Оглавление 1
Введение 2
Глава 2. Экспериментальное исследование влияния копинг-стратегий и саморегуляции на жизнестойкость студентов 6
2.1. Методологический аппарат исследования 6
2.2. Особенности копинг-стратегий у студентов 10
Введение
Условия современной жизни, информационные и эмоциональные нагрузки приводят к тому, что студенты все чаще попадают в кризисные ситуации, нарушающие привычный ход жизни, зачастую меняющие отношение к миру и себе. При отсутствии способов преодоления трудностей у студента возникают психологические проблемы в виде негативных переживаний, нарушения межличностных взаимоотношений, снижении самооценки, устойчивости личности. Период обучения в вузе связан с большими профессиональными, личностными и социальными достижениями будущих специалистов. Важное значение в их развитии приобретает жизненная стойкость к кризисным ситуациям, поскольку жизнестойкость может способствовать повышению физического и психического здоровья молодежи при преодолении кризисов и реализации себя как специалиста в будущей профессиональной деятельности. Разными учеными жизнестойкость рассматривается как ключевой ресурс преодоления кризисных ситуаций, как важный фактор адаптации человека к окружающей действительности и самореализации его как личности (С. Мадди, С. Кобейса, Д.А. Леонтьев, Е.И. Рассказова).
Таким образом, существует объективная необходимость в изучении содержания жизнестойкости студентов во взаимосвязи с их личностными ресурсами, обусловленными особенностями саморегуляции, и с характером копинг-поведения в стрессовых ситуациях.
Изучением копинг-поведения занимались многие зарубежные и отечественные исследователи (Р. Лазарус, С. Фолкман, Э. Хайм, С.К. Нартова-Бочавер, К. Муздыбаев, А.В. Либина, Т.Л. Крюкова и др.).
Исследовалась специфика совладающего поведения, критерии и закономерности его проявления. Необходимым процессом для успешного совладания с жизненными трудностями, сохранения психологического здоровья и душевного комфорта является саморегуляция. Саморегуляция изучалась на операционально-техническом, физиологическом, психическом, личностном уровне в контексте оптимизации профессиональной деятельности, управления собственными психическими состояниями (О.А. Копопкип, А.К. Осницкий, В.И. Моросанова, К.А. Абульханова-Славская и др.).
Поведение как психофизиологический феномен
... нередко является уже признаком девиантного поведения (например, никотинизм, алкоголизм, наркомания и т. п.). Психологические потребности носят личностный характер, они обеспечивают сохранение ... побуждений. Среди разных видов поведения выделим социальное поведение. Поведение человека может быть социальным или асоциальным. Социальное поведение — поведение человека в обществе, рассчитанное ...
Однако в теоретическом плане проблема жизнестойкости студенчества и ее взаимосвязи с личностными особенностями и ресурсными компонентами разработана недостаточно.
Рассмотрение специфики жизнестойкости и ее взаимосвязи с саморегуляцией и совладающим поведением на примере личности студента обусловлено тем, что студенческая деятельность является эмоционально напряженным видом социальной активности личности и характеризуется постоянным присутствием выраженных стрессоров. Хроническая эмоциональная насыщенность деятельности студента требует от него наличия развитого самообладания, навыков саморегуляции, разнообразных способов совладания с трудностями и оказывает повышенные нагрузки на такое интегративное образование личности как жизнестойкость.
Современное студенчество — наиболее яркий образец той части подрастающего поколения, которая способна после прохождения этапа профессионального обучения, применить полученные знания, умения и навыки на практике, в последующей профессиональной, семейной и индивидуальной жизнедеятельности. Стремление сделать свою жизнь насыщенной, значимой, осмысленной, целеустремленной, результативной, испытать удовлетворенность собой, другими, и результатами своей деятельности, осознать и реализовывать свой богатейший потенциал (имея желание и находя условия) — является важным для дальнейшего развития, как личности молодого специалиста, так и общества в целом.
Исходя из актуальности проблемы исследования, ее недостаточной разработанности, теоретической и практической значимости, была определена тема исследования, сформулированы цель, предмет, объект, гипотеза и задачи исследования.
Цель: выявить влияние копинг-стратегий и саморегуляции на жизнестойкость студентов.
Предмет:
- показатели частоты использования копинг-стратегий (конфронтационный копинг, дистанцирование, самоконтроль, поиск социальной поддержки, принятие ответственности, бегство – избегание, планирование решения проблем, положительная переоценка);
- показатели и уровни саморегуляции и ее компонентов;
- показатель и уровень жизнестойкости.
Объект: студенты гуманитарного факультета КФ МГЭИ, психологического и физико-математического факультетов ВятГГУ в возрасте от 20 до 23 лет (юноши и девушки – 82 человека).
Гипотеза:
При использовании студентами таких копинг-стратегий, как планирование решения проблемы и положительная переоценка, и высоком уровне саморегуляции уровень жизнестойкости будет высоким.
При использовании студентами таких копинг-стратегий, как поиск социальной поддержки и бегство – избегание, и низком уровне саморегуляции уровень жизнестойкости будет низким.
Задачи:
- Проанализировать научную литературу по проблеме влияния копинг-стратегий и саморегуляции на жизнестойкость студентов.
- Выявить показатели частоты использования копинг-стратегий у студентов.
- Определить показатели и уровни саморегуляции и ее компонентов у студентов.
- Определить показатели и уровни жизнестойкости и ее компонентов у студентов.
- Определить влияние копинг-стратегий и саморегуляции на жизнестойкость студентов.
Методы и методики:
Взаимосвязь типов психологической защиты и копинг-стратегий будущих ...
... период вузовского обучения, то результаты исследования могут представлять интерес как для студентов в формировании конструктивных копинг-стратегий и механизмов психологической защиты, так и результаты исследования могут использоваться ...
- методика Р. Лазаруса, С. Фолкман «Копинг-стратегии»;
- методика В.М. Моросановой «Стиль саморегуляции поведения»;
- методика Д.А. Леонтьева «Тест жизнестойкости»;
- методы математической статистики: вычисление числовых характеристик распределений (среднее арифметическое), метод корреляции рангов Спирмена.
Глава 2. Экспериментальное исследование влияния копинг-стратегий и саморегуляции на жизнестойкость студентов
2.1. Методологический аппарат исследования
Цель: выявить влияние копинг-стратегий и саморегуляции на жизнестойкость студентов.
Предмет:
- показатели частоты использования копинг-стратегий (конфронтационный копинг, дистанцирование, самоконтроль, поиск социальной поддержки, принятие ответственности, бегство – избегание, планирование решения проблем, положительная переоценка);
- показатели и уровни саморегуляции и ее компонентов;
- показатель и уровень жизнестойкости.
Объект: студенты гуманитарного факультета КФ МГЭИ, психологического и физико-математического факультетов ВятГГУ в возрасте от 19 до 23 лет, средний возраст составил 20,5±1,2 (юноши и девушки – 82 человека).
Гипотеза:
При использовании студентами таких копинг-стратегий, как планирование решения проблемы и положительная переоценка, и высоком уровне саморегуляции уровень жизнестойкости будет высоким.
При использовании студентами таких копинг-стратегий, как поиск социальной поддержки и бегство – избегание, и низком уровне саморегуляции уровень жизнестойкости будет низким.
Задачи:
- Выявить показатели частоты использования копинг-стратегий у студентов.
- Определить показатели и уровни саморегуляции и ее компонентов у студентов.
- Определить показатели и уровни жизнестойкости и ее компонентов у студентов.
- Определить влияние копинг-стратегий и саморегуляции на жизнестойкость студентов.
Методы и методики исследования
Для решения первой задачи использовалась методика Р. Лазаруса, С. Фолкман «Копинг-стратегии» (Приложение 1) [32]. Методика предназначена для определения копинг-механизмов, способов преодоления трудностей в различных сферах психической деятельности, копинг-стратегий. Опросник Ways of Coping Questionnaire (WCQ) был разработан Р. Лазарусом и С. Фолкман в 1988 году, адаптирован Т.Л. Крюковой, Е.В. Куфтяк, М.С. Замышляевой в 2004 году.
Методика состоит из 50 утверждений, каждое из которых предлагает определенный вариант поведения в затруднительной ситуации. Ответ оценивается испытуемым по 4-балльной шкале в зависимости от частоты обращения к стратегии (никогда – 0 баллов, редко – 1 балл, иногда – 2 балла, часто – 3 балла).
Пункты методики объединены в 8 шкал, соответствующих копинг – стратегий.
- Конфронтационный копинг – пункты: 2, 3, 13, 21, 26, 37.
- Дистанцирование – пункты: 8, 9, 11, 16, 32, 35.
- Самоконтроль – пункты: 6, 10, 27, 34, 44, 49, 50.
- Поиск социальной поддержки – пункты: 4, 14, 17, 24, 33, 36.
- Принятие ответственности – пункты: 5, 19, 22, 42.
- Бегство-избегание – пункты: 7, 12, 25, 31, 38, 41, 46, 47.
- Планирование решения проблемы – пункты: 1, 20, 30, 39, 40, 43.
- Положительная переоценка – пункты: 15, 18, 23, 28, 29, 45, 48.
Для решения второй задачи использовалась методика В.М. Моросановой «Стиль саморегуляции поведения» (Приложение 2) [51]. Опросник «Стиль саморегуляции поведения» (ССПМ) был создан в 1988 году в Психологическом институте РАО в лаборатории психологии саморегуляции. Утверждения опросника построены на типичных жизненных ситуациях и не имеют непосредственной связи со спецификой какой-либо профессиональной или учебной деятельности. Цель методики — это диагностика развития индивидуальной саморегуляции и ее индивидуального профиля, включающего показатели планирования, моделирования, программирования, оценки результатов, а также показатели развития регуляторно-личностных свойств — гибкости и самостоятельности.
Опросник ССПМ состоит из 46 утверждений и работает как единая шкала «Общий уровень саморегуляции», которая характеризует уровень сформированности индивидуальной системы саморегуляции произвольной активности человека. Утверждения опросника входят в состав шести шкал (по 9 утверждений в каждой), выделенных в соответствии с основными регуляторными процессами (планирования, моделирования, программирования, оценки результатов), а также регуляторно-личностными свойствами (гибкости и самостоятельности).
Структура опросника такова, что ряд утверждений входят в состав сразу двух шкал. Это относится к тем утверждениям опросника, которые характеризуют как регуляторный процесс, так и регуляторно-личностное качество.
Для решения третьей задачи использовалась методика Д.А. Леонтьева «Тест жизнестойкости» (Приложение 3) [38]. Методика предназначена для выявления уровня жизнестойкости и ее компонентов (вовлеченности, контроля и принятия риска).
Тест жизнестойкости включает как общий показатель жизнестойкости, так и три показателя по субшкалам: «вовлеченность», «контроль», «принятие риска». Тест жизнестойкости представляет собой адаптацию опросника «Hardiness Survey» С. Мадди и включает 45 пунктов, содержащих прямые и обратные вопросы всех трех субшкал опросника (вовлеченность, контроль и принятие риска).
Результаты теста жизнестойкости позволяют оценить меру способности личности выдерживать стрессовую ситуацию, сохраняя внутреннюю сбалансированность и не снижая успешность деятельности.
Для подсчета баллов ответам на прямые пункты присваиваются баллы от 0 до 3 («нет» — 0 баллов, «скорее нет, чем да» — 1 балл, «скорее да, чем нет» — 2 балла, «да» — 3 балла), ответам на обратные пункты присваиваются баллы от 3 до 0 («нет» — 3 балла, «да» — 0 баллов).
Затем суммируется общий балл жизнестойкости и показатели для каждой из 3 субшкал (вовлеченности, контроля и принятия риска).
Субшкала «вовлеченность». Прямые пункты: 4, 12, 22, 23, 24, 29, 41. Обратные пункты: 2, 3, 10, 11, 14, 28, 32, 37, 38, 40, 42.
Субшкала «контроль». Прямые пункты: 9, 15, 17, 21, 25, 44. Обратные пункты: 1, 5, 6, 8, 16, 20, 27, 31, 35, 39, 43.
Субшкала «принятие риска». Прямые пункты: 34, 45. Обратные пункты: 7, 13, 18, 19, 26, 30, 33, 36.
Сумма баллов по субшкалам «вовлеченность», «контроль», «принятие риска» дает общий балл жизнестойкости.
Общий балл жизнестойкости. Прямые пункты: 4, 9, 12, 15, 17, 21, 22, 23, 24, 25, 29, 34, 41, 44, 45. Обратные пункты: 1, 2, 3, 5, 6, 7, 8, 10, 11, 13, 14, 16, 18, 19, 20, 26, 27, 28, 30, 31, 32, 33, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 42, 43.
Для решения четвертой задачи использовались методы математической статистики: вычисление числовых характеристик распределений (среднее арифметическое), метод корреляции рангов Спирмена. Статистические расчеты выполнялись с использованием пакета прикладных компьютерных программ универсальной обработки табличных данных Microsoft Excel и пакета статистического анализа SPSS 12.0 for Windows.
2.2. Особенности копинг-стратегий у студентов
Задачей первого этапа исследования было выявление относительных частот использования студентами копинг-стратегий. Данные исследования представлены в таблице 1, графическое отображение результатов исследования представлено диаграммой 1.
Таблица 1
Соотношение показателей частот использования копинг-стратегий у студентов (в ср. знач.)
Относительные частоты использования копинг-стратегий |
Конфронтационный копинг |
Дистанцирование |
Самоконтроль |
Поиск социальной поддержки |
Принятие ответственности |
Бегство-избегание |
Планирование решения проблемы |
Положительная переоценка |
среднее |
0,57 |
0,60 |
0,74 |
0,71 |
0,73 |
0,54 |
0,80 |
0,70 |
Диаграмма 1
Соотношение показателей частот использования копинг-стратегий у студентов (в ср. знач.)
Согласно таблице 1и диаграмме 1, наиболее выраженной является копинг-стратегия планирования решения проблем. Студенты стараются использовать все имеющиеся у них личностные ресурсы для поиска возможных способов эффективного разрешения проблемы. Они предпочитают использовать активную поведенческую стратегию и вырабатывать определенный план по выходу из создавшейся ситуации.
Часто студенты используют стратегии: самоконтроль и принятие ответственности. В трудных ситуациях студенты стремятся подавить свои эмоциональные порывы для того, чтобы затем прибегнуть к разумным сдерживающим действиям. Они стараются регулировать свои чувства и действия, что приводит к более осмысленному и действенному осознанию проблем и трудностей, постепенной выработке интеллектуальных совладающих стратегий. Также студенты способны признавать свою роль в проблеме, собственные ошибки и их анализировать, с целью не допустить их повторения. Принятие ответственности позволяет студентам проявляться как личностно успешным, сильным и волевым людям. Они в большинстве случаев находят выход из сложившейся ситуации.
Реже всего студенты выбирают стратегию бегства-избегания. Это говорит о том, что они не пытаются всячески уйти от решения проблемы или перенести ответственность на других.
Использование студентами таких стратегий совладания с трудностями, как планирование решения проблемы, самоконтроль, принятие ответственности повышает положительный потенциал личности, способствует формированию уверенности в своих силах, развитию чувства компетентности и собственной ценности, ведет к личностному и социальному успеху.
2.3. Особенности саморегуляции у студентов
Задачей второго этапа исследования стало определение показателей и уровней саморегуляции и ее компонентов у студентов. Данные исследования представлены в таблицах 2, 3, графическое отображение результатов исследования представлено диаграммами 2, 3.
Таблица 2
Соотношение показателей компонентов саморегуляции
у студентов (в ср. знач.)
Регуляторная шкала |
планирование |
моделирование |
программирование |
оценка результатов |
гибкость |
самостоятельность |
общий уровень саморегуляции |
среднее |
6,08 |
5,95 |
6,10 |
5,72 |
6,83 |
5,37 |
30,94 |
Диаграмма 2
Соотношение показателей компонентов саморегуляции
у студентов (в ср. знач.)
По результатам исследования саморегуляции мы можем определить тип стиля саморегуляции учебной деятельности студентов. Из таблицы 2 и диаграммы 2 видно, что среди регуляторно-личностных свойств наиболее выраженным является гибкость. Среди регуляторных процессов наиболее выраженным является программирование, а планирование и моделирование выражены несколько меньше. Это говорит о том, что для студентов характерен оперативный стиль саморегуляции (за счет высокого показателя гибкости) и второй тип оперативного стиля, который характеризуется оперативностью построения программ учебных действий. Испытуемые с этим стилем («оперативные в программировании») отличаются высокой степенью детализации программ поведения и учебных действий, гибкостью их перестройки в случае необходимости и их заменой, когда нет ожидаемых результатов. Студенты этого типа легко включаются в учебную деятельность и могут быстро переключиться на другую. К их «слабой стороне» относится низкая осознанность и устойчивость учебных целей и, как следствие, слабая самоорганизация обучения: трудности, связанные с ориентацией в учебной ситуации и определением целей с учетом требований преподавателей и конкретной обстановки. Недостаточная осознанность и устойчивость учебных целей компенсируются за счет быстроты включения в учебную работу. Трудности ориентации и учета условий в учебных ситуациях компенсируются за счет оперативности построения и перестройки программ исполнительских действий.
2.5. Влияние копинг-стратегий и саморегуляции на жизнестойкость студентов
Заключительным этапом исследования было определение влияния копинг-стратегий и саморегуляции на жизнестойкость студентов. Данные исследования представлены в таблицах 5, 6.
Таблица 5
Особенности взаимосвязи жизнестойкости и саморегуляции
у студентов
Компоненты саморегуляции |
Компоненты жизнестойкости |
Жизнестойкость |
||
вовлеченность |
контроль |
принятие риска |
||
Планирование |
,496(**) |
,534(**) |
,105 |
,589(**) |
Моделирование |
,472(**) |
,488(**) |
,296(**) |
,509(**) |
Программирование |
,327(**) |
,407(**) |
,010 |
,331(**) |
Оценка результатов |
,391(**) |
,381(**) |
,131 |
,400(**) |
Гибкость |
,328(**) |
,259(*) |
,121 |
,323(**) |
Самостоятельность |
,070 |
,008 |
,035 |
,025 |
Общ. ур. саморегуляции |
,497(**) |
,491(**) |
,137 |
,494(**) |
Анализ данных (по непараметрическому корреляционному критерию Спирмена) показал сильную, достоверную и значимую связь у студентов между жизнестойкостью и саморегуляцией (таблица 5):
- «жизнестойкость» и «общий уровень саморегуляции» ( = 0,494**) – связь прямая, т.е. при высоком уровне саморегуляции уровень жизнестойкости будет высоким и наоборот; чем выше общий уровень осознанной саморегуляции у студентов, тем выше их жизнестойкость, тем легче студенты овладевают новыми видами активности, увереннее чувствуют себя в незнакомых ситуациях, тем стабильнее их успехи в привычных видах деятельности, тем выше их способность формировать такой стиль саморегуляции, который позволяет компенсировать влияние личностных, характерологических особенностей, препятствующих достижению цели;
- «жизнестойкость» и компонент саморегуляции «планирование» ( = 0,589**) – связь прямая, т.е. при высоких показателях планирования уровень жизнестойкости будет высоким и наоборот;
- «жизнестойкость» и компонент саморегуляции «моделирование» ( = 0,509**) – связь прямая, т.е. при высоких показателях моделирования уровень жизнестойкости будет высоким и наоборот;
- «жизнестойкость» и компонент саморегуляции «программирование» ( = 0,331**) – связь прямая, т.е. при высоких показателях программирования уровень жизнестойкости будет высоким и наоборот;
- «жизнестойкость» и компонент саморегуляции «оценка результатов» ( = 0,400**) – связь прямая, т.е. при высоких показателях оценки результатов уровень жизнестойкости будет высоким и наоборот; адекватная оценка условий и результатов обеспечивает эффективное совладание со стрессовыми ситуациями, что повышает уровень жизнестойкости;
«жизнестойкость» и компонент саморегуляции «гибкость» ( = 0,323**) – связь прямая, т.е. при высоких показателях гибкости уровень жизнестойкости будет высоким и наоборот; способность быстро перестроить планы и программы деятельности и поведения способствует более продуктивному совладанию с трудностями и, как следствие, повышению жизнестойкости;
18