Тема 1 методологические и теоретические аспекты психологического исследования

1.1. Методология психологического исследования

В своей практической деятельности психолог пользуется определенными методами для достижения поставленной цели. Учение о методах, способах, приемах и принципах их построения получило название методология.

К вопросам методологии относятся как самые общие принципы познания, так и вполне конкретные приемы обращения с тем или иным предметом. Целесообразно говорить о различных уровнях методологии: философском, общенаучном и конкретно-научном.

Психология является не только теоретической наукой, она также относится к прикладным наукам. В процессе трудовой деятельности люди могут встречаться с трудностями, для преодоления которых требуются психологические знания. Если этих специальных знаний на данный момент психология не имеет, то возникает потребность в их получении путем проведения исследования.

Наряду с традиционно рассматриваемыми методами психологического исследования: наблюдением, анализом документов, опросом, беседой, анализом деятельности, экспериментом, выделяют иметоды научной информации: поиск, хранение и переработка данных, внедрение практических рекомендаций.

1.2. Основные понятия и категории исследования

Исходным пунктом психологического исследования является ситуация, ставящая проблему. Проблемная ситуация — состояние объекта психологического исследования, характеризующееся неустойчивостью, несоответствием его функционирования потребностям дальнейшего развития. В качестве проблемной ситуации могут выступать следующие факты: конфликтные ситуации, отличающиеся острым разногласием участников; трудности в создании более оптимальных условий, эффективных форм и методов работы (трудовой деятельности).

Проблема исследования — форма научного отображения проблемной ситуации. Она, с одной стороны, выражает реальные объективные противоречия, вызывающие проблемную ситуацию, с другой — указывает на противоречие между осознанием потребности определенных практических действий и незнанием средств и методов их реализации. Проблема формулируется как выражение необходимости изучения определенной области психологических явлений, разработки теоретических средств и практических действий, направленных на выявление причин, вызывающих противоречия, на их устранение.

3 стр., 1082 слов

Деловое общение. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВЕДЕНИЯ ПЕРЕГОВОРОВ. ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА СОТРУДНИКОВ НП УТИПБ

... ЧАСТЬ 21 2.1 ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ СИТУАЦИЯ И ЕЕ РАЗРЕШЕНИЕ 21 2.2 ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА СОТРУДНИКОВ НП "УТИПБ" ... коммерческие переговоры — одна из основных слагаемых его профессиональной деятельности. Любые переговоры — это каждый раз новый предмет для ... приемы используются, когда хотят затянуть переговоры, чтобы прояснить ситуацию, получить больше информации от партнера и т.д. ...

Цель исследования — модель ожидаемого конечного результата (решения проблемы), который может быть достигнут только с помощью проведения психологического исследования. Ориентация на поставленную в программе цель служит необходимым критерием эффективности предпринятых теоретических, методических и организационных процедур.

Ожидаемым результатом теоретически ориентированного психологического исследования может быть новое знание о структуре, функциях, формах и условиях развития психологического объекта. Методически ориентированное исследование направлено на разработку методики, отработку отдельных процедур, инструментария. В качестве продуктивного результата прикладного исследования могут выступать прогноз развития объекта, программа его совершенствования, отдельные практические рекомендации. Таким результатом могут быть алгоритмы типового решения достаточно изученных психологических проблем. Результаты прикладного исследования служат обоснованием, подтверждением уже имеющихся теоретических знаний. В прикладном исследовании цель следует согласовать с заказчиком.

Задачи исследования — конкретные требования, предъявляемые к анализу и решению сформулированной проблемы. Они служат средством реализации цели, носят инструментальный характер, указывают на потенциальные возможности достижения цели с помощью процедур исследования. Могут быть поставлены задачи достижения нового знания отдельных эмпирических фактов, воспроизведения системы факторов, их взаимосвязи, получения целостной картины изучаемого психического явления (процесса, состояния, образования, свойства) в виде модели или теоретической схемы.

Задачи раскрывают содержание предмета исследования, согласуются с гипотезами. Есть общие задачи, ориентированные на решение центральной проблемы исследования, и дополнительные, касающиеся отдельных аспектов проблемы, способов ее решения. Основные разворачиваются с помощью комплекса неосновных задач, заданий и требований к этапам и процедурам исследования.

11 стр., 5233 слов

Решение практических психологических задач Ощущение

... о психологических причинах, препятствующих решению задачи во втором варианте. Какие психологические условия необходимы для успешного решения задачи во втором ... глаз в сложном зрительном восприятии. Исследование показало, что при рассмотрении объекта глаз никогда не остается в покое ... первое, ни второе задание. № 4 При исследовании звуковысотного слуха обнаружено, что чувствительность к малым высотным ...

Объект исследования — носитель проблемной ситуации, конкретная сфера деятельности субъекта, включенная в процесс научного познания. Выделение объекта осуществляется на основе анализа проблемы. В качестве объекта вычленяют психическую сферу, содержащую противоречие, проблемную ситуацию. Поскольку определенная проблема может проявляться на различных психологических уровнях, то при ее изучении возможно обращение к различным психическим явлениям.

На стадии разработки программы необходимо не только указать объект исследования, но и достаточно полно описать его в системе факторов, влияющих на его функционирование, вызывающих проблемную ситуацию. Достаточно эффективным является выборочное исследование элементов объекта изучения. Уточнение объекта в программе осуществляется через определение генеральной и выборочной совокупности. Тем самым определяется масштаб самого исследования, границы той области психологических явлений, по отношению к которой применимы его результаты.

Теоретические выводы строятся относительно идеализированного объекта психологического исследования. Идеализированный объект — теоретическая модель исследуемого объекта, вводимая на теоретическом уровне анализа (например, модель творческого отношения к труду).

Взаимосвязь между идеализированным и эмпирически наблюдаемым объектами реализуется посредством эмпирической интерпретации теоретических понятий.

Построение модели объекта в виде системы факторов — одна из процедур программы. Системный анализ объекта — представление объекта в качестве аналитически расчлененной системы, т. е. комплекса элементов и связей, образующих во взаимодействии целое, в котором предполагаемое изменение одного из элементов вызывает изменение других элементов и всей системы. Системный анализ предполагает изучение объекта как некоторой целостности с вычленением образующих его элементов, их характеристик, описание функций элементов, а также взаимосвязей между ними и каждого элемента с системой. Анализ модели объекта дает возможность уточнить проблемную ситуацию, предмет, создает предпосылки для выдвижения гипотез, выделения единиц и категорий анализа.

10 стр., 4901 слов

Объект, предмет и основные понятия психологии правозащитной деятельности

... " по теме: "Объект, предмет и основные понятия психологии правозащитной деятельности" ... , получение образцов для сравнительного исследования и др. Психическое состояние ... основные положения каждого структурного элемента Конституции РФ. 2. ... Особенно важно знать этапные факторы формирования личности обвиняемого, существенные ... . Установив на основе анализа психологического наблюдения, психологический контакт ...

Предмет исследования — наиболее существенные свойства и отношения объекта, познание которых особенно важно для решения проблемы психологического исследования. Определение предмета зависит как от свойств объекта и характера поставленных проблем, так и от уровня научных знаний, имеющихся в наличии исследовательских средств, которыми располагает психолог. Он формируется на основе анализа свойств и признаков объекта исследования, но не совпадает с ним. Один и тот же объект может изучаться для решения различных проблем и предполагать множество предметов исследования.

Предмет устанавливает познавательные границы, в пределах которых изучается конкретный объект в данном исследовании. Правильный выбор предмета обеспечивается строгой формулировкой проблемы, системным анализом объекта. В тех случаях, когда проблема исследования не выявлена достаточно ясно, для установления предмета необходимо поисковое исследование. Правильный выбор предмета способствует выдвижению адекватных гипотез, успешному решению проблемы исследования.

Гипотеза исследования — научное предположение о структуре объекта, о характере и сущности связей между его элементами, о факторах, обусловливающих эти связи. Она является главным методологическим инструментом исследования. Гипотезы указывают на способ согласования факторов, составляющих проблемную ситуацию, выражают способ решения проблемы исследования и достижения его целей. Характер основных гипотез предполагает логику исследования; все его последующие процедуры направлены на обоснование, доказательство или опровержение гипотез.

7 стр., 3050 слов

Анализ медико-социальных проблем больных наркоманией

... данной работы актуальна и практически значима. Объект исследования: наркомания. Предмет исследования: анализ медико-социальных проблем больных наркоманией. Цель исследования: определить социальные и медицинские признаки больных ... опиатам привыкают вдвое быстрее, чем к транквилизаторам). Следует различать два понятия: привыкание к веществу (необходимость увеличения дозы для достижения клинического ...

В методологическом отношении гипотезы служат звеном между теоретической концепцией и эмпирической базой исследования, они предназначены для проверки тех зависимостей, которые включены в теоретическую схему и на изучение которых направлены задачи исследования. В этом плане гипотеза есть своеобразный прогноз ожидаемого решения исследовательской задачи. Гипотезы помогают формулировать проблемы, цели, основные задачи; определить объект и предмет исследования; организовать процесс научного поиска; выбор методов исследования. Проверка гипотез осуществляется на основе выведения из них следствий с последующей эмпирической проверкой с помощью процедур операционализации, измерения, регистрации и анализа.

Интерпретация понятий — процедура истолкования, уточнения смысла понятий, составляющих концептуальную схему психологического исследования. Поддерживает научный уровень исследования, единство смыслового содержания элементов и процедур исследования, более полное инструментальное использование понятий как теоретических норм анализа процессов. В психологическом исследовании используются три основных вида интерпретации: теоретическая, эмпирическая и операциональная, с помощью которых обеспечивается связь теоретического и эмпирического уровня анализа процессов, теоретических положений с реально наблюдаемыми фактами действительности, методами измерения, поиска, регистрации и анализа эмпирических признаков.

Эмпирический индикатор — элемент или характеристика объекта, которые доступны наблюдению и которые можно измерить. В прикладном исследовании индикаторы служат эмпирической и операциональной интерпретации опорных понятий. Они представляют (репрезентируют) признаки изучаемого объекта и, будучи поставленными в соответствие с теоретическими понятиями, выражают фактическое эмпирическое содержание понятий или связей понятий.

10 стр., 4711 слов

Анализ программ, рекомендованных в работе по физическому воспитанию

... осуществлении этого направления помогают программы по физическому воспитанию дошкольников. Анализ программ, рекомендованных в работе по ... достаточного оздоровительного воздействия. В наших исследованиях и исследованиях других авторов экспериментально доказана эффективность физического ... достижений спортивной науки для решения методологических проблем физического воспитания детей дошкольного и школьного ...

Категории анализа — единицы, выражающие смысловые признаки объекта исследования или его отдельных элементов (единиц анализа).

В ходе эмпирической интерпретации категории (как и единицы анализа), служат для обозначения эмпирических индикаторов и их последующего измерения, регистрации, анализа.

Единицы анализа — части, элементы объекта исследования, которые подлежат эмпирическому обследованию. Они несут в себе определенные смысловые характеристики — признаки, которые обозначаются категориями анализа.

Единица счета — количественная характеристика единицы анализа. Она фиксирует регулярность, с которой встречается в обследуемой выборке та или иная смысловая единица.

Виды факторов в системном анализе объекта:

Общие факторы — присущи всему классу объектов.

Специфические факторы — проявляются в части объекта.

Внешние факторы — исходят от среды.

Внутренние факторы — содержатся в объекте.

Объективные факторы — предпосылки действий субъекта, независящие от него.

Субъективные факторы — зависят от субъекта.

Прямые факторы — действуют непосредственно.

Косвенные факторы — действуют опосредованно.

1.3. Составление программы психологического исследования

Разработка программы психологического исследования предваряет все другие этапы и процедуры, составляет их методологическую основу. Программа психологического исследования — документ, содержащий методологические, методические и организационные предпосылки научного поиска. Она содержит теоретические предпосылки, основные цели и задачи исследования, обоснование методики сбора, обработки и анализа психологических данных. Основное назначение программы раскрывается через ее функции.

Методологическая функция программы — состоит в определении научной проблемы, для решения которой проводится психологическое исследование для установления системы его внешних связей (отношение к другим исследованиям по аналогичной проблематике).

12 стр., 5810 слов

Анализ парциальных программ музыкального развития

... , музыкально-игровой деятельности (плясок, игр, хороводов). Основная задача программы – введение ребенка в мир музыки с радостью и улыбкой ... . Наличие выписанного музыкального материала и аудиозаписей устраняет проблему поиска нотного и аудиоматериала. Разработка занятий сделана ... домашнем воспитании, не поддается четкой характеристике и анализу, поэтому мы будем рассматривать процесс обучения и ...

Она фиксирует исходное представление об изучаемом объекте, его первоначальное состояние, формирует общую цель и необходимые для ее достижения конкретные задачи исследования.

Методическая функция программы — содержит общий логический план (методический замысел), на основе которого осуществляется переход от теоретических положений к использованию методов измерения, регистрации и анализа психологических данных; упорядочивает методические средства и процедуры в соответствии с поставленными задачами, обеспечивает возможность сопоставления результатов разных исследований.

Организационная функция программы заключается в интеграции деятельности членов исследовательской группы для решения поставленной проблемы, в достижении рационального разделения труда. Программа служит основой планирования работ, контроля поэтапного хода психологического исследования.

Основные нормативные требования к программе психологического исследования таковы:

  1. Ориентация на теоретические положения общей психологии.
  2. Научная принципиальность в оценке и поиске решения психологических проблем.
  3. Нацеленность логического анализа на конечные результаты исследования и их практическую реализацию.
  4. Всемерное использование опыта проведенных психологических исследований, имеющихся фактических данных по разрабатываемым проблемам.
  5. Обоснованность всех элементов и процедур, их целостность и концептуальное единство.
  6. Гибкость положений, допускающая возможность их анализа, уточнения и конкретизации на следующих этапах.
  7. Возможность творческого научного поиска.
  8. Четкость формулировок.
  9. Обсуждение и документирование программы.

Этапы и процедуры разработки программы

1.Подготовительный этап.

  • Характеристика проблемной ситуации.
  • Информационно-поисковый анализ разработанности темы.
  • Логический анализ — выделение проблемы, цели, объекта, предмета.
  • Знакомство с объектом. Методическая подготовка к сбору информации, сбор и анализ материала.

2.Оперативный этап.

  • Моделирование объекта.
  • Уточнение проблемной ситуации, ее логический анализ в опорных понятиях, формулирование проблем.
  • Уточнение объекта, темы, цели, основных задач, предмета.
  • Выдвижение основных гипотез и возможных следствий из них.
  • Уточнение задач — теоретических, методических, практических.

3.Заключительный этап.

  • Логический план исследования.
  • Схема понятий операциональной интерпретации, единиц и категорий анализа. Методы сбора и анализа информации.
  • Формы выборки и задания к ней.
  • Методические задания.
  • Проект организационного плана.
  • Проект программы, его экспертиза.

Типичные ошибки и трудности в разработке программы

  1. Сформулированы проблемы, не отражающие реальной ситуации, состояние объекта, сущности проблемной ситуации. Поставлены уже решенные ранее проблемы.
  2. Цель исследования не связана с выделенной проблемой, сформулирована абстрактно, не отражает специфики объекта. Не определены задачи исследования.
  3. Поставленные задачи оторваны от реальных возможностей, средств исследования.
  4. В ходе разработки программы не проведен анализ модели объекта в системе факторов.
  5. На основе имеющихся данных трудно установить границы объекта, его состав, структуру.
  6. Не обозначен предмет исследования. Дана слишком узкая (широкая) его интерпретация.
  7. В ходе работы над программой выяснилось, что теоретически слабо разработано предметное содержание проблемы.
  8. В ходе исследования игнорируется значение его теоретической модели. Акцент перенесен на анализ эмпирических показателей.
  9. Смешивается теоретический и эмпирический уровень анализа процессов.
  10. Теоретическая интерпретация проводится фрагментарно. Не установлена логическая связь опорных понятий исследования.
  11. В исследовании отсутствует гипотеза.
  12. Ограниченность исходных данных при выдвижении гипотез.
  13. Не проведена теоретическая интерпретация гипотез.
  14. Основная гипотеза значительно уже (шире) поставленной проблемы (основных задач) исследования.
  15. Не проведена эмпирическая и операциональная интерпретация гипотез.
  16. В ходе эмпирической интерпретации гипотез введен слишком широкий (узкий) круг эмпирических индикаторов.
  17. Гипотеза выражает положения, не поддающиеся прямой эмпирической интерпретации.
  18. Не соотнесены между собой категории и единицы анализа, не построена схема понятий операциональной интерпретации.
  19. Не установлены задания к составлению методики, к процедурам, к проектированию инструментария исследования.
  20. Понятия используются в исследовании в различных значениях, не уточнено их содержание, отсутствует концептуальное единство исследования.
  21. Нет логического плана исследования.
  22. Не проведена экспертиза программы.
  23. Программа не документирована.

1.4. Выбор объекта, предмета, проблемы и цели исследования

Начинается исследование с определения его объекта и предмета. Под объектом исследования принято понимать часть объективной реальности, которая на данном этапе становится предметом практической и теоретической деятельности исследователя как социального существа (субъекта).

Предметом исследования считают зафиксированные в опыте и включенные в процесс практической деятельности человека стороны, свойства и отношения объекта, исследуемые с определенной целью в данных условиях и обстоятельствах. Понятия «объект» и «предмет» относительны. По мере развития знаний об объекте открываются его новые стороны, которые становятся предметом познания. Таким образом, предмет исследования является более узким понятием, чем его объект. Он является частью, стороной, элементом объекта. Например, объектом исследования может быть личность в целом, а предметом исследования — только одно из свойств личности (направленность, характер, способности, темперамент).

Поэтому исследователь должен четко обозначать, что в данном исследовании является объектом, а что — предметом исследования. При этом объект должен быть назван не безгранично широко, а таким образом, чтобы это был именно непосредственно следующий за самим предметом исследования круг объективной реальности. Этот круг должен включать в себя предмет в качестве важнейшего элемента, который характеризуется в непосредственной взаимосвязи с другими составными частями данного объекта и может быть однозначно понят лишь при сопоставлении с другими сторонами объекта.

Проблема исследованиянепосредственно связана с предметом исследования, но в то же время имеет и свою специфику. Проблема исследования является характеристикой некоторой проблемной ситуации, отражением противоречия междутипичнымсостоянием предмета исследования в реальной практике и требованиями эффективного функционирования объекта исследования. Проблема исследования всегда связана с определенным совершенствованием предмета исследования, с выявлением причин обнаруживаемых противоречий, с разработкой системы мер, направленных на повышение эффективности и качества функционирования предмета исследования, с углублением теоретических представлений о предмете исследования. Поэтому в том случае, когда предметом исследования являются способности, а объектом исследования — личность, проблемой исследования может стать формирование способностей, их становление и развитие и т. п.

Целью любого научного исследования является решение определенной проблемы. Практически проблема исследования перерастает в цель исследования, которую поставил перед собой психолог в процессе разрешения возникшей проблемы, т. е. цель исследования состоит в том, чтобы разрешить какую-то проблему.

1.5. Постановка задач и разработка гипотезы исследования

Цельподразделяется на ряд более конкретныхзадачисследования. Задачи исследования ставятся исследователем на основе теоретического анализа возникшей проблемы и оценки состояния ее решения на практике.

Анализ состояния теории и практики решения той или иной проблемы предполагает, в первую очередь, широкое ознакомление с психологической литературой по данному вопросу. При изучении литературных источников, как показывает опыт, должно быть выявлено следующее:

  • основная идея автора, его позиция по исследуемой проблеме;
  • что особенно удалось автору в ее изучении;
  • чем отличается его позиция от традиционной, что нового внес он в изучение этой проблемы;
  • о чем автор полемизирует с другими исследователями;
  • какие идеи автора особенно удачно аргументированы, а какие — неубедительны;
  • какие идеи, выводы, рекомендации вызывают возражения и почему;
  • какие основные вопросы проблемы не отражены в его работе;
  • какие в связи с этим встают задачи дальнейшего изучения данной проблемы.

Такой предварительный анализ литературы позволяет ученому сформулировать проект своего исследования. Задачи исследования могут включать в себя следующие элементы (они изменяются в зависимости от самого характера научной проблемы):

  • решение определенных теоретических вопросов, входящих в общую проблему (например, выявление сущности исследуемого психологического понятия, явления, дальнейшее совершенствование его определения, разработка признаков, уровней функционирования, критериев эффективности, принципов и условий применения и т. п.);
  • экспериментальное изучение практики решения данной проблемы, выявление ее типичного состояния, типичных недостатков и затруднений, их причин (такое экспериментальное исследование позволяет уточнить, проверить имеющиеся в литературе данные, поднять их с уровня мнений отдельных авторов на уровень научных фактов, доказанных в ходе специального исследования);
  • обоснование необходимой системы мер для решения поставленной задачи (это обоснование, с одной стороны, опирается на теоретические данные, полученные автором в ходе решения первой задачи своего исследования, а с другой — на данные решения второй задачи исследования. Обоснование системы мер практически совпадает с конкретизацией гипотезы исследования);
  • экспериментальную проверку предложенной системы мер с точки зрения соответствия ее критериям оптимальности, т. е. достижения максимально возможных в соответствующих условиях результатов;
  • разработку методических рекомендаций для тех, кто будет использовать результаты исследования на практике (если это исследование посвящено развитию теории, то рекомендации могут быть обращены к другим исследователям более частных проблем).

Задачи исследования должны быть соизмеримы по своей значимости. Надо преодолеть часто встречающееся «соседство» общих (крупных) и частных задач, которые порой вообще являются элементами предыдущей задачи.

Цель и задачи исследования — понятия относительные. Задача одного исследования может стать целью другого исследования, подразделяясь уже на ряд более конкретных задач. Непременным требованием к каждому исследованию, (которое нередко нарушается) считается логическое соответствие названия темы исследования, его объекта, предмета, проблемы, целей, задач его структуре. Совокупность выдвинутых задач призвана полноценно отражать цель исследования. Цель работы должна строго соответствовать проблеме исследования.

Если, например, исследуются психологические основы совершенствования учебно-воспитательного процесса, то возможны такие задачи исследования:

  1. Выявление теоретических и методических аспектов исследования учебно-воспитательного процесса.
  2. Изучение психологических особенностей учебно-воспитательного процесса.
  3. Разработка системы психологического обеспечения учебно-воспитательного процесса.
  4. Обоснование психологических средств совершенствования учебно-воспитательного процесса.
  5. Определение психологических условий совершенствования учебно-воспитательного процесса.

После формулирования задач моделируется начальный вариант гипотезыисследования в самом общем виде, который будет конкретизирован на последующих этапах научной работы. Гипотеза должна быть современной: ведь ее возникновение подготовлено, как правило, общей логикой развития науки, а подтверждение или опровержение стало возможным именно в данный момент времени. Она не может быть сведена к прогнозированию, так как включает отношение к невыявленному прошлому (историко-психологические гипотезы), непознанному настоящему и будущему (прогностические гипотезы).

К гипотезе предъявляются определенные требования. Во-первых, она не должна состоять из большого количества предложений: как правило, одно — основное, редко — больше; во-вторых, в нее нельзя включать понятия и категории, неясные исследователю; в-третьих, при формулировке гипотезы следует избегать ценностных суждений, гипотеза должна соответствовать фактам, быть проверяемой и применимой к широкому кругу явлений; в-четвертых, требуются безупречное стилистическое оформление, логическая простота, соблюдение принципов преемственности.

Реальную гипотезу сформулировать вполне обоснованно можно только на определенном уровне знания проблемы. Это предполагает предварительный системный анализ объекта исследования. Если, например, мы хотим сделать предметом целенаправленного исследования способности, необходимо разложить это психическое свойство личности на основные элементы и вычленить в нем существенные отношения. Какие это будут отношения и каков будет дальнейший способ анализа, определяет общая направленность исследования, его ведущая идея, цель и задачи. Таким образом создается гипотетическая система, элементы и связи которой становятся предметом исследования.

По различным основаниям можно выделить следующие виды гипотез:

  1. По содержанию предположения: описательные — фактическое состояние объекта; объяснительные — причинно-следственные связи, установленные подтверждением описательных гипотез.
  2. По уровню анализа: теоретические — характер связей идеализированных объектов; статистические — характер взаимосвязей в системе показателей и индексов статистики; эмпирические — характер взаимосвязи эмпирических признаков в системе операциональных понятий и показателей.
  3. По отношению к задачам исследования: основные — существенные связи объекта, обеспечивающие решение проблем; неосновные — побочные, но важные для решения проблем связи объекта.
  4. По месту в логической структуре доказательства: гипотезы-основания — доказываются с помощью выводимых гипотез; гипотезы-следствия — выводятся из основных и доказывают их в ходе анализа эмпирических признаков.
  5. По степени научной обоснованности: первичные — на начальных этапах анализа; вторичные — на основе проверки, уточнения первичных; рабочие -служат в качестве исходных предположений.

Следовательно, возможны различные виды гипотез, основными из которых являются два вида. Первый — описательные гипотезы, в которых раскрываются причины и возможные следствия. Второй — объяснительные гипотезы: в них дается объяснение возможным следствиям, исходя из определенных причин, а также характеризуются условия, при которых эти следствия обязательно последуют, т. е. объясняется, в силу каких факторов и условий будет вытекать данное следствие. Описательные гипотезы не обладают предвидением, а объяснительные обладают таким свойством. Закон описывает причины, следствия и условия, в силу которых причина вызывает это следствие. Поэтому объяснительные гипотезы выводят исследователей на предположения о существовании определенных закономерных связей между явлениями, факторами и условиями.

Точнее, гипотезы в психологических исследованиях могут предполагать, что одно из средств (или несколько) будет более эффективным, чем другие средства. Здесь гипотетически высказывается предположение о сравнительной эффективности средств. Однако при этом часто не дается объяснения такого явления, а просто предполагается, что эксперимент докажет эту большую эффективность. Более обоснованная формулировка гипотезы о сравнительной эффективности предполагает, что исследователь даст объяснение гипотетической закономерности, которая обязательно обеспечит большую эффективность, и организует проверку не только результата, но и самого функционирования этой закономерной связи.

Вариант исследования, позволяющий обоснованно формулировать гипотезу, сложнее. С познавательной точки зрения он может иметь разные формы. Если уже существуют определенные знания об изучаемом предмете, то можно дать описательные гипотезы, выражающие предположение о характере связей между элементами исследуемого предмета (структурные связи) и об отношениях взаимодействия (функциональные связи).

Более высокий уровень гипотетического предсказания состоит в том, что автор исследования высказывает гипотезу о том, что какая-то система мер будет не только лучше другой, но и из всех возможных систем окажется самой оптимальной с точки зрения определенных критериев, и не только результативности, но и экономного расходования времени, усилий, средств и т. д. Такая гипотеза нуждается в еще более строгом и оттого более развернутом доказательстве.

Еще более значимы гипотезы, связанные с предположением закономерного характера, доказываемого в ходе исследования положения. Такая гипотеза требует ряда процедур, подтверждающих, что существующая связь между психологическими явлениями, факторами и условиями носит именно закономерный характер, т. е. является психологическим законом. У таких гипотез — большое будущее в развитии психологии, они способствуют переходу к теоретическим обобщениям закономерного характера.

Исходя из вышеизложенных положений, для более глубокого усвоения технологии разработки гипотез необходимо рассмотреть этапы их выдвижения, обоснования и проверки.

Этап выдвижения гипотез

  1. Сбор исходных данных, теоретических, эмпирических практических сведений об объекте, предмете и проблеме исследования.
  2. Выдвижение исходных предположений о характере связей объекта, факторах проблемной ситуации, способах решения проблем, задач на основе принципиальных теоретических положений, имеющихся фактических данных, интуитивных предположений.
  3. Уточнение содержания предположений средствами теоретической и эмпирической интерпретации понятий, составляющих предположение.
  4. Уточнение логической формы предположений, соотнесение объекта и содержания понятий, составляющих предположение.

Этап обоснования гипотез

  1. Классификация выдвинутых предположений, установление логической связи между отдельными предположениями. Выделение наиболее общих предположений, характеризующих существенные и значимые аспекты проблемы, способы решения основных задач исследования.
  2. Выделение основной гипотезы. Уточнение ее теоретического содержания средствами теоретической интерпретации.
  3. Уточнение связей основной гипотезы, выражающих ее аспекты и поддающихся эмпирической интерпретации.
  4. Теоретическое обоснование гипотез-следствий. Выдвижение альтернативных предположений по отношению к гипотезам-следствиям.
  5. Эмпирическая интерпретация гипотез-следствий.
  6. Операциональная интерпретация гипотез.
  7. Установление критериев и показателей эмпирической и теоретической проверки.

Этап проверки гипотез

  1. Получение фактических данных, расчет показателей, характеризующих выраженные в гипотезе связи, их интерпретация. Экспериментальная проверка гипотез.
  2. Принятие или отклонение эмпирических гипотез в соответствии с установленными критериями.
  3. Анализ причин отклонения эмпирических гипотез. Анализ возможных ошибок в процедурах измерения, регистрации, преобразования и расчета данных.
  4. Анализ побочных (непредполагаемых) данных. Выдвижение предположений о характере их связи с гипотезами-следствиями и гипотезами-основаниями.
  5. Интерпретация принятых эмпирических гипотез и логическое доказательство гипотез-оснований.
  6. Построение выводов из доказанных гипотез по отношению к проблеме, предмету, задачам исследования.

Основные нормативные требования к процедурам выдвижения, обоснования и проверки гипотез

  1. Соответствие исходным методологическим принципам общей психологии.
  2. Соответствие научным положениям, выводам, истинность которых подтверждена научно установленными фактами. В случае выдвижения гипотезы, опровергающей установленные теоретические положения, необходима экспериментальная проверка этой гипотезы и установление ее логических связей с опровергаемыми положениями.
  3. Обязательность теоретической интерпретации понятий, составляющих гипотезу.
  4. Она должна быть проверяемой имеющимися в распоряжении исследовательскими средствами. Формулирование гипотезы должно предполагать способ ее проверки.
  5. Внутренняя непротиворечивость и логическая обоснованность — ее построение должно соответствовать логическим правилам.
  6. Эмпирическая обоснованность. Обязательность эмпирической и операциональной интерпретации гипотез.
  7. Правильность, надежность, полноценность проверки.
  8. Репрезентативность, валидность, надежность данных, с помощью которых осуществляется проверка гипотез.

1.6. Выбор методов психологического исследования

После формулирования гипотезы избираются методы исследования. Важно подчеркнуть, что методы исследования избираются с учетом специфики задач, поставленных ученым перед собой, а не путем простого перечисления всех известных методов психологического исследования, что еще нередко можно встретить в научных публикациях. Ведь психология располагает большим арсеналом методов, и чем конкретнее представления ученого о возможностях различных методов, тем более оптимальное сочетание их он может избрать для разрешения поставленной проблемы. В связи с этим начинающие исследователи должны хорошо продумать логику научного поиска поставленной задачи.

В наиболее общей и типичной форме можно выделить несколько основных этапов исследования, на каждом из которых должны быть применены своеобразные сочетания научных методов.

Одним из первых этапов решения задач исследования является общая характеристика основных понятий предмета исследования, т. е. определение этих понятий, выявление их основных компонентов, обоснование признаков, по которым можно судить о понятиях, установление возможных уровней их развития и формулирование критериев для определения степени достижения этих уровней. На этом этапе естественным является превалирование методов теоретического поиска, которые автор избирает с учетом особенностей проблемы и своих возможностей, а также применения определенной конкретно-методической концепции для исследования избранной проблемы.

На следующем этапе исследования возникает необходимость дать анализ типичного состояния практики решения подобных задач, и поэтому исследователь выбирает возможный арсенал методов анализа реальных психологических явлений (наблюдения, беседы и т. д.).

Затем возникает необходимость конкретизировать гипотезу исследования, т. е. высказать предположения о том, какие комплексы средств окажутся наиболее рациональными для достижения поставленной цели, как они должны изменяться с развитием самого объекта, на каком уровне его развития какие средства будут самыми эффективными. Здесь полезно иметь определенную схему выбора методов, которую можно изобразить так.

На следующем этапе исследования осуществляется проверка достоверности гипотез, и здесь уже необходимо ввести в действие методы эксперимента и опытной проверки, которые позволят выбрать наиболее удачные варианты решения соответствующих психологических задач.

Наконец, исследователю надо предусмотреть, какие методы будут применены на заключительном этапе исследования, когда осуществляется обобщение результатов исследования и формулируются психологические рекомендации. Чаще всего здесь требуется сочетание методов теоретического обобщения данных эксперимента и прогнозирования дальнейшего совершенствования психических процессов, состояний, образований и свойств.

Таким образом, выбор методов исследования не является произвольным актом в деятельности ученого, а определяется особенностями решаемых задач, спецификой содержания проблем и возможностями самого исследователя. В связи с этим необходимо не просто перечислять все используемые методы, а последовательно обосновывать выбор методов для решения каждой из основных задач исследования, указывая, что на определенном этапе исследования, для решения определенной задачи по ряду причин подбирается необходимый комплекс методов.

Вслед за выбором методов исследования наступает собственно изучение предмета и проблем исследования, точнее решение поставленных задач выбранными методами. Чаще всего это изучение начинается с теоретического анализа проблемы и предшествующего уровня ее изученности.

1.7. Виды и процедуры интерпретации понятий и данных

Виды интерпретации понятий

  1. Теоретическая: связь с более общими понятиями; связь с понятиями меньшей степени общности; связь с фактами.
  2. Эмпирическая: прямое установление эмпирических признаков; косвенное установление эмпирических признаков через логические связи.
  3. Операциональная: установление операций с эмпирическими признаком.

Процедуры теоретической интерпретации

  1. Предварительное выделение опорных понятий, составляющих концептуальную схему исследования.
  2. Определение их общего содержания через установление их логической связи с понятиями и категориями общей и отраслевой социологии, других наук, изучающих предметную область исследования.
  3. Конкретизация опорных понятий через понятия меньшей степени бщности, отражающих предметную область исследования.
  4. Уточнение логической связи выделенных понятий. Проверка их полноценности, способности адекватно выразить смысловое содержание объекта, предмета, целей, задач, гипотез. Проверка непротиворечивости определений понятий по отношению к предмету исследования.
  5. Построение схемы опорных понятий для их эмпирической интерпретации.

Процедуры эмпирической интерпретации

  1. Выделение признаков теоретических определений, понятий, необходимых для эмпирической интерпретации, выражающих содержание, наиболее значимое для анализа предмета и гипотез.
  2. Поиск, выделение эмпирических индикаторов — единиц анализа: состава эмпирических объектов, содержащих в себе смысловые характеристики интерпретируемых понятий.
  3. Поиск и выделение эмпирических индикаторов — критерий анализа на основе состояний, признаков объекта (единиц анализа).

3.1. Выделение категорий анализа с использованием факторной интерпретации в ходе системного анализа объекта с помощью классификационных процедур.

  1. Выделение категорий анализа в форме признака, имеющего наиболее существенное отношение к понятию.
  2. Выделение категорий анализа на основе нормативов и показателей исследуемого процесса.
  3. Выделение категории анализа как постоянно сопутствующего признака объекта.
  4. Использование экспертных оценок для выделения категорий анализа.
  1. Установление соответствия выделенных категорий анализа единицам анализа. Построение классификационной схемы категорий анализа и единиц анализа.
  2. Проверка соответствия эмпирических индикаторов интерпретируемым понятиям. Экспертная оценка эмпирических индикаторов, их проверка средствами наблюдения.

Процедуры операциональной интерпретации

  1. Выбор типов шкал измерения для единиц и категорий анализа, определение допустимых преобразований на основе анализа и классификации их свойств (прямые-косвенные, объективные, неповторяемые-повторяющиеся, дискретные, непрерывные и т. д.).
  2. Построение шкал измерения категорий и единиц анализа. Выделение эталона измерения и установление единиц счета.
  3. Установление состава процедур и инструментов поиска единиц и категорий анализа.
  4. Установление состава процедур и инструментов регистрации, измерения категорий и единиц анализа.
  5. Выбор методов сбора первичной информации на основе заданий к процедурам поиска, измерения и регистрации эмпирических индикаторов.
  6. Установление состава необходимых и допустимых процедур преобразования и анализа зафиксированных признаков.
  7. Определение состава процедур реинтерпретации понятий (интерпретации данных в ходе проверки гипотез).
  8. Уточнение определений эмпирических индикаторов на основе выделенных требований к операциям и процедурам их поиска, измерения, регистрации, преобразования и анализа. Построение схемы понятий операциональной интерпретации.

Общие требования к процедурам интерпретации

  1. Целостность и единство всех видов интерпретации, обеспечивающих логику содержания опорных понятий исследования.
  2. Необходимость учета качественного различия теоретического и эмпирического уровней анализа; невозможность полного сведения признаков теоретической, эмпирической, операциональной интерпретации (несводимость признаков одного вида к признакам другого вида).

Требования к теоретической интерпретации

  1. Соответствие определений используемых понятий категориям психологии, других наук, изучающих эту область предмета.
  2. Ориентация на существенные признаки понятий, на проблемное содержание исследуемого процесса, системные характеристики объекта.
  3. Необходимость выделения особенностей объекта, проблемы, предмета исследования.
  4. Целостность интерпретации. Интерпретируется не одно понятие, а вся концептуальная схема. Необходима логическая связь понятий, непротиворечивость понятий по отношению к предмету исследования и друг к другу.
  5. Соответствие процедур теоретической интерпретации логическим правилам.
  6. Терминологическая и лексическая точность определений, отсутствие двусмысленности понятий. Лаконичность, выразительность определений. Доступность их использования на всех этапах исследования.
  7. Возможность их последующей эмпирической интерпретации.

Требования к эмпирической интерпретации

  1. Адекватность эмпирических индикаторов объекту. Они должны принадлежать объекту, быть для него достаточно значимыми (неслучайными), отражать его специфику (объективные и субъективные оценочные характеристики).
  2. Адекватность концептуальной схеме. Эмпирические индикаторы репрезентируют опорные понятия, их наиболее существенные признаки, их взаимосвязь.
  3. Адекватность методам и возможностям исследования. Доступность индикаторов поиску, измерению, регистрации признаков индикатора, их последующему преобразованию и анализу.

Требования к операциональной интерпретации

  1. Адекватность операциональных индикаторов используемым процедурам, инструментарию, средствам исследования. Возможность сохранения допустимого предела преобразований и смыслового содержания эмпирических индикаторов на всех этапах исследования.
  2. Правильность использования процедур операционализации. Точность, надежность процедур.
  3. Ориентация процедур операциональной интерпретации на выдвижение, обоснование и проверку гипотез.

Этапы использования процедур интерпретации

1.Предварительная интерпретация.

  1. Определение понятий в ходе анализа проблемной ситуации.
  2. Выделение теоретических понятий, раскрывающих проблемы.
  3. Предварительное описание модели объекта в системном анализе. Эмпирическая интерпретация системных характеристик.

2.Интерпретация опорных понятий:

  1. Теоретическая и эмпирическая интерпретация при уточнении целей, задач, объекта, предмета. Выделение состава опорных понятий.
  2. Концептуальное обоснование гипотез исследования. Эмпирическая интерпретация гипотез-следствий.
  3. Операционализация понятий эмпирических гипотез. Выделение категорий, единиц анализа, единиц счета.

3.Интерпретация данных:

  1. Индексов, показателей в ходе проверки эмпирических, статистических гипотез.
  1. Эмпирически проверяемых гипотез, фактов.
  2. При обобщении выводов.

1.8. Понятие о выборочном методе исследования

Выборочный метод позволяет делать заключения о характере распределения изучаемых признаков генеральной совокупности на основании рассмотрения некоторой ее части — выборочной совокупности; предполагает различные способы ее формирования, обеспечивающие возможность распространения выводов, полученных при ее рассмотрении, на изучаемую (генеральную) совокупность.

Основное назначение выборочного метода. Метод применяется для того, чтобы, изучив характеристики минимума объектов, произвести по ним оценку параметров генеральной совокупности. Он значительно сокращает затраты труда, времени, средств на решение той или иной проблемы; повышает качество и надежность процедур сбора и обработки данных; позволяет изучать объекты, сплошное исследование которых невозможно из-за больших затрат.

Область применения выборочного метода. Метод применяется для изучения объектов, элементы которых не обладают качественной однородностью признаков, значимых с точки зрения целей исследования.

Основные нормативные требования к выборочному методу. Каждый элемент генеральной совокупности должен иметь определенную, принципиально задаваемую вероятность попасть в выборку. Предполагает наличие необходимой системы показателей генеральной совокупности, отражающих ее качественные и количественные характеристики.

Программа применения выборочного метода является составной частью программы психологического исследования; основными задачами при этом являются:

  1. предварительный сбор информации об исследуемой совокупности с целью составления основы выборки, выделения единиц отбора и анализа;
  1. выбор и обоснование схемы выборки;
  1. организация извлечения единиц отбора из генеральной совокупности по выбранной схеме отбора;
  1. расчет характеристик выборочной совокупности;
  2. оценка параметров генеральной совокупности по результатам измерения признаков выборочной совокупности.

Генеральная совокупность — множество объектов, являющихся предметом изучения в пределах, очерченных программой психологического исследования и территориально-временными границами.

Выборочная совокупность — представляет собой модель генеральной совокупности, результат определенным образом построенного извлечения части элементов генеральной совокупности, выступающих в качестве объектов наблюдения.

Основа выборки — перечень элементов генеральной совокупности, в случае, если он удовлетворяет требованиям полноценности, точности, адекватности, удобства работы с ним, отсутствия дублирования единиц анализа. Основой могут служить списки сотрудников учреждения, домовые книги, картотеки отдела кадров.

Единицы отбора — элементы генеральной совокупности, отбираемые на каждом этапе выборки.

Единицы анализа — элементы сформированной выборочной совокупности, подвергающиеся непосредственному исследованию.

Объем выборки — число элементов, включенных в выборочную совокупность. Объем выборки определяется: а) задачами исследования; б) степенью однородности генеральной совокупности, которую данная выборка репрезентирует; в) величиной доверительной вероятности (P), при которой гарантируется достоверность результатов исследований; д) требуемой точностью результатов, т. е. величиной допускаемой ошибки репрезентативности. При определении объема выборки учитывается совокупность технических приемов, применяемых для ее качественного и статистического анализа. Объем выборки определяется с помощью статистических таблиц больших чисел, по номограммам достаточно больших чисел, а также с помощью специальных расчетов.

Дисперсия — разброс (отклонения) отдельных значений признаков элементов генеральной или выборочной совокупности от средней величины признака. При нулевой дисперсии все единицы отбора имели бы одинаковое, равное среднему значению распределение признаков, и для выборки достаточно было бы одной единицы, чтобы обеспечить репрезентативность данных. Чем больше дисперсия, тем больший объем выборочной совокупности потребуется для дальнейшего исследования.

Репрезентативность — свойство выборочной совокупности представлять параметры генеральной совокупности, значимые с точки зрения задач исследования. Она означает, что с некоторой заданной заранее или вычисленной погрешностью можно отождествить установленное на выборочной совокупности распределение изучаемых признаков с их действительным распределением в генеральной совокупности. Оценка репрезентативности выводится на основе анализа и расчета ошибок: процедурных, (допущенных при регистрации признаков) и случайных, (зависящих от степени изменчивости изучаемого признака).

Этапы и основные процедуры выборочного метода

Подготовительный этап (разработка программы выборки)

1. Построение системы показателей генеральной совокупности, выражающей ее качественные и количественные характеристики на основе имеющихся данных и пилотажного обследования.

  1. Выделение значимых для исследования признаков генеральной совокупности. Составление основы выборки. Обеспечение ее полноценности, точности, адекватности, удобства работы.
  2. Предварительная оценка дисперсии признаков генеральной совокупности, значимых с точки зрения исследования.
  3. Выявление единиц отбора.
  4. Определение схемы, типа и объема выборки.
  5. Составление плана и инструкций по методике отбора элементов выборочной совокупности.
  6. Подготовка инструментария (бланков) для проведения выборки.
  7. Экспертиза проекта программы выборки. Уточнение проекта, его утверждение.

Оперативный этап (отбор элементов выборочной совокупности)

  1. Организация доступа к данным, необходимым для проведения выборки.
  2. Подготовка технических средств для выборки.
  3. Подготовка, инструктаж исполнителей для проведения отбора.
  4. Извлечение единиц отбора из генеральной совокупности по заданной схеме отбора в соответствии с инструкциями. Составление списка и матричных таблиц единиц отбора с составом заданных признаков.
  5. Контроль за процедурами отбора.
  6. Сбор учетных документов, проверка, уточнение данных.

Заключительный этап (оценка репрезентативности данных выборки)

  1. Первичная обработка данных по отбору элементов выборочной совокупности.
  2. Анализ соответствия данных выборки с заданием.
  3. Составление списка выборочной совокупности.
  4. Сбор первичных данных по выборочной совокупности в соответствии с методиками сбора информации, их обработка.
  5. Оценка параметров генеральной совокупности на основе выборочных данных.

5.1.Поиск ошибок репрезентативности, их анализ и исправление.

5.2. Определение наилучшей оценки параметров генеральной совокупности на основе таких критериев, как несмещенность, состоятельность, эффективность.

  1. Выводы об условиях экстраполяции результатов выборочного исследования на генеральную совокупность.
  2. Анализ и оценка эффективности применения методики выборки. Разработка рекомендаций по совершенствованию использованной методики.

Оценка генеральной совокупности по выборке

Выявить ошибки репрезентативности можно, сравнив значения определенного параметра в выборочной и в генеральной совокупностях. Разность значений этого параметра может характеризовать величину ошибки, но эти значения весьма условны, неточны, а истинные значения параметров генеральной совокупности психологу неизвестны, в противном случае отпала бы необходимость в выборочных исследованиях. Для более строгой оценки значений параметра необходимы процедуры перехода от данных выборочной к данным генеральной совокупности.

Способы оценки параметров генеральной совокупности на основе выборочных данных:

  1. Точечная оценка — мода, медиана, среднее арифметическое, дисперсия, выраженные одним числом, рассматриваются как оценки соответствующих генеральных параметров.
  2. Интервальные оценки. Случай, когда вместо точечной оценки находится некоторый интервал значений, одна из точек которого и является величиной искомого параметра.
  3. Проверка статистических гипотез.

Качество оценок параметров генеральной совокупности. Для оценки параметров генеральной совокупности введем понятие нормального распределения, которое наблюдается в тех случаях, когда на величину признака действует множество случайных независимых факторов, каждый из которых играет в общей сумме примерно одинаковую роль. Приведем формулу нормального распределения.

Разброс значений признака происходит вокруг его среднего значения. Смысл нормального распределения заключается в следующем: чем больше отличается значение случайной величины признака от его среднего значения, тем реже признак принимает такое значение. Если изменять значение средней величины, то кривая будет (как целое) смещаться: самая высокая ее точка всегда расположена над точкой «Среднего значения». Стандартное отклонение характеризует ширину кривой: чем больше стандартное отклонение, тем кривая шире и расплывчатее и, соответственно, ниже, ибо площадь под всей кривой всегда равна единице. При малом отклонении кривая представляет собой очень узкий и высокий пик. Следовательно, разброс значений величины признака от среднего значения встречается редко. Нормальное распределение полностью задается с помощью этих двух величин.

Для нормального распределения характерны следующие соотношения: 68% наблюдений заключены в пределах +1 стандартного отклонения от средней величины;

95% наблюдений заключены в пределах +2 стандартного отклонения от средней величины;

99,7% наблюдений заключены в пределах +3 стандартного отклонения от средней величины.

Способы формирования совокупности и виды выборок

Способы формирования совокупности

Сплошное исследование — требует полного охвата объекта, всех его элементов без исключения.

Исследование основного массива — изучается большая часть объекта или его важнейшие элементы.

Монографическое исследование — изучается типичная для всего объекта часть по ряду критериев.

Выборочный метод — строится по заданным правилам.

Методы вероятностного отбора

Простая случайная выборка — строится с помощью таблиц случайных чисел.

Систематический отбор — производится через интервал в перечне объектов.

Серийная выборка — единицами случайного отбора являются определенные гнезда, группы (семьи, коллективы).

Многоступенчатая выборка — случайная, в несколько ступеней. На каждой меняется единица отбора.

Комбинированная выборка — на каждой ступени меняется единица и техника отбора.

Многофазовая выборка — производится подвыборка меньшего объема без единицы отбора.

Стратифицированная выборка — случайная, с любой техникой. Процедуре отбора предшествует выделение в генеральной совокупности однородных групп (страт).

Не строго случайные методы

Целенаправленная выборка — выбираются типичные элементы по установленным критериям.

Квотная выборка — строится как модель, воспроизводящая структуру генеральной совокупности в виде квот распределения признаков изучаемых объектов.

Стихийная выборка — выборка «первого встречного», критерии не определены.

Краткая характеристика основных схем отбора

Простые схемы отбора

  1. Простой случайный отбор. Достоинства: в качестве предварительной информации о генеральной совокупности достаточно перечня или описи ее элементов. Недостатки: необходим перечень всех элементов генеральной совокупности; возможна только при качестве однородных объектов.
  2. Систематическая выборка. Достоинства: позволяет при небольшом объеме охватить большие генеральные совокупности. Недостатки: подвержена смещению в случае совпадения интервала отбора с невыявленной периодичностью распределения признака в генеральной совокупности.
  3. Гнездовая (серийная) выборка. Достоинства: проще определить перечень гнезд, чем единиц отбора. Недостатки: занижается дисперсия изучаемого признака в силу определенного сходства единиц в гнездах.

Сложные схемы отбора

  1. Многоступенчатая выборка. Достоинства: возможность выборки в генеральной совокупности со сложной, неоднородной структурой. У каждой ступени своя основа выборки. Недостатки: повышается вероятность ошибок в процедурах; большой вес приобретают случайные ошибки.
  2. Комбинированная выборка. Достоинства: чередование способов отбора ведет к искусственному «перемешиванию признаков».
  3. Стратифицированная выборка. Достоинства: повышает адекватность выборки задачам исследования; возрастает ее точность за счет совпадения дисперсии генеральной и вторичной совокупностей. Недостатки: неудачное подразделение на страты смещает выборку.
  4. Квотная выборка. Достоинства: уменьшаются затраты; доступна и удобна в построении. Недостатки: невозможно точно измерить смещения вследствие неслучайного характера отбора.

Виды ошибок в выборочном исследовании

Случайные ошибки

  1. Статистические ошибки — отклонения характеристик выборочного распределения от генерального. Причины: различие совокупностей в условиях неоднородности элементов приводит к расхождению распределений. Способы выявления и устранения: измерение статистической ошибки; учет ее значений в оценке репрезентативности.
  2. Неконтролируемые отклонения от планируемых процедур. Причины: замена неполноценными единицами анализа из-за недостаточной квалификации исполнителей; неполный охват информации в единицах анализа. Способы выявления и устранения: систематический контроль за ходом исследования; сравнение реальной выборки с разработанным планом; ее «ремонт» за счет дополнительного сбора информации или уменьшения модели.

Систематические ошибки

Ошибки случайного характера, происходящие из-за неадекватного воспроизведения генерального распределения. Причины: а) завышение или занижение характеристик генеральной совокупности; неадекватность выборки задачам исследования; б) незнание распределений в генеральной совокупности, процедуры отбора искажают их; в) отбор более удобных, «выигрышных» элементов генеральной совокупности.

Способы выявления и устранения: а) повышение качества работ на подготовительном этапе; б) экспертиза, пилотаж методики, инструментария; в) включение элементов случайного отбора.

1.9. Этапы и процедуры психологического исследования

Последовательность процедур каждого этапа лишь в общем плане обозначает порядок проведения соответствующих работ. В конкретном психологическом исследовании ряд процедур может осуществляться параллельно, что должно найти отражение в сетевом графике работ.

Подготовительный этап

1.Предварительное знакомство с объектом исследования, выявление его специфики.

  1. Определение структуры объекта, его функций, целей, основного содержания и условий деятельности, характера внешних связей.
  2. Выявление перспектив, трудностей, проблем развития объекта.
  3. Установление форм организационных связей с объектом в ходе исследования.

2.Разработка проекта программы психологического исследования.

  1. Описание объекта, создание его модели.
  2. Выделение проблемных ситуаций, уточнение цели, основных задач и предмета исследования. Разработка общих и рабочих гипотез.
  3. Построение концептуальной модели предмета исследования.
  4. Построение общего логического плана, определение задач. Выделение состава методов, процедур, видов работ, необходимых для решения исследовательских задач.

2.5.Формулирование заданий к методике и рабочему плану.

  1. Составление рабочего плана и графика выполнения работ.
  2. Экспертиза и обсуждение проекта программы и рабочего плана с участием заказчика. Корректировка программы с учетом замечаний, ее утверждение.
  3. Разработка методики исследования.
  1. Уточнение заданий к методике и обоснование выбора методов. Разработка программы реализации методики.
  1. Проектирование инструментария.
  2. Пилотаж инструментария, его уточнение, утверждение.

5.4. Уточнение состава используемых технических средств, формулирование заданий по их применению.

  1. Определение состава требований к исполнителям и участникам методических работ. Составление инструкций.
  2. Разработка схем и программ обработки и анализа первичной информации, схем сбора и хранения данных и материалов исследования.
  3. Обсуждение и экспертиза методики, ее уточнение. Утверждение программы применения методики.
  1. Размножение инструментария и других методических документов.

6.Построение выборки.

  1. Определение типа выборки, его обоснование. Установление заданий по выборке.
  1. Сбор данных, необходимых для выборки.
  2. Построение модели выборочной совокупности.
  3. Определение условий реконструкции выборки.

7.Подготовка исследовательской группы. Установление ее организационной структуры. Распределение исполнителей отдельных видов работ, их инструктаж, обучение.

8.Уточнение плана и сетевого графика выполнения работ в соответствии с заданиями методики. Составление сметы расходов. Утверждение плана и сметы расходов.

Оперативный этап сбора данных

1.Организация условий выполнения работ в соответствии с методическими заданиями.

  1. Согласование хода работ на объекте с заказчиком. Формирование группы исполнителей исследования, их инструктаж.
  2. Подготовка помещений, технических средств.
  1. Составление графика проведения работ. Подготовка наряд-заданий, их выдача исполнителям.
  2. Установление контакта с лицами, вошедшими в выборочную совокупность, знакомство, инструктаж по участию в исследовании.
  3. Сбор первичной информации по заданной методике.
  1. Регистрация заданных параметров в учетных методических документах (в тестах, анкетах, карточках, бланках).
  2. Фиксация сопутствующих факторов, условий сбора информации, надежности данных в протоколах, бланках.
  1. Обработка аудиовизуальных технических записей.
  2. Контент-анализ открытых вопросов, дневниковых записей.
  3. Первичная проверка заполнения методических документов и коррекция записей. Подготовка к сдаче методических документов.

8. Контроль за ходом выполнения требований методики, за работой исполнителей. Выборочная проверка. Самоконтроль с использованием тестовых методик.

Заключительный этап

  1. Сбор учетных материалов. Проверка их заполнения.
  2. Ручная обработка данных. Перевод данных на машинные носители и их машинная обработка.
  3. Статистическая обработка данных.

3.1. Вычисление коэффициентов устойчивости, надежности, достоверности данных.

  1. Построение показателей (распределений, коэффициентов) по программе статистической обработки.
  2. Подготовка наглядных пособий (графиков, таблиц) по результатам статистической обработки.

4.Логический анализ полученных данных.

  1. Описание проблемных ситуаций, интерпретация фактов, сведений.
  2. Доказательство или опровержение гипотез.
  3. Построение выводов по реализации задач исследования.
  4. Выявление побочных результатов, их анализ.
  1. Уточнение объема выполненных задач. Выделение нерешенных проблем.
  2. Построение проектов совершенствования объекта (практических рекомендаций).
  1. Анализ и оценка выводов с точки зрения их научной, методической и практической значимости.
  2. Разработка проекта совершенствования объекта на основе выводов.
  3. Его экспертиза и экспериментальная проверка.

Анализ и оценка эффективности выполнения научно-исследовательских работ.

Составление итогового отчета.

8.1. Написание отчета.

8.2. Подготовка прилагаемых к нему материалов.

  1. Его оформление в соответствии с требованиями ГОСТа.
  2. Научная и литературная редакция.
  3. Рецензирование, согласование с заказчиком.
  4. Обсуждение отчета, рецензий. Уточнение отчета, его утверждение.

9.Представление отчета заказчику. Составление плана внедрения результатов исследования.

Этапы проектирования инструментария

  1. Уточнение заданий программы и методики к проектированию инструментария.
  2. Определение состава, назначения и особенностей использования каждого вида инструментов в психологическом исследовании. Уточнение их взаимодействия в ходе сбора, обработки и обобщения данных.
  3. Определение необходимого количества каждого вида инструментария в соответствии с расчетной выборкой, расчет трудоемкости в заполнении, обработке.
  1. Составление проекта каждого инструмента в отдельности.

4.1.Составление общей блок-схемы инструмента.

4.2. Проектирование основного содержательного блока на основе выделенных категорий анализа, их эмпирических индикаторов.

  1. Терминологическое уточнение фиксируемых признаков в языке объекта исследования.
  2. Составление программ использования, обработки инструментария.

4.5. Определение состава заданий по работе с методическим инструментом.

  1. Составление инструкции обследуемому.
  2. Составление инструкции исполнителю работ.

4.8. Графическое и иллюстративное оформление инструмента. Подготовка к пилотажу.

  1. Пилотаж и экспертиза проектов всех видов инструмента.
  2. Обсуждение проектов инструментария.
  3. Утверждение проектов.

8. Размножение инструментария для использования в исследовании.

1.10. Особенности проведения психологического исследования

Виды психологических исследований

По характеру задач: фундаментальное— анализ психологических закономерностей;прикладное — выработка путей совершенствования объекта исследования;комплексное.

По типу логической связи: поисковое — выделение проблем;пилотажное— апробация методик, инструментария;описательное; экспериментальное — выявление причинных связей;проектно-конструкторское.

По отношению к объекту: монографическое; сравнительное; панельное-выборочную совокупность в повторном исследовании составляют одни и те же лица;трендовое— повторно проводимое на том же объекте без сохранения выборки.

По типу заказчика: госбюджетное; договорное.

По срокам проведения: долгосрочное; среднесрочное; краткосрочное; экспресс-исследование.

Этапы реализации логического плана исследования

Проблемно-поисковый: сбор информации для описательных гипотез. Аналитический: доказательство описательных гипотез.

Экспериментальный: доказательство гипотез о причинных зависимостях. Конструктивно-практический: создание проекта (практических рекомендаций) по совершенствованию объекта.

Организационно-процедурные этапы исследования

Подготовительный: разработка программы, методики, организационно-подготовительные работы.

Оперативный: сбор информации, консультации, экспериментирование.

Заключительный: обработка, анализ, обобщение информации, выработка рекомендаций, составление отчета.

Виды инструментария

Предназначенные для обследуемого: тесты, опросники, анкеты-задания испытуемому; бланки, карточки — для регистрации признаков.

Для работы подготовленных сотрудников: протокол (дневник) -регистрирует последовательность событий; вопросник — предназначен для беседы с опрашиваемым; карточки, бланки.

Средства инструктирования: инструкция-предписание определенных действий, их разъяснение; памятка-руководство по участию в работах; классификатор-ориентир в смысловом содержании документа.

Технические средства исследования

Первичной обработки данных: кодировочный лист — для записи кода (шифра) признака; суммирующие таблицы — для сведения данных в форму; дискеты.

Машинной обработки данных: калькулятор; компьютеры.

Иллюстрации результатов количественного анализа: график (полигон, гистограмма, диаграмма) — геометрическое представление распределения признаков; таблица-форма для группировки данных по ряду признаков.

Регистрации событий, фактов: магнитофон, фотокамера, телекамера.

Этапы подготовки исполнителей работ

Инструктивно-ознакомительный этап

  1. Ознакомление с целями, задачами исследования, ходом предстоящих работ. Характеристика объекта.
  2. Изложение общих и специальных условий и требований, необходимых для участия в предстоящих работах.
  3. Общая характеристика методики исследования, инструментария используемых технических средств.

Этап пробных работ

  1. Рассмотрение единиц и категорий анализа их теоретического и эмпирического содержания, форм операционального выражения в инструментарии исследования.
  2. Разбор основных процессов. Демонстрация возможных действий по заполнению методических документов. Комментарии к требованиям, приемам повышения надежности и достоверности данных. Разбор типичных ошибок в выполнении процессов. Рекомендации по самоконтролю.
  1. Репетиция проведения процессов с методическими документами в лабораторных или естественных условиях с участием инструктора. Отработка навыков, коррекция действий.
  2. Подведение итогов репетиции.

Этап «наряд-задания»

  1. Выдача заданий, инструкций, методических учетных документов, технических средств. Комплектование групп, бригад. Распределение обязанностей.
  2. Предоставление информации о формах связи с организаторами работ, о формах контроля, о порядке сдачи методических документов.

Типичные ошибки и трудности организации исследования

  1. Составление программы без предварительного знакомства с объектом.
  2. На подготовительном этапе не составлены рабочий план и сетевой график выполнения работ.
  1. План научно-исследовательских работ не согласован с заказчиком.
  1. Стремясь быстрее начать работы по сбору массовой первичной информации, группа исследователей, не имея программы, приступила к разработке инструментария.
  2. В программе исследования психологами была поставлена задача: выяснить причины изучаемых психологических явлений. Между тем, при разработке методики психологи ограничились использованием опросников и самоотчета.
  3. В ходе разработки программы были предусмотрены задачи описания и объяснения изучаемых явлений. Однако в содержании программы не была задана практическая направленность выполняемой работы. Психологи предполагали, что сами выводы исследования подскажут пути практического использования его результатов.
  4. Подготовленный инструментарий не согласован с программой последующей обработки и анализа данных.
  5. Психологи не стали проводить пилотаж инструментария, мотивируя свое решение тем, что он уже был использован в другом исследовании.
  6. Перед началом научно-исследовательской работы не была проведена подготовка исполнителей. Руководители решили, что методика проста и для ее использования не нужна специальная подготовка.
  1. До начала сбора психологических данных не была проведена разъяснительная работа среди обследуемых.
  2. Были очень ограничены сроки проведения исследования. Перед психологами встали вопросы: смогут ли они решить поставленные задачи в указанные сроки? На каких этапах и с помощью каких методик и процедур возможно более оперативное выполнение задач исследования?
  3. В плане научно-исследовательских работ не был специально выделен этап подготовки итогового отчета.

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector