Семинары по педагогической психологии

Составила: доцент

кафедры психологии образования

Забродина Л.А.

1 Раздел : «Психология воспитания»

Семинар 1

Тема: Методологические основы воспитания

1. Понятие «воспитание» с точки зрения психологии.

2. Взгляд Л.С.Выготского на процесс воспитания.

3. Цели и задачи воспитания в педагогическойпсихологии.

4. Критерии определения эффективности воспитания учащихся.

5. Методы диагностики изучения «воспитанности» учащихся.

Основная литература:

1.Зимняя И.А. Педагогическая психология. — Ростов на /Дону, 1997. — С. 71-95.

2.Минияров В.М. Педагогическая психология. — Самара, 2010. – С.386.

3.Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. — М., 1998. — С.120-135.

Дополнительная литература:

  1. Анализ и оценка воспитательного процесса//Воспитание детей в школе: Новые подходы и новые технологии/Под ред. Н.Е. Щурковой.-М.: Новая школа,1998.-С.158-165.
  2. Воспитательный процесс: изучение эффективности:Методические рекомендации/Под ред. Е.Н.Степанова.-М.:ТЦ”Сфера”,2000.-128с.
  3. Григорьев Д.,Кулешова И.,Степанов П. Диагностика эффективности воспитания на основе динамики личностного роста ребенка//Воспитательная работа в школе.-2003.-№2.-С.93-106.
  4. Методика выявления воспитанности школьников // Нравственность в современном мире.-Мн:Изд.ООО”Красико-Принт, 2003.-С.44-50.
  5. Плоткин М.М.,Ширинский В.И. Научные основы мониторинга современного воспитательного процесса: Научно-методическое пособие.-М.:НИИ Семьи,2000.
  6. Рожков М.И.,Байбородова Л.В. Изучение результатов и эффективности воспитательного процесса // Организация воспитательного процесса в школе.-М. :Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2000.-С.141-164.
  7. Харламов И.Ф. Формирование личностных качеств в процессе воспитания//Педагогика.-2003.-№3.-С.52-59.

Самостоятельная работа (обязательная форма):

1. Составить таблицу «Теории и концепции воспитания и развития» — 1-3 балла

П№

Название теории или концепции воспитания

Представители

теории или концепции воспитания

Цели и задачи воспитания

Основное содержание

Методы воспитания

Результаты воспитания

1.

Психоаналитическая теория

Самостоятельная работа на выбор студента:

1. Подберите диагностические методики, определяющие результат воспитательного процесса (не менее двух методик) 1-3 балла.

Семинар 2

Тема: Методы воспитания.

1. Классификация методов и приемов воспитательного воздействия в психолого-педагогической литературе.

2. Разнообразные подходы в отечественной и зарубежной психолого-педагогической литературе к применению поощрения и наказания в процессе воспитания.

3. Виды наказаний и их влияние на развитие личности и социализацию ребенка.

4. Педагогическая оценка и ее значение для формирования личности ребенка.

5. Педагогические требования и запреты, их содержание и количество в процессе воспитания.

Литература:

  1. Бордовская Н.В., Реан А.А., Педагогика. Раздел «Способы воспитательного воздействия на человека». М., 2000.
  2. Гордин Л.Ю. Поощрение и наказание в воспитании детей. М., 1971.
  3. Карабанова О.А. Психология семейных отношений. Учебное пособие.- Самара: СИОКПП, 2001.
  4. Коротов В.М. Методы убеждения. Методы педагогического стимулирования //Кн. Введение в педагогику. М., 1999 399.
  5. Макаренко А.С. Лекция «Методы воспитания». Избр. пед. соч.: В 2т. М., 1977. Т.1
  6. Минияров В.М. Педагогическая психология. — Самара, 2010. – С.386.
  7. Монахов Н.И. Изучение эффективности воспитания: теория и методика.-М.,1981
  8. Педагогика / Под ред. П.И.Пидкасистого. — М., 2004.
  9. Шварц И.Е. Внушение в педагогический процесс. Пермь, 1972.
  10. Шевченко Л.Л. Практическая педагогическая этика. М., 1997. С. 261-265, 384-

Самостоятельная работа (обязательная форма):

1. На основе изученного материала разработайте требования к педагогической оценке учителя, то есть правила оценивания учащихся (1-3 балла).

2. На основе изученного материала разработайте правила применения техники эффективной похвалы (1-3 балла).

Самостоятельная работа на выбор студента:

1.Охарактеризуйте положительное и отрицательное влияние поощрения, наказания в формировании личности ребенка, приведите примеры.

Семинар 3

Тема: Семья, как одно из основных средств воспитания.

1. Значение семьи в формировании личности, характера ребенка, его социализации.

2. Влияние особенностей личности родителей на становление характера ребенка.

3. Влияние стилей семейного воспитания на процесс воспитания детей.

4. Значение эмоционального отношения родителей к ребенку.

5. Особенности воспитания в неполной семье.

6. Причины и виды семейного неблагополучия.

7. Отношения между (сиблингами) братьями и сестрами и их воспитательное значение.

Литература:

  1. Анзорг Л. Дети и семейный конфликт. М.. 1988.
  2. Бардиан А. Воспитание детей в семье. — М, Просвещение, 1972
  3. Варга А.Я Структура и типы родительского отношения. М.,1987
  4. Воспитание детей в неполной семье. /Под ред. Н.М. Ершовой. М., 1980.
  5. Дала Торе А. Ошибки родителей. М., 1983
  6. Джайнотт Х.Д. Родители и дети. М., 1986.
  7. Карабанова О.А. Психология семейных отношений. Учебное пособие.- Самара: СИОКПП, 2001.
  8. Корчак Я. Как любить ребенка. М., 1990.
  9. Лесгафт П.Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение. М., 1991.
  10. Макаренко А.С. Воспитание детей в семье. Избр. пед.соч. В 2 т. М., 1997. Т.2.
  11. Матвеева Л. И др. Практическая психология для родителей, или Что я могу узнать о своем ребенке. М., 1997.
  12. Матейчек 3. Родители и дети. — М., 1992.
  13. Минияров В.М. Психология семейного воспитания. М.,2000.
  14. Овчарова Р.В. Психология родительства. – М., 2009.
  15. Петровский А.В. Дети и тактика семейного воспитания. М., Просвещение, 1981
  16. Сагатовская Л.Г. Воспитание личности в условиях семейного коллектива.- Томск.,1971
  17. Спиваковская А.С. Как быть родителями. — М., Знание, 1986
  18. Сухомлинский В.А. Родительская педагогика. Избр. пед. соч. М., 1981. Т.3.
  19. Хоментаускас Г. Т. Семья глазами ребенка. — М., 1989.
  20. Целуйко В.М. Родители и дети. Психология взаимоотношений в семье.- Мозырь «Содействие», 2006.

Самостоятельная работа (обязательная форма):

1. Представить перечень диагностических методик по выявлению семейного неблагополучия; стилей семейного воспитания (не менее трех методик с кратким описанием) (от 1-3 баллов)

2. Написать рефераты (с учетом всех требований к написанию рефератов) (от 5-10 баллов):

— Авторитет в семейном воспитании.

— Отклоняющееся поведение ребенка, как следствие педагогических ошибок родителей.

— Стили семейного воспитания детей в историческом контексте

— Современные представления о стилях и результатах семейного воспитания детей

— Особенности родительской любви и ее значение в становлении личности ребенка и его социализации.

— Девиантное поведение детей, как следствие семейного воспитания.

Самостоятельная работа на выбор:

1. Написать конспект по книге Я.Корчак Как любить ребенка. М., 1990. (1-3 балла)

Семинар 4

Тема: Коллектив как средство воспитания.

  1. Роль коллектива в развитии личности учащегося.
  2. Система воспитания человека в коллективе и через коллектив А.С.Макаренко.
  3. Этапы и уровни развития учебно- воспитательного коллектива.
  4. Положение ученика в системе личных взаимоотношений.
  5. Межличностные отношения как средство,способствующее формированию и изменениюсоциальных установок.

Литература:

  1. Аникеева Н.П. Психологический климат в коллективе. М.,1983
  2. Березовин Н. А., Коломинский Я. Л. Учитель и детский коллектив. Мн., 1975.
  3. Классному руководителю о воспитательной системе класса /Под ре. Е.Н. Степанов. М., 2000.
  4. Коломинский Я.Л. Психология детского коллектива. — Минск, 1984.
  5. Лутошкин А. Н. Эмоциональные потенциалы коллектива//Эмоциональные потенциалы коллектива. Ярославль, 1977.
  6. Макаренко А.С. Лекции о воспитании детей. М.,1940
  7. Минияров В.М. Педагогическая психология. — Самара., 2010. – С.386.
  8. Немов Р.С. Кирпичик А.Г. Путь к коллективу: Книга для учителей о психологии ученического коллектива.- М.,1988.
  9. Социально-психологические проблемы личности и коллектива школьников и студентов. Кострома.,1976
  10. Сухомлинский В.А. Мудрая власть коллектива (Методика воспитания коллектива) — М.,1975.
  11. Уманский Л.И. Психология организаторской деятельности школьников. М., 1980.

Самостоятельная работа (обязательная форма):

1. Написать рефераты (с учетом всех требований к написанию рефератов) (от 5-10 баллов):

— Воспитание толерантности в ученическом коллективе.

— Социально- психологический климат и его влияние на воспитание детей.

— Отрицательное влияние коллектива на личность ребенка.

2. Подберите диагностические методики изучения социально-психологического климата в классе и кратко опишите их (не менее трех) 1-3 балла

Самостоятельная работа на выбор:

1.Составьте методические правила создания и развития ученического коллектива (1-3 балла)

Промежуточная аттестация:

Контрольная работа по разделу «Психология воспитания» .

Глава 2.3. Психолого-педагогическаяхарактеристика педагогической деятельности Error: Reference source not found

2.3.1. Основные функции педагогической деятельности и ее структураError: Reference source not found

2.3.2. Психологическая характеристика подготовительного этапа педагогической деятельностиError: Reference source not found

2.3.3. Психологическая характеристика процессуального этапа педагогической деятельностиError: Reference source not found

2.3.4. Психологическая характеристика этапа анализа результатов деятельностиError: Reference source not found

Глава 2.4. Психологическая характеристика учебной деятельностиError: Reference source not found

2.4.1. Основные функции учебной деятельностиError: Reference source not found

2.4.2. Психологическая характеристика подготовительного этапа деятельностиError: Reference source not found

2.4.3. Психологическая характеристика этапа усвоения знанийError: Reference source not found

2.4.4. Психологические характеристики этапа ожидания результатов учебной деятельностиError: Reference source not found

Глава 2.5. Способные и одаренные дети какрезультат обучения и развития Error: Reference source not found

2.5.1. Интеллектуальные способности как условие адаптации человека к окружающей средеError: Reference source not found

2.5.2.Одаренные дети как умственно способные к решению интеллектуальных и практических задачError: Reference source not found

Глава 2.6. Методы изучения результатов обучения и развитияError: Reference source not found

2.6.1. Методы диагностики готовности к школьному обучениюError: Reference source not found

2.6.2. Методы изучения обученности учащихсяError: Reference source not found

2.6.3. Современные тенденции изучения результатов обученияError: Reference source not found

Глава 2.7. Психолого-педагогическая коррекция развития учащихся в процессе обучения………………………………………………………………………Error: Reference source not found

2.7.1. Цели, задачи, принципы и требования к коррекционной работеError: Reference source not found

2.7.2. Коррекционная работа с детьми, имеющими задержку в развитии эмоциональной и потребностно-мотивационной сферError: Reference source not found

2.7.3.Коррекция развития познавательных процессовError: Reference source not found

2.7.3.1.Развитие внимания Error: Reference source not found

2.7.3.2. Развитие памяти Error: Reference source not found

2.7.3.3. Развитие мышления Error: Reference source not found

2.7.3.4. Развитие речи Error: Reference source not found

2.7.3.5. Развитие воображения Error: Reference source not found

Раздел III. Психология личностного и профессионального роста субъектов образовательной деятельностиError: Reference source not found

3.1. Психология личностного и профессионального самоопределения школьниковError: Reference source not found

3.1.1. Личностное самоопределение школьниковError: Reference source not found

3.1.2. Психология профессионального самоопределенияError: Reference source not found

3.1.3. Проблемы личностного и профессионального роста у старшеклассниковError: Reference source not found

Глава 3.2.Психология профессионального роста учителяError: Reference source not found

3.2.1. Психологические характеристики профессиональной деятельности учителяError: Reference source not found

3.2.2. Психологические механизмы профессионального роста учителяError: Reference source not found

3.2.3. Методы, обеспечивающие профессиональный рост учителяError: Reference source not found

Тема 2. Основные направления обучения

1. Образование в современном мире. Образование и культура.

2. Программированное обучение, проблемное обучение, алгоритмизированное обучение.

3. Личностно-деятельностный подход как основа организации образовательного процесса.

4. Знаково-контекстное обучение.

5. Компетентностный подход в современном образовании.

6. Развитие и обучение в отечественной образовательной системе. Концепции развивающего обучения.

Литература

1. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе. Контекстный подход. — М., 1991.

2. Вопросы алгоритмизации и программирования обучения / Под ред. Л.Н. Ланды. — М., 1973.

