Междисциплинарная матрица социологии

Как и любая другая наука, социология обладает собственным предметом и конкретными методами исследования. Она включена в общую систему науч­ного знания и занимает в ней строго определенное место. Социология относится к числу наук, изучающих не только общество в целом, но и отдельные его части, сферы, элементы. Общество — настолько сложный объект, что одной науке изучить его не по силам. Толь­ко привлекая ресурсы той или другой, только объеди­няя усилия многих наук, можно полно и непротиворе­чиво описать и изучить такое сложное образование, как человеческое общество. Совокупность наук, изучающих один и тот же объект, особенно такой крупный, как общество, объединены между собой логическими свя­зями, общими понятиями и методами, а потому пред­ставляют некоторую систему, которую можно назвать междисциплинарной матрицей.

Под междисциплинарной матрицей социологи­ческого знания подразумевается вся совокупность родственных социологии дисциплин, их взаимосвязь, оказываемое друг на друга влияние и интеграция.

В содружестве с другими, родственными ей, дис­циплинами — психологией, социальной психологией, экономикой, антропологией, политическими науками и этнографией — она образует подсистему системы науч­ного знания — социальное знание. Родственные дисцип­лины заимствуют друг у друга понятия и категории, об­мениваются результатами исследований, методами и теоретическими находками. В практической сфере, ска­жем в области управленческого консультирования, от выпускника вуза требуется кроме социологии знание также основ психологии (тестирование личных и дело­вых качеств персонала фирмы) и экономики (определе­ние цены рабочей силы, производительности труда, зат­рат на обучение персонала и др.).

Чаще всего социологи считают свои исследования комплексными, смело комби­нируя методы экономики, психологии и социологии.

Однако следует помнить, что комплексность никог­да не подменяет специфичность. Каждая наука смот­рит на мир, в данном случае на социальную реальность, под специфическим утлом зрения. Возьмем конкретное событие: дама покупает в магазине шляпку. Экономист проанализирует событие в терминах спроса и предло­жения, сезонного колебания цен, семейного бюджета. Психолога заинтересует, быть может, то, каким обра­зом дама стремится выразить в покупке свое «Я», не произошла ли покупка под влиянием эмоционального порыва, как на выборе шляпки сказывается характер и темперамент человека, не желает ли покупатель подчеркнуть свою сексуальную привлекательность, выбрав именно этот фасон, и т. д. Социолог попытает­ся установить взаимосвязь таких переменных, как со­циальная принадлежность и тип покупки, престиж и демонстративное поведение, способы проявления со­циальной роли и нормативные ожидания, классовую принадлежность покупателя и др.

9 стр., 4315 слов

Социология как наука об обществе. Предпосылки возникновения социологии

... своеобразие объекта социологии. Вернемся к дословному переводу названия новой науки - социологии. Определение социологии как науки об обществе не совсем правильно. Общество является объектом изучения многих наук - истории, ... мы относим к социальной сфере, поскольку осознаем его роль в формировании знаний и навыков, позволяющих человеку быть полезным другим людям, успешно взаи­модействовать ...

Изучение междисциплинарной структуры знания необходимо в тех случаях, когда выделяется предмет науки, его специфика и отличие от предмета других наук. В отличие от других наук социология, если можно так выразиться, мыслит крупными блоками. Она спо­собна описать поведение больших масс людей, поэто­му тяготеет к статистике. Но для нее закрыт внутрен­ний мир человека. В литературе еще не сложилось окончательного мнения о том, куда именно зачислять социологию — в разряд социальных или гуманитарных наук. С одной стороны, социология, психология, соци­альная психология, экономика, политология, а также антропология и этнография относятся к социальным наукам. У них много общего, они тесно связаны между собой и составляют своего рода научный союз.

К гуманитарным дисциплинам относят историю, философию, литературоведение, искусствознание,

культурологию. Гуманитарные науки оперируют не­строгими моделями, оценочными суждениями и каче­ственными методами, социальные науки — формали­зованными моделями, математическим аппаратом и опираются на количественное, или квантифицированное знание. Другой критерий разграничения двух ро­дов наук учитывает тот факт, что для гуманитарных наук главным является познание мира духа, культуры и ценностей, а для социальных главным выступает как раз элиминирование от ценностей, культурных и ду­ховных артефактов.

С другой стороны, у социологии очень много общего с философией, культурологией, историей. В таком случае социологию следует зачислять в разряд гуманитарного знания, что соответствует не только отечественным, но и мировым, прежде всего европейским традициям.

По всей видимости, социологию следует причислять к наукам с двойным статусом: она принадлежит к социальным и гуманитарным дисциплинам. Двойной статус отражается в понимании сущности и предмета социологии. Когда хотят указать на принадлежность социологии к числу социальных наук, то говорят, что она представляется собой науку о поведении людей как представителей больших социальных групп, объектив­ных закономерностях функционирования социальной структуры общества, опирающихся на статистические данные, и входящих в нее социальных институтах. Ког­да стремятся подчеркнуть принадлежность социологии области гуманитарного знания, то указывают на то, что социология изучает социокультурную сущность чело­века. Это означает, что для социолога человеческое поведение обусловлено не природной генетикой и не физиологией, как для биологии или психологии, а куль­турным контекстом, т. е. традициями, обычаями, культур­ными нормами и символами, ценностями и идеалами.

История мировой социологии доказывает, что оди­наково весомый вклад в ее развитие внесли как направ­ления (социологические перспективы), ориентирующи­еся на так называемый сциентизм (количественная методология, операционализация понятий, эмпиричес­кая проверка гипотез, измерение и т. п.), в частности структурный функционализм и физикализм, так и на­правления, ориентирующиеся на так называемый гуманицизм (признание неустранимости человеческого воздействия на процесс познания, подчеркивание гла­венствующей роли ценностей и духовного начала, экзистенциальности бытия человека и т. д.), как напри­мер, символический интеракционизм, феноменологи­ческая социология и др.

10 стр., 4599 слов

1.Социология как наука: структура и уровни социального знания 2

... наука социология имеет объект изучения. Это общество в целом, социальные группы, личности. Предметом изучения социологии будут выступать социальные отношения в обществе. Это определяет и структуру социологического знания. Она включает в себя, во-первых, знания ...

Социология, возникнув позже многих других наук, вбирает в себя их понятия и конкретные результаты ста­тистику, табличные данные, графики и понятийные схе­мы, теоретические категории. Так всегда происходило с вновь возникающими науками. Молодым наукам свой­ственно постоянно обновляться и обогащаться за счет тех дисциплин, которые сформировались раньше. Философия древнее физики, и последняя позаимствовала у нее мно­гие фундаментальные понятия: материя, вещество, атом, причина, сила и др. Из философии в социологию пришли такие понятия-категории, как общество, человек, ценно­сти, индивид, прогресс, развитие и некоторые другие. Из сферы театральной жизни пришло ключевое понятие «роль», а из юриспруденции — «статус». Список можно продолжить. Социологи добавили свои слова — социали­зация, девиантность, делинквентное поведение, интерак­ция. Их становится все больше. Экономисты дали со­циологии свои термины: капитал, труд, материальное стимулирование, организация труда, занятость, предпри­нимательство, деньги, рынок, обмен, доход, бюджет, соб­ственность, товар и т. д.

Экономика изучает поведение больших масс лю­дей в рыночной ситуации. В малом и большом — в общественной и частной жизни — люди и шага сту­пить не могут, не затрагивая экономических отноше­ний. Договариваясь о работе, покупая товары на рын­ке, считая свои доходы и затраты, требуя выплаты зарплаты и даже собираясь в гости, мы — прямо или косвенно —учитываем принципы экономии.

Как и социология, экономика имеет дело с больши­ми массами. Мировой рынок охватывает 5 млрд. людей. Кризис в России или Индонезии тут же отражается на биржах Японии, Америки и Европы. Когда производи­тели готовят к продаже очередную партию новой про­дукции, их интересует мнение не отдельного человека, даже не малой группы, а больших масс людей. Это и понятно, ведь закон прибыли требует производить больше и по меньшей цене, получая максимальную выручку с оборота, а не со штуки. Сложное понятие «сегментированиие рынка» подразумевает простейшую вещь: каждая социальная группа — пенсионеры, пионеры и миллионеры — каждая ориентирована на разный тип товаров, обитает в разных местах, ходит в разные мага­зины, имеет различную покупательную способность, реагирует на экономические кризисы по-разному и т. д. Без исследования поведения людей в рыночной ситуа­ции экономика рискует остаться просто техникой сче­та — прибыли, капитала, процентов, связанных между собой абстрактными построениями теории.

Социология видит общество в единстве всех его сторон. Она не углубляется в тонкости политических процессов или детали рентных отношений. Социоло­гия изучает психологические проблемы, рыночные отношения, государство или культуру не сами по себе, не так, как их изложил специалист по этим наукам, а совершенно под другим углом зрения. Каждый фраг­мент реальности, каждое явление или элемент рас­сматривается только с позиций его связи с обществом, его вклада в развитие или построение общества, его общественных функций. Религия важна социологии не как система верований и специальных обрядов, а толь­ко как общественный институт, оказывающий влияние на большие массы людей. Культуру социология рас­сматривает также под специфическим углом — как образ жизни больших масс людей.

7 стр., 3173 слов

Социология управления как отрасль социологической науки.

... ……………………………………18 3. Проблемы человека в концепции Лумана……………..………20 Заключение………………………………………………………….22 Список литературы   Социология управления как отрасль социологической науки. Социология как наука об ... считают родоначальником науки управления. Ему принадлежит заслуга технического совершенствования организации труда на предприятии. Он внедрил плановое бюро, новые методы работы, эффективные ...

Социолог ищет ответ на следующие принципи­альные задачи:

• в каком направлении и каким образом общество (его структура и институты) влияет и определяет поведение людей;

• каким образом из опроса отдельных людей получить соци­альный портрет типичного представителя своей группы.

Таковы две самые важные задачи, которые прихо­дится решать профессиональному социологу. Кроме них имеется множество других, но только первые две определяют характер и отличительные черты социоло­гии как самостоятельной дисциплины.

Действительно, психолога интересует то, в каком направлении на поведение человека влияет его внут­ренний мир — объем памяти, интенсивность и степень развитости мышления, темперамент, эмоциональный склад, агрессивность, подсознательные переживания и т. д. Для решения подобной задачи он применяет методы, отличные от социологии, скажем, лаборатор­ный эксперимент или тестирование. Психолог не усредняет и не типизирует свой объект. Напротив, он устанавливает индивидуальную структуру человека, ищет его неповторимость и работает с отдельным ин­дивидом как с личностью.

Вторая черта указывает на применяемые в социо­логии методы, их специфику. Человек превращается для социолога в респондента — источник нужной ин­формации. Когда он получил от 100 или 1000 респон­дентов сведения о поле, возрасте, образовании, элек­торальном поведении, социальном происхождении, ценностных ориентациях и доходах всю исчерпываю­щую информацию, он забывает о них. Они растворя­ются в статистических рядах, таблицах и графиках. В своей анкете социолог заранее предупреждает лю­дей об анонимности опроса и о том, что данные будут усреднены и в таком виде предстанут в научном отче­те. Вместо конкретных, живых людей перед социоло­гом возникает обобщенный образ — «средний чело­век». Это может быть типичный студент, сторонник коммунистических взглядов, верующий или «новый русский». В понятии «среднего человека», введенном в науке А. Кетле (конец XIX века) погашаются все различия между людьми.

Таким образом, социология тесно связана со всем блоком социальных наук, основным предметом кото­рых выступает изучение поведения людей.

Внутридисциплинарная матрица социологии

Не только междисциплинарное, но и внутридисциплинарное знание представляет собой сложно раз­ветвленную и функционально взаимосвязанную сис­тему. Ее элементами выступают уже не отдельные науки, и отрасли знания внутри одной науки.

