Содержание практикума

Введение к курсу «Практикум по общей психологии. Ч.1: ощущения, восприятие, представление»

Человек знакомится с окружающим миром с помощью познава­тельных действий, которые приводят к возникновению психических яв­лений. Эти действия относятся к различным психическим познаватель­ным процессам: ощущению, восприятию, представлению, воображе­нию, памяти, мышлению. Познание начинается с ощущений, которые лежат в основе чувственного познания. И в развитии животного мира, и в онтогенезе психики ребенка ощущения являются генетически пер­вой формой отражения объективной действительности. Это ступень чувственного отражения действительности, где знания о мире непо­средственно связаны с воздействием предметов на органы чувств.

Курс «Практикум по общей психологии: ощущения, восприятие» является продолжением и логическим дополнением теоретического курса «Общая психология: ощущения, восприятие, представление». Цель практикума по общей психологии — закрепление положений ос­новных научных теорий и демонстрация психологических механизмов сенсорно-перцептивной организации человека.

Задачи курса:

1) ознакомить студентов с различными экспериментальными ме­тодиками теоретических положений и закономерностей таких когни­тивных психических процессов, как ощущения, восприятие, представ­ление;

2) сформировать у студентов-психологов навыки эксперимен­тальной работы — планирование эксперимента, его проведение, обра­ботка полученных данных, оформление результатов исследования.

В каждую лабораторную работу входит теоретическое обоснование — минимум теоретических знаний по конкретной теме, необходимый для успешного проведения лабораторной работы, под­робно описаны порядок проведения работы и при необходимости ин­струкция для экспериментатора.

Для проверки осознанности выполнения работы студентами и уровня освоения ими практических знаний в пособии имеются кон­трольные вопросы.

В целях формирования навыков проведения экспериментальной работы и реализации принципа активности в обучении каждый студент во время занятия выполняет и роль испытуемого, и роль эксперимента­тора.

Курс «Общая психология: ощущение, восприятие, представле­ние», включающий практикум по общей психологии, входит в блок об­щепрофессиональных дисциплин ГОС, является базовым и позволяет студентам в дальнейшем легче усваивать такие предметы, как экспе­риментальная психология, психофизиология сенсорных систем, психо­логия личности, дифференциальная и возрастная психология, зоопси­хология, а также психология общения, психология рекламы, психоге­нетика, математические методы в психологии и др.

4 стр., 1575 слов

Ощущение восприятия детей дошкольного возраста

... в состав предмета или явления. Без ощущений невозможно восприятие. Однако, кроме ощущений, восприятие включает прошлый опыт человека в виде ... причине учение о восприятиях по его существу следует отнести к области психологии. На восприятие оказывают влияние опыт, ... связывая их с общей системой сенсорного воспитания. Важно только перемежать задания, предусматривающие работу с разными свойствами ...

Требования к оформлению и оценке лабораторных работ

Лабораторные работы оформляются студентами в отдельной тетради (либо в печатном виде) по следующему плану:

1. Дата выполнения работы.

2. Номер лабораторной работы.

3. Тема работы.

4. Цель.

5. Задачи.

6. Объект исследования (измеряемый признак).

7. Теоретическое обоснование, в котором обязательно приводятся определения изучаемых явлений.

8. Гипотеза исследования. Возможны следующие варианты гипотезы:

1) констатирующая («явление А существует»);

2) о наличии связи между явлениями («явление А связано с явлением В»);

3) о наличии причинно-следственной связи между явлениями («Если А, то В»).

9. Испытуемый (фамилия, инициалы того, с кем проводится эксперимент).

10. Состояние испытуемого. Перед началом проведения исследования фиксируются следующие показатели:

— физическое состояние,

— эмоциональное состояние,

— уровень физиологической активности испытуемого до начала проведения исследования.

11. Время проведения исследования.

12. Экспериментатор (фамилия, инициалы).

13. Оборудование, необходимое для выполнения заданий.

14. Ход работы (подробное описание этапов выполнения работы и инструкция испытуемому).

15. Обработка результатов.

16. Данные, полученные в ходе проведения исследования, представленные в виде таблиц, графиков.

17. Анализ полученных результатов (вербализация итоговых результатов, выявление и описание закономерностей теоретического обоснования).

18. Выводы.

Зачет проходит в виде сдачи лабораторных работ и практического задания (составление психофизиологического портрета испытуемого).

При проведении зачета учитываются следующие критерии:

— знание теоретических предпосылок, предваряющих каждое практическое задание;

19 стр., 9482 слов

Исследование процесса развития речи умственно отсталых дошкольников ...

... Многое их развитии – отставание овладении предметными действиями, развитии речи и познавательных процессов в значительной мере носит вторичный характер. При правильной организации жизни ... речевого развития. 2. Анализ системы работы в специальном коррекционном дошкольном образовательном учреждении. 3. Проработка экспериментальных методик. База исследования: г. Екатеринбург Орджоникидзовский район ...

— активность работы студентов во время проведения экспериментов;

— наличие первичных результатов (бланков исследования) и протоколов исследования;

— правильность оформления работы (наличие всех вышеописанных 18 параметров);

— тщательность анализа результатов и обоснованность выводов.

Содержание практикума

Тема 1. Особенности нервной системы человека

ЛР№1: Определение силы нервной системы (теппинг-тест Е.П.Ильина)

Теоретическое сообщение: «Общие понятия, с помощью которых описываются явления, изучаемые в психологии.

Тема 2. Познавательные процессы. Ощущения

ЛР№2: Исследование роли ощущений в познавательной деятельности человека (тактильные ощущения)

Теоретическое сообщение: «Изучение различных видов чувствительности»

ЛР№3: Определение абсолютного порога кожных пространственных ощущений

ЛР№4: Определение порога различения массы (метод К.Х. Кекчеева)

ЛР№5: Определение порога различения диаметра фигур при помощи осязания

Тема 3. Познавательные процессы. Восприятие

ЛР№6: Исследование восприятия времени

ЛР№7: Исследование познавательного контроля при восприятии

Тема 4. Познавательные процессы. Память

ЛР№8: Исследование объема кратковременной памяти

ЛР№9: Исследование опосредованного запоминания

ЛР№10: Методика «Пиктограмма»

ЛР№11: Сравнительное исследование непосредственного и опосредованного запоминания отвлеченных понятий

ЛР №12: Исследование преобладающего типа запоминания

Тема 5. Познавательные процессы. Внимание

ЛР№13: Исследование степени концентрации и устойчивости внимания (корректурная проба – Тест Бурдона)

ЛР№14: Исследование избирательности внимания

ЛР№15: Исследование интеллектуальной лабильности

ЛР№16: Исследование переключения внимания (с помощью модифицированной таблицы Шульте)

ЛР№17: Изучение переключения и распределения внимания (методика Горбова «Красно-черная таблица — «Числа и буквы»)

Тема 6. Познавательные процессы. Мышление

ЛР№18

Тема 7. Познавательные процессы. Воображение

ЛР№

Тема 8. Эмоционально-волевые процессы

ЛР№