Предмет, объект и задачи психологии журналистики

Психология журналистики

1. Объект, предмет, задачи и методы психологии журналистики

2. Типология функций СМИ в психологии.

3. Массовая коммуникация в психической жизни человека.

4. Феномены массового сознания.

5. Бихевиоризм как основа развития психологии массовых коммуникаций.

6. Психологическая теория когнитивизма в объяснении феноменов журналистской практики.

7. Теория психоанализа З. Фрейда и журналистская практика.

8. Аналитическая и гуманистическая психология Э. Фромма и А. Маслоу.

9. Общение: содержательный и технологический аспекты.

10. Поведенческие стратегии в общении.

11. Способы речевого воздействия на собеседника.

12. Массовое сознание как социальный феномен.

13. Роль СМИ в формировании и управлении массовым сознанием.

14. Масс-медиа как орудие манипуляции и как средство социотерапии.

15. Психологическая типология текстов СМИ.

16. Особенности и закономерности формирования и восприятия массово-информационных текстов.

17. Потенциальная, реальная и базовая аудитории.

18. Социологический и психологический подход исследования ауди­тории.

19. Психологическая концепция клиент-центрированного (ориентированного на интересы базовой аудитории) канала информации.

20. Информация как явление жизни человека и общества. Информационно-психологическая безопасность личности: состояние проблемы.

21. Понятие психологической травмы и стрессогенных обстоятельств.

22. Пси­хологические принципы представления потенциально стрессогенной информации.

23. Коллектив редакции, телестудии и рекламного агентства как малая группа. Ролевая структура коллектива.

24. Современные психологические феномены в журналистики.

25. Понятие психологической культуры журналиста.

Предмет, объект и задачи психологии журналистики

Психология журналистики — одна из отраслевых психологических дисциплин, изучающая психологические и социально-психологические аспекты функционирования массовой информации в обществе. Предметом ПЖ являются психологическая типология текстов СМИ, особенности и закономерности восприятия информации, аудитория и методы ее психологического изучения, психологические и социально-психологические эффекты СМИ, личность журналиста, специфика творческого мышления, психология журналистского общения.

12 стр., 5711 слов

Психология заочная форма

... проявления активности личности. Концепции личности в отече - ственной и зарубежной психологии. Психологическая теория целостного человека Б.Г. Ананьева. Концепция личности А.Н ... как условие эффективной коммуникации. 32.Техники эффективного слушания. 33.Психологическая защита от информации. Понятие коммуникативного барьера. 34.Интерактивная сторона общения. 35.Понятие ...

Психология журналистики изучает закономерности психологических процессов в массовых коммуникациях, психологию массовой аудитории, изменения сознания и деятельности аудитории под воздействием СМИ, психологию мышления журналистов. усвоение навыков эффектив. Коммуникации.

Постижение другого чел-ка на неск. Ур-нях:рацон. понять мотивы поведения ч-ка. нельзя отождетсвлять собств. мотивы проецироватьна собесед.

эмоцион. ур-нь.-способность к эмпатии.

интуитив. предвосхищение реакции собеседника.

2 понятия-личность и инвидивид-ть. ин.- генетически заложенные комплекс психо физиолог. свойств и кач-в. экзистенция, ядро «Я». личность-проект социализациию

дисциплины-социож-ка, матем. моделир-ие (контент-анализ, работа в фокус группах, оценка с помю экспериментов.)

част.теории:й. теория соц. начения- сми формируеют в общ-ве стандарт поведения (харрис).

т. культивирования- -сми меняют предст. о мире, т. социализации- сми-инстр. представл. о мире. т. использ-ия и удовлетв.(любой потребитель инфы получает пользу от сми)

2 Типология функций СМИ в психологии

Средства массовой информации сегодня все чаще принято называть средствами массовой коммуникации, а некоторые футурологи предлагают принять как данность предположение о том, что телевизор, компьютер становятся продолжением нервной системы человека. Действительно, новейшие технологии позволяют, например, избавить человека от необходимости не только активно действовать при просмотре телевизора, но и в принципе принимать решение о выборе программы. «Умный» телевизор сам изучит, проанализирует ваши интересы, а потом включится тогда, когда в сетке вещания обнаружит нужный вам компонент. Это — уже реальность. О масштабе грядущих перемен можно только догадываться. Неудивительно поэтому, что в подобных условиях традиционные функции СМИ активизируют свою психологическую составляющую. Причем, оставаясь средствами массовой информации, они повышают ее значимость не только в индивидуальном, но и в социальном аспекте. Если обратиться к тем функциям СМИ, которые традиционно называются исследователями, нетрудно будет заметить психологическую основу каждой из них.

12 стр., 5718 слов

«Массовый человек» в постиндустриальную эпоху

... информацию, точно так же нуждается в рекреации и психологической разгрузке, как и "массовый" человек. Своеобразие этого периода составляет верховенство индивидуального начала над всеобщим, психологии ... " в мир при помощи средств массовой коммуникации и посредством подключения к глобальным информационным ... совершенно особые, присущие только ей одной функции? Пытаясь определить характер и специфику ...

Коммуникационная функция изначально связана с понятием психологии. Прямо — психологии социальной, опосредованно — психологии личности. Достаточно представить себе, с какими психологическими трудностями мы столкнемся в процессе коммуникации, если нам будет отказано в доступе к массовой информации. Очень многие модели коммуникации сегодня выстраиваются с учетом СМИ как канала ее реализации. Один из самых ярких, может быть, примеров — политическая коммуникация, учитывающая принцип: «Если тебя нет наTВ, тебя нет в политике». Но только на политической сфере эта функция не замыкается. Излишне объяснять, насколько тесно коммуникационная функция связана с ориентационной потребностью человека. Для того чтобы чувствовать себя уверенным, человек должен сравнивать свою точку зрения с позициями других людей, обращаясь к своеобразной общественной «камере эталонов». И этой «камерой» все чаще становится медиаконтент. Кроме того, СМИ сегодня являются одним из удобных каналов осуществления разных видов дистантной коммуникации. По такому типу коммуникации построена, например, телепередача «Жди меня».

Конечно, довольно часто средства массовой информации реализуют коммуникативную функцию компенсаторно, обеспечивая потребителю видимость коммуникации. Подобный эффект мы наблюдаем, например, когда общение с экранными персонажами (чаще всего с героями сериалов, реже — с ведущими) становится важнее общения с реальными людьми или вовсе вытесняет его из жизни человека. По мере расширения сектора электронных СМИ, особенно с появлением сетевых СМИ, эта тенденция становится все более заметной и не может не вызывать тревогу с точки зрения психологической безопасности.

2 стр., 771 слов

Психология массовых коммуникаций 4

... -Любимов: «Психология рекламы» Аронсон Э., Праткинс Э.: «Эпоха пропаганды» Массовая коммуникация понятия, признаки и функции. Массовая коммуникация – общение больших социальных групп Массовая коммуникация – передача информации по ...

Информационная функция также связана с психологией человека. Доказано: полная информационная изоляция в зависимости от продолжительности приводит к различным и иногда очень серьезным нарушениям психики. А такие категории, как информационный голод5или информационное отравление6, напрямую продуцируемые СМИ, сегодня серьезно изучаются в рамках психиатрии. Учеными отмечается масса негативных эффектов, связанных с агрессивным информированием СМИ — в частности, в аспекте визуального воздействия. Цветодинамика экрана, звуковой рисунок радиоматериала могут нанести существенный урон психике аудитории и с этой точки зрения нуждаются в серьезной экспертизе.

Непосредственно-организаторскаяфункция также во многом построена на знаниях психологических законов развития общества и коллектива. Журналистика, легализируя многие организационные решения, упрощает процесс их принятия обществом и сводит к минимуму кризисную реакцию. Или — наоборот.

Подобное происходит и при выполнении средствами массовой информации идеологической функции. В ее реализации журналисты, безусловно, опираются на знания психологии. Учитываются достижения различных направлений и школ, теории влияния. Общество без идеологии не может существовать нормально. Не может осуществиться и социализация личности. Не может существовать личность как таковая. Идеологическая составляющая личности оказывает активное воздействие на психическое состояние человека, а потому и в осуществлении этой функции психологический компонент очевиден.

Культурно-просветительскаяфункция заключается в том, что журналистика выступает одной из форм передачи опыта (информации) от одного поколения к другому. Связь осуществляется как за счет традиций и религиозных догм, так и через устоявшиеся формы поведения людей. Здесь сразу же появляется множество психологических проблем («не сотвори себе кумира», «отцы и дети» и другие).

Утилитарная функция не является исключением.Человеку свойственно ориентироваться на мнение большинства, прислушиваться к советам авторитетов. И хотя мы так часто критикуем прогнозы синоптиков, решение о том, взять или не взять с собой зонт, мы принимаем с учетом их «предсказаний». Совершенно очевидно — доверие к СМИ на утилитарном уровне во многом связано с психологическим аспектом нашей жизнедеятельности.

8 стр., 3523 слов

I. Роль философии в обществе и в жизни человека

... смысл философии? 1) в том, чтобы правильно отражать жизнь общества 2) в том, чтобы предсказывать будущее 3) в ... движение 2) великие достижения в области культуры 3) массовые религиозные движения 4) обострение классовой борьбы между буржуазией ... уровень интеллектуального развития общества 4) уровень жизненного благополучия в обществе 8. Какие качества определяют сущность в структуре личности? 1) ...

Рекреативная функция — в основе которой потребность в отдыхе — все чаще сегодня реализуется за счет просмотра телепрограмм, прослушивания любимой радиостанции. Психологическая безопасность такого способа «релаксации» ставится под вопрос. Но факт остается фактом: мы позволяем отдохнуть нашему организму, «переключиться», переключая кнопки каналов.

Таким образом, даже беглый взгляд на основные функции журналистики позволяет говорить о значительной роли психологического компонента. Однако помимо того, что серьезная психологическая составляющая присутствует во многих функциях журналистики, последней присущи и непосредственно психологические и социально-психологические функции.

3 Массовая коммуникация воздействует на мнение людей и конкретным вопросам социальной жизни, причем следующим разом: некоторые индивиды, сознавая, что их мнение совпа с мнением большинства, высказывают его, в то время как дру имеющие отличную от общепринятой позицию, оставляют ее: себе («спираль умолчания»).

Этот процесс «раскручивается» спирали, в результате чего некоторые темы попадают в це* внимания населения, а другие как бы отбрасываются на перш] рию общественного интереса. Даже на обыденном уровне ля скорее высказывают мнение, когда полагают, что другие разде ют их позицию. Эта теория базируется на двух основных дое щениях: люди знают, какие мнения широко распространены,! какие — нет; люди соотносят высказывание своего мнения со нием о том, насколько оно популярно в обществе. Были получе и экспериментальные данные подтверждающие эти допущен Такого рода «спираль умолчания», по-видимому, вызывается С1 хом изоляции.

Основными целями адресанта (СМК) являются: возможность влияния на общественные процессы, формирование общественно­го мнения, соответствующих взглядов на социальную действитель­ность, на оценку возникающих в обществе проблем и способов их решения, информирование, социализация молодежи, мобилизация аудитории на определенные действия, участие в социальном само­регулировании и др

14 стр., 6952 слов

Роль науки в жизни общества

... техники. 6.2. Влияние НТП на жизнь общества Роль науки в жизни современного общества трудно переоценить. НТП оказал влияние на повышение ... не сохранить мира, не решить глобальных проблем современности. Массовая коммуникация имеет прямое отношение ко всем этим проблемам и ... организации научной работы, образования, распространения знаний среди народных масс. В 1922 г. учный снова вернулся к этой теме ...

СМК оказывают влияние на разные компоненты сознания чело­века и его поведения, однако главным остается их воздействие на систему ценностей личности, превращение информации в часть этой системы. Эта проблема приобретает особое значение в совре­менных условиях, когда в обществе идет процесс коренного пере­смотра сложившихся ценностей и от деятельности СМК в значи­тельной степени зависит формирование нового видения социаль­ной действительности.

