67. социально-психологическая характеристика зрелости и пожилого возрастов

67. Социально-психологическая характеристика зрелости и пожилого возрастов.

Зрелый возраст является своеобразным промежуточным этапом, охватывающему период жизни человека примерно от 30 до 60 лет (границы ОЧЕНЬ условны, субъективны).

Э. Клапаред характеризовал зрелость как состояние психической «окаменелости», когда процесс развития «прекращается».

Э. Эриксон считает основной проблемой зрелости (26−64 года) выбор между продуктивностью и инертностью. Понятие продуктивности включает у него как творческую и производительную (профессиональную) продуктивность, так и вклад в воспитание и утверждение в жизни следующего поколения. Продуктивность, в том числе профессиональная, связана, по Эриксону, с заботой «о людях, результатах и идеях, к которым человек проявляет интерес». Отсутствие продуктивности, инертность ведет к поглощенности собой, своими личными потребностями.

Важнейшей особенностью зрелости является осознание ответственности за содержание своей жизни перед самим собой и перед другими людьми. Человек достиг своего уровня развития благодаря тому, что стал «в равной степени обучающим и обучающимся животным». Зрелый человек должен способствовать приумножению воспринятой им человеческой культуры и передаче ее будущим поколениям.

А. Маслоу — самоактуализация взрослого человека; Г. Олпорт — зрелость личности определяется степенью функциональной автономии ее мотивации. Взрослый индивид здоров и продуктивен, если он превзошел ранние (детские) формы мотивации и действует вполне осознанно.

Социальная ситуация развития предполагает активное включение человека в сферу общественного производства, в сферу трудовой деятельности, а также в создание собственной семьи и воспитание детей. С внутренней стороны социальная ситуация развития в период взрослости определяется стремлением к самостоятельности, независимости и, главное, отношением к ответственности. Осознание личной ответственности за свою жизнь и жизнь близких и готовность принять эту ответственность — ключевое переживание социальной ситуации развития зрелости.

5 стр., 2420 слов

Таблица возрастного развития от рождения до конца жизни

... отношений . Переосмысление жизненных целей, осознание ответственности за содержание своей жизни перед самим собой и перед другими людьми, продуктивность. Коррективы жизненного замысла и ... зрелости, период активного профессионального, социального и личностного развития. Вступление в брак, рождение и воспитание детей, развитие. Строительство перспектив дальнейшей жизни. Выбор спутника жизни, ...

В зрелости, главными сторонами жизни обычно являются профессиональная деятельность и семейные отношения. В зрелости это ситуация реализации себя, полного раскрытия своего потенциала в профессиональной деятельности и семейных отношениях.

Кризис взрослости (около 30 лет) — выражается в изменении представлений о своей жизни, иногда в полной утрате интереса к тому, что раньше было в ней главным, в некоторых случаях даже в разрушении прежнего образа жизни. Возникает вследствие нереализованности жизненного замысла.

Кризис «середины» жизни (40 лет) — осознание утраты молодости, угасания физических сил, изменение ролей и ожиданий сопровождаются беспокойством, эмоциональным спадом, углубленным самоанализом. Сомнения в правильности прожитой жизни рассматриваются как центральная проблема данного возраста.

Отсутствие четкой характеристики определения пожилого человека связано, скорее всего с тем, что процесс старения в каждом человеке протекает индивидуально. Многие авторы предлагают при дифференциации возрастных категорий указывать «молодую старость» (young old age) — приблизительно 65−75 лет и «старую старость» (old old age) — 75 лет и старше. Однако к концу ХХ в. в развитых странах наметилась тенденция увеличения средней продолжительности жизни, т. е. «молодая старость» может длиться и до 80 лет. Основной критерий — определенные специальные характеристики, которые значительно различаются у этих возрастных групп.

Теория Эрика Эриксона — В пожилом возрасте существует конфликт между целостностью, т. е. эго-интеграцией (позитивная сила), и отчаянием (негативная сила).

Задача — пройти этот этап и закончить жизнь с преобладанием эго-интеграции, чувства цельности. Достижение этого — залог благополучной старости.

Характеристики эго-интеграции:

• жизнь имеет цель и дает чувства;

12 стр., 5980 слов

Удовлетворенность жизнью в старости

... характеристик развития человека в этот период жизни. Чувство удовлетворенности жизнью Чувство удовлетворенности жизнью в старости ... формируется у него в процессе осознания данного факта, происходят соответствующие ... им возможность подготовиться к спокойному принятию смерти. Ее неотвратимость не будет ... в стационарных учреждениях социального обслуживания//Психология зрелости и старения. 1998. № 2. ...

• то, что происходило, было неизбежным, и могло произойти только тогда и там, когда и где это произошло;

• убеждение, что весь жизненный опыт имеет ценность.

• Опыт приобретается с каждым произошедшим событием. Оглядываясь назад, человек видит, как он вырос психологически, преодолевая все взлеты и падения, удачи и неуспех, благополучные и кризисные периоды;

• оценка человеком своих родителей в новом свете и получение возможности лучше понять их, так как он прошел через свою собственную зрелость, вырастил своих собственных детей.

По мнению Эриксона, основная задача развития на этой стадии — достижение целостности, осознание и принятие прожитой жизни и людей, с которыми она проходила, как внутренне необходимой и единственной возможности. Мудрость состоит в принятии собственной жизни целиком, со всеми ее взлетами и падениями.

Основная проблема пожилого возраста — это понимание и принятие пожилым и старым человеком своего «Я» во всех его проявлениях.

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector