Развитие познавательных интересов у школьников

Чувашский республиканский институт образования

Кафедра психологии и педагогики

Проект:

Развитие познавательных интересов у школьников

во внеклассной работе

Выполнила: Васильева Н. М.

воспитательница РГОУ

«Ядринская национальная

гимназия-интернат»

Научный руководитель:

Львова Валентина Юльевна

кандидат педагогических наук

Чебоксары – 2005г.

Содержание

Введение.

1. Сущность познавательного интереса

1.1. Особенности познавательного интереса

2. Работа воспитателя по воспитанию у детей познавательных интересов и потребностей.

3. Педагогические условия формирования познавательных интересов школьников.

4. Работа, проводимая мною по развитию интересов.

Заключение.

Список литературы.

Приложение.

Введение

Одной из форм общественной направленности личности является интерес.

Сущность интереса как общего феномена и социального явления в его объективно-субъективном основании. В нём отражается объективная действительность, из которой человек выбирает то, что является для него ценным и значительным.

Интерес – это единство выражения, проявления внутренней сущности субъекта и отражения объективного мира, совокупности материальных и духовных ценностей человеческой культуры в сознании субъекта.

На этой основе в социологии интереса анализируются многие проблемы: интересы людей и развитие общества; структура интереса, соотношение мотивов в сфере социальной психологии (чувства, желания, настроения, страсти) и в сфере идеологии (цели, идеи, принципы); проблемы противоречий в объективной и субъективной сфере интересов.

В школе основой деятельностью становится познавательная, направленная на изучение системы знаний в различных научных областях, раскрывающих общую картину мира; происхождение, развитие, закономерности и особенности изучения. На основе деятельности происходит развитие и формирование важнейших личностных образований учащихся современной школы.

Познавательный интерес – важнейшая область общего феномена интереса. Его предметом является самое значительное свойство человека: познавать окружающий мир не только с целью биологической и социальной ориентировки в действительности, но в самом существенном отношении человека к миру – в стремлении проникать в его многообразие, отражать в сознании сущностные стороны, причинно-следственные связи, закономерности, противоречивость. В познавательном интересе, направленном на отражение сущностных сторон действительности,

5 стр., 2140 слов

4425Д Развитие эмоциональной сферы дошкольников через игровую деятельность

... 32 2.2 Анализ результатов экспериментального исследования по изучению развития эмоциональной сферы старших дошкольников, воспитывающихся в детских домах, в процессе игровой ... на формирование эмоциональной сферы личности дошкольника. ГЛАВА 1. Теоретический анализ развития эмоциональной сферы личности старших дошкольников 1.1 Развитие эмоциональной сферы личности как психолого-педагогическая ...

заключены возможности проникать в научные истины, добытые человечеством, раздвигать рамки познания, отыскивать новые пути и возможности более полного освоения человеком избранной деятельности, области познания.

В то же время познавательный интерес, будучи включенным, в познавательную деятельность, теснейшим образом сопряжён с формированием многообразных личностных отношений: избирательного отношения к той или иной области науки, познавательной деятельности, участию в них, общению с соучастниками познания. Именно на этой основе –

познания предметного мира и отношения к нему, научным истинам – формируется миропонимание, мировоззрение, мироощущение, активному, пристрастному характеру которых способствует познавательный интерес.

Познавательный интерес, активизируя все психические процессы человека, на высоком уровне своего развития побуждает личность к постоянному поиску преобразования действительности посредством деятельности (изменения, усложнения её целей, выделения в предметной среде актуальных и значительных сторон для их реализации, отыскания иных необходимых способов, привнесения в них творческого начала).

Особенностью познавательного интереса является также его способность обогащать и активизировать процесс не только познавательной, но и любой деятельности человека, поскольку познавательное начало имеется в каждой из них. В труде человек, используя предметы, материалы, инструменты, способы, нуждается в познании их свойств, в изучении научных основ современного производства, в осмыслении рационализаторских процессов, в знании технологии того или иного производства. Общественная, социально-политическая деятельность обладает особым назначением, предметным содержанием, возможностями, способами, о которых нужно хорошо знать, чтобы воздействовать на изменение и улучшение социальной действительности. Художественная деятельность во всем её многообразии

открывает особый мир прекрасного, красоты звуков, красок, форм, особые виды, жанры искусства, его направления, как и совершенно особые способы исполнительской и творческой деятельности. В изобразительном, хореографическом, музыкальном, вокальном, театральном искусстве лежит процесс познания. Любой вид человеческой деятельности содержит в себе познавательное начало, поисковые творческие процессы, способствующие преобразованию действительности. Любую деятельность человек, одухотворенный познавательным интересом, совершает с большим пристрастием, более эффективно.

Познавательный интерес – важнейшее образование личности, которое складывается в процессе жизнедеятельности человека, формируется в социальных условиях его существования и никоим образом не является имманентно присущим человеку от рождения.

4 стр., 1797 слов

Изучение специфических особенностей игровой деятельности взрослого человека

... четырехтомном словаре русского языка отмечается семь основных значений этого слова. Это деятельность, занятие людей и занятие, обусловленное совокупностью определенных правил, приемов, служащее для заполнения ... и, по сути, разведывательный характер. Мы полагаем, что основные параметры игровой деятельности взрослого человека были нами предварительно описаны. Было показано, что игра - важнейшая ...

Значение познавательного интереса в жизни конкретных личностей трудно переоценить. Интерес выступает как самый энергичный активатор, стимулятор деятельности, реальных предметных, учебных, творческих действий и жизнедеятельности в целом. Избирательная направленность познавательного интереса на предметы и явления окружающего мира одухотворяет область познания, особо выделяя из неё то, что лежит в сфере духовных потребностей индивида.

Особую значимость познавательный интерес имеет в школьные годы, когда учение становится фундаментальной основой жизни, когда к системообразующему познанию ребёнка, подростка, юноши привлечены специальные учреждения и педагогически подготовленные кадры.

Познавательный интерес – интегральное образование личности. Он как общий феномен интереса имеет сложнейшую структуру, которую составляют как отдельные психические процессы: интеллектуальные, эмоциональные, регулятивные, мнемические, так и объективные и субъективные связи человека с миром, выраженные в отношениях.

В единстве объективного и субъективного в интересе проявляется диалектика формирования, развития и углубления интереса. Интерес формируется и развивается в деятельности, и влияние на него оказывают не отдельные компоненты деятельности, а вся её объективно-субъективная сущность (характер, процесс, результат).

Влияние мотивационной сферы на познавательный интерес бесспорно, поскольку сам интерес выступает как непосредственный внутренний побудитель познавательной деятельности. Но интерес нельзя сводить к мотиву, его источник не в самозарождении из мотивационной сферы, а в объективной действительности, в которой осуществляется жизнедеятельность человека, и развиваются его духовные потребности. Познавательный интерес выражен в своём развитии различными состояниями. Условно различают последовательные стадии его развития: любопытство, любознательность, познавательный интерес, теоретический интерес, которые в известной мере помогают более или менее точно определить состояние избирательного отношения ученика к предмету и степень влияния его на личность.

Любопытство – элементарная стадия избирательного отношения, которая обусловлена чисто внешними, часто неожиданными обстоятельствами, привлекающими внимание человека. На стадии любопытства ученик довольствуется лишь ориентировкой, связанной с занимательностью того или иного предмета, той или иной ситуации. Эта стадия ещё не обнаруживает подлинного стремления к познанию. И, тем не менее, занимательность как фактор выявления познавательного интереса может служить его начальным толчком.

Любознательность – ценное состояние личности. Она характеризуется стремлением человека проникнуть за пределы увиденного. На этой стадии интереса обнаруживаются достаточно сильные выражения эмоций удивления, радости познания, удовлетворённости деятельностью. Эту стадию

Н. Ф. Добрынин назвал значимостью действия, имея в виду побуждение любознательности деятельностью, когда встречаемые трудности заставляют человека искать причины неудач и выхода из создавшейся ситуации. В возникновении загадок и их расшифровке и заключается сущность любознательности, как активного видения мира, которое развивается не только на уроках, но и в труде, когда человек отрешен от простого исполнительства и пассивного запоминания. Творчески желанный, радостный труд в годы детства, писал В. А. Сухомлинский, — это и горючее и чистый воздух, без которых не угасает огонёк любознательности. Любознательность, становясь устойчивой чертой характера, имеет значительную ценность в развитии личности. Любознательные люди не равнодушны к миру, они всегда находятся в поиске.

12 стр., 5739 слов

Влияние темперамента на деятельность и поведение человека

... сочетаний и функциональных инвариантов в различных актах психической деятельности людей [19, 236]. В. С. Мерлин полагал, что ... темпераменту однозначно; так, например, возбудимость внимания скорее характеризует познавательные процессы, а волевая активность и субъективация могут быть ... приспосабливать свой темперамент к любым условиям». Д. Юм Интерес к проблеме темперамента появился более двух с ...

Познавательный интерес на пути своего развития обычно характеризуется познавательной активностью, ясной избирательной направленностью учебных предметов, ценной мотивацией, в которой главное место занимают познавательные мотивы. Познавательный интерес содействует проникновению личности в существенные связи, отношения, закономерности познания. Эта стадия характеризуется поступательным движением познавательной деятельности школьника, поиском интересующей его информации. Любознательный школьник посвящает свободное время предмету познавательного интереса и имеет достаточно высокие показатели и в учении.

Теоретический интерес связан как со стремлением к познанию сложных теоретический вопросов и проблем конкретной науки, так и с использованием их как инструмента познания. Эта ступень активного воздействия человека на мир, на его переустройство, что непосредственно связано с мировоззрением человека, с его убеждениями в силе и возможностях науки.

Среди многих вопросов, которые призван постоянно решать воспитатель, один из важнейших – развитие у детей, подростков, юношей и девушек нравственных привычек и духовных потребностей, стремление к самообразованию и самовоспитанию, воспитание деловитости и целеустремлённости. Воспитание интересов и потребностей, естественно, тесно связано с решением других важнейших проблем обучения и воспитания. Но всё-таки, если воспитатель не выделяет специального направления в своей работе, сформировать систему самовоспитания и последовательно осуществлять её сможет далеко не каждый ученик.

Не случайно, что отсутствие у многих учеников, глубоких и устойчивых познавательных интересов связано прежде всего с отсутствием потребности в самовоспитании, самоусовершенствовании. Осуществляя методику вне учебного воздействия на познавательные и нравственные интересы учащихся, воспитатель должен, прежде всего, продумать соответствующие приёмы развития потребности в самообразовании и самовоспитании, в проведении повседневной работы с учащимися.

Внеучебная воспитательная работа по привитию любви к знаниям имеет особое значение: здесь каждый ученик изучается более глубоко, чем на уроке. В процессе этой работы создаётся общественное мнение класса. Воспитатель объединяет усилие всех учителей. Целью воспитателя является пробуждение у учащихся любознательности, воспитание привычки с систематическому умственному труду.

Подростковый возраст наиболее благоприятный для углубленного развития познавательных интересов. У многих учащихся к этому периоду более отчётливо начинают проявляться склонности к тому или иному виду деятельности. Возникает постоянное влечение к чему-то. Но есть и особые искатели приключений, которых увлекает больше сам поиск, чем результат. Обычно это подростки с неуемной энергией и фантазией, которые без тактичного руководства могут не развить в себе упорства и

целеустремлённости. А есть и такие, которые словно всё время ждут «толчка», чтобы решиться как-то проявить себя. Всегда ли мы умеем во время поддержать и помочь выявить интерес ученика? Всегда ли мы помним, что причины отсутствия интереса к учению, плохого поведения могут быть очень различными? Для одних нужен постоянный контроль и даже жёсткие меры, другим нужно предоставить как можно раньше большую самостоятельность, систематически давать особые задания, а вот третьих надо понять, поддержать, помочь им вернуть веру в свои силы. И эти третьи наверняка больше всего нуждаются в вашем особом внимании – они смогут с вашей помощью преодолеть все трудности в учёбе, смогут быть любознательными и активными, только не повышать на них голоса, не торопите их и не теряйте веры в их силы.

13 стр., 6390 слов

Программа диагностики познавательных психических процессов детей ...

... целью - комплексную оценку уровня психологического развития детей, учащихся начальных классов (сферу познавательных процессов и личностную сферу). Психодиагностика детей, проводимая с помощью представленного далее комплекса методик, ... такими, которые важны в некото-рых видах деятельности. Так что правильнее будет, если в выводах о состоянии памяти ребенка опираться на частные показатели. Методика 1. ...

Для успеха воспитания познавательных интересов педагогу важно знать характер воображения, творческого мышления детей различного возраста. Не менее важно изучение таких психологических процессов, как ощущение, восприятие, память. Нечего и говорить о важности внимательного изучения индивидуальных особенностей учащихся. Всегда надо помнить и о состоянии здоровья детей. Надо очень внимательно отнестись к тому, как мальчик или девочка с ослабленным здоровьем воспринимает и усваивает новый материал, или, например, к тому насколько стал жизнерадостным после соответствующих педагогических приёмов, рассчитанных воспитателем специально для повышения жизненного тонуса постоянно не уверенного в себе ученика.

Главное в работе воспитателя – неослабный профессиональный интерес к воспитанию и обучению.

Обязательно надо установить, чем интересуются ученики, какие книги читают, какие предметы им даются труднее, какие легче, как они проводят своё свободное время, как учитывают интересы учащихся в работе другие учителя. И надо помнить, что детей, ничем не интересующихся, как правило,

не бывает. Если мальчик и не питает любви к школьным предметам, он может быть страстным любителем техники, природы, искусства, различных познавательных игр. Внеучебные интересы детей – очень важный источник понимание личности подростка, его характера. Особенностей жизни в семье. Вместе с тем знание внеучебных интересов даёт возможность воспитателю «перекинуть мостик» от этих интересов к основам наук, изучаемым в школе.

Основными педагогическими условиями формирования познавательных интересов являются:

1) организация разнообразной деятельности продуктивной, игровой, учебной, общения.

2) расширение и углубление знаний.

3) успешное овладение детьми общими и специальными навыками умственной деятельности.

4) элементарный самостоятельный поиск ответа на поставленные задачи приводит к активизации умственной деятельности.

Исходя из этого, одним из мероприятий, проведённых мною в 5 классе,

направленном на развитие познавательной деятельности была викторина под названием «Эрудит». Вопросы на смекалку, эрудицию, предлагаемые детям, были взяты из сборника. Были организованы две команды с тем, чтобы принимали активное участие все дети. Класс математический, большое место тоже занимают занятия русским языком и литературой, и как продолжением явился КВН по русскому языку целью которого было развитие познавательных интересов в области русского языка, обогащение словаря детей за счёт крылатых слов и выражений.

1 стр., 373 слов

Мотивация профессиональной деятельности

... процесса и результата труда 7. Возможность наиболее полной самореализации именно в данной деятельности Обработка: Подсчитываются показатели внутренней мотивации (ВМ), внешней положительной (ВПМ) и внешней отрицательной ... Инструкция: «Прочитайте нижеперечисленные побуждения в профессиональной деятельности и дайте оценку их значимости для вас по пятибалльной шкале». В очень ...

Форма проведения была интересная. Дети с удовольствием принимали участие. И, я думаю, что они получили знания дополнительные. Знания, которые дети получают на этикете, не всегда подкреплены практикой, поэтому часто забываются школьниками. Таким был вечер «А ну-ка, мальчики!», что явилось закреплением этих знаний, кроме того, ребята в

предварительной беседе и на самом турнире узнали много нового о тех обычаях, которые дошли до нас по культуре поведения, о рыцарях и их манерах поведения. Для проведения вечера каждый раз была выпущена стенгазета. Там содержались материалы познавательного и занимательного характера – кроссворды, задачи на смекалку. На вечере дети рассказывали о жизни и деятельности выдающихся математиков. Кроме этого разгадывали кроссворды, решали задачи-головоломки. Мы должны включить в свои планы мероприятия, которые знакомят учащихся с искусством чувашского народа, прививать любовь к чувашскому краю, посредством народных традиций. В процессе этих вечеров дети многое узнают о Чувашии, о родном крае. Кроме таких больших коллективных мероприятий, направленных на развитие познавательных интересов, требующих определённой подготовки, проводились классные часы. Беседы о том, как лучше выполнять домашние задания, какую дополнительную литературу можно читать. Какие телепередачи и радиопередачи есть интересные, можно посмотреть и неплохо обсудить с родителями.

Разновидностью коллективных форм познавательной деятельности является диспут по темам, отдельных разделов учебной программы мировоззренческой направленности. Организация диспута основывается на наличии как минимум двух точек зрения. Достоинство диспута в том, что он ставит перед учащимися проблемную ситуацию, требует от них мыслить логически и доказательно, отстаивать свою точку зрения, приходить к правильным выводам. В старших классах можно будет проводить игры-беседы на развитие научно-технического воображения «А если бы…».

Форм работы по развитию познавательных интересов у школьников достаточно. Важно умело применять их и найти индивидуальный подход к каждому ребёнку.

Заключение.

Познавательный интерес учащихся представляет собой значимую силу в формировании человеческого фактора и в преодолении формализма в обучении.

В современных условиях повышения эффективности обучения и учения познавательный интерес должен раскрываться

как важнейший личностно значимый побудитель познания учащихся в школе и за её пределами;

как феномен, способствующий овладению гуманистическими основами науки;

как фактор личностного совершенствования в избирательно непреходящем поиске нового и более значительного;

как фактор самоутверждения личности ученика в его устремлениях, запросах социально-нравственной направленности.

Формирование познавательного интереса в школьные годы может стать индикатором развития личности в социальной жизнедеятельности. Это ценнейшее приобретение педагогической деятельности, процессов обучения и воспитания.

Интерес учителя к своему педагогическому труду, к предмету своей деятельности, к ребёнку, к его запросам и возможностям – важнейший двигатель человеческого фактора.

7 стр., 3148 слов

Копия 2 распр.нарушения у детей

... четвертой групп. Большинство авторов предлагают проводить коррекцион‑ную работу с аутичными детьми в следующих основных направлениях. 1. Развитие ощущений и восприятия, зрительно‑двигательной ... определять развитию мышечного, осязательного, зрительно‑осязательного восприятия. Если целостное восприятие у ребенка достаточно развито, можно проводить занятия по развитию других психических функций ( ...

Литература:

1. Г. И. Щукина. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. Москва 1988г.

2. В. Б. Бондаревский. Воспитание интереса к знаниям и потребности к самообразованию. Москва 1985г.

3. Актуальные вопросы формирования интереса в обучении. Под редакцией Г. И. Щукиной «Просвещение», 1984г.

В гости к Берендею.

(Игра – путешествие для пятиклассников)

Ведущий: Добрые молодцы и красны девицы! Не по прихоти своей мы собрали вас, а собрали затем, чтобы слово молвить. Пришло к нам приглашение от лесного царя Берендея, слушайте:

«Всем моим слугам верным, всем кто заботится о сохранении моих богатств: чтобы леса шумели могучие, чтобы в лесах жили птицы и звери, да букашки малые, чтобы в лесах и озёрах рыбы были в изобилии- всем вам низкий поклон и всех вас приглашаю к себе в гости».

Лесной царь Берендей.

Ждёт вас Берендей в гости, но попасть к нему непросто: нужны знания. К Берендею ведут нелёгкие пути-дорожки. На дорожках тех казни, каверзы да трудности разные! Дорожку первую к Бабе-Яге мы вам укажем; а дальше уже сами добирайтесь!

Вот сейчас направо пойдёте, и избушке Бабы-Яги придёте.

(стоит макет избушки на курьих ножках на ней написано: «Всё вижу, всё слышу, всё знаю». Выходит Баба-яга)

Баба-Яга: Слышу, слышу, русским голосом пахнет. Вижу, вижу сколько вас пришло. Непросто царю Берендею попасть. Вот отгадайте вы мои лесные загадки, тогда укажу путь дорожку к нему. Слушайте:

1. Весной одевается, а осенью раздевается. (Дерево)

2. Зелена, а не луг, бела, а не снег, кудрява, а не человек. (Берёза)

3. Белые овечки сидят на свечке. ( Верба)

4. Не птичка, а с крыльями. (Бабочка)

5. Сам мал, незаметно хожу, а ношу больше себя ношу. (Муравей)

6. С моего цветка берёт пчёлка самый вкусный мёд. А меня всё обижают, шкуру тонкую сдирают. (Липа)

7. НА зелёных столбиках подряд лампы белые висят, расцветает он весной, только снег сойдёт лесной. (Ландыш)

8. Богатырь стоит богат, угощает всех ребят. Валю — земляникой, Толю — костяникой, Машеньку — орешком, Петю — сыроежкой. (Лес)

Ишь, какие вы знающие, на все вопросы ответили, все загадки отгадали. А я вам ещё задание дам. Веник я связала, чтобы косточки старые попарить, а из веточек каких деревьев – забыла. Вот вы и разберите мне его по веточке, назовите деревья, помогите бабушке. ( В венике веточки берёзы, рябины, ели, дуба, и другие, какие есть.)

Вот молодцы ребятишки, спасибо! Порадовали старушку, а я вам подскажу, где доктор Айболит живёт. Вон на деревье надпись висит, видите? Там его лечебница ( читает и уходит ).

На дереве надпись:

Всех я травами лечу,

Исцелить я всех хочу!

Приходите ко мне лечиться

И корова и волчица. Появляется Доктор Айболит.

Доктор Айболит: Здравствуйте, ребята! Во время вы ко мне пришли, я как раз тут травки свои разбирал:

5 стр., 2143 слов

Кафедра «Связи с общественностью, политология, психология и право» 2

... покупки эта возможность превратилась в реальность и он стал обладателем субъективного гражданского права — права собственности на автомобиль. Объем правоспособности у всех граждан одинаков. Каждый из граждан ... е. самостоятельно, могут приобретать не все, а только определенный круг гражданских прав. Другие же права они вправе приобретать только с согласия родителей, усыновителей или попечителей или ...

Много трав растёт полезных

На земле страны родной
Помогают от болезней

Мята, пижма, зверобой.

Из даров лесного царства,

Люди делают лекарства.

Отгадайте теперь, ребята, и мои загадки. Что это за растения и от каких болезней они помогают? Загадки Доктора Айболита.

1. Ты растение не тронь,

Жжётся больно, как огонь!

( Крапива. Отваром моют голову, останавливает кровь.

2. Тонкий стебель у дорожки.

На конце его – серёжки,

На земле лежат листки – маленькие лапушки. (Подорожник, лечит ранки, порезы, от желудочных болезней ).

3. Белые горошки на зелёной ножке. (Ландыш. Делают капли от сердечной боли, успокаивающие )

4. Стоят кругом сестрички

Жёлтые глазки, белые реснички. (Ромашка, полоскают горло при ангине, ополаскивают волосы )

5. Держатся на стеблях крепких

Сто плодов шершавых, цепких. ( Репей, репейным маслом смазывают голову)

6. Какое лекарственное растение любят кошки. ( Валериану )

7. Соком какого растения сводят бородавки? ( Чистотела )

8 Назовите травы и растения, которыми можно вылечиться от простуды. Малина, клюква, липовый цвет, мята, мать- и- мачеха )

9. Горел в траве росистой, потом померк, потух, и превратился пух. (Одуванчик, готовят салаты, возбуждающий аппетит).

10. Дикой розой называют, как лекарство применяют. ( Шиповник, богат витамином «С»

Молодцы, ребята! Вижу, что вы можете своё здоровье поправить и без таблеток, а с помощью трав. Только условие одно! Не вырывайте растения с корнем, а собирайте их бережно, осторожно!

. Если я сорву цветок,

Если ты сорвёшь цветок

Если все, и я, и ты,

Если мы сорвём цветы.

Опустеют все поляны,

И не будет красоты!

А теперь попробуйте моё снадобье, и узнайте, из чего оно приготовлено. Если угадаете, из чего оно – сил прибавится и царя Берендея скорее увидите. ( Предлагает морс из клюквы, чай из шиповника, со смородиной, малиной )

А теперь вас ждёт Цветик – Семицветик! ( Выходит Цветик – Семицветик с загадками, написанными на лепестках цветка).

Цветик – Семицветик: Здравствуйте, ребята! Устали вы уже, наверное. Но отгадайте и мои загадки:

1. Мой брат зовёт всех на уроки,

А я в полях стою высокий.

От ветра голову склоню,

Но почему – то не звоню. ( Колокольчик

2. Я расту в садах, лесах

У болот и на прудах,

Я цвету почти всю лето.

А зовусь я как конфета. (Ирис )

3. Колосится в поле рожь

13 стр., 6430 слов

Развитие музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного ...

... способностей, творческой активности. В настоящей работе рассматриваются музыкально-творческие способности ребенка как важнейший и необходимый компонент его музыкально-творческого развития. Проблема ... Ильенков) психологами-теоретиками (Л.С.Выготский, Б.М.Теплов). работы, посвященные исследованию творческого развития детей (Н.А.Метлов, К.В.Головская, Н.А.Ветлугина, К В. Тарасова). МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ: ...

Там во ржи цветок найдёшь,

Хоть не красный он, а синий,

Всё же на звёздочку похож. ( Василёк )

4. Четыре ярко — красных

Блестящих лепестка.

И зёрнышки в коробочке

У этого цветка (Мак )

5. Есть один такой цветок,

Не вплетёшь его в венок,

На него подуй слегка,

Был цветок – и нет цветка. (Одуванчик )

6.Называют «ноготки»

Цвета жёлтого цветка

Как ещё нас называют

Для чего нас применяют. ( Календула)

7. Что привёз своей младшей дочери, купец из сказки Аксакова? ( Аленький цветочек).

Выходит лесной царь Берендей.

Берендей: Ну вот, ребята, и добрались вы до меня, молодцы! Порадовали вы лесного царя своими знаниями. Вижу, что, вы любите родную природу. А теперь самых активных из вас я награжу (дарит книги ).

И теперь отдохнём немного, поиграем в игру «Звери, птицы, цветы и деревья». Я буду кидать мяч одному из игроков, всем по очереди, говоря, например, «Птица», вы должны поймать мяч, называть какую – либо птицу и вернуть мяч мне. Игрок не поймавший мяч или не назвавший птицу, выбывает из игры.

Игроки, продержавшиеся дольше всех – получают приз!

Если есть возможность, можно провести конкурс «Угадай растение». Играющие должны с завязанными глазами узнать траву, или цветок на ощупь и по запаху.

«Детство моё – страна заветная»

Урок, посвящённый Конвенции о правах ребёнка.

Ведущий 1: Детство – это самая лучшая пора в жизни человека. От того, как сложится детство у ребёнка, зависит его дальнейшая жизнь.

Чтец 1: Есть такая страна,

Заветная,

Необычная,

Семицветная,

Если в ней не бывали

Раньше вы,

Знайте:

Леса там оранжевые,

Море сладкое там, —

Не соленое,

Как весёлое небо

Зелёное!

Эта страна

Заветная —

Детство моё

Семицветное.

Ведущий 2: Вы наверняка знаете о существовании Организации Объединённых Наций, сокращённо – ООН. Важнейшим документом, принятым ООН, была Декларация прав человека. В ней перечисляются права, которыми обладают в равной степени все люди на Земле и соблюдение которых является обязанностью правительств всех стран, подписавших этот документ.

Чтец 2: Твой дом за океаном,

А в России – мой.

Но солнышко на небе

У нас одно с тобой.

У нас одна планета

Под крышей голубой.

Ведущий 2: Главные слова в Декларации прав человека – свобода и человеческое достоинство. Соблюдение всех прав, перечисленных в ней, даёт людям возможность жить свободно, сохраняя человеческое достоинство. Когда взрослые подписывали Декларацию прав человека, они, конечно, имели в виду и взрослых и детей. Но этого явно было недостаточно.

Ведущий 1: Ведь дети – это люди особые. Во-первых, пока ребёнок растёт, ему нужны условия не только для достойной жизни, но и для полноценного развития. Во-вторых, не став несовершеннолетним, ребёнок не распоряжается полностью своей жизнью и судьбой – этим занимаются взрослые, а значит, ребёнка надо оградить от вреда, который может быть нанесён взрослыми.

Чтец 3: На свете живут

Разноцветные дети,

Живут на одной

Разноцветной планете

И эта планета

На все времена

У всех разноцветных

Всего лишь одна!

Кружится планета,

Большая планета,

Ладонями солнца

Она обогрета.

Но греют планету

Намного теплей

Улыбки и смех

Разноцветных детей.

Ведь, правда, друзья,

Хорошо на планете,

Когда на планете

Хозяева – дети!

Ведущий 1: Права ребёнка закреплены двух основных международных документах, принятых ООН: в Декларации прав ребёнка (1959) и в Конвенции о правах ребёнка (1989).

Ведущий 2: Декларация прав ребёнка – совсем небольшой документ. Он содержит десять «принципов» — это перечень особых прав, которыми обладают дети, в отличие от взрослых. Страны, подписавшие Декларацию, только выражают своё согласие с перечисленными там «принципами». Если же страна подписала Конвенцию, она обязалась строго следовать нормам, описанным в этом документе. В первую очередь пересмотреть свои внутренние законодательства так, чтобы они соответствовали Конвенции.

В Конвенции о правах ребёнка – 54 статьи. В них описаны все стороны жизни ребёнка. Сюда включены как права, присущие всем людям (и взрослым и детям), так и особые, «детские» права.

Ведущий 1: О правах ребёнка полезно знать каждому из вас, чтобы уметь защищать себя и других. Поэтому мы хотим познакомить вас основными статьями Конвенции о правах ребёнка.

Ведущий 2: В Конвенции есть две группы статей. Одна группа посвящена правам всех детей без исключения. Вторая описывает права детей, попавших по той или иной причине в особое положение.

Ведущий 1: Вы все ходите по улицам и видите ребят, которые вынуждены попрошайничать в вагонах метро, в переходах, может быть, вы встречали беспризорных детей, у которых нет крыши над головой. Из телевизионных передач вы узнаете о случаях, когда детей заставляют заниматься тяжёлым трудом, продают… Наша жизнь устроена так, что без надёжной защиты и поддержки родителей или других взрослых ребёнок может быть вырван из спокойной, благополучной жизни, судьба его может быть просто искалечена.

Чтец 4: Вечно голодные

С тоскою в глазах,

Бредут никому

Неизвестной дорогой,

А в маленьком сердце

Застыл вечный страх.

Неужто не тяжко

Тебе, Россия,

Смиряться с такою

Печальной судьбой,

Смотреть на все это

Пустыми глазами?

Так что же, Россия,

Случилось с тобой?!

Ведущий 2: В Конвенции есть ряд статей, обязывающих государство ограждать детей от экономической эксплуатации, предотвращать похищение и торговлю детьми, пытки. Отдельные статьи подробно описывают, какие меры запрещено применять к детям, нарушившим закон.

Ведущий 1: Основная защита ребёнка от жизненных невзгод – это его семья. Каждый ребёнок имеет право воспитываться в своей семье. Если это невозможно, государство должно позаботиться о ребёнке. Если родители разводятся, то ребёнок имеет право видеться как с отцом, так и с матерью.

Очень много детей живёт в детских домах…

Ведущий 1: Никто не может заменить ребёнку ласковые мамины руки, доброту материнского сердца, тёплый уют семьи. В детский дом редко приходят мамы, хотя каждый детдомовец мечтает об этом моменте. И вы, ребята, будьте благодарны родителям за то, что они есть, за их тепло, ласку, добро.

Ведущий 2: Бывает, что благополучие ребёнка рушится, несмотря на жизнь в крепкой, дружной семье. Бывает, что в стране идёт война… Государство обязано заботиться о безопасности детей во время войны и создавать для них нормальные условия жизни.

Ведущий 1: Главная цель Конвенции – обеспечить реализацию всех прав ребёнка, в какой бы ситуации он ни оказался.

(Далее учащиеся по очереди рассказывают о статьях Конвенции.)

1. Дети имеют право на имя. Когда ребёнок рождается, его должны зарегистрировать: он получает имя и гражданство.

2. Ребёнок не должен быть вынужден стыдиться своего происхождения, своей национальности, религии, бедности, физического облика. Здоровья и так далее.

3. Родители обязаны заботиться о своих детях: не только кормить, одевать, обувать, но и заботиться о здоровье и душевном равновесии.

4. Правительства обязаны заботиться о здоровье детей. Каждый ребёнок имеет право на медицинскую помощь, на лечение. Для предотвращения болезней правительства должны заботиться о чистоте продуктов питания и воды, а также об экологическом воспитании.

5. Дети имеют право свободно выражать своё мнение. Нельзя наказывать ребёнка за мысли или высказывания. Общее правило: говори, что думаешь, если это не оскорбляет и не унижае6т другого человека, а также не толкает людей на дурные поступки.

6. Каждый ребёнок имеет право придерживаться своей религии.

7. Дети имеют право на информацию, на то, чтобы были детские теле радиопередачи, газеты, журналы и книги. Они должны содержать необходимую для них информацию, и информация должна излагаться в доступной форме.

8. Дети могут собираться вместе, и никто не должен им в этом мешать, если их собрания не мешают окружающим. Дети имеют право создавать свои объединения, клубы.

9. Дети имеют право заниматься тем, что им больше нравиться, выбирать себе занятие по душе.

10. Никто не имеет права оскорблять и унижать ребёнка – действием или словом. Государство должно позаботиться о том, чтобы каждый ребёнок мог найти себе защиту от притесняющего его взрослого.

11. Ни один взрослый не имеет права читать личные дневники и письма детей, а также вмешиваться в область его личной жизни, если он этого не пожелает сам.

12. Дети имеют право на бесплатное начальное образование; имеют право на то, чтобы учебники, необходимые для приобретения общего образования, были доступны каждому. Жизнь в школе должна быть устроена так, чтобы не унижалось достоинство ребёнка.

Ведущий 1: К сожалению, наши права не всегда соблюдаются даже, казалось бы, в благополучной жизни. В семьях, в школе не всегда уважают ребёнка. Но вы не должны отчаиваться, даже если ситуация кажется вам очень сложной. Попытайтесь найти взрослого человека. который подскажет, как поступить. Поможет советом или делом.

Ведущий 2: Декларация прав ребёнка завершается пожеланием, чтобы люди вырастали, сознавая, что их «…энергия и способности должны посвящаться служению на пользу других людей».

Чтец 5: Мама спросила: «Кем станешь, сынок?

Знаю сама – агрономом!

Видно, недаром берёшь ты совок

И пропадаешь за домом.

Утром, однако, ты строил дворец –

Я из окошка смотрела.

Будь же строителем, как и отец

Очень хорошее дело!

Правда, и космос тебе подавай!

Помнишь на прошлой неделе

Вы со щенком забрались на сарай

И в небеса полетели?

С громом и шумом ракета плыла,

Куры слетели с насеста!

Жаль, что посадка не мягкой была,

Хоть и на мягкое место.

Или ты, может быть, станешь певцом,

В опере первым солистом?

А почему бы не стать кузнецом,

Клоуном иль хоккеистом?

Нет, не решить мне задачи такой, —

Мама сказала со смехом, —

Лишь бы ты был, человек дорогой,

Нужным стране человеком».

Ведущий 1: А сейчас мы хотим предложить вам посмотреть несколько маленьких сценок. Вы должны будете решить, кто в каждой из них прав – взрослый или ребёнок. (После каждой сценки ведущие обсуждают её с ребятами)

Сценка 1

(Выходят Мама и Сын.)

Мама: Сынок, ты куда собрался?

Сын: На каток.

Мама: Да ты что? Ты же ещё сегодня за пианино не садился!

Сын: Мама, мне так эта музыка надоела!..

Мама: Ничего не поделаешь! Марш за инструмент!

Сценка 2

Мама: Милая, тебе пора спать. Уже десять часов, а завтра понедельник, опять с трудом вставать будешь.

Дочь: Мама, я ещё не дослушала кассету, мне её завтра надо отдавать Мишке. Я очень хочу её дослушать!

Сценка 3

Дочь (что-то ищет): Мама, где такая синяя тетрадочка?.. (Находит на столе тетрадь.) Как она оказалась на кухне?.. Мама! Ты что, брала эту тетрадь? Это же мой дневник!

Мама: Да. Я его вымела из-под дивана и полюбопытствовала…(Возмущённо) И я тут прочла кое-что интересное. Как ты такое можешь писать?!

Дочь: Ну, какое тебе дело? Есть же разница между школьным дневником и личным. Ты не имеешь права читать мой личный дневник.

Ведущий 1: А сейчас мы проведём литературно-правовую викторину.

1. В какой сказке женщина неопределённого возраста замышляет похищение ребёнка и использует для этого птиц? (Баба-яга из русской народной сказки «Гуси-лебеди».)

2. В какой сказке девочку заставляли работать от зари до зари и запрещали участвовать в играх и забавах сестёр? (Золушку из одноимённой сказки Ш. Перро.)

3. Какие права Малыша нарушила Фрекен Бок из повести А. Линдгрен «Малыш и Карлсон»? (Унизила Малыша, заперев его в комнате, дала пощёчину, лишила плюшек, хотя сама с удовольствием их ела.)