3. Выготский Л.С. Мышление и речь // Собр. соч. Т.2. — М., 1982. — С. 235-269.

4. Зимняя И.А. Педагогическая психология. — Ростов н /Дону, 1997. — С. 71-95.

5. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. — М., 1998. — С.120-135.

6. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. — М., 1986.

7. Занков Л.В. Обучение и развитие. — М., 1975.

8. Познавательные процессы и способности в обучении / Под ред. В.Д. Шадрикова. — М., 1990.

Задания первого уровня.

1. Сделать конспект к семинарскому занятию.

2. Найти в литературе ответ на вопрос: Какие психологические особенности учения считали основными создатели направлений обучения.

3. Найти дополнительную литературу (монографии и периодику) по теме семинара.

Задания второго уровня.

1. Составить сравнительную таблицу.

Направление обучения

Положительные стороны

Отрицательные стороны

1.

2.

2. Сравните влияние разных направлений обучения на развитие ученика. Критерии сравнения могут быть: цель обучения, отношения с учителем, отношения с учениками, развитие способностей, развитие личностных качеств, информационная картина мира. Можете дополнить собственные критерии сравнения.

3. Правомерно ли считать знаково-контекстное направление обучения наиболее эффективным для профессионального образования? Приведите аргументы доказывающие или опровергающие эту точку зрения.

4. Чем компетентность отличается от навыка? Проанализируйте отечественную систему образования: что принципиально нового вносит компетентностный подход?

Задания третьего уровня.

  1. Напишите эссе на тему: в каком направлении я предпочел бы работать и учиться и почему.

  2. Разработайте фрагменты занятий по психологии или педагогике (процесса обучения) в рамках разных направлений обучения.
  3. Предложите и обоснуйте систему условий, благодаря которым в процессе образования будет формироваться компетентность учащегося.

Тема 3. Психологические теории учения.

  1. Теория поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина

  2. Теория учебной деятельности В.В. Давыдова, Д.Б. Эльконина.
  3. Основные принципы обучения Л.В.Занкова.
  4. Теория системогенеза учебной деятельности В.Н.Шадрикова.

Литература

1. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. — М., 1998. — С.120-135.

2. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. — М., 1986.

3. Занков Л.В. Обучение и развитие. — М., 1975.

4. Познавательные процессы и способности в обучении / Под ред. В.Д. Шадрикова. — М., 1990.

5. Давыдов В.В., Помшер Й., Маркова А.К. Формирование учебной деятельности школьника. — М., 1982.

6. Ильясов И.И. Структура процесса учения. — М., 1986. — С. 10-67.

Задания первого уровня.

  1. Напишите конспект к семинарскому занятию.

  2. Создайте аннотированный список литературы по проблеме.
  3. Проведите обзор периодических изданий, конференций, интернет-источников по теме семинара за последние 5-7 лет.

Задания второго уровня.

  1. Проведите сравнение и представьте результаты в таблице общую теорию деятельности и теорию системогенеза учебной деятельности В.Д. Шадрикова.

  2. Проведите сравнительную характеристику теорий развивающего обучения Л.В.Занкова и В.В. Давыдова, Д.Б. Эльконина.
  3. Проведите анализ формирования обобщенного способа учебной деятельности в разных теориях учения.
  4. Выделите и обоснуйте основные критерии оценки эффективности учения в разных теориях учения.

Задания третьего уровня.

  1. Разработайте схему анализа урока при организации учебной деятельности школьников в методологии разных теорий учения.

  2. Разработайте конспект фрагмента урока психологии (педагогики) в рамках одной из теорий учения.
  3. Проанализируйте учебники, разработанные на основе теории Л.В. Занкова и Д.Б. Эльконина — В.В. Давыдова с целью проверить полноту реализации аспектов теории в них.

Тема 4. Психологическое содержание учебной деятельности. План

  1. Понятие и структура учебной деятельности.

  2. Индивидуальные различия в учебной деятельности.
  3. Психологические основы эффективныхпедагогических технологий.
  4. Характеристика усвоения как основного показателя эффективности педагогической технологии. Умение, навык, компетентность в процессе усвоения.

Литература:

  1. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. — М., 1986.

  2. Давыдов В.В., Помшер Й., Маркова А.К. Формирование учебной деятельности школьника. — М., 1982.
  3. Занков Л.В. Обучение и развитие. — М., 1975.
  4. Ильясов И.И. Структура процесса учения. — М., 1986.
  5. Развитие творческой активности школьников / Под ред. А.М. Матюшкина. — М., 1991.
  6. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – М.: Народное образование, 1998.-256с.
  7. Стоунс Э. Психопедагогика. Психологическая теория и практика обучения. — М., 1984.

