Социология э. Дюркгейма 2

Французская социологическая школа (слайд 1).

Основные источники и литература (слайд 2,3).

  • Дюркгейм Э. О разделении общественного труда: метод социологии. М., 1991.
  • Он же. Социология: ее предмет, метод и предназначение. М., 1995.
  • Он же. Ценностные и реальные суждения // Социологические исследования. 1991. № 2. С. 106–114.
  • Леви-Брюль Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении. М., 1994.
  • Он же. Первобытный менталитет. М., 2002.
  • Мосс М. Физическое воздействие на индивида коллективно внушенной мысли о смерти // Человек. 1992. № 6.
  • Он же. Общества, обмен, личность. М., 1996.
  • Он же. Социальные функции священного: Избранные произведения. М., 2000.
  • Гофман А.Б. Религия в философско-социологической концепции Э. Дюркгейма // Социологические исследования. 1975. № 4.
  • Он же. Социологические концепции Марселя Мосса // Концепции зарубежной этнологии. М., 1976. С. 96–124.
  • Коржева Э.М. Социологическая теория познания Э. Дюркгейма // Из истории буржуазной социологии XIX–XX вв. М., 1968.
  • Осипова Е.В. Социология Эмиля Дюркгейма. М., 1977.
  • Пейден В. Прежде чем «сакральное» стало теологическим: перечитывая Дюркгеймовское наследие // Этнографическое Обозрение. 1994. № 2.

Французская социологическая школа (Школа Дюркгейма) – одно из ведущих направлений французской социологии конца 19 — первой половине 20 в., основанное Э. Дюркгеймом.

Как научное направление школа сформировалась вокруг издаваемого Дюркгеймом журнала `Социологический ежегодник`. (слайд4).

Ядро школы составляли социологи Дюркгейм, Мосс, С. Бугле, Ж. Дави, П. Лапи, П. Фоконне, М. Хальбвакс).

Теоретическим и методологическим фундаментом школы стал позитивистский социологизм Дюркгейма, основные положения которого следующие: (слайд5,6)

  1. выделение социальной действительности как специфической сферы бытия и деятельности, самостоятельной по отношению к биологической (природа) или психической (внутренний мир индивида) действительности, принципиально важной, интегративной при изучении человека;
  2. утверждение объективного, надиндивидуального характера общества, его определяющей роли в регулировании индивидуального поведения, его функционального характера;
  3. определение социологии как самостоятельной, объективной, позитивной науки о социальной действительности, интегрирующей в себя все антропологические науки.

Социологизм Французской социологической школы противостоял таким авторитетным социологическим направлениям, как:

11 стр., 5344 слов

Лекция №28 (субъективная школа в социологии)

... самой проблематики, значимости отдельных проблем в общей системе социологических воззрений. В самом начале становления субъективной школы социологии теоретическая разработка метода явилась узлом, где сходились центральные ... и призванное оправдать наступление капитализма в России. Не видя возможности изменить действительность, исходя из внутренне присущих ей сил, Лавров и Михайловский обратились к ...

  1. католическая социология (рассматривавшая общество как определенное следствие реализации Божьего промысла и библейских заповедей),
  2. социологический номинализм (сводивший социум к совокупности индивидуальных действий и мотивов),
  3. биологический и психологический редукционизм (определявший социальную действительность исключительно биологическими или психическими факторами), утверждая объективный, надиндивидуальный характер социальных процессов (в наиболее радикальном виде `обожествляя` общество).

Именно теоретические дискуссии о характере и природе социальной реальности, степени детерминированности деятельности индивида социумом составили содержательное ядро `Социологического ежегодника`, и во многом определили ведущие позиции Французской социологической школы во французской социологии первой половины века.

Журнал подразделялся на рубрики: общая социология, социология религии, социология права, социология морали, социальная морфология. Основным материалом исследования в работах представителей Французской социологической школы этого периода стала история и современное состояние отдельных институциональных форм общества (церкви, гражданского права, образования) во Франции, однако ряд работ (Ф. Брюно, М. Гране и др.) включался в более широкий контекст истории европейской культуры, философии языка, кросскультурных исследований. Новой для социологии стала и принятая во Французской социологической школе коллективная организация научной деятельности с распределением обязанностей и активное использование в работах математических и статистических методов, отдельных элементов структурной лингвистики и пр. Деятельность школы способствовала введению социологии (в ее дюркгеймовском понимании) в систему высшего, а затем и среднего образования Франции, что способствовало переходу крупнейших представителей школы к преподаванию.

Именно преподавательская деятельность определила лицо Французской социологической школы в `последюркгеймопский` период, наступивший по окончании Первой мировой войны, в которой школа понесла существенные потери. Организующим центром школы становится уже не `Социологический ежегодник` (который выходил еще в течении трех лет в 1925-27), а кафедры социологии университетов Парижа, Бордо, Тулузы, где работали Мосс, Ф. Бурдье, П. Лапи и другие.

Постепенное размывание научно-методологической остроты дюркгеймовского социологизма, происходившее по мере развития методов социально-научного знания, и бурное развитие структурно-функционального анализа в антропологии определили постепенное угасание Французской социологической школы как яркого, новаторского направления в социологии. После Второй мировой войны, несмотря на возобновление издания `Социологического ежегодника`, школа фактически прекратила свое существование.

4 стр., 1905 слов

Французская социологическая школа

... 1.1 Дюркгейм Эмиль Дюркгейм (Durkheim) Эмиль (1858 – 1917) — французский философ,юрист, педагог и социолог, основатель французской социологической школы. С 1887 г. вел курсы по социологии и ... производства индивид, согласно Дюркгейму, выступает как изолированное существо. Его индивидуальное сознание находится под влиянием объектов. Во французской социологической школе индивидуальное отождествляется с ...

Деятельность Французской социологической школы как ведущего направления французской социологии начала века оказала существенное влияние не только на формирование современных представлений о природе общества и связанной с ним теоретической проблематики, но и на формирование антропологической науки в целом, во многом определила облик современного функционализма, неомарксистской социологии, повлияла на становление франкфуртской школы.

Лит.: История бурж. социологии пер. пол. XX в. М., 1979; Очерки по истории теор. социологии XIX-начала XX вв. М., 1994; `Культурология. XX век. Энциклопедия`, Университетская книга, Санкт-Петербург, 1998

Рассмотрим некоторых представителей данной школы. (слайд7).

Дюркгейм (Durkheim) Эмиль (1858 – 1917) — французский философ, юрист, педагог и социолог, основатель французской социологической школы. С 1887 г. вел курсы по социологии и педагогике в университете Бордо, с 1902 г. — в Сорбонне. С 1896 г. по 1912 г. издавал «Социологический ежегодник». Развивал идею о зависимости человеческой психики от культуры.

Основные сочинения: (слайд8)

· «Элементы социологии» (1889)»О разделении общественного труда» (1893)

· «Правила социологического метода» (1895)»Самоубийство» (1897),

· «Элементарные формы религиозной жизни» (1912)»Социология и философия» (1924)

Несмотря на разнообразие теорий, концепций и подходов в различных школах в XIX веке, они все были едины в одном — объектом и предметом социологии является общество, вся обще­ственная жизнь. (Слайд 9)

Дюркгейм полагал, что предметом интереса социологии должны быть только социальные факты, которые и об­разуют социальную реальность. Исходя из этого, он трактовал ре­альность (законы, обычаи, правила поведения, религиозные веро­вания, денежную систему и т.д.) как объективную, ибо они не зависят от человека. Не менее важной особенностью концепции Дюркгейма было то, что он обратился к социальным группам, высоко оценивая роль коллективного сознания. Только благода­ря этому сознанию существует социальная интеграция, ибо члены общества придают значение его нормам и руководствуются ими в своей жизни. Если же индивид не желает следовать этим нормам, возникает аномия, что характерно для всех обществ, переживаю­щих резкое изменение своей структуры. В этой связи применение социологизма как теории общества к исследованию причин само­убийств (есть специальная работа об этом) вскрыло необычные процессы, происходящие как в обществе, так и в индивиде.

Отличительной чертой научных позиций Дюркгейма стала концепция социологизма. Согласно ей социальная реальность обладает своей спецификой, автономностью, несводимостью к другим разновидностям реальности (например, физической, психической).

14 стр., 6902 слов

Проблема взаимодействия общества и личности в трудах З.Фрейда

... Объект: взаимодействие личности и общества. Предмет: проблема взаимодействия личности и общества в трудах Зигмунда Фрейда I СТРУКТУРНАЯ МОДЕЛЬ ПСИХИКИ ПО З. ФРЕЙДУ 1.1 Уровни сознания. Рассмотрим сначала его ... взгляды на организацию психики, уровни сознания. В психической ...

Отсюда вытекает одно из важных методологических требований Э. Дюркгейма — социальное надо объяснять социальным, исходя из социального. Остриём своим эта концепция направлена против бытовавшего во времена Дюркгейма психологизма в трактовке социальных явлений.

Одной из особенностей социологии Дюркгейма также является идея преобладания коллективного над индивидуальным.

По отношению к индивиду социальная реальность объективна и независима в своем существовании. Дюркгейм писал, что при рождении индивид находит готовыми законы и обычаи, правила поведения, религиозные верования и обряды, язык, денежную систему и т.п., действующие независимо от него. «Социальные верования или акты способны существовать независимо от их индивидуальных выражений», — писал социолог.

Примат, превосходство общества над индивидом обнаруживается в социальном принуждении. Социальные институты уже фактом своего существования предписывают людям определенные формы, способы и образцы поведения, оказывают на них давление, включают в себя негативные и позитивные санкции. Поведение человека в основном определяется не индивидуальными причинами и факторами, а совокупностью социальных фактов, толкающих индивида на те или иные поступки.

Социальная реальность в представлении Э. Дюркгейма складывается из социальных фактов двух родов — морфологических, к которым французский социолог относит демографические, технологические и экологические факты, и из коллективных представлений, т.е. фактов коллективного сознания. Именно последние особенно значимы для Дюркгейма, — в них раскрывается специфика общества. Дело в том, что коллективные представления, эти общие идеи и верования, связывают людей, формируют саму социальную ткань. Поэтому Дюркгейм считал коллективное сознание жизненным узлом всего общества. Более того, общество — это именно «композиция всякого рода идей, верований и чувств, которые реализуются через посредство индивидов».

Теория социальной солидарности э. Дюркгейма

Третьей новаторской идеей в понимании функционирования общества стала идея социальной солидарности. Проблема социального порядка и беспорядка, общественной нормы и социальной патологии была одной из основных для многих первых социологов, в том числе и для Дюркгейма. Разработка французским ученым проблемы коллективного сознания, социальной солидарности, методологии структурно-функционального анализа, разделения труда, а также исследование самоубийств — все это различные способы решения одной и той же проблемы общественной гармонии. (Слайд 10)

С точки зрения Дюркгейма, социальная солидарность определенная целостность общественной жизни, коллективность и, одновременно, высший моральный принцип, высшая и универсальная ценность, которая признается всеми членами общества.

Отталкиваясь от типичной для социологии ХIХ века идеи конструирования двух идеальных типов общества, между которыми существует историческая преемственность, Дюркгейм выдвигает свою концепцию общества с механической и органической солидарностью.

Механическая солидарность, по мнению Дюркгейма, характерна для архаических, примитивных и неразвитых обществ. Эти общества характеризуются тем, что составляющие их элементы или компоненты мало зависят друг от друга, существуют почти автономно. Они самодостаточны, ибо выполняют одинаковые, или сходные функции. В качестве их модели можно рассматривать натуральное хозяйство.

12 стр., 5981 слов

Тема 5: Социологизм э. Дюркгейма План

... идей Спенсера. Это, прежде всего относится к структурно-функциональной стороне социологии Дюркгейма, то есть анализу общества как органического целого, в котором каждый институт играет определенную функциональную ... социальную и нравственную роль религии, он сделал предме­том своей веры науку вообще и социальную науку - в частности. В 1879 г. Дюркгейм с третьей попытки поступил ...

Другая отличительная черта таких обществ — слабое развитие индивидуального, личного начала в человеке. В рамках таких обществ объединяющим, интегрирующим фактором может быть только коллективное, общее, надындивидуальное сознание, выраженное как в репрессивном праве, так и в религии.

Коллективное сознание практически полностью поглощает индивидуальное. Особенность механической солидарности — растворение индивида в коллективе. Чем меньше развита индивидуальность, чем меньше индивидуальных отклонений, тем более интенсивно и ярко выражено всё заполняющее коллективное сознание и, следовательно, социальная солидарность. Такое сознание неизбежно приобретает религиозный характер. Религия формирует собой общественную жизнь, состоящую исключительно из общих обрядов и ритуалов. Дюркгейм вообще отождествляет убеждения сильной интенсивности с религиозными, что дает ему основание сводить сильные, интенсивные социальные взаимодействия к религиозным: «все, что социально, религиозно; оба слова суть синонимы» писал ученый.

Таким образом, единство общества, социальный порядок в примитивных обществах достигается через подавление всего того, что выходит за рамки, объем коллективного сознания, которое регламентирует всю жизнь индивидов без остатка. (Слайд 11)

Постепенное развитие общественных связей, увеличение средств и путей сообщения, рост городов и народонаселения, обусловливающий интенсификацию социальной жизни — все это ведет к усилению разделения труда. Последнее, подтачивая целостность коллективного сознания, его всеобъемлющий характер, само становится, в конечном счете, основой новой солидарности — органической.

Профессиональная специализация людей, выполнение ими особых строго определённых функций наносит ущерб сплоченности и единству общества. Она обусловливает также различия индивидов, развитие ими индивидуальных способностей и талантов. Но вследствие все увеличивающейся специализации труда индивиды вынуждены обмениваться своей деятельностью, выполнять взаимодополняющие функции, невольно составляя единое целое. Сознание этого, понимание того, что все связаны системой отношений, вне которой существовать не могут, вызывает чувство зависимости друг от друга, своей связи с обществом, т.е. солидарность.

Э. Дюркгейм также выделял три основные «ненормальные» формы разделения труда: аномию, социальное неравенство и неадекватную организацию труда. Преодоление «ненормальных» форм разделения труда, этих социальных патологий, мыслилось Дюркгеймом на пути мирного разрешения конфликтов, уменьшения борьбы и конкуренции до приемлемых размеров, установления свода правил, жёстко регламентирующих отношения классов, введения справедливости и равенства «внешних условий», т.е. равенства социальных возможностей и воздаяния всем по заслугам.

9 стр., 4048 слов

Дюркгейм

... может объясняться фактами индивидуального сознания. Мышление групп иное нежели отдельных людей. Дюркгейм: “Чтобы понять общество, нужно рассматривать сущность не отдельных индивидов, а овеществленные коллективные идеи”. Например, ... науки - это секции, отрасли социологии, изучающие коллективные идеи в конкретной форме (право, религия и т.д.) Социология и философия: они должны быть разделены, так как у ...

Социология религии э.Дюркгейма Большое внимание ученый уделял религии

Причины, от которых зависят наиболее существенные формы религиозных мышления и практики, наблюдать тем легче, чем менее сложны общества, в которых эти формы наблюдаются. Поэтому для выявления общих признаков религии Дюркгейм исследовал тотемическую систему в Австралии.

Рассматривая имеющиеся определения религии, он подверг критике точку зрения, согласно которой для всякой религии характерно понятие сверхъестественного. Оно обычно применяется к любой категории явлений, выходящих за пределы нашего разума; сверхъестественное — это мир таинственного, непознанного, непостижимого. Но, по мнению социолога, эта идея весьма поздно появляется в истории религий; она совершенно чужда не только народам, называемым первобытными, но также и всем тем, которые не достигли известной степени интеллектуальной культуры. Идея сверхъестественного возникла недавно и предполагает противоположную идею, которая не содержит в себе ничего первобытного. Не удовлетворяло Дюркгейма и определение религии через понятие божества; есть обряды без богов и даже такие, от которых происходят боги. Не все религиозные свойства проистекают от личностей божеств. Существуют культовые отношения, не имеющие целью соединять человека с божеством. Следовательно, религия выходит за рамки идеи богов и духов.

Определяя религию, Дюркгейм прежде всего констатировал, что она главным образом представляет собой “социальный факт”. Элементарные религиозные явления он разделял на две категории: верования и обряды. Первый (верования) — состояния сознания, они выражаются в представлениях; вторые (обряды) — определенные способы действия. Чтобы охарактеризовать данное действие, нужно обозначить его объект, специфическая природа которого выражена в веровании. Определить обряд можно после того, как определено верование. Все известные религиозные верования содержат одну и ту же общую черту: классификацию реальных или идеальных явлений на два класса, два противоположных рода, обозначаемых обычно терминами “профанное” (светское) и “священное”. Разделение мира на области, из которых одна включает в себя священное, другая — профанное, — отличительная черта религиозного мышления. Верования, мифы, догмы, легенды — это или представления, или системы представлений, выражающие природу священных явлений, свойства и способности, которые им приписываются, их историю, отношения между собой и с профанными явлениями.

Но под священными явлениями не следует понимать только те личные существа, которые называются богами или духами; утес, дерево, родник, камень, кусок дерева, дом — словом, любая вещь может быть священной. Обряд тоже имеет эту особенность; не существует обряда, которому бы она в какой-то степени не была присуща.

Разнородность священного и профанного абсолютна; в истории человеческой Религиозные представления являются коллективными представлениями, выражающими коллективные реальности; обряды — это способы Действия, возникающие только в группах и призванные возбуждать, поддерживать или восстанавливать определенные ментальные состояния этих групп. С помощью разделения священного и профанного Дюркгейм осмысливал соотношение социального и индивидуального и на этой основе дал следующее определение религии: (слайд12) “Религия представляет собой целостную систему верований и обрядов, относящихся к священным вещам, т. е. вещам отделенным, запретным; это система таких верований и обрядов, которые объединяют в одну моральную общину, называемую Церковью, всех тех, кто признает эти верования и обряды”. Религия есть особая форма выражения общественных сил, которые стоят выше индивидов и подчиняют их себе, она являет собой “систему идей, .при помощи которой индивиды представляют себе общество, членами которого они являются, и темные, но интимные связи, которые они с ним имеют”. Дюркгейм выделял ряд функций религии, (слайд 13) главной из которых считал создание и укрепление общественной солидарности. Религия посредством прежде всего культа конституирует общество как целое:

25 стр., 12060 слов

016_Человек. Его строение. Тонкий Мир

... трудно и несовместимо с земными условиями. Тело человека – это не человек, а только проводник его духа, футляр, в ... весьма интересные и поучительные впечатления. Главное существование (человека) – ночью. Обычный человек без сна в обычных условиях может прожить ... неясности и туманности… Инструментом познавания становится сам человек, и от усовершенствования его аппарата, как физического, так ...

