Составила: доцент
кафедры психологии образования
Забродина Л.А.
1 Раздел : «Психология воспитания»
Семинар 1
Тема: Методологические основы воспитания
1. Понятие «воспитание» с точки зрения психологии.
2. Взгляд Л.С.Выготского на процесс воспитания.
3. Цели и задачи воспитания в педагогическойпсихологии.
4. Критерии определения эффективности воспитания учащихся.
5. Методы диагностики изучения «воспитанности» учащихся.
Основная литература:
1.Зимняя И.А. Педагогическая психология. — Ростов на /Дону, 1997. — С. 71-95.
2.Минияров В.М. Педагогическая психология. — Самара, 2010. – С.386.
3.Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. — М., 1998. — С.120-135.
Дополнительная литература:
- Анализ и оценка воспитательного процесса//Воспитание детей в школе: Новые подходы и новые технологии/Под ред. Н.Е. Щурковой.-М.: Новая школа,1998.-С.158-165.
- Воспитательный процесс: изучение эффективности:Методические рекомендации/Под ред. Е.Н.Степанова.-М.:ТЦ”Сфера”,2000.-128с.
- Григорьев Д.,Кулешова И.,Степанов П. Диагностика эффективности воспитания на основе динамики личностного роста ребенка//Воспитательная работа в школе.-2003.-№2.-С.93-106.
- Методика выявления воспитанности школьников // Нравственность в современном мире.-Мн:Изд.ООО”Красико-Принт, 2003.-С.44-50.
- Плоткин М.М.,Ширинский В.И. Научные основы мониторинга современного воспитательного процесса: Научно-методическое пособие.-М.:НИИ Семьи,2000.
- Рожков М.И.,Байбородова Л.В. Изучение результатов и эффективности воспитательного процесса // Организация воспитательного процесса в школе.-М. :Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2000.-С.141-164.
- Харламов И.Ф. Формирование личностных качеств в процессе воспитания//Педагогика.-2003.-№3.-С.52-59.
Самостоятельная работа (обязательная форма):
1. Составить таблицу «Теории и концепции воспитания и развития» — 1-3 балла
П№ |
Название теории или концепции воспитания |
Представители теории или концепции воспитания |
Цели и задачи воспитания |
Основное содержание |
Методы воспитания |
Результаты воспитания |
1. |
Психоаналитическая теория |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Самостоятельная работа на выбор студента:
1. Подберите диагностические методики, определяющие результат воспитательного процесса (не менее двух методик) 1-3 балла.
Семинар 2
Тема: Методы воспитания.
1. Классификация методов и приемов воспитательного воздействия в психолого-педагогической литературе.
2. Разнообразные подходы в отечественной и зарубежной психолого-педагогической литературе к применению поощрения и наказания в процессе воспитания.
3. Виды наказаний и их влияние на развитие личности и социализацию ребенка.
4. Педагогическая оценка и ее значение для формирования личности ребенка.
5. Педагогические требования и запреты, их содержание и количество в процессе воспитания.
Литература:
- Бордовская Н.В., Реан А.А., Педагогика. Раздел «Способы воспитательного воздействия на человека». М., 2000.
- Гордин Л.Ю. Поощрение и наказание в воспитании детей. М., 1971.
- Карабанова О.А. Психология семейных отношений. Учебное пособие.- Самара: СИОКПП, 2001.
- Коротов В.М. Методы убеждения. Методы педагогического стимулирования //Кн. Введение в педагогику. М., 1999 399.
- Макаренко А.С. Лекция «Методы воспитания». Избр. пед. соч.: В 2т. М., 1977. Т.1
- Минияров В.М. Педагогическая психология. — Самара, 2010. – С.386.
- Монахов Н.И. Изучение эффективности воспитания: теория и методика.-М.,1981
- Педагогика / Под ред. П.И.Пидкасистого. — М., 2004.
- Шварц И.Е. Внушение в педагогический процесс. Пермь, 1972.
- Шевченко Л.Л. Практическая педагогическая этика. М., 1997. С. 261-265, 384-
Самостоятельная работа (обязательная форма):
1. На основе изученного материала разработайте требования к педагогической оценке учителя, то есть правила оценивания учащихся (1-3 балла).
2. На основе изученного материала разработайте правила применения техники эффективной похвалы (1-3 балла).
Самостоятельная работа на выбор студента:
1.Охарактеризуйте положительное и отрицательное влияние поощрения, наказания в формировании личности ребенка, приведите примеры.
Семинар 3
Тема: Семья, как одно из основных средств воспитания.
1. Значение семьи в формировании личности, характера ребенка, его социализации.
2. Влияние особенностей личности родителей на становление характера ребенка.
3. Влияние стилей семейного воспитания на процесс воспитания детей.
4. Значение эмоционального отношения родителей к ребенку.
5. Особенности воспитания в неполной семье.
6. Причины и виды семейного неблагополучия.
7. Отношения между (сиблингами) братьями и сестрами и их воспитательное значение.
Литература:
- Анзорг Л. Дети и семейный конфликт. М.. 1988.
- Бардиан А. Воспитание детей в семье. — М, Просвещение, 1972
- Варга А.Я Структура и типы родительского отношения. М.,1987
- Воспитание детей в неполной семье. /Под ред. Н.М. Ершовой. М., 1980.
- Дала Торе А. Ошибки родителей. М., 1983
- Джайнотт Х.Д. Родители и дети. М., 1986.
- Карабанова О.А. Психология семейных отношений. Учебное пособие.- Самара: СИОКПП, 2001.
- Корчак Я. Как любить ребенка. М., 1990.
- Лесгафт П.Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение. М., 1991.
- Макаренко А.С. Воспитание детей в семье. Избр. пед.соч. В 2 т. М., 1997. Т.2.
- Матвеева Л. И др. Практическая психология для родителей, или Что я могу узнать о своем ребенке. М., 1997.
- Матейчек 3. Родители и дети. — М., 1992.
- Минияров В.М. Психология семейного воспитания. М.,2000.
- Овчарова Р.В. Психология родительства. – М., 2009.
- Петровский А.В. Дети и тактика семейного воспитания. М., Просвещение, 1981
- Сагатовская Л.Г. Воспитание личности в условиях семейного коллектива.- Томск.,1971
- Спиваковская А.С. Как быть родителями. — М., Знание, 1986
- Сухомлинский В.А. Родительская педагогика. Избр. пед. соч. М., 1981. Т.3.
- Хоментаускас Г. Т. Семья глазами ребенка. — М., 1989.
- Целуйко В.М. Родители и дети. Психология взаимоотношений в семье.- Мозырь «Содействие», 2006.
Самостоятельная работа (обязательная форма):
1. Представить перечень диагностических методик по выявлению семейного неблагополучия; стилей семейного воспитания (не менее трех методик с кратким описанием) (от 1-3 баллов)
2. Написать рефераты (с учетом всех требований к написанию рефератов) (от 5-10 баллов):
— Авторитет в семейном воспитании.
— Отклоняющееся поведение ребенка, как следствие педагогических ошибок родителей.
— Стили семейного воспитания детей в историческом контексте
— Современные представления о стилях и результатах семейного воспитания детей
— Особенности родительской любви и ее значение в становлении личности ребенка и его социализации.
— Девиантное поведение детей, как следствие семейного воспитания.
Самостоятельная работа на выбор:
1. Написать конспект по книге Я.Корчак Как любить ребенка. М., 1990. (1-3 балла)
Семинар 4
Тема: Коллектив как средство воспитания.
- Роль коллектива в развитии личности учащегося.
- Система воспитания человека в коллективе и через коллектив А.С.Макаренко.
- Этапы и уровни развития учебно- воспитательного коллектива.
- Положение ученика в системе личных взаимоотношений.
- Межличностные отношения как средство,способствующее формированию и изменениюсоциальных установок.
Литература:
- Аникеева Н.П. Психологический климат в коллективе. М.,1983
- Березовин Н. А., Коломинский Я. Л. Учитель и детский коллектив. Мн., 1975.
- Классному руководителю о воспитательной системе класса /Под ре. Е.Н. Степанов. М., 2000.
- Коломинский Я.Л. Психология детского коллектива. — Минск, 1984.
- Лутошкин А. Н. Эмоциональные потенциалы коллектива//Эмоциональные потенциалы коллектива. Ярославль, 1977.
- Макаренко А.С. Лекции о воспитании детей. М.,1940
- Минияров В.М. Педагогическая психология. — Самара., 2010. – С.386.
- Немов Р.С. Кирпичик А.Г. Путь к коллективу: Книга для учителей о психологии ученического коллектива.- М.,1988.
- Социально-психологические проблемы личности и коллектива школьников и студентов. Кострома.,1976
- Сухомлинский В.А. Мудрая власть коллектива (Методика воспитания коллектива) — М.,1975.
- Уманский Л.И. Психология организаторской деятельности школьников. М., 1980.
Самостоятельная работа (обязательная форма):
1. Написать рефераты (с учетом всех требований к написанию рефератов) (от 5-10 баллов):
— Воспитание толерантности в ученическом коллективе.
— Социально- психологический климат и его влияние на воспитание детей.
— Отрицательное влияние коллектива на личность ребенка.
2. Подберите диагностические методики изучения социально-психологического климата в классе и кратко опишите их (не менее трех) 1-3 балла
Самостоятельная работа на выбор:
1.Составьте методические правила создания и развития ученического коллектива (1-3 балла)
Промежуточная аттестация:
Контрольная работа по разделу «Психология воспитания» .
Глава 2.3. Психолого-педагогическаяхарактеристика педагогической деятельности Error: Reference source not found
2.3.1. Основные функции педагогической деятельности и ее структураError: Reference source not found
2.3.2. Психологическая характеристика подготовительного этапа педагогической деятельностиError: Reference source not found
2.3.3. Психологическая характеристика процессуального этапа педагогической деятельностиError: Reference source not found
2.3.4. Психологическая характеристика этапа анализа результатов деятельностиError: Reference source not found
Глава 2.4. Психологическая характеристика учебной деятельностиError: Reference source not found
2.4.1. Основные функции учебной деятельностиError: Reference source not found
2.4.2. Психологическая характеристика подготовительного этапа деятельностиError: Reference source not found
2.4.3. Психологическая характеристика этапа усвоения знанийError: Reference source not found
2.4.4. Психологические характеристики этапа ожидания результатов учебной деятельностиError: Reference source not found
Глава 2.5. Способные и одаренные дети какрезультат обучения и развития Error: Reference source not found
2.5.1. Интеллектуальные способности как условие адаптации человека к окружающей средеError: Reference source not found
2.5.2.Одаренные дети как умственно способные к решению интеллектуальных и практических задачError: Reference source not found
Глава 2.6. Методы изучения результатов обучения и развитияError: Reference source not found
2.6.1. Методы диагностики готовности к школьному обучениюError: Reference source not found
2.6.2. Методы изучения обученности учащихсяError: Reference source not found
2.6.3. Современные тенденции изучения результатов обученияError: Reference source not found
Глава 2.7. Психолого-педагогическая коррекция развития учащихся в процессе обучения………………………………………………………………………Error: Reference source not found
2.7.1. Цели, задачи, принципы и требования к коррекционной работеError: Reference source not found
2.7.2. Коррекционная работа с детьми, имеющими задержку в развитии эмоциональной и потребностно-мотивационной сферError: Reference source not found
2.7.3.Коррекция развития познавательных процессовError: Reference source not found
2.7.3.1.Развитие внимания Error: Reference source not found
2.7.3.2. Развитие памяти Error: Reference source not found
2.7.3.3. Развитие мышления Error: Reference source not found
2.7.3.4. Развитие речи Error: Reference source not found
2.7.3.5. Развитие воображения Error: Reference source not found
Раздел III. Психология личностного и профессионального роста субъектов образовательной деятельностиError: Reference source not found
3.1. Психология личностного и профессионального самоопределения школьниковError: Reference source not found
3.1.1. Личностное самоопределение школьниковError: Reference source not found
3.1.2. Психология профессионального самоопределенияError: Reference source not found
3.1.3. Проблемы личностного и профессионального роста у старшеклассниковError: Reference source not found
Глава 3.2.Психология профессионального роста учителяError: Reference source not found
3.2.1. Психологические характеристики профессиональной деятельности учителяError: Reference source not found
3.2.2. Психологические механизмы профессионального роста учителяError: Reference source not found
3.2.3. Методы, обеспечивающие профессиональный рост учителяError: Reference source not found
Тема 2. Основные направления обучения
1. Образование в современном мире. Образование и культура.
2. Программированное обучение, проблемное обучение, алгоритмизированное обучение.
3. Личностно-деятельностный подход как основа организации образовательного процесса.
4. Знаково-контекстное обучение.
5. Компетентностный подход в современном образовании.
6. Развитие и обучение в отечественной образовательной системе. Концепции развивающего обучения.
Литература
1. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе. Контекстный подход. — М., 1991.
2. Вопросы алгоритмизации и программирования обучения / Под ред. Л.Н. Ланды. — М., 1973.
3. Выготский Л.С. Мышление и речь // Собр. соч. Т.2. — М., 1982. — С. 235-269.
4. Зимняя И.А. Педагогическая психология. — Ростов н /Дону, 1997. — С. 71-95.
5. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. — М., 1998. — С.120-135.
6. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. — М., 1986.
7. Занков Л.В. Обучение и развитие. — М., 1975.
8. Познавательные процессы и способности в обучении / Под ред. В.Д. Шадрикова. — М., 1990.
Задания первого уровня.
1. Сделать конспект к семинарскому занятию.
2. Найти в литературе ответ на вопрос: Какие психологические особенности учения считали основными создатели направлений обучения.
3. Найти дополнительную литературу (монографии и периодику) по теме семинара.
Задания второго уровня.
1. Составить сравнительную таблицу.
Направление обучения |
Положительные стороны |
Отрицательные стороны |
1. |
|
|
2. |
|
|
2. Сравните влияние разных направлений обучения на развитие ученика. Критерии сравнения могут быть: цель обучения, отношения с учителем, отношения с учениками, развитие способностей, развитие личностных качеств, информационная картина мира. Можете дополнить собственные критерии сравнения.
3. Правомерно ли считать знаково-контекстное направление обучения наиболее эффективным для профессионального образования? Приведите аргументы доказывающие или опровергающие эту точку зрения.
4. Чем компетентность отличается от навыка? Проанализируйте отечественную систему образования: что принципиально нового вносит компетентностный подход?
Задания третьего уровня.
-
Напишите эссе на тему: в каком направлении я предпочел бы работать и учиться и почему.
- Разработайте фрагменты занятий по психологии или педагогике (процесса обучения) в рамках разных направлений обучения.
- Предложите и обоснуйте систему условий, благодаря которым в процессе образования будет формироваться компетентность учащегося.
Тема 3. Психологические теории учения.
-
Теория поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина
- Теория учебной деятельности В.В. Давыдова, Д.Б. Эльконина.
- Основные принципы обучения Л.В.Занкова.
- Теория системогенеза учебной деятельности В.Н.Шадрикова.
Литература
1. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. — М., 1998. — С.120-135.
2. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. — М., 1986.
3. Занков Л.В. Обучение и развитие. — М., 1975.
4. Познавательные процессы и способности в обучении / Под ред. В.Д. Шадрикова. — М., 1990.
5. Давыдов В.В., Помшер Й., Маркова А.К. Формирование учебной деятельности школьника. — М., 1982.
6. Ильясов И.И. Структура процесса учения. — М., 1986. — С. 10-67.
Задания первого уровня.
-
Напишите конспект к семинарскому занятию.
- Создайте аннотированный список литературы по проблеме.
- Проведите обзор периодических изданий, конференций, интернет-источников по теме семинара за последние 5-7 лет.
Задания второго уровня.
-
Проведите сравнение и представьте результаты в таблице общую теорию деятельности и теорию системогенеза учебной деятельности В.Д. Шадрикова.
- Проведите сравнительную характеристику теорий развивающего обучения Л.В.Занкова и В.В. Давыдова, Д.Б. Эльконина.
- Проведите анализ формирования обобщенного способа учебной деятельности в разных теориях учения.
- Выделите и обоснуйте основные критерии оценки эффективности учения в разных теориях учения.
Задания третьего уровня.
-
Разработайте схему анализа урока при организации учебной деятельности школьников в методологии разных теорий учения.
- Разработайте конспект фрагмента урока психологии (педагогики) в рамках одной из теорий учения.
- Проанализируйте учебники, разработанные на основе теории Л.В. Занкова и Д.Б. Эльконина — В.В. Давыдова с целью проверить полноту реализации аспектов теории в них.
Тема 4. Психологическое содержание учебной деятельности. План
-
Понятие и структура учебной деятельности.
- Индивидуальные различия в учебной деятельности.
- Психологические основы эффективныхпедагогических технологий.
- Характеристика усвоения как основного показателя эффективности педагогической технологии. Умение, навык, компетентность в процессе усвоения.
Литература:
-
Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. — М., 1986.
- Давыдов В.В., Помшер Й., Маркова А.К. Формирование учебной деятельности школьника. — М., 1982.
- Занков Л.В. Обучение и развитие. — М., 1975.
- Ильясов И.И. Структура процесса учения. — М., 1986.
- Развитие творческой активности школьников / Под ред. А.М. Матюшкина. — М., 1991.
- Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – М.: Народное образование, 1998.-256с.
- Стоунс Э. Психопедагогика. Психологическая теория и практика обучения. — М., 1984.
Задания первого уровня.
-
Напишите конспект к семинарскому занятию.
- Создайте аннотированный список литературы по проблеме.
- Проведите обзор периодических изданий, конференций, интернет-источников по теме семинара за последние 5-7 лет.
Задания второго уровня.
-
Разработайте критерии умения учиться и подберите методы их диагностики для старших школьников.
- Проанализируйте учебники для школьников: на какие учебные действия направлены предлагаемые задания, сколько процентов учебных заданий направлены на продуктивные и репродуктивные учебные действия, сколько % заданий формируют умения ставить цель, планировать, контролировать, оценивать результаты овладения обобщенным способом действия (в основу анализа нужно положить не меньше двух классификаций учебных действий).
- Опишите приемы формирования учебной деятельности школьников на занятиях в разных технологиях обучения.
Задания третьего уровня.
-
Создайте обобщенную модель учебной деятельности человека (в модели может быть отражена не только структура, этапы, но и индивидуальный стиль учебной деятельности).
- Разработайте систему приемов формирующих действия целеполагания в процессе обучения.
- Проведите анализ разных направлений обучения и технологий с точки зрения формирования учебной деятельности.
- Разработайте критерии оценки индивидуального стиля учебной деятельности и возможную типологию этих стилей.
Критерии |
Индивидуальные показатели. |
1. Учебная мотивация |
1. преобладание внешней мотивации 2. преобладание мотивации достижения 3. избирательная познавательная мотивация 4. … |
2. |
… |
Тема 5. Мотивация учения. План.
-
Мотивы учения, их виды. Мотивы учения в младшем, среднем, старшем школьном возрасте.
- Формирование мотивации учения.
- Причины неуспеваемости школьников. Пути предупреждения и коррекции неуспеваемости.
Литература:
-
Бурова А.В. Мотивация учения. — Волгоград, 1976.
- Григорян С.Т. Формирование мотивации учения школьников. — М., 1982.
- Маркова А.К., Матис Т., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения. — М., 1990.
- Мурачковский П.И. Как предупредить неуспеваемость школьников. — М., 1977.
- Рабочая книга школьного психолога / Под ред. И.В. Дубровиной. — М., 1981.
- Шаталов В.Н. Куда и как исчезли тройки. — М., 1979.
Задания первого уровня.
-
Напишите конспект (реферативное изложение вопроса) к семинарскому занятию.
- Создайте аннотированный список литературы по проблеме.
- Проведите обзор периодических изданий, конференций, интернет-источников по теме семинара за последние 5-7 лет.
Задания второго уровня.
-
Сравните способы мотивации персонала в организации менеджером и мотивации учеников к учебной деятельности педагогом. Оцените уровень эффективности способов учебной мотивации.
- Проведите анализ приемов мотивации в системе вузовского обучения.
- Проследите возрастную динамику изменения учебных мотивов и определите (найдите в литературе) эффективные приемы мотивации для каждого возраста.
Задания третьего уровня.
-
Разработайте систему приемов (факторов) учебной мотивации студентов вуза.
- Перечислите (или разработайте сами) приемы коррекции нарушения учебной мотивации ученика.
- Проведите анализ деятельности какого-либо учителя (конкретного) с точки зрения формирования учебной мотивации.
Тема 6. Психология педагогической оценки План:
-
Психологические средства стимулирования обучения и воспитания детей.
- Педагогическая оценка и отметка. Виды педагогических оценок.
- Условия эффективности педагогической оценки.
- Возрастные особенности педагогической оценки.
Литература:
-
Амонашвили Ш.А. Обучение. Оценка. Отметка. — М., 1980. — С. 20-33, 42-49.
- Амонашвили Ш.А. Воспитательные функции школьных оценок. М., 1986.
- Ананьев Б.Г. Психология педагогической оценки // Избранные психологические труды. — М., 1980. -Т.2. — С. 128-272.
- Немов Р.С. Психология: В 2-х кн. -Кн. 2. — М., 1994. — С. 377-391.
Задания первого уровня.
-
Напишите конспект (реферативное изложение вопроса) к семинарскому занятию.