Задания первого уровня.

  1. Напишите конспект к семинарскому занятию.

  2. Создайте аннотированный список литературы по проблеме.
  3. Проведите обзор периодических изданий, конференций, интернет-источников по теме семинара за последние 5-7 лет.

Задания второго уровня.

  1. Разработайте критерии умения учиться и подберите методы их диагностики для старших школьников.

  2. Проанализируйте учебники для школьников: на какие учебные действия направлены предлагаемые задания, сколько процентов учебных заданий направлены на продуктивные и репродуктивные учебные действия, сколько % заданий формируют умения ставить цель, планировать, контролировать, оценивать результаты овладения обобщенным способом действия (в основу анализа нужно положить не меньше двух классификаций учебных действий).
  3. Опишите приемы формирования учебной деятельности школьников на занятиях в разных технологиях обучения.

Задания третьего уровня.

  1. Создайте обобщенную модель учебной деятельности человека (в модели может быть отражена не только структура, этапы, но и индивидуальный стиль учебной деятельности).

  2. Разработайте систему приемов формирующих действия целеполагания в процессе обучения.
  3. Проведите анализ разных направлений обучения и технологий с точки зрения формирования учебной деятельности.
  4. Разработайте критерии оценки индивидуального стиля учебной деятельности и возможную типологию этих стилей.

Критерии

Индивидуальные показатели.

1. Учебная мотивация

1. преобладание внешней мотивации

2. преобладание мотивации достижения

3. избирательная познавательная мотивация

4. …

2.

Тема 5. Мотивация учения. План.

  1. Мотивы учения, их виды. Мотивы учения в младшем, среднем, старшем школьном возрасте.

  2. Формирование мотивации учения.
  3. Причины неуспеваемости школьников. Пути предупреждения и коррекции неуспеваемости.

Литература:

  1. Бурова А.В. Мотивация учения. — Волгоград, 1976.

  2. Григорян С.Т. Формирование мотивации учения школьников. — М., 1982.
  3. Маркова А.К., Матис Т., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения. — М., 1990.
  4. Мурачковский П.И. Как предупредить неуспеваемость школьников. — М., 1977.
  5. Рабочая книга школьного психолога / Под ред. И.В. Дубровиной. — М., 1981.
  6. Шаталов В.Н. Куда и как исчезли тройки. — М., 1979.

Задания первого уровня.

  1. Напишите конспект (реферативное изложение вопроса) к семинарскому занятию.

  2. Создайте аннотированный список литературы по проблеме.
  3. Проведите обзор периодических изданий, конференций, интернет-источников по теме семинара за последние 5-7 лет.

Задания второго уровня.

  1. Сравните способы мотивации персонала в организации менеджером и мотивации учеников к учебной деятельности педагогом. Оцените уровень эффективности способов учебной мотивации.

  2. Проведите анализ приемов мотивации в системе вузовского обучения.
  3. Проследите возрастную динамику изменения учебных мотивов и определите (найдите в литературе) эффективные приемы мотивации для каждого возраста.

Задания третьего уровня.

  1. Разработайте систему приемов (факторов) учебной мотивации студентов вуза.

  2. Перечислите (или разработайте сами) приемы коррекции нарушения учебной мотивации ученика.
  3. Проведите анализ деятельности какого-либо учителя (конкретного) с точки зрения формирования учебной мотивации.

Тема 6. Психология педагогической оценки План:

  1. Психологические средства стимулирования обучения и воспитания детей.

  2. Педагогическая оценка и отметка. Виды педагогических оценок.
  3. Условия эффективности педагогической оценки.
  4. Возрастные особенности педагогической оценки.

Литература:

  1. Амонашвили Ш.А. Обучение. Оценка. Отметка. — М., 1980. — С. 20-33, 42-49.

  2. Амонашвили Ш.А. Воспитательные функции школьных оценок. М., 1986.
  3. Ананьев Б.Г. Психология педагогической оценки // Избранные психологические труды. — М., 1980. -Т.2. — С. 128-272.
  4. Немов Р.С. Психология: В 2-х кн. -Кн. 2. — М., 1994. — С. 377-391.

Задания первого уровня.

  1. Напишите конспект (реферативное изложение вопроса) к семинарскому занятию.

  2. Опишите новые технологии оценивания учащихся.
  3. Создайте аннотированный список литературы по проблеме.
  4. Проведите обзор периодических изданий, конференций, интернет-источников по теме семинара за последние 5-7 лет.

Задания второго уровня.

  1. Проведите психологический анализ эффективности существующих способов оценивания результатов учебной деятельности школьников.

  2. Придумайте новые способы оценки, свободные от недостатков существующих.
  3. Разработайте и (или) опишите психолого-педагогическую технологию формирования действия контроля и оценки у школьников.
  4. Проведите анализ программ/ учебников/ педагогических технологий с точки зрения формирования действий контроля и оценки.

Задания третьего уровня.

  1. Напишите эссе на тему: «Возможна ли объективная оценка учебных достижений ученика».

  2. Перечислите существующие и придумайте новые приемы обучения самооценке в учебной деятельности с учетом возрастных особенностей.
  3. Разработайте рекомендации учителям по вопросу использования оценки как способа стимулирования учебной активности.

Тема 7. Психология образовательной среды. План:

  1. Понятие социальной и образовательной среды. Экологическая психология социальной среды.

  2. Структура и психологические особенности компонентов образовательной среды.
  3. Критерии оценки образовательных сред. Типология образовательных сред.
  4. Психологическая безопасность образовательной среды.

Литература.

  1. Черноушек М. Психология жизненной среды. М., 1989.

  2. Рубцов В.В Основы социально-генетической психологии. – М.:Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж, НПО «МОДЭК», 1996.- 384 с.
  3. Баева И.А. Психологическая безопасность в образовании. М., 2002.
  4. Баева И.А. Тренинги психологической безопасности в школе/И.А.Баева. — СПб.: Речь,2002.-251с.
  5. Бурмистрова Е.В. Психологическая безопасность образовательной среды [Электронный ресурс]. — М.: Центр экстренной психологической помощи МГППУ, 2005.-
  6. Новые ценности образования: культурные модели школ \ Ред.серии Н.Б.Крылова, ред.выпуска Р.М.Люснер, Т.В.Анохина, М.М.Князева, М.: ИПИ РАО, 1997.
  7. Овечкин В.П. Образование в условиях изменяющейся культурно-технологической среды //Педагогика.-2005.-№10.-С.18-26.
  8. Сыманюк Э.Э. Психологическая безопасность образовательной среды. — Пермь: Уральский ГУ,2005.
  9. Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. — М., 2001.

Задания первого уровня.

  1. Напишите конспект (реферативное изложение вопроса) к семинарскому занятию.

  2. Опишите типы образовательных сред.
  3. Создайте аннотированный список литературы по проблеме.
  4. Проведите обзор периодических изданий, конференций, интернет-источников по теме семинара за последние 5-7 лет.
  5. Найти дополнительную литературу (монографии и периодику) по теме семинара.

Задания второго уровня.

  1. Дайте сравнительную характеристику образовательной среды вуза и школы (разных вузов или школ, в зависимости от опыта наблюдений).

  2. Приведите примеры психологически безопасной и опасной образовательной среды. Какие признаки являются для вас определяющими?
  3. Установите соответствие между типом образовательной среды (основными ценностями) и технологиями, стилем отношений субъектов, принципами воспитательного пространства.
  4. Заполните таблицу:

Тип образовательной среды

Отношения учителя-учеников-родителей.

Предпочитаемые технологии и концепции обучения.

Критерии эффективности образования

Материальное оснащение среды

Задания третьего уровня.

  1. Разработайте систему критериев диагностики образовательной среды вуза, школы, учреждения дополнительного образования.

  2. Разработайте рекомендации к материальной составляющей образовательной среды определенного типа.
  3. Напишите и обоснуйте основные принципы психологической экологии школы.
  4. Создайте свою типологию образовательных сред, обоснуйте критерий, положенный в основу.
  5. Разработайте эталонную модель психологически безопасной образовательной среды школы (вуза, дошкольного учреждения, учреждения дополнительного образования).

Тема 8. Педагогическая психология здоровья. План:

  1. Подходы к изучению психологического здоровья.

  2. Здоровьесберегающие технологии обучения. Типы, критерии оценки.
  3. Здоровьесбережение в различных социальных системах и средах (образование, семья).
  4. Преемственность различных ступеней образования и проблема адаптации учеников.

Литература.

  1. Психология с человеческим лицом: перспективы гуманистической психологии в постсоветский период. /Под ред. Д.А. Леонтьева. М., 1998.

  2. Психология. /Под ред. А.А. Крылова.- СПб., 1998.
  3. Мир психологии. 2000. №1.
  4. Аносова М.В. Анализ урока с позиции здоровьесбережения // Педагогика и психология здоровья. — М., 2003.
  5. Гуревич И.Н. Социальная психология здоровья. — СПб., 1999.
  6. Сенников СА., Костоеич Л. Школы укрепления здоровья // Школа здоровья. — 2001, № 1.
  7. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. — М., 2002.
  8. Школа и психическое здоровье учащихся / Под ред. С.М. Громбаха. — М., 1988.

Задания первого уровня.

  1. Напишите конспект (реферативное изложение вопроса) к семинарскому занятию.

  2. Опишите классификации здоровьесберегающих технологий.
  3. Создайте аннотированный список литературы по проблеме.
  4. Проведите обзор периодических изданий, конференций, интернет-источников по теме семинара за последние 5-7 лет.
  5. Найдите дополнительную литературу (монографии и периодику) по теме семинара.

Задания второго уровня.

  1. Сравните различные подходы к пониманию здоровьесберегающих технологий.

  2. Определите умения, необходимые педагогу и психологу для сохранения собственного психологического здоровья.
  3. Проведите анализ различных технологий (направлений) обучения с позиции здоровьесбережения.
  4. Определите негативные факторы, сильнее всего действующие на состояние здоровья учеников.
  5. Сравните определения психологического здоровья с точки зрения различных теорий личности. Идеи какой психологической теории наиболее часто используются в обучении?

Теория личности

Показатели психологического здоровья

Технология обучения, подход, направление обучения

1. Бихевиорально-научающая

2. Гуманистическая К.Роджерса

3. …

Задания третьего уровня.

  1. Создайте систему критериев оценки психологического здоровья ребенка определенного возраста и обоснуйте выбор.

  2. Создайте собственную концепцию работы Школы Здоровья.
  3. Определите факторы сохранения психологического здоровья в образовательном процессе и обоснуйте выбор.

Тема 9. Педагог как субъект педагогической деятельности. План:

  1. «Я» – концепция учителя. Педагогические способности. Психологическая компетентность учителя.

  2. Имидж учителя как фактор профессионализма.
  3. Профессиональное развитие и профессиональные деформации личности учителя.
  4. Психологическое здоровье учителя: способы сохранения.

Литература.

  1. Зимняя И.А. Педагогическая психология. — Ростов н /Дону, 1997. — С. 173-216.

  2. Кан-Калик В.А., Никандров Н.Д. Педагогическое творчество. — М., 1990. — С.110-137.
  3. Кузьмина Н.В. Способности, одаренность, талант учителя. — Л., 1985.
  4. Рогов Е.И.. Настольная книга практического психолога в образовании. — М., 1995. — С. 267-273.
  5. Способности и склонности: комплексные исследования. — М., 1989.
  6. Столяренко Л.Д. Педагогическая психология. РнД., 2003.

Задания первого уровня.

  1. Напишите конспект (реферативное изложение вопроса) к семинарскому занятию.

  2. Создайте аннотированный список литературы по проблеме.
  3. Проведите обзор периодических изданий, конференций, интернет-источников по теме семинара за последние 5-7 лет.
  4. Найти дополнительную литературу (монографии и периодику) по теме семинара.

Задания второго уровня.

  1. Дайте сравнительную характеристику

  2. Какие существуют механизмы и возможности защиты и поддержания самоотношения учителя?
  3. Как связаны образ Я и образ профессии и какую они играют роль в построении образа «Я — профессионал»?
  4. Составьте портрет «идеального педагога» и «реального педагога» — объясните причины расхождения.

Задания третьего уровня.

  1. Разработайте систему критериев диагностики педагогических способностей.

  2. Разработайте и обоснуйте систему психолого-педагогического сопровождения психологического здоровья учителя.
  3. Разработайте рекомендации по предупреждению профессиональных деформаций учителя.

Тема 10. Психология педагогической деятельности и общения План:

  1. Специфические особенности педагогической деятельности, ее структура.
  2. Мотивация педагогической деятельности.
  3. Индивидуальный стиль педагогической деятельности.
  4. Педагогическое общение как взаимодействие,
  5. Барьеры и конфликты в педагогическом общении.

Литература:

  1. Ершов П.М., Ершова А.П., Булатов В.М. Общение на уроке или режиссура поведения учителя. — М.,1998. — С. 19-50.

  2. Зимняя И.А. Педагогическая психология. — Ростов н / Дону, 1997. — С. 343-372.
  3. Маркова А.К. Психология труда учителя. — М., 1993.
  4. Митина Л.М. Учитель как личность и профессионал. — М., 1994.

Задания первого уровня.

  1. Напишите конспект (реферативное изложение вопроса) к семинарскому занятию.

  2. Создайте аннотированный список литературы по проблеме.
  3. Проведите обзор периодических изданий, конференций, интернет-источников по теме семинара за последние 5-7 лет.
  4. Почему учитель должен быть хорошим оратором? Перечислите приемы удержания внимания аудитории.
  5. Найти дополнительную литературу (монографии и периодику) по теме семинара.

Задания второго уровня.

  1. Как понять ученика и дать ему психологическую характеристику? Разработайте схему структурированного наблюдения за учеником.

  2. Приведите примеры из практики, когда педагогический конфликт разрешался конструктивно, когда деструктивно, а когда – со смешанными последствиями.
  3. Разработайте рекомендации по способами саморегуляции в конфликтном взаимодействии и конструктивному разрешению конфликтов.
  4. Разработайте систему критериев оценки эффективного педагогического общения.
  5. Сравните виды общения: личностное, деловое педагогическое.

Критерии сравнения

Личностное общение

Деловое общение

Педагогическое общение

1. Цель.

2. Структура.

3. Содержание.

4. Эффективный тип.

5. Стили.

6. … (другие возможные критерии)

Задания третьего уровня.

  1. Разработайте систему критериев диагностики качества педагогической деятельности (профессиональной компетентности педагога).

  2. Заполните таблицу, дополните ее собственными ситуациями:

Конфликтная ситуация

Причины конфликта

Конструктивный способ разрешения

Деструктивный способ разрешения

1. Родители считают, что педагог предвзято относится и субъективно оценивает ребенка

2. Администрация предъявляет неправомерные требования к стилю взаимодействия педагога и детей.

3. Ученики не выполняют домашнее задание.

4. Ученики закрылись в кабинете и педагог не может туда войти.

5. Педагог оказался свидетелем драки учеников.

6. …

  1. Опишите особенности проектирования педагогической деятельности педагога с формально-предметной направленностью и с гуманистической направленностью.
  2. В педагогической деятельности выделается несколько функционально-ролевых позиций: коммуникатор, организатор, фасилитатор. Опишите специфику и меру представленности этих позиций в разных образовательных средах.

Образовательные среды.

Коммуникатор

Организатор

Фасилитатор

Традиционное обучение

Развивающее обучение

Начальная школа

Основная школа

Высшая школа

Тематика рефератов:

  1. Психологические основы оценивания учебной деятельности.
  2. Теория развития детского интеллекта Ж.Пиаже и практика европейского образования.
  3. Развитие и обучение по Л.С. Выготскому.
  4. Модели обогащения учебных программ (А.В. Запорожец, Дж. Рензулли и др.).
  5. Творческая одаренность, проблемы её диагностики и развития в образовательной деятельности.
  6. Индивидуальные особенности развития мышления детей.
  7. Современные концепции развития лидерских способностей.
  8. Академическая одаренность как социально-педагогическое явление.
  9. Тестирование по системе «IQ» и практика образования.
  10. Тренинговые методы в современном образовании.
  11. Основные принципы построения системы выявления детской одаренности.
  12. Анализ существующих подходов к дифференциации образования.
  13. Индивидуализация обучения; современные подходы и решения.
  14. Концепции содержания образования и проблема развития интеллектуально-творческого развития личности.
  15. Психологический анализ наиболее популярных форм организации обучения.
  16. Построение индивидуальной траектории развития ребенка в сфере образования.
  17. Психологические основы создания учебной литературы.
  18. Новые информационные технологии в обучении.
  19. Психологический анализ образовательной среды.
  20. Предметно-пространственная среда как фактор развития и обучения.
  21. Принципы безопасной образовательной среды.
  22. Здоровьесберегающие технологии в системе общего образования.
  23. Психология исследовательского поведения и исследовательская практика школьников.
  24. Образование и развитие конвергентного мышления детей.
  25. Образование и развитие дивергентного мышления детей.
  26. Развитие когнитивных функций как проблема теории и практики образования.
  27. Проблема развития познавательных интересов и потребностей у детей.
  28. Конкурентные формы взаимодействия как средство развития личности.
  29. Подготовка будущих лидеров как проблема современного образования.
  30. Психологический анализ методик раннего обучения (обучение чтению, счету, «энциклопедическим» знаниям).