  1. подготавливает индивида к социальной жизни, тренируя послушание (дисциплинирующая функция),
  2. укрепляет социальное единство (сплачивающая функция),
  3. поддерживает традиции, верования, ценности (воспроизводящая, транслирующая функция),
  4. возбуждает чувство удовлетворенности, социальный энтузиазм (воодушевляющая, эйфорическая функция).
  5. Религия выполняла и выполняет также познавательную функцию.

Дюркгейм специально подчеркивал наличие в религии систем знаков, эмблем, символов. По его мнению, эмблема используется в качестве связующего, собирательного центра любой группы. Дюркгейм подверг обстоятельному анализу австралийскую тотемную систему. Тотем символизирует включенность индивидуума в определенную группу, является знаком ее интеграции, репрезентирует индивидуальные силы группы. Он позволяет определить принадлежность индивидуума к данному клану и отличить его от представителей других кланов. С помощью тотемизма австралийцы упорядочивают свои знания о природе. Клан устанавливает связь со своим тотемом, но каждый член знает и тотемы всех чужих кланов. Так как у каждого клана в качестве тотема выступает определенный вид животных или растений совокупность тотемов соответствует совокупности существующих в природе видов, известных людям. Этим способом природные явления сортируются по образцу разделения австралийского общества на кланы. Тотемизм объясняет происхождение клана, поскольку считается, что каждый клан произошел от определенного вида животного или растения. Система тотемизма дает схему для упорядочивания знаний о природе. Важнейшей функцией тотемов Дюркгейм считал символизацию жестких, стоящих выше каких бы то ни было сомнений, запретов, относящихся к облает священного. (табу) Тотемы являются шифрами главных религиозны запретов и наказаний. Членам клана запрещается отрицание общих верований, уклонение от ритуальных празднеств. Носителям одинаковых тотемов не разрешается половое общение друг с другом (как знаем из генетики это ведет к кровосмешению, и как следствие к появлению мутаций) мужчины должны искать себе женщину в чужих кланах тем самым вступать в контакт с этими кланами. Посредством женитьбы складываются распространяющиеся за границы клана связи, конституирующие австралийское общество. Хотя членам клана разрешено собирать тотемные растения и охотиться на тотемных животных, строго запрещено их съедать. Принесенные на совместные празднества, они могут быть обменены на дары природы, которые имеются у других кланов и на которые не распространяются пищевые запреты, действующие в данном клане. В этом случае тотемы, становясь средством обмена благами, управляют действиями, рождающими связи, что стоят над отдельным кланом и имеют конституитивное значение для становления и сохранения общества.

10 стр., 4902 слов

Бергер П. Общество в человеке

... уважать себя. Самоидентификация в рамках общества нуждается в постоянной социальной поддержке. Человек не может быть человеком без других людей, как нельзя обладать идентичностью без общества. Офицер может быть офицером ... которые он играет, важны не только для самых близких людей, но соотносятся с ожиданиями более широкого общества. Это постижение социальной реакции более высокого уровня абстракции ...

Дюркгейм полагал, что функции, подобные тотемным, выполняют любые религиозные символы. В последних предметно выражаются общественные связи. Бог создается не по образу и подобию индивидуума, а по образу и подобию общества. Отношение верующих к Богу правильно отражает те чувства, которые испытывает отдельное лицо, к обществу, а именно чувства почтительного подчинения. В этом состоит в конечном счете смысл и значение религиозных запретов и норм. Общество надевает наряд религии, прибегает к ее авторитету, чтобы сделать свои требования значащими для членов. Религия формирует, интерпретирует и передает из поколения в поколение правила и нормы, которые общество предъявляет индивидууму, и тем самым делает его общественным, а потому и моральным существом. В силу своей абсолютности религиозные нормы по сравнению с другими имеют наибольшее значение для интеграции общества.

Религия является душой общества, его необходимым структурным элементом, хотя она и может представать в политических, национальных и иных символах. Имеются такие формы религиозного поведения, которые не принадлежат какой-то определенной религии. И современное общество религиозно, даже если интеграция находит выражение в национальных и политических символах.

Концепция религии венчает развитие Дюркгеймовской идеи коллективного сознания как «высшей формы психической жизни» или «сознания общества». Идея сверхъестественного и идея бога не являются обязательными атрибутами религии. Все религии без исключения делят все объекты на два класса, один из которых освящен религией (святое и светское).

Святое — одновременно источник сдерживания (табу) и источник уважения (авторитет).

«Религия — это объединенная система верований и практики по отношению к святым вещам, то есть вещам отдаленным и запретным — верований и практики, объединяющих в единое моральное сообщество, называемое церковью, всех тех, кто к ним принадлежит».

Теория морали э. Дюркгейма

Изучая общество, Дюркгейм создал теорию морали. (Слайд 14)

Раскрывая проблему связи нравственности и солидарности, Дюркгейм отмечает: «…характерная черта моральных правил заключается в том, что они выражают основные условия социальной солидарности. …Морально, можно сказать, все то, что служит источником солидарности, все, что заставляет человека считаться с другими, регулировать свои движения не только эгоистическими побуждениями. И нравственность тем прочнее, чем сильнее и многочисленнее эти узы» [1991. С. 369]. Как видно из приведенной цитаты, социолог достаточно жестко определяет критерий нравственного: это то, что служит источником социальной солидарности.

5 стр., 2153 слов

Человек как биологическое, социальное и культурное существо

... постулата. Во-первых, история обществ мыслится конкретно как последовательность сменяющихся во времени социальных состояний. В индустриальном обществе человек стремится производить и потреблять ... как можно больше информации, в «примитивном» — люди ограничиваются воспроизводством простых ...

Дюркгейм рассматривал мораль как систему объективных правил поведения, отличительной чертой которых была их императивность, принудительность, необходимость выполнения. Основным признаком морали он считал долг, следование которому делает поведение человека моральным.

Источником и объектом морали выступает общество, превосходящее индивида по своей силе и авторитету. Именно оно требует от индивида проявления моральных качеств, особо важными среди которых, а, следовательно, обязательными компонентами морали считались готовность к самопожертвованию и личное бескорыстие.

Дюркгейм трактовал мораль как реальную, действенную, практическую силу. Она оказывалась таковой потому, что любые социальные решения, поступки и действия были окрашены в «моральные» тона, т.е. содержали в себе важные нравственные стороны и основания. Те решения и действия были наиболее эффективными, которые затрагивали глубинные нравственные ценности общества.

Этот вывод Дюркгейма имеет сегодня в высшей степени актуальное значение. Среди политиков и экономистов идут нескончаемые споры о том, что важнее и приоритетнее — политика или экономика. Но мало и редко кому приходит в голову, что любой проект, любое преобразование, любая реформа, любой закон имеют колоссальное нравственное значение. Моральные (а нередко, к сожалению, и аморальные) последствия этих шагов требуют постоянного учета и взвешивания — таков один из важных выводов, который может быть сделан из учения Дюркгейма о морали и который не потерял своего значения по сей день.

Трактовка моральных проблем современного ему капиталистического общества опиралась у социолога на его теорию двойственности человеческой природы. Он считал, что биологическая природа человека, его импульсы, биологические функции, способности, страсти и др. находятся в противоречии с его социальной природой, создаваемой путем воспитания с помощью моральных и религиозных норм, ценностей, идеалов. Вследствие этого в человеке, а стало быть, и в обществе поддерживается постоянная напряженность. Общество, по Дюркгейму, должно предпринимать непрестанно усилия для того, чтобы сдерживать биологическую природу человека, вводить ее в определенные рамки с помощью морали и религии.

В противном случае возникает дезинтеграция общества и индивида, т.е. то, что Дюркгейм определил термином «аномия». Аномия — это, прежде всего моральный кризис, когда в результате социальных потрясений перестает нормально функционировать система общественного регулирования потребностей человека. Как следствие такого процесса, личность теряет равновесие. Создаются предпосылки для девиантного (отклоняющегося) поведения. Мораль он рассматривал как основной регулятор механизма выхода общества из кризиса.

Теория самоубийств

Проблеме самоубийств Э. Дюркгейм посвятил специальную монографию. (Слайд 15)

Самоубийства Э. Дюркгейм рассматривает как социальное явление, как коллективную болезнь общества, а не как «индивидуальный случай». Поэтому собственно предметом его исследования становится социальный процент самоубийств (отношение количества самоубийств к численности населения). Э. Дюркгейм утверждал, что изменение этого процента связано не с индивидуальными психологическими мотивами людей, а от различных состояний социальной среды (религиозных верований, семьи, политической жизни, и т.п.).

Обратившись к данным официальной статистики, исследованиям социологов и криминологов, Э. Дюркгейм выделил ряд эмпирических закономерностей: процент самоубийств выше летом, чем зимой; мужчины чаще заканчивают жизнь самоубийством, чем женщины; старые чаще, чем молодые; солдаты чаще, чем гражданское население; протестанты чаще, чем католики; одинокие, вдовые и разведенные чаще, чем семейные; горожане чаще, чем жители сел. Чем же объясняются эти закономерности?

На примере исследования того, как то, или иное вероисповедание влияет на самоубийство, Э. Дюркгейм демонстрирует и доказывает эту свою идею. Католицизм, например, более старая и традиционная система верований и обрядов. Она обладает, по сравнению с протестантизмом, гораздо большей целостностью, силой убеждений, непримиримостью к новшествам, разрушающим общий дух. Все это обусловливает большую сплоченность религиозной группы (церкви) католиков. Протестантизм же связан с упадком традиционных верований, проникнут «духом свободомыслия» и критицизма. Его возможность объединять верующих значительно меньше, чем в католицизме, оттого и процент самоубийств среди протестантов выше. «Перевес на стороне протестантизма в сфере самоубийств происходит оттого, что эта церковь по существу своему менее целостна, чем католическая».

Таким образом, вопрос о причинах самоубийств сводится к вопросу о степени социальной интеграции индивида и факторах, разрушающих или поддерживающих эту интеграцию человека в человеческое сообщество. (Слайд 16)

Интересна предложенная Э. Дюркгеймом типология самоубийств с точки зрения их причин. Социолог выделяет три типа: эгоистическое, аномическое и альтруистическое самоубийство.

Эгоистическое самоубийство. Его вызывает отделение, отчуждение индивида от общества, социальных групп, утрата социумом возможности регулировать поведение человека, воздействовать, влиять на него.

Альтруистическое самоубийство. Характеризуя этот тип самоубийств, Дюркгейм пишет: «Если, как мы только что видели, крайний индивидуализм приводит человека к самоубийству, то недостаточно развитая индивидуальность должна приводить к тем же результатам». Этот тип самоубийства социолог анализирует главным образом на примерах «низших» обществ. Он говорит о датских воинах, которые считали для себя позором умереть в своей постели или покончить свои дни от болезни и в глубокой старости и потому шли на самоубийство, о вестготских стариках, бросавшихся вниз со «скалы предков», об индийских вдовах, кончавших жизнь самоубийством после смерти мужей и т.п. Если человек уклоняется от исполнения этого долга, то его ожидает бесчестие и чаще всего религиозная кара». Здесь снова прослеживается идея преобладания общества над индивидом.

Аномическое самоубийство. Оно характерно для эпох быстрых и бурных общественных перемен, например, периодов экономических кризисов, когда рушатся и теряют свое значение прежние нормы, ценности, идеалы. Состояние общества характеризуется аномией, то есть безнормием, отсутствием общезначимой ценностно-нормативной системы.

Стремление к наживе, необузданные стремления, неограниченные желания, быстрые взлеты и падения, не встречающие регламентирующего воздействия со стороны общества нарушают моральное и психическое равновесие человека, которое часто и заканчивается самоубийством. «В конце концов даже одно ощущение усталости способно породить безнадежное разочарование, ибо трудно не почувствовать всей бессмысленности погони за недостижимым».

Выделив три типа самоубийств, Э. Дюркгейм, указывал, что во многих конкретных случаях происходит сочетание аномии и эгоизма, эгоизма и альтруизма и т.п.

Заключение

Говоря в целом о значении социологического творчества французского ученого, следует отметить, что он оставил после себя цельную и стройную социологическую систему, которая не потеряла актуальности и в наши дни. Как отмечает один из лучших отечественных исследователей творчества Э. Дюркгейма и переводчик ряда его работ А.Б. Гофман, идеи социолога «могут оказаться весьма полезными и сегодня, особенно в обществах, находящихся в переходном состоянии, переживающих бурные социальные изменения и радикальное обновление социальных институтов». Как известно, к числу таких стран в конце XX — начале XXI в. полной мере относится Россия. Поэтому для всех стран анализ концепций и идей Дюркгейма представляет особый интерес, в том числе, когда речь заходит о различных проявлениях аномии, аморальных явлениях, разрушениях социальных связей, дефиците социальной солидарности, социальных болезнях (например, самоубийстве) и др.

Дюркгейм оставил социологии разработанную целостную систему: Главными ее характеристиками, и это особенно важно, были: а) понимание общества как саморегулирующегося, обладающего структурой и исполняющего определенные функции организма (что означало провозглашение и конституционирование структурного функционализма как одной первых социологических парадигм); б) анализ в качестве основы этого саморегулирующегося организма разделения общественного труда и базирующейся на нем социальной солидарности; в) трактовка социального порядка как нормального состояния общества; г) рассмотрение в качестве главного регулирующего механизма общества морали и признание вещей роли в его функционировании социальных институтов воспитания.

Значение творчества Дюркгейма для последующего развития социологии и влияние на нее определялись не только его работами, но и мощной школой исследователей, которая осталась после него и просуществовала без малого три десятилетия. (Слайд 17)

Марсе́ль Мосс (фр. Marcel Mauss; 10 мая 1872, Эпиналь, Франция — 10 февраля 1950, Париж, Франция) — видный французский этнограф и социолог, племянник и ученик Эмиля Дюркгейма.

Получил философское образование в университете в Бордо. Сотрудничал с журналом «Социологический ежегодник» с начала его издания (1898).

Заведовал кафедрой истории религий «нецивилизованных народов» Практической школы высших исследований (Париж).

С 1931 г. — профессор в Коллеж де Франс. Приверженец теории Дюркгейма в целом, М. в неявной форме подверг пересмотру некоторые её положения. Он фактически отказывается от резкого антипсихологизма Дюркгейма, стремясь к осуществлению сотрудничества между социологией и психологией. В отличие от Дюркгейма, рассматривавшего человека как двойственное существо, воплощающее и индивидуальную, и доминирующую над ней социальную реальность, М. формулирует понятие о «тотальном» (целостном) человеке в единстве его биологических, психических и социальных черт. Он в большей степени, чем его учитель, делает акцент на системно-структурном рассмотрении социальных объектов. (Слайд 18, 19)

Сочинения

Очерк о природе и функции жертвоприношения (1899)

О некоторых первобытных формах классификации (1903) (в соавторстве с Э. Дюркгеймом)

Очерк общей теории магии (1904) (в соавторстве с А. Юбером)

Очерк о сезонных изменениях в эскимосских обществах (1906) (при участии А. Беша)

Обязательное выражение чувств (1922)

Реальные и практические связи между психологией и социологией (1924)

Очерк о даре. Форма и основание обмена в архаических обществах (1925)

Физическое воздействие на индивида коллективно внушенной мысли о смерти (Австралия, Новая Зеландия) (1926)

Деления и пропорции делений социологии (1927) Цивилизации: элементы и формы (1929)

Социальная связь в полисегментарных обществах (1932)

Фрагмент плана общей дескриптивной социологии (1934) Техники тела (1935)

Об одной категории человеческого духа: понятие личности, понятие «я» (1938)

Техники и технология(1941)

Уже в ранний период творчества Мосс проявил интерес к первобытным религиям. Ему удалось также раскрыть специфику отношений обмена (непосредственного обмена материальными благами — пищей, орудиями труда, а также женщинами, престижными украшениями и др.) в архаических обществах. Во-первых, обмен осуществлялся всегда как дарение, имевшее взаимный, двусторонний характер, ему придавался большой моральный смысл.

Во-вторых, материальная сторона обмена — это лишь одна из его сторон, опора для утверждения социального положения, престижа: группы или индивиды, вступающие в материальный обмен, обмениваются также символами различных областей общества — политической, юридической, эстетической.

Характерный для Мосса целостный многоуровневый подход к общественным взаимодействиям имел у него продолжение и в целостном подходе к человеку: он первым обратил внимание учёных на то, что в различных обществах присущи специфические физические, физиологические проявления — «техники тела».

Идеи Мосса сделали возможным переход от сугубо социологической трактовки роли религии и использования символов к изучению человеческого мышления. Слайд (20)

Люсьен Леви-Брюль

Люсьен Леви-Брюль (фр. Lucien Lévy-Bruhl; 10 апреля 1857, Париж — 13 марта 1939, Париж) — французский философ и антрополог.

Люсьен Леви-Брюль закончил Сорбонну, преподавал там же с 1899 по 1927 годы. Начинал как философ, после знакомства с трудом Джеймса Фрэзера «Золотая ветвь» заинтересовался антропологией. По методологии, принципам постановки проблем выступал как ученик социолога Эмиля Дюркгейма. До Леви-Брюля был принят постулат одинаковости законов мышления для народов всех времён. Леви-Брюль считал, что разным типам общества и разным эпохам присущи разные типы мышления. Он стал автором теории первобытного до-логического мышления, которое отличается от современного логического. До-логическое мышление нечувствительно к опытному знанию, оно мистично. В любом явлении первобытный человек видит действие сверхъестественных сил: болезнь, неурожай, плохая погода — это следствие колдовства. Применительно к такому мышлению Леви-Брюль вывел закон партиципации (сопричастия): для первобытного человека предмет может быть самим собой и одновременно чем-то иным. Примером действия такого закона может служить тотемизм, когда человек верит, что он одновременно является и животным. Другой пример — билокация, то есть одновременное нахождение какого-либо предмета или человека в двух местах. В поздних трудах под влиянием критики учёный несколько отошёл от своих позиций. Слайд (21)

труды:

1900 — Философия Огюста Конта / La Philosophie d’Auguste Comte

1910 — Мыслительные функции в низших обществах / Les fonctions mentales dans les sociétés inférieures

1922 — Первобытное мышление / La mentalité primitive

14