13.Социально-психологические проблемы больших групп

1. Психологическая характеристика больших групп.

В макросистеме рождаются система ценностей, обычаев, привычек.

Они действуют на микрогруппу. Преломляясь через микрогруппу воздействуют на человека. Содержание элементарной человеческой психики возникает на основе исторического опыта народа или большой социальной группы. Этот опыт лишь доводится до индивида. Например: посредством мифов, традиций, сказаний.

Социально-психологический анализ дает возможность познания психических особенностей индивида. Они мало изучены, потому что лежало табу на это направление исследований.

Большие группы в количественном отношении могут быть разделены на два вида:

1. Случайно возникшая, кратковременная (стихийная).Например: в театре.

2. Группы, которые сложились в ходе исторического процесса (возрастные, классы, профессии).

Специфические регуляторы поведения в сложившейся группе – нравы, обычаи, традиции.

Их существование обуславливается исторической практикой. Они составляют образ жизни группы.

Любой тип группы отличается своеобразием и поэтому нельзя переносить закономерности одной группы на особенности другой группы.

В то же время все большие социальные группы имеют примерно одинаковую структуру.

В структуру входят следующие образования, определяющие специфический психический склад:

А. Устойчивое образование, социальный характер. Например: учителя и рабочие (нравы, обычаи, традиции, вкусы).

Б. Подвижное образование:

1. Это эмоциональная сфера (т.е. чувства какой-либо группы людей)

2. Это интересы, настроения, потребности людей.

Психологические склады группы и личности не совпадают между собой (совпадение может быть только частичное)

Какие же методы применяются психологии для изучения больших групп:

1. Сравнительное исследование культур.

2. Этнографические приемы.

3. Приемы языкознания (т.к. в языке отражаются особенности культуры народа).

4. Массовые опросы.

2. Психология классов.

Выделяют 3 линии в исследовании психологии классов:

1. Выявление психологических особенностей различных классов.

5 стр., 2176 слов

ПОДРОСТКИ «ГРУППЫ РИСКА» И ИХ ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ .ИЗУЧЕНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ПОДРОСТКОВ ГРУППЫ РИСКА.

ОГЛАВЛЕНИЕ Введение…………………………………………………………………………...…3 ГЛАВА 1 ПОДРОСТКИ «ГРУППЫ РИСКА» И ИХ ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ §1.1 Сущность понятия «дети группы риска»………………………………..……6 §1.2 Характеристика подростка социального риска………………………..……12 ГЛАВА 2 ИЗУЧЕНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ПОДРОСТКОВ ГРУППЫ РИСКА § 2.2 Методики изучения личностных особенностей подростков «группы риска». Работа педагога с такими ...

2. Характеристика классовой психологии.

3. Соотнесение классовой психологии и психологии отдельных ее членов.

Особенности характерные для структуры классовой психологии.

Наиболее значимые:

1. Классовые потребности (классовое положение реализуется в определяющей структуре потребностей).

Пример: Черномырдин ходит в театр для того, чтобы подчеркнуть свое положение т.е. принадлежность к определенному классу.

2. Классовые интересы, т.е. те явления, предметы, сфера, которые обязывают каждого представителя класса ими интересоваться.

3. Социальные чувства класса — психологический настрой (в ВОВ, во время строительства Челнов был душевный подъем, стремление достичь цели).

4. Психологический склад класса. Он раскрывается в привычках, обычаях, традициях (рабочий класс, интеллигенция).Эти привычки складываются под влиянием жизненных условий, затем закрепляются и выступают как регуляторы поведения.

Мера значимости привычек и обычаев зависит от идеологии классов. Разброс различных образцов поведения представителей классов базируется в полосе отведенной классу (т.е.существует определенное ограничение, которое накладывает класс на поведение).

Все классы объединяют малые группы. По мере изменения малых групп изменяется обычаи и привычки класса.

3. Психологические особенности этнических групп

Люди не рождаются представителями какой-либо национальности.

Национальная принадлежность фиксирует в себе определенные характеристики микросреды в условиях которой формируется личность.

Этническая специфика концентрируется в историческом опыте каждого народа и усвоение этого опыта и есть процесс социализации индивида (окультуривание дикарей).

Через ближайшую среду (окружение) прежде всего семью и школу, личность по мере развития приобщается (осваивает) специфику национальной культуры: обычаи, традиции. Способ осознания этнической принадлежности, зависит от конкретных социально-исторических условий существования данной этнической группы и от господствующей идеологии.

Признак нации — это общность психологического склада, выражающаяся в общности культуры.

12 стр., 5727 слов

Социальное управление и его связь с интересами классов, наций, государств

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования АМУРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ (ГОУВПО «АмГУ») Кафедра Социологии КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА на тему: Социальное управление и его связь с интересами классов, наций, государств по дисциплине Социология управления Благовещенск 2010 Содержание Введение 1. Понятие и сущность социального ...

1) Психологический склад-это национальный характер, национальное самосознание, национальный темперамент, традиции и обычаи.

2) Национальные чувства (эмоциональная сфера).

Национальный характер есть, но это не значит, что к данной нации жестко привязывается какая-либо черта.

Все черты характера являются общечеловеческими. Речь идет не о наборе черт, а о степени выраженности и специфике проявления.

Национальный характер проявляется в разного рода деятельности. Передача черт национального характера происходит через подражание и благодаря языку.

Устойчивость черт национального характера обуславливается инерцией процессов, которые характерны для малых групп.

Откуда берется национальная неприязнь?

Характерной особенностью обыденного сознания является стереотипизация. И это обыденное сознание влияет на восприятие социальных объектов и представителей других этнических групп. В процессе такого восприятия возникают этнические стереотипы – это некоторое предвзятое мнение о национальных свойствах другого народа (человек через призму своего этноса рассматривает поведение и национальные особенности другого народа).

Этнический стереотип связан с появлением «мы» чувства. В результате появляется оппозит – «они». В этих «мы-чувствах» фиксируется отличие от «они», образ другой этнической группы упрощается, формируется особая социальная установка на представителей другой этнической группы.

Стереотипы связаны и опираются во многом на случайные факты, которые подкрепляются эмоциями и если прошлый опыт общения был отрицательным, то возникает отрицательная установка. Отсюда один шаг до национальной неприязни, от которой один шаг до действий.

Национализм — это болезненная гипертрофированная форма чувства национальной гордости, когда любовь к своей нации не сочетается с осознанным уважением к достоинствам других наций.

В межличностных отношениях национализм проявляется в особом предпочтении представителей своей нации, независимо и подчас вопреки их личным и деловым качеством.

Факторы преодоления этнических стереотипов.

1. Стремление к пониманию и взаимопониманию во имя общезначимой цели.

2. Увеличение знаний об объекте.

9 стр., 4354 слов

Развитие посттравматического стрессового расстройства как результат воздействия психологической защиты

... посттравматического стрессового расстройства как результат воздействия психологической защиты. Цель достигается решением ... предстоящих терапевтических вмешательств дает пациентам чувство контроля над ситуацией, необходимое для поддержки ... образов; систематическая десенсибилизация; репетиция поведения; тренинг устойчивости к стрессу. ... разрушила их имплицидную картину мира, поэтому им будут нужны ...

3. Особенности групповой динамики (участие в совместной деятельности).

4. Сильное эмоциональное впечатление.

Социально-психологические особенности культуры.

К культуре относят те продукты материальной, культурной и физической деятельности человека, которые представляют определенные ценности для социальных общностей. Поэтому каждое явление материальной и духовной культуры становится ее элементом только тогда, когда они приобретают значение и смысл в глазах других людей. Существует национальная, классовая культура ( т.е. какой-либо общности ).

Можно говорить о культуре личности — это содержательная сторона психологического склада личности: это автоматически усвоенная в раннем детстве, внушенная в процессе обучения, а также сознательно выработанная модель мира и программ поведения.

Индивидуальная модель мира – это система представлений человека об окружающей действительности, о себе, о своих отношениях с этой действительностью.

Она включает в себя такие знания субъекта, которым он апеллирует, как к истинным и объективным.

Модели мира имеют стабильные центральные ядра, которые бывают неизменны у человека всю жизнь, и даже несмотря на их явную несогласованность и неадекватность ситуациям жизни (хочу украсть, но не могу).

Такие ядра формируются на раннем этапе жизни субъекта, есть и подводные образования. Например: отношение к людям вообще и к разным людям.

Модели мира являются регулятором поведения и уклада жизни. Отношение к какой-либо группе предполагает близость индивидуальных моделей мира.

Изучение культур происходит во многом через этнографические исследования т.к. истоки культур находятся глубоко в древности и знание этих корней дает возможность понять откуда возникают те или иные представления.

На ранних этапах развития, культура передавалось через мифы.

Мифы народов Европы и Америки совпадают.

14.Психология массовых форм внеколлективного поведения

Помимо коллективных форм поведения существуют внеколлективные формы. Они связываются и базируются на восприятии поведения других людей и заражении этим поведением. Отсюда подчинение и следование этому поведению (Например: мода).

6 стр., 2944 слов

Социальная работа как профессиональная деятельность 2

'Социа́льная рабо́та — профессиональная деятельность, имеющая целью содействовать людям, социальным группам в преодолении личностных и социальных трудностей посредством поддержки, защиты, коррекции и реабилитации.' В самом общем виде социальная работа представляет собой сложное общественное явление, самостоятельную область научно-практического знания,профессиюи учебнуюдисциплину. ...

В этих случаях люди сохраняют индивидуальность, но поступки их схожи.

В массовых формах внеколлективного поведения большую роль играют неосознанные процессы. И на основе эмоционального возбуждения возникают стихийные действия в связи с каким-либо впечатляющим событием, затрагивающим основные ценности людей. Субъектами массовых форм являются публика, толпа как контактная, неорганизованная большая группа. Она характеризуется высшей степенью конформизма и действует крайне эмоционально и единодушно.

Масса – аморфная группа, не имеющая контакта, но связанная постоянными интересами (Например: классовыми).

Общая тенденция: если субъект поведения отходит от публики к толпе, то чем больше он отходит, тем больше рациональные формы поведения уступают эмоциональным формам.

Причины: в малой группе субъект действует с большим ощущением личного контроля над ситуацией, а в больших группах этого нет. Большая группа может наоборот усилить его эмоциональные свойства или сдержать. А свойства контроля поведения затормозить. В результате разгоняется все низменное в человеке, а связанное с культурой затормаживается. В результате появляется чувство анонимности, утрачивается ответственность за свои собственные поступки, появляется «мы-чувство».

Психологическое состояние в толпе изменяется в сторону роста эмоциональности (восприятия всего что он видит), роста внушаемости, снижения критичности, подавления чувства ответственности за собственное поведение. Появляется чувство силы и анонимности.

Как формируется толпа?

1. Толпа спонтанно возникает в результате какого-либо происшествия. Затем, будучи взволнованным, человек теряет часть контроля, начинается циркулярная реакция, т.е. когда люди передают свои чувства другому человеку.

2. Начинается реакция кружения, т.е. контроль снижается, интенсивность эмоционального состояния еще больше возрастает.

3. Формируется общий объект внимания, на котором фокусируется вся толпа, т.е. образ «врага» — он является продуктом группового творчества и он сплачивает толпу.

4. Кто-то активизирует действия (показывает пример).

8 стр., 3692 слов

Жизнь и деятельность Иустина Евдокимовича Дядьковского

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Воронежская государственная медицинская академия им. Н.Н. Бурденко» Министерства здравоохранения Российской Федерации Реферат Жизнь и деятельность Иустина Евдокимовича Дядьковского Студента Романцова Андрея Сергеевича Воронеж 2013 г. План Введение .Биография .Краткая характеристика деятельности и вклад в ...

Существуют психологические способы контроля за толпой.

Основная задача — переориентация внимания индивидов, чтобы разделить толпу по целям.

Паника — это эмоциональное состояние, возникающее вследствие дефицита или избытка информации, которое проявляется в импульсивных действиях.

Причины:

— физиологические — утомленность, бессонница, пьянство;

— психологические — неуверенность, внезапный страх перед какой-либо опасностью, удивление;

— социально-психологические — отсутствие групповой солидарности, утрата доверия к руководству.

Первопричиной паники является шокирующий стимул. Он должен быть интенсивным. Первичная реакция на него — потрясение переходящее в замешательство. Человек ищет и не находит аналогов в своем опыте.

Стимул должен быть быстро понят, интерпретирован, а нехватка времени мешает логическому осмыслению ситуации. В результате возникает состояние страха, а затем циркулярная реакция. Возникает ощущение обреченности, которое выражается в действиях, кажущихся для субъекта спасательными, которые часто бывают бессмысленными.

Прекращение паники (условия).

1. Большое значение имеет характер первого движения, т.к. между шокирующим стимулом и действием всегда есть время.

2. Важно доверие к руководителю.

3. Должно быть четкое знание своих обязанностей.

4. Важно показать правильное действие.

15. Психологические явления в больших социальных группах

Психические явления в больших социальных группах выделяются по сферам пси­хики — когнитивной, потребностно-мотивационной, аффективной и регулятивно-волевой.

К когнитивной сфере относятся коллективные представления, социальное мыш­ление, общественное мнение, общественное сознание и др. Содержание когнитивных процессов определяется общественно-историческим развитием. В историческом про­цессе меняются механизмы познавательной деятельности. Ярким примером являет­ся современное российское общество, претерпевшее глубокие изменения в период коренных социально-экономических и политических преобразований в стране. Известны также особенности восточного и западного стилей мышления.

Мотивационно-потребностная сфера характеризуется общегрупповой мотиваци­ей, групповыми потребностями, интересами, ценностями, целями, установками, иде­алами. 

14 стр., 6844 слов

Психология межгрупповых отношений: границы группы, чувство "мы", групповой фаворитизм

... благоприятствовать членам собственной группы в противовес членам другой группы. Групповой фаворитизм может проявляться как во внешне наблюдаемом поведении в различных ситуациях социального взаимодействия, так и ... исследования получили широкую известность и оказали значительное влияние на общественную жизнь стран Западной Европы и США. С принципиально иных теоретических позиций ...

Потребности как элемент общественной психологии возникают и развиваются в процессе жизни и деятельности человека. Особый интерес для психологии соци­альных групп имеет деление групповых потребностей на два вида:

1) потребности группы как данной системы, нуждающейся в определенных усло­виях своего функционирования;

2) потребности большинства личностей, входящих в данную группу, т. е. типич­ные для группы потребности. ^ Образ жизни – совокупность устоявшихся типичных форм жизнедеятельности.

В мотивационной сфере существенное место занимают жизненные ориентации. Они представляют собой систему предпочтений, проявляющихся в осознанном или бессознательном избирательном поведении, выборе и принятии решения в альтерна­тивных условиях. В них выражаются цели деятельности группы, личностей, отноше­ние к будущему. Они определяют предпочитаемую сферу жизнедеятельности.

Идеалы выступают высшей формой побуждения социальной деятельности. Иде­ал в социально-психологическом плане — это образное отражение какого-нибудь ре­ального или нереального желаемого явления.

Аффективная сфера психологии больших социальных групп включает чувства, эмоции и настроения. Специфическими для больших социальных групп являются социальные чувства. Носителями этих чувств являются объединения людей, соци­альные общности. В социальных чувствах отражается эмоциональное отношение к фактам, ситуациям, учреждениям социальной действительности. Феномен общест­венных настроений является одним из важнейших в психологии больших групп, в яркой форме отражающим отношения и оценки людьми состояния объективных процессов, господствующих в обществе в разные периоды развития. Диапазон положи­тельных и отрицательных общественных настроений очень велик. На одном его по­люсе могут находиться настроения воодушевления, энтузиазма, оптимизма, на другом — упадка, растерянности, пессимизма.

Регулятивно-волевую, или деятельностную, сферу психологии больших групп составляют коллективная деятельность и групповое поведение. В деятельности боль­ших социальных групп выделяют цели, структуру, субъектов и формы деятельности. По своему социальному назначению существенно различаются профессиональная деятельность и общественная.

Все рассмотренные выше сферы психологии больших социальных групп органи­чески взаимосвязаны. Их своеобразное сочетание в определенных конкретно-исто­рических условиях проявляется двояким образом:

1) как характеристика типичной личности представителя определенной общности;

2) как характеристика психического склада общности (народа, класса, нации и т. д.). 

Психический склад — это наиболее устойчивое образование в психологии общно­сти. К нему относятся социальный характер, традиции, обычаи. Социальный характер группы определяется специфической культурой, системой знаков, символов, привы­чек, нравов. Он формируется в конкретных условиях под воздействием социального бытия, той системы ценностей и ориентации, в которых происходит процесс социализации. Социальный характер с определенной логикой детерминирует одни поступ­ки и исключает другие. Традициями называются исторически сложившиеся под вли­янием определенных условий жизни узаконенные способы воспроизведения правил, норм поведения, отношений людей. Обычаи — это прочно установившиеся в той или иной социальной группе правила реагирования на конкретные события, осуществле­ния некоторых общественно и личностно значимых событий (особые моменты тру­довой деятельности, быта, важные события в жизни человека: рождение, свадьба, праздники и др.) Обычай хранит определенный опыт, является символом определенных ценностей, выработанных обществом, приучает уважать их. Он воспитывает определенное отношение к группе, личности (например, отношение к старшим).

Целостную характеристику психологических особенностей социальных групп представляет образ жизни как совокупность устоявшихся типичных форм жизнедея­тельности народов, классов, других социальных групп, отдельных людей в матери­альном и духовном производстве, в общественно-политической и семейно-бытовой сферах. По образу жизни можно определить как люди живут, какими действиями и поступками руководствуются, каково их мышление, потребности, интересы, идеалы, умонастроения, содержание общения, какие цели они преследуют. В образе жизни общности, отдельного человека выражается система их отношений к обществу, тру­ду, другим общностям, другим людям, к себе. Эти отношения многообразными спо­собами отражаются в мировоззрении, ценностных ориентациях, жизненных позициях, социальных установках, потребностях, стиле жизни и поведения. Психологические особенности с разной интенсивностью проявляются у разных социальных групп. Яркие формы они приобретают, например, в психологии наций и этнических общностей.

16.Настя выставила.

17.Ролевая структура группы

Каждая социальная группа имеет свою ролевую структуру, характеризующуюся распределением в группе социальных ролей.

      Роль — нормативно одобряемый образец поведения, ожидаемый окружающими от каждого, кто занимает данную социальную позицию (по должности, полу, положению в семье и т.д.). 

Один и тот же человек, как правило, выполняет различные роли в различных ситуациях общения (пример: начальник=отец=пациент=друг).

Взаимодействие людей исполняющих различные роли, регулируются ролевыми ожиданиями. То, как роль исполняется, подвержено социальному контролю, получает общественную оценку, а сколько-нибудь значительное отклонение от образца осуждается.

Всякая групповая структура представляет собой своеобразную иерархию престижа и статусов членов группы, где верхушку образуют референтные лица, а аутсайдерами оказываются нереферентные члены. Вершину лестницы занимает лидер группы.

В 1957г. Р. Шиндлер, изучая ролевую структуру группы, описал четыре наиболее часто встречающиеся групповые роли и одну реже встречающуюся роль:

1.      лидер – наиболее референтное лицо в группе, это личность, за которой все остальные члены группы признают право брать на себя ответственные решения.  Он побуждает ее к действиям, составляет программу и придает отвагу.

2.      эксперт – человек, который имеет специальные знания, навыки и способности, которые группе всегда требуются или которые группа просто уважает. Он анализирует, рассматривает ситуацию с нескольких сторон; его поведение всегда самокритично и рационально.

3.      пассивные и легко приспосабливающиеся члены, старающиеся сохранить свою анонимность; большинство из них отождествляются с лидером.

4.      самый «крайний» член, который отстает от группы в силу собственной бездарности, какого–то отличия от всех остальных или от страха; иногда он отождествляется и объединяется с 5-й ролью (оппозиционера), чем провоцирует группу.

5.      оппозиционер – противник, активно выступающий против лидера.          

 В группах могут встречаться и многие другие роли, которые не всегда сводимы к этим основным. Например: монополист – пытающийся привлечь (захватить) к себе внимание; мученик – взывающий о помощи и в то же время отказывающийся от нее; моралист – который всегда прав; любимчик – пробуждающий нежные чувства и постоянно нуждающийся в защите; агрессор; шут, развлекающий группу по своему усмотрению; отшельник; непризнанный; соблазнитель и пр. ( С.Кратохвил).

Задачей многих групп является расширение репертуара ролей. При невротических нарушениях роли бывают стойкими и малоадаптивными и, притом, неосознанными.

Выявить структуру  группы можно с помощью метода социометрии.

18.Сдвиг риска и групповая поляризация.

Поляризация Групповая – социально-психологический феномен , возникающий как результат групповой дискуссии, в ходе коей разнородные мнения и позиции участников не сглаживаются, а оформляются в две полярно противоположные позиции, исключающие компромиссы . Под поляризацией групповой понимается также усиление в результате дискуссии экстремальности групповых решений (-> принятие решений групповое ) или суждений по сравнению с усредненными. Величина поляризации тем больше, чем более смещены первоначальные предпочтения членов группы от средних значений. Частный случай поляризации групповой – сдвиг к риску . может возникнуть и вне открытой дискуссии, как результат систематического обмена мнениями между участниками деятельности совместной, порождая группировки с полярными позициями. В крайней форме она выражает состояние внутригруппового конфликта . Термин поляризация групповая был введен С. Московичи. В американской традиции применяется термин “общий сдвиг в выборе “. Противоположное понятие – нормализация групповая .

При исследовании вопроса о сравнительной ценности групповых и индивидуальных решений был обнаружен интересный феномен, получивший название «групповой поляризации». 

Раньше считалось, что группа «отбрасывает» наиболее крайние решения и принимает своего рода среднее от индивидуального решения. Этот процесс усреднения был назван процессом нормализации. 

Но эксперименты, проведенные в 1961 году Стоунером, не подтвердили этот факт, когда принимаемое решение включало в себя момент риска

Испытуемым предлагался набор дилемм для обсуждения, например, писательнице написать серьезный роман или продолжать зарабатывать деньги «дешевыми», но раскупаемыми вестернами. Испытуемые должны были принять индивидуальные решения, затем собраться в группы по 5 человек, и после обсуждения снова принять индивидуальное решение. Оказалось, что «рискованная альтернатива» выбиралась гораздо чаще. Этот феномен получил название «сдвиг к риску». 

Но в ряде экспериментов был обнаружен сдвиг в сторону осторожности

Например, при обсуждении дилеммы, нужно ли молодому отцу оставить гарантированную, но низкооплачиваемую работу и рискнуть сыграть на бирже, выбор был сделан в пользу более благоразумного решения. 

Все эти факты дали возможность предположить следующее объяснение: групповое решение вообще приводит к «сдвигу выбора». Сущность явления заключается в том, что более «средние» мнения как бы отмирают, а более крайние, напротив, отчетливо распределяются между двумя полюсами. Этот феномен «усиливать изначальные мнения членов группы» Серж Московичи и Мариза Заваллони назвали групповой поляризацией. 

Типичные проявления поляризации: 

— в школах

— по месту жительства

— в Интернете. 

19.Феномены внутригруппового фаворитизма и внегрупповой враждебности

Групповой фаворитизм

Фаворитизм групповой [от лат. favor — благосклонность ] — стремление каким-либо образом благоприятствовать членам собственной группы в противовес членам другой группы. Групповой фаворитизм может проявляться как во внешне наблюдаемом поведении в различных ситуациях социального взаимодействия, так и в процессах социального восприятия, например, при формировании оценок, мнений и т. п., относящихся к членам собственной и другой группы. В целом ряде случаев личность склонна завышать оценку и своей группы в целом, и оценку отдельных ее членов по сравнению с характеристиками других общностей. Подобное явление традиционно описывают и анализируют в терминах межгрупповой дискриминации. Твердая приверженность к этой позиции и тем более ее откровенная демонстрация, как правило, приводят к жесткой межгрупповой напряженности, а порой и к открытой враждебности и прямым межгрупповым конфликтам. К аналогичным результатам приводит не только завышение оценки собственной группы и ее членов, но и откровенное занижение оценки чужих групп и их представителей. Особенно опасно подобное проявление группового фаворитизма тогда, когда дело касается больших групп, особенно национальных образований. Значительно реже встречаются случаи, когда при оценке группы своего членства личность склонна отдавать предпочтение другой общности, подчеркивать (иногда и необоснованно) ее позитивные характеристики в противовес недостаткам своей группы. В этой ситуации, как правило, можно констатировать потерю ценности для индивида факта своего членства в своей группе и прогнозировать, что без целенаправленного вмешательства этот процесс будет развиваться по нарастающей. Более того, если придерживающихся такой позиции членов группы достаточно много, то не может быть сомнения в том, что процессы интеграции в этом сообществе принципиально нарушены, ценности внутригрупповой жизни, по сути дела, не «работают», а система межличностных отношений деструктурирована. В настоящее время миф об изначальности, универсальности и неизбежности группового фаворитизма в любых условиях межгруппового взаимодействия развеян [12] .

Вывод: Наличие группового фаворитизма, степень его выраженности и конкретные формы проявления отчетливо зависят, как минимум, от двух факторов — уровня социально-психологического развития конкретной группы, ее социальной направленности и индивидуальных особенностей каждого из ее конкретных членов.

Внутригрупповой фаворитизм и внегрупповая враждебность

Внутригрупповой фаворитизм – чувство «мы», защищенность в своей группе, ощущение комфорта.

Внегрупповая враждебность – чувство «они», угроза, исходящая от другой группы, неприязнь в отношении других.

Внутригрупповой фаворитизм и внегрупповая враждебность – это бессознательное явление.

Фрейд объяснял внутригрупповой фаворитизм и внегрупповую враждебность как следствие психосоциальной природы человека.

— мы приспосабливаемся к миру, взаимодействуем с помощью тонких приспособительных интеллектуальных реакций

— человек – существо тонкое, ранимое, слабое, поэтому люди объединяются в группы, чтобы быть защищенными. Группа выбирает вожака, которого одновременно любит и ненавидит.

Трусов: внутригрупповой фаворитизм и внегрупповая враждебность – это следствие недостаточно развитого морального сознания. Со временем это ослабевает. Провел исторический анализ, чтобы доказать ослабевание внутригруппового фаворитизма и внегрупповой враждебности.

В России внутригрупповой фаворитизм и внегрупповая враждебность экспериментально изучал Агеев, написал диссертацию по межгрупповым взаимоотношениям. Проводил исследования в пионерских лагерях: соревнования мальчиков и девочек.

Мальчики и девочки объясняли причины победы и поражении. Агеев их систематизировал и разделил на внешние и внутренние причины.

Агеев дает рекомендации педагогам, чтобы сгладить внутригрупповой фаворитизм и внегрупповую враждебность:

по возможности создавать объединяющие цели

если мы имеем дело с конкурирующими группами, то их нужно сравнивать по показателям деятельности, а не по личностным оценкам.