Тема 3
Социально-психологическая (коммуникативная) компетентность
- Коммуникативная компетентность: сущность и значение в современном мире
- Программа индивидуального развития коммуникативной компетенции.
- Факторы эффективной коммуникации
- Оценка типа личности по Тигеру (ТАРТ)*
Коммуникативная компетентность: сущность и значение в современном мире
Человеку, который претендует на эффективность и успешность необходимо развивать свои социальные компетенции.
Социально-психологическая (коммуникативная) компетентность – это:
- способность понимать самого себя (осознание собственных мотивов, возможностей в сфере общения, поведенческих паттернов);
- способность понимать других людей (понимание потребностей, мотивов других людей, особенностей общения, используемых психологических защит);
- способность понимать взаимоотношения людей (что означает способность адекватно воспринимать ситуацию общения, которые составляются в процессе общения отношения, сознавать собственное влияние на процесс общения, понимать причины возникающих трудностей);
- способность прогнозировать межличностные ситуации (что невозможно без развития всех вышеописанных способностей, а также требует знаний о препятствиях взаимопонимания и использование конструктивных коммуникативных приемов).
Социально-психологическая (коммуникативная) компетентность невозможная без суммы:
- знаний: вербальных (языковых) и невербальных (неязыковых)
- умений и привычек общения,
- высокой степени ситуативной адаптивности как способности приспосабливаться к ситуации, которая быстро изменяется.
Программа индивидуального развития коммуникативной компетенции
Для формирования, развития и совершенствования социально-психологической компетентности можно предложить программу индивидуального развития, которая охватывает три условных уровня:
1. уровень психических процессов.
Теоретические аспекты проблемы содействия педагогам дошкольного ...
... Н.Б. Коммуникативная компетентность личности и социально-психологические факторы ее развития: на ... коммуникативной компетентности воспитателя, его способности адекватно воспринимать, принимать, понимать и поддерживать ребенка, одновременно обучая его способам построения оптимального взаимодействия со сверстниками и взрослыми в различных ситуациях общения. Значимость коммуникативной компетентности ...
a. Первый этап:
i. Психодиагностика;
ii. развитие элементарных сенсорных, перцептивних процессов и сенсомоторних реакций;
iii. теоретическое изучение сущности процессов ощущения, восприятия, внимания, памяти, их механизмов и свойств;
iv. раскрытие индивидуальных потенциалов в освоении новых приемов получения сенсорной информации из окружающей среды и из собственного тела;
v. изучение мнемических приемов запоминания информации.
b. Второй этап:
vi. развитие воображения, мышление;
vii. развитие креативности.
2. уровень межличностных взаимодействий.
a. Первый этап:
i. развитие умений более разнообразного проявления эмоциональных реакций;
ii. самодиагностика и контроль эмоциональной сферы;
iii. «считывание» информации об эмоциональном состоянии, переживаниях собеседника (собеседников)по невербальным проявлениям;
iv. установление контакта, поддержка его в процессе общения с одним собеседником, с группой;
v. освоение приемов общения в эмоционально насыщенной или конфликтной ситуации, снижение эмоционального напряжения у собеседника;
vi. обучение приемам передачи информации;
vii. обучение способам конструктивного спора, аргументирование своей точки зрения и убеждение собеседника.
b. Второй этап:
i. повысить уровень сензитивности к межличностным отношениям:
ii. научиться более глубоко понимать других людей, их эмоциональные переживания, их мотивы, интересы, нужды и ценности;
iii. научиться сознавать собственные эмоции, чувства, которые возникают относительно других людей;
iv. адекватно воспринимать других людей и самого себя в сфере общения;
v. приобретать привычки адекватного реагирования, обращение в условиях общения;
vi. научиться прогнозировать развитие межличностных отношений.
3. внутренне личностный уровень.
a. выяснение или прояснение руководителем мотивов собственной деятельности, выбора профессии;
b. самодиагностика и саморегулирование эмоционального состояния;
c. достижение адекватного восприятия себя, положительного отношения к себе;
d. определение уровня самооценки, домогательств;
e. достижение адекватного уровня самооценки и др.
Факторы эффективной коммуникации
Важными факторами эффективной коммуникации являются:
- Наличие цели.
- Владение информацией.
- Способность управлять состоянием (своим и группы).
- Положительная установка.
- Коммуникативные навыки:
- умение устанавливать и поддерживать контакт,
- умение слушать,
- умение говорить,
- умение выходить из контакта.
- Таймменеджмент.
- Стрессоустойчивость.
- Уверенное поведение.
Итак, социально-психологическая (коммуникативная) компетентность предполагает: способность понимать самого себя, других людей, взаимоотношения людей, способность прогнозировать межличностные ситуации и это, несомненно, является необходимым условием современной эффективной и успешной личности.
Оценка типа личности по Тигеру (ТАРТ)*
Э |
И |
С |
Н |
1 |
2 |
||
1 2 3 4 5 6 7 |
1 2 3 4 5 6 7 |
1 2 3 4 5 6 7 |
1 2 3 4 5 6 7 |
Р |
Ц |
Т |
Д |
3 |
4 |
||
1 2 3 4 5 6 7 |
1 2 3 4 5 6 7 |
1 2 3 4 5 6 7 |
1 2 3 4 5 6 7 |
Тип личности:
1_________________________________________________________________2_________________________________________________________________3_________________________________________________________________4_________________________________________________________________
Сильные стороны |
Слабые стороны |
||
1 |
1 |
||
2 |
2 |
||
3 |
3 |
||
4 |
4 |
||
5 |
5 |
Тестовые задания:
Тема 3
- В коммуникативную компетентность НЕ входит:
- способность понимать самого себя;
- способность понимать других людей;
- способность оперативно принимать решения;
- способность понимать взаимоотношения людей;
- способность прогнозировать межличностные ситуации.
- Коммуникативная компетентность возможная без:
- суммы знаний: вербальных (языковых) и невербальных (неязыковых)
- умений и привычек общения,
- высокого коэффициента интеллекта
- высокой степени ситуативной адаптивности как способности приспосабливаться к ситуации, которая быстро изменяется.
- Теоретическое изучение сущности процессов ощущения, восприятия, внимания, памяти, их механизмов и свойств – это уровень:
- уровень психических процессов;
- внутренне личностный уровень;
- уровень межличностных взаимодействий.
- . «Считывание» информации об эмоциональном состоянии, переживаниях собеседника (собеседников)по невербальным проявлениям – это уровень:
- уровень психических процессов;
- внутренне личностный уровень;
- уровень межличностных взаимодействий.
- Самодиагностика и саморегулирование эмоционального состояния – это уровень:
- уровень психических процессов;
- внутренне личностный уровень;
- уровень межличностных взаимодействий.
- Тот, кто предпочитает взаимодействие с внешним миром, ориентирован «во вне» называется (по К.Юнгу):
- Интроверт
- Экстраверт
- Сенсорик
- Интуитив
- Рационал
- Иррационал
- Статик
- Динамик
- Фиксирует свое внимание на том, что видит, слышит, осязает, обоняет и пробует на вкус. Доверяет тому, что можно измерить, обосновать видит то что существует реально и конкретно:
- Интроверт
- Экстраверт
- Сенсорик
- Интуитив
- Рационал
- Иррационал
- Статик
- Динамик
- Принимает решения в зависимости от того, насколько проблема кажется важной или как он сам понимает, что хорошо, а что плохо. Обладает важной способностью поставить себя на место другого человека, сопереживать, сострадать:
- Интроверт
- Экстраверт
- Сенсорик
- Интуитив
- Рационал
- Иррационал
- Статик
- Динамик
- Склонен к упорядоченной жизни, чувствует себя комфортно, если пространство вокруг него организованно.
- Интроверт
- Экстраверт
- Сенсорик
- Интуитив
- Рационал
- Иррационал
- Статик
- Динамик
- Склонен к свободному образу жизни, чувствует себя комфортно, когда имеет возможность по своему желанию изменять жизнь; открыт для любых возможностей:
- Интроверт
- Экстраверт
- Сенсорик
- Интуитив
- Рационал
- Иррационал
- Статик
- Динамик
Основные термины:
Социально-психологическая (коммуникативная) компетентность – это способность понимать самого себя; других людей; взаимоотношения людей; способность прогнозировать межличностные ситуации.
Сенсорные процессы —
Перцептивные процессы —
Сенсомоторные реакции —
Интроверсия —
Экстраверсия —
Сенсорик —
Интуитив —
Рационал —
Иррационал —
Статик —
Динамик —
Список рекомендуемой литературы: