ИЗУЧЕНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ В СОШ № 112

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………….………..3

Глава 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАУКЕ …………………………………………………………………………….6

1.1 Сущность игры ее функции………..………………………………………….6

1.2 Классификация, виды игровых технологий и их применение в учебно-воспитательном процессе ………………………………………..9

Выводы по главе 1…………………………………………….……16

Глава 2. ИЗУЧЕНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ В СОШ № 112…………………………17

2.1 Роль игровых технологий в процессе обучения в СОШ № 112 ………………………………………………………………………17

2.2 Рекомендации молодым и будущим учителям в организации уроков с применением игровых технологий…….…………………….23

Выводы по главе 2…………………………………………………….25

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………….……………27

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ …………………………………………………29

ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………………………….31

Введение

Одной из глобальных проблем нашего государства и образования является — поиск путей повышения эффективности и качества воспитания в условиях современной кризисной ситуации в экономике, духовной и культурной сферах нашего общества. Предпочтение в процессе поиска новых средств, факторов и методов организации воспитания отдается тем, которые способствуют самореализации, самовыражению учащихся, которые интересны детям и органически вписываются в современные учебно-воспитательные системы. Таким средством воспитания, по мнению, многих исследователей является — игра. Уроки с применением игровых технологий позволяют поддержать интерес учащихся к предмету и повысить мотивацию учения. В современной педагогике существует целый ряд серьёзных монографических исследований, освещающих природу игровых технологий, как в целом, так и в более частном виде. На протяжении многих лет данный вопрос изучали такие исследователи, как: Н.В. Пташкина, Н.Н. Соловьева, Л.В. Петрановская, П.М. Баев, Г.А. Кулагина и другие. На наш взгляд тема нашего исследования является актуальной. Во-первых, это связано с тем, что игровые технологии на уроках создают возможности эффективной организации взаимодействия педагога и учащихся, продуктивной формы их общения с присущими им элементами соревнования, непосредственности, неподдельного интереса. Во-вторых, актуальность исследования обусловлена, тем, что в игре заложены огромные воспитательные и образовательные возможности.

2 стр., 721 слов

Игровые технологии коррекции поведения дошкольников

... значение для развития личности ребенка-дошкольника.         Когда мы говорим об использовании игровых технологий в работе с детьми, имеется в виду система игр, направленная на ... условия обучения и развития, стиль взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, особенности семейного воспитания и др. Рассмотрим формы неконструктивного поведения.         Импульсивное поведение.         Такое поведение ...

В-третьих, актуальность игры в настоящее время повышается и из-за перенасыщенности современного школьника информацией. В последнее время обрушивают на учащихся огромный объем информации, во всем мире расширяется предметно-информационная среда: телевидение, видео, радио, компьютерные сети. А игра в данном случае, с одной стороны, это способ применить эту информацию, а с другой стороны — способ отдохнуть.

Объект нашего исследования — познавательная деятельность учащихся на уроках. Предмет исследования — игровые технологии как одна из форм организации познавательной деятельности на уроке. Цель работы — изучение возможностей использования игровых технологий в учебно-воспитательном процессе. Для достижения цели нами были поставлены следующие задачи: 1. Определить сущность игры и содержание понятия «игровая технология», рассмотреть их функции; 2. Рассмотреть классификацию, виды игровых технологий и то, как они применяются в учебно-воспитательном процессе; 3. Определить роль игровых технологий в процессе обучения в СОШ № 112; 4. Дать рекомендации молодым и будущим учителям в организации уроков с применением игровых технологий. Для решения поставленных задач были использованы такие методы исследования: наблюдение; интервью с учителями школы; анализ периодических изданий. Также в работе использовались две анкеты для изучения внедрения в педагогическую практику элементов игровых технологий (приложение 1, приложение 2).

Структура курсовой работы традиционна и состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы. Основное содержание работы. Во введении обосновываются актуальность темы, определяются объект и предмет исследования, ставятся цель и задачи, описываются используемы источники и методы исследования. В первой главе «Теоретико-методологические аспекты игровых технологий в психолого-педагогической науке» состоящей из двух параграфов, рассмотрены сущность игры, ее функции, уточнено содержание понятия «игровые технологии». А так же рассмотрены классификация, виды игровых технологий и их применение в учебно-воспитательном процессе. Вторая глава «Роль игровых технологий в процессе обучения в СОШ № 112» состоит из двух параграфов. В данной главе проанализирована роль игровых технологий в процессе обучения в выбранной нами школе, а также даны рекомендации молодым и будущим учителям в организации уроков с применением игровых технологий. В заключении, в соответствии с обозначенными целью и задачами, представлены основные положения, полученные в результате проведенного нами исследования. Список использованной литературы состоит из учебных пособий, статей и насчитывает около двадцати пяти источников.

23 стр., 11208 слов

Игровые технологии как средство развития познавательных интересов ...

... игрового действа активизирует все психические процессы и функции ребенка. Другой положительной стороной игры является то, что она способствует использованию знаний в новой ситуации, т.о. усваиваемый учащимися ... интересов младших школьников. 4. Экспериментальным путем проверить эффективность использования игровых технологий как средства развития познавательных интересов младших школьников. Теоретико- ...