Общепризнанной характеристикой эффективности СМК счита­ется численность’аудитории, которую данное средство ох­ватывает своим информационным воздействием. Для печатного из­дания эта характеристика условно оценивается через тираж, а для телевидения, радиоканалов — через число жителей, проживающих на охватываемой ими территории вещания. Оценивая те или иные СМК, необходимо учитывать не только возможности по охвату на­селения, но и потенциальные возможности этого населения (на­пример, возможности включиться в коммуникационный процесс, потребность в общении и интерес аудитории к данному печатному материалу или передаче и т. д.).

4Вопрос о «массовизации» современного общества стал в последние годы одной из ведущих и широко разрабатываемых проблем. Описание социальной жизни в терминах «массового общества», «массовой психологии» считается модным и современным, «массо-визация — вот основная и характерная черта современного общества: толпа господствует на арене социальных и политических отношений, в ее действиях разум отступает на зад-ний план, уступая место примитивным инстинктам; толпа неуравновешенна, эмоциональ-на, подвержена манипуляциям со стороны элиты, владеющей средствами массового обще-ния».

Концепции «массовизации» современного общества включают в себя следующие основные тезисы:

6 стр., 2939 слов

Роль информации в жизни человека и общества

... Роль информации в жизни человека и общества. Человек, не отдавая себе отчета ежесекундно, ежеминутно ... свет. Трудно представить себе психическое состояние человека, который должен совершать такие массовые кровавые репрессии. Скажем, в тех же ... своими соотечественниками. Ни при каких других обстоятельствах подобные массовые преступления одной группы соотечественников против другой невозможны. Это ...

1. Рассмотрение современной эпохи как «царства толпы», «века масс», оставшихся без надлежащего руководства со стороны элиты;
2. Утверждение об иррациональности масс; описание поведения массы в терминах психопатологии;
3. Рассмотрение массы как «сниженного уровня человечества»; «усреднение чело-века в массе»;
4. Смалдартизация «массового человека», порабощение его средствами массового общения, стандартизация «массового человека», порабощение его средствами массового общения, стандартизация массовой продукции, вкусов, образа жизни;
5. Появление психологического типа человека, порабощенного коллективом, соци-ально отчужденного, атолицированного, ориентирующегося на других.
6. Комфоризм личности в массе, культурный униформизм и, как следствие этого упадок культуры, ставшей массовой;
7. Кризис личности в «массовом обществе», «аноми» личности, рост социаль-ных болезней. (1,77)

Как же образуется и что собой представляет феномен массы — носители массо-вого сознания? Поиски ответа на поставленный вопрос приведут нас к широким про-цессам массовизации, захватившим все без исключения типы существующих ныне обществ.

К. Маркс был первым в истории науки мыслителем, кто раскрыл глубинную природу этих процессов, а также обратил внимание на чрезвычайно важное по своим практическим и теоретическим последствиям явление разнообразия их форм. Он по-казал, что исходный предпосылкой и одновременно основной базой массовизации, начинающейся со становлением капитализма, служит определенный уровень развития производительных сил, а именно промышленная революция, возникновения принци-пиально новых средств труда — машин; что крупное капиталистическое производство представляет собой типичный случай собственно массового производства; наконец, что, зарождаясь в сферы жизни общества — политику, культуру и т. д.

В «Капитале» К. Маркс пишет: «Действие многих рабочих в одно и тоже вре-мя, в одном и том же месте для производства одного и того же вида товаров, под командой одного и того же капиталиста составляет исторически и логически исходный пункт капиталистического производства». (6,228) В случайности, уже в этих словах мы находим изначальные, предельно общие характеристики феномена массовизации, хотя на первых порах — и в этом состоит значительная сложность их самостоятельного вы-деления и осмысления — они очень тесно переплетены с характеристиками качественно иных процессов: формирования классов рабочих и капиталистов.

Представляются тут два особо важных момента. Во-первых, соединение в рам-ках общности большого числа индивидов, ведущее к умножению социальных — обще-ственных и межличностных отношений, связей между ними. Во-вторых, уравнение условий и иных характеристик деятельности индивидов, ведущее к определенному уравнению свойств самих индивидов — их естественных и социальных возможностей и способностей.
Такое же значение получает и «формальная свобода», которую индивиды по-лучают в отношении выбора рода и места их деятельности, проявляющаяся в том, что индивиды могут взаимозаменять друг друга в различных образующихся общно-стях и, стало быть, свободно «входить» в них и «выходить из них».

Эти моменты содержат в себе наиболее существенные признаки явления мас-совизации, которые получают развитие по мере развертывания процесса вширь и вглубь, в том числе не только в капиталистическом, но и в социалистическом и развивающемся обществах.
Начавших в сфере экономики, массовизация — на базе развития машинной технике, особенно новейших ее форм, — медленно распространяется на все остальные участники жизни общества, захватывая сферы нематериального производства (наука, искусство, производство разного рода услуг), управления, материального и духовного потребления, политики, досуга, быта, общение между людьми.

Важнейшей составной частью всех этих процессов становятся порождаемые или формы массовой культуры, стандарты духовной жизни, связанные с возникнове-нием и функционированием в обществе различных видов так называемой массовой информации. Потребность в подобной информации со стороны разного рода массови-зированной деятельности вызывает к жизни специальные средства ее производства и распространения: современную печать, радио, телевидение и т. п. Не зная никаких границ своего действия — ни демографических и социальных, ни национальных и го-сударственных, — эти средства не только «обслуживают» массовые процессы в раз-личных сферах жизни общества, но и сами порождают новые виды массовой дея-тельности, связанные с массовой коммуникацией и оперированием массовой инфор-мацией. Феномены массовой информации, массовой культуры приобретают в жизни со-временных обществ более широкое значение.

Процессы массовизации, развертывающиеся в различных сферах жизни обще-ства, существенно отличаются друг от друга как по масштабам и глубине, так и по формам своего проявления.

Общее определение, виды и разновидности масс — носителей массового соз-нания

Массы — это ситуативно возникающие (существующие) социальные общности, вероятностные по своей природе, гетерогенные по составу и статистические по фор-мам выражения (функционирования).

(11,237)

Следует признать, что определение нуждается в совершенствовании. Однако оно раскрывает основные характеристики того особого типа общественного сознания, носителем которого являются массы и которое, собственно, совпадает с массовым сознанием.

Главный недочет — это чрезмерно общей, абстрактный характер предложенного определения: фиксируя основные свойства всякой, любой массы, что принципиально ограничивает возможности его операционального использования в анализе тех или иных конкретных массовых явлений и процессов.

Имея в виду задачи и границы нашего исследования, направленного на вы-явление различных характеристик массового сознания, понятие «масса» следует конкретизировать по целому ряду оснований. В первую очередь — в зависимости от таких формальных свойств рассматриваемых совокупностей индивидов, как их отно-сительная величина, упорядоченность в пространстве, наличие непосредственных свя-зи между индивидами, способ возникновения. В соответствии с названными призна-ками необходимо различать следующие виды масс:

· большие и малые
· устойчивые (постоянно функционирующие) и неустойчивые (импульсные)
· сгруппированные и не сгруппированные
· контактные и неконтактные
· спонтанные (стихийно возникающие) и организуемые (институционально порождаемые)
· состоящие из представителей одного класса (социального слоя) и не-скольких, различных классов (слоев).

Соответственно с учетом всех этих признаков, тех или иных их значений может быть описана и каждая конкретная масса. Так, например, толпа — малая, неус-тойчивая, сгруппированная, контактная, стихийно возникающая масса; аудитория те-левидения — большая, устойчивая не сгруппированная, неконтактная, отчасти органи-зуемая — отчасти стихийная масса и т. д.

Другой аспект содержательной классификации масс касается их глу-бинных свойств, проявляющихся в различных исторических особенностях индивидов — членов массы, т. е. в их формах взаимоотношения, взаимодействия индивидов в со-ставе масс. В основе этих свойств лежат уже не те или иные частные признаки бытия отдельных масс, а принципиальные — социально-экономические, общественно-политические, социокультурные и т. п. — характеристики различных типов обществ, в которых возникают соответствующие типы рассматриваемых общностей.

