Правоприменительная деятельность полиции

МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

НИЖЕГОРОДСКАЯ АКАДЕМИЯ

Кафедра теории и истории государства и права

Курсовая работа

по учебной дисциплине «Теория государства и права»

на тему «Правоприменительная деятельность полиции»

Выполнил:

Головкин Михаил

Александрович

Научный руководитель:

полковник полиции, доктор

юридических наук, профессор,

Толстик Владимир Алексеевич

Нижний Новгород — 2015

Содержание

Введение

. Правоприменение как особая форма реализации права

. Полиция как участник правоприменительной деятельности

.1 Полиция и ее роль в системе органов государственной власти

.2 Особенности правоприменительной деятельности полиции

. Анализ правоприменительной деятельности полиции (на примере работы с подростками, имеющими предрасположенность к девиантному поведению)

Заключение

Список литературы

Введение

Право всегда представляет собой возможность, которая становится действительностью лишь посредством практических действий индивидов, организаций. Иными словами, право реализуется через деятельность людей в их поступках, поведении.

Правоприменительная деятельность долгое время находится в области повышенного внимания юридической науки, вызывая интерес как со стороны правоведов-теоретиков, так и со стороны юристов-практиков. Применение права в советский период рассматривалось как особая разновидность государственно-властной, управленческой деятельности, в частности, в разработках таких ученых-юристов, как С.С. Алексеев, В.М. Горшенев, И.Я. Дюрягин, В.Н. Карташов, Р.О. Халфина, В.А. Юсупов. Современные авторы трактуют применение права как одну из важнейших форм правореализации.

Таким образом, изменения российской действительности вносят свои коррективы в понимание правоприменительной деятельности, зачастую отражаясь на качестве ее осуществления. Особое значение это имеет в периоды коренных реформационных преобразований, который и переживает в настоящее время система правоохранительных органов, в том числе и полиция.

5 стр., 2143 слов

Кафедра «Связи с общественностью, политология, психология и право» 2

... законодательством зачищены права работников от произвольного увольнения, ст.81 ... .37 Конституции Российской Федерации каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. Принудительный труд запрещен. Трудовым ...

Цель настоящего исследования состоит в изучении аспектов правоприменительной деятельности полиции.

Цель определяет задачи исследования:

дать характеристику правоприменения как особой формы реализации права;

рассмотреть роль и место полиции в системе органов государственной власти;

выявить особенности правоприменительной деятельности полиции;

провести анализ правоприменительной деятельности на примере работы с несовершеннолетними, имеющими предрасположенность к девиантному поведению.

1. Правоприменение как особая форма реализации права

Применение права состоит в рассмотрении конкретных юридических вопросов, дел и вынесении властных, обязательных для субъектов, индивидуальных решений (приказ, постановление, приговор и др.).

Применение норм права осуществляется в тех случаях, когда соблюдения, исполнения и использования права оказывается недостаточно для обеспечения полной реализации юридических норм и требуется вмешательство в этот процесс компетентных государственных органов. Здесь в процесс реализации права «вклиниваются», обеспечивают его, доводят до конца властные органы государства, должностные лица. Это имеет место, например, в таких жизненных ситуациях, когда субъекты сами не могут разрешить спорный, конфликтный вопрос или совершают правонарушение, не выполняют свои обязанности, нарушают законные интересы других лиц. В названных и других подобных ситуациях применение права направлено на установление конкретных правовых последствий (разрешение спора, привлечение правонарушителя к ответственности и т. д.).

Назначение на должность, зачисление в вуз, призыв в армию, награждение государственной наградой — все это результат правоприменительной деятельности. В подобных случаях компетентные органы, наделенные государственно-властными полномочиями (органы исполнительной власти, суд, арбитраж и др.), при известных обстоятельствах принимают необходимые меры для претворения правовых предписаний в жизнь. Если, например, в спорной ситуации нет индивидуального властного решения, снимающего возникшее противоречие, то, следовательно, нет и применения права.

1 стр., 181 слов

Основные показатели деятельности педагога (глазами учащихся 9−11 классов)

... . Максимальная сумма баллов – 75, она свидетельствует о высокой оценке учеником деятельности учителя.

Правоприменение — это решение конкретного дела, конкретной ситуации на основе норм права. Можно сказать, что это «приложение» закона, общих правовых норм к определенным лицам, определенной жизненной ситуации. По мнению Л.И. Спиридонова, «правоприменительная деятельность государства представляет собой подведение жизненных случаев под общее правило поведения — юридическую норму».

Классическим видом правоприменения является деятельность органов правосудия, в компетенцию которых входит рассмотрение наиболее важных юридических дел. Путем соотнесения конкретной жизненной ситуации с нормами права (правонарушение, спор о правах и т. д.) суды принимают определенное решение. В нем может официально утверждаться наличие у истцов, ответчиков, подсудимых и иных лиц определенных субъективных прав, обязанностей и т. д., определяться возможность их реализации.

Правоприменение отличается от других форм реализации такими признаками:

. Применение норм права — прерогатива органов государства, органов местного самоуправления и общественных организаций, уполномоченных законом на осуществление правоприменительной деятельности. Другим формам реализации права (соблюдение, исполнение, использование) этот признак не свойствен. В них участвуют различные субъекты права — индивиды и организации, реализующие нормы права, как правило, своими собственными действиями без участия государственных органов и органов местного самоуправления.

. Правоприменительная деятельность отличается государственно-властным характером, направлена на установление организационных начал взаимоотношений индивидов и организаций. Государство наделяет субъектов правоприменительной деятельности властными полномочиями, которые выражаются в их способности принимать обязательные для физических и юридических лиц решения. Такая деятельность всегда обращена к другим лицам, порождает для них права и обязанности, характеризуется обязательностью требований (обязательность явки в суд свидетеля, ответчиков, экспертов по вызову суда и т. п.).

17 стр., 8380 слов

Методические рекомендации по реализации концепции воспитательной деятельности

... реализации концепции воспитательной деятельности образовательных учреждений Воронежской области на 2006-2011 гг. – Воронеж: ВОИПКРО, 2005. – 39 с. Адресованы руководителям муниципальных органов ... правах ребенка и его защите (международные нормы и права, Всеобщая декларация прав человека, Конвенция о правах ребенка); во внеурочной деятельности ... учебных занятий с применением новых технологий личностно ...

Властный, организационный характер применения права проявляется и в том, что акты, принимаемые" в процессе этой деятельности, являются юридическими, обязательными для тех, кому они адресованы. Их неисполнение может повлечь за собой правовое воздействие, скажем, принудительный привод обвиняемого, подсудимого, свидетеля и некоторых других лиц в суд, в органы дознания, к прокурору или следователю, в случае их неявки без уважительной причины по вызову.

. Применение норм права осуществляется в установленном законом порядке, в определенной последовательности. Такой порядок предусмотрен нормами Уголовно-процессуального кодекса, Гражданско-процессуального кодекса, Кодекса РФ об административных правонарушениях. С учетом этого осуществляется процедура правоприменительной деятельности судебных, следственных, административных и иных государственных органов и должностных лиц.

. Применение норм права — это рассмотрение конкретного юридического дела, по которому выносится решение индивидуального характера (приговор, судебное решение по гражданскому делу, нотариальное удостоверение купли-продажи домостроения, регистрация избирательной комиссией кандидата в депутаты и т. д.).

. Особенность правоприменения заключается в творческой организующей деятельности компетентных органов власти, их должностных лиц или иных органов по уполномочию государства.

. Результат правоприменения, т. е. вынесение решения в виде индивидуального акта, является обязательным для субъектов, которым оно адресовано, и для тех органов, которые должны его исполнять.

Ю.С. Решетов подчеркивает, что субъекты применения правовых норм и субъекты реализации правовых норм различны, например, судебная власть не обязана слепо применять закон, не входя в необходимых случаях в обсуждение вопроса о его правомерности, т. е. вопроса о соответствии закона естественным правам человека, поскольку подзаконный характер самой судебной власти выражается прежде всего в соответствии закону судебных структур и процедур. В свою очередь, подзаконность тех же судебных решений также далеко не абсолютна, и, следовательно, российский суд не вправе применять закон, противоречащий Конституции РФ и международным Пактам о правах человека.

1 стр., 373 слов

Мотивация профессиональной деятельности

... труда 7. Возможность наиболее полной самореализации именно в данной деятельности Обработка: Подсчитываются показатели внутренней мотивации (ВМ), внешней ... отрицательные. Инструкция: «Прочитайте нижеперечисленные побуждения в профессиональной деятельности и дайте оценку их значимости для вас по ... . О внутреннем типе мотивации можно говорить, если деятельность значима для личности сама по себе. Если же ...

В то же время, создавая предпосылки, а также объединяя и дополняя в необходимых случаях другие правореализационные процессы, применение права либо влечет за собой возникновение правоотношения, либо «вклинивается» в уже существующее правоотношение, либо ведет к его изменению или прекращению.

Таким образом, применение права — важная форма реализации юридических норм, отличающаяся от иных по своей цели, характеру деятельности, ее результату.

Применение права — наиболее сложная форма реализации правовых норм. В процессе такой деятельности достигается индивидуализация правовых предписаний (назначение пенсий и др.).

С учетом раскрытых выше сущностных качеств применения права, вряд ли допустима недооценка значения рассматриваемой формы реализации правовых норм.

Отметим также следующий момент. Различные формы реализации правовых норм находятся в тесной взаимосвязи. Так, в процессе применения норм административного права (возложение штрафа, задержание и др.) сотрудники милиции должны соблюдать, исполнять нормы, регламентирующие их компетенцию. Это необходимо для достижения юридического результата.

Применение норм права может осуществляться не одним, а несколькими правоприменительными органами, как бы передающими дело из рук в руки. Например, по уголовному делу действия по применению права осуществляют органы дознания, следствия, суд, исправительно-трудовые учреждения.

6 стр., 2520 слов

Психологические аспекты деятельности сотрудника органов внутренних дел 2

... Полиция осуществляет свою деятельность на основе соблюдения и уважения прав и свобод человека и гражданина. Деятельность полиции, ограничивающая права ... , разумное использование при этом власти. 4. Воспитательная деятельность охватывает рофилактические мероприятия, правовую пропаганду ... Именно потребность в соблюдении нравственных, правовых норм является основным, социально значимым качеством личности ...

При этом конкретные средства применения права различны: они зависят, прежде всего, от того, в какой именно области общественных отношений применяются нормы. Так, реализация уголовных норм отличается от реализации норм гражданского права, а их обеих — от реализации норм административного права или процессуальных.

Таким образом, применение права имеет индивидуальный характер, направлено на установление конкретных правовых последствий — субъективных прав, обязанностей, ответственности, т. е. на то, чтобы придать общественным отношениям вид и характер, предписанный нормами права.