- Опишите новые технологии оценивания учащихся.
- Создайте аннотированный список литературы по проблеме.
- Проведите обзор периодических изданий, конференций, интернет-источников по теме семинара за последние 5-7 лет.
Задания второго уровня.
-
Проведите психологический анализ эффективности существующих способов оценивания результатов учебной деятельности школьников.
- Придумайте новые способы оценки, свободные от недостатков существующих.
- Разработайте и (или) опишите психолого-педагогическую технологию формирования действия контроля и оценки у школьников.
- Проведите анализ программ/ учебников/ педагогических технологий с точки зрения формирования действий контроля и оценки.
Задания третьего уровня.
-
Напишите эссе на тему: «Возможна ли объективная оценка учебных достижений ученика».
- Перечислите существующие и придумайте новые приемы обучения самооценке в учебной деятельности с учетом возрастных особенностей.
- Разработайте рекомендации учителям по вопросу использования оценки как способа стимулирования учебной активности.
Тема 7. Психология образовательной среды. План:
-
Понятие социальной и образовательной среды. Экологическая психология социальной среды.
- Структура и психологические особенности компонентов образовательной среды.
- Критерии оценки образовательных сред. Типология образовательных сред.
- Психологическая безопасность образовательной среды.
Литература.
-
Черноушек М. Психология жизненной среды. М., 1989.
- Рубцов В.В Основы социально-генетической психологии. – М.:Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж, НПО «МОДЭК», 1996.- 384 с.
- Баева И.А. Психологическая безопасность в образовании. М., 2002.
- Баева И.А. Тренинги психологической безопасности в школе/И.А.Баева. — СПб.: Речь,2002.-251с.
- Бурмистрова Е.В. Психологическая безопасность образовательной среды [Электронный ресурс]. — М.: Центр экстренной психологической помощи МГППУ, 2005.-
- Новые ценности образования: культурные модели школ \ Ред.серии Н.Б.Крылова, ред.выпуска Р.М.Люснер, Т.В.Анохина, М.М.Князева, М.: ИПИ РАО, 1997.
- Овечкин В.П. Образование в условиях изменяющейся культурно-технологической среды //Педагогика.-2005.-№10.-С.18-26.
- Сыманюк Э.Э. Психологическая безопасность образовательной среды. — Пермь: Уральский ГУ,2005.
- Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. — М., 2001.
Задания первого уровня.
-
Напишите конспект (реферативное изложение вопроса) к семинарскому занятию.
- Опишите типы образовательных сред.
- Создайте аннотированный список литературы по проблеме.
- Проведите обзор периодических изданий, конференций, интернет-источников по теме семинара за последние 5-7 лет.
- Найти дополнительную литературу (монографии и периодику) по теме семинара.
Задания второго уровня.
-
Дайте сравнительную характеристику образовательной среды вуза и школы (разных вузов или школ, в зависимости от опыта наблюдений).
- Приведите примеры психологически безопасной и опасной образовательной среды. Какие признаки являются для вас определяющими?
- Установите соответствие между типом образовательной среды (основными ценностями) и технологиями, стилем отношений субъектов, принципами воспитательного пространства.
- Заполните таблицу:
-
Тип образовательной среды
Отношения учителя-учеников-родителей.
Предпочитаемые технологии и концепции обучения.
Критерии эффективности образования
Материальное оснащение среды
Задания третьего уровня.
-
Разработайте систему критериев диагностики образовательной среды вуза, школы, учреждения дополнительного образования.
- Разработайте рекомендации к материальной составляющей образовательной среды определенного типа.
- Напишите и обоснуйте основные принципы психологической экологии школы.
- Создайте свою типологию образовательных сред, обоснуйте критерий, положенный в основу.
- Разработайте эталонную модель психологически безопасной образовательной среды школы (вуза, дошкольного учреждения, учреждения дополнительного образования).
Тема 8. Педагогическая психология здоровья. План:
-
Подходы к изучению психологического здоровья.
- Здоровьесберегающие технологии обучения. Типы, критерии оценки.
- Здоровьесбережение в различных социальных системах и средах (образование, семья).
- Преемственность различных ступеней образования и проблема адаптации учеников.
Литература.
-
Психология с человеческим лицом: перспективы гуманистической психологии в постсоветский период. /Под ред. Д.А. Леонтьева. М., 1998.
- Психология. /Под ред. А.А. Крылова.- СПб., 1998.
- Мир психологии. 2000. №1.