Наконец, завершая разговор о возможных способах конкретизации по-нятия «масса», об определении тех или иных видов и разновидностей рассматри-ваемых общностей, необходимо сказать еще об одном чрезвычайно важном направ-лении анализа, связанном с учетом многочисленных характеристик массового созна-ния. Данной стороне В.И.Ленин придавал большое значение, требуя на каждом этапе и в каждый момент развития общества тщательнейшим образом изучать настроения и нужды масс, их мнения и устремления, особенности психологии и мышления, сте-пень сознательности и меру подверженности различными предрассудкам.

Массы имеют много видов и характеристик, поэтому они разнообразны это создает трудности в их изучении.

БИХЕВИОРИЗМ

Сущность бихевиоризма. С точки зрения бихевиоризма подлинным предметом психологии (человека) является поведение человека от рождения и до смерти. Явления поведения могут быть наблюдаемы точно так же, как и объекты других естественных наук. В психологии поведения могут быть использованы те же общие методы, которыми пользуются в естественных науках. И поскольку при объективном изучении человека бихевиорист не наблюдает ничего такого, что он мог бы назвать сознанием, чувствованием, ощущением, воображением, волей, постольку он больше не считает, что эти термины указывают на подлинные феномены психологии. Он приходит к заключению, что все эти термины могут быть исключены из описания деятельности человека, этими терминами старая психология продолжала пользоваться потому, что эта старая психология, начавшаяся с Вундта, выросла из философии, а философия, в свою очередь, из религии. Другими словами, этими терминами пользовались потому, что вся психология ко времени возникновения бихевиоризма была виталистической. Сознание и его подразделения являются поэтому не более как терминами, дающими психологии возможность сохранить — в замаскированной, правда, форме — старое религиозное понятие «души». Наблюдения над поведением могут быть представлены в форме стимулов © и реакций (Р).

Простая схема С-Р вполне пригодна в данном случае. Задача психологии поведения является разрешенной в том случае, если известны стимул и реакция.

Бихевиоризм заменяет поток сознания потоком активности, он ни в чем не находит доказательства существования потока сознания, столь убедительно описанного Джемсом, он считает доказательным только наличие постоянно расширяющегося потока поведения.

Представляет ли мышление проблему? Всевозрастающее преобладание речевых навыков в поведении растущего ребенка естественно вводит нас в бихевиористическую теорию мышления. Она полагает, что мышление есть поведение, двигательная активность, совершенно такая же, как игра в теннис, гольф или другая форма мускульного усилия. Мышление также представляет собой мускульное усилие, и именно такого рода, каким пользуются при разговоре. Мышление — является просто речью, но речью при скрытых мускульных движениях. Думаем ли мы, однако, только при помощи слов? Бихевиористы в настоящее время считают, что всякий раз, когда индивид думает, работает вся его телесная организация (скрыто), каков бы ни был окончательный результат: речь, письмо или беззвучная словесная формулировка. Другими словами, с того момента, когда индивид поставлен в такую обстановку, при которой он должен думать, возбуждается его активность, которая может привести в конце концов к надлежащему решению. Активность выражается: 1) в скрытой деятельности рук (мануальная система реакций), 2) чаще — в форме скрытых речевых движений (вербальная система реакций), 3) иногда — в форме скрытых (или даже открытых) висцеральных реакций (висцеральная система реакций).

Если преобладает 1-я или 3-я форма, мышление протекает без слов. Бихевиористы высказывают предположение, что мышление в последовательные моменты может быть кинестетическим, вербальным или висцеральным (эмоциональным).

Когда кинестетическая система реакций заторможена или отсутствует, тогда функционируют вербальные процессы; если заторможены те и другие, то становятся доминирующими висцеральные (эмоциональные) реакции. Можно, однако, допустить, что мышление должно быть вербальным (беззвучным) в том случае, если достигнута окончательная реакция или решение. Эти соображения" показывают, как весь организм вовлекается в процесс мышления. Они указывают на то, что мануальная и висцеральная реакции принимают участие в мышлении даже тогда, когда вербальных процессов нет на лицо; они доказывают, что мы могли все же каким-то образом мыслить даже в том случае, если бы мы не имели вовсе слов. Итак, мы думаем и строим планы всем телом. Но поскольку речевые реакции, когда они имеются налицо, обычно доминируют, по-видимому, над висцеральными и мануальными, можно сказать, что мышление представляет собой в значительной мере беззвучную речь.

