Проблема сплоченности в ученическом коллективе

Содержание

Введение………………………………………………………………………3

Глава 1. Теоретический анализ проблемы сплоченности ученического коллектива……………………………………………………………………6

1.1. Возрастные и личностные особенности, характерные для подросткового периода…………………………………………………6

1.2. Возрастные особенности старших школьников…………………11

1.3. Психологическая сущность межличностных отношений в ученическом коллективе…………………………………………………………………17

1.4. Проблема сплоченности в ученическом коллективе……….…….23

Глава 2. Эмпирический анализ сплоченности в ученическом коллективе…………………………………………………………………..29

2.1. Описание выборки и методов исследования………………………29

2.2. Описание результатов исследования сплоченности……………32

Заключение…………………………………………………………………37

Список литературы……………………………………………………….39

Приложение 1……………………………………………………………..41

Приложение 2……………………………………………………………..49

Введение

Актуальность работы. Интерес к проблемам межличностного общения и факторов групповой деятельности проявляют огромное количество направлений современной науки и практики. По мнению Б.Ф.Ломова, в этом проявляется общая тенденция развития всей системы психологических наук. Столь активный интерес психологов, социальных педагогов и социальных психологов к этой проблеме обусловлен пониманием коммуникативной природы психики человека.

Общение оказывает чрезвычайно важное влияние и на интеллектуальное, и на эмоциональное, и на нравственное развитие личности. Кроме того, как отмечает Е.С.Кузьмин, все социально психологические черты приобретаются через личный опыт общения.

Тем большую актуальность приобретает изучение специфики межличностных отношений и процессов в ученических группах в подростковом возрасте, наполненном конфликтными переживаниями, характерологическими проявлениями формирующейся личности. Зачастую, такие негативные личностные черты как агрессивность, конфликтность и т.п. проявляется наиболее ярко и неожиданно именно в подростковом возрасте, в общении со сверстниками в малой группе — классе.

В качестве экспериментального поля не случайно выбран старший школьный возраст. Основания такого выбора: во-первых, — это возраст, в котором происходит переход в более глубокий мир социальных взаимоотношений, требующий личностной активности от каждого индивида; во-вторых, старший школьный возраст — период наиболее активного формирования личности, т.е. наиболее сенситивный к различного рода коррекционным мероприятиям; в-третьих, большинство сформированных личностных качеств приобретают устойчивый характер и, следовательно, результаты исследования носят прогностический характер.

13 стр., 6415 слов

Социальная структура коллектива и задачи социолога

... какой-либо цели. Социологическое исследование трудового коллектива направлено на изучение и оптимизацию социальной структуры трудовой организации (коллектива), на поиск путей оптимальной ... отношениями между ними. 1.2 Социальная дифференциация Наиболее значимыми причинами социальной дифференциации являются: сохраняющаяся необходимость закрепления социальных общностей за неодинаковым объемом ...

Цель исследования: изучение особенностей межличностных отношений старших школьников в ученическом коллективе и сплоченности учащихся.

Сплоченность старших школьников в классе во многом означает благоприятные возможности построения эффективной совместной учебной (формальной) и неформальной деятельности.

На наш взгляд, для решения данного рода проблем актуальной задачей является теоретическое и практическое изучение факторов сплоченности в ученическом коллективе. Необходимо понять механизм формирования сплоченности в группе старших школьников, наметить целесообразные пути педагогической и психологической коррекции отклонений в развитии группы.

Целью данной курсовой работы является выявление и анализ факторов и предпосылок сплоченности в ученическом коллективе (классе).

Задачи исследования:

1. Анализ теоретической литературы по теме курсовой работы;

2. Характеристика возрастных особенностей старших школьников;

3. Анализ специфики и условий формирования групповой деятельности и групповой сплоченности в классе;

4. Экспериментальное исследование специфики сплоченности в классе.

5. Формулирование рекомендаций по оптимизации групповых процессов в ученическом коллективе.

Методологической основой исследования являются принципы и подходы к исследованию психологических особенностей межличностного общения в старшем школьном возрасте Я.Л. Коломинского, А.А. Реана, А.Е. Личко, И.С. Кона, Ф. Райса.

Объект исследования: ученический коллектив старшего школьного возраста (15-17 лет).

Предмет исследования: факторы, способствующие формированию дружеских отношений в ученическом коллективе старшего школьного возраста (15-17 лет).

Цель, объект и предмет исследования позволили выдвинуть гипотезу исследования.

Гипотезой исследования является предположения о том, что сплоченность в коллективе класса в большей степени определяется возрастом учащихся. То есть, уровень сплоченности в восьмом классе ниже, чем в 11-ом.

Практическая значимость работы состоит в том, что разработанная технология формирования межличностных отношений в ученическом коллективе может быть использована психологами и педагогами в воспитательной работе с учащимися в условиях школы и учреждений дополнительного образования.

Экспериментальная база исследования – гимназия им.А. Мальро, 8-А и 11-А классы.

Методики исследования:

1) «Исследование групповой сплоченности ученического коллектива»,

2) «Оценка отношений подростков с классом».

Глава 1. Теоретический анализ проблемы сплоченности ученического коллектива

1.1. Возрастные и личностные особенности, характерные для подросткового периода

Подростковый возраст охватывает детей от 11—12 до 15 лет. Это особо важный период в жизни каждого человека, так как в эти годы происходит перестройка всего организма, осуществляется переход от детства к юности. Поэтому подростковый возраст принято называть переходным. Он характеризуется интенсивным развитием интел-лектуальных, нравственных и физических сил.

23 стр., 11385 слов

Влияние игры на сплоченность коллектива младших школьников

... как детям удобно и естественно его взять. Таким образом, тема нашей курсовой работы является актуальной. Научно-логический аппарат исследования Объект исследования: процесс формирования сплоченности коллектива Предмет исследования: процесс формирования сплоченности коллектива через ...

Уровень развития, характеризующий детей подросткового возраста, не является постоянным. Он растет и изменяется вместе с изменением условий жизни общества. Современный подросток эпохи небывалого научно-технического прогресса и культурной революции обладает особыми, специфическими чертами развитиях [3,с.241].

Акселерация физического и психического развития, присущая современным детям, заметно сказывается и на подростковом возрасте.

Современные подростки по сравнению со своими сверстниками прошлых десятилетий выше ростом, физически сильнее, отличаются высоким уровнем интеллекта, особенностями познавательных способностей, уровнем политической и гражданской зрелости. Современному подростку присущи широкий диапазон духовных запросов, интересов и увлечений, стремление осмыслить себя и окружающий мир.

Социологические исследования показывают, что современных подростков интересуют разнообразные отрасли знаний: искусство, наука, техника и многое другое. Большинство подростков имеют по нескольку увлечений.

Современный подросток всесторонне информирован. Этому способствует, прежде всего высокий уровень обучения и воспитания в современной советской школе, высокая образованность учителей, хорошо организованная внеклассная и внешкольная работа, содержательная деятельность пионерской и комсомольской организаций, высокий куль-турный уровень семьи, а также кино, театры, музеи, выставки, радио, телевидение, стадионы.

Эффективность воспитания подростков в семье повышается, если воспитательная работа проводится с учетом психических и физических особенностей детей. Неприглядность внешнего вида подростка не совпадает с его желанием быть стройным, ловким и красивым. Поэтому многие дети стесняются своей внешности и болезненно переносят ма-лейшую иронию со стороны взрослых по поводу внешнего вида.

Происходит дальнейшая перестройка в деятельности нервной системы. Возрастает контроль коры головного мозга над инстинктами и эмоциями. Это способствует формированию сознательного поведения детей. Однако процессы возбуждения еще продолжают преобладать над процессами торможения, вследствие чего для подростков характерна повышенная возбудимость, которая обусловливает быструю утомляемость нервных клеток, вызывает резкую смену настроения и поведения. Подростки легко возбудимы, обидчивы, временами бывают рассеянными. Горе, испуг, стыд, несправедливость вызывают у подростка тяжелые переживания и могут неблагоприятно отразиться на его здоровье. Родителям необходимо помнить, что нервная система детей в этом возрасте нуждается в особо бережном к ней отношении [6,с.137].

В подростковом возрасте начинается период полового созревания. Задача родителей в этот период — подготовить ребенка к происходящим в его организме физиологическим процессам, чтобы они не явились для него неожиданностью. Половым просвещением в семье лучше заняться тому из родителей, с которым у ребенка сложились наиболее доверительные отношения. Как правило, большей эффективности достигают беседы отца с сыном, а матери с дочерью. Эти беседы проводятся в располагающей подростка доверительной обстановке, тактично, просто, естественно.

3 стр., 1421 слов

сущность социальной работы с подростками девиантного поведения.

... социальной работы с лицами девиантного поведения; 5. Анализ работы образовательного учреждения по проблеме девиантного поведения подростков. Объектом исследования выступает девиация в подростковом возрасте. Предметом – содержание и технология работы ...

Процесс полового созревания вызывает нарушение внутреннего равновесия организма подростка, что сказывается на его поведении. У большинства появляется застенчивость, у некоторых, наоборот, развязность. У подростков пробуждается интерес к представителям противоположного пола, к интимным тайнам природы, возникает много загадочных вопросов. У девочек в этот период необходимо воспитывать скромность и сдержанность в отношениях с мальчиками, уважение к себе, навыки личной гигиены. Мальчикам следует прививать уважение к девочкам, стремление оберегать и защищать их достоинство, умение следить за собой. Особое внимание необходимо уделить воспитанию естественных, здоровых отношений между мальчиками и девочками.

Социологические исследования показывают, что среди

педагогически запущенных подростков наблюдается ослабление моральных основ взаимоотношений между мальчиками и девочками. Поэтому родители должны уделять максимум внимания подросткам, своевременно переключать бурно растущую энергию ребенка на общественную работу, физическую культуру и спорт, музыку, искусство,

туризм и т. п.

«В целях правильного полового воспитания подростка, необходимо организовать его жизнь так, чтобы он постоянно находился в состоянии активной полезной деятельности, чтобы у него не оставалось ни минуты без работы в руках, без мысли в голове, потому что именно в эти минуты портятся голова, сердце и нравственность» — справедливо заметил К.Д. Ушинский [21,с.150].

Не следует разрешать подросткам смотреть кинофильмы и читать книги, не предназначенные для их возраста. Только это необходимо делать не путем открытого, безоговорочного запрета, что может, наоборот, повысить их интерес к недозволенному, а путем косвенных приемов воздействия, путем аргументированного убеждения [21,с.150].

В связи с процессом полового созревания, биологической перестройкой организма происходят изменения в психике подростка, в его взглядах, отношении к себе и к окружающим, в поведении. Подросток не хочет быть ребенком, он стремится скорее стать взрослым, самостоятельным и поэтому болезненно реагирует, если к нему обращаются, как и несколько лет назад. Родители нередко не учитывают происшедших изменений и считают подростков еще детьми. В результате этого в семье возникает взаимное непонимание, неприятности и даже конфликты.

Для поведения подростка характерно, что он перестает все принимать на веру, тоньше подмечает недостатки в поведении и высказываниях взрослых. Однако ярко выраженная критичность по отношению к окружающим уживается у него с недостаточной самокритичностью, неумением объективно оценить свои успехи и неудачи, нежеланием признать свою вину. Во всех аспектах психической деятельности подростка проявляются определенные противоречия:

— с одной стороны, непримиримость к злу, неправде, готовность вступить в борьбу с малейшим отклонением от ИСТИНЫ и, с другой стороны, неумение разобраться в сложных явлениях жизни;

— подросток хочет быть хорошим, стремиться к идеалу и в то же время не любит, чтобы его воспитывали, не терпит той «оголенности» идей, тенденций, которая иногда становится настоящим бедствием школьного воспитания;

6 стр., 2912 слов

Поведение как психофизиологический феномен

... внутренних побуждений. Среди разных видов поведения выделим социальное поведение. Поведение человека может быть социальным или асоциальным. Социальное поведение — поведение человека в обществе, рассчитанное на ... по наследству потребности. К их числу принято относить репродуктивные (половые), родительские, оборонительные, территориальные, исследовательские (в том числе ориентировочные), стадные ...

— желание самоутвердиться и неумение это сделать;

— есть глубокая необходимость в совете, помощи — и в то же время, словно нежелание обратиться к старшему;

— противоречие между богатством желаний, с одной стороны, и ограниченностью сил, опыта, возможностью для осуществления их — с другой;

— показное отрицание авторитетов, увлечение идеальным и сомнение в том, что идеальное может быть в нашей будничной жизни;

— презрение к эгоизму, индивидуализму и чувствительное самолюбие;

— удивление перед неисчерпаемостью науки, желание много знать, переживание вдохновения, радости интеллектуального труда и в то же время поверхностное, даже легкомысленное отношение к учебе, к своим повседневным заданиям;

— романтическая восторженность и… грубые выходки, моральное невежество, восхищение красотой и… ироническое отношение к красоте.

Н. К. Крупская, характеризуя противоречивый возраст подростков, подчеркивала, что «это самый мятущийся, самый критический, самый неуравновешенный возраст. В этом возрасте особенно боится подросток чужих влияний, особенно замкнут и предпочитает часто книгу, чем живого человека, к которому он даже хорошо относится» [27,с.52].

Ребенок, став подростком, обнаруживает неподготовленность управлять собственным бурным развитием, своими переживаниями. Сами по себе эти переживания не являются причиной отклонений в поведении. Отклонения в поведении подростка появляются в результате ошибок, допущенных родителями в воспитательной работе из-за незнания или игнорирования ими возрастных особенностей подростков.

Именно в этот период складываются убеждения, характер. Восприятие подростка носит избирательный характер. Подросток склонен воспринимать наиболее интересные для него предметы и явления. Вместе с тем по причине большой возбудимости подростку присуща неустойчивость внимания. Речь подростка характеризуется усложнением структуры предложений, более частым употреблением абстрактных выражений. Появляется потребность в умении мыслить самостоятельно. Подросток стремится иметь и отстаивать свои суждения. Важной особенностью мышления подростков является критичность, особенно в отношении к высказываниям взрослых. Появляется стремление самому разобраться в жизни. Эта особенность мышления подростка способствует выработке самостоятельных взглядов и убеждений, что имеет большое значение в становлении его личности.

Важные изменения происходят во всем моральном облике подростка. В переходном возрасте формируются идеалы мальчиков и девочек. Их привлекают незаурядные, сильные духом люди. Идеал имеет большое значение в формировании личности подростка, служит ему эталоном поведения. Поэтому очень важно помочь подростку выбрать себе иде…

**************************************************************