Рынок труда. Мобильность трудовых ресурсов и безработица

(филиал) Энгельсский технологический институт

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Саратовский государственный технический университет

имени Гагарина Ю.А.»

Кафедра «Гуманитарные науки и физвоспитание»

Контрольная работа № 1

по дисциплине: « Социология и психология труда»

Тема: Рынок труда. Мобильность трудовых ресурсов и безработица

шифр:132345

Выполнил: студент гр. ТЛПР-21(з)

Мешкова С. В

Энгельс 2015

Содержание

Ведение

.Рынок труда

.Мобильность трудовых ресурсов

.Безработица

Заключение

Список используемой литературы

Введение

Любая деятельность является итогом длительного процесса социализации, т.е. усвоения личностью накопленного общественно-исторического опыта. Деятельность являются, как правило, сложной структурой. Труд- целесообразная, сознательная деятельность человека с целью не только удовлетворения своих материальных потребностей, но и познанию себя, пределов своих физических и умственных возможностей. Содержание труда определяется уровнем развития производительных сил в обществе, а характер — состоянием экономических отношений. Современная экономика всё в большей степени ориентируется на работника с высоким уровнем образования, эффективность труда которого обеспечивается не сколько за счёт физической силы, сколько за счёт его высокой квалификации. [1.13]

Главные задачи психологии труда на современном этапе связанны с повышением качества труда, улучшение условием жизни, демократизацией управления производством и формированием психологии работников, соответствующей достигнутому уровню культуры труда. [1.37]

Неизбежны кризисы и разочарование, следующие вслед за вслед подобными проявлениями, лишь подтверждают что единственным оправданным образом утверждения собственной задачимости является реализация своих позитивных способностей, что только и может обеспечить подлинный, а не мнимый профессиональный и культурный рост. [1.90]

Конечно, в каждый момент для человека наиболее значимой является та потребность, которая в наименьшей степени удовлетворена. По мере удовлетворения той или иной потребности её активизирующая роль начинает убывать, она прекращает своё действие в качестве мотивации. Так как показывает опыт при повышении зарплаты до определённого уровня, её дальнейшее повышение перестаёт оказывать на работника стимулирующие воздействие. В этих условиях возникает необходимость использования других стимулирующих факторов. Поэтому современная концепция мотивации включает в себя целый комплекс воздействия на работника в целях активизации его трудовой деятельности. [1.90]

12 стр., 5771 слов

Стимулирование труда работников фирмы

... работника в результате деятельности предприятия, содержания и условий труда, ... труда через его оплату. 5. Государственное регулирование оплаты труда. 6. Учет воздействия рынка труда. На рынке труда ... труда с учетом критериев эффективности деятельности организации и группы, а также изучить структуру стимулов современной ... начиная со степени "соответствия работника установленным требованиям". ...

В работе будут рассмотрены разделы:

рынок труда.

мобильность трудовых ресурсов

безработица

В работе будут использоваться:

исследования М.К. Горшкова и Ф.Э. Шереги,

социологическое исследование компании «Ромир»,

исследования ИС РАН,

интервью первого заместителя председателя комитета Государственной думы ФС РФ по труду и социальной политике и делам ветеранов Михаил Тарасенко, интервью руководителя проектов НП «Эксперты рыка труда» Ольга Глухова, данные Министерства занятости, труда и миграции Саратовской области

законопроекты заседания Правительства Российской Федерации 11 сентября 2014 года

Что позволит увидеть развитие ситуации на рынке труда и отразить её состояние на сегодняшний момент.

1.Рынок труда

Жизнь индивидов в обществе организуется по средствам социальных институтов. Термин «институт» (от латинского institutum) означает «устройство, установление» В социологии институт определяется как устойчивый комплекс норм, правил и символов, регулирующий какую-либо из сторон человеческой жизнедеятельности и организующий их в систему ролей и статусов. [2.304]

В каждом обществе, как утверждают социологи, обязательно наличествует, как минимум, пять групп социальных институтов. Мы рассмотрим несколько институтов:

Экономические институты- регламентирующие производство и распределение товаров и услуг. [2.305]

Экономические институты имеют:

Основные функции- производство и распределение товаров и услуг.

5 стр., 2181 слов

Воля и труд. Мера участия воли человека в его труде по концепции С.Г. Струмилина

... перед другими людьми; -владеть основами социологического анализа; -знать современные методы социально – экономической диагностики; -владеть ... человека в труде по разным видам труда по С.Г. Струмилину: Балл Виды труда Мера участия воли человека в труде 1 Автоматический, рефлекторный труд ... Предпринимательские способности и умения – золотой фонд общества. И менеджер – ключевая профессия экономики: от ...

Группы и организации- кредитные союзы, банки, бюро кредитной информации, клубы потребителей.

Ценности — зарабатывание денег, своевременная оплата счетов, эффективное производства.

Роли- рабочий, предприниматель, покупатель, продавец, кредитор, должник, рекламодатель.

Нормы- максимизация прибыли, « клиент всегда прав», упорный труд. [2.307]

Институты стратификации -которые регулируют распределение в обществе статусных позиций и доходов. [2.305]

Вопрос о причинах социального неравенства всегда влечёт за собой вопрос, может ли индивид своими добиться повышения своего статуса и влиться в состав социального слоя, расположения выше его собственного на шкале обеспеченности и престижа. В современном обществе принято считать, что стартовые возможности всех люде равны и, если индивид приложит соответствующие усилия и будет действует целеустремленно, он непременно добьётся успеха. [2.388]

Рынок труда — это система общественных отношений, связанных с наймом и предложением рабочей силы, или с ее куплей и продажей. [7]

Профессия- институционализированный и существующий в рамках потребностей общества и его хозяйства вид трудовой деятельности. [3.140]

Социология труда- отраслевая социологическая дисциплина, изучающая труд как социально- экономический процесс и подсистему (сферу) общества во всём многообразии её связей с политическими, юридическими и идеологическими институтами. В ней органично сочетаются теория и практика социального управлений трудовой деятельностей людей, фундаментальные и прикладные исследования условий, тенденций и последствий научно-технического процесса, социальных и экономических проблем развития общественного труда. [3.171]

Социология профессий — отрасль социологии, изучающая состояние и тенденции изменения профессиональной структуры общества, отношения людей к сфере профессий, выраженные в оценочных суждениях (вербально) и в социальном поведении. В ней профессиональная структура рассматривается во взаимосвязи и единстве с социальной структурой общества. Тесно связана с социологией образования. [3.171]

9 стр., 4093 слов

1 Основные этапы развития социальной психологии как науки

1 этап середина IX века – 1908 год: определяется предмет изучения и основные проблемы (сотрудничество психологов, социологов, философов, литературоведов, этнографов – большинство работ по социальной психологии было издано в этот период.) 2 этап до середины 40х годов XX века – появление научных социально-психологических школ ориентированных на связь теории с практикой. 3 этап с середины 40х годов ...

Труд целенаправленная деятельность человека по преобразованию существующих предпосылок (природных и иных) ради удовлетворения потребностей людей. Процесс труда включает следующие основные элементы: потребность человека, преобразования в осознанную его цель; объект или предмет труда; способность человека изменить этот предмет, преобразовывать его в требуемый продукт, т.е. владение умениями, навыками соответствующих действий; орудия труда как результаты прошлого труда, позволяющие осуществлять необходимые действия; собственно преобразующая деятельность [4.156]

Экономические отношения между покупателями (нанимателями) и продавцами (работниками) рабочей силы. Классическая политическая экономия предполагает, что обеспечение труда определяется его стоимостью — уровнями заработной платы. Альтернативные экономические модели указывают на существование внутри фирм относительно автономных, то есть неконкурентных, внутренних рынков труда, которые нельзя объяснить классической моделью; Кларк Керр (1954) назвал их раздроблением рынков труда. Эти специфические для предприятия рынки соединены с внешними рынками труда через механизмы найма (критерии отбора), упоминаемые как порты входа и явно подчеркивающие образовательные квалификации, техническое качество и опыт, но неявно включающие критерии, предопределяемые традицией, географическим положением и даже предубеждением. [8]

Социологи стали особенно интересоваться анализом рынка труда в начале 1970-х гг. в попытке лучше объяснить разновидности занятости различных социальных категорий, в частности, женщин, этнических и молодежных групп. Первоначально это касалось модели двойного рынка труда, состоящей из двух секторов: первичного и вторичного. Модель была заново разработана экономистами, в основном Доурингером и Фларом (1971).

Предприниматели платили высокую заработную плату и предлагали хорошие перспективы карьеры лишь постольку, поскольку стремились сохранить устойчивую группу рабочих первичного сектора, обладающих необходимой квалификацией и гарантией сохранить конкурентоспособность фирме путем адаптации к любым технологическим изменениям. Именно по этой причине первичный сектор находится в крупных корпорациях, вкладывающих капитал в поддержание их преобладания на рынке через применение технологических новшеств. Однако политика сохранения ядра рабочих первичного сектора (как правило, взрослых белых мужчин) дорогостояща и для своей жизнеспособности другие группы рабочих должны иметь более низкую заработную плату или менее хорошие условия занятости. Во вторичном секторе (обычно состоящем из молодых взрослых женщин, как чернокожих, так и других этнических групп) предприниматели могут допустить намного более высокие коэффициенты текучести рабочей силы, ибо выполняемые ими задачи в целом считаются менее квалифицированными и менее важными для процесса производства. Как правило, он характерен для более мелких фирм, находящихся в отношениях субподряда с крупными корпорациями. [8]

9 стр., 4082 слов

Рынок труда. Мобильность трудовых ресурсов и безработица 2

... (филиал) Контрольная работа № 1 по дисциплине: « Социология и психология труда» Тема: Рынок труда. Мобильность трудовых ресурсов и безработица Выполнил: студент гр. ТЛПР-21(з) Шикарскене М.А. ... распределении, регулировании и использовании труда. 2.Мобильность трудовых ресурсов Мобильность социальная- переходы людей из одних общественных групп и слоев в другие (социальные перемещения), а также ...

Модель двойного рынка ограниченно объясняет некоторое непостоянство условий на рынке труда, поскольку основана на технологически детерминистском предположении, согласно которому политика фирм в данной области направлена исключительно на поддержание своего экономического преобладания путем применения технологии (Рабери, 1978).

Модель не в состоянии объяснить и социальные группы, связанные с двумя частями двойного рынка труда, например, почему женщины имеют тенденцию получать работу во вторичном секторе. Предпринимая анализ форм рынка труда, социологи попытались преодолевать указанные ограничения, особенно с помощью развития понятия сегментации и идентификации локальных рынков труда. Оба достижения подчеркивают социо-исторические модели, подкрепляющие поведение рынка труда и интегральные взаимосвязи между работой и нерабочими институтами (например, семьей).

[8]

.Мобильность трудовых ресурсов

Мобильность социальная- переходы людей из одних общественных групп и слоев в другие (социальные перемещения), а также их продвижение к позициям с более высоким престижем, доходом и властью (социальное восхождение) либо движение к более низким иерархическим позициям (социальное нисхождение, деградация).

Различают групповую и индивидуальную формы мобильности. [3.113]

Разделение труда- исторически развивающийся дифференциация трудовой деятельности, служащая одним из важнейших источников общественного развития; определяет социальную и профессиональную структуру общества и профессиональную структуру общества и в то же время само во многом зависят от характера и темпов изменения этой структуры. Различают общественное разделение труда (умственный и физический труд, труд промышленный и сельскохозяйственный и т.д.) и внутрипроизводственное разделение труда.[3.141]

5 стр., 2197 слов

Анализ трудовых ресурсов ЗАО «СтройСервисРемонт»

СОДЕРЖАНИЕ Введение 3 1 Теоретические основы трудовых ресурсов 5 1.1 Сущность трудовых ресурсов предприятия 5 1.2 Показатели характеристики трудовых ресурсов 8 1.3 Методы совершенствования использования трудовых ресурсов 16 2 Анализ трудовых ресурсов ЗАО «СтройСервисРемонт» 23 2.1 Краткая организационно-экономическая характеристика предприятия 23 2.2 Анализ наличия и движения трудовых ресурсов 27 ...

Социология организаций — область социологии, изучающая социальные закономерности и механизмы построения, функционирования и развития организаций. Тесно связана с социологией управления. В числе актуальных проблем социологии организаций — типология организаций, их структура и функции, критерии и пути повышения эффективности деятельности, направления и способы развития в условиях эволюции общественных отношений, активизации человеческого фактора в организациях и др. [1.169]

Социология управления- отрасль социалистического знания, изучающая закономерности, формы и методы целенаправленного воздействия на социальные структуры и процессы в организациях и обществе, отношения по управлению. [3.172]

Перемещение индивидов в системе социальной стратификации с одного слоя на другой называется социальной мобильностью. Имеется по крайне мере две основные причины существования в обществе социальной мобильности. Во- первых, общества меняются, а социальное изменения видоизменяют разделения труда, создавая новые статусы и подрывая прежние. Во- вторых, хотя элита может монополизировать возможности для получения образования, она не в состояния контролировать единственное распределения талантов и способностей. Поэтому высшие слои неизбежно пополняются талантливыми выходцами из низших. [2.388]

Социальная мобильность проявляется во множестве форм. Она может быть вертикальной и горизонтальной. Вертикальная мобильность — это изменение положения индивида, которое вызывает повышение или понижение его социального статуса. Если автомеханик станет директором завода, это проявление восходящей мобильности. С другой стороны, если автомеханик станет мусорщиком, такое перемещение будет показателем нисходящей мобильности. Однако если автомеханик получил работу слесаря, такое перемещение будет означать горизонтальную мобильность. Горизонтальная мобильность — это изменение положения, которые не проводит к повышению или понижению социального статуса. Результаты исследований свидетельствует о том, что многие россияне в течении своей жизни меняли род занятий. Однако мобильность у большинства людей носила ограниченный характер. [2.389]

7 стр., 3171 слов

Тема Управление трудовыми ресурсами

Без людей нет организации. Без нужных людей ни одна организация не сможет достичь своих целей и выжить. УТР является одним из важнейших аспектов теории и практики менеджмента. Конкретную общую ответственность УТР в крупных организациях возложена на профессионалов - специалистов отделов кадров (штабные службы). но им нужны не только знания профессиональная компетентность, но и помощь линейных ...

Социальная мобильность может быть двух видов: мобильность как добровольное перемещение или циркуляция индивидов в рамках социальной иерархии, и мобильность, диктуемая структурными изменениями (например, индустриализации и демографическими факторами).

При урбанизации и индустриализации происходит количественный рост профессий и соответствующие изменение требований к квалификации и профессиональной подготовке. Как следствие индустриализации наблюдается относительный рост рабочей силы, занятости в категории «белых воротничков», уменьшение абсолютной численности сельскохозяйственных рабочих. Степень индустриализации фактически коррелирует с уровнем мобильности, так как ведёт к росту числа профессий высокого статуса и падению занятости в профессиональных категорий низшего ранга. [5.189]

На социальную мобильность оказывают влияние многочисленные факторы:

.Преждевсего, это социальная дифференциация. Передовые технологии способствуют увеличению числа профессий, индустриализация приводит большее соответствие профессионалам, подготовку и вознаграждение. В результате этого усиливается социальная мобильность . при этом основные фактором оказывается количественный рост профессий в средней иерархии стратификационной системы, т.е. за счёт вынужденной мобильности. Однако необходимо отметить, что добровольная мобильность также активизируется, так как большой вес приобретает ориентация на достижения. [5.189]

. Система общественного устроения, а точнее различие между устройством открытого и закрытого общества:

В открытом обществе нет формальных ограничений мобильности, и отсутствуют или почти отсутствуют неформальные ограничения.

В закрытом обществе имеют жёсткую структуру, которая препятствует увеличению мобильности и тем самым противостоит нестабильности. [5.190]

Социальная мобильность тесно связанна с взглядами общества и социальной стабильностью. По сути, социальная мобильность является обратной стороной социального неравенства, поскольку, как неоднократно отмечалось исследователями, социальное неравенство усиливается в процессе социальной мобильности. При этом функцией социальной мобильности, которую она выполняет в обществе оказывается сдерживанием недовольства и направление его в новое русло. [5.190]

В исследовании М.К. Горшкова и Ф.Э. Шереги «Молодёжь Росси: социологический портрет» была выявлена достаточно низкая степень гарантированности равенства шансов для самореализации молодёжи по ключевым направлениям: трудоустройство по специальности, доступ к приобщению к ценностям культуры, условиям для реализации своих талантов, политических устремлений и лишь доступ к получению среднего и среднего профессионального образования имеет высокую степень гарантированности по мнению опрошенной российской молодёжи. [2.390]

Проекты федеральных законов «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» в части повышения мобильности трудовых ресурсов» (далее — законопроект о мобильности) и «О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации» (далее — законопроект о налогах) разработаны Минтрудом России в соответствии с планом мероприятий по повышению мобильности граждан Российской Федерации на 2014- 2018 годы (утверждён распоряжением Правительства от 24 апреля 2014 года №663-р).

[9]

Законопроекты направлены на стимулирование внутренней миграции трудовых ресурсов на территории, не имеющие естественной миграционной привлекательности и испытывающие потребность в рабочей силе. [9]

В целях создания новых точек притяжения трудовых ресурсов предусматривается разработка региональных программ повышения мобильности трудовых ресурсов. [9]

В качестве территорий приоритетного привлечения трудовых ресурсов наряду со стратегически важными для страны будут рассматриваться территории, на которых реализуются значимые инвестиционные проекты, формируются и развиваются инновационные кластеры и/или особые экономические зоны, которые при этом испытывают потребность в дополнительных трудовых ресурсах. [9]

В целях создания привлекательных условий для переезда граждан предполагается оказание им поддержки, включая компенсационные и другие выплаты. При этом перечень мер поддержки, осуществляемых конкретным работодателем в отношении граждан, переезжающих для трудоустройства, будет определяться индивидуально на основе базового регионального перечня мер поддержки, установленного региональной программой. Он будет закрепляться в соответствующем соглашении между субъектом Федерации и работодателем. [9]

Также предусматривается оказание работодателям, привлекающим работников в субъекты Федерации, отнесённые к территориям приоритетного привлечения трудовых ресурсов, финансовой поддержки за счёт средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Федерации (например, на осуществление расходов на проезд работника, его обустройство, наём или аренду жилья, обучение).

[9]

Налоговым кодексом установлена обязанность по уплате налога на доходы физических лиц. Таким образом, получение гражданином указанных мер поддержки в рамках региональных программ повышения мобильности трудовых ресурсов может потребовать уплаты с этих сумм налогов, предусмотренных действующим законодательством. [9]

В целях увеличения положительного эффекта от оказания за счёт бюджета финансовой поддержки работодателям для привлечения на работу граждан из другого субъекта, а также от полученных гражданами мер поддержки в связи с переездом для работы в субъекты Федерации, входящие в перечень территорий приоритетного привлечения трудовых ресурсов, законопроектом о налогах предлагается освободить компенсационные выплаты (за исключением выплат на возмещение стоимости проживания) от налогообложения. [9]

Кроме того, законопроектом о мобильности предусматривается модернизация информационного портала «Работа в России» и создание в интернете информационно-аналитической системы общероссийской базы вакансий «Работа в России» (далее — Система), которая позволит сформировать общефедеральную базу данных о трудоустройстве, организовать интерактивное взаимодействие граждан, работодателей, органов власти и служб занятости. [9]

Для реализации указанных мер законопроектом предусматривается предоставить Правительству России права:

утверждения перечня субъектов Федерации, относящихся к территориям приоритетного привлечения трудовых ресурсов;

разработки и реализации дополнительных мероприятий в сфере занятости населения, направленных на повышение мобильности трудовых ресурсов;

утверждения правил предоставления субъектам Федерации, отнесённым к территориям приоритетного привлечения трудовых ресурсов, субсидий на реализацию региональных программ;

принятия решений о выделении средств из федерального бюджета в виде субсидий бюджетам субъектов Федерации на указанные цели;

утверждения перечня сведений, содержащихся в Системе, порядка её формирования и ведения, в том числе порядка размещения информации федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Федерации, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами. [9]

Минтруд России наделяется полномочиями по утверждению типовой структуры региональной программы и методических рекомендаций по её разработке, а также формы и порядка предоставления сертификата на привлечение трудовых ресурсов в субъекты Федерации, отнесённые к территориям приоритетного привлечения трудовых ресурсов. [9]

Органам исполнительной власти субъектов Федерации предлагается предоставить право на разработку региональных программ с учётом заключённых с работодателями соглашений об участии в региональной программе. [9]

Порядок и критерии отбора инвестиционных проектов, для реализации которых планируется привлекать трудовые ресурсы из других субъектов Федерации, порядок и критерии отбора работодателей, имеющих право на получение сертификата, а также предоставления им финансовой поддержки, предусмотренной сертификатом, предлагается устанавливать нормативными правовыми актами субъектов Федерации. [9]

Принятие законопроектов позволит:

создать систему по регулированию на государственном уровне потоков внутренней трудовой миграции;

содействовать обеспечению приграничных районов, территорий Сибири, Дальнего Востока, а также субъектов Российской Федерации, в которых реализуются инвестиционные проекты, формируются и развиваются инновационные кластеры и/или особые экономические зоны, требуемыми трудовыми ресурсами;

создать механизм финансовой поддержки работодателей, привлекающих работников в субъекты Федерации, отнесенные к территориям приоритетного привлечения трудовых ресурсов;

способствовать повышению мобильности трудовых ресурсов путем создания привлекательных условий для переезда граждан, оказания им мер поддержки, включая компенсационные и иные выплаты. [9]

Законопроекты рассмотрены и одобрены на заседании Правительства Российской Федерации 11 сентября 2014 года. [9]

.Безработица

Безработица (незанятость) — отсутствие работы для трудоспособных. Безработица тесно связанно с понятием «занятость», которое значительно шире понятия «работа». Выделяют три основные формы безработицы: текущую, скрытою, застойную. К текущей безработице относят незанятость в связи с переходом работников с одного предприятия на другое (фрикционная незанятость).

Скрытая (латентная) безработица — это избыточная занятость, обусловленная разными причинами: стремлением сохранить кадры, уменьшить число безработных, оказать соответствующую поддержку людям и т.д. Застойная форма безработицы характерна, как правило, для люмпенизированных слоёв (бомжей, тунеядцев и т.д.), т.е.людей которые крайне нерегулярно работают. [3.21]

Занятость — деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащих законодательство Российской Федерации, и приносящая, как правило, им трудовой доход. К числу занятых относятся граждане, работающие по найму или имеющие иную оплачиваемую работу; временно отсутствующие в связи с нетрудоспособностью, отпуском, повышением квалификации, приостановкой производства; предприниматели, фермеры; лица, занятые индивидуальной трудовой деятельностью; члены производственных кооперативов; избранные, назначенные или утверждённые на оплачиваемую должность; проходящие службу в Вооружённых Силах, внутренних и железнодорожных войсках, органах государственной безопасности и внутренних дел; трудоспособные граждане, обучающиеся в общеобразовательных школах, профессионально-технических училищах, а также проходящие очный курс обучение по направлению федеральной государственной службы занятости населения. [3.66]

Безработным является тот, кто может работать, но не имеет работы. Он или она может быть добровольно безработным (то есть предпочесть не работать) или вынужденно безработным (то есть хотеть работать, но быть не в состоянии найти работу).

Именно вынужденно безработных имеет в виду большинство людей, говоря о безработице. С середины 1970-х гг., после трех десятилетий относительно полной занятости в передовых капиталистических экономиках наблюдается существенный рост безработицы (исключением до начала 1990-х гг. была Япония).

Уровни безработицы колеблются в соответствии с состоянием мировой экономики, но ее средний уровень начиная с 1976 г. намного превышает прежний, что в настоящее время является нормой. В странах Европейского Сообщества средний уровень безработицы в 1980-е гг. составлял более 6%, а в 1990-е часто был еще выше. [10]

Причинами повышения уровня безработицы являются низкие темпы экономического роста, изменения в структуре экономики (такие, как более высокая производительность труда и упадок традиционных трудоемких отраслей промышленности), а также количественный рост потенциальной рабочей силы в результате роста численности населения и увеличения числа женщин, занятых поиском работы. Во второй половине 1990-х гг. США удалось добиться существенного сокращения масштабов безработицы благодаря созданию большого числа новых рабочих мест на основе быстрого и продолжительного экономического роста. Пока не ясно, станет ли это долговременной тенденцией и будут ли наблюдаться подобные процессы в других обществах. [10]

Статистика безработицы наряду с отражением фактического числа тех, кто может считаться не имеющими работы, отражает также исходные допущения органов, собирающих информацию; уровни безработицы при этом будут варьироваться в соответствии с тем, каким образом определяется безработица и каким образом вычисляются размеры рабочей силы (например, включаются ли в нее те, кто занимается индивидуальной трудовой деятельностью).

[10]

Совокупный эффект заключался в сокращении как числа людей, определяемых в качестве безработных, так и доли последних по отношению к общему объему рабочей силы. Между тем широко распространенный метод вычисления безработицы, применяемый Международной организацией труда (МОТ), приводил к другим результатам.. При вычислении размеров безработицы по методике МОТ за основу принимается число людей, не имеющих работу, но способных приступить к ней в течение двух недель и либо занятых поиском работы на протяжении последних четырех недель, либо ожидающих начала уже полученной работы [10]

Безработицу некогда можно было представлять в виде определенного временного состояния: люди как бы «впадали» в него с тем, чтобы вскоре вернуться к работе. Эта модель по-прежнему подходит для описания части безработного населения, однако в 1980-е и 1990-е гг. от одной трети до половины безработных были неспособны найти работу в течение одного года, для них временное состояние стало постоянным. Некоторые группы в большей степени подвержены безработице. Среди безработных непропорционально широко представлены молодежь, пожилые, инвалиды, люди с низкой оплатой труда, представители этнических меньшинств, люди, не имеющие квалификации, а также жители регионов, находящихся в состоянии экономической депрессии. [10]

Социологическое исследование компании «Ромир» показало, что, по мнению россиян, в 2014 году ситуация на рынке труда ухудшилась. Авторы исследования определили ее как «депрессивный штиль». Действительно ли ситуация в России на рынке труда так серьезна? Как Россия может противопоставить вызовам времени, чтобы улучшить ситуацию на трудовом рынке? [11]

Сначала несколько цифр, которые приведены в опубликованном в прессе исследовании центра «Ромир» (кстати, они почти идентичны и данным других социологических компаний).

Только семь процентов работников сменили место работы осенью 2014 года. Это самый низкий показатель за последние шесть лет — в два раза ниже, чем осенью 2012-го и в три раза ниже, чем осенью 2013 года. Существенно снизилась и доля тех, кто смог быстро найти новую работу. Опрос «Ромир» проводился в ноябре 2014 года. Выборка репрезентирует взрослое городское население России. [11]

Осенью 2014 года работодатели практически прекратили поиск новых сотрудников и перестали увеличивать заработную плату. Сложная экономическая ситуация заставляет работников крепче держаться за свои рабочие места. В свою очередь, работодатели не спешат расставаться с работниками потому, что с наименее ценными они уже расстались весной-летом или даже ранее, а оставшиеся предъявляют более скромные запросы относительно оплаты и условий труда. [11]

«Наверное, те настроения, которые социологи зафиксировали у людей имеют право на существование — рассказал в интервью Pravda. Ru первый заместитель председателя комитета Государственной думы ФС РФ по труду, социальной политике и делам ветеранов Михаил Тарасенко. — Несмотря на то что безработица у нас не растет, практически не растет и заработная плата, при том что цены растут. Нужно просто в соответствии ситуацией, которая складывается в РФ принимать меры к тому, чтобы импорт-замещение шло гораздо быстрее чтобы была поддержка отечественного производителя и меры, которые в основном на сегодняшний день идут виде лозунгов, становилось частью экономической политики. Тогда и ситуация на рынке тоже будет улучшаться.» [11]

«Да, к сожалению, мы вынуждены констатировать, что ситуация на рынке труда сейчас, скажем так, не очень хорошая, — считает руководитель проектов НП «Эксперты рыка труда» Ольга Глухова.- Рынок труда находится в тяжелой ситуации, очень много вакансий закрывается. То есть компании открывают вакансии, но тут же их закрывают. Не могу сейчас сказать, что есть большие сокращения, но новый штат не набирается. [11]

Уровень безработицы в России с конца января 2015 по 4 февраля увеличился на 2,2%, говорится в данных еженедельного мониторинга Министерства труда.»За период с 28 января по 4 февраля 2015 года численность безработных граждан, зарегистрированных в органах службы занятости, возросла на 2,2% и составила 921 991 человек. На конец января 2014 года количество официально зарегистрированных безработных составило 917 139 человек», — сообщает пресс-служба ведомства. [11]

При этом за названный период численность зарегистрированных безработных незначительно снизилась в восьми регионах, наибольшее снижение приходится на Ингушетию и Севастополь. [12]

Однако сразу в 76 регионах отмечен рост численности зарегистрированных безработных. В наибольшей мере это проявилось в Сахалинской, Магаданской, Астраханской областях и в Бурятии. [12]

В сообщении также отмечается, что по состоянию на 4 февраля 2015 года суммарная численность работников, находившихся в простое по инициативе администрации, работавших неполное рабочее время, а также работников, которым были предоставлены отпуска по соглашению сторон, составила 190 549 человек. [12]

Однако по данным Министерства занятости, труда и миграции Саратовской области на 4.03.15:

Уровень безработицы в Саратовской области упал до исторического минимума за последние 20 лет. Об этом на коллегии министерства занятости, труда и миграции области заявила министр Наталья Соколова. «За 2013 год численность безработных снизилась на 4 %, до 18,7 тысяч человек. Это третье место в Приволжском федеральном округе и 11 место в стране. В следующем году мы планируем снижение безработицы до 5,1 %» [13]

По словам министра, в прошедшем году в области достигнут миграционный прирост населения. В текущем году ведомство планирует привлечь в регион еще 2,5 тысяч человек в рамках программы переселения соотечественников. При этом Наталья Соколова отметила, что в области до сих пор отмечается нехватка специалистов рабочих профессий и высокопрофессиональных работников. «При внешне стабильной ситуации хотелось бы отметить и проблемы, которые мы пока решить не смогли. В Саратовской области до сих пор сохраняется нехватка специалистов рабочих профессий. Не хватает слесарей, строителей, газосварщиков. Зато на одну вакансию претендуют по два бухгалтера, юриста, секретаря. Самые проблемные районы, в которых на одну вакансию претендуют по два-три человека — Александров Гай, Красный Кут, Красный Партизан, Духовницкое и Самойловка», — отметила Соколова. [13]

В качестве причин, способствующих возникновению трудовых проблем, министр региона назвала отсутствие профессионального планирования карьеры, а также миграционные процессы и демографическую ситуацию, способствующие оттоку высокопрофессиональных кадров. «Все эти рабочие профессии в плане подготовки имеют место быть, — отметил губернатор области Валерий Радаев. — И если от предприятий будут заказы на подготовку, я не вижу никаких проблем. Из-за интеграции лицеев с высшим образованием мы можем выполнять социальный заказ. Я бы хотел отметить, что у нас не все разрушено. Может, у нас нет станка последнего выпуска, но мы ведем речь о подходе, о воспитании. Токарь должен быть сначала духовно воспитан в своей профессии», — нашел выход из ситуации присутствующий на мероприятии губернатор Валерий Радаев. [13]

На заседании комиссии по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности от 11.03.2015 министр занятости, труда и миграции Наталья Соколова рассказала о реализации мер, направленных на снижение напряжённости на рынке труда. [14]

В прошлом году и на начало текущего года ситуация на рынке труда области оставалась стабильной. Уровень регистрируемой безработицы составлял 0,9%, напряженность на рынке труда — 0,4 незанятых на вакансию, что на уровне начала 2014 года. [14]

Несмотря на то, что по сравнению с началом года, численность безработных в области увеличилась на 2 тыс. человек — до 13,6 тыс. человек, в целом ситуация на рынке труда области остается достаточно стабильной. «Увеличение численности безработных связано с одной стороны, с ежегодным влиянием сезонного фактора, с другой — мы отмечаем незначительный, но все-таки рост, численности работников, предполагаемых к высвобождению», — сказала глава ведомства. [14]

Развитие ситуации на рынке труда находится под постоянным контролем минзанятости. В настоящее время разработана программа дополнительных мероприятий по снижению напряженности на рынке труда, которая предполагает организацию временных работ и опережающего обучения для граждан, находящихся под риском увольнения, и граждан ищущих работу, а также социальную занятость инвалидов. [14]

«Аналогичные программы мы уже организовывали в период кризиса 2009-2010 годов. Вместе с тем, основное отличие сегодняшней программы в том, что федеральные субсидии будут направлены на поддержку не всех предприятий, столкнувшихся с кризисными явлениями, а только тех организаций области, которые оказывают существенное влияние на занятость населения и социальную стабильность в регионе», — отметила Наталья Юрьевна. [14]рынок труд безработица мобильность

Также, приоритетной группой среди участников дополнительных мероприятий будут родители, воспитывающие несовершеннолетних детей и детей-инвалидов. Их доля в общей численности участников мероприятий составит не менее 60%.[14]

Кроме того, все дополнительные мероприятия будут способствовать перераспределению численности трудовых ресурсов между видами экономической деятельности, что позволит обеспечить кадрами именно те предприятия, которые являются приоритетными для развития Саратовской области. [14]

Заключение

В своей работе я рассмотрела одну из самых актуальных проблем в Росси — рынок труда, мобильность трудовых ресурсов и безработица.

В условиях гуманизации труда благо человека является критерием оценки человеческих отношений. Оно включает использование свойств индивидуальности, учет психологических особенностей работающих, создание таких условий, при которых человеку становится легко и приятно работать, у него появляется возможность понять смысл своего труда, его цель увидеть результаты труда, его психологические и социологические последствия. [6.3]

В условиях рыночных отношениях от руководителей требуется пересмотр стереотипов, принципов, подходов к принятию решений. [6.223]

Основу социоэкономики составляет труд- самый массовый вид социальных действий. Труд в целом как целенаправленная, преобразующая деятельность принадлежит миру культуры. Отношения между людьми, возникающие и эволюционирующие в процессах их трудовой деятельности, в значительной мере создают и развивают общество. [4.168]

Развитие российского рынка труда на современном этапе определяется, прежде всего, тем, что экономический рост увеличивает спрос на рабочую силу, а сокращение населения в трудоспособном возрасте ограничивает ее предложение. В свою очередь, ситуация на рынке труда оказывает влияние на процессы экономического развития и во многом определяет их интенсивность. Таким образом, демографические ограничения на российском рынке труда становятся реальным препятствием для экономического роста, не позволяя без интенсификации развития обеспечить высокие его темпы. Поэтому необходимы усилия, в том числе в научно-исследовательской сфере, направленные на повышение эффективности использования отечественной рабочей силы, обеспечение высокой степени согласованности структуры спроса экономики на рабочую силу и ее предложения. Актуален анализ и прогноз динамики занятости и рынка труда, учитывающий особенности структуры спроса на рабочую силу и ее предложения, а также существующие ориентиры перспективного социально-экономического развития страны.

Рынок труда в России характеризуется территориальной диспропорцией спроса и предложения, при этом в одних местах высокая напряженность на рынке труда, а в других — острая потребность в трудовых ресурсах. [15]

Внутренняя трудовая миграция преимущественно направлена в Москву, Московскую область и Санкт-Петербург. Для переориентации этих потоков в регионы, где требуются трудовые ресурсы, в правительстве предлагают ввести специальные стимулы. [15]

Правительство считает актуальным привлечение трудовых ресурсов на стратегически важные территории, например, приграничные районы, Сибирь и Дальний Восток. [15]

Таким образом, забота государства о достижении в стране наиболее полной и эффективной занятости как важной социальной гарантии для экономически активного населения является важнейшим аспектом государственного регулирования рынка труда, механизм формирования которого будет постоянно совершенствоваться применительно к новым условиям развития рыночной экономики, структурной перестройки производства, формирования эффективной социальной политики.

Источники

) Психология управления: Учеб. пособие. Островский Э.В.- М.: ИНФРА — М, Вузовский учебник, 2009.-249с. О 77 ББК 88.4я73 УДК 159.9:65.01(075.8)978-5 -9558-0063-9

)Социология: учебник / Ю.Г. Волков- Ростов н/Д: Феникс, 2012.- 667, [1] с. — (Высшие образование) В67 КТК 0141 ББК60. 5 я73УДК 316 (075.8) ISBN 978-5-222-18879-8

(1)Карманный социологический словарь/ Авторы -составители Ю.Н.Аксёненко, Л.С.Аникин, Г.В. Дыльнов ; Под. ред.Г.В. Дыльнова.- Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2000. — 248 с. ISBN 5-292-02456-2 К 24 ББК 60.5я2 УДК 316 (035+038)

)Общая социология: Учеб. пособие для вузов /Н.И, Лапин — М.: Высш. шк.2006- 415с. Л 24 ББК 60,5 УДК 316 ISBN 5-06 -005305-9

) Основы социологии и политологии/ В.В. Касьянов-Изд.3-е -Ростов н/Д.: Феникс, 2005- 380с.-(Среднее профессиональное образование) К 28 ББК 60.5+66.0я723 УДК 316+32(075.32) ISBN 5-222-06706-8

) Социология и психология управления: Учеб. пособие. Кишкель Е.Н. — М.: Высш.шк., 2005. — 296 с.: К 38 ББК 65.050.2 УДК 338.2 ISBN 5-06 -005147-1