Объектом исследования являются особенности социализации подростков

Введение…………………………………………………………………………..3

Глава 1.Теоретические основы социализации…………………………………..5

1.1. Понятие социализации………………………………………………………5

  1. .Факторы социализации………………………………………………………7

1.3.Средства социализации………………………………………………………12

Глава 2. Роль денег в социализации подростка………………………………..14

2.1. Особенности социализации детей подросткового возраста……………..14

2.2. Влияние денег на социализацию подростка………………………………19

2.3. Рекомендации родителям по использованию денег в воспитании детей………………………………………………………………………………23

Заключение……………………………………………………………………….29

Список использованных источников……………………………………………31

Введение

Актуальность темы исследования заключается в том, что денежные средства являются неотъемлемой частью нашей жизни. Так, как будучи еще ребенком, мы произносим фразы «мама купи», и тем самым мы уже понимаем, что просто так без денежных средств мама не сможет приобрести ту вещь, которую хочет ребенок. Далее в ходе дальнейшего взросления мы еще больше начинаем осознавать, что деньги значимы для жизни и что без них никак. Понимание заключается в то, что родители заняты работой, а за работу им положена зарплата. И на заработную плату родители покупают продукты питания, оплачивают налоги, покупают одежду и так далее. С этим все понятно.

Большинство проблем начинается именно в подростковом возрасте, так как у подростков больше запросов и в этот период социализации детей начинаются проблемы связанные с финансами. Так, как подростку трудно понять, как зарабатываются деньги, а тем более как их распределяют родители. Все это связанно с тем, что у подростков на первом месте их потребности, связанные с денежными средствами, а как их осуществить они еще не достаточно понимают, так как привыкли, что родители полностью их обеспечивают.

Исходя из всего сказанного, мы решили, разобраться с большей точность как же влияют деньги на подростков в ходе социализации.

Объектом исследования являются особенности социализации подростков

Предмет исследования деньги как средство социализации подростка

Задачи исследования:

  1. Проанализировав научную литературу, определиться в понимании терминов «социализация» и «адаптация».
  2. Выявить особенности социализации.
  3. Разработать рекомендации для родителей по использовании денег в воспитании подростков.

Методы исследования:

13 стр., 6139 слов

Музыкальная субкультура как фактор социализации подростков

... процесс социализации подростков как педагогическую проблему; Выявить функции музыкальных субкультур в социализации подростков; Разработать и апробировать программу деятельности по социализации подростков среди музыкальных субкультур для родителей и учителей. Объект исследования — процесс социализации подростков. Предмет исследования – функции музыкальных субкультур в социализации подростков. В ...

  1. Анализ педагогической и методической литературы.
  2. Анализ базовых понятий.
  3. Обобщение педагогического опыта.

Курсовое исследование состоит из введения, двух параграфов, заключения и списка использованных источников.

Глава 1. Теоритические основы социализации

  1. Сущность социализации и ее стадии

Взаимодействие человека  с  обществом  обозначается понятием  «социализация»,  которое имеет междисциплинарный статус и  широко используется в педагогике. Однако его содержание не является стабильным и однозначным. Понятие о  социализации  как процессе полной интеграции личности в социальную систему, в ходе которого происходит ее приспособление,  сложилось в структурно-функциональном направлении американской социологии (Т. Парсонс, Р. Мертон).

В традициях этой школы социализация раскрывается через понятие «адаптация».

Понятие адаптации, являясь одним из центральных понятий биологии, означает приспособление живого организма к условиям среды. Это понятие было экстраполировано в обществознание и стало  обозначать процесс приспособления человека к условиям социальной среды.  Так возникли понятия социальной и психической адаптации, результатом  которой является адаптированность личности к различным социальным ситуациям, микро и макрогруппам. С помощью понятия адаптации социализация рассматривается как процесс вхождения человека в социальную среду и ее приспособления к культурным, психологическим и социологическим факторам. Иначе осмысливается сущность социализации в  гуманистической психологии,  представителями которой являются Г. Олпорт, А. Маслоу, К. Роджерс и другие.  В ней социализация представлена как  процесс самоактуализации  «Я-концепции»,  самореализации  личностью своих потенций и творческих способностей, как процесс преодоления негативных влияний среды, мешающих ее саморазвитию и самоутверждению. Здесь субъект рассматривается как самостановящаяся и саморазвивающаяся система, как продукт самовоспитания.Эти дваподхода  не  противоречат  один  другому,  определяя двусторонний характер социализации.

Общество с целью воспроизводства социальной системы,  сохранения своих социальных структур стремится сформировать социальные стереотипы и стандарты (групповые, классовые, этнические, профессиональные  и др.),  образцы ролевого поведения.  Чтобы не быть в оппозиции по отношению к обществу,  личность усваивает этот социальный опыт путем вхождения в социальную среду, систему существующих социальных связей.  Однако в силу своей природной активности личность  сохраняет и развивает тенденцию к автономии,  независимости,  свободе,  формированию собственной позиции,  неповторимой индивидуальности. Следствием  действия  этой  тенденции является развитие и преобразование не только самой личности,  но и общества. Итак, сущностный смысл социализации раскрывается на  пересечении таких ее процессов, как адаптация, интеграция, саморазвитие и самореализация. Диалектическое их единство обеспечивает оптимальное развитие личности на протяжении всей жизни человека во взаимодействии с окружающей средой. Социализация —  это непрерывный процесс,  длящийся в течение всей жизни. Он распадается на этапы, каждый из которых «специализируется»  на решении определенных задач,  без проработки которых последующий этап может не наступить,  может быть искажен или  заторможен.  В  отечественной науке при определении стадий (этапов) социализации исходят из того, что она происходит более продуктивно в трудовой деятельности.

10 стр., 4908 слов

Глава 2 Социализация: понятие, содержание, механизмы

... подробно различное содержание этого понятия будет отражено в следующем параграфе, специально посвященном анализу различных направлений в исследовании социализации, а пока лишь отметим, ... развития представляется формирование определенных структур индивидуального самосознания, связанное с процессом социального самоопределения и становления социальной идентичности личности, предпосылкой которых ...

В зависимости от отношения к трудовой деятельности выделяются следующие ее стадии: 1. Дотрудовая, включающая  весь период жизни человека до начала трудовой деятельности. Эта стадия, в свою очередь, разделяется на два  более и менее самостоятельных периода:  ранняя социализация, охватывающая время от рождения ребенка до поступления его в  школу; юношеская социализация, включающая обучение в школе, техникуме, вузе и т.д.; 2. Трудовая стадия охватывает период зрелости человека.  Однако демографические границы этой стадии определить  трудно,  так  как она включает весь период трудовой деятельности человека;  послетрудовая стадия, наступающая в пожилом возрасте в связи прекращением трудовой деятельности.

Стадии социализации могут быть соотнесены с периодами  социального развития личности, которые не обязательно совпадают с периодами психического развития человека.  А. В. Петровский объясняет это  тем,  что  процесс  развития личности не может быть сведен к сумме уровней развития познавательных,  эмоциональных и  волевых компонентов,  характеризующих  индивидуальность человека.  Имея в виду это положение, он выделил три макрофазы социального развития личности  на дотрудовой стадии социализации:  детство — адаптация индивида,  выражающаяся в овладении нормами социальной жизни; отрочество — индивидуализация,  выражающаяся в потребности индивида в максимальной персонализации,  в потребности  «быть  личностью»; юность  — интеграция,  выражающаяся в приобретении черт и свойств личности,  отвечающих необходимости и  потребности  группового  и собственного развития.

В процессе социализации личность примеривает на себя  и  выполняет различные роли, которые называются социальными. Через роли личность имеет возможность проявить себя. По динамике выполняемых  ролей можно получить представление о тех вхождениях в социальный мир, которые были пройдены личностью. О достаточно хорошем уровне  социализации свидетельствует способность человека входить в различные социальные группы органично,  без демонстративности и без самоуничижения.

5 стр., 2454 слов

Развитие бытовой деятельности в дошкольном возрасте(с рождения до 7 лет)

... навы­ки, которые впоследствии будут характеризовать его поведение. Подчеркнем особенности развития бытовой деятельности в младенческом возрасте: у новорожденного сон отделяется от бодрствования ... и пытаться объ­яснить, установить простейшие причинно-следственные связи. Напомним особенности развития бытовой деятельности в раннем возрасте: бытовые процессы способствуют расширению сферы само­ ...

1.2. Факторы социализации и Формирования личности

Социализация протекает во взаимодействии детей, подростков, юношей с огромным ко­личеством разнообразных условий, более или менее активно влияющих на их развитие. Эти действующие на человека условия принято называть факторами. Как много  обстоятельств,  вариантов их сочетания,  так много и факторов (условий) социализации. А. В. Мудрик выделил основные факторы социализации, объединив их в три группы:

1)макрофакторы (космос,  планета, мир, страна, общество, государство), которые влияют на социализацию всех жителей планеты или очень больших групп людей, живущих в определенных странах; 

2)мезофакторы (мезо – «средний,  промежуточный») — условия социализации больших групп людей, выделяемых по национальному признаку (этнос как фактор социализации);  по месту и типу поселения, в котором они живут (регион, село, город, поселок); по принадлежности  к  аудитории тех или иных сетей массовой коммуникации (радио, телевидение, кино и др.); 3)микрофакторы — к ним относятся те,  которые оказывают непосредственное влияние на конкретных людей — семью, группу сверстников,  микросоциум, организации, в которых осуществляется социальное воспитание, — учебные, профессиональные, общественные и др.

 Микрофакторы, как  отмечают социологи,  оказывают влияние на развитие человека через так называемых агентов социализации, т.е. лиц,  в  непосредственном взаимодействии с которыми протекает его жизнь.  На различных возрастных этапах состав агентов специфичен. Так, по отношению к детям и подросткам таковыми выступают родители, братья и сестры, родственники, сверстники, соседи, учителя. В юности  или  в  молодости в число агентов входят также супруг или супруга, коллеги по работе, учебе и службе в армии. В зрелом возрасте добавляются собственные дети,  а в пожилом — и члены их семей.

Социализация осуществляется   с   помощью   широкого  набора средств,  специфичных  для  определенного  общества,  социального слоя,  возраста человека.  К ним можно отнести, например, способы вскармливания младенца и ухода за ним; методы поощрения и наказания в семье,  в группах сверстников, в учебных и профессиональных группах;  разнообразные виды и типы отношений в  основных  сферах жизнедеятельности человека (общение, игра, спорт).

Чем лучше организованы социальные группы, тем больше возможностей оказать социализирующее влияние на личность.  Однако социальные группы неравнозначны по своей возможности оказать воздействие на личность в различные этапы ее онтогенетического развития. Так,  в раннем и дошкольном возрасте наибольшее влияние оказывает семья. В подростковом и юношеском возрасте увеличивается и оказывается наиболее действенным влияние групп сверстников,  в  зрелом же возрасте на первое место по значимости выходят сословие,  трудовой или профессиональный коллектив,  отдельные  личности.  Есть факторы социализации,  ценность которых сохраняется на протяжении всей жизни человека. Это нация, ментальность, этнос. В последние  годы все большее значение ученые придают макрофакторам социализации,  в том числе и природно-географическим условиям,  поскольку установлено, что они как прямым, так и опосредованным способом оказывают влияние на становление личности. Знание  макрофакторов социализации позволяет понять специфику проявления общих законов развития индивида как представителя Homo  sapiens. Факторы социализации — это развивающая среда, которая должна быть спроектирована, хорошо организована и даже построена. Основным требованием к развивающей среде является создание  атмосферы, в которой будут господствовать гуманные отношения, доверие, безопасность, возможность личностного роста. Факторы социализации  являются одновременно и средовыми факторами формирования личности.  Однако в отличие  от  социализации факторы  формирования личности дополняются еще биологическим фактором. Отдельные исследователи (бихевиористы) отводят ему первостепенную роль,  считая, что среда, обучение и воспитание являются лишь условиями для саморазвития,  проявления природно обусловленных  психических особенностей.  В подтверждение своих выводов они ссылаются на данные сравнительного изучения развития близнецов.  Действительно, влияние  биологического фактора на формирование личности игнорировать нельзя уже потому,  что человек  —  это живой организм, жизнь которого подчинена как общим законам биологии,  так и специальным законам анатомии и физиологии. Но по наследству передаются не качества личности,  а определенные задатки. Задатки — природная расположенность к той или иной  деятельности. Различают  задатки двух видов,  общечеловеческие (строение мозга, центральной нервной системы, рецепторы) и индивидуальные различия природных данных (особенности типа нервной системы,  анализаторов).

11 стр., 5408 слов

Формирование личности человека

... развитие личности человека в процессе его деятельности, социализации, самосознания; -- в ходе анализа психологической литературы по теме работы попытаться выяснить, какие же факторы оказывают более весомое влияние на формирование личности. ...

Большинство отечественных педагогов не отрицают влияния биологического фактора на формирование личности, но и не отводят ему решающей роли,  как это делают бихевиористы. Разовьются ли задатки, станут ли они способностями — это зависит от социальных условий,  обучения и воспитания, т.е. влияние наследственности всегда опосредуется обучением, воспитанием и социальными условиями. Природными особенностями обусловливаются пути и способы формирования психических свойств. Они могут  влиять  на уровень,  высоту достижений человека в какой-либо области.  При  этом их воздействие на личность не прямое, а косвенное. Д. Локк (1632- 1704) — английский философ, политик и педагог. Разработал эмпирическую теорию познания.  В педагогике исходил из решающего влияния среды на воспитание. В то  же время нельзя переоценивать и роль социальных факторов формирования личности.  Еще Аристотель писал,  что душа  есть «неисписанная  книга  природы,  опыт  наносит на ее страницы свои письмена».  Д. Локк считал,  что человек рождается с душой чистой, как доска, покрытая воском. Воспитание пишет на этой доске (tabularaza),  что ему заблагорассудится. Социальная среда понимается в этом случае метафизически, как что-то неизменное, фатально предопределяющее судьбу человека, а человек рассматривается как пассивный объект влияния среды. Переоценка роли (Гельвеций,  Дидро, Оуэн) привела к заключению: чтобы изменить человека, надо изменить среду. Но среда — это прежде всего люди, поэтому получается замкнутый круг. Чтобы изменить среду, надо изменить людей. Однако человек не пассивный продукт среды,  он тоже влияет на нее.  Изменяя среду,  он тем самым изменяет самого себя. Признание деятельности личности ведущим фактором ее формирования  ставит вопрос о целенаправленной активности,  саморазвитии личности,  т.е. непрерывной работе над собой, над собственным духовным  ростом.  Саморазвитие обеспечивает возможность последовательного усложнения задачи  содержания  образования, реализации возрастного  и  индивидуального подхода,  формирования творческой индивидуальности школьника и в то же время осуществления  коллективного воспитания и стимулирования самоуправления личностью своим дальнейшим развитием.

2 стр., 901 слов

Руководство развитием личности в процессе деятельности

... воспитании: 1. социализация личности в процессе жизнедеятельности 2. сотрудничество субъектов педагогического процесса 3. общение как основа межличностных отношений руководство развитием личности в процессе деятельности 5. авторитарность руководителей педагогического процесса 405. Для ...

Характер развития  каждой  личности,  широта,  глубина этого развития при одинаковых условиях обучения  и  воспитания  зависят главным образом от ее собственных усилий,  от той энергии и работоспособности,  которые она проявляет в различных видах  деятельности,  разумеется,  с соответствующей поправкой на природные задатки.  Именно этим во многих случаях объясняются те  различия  в развитии отдельных людей, в том числе и школьников, которые живут и воспитываются в одних и тех же средовых условиях  и  испытывают примерно одни и те же воспитательные воздействия. Отечественная педагогика исходит из признания того, что свободное  и  гармоничное развитие личности возможно в условиях коллективной деятельности.  Нельзя не согласиться с тем, что при определенных условиях коллектив нивелирует личность. Однако индивидуальность может быть развита и может найти свое проявление только в коллективе. Организация различных форм коллективной деятельности (учебно-познавательной,  трудовой, художественно-эстетической и др.) способствует проявлению творческого потенциала личности. Незаменима роль коллектива в формировании идейно-нравственной ориентации личности, ее социальной гражданской позиции. В коллективе в условиях сопереживания, осознания личностной сопричастности совместной деятельности осуществляется эмоциональное развитие. Коллектив с его общественным мнением,  традициями, обычаями незаменим  как  фактор формирования обобщенного положительного опыта, также социально значимых умений и навыков  общественного  поведения.

1.3. Средство социализации

Английский социолог ЭнтонниГидденс выделяет следующие средства социализации:

1. Семья. При любом типе культуры именно в семье родители передают ребенку опыт, культуру, усвоенные ими в процессе собственной социализации.

2. «Группы равных». Любой индивид нуждается в группе людей, среди которых он чувствует себя «равным среди равных». Это, как правило, ровесники, друзья одного возраста, в среде которых индивид усваивает нормы, правила и образцы поведения. Ровесники выступают посредниками в процессе перехода от детства к зрелости.

3. Школа, система образования. Они направляют социализацию в соответствии с целями общества, а не только прививают новые знания.

4. Труд. Это важнейшее средство социализации, в процессе которого индивид начинает соответствовать требованиям общества.

14 стр., 6751 слов

Теории денег. Понятие деньги. Функции денег.

... Рассмотреть понятие «деньги», Исследовать функции денег, Анализ современных теорий денег и денежного оборота 1. Понятие и функции денег 1.1 Происхождение и сущность денег Деньги существуют также давно, ... и направлениями экономической мысли. Большинство исследователей выводят сущность денег из выполняемых деньгами функций и констатируют, что деньги – это товар, выполняющий роль всеобщего эквивалента, ...

5. Церковь. В прошлом она определяла и направляла социализацию, способствовала формированию ценностного ядра личности. Сегодня ее роль в процессе социализации несколько изменилась, но во многих странах она по-прежнему остается значимой.

6. Средства массовой информации. В современном обществе их значение трудно переоценить. Они «задают» образцы и стиль поведения, особенно для молодежи, влияют на формирование ценностного ядра личности.

К числу важных средств социализации можно отнести и моду. Она тоже «задает» стереотипы и образцы поведения, которым вынуждены (в разной степени) следовать члены общества.От социализации следует отличать:

Адаптацию – ограниченный во времени процесс приспособления к новым условиям;

Воспитание – это целенаправленное воздействие на духовную сферу и поведение индивидов;

Обучение, образование – приобретение новых знаний и навыков;

Взросление – социопсихологическое развитие человека в узком возрастном диапазоне (примерно от 10 до 20 лет).

Социализация не сводится ни к одному из перечисленных выше процессов, и вместе с тем они включаются в процесс социализации в качестве элементов.

В некоторых случаях возможен процесс ресоциализации, который характеризуется тем, что индивид утрачивает некоторые ценности, усвоенные им нормы перестают быть регуляторами его поведения. К обстоятельствам, вызывающим ресоциализацию, может быть отнесено заключение человека в тюрьму, в психиатрическую больницу.

Глава 2. Роль денег в социализации подростка

2.1. Особенности социализации детей подросткового возраста

Для обеспечения нужных результатов социализация созданы эффективные приемы массового манипулирова­ния или, иначе говоря, «модификации» поведения лю­дей. К их числу относятся способы массового внуше­ния, гипноза, дезинформации, умолчания, запуска слу­хов, «промывки» мозгов, «оболванивания», осуществля­емые в целях обеспечения лояльности, формирования нормотипической  личности, удобной правящему мень­шинству. В условиях тоталитаризации социализация обеспечивается, помимо гласной психологической обра­ботки, и с помощью глобальной слежки за людьми, психологического воздействия внушения или страха за отклонение от принятых стандартов, остракизма за ина­комыслие, психического насилия, включая психотрон­ное оружие.

При этом следует иметь в виду, что социализация не пассивный процесс, а активный, где важную роль играют установки, обусловливающие избирательность личности как объекта социализации. В связи с этим тра­диционную точку зрения на механизм социализации сле­дует дополнить. Обращение к теории социального об­мена позволяет это сделать.  Важным параметром социализации являются инсти­туты социализации, от которых зависит ее содержание. К числу институтов социализации относят политические, экономические, общественные институты, в том числе — семью, детские дошкольные учреждения, школу, нефор­мальные группы, официальные организации. Эффектив­ность социализации зависит от нравственного, культур­ного, экономического состояния социальных институтов:семьи, школы и др.

11 стр., 5134 слов

Развитие, социализация и воспитание личности

... деятельность (труд)... " 2. Семья как важнейший микрофактор социализации личности Семья является важнейшим институтом социализации личности. Именно в семье человек получает первый опыт социального взаимодействия. ... На протяжении какого-то времени семья вообще является для ребенка единственным ...

В споре о значении институтов для социализации личности обычно предпочтенье отдают семье. Действи­тельно, по сравнению с влиянием других социальных институтов, семья занимает особое место в социализа­ции личности. Ее ничем нельзя заменить. Судьба детей, воспитывающихся вне семьи, говорит об этом. Как пра­вило, эти люди страдают из-за неадаптированности, нарушенных эмоциональных контактов, групповой иден­тичности.      Сила влияния социальных институтов зависит от их авторитетности (референтности) для личности.Трудности процесса социализации во многом опре­деляются кризисом системы образования. Отсутствие материальной базы, учебников, духовный вакуум, ни­щенское положение учителей приводят к невежеству, бескультурью, бездуховности учеников и подрывают ос­новы полноценной социализации, порождают комплек­сы и страхи.  Драматичный характер приобретает процесс социа­лизации в период ломки социальных институтов, аномии (француз, аnоmiе — отсутствие законов), вызывающих конгнитивный диссонанс.

Помимо понятия социальных институтов социализации, следует выделять факторы, ее определяющие. Сме­шивать их не следует, несмотря на то, что в литературе они употребляются как синонимы. К числу факторов, создающих трудности в области социализации, можно отнести состояние экономики, т. е. качество жизни, эко­логическую обстановку, возникновение экстремальных ситуаций (вооруженных конфликтов, стихийных природных бедствий, крупных аварий) и т.п. Но так быва­ет не всегда.

Личность не может сразу с момента рождения усвоить весь социальный опыт. Социализация — процесс дли­тельный, протяженный во времени и пространстве, да­же постоянный. Социализация детей отличается от со­циализации взрослых, и тем более — пожилых. При этом она имеет индивидуальный аспект и связана с определенными циклами в области физического, анатомо-физиологического, сенсорного, эмоционального, позна­вательного и социального развития личности. Стади­альность социализации объясняется соотношением развития, человека и спецификой социальной ситуации, в которой он оказывается в разные периоды жизни. Существуют различные подходы к выделению стадий социализации.

Социологический — акцентирует внима­ние на процессе усвоения человеком репертуаров соци­альных ролей, завоевания положения в той или иной общности, ценностей, норм, культуры.Примером данно­го подхода c точки зрения профессора Г. М. Ан­дреевой, которая расчленила социализацию на три ста­дии, является: дотрудовую, трудовую и  послетрудовую. Такие стадии, конечно, выделять можно, но данный подход од­носторонен или, точнее, однолинеен.                   Психоаналитический — противоположен социологиче­скому подходу. С позиции данного подхода стадии социализации увязываются с проявлением биологических влечений, инстинктов и подсознательных мотивов чело­века.

6 стр., 2838 слов

Социализация личности и девиантное поведение.

... Особенно важную роль в формировании личности играет первичная социализация, когда ребёнок еще бессознательно усваивает образцы и ... наказания детей. Как известно, не дают воспитательного эффекта и «подкрепляющие» стимулы материального, «осязаемого» характера (деньги, подарки ... ребенка, умеют установить сердечные отношения с детьми. Они не прибегают ни к материальному поощрению в виде денег ...

Фрейд—основатель психоанализа выделил три компонента человеческой  психики — «Ид» («Оно»), «ЭГО» («Я») и «СуперЭГО» («Сверх-Я»).

Содержа­ние «Оно» составляет либидо, т. е. позитивные любов­ные, сексуальные импульсы, и танатос, т.е. деструктив­ные, разрушительные импульсы. «Я» — сознательное на­чало. Наконец, «Сверх-Я» возникает на основе «Я» и воплощает в себе интериоризованные (от лат.тре­ног-внутренний) индивидом «родительские образы» моральные запреты. Это, так сказать, моральная цензура.   «Я» и «Оно» находятся в постоянном конфликте. Их отношения можно сравнить с неестественным отноше­нием между всадником и лошадью: не всадник управ­ляет лошадью, а лошадь управляет всадником. Поэто­му всадник всячески вынужден сдерживать и направлять лошадь, иначе он может погибнуть. Вместе с тем «Я» подвергается нажиму со стороны «Сверх-Я», морального сознания, совести. Нарушение требований «Сверх-Я» вызывает у человека чувство вины. Этот конфликт, по мнению Фрейда, является, неразрешимым, и в нем лежит ключ ко всем проблемам личности и общества. Влияние бессознательного на процесс социализации личности трудно переоценить. Отрицать это бессмыслен­но. Тем не менее, более реальным подходом к рассмот­рению стадий социализации является компромиссный, учитывающий как социологические, так и психоанали­тические взгляды на этот счет. В связи с этим можно выделить: первичную; маргинальную; устойчивую соци­ализацию, а также стадию, связанную с необходимостью адаптироваться к новой ситуации; например, в связи с выходом человека на пенсию и некоторыми другими обстоятельствами.

Маргинальная (промежуточная или псевдоустойчи­вая) социализация-социализация подростка. Подрост­ковый возраст являет собой ступень полового созре­вания и продолжается до того момента, когда человек становится взрослым. Это переходный возраст от дет­скости к взрослости, связанный главным образом с са­моутверждением личности, групповой идентичностью. Устойчивая социализация совпадает с овладением определенным статусом и выполнением широкого спект­ра социальных и межличностных ролей. Данная стадия связана со стабильным положением человека в обще­стве или в какой-либо общности. Она свидетельствует о социально-психологической адаптированности личности, ее социальной идентичности. Последняя стадия социализации сопряжена с утра­той статуса, ряда ролей после выхода человека на пен­сию. В это время человек дезадаптируется и, как пра­вило, тяжело переживает положение, в котором оказал­ся. Тяжелые переживания вызываются нередко утра­той близких, смысла жизни, необратимыми процессами старения организма, чувством одиночества и ненужно­сти. Но эти переживания во многом компенсируются за счет любви к внукам, которая придает жизни смысл, создает ощущение полезности, повторения жизни. Социализацию можно рассматривать как типичный, так и единичный процесс. Типичность определяется со­циальными условиями и зависит от классовых, расовых, этнических и культурных различий.Социализация как «типичный» процесс означает похожесть ее протекания для представителей типичных социальных групп или возрастных—одинаковых рели­гий, культуры, одних и тех же положений. Не зря Л. Н. Толстой писал, что все счастливые семьи похожи друг на друга. Социализация безработного типична для безработных, но отличается от социализации преуспе­вающего бизнесмена. То же самое можно сказать о бро­дягах, бездомных, хронически больных, инвалидах. Здесь уместно вспомнить рассказ А. Чехова «Толстый и тонкий». Совершенно по-особому, но все равно типич­но проходит социализация эмигрантов, связанная с вы­нужденной необходимостью адаптироваться к чужой языковой среде, культуре. Своеобразна социализация национальных меньшинств, маргиналов. Социализация как «единичный» процесс возникает за счет его инди­видуальной окраски: способностей, внешних данных, степени комфортности, коммуникабельности личности, индивидуального уровня идентичности, т. е. стремления к развитию своих способностей, осознания своего жиз­ненного пути как уникального и др. Человек может внешне демонстрировать своюсоциализированность. В связи с этим встает вопрос о внеш­них и внутренних критериях этого процесса. Критериями социализированности личности явля­ются: 1) содержание сформированных установок, сте­реотипов, ценностей, картин мира человека; 2) адаптированность личности, ее нормотипическое поведение, образ жизни; 3) социальная идентичность (групповая и общечеловеческая).

Однако главным критерием социализированности личности выступает не степень ее приспособленчества, конформизма, а степень ее независимости, уверенности, самостоятельности, раскрепощенности, инициативности, незакомплексованности. Главная цель социализации личности не в ее унификации, превращении в послуш­ный «винтик» и «болтик», а в удовлетворении потреб­ности в самореализации (А. Маслоу) и в развитии спо­собности для успешного осуществления этой цели. В противном случае процесс социализации лишается гуманистического смысла и становится инструментом психологического насилия, направленного не на личност­ный рост и не на достижение единственной в своем ро­де индивидуальности, а на унификацию, стратифика­цию, нивелировку «Я».

2.2. Влияние денег на социализацию подростка

Семья, как известно, является одним из самых первых и самых главных источников социализации развивающейся личности ребенка. Где,как не в семье закладывается отношение ребенка к себе, окружающемумиру, другим людям к деятельности и, конечно же, к деньгам. Деньгив данном случае выступают не только как результат деятельности, но икак средство, с помощью которого ребенок обучается различным формамповедения, приобретает навыки, обучается.«Семейная культура денег» оказывает сильнейшее влияние на представление ребенка о том, как нужно обращаться с деньгами, как к нимнадо относиться. Часто человек бессознательно совершает те или иныепоступки, выбирает определенную линию поведения, только потому,что так всегда поступали его родители. Не всегда родители намеренноформируют у ребенка отношение к деньгам, часто ребенок просто присутствует притом, как родители осуществляют покупки, как отзываются о деньгах, как зарабатывают их и легко ли с ними расстаются, имеютли склонность к накопительству. Деньги являются многомерным объектом, связанным с культурой, и играют важную роль в человеческой деятельности. На настоящий момент психология денег является малоизученной, но перспективной частью психологической науки. Это связано с экономическими процессами, происходящими в стране и мире, делающими необходимым сраннего детства приобщать детей к основам экономической грамотности. Многие авторы сходятся на том, что карманные деньгинужно давать ребенку уже с трех летнего возраста. Существуют полярные точки зрения. Одни ученые считают, чтоденьги детям не нужны; по мнению других — деньги нужно давать по первому требованию, независимо от планов родителей. Зарубежные исследователи считают, что карманные деньги являются хорошим тренажером финансовой самостоятельности для детей, они формирую у ребенка «покупательские навыки», самостоятельность, независимость. В пользу карманных денег отечественные авторы выдвигают следующие аргументы: ребенку нужно чувствовать себя полноценной личностью, ведь у всех вокруг есть деньги: у мамы, папы, старшего брата, одноклассников; имея карманные деньги, ребенок учится самостоятельнои ответственно тратить и рассчитывать свой бюджет; если он наделаетошибок, так под присмотром родителей и с малыми потерями; в результате научится предвидеть последствия своих поступков — не станет рисковать во взрослой жизни. Сторонники детских денег обосновывают свое решение тем, что еслиребенок никогда не видел и не держал денег в руках, то в будущем он может вырасти расточительным, совершенно не умеющим распоряжаться своими деньгами и не способным делать сбережения. С другой стороны, отгораживание ребенка от финансовых проблем семьи приводит к тирании ребенком всех членов требованием купить с включением капризов иистерик.И.А. Сосова считает, что постоянное требование покупок или денег является свидетельством недостаточной социализации ребенка. Онпребывает в заблуждении, что тратить деньги надо исключительно наразвлечения и его личные удовольствия. Обычно такое поведение свойственно малышам двух-трех лет, но может закрепиться и до более старшего возраста, если родители вовремя не приучат своих детей грамотнораспоряжаться деньгами. Поэтому выдавая карманные деньги, родители приучают ребенка к разумным тратам. По мнению А.В. Золотаревой результатом финансового воспитания ребенка является:

1. Умение считать (в прямом арифметическом смысле: складывать,умножать, делить и т.д.).

2. Знание о соотношении стоимости вещей (услуг).

3. Умение выбирать (между двумя «хочется», между нужным и необходимым, хорошим и плохим и т.д.).

Умение выбирать развивает мышление и способности анализировать.

4. Умение отказываться (от менее нужного, от некачественного, отменее ценного — и соответственно определять приоритеты).

5. Повышение самооценки, чувства собственного достоинства.

6. Познание себя. Иногда дети с удивлением обнаруживают, что онине так добры, как о себе думали; не так беспомощны, как предполагали — все это ведет к рефлексии.

7. Познание других. Чем раньше ребенок осознает, что денежные отношения иногда являются «лакмусовой бумажкой» и для дружбы, и длялюбви, тем меньше ошибок и провокаций совершит он в дальнейшем.

8. Радость благотворительности, безвозмездной помощи другим.

9. Возможность проявить себя «на равных» в отношениях с родителями (заключение договоров, одалживание, возможность «скинуться» на общее дело).http://eizvestia.isea.ЭЛЕКТРОННЫЙ НАУЧ

10. Знакомство с основными финансовыми понятиями «долговоеобязательство», «кредит», «договор», «расписка».

11. Умение просчитывать свои действия, видеть последствия тогоили иного решения.

По данным А.Б. Фенько в нашей стране отношение многих родителей к карманным деньгам является двойственным. С одной стороны,многие боятся, что деньги испортят ребенка. С другой стороны, для многих родителей деньги и подарки — это самый простой и удобный способзаменить свои воспитательные обязанности. И в данном случае с помощью денег родители начинают заменять любовь и ласку на деньги. Вопрос, стоит или не стоит давать ребенку деньги на карманные расходы, во многих семьях решается положительно. Родители понимают,что карманные деньги для подрастающих детей — важный момент воспитания в них бережливости, умения распределять расходы, чувствовать некоторую свободу, самостоятельность и независимость.Давать карманные деньги детям чаще всего начинают с 6-7 лет. В этомвозрасте обычно ребенок уже понимает, что деньги нужно тратить с пользой, их нужно беречь. Сумма выдаваемых денег зависит от возможностейсемьи; от совместной договоренности с ребенком; от средних сумм, получаемых его сверстниками от своих родителей. На выдаваемые суммы недолжны, оказывать влияние школьные оценки, полученные ребенком вшколе; отрицательное поведение ребенка; настроение родителей. Все исследователи проблемы карманных денег указывают на то, чтоотношение детей к деньгам всегда зависит от отношения к деньгам в семье, оно собственно и формируется под влиянием семейного восприятия.Исследования свидетельствуют о том, что именно тип финансового поведения родителей (включая такие крайности, как «транжира»,«скряга», «шопоголик», «филантроп») определяет отношение к деньгамих детей.

Существуют особенности денежных выплат детям в разных типах семей. Оказалось, что дети, которых растит один родитель, получают денег больше, чем их сверстники из обычных, особенно «традиционных»,семей, где работает только отец. Если же школьник недоволен слишкоммаленьким «пособием» от родителей, ему лучше просить прибавки у матери, а не у отца. Оказывается, матери легче идут на финансовые уступки детям.Также исследования свидетельствуют о том, что европейские родители одобряют, когда дети копят деньги, и не приветствуют, когда ихотпрыски берут деньги взаймы или сами дают их в долг другим детям.Родители, принадлежащие к среднему классу, лучше относятся к понятию «карманные деньги», чем родители из рабочего класса, и начинают приучать детей к управлению личными финансами в более раннемвозрасте. В рабочих семьях чаще считается, что мальчикам надо даватьбольше карманных денег, чем девочкам.Выяснены особенности отношения к детским деньгам у родителей

разных возрастных категорий. Исследователи установили, что выдаватьденьги за помощь по хозяйству обычно характерно для молодых родителей. Они также часто меняют условия договоренностей с ребенком о количестве карманных денег. Большинство родителей «постарше» считают, что какое-то количество денег надо давать детям просто потому, чтоони являются членами семьи. В то же время предполагается, что детидолжны в той или иной мере помогать родителям по хозяйству.Помимо общих социально-демографических условий в формировании экономического поведения и установок по отношению к деньгам.

А.Б. Фенько выделяет следующие факторы, влияющие на формирование экономических представлений:

1. Семейные ценности и установки, транслируемые детям в виде «родительских напутствий».

2. Общая социально-экономическая ситуация, в которую помещенребенок.

3. Основная система распределения, принятая в данном обществе (социалистическая или рыночная).

4. Непосредственный опыт участия в экономической деятельности (осуществление купли продажи, собственные заработки, карманные деньги) .

Таким образом, семья является важным фактором экономической социализации ребенка. Отношение детей к деньгам всегда зависит от отношения к деньгам родителей. Карманные деньги это один из приемов вос-

питания, который имеет цель — научить ребенка обращаться с деньгамии сформировать у него правильные экономические представления.Наличие карманных денег у ребенка влияет на формирование различных качеств личности таки как самостоятельность, независимость,ответственность, чувство собственного достоинства, кроме этого развивается умение планировать свою деятельность и оценивать свои возможности. Отсутствие карманных денег может способствовать развитиютаких негативных личностных характеристик, как зависть, жадность,переоцениваниевласти денег, расточительность, а также недостаточнаясоциализация в целом.

2.3. Рекомендации родителям по использовании денег в воспитании детей

Карманные деньги – отличный способ научить детей управлять собственными финансами, чтобы в будущем принимать рациональные решения, справляться с ситуациями, когда средств не хватает, и понимать пользу сбережений. Карманные деньги — это определенная сумма, выделяемая детям регулярно на их собственные нужды. Сюда не должны входить расходы на общественный транспорт и завтраки в школе. Не существует единого свода правил выдачи карманных денег. Когда начинать давать, сколько давать, давать в обмен на выполнение каких-то обязанностей или просто так – все эти вопросы должны решаться индивидуально внутри семьи.

Нельзя сказать, что есть конкретный универсальный для всех детей возраст, когда можно начинать давать карманные деньги, но в основном ребенок начинает воспринимать деньги как всеобщий эквивалент к 6-7 годам. К школьному возрасту у большинства детей уже есть некоторый опыт обдуманной траты денег, но они все еще обращаются за советом к родителям. Сколько денег нужно давать? Это зависит от финансового положения семьи. Например, в США специалисты рекомендуют давать детям от 50 центов до 1 доллара в неделю на каждый год возраста ребенка, т.е. если ребенку 9 лет, то он получает от 4,5 до 9 долларов в неделю. Вне зависимости от суммы, давайте деньги регулярно и увеличивайте количество с возрастом ребенка. Если же карманные деньги выдаются от случая к случаю,  а сумма варьируется в зависимости от настроения родителей и наличия купюр в данный момент в кошельке, то практика карманных денег оказывается совершенно бесполезной для экономического воспитания ребенка. Если вы не одобряете выбор ребенка, не вмешивайтесь в процесс в приказном тоне, иначе он так и не научится принимать решения самостоятельно. Впрочем, и полное невнимание к покупкам ребенка тоже проявлять нельзя. Лучший вариант – это доброжелательный комментарий, но без навязывания своей точки зрения. Сумма карманных денег должна соответствовать вашему бюджету. Даже если лучший друг ребенка из более состоятельной семьи получает в неделю половину вашей зарплаты, вам не следует давать сыну или дочке денег больше, чем вы в состоянии себе позволить.

Однако если ваш ребенок будет получать денег намного меньше, чем большинство приятелей в классе, он может почувствовать себя на их фоне менее полноценным. Мы не рассматриваем ситуацию действительной бедности в семье. Во всех остальных случаях карманные деньги не оказывают сколько-нибудь заметного влияния на семейный бюджет. Поэтому без необходимости лучше не создавать у ребенка чувство ущербности. Нужно ли привязывать получение карманных денег к выполнению домашних обязанностей? Опять же, решение принимается конкретной семьей. Некоторые психологи полагают, что такая связь нужна, чтобы дети понимали отношение между работой и платой. Другие же считают, что дети должны помогать в работе по дому независимо от наличия или отсутствия денежного вознаграждения.

Но что подходит именно вашей семье, решать только вам. И какое бы решение вы ни приняли, убедитесь, что все члены семьи его понимают. Если вы даете карманные деньги взамен на выполнение домашних обязанностей, убедитесь, что дети понимают, что нужно делать и последствия невыполнения работы. Ребенок может сам выбрать себе обязанности, а вы можете распечатать специальный график, чтобы ему легче было следить за тем, что нужно сделать. Очень важно строго придерживаться выбранной линии. Выполняя свое обещание регулярно выдавать карманные деньги, вы подаете детям хороший пример, а также даете им стимул выполнять свою часть сделки. На что дети должны тратить свои карманные деньги? Лучше предоставить это на их усмотрение. Это позволит детям принимать собственные решения – и делать собственные ошибки – без каких-либо серьезных последствий. Поговорите о том, что фирменная этикетка намного увеличивает стоимость одежды, но не  качество, поэтому не следует переплачивать  за «лейбл». Покажите, что на сэкономленные от покупки более простой одежды деньги можно купить что-то еще, или отложить эту сумму  «на будущее». Можно подсказать детям сохранить часть в качестве сбережений. В этом случае пусть дети сами выберут, на что они будут копить. Если дети регулярно откладывают часть денег, то можно открыть счет в местном отделении банка, завести пластиковую карту. Таким образом, дети самостоятельно смогут следить за своими финансами.

Когда ваши дети подрастут, вы можете задуматься о дополнительных средствах на одежду и модные аксессуары вдобавок к карманным деньгам. В этом случае подумайте о разумной сумме и позвольте детям тратить ее на те вещи, которые они захотят купить, но в то же время объясните, что нужно соблюдать лимит. Если ваш сын хочет купить дорогую футболку, а дочка выбрала сумку, стоимость которой сопоставима с ценой ноутбука, то на другие вещи им придется потратить меньше, так, чтобы уложиться в отведенную сумму. Контроль над тем, как тратятся деньги, осуществляться все-таки должен. Речь идет не об отчетности за каждый истраченный тенге, но о разумности траты, о качестве купленной вещи и о возможности сделать более выгодное приобретение. Способность молодых людей управлять своими финансами напрямую зависит от того, имели ли они подобный опыт в детстве. Дети, которых приучают пользоваться деньгами, поощряют к поискам самостоятельного заработка и посвящают в финансовое положение семьи, в зрелом возрасте более разумно распоряжаются своими денежными ресурсами. Карманные деньги являются одним из важнейших способов экономической социализации детей.

1. Можно давать карманные деньги ребенку с шести-семи лет. 2. С самого начала нужно объяснить ребенку смысл выплат и договориться о том, какие расходы ребенка они будут покрывать.

3. Сумма должна быть разумной и увеличиваться с возрастом. 4. Маленьким детям деньги нужно выдавать еженедельно в определенный день, а подросткам можно выдавать деньги раз в месяц.

5. Выдача карманных денег не должна ставиться в зависимость от поведения и оценок и не должна отменяться в качестве наказания.

6. Установленная сумма денег не должна увеличиваться под предлогом того, что ребенок уже все истратил.

7. Ребенку нужно позволить тратить свои деньги по собственному выбору. 8. У ребенка должны быть обязанности по дому, которые он выполняет бесплатно. 9. Ежегодно (например, в день рождения ребенка) сумма карманных денег и обязанности ребенка должны увеличиваться.

Важно помнить, что карманные деньги — это не награда за хорошее поведение и не плата за помощь по дому. Главная их цель — научить ребенка тратить деньги, делая различные покупки и неся ответственность за свой выбор. Конечно, получив возможность быть обладателем пусть и небольших, но настоящих денег, ребенок может не побороть искушения и потратить сумму, выделенную на неделю, сразу. Не следует обвинять его. Обсудите вместе, почему так получилось, что чувствует ребенок сейчас, а что он мог бы чувствовать, если бы у него осталась часть денег. Постарайтесь прийти к взаимному соглашению без нравоучений. Если такие случаи повторяются, разделите общую сумму на более мелкие части и выдавайте их ребенку чаще — два или три раза в неделю. Недопустимо использовать карманные деньги как средство манипуляции и шантажа, угрожать отказом давать их тогда, когда он плохо себя ведет, не слушается или отстает в учебе. Не следует ограничивать сумму денег в период ссоры с детьми.

Иногда, чтобы купить что-то значимое, ребенку приходится ждать, откладывать деньги. Это приучает его к терпению, а также к планированию своих расходов. Нередко в семье бывает так мало свободных денег, что карманные деньги для школьника кажутся расточительством. В таких случаях давать ребенку совсем небольшую, символическую сумму лучше, чем не давать ничего. В некоторых семьях обходятся без карманных денег в виде регулярных выплат. Детям просто дают деньги, когда они об этом просят. Выдавать деньги за помощь по хозяйству обычно характерно для молодых родителей. Они также часто меняют условия договоренностей с ребенком о количестве карманных денег. Большинство родителей справедливо считают, что какое-то количество денег надо давать детям просто потому, что они являются членами семьи. В то же время предполагается, что дети должны в той или иной мере помогать родителям по хозяйству. Лучше не связывать две эти вещи воедино, а рассматривать их по отдельности. Объяснить этот подход ребенку можно при помощи примерно такой фразы: «Мы помогаем друг другу потому, что мы члены одной семьи. Мы делим и заботы, и приобретения на всех».

На Западе дилемма «платить за помощь по хозяйству или не платить» обычно решается следующим способом: некая фиксированная сумма вручается ребенку регулярно, но он может «заработать» еще немного, если выполнит то или иное поручение. Например, вымоет родительскую машину или подстрижет газон перед домом.

В общем, деньги для детей — хорошее учебное пособие перед взрослой жизнью. Но не стоит переоценивать влияние финансового благополучия на общую удовлетворенность жизнью. Согласно опросу, проведенному Йоркским университетом среди детей в возрасте от 11 до 15 лет, подростки не чувствуют себя более или менее счастливыми в зависимости от дохода своих родителей. На состояние счастья не влияют ни размер карманных денег, ни родительская зарплата. Ребенку гораздо важнее, чтобы его окружали любящие люди.

Заключение

Список использованных источников:

  1. К. Дэвис и Р. Тэйлор «дети и деньги»
  2. А. В. Мудрик «Социализация человека»
  3. Гидденс Э. «Социалогия»
  4. http://elibrary.ru/item.asp?id=15576182
  5. 1. Андреенкова Н. В. Проблемы социализации личности // Социальные исследования. Вып. 3. М., 1970;
  6. 2. Берне Э. Я. Концепция и воспитание. Пер. с англ. М., 1976.
  7. 3. Бронфенбреннер У. Два мира детства. Дети США и СССР. Пер. с англ. М., 1976.
  8. 4. Гилинский Я. И. Стадии социализации индивида // Человек и общество. Выл. 9. Л., 1971.
  9. 5. Коломенский Я.Л. Психология межличностных отношений в коллективе школьников. Минск, 1972.
  10. 6. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1981.
  11. 7. Мудрик А. В. Введение в социальную педагогику. Пенза, 1994.
  12. 8. Столин В. В. Самосознание личности. М., 1984.

31