- Аносова М.В. Анализ урока с позиции здоровьесбережения // Педагогика и психология здоровья. — М., 2003.
- Гуревич И.Н. Социальная психология здоровья. — СПб., 1999.
- Сенников СА., Костоеич Л. Школы укрепления здоровья // Школа здоровья. — 2001, № 1.
- Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. — М., 2002.
- Школа и психическое здоровье учащихся / Под ред. С.М. Громбаха. — М., 1988.
Задания первого уровня.
-
Напишите конспект (реферативное изложение вопроса) к семинарскому занятию.
- Опишите классификации здоровьесберегающих технологий.
- Создайте аннотированный список литературы по проблеме.
- Проведите обзор периодических изданий, конференций, интернет-источников по теме семинара за последние 5-7 лет.
- Найдите дополнительную литературу (монографии и периодику) по теме семинара.
Задания второго уровня.
-
Сравните различные подходы к пониманию здоровьесберегающих технологий.
- Определите умения, необходимые педагогу и психологу для сохранения собственного психологического здоровья.
- Проведите анализ различных технологий (направлений) обучения с позиции здоровьесбережения.
- Определите негативные факторы, сильнее всего действующие на состояние здоровья учеников.
- Сравните определения психологического здоровья с точки зрения различных теорий личности. Идеи какой психологической теории наиболее часто используются в обучении?
Теория личности |
Показатели психологического здоровья |
Технология обучения, подход, направление обучения |
1. Бихевиорально-научающая |
|
|
2. Гуманистическая К.Роджерса |
|
|
3. … |
|
|
Задания третьего уровня.
-
Создайте систему критериев оценки психологического здоровья ребенка определенного возраста и обоснуйте выбор.
- Создайте собственную концепцию работы Школы Здоровья.
- Определите факторы сохранения психологического здоровья в образовательном процессе и обоснуйте выбор.
Тема 9. Педагог как субъект педагогической деятельности. План:
-
«Я» – концепция учителя. Педагогические способности. Психологическая компетентность учителя.
- Имидж учителя как фактор профессионализма.
- Профессиональное развитие и профессиональные деформации личности учителя.
- Психологическое здоровье учителя: способы сохранения.
Литература.
-
Зимняя И.А. Педагогическая психология. — Ростов н /Дону, 1997. — С. 173-216.
- Кан-Калик В.А., Никандров Н.Д. Педагогическое творчество. — М., 1990. — С.110-137.
- Кузьмина Н.В. Способности, одаренность, талант учителя. — Л., 1985.
- Рогов Е.И.. Настольная книга практического психолога в образовании. — М., 1995. — С. 267-273.
- Способности и склонности: комплексные исследования. — М., 1989.
- Столяренко Л.Д. Педагогическая психология. РнД., 2003.
Задания первого уровня.
-
Напишите конспект (реферативное изложение вопроса) к семинарскому занятию.
- Создайте аннотированный список литературы по проблеме.
- Проведите обзор периодических изданий, конференций, интернет-источников по теме семинара за последние 5-7 лет.
- Найти дополнительную литературу (монографии и периодику) по теме семинара.
Задания второго уровня.
-
Дайте сравнительную характеристику
- Какие существуют механизмы и возможности защиты и поддержания самоотношения учителя?
- Как связаны образ Я и образ профессии и какую они играют роль в построении образа «Я — профессионал»?
- Составьте портрет «идеального педагога» и «реального педагога» — объясните причины расхождения.
Задания третьего уровня.
-
Разработайте систему критериев диагностики педагогических способностей.
- Разработайте и обоснуйте систему психолого-педагогического сопровождения психологического здоровья учителя.
- Разработайте рекомендации по предупреждению профессиональных деформаций учителя.
Тема 10. Психология педагогической деятельности и общения План:
- Специфические особенности педагогической деятельности, ее структура.
- Мотивация педагогической деятельности.
- Индивидуальный стиль педагогической деятельности.
- Педагогическое общение как взаимодействие,
- Барьеры и конфликты в педагогическом общении.
Литература:
-
Ершов П.М., Ершова А.П., Булатов В.М. Общение на уроке или режиссура поведения учителя. — М.,1998. — С. 19-50.
- Зимняя И.А. Педагогическая психология. — Ростов н / Дону, 1997. — С. 343-372.
- Маркова А.К. Психология труда учителя. — М., 1993.
- Митина Л.М. Учитель как личность и профессионал. — М., 1994.
Задания первого уровня.
-
Напишите конспект (реферативное изложение вопроса) к семинарскому занятию.
- Создайте аннотированный список литературы по проблеме.
- Проведите обзор периодических изданий, конференций, интернет-источников по теме семинара за последние 5-7 лет.
- Почему учитель должен быть хорошим оратором? Перечислите приемы удержания внимания аудитории.
- Найти дополнительную литературу (монографии и периодику) по теме семинара.
Задания второго уровня.
-
Как понять ученика и дать ему психологическую характеристику? Разработайте схему структурированного наблюдения за учеником.
- Приведите примеры из практики, когда педагогический конфликт разрешался конструктивно, когда деструктивно, а когда – со смешанными последствиями.
- Разработайте рекомендации по способами саморегуляции в конфликтном взаимодействии и конструктивному разрешению конфликтов.
- Разработайте систему критериев оценки эффективного педагогического общения.
- Сравните виды общения: личностное, деловое педагогическое.
Критерии сравнения |
Личностное общение |
Деловое общение |
Педагогическое общение |
1. Цель. 2. Структура. 3. Содержание. 4. Эффективный тип. 5. Стили. 6. … (другие возможные критерии) |
Задания третьего уровня.
-
Разработайте систему критериев диагностики качества педагогической деятельности (профессиональной компетентности педагога).
- Заполните таблицу, дополните ее собственными ситуациями:
Конфликтная ситуация |
Причины конфликта |
Конструктивный способ разрешения |
Деструктивный способ разрешения |
|
|
|
|
1. Родители считают, что педагог предвзято относится и субъективно оценивает ребенка |
|
|
|
2. Администрация предъявляет неправомерные требования к стилю взаимодействия педагога и детей. |
|
|
|
3. Ученики не выполняют домашнее задание. |
|
|
|
4. Ученики закрылись в кабинете и педагог не может туда войти. |
|
|
|
5. Педагог оказался свидетелем драки учеников. |
|
|
|
6. … |
|
|
|
- Опишите особенности проектирования педагогической деятельности педагога с формально-предметной направленностью и с гуманистической направленностью.
- В педагогической деятельности выделается несколько функционально-ролевых позиций: коммуникатор, организатор, фасилитатор. Опишите специфику и меру представленности этих позиций в разных образовательных средах.
Образовательные среды. |
Коммуникатор |
Организатор |
Фасилитатор |
Традиционное обучение |
|
|
|
Развивающее обучение |
|
|
|
Начальная школа |
|
|
|
Основная школа |
|
|
|
Высшая школа |
|
|
|
Тематика рефератов:
- Психологические основы оценивания учебной деятельности.
- Теория развития детского интеллекта Ж.Пиаже и практика европейского образования.
- Развитие и обучение по Л.С. Выготскому.
- Модели обогащения учебных программ (А.В. Запорожец, Дж. Рензулли и др.).
- Творческая одаренность, проблемы её диагностики и развития в образовательной деятельности.
- Индивидуальные особенности развития мышления детей.
- Современные концепции развития лидерских способностей.
- Академическая одаренность как социально-педагогическое явление.
- Тестирование по системе «IQ» и практика образования.
- Тренинговые методы в современном образовании.
- Основные принципы построения системы выявления детской одаренности.
- Анализ существующих подходов к дифференциации образования.
- Индивидуализация обучения; современные подходы и решения.
- Концепции содержания образования и проблема развития интеллектуально-творческого развития личности.
- Психологический анализ наиболее популярных форм организации обучения.
- Построение индивидуальной траектории развития ребенка в сфере образования.
- Психологические основы создания учебной литературы.
- Новые информационные технологии в обучении.
- Психологический анализ образовательной среды.
- Предметно-пространственная среда как фактор развития и обучения.
- Принципы безопасной образовательной среды.
- Здоровьесберегающие технологии в системе общего образования.
- Психология исследовательского поведения и исследовательская практика школьников.
- Образование и развитие конвергентного мышления детей.
- Образование и развитие дивергентного мышления детей.
- Развитие когнитивных функций как проблема теории и практики образования.
- Проблема развития познавательных интересов и потребностей у детей.
- Конкурентные формы взаимодействия как средство развития личности.
- Подготовка будущих лидеров как проблема современного образования.
- Психологический анализ методик раннего обучения (обучение чтению, счету, «энциклопедическим» знаниям).