Социальная адаптация лиц, освободившихся из мест лишения свободы

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Сибирский федеральный университет

Юридический институт

Кафедра теории и методики социальной работы

КУРСОВАЯ РАБОТА

На тему:

Социальная адаптация лиц, освободившихся из мест лишения свободы

Студент С.М. Черепанова

Руководитель В.И. Рузанов

канд. филос. наук, доцент

Красноярск 2013

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

. Понятие социальной адаптации

.1 Общее понятие социальной адаптации и определения понятия социальной адаптации бывших заключенных

.2 Этапы и критерии социальной адаптации

. Адаптационные проблемы бывших заключенных, способы и факторы, оказывающие успешное влияние на их социальную адаптацию

.1 Личность бывшего осужденного и основные проблемы ее социальной адаптации

.2 Факторы, влияющие на успех социальной адаптации бывших заключенных

Права лиц, освобожденных от наказания и социальная программа их реабилитации в России

Заключение

Список использованных источников

ВВЕДЕНИЕ

Каждый год из мест лишения свободы выходят тысячи мужчин и женщин, которые в основном, как и каждый из нас нуждается в помощи. Но недостаточное внимание к судьбам этих людей со стороны государства все более негативно сказывается на ситуации в обществе. Почти каждый, освободившийся из мест лишения свободы нуждается в трудоустройстве, социальном обслуживании, медицинской помощи, обеспечении жильем, восстановлении семейных и коммуникативных связей. Из-за данных нерешенных проблем возрастает уровень рецидивной преступности. Сложившаяся ныне практика социальной адаптации лиц, отбывших наказание в виде лишения свободы, не обеспечивает в полной мере реализацию их гражданских прав и интересов. Проблема социальной адаптации этой категории россиян осложняется также и непростой социально-экономической обстановкой в стране. Бывшие заключенные нередко сталкиваются с невниманием, равнодушием, с дискриминацией при приеме на работу, обращении в поликлинику и т.д. Они живут под гнетом недоверия, подозрительности, недоброжелательности в отношении себя со стороны общества и власти. Необходимо подчеркнуть, что как только граждане отбыли наказание, они вправе рассчитывать на помощь и внимание со стороны общества, государства. По крайней мере, в обеспечении элементарных условий человеческого существования, ведь это один из основных показателей уровня цивилизованности, человечности государства, общества, народа.

11 стр., 5076 слов

+ Тема 11 Социальная адаптация и реабилитация -. вариант

Тема 11. Социальная адаптация и реабилитация людей пожилого и старческого возрастов Под социальной адаптацией понимается процесс активного приспособления человека к новым для него условиям социальной среды. Это всегда позитивный социальный процесс активного усвоения социальных норм поведения личностью или группой людей в новых условиях в различных сферах жизнедея­тельности в относительно короткий ...

Объектом данной курсовой работы является социальная адаптация лиц, освободившихся из мест лишения свободы.

Целью данной курсовой работы является изучение условий социальной адаптации лиц, освобожденных от наказания.

Задачи данной курсовой работы:

раскрыть понятие «социальная адаптация»

выявить основные проблемы адаптации лиц, освободившихся из мест лишения свободы

раскрыть факторы, обеспечивающие успешность адаптации лиц, освободившихся из мест лишения свободы

рассмотреть программу реабилитации лиц, освободившихся из мест лишения свободы

1. Понятие социальной адаптации

.1 Общее понятие социальной адаптации и определения понятия социальной адаптации бывших заключенных

Термин «адаптация» происходит от латинского слова adaptatio — приспособление. Он пришел в гуманитарные науки из естествознания, где понимался как «процесс приспособления строения и функций организмов (особей, популяций, видов), их органов к условиям среды» [12].

По мнению Ю.Г. Волкова, необходимо изучение адаптации как сложного механизма социализации личности, включающего, в частности, освоение людьми новых социальных ролей, формирование мотивационной сферы, восприятие индивидами себя, своего окружения и многие другие психологические явления, состояния и образования [5]. Таким образом, можно сказать о том, что важнейшая задача адаптационного процесса — это проблема выживания человека, которую он решает посредством приспособления и сотрудничества с процессами природной и социальной среды.

12 стр., 5833 слов

Адаптация как процесс и результат приспособления индивида к среде

... самоопределяется. Процесс социальной адаптации предполагает проявление различных комбинаций приемов и способов, стратегий социальной адаптации.В целом, стратегия социальной адаптации универсальный и индивидуальный принцип, способ социальной адаптации человека ... скульптур); - стиль и содержание общения; - методы поощрения и наказания в семье, в группах сверстников, в воспитательных и иных ...

М.В. Ромм отмечает, что адаптация на социальном уровне обладает рядом особенностей. Во-первых, процесс приспособления к ней характеризуется активным участием сознания, хотя отдельные его этапы могут и не осознаваться индивидом; во-вторых, по отношению к людям среда, в которой протекает адаптация, имеет принципиально иной характер; природа оказывается его (человека) произведением и его действительностью; в-третьих, человек не только пассивно воспринимает результаты адаптации, но и в состоянии целенаправленно изменять их, в соответствии с социальными условиями; в-четвертых, процесс социальной адаптации происходит в условиях деятельности групп, коллективов[11]. Таким образом, адаптация в социальной сфере затрагивает все уровни человеческого развития, его социализации.

Термин «социальная адаптация» имеет место в общественных науках и означает — интегративный показатель состояния человека, отражающий его возможности выполнять определенные биосоциальные функции: адекватное восприятие окружающей действительности и собственного организма; адекватная система отношений и общения с окружающими; способность к труду, обучению, к организации досуга и отдыха; способность к самообслуживанию и взаимообслуживанию в семье и коллективе; изменчивость (адаптивность) поведения в соответствии с ролевыми ожиданиями других [9]. Другими словами, это активный процесс приспособления человека к условиям социальной среды, определенный вид взаимодействия личности или социальной группы с социальной средой.

В данной курсовой работе необходимо дать определение социальной адаптации бывших заключенных. Для этого необходимо выяснить, кто же является лицом, освобожденным от наказания. В соответствии со ст. 172 Уголовно-Исполнительного Кодекса Российской Федерации (УИК РФ) основаниями освобождения от отбывания наказания являются:

11 стр., 5213 слов

Характеристика социального обеспечения на современном этапе

Курсовая работа Характеристика социального обеспечения на современном этапе ВВЕДЕНИЕ социальный общество защитный Нынешнее социальное положение населения в стране является прямой угрозой для национальной безопасности Российской Федерации, как состояния защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. В современной России национальные интересы ...

а) отбытие срока наказания, назначенного по приговору суда;

б) отмена приговора суда с прекращением дела производством;

в) условно-досрочное освобождение от отбывания наказания;

г) замена неотбытой части наказания более мягким видом наказания;

д) помилование или амнистия;

е) тяжелая болезнь или инвалидность;

ж) иные основания, предусмотренные законом[2]..

Таким образом, можно сделать вывод, что социальная адаптация лиц бывших заключенных — это процесс, охватывающий комплекс их психологической практической подготовки к жизни в обществе, не только восстановления прежних положительных социальных ролей, но и освоения новых, в силу изменившихся обстоятельств, а также установление полезных контактов и устранение препятствующих факторов для успешной реабилитации в обществе.

1.2 Этапы и критерии социальной адаптации

В связи с тем, что социальная адаптация представляет собой протекающий во времени процесс, возникает вопрос о его этапах или стадиях. По-видимому, правильнее говорить об этапах социальной адаптации.

Польский социолог Я. Щепаньский выделяет четыре этапа:

первый (начальный) этап, когда адаптирующийся индивид усваивает лишь правила поведения, но система ценностей новой среды внутренне им не признается;

второй этап (терпимости), когда как среда, так и индивид признают равноценность эталонов поведения друг друга;

8 стр., 3580 слов

1. Предмет олигофренопедагогики. Основные категории олигофренопедагогики — воспитание, обучение, коррекция, компенсация, адаптация и социальная реабилитаци

Билет №1 1. Предмет олигофренопедагогики. Основные категории олигофренопедагогики - воспитание, обучение, коррекция, компенсация, адаптация и социальная реабилитация. Олигофренопедагогика – это педагогическая наука о воспитании и обучении умственно отсталых детей. Предметом олигофренопедагогики является ребёнок с отклонениями в психофизическом развитии. В конце XIX в. и в первой четверти XX в. в ...

третий этап (приспособления, «аккомодации») связан со взаимными уступками: не только индивид признает и принимает систему ценностей среды, но и представители последней признают некоторые его ценности;

четвертый этап (самой полной адаптации, этап «ассимиляции»), когда индивид полностью отказывается от прежних образцов и ценностей и полностью принимает новые.

По мнению С.С. Фролова, по отношению к бывшим заключенным приведенная периодизация в полном объеме может быть использована лишь в случаях кардинального расхождения ориентации личности и новой для нее среды, что происходит не всегда [16]. Итак, социальная адаптация лиц, освободившихся из мест лишения свободы, проходит следующие три этапа:

. Приспособительный этап, когда освобожденный от отбывания наказания разрешает насущные жизненные проблемы, связанные с бытовым и трудовым устройством. Этот начальный этап освоения после освобождения от наказания — самый сложный и порой решающий. Важность его для социальной адаптации сложно переоценить. Нередко, сталкиваясь с трудностями в быту и при устройстве на работу, освобожденные от отбывания наказания обращаются за помощью к прежним друзьям, вовлекающим их в новые преступления [14]. Можно отметить, что отрицательному влиянию групп с антиобщественной направленностью в таких случаях не только сложно, но и в большинстве случаев просто невозможно противостоять.

. Этап усвоения социально полезных ролей сложен и противоречив, связан с психологическими и нравственными трудностями освобожденного от отбывания наказания. В этот период происходит изменение его социальных ролей, функций, и, как правило, возникает необходимость в изменении установившихся навыков и привычек [14]. Именно поэтому, часто лица, особенно отбывшие длительный срок лишения свободы, приспосабливаются к новой, изменившийся за время социальной среде с большим внутренним напряжением, психологическими срывами, с постоянными стрессовыми состояниями.

10 стр., 4779 слов

ДЕПРИВАЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ -осознание личностью лишения возможностей удовлетворения основных жизненных потребностей.

ДЕПРИВАЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ — отсутствие, ограниченность усло­вий для нормального развития ребенка. ДЕСОЦИАЛИЗАЦИЯ— нарушение процесса социализации, заклю­чающегося в том, что на определенной стадии нормальной социализации личности происходит ее некоторая деформация, когда она попадает под влияние (стихийное или целенаправленное) отрицательной микросреды — дворовой компании сверстников, преступной ...

. На этапе правовой адаптации происходит утверждение в психике нужных и полезных взглядов, привычек, наклонностей, ценностей, желания честно трудиться, точно и неуклонно выполнять требования законов и нравственно этических норм [14]. Таким образом, здесь речь идет о закреплении достигнутых в процессе исполнения наказания положительных результатов исправительно-трудового воздействия и достижении целей исправления судимого лица.

З.И. Лаврентьева подчеркивает, что при оценке успешности протекания такого сложного социального процесса, как социальная адаптация, в ходе которого изменяется не только духовный облик, но и поведение судимого лица, необходимо учитывать объективные и субъективные показатели.

Объективные критерии фиксируют внешние признаки: примерное поведение, честное отношение к труду, точное и неуклонное выполнение требований законов и правил, участие в общественной жизни трудового коллектива и др.).

Субъективные критерии социальной адаптации лиц, освобожденных от отбывания наказания характеризуют: степень (уровень) осознанности личностью необходимости поведения, адекватного ожиданиям-требованиям общества, удовлетворенности новыми социальными ролями, желание добиться осуществления намеченных планов и выражаются в позитивном отношении к трудовому коллективу, отдельным его членам, семье и др. [10].

Таким образом, указанные критерии можно использовать для определения уровня протекания социальной адаптации, выявления обстоятельств, тормозящих или, наоборот, благоприятно влияющих на нее.

2. Адаптационные проблемы бывших заключенных, способы и факторы, оказывающие успешное влияние на их социальную адаптацию

.1 Личность бывшего осужденного и основные проблемы ее социальной адаптации

12 стр., 5842 слов

Исполнение наказания в виде лишения свободы в тюрьмах

... известно два вида основных наказаний, содержанием которых является лишение свободы: лишение свободы на определенный срок и пожизненное лишение свободы. Таким образом, лишение свободы состоит в изоляции ... порядка отбывания наказания, например, перевод в помещения камерного типа). Важным элементом при всей совокупности социальных мер лишения свободы, является свобода личности. Свобода личности ...

По мнению А.М. Воробьева, прежде всего, следует отметить, что уровень рецидивной преступности среди лиц, освободившихся от наказания достаточно высок, что обычно объясняется ошибками судов, применяющих указанные виды наказания, а также недостатками организации карательно-воспитательного процесса. Однако даже правильно назначенное и надлежащим образом исполненное наказание далеко не всегда приводит к исправлению и перевоспитанию преступника и предупреждению новых преступлений. То есть, поведение отдельного лица после отбытия наказания зависит не только и, пожалуй, не столько от результатов карательно-воспитательного воздействия, сколько от влияния на него факторов постпенитенциарной адаптации [6]. Таким образом, одни из них способствуют закреплению результатов исправительно-трудового воздействия, другие, наоборот, провоцируют новые преступления.

В.Л. Васильев отмечает, что наказания, связанные с лишением свободы, исполнение и отбывание которых происходит с отрывом осужденного от привычной среды, — влекут за собой ослабление, а иногда и утрату социально полезных связей, существенное ограничение выполняемых социальных ролей. Изменяется и личность бывшего осужденного, причем далеко не всегда в лучшую сторону. Исполнение наказания обусловливает необходимость адаптации осужденного к условиям жизни в ИУ, что нередко связано с усвоением нравов далеко не лучшей среды [4]. Следует отметить, что после освобождения и возвращения в прежнее социальное окружение проблема в адаптации возникает иногда даже у тех лиц, кто совершил преступление случайно, под воздействием неблагоприятных обстоятельств или чужого влияния.

В.В. Касьянов и В.Н. Нечипуренко подчеркивают, что анализ сущности и содержания процесса социальной адаптации освобожденных от наказания, его социально-психологических закономерностей показывает, что данный процесс далеко не всегда протекает гладко и бесконфликтно. Освобожденному приходится преодолевать многочисленные препятствия как внутренние, субъективные, так и внешние, от него не зависящие. Они и составляют проблемы адаптации (или адаптационные проблемы).

Рассматриваемые проблемы могут быть разделены на две категории. Первая категория охватывает заботы, связанные с удовлетворением насущных потребностей в жилье, пище, одежде, заработке, т.е. с созданием внешних условий жизнедеятельности субъекта. Другая группа проблем связана с вхождением освобожденного в новую микросреду — семью, трудовой коллектив, ближайшее бытовое окружение. В первой, как правило, преобладают ситуации, определяемые объективными, не зависящими от воли освобожденного обстоятельствами (отсутствие жилья, трудности в трудоустройстве).

Во второй — решающую роль играют личные качества лица и его поведение, т. е. факторы субъективного плана [8]. Таким образом, и те, и другие проблемы решаются освобожденными по-разному, исходя из вышеперечисленных сложившихся условий и личных возможностей. А они в определенной мере зависят от возраста, пола, образования, профессии и других социально — демографических параметров личности.

По словам А.А. Табайкова, основная масса новых преступлений, совершаемых лицами, которые отбывали наказание в виде лишения свободы, приходится на период до 3 лет с момента освобождения. Самое трудное время для адаптации — период до 3 (6) месяцев. Именно в это время требуются наиболее интенсивная работа по управлению процессом социальной адаптации освобожденных, строгий контроль за их поведением в быту, в общественных местах, за сферой их общения. В противном случае высокая эффективность профилактики рецидивной преступности среди освобожденных от наказания обеспечена не будет. Если освобожденные из мест лишения свободы не устраиваются на работу или после трудоустройства оставляют ее, не имеют постоянного места жительства или систематически меняют его, нарушают общественный порядок и правила общежития, это свидетельствует о том, что процесс социальной адаптации протекает неудовлетворительно и есть реальная почва для рецидива.

По истечении 3 лет после освобождения, примерно в 60% случаев наблюдается успешная социальная адаптация, то есть констатируются совпадение (гармония) ожиданий-требований социальной среды и уровня притязаний конкретного лица, наличие устойчивых положительных связей [13]. Таким образом, в процессе успешной социальной адаптации вырабатываются такие личностные качества, которые позволяют человеку стать активным субъектом деятельности.

Процесс адаптации, приспособления к условиям нормального существования в нормальной социальной среде после длительного срока лишения свободы — сложное явление, требующее активных волевых усилий, высоких нравственных и моральных качеств, хорошо развитого правосознания. Человек должен в короткий срок восстановить или приобрести целый ряд навыков [15]. То есть, например, он должен уметь тратить заработанные деньги, обеспечивать себя одеждой, питанием, жильем, активно перемещаться в пределах иногда довольно значительных расстояний и т.д.

Н.Г. Шурухнув отмечает, что к моменту освобождения из мест лишения свободы человек утрачивает определенные социальные связи: семью, трудовой коллектив, жилую площадь, квалификацию и т.д. Процесс его возвращения в сферу нормальных общественных отношений возможен лишь через трудовую деятельность в коллективе. Вместе с тем, переход предприятий на хозяйственный расчет, принципы самостоятельности, самофинансирования и самоокупаемости, ведущие к снижению числа занятых в основном производстве, ставят под угрозу вопрос своевременного устройства на работу по желаемой специальности лица, отбывшего наказание. Этот момент нельзя не учитывать, так как невозможность удовлетворять свои, даже самые простые потребности трудом неминуемо толкнет ранее судимого на путь совершения преступления повторно [18]. Анализируя эту проблему можно подчеркнуть, что в определенной степени общество само способствует рецидиву, не обеспечивая гарантированного трудоустройства, а также и других правовых гарантий и ограничивая в разных социально-бытовых ситуациях, лиц освободившихся из мест лишения свободы.

Т.Г. Татидинова выделяет одну из важнейших естественных потребностей человека — потребность в жилище. Основными причинами, вызвавшими жилищные проблемы у освобожденных, являются — утрата права на жилплощадь в связи с осуждением, нежелание возвращаться к семье, распад семьи, отсутствие жилья до ареста [14]. Таким образом, жилищные трудности у освобожденных, могут быть вызваны как личными субъективными, так и другими объективными причинами.

Г.Г. Шиханцев отмечает в качестве одного из самых серьезных обстоятельств, затрудняющих адаптацию, мощное действие субкультуры, процветающей в зонах изоляции правонарушителей, нередко привязывающей случайно оступившихся накрепко к преступной среде. Места лишения свободы служат средоточием активно возрождающихся и пропагандирующихся уголовных традиций, там велико влияние «воров в законе» на основную массу осужденных, особенно молодежь [17]. И таким образом, оно проникает, как видно, и в исправительно-трудовые учреждения, где содержатся несовершеннолетние.

В.Л. Васильев говорит о том, что освобожденные из мест лишения свободы молодые люди проявляют в общем, естественное стремление к дружескому общению, к совместному времяпрепровождению и установлению самых разнообразных контактов, в первую очередь со сверстниками и иными лицами, с которыми им интересно проводить время. Неформальные связи с лицами, характеризующимися аморальным и противоправным поведением, чаще всего возникают по месту жительства, а также по месту работы и учебы. Бытовые трудности, ослабление семейного и внесемейного контроля, конфликтные взаимоотношения в трудовом или учебном коллективе выталкивают таких лиц в неформальные группы, имеющие антиобщественную направленность [4].

Таким образом, неформальное социальное окружение рассматривается как особый источник воздействия на систему взглядов, ценностных ориентации и стереотипов поведения, особенно молодых людей, которые и составляют основную массу освобожденных из ИУ.

По мнению некоторых исследователей, преступное поведение молодежи не находится в тесной зависимости от таких характеристик, как образование или квалификация родителей, структурная неполноценность семьи, материально-бытовые условия жизни. Все это обретает значение в связи с социально-психологической атмосферой в семье — ее нравственными и правовыми взглядами, установками, ценностными ориентациями. Молодые правонарушители, возвращаясь в родительский дом, зачастую встречаются с той же житейской обстановкой, которая, так или иначе, способствовала их противозаконным поступкам. Если же учесть, что до заключения имели место напряженные, а порой и конфликтные отношения в этих семьях (34,8%), то нетрудно предположить, что условия адаптации тут вряд ли будут благоприятными [8].

Таким образом, воспроизводство нормальных семейных отношений является важным следствием успеха или неудачи социальной адаптации.

Нельзя не сказать о профессиональной адаптации, состоящей из множества компонентов (поиск работы или выбор профессии, проблема производственного адаптирования, степень удовлетворенности своим трудом как фактор закрепления на рабочем месте и т.д.) [17]. Можно отметить, что, к сожалению, общество вместо того, чтобы позаботиться о тех, кому особенно сложно сориентироваться в непростой нынешней ситуации, подчеркивает их гражданскую ущербность, подвергает, быть может, еще более жестокому наказанию, способствует, по сути, распространению тунеядства, являющегося почвой для рецидивной преступности.

Можно сказать, что таковы основные проблемы, встающие перед многими освободившимися из мест лишения свободы. Решение данных проблем или ослабление острых причин неэффективной адаптации, а также создание нормальных условий для социальной работы с бывшими заключенными — важнейшая задача государственных органов и общественности, мера предотвращения рецидивной преступности.

право адаптация освобожденный заключение

2.2 Факторы, влияющие на успех социальной адаптации бывших заключенных

Механизм социальной адаптации бывшего заключенного есть система отношений между лицом, выпущенным на свободу, и социальным окружением, преломляемая через его психику.

На процесс социальной адаптации в данном случае влияют такие факторы, как:

эффективность исполнения наказания (лишения свободы);

нравственная, психологическая и организационная подготовка осужденных к освобождению;

осознанное усвоение осужденными новых социальных ролей;

восстановление социально-полезных связей, правового статуса

гражданина.

Зачастую отсутствие одного из этих факторов отрицательно сказывается на адаптации освобожденных [15]. Можно отметить, что вследствие этого возможен высокий уровень рецидива преступлений, причем уже в течение первого года после освобождения.

В.Н. Трубников говорит о том, что все эти факторы можно разделить на три основных группы:

К первой группе относится личность самого освобожденного: его мировоззрение, черты характера, темперамент, интеллект, мораль, правосознание, этика, нравственность, образование, специальность, трудовые навыки и т.д.

Ко второй — условия внешней среды, окружающей личность освобожденного. Наличие жилья, прописки, семья и взаимоотношения с ней, работа, удовлетворенность ею и взаимоотношения с трудовым коллективом, отношения с членами малых групп, в которые освобожденный входит по месту работы, жительства и т.п., тактика работников милиции, которые осуществляют надзор.

К третьей группе относятся условия, в которых находился осужденный и которые сказываются на его поведении в первые месяцы свободы: организация трудового процесса, структура коллектива осужденных, срок пребывания в исправительно-трудовых учреждениях, учеба, воспитательное воздействие администрации, структура малых групп, в которые входил осужденный.

В.Н. Трубников подчеркивает, что социальная адаптация возможна только в случае, если будет сопровождаться:

) включением человека в сферу труда (учебы);

) установлением здоровых семейных отношений (и в родительской, и в своей семье);

) восстановлением коммуникативных общественных связей;

) укреплением системы нравственных ценностей как регулятора социального поведения.

По мнению А.М. Воробьева воссоздание нормальных коммуникативных связей — один из важнейших факторов успеха в процессе адаптации бывших заключенных, установление бесконфликтных отношений в обществе. Поиск общения чаще ведется в знакомой среде, где легче ориентирования, получать информацию, находить сочувствие. Следует отметить, что около 70% освобожденных вновь попадают в то социальное окружение, которое в свое время пагубно воздействовало на них [6]. Вот почему от того, как сложатся отношения между ними и государственными структурами, призванными оказывать им содействие и осуществлять социальный контроль, зависит многое.

А.М. Воробьев отмечает, что между тем, повсеместное отсутствие специальных учреждений, центров, которые занимались бы адаптацией отбывших уголовные наказания, создает парадоксальную ситуацию — забота об их благополучии возложена на карательные органы. Практически все молодые люди после выхода на свободу берутся на учет органами внутренних дел. При этом формы контроля не отличаются разнообразием — посещения на дому, беседы [6].

Таким образом, данные формы контроля и своеобразной помощи, вызывают серьезные сомнения у лиц, освободившихся из мест лишения свободы, так как подобные меры воспринимаются ими как карательные и не отличаются от их бывшего способа воздействия и реабилитации еще в стенах ИУ. Данное негативное понимание предлагаемой помощи показывает недостаточную подготовку еще в период адаптации до выхода лиц из мест заключения, а также говорит о необходимости изменения программы реабилитации, создании новой программы и привлечение такой категории лиц, оказывающих помощь в реабилитации, которая не будет вызывать недоверия, а только поспособствует эффективной реадаптации.

3. Права лиц, освобожденных от наказания и социальная программа их реабилитации в России

В Минимальных стандартных правилах обращения с заключенными 1955 года, подчеркивается необходимость постепенной подготовки заключенных к жизни на свободе. Одной из форм такой подготовки рекомендуется «пенитенциарный отпуск», во время которого заключенные подыскивают для себя работу, устанавливают полезные связи, решают свои семейные дела и т.д. При каждом заведении следует иметь социальных работников, заботящихся о поддержании и укреплении желательных социальных отношений заключенного [20].

Вступление России в ООН повлекло за собой и принятие конвенций ООН в частности «о правах человека», в соответствии с которой и построено все законодательство стран членов ООН. 8 января 1997 г. был принят новый УИК РФ, статья 97 которого также предусматривает отпуска осужденным. В ней говорится, что осужденным к лишению свободы, содержащимся в исправительных колониях и воспитательных колониях, а также осужденным, оставленным в установленном порядке в следственных изоляторах и тюрьмах для ведения работ по хозяйственному обслуживанию, могут быть разрешены выезды за пределы исправительных учреждений:

а) краткосрочные продолжительностью до семи суток, не считая времени, необходимого для проезда туда и обратно, в связи с исключительными личными обстоятельствами (смерть или тяжелая болезнь близкого родственника, угрожающая жизни больного; стихийное бедствие, причинившее значительный материальный ущерб осужденному или его семье), а также для предварительного решения вопросов трудового и бытового устройства осужденного после освобождения;

б) длительные на время ежегодного оплачиваемого отпуска, а осужденным, указанным в части второй статьи 103 настоящего Кодекса, или осужденным, не обеспеченным работой по не зависящим от них причинам, на срок, равный времени ежегодного оплачиваемого отпуска.

Осужденным женщинам, имеющим детей в домах ребенка исправительных колоний, может быть разрешен краткосрочный выезд за пределы исправительных учреждений для устройства детей у родственников, либо в детском доме на срок до семи суток, не считая времени, необходимого для проезда туда и обратно, а осужденным женщинам, имеющим несовершеннолетних детей — инвалидов вне исправительной колонии, — один краткосрочный выезд в год для свидания с ними на тот же срок [2].

В целом, можно сказать о том, что российской уголовно-исполнительной системе нужна научно обоснованная и хорошо спрогнозированная программа развития института предоставления отпусков осужденным.

Отбывание уголовного наказания в условиях изоляции от общества нередко приводит к разрыву социально полезных связей осужденного с семьей, родственниками, трудовым коллективом по месту прежней работы и т.п. Трудности, испытываемые лицом, отбывшим наказание, особенно в трудовом и бытовом устройстве, могут подталкивать его к совершению новых преступлений. Поэтому, закон возлагает на администрацию исправительных учреждений по месту отбывания осужденными наказаний в виде ареста, ограничения либо лишения свободы обязанность подготовки таких лиц к предстоящему освобождению (ст.180 УИК РФ).

Представители администрации, ответственные за осуществление воспитательной работы с осужденными, проводят с ними беседы, в ходе которых выясняются намерения каждого конкретного лица в плане его жизнеустройства после освобождения, ему даются необходимые рекомендации в свете положений действующего законодательства [2]. Таким образом, в законе отмечено большое воспитательное значение таких собеседований, которые должны носить неформальный характер, помогать осужденному принять правильное решение.

После того, как намерения осужденного определятся, но не позднее чем за два месяца до истечения срока ареста и за шесть месяцев до отбытия других наказаний, администрация учреждения, исполняющего наказание, направляет органам местного самоуправления и федеральной службы занятости по месту предстоящего жительства освобождаемого письменное уведомление с информацией о времени прибытия данного лица и предложениями относительно его бытового и трудового устройства [3]. Следует отметить, что в уведомлении, как следует из текста закона, обязательно должна содержаться и информация о наличии у освобожденного жилья, о его трудоспособности и имеющихся специальностях.

Если освобождаемые в силу пенсионного возраста или инвалидности являются нетрудоспособными и нуждаются в специальном уходе, администрация учреждения, исполняющего наказания, направляет органам социальной защиты представление о помещении этих лиц в дома инвалидов и престарелых. К представлению прилагается письменная просьба самих осужденных.

Помещение в специально организуемые для таких лиц дома инвалидов и престарелых осуществляется органами социального обеспечения по месту жительства освобожденного либо в ином месте в порядке, предусмотренным действующим законодательством [3].

В целях способствования адаптации освобождаемых из мест лишения свободы к условиям жизни гражданского общества, а также из соображений гуманности статья 181 УИК РФ предусматривает различные формы материальной поддержки таких лиц в первый период после отбытия ими наказания. В настоящее время по ряду объективных причин не все осужденные, содержащиеся в исправительных учреждениях, обеспечены оплачиваемой работой, многие имеют низкие заработки. Поэтому к моменту освобождения они могут нуждаться в материальной помощи. Эта помощь предоставляется администрацией учреждения, исполняющего наказание. Материальная помощь выражается, прежде всего, в оплате транспортных расходов освобожденного, которые могут быть довольно значительными. Освобождаемый получает бесплатный билет до конечного пункта по избранному месту жительства.

Обычно освобожденным оплачивается проезд в общих железнодорожных вагонах, но с учетом особенностей транспортного сообщения с тем или иным населенным пунктом им может обеспечиваться проезд водным (в каютах 3 класса), автомобильным или воздушным транспортом. Лицам, нуждающимся в постороннем уходе, несовершеннолетним в возрасте до 16 лет, беременным женщинам и женщинам, следующим вместе с малолетними детьми, выдаются билеты в плацкартные вагоны или каюты 2 класса. По желанию осужденного, при условии доплаты разницы в тарифе, ему могут быть приобретены билеты с более комфортабельными условиями проезда.

Иные формы материальной помощи из числа предусмотренных законом предоставляются только тем, кто в них нуждается. В частности, по заявлению осужденного ему при освобождении бесплатно выдается одежда и обувь по сезону. При наличии средств из специального фонда может быть выдано единовременное денежное пособие в размере установленного законом минимального месячного заработка (если Правительством Российской Федерации не установлены иные суммы) [2]. Следует отметить, что законом не запрещено использование в этих целях и иных средств, например, из общественных фондов помощи осужденным, создаваемых в учреждениях, исполняющих наказания, за счет финансовых поступлений от благотворительных организаций.