Глава I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАУКЕ

1.1. Сущность игры и ее функции

Время меняется и вносит свои коррективы в образовательную систему. Сегодня, в прочем, как и всегда, перед учителями школы актуальными остаются вопросы: что нужно сделать, чтобы ученики знали и любили его предмет? Как правильно активизировать познавательную деятельность учащихся на уроке? Как помочь школьникам учиться с интересом? По мнению, многих исследователей, ответить на эти вопросы и найти пути решения поможет — игра. Существуют множество определений понятия «игра», рассмотрим некоторые из них. Игра — это естественная для ребенка и гуманная форма обучения. Обучая посредством игры, мы учим детей не так как нам, взрослым, удобно дать учебный материал, а как детям удобно и естественно его взять [15, с. 153]. Игра — это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением [15, с. 153]. Д.Б. Эльконин дает следующее определение «Игра является той универсальной формой деятельности, внутри которой происходят основные прогрессивные изменения в психике и личности ребенка-дошкольника; игра определяет его отношения с окружающими людьми, готовит к переходу на следующий возрастной этап, к новым видам деятельности» [22, с.

87]. Начало любой игры — это эмоциональная установка на игру, на восприятие игровых задач, когда активизируется мыслительная деятельность и воображение ребенка. В игре ребенок находит пути реализации своих способностей, осваивает новые виды деятельности, вырабатывая при этом оптимальный алгоритм достижения поставленной цели, учится контролировать свою деятельность и самостоятельно строить траекторию своего развития. Игра — своеобразный «доктор», который лечит апатию и низкую мотивацию, обособленность и педагогическую запущенность. Игра позволяет ребенку раскрыть творческий потенциал, активизируя те стороны личности, которые при традиционной системе обучения «дремлют»: воображение, символьное мышление, коммуникабельность. Учащиеся в процессе игры уходят от статичности в обучении. Игровые технологии, используемые в обучении и развитии учащихся, позволяют: проводить уроки в нетрадиционной форме; раскрывать креативные способности учащихся; дифференцированно подходить к оценке учебных компетенций учеников; развивать коммуникативные навыки учащихся; обеспечивать свободный обмен мнениями; учитывать возрастные психологические особенности школьников; организовывать процесс обучения в форме состязания; облегчать решение учебной задачи; вовлекать всех учащихся в учебный процесс; ощущать значимость результата для каждого учащегося в отдельности; практически закреплять полученные знания; формировать мотивационную сферу учащихся; расширять кругозор детей; формировать навык совместной деятельности. ……..

Список использованной литературы

16 стр., 7830 слов

Психолого-педагогические основы использования дидактических игр ...

... процесса. Глава 1. Психолого-педагогические основы использования дидактических игр в процессе обучения 1.1 Природа игры Игра сопровождала человека на протяжении всей истории его существования, ... школьного обучения пробудить их интерес к учебным занятиям, увлечь, мобилизовать внимание, активизировать их деятельность. Наличие познавательных интересов способствует повышению активности учащихся на ...

1. Азаров Ю.П. Игра и труд. — М.: Просвещение, 2002. — 685 с.

2. Аникеева Н. П. Воспитание игрой. — М.: Педагогика, 1987. — 160 с.

3. Бабкина Н.В. Использование развивающих игр и упражнений в учебном процессе // Начальная школа. — 1998. — № 4. — С. 56

4. Бахир В.К. Развивающее обучение // Начальная школа. — 1997. — № 2. — С. 26

5. Букатов В.М. Педагогические таинства дидактических игр. — М.: Просвещение, 1987. — 421 с. 6. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. — М.: Просвещение, 1991. — 482 с. 7. Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения. — М.: Наука, 1986. — 482 с. 8. Кларин М.В. Педагогическая технология. — М.: Наука, 1989. — 259 с. 9. Кулагина И. Ю. Возрастная психология. Развитие ребенка от рождения до 17 лет. — М.: Просвещение, 1996. — 384 с. 10. Лихачев Б.Т. Педагогика. — М.: Просвещение, 1992. — 364 с.

11. Минкин Е. М. От игры к знаниям. — М.: Наука, 1983. — 59 с. 12. Мухина В. С. Шестилетний ребенок в школе. — М.: Наук., 1990. — 279 с. 13. Никитин Б. П. Ступеньки творчества, или развиваю­щие игры. — М.: Наука, 1990. — 329 с. 14. Педагогическая психология: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. Н.В. Клюевой. — М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. — 400 с. 15. Петровский А.В. Краткий психологический словарь. — М.: Просвещение, 1986. — 153 с. 16. Подласый И.П. Педагогика. В 2 кн. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2005. — 256 с. 17. Рудик П. А. Игры детей и их педагогическое значение. — М.: Просвещение, 1983. — 153 с. 18. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. — М.: Наука, 1998. — 336 с. 19. Соловейчик С. Л. Педагогика для всех. — М.: Просвещение, 1988. — 251 с. 20. Шмаков С.А. Игры учащихся — феномен культуры. М.: Просвещение, 1994. — 431 с. 21. Эльконин Д.Б. Возрастная психология. Наука, 1991. — 306 с. 22. Эльконин Д.Б. Психология игры. Наука, 1991. — 408 с. 23. Эльконин Д.Б. Психология обучения младшего школьника. М., 1974. 24. Яковлев Н.М., Сохор А.М. Методика и техника урока в школе. — М.: Просвещение, 1985. — 163 с. 25. Яновская. М.Г. Творческая игра в воспитании младше­го школьника. — М.: Просвещение, 1974. — 47 с.