Совр. пед техн в нач шк

Тема: «Современные педагогические технологии, используемые в начальной школе»

Цель: ознакомление с современными педагогическими технологиями на уроках технологии в начальной школе

Задачи: обучающие

  • ознакомить с одной из современных технологий обучения – методом проектов в начальной школе; Здоровье сберегающей технологией.
  • ознакомление с понятием «творческий проект»;
  • обучение проектной деятельности;
  • ознакомление с методами, средствами и приемами на уроках технологии в начальной школе

развивающие

  • развивать познавательный интерес;
  • способствовать развитию эрудиции студентов, творческих возможностей;
  • воспитывать культуру труда освоения знаний;
  • воспитывать потребность самообразования.

Компьютерная презентация: метод проектов

Оформление доски: таблички МЕТОД; СРЕДСТВА; ПРИЕМЫ

Литература:

  1. Годовникова Л.В. Преодоление школьной тревожности у учащихся группы риска.// Начальная школа, № 12/2004.
  2. Ковалько В.И. Здоровье сберегающие технологии (1-4 классы).

    М. «ВАКО» 2004 .

  3. Конышева Н.М. Методика трудового обучения младших школьников. Москва. «АСАDЕМА».1999.
  4. Курганская Л.М. Воспитание души//начальная школа №12/2003..
  5. Лукьянова В.С., Остапенко А.А., Гузенко В.В.Сохранение и восстановление здоровья у учащихся в условиях педагогического лицея.// Школьные технологии №1/2004.
  6. Яковлева З.Л., Немцова Т.И., Степанов Е.Н. Создание ситуации на уроке//Школьные технологии №1/2004.
  7. Голицина Н.С., Сенновская И.Б. Проектный метод. Пособие для учителя.М., 2006.
  8. Конышева Н.М. Проектная деятельность школьников// начальная школа. 2006. №1 с.19-27

Выставка учебников:

  • Геронимус Т.М. учебник технологии 2 кл. «Маленький мастер»,с.132-135; коллективный проект «Мебель из коробков». М.Аст-Пресс, 2003 г
  • Геронимус Т.М. учебник технологии 3 кл. «Маленький мастер»,с.138-139; коллективный проект «Конструирование технических устройств». М. Аст-Пресс, 2003 г
  • Конышева Н.М. (педагогическая образовательная система «Гармония»).

    4 стр., 1814 слов

    Современные технологии начального математического образования в начальной школе

    ... нашей работы. Предмет исследования: современные технологии. Объект: математическое образование в начальной школе. Цель: описать особенности современных технологии начального математического образования младших школьников. Задачи: ... на практике (В. П. Беспалько) [2] . · Педагогическая технология - это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения с ...

    Учебник технологии 2 кл. с.136-137; проект №1 «Чашка для сказочного героя героя»; проект №2 «Украшения»; проект № 3 «Дом для сказочного героя». Смоленск. Ассоциация XXI век, 2008 г

  • Конышева Н.М. (педагогическая образовательная система «Гармония»).

    Учебник технологии 3 кл. с.153-155; коллективный проект №1 «Космодром XXI века»; групповой проект №2 «Кукольный театр»; Смоленск. Ассоциация XXI век, 2008 г

  • Куревина О.А., ЛутцеваЕ.А.( (педагогическая образовательная система «Школа 2100», учебник технологии 3 кл., с.56-61; коллективный проект «Играем басню». БАЛАСС 2004
  • Куревина О.А., ЛутцеваЕ.А.( (педагогическая образовательная система «Школа 2100», учебник технологии 4 кл., с.111-126; коллективный проект «разыгрываем сказку». БАЛАСС 2006
  • ЛутцеваЕ.А.( (педагогическая образовательная система «Начальная школа XXI века», с. 32-33, коллективный проект «Наш зимний сад». М. Вентана-граф. 2004
  • ЛутцеваЕ.А.( (педагогическая образовательная система «Начальная школа XXI века», с. 24-32, коллективный проект №1 «Жилище человека. Загородный домик»; коллективный проект №2 «Интерьер» М. Вентана-граф. 2004
  • Малышева Н.А. (педагогическая образовательная система «Классическая начальная школа», учебник технологии 4 кл. «Своими руками», с.101-110; проект «Шляпа для карнавала». Дрофа. 2009 год.
  • Рагозина Т.М., Гринева А.А., Мылова И.Б.

    (Перспективная начальная школа), учебник технологии 2 кл., с. 66-69 проект «Веселая регата». М. Академ/учебник 2008 г

  • Рагозина Т.М., Гринева А.А., Мылова И.Б. (Перспективная начальная школа), учебник технологии 3 кл., с. 75 коллективный проект №1«Создание парка машин для перевозки грузов». коллективный проект №2«Создание парка сельскохозяйственных машин М. Академ/учебник 2008 г
  • Рагозина Т.М., Гринева А.А., Мылова И.Б. (Перспективная начальная школа), учебник технологии 4 кл., с. 71-74 коллективный проект «Создание макета села Мирного»; коллективный проект «Создание фрагмента «Бородинское сражение». М. Академ/учебник 2007 г
  • Учебник технологии для с/школ под редакцией Симоненко В.Д. 2 класс. Творческий проект «Клубничный сторож». С.145-151. Вентана-граф 2002
  • Учебник технологии для с/школ под редакцией Симоненко В.Д. 3 класс. Творческий проект «Ночник «Дракоша». С.151-158. Вентана-граф 2003

Ход занятия

1.Орг.момент

2. Введение в проблему.

Предметные знания, умения и навыки всегда будут актуальны для начальной школы, ибо они являются мощным средством развития мышления. И чем прочнее и шире знания, тем легче дети будут получать их и, следовательно, будет гибче мышление ребенка. Обновляющейся начальной школе требуются такие методы обучения, которые должны:

  • формировать активную, самостоятельную и инициативную позицию учащихся в учении;
  • развивать в первую очередь общеучебные умения и навыки: исследовательские, рефлексивные, самооценочные;
  • формировать не просто умения, а компетенции, т.е. умения, непосредственно сопряженные с опытом их применения в практической деятельности;
  • развивать познавательный интерес учащихся
  • реализовывать принцип связи обучения с жизнью.

Обсуждение (повторение) из курса педагогики понятий: метод, средства, приемы

11 стр., 5194 слов

Методические рекомендации к учебнику «Технология профессионального успеха»

... контрольная - 2 Выполнение проекта «Мои профессиональные намерения» 1 2 Итого 17 17 Соответствие курса «Профессиональное самоопределение и карьера» и учебника «Технология профессионального успеха» Обязательному ... перед школьником проблемы выбора профильного образования на этапе обучения в старшей школе, на после школьных этапах образовательной деятельности, в ходе дальнейшего выбора профессий, ...

В древние времена, когда еще только возникло обучение как передача человеческого опыта, методы обучения в основе своей включали подражание — обряды, ритуалы, танцы, игры.

В эпоху средневековья (его первой половины), когда господствовал схоластический характер обучения, преобладали словесные методы, требовалось зазубрить, заучить, воспроизвести и т.п.

В период эпохи Возрождения методы обучения переживают изменения вместе с переменами в обществе. В период открытий, изобретений, новшеств буквально во всех сферах общества ведущая роль в обучении отводится методам наглядного обучения, которые позволяют видеть, наблюдать, применять знания и добывать их, находить выход из создавшегося положения.

В XIX-XX века с существованием деятельностного подхода в обучении больший удельный вес приобретают практические и исследовательские методы — бригадно-лабораторный метод, метод проектов, метод самостоятельных заданий и т.д.

«Метод» (по-гречески — «путь к чему-либо») — способ достижения цели, способ приобретения знаний.

«Метод — в самом общем значении — способ достижения цели, определенным образом упорядоченная деятельность», — сказано в философском словаре.

Успех обучения в решающей степени зависит от направленности и внутренней активности обучаемых, от характера их деятельности, то именно характер деятельности, степень самостоятельности и творчества и должны служить важным критерием выбора метода.

В Концепции модернизации образования «…модернизация предполагает ориентацию образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования».

Необходимо научить ребенка открывать знания, а не получать их в готовом виде.

Объяснительно-иллюстративный метод обучения (преподаватель объясняет, наглядно иллюстрирует учебный материал) — осуществляется как лекция, рассказ, беседа, демонстрация опытов, трудовых операций, экскурсия

5 стр., 2472 слов

Объект профессиональной деятельности педагогов профессионального ...

... инновационной деятельности. Разрабатывает учебно-методическую документацию (основные профессиональные образовательные программы: учебные планы и программы учебных предметов, пособия и рекомендации). Постоянно совершенствует формы и методы профессионального обучения и ...

Репродуктивный метод. Преподаватель составляет задание для учащихся на воспроизведение ими знаний, способов деятельности, решение задач, воспроизводство опытов и, таким образом, ученик сам активно воспроизводит учебный материал: отвечает на вопросы, решает задачи и т.д. в результате формируются «знания-копии».

Метод проблемного изложения. Используя самые различные источники и средства, педагог, прежде чем излагать материал, ставит проблему, формулирует познавательную задачу, а затем, раскрывая систему доказательств, сравнивая точки зрения, различные подходы, показывает способ решения поставленной задачи. Ученики как бы становятся свидетелями и соучастниками научного поиска.

Частично-поисковый, или эвристический, метод. Заключается в организации активного поиска решения выдвинутых в обучении (или самостоятельно сформулированных) познавательных задач либо под руководством педагога, либо на основе эвристических программ и указаний.

Исследовательский метод. После анализа материала, постановки проблем и задач и краткого устного или письменного инструктажа обучаемые самостоятельно изучают литературу, источники, ведут наблюдения и измерения и выполняют другие действия поискового характера. Инициатива, самостоятельность, творческий поиск проявляются в исследовательской деятельности наиболее полно. Методы учебной работы непосредственно перерастают в методы научного исследования

Наглядные методы.

Под наглядными методами обучения понимаются такие методы, при которых усвоение учебного материала находится в существенной зависимости от применяемых в процессе обучения наглядного пособия и технических средств.

Наглядные методы обучения условно можно подразделить на две большие группы: метод иллюстраций и метод демонстраций.

Демонстрация (лат. demonstratio — показывание) — метод, выражающийся в показе всему классу на уроке различных средств наглядности.

Объектами демонстрации являются: наглядные пособия демонстрационного характера — картины, таблицы, схемы, карты, диапозитивы, кинофильмы, модели, макеты, диаграммы, крупные натуральные объекты и препараты и др

Демонстрация применяется учителем преимущественно при изучении нового материала, а также при обобщении и повторении уже изученного материала.

Иллюстрация как метод обучающего взаимодействия применяется учителем в целях создания в сознании учащихся с помощью средств наглядности точного, четкого и ясного образа изучаемого явления.

При использовании наглядных методов обучения необходимо соблюдать ряд условий:

  • применяемая наглядность должна соответствовать возрасту учащихся;
  • наглядность должна использоваться в меру и показывать ее следует постепенно и только в соответствующий момент урока;
  • наблюдение должно быть организовано таким образом, чтобы все учащиеся могли хорошо видеть демонстрируемый предмет;
  • необходимо четко выделять главное, существенное при показе иллюстраций;
  • детально продумывать пояснения, даваемые в ходе демонстрации явлений;
  • демонстрируемая наглядность должна быть точно согласована с содержанием материала;
  • привлекать самих учеников к нахождению желаемой информации в наглядном пособии или демонстрационном устройстве

Обучающая и воспитывающая функции наглядного метода обусловливаются высокой эффективностью воздействия наглядных образов. Информация, представленная в наглядной форме, является наиболее доступной для восприятия, усваивается легче и быстрее

14 стр., 6654 слов

Влияние методов использования наглядности на формирование познавательной ...

... наиболее существенные вопросы. Такое применение наглядности в обучении не приносит пользы, а скорее вредит и усвоению знаний, и развитию школьников. Когда у учащихся имеются необходимые образные представления, ... в процессе обучения зависит от применения наглядных пособий и технических средств. Наглядные методы обучения необходимо использовать при работе с детьми младшего школьного возраста. Это ...

Наглядные средства включают естественные предметы, различные изделия, машины, устройства, модели (неподвижные и подвижные), плакаты, схемы и таблицы черно-белые и цветные, символы и др. Важное достоинство визуальных средств состоит в том, что они позволяют учащимся приобретать представления о технике и ее применении, — важный фактор в формировании жизненных понятий.

Особенно стоит отметить обстоятельство, что у учителя технологии есть возможность представлять объекты в увеличенном или уменьшенном видах, в разрезе или в составе сборной конструкции. Наглядные средства помогают уяснить ход производства, его стадии (технологические карты) и многое другое.

Учителю технологии приходится (это обязательный элемент правильно организованного урока) показывать школьникам либо эталонное изделие (объект труда), либо технологическую карту последовательности его изготовления. С дидактической точки зрения лучше всего такие средства обучения воспринимаются не в общем (окончательном) виде, а в динамике, с последовательным отображением этапов обработки.

В любом случае учитель технологии должен иметь в виду следующие дидактические факторы использования средств обучения, особенно изготовленных собственными руками:

  • изделия должны иметь привлекательный, эстетический вид при полном соблюдении симметрии, если фигура (объект) ею располагает. Малейшая небрежность, неубранные шероховатости, заусенцы на острых кромках и т.п., неудачный выбор покрытия — все это отрицательно скажется на работах, которые будут выполняться учащимися, так как подсознательно каждый из них усвоил сигнал-«указание»: можно позволить небрежность в изготовлении;
  • цветовая гамма применяемых красок, их сочетание должны учитывать психологию восприятия цветов человеком;

Виды наглядности можно подразделить на:

  • естественную наглядность (предметы объективной реальности);
  • экспериментальную наглядность (опыты, эксперименты);
  • объемную наглядность (макеты, фигуры и т.п.);
  • изобразительную наглядность (картины, фотографии, рисунки);
  • звуковую наглядность (магнитофон);
  • символическую и графическую наглядность (карты, графики, схемы, формулы);
  • внутреннюю наглядность (образы, создаваемые речью учителя).

Наглядные пособия обычно классифицируются на три группы:

  • объемные пособия (модели, коллекции, приборы, аппараты и т.п.);
  • печатные пособия (картины, плакаты, портреты, графики, таблицы; проекционный материал (кинофильмы, видеофильмы, слайды и т.п.).

Учебная деятельность школьника на уроках состоит из репродуктивной и творческой. Развитию учащегося в наибольшей степени способствует творческая деятельность, в которой смыслом является сам ее предмет Необходимо стремиться к созданию методики, в которой преобладающее место занимает именно творческая деятельность учащегося. Для творческого развития учащихся необходимо применять в обучении индивидуальный подход. В виду специфики учебной деятельности на уроках «Технологии» индивидуальный подход должен опираться и на психологические особенности и отличия мальчиков и девочек.

1 стр., 463 слов

Проект. Юные инженеры

... расчет показателей по результатам взаимодействия с целевой аудиторией Информационное освещение деятельности проекта В сети интернет На телевидении В печатных изданиях На мероприятиях, ... расходов Статья расходов Стоимость единицы, руб. Количество единиц Всего Ресурсы проекта Управленческие ресурсы Участники команды, кураторы; Межвузовская сотрудничество. Административные ресурсы Администрация ...

Так, девочки в пространственном восприятии, в восприятии цвета и различии его оттенков превосходят мальчиков, но уступают мальчикам в восприятии времени. Мальчики менее аккуратны в работе и более решительны в действиях, чем девочки. Девочки обычно более эмоциональны, более исполнительны и дисциплинированы. Мальчики отличаются более широким кругом интересов. В том случае если девочки не уверены в том, что следует делать, то они будут ждать разъяснений, а мальчики сначала попытаются самостоятельно найти решение. Младшие школьники вообще болезненно реагируют на порицание и плохие оценки, но особенно это относится к девочкам.

Чтобы у учащихся складывалось положительное отношение к труду, практическая деятельность должна носить положительную эмоциональную окраску, а выполненное изделие приносить учащемуся моральное удовлетворение. Чтобы учащийся мог теоретические знания соединять с практическими действиями, необходимо строить обучение с применением современных прогрессивных педагогических технологий.

Мы рассмотрим подробно некоторые пед . технологии, это : метод проектов, здоровье сберегающие технологии.

Психолого-педагогическими исследованиями доказано, что творческое начало присуще каждому учащемуся. Для развития творческой активности младших школьников целесообразно использовать метод проектов, цель которого развить у ребенка желание учиться, творческое мышление, сформировать основы толерантного мышления и поведения. Деятельность учащегося при этом методе будет носить характер учебного проектирования, и как всякая творческая деятельность, она будет состоять из ряда компонентов, которым, в наибольшей степени будут соответствовать следующие этапы выполнения проектов: поисково-исследовательский; технологический; заключительный.

В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развитие креативного мышления, создание условий для новых типов деятельности в социокультурной среде, развития умения адаптироваться к изменяющимся условиям жизни человека.

Что же такое проектная деятельность?

Слайд 1.

(Презентация «Метод проектов в начальной школе»

Слайд 2.

Цель проектного обучения– это развитие свободной творческой личности ребенка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.

Задачи развития личности ребенка:

  • обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;
  • развитие познавательных способностей;
  • развитие творческого воображения;
  • развитие творческого мышления;
  • развитие коммуникативных навыков.

Работа над проектом включает деятельность учителя и детей.

  • ПРОЕКТ– это самостоятельная творческая завершенная работа, выполняемая

под руководством учителя.

5 стр., 2008 слов

Влияния компьютерных технологий на развитие учащихся

... 67 3.9. Перспективы мультимедиа как образовательного ресурса 67 3.10. Информационные технологии образования – новые возможности учащихся и учителей 69 3.11. Влияние электронных средств мультимедиа на ... и стала использоваться технология виртуальной реальности. Мультимедиа стало основой комплексной визуализации работы с ПК. Трудно переоценить значение автоматизации офисной деятельности в самом общем ...

Слайд3

  • МЕТОД ПРОЕКТОВ– Одна из личностно-ориентированных технологий, в основе которой лежит развитие познавательных интересов учащихся, так и как одну из форм организации совместной деятельности ученика и учителя, ученика и ученика, ученика и группы учеников, которые могут формироваться как учителем, так и по желанию детей.
  • способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом.

Разнообразие учебных проектов велико. Какие бывают проекты? Какие требования к ним предъявляются?

В современной педагогике метод проектов используется не вместо систематического предметного обучения, а наряду с ним как компонент системы образования.

Слайд 4.

Основные требования к проекту:

  • Наличие социально значимой задачи (проблемы) – исследовательской, информационной, практической.
  • Выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы, а главное пооперационной разработки проекта.
  • Проект требует исследовательской работы учащихся.
  • Результатом работы является продкукт.
  • Проект требует презентации продукта

Слайд 5

Проект – это пять «П» : Проблема — Проектирование (планирование) – Поиск информации – Продукт – Презентация. И шестое «П» — Портфолио, т.е папка в которой будут собраны все мактериалы (эскизы, технологические карты и т.д.).

Слайд 6

Специфика проектов:

Практико-ориентированный проект нацелен на социальные интересы самих учащихся. Может быть использован в жизни класса, школы, микрорайона, города, государства (от учебного пособия для кабинета до пакета каких-либо рекомендаций).

Исследовательский проект по структуре – настоящее исследование с выдвижением гипотезы и с последующей ее проверкой.

Информационный проект направлен на сбор информации о каком–либо объекте, явлении с последующим анализом.

Творческий проектпредполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов.

Ролевой проект.Разработка такого проекта сложна.

Слайд 7

По предметно-содержательной области :

  • Монопроекты (в рамках одного предмета) или одной области знания.
  • Межпредметные проекты выполняются исключительно во внеурочное время и под руководством нескольких специалистов в различных областях знания.

По характеру контактов между участниками могут быть:

  • Внутриклассными;
  • Внутришкольными;
  • Региональными;
  • Межрегиональными;
  • Международными.

Слайд 8

По продолжительности проекты классифицируются:

6 стр., 2995 слов

XXI век диалог наук и мировоззренческих позиций в антропных технологиях ...

... значительной мере будет зависеть от совершенствования культуры двигательной деятельности человека, развития антропных технологий физического образования и воспитания, разрабатываемых с учетом " ... см. схему). Известно, что аналитические теории деятельности и двигательных действий, развиваемые в традиционных образовательных технологиях (биомеханике, теории физической культуры, инженерной психологии, ...

  • Мини-проекты (могут укладываться в один урок);
  • Краткосрочные проекты (5-6 уроков);
  • Недельные проекты выполняются в группах в ходе проектной недели (занимает 30-40 часов);
  • Годичные проекты могут выполняться как в группах , так и индивидуально (выполняется во внеурочное время.

Одним из важных этапов осуществления проекта является презентация.

Слайд 9

Виды презентационных проектов:

  • Деловая игра;
  • Игра с залом;
  • научная конференция;
  • соревнования;
  • спектакль;
  • выставка и т.д.

Слайд 10

Особенности осуществления проектной деятельности в начальной школе (готовность младших школьников к проектной деятельности):

  • формирование у учащихся ряда коммуникативных умений (умение

спрашивать, умение выражать свою точку зрения, умения договариваться);

  • развитие мышления и определенная и интеллектуальная зрелость (развитие
  • аналитико-синтетических действий; умение вычленять существенный

признак; перенос общего способа действий на другие учебные задачи);

  • накопление вычленять существенный признак; перенос общего способа

действий на другие учебные задачи

Слайд 11

В целом в проектной деятельности младших школьников можно выделить

следующие этапы, соответствующие учебной деятельности:

  • мотивационный (учитель: заявляет общий замысел, создает положительный

настрой; ученики: обсуждают, предлагают собственные идеи);

  • планирующий подготовительный (определяется тема, формируются задачи, вырабатывается план действий, устанавливаются критерии оценки результата, согласовываются способы совместной деятельности)
  • информационно-операционный (ученики: собирают материал, работают с
  • литературой и другими источниками, непосредственно выполняют проект;

учитель:наблюдает, координирует, проводит консультации, сам является

информационным источником);

  • рефлексивно-оценочный(Ученики: представляют проекты, участвуют в

коллективном обсуждении, оценивают результат и процесс работы, дают

самооценку; учитель выступает участником коллективной оценочной

деятельности)

Примерный план работы учителя по подготовке проекта:

  1. На основе изученных проблем детей постановка цели проекта.
  2. Разработка плана движения к цели
  3. Привлечение специалистов (библиотекарь, социальный педагог и др.) к

осуществлению соответствующих разделов проекта.

  1. Составление плана-схемы проекта.
  2. Сбор, накопление материала.
  3. Включение в план-схему проекта занятий, игр и других видов детской деятельности.
  4. Домашние задания и задания для самостоятельного выполнения.
  5. Презентация проекта,

Слайд 12. Приложение: творческий проект «Театр пальчиковых кукол», 3 кл, шк.№40 (элетр. Вариант)

9 стр., 4089 слов

Метод проектов как одно из условий повышения мотивации учебной ...

... и определило выбор темы методической работы: «Метод проектов как одно из условий повышения мотивации учебной деятельности на уроках окружающего мира». Работая над этой проблемой, появляется вопрос: ... учебную практику пришли новые средства обучения. Распространение компьютеров и мобильные технологии позволяют включить в образовательный процесс различные открытые площадки за стенами школы. ...

В начальной школе проектная деятельность начинается со второго класса. Дети, естественно, не могут вести серьезную поисковую и исследовательскую работу. И тем не менее творческое проектирование играет очень серьезную роль в образовательном процессе .

Проектная деятельность тесно связана с понятиями «прогнозирование», «конструирование», моделирование».

Есть несколько разновидностей конструкторских задач, доступных учащимся младшего школьного возраста, которые, по сути, и являются проектными: это задачи на доконструирование, переконструирование изделия и собственно конструирование. Они различаются по характеру поисковой и познавательной деятельности: в первой преобладает рационализаторская деятельность; вторая совмещает виды рационализаторской и изобретательской деятельности; в третьей преобладает изобретательская деятельность.

Проектная деятельность способствует формированию технологической культуры учащихся, готовит к реальным условиям жизнедеятельности. Она не ориентирует школьников на готовые знания, а выявляет и развивает творческие способности учащихся. Первый вид заданий связан с доконструированием изделия, с решением конструкторских задач и требует от учеников творчества, изобретательности. При выполнении подобных заданий ученикам нужно не просто вспомнить или повторить известные пути и способы работы, а осуществить творческий переход имеющихся знаний и умений в новую ситуацию.

Метод проекта актуален и очень эффективен. Он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения.

Презентация «Варианты творческих проектов в начальной школе»

Слайд 31

Применение метода проектов на уроках технологии и внеклассных занятиях в начальной школе способствует:

  • стимулированию мотивации детей на приобретение знаний;
  • развитию способностей применять знания в различных жизненных

ситуациях;

  • формированию основы толерантного мышления и поведения;
  • развитию творческого воображения.

Слайд 32

Организация проектной деятельности в технологическом образовании школьников способствует развитию

  • творческого потенциала учащихся;
  • проведению самостоятельных исследований;
  • принятию решений;
  • развитию умений работать в команде и отвечать за результаты

коллективного труда;

  • проведению экономической и экологической оценок процесса и результатов

труда;

  • формирует привычку к анализу потребительских, и технологических

ситуаций.

Совр. пед техн в нач шк — Стр 2

Слайд 33

В процессе проектной деятельности формируются следующие общеучебные умения и навыки:

1.Рефлексивные умения;

2.Поисковые (исследовательские) умения;

3.Навыки оценочной самостоятельности;

4.Умения и навыки работы в сотрудничестве;

5.Коммуникативные умения;

6.Презентационные умения и навыки;

Таким образом, применение метода проектов на уроках технологии и внеурочных занятиях в начальной школе является целесообразным и полезным видом учебной деятельности, которая играет значительную роль в формировании ключевых компетентностей личности.

Метод проектов – это одна из конкретных возможностей использовать жизнь для воспитательных и образовательных целей. Он открывает путь, показывающий, как перейти от словесного воспитания к воспитанию в самой жизни и самой жизнью.

3. Здоровье сберегающие технологии.

Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения – обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Задача начальной школы — создание педагогических условий сохранения (и восстановления) умственного, нравственного (психического) и телесного (физического) здоровья ребенка.

Триединость задачи обуславливает три группы компонентов здоровье сберегающей педагогической системы:

  • компоненты, способствующие сохранению умственного здоровья;
  • компоненты, способствующие сохранению нравственного здоровья;
  • компоненты, способствующие сохранению физического здоровья.

Все три группы компонентов прослеживаются при проведении уроков технологии (художественного труда) в начальной школе. Именно уроки технологии (ручного труда) предоставляют исключительные, уникальные образовательные и развивающие возможности по решению вышеназванных задач.

Компоненты, способствующие сохранению умственного здоровья:

предметно-практическая деятельность через чувственное (сенсорное) познание, мыслительная деятельность.

Отличительная особенность уроков технологии состоит в том, что они базируются на предметно- практической деятельности, а известно, что практические действия с предметами обеспечивают ребенку, прежде всего чувственное (сенсорное) познание действительности. Любой чувственный опыт, который человек получает через анализаторы (ощупывая, осматривая, прослушивая и пр.) – это, прежде всего информация для его ума. Более того, никаким другим путем, кроме как через чувственный опыт, через восприятие, мы не можем получить первоначальных знаний об окружающем мире. И только на базе этого опыта может возникнуть мышление.

Задача обогащения сенсорного опыта как основного источника знаний об окружающей действительности остается актуальной на протяжении всего младшего возраста.

Анализируя программы (традиционные, альтернативные, авторские) можно отметить, что список материалов, с которыми работают младшие школьники, многочислен:

  • бумага (ее в иды: гофрированная, бархатная, писчая, цветная и т.д.);
  • картон (цветной, гофрированный);
  • мех;
  • ткань (различные виды);
  • волокнистые материалы (нитки, текстильный утиль, вата, тополиный пух);
  • природные материалы (глина, песок, листья, целые формы засушенных растений,
  • ракушки, камни и т.д.);
  • разные материалы (фольга, проволока, яичная скорлупа, бисер, пластилин и т.д).

Младшие школьники, работая с разными материалами через ощущения и восприятие получают информацию об их свойствах: гладкие и шероховатые, твердые, хрупкие и мягкие, пластичные и т.д. Уроки технологии несут в себе определенный блок задач по сенсорному развитию:

  • развивать цветовое восприятие (понятие о холодных и теплых тонах, подбор цвета к фону);
  • научить различать изнаночную и лицевую сторону изделия.

Формирование сенсорного опыта происходит более успешно в тех случаях, когда ребенку приходится практически использовать чувственно воспринимаемые качества предметов и материалов для решения конкретных задач, тем самым активизировать умственное развитие детей.

Чтобы предметно- практическая деятельность имела образовательный и развивающий смысл, практические задания для учащихся должны содержать в себе задачи, требующие определенного интеллектуального и эмоционального напряжения. И это особенно удается на уроках технологии при различных видах моделирования и конструирования.

Мыслительная деятельность младших школьников хорошо активизируется на этапах урока технологи: анализ изделия и коллективное планирование.

Компоненты, способствующие сохранению нравственного здоровья:

создание благоприятной предметно-пространственной среды, создание доверительной системы отношений на уроке.

Предметно-пространственная среда школы в максимальной степени способствует внутренней сосредоточенности ребенка к его индивидуальности. Такая обстановка комфорта и уюта снимает психологическую напряженность, нервозность и способствует сохранению психического здоровья учеников. Как правило, кабинет ручного труда (технологии) соответствуют обстановке комфорта и уюта: выставки детских работ, зеленый уголок с комнатными растениями, предвкушение предстоящей работы и сама специфика урока технологии.

Одной из актуальных проблем современной начальной школы является постоянный рост учащихся, испытывающих различного рода трудности в процессе школьного обучения. Для учащихся с низкой успеваемостью и учебной неуспешностью характерны высокая тревожность и эмоциональная напряженность.

Положение в классе, зависящее от успеваемости, является одним из факторов, влияющих на формирующуюся у ребенка самооценку, уровень притязаний, мотивационную и эмоциональную сферы, на переживание им эмоционального благополучия. Организуемая деятельность на уроке технологии несет в себе ситуацию успеха, это:

  • доступные и интересные виды работ, которые сделать плохо просто невозможно, например, работы, выполненные в технике сминания, в технике изонити и т.д.;
  • снятие страха у ученика перед предстоящей работой (использование подготовительного этапа на уроке: рассматривание образцов изделий, показ приемов работы, анализ изделия, коллективное планирование, объяснение, использование технологических карт, выставка работ всех детей класса);
  • индивидуальный подход к выполнению заданий (задания мини,миди, макси, т.е. обязательное выполнение задания, рассчитанное на среднего ученика и повышенной сложности);
  • стимулирование активности учащихся через поощрение малейших достижений детей, нахождение сильных сторон в действиях учеников (похвала – вслух, а замечания – совет — индивидуально);
  • созерцание творчески выполненных образцов изделий учителем (проявление эмоций: восторга), стремления к достижению успеха;
  • выполнение коллективных работ (работа в группе, в паре) при условии правильного подбора участников групп;
  • создание ситуации выбора (выбор создаваемого образа, цветового решения, формы, линий, композиции, конструкции, материалов и инструментов).

    Предлагая ребенку совершить осознанный и желанный выбор, мы помогаем ему сформировать свою неповторимость.

Немаловажную роль в формировании положительных эмоций у детей служат вступительные беседы на уроках технологии. Они адаптированы для восприятия учащимися, лаконичны, достоверны, научно обоснованы, познавательны. Тематика бесед уже подтверждает развивающий характер обучения: из истории возникновения бумаги, оригами, из истории ткачества, «В гостях у гончаров», о дымковской игрушке, из истории русского костюма, устройстве избы, об оформлении окружающих человека предметов солярными знаками, о новогодних традициях, рождественских, пасхальных и т.д. Они несут общекультурную (мировоззренческую, духовно-нравственную) направленность обучения.

Все слагаемые, работающие на ситуацию успеха, несомненно, служат становлению индивидуальности ученика в процессе обучения, тем самым создают положительные эмоции, сохраняя нравственное (психическое) здоровье ребенка.

Компоненты, способствующие сохранению физического здоровья:

Вся учебно-практическая деятельность уроков технологии направлена на решение блока задач по физическому развитию и сохранению телесного (физического) здоровья:

  • развитие мускулатуры кисти руки; глазомера; остроты зрения;
  • координации движений рук под контролем глаз;
  • проведение физкультминуток (пауз) на каждом уроке;
  • повторение и соблюдение правил по технике безопасности при работе с режущими и колющими инструментами;
  • соблюдение санитарно-гигиенических норм.

На уроках технологии дети постоянно работают руками, но некоторые техники особенно развивают моторику мелких мышц пальцев, это: лепка, прием обрывания бумаги, сминание бумаги, работа в технике папье-маше, бисероплетение, тестопластика, изонить, тиснение на металле (малая чеканка).

Тщательный отбор физкультминуток имеет большое значение на уроках технологии. Каждый урок направлен на определенное решение блока задач, поэтому необходимы физпаузы на релаксацию глаз (упражнения для глаз), упражнения – движения на месте (приседания, прыжки, круговые вращения шеей, повороты туловища влево-вправо, наклоны вперед, потягивания, встряхивания кистями, хлопки в ладоши, шагание на месте).

Все упражнения имеют стихотворное сопровождение. Например:

По коленочкам ударим – (присели, хлопаем по коленям).

Тише, тише, тише.

Ручки, ручки поднимаем – (руки подняли вверх).

Выше, выше, выше.

Завертелись наши ручки, (круги руками над головой).

Снова опустились.

Мы на месте покружились – (кружимся).

И остановились.

По дорожке шли, шли. (Дети шагают на месте).

Много камешков нашли.

Присели (садятся), собрали (встают)

И дальше пошли. (Дети шагают на месте)

Кратковременный отдых при проведении физкультминуток, сочетаемый с правильным дыханием, восстанавливает силы и работоспособность.

Составляющая телесного (физического) здоровья является соблюдение правил ТБ.

Травмы школьников на уроках технологии чаще всего происходят из-за нарушения учащимися школьной дисциплины, неумелого и небрежного обращения с колющими и режущими инструментами: ножницами, ножами, спицами, иглами, циркулями, шилом.

Программой по технологии предусматривается овладение элементарными правилами техники безопасности, поэтому учитель обязан учить детей правильно пользоваться рабочими инструментами, предупреждать детский травматизм на уроках технологии. Но практика показывает, что дети быстро усваивают знания по правилам ТБ, но к сожалению, не всегда следуют им, поэтому очень важно формирование навыка пользования инструментами и осознанное выполнение правил по ТБ.

Для эффективного изучения и повторения правил, закрепления умений в арсенале учителя всегда есть свои приемы и способы. Это и постоянный контроль за выполнением правил, для 1 класса повторение правил в игре, и формирование культуры труда на уроках технологии (работа с правилами рабочего человека, соблюдение санитарно-гигиенических норм, эстетика оборудования).

Учитель технологии имеет уникальные возможности на своих уроках организовать деятельность в условиях здоровье сберегающей педагогики.

4. Итог. Что такое метод проектов?

Назовите этапы творческого проекта.

Как могут классифицироваться проекты?

Какую роль играет в обучении использование метода проектов?