18
Психология безопасности труда – это область знаний, представляющая собой один из разделов психологии труда, является важнейшим звеном в структуре мероприятий по обеспечению безопасной деятельности человека.
Перед человеческим обществом на всех этапах его развития стояла задача повышения эффективности трудового процесса, совершенствования способов, производства продуктов и средств, необходимых для своего существования. В решении этой задачи возможны два пути, которые обусловлены двуплановостью любого трудового процесса: с одной стороны, в нем всегда присутствует объект, на который направлены усилия человека, с другой – субъект, сам человек, осуществляющие эти усилия. Первый путь — это оптимизация того, что связано с объектом труда, — средств, условий труда. Второй путь связан с познания субъекта труда – человека. С необходимостью раскрытия и учета его физиологических, биологических, социальных, психологических и других свойств.
Система субъективных особенностей трудового процесса обозначается понятием человеческого фактора.
Для психолога наиболее существенной особенностью трудовой деятельности человека является то, что она всегда целенаправленна, сознательна, активна, социально сформирована.
Трудовая деятельность человека представляет собой единство психического и физического. Одновременно она предполагает и цель, план действия и трудовые движения.
Понятно, что в основе деятельности человека лежат физиологические и биохимические процессы, протекающие в его организме, и, прежде всего в коре головного мозга. Всякие попытки игнорировать это специфическое для деятельности единство, приводит к упрощенному ее пониманию.
Например, рассмотрим деятельность водителя автомобиля, когда он находится на перекрестке дороги. Эта деятельность включает: как необходимое условие – умение водить автомобиль, знание правил дорожного движения, а так же поворот головы, движения глаз, переключение внимания, смену процессов возбуждения и торможения в различных участках коры головного мозга, изменения в сетчатке глаза, понимание воспринятого и целый ряд физических, биохимических, физиологических и психических явлений.
Все эти явления взаимосвязаны. Что является «психическим явлением»? Из перечисленного выше в деятельности автомобилиста это: «переключение внимания» и «понимание воспринятого».
Рынок труда. Мобильность трудовых ресурсов и безработица
... движение к более низким иерархическим позициям (социальное нисхождение, деградация). Различают групповую и индивидуальную формы мобильности. [3.113] Разделение труда- исторически развивающийся дифференциация трудовой деятельности, ... ней органично сочетаются теория и практика социального управлений трудовой деятельностей людей, фундаментальные и прикладные исследования условий, тенденций и последствий ...
Существуют три вида психических явлений: психические процессы, психические состояния и свойства личности.
Они должны изучаться только в единстве с человеческой деятельностью в целом.
Цели, которые в своей деятельности ставит человек, могут быть отдаленными, общими и более близкими, конкретными. Поэтому и понятие «деятельность» — весьма широкое. Например, цель рабочего – выточить деталь. Однако, для того, чтобы выточить ее, надо осуществить ряд действий, каждое из которых также имеет свою цель: пустить станок, пододвинуть резец и т.д.
Действие – это элемент деятельности, в результате которого достигается конкретная цель. Некоторые действия формируются сразу, без упражнения, только на основания понимания задачи, Но есть действия, которые формируются лишь в процессе упражнения, — навыки.
Навык, формируясь в процессе упражнения, автоматизируется, хотя и не выходит из под контроля сознания, и в процессе его выполнения превращается в осознанную цель.
Навык как действие объединяет и физиологическое и психическое явление.
Его физиологическим механизмом является нейродинамический стереотип, представляющий собой систему условнорефлекторных связей в коре головного мозга, образующуюся при упражнении навыка. Но каждый навык имеет и свою психологическую структуру, в которую входят цель действия, намерение ее достижения, определенная организация восприятия, внимания, мышления, памяти, связи сенсорных и моторных компонентов движения, степень волевого усилия и т. д.
Ни один нормальный человек не хочет, чтобы с ним произошел несчастный случай. И в тоже время мировая статистика свидетельствует: подавляюще большинство таких случаев происходит по вине самих пострадавших.
В чем причина такого парадокса? Коротко на вопрос можно ответить так: в психологических свойствах человека, несовершенство которых проявляется особенно в трудовой деятельности, связанной либо с повышенной ответственностью, либо с определенной степенью риска.
Что же остается делать? Смириться с опасностями, которые мы сами на себя навлекаем? Разумеется – нет.
Психологические причины несчастных случаев поддаются изучению, а значит и профилактике. Разобравшись в их природе, психологическая наука открывает пути организации безопасной работы, дает эффективные практические рекомендации, полезные как руководителям производства, так и непосредственно исполнителям «рискованных» работ.
Трудовая деятельность является общим объектом изучения для таких дисциплин, как, например, гигиена труда, физиология труда, экономика, инженерные науки и др. Каждая из этих дисциплин, используя специальные знания, средства и методы, стремится к решению практических задач, направленных на рационализацию трудовой деятельности в том числе, на повышение ее безопасности.
Основные показатели деятельности педагога (глазами учащихся 9–11 классов)
... к учителю. Максимальная сумма баллов – 75, она свидетельствует о высокой оценке учеником деятельности учителя.
Предмет, цели и задачи психологии безопасности труда
Предметом психологии безопасности труда является человеческая психика, позволяющая ему осуществлять и регулировать трудовую деятельность, придавая ей безопасный характер.
Любая деятельность имеет субъективный характер. Под субъективностью понимается, как готовность выполнять определенные действия по-своему, поступать незапланированно, а в ряде случаев спонтанно, непредсказуемо; а также готовность к рефлексии своей деятельности (к осознанию своей спонтанности).
Целью психологии безопасности руда является изучение психики субъекта труда, его психические процессы, состояния, свойства личности, которые составляют необходимый внутренний компонент трудовой деятельности и делают ее безопасной.
Итак, безопасный труд в значительной мере проблема психологическая. Подтверждением этого является международная статистика, которая свидетельствует, что причинами травматизма 4% составляют опасные условия труда, а 96% — опасные действия. Так называемый «человеческий фактор».
Возникает вопрос: почему же в наше время – в период научно-технического прогресса – в данной проблеме столь большой удельный вес приобрел психологический фактор? Не вызвано ли это какими то объективными причинами?
Ответы на вопросы вытекают из общего рассмотрения закономерностей развития человечества, позволяющего усмотреть ряд таких причин.
П е р в а я п р и ч и н а — обнаруживается при анализе эволюции человека.
Если бы представилась возможность одеть в современное платье человека, жившего 20-30 тыс. лет назад, и пустить его в город, то никто, вероятно, не обратил бы на него внимание, настолько внешне он похож на нас. Более того, некоторые его физические качества даже ухудшились: понизилась острота зрения и слуха, не стало былой силы и выносливости. И, несмотря на это, человек за прошедший период прошел путь от первого топора до полета в космос.
Все это объясняется спецификой эволюционного развития человека: оно шло главным образом в сфере психики, благодаря которой люди создавали и совершенствовали орудия труда. Человеку не требовалось развивать свою силу, поскольку он придумал рычаг, двигатель, ему не нужно было повышать свою чувствительность, так как он создал микроскоп, бинокль, звуковой усилитель.
С развитием орудийной сферы расширился и диапазон воздействия человека на внешний мир, повысилась его интенсивность. При этом, естественно, расширился круг ответных реакций окружающего мира на человека, выросла их сила. Современный человек без специальных средств уже не может защищаться от тех опасностей, которые он порождает своим трудом. Когда же он пренебрегает этими средствами, то оказывается беззащитным перед разными опасностями.
Виды_взаимоотношений_между_людьми_и_их_психология — Стр 2
... реферате будет затронута тема взаимоотношений между людьми, будут перечислены и описаны виды отношений, а также будет описана их психология. Виды отношений Отношения определяются индивидуальными ... решениями или эмоциями, сложившимися взглядами, установками и привычками между людьми. Говоря про отношения с ...
Итак, первой причиной увеличения числа несчастных случаев в наше время оказывается значительный рост числа и уровня опасностей в труде и понижение непосредственных физических возможностей человека противостоять этим опасностям.
В т о р а я п р и ч и н а, существенно повысившая число и тяжесть несчастных случаев, это значительное увеличение цены ошибки. Когда первобытный человек допускал ошибку, расплата за нее была не столь уж велика: он мог упасть с дерева, уронить на ногу камень, повредить руку колючим растением. Теперь люди гибнут от удара огромных прессов, а если падают, то с высоты многоэтажных домов.
Т р е т ь я п р и ч и н а роста травматизма – адаптация человека к опасностям его труда. Техника в наши дни дает человеку множество благ, она удовлетворяет многие его потребности. На фоне этого человек забывает, что техника представляет еще и источник высоких опасностей, а интенсивное использование техники повышает вероятность их возникновения. Постоянное общение с техникой притупляет у человека чувство опасности.
Ч е т в е р т а я п р и ч и н а — нарушение правил безопасности труда. Человек адаптируется не только к опасностям , но и к нарушениям правил. Далеко не каждое нарушение правил безопасности влечет за собой несчастный случай. Это и имеет отрицательную сторону. Человек, однажды безнаказанно нарушив правила и получив за счет этого какой-то выигрыш в труде, потом в поиске новых выгод будет снова повторять подобные нарушения. Так постепенно люди привыкают действовать с нарушениями правил, не задумываясь над тем,что данное нарушение может рано или поздно завершиться несчастным случаем.
Из сказанного вытекает, что существует целый ряд объективных причин, способствующих росту числа и тяжести несчастных случаев. А тот факт, что мы занимаемся изучением этих причин, познаем некоторые из них, способствует их устранению, противодействуя росту травматизма.
Поскольку указанные причины оказываются в значительной мере психологическими, то наука психология становится одним из важнейших средств, помогающих использованию человеческого фактора для обеспечения безопасности в трудовой деятельности.
Определим место психологии в общей системе наук, занимающихся вопросами организации труда и обеспечения его безопасности.
Вопросами создания благоприятных условий трудовой деятельности занимается эргономика (от греч.ergon – работа, nomos – закон ).
Используя положения целого ряда наук о труде – гигиены, физиологии и психологии труда, инженерной психологии, технической эстетики, эргономика изыскивает пути оптимизации процесса труда посредством подготовки человека к данному виду труда, а также создания средств и условий труда, способствующих повышению его эффективности. В общем, она занимается человеческим фактором в труде и в том числе, естественно, обеспечением его безопасности.
Технологи тоже работают в области безопасности труда, создавая не только высоко технологичную, но и безопасную технику, разрабатывают правила техники безопасности. Вопросами безопасности труда занимаются и руководители, организаторы производства. Мало создавать хорошую технику средства защиты, нужно еще и организовать их эффективное взаимодействие. Кроме того, вопросами безопасности труда занимаются экономисты.
016_Человек. Его строение. Тонкий Мир
... трудно и несовместимо с земными условиями. Тело человека – это не человек, а только проводник его духа, футляр, в ... весьма интересные и поучительные впечатления. Главное существование (человека) – ночью. Обычный человек без сна в обычных условиях может прожить ... неясности и туманности… Инструментом познавания становится сам человек, и от усовершенствования его аппарата, как физического, так ...
Итак, целый ряд специалистов работают в области обеспечения безопасности труда, образуя систему.
Психологические факторы и закономерности возникновения и предотвращения несчастных случаев
Вредное воздействие большинства источников опасности может быть уменьшено за счет технико-технологических мер, обязательного соблюдения установленных правил поведения и готовности рабочих выполнять требования безопасности.
Все факторы трудовой деятельности человека, снижающие безопасность его труда, одновременно могут способствовать возникновению несчастных случаев или быть их причиной. В то же время каждый момент деятельности по повышению безопасности труда приводит прямо или косвенно к сокращению числа несчастных случаев.
Что мы называем несчастным случаем? В научной литературе встречаются различные определения несчастного случая. Обобщая их, мы можем сказать, что несчастным случаем, называется травма или смерть, которая произошла на производстве в результате неожиданно возникшего непреднамеренного внешнего воздействия.
На первый взгляд такое определение может показаться общим, схематичным. И вот почему. Определение несчастного случая можно сформулировать лишь на основе общих и существенных особенностей всех несчастных случаев, а ведь несчастные случаи весьма многообразны, вызываются самыми различными причинами, да и размер ущерба, нанесенного пострадавшему, бывает разный. И, тем не менее определение общих и существенных особенностей несчастных случаев важно, потому что без него, например, нельзя было бы отличить несчастные случаи от умышленных преступных действий, от самоубийства или попыток подобного рода.