2. Полиция как участник правоприменительной деятельности

2.1 Полиция и ее роль в системе органов государственной власти

Опыт, накопленный в сфере государственно-правового строительства, со всей очевидностью показывает, что полиция, зародившись в государственно организованном обществе, становится его непременным спутником и опорой. Благодаря осуществляемой защите и поддержанию условий, необходимых для нормальной жизнедеятельности людей, она зарекомендовала себя в качестве феномена, в существовании которого оказались заинтересованы как отдельные индивиды, так и различные социальные общности, вне зависимости от их отношения к власти, материального положения и места в сложившейся социальной иерархии. История развития практически любого государства содержит в себе многочисленные примеры, связанные с формированием и деятельностью подразделений полиции. Тесная взаимосвязь этих явлений была подмечена К. Марксом, в свое время отмечавшим, что «полиция так же стара, как государство».

При этом, как правило, каждый значимый этап развития страны сопряжен с попытками оптимизировать ее структуру и уточнить сферу деятельности. Подобное положение вещей объясняет, по какой причине большинство отечественных и зарубежных ученых-правоведов склонны рассматривать полицию как неотъемлемый атрибут государства.

8 стр., 3591 слов

Этические аспекты в деятельности служб и подразделений органов внутренних дел

... принципиально новым этапом в осознании роли нравственных начал в деятельности правоохранительных органов, обусловленных гуманизацией права, повышенным интересом к человеческой личности, признанием ее высочайшей ...

Давно было подмечено, что «полиция есть вьющееся растение, обхватывающее все части государственного устройства и управления». В то же время вопрос о ее месте в механизме государства продолжает оставаться дискуссионным.

Обращение к юридической литературе показывает, что данной проблеме посвящено значительное количество исследований. Содержание многих из этих трудов характеризуется несогласованностью и противоречивостью. В отдельных исследованиях основной акцент смещается в область вопросов назначения либо функций полиции.

Прежде всего, следует определить, какое содержание заложено в понятии «полиция». Более ста лет назад Ф.А. Брокгауз и И.А. Ефрон, определяя полицию как «исполнительный полицейский персонал и полицейские учреждения, охраняющие жизнь, здоровье, имущество, общественный порядок и публичную безопасность», констатировали, что «в научном отношении понятие полиции долго было спорным, особенно среди немецких ученых. К концу XVIII столетия были известны 24 определения; в первой четверти текущего столетия число определений полиции достигало до 100, а в наше время их насчитывают до 150. Классификация определений полиции не достигала цели: окончательный вывод получался то слишком узкий, то слишком обширный».

Советские ученые-правоведы оценивали природу полиции исключительно с позиций классовой борьбы. Так, И.В. Лехин и Ф.Н. Петров понимали под ней «особые административные органы, располагающие вооруженными отрядами, охраняющие буржуазный строй и его порядок».

Современным российским исследователям удалось дистанцироваться от классовых начал как методологической базы исследования. В юридической энциклопедии под редакцией Б.Н. Топорнина под полицией, в частности, понимается «совокупность учреждений, должностных лиц и военизированных отрядов, предназначенных для поддержания общественного порядка и борьбы с преступностью, принуждения к исполнению государственных велений, обеспечения безопасности населения и защиты общественного и государственного строя, политических деяний и учреждений, государственной безопасности». В подобном ключе ее рассматривает и М.Ю. Тихомиров. Он полагает, что «полиция (от гр. politeia — управление делами государства, управление; нем. polizei; англ. police) — система особых органов, обеспечивающих правопорядок и внутреннюю безопасность государства путем надзора и принуждения, а также, в некоторых государствах, разновидность внутренних войск».

Необходимо отметить, что термин «полиция» достаточно четко отграничивает полицейскую деятельность от управленческой. А это предполагает, что в полиции должны служить только те сотрудники, которые выполняют «чистые» полицейские функции. В настоящее время сотрудниками полиции являются также сотрудники и кадровых, финансовых, тыловых и других подразделений, что, наверное, не совсем правильно, так как под полицейской деятельностью в самом общем плане следует понимать особый вид государственно-управленческой деятельности, направленной на охрану общественного порядка, обеспечение общественной (и любой другой) безопасности и связанной с применением государственного принуждения.

Для этой деятельности характерны следующие специфические признаки.

. Это деятельность по руководству специальными структурами исполнительной власти по организации их деятельности, направленной на охрану общественного порядка, обеспечение общественной, государственной, экономической и любой другой безопасности.

. Особый характер полицейской деятельности раскрывается в понятии «охраны», которое входит в ее содержание и составляет основу этой деятельности. «Охрана» означает ограждение, защиту кого-либо или чего-либо от чьих-либо нападений, посягательств, защиту от опасностей социального, природного, биологического или техногенного характера.

. Полицейская деятельность является профессиональной по своей природе.

Еще одна тенденция в области изучения места полиции связана с попыткой рассмотрения полиции в качестве одного из традиционных элементов механизма государства. При этом здесь имеют место два относительно самостоятельных течения. Первое из них характеризуется рассмотрением полиции в качестве особой государственной организации либо учреждения. Р. Моль в свое время полагал, что «полиция есть совокупность тех государственных учреждений и действий, которые имеют целью удалить посредством применения государственной силы внешние, … препятствия, которые стоят на пути к всестороннему разумному развитию человеческих сил и которых не в состоянии устранить ни отдельное лицо, ни дозволенный союз отдельных лиц».

В наши дни наиболее последовательное развитие идея отнесения полиции к государственным организациям нашла в работах Н.Т. Шестаева. Он полагает, что функции государства выполняют две разновидности государственных организаций. Для одних из них управление представляет собой главную задачу. Эти организации являются органами государства. Задачей других организаций является практическое претворение в жизнь функций государства. К ним Н.Т. Шестаев относит государственные предприятия, государственные учреждения и особые государственные организации. К числу последних, в соответствии с логикой автора, может быть отнесена полиция.

Мы полагаем, что более перспективным является второе течение. Оно связано с рассмотрением полиции в качестве специфического государственного органа. В рамках данной концепции полиция и другие силовые структуры провозглашаются самостоятельной властью. При этом утверждается, что подход к полиции «как к органу исполнительной власти, по меньшей мере, не вполне точно выражает ее место в государственном механизме», кроме того, отождествление полиции «лишь с исполнительной деятельностью чревато негативными последствиями в виде превращения ее во вспомогательное звено государственного аппарата».

По мнению И.А. Воробьевой, «правоохранительные органы и вооруженные силы относятся к органам исполнительной власти». И.А. Горшенева прямо указала, что «полиция в современном демократическом государстве является неотъемлемым компонентом исполнительной власти». Отголоски этой идеи можно обнаружить в тезисе, согласно которому в государствах с тоталитарным режимом исполнительная власть и ее носители, в том числе полиция (милиция), должны занимать доминирующее положение в механизме государства.

Сторонники данного подхода исходят из того, что полиция должна рассматриваться как часть исполнительной власти, и взаимодействие ее «с другими государственными органами должно четко укладываться в рамки функций, обязанностей и прерогатив власти исполнительной».

С представленной концепцией во многом можно согласиться. Действительно, ни к законодательной, ни к судебной ветви власти полицию отнести нельзя. Основные ее задачи — охрана и защита прав человека, гражданина, его свобод и законных интересов ни в коей мере не выходят за рамки функций исполнительной власти. По этой причине отнесение полиции к исполнительной власти у нас не вызывает серьезных возражений.

Полагаем, что анализ возложенных на полицию функций позволяет прийти к выводу о том, что она фактически выполняет основной объем работы в рамках Министерства внутренних дел Российской Федерации и должна рассматриваться в качестве его «ядра», главного элемента.

Однако, несмотря на масштаб и важность деятельности полиции, действующее российское законодательство не позволяет нам вести речь не только об ее относительной самостоятельности, но и даже о какой-либо структурной обособленности.

2.2 Особенности правоприменительной деятельности полиции

Как было отмечено выше, под правоприменением принято понимать деятельность государственных органов и должностных лиц по принятию специальных решений в целях возникновения, изменения или прекращения правоотношений на основе действующих норм права, а принятое решение — индивидуальным актом применения норм права или актом применения права.

Механизм любой правоприменительной деятельности представляет собой принятие акта применения, после чего между органом государственной власти и управляемыми субъектами возникают правоотношения, в которых орган государственной власти — в нашем случае полиция — направляет волю управляемых субъектов на осуществление целей, заложенных в норме права.

Полиция как правоприменитель в процессе своей деятельности осуществляет конкретизацию: 1) юридических норм, сформулированных в общем виде; 2) понятий, содержащихся в юридической норме (понятийно-терминологическую правоприменительную конкретизацию); 3) юридических норм при наличии пробелов в нормативных правовых актах.

Задачи полиции как правоприменительных органов отличаются при этом разнообразием и увязаны с их компетенцией, включающей предметы ведения (юридически определенные сферы и объекты воздействия) и властные полномочия.

К числу вопросов, которыми занимается современная российская полиция, отнесены: защита личности, общества, государства от противоправных посягательств; предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений; выявление и раскрытие преступлений, производство дознания по уголовным делам; розыск лиц; производство по делам об административных правонарушениях, исполнение административных наказаний; обеспечение правопорядка в общественных местах; обеспечение безопасности дорожного движения; контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации в области оборота оружия; контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации в области частной детективной (сыскной) и охранной деятельности; охрана имущества и объектов, в том числе на договорной основе; государственная защита потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства, судей, прокуроров, следователей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, а также других защищаемых лиц; осуществление экспертно-криминалистической деятельности.

В процессе выполнения служебных обязанностей сотрудниками полиции реализуются две основные разновидности применения права: оперативно-исполнительная и правоохранительная.

Оперативно-исполнительная деятельность полиции как правоприменительных органов — это повседневное (оперативное) применение права, точнее диспозиции юридической нормы. Цель применения диспозиции — возникновение, изменение или прекращение регулятивных правоотношений. Имеется в виду прием на службу, перевод на другую должность, решение о расформировании подразделения полиции т. д.

Правоохранительная деятельность полиции нацелена на охрану норм права от нарушений, применение мер государственного принуждения к правонарушителям. Она включает также обеспечение исполнения назначенных мер наказаний (взыскания) и принятие мер по предупреждению преступлений/правонарушений в будущем. Соответственно назовем и юрисдикционную деятельность органов внутренних дел по рассмотрению дел об уголовных/административных правонарушениях и др.

Следовательно, в деятельности полиции как правоприменителя необходимо различать применение диспозиции правовой нормы при правомерной деятельности субъектов (прием на службу в органы полиции и др.) и применение санкции правовой нормы при совершении преступлений/правонарушений.

3. Анализ правоприменительной деятельности полиции

Реализация профессиональной деятельности сотрудниками полиции представляет собой правоприменительный процесс. Анализ практики сотрудников полиции свидетельствует о том, что их деятельность неразрывно связана с процессами жизнедеятельности современного общества. Наркомания, алкоголизм, проституция, зависимость от интернета и компьютерных игр, секты, самоубийства — все эти девиантные проявления сфера профессиональной деятельности современного сотрудника полиции.

В системе органов внутренних дел в работе с несовершеннолетними, имеющими предрасположенность к девиантному поведению, задействованы:

подразделения по делам несовершеннолетних;

подразделения участковых уполномоченных полиции;

патрульно-постовые службы полиции территориальных органов МВД России;

центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей ОВД;

подразделения криминальной полиции ОВД;

другие органы и учреждения системы МВД, осуществляющие меры по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

В осуществлении правоприменительной деятельности в сфере предупреждения правонарушений несовершеннолетних в соответствии с законодательством Российской Федерации, каждое из представленных выше подразделений действует в пределах своей компетенции.

В настоящее время основным нормативным актом ведомственного характера является Приказ МВД России от 17 января 2006 г. № 19 «О деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений». В соответствии с данным документом профилактика преступных посягательств возлагается на все подразделения и службы органов внутренних дел. Определенную предупредительную роль играют координационно-методические советы по профилактике преступлений, экспертные комиссии по положительному опыту, научно-практические секции.

Сотрудниками органов внутренних дел используются различные способы, приемы и средства профилактического воздействия в зависимости от следующих условных периодов, влияющих на характер внутрисемейной обстановки: предкриминальный период (до совершения рассматриваемого преступления); период уголовного преследования (после совершения рассматриваемого преступления до осуждения); постпенитенциарный период (после осуждения).

В общесоциальной профилактике девиаций несовершеннолетних основной мерой воздействия со стороны органов внутренних дел на формирование личности и надлежащих межличностных отношений является пропаганда среди населения правовых знаний и правил поведения в быту, тесно увязанная с предметным рассмотрением причин возникновения конфликтов, путей и средств их правомерного разрешения.

Среди основных направлений деятельности подразделений полиции в рассматриваемой сфере:

сбор, анализ и оценка информации;

проведение индивидуально-профилактической работы с несовершеннолетними,

оказание профилактического воздействия с целью оздоровления ближайшего окружения, семейной и иной микросреды и др.

Так, например, подразделения по делам несовершеннолетних (далее — ПДН) проводят индивидуальную профилактическую работу:

. В отношении несовершеннолетних:

а) употребляющих наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача либо употребляющих одурманивающие вещества, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, пиво и напитки, изготавливаемые на его основе;

б) совершивших правонарушение, повлекшее применение меры административного взыскания;

в) совершивших правонарушение до достижения возраста, с которого наступает административная ответственность;

г) освобожденных от уголовной ответственности вследствие акта об амнистии, или в связи с изменением обстановки, или в связи с примирением с потерпевшим, деятельным раскаянием, а также в случаях, когда признано, что исправление несовершеннолетнего может быть достигнуто путем применения принудительных мер воспитательного воздействия;

д) совершивших общественно опасное деяние и не подлежащих уголовной ответственности в связи с недостижением возраста, с которого наступает уголовная ответственность, или вследствие отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством;

е) обвиняемых или подозреваемых в совершении преступлений, в отношении которых избраны меры пресечения, не связанные с заключением под стражу;

ж) условно-досрочно освобожденных от отбывания наказания, освобожденных от наказания вследствие акта об амнистии или в связи с помилованием;

з) получивших отсрочку отбывания наказания или отсрочку исполнения приговора;

и) освобожденных из учреждений уголовно-исполнительной системы Федеральной службы исполнения наказаний, вернувшихся из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа (далее — СУВУЗТ), если они в период пребывания в указанных учреждениях допускали нарушения режима, совершали противоправные деяния;

к) освобожденных из учреждений уголовно-исполнительной системы, вернувшихся из СУВУЗТ, если после освобождения (выпуска) находятся в социально опасном положении и (или) нуждаются в социальной помощи и (или) реабилитации;

л) осужденных за совершение преступления небольшой или средней тяжести и освобожденных судом от наказания с применением принудительных мер воспитательного воздействия;

м) осужденных условно, осужденных к обязательным работам, исправительным работам или иным мерам наказания, не связанным с лишением свободы.

. В отношении родителей или иных законных представителей несовершеннолетних, если они не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними.

. Выявляют лиц, вовлекающих несовершеннолетних в совершение преступления и (или) антиобщественных действий или совершающих в отношении несовершеннолетних другие противоправные деяния, а также родителей несовершеннолетних или иных их законных представителей и должностных лиц, не исполняющих или ненадлежащим образом исполняющих свои обязанности по воспитанию, обучению и (или) содержанию несовершеннолетних, и в установленном порядке вносят предложения о применении к ним мер, предусмотренных законодательством РФ.

. Осуществляют в пределах своей компетенции меры по выявлению несовершеннолетних, объявленных в розыск, а также несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства, и в установленном порядке направляют таких лиц в соответствующие органы или учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних либо в иные учреждения.

. Рассматривают в установленном порядке заявления и сообщения об административных правонарушениях несовершеннолетних, общественно опасных деяниях несовершеннолетних, не достигших возраста, с которого наступает уголовная ответственность, а также о неисполнении или ненадлежащем исполнении их родителями или иными законными представителями либо должностными лицами обязанностей по воспитанию, обучению и (или) содержанию несовершеннолетних.

. Участвуют в подготовке материалов для рассмотрения возможности помещения несовершеннолетних в центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел (далее — ЦВСНП).

. Информируют заинтересованные органы и учреждения о безнадзорности, правонарушениях и об антиобщественных действиях несовершеннолетних, о причинах и условиях, этому способствующих.

. Вносят в соответствующие органы и учреждения предложения о применении мер воздействия, предусмотренных законодательством РФ, в отношении несовершеннолетних, совершивших правонарушение или антиобщественные действия, их родителей или иных законных представителей либо должностных лиц, не исполняющих или ненадлежащим образом исполняющих свои обязанности по воспитанию, обучению и (или) содержанию несовершеннолетних и (или) отрицательно влияющих на их поведение либо жестоко обращающихся с ними.

. Вносят в соответствующие органы и учреждения предложения об устранении причин и условий, способствующих правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетни.

. Ведут учет правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, лиц, их совершивших, родителей или иных законных представителей несовершеннолетних, не исполняющих своих обязанностей по воспитанию, обучению и (или) содержанию несовершеннолетних и (или) отрицательно влияющих на их поведение либо жестоко обращающихся с ними, собирают и обобщают информацию, необходимую для составления статистической отчетности.

. Обеспечивают в пределах своей компетенции соблюдение прав и законных интересов несовершеннолетних и др.

Сотрудники ПДН собирают данные о личности несовершеннолетнего, в том числе, с какого времени и в связи с чем поставлен на профилактический учет; когда и какие совершал правонарушения; когда, какие и кем принимались меры в отношении несовершеннолетнего в связи с совершенными правонарушениями, их влияние на его поведение. А также следующую информацию: об отклонениях в психическом развитии, об употреблении алкогольной и (или) спиртосодержащей продукции, употреблении наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо одурманивающих веществ; где и с кем проводит досуг; отношение к учебе, работе; причины незанятости, если несовершеннолетний не учится и не работает; данные о лицах, отрицательно влияющих на поведение несовершеннолетнего; об отношении родителей или иных законных представителей несовершеннолетнего к его воспитанию, обучению и (или) содержанию и др.

По письменному поручению должностных лиц органов предварительного расследования сотрудники ПДН оказывают содействие в приглашении педагога для участия в следственных действиях, проводимых с участием несовершеннолетних; взаимодействуют с должностными лицами органов предварительного расследования при расследовании уголовного дела в целях установления причастности несовершеннолетнего к совершению преступления, недопущения совершения им преступления.

Предварительное изучение вопроса позволяет утверждать, что одной из причин подростковой преступности является недостаточное взаимодействие с субъектами профилактики по предупреждению совершения преступлений несовершеннолетними.

В целях ранней профилактики противоправного поведения несовершеннолетних, а также выявления семей, способствующих становлению у детей и подростков антиобщественных поведенческих ориентиров, МВД России совместно с Минобрнауки России осуществляются меры по формированию и внедрению института инспекторов по делам несовершеннолетних органов внутренних дел в образовательных учреждениях и по методическому обеспечению их деятельности. К началу 2014 г. более чем в 30 субъектах РФ в штат органов внутренних дел дополнительно введено более 1600 таких должностей. Наибольшее количество школьных инспекторов имеется в Краснодарском и Красноярском краях, Кемеровской области, Республике Татарстан.

От мер раннего предупреждения подростковой преступности следует отграничивать меры, направленные на непосредственную профилактику преступлений несовершеннолетних. Такие меры имеют главной целью именно предупреждение преступлений. Функционально специализированные органы составляют систему специальной профилактики преступлений. Основу системы субъектов специальной профилактики составляют, прежде всего, органы внутренних дел. Они не только выявляют причины и условия, а разрабатывают и осуществляют меры по их устранению.

Интересен опыт профилактической работы с несовершеннолетними Чеченской Республики, где наравне с сотрудниками полиции участвует политическое руководство республики, которое не только планирует и контролирует рассматриваемое направление профилактической деятельности, но и принимает личное участие в данной работе.

Так, например, первого февраля 2012 г. 100 несовершеннолетних, состоящих на учете в ПДН ТОВД Республики, были приглашены для встречи с Главой Чеченской Республики Героем России Р.А. Кадыровым. Встреча состоялась в мечети Правительственного комплекса, при беседе с несовершеннолетними Глава Республики интересовался условиями проживания несовершеннолетних и их проблемами, состоялся живой диалог.

Второго февраля 2012 г. Министерством внутренних дел по Чеченской Республике совместно с представителями Центра духовно-нравственного воспитания и развития Чечни в актовый зал комитета по делам молодежи Правительства Чеченской Республики были приглашены несовершеннолетние, состоящие на учете в подразделениях по делам несовершеннолетних территориальных органов внутренних дел Республики. По предварительному согласованию с родителями несовершеннолетние были направлены на ознакомительную экскурсию в Кадетский корпус, расположенный в с. Хоси-Юрт Курчалоевского района Республики.

По прибытии в Кадетский корпус 107 несовершеннолетних были сформированы четыре группы, за каждой из которых закреплены наиболее подготовленные сотрудники подразделений по делам несовершеннолетних ТОВД Республики. Основной задачей сотрудников правоохранительных органов являлось круглосуточное дежурство и проведение индивидуально-профилактической работы с каждым подучетным подростком.

В распорядок дня подучетных входил: подъем, утренняя молитва, физическая зарядка, умывание, заправка постелей, наведение порядка в спальных помещениях, уборка закрепленной территории, построение на завтрак, завтрак, построение, утренний осмотр, учебные занятия, лекции по религии, строевая подготовка, личное время, обеденная молитва, обед, личное время, учебные занятия, построение личного состава, подведение итогов за день, ужин, вечерняя прогулка, вечерняя проверка, личное время, подготовка ко сну, отбой. Подростки, находившиеся в Кадетском корпусе, обеспечивались форменной одеждой, спортивной формой, обувью, также им были индивидуально сшиты гражданские костюмы.

По окончании проведенных сборов на каждого учащегося была составлена характеристика, в которой была отражена необходимая информация с указанием перспективы снятия с учета по исправлению. По согласованию с Главой Чеченской Республики Р.А. Кадыровым и согласно представленным рекомендациям руководства Кадетского корпуса 12 несовершеннолетних будут зачислены для дальнейшего обучения в Грозненское суворовское училище.

правоприменение полиция девиантный подросток

На каждого несовершеннолетнего было сформировано личное дело, в которое включены следующие материалы: фотографии несовершеннолетнего, фотографии домовладения, акты проверки жилищно-бытовых условий, справки о составе и доходах семьи, медицинские справки, справки о домовладениях.

Также была собрана информация о проживании подучетных в полных или неполных семьях, в результате которой был сделан вывод, что из 107 несовершеннолетних, находящихся в Кадетском корпусе, 12 несовершеннолетних остро нуждаются в выделении жилья. Данный вопрос был поставлен на Правительственную комиссию Чеченской Республики, которую возглавляет первый заместитель Председателя Правительства Чеченской Республики М.Х. Даудов.

февраля 2012 г. состоялось совещание, на котором присутствовали первый заместитель Председателя Правительства Чеченской Республики М.Х. Даудов, заместитель Председателя Правительства — руководитель Администрации Главы и Правительства Республики М.С. Селемханов, Министр внутренних дел по ЧР генерал-лейтенант полиции Р.Ш. Алханов, директор департамента Администрации Главы и Правительства Чеченской Республики по взаимодействию с правоохранительными органами и силовыми структурами А.С. Дакаев, старший инспектор ПДН МОБ А.А. Сибиров, директор Центра духовно-нравственного воспитания и развития В.Г. Хашханов. При этом было принято решение об организации встречи Главы Республики с родственниками и попечителями состоящих на учете детей.

В обязанности сотрудников ПДН ТОВД Республики вменены сбор и систематизация дополнительной информации о родителях несовершеннолетних (полные анкетные данные обоих родителей, номера телефонов, нахождение в разводе, а также наличие необходимости в жилье или улучшении жилищных условий и трудоустройстве).

Решением Главы Чеченской Республики Р.А. Кадырова находящимся в Кадетском корпусе остро нуждающимся в выделении жилья подросткам выделено 12 квартир в г. Грозном. На улучшение жилищных условий семьям 66 несовершеннолетних оказана материальная помощь в размере 100 тыс. руб. каждой. Также 29 семьям несовершеннолетних оказана материальная помощь в размере 20 тыс. руб. каждой.

Результаты профилактики подростковой преступности не заставили себя ждать. Так, за три месяца 2012 г. на территории Чеченской Республики зарегистрировано 16 преступлений, совершенных несовершеннолетними и с их участием, уровень подростковой преступности снизился на 5,9%. Повторных преступлений и преступлений в состоянии алкогольного или наркотического опьянения несовершеннолетними не было совершено.

Заключение

Проведенное выше исследование позволяет сделать следующие выводы.

Применение права — наиболее сложная форма реализации правовых норм. В процессе такой деятельности достигается индивидуализация правовых предписаний. Применение норм права осуществляется в тех случаях, когда соблюдения, исполнения и использования права оказывается недостаточно для обеспечения полной реализации юридических норм и требуется вмешательство в этот процесс компетентных государственных органов.

Применение права имеет индивидуальный характер, направлено на установление конкретных правовых последствий — субъективных прав, обязанностей, ответственности, т. е. на то, чтобы придать общественным отношениям вид и характер, предписанный нормами права.

Деятельность сотрудников полиции характеризуют следующие признаки: 1) это деятельность по руководству специальными структурами исполнительной власти по организации их деятельности, направленной на охрану общественного порядка, обеспечение общественной, государственной, экономической и любой другой безопасности; 2) особый характер полицейской деятельности раскрывается в понятии «охраны», которое входит в ее содержание и составляет основу этой деятельности; 3) полицейская деятельность является профессиональной по своей природе.

Анализ возложенных на полицию функций позволил прийти к выводу о том, что она фактически выполняет основной объем работы в рамках Министерства внутренних дел Российской Федерации и должна рассматриваться в качестве его «ядра», главного элемента. Однако, несмотря на масштаб и важность деятельности полиции, действующее российское законодательство не позволяет нам вести речь не только об ее относительной самостоятельности, но и даже о какой-либо структурной обособленности.

Полиция как правоприменитель в процессе своей деятельности осуществляет конкретизацию: 1) юридических норм, сформулированных в общем виде; 2) понятий, содержащихся в юридической норме (понятийно-терминологическую правоприменительную конкретизацию); 3) юридических норм при наличии пробелов в нормативных правовых актах.

Задачи полиции как правоприменительных органов отличаются при этом разнообразием и увязаны с их компетенцией, включающей предметы ведения (юридически определенные сферы и объекты воздействия) и властные полномочия.

Реализация профессиональной деятельности сотрудниками полиции представляет собой правоприменительный процесс.

В процессе выполнения служебных обязанностей сотрудниками полиции реализуются две основные разновидности применения права: оперативно-исполнительная и правоохранительная. Соответственно, в деятельности полиции как правоприменителя необходимо различать применение диспозиции правовой нормы при правомерной деятельности субъектов (прием на службу в органы полиции и др.) и применение санкции правовой нормы при совершении преступлений/правонарушений.

Анализ практики сотрудников полиции свидетельствует о том, что их деятельность неразрывно связана с процессами жизнедеятельности современного общества. В осуществлении правоприменительной деятельности в сфере предупреждения правонарушений несовершеннолетних в соответствии с законодательством Российской Федерации, различные подразделения полиции действуют в пределах своей компетенции.

Сотрудниками органов внутренних дел используются различные способы, приемы и средства профилактического воздействия в зависимости от следующих условных периодов, влияющих на характер внутрисемейной обстановки: предкриминальный период (до совершения рассматриваемого преступления); период уголовного преследования (после совершения рассматриваемого преступления до осуждения); постпенитенциарный период (после осуждения).

В общесоциальной профилактике девиаций несовершеннолетних основной мерой воздействия со стороны органов внутренних дел на формирование личности и надлежащих межличностных отношений является пропаганда среди населения правовых знаний и правил поведения в быту, тесно увязанная с предметным рассмотрением причин возникновения конфликтов, путей и средств их правомерного разрешения.

Среди основных направлений деятельности подразделений полиции в рассматриваемой сфере: сбор, анализ и оценка информации; проведение индивидуально-профилактической работы с несовершеннолетними, оказание профилактического воздействия с целью оздоровления ближайшего окружения, семейной и иной микросреды.

Список литературы

1.Федеральный закон от 07.02.2011 N 3-ФЗ (ред. от 12.02.2015) «О полиции» // Российская газета, N 25, 08.02.2011.

.Федеральный закон от 24.06.1999 № 120-ФЗ (ред. от 31.12.2014) «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» // Российская газета, № 121, 30.06.1999.

.Указ Президента Российской Федерации от 1 марта 2011 года № 248 «Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации» // Российская газета. 2011. 2 марта.

.Приказ МВД России от 17.01.2006 № 19 (ред. от 30.12.2011) «О деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений» (вместе с «Инструкцией о деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений») // СПС «КонсультантПлюс».

.Приказ МВД России от 15.10.2013 № 845 «Об утверждении Инструкции по организации деятельности подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел Российской Федерации» (Зарегистрировано в Минюсте России 06.02.2014 № 31 238) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. № 11, 17.03.2014.

.Антонов И.П. Полиция в механизме государства (на материале Федеративной Республи-ки Германия): дис. … канд. юрид. наук. М., 1999.

.Беспалова Т.В., Парафило А.Л. Социально-философские основания гражданственности: проблемы определения // Философия права. 2013. № 2.

.Брокгауз Ф.А., Ефрон И.А. Энциклопедический словарь: в 82 т. Т. XXIV. СПб., 1898.

.Горшенева И.А. Полиция в механизме современного государства (теоретико-правовые аспек-ты): дис. … канд. юрид. наук. М., 2002.

.Григонис Э.П. Механизм государства (теоретико-правовой аспект): дис. … д-ра юрид. наук. СПб., 2000.

.Кожевников С.Н. Реализация права, юридическое толкование, законность. Н. Новгород, 2005.

.Коновалова И.А. К вопросу о мерах предупреждения корыстных преступлений несовершеннолетних // Новый юридический журнал. 2013. № 3.

.Крылов О.М. Особенности правоприменительной деятельности органов управления Российской Федерации в сфере денежного обращения // Финансовое право. 2014. N 3. С. 6 — 11.

.Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 21. М., 1955.

.Махмудова И.Я., Исупова М.Я. О социальной профилактике правонарушений несовершеннолетних в Чеченской Республике // Административное право и процесс. 2012. № 1. С. 63−64.

.Моль Р. Наука полиции по началам юридического государства / пер. 3-его изд. Р. Сементков-ским. СПб., 1871. Вып. I.

.Решетов Ю.С. Механизм реализации права: Автореф. дис. … д-ра юрид. наук. М., 2001.

.Словарь иностранных слов / под. ред. И.В. Лехина, Ф.Н. Петрова. 3-е изд. М., 1949.

.Спиридонов Л.И. Теория государства и права. М., 2008.

.Теория государства и права: Академический проект /Под ред. В.П. Малахова, В.Н. Казакова. М., 2007.

.Тихомирова Л.В., Тихомиров М.Ю. Юридическая энциклопедия / под ред. М.Ю. Тихомирова. М., 1997.

.Чигринов С.П. Государственно-правовой статус милиции: автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 1993.

.Шестаев Н.Т. Органы внутренних дел в механизме социалистического общенародного государства: дис. … канд. юрид. наук. М., 1988.

.Юридическая энциклопедия / отв. ред. Б.Н. Топорнин. М., 2001.

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector