65. Социально-психологическая характеристика подросткого и юношеского возрастов

65. Социально-психологическая характеристика подросткового и юношеского возрастов

Подростковый возраст — это период онтогенеза от 10−11(12) до 15 лет, соответствующий началу перехода от детства к юности.

Своеобразие социальной ситуации развития подростка состоит в том, что он включается в новую систему отношений и общения со взрослыми и товарищами, занимая среди них новое место, выполняя новые функции.

Основным новообразованием отрочества является чувство взрослости. Это «отношение подростка к самому себе уже как к взрослому, его представление или ощущение себя в известной мере взрослым» особая форма самосознания подростка: вырабатывается новая жизненная позиция к себе, к людям, к миру. В чувстве взрослости реализуются две основные потребности подростка: потребность в самоутверждении и потребность быть и считаться взрослым.

Т.В.Драгунова выделила четыре вида взрослости:

  • подражание внешним признакам (одежда, косметика, алкоголизация и пр.);
  • идеаторное подражание («настоящий мужчина», «женственная женщина»);
  • социальная взрослость (сотрудничество взрослого и подростка);
  • интеллектуальная взрослость (самообразование, проявление устойчивых познавательных интересов).

Ведущий тип деятельности в подростк. возрасте (по Д.Б. Эльконину) — интимно-личностное общение. Общение в подр. возр. включает две противоречивые потребности: потребность в принадлежности к группе и в обособленности (появляется свой внутренний мир, подросток испытывает потребность остаться наедине с собой).

Подросток, считая себя уникальной личностью, в то же время стремится внешне ничем не отличаться от сверстников. Типичной чертой подростковых групп является конформность.

В подростковом возрасте важным является объединение в неформальные группы. Они образуются стихийно на основе общих интересов, увлечений, видов досуговой деятельности, подражанию выбранному типу поведения. Принадлежность к такой группе дает подростку:

  • поддержку со стороны других членов, ощущение собственной силы (замена слабого «Я» сильным «Мы»);
  • иллюзию свободы.

Хронологические границы юношеского возраста в психологии определяются по-разному, граница между подростковым и юношеским возрастом достаточно условна, в некоторых теориях вообще стерта. Верхняя граница юности еще более размыта, так как она исторически и социально обусловлена и индивидуально изменчива.

13 стр., 6358 слов

Изучение отношения подростка к себе

... в группе подростков с «Социально-моральной взрослостью» (98,2%). То есть внутренне-недифференцированное чувство «за» себя находится на весьма высоком уровне (нижняя граница ярко ... группе и в обособленности (появляется свой внутренний мир, подросток испытывает потребность остаться наедине с собой). Подросток, считая себя уникальной личностью, в то же ...

«Вхождение» в юность — изменение внутренней позиции, изменение отношений к будущему. По Л.И. Божович, если подросток смотрит на будущее с позиции настоящего, но юноша смотрит на настоящее с позиции будущего. Обращенность в будущее, построение жизненных планов и перспектив — основной «аффективный цент» жизни юноши.

Ведущая деятельность в юности — учебно-профессиональная деятельность (по Д.Б. Эльконину) — избирательное отн. к некоторым предметам, посещение подготовит. курсов; труд и учение (по Д.И. Фельдштейну); профессиональное самоопределение.

Важнейший фактор развития — построение жизненных планов, предварительное самоопределение — как новообразования юношеского возраста.

В юности вырабатываются ценностные ориентации, складывается мировоззрение как система обобщенных представлений о мире в целом, об окружающей действительности, других людях и самом себе, готовность руководствоваться этими представлениями в реальной деятельности.

. Ценностно-смысловая доминанта общения: обсуждение личных дел, взаимоотношения людей, свое прошлое, планы на будущее, отношения с товарищами, свое развитие. Юноши и девушки нуждаются в общение с близкими взрослыми, в обращении к их жизненному опыту в решении проблемы самоопределения, но эффективное взаимодействие возможно только в условиях сотрудничества (взаимопонимание + поддержка).

Продолжение со сверстниками продолжает играть большую роль, увеличение времени на общение, расширение его круга, но, вместе с тем, углубление и индивидуализация общения.

По Э. Эриксону период 12−18(19) лет — очень важный в психосоциальном развитии человека. На положительном полюсе —эго — идентичность, на отрицательном полюсе — ролевое смещение. Задача на данном возрастном этапе — собрать воедино все имеющиеся к этому времени знания о самих себе и интегрировать эти многочисленные образы в личную идентичность, которая представляет осознание как прошлого, так и будущего. Эриксон подчеркивает психосоциальную сущность эго-идентичности — основной упор делается на эго и на то, как на него влияет общество, в особенности группы сверстников (укрепление своих социальных ролей).

6 стр., 2995 слов

XXI век диалог наук и мировоззренческих позиций в антропных технологиях деятельности

XXI век: диалог наук и мировоззренческих позиций в антропных технологиях деятельности Заслуженный работник физической культуры РФ, доктор педагогических наук, профессор С.В. Дмитриев, Нижегородский государственный педагогический университет, Нижний Новгород Каждый уходящий век требует своего осмысления, подведения некоторых итогов, а век грядущий - формирования идеалов, в согласии с которыми ...