Проф.становление охватывает 35-40 лет,поэтому возникает необходимость разделении периода на стадии. Кудрявцев разделил на 4 стадии: 1-возникновение и формирование проф.намерений,2-проф.обучение и подготовка к проф.деятельности,3-вхождение в профессию,активное ее освоение и нахождение себя в коллективе,4-полная реализация личности в проф.труде. Климов:1-стадия оптации,2-стадия проф.подготовки,3-стадия развития профессионала. Маркова:допрофессионализм, профессионолизм, суперпроф.,непроф.,послепроф. Т.о просмотрев периодизации можно сказать,что стадии между с собой схожи и можно качестве оснований для выделения стадий проф.становления взять критерии:соц.ситуацию и уровень реализации ведущей деятельности. 1.Аморфная оптация (о-12 лет).
Началом данного процесса является зарождения проф.ориентированных интересов и склонностей у детей под влиянием родственников, учитлей, сюжетно-ролевых игр и учебных предметов. 2. Оптация (12-16).
Формирование проф.намерений,которое завершается осознанным, желанным, а иногда и вынужденным выбором профессии.Ведущая деятельность учебная профессианальная. Складываются познавательные и проф.интересы, формируются жизненные планы. Поиск своего места в мире профессий. 3. Проф.подготовка (16-23).
Начинается с поступления в проф.учебное заведение . Новая соц.роль личности, новые взаимоотношения в коллективе. Ведущая деятельность-проф.-познавательная, ориентированная на получение конкретной профессии. Длительность зависит от учреждения. 4. Проф.адаптация (18-25).
Новая система отношений . Вед. Деятельность- профессиональная. Уровень выполнения – нормативно-репродуктивный характер. Проф.активность возростает. Направлена на соц.проф.адаптацию. 5.Первичная профессионализация.Реализация деятельности осуществляется относительно устойчивым и оптимальными для работника способами. Стабилизация приводит к новым отношениям личности к окр.деятельности и к самому себе. Проф.деятельность характеризуется индивид.личностносообразными технологиями выполнения. Становление специалиста. 6. ВторПроф.активность постепенно стабилизируется, уровень ее проявления зависит от психологических особенностей личности. 7. Проф.мастерство. Только часть работников переходят на эту стадию. Характерна высокая творческая и социальная активность личности, продуктивный уровень выполнения проф.деятельности. Проф.активность проявляется в поиске новых, более эффективных способов выполнения деятельности, изменении устоявшихся взаимоотношений с коллективомю Постижение вершин профессионализма(акме)- личность состоялась.
Проф консультирование по платонову
... Платонов использует для обозначения этой стороны деятельности понятие «опыт», включая его в динамическую функциональную структуру личности. На 1-й стадии формирования опыта, ... описанной им динамической функциональной структуры личности: психических функций, типологических свойств, опыта и направленности. Операционально-техническую сторону деятельности обеспечивают усвоенные и используемые человеком ...
2. Психология проф.Образования как наука и дисциплина.
Цель науки — получение объективно нового знания, раскрытие закономерностей, механизмов психических явлений. Цель учебного предмета – усвоение систематизированных, дидактически обработанных знаний, развитие учебно — профессионального интеллекта. Важная отличительная характеристика науки – методы исследования, а уч.предмета- система технологий учебно-познавательной деятельности. В структуре психологии профессионального образования можно выделить компоненты: —основы психологии проф.образования, —возрастные особенности субъектов проф.образования, —психологические основы проф.образования, —психология деятельности и личности педагога проф.образования. Общая цель психологии проф.образования определяется ее предметом— психологическими особенностями, закономерностями и механизмами профессионального обучения, воспитания и развития личности в процессе ее профессионального становления. Т.О., психология проф.образования как междисциплинирная отрасль научного знания тесно связана с общей, педагогической, возрастной психологией, труда,профессий, акмеологией и вместе с тем она – самостоятельная отрасль приклодной психологии,а также учебная дисциплина.
30. Современные образовательные технологии
Технология-совокупность знаний о способах и средствах проведения каких-либо процессов, а также сами процессы, при которых происходит качественное изменение объекта. Анализирую различия технологии и методики, Монахов уточняет свое понимание педагогической технологии. Если методика в большинстве случаев – совокупность рекомендаций по организации и проведению учебного процесса, то педогагическую технологию отличают два момента: 1. Она гарантирует конечный результат, 2. Является проектом будущего учебного процесса. Педагогическая технология – совокупность способов, приемов, упражнений, процедур, обеспечивающих продуктивное взаимодействие субъектов образовательного процесса и направленных на достижение планируемого результата. Развивающие технологии образования ориентированы на достижение следующих целей: -актуализация профессионально-личностного потенциала,-профессиональное развитие личности, -формирование метопрофессиональных образований, -приобретение опыта квалифицированного выполнения проф.деятельности. Развивающее проф.образование представляет собой интеграцию обучения, воспитания и развития. Поэтому технологии должны бять направлены на реализацию этих трех составляющих, обеспечивающих становление личности.
Технология систематизации и визуализированной презентации знаний предпологают определение многообразных связей и отношений между изучаемыми предметами и явлениями,их упорядочивание на основе сходства\различия. К этой группе относятся ситуационный анализ, работа со схемами, технологическими картами, систематизация литературы. Информационные и коммуникационные технологии – обучение, основанное на использовании электронных средств: компьютера, гипермедиа, аудиовизуальных средств. Относится дистанционное обучение, обучающие программы, мультимедийные технологии. Технология развивающего обучения ориентированы на актуализацу проф.-личностного потенциала, соц.-проф. развития личности, формирование метопроф. Качеств. Относятся развивающая диагностика, тренинги развития и креативности, метод проектов, анализ нестандартных ситуаций. Технологии контекстного обучения моделируют реальную социально-проф. деятельность. Относятся предметные лекции, семинары-дискуссии, лабороторные занятия. Саморегулируемое учение направлено на развитие у обучаемых способностей самостоятельно приобретать компетенции по самоуправлению, самоорганизации, рефлексии. Относятся диологовые методики, позиционные дискуссии, рефлексивные игры. Технологии социально-профессионального воспитания – совокупность приемов, процидур и способов решения задач нравственно-проф. становления специалиста в проф.школе. Относятся методы убеждения, упражнения, поощрения, наказания, принуждения. Реализация этих технологий в проф.-образоват.процессе возможна при условиях: -мотивационное обеспечение,-наличие заданной цели образования,-обозначение границ деятельности.
1.Психология как наука. Предмет, функции и задачи различных отраслей ...
... восприятия, мышления, памяти, ощущения, эмоций, мотивации. Педагогическая психология - это отрасль психологии, изучающая закономерности развития человека в условиях обучения и воспитания. Предмет: факты, механизмы и ... существования, воспитания и оздоровления. Формирование начальных свойств личности связано с образованием комплекса соц-х связей, регулируемых нормами и правилами, освоением средств ...
9. Психологические концепции обучения.
В середине 1970-х Оконь,Махмутов построили целостную систему проблемного обучения, что в какой-то мере продолжило разработку системы Дж. Дьюи, полагавшего,что обучение должно идти через решение проблем. Вместе с тем данная система обучения соотносилась с положениями Дункера, Рубинштейна, Матюшкина и других о проблемном характере мышления, начале возникновения каждой мысли в проблемной ситуации. Проблемное обучение основано на получении новых знаний обучающимися посредством решения теоретических и практических проблем, проблемных задач в создающихся для этого проблемных ситуации. Последняя возникает тогда, когда у человека есть познавательная потребность и интеллктуальные возможности решать задачу, при наличии затруднения, противоречия между старым и новым, известным и неизвестным, данным и искомым,атюшкину, по след. Критериям: 1. Структуре действий ,которые должны быть выполнены при решении проблемы.2. уровню развития этих действий у человека,решающего проблему,3.Трудности проблемной ситуации в зависимости от интеллектуальных возможностей человека. Проблемное обучение включает несколько этапов: -осознание проблемной ситуации, -формулировку проблемы на основе анализа ситуации,- решение проблемы, включающее выдвижение, смену и проверку гипотез, — проверку решения.
Этот процесс развертывается по аналогии с прохождением трех фаз мыслительного акта, который возникает в проблемной ситуации и включает осознание проблемы, ее решение и конечное умозаключение. Проблемное обучение основывается на аналитико-синтетической деятельности обучающихся реализуемой в рассуждении, размышлении. Это эвристических тип обучения с большим развивающим потенциалом. Проблемное обучение может быть разного уровня трудности для обучающегося в зависимости от характера и количества осуществляемых им действий по решению проблемы. Данный тип обучения получил широкое признание в нашей стране в 1980-х гг. благодаря работам эмахмутова, Матюшкина, Кудрявцева, Лернера, но постепенно отошел на второй план в связи с экспансией теории развивающего обучения.
Презентация на тему: Развитие зарубежной экспериментальной психологии
В 1849 году по рекомендации своего учителя, физиолога Иоганна Мюллера, он был приглашён на должность профессора физиологии и общей анатомии в Кёнигсберг. В 1855 году переезжает в Бонн, где руководит кафедрой анатомии и физиологии, с1858 года — кафедрой физиологии в Гейдельберге. В 1870 году становится членом Прусской академии наук. С1871 до1894 года был профессором физики. Возглавил кафедру ...
3. История становления и развития психологии профобразования. В современной психологии отчетливо прослеживаются две тенденции: интеграция и дифференциация отраслей психологических наук. Одна из устоявшихся междисциплинарных отраслей психологии —педагогическая психология. Ее предмет — психологические закономерности и механизмы образовательной деятельности. Суть педагогической психологии в том, что она призвана решать все психологические проблемы образования человека, но она ограничивается изучением воспитания, обучения и развития подрастающего поколения. Объект изучения выступает личность обучаемых, возраст которых не привышает 20-25 лет, но образование продолжается и за пределами. А.В. Петровский выделил 3 группы отраслей психологии: -изучающие психологические проблемы конкретных видов человеческой деятельности (психология труда, педагогическая,медицинская,юридическя,военная,спорта и торговли); — исследующие психологические проблемы развития психики(возростная психология, аномального развития, сравнительная); — изучающие психологические стороны отношений личности и общества(социальная психология). Платонов представляет дифференциацию психол.наук в виде дерева, корни которого – философские проблемы психологии, ствол – общая психология, наиболее мощные ответвления ствола – психологические науки, изучающие закономерности и механизмы психики животных, человека и общественных психических явлений, другие ветви – прикладные психологические науки(психология спорта, труда, педагог. И др.) Подчеркнем, что в числе прикладных отраслей психологии труда и педагог психологии Платонов выделил психологию проф.-технического образования, предметом которого – трудовое обучение и воспитание. В качестве основания выделения психологии профообразования в самостоятельную отрасль выступает принцип развития психики. Подход Ганзена. В основу его положен метод базисов. Под базисом понимается легко обозримое множество независимых объектов можно сформировать достаточно большое число производных. К числу основных модулей психологии профобразования следует отнести проф.становление; профессию; квалификацию; профобучение; воспитание и развитие, мониторинг проф.становления и др. Т.о.., проф.становление личности порождает огромный комплекс психологически обусловленных образовательных проблем. Эти проблемы объединила одна отрасль приклодной психологии – психологией профобразования.
34. Кризисы проф.Становления личности
В проф.становлении личности выделяют этапы: оптация, проф.образование и подготовка, проф.аптация, первичная и вторичная профессионализация и мастерство. Переход от одной стадии к другой порождает нормативные кризисные явления. 1. Кризис учебно-профессиональной ориентации. На стадии оптации происходит смена ведущей деятельности с учебно-познавательной на учебно-профессиональную. Неизбежно столкновение желаемого будущего и реального настоящего, которое преобретает характер кризиса. Старшеклассники переживают этот кризис в 16-17 лет. Ядром кризиса является необходимость выбора образовательного учреждения. Переживание кризиса приводит к коррекции проф. намерений, вносятся коррекции в оформившуюся к этому возрасту «я-концепцию». Разрешение кризиса приводит к выбору проф. подготовки или профессии. Происходят внутриличностные конфликты-переживание своей неполноценности, отторгнутости,ненужности. 2. Кризис проф.выбора. Проявляется в первые и последние годы обучения. Проявляется в разочаровнии в выборе. Этот кризис преодалевается сменой учебной мотивации на соц.-проф. Увеличив. Год от года проф.направленность учебных дисциплин снижается неудовлитворенность. Т.о. этот кризис не доходит до критической фазы. 3. Кризис проф.экспектаций. Несовпадение реальной проф.жизни со сформировавшимися представления и ожиданиями. Переживание этого кризиса выражается в неудовлетворенности организацией труда, его содержанием, должностными обязанностями, производственными отношениями,условиями работы и зарплатой. Два варианта разрешения: 1. Конструктивный: активизация проф.усилий по скорейшей адаптации и приобретению опыта работы. 2. Деструктивный: увольнение, смена специальности, неадекватное, некачественное выполнение проф.функций. 4. Кризис проф.роста. Может временно компенсироваться разного рода непрофессиональными, досуговыми видами деятельности, бытовыми заботами или же уход из профессии. Стабилизация всех сторон проф.жизни способствует проф. стагнации личности: смирению и проф.апатии. может длиться до пенсии. 5.Кризис профессиональной карьеры. Серьезной ревизией подвергается «Я-концепция», вносятся коррективы в сложившиеся производственные отношения. Идет перестройка профессиональной ситуации развития. Возможные сценарии выхода из кризиса: увольнение, освоение новой,переход на высокую должность. Переход на следующую стадию мастерства. 6. Кризис социально-профессиональной самоактуализации. Кризис нереализованных возможностей, душевная смута, бунт против себя. Продуктивный выход-новаторство, стремительная карьера, активность. Деструктивные- увольнение,алкоголизм, конфликты, депрессия, создание новой семьи. 7. Кризис утраты проф.деятельности. Зависит от характера трудовой деятельности, физ.работникам легче его переносить. Для снятие кризис. Явлений стоило бы создаь курсы по поготовке к уходу на пенсию. 8. Кризис соц.психол. адекватности. преодоление-активная деятельность.
Развитие коммуникативных умений у детей дошкольного возраста ...
... и особенности личности ребенка. Огромное значение игры для развития всех психических процессов и личности ребенка в целом дает основание считать, что именно эта деятельность является в ... ролевой игры 3. Определить этапы, подобрать методы и методики исследования уровня развития коммуникативных умений у детей дошкольного возраста. 4. Охарактеризовать выборку испытуемых и проанализировать результаты ...
35. Профессионально обусловленные деструкции личности.
Профессиональные деструкции- это изменение сложившейся структуры деятельности и личности, негативно сказывающиеся на продуктивности труда и взаимодействии с другими участниками этого процесса. Маркова выделила тенденции профессиональных деструкций: 1. Отстаивание, замедление проф.развития сравнительно с возрастными и социальными нормами.2. дезинтиграцию профессионального развития, распад проф.сознания и как следствие- нереалистические цели, ложные смыслы труда, проф.конфликты. 3. Низкую проф.мобильность, неумение приспособиться к новым условиями труда и дезадаптацию.4. рассогласованность отдельных звеньев проф.развития, когда одна сфера как бы забегает вперед, а другая отстает. 5. Ослабление ранее имевшихся проф.данных, проф.способностей, про.мышления. 6. Искаженное проф.развитие, появление негативных качеств, отклонений от социальных и индив.норм проф.развития, меняющих профиль личности.7. появление деформация личности. 8. Прекращение проф.развития из-за проф.заболеваний. Т.о., проф. деформации нарушают целостность личности, снижают ее адаптивность, стойчивость, отриц. Сказываются на продукт.диятельности. Факторы,возникновения деструкций: мотв выыбора профессии, неоправдавшиеся ожидания, стереотипы, психологическая защита, эмоциональная напряженность, снижение уровня интеллекта, предел развития, старение. К проф. деструкциям относят: проф. деформации, профессионально обусловленные акцентуации, выученная беспомощность, профессиональная отчужденность, стагнация. Профессиональные деформации: деформации развиаются под влияниемусловий труда и возраста, Диформации искажают конфигурацию личностного профеля персонала и негативно сказывается на продуктивности труда. В наибольшей степени диформациями подвержены представители социономических профессий постоянно взаимодействующих с людьми: врачи,педагоги,руковадители. (1. Общепроф. Деформации, спец.проф.деформации, проф.-типолог.деформации, индивидуализирован.деформации) Проф.деформация личности неизбежна, одних она приводик к потере квалификации, других- к равнодушею, третьих-к беспочвенному завышению самооценки и агресивности, четвертых-к поиску реабилитации. Проф.обусловденные акцентуации. Влияют на проф.значимые ориентиры: профессионализм, характер взаимодействия субъектов деятельности, планирование, отражаются на продуктивности и результата труда. Выученная беспомощность. Это привычка жить не оказывая сопретевления, не принемая ответственности на себя. Возникает в результате частого отсутствия настоящей связи между действиями по отношению к работе и результатом этих действий в окруж.среде. Симптомами беспомощности явл. Пассивность, грусть, тревога, враждебность, снижение иммунитета, самооценки. Проф.отчужденность. Проявляется в изменении проф. я-концепции. Проф.я-концепция-система сопряженных с оценкой представлений человека о себе как о личности и субъекте проф.деятельности. Проф.стагнация личности. Многолетнее проф.выполнение деятельности может сопровождаться периодами стабилизации. Монотонный труд способствут стагнации. Стагнация инициирует образование различных деформаций.
Творческая личность – сущность и развитие
... творческую активность результатом сублимации[6]полового влечения на другую сферу деятельности: в творческом продуктеопредмечивается в социальноприемлемой форме сексуальная фантазия. А. Адлерсчитал ... если входе развития креативности[1]формирование определенной мотивации и личностных черт предшествует творческимпроявлениям, то можно сделать вывод о существовании особого типа личности –«Человека ...
5.Методы:понятие о методе, и методологии. Задачи
Научный метод – способ познания и научного исследования. Метод представляет собой совокупность приемов или операций, которые осуществляет исследователь при изучении предмета исследования. Метод характеризует стратегический уровень познания и проявляется в соответствующих способах познания. Методология предпологает использования множества методов. Методология-это совокупность подходов, принципов, способов организации и построения теоретической и практической деятельности. Методология характеризует стратегический уровень научного познания и проявляется в соответствующих принципах и подходах к научному исследованию. Три уровня методолог.анализа: 1.Общая методология,частная,совокупность конкретных методов.
Направленность и мотивы деятельности личности
... процесс овладения человеком такой формой деятельности, которая определяется уровнем общественного развития. Потребности человека ... компонентов мотивационной сферы личности выступают следующие основные психологические образования и структуры: потребности, ... (познавательные, эстетические, потребности в общении, труде). Проф. Бестужев-Лада рассматривает несколько направлений классификации потребностей: ...
Задачи:1.описание проф.образования и развития личности в процессе непрерывного образования,психологических особенностей и закономерностей проф.обучения и воспитания. 2.измерение психол.значимых показателей, признакой учебно-проф. деятельности обучаемых.3. объяснение особенностей,закономерностей и механизмов профобразования. 3. Формирование и отслеживание динамики развития психологических новообразований(психофизиологических,познавательных и проф.свойств, качеств личности) в процессе обучения и воспитания.5. Обработка методов исследования .
32. Развивающие тренинговые технологии.
Опора на тренинговые технологии нецелесообразна: они должны использоваться как вспомогательные. Распространенность тренинговых технологий в современном образовании,. Управлении персоналом, бизнес-образовании. Привела к неготивным последствиям. Тренинг направлен на развитие определенных социально-профессиональных качеств и свойств личности. Цель-развитие всей личности и переосмысление жизненных позиций для решения внутриличсностных проблем как в тренингах в рамках психотерапии и не выробатка определенных навыков поведения.С его помощью совершенствуются определенные личностные качества и свойства, необходимые и важные в конкретной профессиональной деятельности , а вслед за ними личность и деятельность. Основу любого тренинга состовляет групповая работа, что делает ее весьма удобной технологией влияния на личность в специально организованных групповых воздействиях. Необходимо психол. Граммотность и способность к постояно.рефлексии. То., развивающие тренинги богут быть использованы в процессе проф.подготовки для развития выделенных соц.-проф. квалификаций –метапроф.качеств.
31. Контекстно-компетентностное обучение.
К-К обучение- это обучение, в котором на языке наук и с помощью всей системы форм, методов и средств обучения, традиционных и новых, последовательно моделируется предметное и социальное содержание будущей профессиональной деятельности студентов. В к.о.: -студент с самого начала находится в деятельностной позиции, накапливая систему предметных и социальных компетенций; -знания, компетенции усваиваются в контексте разрешения студентом моделируемых проф.ситуации
24. Понятие геронтогенеза. Псих.Особенности пожилого и старческого возраста.
Старость-период геронтогенеза. Она начинается с 60 лет и имеет три грации: пожилой возраст – до 75, старческий – до 90 лет и долгожитель – после 90 лет. Старость – это борьба со смертью. Страх смерти – предельная по своей насыщенности отрицательная эмоция, обусловленная инстинктом сохранения жизни. Деструктивные изменения зависят от степени зрелости. Сужается сфера общения, нарушается привычный режим дня и ритм жизни, сжимается социальное пространство, снижается уровень материального благосостояния. Сильный стресс – одиночество, непонимание, безразличие окр. Преодоление деструкций возраста: соц.активность, любознательность, новая социально-бытовая идентификация, мудрость. Новообразование в пожил.возрасте-саногенное мышление, нацелено на решение внутр. Проблем человека, выполняет защитную функцию, связано с воображением. Отсутствие этого мышление, что деструктивные переживания возникают в любое время, усиливая чувства пережитые в отрицательном опыте, в результате чувство неполноценности. Снижение физ.активности приводит к утрате действовать. Сенсомоторные действия – способ поддержания, сохраненияпсихических функций. Есть преимущества-открытие новых радостей жизни. В пожилом возрасте происходит кризис , обусловленный подведением итогов жизни.
Мотивы деятельности личности
... и внешних движущих сил, побуждающих человека к деятельности, задающих границы, формы, степень интенсивности деятельности, уровень затраты усилий, старания, добросовестности, настойчивости и ... социально значимых объектов (например, наличие татуировок интерпретируется как признак криминализованной личности). 4.Когнитивная – познавательная установка (предубеждение следователя в отношении виновности ...
44. Содержание проф.-педагогической деятельности
П.-п. д интегративна,включает психологический, педагогический и производственно-технологический компоненты. Цель – обучение профессии и проф.развитие личности обучаемых. Предметом деятельности становится процесс личностно ориентированного образования. Результат проф.-пед. Д. – ее функциональные продукты: дидактические проекты и психологические продукты. Главный результат – проф.развитие личности. Наиболее высокий уровень обобщения, объединяющий цель и предмет деятельности,- вид деятельности. Виды: 1.диагностика проф.направленности, обучаемости, обученности и воспитанности. 2. Проектировачная деятельность. 3. Личностно ориентированное профобучение. 4. Соц.-проф. воспитание. 5. Внеучебная воспитательная работа. 6. Производственно-технологич. Деятельность. 7. Повышение уровня проф.-педагог.образования и квалификации.8.инновационная деятельность. Виды деятельности характериз. Составом проф.-педагог. Задач. – 2 уровень обобщения. Решение проф.-пед. Задач осуществляется с помощью совокупности действий и операций, которые реализуются благодоря компетенциям.-третий уровень. К.: гностические компетенции-познавательные умения в области приобретенных знаний , предусматр. Получение новой инфы, выдел. В ней главного,существ.; идеологические-социально значимые умения проводить политико-воспитательную работу; дидактические- общепедогагические умения определять конкретные цели обучения, выбирать адекватные формы, методы и средства; организационно-методические-интегративные педагогические умения по формированию мотивации учения, организационно-проф.деятельности, организации самоуправления; коммуникативно-режиссерские компетенции – общепедогагические умения, вкл.перцептивные ,экспрессивные,ораторские,пед.режессура; прогностические – общепед.умения по прогназ. Успешости учебно-воспит. Процесса, вкл. Диагностику личности и коллектива учащихся, проектирование развития личности ; рефлексивные – способность к самопознанию, самооценке проф.деятельности и поведения; организационно-педагогические- общепед.умения планировать воспитат. Процесс , формировать проф.направленность личности учащихся; общепроф.- умения читать и составлять чертежи, схемы, ставить техн.диагноз; конструктивные-интегративные умения по разработке техн.процессов и конструированию техн.устройств; технологические-поливалентные умения по анализу производственной ситуации, планированию и орг. Технолог. Процесса; производственно-операционное – общетрудовые умения по смежным рабочим профессиям на уровни 4-5 квалификационного разряда; специальные – узкопроф. Умения по спец. В рамках какой-либо одной отрасли производства.