Под внутридисциплинарной матрицей социоло­гии понимается совокупность отраслевых направлений социологии, тематических областей и сфер, которые выделились в процессе дифференциации социологи­ческого знания и сегодня представляют сложно раз­ветвленную систему. К примеру, в рамках социологии в XX веке выделились такие отрасли, как социология труда и социология города, социология культуры и социология религии и др. Постепенно некоторые из отраслей, в свою очередь, разделились на множество субдисциплин. Скажем, в рамках социологии культу­ры сегодня в качестве самостоятельных существуют такие направления, как социология кино, социология театра, социология массовой (популярной) культуры, социология чтения и т. д. В рамках экономической со­циологии следует различать социологию труда, социо­логию занятости и безработицы, социологию рынка, социологию банков, социологию менеджмента, социо­логию организаций и др.

9 стр., 4176 слов

2. Социология управления как отрасль социологического знания

... процессах способствуют модернизации общества, либо препятствуют его прогрессивному развитию. Социология управления как отрасль социологического знания имеет многоуровневый характер и собственные направления исследований, к ... с изменением рода занятий населения, появлением множества профессий и видов труда возникла потребность в деятельности, увязывающей в едином производственном процессе различных ...

К усложнению внутренней структуры знания ве­дет процесс специализации. В 50-е гг. теоретическая физика включала всего четыре специальности, и од­ной из них была физика элементарных частиц. Через 20 лет последняя стала самостоятельной дисциплиной и включала в себя шесть новых специальностей. Еще через десять лет каждая из этих специальностей в свою очередь подразделилась на ряд новых направлений.

То же самое происходит и в социологии. Чуть бо­лее ста лет назад о социологии говорили лишь как о разновидности философии. Конту, Веберу, Дюркгейму понадобилось много сил, чтобы доказать право социо­логии на самостоятельное существование. Теперь уже в этом никто не сомневается, за исключением советс­ких философов, которые уже в 50-е годы XX в. отказы­вали социологии в праве быть самостоятельной нау­кой, считая ее философской специальностью. До начала 90-х годов XX в. в СССР научной степени по социоло­гии вообще не существовало, хотя количество различ­ных «социологии» достигало многих десятков. Сейчас же нередко впадают в крайность и спешат любую предметную сферу окрестить социологией. Так появи­лись «социология моря» и «социология воспитания», «социология пенсионеров» и т. п.

Отрасли группируются по родственным призна­кам: тематическая близость, общие мировоззренческие установки, сходство методологии или методического инструментария, либо личные знакомства и симпатии. Постепенно формируются поисковые программы, ис­следовательские группы, научные школы, новые на­правления и дисциплины, наконец, когнитивные пара­дигмы. Их-то и называют внутридисциплинарными элементами знания. К ним надо относить идеи, тео­рии, концепции, которые вместе с первыми образуют инвариантную структуру научного знания.

Отрасли социологии можно уподобить производ­ственным цехам, каждый из которых специализирует­ся на изготовлении узкого круга деталей, к примеру, цех двигателей, цех кузовов, сталеплавильный цех и т. д. В то же время сквозные элементы (методология, картина мира, теория и др.) выполняют роль функци­ональных служб предприятия: отдела кадров, отдела главного технолога, отдела труда и заработной платы, бухгалтерии и т. д. Они обслуживают все цеха и пото­му считаются сквозными. Так и в социологии.

Любое знание — теоретическое или эмпиричес­кое — имеет двойное подчинение. Оно получено в рамках той или иной отрасли, но с соблюдением уни­версальных требований, касающихся методики, методологии или научной теории. Социолог строит про­грамму конкретного исследования. Оно обязательно специализированно, т. е. выполняется в рамках, ска­жем, социологии труда или социологии семьи.

9 стр., 4412 слов

Теория социально-культурной деятельности как специальная отрасль знаний

... культуры и досуга, владеть основными терминами в данной отрасли знания. Среди основных понятий, употребляемых в данной дисциплине, наиболее ... на основе изучения и переосмысления новейших данных научных исследований и практического опыта. В течение многих лет ... лишь на стыке таких фундаментальных наук как философия, социология, культурология, педагогика, психология, экономика, искусствоведение, право и ...

Внутридисциплинарную матрицу можно пред­ставить в виде перевернутого дерева, где корнем выступает социология в целом, ветвями — отраслевые социологии, многие из которых, в свою очередь, рас­щепляются на дополнительные ветви (поддисциплины).

Изобразим графически часть такого дерева.

Рождение новых отраслей очень редко диктуется потребностями самой науки. Гораздо чаще побудитель­ным стимулом является общество, в котором на пер­вый план в разные периоды выходят те или иные со­циальные проблемы. В советское время лидировала трудовая тематика и наиболее активное развитие по­лучила социология труда, а в 90-е годы, в связи с рос­том имущественного расслоения общества, падением материального благосостояния населения широкое развитие получили проблемы бедности и неравенства (включаемые в тематическое направление «социальная структура и стратификация), о которых при социализ­ме никогда не говорили.

Построим сводную таблицу, где в левом столбце отразим существовавшие в советский период отрасли социологии, а в правой — появившиеся в российской социологии. Видно расхождение как в количестве отраслей, так и в их названиях. К примеру, исчезли такие отрасли, как социология развития, социология познания, социология пропаганды, социология техни­ки. Хотя большинство отраслей отечественной социо­логии сохранились неизменными на протяжении пос­ледних 15—20 лет. Это указывает на стабильность научного знания — тенденцию, присущую всем науч­но развитым странам. Некоторые отрасли изменили свое название, как это сделала социология народона­селения, которая сегодня именуется просто демогра­фией, или социальной демографией. Две отрасли — социальная психология и социальная антропология — не являются в строгом смысле отраслями социологии. Они вполне самостоятельные научные дисциплины, однако среди специалистов бытует мнение, что та и другая мало чем отличаются от социологии и потому могут рассматриваться также в качестве ее отраслей.

Если сравнить отрасли социологии между собой, то окажется, что среди них выделяются крупные, сред­ние и мелкие. Крупные отрасли, прежде всего социо­логия культуры и социология труда (сегодня ее назва­ние поменяли на экономическую социологию, куда социология труда входит подразделом) распадаются на множество более мелких подотраслей. Похожим обра­зом крупные промышленные корпорации или концер­ны состоят из филиалов, полусамостоятельных пред­приятий и производств. Средние отрасли социологии, хотя и не распадаются над подотрасли, но готовы это сделать, поскольку внутри них можно обнаружить крупные тематические направления, объединяющие многих ученых и имеющие сложившиеся научные традиции. Мелкие отрасли не имеют ни того, ни дру­гого, они сами только еще выделились в самостоятель­ные образования, к примеру социология спорта или тендерная социология.

