Введение к курсу «Практикум по общей психологии. Ч.1: ощущения, восприятие, представление»
Человек знакомится с окружающим миром с помощью познавательных действий, которые приводят к возникновению психических явлений. Эти действия относятся к различным психическим познавательным процессам: ощущению, восприятию, представлению, воображению, памяти, мышлению. Познание начинается с ощущений, которые лежат в основе чувственного познания. И в развитии животного мира, и в онтогенезе психики ребенка ощущения являются генетически первой формой отражения объективной действительности. Это ступень чувственного отражения действительности, где знания о мире непосредственно связаны с воздействием предметов на органы чувств.
Курс «Практикум по общей психологии: ощущения, восприятие» является продолжением и логическим дополнением теоретического курса «Общая психология: ощущения, восприятие, представление». Цель практикума по общей психологии — закрепление положений основных научных теорий и демонстрация психологических механизмов сенсорно-перцептивной организации человека.
Задачи курса:
1) ознакомить студентов с различными экспериментальными методиками теоретических положений и закономерностей таких когнитивных психических процессов, как ощущения, восприятие, представление;
2) сформировать у студентов-психологов навыки экспериментальной работы — планирование эксперимента, его проведение, обработка полученных данных, оформление результатов исследования.
В каждую лабораторную работу входит теоретическое обоснование — минимум теоретических знаний по конкретной теме, необходимый для успешного проведения лабораторной работы, подробно описаны порядок проведения работы и при необходимости инструкция для экспериментатора.
Для проверки осознанности выполнения работы студентами и уровня освоения ими практических знаний в пособии имеются контрольные вопросы.
В целях формирования навыков проведения экспериментальной работы и реализации принципа активности в обучении каждый студент во время занятия выполняет и роль испытуемого, и роль экспериментатора.
Курс «Общая психология: ощущение, восприятие, представление», включающий практикум по общей психологии, входит в блок общепрофессиональных дисциплин ГОС, является базовым и позволяет студентам в дальнейшем легче усваивать такие предметы, как экспериментальная психология, психофизиология сенсорных систем, психология личности, дифференциальная и возрастная психология, зоопсихология, а также психология общения, психология рекламы, психогенетика, математические методы в психологии и др.
Ощущение восприятия детей дошкольного возраста
... в состав предмета или явления. Без ощущений невозможно восприятие. Однако, кроме ощущений, восприятие включает прошлый опыт человека в виде ... причине учение о восприятиях по его существу следует отнести к области психологии. На восприятие оказывают влияние опыт, ... связывая их с общей системой сенсорного воспитания. Важно только перемежать задания, предусматривающие работу с разными свойствами ...
Требования к оформлению и оценке лабораторных работ
Лабораторные работы оформляются студентами в отдельной тетради (либо в печатном виде) по следующему плану:
1. Дата выполнения работы.
2. Номер лабораторной работы.
3. Тема работы.
4. Цель.
5. Задачи.
6. Объект исследования (измеряемый признак).
7. Теоретическое обоснование, в котором обязательно приводятся определения изучаемых явлений.
8. Гипотеза исследования. Возможны следующие варианты гипотезы:
1) констатирующая («явление А существует»);
2) о наличии связи между явлениями («явление А связано с явлением В»);
3) о наличии причинно-следственной связи между явлениями («Если А, то В»).
9. Испытуемый (фамилия, инициалы того, с кем проводится эксперимент).
10. Состояние испытуемого. Перед началом проведения исследования фиксируются следующие показатели:
— физическое состояние,
— эмоциональное состояние,
— уровень физиологической активности испытуемого до начала проведения исследования.
11. Время проведения исследования.
12. Экспериментатор (фамилия, инициалы).
13. Оборудование, необходимое для выполнения заданий.
14. Ход работы (подробное описание этапов выполнения работы и инструкция испытуемому).
15. Обработка результатов.
16. Данные, полученные в ходе проведения исследования, представленные в виде таблиц, графиков.
17. Анализ полученных результатов (вербализация итоговых результатов, выявление и описание закономерностей теоретического обоснования).
18. Выводы.
Зачет проходит в виде сдачи лабораторных работ и практического задания (составление психофизиологического портрета испытуемого).
При проведении зачета учитываются следующие критерии:
— знание теоретических предпосылок, предваряющих каждое практическое задание;
Исследование процесса развития речи умственно отсталых дошкольников ...
... Многое их развитии – отставание овладении предметными действиями, развитии речи и познавательных процессов в значительной мере носит вторичный характер. При правильной организации жизни ... речевого развития. 2. Анализ системы работы в специальном коррекционном дошкольном образовательном учреждении. 3. Проработка экспериментальных методик. База исследования: г. Екатеринбург Орджоникидзовский район ...
— активность работы студентов во время проведения экспериментов;
— наличие первичных результатов (бланков исследования) и протоколов исследования;
— правильность оформления работы (наличие всех вышеописанных 18 параметров);
— тщательность анализа результатов и обоснованность выводов.
Содержание практикума
Тема 1. Особенности нервной системы человека
ЛР№1: Определение силы нервной системы (теппинг-тест Е.П.Ильина)
Теоретическое сообщение: «Общие понятия, с помощью которых описываются явления, изучаемые в психологии.
Тема 2. Познавательные процессы. Ощущения
ЛР№2: Исследование роли ощущений в познавательной деятельности человека (тактильные ощущения)
Теоретическое сообщение: «Изучение различных видов чувствительности»
ЛР№3: Определение абсолютного порога кожных пространственных ощущений
ЛР№4: Определение порога различения массы (метод К.Х. Кекчеева)
ЛР№5: Определение порога различения диаметра фигур при помощи осязания
Тема 3. Познавательные процессы. Восприятие
ЛР№6: Исследование восприятия времени
ЛР№7: Исследование познавательного контроля при восприятии
Тема 4. Познавательные процессы. Память
ЛР№8: Исследование объема кратковременной памяти
ЛР№9: Исследование опосредованного запоминания
ЛР№10: Методика «Пиктограмма»
ЛР№11: Сравнительное исследование непосредственного и опосредованного запоминания отвлеченных понятий
ЛР №12: Исследование преобладающего типа запоминания
Тема 5. Познавательные процессы. Внимание
ЛР№13: Исследование степени концентрации и устойчивости внимания (корректурная проба – Тест Бурдона)
ЛР№14: Исследование избирательности внимания
ЛР№15: Исследование интеллектуальной лабильности
ЛР№16: Исследование переключения внимания (с помощью модифицированной таблицы Шульте)
ЛР№17: Изучение переключения и распределения внимания (методика Горбова «Красно-черная таблица — «Числа и буквы»)
Тема 6. Познавательные процессы. Мышление
ЛР№18
Тема 7. Познавательные процессы. Воображение
ЛР№
Тема 8. Эмоционально-волевые процессы
ЛР№