Базаров. Новый тип личности посткризисного периода. УП.3.10

НОВЫЙ тип личности ПОСТКРИЗИСНОГО ПЕРИОДА

Социальный контекст и вызовы нового времени

Т. Ю. Базаров УП.2010. № 3. С.42-52.

Ю. С. Шевченко

Мир, в котором мы живем, к концу первого деся­тилетия XX века на наших глазах претерпел мно­жество изменений. Большинство из них связаны с развитием информационных технологий. Для отдельного человека изменения отразились в виде все большей вир­туализации, погружении во внешнюю социально-коммуни­кативную среду и возникновении множественной идентич­ности

.Виртуализация

Виртуализация представляет собой общий термин, с помощью которого описывают процесс за­мещения реальных вещей и по­ступков их образами — симуля­циями. Благодаря сети Интернет некоторые действия могут осу­ществляться как виртуальные аналоги реальных социальных взаи­модействий. Например, виртуаль­ный магазин является аналогом реального супермаркета, а вирту­альные сообщества симулируют присутствие и близость обща­ющихся людей.

Из-за виртуализации человек имеет дело не с объектом, а с его симуляцией. Мы можем «жить» в виртуальной реальности, созна­вая ее условность, управляемость ее параметров и возможность вы­хода из нее. С точки зрения ряда исследователей, общество, окру­жающее нас, становится похожим на виртуальную реальность, то есть может описываться с помо­щью тех же характеристик (Ива­нов, 2002).

Например, виртуаль­ной экономикой можно назвать ту, в которой спекуляции на фондо­вой бирже преобладают над мате­риальным производством.

Погруженность во внешнюю социально-коммуникативную среду

Современный человек, в отли­чие от своих предшественников, находится в постоянном контакте с другими людьми. Благодаря мо­бильным средствам связи 24 часа в сутки мы находимся в зоне до­ступа. Время осуществления акта коммуникации сведено к миниму­му. Часто основные решения при­нимаются непосредственно в хо­де общения — нет возможности разделить процесс генерации идей и процесс их сообщения.

В случае же сети Интернет са­мо взаимодействие может носить отчужденный характер, когда тек­сты начинают жить своей жизнью отдельно от их создателей. Ос­новной особенностью коммуникационной среды выступает по­стоянная интерпретативная дея­тельность. Объектом интерпрета­ции является текст, понимаемый в широком смысле — как вся систе­ма значений языка, используемая для общения. Порой мы сталкива­емся с редукцией человека — све­дением его к тексту. Только то, что написано, придает человеку су­ществование, так как называет

18 стр., 8984 слов

Становление личности подростка в процессе общения

... общения. Средства общения можно определить как способы кодирования, передачи, переработки и расшифровки информации, передаваемой в процессе общения ... становлении разумного, культурного поведения. Через общение с психологически развитыми людьми, благодаря широким возможностям к научению, ... как фактор неполноценного общения 14, С.218 . Любой контакт предполагает обратную связь. Так, например, если два ...

его. Подобного рода редукция рождает целый ряд проблем, од­ной из которых является пробле­ма создания общего смыслового поля в ходе постоянной интерпре­тации.

Множественная идентич­ность

Как отмечают исследователи, идентичность представляет собой ощущение собственной непре­рывности, тождественности и определенности вследствие при­надлежности к некоторому надын­дивидуальному целому (Социаль­ная психология, 2002).

Отсутствие универсальных целостностей в современном мире приводит к отсутствию у человека самотож­дественности. Повседневная ре­альность способствует легкости смены ролей и соответствующих идентичностей. Толерантность к неопределенности становится важным качеством, позволяющим преодолеть «разорванность», «фрагментарность» социального мира.

С развитием гуманистических ценностей человек стал более свободен в своих проявлениях. Он может выбирать поведение, ориентируясь на окружающую си­туацию. Но там, где остаются неопределенными критерии при­нятия решения, появляется про­блема выбора. Грубо говоря, если в одной ситуации приходится со­глашаться на то, что является неприемлемым в другой, то встает вопрос об универсальности прин­ципов и внутренних норм лично­сти. Ситуация множественной идентичности опасна внутренни­ми конфликтами, которые актуа­лизируются в случае несоответ­ствия поведения внутренним представлениям индивида.

Данные и другие условия со­временной ситуации требуют от человека активного процесса адаптации. Адаптация заключает­ся в первую очередь в работе над развитием собственных психиче­ских качеств. В наиболее общем виде их можно представить как развитие внимания, воображения и воли.

Сверхпроизвольное внима­ние

  1. Вызов и поддержание ин­тереса:
  • постоянное нахождение нового,
  • погруженность в процесс.
  1. Развитие наблюдательно­сти через поиск слабых сигналов:
  • проверка и перепроверка,
  • своевременный отдых.
  1. Расширение объема вни­мания:
  • переключение внимания,
  • организация и структури­рование.

Вызов и поддержание инте­реса

Интересоваться интересным.

С. С. Аверинцев

В СЛУЧАЕ ЖЕ СЕТИ ИНТЕРНЕТ САМО ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ МОЖЕТ НОСИТЬ ОТЧУЖДЕННЫЙ ХАРАКТЕР

Наличие интереса делает заня­тие легким и захватывающим. Никогда не наскучит заниматься тем, что интересно. Часто интерес является нашей естественной ре­акцией: мы с интересом можем

прислушиваться к разговору, ко­торый касается нас, смотреть не отрываясь захватывающий фильм или играть в спортивную игру. Нам не нужно заставлять себя это делать — все выходит само собой.

Нас восхищают люди, которые, как говорится, заняты своим де­лом — их интерес к работе не ослабевает. Но даже слово «рабо­та» не совсем подходит, для того чтобы описать, чем они занимают­ся. Это некий образ жизни, орга­нично связанный в подобных про­фессионалах воедино. Невозмож­но разделить их жизнь на время, когда они работают и когда не ра­ботают. В сутках 24 часа, и каждый час может быть использован для того, чтобы заниматься интерес­ным делом. Нет границ, отделя­ющих работу и отдых.

11 стр., 5233 слов

Решение практических психологических задач Ощущение

... какого анализатора в пространственной ориентировки говорит опыт? Описанные в задаче 120 опыты были повторены с глухонемыми детьми, у которых ... громче. Ниже под соответствующими номерами даны ответы на поставленный к задаче вопрос. Выберите тот № ответа, в котором все явления ... наилучшие условия для наблюдения? Выберите номер (см. в конце задачи), в котором все ответы правильные. а) привести детей в ...

Стратегия достижения подоб­ного состояния имеет два вариан­та. Либо вы осознаете свой инте­рес и начинаете заниматься тем, что вам интересно. Так, в истории известных предпринимателей ча­сто из их ранних увлечений рож­дался бизнес и их конкурентное преимущество. Стив Джобе увле­кался каллиграфией и затем раз­работал новые шрифты для пер­сональных компьютеров. Либо вы начинаете интересоваться тем, чем вы сейчас занимаетесь.

Но как начать интересоваться тем, что вам изначально неинте­ресно? И как поддерживать это состояние?

Постоянное нахождение но­вого

Ребенок может играть часами с одной игрушкой, придумывая ей все новые и новые способы применения. Почему интересно смотреть в калейдоскоп? Потому что в нем каждый раз выпадают новые комбинации. Поддержание внимания за счет постоянного на­хождения нового можно показать на примере проблемы засыпания водителей-дальнобойщиков за рулем. Оказалось, что прослуши­вание передачи, где люди раз­говаривают, гораздо больше не дает заснуть, чем музыка.

Условие нашего интереса — это постоянное обогащение пред­мета, который находится в фокусе нашего внимания. Попробуйте в течение 10 минут думать, напри­мер, исключительно о солнце. Вы заметите, что через некоторое время ваше внимание начнет со­скальзывать. Сами того не заме чая, вы вдруг обнаружите, что думаете совершенно о другом. Но стоит лишь только находить новые и новые детали, известные вам о солнце, как поддержание внима­ния становится управляемым.

Внимание как огонь нуждается в топливе, которым является но­вая информация. Если вы не под­кидываете свежих поленьев в огонь, то скоро угли начнут осты­вать.

Погруженность в процесс

Представим себе внимание как прожектор, который освещает не­которую область. К сожалению, ресурс его мощности ограничен. Соответственно, чем шире область, которую вы хотите осве­тить, тем хуже вам будет видно вокруг. Залог поддержания инте­реса — умение сконцентриро­ваться, направить луч прожектора в определенную точку.

Интересные эксперименты, демонстрирующие ограничен­ность ресурса нашего внимания, проводил Д. Канеман. Участники исследования тренировались од­новременно выполнять два дей­ствия, распределяя свое внима­ние между решением основной и дополнительной задачи. Ока­залось, что можно определить объем задействованного внима­ния по степени успешности ре­шения дополнительной задачи. В те моменты, когда внимание участника эксперимента истоща­лось, в решении дополнительного задания появлялись ошибки.

Когда ресурса недостаточно, сначала ресурсом насыщается более важное задание, а менее важное выполняется за счет до­полнительной мощности, в ре­зультате основная задача выпол­няется лучше другой. Таким образом, был найден надежный ин­дикатор степени использования внимания в виде успешности ре­шения дополнительной задачи.

13 стр., 6425 слов

Тема № : «Психозы позднего возраста». Задача №1

... Каковы лечебные рекомендации? Нейролептики седативного действия и (в случае прогрессивного паралича) – специфическая терапия Тема № : «Аффективные расстройства». Задача№1 Больной 44 года ... расстройства?Генетическая предрасположенность. Каковы лечебные рекомендации?Компенсирующая, защитная, противовоспалительная и поведенческая терапия. Задача №3 Больная Т. Заболела в возрасте 48 лет. Наблюдалось ...

В реальной жизни полученные результаты позволили предло­жить способ контроля операторов и диспетчеров в аэропортах. Нуж­но, чтобы время от времени, не отвлекаясь от своей основной деятельности, они совершали какое-либо простое действие — например, нажимали на кнопку. Забывчивость оператора будет служить предупредительным сиг­налом о том, что ресурс внимания подходит к концу.

Развитие наблюдательности через поиск слабых сигналов

КОГДА РЕСУРСА НЕДОСТАТОЧНО, СНАЧАЛА РЕСУРСОМ НАСЫЩАЕТСЯ БОЛЕЕ ВАЖНОЕ ЗАДАНИЕ

Человек в современном мире вынужден пропускать через себя огромное количество информа­ции и на этом фоне может терять способность к обнаружению слабых сигналов о надвигающейся опасности или о возможном успехе.

Проведем аналогию с водяной лилией в пруду, листья которой начинаются с одной-единственной клетки и ежедневно удваива­ются в размерах. Занимая в пер­вый день лишь 1 % поверхности пруда, они покроют его в течение всего одной недели. Иначе гово­ря, важно уметь предугадать нов­шество, до того как оно примет ясные очертания, до того как пе­решагнет наш обычный порог внимания. В сетевой экономике это умение имеет критическое значение, так как замечено, что «поначалу небольшие образова­ния могут стремительно вырасти в доминирующие объединения».

Чем больше деталей мы хотим увидеть и понять, тем ниже порог различения и выше способность к различению, дифференцировке предметов. В медицине есть по­нятие «иррадиация» — боль выхо­дит за пределы больного органа и может отдаваться в другой части тела. Задача медика: понять по характеру этой боли, в чем же ее причина, и не спутать, например, невралгию с инфарктом. В этой ситуации для принятия решения диагносту необходимы знания из смежных областей медицины.

Также и детали будут иметь для вас значение, если вы понимаете их смысл, «владеете знаниями из смежных областей». Например, в разговоре иногда важнее услы­шать не то, что сказано, а то, что не было произнесено. Другой мо­мент касается невербального по­ведения. Помимо информации, передаваемой с помощью языка, многое о человеке могут сказать все движения тела, интонацион­ные, ритмические, высотные ха­рактеристики голоса, его времен­ная и пространственная органи­зация.

Например, об отношениях двух собеседников можно сказать, посмотрев, насколько их позы и движения идентичны друг к другу. Негативные отношения усиливают компенсаторные реакции и увели­чивают количество движений, блокирующих контакт: партнеры выставляют вперед руки, локти, вытягивают ноги, отклоняют туло­вище назад, поворачивают туло­вище в сторону от собеседника, отказываются от контакта глаз или существенно увеличивают его.

Проверка и перепроверка

В отечественной психологии П. Я. Гальпериным было предло­жено понимание внимания как ре­зультата перевода в идеальный план обобщения и сокращения действия контроля, который пер­воначально существует во внеш­них разделенных между людьми формах.