Отрасли-гиганты описывают какую-либо очень крупную сферу жизни общества. В самом деле, что может быть крупнее общественного труда или культу­ры. Это категории, сравнимые по фундаментальности разве что с обществом, материей или личностью. Под стать им и соответствующие отрасли — социология труда и социология культуры. Это комплексные дис­циплины, подразумевающие сложную внутреннюю структуру, наличие различных уровней, направлений и тенденций в изучении своего предмета.

12 стр., 5614 слов

1.Социология г. Спенсера

... как и индивидуальный организм. В традициях позитивистской социологии Спенсер, опираясь на исследования Ч.Дарвина, предложил использовать эволюционную теорию для объяснения социальных изменений. Однако в ... разрабатывать подход, получивший впоследствии название общей теории систем, и применять его к человеческому обществу. В своих исследованиях он сочетал структурно-функциональный и эволюционный ...

Действительно, в социологии труда до недавнего времени (до 1993—1995 гг.) можно было выделить не­сколько направлений, дисциплин или отраслей знания. Так, социология организаций исследует иерархичес­кую структуру управления производством, формальную и неформальную организацию предприятия, личные и безличные факторы социальной организации труда. Социология профессий также выделяет свой предмет в системе общественного разделения труда, изучая престижность тех или иных видов деятельности, пред­почтения, ценностные ориентации, профессиональную пригодность и т. п. Социология производственного коллектива изучает широкий комплекс вопросов, вы­ражающих закономерности совместной трудовой дея­тельности людей, функции, цели и структуру трудовых коллективов — основных экономических, социальных и политических ячеек нашего общества. Следует так­же назвать: социально-психологические исследования сплоченности, лидерства, психологического климата, группового взаимодействия в производственных бри­гадах как разновидности малой контактной группы; социологию образа жизни, основой которого выступа­ет поведение человека в труде; промышленную со­циологию (индустриальную социологию), в центре внимания которой находится изучение социальных последствий научно-технической революции в про­мышленности, механизации и автоматизации производ­ства, социальной организации предприятий и проблем социального управления; наконец, социальное плани­рование, становление которого в качестве самостоя­тельной дисциплины немыслимо без изучения трудо­вых проблем.

Сменившая ее экономическая социология включи­ла в себя всю прежнюю проблематику социологии труда с ее подотраслями и добавила новые, соответ­ствующие рыночной реальности. Сегодня специалис­ты говорят о социологии занятости, социологии рын­ка, социологии биржи, социологии менеджмента, социологии финансов и некоторых других как о само­стоятельных, хотя и окончательно неоформившихся, подотраслях экономической социологии.

Не менее сложной и разветвленной отраслью-ги­гантом считается социология культуры, внутри которой выделяют такие подотрасли, как социология обра­зования, социология науки, морали, социология рели­гии, социология искусства, социология досуга, соци­ология спорта. Сегодня наблюдается тенденция к еще более узкой специализации знания, и в социологии искусства выделяются в особые направления: социо­логия театра, социология чтения, социология кино, социология концертной деятельности, социология изоб­разительных искусств. В социологии образования вы­деляются социология средней школы, социология про­фессионально-технического образования, социология высшей школы. Называть исследования, проводимые в ПТУ или колледже, как бы многочисленны они ни были, отраслевой социологией, видимо, еще слишком рано. Скорее речь должна идти о научном направле­нии внутри субдисциплины. Но пройдет время, и кто знает, не появится ли в качестве общепризнанной дис­циплины, скажем, социология студенчества или соци­ология школьников. Во всяком случае, тенденция ко все большей специализации и дроблению научного знания сегодня признана во всем мире.

7 стр., 3007 слов

Сравнительный анализ различных теорий эмоций. Исследование алекситимии

... существует, а идеи, взятые из разных областей научных исследований, в теориях эмоций обычно сосуществуют. Это не случайно, так ... тон ощущений, эмоции и чувства. 2.1 Ранние теории эмоций Эволюционная теория эмоций Ч. Дарвина. Опубликовав в 1872 году ... движения, слабость и беззвучность голоса, расслабленность и молчаливость. Свою теорию Ланге свел к следующей схеме: Ослабление двигательной иннервации & ...

Фундаментальный труд «Социология в России» (М., 1998), созданный учеными Института социологии РАН, посвящен описанию того огромного историчес­кого пути, который прошли ведущие отрасли социо­логии в течение более чем столетия. К таким отраслям причислены: методология и методы, историко-социологическая проблематика, социальная структура и стратификация, социология молодежи, социология города, социология села, социология пола и тендер­ных отношений, этническая социология, социология труда и производства, социология организаций, эко­номическая социология, социология науки, социология религии, социология культуры, социология личности и социальная психология, демография, социология семьи, исследование миграции, бюджеты времени, социология быта, здоровья и образа жизни, экологи­ческая социология, социология политики, социология общественных движений, изучение общественного мнения, социология девиантного поведения, социаль­ное прогнозирование. Каждая отрасль развивается в течение десятилетий, в ней заняты десятки и сотни ученых из разных коллективов.

Некоторые отрасли называются не социологиями, а как-то иначе. К примеру, социальная структура и стратификация — это не единичная специальная тео­рия, а отрасль социологии, где конкурируют между собой теории классов Маркса, Вебера, Уорнера, Соро­кина и десятков других, главным образом, зарубежных ученых. Отрасль «Общественное мнение» именуют специальной теорией, направлением, исследованиями, социологией. То же самое относится к тендерным ис­следованиям. В науке окончательное имя закрепляется устной традицией обычно через несколько лет или даже после 10—12 лет. Некоторые отрасли только еще становятся таковыми. Это относится к области изуче­ния общественных движений. В названной выше рабо­те она так и характеризуется — «становление нового исследовательского направления». Другие отрасли ушли с исторической сцены вслед за распадом того общества, реальности которого они отражали. Подоб­ное произошло с социологией пропаганды, социологи­ей образа жизни, социальным планированием, бурно процветавшими в советское время.

Уровни социологического знания Иерархия социологического знания

В современной методологии — и в нашей стране, и за рубежом — научное знание принято понимать иерар­хически и мыслить здание социологической науки состоящим из пяти этажей. На самом верхнем рас­положена научная картина мира (философские пред­посылки), на четвертом — общая теория, включающая категории самого абстрактного уровня, на третьем находятся частные, или специальные теории — обычно формализованные, логически компактные и конкретные модели социальных процессов. На втором этаже размещается эмпирические исследования — сравнительные, крупномасштабные, репрезентативные исследования, соответствующие самым строгим требо­ваниям науки и способствующие приращению нового знания. Они обслуживают три верхних этажа, так как основное предназначение эмпирических исследова­ний — не просто собрать и обработать факты, а обес­печить надежную проверку теории, ее верификацию. На нижнем этаже находятся прикладные исследова­ния — маломасштабные и нерепрезентативные иссле­дования, призванные изучить конкретную социальную проблему и разработать практические рекомендации для ее решения. К прикладной социологии надо отне­сти все политические опросы, изучение общественно­го мнения, маркетинговые исследования, управленчес­кое консультирование, деловые игры и ряд других направлений, которые не ориентированы на проверку фундаментальной теории и приращение нового знания.

4 стр., 1955 слов

В. 15. Теория игр в системе культурологического знания

... значение детским игрушкам, которые, воплощая «мир взрослых в миниатюре», буквально предвосхищают «весь мир взрослых занятий». Эмпирически демонстрируя игровую исследовательскую, теория игр ставит в центр изучения ... причинно – следственные связи его игровой природы с принципом интертекстуальности. В теории игр отсутствует отчетливая типология игр, но можно выделить наиболее часто встречающиеся ...

Четыре верхних этажа социологического здания занимает фундаментальная социология, а последний, пятый — прикладная. Три верхних уровня в пятиэтаж­ном здании социологии занимают теоретические зна­ния, а два нижних принято именовать общим названи­ем эмпирического знания.

Научная картина мира

Общая теория

Частная теория

Эмпирические исследования

Прикладные исследования

На уровне эмпирических исследований, мы под­ходим к такой важной проблеме, как тематическое, проблемное поле науки. Это самый конкретный уро­вень определения предмета исследования. Что это та­кое? Это совокупность всех эмпирических исследова­ний, проводимых во всех странах в данное конкретное время. Если в стране более 10 или 20 тыс. социологов, и каждый занимается своей узкой темой, то общее тематическое поле социологии представляет сшитое из разных лоскутков одеяло. Где-то его плотность выше, а где-то ниже. Это означает, что некоторые темы, как, например, удовлетворенность трудом, проработаны очень подробно и тщательно, а другие темы затронуты весьма поверхностно. По одним темам проведены десятки и сотни исследований, по другим — единицы. Но и в насыщенных секторах науки, если присмотреться внимательнее, неизученных проблем более чем доста­точно. Когда собираешь вместе все исследования, ска­жем по адаптации (в советское время их проведено около 30), то обнаруживается их структурная непол­нота. Во-первых, подавляющее большинство исследо­ваний посвящены производственной и трудовой адап­тации, мало или вообще не затрагивая другие ее виды, во-вторых, изучены только временные, пространствен­ные и психологические аспекты адаптации, но остав­лены без внимания структурные характеристики. К примеру, так и осталось невыясненным, какие груп­пы лучше, а какие хуже адаптируются, из каких эле­ментов состоит социальная адаптация, повышается или снижается уровень адаптации в кризисные периоды по сравнению со стабильными, от каких социальных характеристик (класса, пола, возраста, профессии и др.) адаптация зависит больше, в каких по численности (малых, средних или крупных) коллективах ее уровень выше и т. д.

Прикладные исследования самый низкий уро­вень социологии. Это совокупность частных исследова­ний, как правило, однообъектных, которые завершаются разработкой практических мероприятий и иногда их внедрением (однообъектные исследования — практи­ческие рекомендации — внедрения).

Прикладные иссле­дования — это исследования местных событий. Цель прикладного исследования — не описания социальной реальности, а ее изменение. Важно знать инструменты прикладной социологии, ее цели и задачи. Если социо­лог, не зная этого, принесет на предприятие методоло­гию фундаментального исследования и будет изучать, например, динамику ценностных ориентации, то его не поймут. Потому что практические работники, которые будут выступать заказчиками, в этих категориях не рассуждают, они говорят совершенно другим языком. Перед прикладником возникают совершенно другие проблемы, чем перед академическим ученым.

Эмпирические и прикладные исследования раз­ные типы социологического исследования, у них раз­ные методологии и технологии. Существуют две отли­чительные черты, которые позволяют их разграничить.

Приращение новых знаний. Эмпирические исследования нацелены на приращение знаний, и они подтверждают либо опровергают какую-то частную теорию. Приклад­ные исследования не нацелены на приращение новых зна­ний, и они лишь дублируют частные теории, т. е. прикла­дывают их к конкретному объекту.

Репрезентативность. Эмпирические исследования обя­зательно должны быть репрезентативными (представи­тельными, отражающими типичные черты, действитель­ные для всей совокупности изучаемых объектов).

У них множество объектов, например средние города в разных регионах. Прикладное исследование не обязано быть реп­резентативными оно проводится на одном объекте (одно предприятие).

Для прикладников академическими учеными раз­рабатываются такие стандартные анкеты и стандарт­ные инструменты, по которым тиражируется опыт по разным предприятиям, например, тест Кетелла. Он применяется на многих предприятиях для одной и той же цели: оценка личных и деловых качеств. И никаких новых знаний для науки не добывается, новые знания только для администрации.

Таким образом, социологическое знание в целом не является гомогенной системой и не только потому, что в ней присутствуют разнокачественные уровни — теоретический и эмпирический, но еще и потому, что сюда органически включено метатеоретическое (фило­софское) знание. Современная логика науки признает как удлинение теоретического цикла познания, так и введение в него новых, дополнительных уровней, что предполагает переориентацию содержания теорети­ческого знания.

Научная картина

Самый верхний уровень теоретического знания, связанный с научной картиной мира, еще не является собственно социологическим. Поскольку он образован абстрактными категориями, имеющими универсальное Для всех наук значение, его правильнее относить к философии. Философское знание позитивизм, нео­кантианство, марксизм — определяет основу научной картины мира. Какой философской традиции придерживается социология в данной стране, такова и науч­ная картина мира.

Такие понятия, как «картина мира», «стиль мыш­ления», «надтеоретические логические структуры» и «предпосылочное знание», описывают одно и то же, а именно — метатеоретическое знание. Собственно теоретическое знание ограничено построением тео­рий — общих и частных. Специфическая черта тео­рии — способность предсказывать события. Фило­софия только объясняет мир. Выделяют три основные познавательные функции научной теории описа­ние, объяснение и предсказание.

В противоположность этому на метатеоретическом уровне происходит обобщение, осмысление и крити­ческая переоценка того, что сделано на теоретическом уровне, — теоретических результатов и самой практи­ки теоретической работы. Если основным элементом теоретического знания является закон, утверждение о необходимых, существенных связях между явлениями, то метатеоретическое знание формируется в виде прин­ципов различного порядка, в которых утверждается нечто уже о самой теории.

Метатеоретические принципы задают определен­ное видение мира и методологию исследования. Архетипическое знание, как их еще называют, часто фор­мулируется в неявном виде. Напротив, элементы общей теории все до единого должны формулироваться яв­ным образом, а элементы частной теории должны не только явно выражаться, но и записываться на языке формальной логики или математики.

Научная картина мира (НКМ) в социологии — это совокупность самых общих представлений, часто но­сящих философский характер, о том, как устроена и каким законам подчиняется социальная реальность, в которой существуют общество и образующие его ин­дивиды. НКМ управляет и регулирует процессом со­здания общей социологической теории (ОСТ), а пос­ледняя влияет на образование частных теорий. НКМ напоминает компас, который помогает ориентировать­ся ученому в законах социального познания. Компас указывает только общее направление, а конкретную карту местности ученому дают общая и частные соци­ологические теории.

В НКМ включены основные понятия, которые опи­сывают социальная реальность (общество, социальные группы, личности, мотивы, ценностные ориентации, коллективные представления и т. п.).

В отличие от об­щей теории, они логически не связаны друг с другом в единое и проверяемое на опыте целое. ОСТ, опира­ясь на частную социологическую теорию (более конк­ретные совокупности понятий), строит логическое це­лое относительно не всей социальной реальности, а ее узкого фрагмента. К примеру, общая социологическая теория может быть посвящена выяснению того, что такое ценностные ориентации личности или соци­альные институты, т. е. крупным темам. ОСТ вытекает из НКМ, но опирается на частные социологические теории (ЧСТ), которых великое множество.

Картина мира включает следующие компоненты:

• общефилософские (метатеоретические) положения о строении мира (онтология) и его развитии (динамика, ге­незис);

• общенаучные принципы, выступающие в роли норматив­ных регуляторов деятельности ученого (объективность и достоверность научного знания, истинность, и др.);

• идеологические стандарты и нравственные ценности;

• эвристические модели, заимствованные из других облас­тей знания и используемые как средство объяснения со­циальной реальности (например, сравнение общества с живым организмом у Г. Спенсера).

НКМ — это совокупность самых общих теорети­ческих суждений о том, как устроена та реальность, которую они собираются изучать. В отличие от науч­ной теории, где все элементы выверены и пригнаны друг к другу, как в механизме сверхточных часов, в научной картине все приблизительно, неточно, пред­варительно.

Теорию иногда сравнивают с сетью, которую ис­следователь набрасывает на мир. Все, что вылавлива­ется такой сетью, считает B.C. Степин, и есть предмет теории1. Картина мира дает предварительный эскиз этой сети, задавая предположительный и довольно приблизительный характер не только конфигурации, но и размеров ее ячеек. Действительно, философские и ценностные суждения, которые входят в состав со­циологической картины мира, вряд ли дадут точные параметры реальных объектов. Они определяться поз­же, пройдя эмпирическую стадию исследования. Од­нако на промежуточной стадии грубые контуры соци­альной реальности, задаваемые картиной мира, пройдут конкретизацию и шлифовку сначала на уровне общей, а затем частной теории.

К примеру, социологическая картина мира опре­деляет, что социолог должен изучать, в отличие от физика, не природу, а общество. На абстрактном уров­не совершенно очевидно, что общество, во-первых, состоит из конкретных людей, во-вторых, обладает некой структурой и формируется этими людьми. Но как конкретно выглядят общество и люди? Общество и людей изучает множество наук, в том числе антропо­логия, демография, этнография, политология. А в чем заключается специфика социологии. Представители различных направлений (в данном случае их лучше именовать перспективами) предлагали свое определе­ние специфики социологии и того, что она, в отличие от других наук, должна изучать.

М. Вебер, ориентировавшийся на неокантианскую философию, считал, что реальны только индивиды, которых и должна изучать социология. Социолог не может познать такие абстрактные сущности, как на­род вообще, класс вообще, государство вообще. Их составляют конкретные индивиды, изучая поведение, мотивацию и ценностные ориентации которых, можно затем определить контуры народа, класса, государства. Его оппонент, Э. Дюркгейм, придерживавшийся пози­тивизма, напротив, единственно реальным признавал коллективное сознание и социальную общность, аргу­ментируя свою позицию тем, что общность всегда боль­ше механической суммы отдельных индивидов. Если это так, то изучение отдельных представителей ничего не скажет о природе сообщества, у которого есть не­что, неразложимое на индивидуальные мотивы и по­требности, скажем, традиции, обычаи, коллективные символы и верования, которым подчиняется индивид,

но которые прямо не следуют из его поведенческих поступков и убеждений.

У Вебера и Дюркгейма разные картины мира, опи­рающиеся на разные онтологии (учения о структуре мира) и разные философские традиции: Вебер опирает­ся на традиции номинализма, а Дюркгейм — реализма. Однако кроме этих двух перспектив в социологии су­ществуют и другие, которые формируют собственные картины мира, непохожие на первые, например, марк­сизм, символический интеракционизм, этнометодология. Они иначе определяют то, что должна изучать социоло­гия, и то, как устроен тот мир, который она исследует.

Решающее влияние на НКМ оказывает философия. Это может выступать свидетельством того, что со­циология до конца еще не рассталась со своим фило­софским прошлым. В одних странах такой отход про­изошел раньше, в других позже. В России с 20-х по 80-е годы XX века социологию считали частью фило­софии, научные степени кандидата и доктора социоло­гии появились только в начале 90-х годов. Правда, в США социологи по сию пору носят звание магистров и докторов философии, но это формальная дань про­шлому. Никакого вмешательства на развитие социоло­гии философия здесь не оказывает. Напротив, в За­падной Европе все время были сильны философские традиции, в результате европейская социология созда­ла более глубокую теорию и более аналитична, чем американская.

В Европе фундаментальные знания в области фи­лософии являлись обязательным компонентом социо­логического образования. У социологов был широкий философский выбор: философия Канта и Гегеля, нео­кантианство и неогегельянство, позитивизм и не­опозитивизм, феноменология и экзистенциализм, ре­лигиозная философия и философия жизни, томизм, агностицизм, сенсуализм и т. д. В США господствова­ло лишь одно направление — прагматизм, который и повлиял на основание американской социологии, ее менталитет и практическую направленность. Позити­визм, который оказал второе по значению влияние, особенно на становление количественной методологии и техники эмпирических исследований, был экспор­тирован из Европы. В Европу выезжали на учебу чуть ли не все американские социологи Здесь они получа­ли фундаментальную философскую, а вместе с ней теоретико-методологическую подготовку. Т. Парсонс, самый выдающийся американский социолог, прошел в Германии полный курс обучения. Другие мыслите­ли, определившие облик американской социологии, в частности П. Лазарсфельд и П. Сорокин, эмигрирова­ли в США из Европы, где вскоре создали научные школы и целые поколения социологов, впитавших европейскую интеллектуальную традицию После Вто­рой мировой войны в США уехали большинство выда­ющихся европейских социологов, а потому учиться философии в Европе было уже не у кого Оторванное от своих корней молодое поколение европейских со­циологов обращало свои взоры не в Европу, а в США, откуда приходили все новомодные веяния и куда им приходилось выезжать на обучение эмпирической социологии. К 60-м годам в США оформились соб­ственные, непохожие на европейские аналоги, фило­софские течения, в частности символический интеракционизм, которые, оставаясь во многом в сфере философии, органично влились в социологическое знание. С той поры можно говорить о том, что соци­ология стала порождать собственную, нацеленную на обслуживание своих нужд, философию. Такие социолого-философские течения получили название социо­логических перспектив (иногда их также именуют школами, направлениями, парадигмами).

Научные картины сильно интегрированы в куль­туру некоторой эпохи и цивилизации. Картина мира помогает вписать добытые теорией и эмпирией точные знания в абстрактный и неточный мир культурных ценностей. Конкретная культура конкретной эпохи оказывает явное и неявное давление на ученого, зада­вая цели и задачи науки, определяя критерии оценки и содержание знаний. Это может быть не только обще­культурное давление, но также политическое, религи­озное, экономическое. Выдержать культурное давление, принять на себя первый удар тех ценностей и устано­вок, которые к науке не относятся, и призвана картина мира. Находясь в промежутке между культурой общества и конкретной научной деятельностью, она смягчает удар и переводит одно на язык другого.

Теоретическое знание

Центральным элементом в системе теоретическо­го знания, занимающего три верхних этажа в иерар­хии, выступает не научная картина мира, а научная теория, которая подразделяется на два уровня — об­щая теория и частная теория. Прежде чем рассматри­вать особенности социологической теории, проанали­зируем сущность научной теории как таковой

Буквально «теория» означает «зрели­ще» — заранее и хорошо продуманную инсценировку событий, определенный взгляд на вещи. Теория отра­жает реальность избирательно и под определенным углом зрения Она отсекает второстепенное и оставля­ет главное. Второстепенных деталей, попадающих в наше поле зрения так много, что они создают хаос. Отсортировать главное и организовать их в непроти­воречивое целое призвана научная теория, поэтому ее можно воспринимать как своеобразный интеллек­туальный фильтр.

В методологической литературе вы найдете не одно, а множество определений научной теории. Тео­рию можно понимать как совокупность логически свя­занных между собой абстрактных понятий, которые переводятся в переменные, наделяемые эмпирически­ми признаками, а также в совокупность гипотез, кото­рые подвергаются эмпирической проверке. Теорию можно определить как иерархически организованную систему предложений и гипотез, находящихся в отно­шениях выводимости. Теория — совокупность утвер­ждений о реальном мире, которые описывают связь переменных. Выводы, представляющие логически ис­тинные дедукции, называются пропозициями. Науч­ная теория «есть знание особого рода — знание всеоб­щее (универсальное) и необходимое (содержательно аподиктическое) ».

Научная теория имеет сложную иерархическую структуру. Абстрактные объекты верхнего слоя образовывают относительно автономные области (теорети­ческие системы), которые связаны с областями ниже­стоящих уровней не прямо, а через специальные пре­образования. Причем первые в ряде случаев могут иметь так называемое избыточное содержание, иначе говоря, они не проецируются целиком и полностью на объективную реальность, хотя правильно ее объясняют. Откуда берется некоторый «остаток». Понятие — не только идеализированная модель действительности, но и сокращенная система практических действий, кото­рые необходимо осуществить ученому, чтобы в конеч­ном итоге получить такое понятие

В методологии различают не один, а два контекста функционирования теории Репрезентативная функция теории заключается в ее способности служить абстракт­ной моделью (заместителем) реальных объектов (экстен­сиональный контекст), а регулятивная функция теории представляет ее уже как систему теоретических опера­ций (интенсионалов), посредством которых осуществля­ется построение абстрактной модели. Поскольку теоре­тическое знание не просто копирует реальность, а воплощает определенное отношение субъекта к реаль­ности, постольку одной и той же реальности соответст­вуют два (и больше) теоретических образа, каждый из которых выражает не только объективное содержание теории, но и соответствующее субъект-объектное отно­шение. Например, в квантовой теории один и тот же реальный процесс может описываться посредством двух различных идеализированных схем (волновой и корпускулярной).

В них используются разные теорети­ческие средства, которые дают противоположные кар­тины реальности, но, тем не менее, обе они являются эквивалентными и истинными. Вследствие этого схемы не могут без остатка проецироваться на отражаемый ими процесс, иначе говоря, они обладают частичной семантической объективностью (неполной истиннос­тью), хотя и приводят к одним и тем же статистическим распределениям.

У научной теории две важнейшие функции — объяснять устройство реального мира и предсказывать будущие события. Объяснение это знание связи аб­страктных объектов модели, а предсказание — связи реальных объектов в окружающем мире. Объяснение

надо отличать от описания и интерпретации. Объясне­ние происходит при помощи построения причинно-следственных (каузальных) моделей, которые получа­ют теоретическое доказательство и эмпирическое подтверждение. Считается, что в физике с этим об­стоит все нормально, но в социологии строгие каузаль­ные модели построить невозможно. Здесь преобладают описательные схемы, а вместо логического доказатель­ства используется очень похожий на него прием — ин­терпретация Интерпретации представляют специфи­ческий класс обобщений, встречающихся только в социальных науках. В них нет гипотез, логического вы­ведения одних утверждений из других, аксиом и по­стулатов, эмпирического подтверждения, зато много философских рассуждений и субъективных оценок. Интерпретации нельзя ясно и недвусмысленно выве­сти из данных. Они представляют собой выводы, кото­рые нельзя подвергнуть экспериментальной проверке или статистическому анализу, как например, интерпре­тацию нацизма. По сравнению с физикой социологию считают очень молодой, а потому теоретически незре­лой наукой. Как отмечал в свое время П. Лазарсфельд, сегодня социология находится в том же состоянии, в каком 400 лет назад находилась физика. Нужны годы и годы на сбор и сопоставление социальных фактов, прежде чем в социологии появится нечто значитель­ное. Лишь через 400 лет после этого следует ожидать появления социологических ньютонов, максвеллов и эйнштейнов. Относительная молодость социологии накладывает свой отпечаток на процесс развертыва­ния теории, ее тип и структуру. Здесь появляются, например, эмпирические теории как итог конкретного исследования, «теории отдельных процессов», т. е. унитарные теории, в социологии меняется функция НКМ, которая, по мнению Е.Н. Гурко, компенсирует отсутствие хорошо разработанного теоретического аппарата. Иными словами, в социологии многие уровни и компоненты теоретического знания, присущие развитым наукам, присутствуют здесь как бы в свернутом виде. «Свернутость» структуры социологической теории от­ражается на ее генезисе и развитии, которые имеют свою специфику. Например, здесь не просто присут­ствуют, но преобладают так называемые «первичные объяснительные схемы» (B.C. Швырев), которые лишь позже могут развернуться в зрелые теории. Численно больше здесь и концепций, которые в отличие от теорий представляют скорее субъективный взгляд на круг про­блем, первоначальное осмысление, иначе, пробную те­орию. К первичному уровню концептуализации относят­ся также типологии (способ вычленения эмпирических признаков на основе внеэмпирических конструктов) экспликация (формально-аналитическое упорядочение смысла терминов) и др. К типу зарождающихся теорий можно отнести и теоретические модели — семантически эквивалентные, но логически неполные абстрактные аналоги реальных процессов. И практически полностью отсутствуют в социологии аксиоматические теории.

Для социологии трудности в построении зрелой теории заключаются не в техническом оснащении, считает Т. Абель, а в методологии. Физика имеет дело с объектами и событиями, которые обладают от рожде­ния свойствами и вступают в отношения, подчиняясь универсальным законам, создавая устойчивый порядок. В отличие от физического социальный мир сотворен самим человеком, он состоит из бесчисленного коли­чества межличностных связей и отношений, которые принимают устойчивую форму социальной организа­ции, социального института или социальной структу­ры, которые направляются и управляются теми, кто их создавал. Ничего похожего во вселенной нет. Только человек ставит перед институтами, организациями и структурами цель, к которой они должны стремиться. Мы сами наделяем свой мир социокультурными харак­теристиками, присваиваем им имена, статусы и опре­деляем параметры. Мы же их потом и познаем. Они не существуют независимо от нас. Не только сам соци­альный мир создан нами, но и законы, управляющие им. Не следует предаваться иллюзии, что они универ­сальны, неизменны и постоянны.

Отсюда вытекает, что цели и задачи социологии качественно отличаются от таковых в физике, хотя обе они опираются на одну и ту же логику познания, на один и тот же научный метод. «Социология «экзи­стенциальна», или феноменалистична в своих интере­сах; физика абстрактна и фундаментальна, поскольку интересуется открытием универсальных законов и унификацией теорий. Пионеры социологии полностью осознавали экзистенциальную сущность социологичес­кого интереса к процессу человеческой жизни».

Философское знание сформировалось в социологии раньше, а конкретно-научное — позже. В этом смысле научная картина мира исторически и логически пред­шествовала созданию общей теории и тем более частной. Философские основания социологии заложены еще Ари­стотелем и Платоном, а в середине XIX в. продолжены О. Контом. Общая теория сформировалась усилиями М. Вебера, Э. Дюркгейма, Г. Зиммеля и Ф. Тенниса не ранее конца XIX — начала XX вв. А частные социологи­ческие теории появились главным образом во второй половине XX в. Они — плод зрелой науки.

У картины мира и общесоциологической теории много общего. И в том, и в другом случаях фиксируется знание о наиболее существенных чертах социального бытия человека и фундаментальных закономерностях развития общества. Но в картине мира фундаментальное знание фиксируется в недифференцированном, неупо­рядоченном в строгую систему, иначе говоря, в неявном виде, а в общей теории заключено явное (текстуальное) знание. Не будучи жестко заданной системой правил, фундаментальное знание допускает различные способы конкретизации исходных принципов. Поэтому находящи­еся ниже его уровнем и подчиняющиеся ему частнотеоретические модели могут строиться как ветвящиеся си­стемы, или соперничающие концепции.

13