Содержание
Введение
Глава I.Факторы лимитирующие работоспособность в спортивном плавании
.1 Предстартовое состояние пловца
.2 Эффективность работы в спортивном плавании
.3 Максимальное потребление кислорода при плавании
Глава II.Средства восстановления работоспособности
.1 Педагогические средства
.2 Медико-биологические средства
.3 Психологические средства восстановления
Выводы
Библиографический список
Введение
Возможность преодоления сил, действующих на тело при плавании, обеспечивает тот или иной уровень специфической работоспособности пловца, который в конечном итоге определяет его спортивный результат. Поэтому работоспособность пловца воплощает в себе многообразие всех адаптационных процессов, происходящих в организме, под воздействием предварительного, целенаправленного учебного и тренировочного процессов.
В имеющихся учебниках по плаванию, как для педвузов, так и для физкультурных институтов этим крайне важным вопросам обеспечения специфической работоспособности в плавании должного внимания не уделено. Наиболее полно они нашли свое общее отражение в трудах специалистов по спортивной биомеханике [8,9,13].
Непосредственно в плавании[14] уделено некоторое внимание поиску средств восстановления, стимуляции работоспособности и адаптационных процессов, которым посвящен один из разделов его монографии. Поэтому нам представляется важным подвергнуть анализу и обобщению те передовые, хотя, и разрозненные взгляды, приведенные в свое время опытными специалистами по улучшению работоспособности пловца, задолго до: взятия старта, успешного преодоления дистанции и последующими восстановительными процедурами с целью повышения его результативности в учебном и тренировочном процессах.
С учетом указанных проблем был сделан выбор темы «Специфичность работоспособности в спортивном плавании и эффективные средства ее восстановления».
Цель курсовой работы: Изучение специфичности работоспособности в спортивном плавании и эффективные средства ее восстановления
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
- Изучить факторы лимитирующие работоспособность в спортивном плавании
- Раскрыть эффективность работы в спортивном плавании
- Рассмотреть средства восстановления работоспособности в спортивном плавании
Объект исследования — тренировочный процесс в спортивном плавании
Средства восстановления в спорте
... эффективных средств восстановления. Позволяет, это ведет к повышению возможностей организма. Чем скорее восстановление, тем больше возможностей у организма к выполнению последующих работ и выше его функциональная работоспособность и ...
Предмет исследования -специфичность работоспособности в спортивном плавании и эффективные средства ее восстановления».
При написании курсовой использовался метод изучения и анализ литературных источников.
Глава 1.Факторы лимитирующие работоспособность
.1 Предстартовое состояние пловца
спортивный плавание работоспособность восстановление
Состояние работоспособности пловца в существенной мере определяется, по мнению [1], правильно выполненной разминкой за 45-60 мин. до взятия старта, которая сопровождается полноценным отдыхом с успокаивающим и возбуждающим массажем перед стартом, обеспечивая улучшение результата в пределах 0,1-0,4 сек на 100 м. Разминка, проведенная с низкой интенсивностью в более длительное время, успокаивает тех пловцов, у которых отмечается стартовая лихорадка, как отмечает [3], а сокращенная, интенсивная разминка обеспечивает в какой-то мере ликвидацию стартовой апатии. Исследованиями [11,12] определено, что привычная разминка, обычно основанная на выполнении упражнений махового характера, не способствует разогреванию суставов у пловцов, так как маховые движения неизбежно заканчиваются их рефлекторным торможением. Поэтому наиболее приемлемым оказалось выполнение разработанного ими комплекса самомассажа с динамическими упражнениями.
Специалистами рекомендуется использовать перед стартом проигрывание предстоящей деятельности, носящее характер идеомоторной тренировки, как считают [5,6], которая достаточно надежно может предотвратить возможные срывы в технике и тактике пловца при соревновательной деятельности. Выявлено, что при ожидании разминки и старта у пловцов отмечается наивысший пик психического компонента стресса, а выполнение разминки и соревновательной деятельности сопровождается появлением вершины физиологического его компонента. Наряду с этими объективными в диагностическом отношении показателями готовности психического состояния пловца к предстоящим соревнованиям являются, параметры внимания и объема памяти. В создании у пловцов состояния психической готовности существенную роль имеет побуждение к самовоспитанию, которое обычно осуществляется посредством обучения приемам саморегуляции, включая способы отражения окружающего мира, своего -физического, духовного и социального. Наблюдаются, однако, случаи дезорганизации в сознании и деятельности (фрустрация), зачастую во время преодоления определенных трудностей или удовлетворения мотивов — пловцы имеют возможность с ними справиться (толерантность), а некоторые справиться с ними не в состоянии. Поэтому их деятельность слабо акцентирована на достижение результата, нет самообвинительных, а больше без извинительных реакций. Исследованиями [13,15] определена взаимосвязь реактивной и личностной тревожности пловцов в зависимости от успешности их выступления на соревнованиях, а также авторитетной значимости оценки своего тренера, и чем она выше, тем меньше уровень его реактивной тревожности.
Личностные характеристики, определяющие успешность деятельности ...
... остаются закрытыми для психологов-практиков, так и с тем, что изучение деятельности профессионала в состоянии неопределенности крайне сложно. В данной работе предлагается экспериментальная модель ... деятельности профессионала; за основную особенность которой взята высокая степень неопределенности. На ...
Специальная психологическая подготовленность спортсменов-пловцов высокого класса, как считает[15], может быть представлена тремя относительно независимыми факторами, а именно: тренерской оценкой надежности спортсмена, самооценкой надежности выступлений, устойчивостью соревновательного поведения. Обоснован новый подход в измерении надежности и устойчивости пловцов к соревновательной деятельности, по мнению[10], включающей ее описание в пространстве исходными параметрами, интегральными показателями деятельности, классификацию пловцов по однородным группам. При этом существенную роль в повышении состояния надежности и устойчивости пловцов к соревнованиям имеют средства и методы психологической подготовки с учетом, личностных аспектов.
Создание психологической готовности пловца к соревнованиям, как отмечает[12], проблема в достаточной степени сложная и в некоторой степени отличается интимными компонентами, для чего требуется длительное время наблюдения за его поведением в различных ситуациях. Для ликвидации имеющего место случаев отклоняющегося поведения у пловцов необходимо, по мнению [4], использование педагогически обоснованной деятельности тренера: с учетом индивидуальных особенностей, членов спортивной команды и самого спортсмена по преодолению этих негативных проявлений. Также показана принципиальная возможность улучшения результативности пловца путем искусственного повышения его статуса в команде, в случае его причинной обусловленности.
С биологических позиций особенности предстартового состояния у пловцов, объясняются изменением гормональной деятельности коры надпочечников, т.к. усиление или угнетение их функций сопровождалось изменением сердечной деятельности на 6-15 ударов в минуту от его среднего значения. При измерении соревновательной устойчивости спортсменов, пловцов определен интегральный показатель, охватывающий многообразие влияющих факторов и который сформулирован как «чувствительность к соревновательным помехам». А среди 20 помех, выявленных в результате факторного анализа, находится большой процент хлора в воде — 0,542, низкая или высокая температура воды — 0,505. Настроенность пловцов на соревновательную деятельность должна быть не эпизодической, а повседневной, как считает [6], поэтому на тренировочных занятиях необходимо улучшать не только двигательные способности, но и решать психологические и тактические задачи.
Плавание, как вид спортивной деятельности, характерен соревновательной борьбой между соперниками, которая протекает, условно говоря, параллельно. Достижение наивысшей работоспособности — спортивной формы характеризуется, главным образом, стабильностью высших достижений и их неуклонным ростом. Более детальное изучение показало; что в ее основе находится улучшение корковой деятельности у пловцов, которое выражается увеличением подвижности и уравновешенности нервных процессов, способствующих улучшению работоспособности.
Пути повышения эффективности деятельности организации
... поставленной цели потребовало решения следующих задач: определить сущность эффективности деятельности; исследовать методику оценки эффективности деятельности корпорации «Toyota»; выявить основные показатели эффективности деятельности; проанализировать эффективность деятельности корпорации «Toyota»; оценить имущество предприятия и источники ...
У пловцов подмечена вариантность скорости на дистанциях до 400 м вольным стилем, которая характеризуется следующими основными положениями: относительной равномерностью с заметным увеличением скорости на последней четверти дистанции, постепенным возрастанием скорости, относительным падением скорости на протяжении всей дистанции. При изучении ранних признаков утомления в плавании обнаружено, что оно является дополнительным стимулом совершенствования техники движений, который может быть наиболее продуктивным. В обеспечении роста достижений и работоспособности в плавании требуется, повышение аэробной подготовленности пловцов соответствующими средствами и методами. Также отмечено что у пловцов максимальная аэробная работоспособность максимум анаэробных возможностей увеличивается параллельно с показателями их квалификации.
Для спортивной практики рекомендовано ступене образное увеличение физических нагрузок, как один и рациональных путей повышения ее эффективности. Причем форсированное увеличение высоты ступеней при сравнительно коротких плато оказалось более предпочтительным. В изучении рентабельности работы пловца, т. е. насколько рационально используется образующаяся энергия, ее показатель может служить критерием оценки усвоения техники плавания и его работоспособности. При этом она выражает -при низких числовых значениях, акцентирует необходимость совершенствования техники, а при высоких -требует концентрации внимания и развития функциональных возможностей.
Снижение эффективности тренировочных занятий, а, следовательно, и показателей работоспособности наблюдается при сдвиге физиологического пика двигательной активности относительно режима питания, времени сна, что приводит к изменению структуры физиологических ритмов. Повышение эффективности спортивной деятельности пловцов в бассейнах, определяется существенным, комплексом гигиенических факторов, сопутствующих им при занятиях в бассейне и участии в соревнованиях: состояние воды, температурный режим, шум, освещенность, вентиляция. Специалистам в области плавания, как отмечает[11], также следует располагать информацией о том, что в предстоящих соревнованиях по плаванию предпочтение в достижении успеха должно быть отдано пловцам, обладающим, при прочих равных условиях, оптимальными показателями кожно-жирового компонента, диаметрами плеч и бедер, ростового индекса.
.2 Эффективность работы в спортивном плавании
Эффективность плавания. Эффективность работы определяется как выраженное в процентах отношение полезной работы к расходуемой для ее выполнения энергии. Эффективность плавания крайне низкая. Даже у высококвалифицированных пловцов она составляет 4-7%. (Для сравнения: механическая эффективность наземной работы — ходьбы, бега, работы на велоэргометре — 20-30%. Отметим, однако, что при работе на ручном эргометре на «суше» эффективность также низкая — примерно 10%).
Наибольшая эффективность отмечается при плавании кролем — 6-7% (максимум до 15%), наименьшая — брассом (4-6%).
Проблема комплексного восстановления физической работоспособности ...
... работающем организме наряду с процессами истощения происходят процессы восстановления. Причем процесс восстановления происходит не только после работы, но, главное, уже в процессе деятельности. 2. ... сверхвосстановления источников энергии в период отдыха. Далее оказалось, что последствия физических упражнений не является плавным, равномерным процессом. Вначале восстановление идет быстро. А затем « ...
При одинаковой скорости плавания (одним, и тем же способом) тренированный пловец расходует заметно меньше энергии, чем нетренированный. Эффективность плавания у нетренированного человека может быть в 8 раз меньше, чем у высококвалифицированного пловца. Индивидуальные колебания механической эффективности в плавании значительно больше, чем в таких видах наземной спортивной деятельности, как бег, ходьба, работа на велоэргометре. Исключительно большие различия в потреблении О2 не только между нетренированными и тренированными людьми, но даже между высоко тренированными пловцами указывают, прежде всего, на сложность плавательной техники. Кроме того, большое значение, как уже отмечалось, имеют размеры и форма тела (определяющие лобовое сопротивление), положение тела в воде, размеры и подвижность «весел», создающих движущую силу. В определенных пределах с увеличением скорости плавания, вплоть до оптимальной, эффективность нарастает. При дальнейшем увеличении скорости она падает. Оптимальная скорость зависит от способа плавания и техничности пловца. В диапазоне относительно небольших скоростей (0,4- 1,2 м/с) для данного человека энергетическая стоимость проплывания (кролем) 1 км постоянна, т. е. не зависит от скорости плавания. Пловцы с плохой техникой расходуют больше энергии на единицу дистанции при любой скорости[13].
1.3 Максимальное потребление кислорода при плавании
У нетренированных (в плавании) людей МПК при плавании в среднем на 15-20% ниже, чем в наземных условиях (например, .при беге на тредбане).
Чем выше тренированность пловца, тем ближе его «плавательное» МПК (определяемое при плавании) к абсолютному («наземному»).
У высоко тренированных пловцов «плавательное» МПК в среднем примерно лишь на 6-8% ниже абсолютного, выявленного во время бега в «гору» на тредбане, и примерно равно МПК при работе на велоэргометре. У выдающихся пловцов МПК при плавании такое же, как и при беге, или даже немного выше.
Эти данные говорят о высокой специфичности плавательной тренировки, что связано с такими уникальными особенностями плавания, как горизонтальное положение тела в воде (в отличие от обычного вертикального положения при работе в наземных условиях), активация меньшей мышечной массы к преимущественная работа мышц рук и пояса верхних конечностей (в отличие от преобладающей работы мышц ног и туловища при наземных локомоциях).
Следовательно, МПК, измеряемое в наземных условиях, не может быть полноценно использовано для оценки аэробной работоспособности пловца, а его тренировка, направленная на увеличение максимальной аэробной мощности, должна быть в основном плавательной[11].
Во время плавания различными способами МПК достигается при неодинаковых скоростях: в брассе — при меньшей скорости, чем в других способах. При одинаковом способе плавания менее тренированные спортсмены достигают своего уровня МПК при более низких скоростях, чем более тренированные пловцы.
Массаж и самомассаж – средство восстановления организма после ...
... нагрузок (физической, умственной) и при любой степени утомления, усталости для максимально быстрого восстановления ... массажа – активное средство профилактики заболеваний, ... утренней гимнастикой, разминкой. Тренировочный массаж ... мышц. При многодневных соревнованиях восстановительный массаж применяют в таких видах спорта, как бокс, борьба, лыжный спорт, фигурное катание, шахматы и др когда пассивный отдых ...
Выдающиеся пловцы, особенно стайеры, отличаются высоким МПК — в среднем 5,2 л/мин (4-6 л/мин) при плавании и 5,4 л/мин (4,7-6,4 л/мин) при беге на тредбане, т. е. разница составляет в среднем 5,6%. Соответствующие показатели у женщин — 3,4 л/мин (2,9-3,7 л/мин) и 3,6 л/мин (3,4-4 л/мин).
Относительное «беговое» МПК (на 1 кг веса тела) у мужчин составляет в среднем 68,6 мл/кг-мин (62,5-76,4), у женщин — 55,3 мл/кг-мин (47,8-61,2), что ниже, чем у представителей «земных» видов спорта, требующих проявления выносливости.
Пловцы обычно весят больше, чем бегуны-стайеры. Поэтому относительное МПК у пловцов меньше, чем у хороших стайеров. Во время плавания вес тела слишком мал и в отличие от «наземных» локомоций не играет практически никакой роли как фактор нагрузки. Расход энергии при плавании не пропорционален весу тела, как при беге. Поэтому максимальные аэробные возможности у пловцов лучше оценивать по абсолютному МПК (л/мин)[13].
Глава.2. Средства восстановления работоспособности
.1 Педагогические средства
И. М. Сеченов установил, что последствия утомления ликвидируются быстрее в том случае, если человек после работы отдыхает не пассивно, а вовлекает в деятельное состояние мышцы, не принимавшие активного участия в основной работе.
Механизм действия активного отдыха объясняется нервно-рефлекторной теорией, суть которой сводится к следующему: во время активного отдыха в коре большого мозга устраняется торможение, возникающее в результате работы, через некоторое время к этим изменениям присоединяется сосудистая реакция (расширяются кровеносные сосуды работающих мышц).
Преимущество активного отдыха перед пассивным было подтверждено исследованиями ряда ученых при различных режимах мышечной деятельности (М. Е. Маршак, В. В. Розенблат, Н. В. Зимкин и др.).
Для обеспечения активного отдыха после мышечной работы применяются разнообразные средства. Ш. А. Чахнашвили для активного отдыха мышц рекомендует работу, выполняемую ногами. Положительный эффект был также получен при сокращении различных мышц туловища, при статических напряжениях и даже при мысленных представлениях о движении. Так, Н. А. Комаров, Н. П. Еременко в восстановительном процессе применяют упражнения на расслабление мышц. Таким образом, восстановление в условиях активного отдыха обусловливается действием нервных и сосудистых механизмов.
К педагогическим средствам восстановления относят также использование различных форм активного отдыха, проведение занятий на местности, на лоне природы, различные виды переключения с одного вида работы на другой и т. д[11].
Педагогические средства восстановления являются основными, так как определяют режим и правильное сочетание нагрузок и отдыха на всех этапах многолетней подготовки спортсменов. Они включают в себя:
Спортивная тренировка как важнейший компонент подготовки спортсмена
... спорта, а также осуществляет реализацию практических мер по сохранению и восстановлению здоровья спортсменов, повышению их работоспособности; Ш разрабатывает психологические проблемы спорта и обеспечивает ... и активный отдых. Цель подготовки в сфере спорта высших достижений -- добиться Максимально высоких результатов в соревновательной деятельности. Однако, что касается средств, методов, принципов ...
рациональное планирование тренировочного процесса в соответствии с функциональными возможностями организма спортсмена, правильное сочетание общих и специальных средств, оптимальное построение тренировочных и соревновательных микро- и макроциклов, широкое использование переключений, четкую организацию работы и отдыха;
правильное построение отдельного тренировочного занятия с использованием средств для снятия утомления (полноценная индивидуальная разминка, подбор снарядов и мест для занятий, упражнений для активного отдыха и расслабления, создание положительного эмоционального фона);
варьирование интервалов отдыха между отдельными упражнениями и тренировочными занятиями;
разработку системы планирования с использованием различных восстановительных средств в месячных и годовых циклах подготовки;
разработку специальных физических упражнений с целью ускорения восстановления работоспособности спортсменов, совершенствование двигательных навыков, обучение тактическим действиям.
Что касается конкретных средств восстановления, то выбор того или иного из них и их сочетание должны осуществляться врачом команды и тренером в зависимости от характера и степени напряженности предшествующей нагрузки, характера и степени утомления, индивидуальных особенностей спортсмена, наличия соответствующих условий и материальной базы[14].
Правильное чередование преимущественной нагрузки на различные органы и системы в процессе отдельного занятия, микроцикла, мезоцикла и макроцикла тренировки позволяет повысить эффективность тренировки за счет активизации процессов восстановления.
При построении отдельных тренировочных занятий особого внимания заслуживает организация вводно-подготовительной и заключительной частей. Рациональное построение вводно-подготовительной части способствует ускорению вхождения в работу, обеспечивает высокий уровень работоспособности в основной части занятия. В свою очередь, оптимальная организация заключительной части позволяет быстрее устранять развившееся в процессе занятия- утомление.
Правильный подбор упражнений и методов их использования в основной части занятия обеспечивает высокую работоспособность спортсменов, необходимый уровень их эмоционального состояния, что благоприятно сказывается на процессах восстановления между отдельными упражнениями, а также на характере утомления. Этому способствует оптимальное сочетание групповой и индивидуальной форм работы, использование средств активного отдыха между упражнениями.
Методика построения тренировочного микроцикла зависит от различных факторов. К ним в первую очередь следует отнести особенности протекания процессов утомления и восстановления после нагрузок отдельных занятий. Чтобы правильно построить микроцикл, нужно точно знать, какое воздействие оказывают на спортсмена различные по величине и направленности нагрузки, какова динамика и продолжительность протекания процессов восстановления после них. Не менее важными являются также сведения о суммарном эффекте нескольких различных нагрузок, о возможности использования малых и средних нагрузок с целью интенсификации процессов восстановления после больших и значительных нагрузок.
Разминка и её значение
... РАЗМИНКИ Оптимальная продолжительность разминки и длительность интервала между ее окончанием и началом работы определяется многими факторами: характером предстоящей работы (вид спорта), функциональным состоянием (тренированностью) спортсмена, ... между различными зонами мозга. Те области мозга, которые управляют процессом сокращения работающих мышц и регулируют деятельность внутренних органов, ...
Большую роль играет оптимальное соотношение нагрузок и отдыха в тренировочных микроциклах. Кроме того, используют разгрузочные циклы, основная функция которых — обеспечение полноценного восстановления после напряженной тренировки в предыдущих микроциклах и создание оптимальных условий для протекания адаптационных процессов в организме спортсмена. В. В. Вржесневский (1964) считает, что за 3-7 дней перед соревнованиями должны быть исключены из программы большие нагрузки. По его мнению, общая нагрузка в предсоревновательной неделе не должна превышать 30-40% от нагрузки обычной недели основного периода.
Другие авторы отмечают, что в предсоревновательном периоде следует применять сравнительно небольшие по объему, но высокие по интенсивности нагрузки (А. Ф. Бойко, Н. И. Волков В. М. Зациорский, 1964).
Д. Харре (1971) также указывает на необходимость ослабления тренировочных нагрузок перед соревнованиями. Нужно так строить микроциклы перед соревнованиями, чтобы спортсмен имел возможность для полного отдыха.
Снижение нагрузки за 10-12 дней до соревнований по борьбе рекомендуют А. А. Новиков, В. С. Дахновский и др.
Педагогическим средством, способствующим восстановлению, является полноценная разминка.
Основная цель разминки — достижение оптимальной возбудимости ЦНС, мобилизация физиологических функций организма для выполнения относительно более интенсивной мышечной деятельности и проработка мышечно-связочного аппарата перед тренировочным занятием или соревнованием.
Недооценка значения разминки нередко является причиной различного рода травм опорно-двигательного аппарата, которые не только снижают функциональные возможности организма, но и выводят спортсмена из строя иногда на длительный срок[2].
Физиологическая сущность разминки состоит в том, что она способствует повышению возбудимости и подвижности нервных процессов, усиливает дыхание и кровообращение, ускоряет физико-химические процессы обмена веществ в скелетной мускулатуре. Последнее связано с повышением температуры тела, раскрытием резервных капилляров. В частности, при повышении температуры в работающих мышцах и органах способность гемоглобина удерживать кислород уменьшается, возрастает отдача кислорода клеткам тканей, улучшается эластичность и сократительная способность мышц, что предохраняет их от повреждений и т. д. Разминка способствует также более быстрой врабатываемости организма спортсмена, уменьшению или ликвидации предстартовой лихорадки, апатии.
Проблема восстановления в спорте
... тканей, клеток после интенсивной мышечной работы. Прежде чем говорить о восстановлении организма спортсмена после тренировочных нагрузок, следует сказать о симптомах утомлении, недовосстановления. Ими ... результатов только за счет увеличения объема и интенсивности нагрузок. Проблема восстановления в спорте Послерабочие изменения психических функций в условиях выполнения физической нагрузки различной ...
При проведении разминки целесообразно вызвать потоотделение, так как оно способствует установлению необходимого уровня теплорегуляции, а также лучшему протеканию выделительных функций.
Специальная часть разминки включает специальные, имитационные и другие упражнения, которые по структуре движений соответствуют той или иной части целостного двигательного акта в избранном для специализации виде спорта. Применение этих упражнений в разминке связано главным образом с подготовкой нервных координационных процессов, обеспечивающих взаимодействие мышц, которые участвуют в выполнении предстоящего упражнения. Интенсивность выполнения специальных упражнений зависит от характера предстоящей работы и должна быть индивидуальной. С помощью специальных упражнений достигается усиление обмена веществ и теплообразования в организме, мобилизация дыхания, кровообращения и других систем внутренних органов. При этом усиливается потоотделение, появляется испарина, отсюда- бытующее в спортивной среде слово разогревание. Оно имеет более специальное значение для подготовки двигательного акта.
Большое значение имеет не только продолжительность разминки, но и соответствующий предстоящему упражнению ритм движений и интенсивность их выполнения. Это обеспечивает межмышечную координацию. Важное значение для высокой координации имеют упражнения на расслабление и растягивание отдельных мышц. Последнее увеличивает также амплитуду движений в суставах.
Исключительно важно не допускать в процессе соревнований охлаждения тела, максимально сохранять тепло — эффект разминки. С этой целью после разминки необходимо надеть шерстяной тренировочный костюм, куртку, халат, шерстяные носки.
Разминка перед кратковременными анаэробными нагрузками способствует повышению интенсивности гликолиза в мышцах. Выполнение нагрузок после разминки сопровождается повышенной активностью ряда окислительных ферментов, более экономным расходованием креатинфосфата (КрФ) и меньшим усилением гликолиза. В результате в мышечной системе создаются лучшие условия для анаэробного ресинтеза аденозинтрифосфорной кислоты (АТФ) при выполнении кратковременной работы максимальной мощности. Большое значение имеет разминка и для улучшения кровообращения в работающих мышцах. Это происходит благодаря увеличению количества раскрытых капилляров и перераспределению тока крови к интенсивно работающим мышцам (кровоснабжение мышц, относительно меньше участвующих в данном двигательном акте, уменьшается).Наблюдения показывают, что проведение разминки перед соревнованием или тренировочным занятием способствует более быстрому установлению устойчивого состояния и меньшему повышению содержания уровня пировиноградной и молочной кислот в крови после нагрузки. Последнее обстоятельство показывает, что после разминки удельный вес дыхательного фосфорилирования во время выполнения физических упражнений более высокий, чем без разминки[10].
.2 Медико-биологические средства
В спортивной тренировке помимо педагогических широко используются и медико-биологические средства восстановления, к числу которых относятся: рациональное питание, физио- и гидропроцедуры; различные виды массажа; приём белковых препаратов, спортивных напитков; использование бальнеотерапии, локального отрицательного давления (ЛОД, баровоздействие), бани-сауны, оксигенотерапии, кислородных коктейлей, адаптогенов и препаратов, влияющих на энергетические процессы, электростимуляции, аэронизации и др. Действие этих средств направлено на восполнение затраченных при нагрузке энергетических и пластических ресурсов организма, восстановление витаминного баланса, микроэлементов, терморегуляции и кровоснабжения, повышение ферментной и иммунной активности и тем самым не только облегчение естественного течения процессов восстановления, но и повышение защитных сил организма, его устойчивости по отношению к действию различных неблагоприятных и стрессовых факторов.
Медико-биологические средства восстановления нужно рассматривать в двух аспектах:
восстановление спортсменов в ходе учебно-тренировочного процесса;
восстановление работоспособности после перенесенных заболеваний, травм, перенапряжения, т.е. собственно-медицинская реабилитация.
Кроме всего вышеуказанного к медико-биологическим средствам восстановления специалисты относят сбалансированное питание, фармакологические препараты (кроме запрещённых) и витамины. На спортивную работоспособность влияют также климатические и погодные условия, состояние спортивных сооружений и одежды, суточный режим и закаленность организма, способность противостоять микроорганизмам, пища и организация питания, а также многие другие условия и факторы. Тактика использования гигиенических средств восстановления основана на общебиологических законах развития защитных реакций организма спортсмена в процессе спортивной работы (текущее восстановление), сразу после её прекращения (срочное восстановление) и в ближайшее время после неё (отставленное восстановление).
Большое значение имеет соблюдение гигиенического режима дня, последовательное осуществление различных мероприятий (сон, питание, работа, спортивные занятия).
Поданным[3], в большинстве случаев наибольшая активность биологических процессов и наивысшая работоспособность спортсменов приходится на 10-13 и 17-20 часов. Оказалось, что характер периодических изменений двигательной функции однотипен на протяжении всей недели. Отмечено, что строгое соблюдение распорядка дня обеспечивает нормальный дневной и ночной отдых, своевременную подготовку органов пищеварения к приёму и освоению пищи, высокую работоспособность в определенное время.
.3 Психологические средства восстановления
Высокая интенсификация тренировочного процесса способна вызвать срыв адаптации спортсмена к неизбежно нарастающим нагрузкам. Возникает необходимость нормализации психического состояния спортсмена, смягчения отрицательных влияний чрезмерной психической напряженности и активизации восстановительных процессов. Установлено, что для снижения уровня нервно-психической напряженности и психического утомления в период напряженных тренировок и особенно соревнований весьма важное значение приобретают психологические средства восстановления. Для управления психическим состоянием и снятия нервно-психического напряжения спортсменов специалисты рекомендуют следующие средства: внушение, сон-отдых, аутогенную тренировку, психорегулирующая тренировку, активирующую терапия, приёмы мышечной релаксации, специальные дыхательные упражнения, комфортные условия быта с введением отвлекающих факторов и исключением отрицательных эмоций, разнообразные виды интересного досуга с учётом индивидуальных наклонностей спортсмена, особенно при комплектовании команд в предсоревновательном периоде и др. Подбор восстановительных средств, удельный вес того или иного из них, их сочетание, дозировка, продолжительность и тактика использования обусловлены конкретным состоянием спортсмена, его здоровьем, уровнем тренированности, индивидуальной способностью к восстановлению, видом спорта, этапом и используемой методикой тренировки, характером проведенной и предстоящей тренировочной работы, режимом спортсмена, фазой восстановления и др.
Таким образом, в теории и практике физического воспитания отмечается многообразие средств, методов и приемов, обеспечивающих как создание более оптимальных условий для проявления работоспособности в плавании, так и для ее восстановления после мышечной деятельности. Для практической деятельности важно использовать уже накопленный потенциал в их комплексном применении и постоянно помнить о том, что организм пловца также сс временем, адаптируется к средствам восстановления, как и к средствам спортивной тренировки. К тому же использовать специальные медикаментозные средства следует в. крайней необходимости отдавая предпочтение естественным восстановительным процессам в организме, т. к. восстановительные процедуры, повышая работоспособность, в то же время уменьшают адаптационные сдвиги при воздействии тренировочных нагрузок.
Выводы
. Специальная подготовленность спортсменов-пловцов представлена тремя относительно независимыми факторами, а именно: тренерской оценкой надежности спортсмена, самооценкой надежности выступлений, устойчивостью соревновательного поведения.
. Эффективность работы определяется как выраженное в процентах отношение полезной работы к расходуемой для ее выполнения энергии.
. В теории и практике физического воспитания отмечается многообразие средств, методов и приемов, обеспечивающих как создание более оптимальных условий для проявления работоспособности в плавании, так и для ее восстановления после мышечной деятельности, к средствам восстановления относятся, педагогические, медико-биологические, психологические.
Библиографический список
1. Булгакова Н. Ж. Обучение плаванию в школе. -М.: Просвещение,-2004. -191с.
. Булгакова Отбор и подготовка юных пловцов. -М.: Физкультура и спорт, 2006. -191 с, ил.
. Вайцеховский С. М. Книга тренера.- М.: Физкультура и спорт, 2004. -311 с,
. Вайцеховский С. М. Физическая подготовка пловца. Изд. 2-е, перераб. и доп. — М.: Физкультура и спорт, 2006. -140 с.
. Васильев В. С, Никитский Б. Н. Обучение детей плаванию. — М.: Физкультура и спорт, 2003. -240 с,
. Вржесневский И. В. Плавание: Учебник для средних физкультурных учебных заведений. Изд. 2-е, перераб. и доп.- М.: Физкультура и спорт,2005. -301 с
. Гордон С. М, Техника спортивного плавания. -М.: Физкультура и спорт, 2008. -200 с, ил.
. Каунсилмен Д .Е. Наука о плавании/Пер. с англ. -М.: Физкультура и спорт, 2002.- 431 с
. Каунсилмен Д. Е. Спортивное плавание/Пер. с англ. -М.: Физкультура и спорт, 2004 . -208 с, ил.
. Макаренко Л. П. Подготовка юных пловцов. -М.: Физкультура и спорт, 2004. -128с. ил.
. Научное обеспечение подготовки пловцов: Педагогические и медико-биологические исследования под ред. Т. М. Абсалямова, Т. С. Тимаковой. -М.: Физкультура и спорт, 2003, -191 с, ил.
. Никитский Б. Н. Плавание: Учебник для студентов фак. физ. воспитания пед. институтов по спец. 1№ 2114 «Физическое воспитание». -М.: Просвешение,2007.- 303 с.
. Оноприенко Б. И. Биомеханика плавания. -Киев: Здоровья,2002.- 192 с.
. Парфенов В. А. Плавание: Учебник для факультетов физического воспитания педагогических институтов.- Киев: Вища школа, 2008. -288 с, ил.
. Парфенов В. А., Платонов В. Н. Тренировка квалифицированных пловцов. -М.: Физкультура и спорт,2006. — 166 с, ил.