Несчастный случай происходит внешне неожиданно. Не следует, однако, понимать это таким образом, что вообще нельзя предвидеть несчастный случай. Например, если в одном из цехов предприятия пол скользкий и повсюду разбросана металлическая стружка, то легко можно предвидеть, что рано или поздно здесь произойдет несчастный случай. Для пострадавшего будет все-таки неожиданным воздействием, если он, поскользнувшись, повредит ногу или поранит руку: он не ожидал этого воздействия, не был готов к нему, вред был причинен ему совершенно неожиданно. Водитель автомашины, наезжая на человека, тоже поражается, когда замечает, что сделал неверное движение, поздно затормозил и тем вызвал несчастный случай; однако сам несчастный случай является закономерным следствием ошибки в действиях. Постороннему наблюдателю он представляется как явление, которое можно было заранее предвидеть.
Таким образом, неожиданность сама по себе означает понятие субъективное. Оно выражает позицию лиц, которые сами вызвали несчастный случай или пострадали от него, или были просто свидетелями при этом. И тем не менее фактор неожиданности, безусловно, необходимо включать в понятие несчастного случая, чтобы мы могли отличать его от заранее спланированных, умышленных действий с целью причинить вред другим или самому себе.
Тема 1.1. Трудовая деятельность человека
... опасности превращаются в реальные, называются обстоятельствами, а непосредственные события, следствием которых стал несчастный случай или авария, — причинами несчастных случаев и аварий. Здоровье человека ... в значительной степени зависит от тяжести и напряженности трудового процесса. Работа в опасных условиях допускается в крайних случаях, например ...
По тем же соображениям следует подчеркнуть, что воздействие, возникающее в связи с несчастным случаем и причиняющее травму или смерть, никогда не может быть преднамеренным. Встает вопрос, в какой мере несчастный случай является следствием воздействия, прямо или косвенно вызванного поступком человека. В качестве причины в значительной части несчастных случаев выступают неправильные поступки людей. Так, например, причиной большинства несчастных случаев на транспорте является ошибочное действие водителя: или он не затормозил вовремя, или не заметил обстоятельств (например, на его пути возник пешеход), требующих моментально изменить направление движения. Это так называемая ошибка внимания, следствием которой явился дефект действия (водитель или поторопился совершить движение, или неправильно выполнил его, либо совсем не выполнил).
Правильному управлению своей деятельностью могут мешать как внешние факторы (например, плохая видимость), так и факторы чисто психического характера (например, отвлечение внимания вследствие процессов мышления или воспоминания).
Причиной значительной части несчастных случаев на производстве могут быть ошибки в действиях, возникающие либо перед началом работы (например, рабочий забыл установить на станке или в помещении защитное приспособление), либо в ходе работы (например, рабочий нарушает границы опасной зоны, отмеченной запрещающими знаками, и т. п.).
Непосредственной причиной других несчастных случаев являются неожиданно возникающие перебои, неисправности в работе машин, орудий труда. Внешне здесь несчастные случаи вызваны как будто не ошибками в действиях, но если разобраться поглубже в обстоятельствах их возникновения, то в большинстве случаев можно обнаружить упущения или небрежность в осмотре оборудования, уходе за ним, то есть как раз то, что относится к дефектам в действиях.
Таким образом, мы видим, что в возникновении значительной части несчастных случаев прямо или косвенно играет роль и психический фактор, хотя мы и утверждаем, что несчастные случаи не вызываются сознательно. В первой части данной книги мы детально познакомились с закономерностями психической деятельности человека и указывали, что не все действия и поступки людей управляются сознательно и целеустремленно. Целеустремленными мы называем лишь такие поступки, которые подготовляются и производятся осознанным решением и управляются волевыми психическими действиями. Целенаправленными могут быть и автоматически выполняемые действия, если в течение всего периода их выполнения сохраняется возможность сознательного вмешательства, прекращения, изменения или возобновления действия, если это действие проходит под контролем и управлением сознания. Несчастные случаи чаще всего происходят тогда, когда эта функция контроля и управления со стороны сознания временно исчезает вследствие неожиданного действия постороннего раздражителя или непроизвольного отвлечения внимания по какой-либо другой причине. В подобных случаях действие выполняется автоматически и, если не возникает необходимости изменить его, может быть выполнено успешно. Однако в тот самый момент, когда по какой-либо причине нужно изменить или скорректировать действие, наступает заминка, тем самым создается угроза несчастного случая.
Поведение человека в аварийных ситуациях.
... - это эмоциональная реакция на опасность. Человек с трудом может определить объект ... жестокости, а иногда смирения. Например, человек болезненно пытающийся привлечь к ... и несчастных случаев............................................................... 3. Влияние стресса на поведение человека в ... влиянием внешних факторов, существенно изменяют работоспособность человека. Среди особых психических ...
Закономерность возникновения несчастных случаев основана, таким образом, на диалектическом единстве случайных и необходимых моментов, и учет этого обстоятельства приводит к важным для практической работы выводам.
За соблюдением правил безопасности необходимо следить с неослабевающей тщательностью, всегда, в любых условиях и по отношению к любому лицу, потому что человек, долгое время не подвергавшийся несчастному случаю, но работающий неосторожно, с такой же вероятностью окажется его жертвой, как и работник, впервые в жизни допустивший неосторожность.
Для обеспечения безопасности труда недостаточно следить лишь за вещественными условиями производства, необходимо учитывать также и субъективные факторы, обусловливающие возможность несчастных случаев: индивидуальные особенности и эмоциональное состояние работника, психологическую обстановку на рабочем месте, поскольку любые отклонения в этой области даже при безукоризненных вещественных условиях труда могут вызвать несчастный случай.
Среди личных факторов различается многообразие частных факторов, например, устойчиво неосторожное поведение, ошибки в действиях и дефекты внимания вследствие неожиданного внешнего влияния и т. д.
Как личные, так и вещественные факторы могут выступать и непосредственной, и косвенной причиной несчастных случаев. Все зависит от конкретных условий. Если, например, рабочий не пользуется защитным приспособлением, то такое упущение является личным фактором, косвенно обуславливающим возможность несчастного случая. Если же вслед за этим произойдет неверное, ошибочное движение, в результате которого рабочий получит повреждение, то ошибка в движении выступает здесь уже как непосредственная причина несчастного случая.
Неиспользование защитного средства может быть и вещественным фактором, например, то или иное защитное приспособление неисправно. То же самое касается и непосредственных причин: вызвать несчастный случай может и неожиданный, внезапно возникший дефект в машине. Другими словами, объективные и субъективные факторы взаимно связаны, взаимно влияют друг на друга и взаимно дополняют друг друга. Таких явлений, когда несчастный случай вызван или только субъективными, или одними объективными факторами, относительно мало. В большинстве случаев различные факторы переплетены настолько тесно, что лишь после тщательного анализа удается выделить каждый из них. Так, главную причину некоторых несчастных случаев всегда следует искать среди объективных факторов (например, дефект в машине, утечка газа, обвал на шахте), которые трудно предусмотреть заранее; в других несчастных случаях вредное воздействие является прямым следствием невнимательности человека, его неправильного или ошибочного движения. Обстоятельный анализ несчастных случаев показывает, что субъективные факторы играют более значительную роль в возникновении несчастных случаев, чем предполагается. Поэтому изучение и психический анализ роли субъективных факторов является довольно важной задачей для научного обоснования предупреждения несчастных случаев.
Потенциальные источники опасности — это нейтральные сами по себе предметы, которые могут стать объектами вредных воздействий лишь в результате’ ненормального поведения человека. Любой элемент рабочего места может стать при определенных условиях потенциальным источником опасности, и это зависит исключительно от степени невнимательности, неосторожности или усталости рабочего. Превращение предметов внешней среды в потенциальные источники опасности является, таким образом, как бы функцией, зависящей от величины отклонения в состоянии рабочего, от той присущей каждому индивидууму нормы, которая составляет психофизиологическое условие безопасного выполнения работы в данной области деятельности.
Психология в проблеме безопасности 2
... ённые различными опасностями для человека, угрозами его ценностями 8 2. Безопасность жизнедеятельности Безопасность жизнедеятельности - это состояние деятельности, при которой с определенной вероятностью исключаются потенциальные опасности, влияющие на здоровье человека. Безопасность следует ...
Потенциальные источники опасности и возникающие в связи с ними несчастные случаи требуют относительного разграничения понятий опасности и подверженности опасности.
Для кого и когда данный предмет станет причиной несчастного случая и вообще для кого, когда и какой предмет может считаться источником опасности, — все это в значительной мере зависит от личности работника, от определенной специфики его поведения, его субъективного состояния и обусловленных этими факторами поступков. Если человек непригоден для данной работы, например из-за дефекта какого-то органа чувств или чрезмерной неловкости, то опасность несчастного случая угрожает ему в большей степени, чем другим лицам в той же самой обстановке. Но точно так же повышает вероятность возникновения несчастного случая и неправильный подход по отношению к опасности (неосторожность) и вытекающие из него ошибки в поведении. Аналогичным образом увеличивает вероятность возникновения несчастного случая и сильная усталость, и эмоциональное возбуждение, одним словом, любое состояние, мешающее концентрации психических процессов, необходимой для управления трудовой деятельностью. Для одного человека могут означать опасность и такие предметы, которые безопасны для другого. Он более подвержен вредному воздействию явных источников опасности, значит, степень подверженности опасности у него выше, чем у большинства работников. И, наоборот, есть и такие лица, для которых подверженность опасности минимальна благодаря тому, что они в значительной мере способны соблюдать требования охраны труда.
Для безопасной работы требуется, следовательно, умение приспосабливаться к ее специфике. В выработке этого умения играют роль, во-первых, индивидуальная пригодность работника (то есть его соответствие в силу своих способностей требованиям, выдвигаемым трудовой деятельностью данного рода), во-вторых, степень его опытности, и, в-третьих, его отношение к опасности, сознание опасности. Они определяют как его поведение в опасных зонах и отношение к мерам безопасности, так и его осмотрительность при выполнении работы и общее поведение на рабочем месте.
Психические свойства (качества личности) могут значительно изменить подверженность несчастным случаям. Если человек непригоден для данной работы, например из-за дефекта какого-то органа чувств или чрезмерной неловкости, то опасность несчастного случая угрожает ему в значительно большей степени, чем другим лицам в той же обстановке. Но точно так же повышает вероятность возникновения несчастного случая и неправильный подход по отношению к опасности (неосторожность) и вытекающие из него ошибки в поведении.
Наиболее характерными проявлениями напряженности являются временное ухудшение восприятия, уменьшение объема внимания, памяти, снижение логичности, критичности мышления, резкое ухудшение координации, точности, быстроты действий.
Изучение опасностей включает
... анализ последствий проявления опасностей. Изучение опасностей включает +построение моделей возникновения несчастных случаев; идентификацию опасностей; системный анализ опасностей; анализ последствий проявления опасностей; Микроклимат Кондиционирование ... зависит? Теплоотдача конвекцией - это отдача тепла человеком: + окружающим тело человека слоям воздуха, зависит от температуры окружающей среды ...
При преодолении напряженности перечисленные напряжения исчезают. Способность к действиям без напряженности или, наоборот, предрасположенность к развитию состояния напряженности определяется уровнем эмоциональной устойчивости человека, особенностями нервной системы.
Как эмоциональное состояние может быть рассмотрена фрустрация, вызываемая объективно непреодолимыми препятствиями, трудностями к достижению желаемой и очень важной цели. Состояние фрустрации, кроме различных физиологических и психологических реакций, проявляется также в агрессивности, подчеркнутой враждебности в поведении, выраженной грубости. Но фрустрация иногда проявляется и в противоположных реакциях: депрессия, пониженная активность или же в особых формах капризного поведения. Одно из характерных ее проявлений состоит в упрямом повторении бесплодных действий, в повторении ошибок, приводящим к несчастным случаям. Однажды пережитый несчастный случай часто вызывает такое остаточное психическое воздействие, которое еще больше увеличивает подверженность опасности. Так, человек, пострадавший однажды от несчастного случая на какой-то определенной фазе рабочего процесса, может постоянно испытывать при приближении этой фазы неопределенное чувство страха, депрессии, а появляющаяся вместе со страхом неуверенность движений может вновь и вновь приводить к ошибкам, которые могут повлечь за собой повторение несчастного случая. Статистика подтверждает, что среди лиц переживших несчастный случай, часто бывают повторные травмы. Для снятия остаточных следов пережитой травмы может быть полезна психотерапия у опытного психолога.
Выводы
Защищенность от опасности зависит от многих факторов. Анализируя их, следует учитывать как индивидуальные особенности рабочего, которые не зависят от его воли (например, насколько ловки его руки, насколько развиты органы чувств), так и особенности его поведения, зависящие от воли (насколько он, например, склонен выполнять требования безопасности, насколько осмотрителен в работе).
Порой нам кажется, что не все индивидуальные особенности зависят от нашей воли. Это не совсем так. Например, можно повысить ловкость движений человека путем практики и соответствующей тренировки. Следовательно, выработка специфической приспособляемости, обеспечивающей защищенность, в большой степени зависит от поведения человека, его отношения к работе, от его умения приспосабливаться к требованиям безопасности.
Существует неверная точка зрения, будто отдельные люди на любой работе заведомо подвержены опасности, как бы предрасположены к несчастным случаям. Встречаются, разумеется, лица, которые не пригодны к тому, чтобы заниматься тем или иным видом трудовой деятельности. Однако лишь люди с тяжелыми физическими или духовными изъянами не в состоянии овладеть умением приспосабливаться, обеспечивающим защищенность от несчастного случая. Чтобы найти причину повышенной подверженности опасности, нужно выяснить, что оказывает отрицательное воздействие на человека, как устранить это влияние, определенным ли подходом к данному человеку или сознательным самовоспитанием. Неправильное поведение, в особенности в сочетании с другими факторами, повышающими подверженность опасности (например, с неуверенностью движений), может в такой степени увеличить степень этой подверженности, что рабочий станет жертвой следующих один за другим несчастных случаев. Однажды пережитый несчастный случай часто вызывает такое остаточное психическое воздействие, которое еще больше увеличивает подверженность опасности. Так, человек, пострадавший однажды от несчастного случая на какой-то определенной фазе рабочего процесса, может постоянно испытывать при приближении этой фазы непреодолимое чувство страха, а появляющаяся вместе со страхом неуверенность движений может вновь и вновь приводить к таким ошибкам, которые могут повлечь за собой повторение несчастного случая. Подобное усиление индивидуальной подверженности опасности приводит к тому, что в каждой относительно большой группе всегда появляется лицо, с которым чаще всего происходят несчастные случаи. Из этого статистического факта некоторые исследователи делают обобщение, что у таких лиц есть некая предрасположенность, склонность к несчастным случаям. Мы не можем согласиться с такой упрощенной характеристикой, поскольку в действительности дело обстоит гораздо сложнее. Как раз в задачу научных исследований и входит выяснение вопроса, кто и при каких обстоятельствах в повышенной степени подвергается опасности несчастного случая, иначе говоря, какие факторы, в каком объеме и с каким постоянством воздействуют на индивидуальную подверженность несчастным случаям, с учетом каких факторов мы можем повысить индивидуальную защищенность.
Список использованной литературы
- Бакка М.Т., Мельничук А.С, Сівко В.К. Охорона і безпека життєдіяльності людини: Конспект лекцій. – Житомир: Льонок, 1995.- 543 с.
- Барабаш В.И., Шкрабак В.С. Психология безопасности труда. – С-Пб., 1996.-321 с.
- Безопасность жизнедеятельности. Учебник /Э.А. Арустамова. 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Изд. дом «Дашков и К», 2000.- 342 с.
- Безопасность жизнедеятельности. Уч. пособие / Под ред О.Н. Русака. –ЛТА, С- Пб., 1996.- 421 с.
- Безопасность труда в промышленности / К.Н. Ткачук, П.Я. Галушко, Р.В.Сабарно и др. – К.: Техніка, 1982. -543 с.
- Безпека життєдіяльності / За ред. Я. Бедрія. – Львів: Афіша, 1998.-354 с.
- Джигирей В.С., Жидецький В.Ц. Безпека життєдіяльності. – Львів: Афіша,1999. -323 с.