Содержание
Введение 3
Основные этапы истории специальной педагогики как науки 5
Заключение 9
Список используемой литературы 11
Введение
Ранее существовало понятие «дефектология». Сейчас коррекционная педагогика заменяет данный термин.
Коррекционная педагогика – это область специальных психолого-педагогических знаний о сущности и закономерностях образования и воспитания детей и подростков, имеющих неярко выраженные недостатки в развитии психики и отклонения в поведении.
Основной целью коррекционной педагогики является выявление и преодоление (исправление) недостатков в развитии личности ребенка, помощь ему в успешном освоении картины мира и адекватной интеграции в социум.
Объектом коррекционной педагогики является личность ребенка, имеющего незначительные отклонения в психофизиологическом развитии (сенсорно-двигательной, соматической, интеллектуально-речевой сферах) или отклонения в поведении, затрудняющие его адекватную социализацию и школьную адаптацию.
Предметом специальной педагогики – служит процесс дифференциации обучения, воспитания и развития детей с недостатками в развитии и отклонениями в поведении, определение наиболее результативных путей, способов и средств, направленных на своевременное выявление, предупреждение и преодоление отклонений в развитии и поведении у данных детей и подростков.
Специальной педагогика призвана помочь в решении следующих задач:
— Определить природу и сущность недостатков в развитии и отклонений в поведении детей и подростков, выявить причины и условия их появления.
— Изучить историю становления и развития коррекционно-педагогической деятельности с детьми с недостатками в психофизическом развитии и девиациями в поведении.
— Выявить ведущие тенденции в предупреждении и преодолении отклонений в развитии и поведении детей и подростков, этиологию (причинно-следственную обусловленность) психофизиологического развития и социально-педагогических условий жизнедеятельности ребенка.
— Разработать технологии, совокупность методов, приемов и средств коррекционно-педагогического воздействия на личность ребенка с недостатками в развитии и отклонениями в поведении.
— Провести анализ общего и специального образования детей с недостатками в развитии и поведении в условиях массовой школы.
Развитие музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного ...
... определить ПРОБЛЕМУ : поиск психолого-педагогических условий музыкально-творческого развития детей среднего дошкольного возраста через воспитание у них музыкально-творческих ... Ильенков) психологами-теоретиками (Л.С.Выготский, Б.М.Теплов). работы, посвященные исследованию творческого развития детей (Н.А.Метлов, К.В.Головская, Н.А.Ветлугина, К В. Тарасова). МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ: теоретический ...
— Определить цели, задачи и основные направления деятельности специальных, коррекционно-развивающих учреждений и центров социальной защиты и реабилитации детей и подростков.
— Создать необходимую учебно-методическую базу в подготовке учителя к коррекционно-педагогической работе с детьми и подростками с недостатками в психофизиологическом развитии и девиациями в поведении.
Основные этапы истории специальной педагогики как науки
По статистике, в настоящее время, в РФ насчитывается около двух миллионов детей с физическими и интеллектуальными недостатками, что составляет почти 5% детской популяции. К основным видам патологии относятся психические заболевания (30%), неврологические (20%), поражения органов слуха и зрения (17% и 18%).
Для детей с данными заболеваниями создана сеть специальных образовательных коррекционных учреждений, в которых реализуются педагогические технологии, направленные на исправление, ослабление или замещение недостатков психофизического развития посредством средств образования. Область применения таких технологий, ориентированных на учет особенностей индивидуального развития каждого нетипичного ребенка в процессе его обучения и воспитания называется коррекционной педагогикой (от лат. correctio — исправление).
Термин педагогика (от греч. paides-ребенок, gogos-вести) дословно обозначает — детовождение — это наука о воспитании и обучении детей. Педагогами в Древней Греции называли рабов, сопровождавших детей рабовладельцев по дороге в школу и из нее. В дальнейшем значение этого термина было переосмыслено — так стали называть наставников, лиц, занимавшихся воспитанием, обучением подрастающего поколения и имеющих для этого специальную подготовку. В отдельную отрасль знания педагогика выделилась в начале XVIIв.
Специальная (коррекционная) педагогика — это многоотраслевая наука, изучающая психофизиологические особенности развития детей с ограниченными возможностями и занимающаяся разработкой проблем их воспитания, обучения и коррекции онтогенетических недостатков. Она обеспечивает научные основы работы специальных образовательных коррекционных школ и дошкольных учреждений, классов коррекции (классов выравнивания, компенсирующего обучения), логопедических пунктов, специальных дошкольных групп при массовых школах и детских дошкольных учреждений, которые занимаются решением как общих педагогических задач (всестороннее развитие и гуманистическое воспитание личности, обучение, трудовое обучение, профориентация), так и специфических:
коррекция нарушений развития;
коррекционное обучение и воспитание;
лечебно-профилактическая работа;
профессиональная подготовка по доступной специальности;
социокультурная интеграция и адаптация.
Дети с ограниченными возможностями — дети, имеющие функциональные ограничения в результате заболевания, отклонений или недостатков развития, состояния здоровья, внешности, вследствие неприспособленности внешней (окружающей) среды к их особым нуждам, из-за негативных стереотипов, предрассудков в отношении общества к людям-инвалидам в целом.
Контрольная работа. Педагогические условия развития, обучения, ...
... самым приоритет субъект-субъектных отношений в его структуре. 3. Ведущая роль воспитания в обучении и развитии ребенка. Воспитание — это специально организованная деятельность педагогов и воспитанников для реализации целей образования ...
Предметом специальной (коррекционной) педагогики является исследование закономерностей обучения, воспитания и развития детей со специальными образовательными потребностями.
Объектом выступают определенные ученические коллективы, группы школьников, занятые тем или иным видом деятельности, а также отдельные воспитанники и учащиеся специальных образовательных коррекционных дошкольных учреждений, школ и школ-интернатов.
Основными задачами коррекционной педагогики как науки являются:
1.Психолого-педагогическое изучение детей с отклонениями в развитии;
2.Изучение и обобщение передового педагогического опыта;
3.Разработка педагогических технологий по воспитанию, обучению и коррекции психофизических недостатков аномальных детей.
Аномальными (от греч. anomalos — неправильный ) — считаются люди, у которых физические или психические отклонения приводят к нарушению общего развития (28)1. Под нормой, по-мнению В.П. Кащенко, понимается, «просто среднее и в то же время наиболее часто встречающееся значение. Это среднее не будет постоянным явлением, а будет меняться в зависимости от социально-экономических, культурно-исторических, климатических и прочих условий эпохи»2 . Коррекционная педагогика объединяет ряд самостоятельных отраслей: это сурдопедагогика (от греч. surdus-глухой), изучающая вопросы воспитания и обучения детей с недостатками слуха; тифлопедагогика (от греч. tiphlos-слепой) — вопросы воспитания и обучения детей с дефектами зрения; олигофренопедагогика (от греч. olygos-малый, phren-ум) — вопросы воспитания и обучения детей с умственной отсталостью; логопедия (от греч. logos-слово, paideia-воспитание, обучение) — вопросы изучения и исправления недостатков речи.
Специальная (коррекционная) педагогика, связана с рядом смежных наук — психолого-педагогических и медицинских. Это, в-первую очередь, педагогическая психология, так как без знания закономерностей функционирования человеческой психики и психического развития в норме нельзя разработать научную систему обучения и воспитания нетипичных детей.
Поскольку коррекционная педагогика занимается вопросами изучения, образования и развития детей с психофизическими отклонениями, ей необходимы данные их клинического исследования, которые можно получить из невропатологии (науки об органических и функциональных болезнях нервной системы), патологической анатомии (науки, изучающей отклонения в строении организма), патофизиологии (науки о закономерностях возникновения, развития и течения патологических процессов), общей и медицинской генетики (науки о законах наследственности и наследственных заболеваниях), психопатологии (науки, изучающей болезни психики, их причины, течение, предупреждение и лечение), детской психиатрии (науки, изучающей психопатологические проявления в детском возрасте).
Для сурдои тифлопедагогики большое значение имеют данные отоларингологии (науки о заболеваниях уха, носа, горла) и офтальмологии (науки о заболеваниях органов зрения).
Разработке методов восстановления нарушенных психических функций с использованием приемов компенсации дефекта помогает патопсихология (отрасль психологии, изучающая изменения психической деятельности при патологических состояниях мозга).
ВОПРОС ╣ 13 Учет особенностей темперамента в воспитания и обучении ...
... с одной деятельности па другую). Темперамент сказывается на поведении ребенка, па быстроте протекания реакций, устойчивости настроений. Поэтому необходимо учитывать особенности темперамент как при обучении, так и при воспитании детей.
Разработка фундаментальных методических основ образования и социализации нетипичных детей осуществляется с опорой на общую и специальную (тифло-, сурдо-, олиго-) психологию, изучающую психологические особенности детей с проблемами.
Основные положения обучения и воспитания нетипичных детей коррекционная педагогика разрабатывает в соответствии с общепедагогическими принципами, что и делает ее частью общей педагогики. В свою очередь, специальная (коррекционная) педагогика разрабатывает специфические пути реализации данных принципов, средства и приемы коррекционной работы, что и делает ее самостоятельной наукой.
Заключение
Коррекционно-педагогическая деятельность – это сложное психофизиологическое и социально-педагогическое явление, охватывающее весь образовательный процесс (обучение, воспитание и развитие), выступающий как единая педагогическая система, куда входят объект и субъект педагогической деятельности, ее целевой, содержательный, операционно-деятельностный и оценочно-результативный компоненты.
Ведущие направления коррекционно-педагогической деятельности:
— коррекционное воздействие на ребенка средовыми факторами (природными, социальными), т.е. «терапия средой»;
— организация учебного процесса (его коррекционная направленность);
— специальный подбор культурно-массовых и оздоровительных мероприятий;
-психогигиена семейного воспитания.
Содержание коррекционно-педагогической деятельности:
-совершенствование достижений сенсомоторного развития;
-коррекция отдельных сторон психической деятельности;
-развитие основных мыслительных процессов;
-развитие различных видов мышления;
— коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы;
-развитие речи, овладение техникой речи;
— расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря;
— коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.
В коррекционно-педагогической работе с несовершеннолетними (подростками) с отклоняющимся поведением основные направления коррекционной деятельности следующие:
— нормализация и обогащение отношений с окружающим миром, прежде всего с педагогами и детским коллективом;
— компенсация пробелов и недостатков в духовном мире, усиление деятельности в той области, которую он любит, в которой может добиться хороших результатов (компенсация в области интересного дела, увлечения спортом, техникой, музыкой и др.);
— восстановление положительных качеств, которые получили незначительную деформацию (девиацию);
— постоянная стимуляция положительных качеств, не утративших социальной значимости;
— интенсификация положительного развития личности, формирование ведущих положительных качеств;
— усвоение и накопление социально ценного жизненного опыта, обогащение практической деятельности в различных сферах жизни;
— накопление навыков нравственного поведения, здоровых привычек и потребностей на основе организации деятельности учащихся по удовлетворению их интересов;
— исправление как преодоление отрицательного, т.е. ликвидация пробелов в формировании положительных качеств, искоренение отрицательных качеств и вредных привычек.
Развитие игровой деятельности детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта
... ёнком. Вся коррекционно-педагогическая работа с детьми осуществляется посредством игр. Поэтому игровая деятельность так важна для детей с нарушением интеллекта. Но дети с проблемами в психофизическом развитии требуют особого ... будут зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношения с людьми. Например, в игре формируется такое качество личности ребёнка, как саморегуляция действий ...
Коррекционно-педагогическая деятельность по устранению отклонений в развитии и поведении осуществляется на интегративной комплексной основе (диагностико-коррекционной деятельности, выявления и изучения природы и этиологии отклонения в развитии и поведении; преодоление дефекта; его профилактика, действия по формированию личности подростка с опорой на его положительные качества. В данном направлении коррекционно-педагогическая деятельность предусматривает координацию усилий школы, семьи и социума в решении задач предупреждения, преодоления недостатков в развитии и поведении детей и подростков.
Список используемой литературы
1. Выготский Л.С. Основы дефектологии. Ч.1 / Собр. соч.: В 6 т.- Т. 5. — М., 1983.
2. Выготский Л.С. Проблемы дефектологии. — М.: Просвещение, 1995.
3. «Дорога-это то, как ты идешь по ней…»/ Под общ. ред. В.Н. Ярской, Е.Р. Смирновой. — Саратов: Изд-во ПФРУЦ, 1996.
4. Кащенко В.П. Педагогическая коррекция. — М.: Просвещение, 1994.
5. Концепция специального обучения и воспитания детей с нарушениями умственного и физического развития / Под рук. И.Т. Власенко, В.И. Лубовского // Дефектология. — 1989. — №2.
6. Коррекционная педагогика: Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии/ Под ред. Б.П. Пузанова. — М., 1999.
7. Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика (ранний и дошкольный возраст).
— М., 1999.
8. Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т. / Под ред. В.В. Давыдова. — М., 1993.
9. Юн Г. Дети с отклонениями. / Пер. с нем. — Кишенев, 1987.