СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С ЗПР И УО Определение
УО |
ЗПР |
УО — необратимость (?), тотальность — недоразвитие всех сторон психики: познавательных процессов, эмоц.-волев, + социальных способностей |
ЗПР — обратимость, порциальность — запаздывание (приостановка) одной или нескольких функциональных систем, т.е. неравномерные нарушения отдельных психических функций |
Скорость снижена, требуются многократные повторения Узость Невозможность удерживать в поле зрения 2-3 объектов Зрительная ориентировка — не рассматривают, выхватывают хаотично предмет — неузнавание предметов (незнакомых) — снижается способность в написании букв, наслаивание одних на другие — вербальные инструкции часто не воспринимаются |
1. Восприятие Скорость Недостаточная скорость восприятия учебного материала Узость Одновременное удержание большего числа объектов, но рассеянность внимания Зрит. Ориент. — рассматривают, но упускают детали, не выдел. Существ. Признаков — затрудняются в узнавании предметов, зашумлен картинки — путаются в написании (рассеянное внимание, повыш. утомляемость) — словесные инструкции — значит, эффективнее |
2. Мышление Наглядно-действенное — доминирует Словесно-логическое, абстрактное — не развивается — анализ — бессистемность, анализ возник Хаотично, мышление, речь — отдельно -Не следуют инструкции — обобщение — абстрактное мышеление -затруднено, систематич занятия могут не привести к положит результатам — сравнение — сравнивает не сравниваемые вещи, описывает только один объект — сложность даже с инструкцией взрослого |
2. Мышление Наглядно-действ. — более развито Отставание наглядно-образного, словесно-логического — нет анализа исходного задания, ориентация на внешние признаки. — не придержив. Инструкций — обобщение — затруднено, но поддается коррекции и обучению — сравнение — упускает важные детали, не различает существенных признаков — нет готовности к интеллектуальному усилию — бедность понятийного словаря — неумение устанавливать логическую связь — задержаны: анализ, синтез, сравнение, обобщение, особенно абстрагирование (отвлечение) |
3. Память — механическая — более развита — непроизвольная (нарушена из-за нарушения внимания) — произвольная затруднена |
З.Память — механическая — снижен объем запомин., много ошибок — непроизвольная — недостаточная продуктивность (из-за снижения познават деят-ти) — произвольная — недостаточно (из-за снижения уровня развития эмоц — волев сферы) |
4. Деятельность (игровая) — более длительная предметная (манипулягивная) — не понимание свойств предметов (функциональность) — быстрое пресыщение — стериотипность действий (метод проб и ошибок) |
4. Деятельность — замедляется формирование сюжетно-ролевой — назначение игрушки понимается, но затрудн. в восстановлен. Связи Учебная деятельность — задержка формирования. |
5. Речь — ограниченный словарный запас (и верб и не верб) — позднее появление первых слов — дефекты в строении органов речи (часто) — период неологизмов отсутствует |
5. Речь — бедный словарный запас (сниженная познавательная активность) — задержка темпов развития отдельных сторон речи — неологизмы (словотворчество) затягивается — ошибки звукопроизношения — нарушение фонематического слуха — системная недоразвитость речи (лексико – граматич.) |
6. Эмоционально – волевая сфера — практически отсутствует эмпатия Также и УО |
6. Эмоционально – волевая сфера — повышенная моторная активность — высокая отвлекаемость — низкая выносливость — нарушение настроения — низкий уровень эмоционального интеллекта (способность слышать свои и чужие чувства и эмоции) — повышенный уровень страхов — эмпатия ближе к норме В подр. возрасте решение конфликтных межличностных ситуаций: — агрессия — бегство — регрессия — отрицание трудностей и неадекватная оценка реальной ситуации; — неадекватная самооценка Высокий уровень соперничества (из-за нереализованных стремлений, роста потребности в социальном признании, болезненного самоутверждения) |
Внимание
— пассивность непроизвольное (чрезмерная отвлекаемость
— двигательные беспокойства или вялость, пассивность
— низкий уровень произвольного (недоразвитость волевых качеств)
— неспособность распределения внимания между разными объектами
— отвлекаемость двигательная расторможенность (или заторможенность)
У ЗПР тоже. Выраженный синдром дефицита внимания в сочетании с гиперактивностью
Причины:
— слабое развитие лобных долей (программирование, контроль поведения)
— ретикулярной формации (блок активации)
Социальные факторы:
— беременность, роды,
— травмы ч/м
— генетический фактор (ученые говорят – «может передаваться по наследству»)
По всем показателям психического развития дети с ЗПР находятся между нормой и УО.
Но дети с ЗПР в отличии от УО обладают большими потенциальными способностями при обучении и коррекции.
Приведите примеры девиантного поведения подростков с ЗПР или УО.
Поведение, характеризующееся отклонением от принятых нравственных, а в некоторых случаях и правовых норм называют девиантным. Оно включает антидисциплинарные, антисоциапьные, делинквентные, противоправные и аутоагрессивные (суицидальные и самоповреждающие) поступки.
Девиантное поведение достаточно широко распространено среди подростков с интеллектуальной недостаточностью. Среди поведенческих нарушений могут быть следующие:
Гиперкинетическое расстройство поведения. Оно характеризуется недостаточной настойчивостью в деятельности, требующей умственного напряжения, тенденцией переходить от одного занятия к другому, не завершая ни одного из них, наряду со слабо регулируемой и чрезмерной активностью.
Расстройство поведения, ограничивающееся семьей. Оно включает антисоциальное или агрессивное поведение (протестующее, грубое), проявляющееся только дома во взаимоотношениях с родителями и родственниками. Может иметь место воровство из дома, разрушение вещей, жестокость по отношению к ним, поджоги дома.
Несоциализированное расстройство поведения. Типичное поведение включает драчливость, хулиганство, непослушание, грубость, индивидуализм и сопротивление авторитетам, тяжелые вспышки гнева и неконтролируемой ярости, разрушительные действия, поджоги.
Социализированное расстройство поведения. Оно отличается тем, что стойкое асоциальное (воровство, лживость, прогулы школы, уходы из дома, вымогательство, грубость) или агрессивное поведение возникает у общительных детей и подростков.
По каким критериям можно отличить ЗПР от УО?
Задержки психического развития церебрального происхождения при хромосомных нарушениях, внутриутробных поражениях, родовых травмах представляют наибольшую сложность при отграничении их от умственной отсталости.
В исследованиях дефектологов (В. И. Лубовского, К С. Лебединской, М. С. Певзнер) указывается, что при задержке психического развития имеет место неравномерность формирования психических функций, причем отмечается как повреждение, так и недоразвитие отдельных психических процессов. При УО же характерны тотальность и иерархичность поражения.
УО носит необратимый характер, ЗПР в ряде случаев поддается коррекции.
К началу школьного обучения у этих детей, как правило, не сформированы основные мыслительные операции — анализ, синтез, сравнение, обобщение, они не умеют ориентироваться в задаче, не планируют свою деятельность, не удерживают условие задачи. Но, в отличие от умственно отсталых, у них выше обучаемость, они лучше используют помощь и способны применять показанный способ действия при выполнении аналогичных заданий.
Учитывая это, необходимо при дифференцированной диагностике строить обследование детей в форме обучающего эксперимента.
В отличие от умственной отсталости, где психическое и, в первую очередь, интеллектуальное недоразвитие имеет тотальный и необратимый характер, при задержке психического развития наблюдается выраженная неравномерность развития высших психических функций.
При ЗПР сохранны потенциальные возможности высших форм познавательной деятельности, и прежде всего, обобщения, отвлечения и абстрагирования. Поэтому дети с ЗПР, в отличие от умственно отсталых детей, способны использовать оказываемую им помощь и переносить ее самостоятельно на новые задания. Умственно отсталый ребенок также использует оказываемую ему помощь, но перенести самостоятельно усвоенный в конкретном задании обобщенный способ действия на новые задания он не может.
В отличие от умственно отсталых детей, у детей с ЗПР выше обучаемость. Они лучше используют помощь учителя или старшего и способны применить показанный способ действия при выполнении аналогичных заданий. Поэтому для правильной постановки диагноза очень важно проводить обследование ребенка с подозрением на ЗПР в форме обучающего эксперимента.