Таблица №5. Сравнительная характеристика импульсивной и произвольной активности
Импульсивная активность | Произвольная активность |
1. Возникает под влиянием мало осознаваемых, но сильных эмоциональных побуждений, влечений. 2.В большой степени обусловлена ситуацией. 3. Выполняет функцию побуждения, 4. Аффективная разрядка. Сразу переходит в действие | 1. Сознательное регулирование собственного поведения. 2. В большой степени обусловлена свойствами личности 3. Функция побуждения и торможения. 4. Переход от побуждения к действию опосредствован осознанием цели, предвидением последствий действия |
Одним из видов произвольной активности является волевая активность. Волевая активность не нужна там, где есть актуально переживаемая потребность, побуждающая к действию, и где действие имеет для человека положительный смысл. Необходимость воли возникает в тех случаях, когда:
1) действие, которое необходимо выполнить, не связано с актуально переживаемой потребностью и тем самым не имеет достаточного побуждения;
2) осуществление действия сталкивается с факторами, снижающими или делающими невозможными создание и поддерживание необходимого побуждения к нему;
3) необходимо воздержаться от действия, связанного с актуально переживаемой, но социально не одобряемой в данной ситуации потребностью.
Приведу самый простой пример: если вы ставите перед собой цель пойти в кино. то здесь мы имеем дело с произвольным действием. Однако, когда вы решаете пойти в кино или готовиться к экзамену, и после некоторых усилий решаете все таки остаться дома и готовиться к экзамену, то это будет волевое действие. Волевая активность — это всегда избирательная активность, результат произведенного личностью выбора.
Итак, необходимость волевой регуляции возникает при недостатке побуждения к действию (или торможении его), какой бы причиной это не вызывалось, но при условии. что действие должно быть осуществлено (или заторможено).
В.А.Иванников полагает, что формирование побуждения к волевому действию достигается через изменение или создание дополнительного смысла действия. Существует много приемов, которыми пользуется человек, желая изменить или внести дополнительный смысл действия. Например, смысл действия может меняться через предвидение и переживание последствий действия или отказ от его осуществления. Психолог П.В.Симонов приводит реальный случай из свой жизни, когда он должен был выполнить прыжок с-парашютом. Побороть свой страх перед прыжком ему помогло воспоминание о поведении своего товарища, который должен был прыгать перед ним. но испугался и вернулся на землю в самолете. Он вылезал из кабины на глазах у всех. Представив себя на месте товарища и испытав стыд за свой страх, П.В.Симонов совершил свой первый прыжок с парашютом.
Дополнительный смысл действия формируется, например. при включении заданного действия в другое как условие его осуществления, то есть через соединение заданного действия с имеющимся у человека желанием. Например, ребенок убирает комнату, чтобы затем быть свободным и пойти играть в футбол. Дополнительный смысл может возникать, когда человек сам ставит в рамках заданного действия новую задачу. Например, в задании экспериментатора рисовать кружочки или писать палочки (монотонное и неинтересное занятие) испытуемый сам ставит задачу — проверить себя на выносливость и терпение.
Наконец, изменить смысл действия или ввести дополнительную мотивацию возможно с помощью воображения. Так, человек может воображать себя таким же сильным, смелым, как любимый реальный или литературный герой; когда он воображает, как бы герой оценил его действия или как бы он поступил на его месте, и поступает в соответствии с этим. Иногда сама ситуация становится в воображении фантастической: когда сорняки превращаются во врагов, а сам ребенок в героя, побеждающего их; когда один из марафонцев вообразил себя паровозом, преодолевающим длинный путь.
Таким образом, В. А. Иванников заключает, что волевая регуляция как регуляция побуждения к действию осуществляется на основе произвольной формы мотивации. Когда человек намеренно или осознанно создает дополнительное побуждение (торможение) к действию через изменение смысла действия.
Структура волевого процесса
Волевое действие имеет следующую структуру:
1. Возникновение побуждения и предварительная постановка цели. Побуждение может вначале выступать в форме влечения — неосознанного побуждения, или желания, то есть более осознанного побуждения. В конкуренцию с этим желанием могут вступать другие мотивы. Поэтому в качестве стадии или фазы волевого процесса выделяют стадию борьбы мотивов.
2. Стадия борьбы мотивов. Эта борьба мотивов переживается иногда мучительно, болезненно, а иногда заключается в простом обсуждении мотивов, в подборе доводов — «за» и «против». В процессе этого субъекту необходимо учитывать последствия, которые может повлечь за собой реализация того или иного мотива. Здесь участвуют все познавательные процессы. В воображении человек может смоделировать возможные варианты, последствия, к которым может привести реализация или, наоборот, нереализация того или иного мотива. Человек может обращаться при этом к своей памяти, то есть актуализировать сходные ситуации, имевшие место в прошлом. Если в прошлом подобная ситуация завершилась благополучно, то субъект имеет тенденцию действовать сходным образом. Эмоции сигнализируют ему о том, насколько позитивна или негативна была для него эта ситуация. Мышление позволяет проанализировать возможные альтернативы и принять решение о действии. Таким образом, в волевой процесс включается интеллект. Он превращает волевой акт в действие, опосредствованное мыслью.
3. Стадия принятия решения, то есть избирается оределенная цель и способ ее достижения.
4. Исполнение — здесь решение переходит в действие. Эти звенья волевого акта — принятие решения и исполнение нередко вызывают особое эмоциональное состояние, которое называется «волевое усилие». Волевое усилие — это форма эмоционального стресса, мобилизующего внутренние ресурсы человека, создающего дополнительные мотивы к действию, которые отсутствуют или недостаточны. Волевое усилие переживается как состояние значительного напряжения. О результате волевого усилия удается затормозить действие одних и усилить действие других мотивов. Если мотивы представить в виде структуры, то воля — это процесс динамического переструктурирования мотивов.
Сама «техника» принятия решения может быть различной. Опытные и не очень импульсивные люди — осмысливают положение и подводят конкретный случай под какую-то общую категорию. Как только это происходит, человек начинает действовать, как действовал раньше. Нерешительные люди, особенно тогда, когда положение сложно и решение затруднительно, осознавая это. намеренно оттягивают решение, ожидая, что изменение ситуации само принесет желанное решение,
Иногда, в затруднительных случаях люди облегчают себе решение тем, что принимают его как бы условно, приурочивая его исполнение к определенному моменту, то есть пытаясь овладеть собственным поведением. Так, будучи не в силах сразу оторваться от интересной книги, чтобы выполнять менее интересную работу, человек принимает решение сделать это, как только часы пробьют какой-то час.
Если человеку не удается принять решение, если борьба мотивов оказывается для него непосильной, то волевое действие может перейти в аффективное, то есть может наступить аффективная разрядка. Так, не в силах преодолеть в себе желание заняться более интересной деятельностью, студент может в состоянии аффекта бросить ненавистные книги, готовясь к экзамену.