25 стр., 12060 слов

016_Человек. Его строение. Тонкий Мир

... – форма (субъективная форма ментальных и физических желаний и мыслей, или мыслитель в действии). 5. Манас – самосознание или мыслитель (Высший Разум). 6. Буддхи – духовность, духовная душа, ... с пользою и извлекать весьма интересные и поучительные впечатления. Главное существование (человека) – ночью. Обычный человек без сна в обычных условиях может прожить не более нескольких дней. ...

Во-первых, контроль может происходить таким образом: один человек исполняет действие, а другой его контролирует. Во-вторых, контролировать себя может сам исполнитель после выполне­ния действия. В-третьих, само­контроль может происходить па­раллельно исполнению действия.

ПОЧЕМУ ЖЕ ВЫ НE РАССЛЫШАЛИ САМЫЕ ВАЖНЫЕ ДЛЯ ВАС СЛОВА?

Таким образом, внимание из­начально существует во внешней форме и только в ходе активных действий по самоконтролю стано­вится внутренним механизмом су­ществования личности.

Поэтому и развитие внимания связано с проверкой и перепро­веркой того, что сделано. На пер­вых порах самовоспитания эти действия должны осуществляться с помощью подручных средств. Например, ежедневник, в который вносится информация о том, что сделано.

Своевременный отдых

Принцип отдыха и восстано­вления сил заключается в том, чтобы менять вид деятельности. Как известно, при напряжении мышц-антагонистов лучше рас­слабляются основные мышцы. Но что нужно менять или переклю­чать, чтобы восстановить внима­ние? Одним из вариантов являют­ся три круга пространства внима­ния, которые выделял К. С. Стани­славский.

Большой круг — все обозримое и воспринимаемое пространство. Средний круг — круг непосред­ственного общения. Малый круг — сам человек и ближайшее про­странство, в котором он действует. Установка внимания зависит от деятельности. На природе — это большой круг, в офисе — сред­ний, за обедом — малый.

Если вы целый день работали с компьютером (находились в ма­лом круге), то отдых за чтением книги (также малый круг) будет менее эффективным, чем включе­ние среднего или большого круга (например, просмотр кино или концерта).

Расширение объема внима­ния

Один из вопросов расширения объема внимания связан с воз­можностью делать несколько дел одновременно, или распределять внимание. Как показали исследо­вания У. Найссера, распределе­ние внимания между двумя дей­ствиями может быть освоено за счет тренировки.

Для развития распределенного внимания необходим ряд условий: 1) в действии должны участвовать разные функциональные органы (например, рисовать и слушать музыку); 2) нужны различные предвосхищающие схемы; 3) сиг­налы от одной задачи не должны маскировать сигналы для другой задачи.

Предвосхищающие познава­тельные схемы представляют со­бой установку — готовность к вос­приятию информации определен­ного рода. Например, вы находи­тесь в шумном и гулком зале аэро­порта и ждете прибытия опреде­ленного самолета. И слышите, как по репродуктору объявляют: «Са­молет, рейс (далее неразборчи­во), прибывает через (опять не­разборчиво) минут». Почему же вы не расслышали самые важные для вас слова? Ведь они не произ­носились менее четко и громко. Мы хорошо различаем ожидае­мые слова, а слова, которые не можем прогнозировать, различа­ются с трудом в условиях посто­роннего шума. Получается, что чем меньше мы ждем появления того или иного сигнала, тем боль­шая четкость требуется от этого сигнала, чтобы мы могли понять его правильно.

Влияние ожидания возможно и на более высоком, смысловом уровне.

Ночь. В доме все спят. Стук в дверь. Сонный хозяин дома спра­шивает: «Кто там?» Из-за двери голос: «Хозяева, вам дрова не нужны?» — «Нет!» — отвечает хо­зяин. Рано утром он просыпается, выходит во двор, смотрит, а запа­са дров больше нет.

6 стр., 2751 слов

Цель: Рассмотреть сознание как предмет философского анализа

... ­тью, управления этими взаимоотношениями. Цель: Рассмотреть сознание как предмет философского анализа. Задачи: 1. ... и в сознании тоже происходят изменения. Например, когда нарушаются лобные доли, больные ... и непосредственно технологию производства. Таким образом, появление роботизированной техники способно избавить ... Сознание — это то, что очерчивает круг бытия, обнаруживает и раскрывает его, оформляет, ...

Другая история связана с И. П. Павловым. Однажды, на од­ной из конференций, посвящен­ной его памяти, выступал доклад­чик, который искал доказатель­ства атеизма Павлова. Докладчик хотел показать, что привязанность Павлова к некоторым религиоз­ным обрядам не отражала миро­воззрения Павлова, а была связа­на со «стереотипами». В качестве «нет» — оно положительно по своему определению.

Мы несем в руках поднос с горой посуды, кто-то заботливо кричит нам: «Не урони!» и вдруг — координация нарушена и мы чув­ствуем, как теряется равновесие. Что происходит? Из сообщения «Не урони» мы ясно восприняли часть, связанную со словом «уро­нить». Восприняли — значит, в ка­кой-то мере представили, что зна­чит уронить. Нашим вниманием завладело на время это понятие, которое складывается из многих частей, в том числе непроизволь­ных мышечных сокращений, кото­рые соответствуют действию «уронить что-либо».

ВАЖНО НАУЧИТЬСЯ СОЗДАВАТЬ СТРУКТУРУ И ПОРЯДОК КАЖДЫЙ РАЗ С НУЛЯ

Переключиться — значит найти другой объект для нашего внима­ния, сформулировать положи-

Но ситуация постоянно меняет­ся—и важно научиться создавать структуру и порядок каждый раз с нуля. Для этого полезно знать, ка­кие способы поведения и органи­зации существуют в природе, и уметь оперировать ими. У нас есть чему поучиться у истории — люди до нас решали множество про­блем, и с их успешным решением выкристаллизовывался опыт куль­туры.

Конструктное воображение

  1. Актуализация образов:
  • представление предметов в различных модальностях (визу­альной, аудиальной и кинестети­ческой);
  • поиск ассоциаций.
  1. Активное предвосхище­ние:
  2. осознание цели;
  1. Визуальное мышление:
  • комбинирование свойств;

перенос свойств одного предмета на другой

.доказательства были представле­ны воспоминания молодого со­трудника павловской лаборато­рии. Он вспоминал, что однажды, когда вместе с Павловым заси­делся допоздна в лаборатории, то решил задать давно мучивший его вопрос: «Иван Петрович, а Вы вправду в Бога верите?» На это Павлов ответил ему: «А Вы меня что — за дурака считаете?» Такое «доказательство» представил до­кладчик, будучи уверен, что оно говорит в пользу его точки зрения об атеизме Павлова.

Переключение внимания

Как сложно бывает сосредото­читься на чем-либо, так и пере­ключиться, перестать думать о проблемах, которые сами занима­ют наше сознание. Попробуйте не думать «о белой обезьяне», и чем больше усилий вы будете прикла­дывать к тому, чтобы «не думать», тем хуже у вас это получится. Наше внимание не знает слова тельный призыв к нему. Замечено, что внимание имеет ритмическую природу. Внимание удерживается на предмете легко, когда вы най­дете оптимальный, наилучший ритм. Попадание в ритм внимания отмечается легкостью, с которой оно может быть управляемо. До­стигается это путем тренировки сосредоточения и переключения, часто с использованием меди­тации.

7 стр., 3316 слов

Образ вожатого

... откровенности с детьми вам поможет определить чувство меры и осознание разницы в возрасте. Но дети очень чутко чувствуют фальшь. ... отряде, как шахматист продумывать свои действия, чтобы достичь поставленной цели. А ещё, хорошего вожатого отличает просто удивительная жажда ... за собой, а шагает рядом с ним к общей цели через совместную деятельность, через взаимообогащающее общение, через творческое ...

Организация и структуриро­вание

Эффективное средство для развития внимания — это поря­док, организация последователь­ности действий, которая помогает вам добиться цели. У каждого че­ловека в опыте есть набор лучших практик, рецептов или сценариев, которым он следует. Большинство не осознает подобные сценарии, оставаясь в рамках шаблонного, эффективного в прошлом способа поведения.

Мы таковы, какими себя воображаем.

Курт Воннегут, американский писатель (1922—2007)

Актуализация образов

Процесс воображения тесно связан с памятью и вниманием. Внимание необходимо для того, чтобы точно зафиксировать некий предмет и сформировать о нем представление. Попробуйте пред­ставить сторублевую купюру — вещь, которую вы видите почти каждый день, — и вы обнаружите неясности в созданном вами об­разе. Точность мысленного обра­за в основном зависит не от того, насколько часто вы соприкаса­лись с каким-то предметом, а от того, насколько детально изучили его. Развитие визуального мы­шления и воображения начинает­ся с внимания и получения цело­стного представления. Для этого необходимо получать как можно больше информации о предметах, которые вас окружают. Старай­тесь создавать устойчивые обра­зы того, что вы слышите, видите, осязаете, пробуете на вкус и ощу­щаете.

Сохранение представления яв­ляется делом памяти. Воображе­ние же начинается с процесса ак­туализации образа некого пред­мета. В то время как одни люди, по их словам, могут вообразить при желании четкую трехмерную картину, то другие вообще не спо­собны создать в уме какой-либо образ. Одни люди мыслят почти исключительно образами, другие утверждают, что «мысленный взор» — это лишь метафора, слу­жащая для украшения речи.

Представление предметов в различных модальностях (визу­альной, аудиальной и кинесте­тической)

Чем ярче образы воображения, тем сильнее эмоции, тем сильнее их мотивирующая, побуждающая функция. Люди различаются меж­ду собой по тому, к какой сенсор­ной системе они обращаются, когда думают и размышляют о чем-либо. Визуалы оперируют об­разами, аудиалы словами, а кинестетики ощущениями. Если вы определите свою ведущую систе­му, вы можете значительно обога­тить образы через подключение других каналов. Попробуйте взглянуть на мир свежим взгля­дом, попеременно меняя канал восприятия. Сначала обратите внимание на краски, яркость, то­на; потом прислушайтесь к зву­кам, затем к своим ощущениям.

Создавайте мысленные обра­зы событий, о которых читаете или слышите. Например, когда вы читаете роман, выберите момент, чтобы мысленно представить про­исходящее. Обрисуйте обстанов­ку, характеры персонажей, их дей­ствия. Выберите себе определен­ное место наблюдения, и пусть сюжет разворачивается прямо пе­ред вами. Проверьте себя — и вы увидите, как много потом сможете вспомнить из прочитанного.

4 стр., 1911 слов

Основные свойства восприятия 2

... восприятия Из отдельных ощущений восприятие синтезирует целостный образ объекта, это свойство восприятия и называют целостностью. Целостный образ складывается на основе обобщения получаемой в виде ... или много дней, чтобы образ-структура достиг совершенства. 4) Константность восприятия Константностью восприятия называется относительное постоянство некоторых свойств предметов при изменении условий ...

Поиск ассоциаций

Актуализируя в представлении некий образ, можно, наблюдая за собой, заметить цепочки ассоци­аций, которые связаны с ним. Во многом они не случайны — это следствие вашего предыдущего опыта. Существует тесная связь между визуальными представле­ниями и эмоциями. Негативные образы оказывают пагубное воз­действие на настроение и отвле­кают внимание. Понаблюдайте за собой, какие именно образы рас­страивают вас, какие вдохновля­ют. Попробуйте воздействовать на ваши эмоции через предста­вление приятных вам событий.

ГОТОВНОСТЬ К БУДУЩЕМУ СВЯЗАНА С ТЕМ, НАСКОЛЬКО МЫ МОЖЕМ ЭТО БУДУЩЕЕ СПРОГНОЗИРОВАТЬ

Применяемый в психоанализе метод свободных ассоциаций мо­жет помочь развить некоторую идею. Для этого нужно просто взять ручку, листок бумаги и запи­сать все мысли, которые приходят вам в голову. В это время нельзя критиковать, на время нужно от­ключить внутреннего цензора и просто следить за теми мыслями, что проносятся у вас в голове.

Активное предвосхищение

Готовность к будущему связана с тем, насколько мы можем это будущее спрогнозировать, уви­деть заранее, предвосхитить. И дело даже не в точности нашего прогноза, хотя это тоже важно, а в наличии множества вариантов развития событий. Вероятностное прогнозирование — то, чему не учат школьные задачи, предпола­гающие наличие правильного от­вета. Но на практике необходима именно возможность увидеть бу­дущее в вероятностях. Если бы, например, врач не начинал лече­ние до тех пор, пока диагностика не проведена абсолютно досто­верно, он слишком часто убеж­дался бы в правильности своего решения при вскрытии тела боль­ного, погибшего из-за задержки с лечением. Специалист начинает действовать, когда одно из реше­ний оказывается более вероят­ным, чем другое. При этом, уже приняв решение и действуя в со­ответствии с ним, успешный прак­тик продолжает уточнять решение и строить прогнозы,внося коррек­тивы.

Осознание цели

Осознание цели — это часть общей работы личности над со­бой, которая обозначается как рефлексия. Рефлексировать — значит отдавать себе отчет о себе и своих действиях.

Только полностью осознанные цели могут стать целями для дру­гих людей. Показательным явля­ется пример Джона Кеннеди. В мае 1962 года он выступает перед нацией на фоне не самой благо­приятной экономической ситуа­ции для Америки. Все в ожидании, что он сейчас скажет, как бороть­ся с экономическим спадом, что делать с безработицей. А с экрана телевизора, глядя в глаза амери­канцам, он с неизменной улыбкой говорит, что цель Америки — к концу десятилетия стать первой страной, чьи астронавты ступили на Луну. Это было демонстрацией потрясающего умения поставить цель, которая, с одной стороны, труднодостижима, а с другой — реалистична. Постановка подоб­ных мотивирующих целей может быть характерна не только для го­сударственных деятелей, но и для лидеров бизнеса, и для руководи­телей.

Для развития способностей к осознанию цели создавайте мы­сленный образ самого себя — делающего то или обладающего тем, что вам на самом деле хочет­ся. Вы можете вообразить себя одетым в новый пиджак, или рабо­тающим над новым проектом, или обедающим в любимом рестора­не. В этом мысленном предста­влении важны три момента: во- первых, не упускайте подробно­сти, подключая все ваши ощуще­ния; во-вторых, представьте себя наслаждающимся желанным хо­дом событий; и, в-третьих, вооб­разите сцену, происходящую в определенный день. Побуждая вас сосредоточиваться на цели, мысленный образ повышает мо­тивацию, создает дополнитель­ные стимулы. Начинайте с неболь­ших, легко достижимых целей, затем переходите к более значи­тельным и более общим.

3 стр., 1130 слов

О готовности учителей к работе в условиях инклюзии

... содержатся материалы, характеризующие готовность человека к выполнению определенной деятельности. В понимании учёных готовность к деятельности определяется ... Знание компонентов готовности помогает проводить диагностические исследования, оценивая способность педагогических работников к решению задач инклюзивного ... самом деле, понятие образовательной инклюзии гораздо шире. Цель инклюзивного образования ...

Поиск неявных свойств предметов

Благодаря нахождению новых и ранее неизвестных свойств, возможно появление новых пред­метов. Американский инженер Перси Спенсер впервые заметил способность сверхвысокочастот­ного излучения к нагреванию про­дуктов и запатентовал микровол­новую печь. Спенсер работал в момент изобретения в компании Raytheon, занимающейся изгото­влением оборудования для рада­ров. По легенде, когда он прово­дил эксперименты с очередным магнетроном, Спенсер заметил, что кусок шоколада в его кармане расплавился (фантастичность вы­мысла состоит в том, что он сам при этом получил бы смертельное поражение от СВЧ).

По другой версии, он заметил, что нагрелся бутерброд, положенный на вклю­ченный магнетрон.

Визуальное мышление

Общая методика развития ви­зуального мышления заключается в переходе от изучения имеющих­ся культурных образцов к само­стоятельному экспериментирова­нию с разработкой и воплоще­нием новых образов. Развивают визуальное мышление художе­ственные виды деятельности: ри­сование с натуры и по памяти, изображение абстрактных поня­тий.

Комбинирование свойств

Создание образов воображе­ния связано с использованием ряда приемов комбинирования и акцентирования. Комбинирова­ние представляет собой сочета­ние отдельных элементов различ­ных образов предметов в новых, более или менее необычных ком­бинациях. Комбинирование — это не простое перемещение или пе­регруппировка элементов, не ме­ханическое сочетание сторон разных предметов, а процесс существенного преобразования элементов, из которых строится новый образ.

Базаров. Новый тип личности посткризисного периода. УП.3.10 — Стр 2

Другим приемом воображения является акцентирование — под­черкивание тех или иных черт (на­пример, образ великана).

Это до­стигается на основе выделения, абстрагирования и преобразова­ния существенных особенностей предмета или явления.

Перенос свойств одного предмета на другой

Работа творческого воображе­ния заключается в отделении ка­кого-либо свойства образа от других его свойств и в переносе этого свойства на другой образ.

Многие изобретения появи­лись на свет благодаря творческому переносу свойств объектов.

Леонардо да Винчи начал с изучения анатомии стрекозы и ее поведения в воздухе, затем при­думал машущее крыло.

ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ НАЧАЛ С ИЗУЧЕНИЯ АНАТОМИИ СТРЕКОЗЫ

Польский архитектор А. Карбовский применил в жилищном строительстве опыт пчел в сооружении восковых сот, которые яв­ляются идеальной формой для монолитных конструкций: сотовых стен, ограждений, радиаторов.

Английский изобретатель Эверитт создал автомат для продажи спичек по аналогии с автоматом для продажи «священной воды», изобретенным еще Героном Алек­сандрийским (I век до н. э.).

«Липучка» — застежка, дей­ствующая по принципу репейника, была изобретена в 1948 г. швей­царским инженером Жоржем де Местралем.

Управляемая воля

  1. Иерархизация мотивов:
  • осознание намерения,
  • преодоление привычек.
  1. Самонастройка:
  2. репетиция,
  • планирование.
  1. Принятие ответственно­сти:
  • самоконтроль,
  • ассоциированность во времени.

Воля — целеустремленность, соединенная с правильным суж­дением.

Платон, древнегреческий философ (427—347 до н.э.)

Иерархизация мотивов

Воля определяется как способ­ность человека достигать созна­тельно поставленной цели, прео­долевая при этом внешние и вну­тренние препятствия. Волевое действие есть действие, осуществляющееся в условиях существо­вания различных побуждений, имеющих как положительную, так и отрицательную сторону для че­ловека. Например, осознанный отказ от приема пищи во время диеты связан с испытанием не­удобств от голода. Во время про­цесса выбора и происходит вну­тренний процесс, который опре­деляется как проявление воли. Переживание волевого усилия может быть связано с ощущением преодоления — особенно ярко это проявляется у людей военных или спортсменов при прыжках с пара­шютом. Можно встретить описа­ния, что в момент перед прыжком «трудно поднять руку, она практи­чески не поднимается и существу­ет сама по себе».

Если не выстроена иерархия мотивов и целей, то сильная воля человека может быть подчинена неосознанным влечениям. Здесь следует сознательно оценить эту ситуацию и выработать ясное представление о своих ценностях и целях, которые соответствуют им.

Для осознания возможных дей­ствий и постановки целей полезно ответить на ряд вопросов:

  1. Какие факторы (силы) влия­ют на ваши действия?
  2. Какие возможности есть «здесь и теперь» для ваших дей­ствий?
  3. Какие последствия повлекут те или иные действия?
  4. Каковы ваши желания и це­ли?
  5. Осознание намерения
  6. Волевой акт начинается с воз­никновения побуждения, выра­жающегося в стремлении. По ме­ре того как осознается цель, на которую оно направляется, стре­мление переходит в желание; воз­никновение желания предполага­ет известный опыт, посредством которого человек узнает, какой предмет способен удовлетворить его потребность. Желание пере­ходит в подлинно волевой акт, который в психологии принято обозначать словом «хотение», когда к знанию цели присоединя­ется установка на ее реализацию, уверенность в ее достижимости и направленность на овладение со­ответствующими средствами. Хо­тение — это устремленность не на предмет желания сам по себе, а на овладение им, на достижение цели. Хотение имеется там, где желанна не только сама по себе цель, но и действие, которое к ней приводит.

Иногда за побуждением к дей­ствию и постановкой цели не сра­зу следует действие; случается, что прежде чем наступило дей­ствие, появляется сомнение либо в данной цели, либо в средствах, которые ведут к ее достижению; иногда почти одновременно по­является несколько конкуриру­ющих целей, возникает мысль о возможных нежелательных по­следствиях того поведения, кото­рое ведет к достижению желанной цели, и в результате образуется задержка. Между побуждением и действием вклиниваются размы­шление и борьба мотивов.

Трудности выбора происходят из-за нежелания видеть альтерна­тивные варианты решения или не­желания отдать чему-то предпоч­тение, так как это означает отказ от других возможностей. Послед­нее может быть трудно для людей, которые вообще не принимают отказа от чего бы то ни было и хо­тят осуществления всех возмож­ностей сразу.

Выбор может быть также осложнен тем, что многие дела ка­жутся нам неприятными. Именно это ощущение чаще всего заста­вляет нас откладывать какую-ни­будь бумагу в стол в надежде, что все «обойдется», и реагировать на нее в конце концов будет не нуж­но. Но, как правило, ничего «не обходится», и позднее уже стано­вится поздно что-то предприни­мать. Но действительно ли нельзя предвидеть, во что обойдется промедление? Порой достаточно серьезно задуматься над теми по­следствиями, что вас ожидают, как сразу уйдет желание медлить с исполнением.

Проанализируйте свою работу с точки зрения неприятных пере­живаний и обнаружите, что боль­ше всего хлопот доставляет огра­ниченное число видов деятельно­сти. Взяв себе за правило зани­маться этими делами в первую очередь, вы резко сократите обычную «служебную задолжен­ность». Лучше всего браться за та­кие дела с самого утра. Когда истечет «час мученичества», вы на весь день сохраните чувство вы­полненного долга и сознание то­го, сколь сильна ваша воля.

НЕРЕШИТЕЛЬНОСТЬ МОЖЕТ БЫТЬ ВЫЗВАНА СТРЕМЛЕНИЕМ ЧЕЛОВЕКА БЫТЬ ВСЕГДА ПРАВЫМ

Наконец, если дело вам очень неприятно, пообещайте сами се­бе приятное вознаграждение за его своевременное и успешное выполнение. Таким вознагражде­нием может быть просмотр филь­ма, прогулка по городу, все, что приносит вам удовольствие. Здесь желательно соблюдать два правила: во-первых, не выдавать вознаграждение, если условия его получения выполнены не полно­стью; во-вторых, не позволять внешним причинам лишить вас этого удовольствия, если вы его честно заработали.

Нерешительность может быть вызвана стремлением человека быть всегда правым. Это лишает права на ошибку. Стремление за­страховать себя от всех бед тол­кает к бесконечному сбору ин­формации, консультациям, сове­щаниям и отсрочкам. Но нельзя забывать о необходимости дей­ствовать. Время действий насту­пает тогда, когда любая новая ин­формация уже не может суще­ственно повлиять на качество бу­дущего решения. Полезно выра­батывать у себя привычку прини­мать только лучшее решение, на которое вы сейчас способны, и считать его удовлетворительным.

Очень действенным лекар­ством от нерешительности может оказаться «список тревог», куда вы заблаговременно заносите все преграды, вероятно ожидающие вас на пути к намеченной цели. Время от времени доставайте этот список и отмечайте, что дей­ствительно произошло в том или ином случае. Скорее всего, об­наружится, что большинство пре­град существовало лишь в вашем воображении и воспоминание об этом весьма поможет вам в буду­щем браться за новое и рискован­ное дело.

Преодоление привычек

У каждого человека есть свои привычки. Порой они мешают на­шей деятельности. Менять привы­чки — долгое и сложное занятие. Чтобы начать работать с привы­чками, которые мешают исполне­нию дел, полезно составить спи­сок дел и обязанностей, которые вы привыкли делать не сразу, — как в служебной деятельности, так и в личной жизни. Обычно изуче­ние такого перечня помогает най­ти в вашем поведении закономер­ности.

Следует помнить об инерции наших действий — когда мы бе­ремся за новое дело, нам прихо­дится преодолевать большую или меньшую инерцию покоя. Продол­жать уже начатое движение легче, чем сдвинуться с места. Отсюда практический совет: берясь за большое и не слишком приятное дело, начните его с самого легко­го шага, требующего минимума усилий, и уж потом постепенно добирайтесь до решающих дей­ствий.

Большие возможности в прео­долении привычек может дать со­ревнование с самим собой, кото­рое осуществляется в форме игры. Например, вы можете по­смотреть, сколько разнообразных задач из тех, что вы склонны от­кладывать, удастся решить в тече­ние одного дня и какие резервы времени для их решения удастся найти. Постепенно такая игра мо­жет войти в полезную привычку, ваши личные рекорды начнут ра­сти, и вы обнаружите однажды, что работать стало куда легче, спокойнее и интереснее, и хотя свое время вы теперь используете интенсивнее, ваша напряжен­ность не возросла, а снизилась.

Исполнение принятого реше­ния требует таких качеств, как чет­кое и твердое представление о цели, однонаправленность, энер­гичность, настойчивость и само­ограничение. Под «самоограниче­нием» понимается готовность и способность хотя бы на некото­рое, а иногда и на достаточно дли­тельное время отказаться от дру­гих целей и планов, не дать себе слишком увлечься средствами достижения цели — как в смысле того, чтобы средства не стали самоцелью, так и в смысле исклю­чительной приверженности ка­ким-то определенным средствам в ущерб другим.

Величина энергии в достиже­нии цели регулируется в основ­ном через утверждение и само­приказ «Да будет так», в то время как настойчивость может быть развита через технику удержания в центре внимания четкой мысли­тельной картины или образа. Именно здесь происходит соеди­нение всех трех психических ком­понентов: воли, внимания и вооб­ражения.

Самонастройка

Ощущение усилия и преодоле­ния при волевом поступке, как по­казывают исследования, связано с напряжением мускулатуры. Это напряжение является природой волевого усилия. Почему, выпол­нив волевое действие, человек чувствует себя так, будто он про­делал огромную работу, хотя объективно она очень невелика? Потому что она шла на мышцах без предварительного тонуса, против тонуса. Самонастройка — это не только мыслительные, ум­ственные, но и физические дей­ствия, позволяющие активировать необходимые для действия груп­пы мышц.

Репетиция

У олимпийского десятиборца Брюса Дженнера в течение четы­рех лет в комнате была укреплена перекладина, напоминающая планку для прыжков. Как только он садился на диван, он сразу же ки­дал взгляд на перекладину и мы­сленно перепрыгивал через нее. Игрок в гольф Джек Николе, преж­де чем сделать удар, мысленно прокручивал его перед глазами, как в кино. В своем воображении он не только видел то место, куда хотел закинуть мяч, но и траекто­рию его полета.

Рассказывают историю о том, что путешественники, возвраща­ясь из джунглей в Европу, наблю­дали маленького зверька — ман­густа. Они описывали его стран­ное поведение: мангуст по многу часов в день проводил на лужайке, выделывая различные пируэты и кувырки. Путешественники не мо­гли понять, чем же этот зверек за­нимается.

Норберт Виннер, основатель кибернетики, впоследствии дал свою интерпретацию тому, что на­зывалось «танцем мангуста». Он предположил, что зверек таким образом ведет бой с вообража­емой коброй. Причем ведет его так, что всегда побеждает. Встре­ча с настоящей коброй для него лишь один из частных случаев того, что им было проиграно раньше. Поэтому мангуст всегда выигрывает.

Планирование

На стадии исполнения необхо­димо осуществлять планирование действий. Чаще всего мы медлим браться за сложные задачи про­сто потому, что не знаем, как к ним лучше подойти. Единствен­ный выход — попытаться разбить задачу на подзадачи, причем чем мельче, тем лучше. Анализ подза­дач обычно заметно помогает в поисках первого шага, имеющего решающее значение для конечной победы. Как разбить сложную за­дачу на подзадачи? Лучше всего — начав с конца. Еще одно удобство дробления состоит в том, что можно заранее запланировать свою деятельность и ежедневно выкраивать немного времени на решение той или иной элементар­ной задачи, не нанося ущерба прочим делам.

Если метод ежедневного вы­полнения подзадач принят на во­оружение, то стоит запомнить еще два важных совета:

  1. всегда ранжируйте даже «мелочную» по степени значимо­сти работу, чтобы делать в первую очередь самое важное;
  2. по мере выполнения ряда кратких дел подвергайте весь комплекс работ повторному ана­лизу — это позволяет найти более быстрые пути к конечной цели.

При решении неприятных дел полезно установить для себя пре­дельный срок: своей конкретно­стью он заставит вас преодолеть медлительность и взяться за ра­боту. Не забудьте только о двух условиях: во-первых, предельный срок должен быть реальным, что­бы хватило времени справиться с неприятным делом без нервиру­ющей спешки; во-вторых, дата должна все время находиться перед глазами — под стеклом ра­бочего стола, на специальной кар­точке в зажиме для бумаг или, например, на специальном листе, приколотом на стене напротив вашего кресла. Очень полезно бы­вает и «сообщить» об этом пре­дельном сроке окружающим: под­чиненным, секретарю, родствен­никам или друзьям. Сознание то­го, что можно оказаться в их гла­зах болтуном, порой дисциплини­рует куда больше, чем обязатель­ства только перед собой.

Принятие ответственности

Принимая решение, человек чувствует, что дальнейший ход со­бытий зависит от него. Осознание последствий своего поступка и зависимости того, что произой­дет, от собственного решения порождает специфическое для волевого акта чувство ответствен­ности. Важно, чувствуя ответ­ственность, доводить дело до конца.

Принятие ответственности — это и морально-этический вопрос. Ответ на него означает, чем готов ответить человек за неудачу: де­ньгами, репутацией, статусом?

Самоконтроль

В экспериментальных иссле­дованиях процессов развития во­левых действий у детей были установлены довольно парадок­сальные моменты (Леонтьев, 2001):

  1. Волевые действия возни­кают чаще, когда предмет нашей потребности (то, ради чего мы что-то делаем) находится в нашем воображении, чем когда он нахо­дится рядом с нами. (В экспери­менте дети чаще выполняли бес­смысленные действия, если на­града за их поведение (более ин­тересная игра) была спрятана в шкафу, чем если бы она лежала перед ними).
  2. Волевые действия про­являются чаще в ситуации побуж­дения со стороны другого челове­ка, чем со стороны реальной предметной окружающей ситуа­ции. (В эксперименте дети чаще реагировали на убеждения взро­слого совершить бессмысленные действия, чем на объективные правила игры).

Данные особенности волевых действий проявляются также и у взрослых людей. Например, когда нет требований со стороны окру­жающих, то это заменяется само­командой — так, парашютисты ко­мандуют себе: «Раз-два-три — прыгнул».

«Денщик у себя возится и все время кряхтит и стонет. Офицер у него спрашивает:

  • Иван, что ты там кряхтишь?
  • Пить очень хочется.
  • Поди напейся.
  • Идти не хочется.

Прошло некоторое время, офи­цер служебным тоном говорит ему: «Иван». — «Слушаю, Ваше благородие, — отвечает денщик». — «Поди принеси стакан воды». Денщик бежит и приносит стакан воды. Офицер говорит: «Пей».

Денщик выпил и успокоился» (из статьи А. Н. Леонтьева «О воле»).

Ассоциированность во вре­мени

При дефиците времени возра­стают количественные показатели работы, тогда как качество снижа­ется, внимание фокусируется на решении жизненно важных про­блем, возрастает тенденция к упрощенным схемам принятия ре­шений. В такой ситуации может происходить «сползание» от сложных форм регуляции дея­тельности к более простым. От контролируемых, осмысленных суждений индивид переходит к интуитивным; повышается его избирательность при использова­нии информации. Действия запараллеливаются, возникает эф­фект полиактивности или «много­канальности» деятельности.

Лидер посткризисного пе­риода

Можно выделить такие важные характеристики лидера в условиях кризиса, как саморегуляция, ин­теграция разума, интуиции, эмо­ций и воображения и готовность к выбору в равновероятных усло­виях.

1. Возвращение к нормаль­ной саморегуляции.

В наиболее общем виде за сло­вом «саморегуляция» стоит по­строение функциональных вза­имосвязей между действиями и состояниями субъекта и действи­ями и состояниями окружающего мира, которое позволяет субъекту закономерно и целесообразно менять параметры своей актив­ности в зависимости от воспри­нимаемых результатов предше­ствующего шага активности. Дру­гими словами, это алгоритм из­менчивости на основе обратных связей. Без этого не может суще­ствовать ничто живое. Саморегу­ляция — основа индивидуальной деятельности, межличностных от­ношений, организаций, общества. Контроль без обратной связи ил­люзорен. Как считает Д. А. Леон­тьев, человеку, не реагирующему на результаты собственных дей­ствий, можно поставить диагноз паранойи.

Понимание состояния окружа­ющего мира — это осмысление ситуации со многими неизвестны­ми. В кризисной ситуации важно обновить существующий и по­строить новый, более надежный мост между прошлым и будущим. Необходимо порождать более ос­мысленные, более стратегиче­ские, более целеустремленные, более гибкие, более рациональные и актуальные жизненные за­мыслы (программы достижения и избегания).

С точки зрения А. А. Кроника, подобное «мостостроительство» начинается обычно с «прозрения и укрепления чувства реальности» у клиента. Продолжа­ется «мостостроительство» пе­реосмыслением и обновлением имеющихся у человека жизненных замыслов, появлением различных новообразований в картине его жизненного пути.

2. Интеграция разума, интуи­ции, эмоций и воображения.

Много лет назад Павел Ерма­ков провел очень интересный экс­перимент — он заставил своих по­допечных (мастеров спорта по ка­рате) совершить невозможное. До этого они били доски толщиной 2,5 см, а он предложил им разби­вать голыми руками двухдюймо­вые доски. При этом он регистри­ровал активность их мозга с по­мощью электроэнцефалограммы. Так вот, его подопечные могли успешно выполнить «шивари», только если доминирующим у них становилось правое полушарие. Левое (разум) говорило им: «Это невозможно, ты сломаешь руку. Зачем это тебе нужно и т. д.?» А правое генерировало эмоции: ин­терес, азарт, ярость, восторг и что-то еще — и толстая доска раз­леталась вдребезги.

КРИЗИС СПОСОБСТВУЕТ ВТОРОЙ ИНИЦИАЦИИ

Принятие своих эмоций — это еще и доля определенного роман­тизма, рассмотрения своей сво­боды как уникального внутреннего состояния, позволяющего совер­шать ответственные поступки. Но что означает «свободное дей­ствие»? С точки зрения осмыслен­ного решения: исходить «из» че­го? Основываться «на» чем? То есть, если осмысленность моего решения основана на приписыва­нии реальности своего собствен­ного понимания, то и формировать свое собственное отношение я буду, скорее всего, на этой ос­нове. Но ведь именно здесь скры­вается причина, предшествующая моим реальным действиям и по­ступкам. Не является ли «реши­мость» категорией иррациональ­ной, но не в смысле безумия, а в значении противостояния рацио­нальному. А может, она-то и сни­мает пресловутое противоречие между аффектом и интеллектом? Но тогда совет психологии будет носить совсем уж эзотерический характер. Свобода — это и есть моя внутренняя определенность в недосказанности, уникальное со­стояние, предшествующее одно­кратному и точному (в простран­ственно-временном отношении) действию. Почему однократному? Потому что любой поступок, как и любое событие в жизни человека, как и сама его жизнь — единичны. Их никогда не было раньше и уже никогда не будет. Почему точно­му? Потому что другого случая со­вершить этот поступок у меня не будет.

3. Готовность к выбору в рав­новероятных условиях.

Как говорил психотерапевт Адам Блатнер, человек проходит в жизни две основных инициации. Первая, в подростковом возрасте, связана с осознанием того, что что-то в мире тебе подвластно — это нелегко пережить. Вторая, связанная с кризисом среднего возраста, — с осознанием того, что многое в этой жизни тебе не­подвластно. Это пережить еще труднее. Взрослость связана с гармонией способности обра­щаться и с первым, и со вторым, с гармонией ответственности и смирения. Кризис способствует второй инициации. И в этом отно­шении для психолога важен психологический кризис — не­соответствие реальности ожида­ниям, несрабатывание привычных приемов, неспособность быть на уровне предъявляемых требова­ний, «проблема-24» (часа в сут­ках), нарушение доступа к своим глубинным чувствам и желаниям.

Готовность к выбору в равно­вероятных условиях означает го­товность определиться самому и соответственно действовать. За этим стоит понимание того, что иногда выбор важнее последу­ющей рефлексии.

Выводы

Особенностями современной социальной ситуации являются: виртуализация, множественная идентичность и тотальная погру­женность во внешнюю социально- коммуникативную среду. Для адаптации необходимо развивать такие психологические качества, как конструктное воображение, сверхпроизвольное внимание и управляемая воля. Особенностя­ми проявления «лидерского виде­ния» в посткризисный период представляются: саморегуляция, интеграция разума и интуиции, готовность к выбору в равноверо­ятных условиях.

Литература

  1. Иванов Д. В. Виртуализация общества. — СПб.: Петербургское Востоковедение, 2002.
  2. Петухов В. В. Критерии воли. Общие ситуа­ции, требующие произвольной и волевой регуляции. / Общая психология. Тексты. Т. 2. — М.: УМК Психология, Генезис, 2002. С. 425-432.
  3. Социальная психология в современном ми­ре: Учебное пособие для вузов. Под ред. Г. М. Андреевой, А. И. Донцова. — М.: Аспект Пресс, 2002.