7 Идеи, которые легли в основу создания теории психоанализа, были результатом многолетней врачебной практики Зигмунда Фрейда — основателя психоанализа. Теория психоанализа базируется на нескольких ключевых предпосылках, одна из которых — важная роль тревоги в содержании неврозов, неадекватного и навязчивого поведения.

В рамках теории психоанализа Фрейд преследовал цель, которую можно сформулировать так: улучшить понимание тех аспектов душевной жизни человека, которые были скрыты от сознания и, следовательно, понимания. Психоанализом Фрейд называл как теорию, так и терапевтический процесс. Исходя из этого, можно дать несколько определений психоанализа по Фрейду.

Во-первых, психоанализ — это название методики изучения душевных процессов личности, которые не могут быть исследованы другими методами психологии;

Во-вторых, психоанализ — это название метода (который основан на научных исследованиях) терапии невротических расстройств;

В-третьих, психоанализ — это название системы теоретических психологических знаний, которые накапливаются и аккумулируются в новую научную дисциплину.

Основные положения психоанализа:

· Поведение человека, его опыт и знания по большей части определены его бессознательными иррациональными влечениями (Ид, бессознательное)

· Попытки человека осознать эти влечения приводят к тому, что в действие вступают психологические защитные механизмы, которые мешают осознанию;

· Помимо описанной Фрейдом структуры личности (Ид, Эго и Суперэго) на психическое развитие человека влияют события его раннего детства;

· Существующие конфликты между тем, что человек осознает и его бессознательным могут приводить к таким нарушениям психики, как невроз, депрессия, страх и многим другим;

· Освободиться от влияния бессознательного можно, если его осознать, например, при помощи психолога.

Классический психоанализ З Фрейда — это тип психологической терапии, при котором пациент озвучивает психоаналитику свои мысли, включая свободные ассоциации, свои сны и даже фантазии. Анализируя эти данные, психоаналитик формулирует гипотезы о характере бессознательных конфликтов, которые являются причинами психологических проблем пациента. Психоаналитик интерпретирует пациенту эти бессознательные конфликты, выводя их на уровень осознания и находя вместе с ним способы устранения этих конфликтов.

Современный психоанализ включает в себя более чем двадцать концепций психического развития личности и теорий, лежащих в основе этих концепций

9 Общение: содержательный и технологический аспекты.

Три взаимосвязанные стороны: коммуникативная, интерактивная и перцептивная.

Коммуникативная сторона общения состоит в обмене информацией между общающимися индивидами. Интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между общающимися индивидами (обмен действиями).

Перцептивная сторона общения означает процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания.

ЕЩЕ СМОТРИТЕ: Управленческий имидж на службе руководителя

Вовлекая собеседника в диалог, нужно
заинтересовать его, побуждая двигаться от простого к сложному, но не принуждая к ответам, которые могут вызвать смущение (если это не запрограммировано заранее и это не цель…).

Плавное течение опроса зависит от естественной последовательности вопросов и ощущения собеседника, что он принимает участие в полезном процессе.

Существуют различные способы, помогающие исправить положение, когда отсутствует или следует неуместный, неточный ответ. Но нельзя быть маниакально навязчивым. Вопрос: «Я правильно вас понял?» можно задать один раз. Но если перманентно задавать один и тот же вопрос, то у собеседника может сложиться впечатление, что перед ним ничего не понимающий или ехидный человек, намекающий на неспособность партнера ясно излагать мысли. Это непременно вызовет раздражение.

Уловки — хитрость или прямой обман, приемы резкого убеждения. Выделяют три группы уловок.

1.
В сфере очевидного — двусмысленность, возникающая при многозначности и омонимии слова, нарочитая недоговоренность.

2.
В сфере логического — уловки возникают как элемент умышленного нарушения правил построения умозаключений:

· умозаключение, в котором временная последовательность отождествляется с причинно-следственной;

· умозаключение, опирающееся на «довод» от «неизвестности», от «незнания»;

· умозаключение, основанное на умозаключении аргумента и вывода. «Этого не может быть, потому что этого не может быть никогда»;

· довод, не имеющий никакого отношения к предмету спора и выводу.

3. Уловки, связанные со сферой чувств, с этосом и пафосом:

· игра на настроениях толпы, на неосознанных антипатиях и симпатиях, используемых в личных интересах;

· игра на жалости, прощения, используемых в личных целях;

· шантаж, угроза применения силы, используемые якобы в интересах убеждаемого;

· игра на недоверии к тем чертам, которые не имеют никакого отношения к рассматриваемым доводам;

· игра на доверии к авторитету.

Акцентировка. Можно акцентировать фразы, слова, целые отрезки текста; изменять темп, ритм, делать логические и эмфатические ударения, паузы. В качестве логических средств акцентировки выбирают специальные слова: «Прошу обратить внимание на то, что…», «вот что особенно важно…», «нужно подчеркнуть то, что…» и т. п. Важно помнить, что монотонность речи усыпляет. Неожиданное краткое отвлечение от темы разнообразит речь, избавит собеседника от усталости.

При правильном разумном использовании юмора можно добиться комфортной обстановки, юмористические вставки активизируют внимание. Однако следует помнить об ограничения в использовании иронии:

· Если человек находится в удрученном состоянии.

· Если человек нам не знаком.

· В специальных ситуациях (на похоронах, свадьбе или при любом ритуале, связанном с большой эмоциональностью).

· Если рядом находится третье лицо, от которого тот, над кем вы подшучиваете, как-то зависит (с социальной, психологической, эмоциональной стороны).

· Нельзя насмехаться над физическими недостатками человека.

· Не рекомендуется иронизировать по поводу того, что для человека важно и дорого: семья, работа, система убеждений, религия, национально-культурные традиции.

Важны
формулировка вопроса и контроль сведений, поступающих во время беседы (сопоставление фактов).

Существуют внешние и внутренние способы контроля.

25Психологическая культура журналиста

Психологическая культура журналиста — культура, основанная на психологии как науке, на ее сознательном внутреннем освоении и превращении психологических знаний с профессиональной, правовой, нравственной культурой, с социологическими методами познания и отражения действительности. Очевидна связь понятия не только с психологией и культурологией, но также с социологией, социальной психологией, социопсихолингвистикой и герменевтикой. Понимание всей объемности этого понятия, его многогранности и сложности невозможно без вышеизложенных объяснений. Следует четко понимать важность этого понятия для журналиста

Журналистика, при всей ее самобытности и индивидуальности, предъявляет высокие требования к журналистам — они не могут уподобляться специалистам в узкой области знаний, так как в отличие от других профессий, журналистика — особо сложный вид общественной деятельности, одной из сторон которого является человековедение.

Высокий уровень психологической культуры дает журналисту возможность нормально осуществлять свою деятельность, не метаться, сталкиваясь с препятствиями, возможность реализовать все свои способности с максимальной пользой для себя как журналиста. Именно это отличает журналиста — профессионала, акулу пера от неопытного «журналюги «, стремящегося только что-то о чем-то написать, дабы выполнить задание редакции. В данной курсовой работе упор делается на описание психологической составляющей личности журналиста. Автор будет ссылаться на представителей разных психологических концепций: теории психоанализа З. Фрейда, Гештальтпсихологии, теории когнитивизма, концепций советских и российской психологических школ. Будет обозначена важность составляющих психологической культуры журналиста: общения, способностей, журналистского интеллекта и журналистского мышления. Одним из самых значимых элементов психологической культуры журналиста являются установки. Профессиональные и социально-политические представления журналиста возникают в результате рефлексии по поводу процесса своего творчества. Поскольку в ходе этих рефлексий осмысливаются как внешние, так и внутренние личностные формы профповедения, в структуре рефлексий принято различать сознание, самосознание.

Профессиональное самосознание выступает не только средством самоопределения, но и средством саморегуляции. Его движущей силой является профессиональная и индивидуальная практика журналисткой деятельности.

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector