Социально-психологическая (коммуникативная) компетентность

Тема 3

Социально-психологическая (коммуникативная) компетентность

  1. Коммуникативная компетентность: сущность и значение в современном мире
  2. Программа индивидуального развития коммуникативной компетенции.
  3. Факторы эффективной коммуникации
  4. Оценка типа личности по Тигеру (ТАРТ)*

Коммуникативная компетентность: сущность и значение в современном мире

Человеку, который претендует на эффективность и успешность необходимо развивать свои социальные компетенции.

Социально-психологическая (коммуникативная) компетентность – это:

  • способность понимать самого себя (осознание собственных мотивов, возможностей в сфере общения, поведенческих паттернов);
  • способность понимать других людей (понимание потребностей, мотивов других людей, особенностей общения, используемых психологических защит);
  • способность понимать взаимоотношения людей (что означает способность адекватно воспринимать ситуацию общения, которые составляются в процессе общения отношения, сознавать собственное влияние на процесс общения, понимать причины возникающих трудностей);
  • способность прогнозировать межличностные ситуации (что невозможно без развития всех вышеописанных способностей, а также требует знаний о препятствиях взаимопонимания и использование конструктивных коммуникативных приемов).

Социально-психологическая (коммуникативная) компетентность невозможная без суммы:

  1. знаний: вербальных (языковых) и невербальных (неязыковых)
  2. умений и привычек общения,
  3. высокой степени ситуативной адаптивности как способности приспосабливаться к ситуации, которая быстро изменяется.

Программа индивидуального развития коммуникативной компетенции

Для формирования, развития и совершенствования социально-психологической компетентности можно предложить программу индивидуального развития, которая охватывает три условных уровня:

1. уровень психических процессов.

5 стр., 2205 слов

Теоретические аспекты проблемы содействия педагогам дошкольного ...

... Н.Б. Коммуникативная компетентность личности и социально-психологические факторы ее развития: на ... коммуникативной компетентности воспитателя, его способности адекватно воспринимать, принимать, понимать и поддерживать ребенка, одновременно обучая его способам построения оптимального взаимодействия со сверстниками и взрослыми в различных ситуациях общения. Значимость коммуникативной компетентности ...

a. Первый этап:

i. Психодиагностика;

ii. развитие элементарных сенсорных, перцептивних процессов и сенсомоторних реакций;

iii. теоретическое изучение сущности процессов ощущения, восприятия, внимания, памяти, их механизмов и свойств;

iv. раскрытие индивидуальных потенциалов в освоении новых приемов получения сенсорной информации из окружающей среды и из собственного тела;

v. изучение мнемических приемов запоминания информации.

b. Второй этап:

vi. развитие воображения, мышление;

vii. развитие креативности.

2. уровень межличностных взаимодействий.

a. Первый этап:

i. развитие умений более разнообразного проявления эмоциональных реакций;

ii. самодиагностика и контроль эмоциональной сферы;

iii. «считывание» информации об эмоциональном состоянии, переживаниях собеседника (собеседников)по невербальным проявлениям;

iv. установление контакта, поддержка его в процессе общения с одним собеседником, с группой;

v. освоение приемов общения в эмоционально насыщенной или конфликтной ситуации, снижение эмоционального напряжения у собеседника;

vi. обучение приемам передачи информации;

vii. обучение способам конструктивного спора, аргументирование своей точки зрения и убеждение собеседника.

b. Второй этап:

i. повысить уровень сензитивности к межличностным отношениям:

ii. научиться более глубоко понимать других людей, их эмоциональные переживания, их мотивы, интересы, нужды и ценности;

iii. научиться сознавать собственные эмоции, чувства, которые возникают относительно других людей;

iv. адекватно воспринимать других людей и самого себя в сфере общения;

v. приобретать привычки адекватного реагирования, обращение в условиях общения;

vi. научиться прогнозировать развитие межличностных отношений.

3. внутренне личностный уровень.

a. выяснение или прояснение руководителем мотивов собственной деятельности, выбора профессии;

b. самодиагностика и саморегулирование эмоционального состояния;

c. достижение адекватного восприятия себя, положительного отношения к себе;

d. определение уровня самооценки, домогательств;

e. достижение адекватного уровня самооценки и др.

Факторы эффективной коммуникации

Важными факторами эффективной коммуникации являются:

  1. Наличие цели.
  2. Владение информацией.
  3. Способность управлять состоянием (своим и группы).
  4. Положительная установка.
  5. Коммуникативные навыки:
    1. умение устанавливать и поддерживать контакт,
    2. умение слушать,
    3. умение говорить,
    4. умение выходить из контакта.
  6. Таймменеджмент.
  7. Стрессоустойчивость.
  8. Уверенное поведение.

Итак, социально-психологическая (коммуникативная) компетентность предполагает: способность понимать самого себя, других людей, взаимоотношения людей, способность прогнозировать межличностные ситуации и это, несомненно, является необходимым условием современной эффективной и успешной личности.

Оценка типа личности по Тигеру (ТАРТ)*

Э

И

С

Н

1

2

1

2

3

4

5

6

7

1

2

3

4

5

6

7

1

2

3

4

5

6

7

1

2

3

4

5

6

7

Р

Ц

Т

Д

3

4

1

2

3

4

5

6

7

1

2

3

4

5

6

7

1

2

3

4

5

6

7

1

2

3

4

5

6

7

Тип личности:

1_________________________________________________________________2_________________________________________________________________3_________________________________________________________________4_________________________________________________________________

Сильные стороны

Слабые стороны

1

1

2

2

3

3

4

4

5

5

Тестовые задания:

Тема 3

  1. В коммуникативную компетентность НЕ входит:
    1. способность понимать самого себя;
    2. способность понимать других людей;
    3. способность оперативно принимать решения;
    4. способность понимать взаимоотношения людей;
    5. способность прогнозировать межличностные ситуации.
  2. Коммуникативная компетентность возможная без:
    1. суммы знаний: вербальных (языковых) и невербальных (неязыковых)
    2. умений и привычек общения,
    3. высокого коэффициента интеллекта
    4. высокой степени ситуативной адаптивности как способности приспосабливаться к ситуации, которая быстро изменяется.
  3. Теоретическое изучение сущности процессов ощущения, восприятия, внимания, памяти, их механизмов и свойств – это уровень:
    1. уровень психических процессов;
    2. внутренне личностный уровень;
    3. уровень межличностных взаимодействий.
  4. . «Считывание» информации об эмоциональном состоянии, переживаниях собеседника (собеседников)по невербальным проявлениям – это уровень:
    1. уровень психических процессов;
    2. внутренне личностный уровень;
    3. уровень межличностных взаимодействий.
  5. Самодиагностика и саморегулирование эмоционального состояния – это уровень:
    1. уровень психических процессов;
    2. внутренне личностный уровень;
    3. уровень межличностных взаимодействий.
  6. Тот, кто предпочитает взаимодействие с внешним миром, ориентирован «во вне» называется (по К.Юнгу):
    1. Интроверт
    2. Экстраверт
    3. Сенсорик
    4. Интуитив
    5. Рационал
    6. Иррационал
    7. Статик
    8. Динамик
  7. Фиксирует свое внимание на том, что видит, слышит, осязает, обоняет и пробует на вкус. Доверяет тому, что можно измерить, обосновать видит то что существует реально и конкретно:
    1. Интроверт
    2. Экстраверт
    3. Сенсорик
    4. Интуитив
    5. Рационал
    6. Иррационал
    7. Статик
    8. Динамик
  8. Принимает решения в зависимости от того, насколько проблема кажется важной или как он сам понимает, что хорошо, а что плохо. Обладает важной способностью поставить себя на место другого человека, сопереживать, сострадать:
    1. Интроверт
    2. Экстраверт
    3. Сенсорик
    4. Интуитив
    5. Рационал
    6. Иррационал
    7. Статик
    8. Динамик
  9. Склонен к упорядоченной жизни, чувствует себя комфортно, если пространство вокруг него организованно.
    1. Интроверт
    2. Экстраверт
    3. Сенсорик
    4. Интуитив
    5. Рационал
    6. Иррационал
    7. Статик
    8. Динамик
  10. Склонен к свободному образу жизни, чувствует себя комфортно, когда имеет возможность по своему желанию изменять жизнь; открыт для любых возможностей:
    1. Интроверт
    2. Экстраверт
    3. Сенсорик
    4. Интуитив
    5. Рационал
    6. Иррационал
    7. Статик
    8. Динамик

Основные термины:

Социально-психологическая (коммуникативная) компетентность – это способность понимать самого себя; других людей; взаимоотношения людей; способность прогнозировать межличностные ситуации.

Сенсорные процессы —

Перцептивные процессы —

Сенсомоторные реакции —

Интроверсия —

Экстраверсия —

Сенсорик —

Интуитив —

Рационал —

Иррационал —

Статик —

Динамик —

Список рекомендуемой литературы: