимуму чувства тревоги, связанного с осознанием внутриличностного конфликта. Она является нормальным, повседневно работающим механизмом психики. Рассмотрим механизмы психологической защиты подробнее.

1. Отрицание (“не замечай это”) — один из онтогенетически ранних и наиболее простых механизмов защиты. Отрицание развивается с целью сдерживания негативных эмоций, вызванных попаданием человека в трудную ситуацию. Отрицание подразумевает инфантильную подмену принятия решения на действия в соответствии с новыми обстоятельствами, их игнорированием.

2. Проекция (“обвини это”) — сравнительно рано развивается в онтогенезе для сдерживания чувства неприятия себя из-за неспособности справиться с трудностями. Проекция предполагает приписывание источнику трудностей различных негативных качеств как рациональную основу для его неприятия и самопринятия на этом фоне.

3. Регрессия (“плачь об этом”) — развивается в раннем детстве для сдерживания чувств неуверенности в себе и страха неудачи, связанных с проявлением инициативы. Регрессия предполагает возвращение в ситуации внутреннего конфликта к детским стереотипам поведения.

4. Замещение (“напади на что-то, заменяющее это”) — развивается для сдерживания эмоции гнева на более сильного или значимого субъекта во избежание ответной агрессии или отвержения. Индивид снимает напряжение, обращая агрессию на более слабый объект или на самого себя. Замещение имеет активные и пассивные формы и может использоваться индивидами независимо от их типа конфликтного реагирования.

5. Подавление (“не помни об этом”) — развивается для сдерживания страха, проявления которого неприемлемы для позитивного самовосприятия и грозят попаданием в прямую зависимость от агрессора. Страх блокируется посредством забывания его источника, а также обстоятельств, ассоциативно связанных с ним. К подавлению относятся близкие к нему механизмы – изоляция и интроекция.

Изоляция (“не чувствуй это”) — восприятие травмирующих ситуаций или воспоминание о них без чувства тревоги. Интроекция (“не знай, откуда у тебя это”) — присвоение ценностей или черт характера других людей для предупреждения угроз с их стороны.

6. Интеллектуализация (переосмысли это) — развивается в раннем подростковом возрасте. Предполагает произвольное истолкование событий для развития чувства субъективного контроля над ситуацией. Используемые способы: сравнение противоборствующих тенденций; составление списка “+” и “–” каждой из тенденций и их анализ; шкалирование каждого “+” и “–” в каждой из тенденций и их суммирование.

В этот способ входят также механизмы аннулирования, сублимации и рационализации.

Аннулирование (“отмени, перечеркни это”) — поведение или мысли, способствующие символическому сведению на нет предыдущего акта или мысли, вызвавших сильное беспокойство, чувство вины.

Сублимация (“трансформируй это”) — удовлетворение вытесненного неприемлемого чувства (сексуального или агрессивного) осуществлением социально одобряемых альтернатив. Способы: переключение на другой вид деятельности; совершение привлекательных, общественно значимых поступков.

Рационализация (“найди оправдание этому”) — нахождение правдоподобных причин для оправдания действий, вызванных подавленными, неприемлемыми чувствами. Реализуемые способы: дискредитация цели (элементарное обесценивание недостижимого); дискредитация значимого другого, который отказывает во внимании; преувеличение роли обстоятельств, судьбы; утверждение вреда во благо; переоценка ценностей, всей мотивационной системы; самодискредитация (искупление вины).

7. Реактивное образование (“обрати это в противоположное”) предполагает выработку и подчеркивание в поведении противоположной установки.

8. Компенсация (“постарайся приобрести это”) — онтогенетически самый поздний и сложный защитный механизм, который развивается и используется, как правило, сознательно. Предназначен для сдерживания чувства печали, горя по поводу реальной или мнимой потери, утраты, недостатка, неполноценности. В него входят механизмы идентификации и фантазии.

9. Идентификация (“будь как это, чтобы не потерять его”) — моделирование поведения другого лица, как путь к повышению самоценности или совладанию с возможным разделением или утратой.

10. Фантазия (“мечтай об этом”) — бегство в воображение с целью ухода от реальных проблем, связанных с разрешением внутриличностного конфликта.

Концепция невроза.

Невротический симптом – способ энергетической разрядки, вытеснения напряжения. Вырвавшаяся энергия направляется на определенный орган, который в результате выходит из строя.

Для всех психоаналитиков бессознательное – основное, но его содержание понимается по-разному.

Фрейд: основное содержание бессознательного – сексуальные и агрессивные импульсы.

Адлер: конфликт между чувством неполноценности и жаждой власти.

Юнг: бессознательное бывает двух видов: личное и коллективное (общее для всех людей психическое содержание – разум древних предков); организовно в виде архетипов.

Архетип – предласполагающие факторы, помогающие человеку реагировать в ситуациях, которых в опыте не было.

Комплексы, противоречащие нравственному чувству, вытесняются. Более аффективно заряженные – являются источником невротических расстройств.

Хорни: основная потребность – безопасность, потребность в удовлетворении – они находится в противоречии. Этот конфликт характерен и для больных, и для здоровых, важно количество, а не качество.

Фромм: потребность в свободе, автономии и безопасности. Механизмы бегства от свободы – авторитаризм, конформизм, деструктивизм. Так же важно количество, а не качество.

Терапия.

Исходя из вышеизложенного, Фрейд разработал лечебный метод, ключевые понятия которого: перенос, сопротивление, связь ассоциаций, интерпретация.

Основные положения.

  1. Интерес к многообразию инстинктивных импульсов, их выражению, трансформации, вытеснению.
  2. Уверенность в том, что подобное вытеснение главным образом сексуальное, то есть подавляются главным образом сексуальные импульсы, из чего следуют болезни в неправильном психосексуальном развитии.
  3. Представление о том, что неверное психосексуальное развитие связано с конфликтами и травмами прошлого, детства, особенно с эдиповым комплексом.
  4. Уверенность в сопротивлении выявлению этих тенденций, то есть у человека есть конфликты, но он этого не осознает.
  5. Представление о том, что мы в основном имеем дело с психологической борьбой биологических внутренних импульсов и инстинктов человека.
  6. Представление о защитной роли ЭГО в отношении СУПЕРЭГО.
  7. Приверженность концепции психологического детерминизма или каузальности, согласно которой все мысли, чувства, поведение не являются случайными, а связаны с событиями, которые им предшествовали, и пока эти события не будут осознаны, они помимо воли будут проявляться и определять мысли, чувства, поведение человека.

Так как невроз результат конфликта между бессознательным и сознательным необходимо осознать бессознательное (задача психотерапевта).

Фрейд считал, что есть психические феномены, в которых бессознательное проявляется:

  • связанные ассоциации
  • символические проявления бессознательного
  • перенос
  • сопротивление

Общий пафос – осознание бессознательного за счет его анализа.

Связанные ассоциации (фантазировние) – основная процедура психоанализа. Это определенная техника: пациент ослабляет контроль и говорит обо всем, что приходит ему в голову.

Символические проявления – согласно Фрейду, бессознательное не может прямо попасть в сознание, оно проникает в символических проявлениях (компромиссные проявления) – сновидения, фантазии, мечты, оговорки, описки, ошибочные действия.

Перенос (трансфер) – это отношения, возникающие между психоаналитиком и пациентом, возникающие в процессе психоанализа; это проекция на психоаналитика тех чувств и отношений, которые были у пациента в отношении значимого лица. Перенос может быть положительным (положительные чувства) и отрицательным (отрицательные чувства).

Чаще он амбивалентен (при сочетании положительного и отрицательного возникает угроза).

Во избежание переноса психотерапевт должен быть нейтральным, индеферентным.

Контрперенос – проекция психоаналитика на пациента своих мыслей, чувств, отношений. В классическом психоанализе – негативное явление. В современном анализе он допустим при условии рефлексии его с супервизором, при условии его парциальности.

Сопротивление – тенденция осознанно блокировать раскрытие болезненных переживаний, конфликтов. Это индикатор значимости.

Все 4 процесса подвергаются анализу, который предполагает определенную последовательность процедур: — конфронтация

  • прояснение
  • интерпретация
  • преодоление

Конфронтация – пациенту необходимо понимать, что он чего-то избегает.

Фокусировка (прояснение) – помещение значимых деталей в фокус.

Интерпретация – центральная процедура анализа (предыдущие его подготавливают).

Ее задача – сделать неосознаваемое – осознанным. Психоаналитик строит гипотезы в отношении событий.

  1. Основные теоретические конструкты, цели и техники бихевиорального направления.

Поведенческое направление.

Основано на психологии бихевиоризма; это практически приложение теории научения.

Психологическая концепция.

Теоретическая основа – бихевиоризм.

Начало 20 века – рождение бихевиоризма. Основоположник – Уотсон. Значительный вклад – Торндайк, Павлов, Бехтерев.

Методологическая основа – философия позитивизма (наука должна заниматься феноменами, доступными наблюдению).

Ортодоксы отождествляют поведение и психику. Человек — носитель форм поведения по форме стимул – реакция. Вопрос – промежуточные переменные (интервирующие или медиаторные переменные).

Промежуточные переменные – психические образования, которые опосредуют реакцию организма. На сегодняшний день – это мотивационные или когнитивные процессы.

Центральная проблема – научение, приобретение индивидуального опыта.

Существует три теории научения.

Научение – Процесс и результат приобретения индивидуального опыта, проявление определенных способов поведения в условиях действия конкретных раздражителей.

  1. Классическое научение.

Иначе обусловливание – выработка условного рефлекса (иначе кондиционирование).

Данная теория связана с именем Павлова.

Схема условного рефлекса стимул-реакция: рефлекс возникает только в ответ на действия.

  • Генерализация стимулов: если сформировалась условная реакция, то ее будут вызывать и сходные стимулы.
  • Угасание – постоянное понижение реакции при устранении связи между условным и безусловным стимулом.

2. Оперантное научение

Связана с именами Торндайка и Скинера.

Воздействие окружающей среды определяет поведение человека: подкрепляются последствия (научение типа Р – подкрепляется реакция).

Всякое подкрепление и положительное, и отрицательное, вызывает усиление поведенческой реакции, всякое научение ослабляет поведенческую реакцию.

подкрепление

наказание

Хорошее(адаптивное) поведение вызывает действие позитивного стимула

Неадаптивное поведение прекращает действие позитивного стимула

Хорошее (адаптивное) поведение прекращает действие негативного стимула

Неадаптивное поведение вызывает действие негативного стимула

При работе с детьми и подростками основная форма – поведенческий анализ.

Классическое обусловливание.

Стимул – реакция

  • научение типа С
  • классическая парадигма Павлова в основе
  • реакция возникает только в ответ на воздействие какого-то стимула
  • стимул предшествует реакции
  • подкрепление связано со стимулом
  • результат научения – респондентное поведение: поведение. Вызванное определенным стимулом, предшествующим поведению

Оперантное обусловливание.

Реакция — стимул

  • научение
  • оперантная парадигма Скинера в основе
  • желательная реакция может появиться спонтанно
  • стимул следует за поведенческой реакцией
  • подкрепление связано с реакцией
  • результат научения – оперантное поведение: поведение, вызванное подкреплением, следующим за поведением

3. Научение по моделям.

Научение по моделям или социальное научение (моделирование).Связано с именем Бандуры: человек обучается новому поведению не только, если его специально научают, но и когда наблюдает за другими людьми (моделями).

Человек имитирует других людей.Бандура называл свою теорию медиаторно-стимульная ассоциативная теория.

Действие.

  1. Наблюдатель видит новое поведение, которого нет в его репертуаре.
  2. Поведение модели может усиливать или ослаблять поведение, имеющееся в репертуаре наблюдателя.
  3. Поведение модели имеет функцию воспроизведения, то есть может быть усвоено наблюдателем.

Человек представляет внешнее влияние, реакции на них – возникает внутренняя картина мира, когнитивное представление. Они и управляют поведением человека.

Когнитивная психотерапия рассматривает эти когнитивные процессы, в ее основе лежит психология познавательных процессов.

Концепция невроза.

Здоровье и болезнь – результат того, чему человек научился или не научился. Если опыт адаптивный, адекватный, то личность здорова. Бихевиористов не интересует история возникновения невроза.

Невроз – не адаптивное поведение, которое возникло в рамках неправильного научения (с точки зрения бихевиоризма).

Психотерапия.

Практическое приложение концепций научения. Открытый для пациента процесс, четко формулируются цели.

1. Методы, основанные на классическом обусловливании.

Метод системной десинсибилизации по Вольпе (через воображение).

Смысл: погасить реакцию, надо сочетать ситуацию с противоположными состояниями.

1 этап: выяснение того, какую ситуацию надо изменить

2 этап: выяснение того, в каких ситуациях эта реакция проявляется

3 этап: составление иерархии ситуаций, вызывающих эту реакцию. Психотерапевтический результат – в какой минимальной ситуации проявляется реакция и по мере возрастания реакции.

4 этап: обучение произвольному мышечному расслаблению.

Метод произвольной мышечной релаксации по Джекобсону.

Задачи метода: — с помощью концентрации внимания выработка способности улавливать чувство напряжения в мышцах, когда оно имеется, и чувство мышечного расслабления

  • понижение порога восприятия этих двух противоположных состояний (различий)
  • на основе предыдущего, обучение произвольному расслаблению напряженных мышечных групп, даже если напряжение незначительно

Сначала отрабатывается одна группа мышц, потом объединяется вся рука, все лицо и т. д.

Освоение примерно за 8 сеансов по 15 минут (обязательна домашняя тренировка).

2. Методы, основанные на оперантном обусловливании

Жетонная система.

Ассертивный тренинг (тренинг уверенного поведения) – подкрепляются позитивные элементы поведения, а негативные переносятся заданием на другой этап.

3.Что понимают под промежуточными переменными, с тем и работают.

Основные методические приемы:

  • предоставление информации пациенту
  • самонаблюдение
  • осознание ошибок мышления и собственных ресурсов мышления

Основные черты:

  • актуальный диалог между пациентом и психотерапевтом
  • лечение ориентировано на цель и решение проблемы; переформулирование симптома в проблему научения, которую можно решить
  • основное внимание удаляется распознаванию скрытых моделей мышления и поведения