Самостоятельная работа по «Психология развития и возрастная психология»

Тема 11. Младенчество. Кризис младенчества

Задание 1. Развития ребенка на протяжении первого года жизни

Физическое развитие: Наиболее стабильным показателем физического развития является рост ребенка. Он определяет абсолютную длину тела и соответственно этому увеличение размеров тела, развитие, созревание его органов и систем, формирование функций в тот или иной период времени.

В отличие от роста масса тела является довольно лабильным показателем, который сравнительно быстро реагирует и изменяется под влиянием самых различных причин. Особенно интенсивно прибавка в массе тела происходит в первую четверть года.

Кроме роста и массы тела для оценки физического развития имеют значение правильные пропорции тела. Известно, что окружность груди у доношенных меньше окружности головы при рождении. При анализе этих цифровых показателей следует учитывать рост и массу тела ребенка, а также соотношение окружности головы с окружностью грудной клетки.

Статические функции оценивают с учетом темпов моторного развития ребенка. Это различные двигательные умения ребенка. Необходимо учитывать способность ребенка в определенном возрасте удерживать голову, совершать движения руками, появление динамических функций.

Моторное развитие: В положении на спине ребенок знакомится со своим телом и учится координировать свои движения, для того чтобы в будущем достать, рассмотреть и положить в рот любой заинтересовавший его предмет. Именно так в первые годы ребенок изучает окружающий его мир.

Положение на животе весьма удобно для разглядывания окружающего мира. Именно из-за более широкой перспективы многие малыши с удовольствием лежат на животике, ведь в положении на спине они могут видеть лишь потолок или те объекты, которые показывают взрослые.

Эмоциональное развитие: Долгое время за маленьким ребенком не признавались способности к эмоциональному реагированию. Считалось, что в первые недели и месяцы жизни дети полностью находятся во власти инстинктов и в них мало, что можно найти человеческого. И хотя уже давно доказано, что ребенок первого года жизни руководствуется не только инстинктами, многие родители продолжают думать, что он еще «как бы не совсем человек», что «он еще ничего не понимает».

В настоящее время установлены следующие последовательность, сроки и длительность формирования положительных и отрицательных эмоциональных реакций у детей первого года жизни (по О. В. Баженовой):

8 стр., 3737 слов

Тесты психического развития ребенка второго года жизни. От года ...

... психологии. Упражнения и развивающие игры для ребенка второго года жизни. Занятия с ребенком от одного года до двух лет направлены на дальнейшее развитие психомоторной, сенсорной, мыслительной, речевой и ... нему речи взрослого. Обратите внимание на развитие эмоциональной сферы ребенка. Если он проявляет: - склонность к уединению; - избыточное качание всего тела; - постоянное отсутствие тревоги при ...

Улыбка на говорящее лицо — от 5 до 12 недель;

Улыбка просто на лицо — от 7 до 14 недель;

Комплекс оживления на говорящее лицо —от 8 до 14,5 недели;

Комплекс оживления на яркий предмет —от 12 до 20,5 недели;

Смех — от 20 до 30 недель; Хныканье — от 6 до 21,5 недели;

Сенсорное и перцептивное развитие: У новорожденных уже функционируют все органы чувств.

Таким образом, ощущение — перевод внешнего стимула в нервные импульсы — в тот самый срок уже высокоразвито.

Восприятие, интерпретирующее информацию, получаемую от органов чувств, напротив, очень ограничено и избирательно при рождении.

Оно является когнитивным процессом, анализирующим сенсорную информацию и придающим ей смысл. Его развитие идет быстрыми темпами первые 6 месяцев жизни, с последующей более медленной точной настройкой перцептивных процессов в течение нескольких лет.

Речевое развитие: Дети начинаю говорить в разном возрасте — у кого-то в 10-11 месяцев ребенок уже произносит отдельные слова и в 2 года рассказывает стишок, у кого-то и в 2,5 года малыш еще разговаривает на «своем» языке. Считается также, что девочки начинают говорить гораздо раньше мальчиков.

Тем не менее к полутора годам у многих детей происходит всплеск речевой активности. Правда речь еще состоит из отдельных слов или совсем коротких предложений (2-3 слова).

В этом возрасте малыш еще не научился произносить правильно все звуки.

Задание 2. Развитие психики ребенка в младенческом возрасте (0 — 1 год) 

  1. Кризис новорожденности

Процесс рождения — тяжелый, переломный момент в жизни ребенка. Психологи называют этот период — кризис новорожденности.

Причины кризиса новорожденности:

— Физиологические (рождаясь, ребенок физически отделяется от матери. Он попадает в совершенно иные условия: холод, яркая освещенность, воздушная среда, требующая другого типа дыхания, необходимость смены типа питания).

— Психологические (психика новорожденного ребенка представляет собой набор врожденных безусловных рефлексов, которые помогают ребенку в первые часы его жизни).

  1. Психологическая характеристика периода новорожденности

Ребенок обладает чувствительностью: различает соленый, горький, сладкий вкус; реагирует на звуковые раздражители. Важные события в психической жизни ребенка — возникновение слухового и зрительного сосредоточения.

Новорожденный, приобретя способность реагировать на голос ухаживающей за ним матери, видеть ее лицо, устанавливает с ней эмоциональные связи. Примерно в 1 месяц ребенок, увидев маму, останавливает взгляд на ее лице, вскидывает руки, быстро двигает ногами, издает громкие звуки и начинает улыбаться. Эта бурная эмоциональная реакция была названа «комплексом оживления».

  1. Эмоциональное общение со взрослым как ведущая деятельность младенца

Ведущая деятельность младенческого возраста — эмоциональное общение со взрослым. Ребенок в этом возрасте является слабым и совершенно беспомощным. Хотя, родившись, он отделился от матери физически, но биологически еще связан с ней. Ни одной своей потребности он не может удовлетворить самостоятельно: его кормят, купают, одевают в сухое и чистое, перемещают в пространстве, следят за его здоровьем.

  1. Основные линии психического развития ребенка

Развитие сенсорики: зрительное сосредоточение, появившееся еще на этапе новорожденности, совершенствуется. После второго месяца сосредоточение становится достаточно длительным, к 3 месяцам его продолжительность достигает 7-8 минут. В этом возрасте ребенок определяет форму предметов, реагирует на цвет. Ребенок может прослеживать движущиеся предметы. В 4 месяца он не просто видит, а активно смотрит: реагирует на увиденное, двигается и повизгивает.

Развитие речи: Уже в комплексе оживления проявляется особый интерес ребенка на обращенную к нему речь взрослого. В первом полугодии формируется речевой слух, а сам ребенок при радостном оживлении издает звуки, называемые обычно гулением. Во втором полугодии возникает лепет, в котором можно различить некоторые повторяющиеся звуковые сочетания, связанные чаще всего с действиями ребенка. К концу 1 года ребенок понимает 10-20 слов, произносимых взрослыми, и сам произносит одно или несколько своих первых слов сходных по звучанию со словами взрослой речи.

  1. Новообразования младенческого возраста

Новообразования: элементарные формы восприятия и мышления. Первые самостоятельные шаги, слова. Активная потребность в познании окружающего мира. С появлением первых слов начинается новый этап в психическом развитии ребенка. Между младенческим возрастом (0-1) и ранним детством (1-3) существует переходный период, который называется «кризис 1 года»

Внешние проявления кризиса: у ребенка появляются аффективные реакции, когда взрослый его не понимает или что-то запрещает делать. Ребенок становиться беспокойным, появляются проявления самостоятельности.

Внутренние причины кризиса: нарастание противоречия между потребностями в познании окружающего мира и теми возможностями, которыми ребенок обладает. Возможности являются еще недостаточными для удовлетворения потребностей.

Тема 12. Раннее детство. Кризис раннего детства

Задание 1. Дать краткую обобщенную характеристику моторного, физического, эмоционального и познавательного развития ребенка в раннем детстве

Показатели развития

Описательные характеристики

Физическое развитие

Двигательная активность является фундаментом полноценного формирования личности ребенка и сохранения его физического и психического здоровья.

Моторное развитие

Формирование двигательных действий и их мозговое обеспечение в период развития ребенка от 1 года до 3-х лет.

Эмоциональное развитие

В раннем детстве дети способны выражать множество эмоций: радость, восторг, удивление, тревогу, доверие, страх, стыд, гнев и др. Ни одну из этих эмоций нельзя назвать «хорошей» или «плохой», «полезной» или вредной», так как каждая из них чему-то учит ребенка

Сенсорное и перцептивное развитие

Характерной чертой сенсорного развития, особенно в период от полутора до двух лет, является опредмеченность восприятия. Так, ребёнок ориентируется в форме предметов, когда в качестве образца выступают «опредмеченные» слова-названия. Характерным является выделение свойств знакомых конкретных предметов, а не ряды основных сенсорных эталонов.

Речевое развитие

У детей, находящихся в условиях социальной депривации задерживантся развитие психических процессов и не формируется речевая деятельность. Это несовершенство препятствует развитию речемыслительной. познавательной деятельности, овладению знаниями.

Личностное развитие

Для развития личности ребёнка 1-3 лет важно помочь ребёнку переживать неудачи, мотивировать его к успеху, поощрять достижения.

Для развития личности ребёнка в этом возрасте важно, чтобы ребёнок обучался взаимодействовать с разными людьми в разных ситуациях.

Социальное развитие

Это время ребенок приобретает некоторую степень автономии и самостоятельности, но, конечно, в очень ограниченных пределах. На грани между возрастами в кризисе первого года жизни фиксируется ряд противоречий – как предпосылки перехода на качественно новую ступень развития.

Развитие деятельности

Для развития ребёнка от 1 года до 3 лет необходима психологическая поддержка со стороны ближайшего окружения. Ведь в этом возрасте ребёнок активно познает мир, и на пути его могут поджидать и радости, и горести.

Тема 13. Дошкольное детство. Кризис детства

Задание 2. Выделить основные результаты психического развития детей дошкольного возраста.

Показатели развития

Описательные характеристики

Физическое развитие

Одним из важных показателей, определяющих физическое развитие детей, является отношение окружности головы к окружности груди. Чем старше ребенок, тем большое становится разница между этими показателями (окружность груди должна быть большое).

На первом году жизни окружность груди превышает полурост ребенка на 7-10 см, а у 7-летнего ребенка она равна полуросту.

Эмоциональное развитие

На протяжении дошкольного детства происходит «воспитание чувств» — они со временем становятся и более глубокими, и более устойчивыми, и более разумными, да и вовне изливаются не с такой легкостью. Но любой, кто наблюдал дошкольников, согласится, что тем не менее именно чувства придают их поведению особую окраску и выразительность. Искренность, отзывчивость и непосредственность малыша — бесспорный психологический факт.

Познавательное развитие

Считается, что эмоциональное созревание ребёнка продолжается с дошкольного до среднего школьного возраста. На эмоциональное развитие ребёнка влияет практически все, что он получает из окружающего мира: книги и музыка, мультфильмы и детские флеш-игры, наблюдение за природой и за другими людьми. Особое влияние на эмоциональное развитие ребёнка оказывает игра: как самостоятельная, так и командная.

Речевое развитие

Планирующая речь возникает как функция, порожденная окружающими, затем становится обращенной на собственное поведение в форме эгоцентрической речи и, наконец, переходит во внутренний план. Внутренняя речь появляется только к концу дошкольного возраста, ее интенсивное развитие приходится на школьные годы. Она характеризуется своеобразным синтаксисом и семантикой, редуцированностью фонетических моментов, наличием в ней одних «психологических сказуемых»; начальной формой внутренней речи является речь – вопрос.

Личностное развитие

У детей старшего дошкольного возраста появляются достаточно устойчивые психологические свойства, определяющие действия и поступки, которые позволяют отследить становление произвольности поведения.

Социальное развитие

Социальный опыт приобретается ребенком в общении и зависит от разнообразия социальных отношений, которые ему предоставляются ближайшим окружением. Развивающая среда без активной позиции взрослого, направленной на трансляцию культурных форм взаимоотношений в человеческом обществе, социального опыта не несет. Усвоение ребенком общечеловеческого опыта, накопленного предшествующими поколениями, происходит только в совместной деятельности и общении с другими людьми.

Развитие деятельности

В системе современного дошкольного образования все более значимое место занимает интегрированное воспитание и обучение детей. Итоги стихийной интеграции и международный опыт совместного воспитания и обучения детей с особенностями психофизического развития (ОПФР) и их нормально развивающихся сверстников доказывает целесообразность данной образовательной модели. В интегрированной  или массовой группе дошкольного учреждения  воспитываются дети с различными особенностями развития. Но, как показывает практика, это в основном дети с трудностями в обучении и дети с нарушениями речи. Воспитателю дошкольного учреждения нужно хорошо знать психологические особенности таких детей, в том числе и особенности их игровой деятельности.

Тема 14. Отрочество. Кризис отрочества

Задание 1. Показать специфику познавательных процессов в младшем школьном возрасте.

Познавательный процесс

Описательные характеристики

Развитие внимания

Преобладающим видом внимания в начале обучения является непроизвольное внимание, физиологической основой которого служит ориентировочный рефлекс павловского типа — «что такое?». Ребенок еще не может управлять своим вниманием; реакция на новое, необычное настолько сильна, что он отвлекается, оказываясь во власти непосредственных впечатлений.

В I—III классах происходит бурный процесс формирования произвольности в целом и произвольного внимания в частности. Это связано с общим интеллектуальным развитием ребенка, с формированием познавательных интересов и развитием умения работать целенаправленно.

Большое значение в формировании произвольного внимания имеет четкая внешняя организация действий ребенка, сообщение ему таких образцов, указание таких внешних средств, пользуясь которыми он начинает руководить собственным сознанием.

Самоорганизация ребенка есть следствие организации, первоначально создаваемой и направляемой взрослыми, учителем.

Развитие внимания связано также с расширением его объема, умением распределять его.

Развитие восприятия

Дети приходят в школу с достаточно развитыми процессами восприятия: у них наблюдается высокая острота зрения и слуха, они хорошо ориентируются на многие формы и цвета. Но у первоклассников еще отсутствует систематический анализ самих воспринимаемых свойств и качеств предметов.

Восприятие младшего школьника определяется, прежде всего, особенностями самого предмета, поэтому дети воспринимают не самое главное, существенное, а то, что ярко выделяется на фоне других предметов (окраску, величину, форму и т.д.).

Восприятие в I—II классах отличается слабой дифференцированно-стью: часто дети путают похожие и близкие, но не тождественные предметы и их свойства (6 и 9, Э и 3, «зеркальность»), а среди частотных ошибок замечаются пропуски букв и слов в предложениях, замены букв в словах и другие буквенные искажения слов.

в младшем школьном возрасте нарастает ориентация на сенсорные эталоны формы, цвета, времени.

Но в целом восприятие цветов и форм становится более точным и дифференцированным.

Восприятие цвета идет по пути все более точного различения оттенков и смешения цветов.

Восприятие пространства и времени в младшем школьном возрасте сопряжено со значительными трудностями, хотя от класса к классу становится более правильным.

В восприятии сюжетной картинки обнаруживается тенденция к истолкованию, интерпретации сюжета, хотя не исключено и простое перечисление изображенных предметов или их описание.

В целом развитие восприятия характеризуется нарастанием произвольности.

Развитие памяти

Память тоже характеризуется непроизвольностью. Легче всего ребенку запомнить то, что включено в его активную деятельность, то, с чем он непосредственно действовал, а также то, с чем непосредственно связаны его интересы и потребности.

Изменения в развитии памяти связаны с тем, что ребенок, во-первых, начинает осознавать особую мнемическую задачу.

Во-вторых, в младшем школьном возрасте ребенок овладевает приемами запоминания.

Лишь немногие дети могут самостоятельно перейти к более рациональным приемам произвольного запоминания, большинству требуется специальное обучение, главное направление которого — формирование осмысленного запоминания.

Младшие школьники лучше запоминают наглядный материал и значительно хуже — словесный.

В целом и произвольная, и непроизвольная память претерпевают существенные качественные изменения, и к III классу память становится более продуктивной.

Развитие мышления

Мышление как бы объединяет все познавательные процессы, обеспечивает их развитие, способствует их участию на каждом этапе мыслительного акта.

Мышление ребенка младшего школьного возраста переходит от наглядно-образного к словесно-логическому, понятийному мышлению.

Постепенное формирование внутреннего плана действий приводит к существенным изменениям во всех интеллектуальных процессах.

В начальной школе большое внимание уделяется формированию научных понятий.

Развитие воображения

Воображение в своем развитии проходит также две стадии. На первой воссоздаваемые образы весьма приблизительно характеризуют объект, бедны деталями, малоподвижны — это воссоздающее (репродуктивное) воображение. Вторая стадия характеризуется значительной переработкой образного материала и созданием новых образов — это продуктивное воображение. В I классе воображение опирается на конкретные предметы, но с возрастом на первое место выступает слово, дающее простор фантазии.

Основное направление в развитии детского воображения — это переход ко все более правильному и полному отражению действительности на основании соответствующих знаний. С возрастом реализм детского воображения усиливается.

Воображение младшего школьника на первых порах характеризуется незначительной переработкой имеющихся представлений. Так, в игре дети изображают виденное и пережитое почти в той последовательности, в какой оно имело место в жизни.

Характерной особенностью воображения младшего школьника является его опора на конкретные предметы.

Развитие речи

Речь является одним из важнейших психических процессов младшего школьника.

Одной из функций речи, которые выступают на первый план, становится коммуникативная. Речь младшего школьника разнообразна по степени произвольности, сложности, планирования, но его высказывания весьма непосредственны.

Речевое развитие является важнейшим аспектом общего психического развития в детском возрасте. Речь неразрывно связана с мышлением. По мере овладения речью ребенок учится адекватно понимать речь окружающих, связно выражать свои мысли. Речь дает ребенку возможность вербализовать собственные чувства и переживания, помогает осуществлять саморегуляцию и самоконтроль деятельности.

Задание 4. Дать краткую обобщенную характеристику физического, когнитивного, психосоциального развития в подростковом возрасте.

Показатели развития

Описательные характеристики

Физическое развитие

Физическое развитие девочек и мальчиков происходит несколько разными темпами. До 13-14 лет девочки значительно опережают мальчиков в росте, весе, у них быстрее увеличивается грудная клетка, однако после 14 лет все показатели развития выше у мальчиков. К 14-15 годам и у мальчиков, и у девочек заканчивается формирование вторичных половых признаков.

В среднем за период полового созревания масса тела подростков увеличивается на 34 кг у юношей и 25 кг у девушек, рост – на 35 см и 25 см соответственно. За всеми этими внешними изменениями стоит напряженная деятельность всех органов и систем организма.

Формирование скелета, нервной, эндокринной, сердечно-сосудистой систем в подростковом возрасте еще продолжается. Отсюда характерная неуклюжесть и угловатость подростков, резкие перепады настроения, частые жалобы подростков на общую слабость или даже на сердце. Но это совершенно нормально, поскольку не все системы организма развиваются равномерно.

Когнитивное развитие

Когнитивное развитие – развитие всех видов мыслительных процессов, таких как восприятие, память, формирование понятий, решение задач, воображение и логика.

Основная способность, появляющаяся на стадии формальных операций — способность иметь дело с возможным, с гипотетическим, а внешнюю действительность воспринимать как частный случай того, что возможно могло бы быть. Реальность и собственные убеждения ребёнка перестают необходимым образом определять ход рассуждения.

Личностное развитие

Личностное развитие подростка характеризуется двумя основными потребностями: с одной стороны потребностью в самоутверждении, с другой — потребностью в общении со стороны сверстников, ибо ведущая деятельность в данном возрасте — интимно-личностная.

Социальное развитие

Суть социальной ситуацииразвития заключается в том, что подросток включается в новую систему отношений и общения со сверстниками и взрослыми, при этом непосредственное влияние на подростка оказывает группа сверстников.

Психологическое развитие

Психологическими признаками этой стадии является развитие абстрактного мышления и развитие психологической поддержки, которая расценивается как оружие среднего этапа подросткового периода: шлем всеведения, который делает их всезнающими; жилет омнипотенции, делающий их всемогущими и щит непобедимости, позволяющий им бороться и побеждать любого.

Тема 15. Юность. Кризис юности

Задание 1. Дать краткую обобщенную характеристику физического, когнитивного, психосоциального развития в ранней и поздней юности.

Показатели развития

Описательные характеристики

Физическое развитие

Характеризуется прежде всего дальнейшим нарастанием мышечной массы, увеличением силы рук, ног и становой силы. Рост в этом периоде замедляется, идет усиление процесса окостенения скелета. Изменяется форма грудной клетки.

Когнитивное развитие

Когнитивное  развитие юноши практически полностью  зависит от него самого. С помощью  создания направленной программы  саморазвития юноша может  делать свои когнитивные функции  более совершенными. Большое значение в формировании желания развивать когнитивную сферу  играют познавательные интересы юноши.

Социальное развитие

Социальная ситуация развития старшеклассника характеризуется некоторой неопределенностью. Юноша стоит на пороге во взрослую самостоятельную жизнь. Перед ним возникает необходимость самоопределения. Центром социальной ситуации развития является выбор профессии. Поэтому достаточно часто старшеклассники оценивают учебный процесс с точки зрения его пользы в дальнейшей профессиональнальной деятельности.

Развитие деятельности

В возрасте 11-13 лет у детей может развиваться и достигать высочайшей степени совершенства тонкая координация, пространственная точность движений и их размеренность во времени. Если мальчикам 10 лет одновременный анализ движений по пространственным и временным признакам еще непосилен, то подобный анализ движений с двумя одновременно предъявленными задачами может успешно осуществляться начиная с 12-13-летнего возраста.

Задание 3. Раскрыть проблему девиантного поведения в юношеском возрасте.

Причины

Форма проявления

Способы предупреждения и коррекции.

Причины, связанные с психическими и психофизиологическими расстройствами.

По данным М. Раттера (1987), серьезными психологическими отклонениями страдают от 5 до 15% детей. Если к этому количеству добавить менее тяжелые нарушения и эмоциональные расстройства эпизодического характера, становится ясно размер и суть проблемы. Лишь малая часть этих детей попадает на прием к психиатру (для нашей страны, где диагноз такого характера становится клеймом на всю жизнь, процент обратившихся к врачу еще меньше).

М. Раттер указывает, что широта проблемы говорит о том, что в ее решении должны принимать участие педиатры и специалисты, не связанные с медициной, педагоги, психологи, социальные работники. Разумеется, они не могут поставить диагноз, но выделить симптомы и посоветовать, при необходимости, родителям ребенка обратиться к врачу – могут.

Причины социального и психологического характера.

Наиболее общей причиной социального характера, как ни странно, является отношение общества к подросткам.

Среди причин социального и психологического характера традиционно выделяют:

  • дефекты правового и нравственного сознания;
  • содержание потребностей личности;
  • особенности характера;
  • особенности эмоционально-волевой сферы

Кроме поведенческих и эмоциональных срывов такая ситуация может приводить к депрессии и, как следствие нежеланию посещать школу, снижению успеваемости, употреблению табака, алкоголя, наркотиков, поиску поддержки среди «сомнительных» друзей и иным отклонением в поведении.

Причины, связанные с возрастными кризисами.

Развитие ребенка в школьные годы не всегда происходит безболезненно. В возрасте от семи до семнадцати лет подрастающий человек проходит несколько стадий возрастного развития, на каждой из которых происходят значительные изменения физического и психологического состояний, меняются эмоциональные и коммуникативные восприятия. Ребенок не успевает осознать происходящие изменения и адаптироваться к ним, результатом чего становиться появления неуверенности в себе, уменьшения доверия к другим людям, повышенная конфликтность или склонность к депрессиям.

Таким образом, дети и подростки в течение школьного периода несколько раз оказываются в кризисных ситуациях. Соответственно, многие из них в эти периоды оказываются в разряде трудных детей.

Задание 4. Выделить основные факторы, влияющие на выбор профессии и дать содержательную характеристику.

Факторы

Содержательные характеристики

Позиция членов семьи.

Часто семья является доминирующим фактором при выборе той или иной специальности. Семья может относиться уважительно или неуважительно к выбору специальности и учебного заведения [18, c.130]. Методы влияния семьи на выбор могут быть самыми разными: от мягких (совет) до жестких (строгое указание с угрозами).

Учебные заведения, представленные на территории проживания.

Часто в небольших городах и тем более в сельской местности нет достаточного спектра учебных заведений, а следовательно, и спектра тех специальностей, которые могли бы получать молодые люди. В такой ситуации родители выпускника должны решить вопрос о том, чтобы отправить его на обучение в то место, где выбор специальностей широк, либо сделать выбор из имеющихся альтернатив.

Позиция друзей.

Иногда выбор учебного заведения или специальности осуществляется «за компанию».

Престиж.

Часто выпускники школ стремятся овладевать теми специальностями, которые являются модными. Но не всегда в них есть потребность на рынке труда той территории, на которой проживает человек.

Позиция учителей и школьных педагогов.

Педагоги могут увидеть задатки и склонности школьника, но, к сожалению, не всегда ими даются профессиональные рекомендации.

Информированность.

Наличие достаточного количества доступной для выпускников школ информации о структуре рынка труда той или иной территории, где планирует в дальнейшем работать выпускник школы (очень важна прогнозная информация о том, какова будет структура рынка труда на момент окончания учебного заведения).

Личные профессиональные планы.

Совокупность представлений самого выпускника школы о том, чем же он хочет заниматься в дальнейшем.

Способности, склонности.

Наличие особых задатков и особенностей личности, которые помогают ей в той или иной деятельности, способствуют наиболее эффективно справляться с поставленными задачами, порождает особый интерес к деятельности.

Тема 16. Молодость. Кризис молодости

Задание 1. Дать краткую обобщенную характеристику физического, когнитивного, психосоциального развития в молодости.

Показатели развития

Описательные характеристики

Физическое развитие

Оно характеризуется наивысшим уровнем мышечной силы, быстроты реакции, ловкости, выносливости

Когнитивное развитие

Когнитивное  развитие юноши практически полностью  зависит от него самого. С помощью  создания направленной программы  саморазвития юноша может  делать свои когнитивные функции  более совершенными. Большое значение в формировании желания развивать когнитивную сферу  играют познавательные интересы юноши.

Социальное развитие

Социальная ситуация развития старшеклассника характеризуется некоторой неопределенностью. Юноша стоит на пороге во взрослую самостоятельную жизнь. Перед ним возникает необходимость самоопределения. Центром социальной ситуации развития является выбор профессии. Поэтому достаточно часто старшеклассники оценивают учебный процесс с точки зрения его пользы в дальнейшей профессиональнальной деятельности.

Задание 3. Сделать сравнительный анализ периодизации жизни мужчин и женщин по Левинсону.

Задачи развития

Различия

Мечты и реальность

На первом этапе периода начинаний мечты о взрослых достижениях слабо связаны с реальностью. Мечтой может быть конкретная цель, например, получить Нобелевскую премию, или ролевое притязание – стать кинопродюсером, олигархом или великим психоаналитиком. Мужчины могут быть и более умеренными в своих мечтах. Самый важный аспект мечты – ее способность вдохновлять мужчину в его нынешней деятельности. В идеальном случае молодой человек начинает выстраивать структуру своей молодой жизни, учитывая реальность, относясь ко всему с разумным оптимизмом, что помогает реализовать его мечту. Беспочвенные фантазии и совершенно недостижимые цели не способствуют росту. Кроме тех случаев, когда мечты никак не связаны с реальностью, мечта о взрослых достижениях может остаться нереализованной из-за отсутствия благоприятных возможностей или специальных способностей, чрезмерного давления со стороны родителей или влияния таких личных черт, как чувство вины или пассивность. В результате молодой человек может выбрать и освоить профессию, которая лишена для него привлекательности. По Левинсону, такие решения становятся источниками постоянных профессиональных конфликтов в зрелости и ответственны за отсутствие трудового энтузиазма и низкую самоотдачу. Левинсон считает, что у людей, борющихся за какую-либо мечту, вероятность испытать чувство ее осуществления выше. Важно отметить, что и сама по себе мечта меняется. Молодой человек, надеющийся на пороге взрослости стать мировой звездой баскетбола, позже может найти удовлетворение в тренерской работе, воплотив этим в жизнь хотя бы часть юношеской мечты.

Обретение наставника

Обретение наставника. В осуществлении мечты огромную помощь молодому человеку может оказать наставник. Наставник способен вселить в молодого человека уверенность, разделяя или одобряя мечту и передавая мастерство и жизненный опыт. В качестве покровителя, он может повлиять на продвижение по службе своего протеже. Однако основная функция наставника состоит в том, чтобы обеспечить переход от отношений родитель – ребенок к отношениям в мире взрослых сверстников. Наставник должен в достаточной степени обладать родительскими качествами, олицетворяя высокий уровень достижений, но в то же время проявлять к ученику сочувствие и симпатию, чтобы суметь преодолеть разрыв между поколениями и установить отношения «на равных». Постепенно ученик приобретает чувство независимости и компетентности – и со временем может превзойти наставника.

Построение карьеры

Построение карьеры. Помимо становления мечты и приобретения наставника, молодой человек сталкивается со сложным социопсихологическим процессом построения карьеры. Он выходит далеко за рамки простого выбора профессии. Левинсон считал это задачей развития на протяжении всего периода начинаний. Подобно Эриксону, он смотрел на многочисленные компоненты формирования карьеры как на средство к достижению самоопределения в период взрослости.

Установление близких отношений

Установление близких отношений. Точно также формирование близких отношений в семье не ограничивается событиями бракосочетания и рождения первого ребенка. И до, и после этих событий молодой мужчина пополняет свой опыт о себе и об отношениях с женщинами. Он должен выяснить для себя чем он нравится женщинам и что ему нравится в женщинах; он должен понять свои сильные и слабые – психологические – стороны в сексуальной близости. Только перешагнув 30-летие, мужчина развивает способность к серьезным равноправным отношениям партнерства с женщиной.

Тема 17. Взрослость. Кризис взрослости

Задание 1. Дать краткую обобщенную характеристику физического, когнитивного, психосоциального развития в период взрослости.

Показатели развития

Описательные характеристики

Физическое развитие

Оно характеризуется наивысшим уровнем мышечной силы, быстроты реакции, ловкости, выносливости

Когнитивное развитие

Познание образовательных потребностей и мотивов, исследование особенностей учебно-познавательной деятельности и когнитивных стилей восприятия и переработки информации, а также создание новых технологий образовательного процесса заложены в основе развития системы образования взрослых.

Личностное развитие

1) умение брать на себя ответственность;

2) стремление к власти, инициатива и организаторские способности;

3) способность к эмоциональной и интеллектуальной поддержке других;

4) самостоятельность, уверенность в себе и целеустремленность;

5) склонность к философским обобщениям;

6) защита системы собственных принципов и жизненных ценностей; способность сопротивляться проблемам реальности с помощью развитой воли;

7) формирование индивидуального жизненного стиля;

8) стремление оказывать влияние на мир и «отдавать» индивидуальный опыт молодому поколению;

9) реализм, трезвость в оценках и чувство «сделанности» жизни;

10) стабилизация системы социальных ролей и др.

Тема 18. Зрелость. Кризис Зрелости. Старость

Задание 1. Дать краткую обобщенную характеристику физического, когнитивного, психосоциального развития в период средней взрослости.

Показатели развития

Описательные характеристики

Физическое развитие

Оно характеризуется наивысшим уровнем мышечной силы, быстроты реакции, ловкости, выносливости

Когнитивное развитие

Человек принимает решения, от которых зависят другие люди, и он обязан учитывать их интересы

Личностное развитие

Период взрослости представляет собой значительный по времени отрезок жизни человека, с этим связаны многие проблемы исследования данного периода.

Социальное развитие

Выполнение социальных обязанностей и принятие ответственности за собственную жизнь, свои решения и поступки

Задание 2. Дать краткую обобщенную характеристику физического, когнитивного, психосоциального развития в период поздней взрослости.

Показатели развития

Описательные характеристики

Физическое развитие

После 70 лет на передний план выходит другая потребность — поддержание физического здоровья на приемлемом уровне. У человека пропадает желание участвовать в общественной жизни, происходит сосредоточение интересов на своем внутреннем мире.

Когнитивное развитие

Использование знаний меняется. Опыт, мудрость, ценности, установки предлагаются другим поколениям в качестве примера, образца действий, основы для дальнейших форм совершенствования. Для упомянутого автора суть когнитивного развития в период взрослости заключается не в расширении круга способностей и не в изменении их структуры.

Личностное развитие

Период взрослости представляет собой значительный по времени отрезок жизни человека, с этим связаны многие проблемы исследования данного периода.

Социальное развитие

Чем старше человек, тем больше ослабляется его связь с обществом. Человеку все труднее становится самостоятельно удовлетворять свои потребности в жизнеобеспечении, все больше требуется внимания и заботы со стороны других людей.