В соответствии с ч. 1 ст. 23 Конституции РФ освобожденный, как и все граждане, имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну. С учетом этого обстоятельства, а также неограниченного права осужденных на переписку, закон в общем порядке не предусматривает обязанности администрации учреждений, исполняющих наказания, сообщать о предстоящем освобождении родственников осужденного и иных лиц, исключение сделано лишь в отношении несовершеннолетних, беременных женщин и осужденных женщин, имеющих малолетних детей (ст. 180 УИК РФ) ввиду того, что они нуждаются в особой заботе со стороны государства, а также больных осужденных, нуждающихся в постороннем уходе. При необходимости об их освобождении ставятся в известность органы опеки и попечительства, органы и учреждения Министерства здравоохранения РФ [1].

При неприбытии родственников и иных лиц, способных сопровождать освобожденного из числа больных лиц, нуждающихся в постороннем уходе, беременных женщин и женщин, имеющих малолетних детей, а также несовершеннолетних в возрасте до 16 лет, данное лицо направляется к месту жительства в сопровождении работника исправительного учреждения[3].

Статья 182 УИК РФ лишь в самой общей форме закрепляет права лиц, освобожденных от наказания, на определенные виды необходимой социальной помощи [2]. Необходимо отметить, что уголовно — исполнительное законодательство в этой части должно быть дополнено соответствующими федеральными законами.

А.И. Зубков отмечает, что принятие подобного рода законодательных актов сдерживается, прежде всего, отсутствием необходимых экономических условий. Однако не вызывает сомнения, что в перспективе юридические возможности получения рассматриваемой категорией лиц должной помощи будут расширяться [7]. Можно отметить, что определенные предпосылки для этого заложены в действующих федеральных законах и нормативных правовых актах органов исполнительной власти.

А.И. Зубков также говорит о том, что опыт борьбы с преступностью в России и многих других странах показал целесообразность установления контроля за лицами, освобожденными от отбывания наказания, в целях закрепления положительных результатов применения к ним уголовно-правовых мер предупреждения рецидива преступлений. В специальной литературе такой контроль называется «криминологическим», «профилактическим», «посткриминальным», «постпенитенциарным» и т.д. Его суть заключается в наблюдении за поведением лица, освобожденного от наказания, с последующим сообщением об обнаруженных нарушениях компетентному органу для принятия необходимых мер [7]. Таким образом, контролирующий субъект наделяется законом правом самостоятельного применения некоторых превентивных мер.

В соответствии со ст. 13 Положения о комиссиях по делам несовершеннолетних их районные (городские) звенья осуществляют наблюдение за поведением досрочно освобожденных от отбывания наказания несовершеннолетних. На основании ст. 27.1 названного Положения каждая комиссия по делам несовершеннолетних, действующая по месту постоянного жительства освобожденного из воспитательной колонии, должна до достижения им 18-летнего возраста принимать меры к трудоустройству или направлению в учебное заведение этого лица, а также контролировать его поведение [2].

На территории России еще действует Положение об административном надзоре органов внутренних дел за лицами, освобожденными из мест лишения свободы. Такой надзор имеет целью предупреждение преступлений со стороны данных лиц и оказание на них необходимого воспитательного воздействия. Административный надзор является принудительной мерой и применяется в отношении освобожденных от отбывания наказания совершеннолетних лиц:

а) осужденных ранее за совершение преступлений при особо опасном рецидиве;

б) судимых ранее к лишению свободы за тяжкие преступления или судимых два и более раза к лишению свободы за любые умышленные преступления либо ранее освобождавшихся из мест лишения свободы условно — досрочно и вновь совершивших умышленное преступление в течение неотбытой части наказания [7]. Таким образом, надзор за ними устанавливается, если поведение данных лиц свидетельствует об их упорном нежелании встать на путь исправления, приобщиться к честной трудовой жизни.

К лицам, в отношении которых устанавливается административный надзор, могут применяться следующие ограничения:

а) запрещение ухода из дома (квартиры) в определенное время;

б) запрещение выезда или ограничение времени выезда по личным делам за пределы района (города);

в) запрещение пребывания в определенных пунктах района (города);

г) явка в милицию для регистрации от одного до четырех раз в месяц. Ограничения применяются в полном объеме или раздельно в зависимости от образа жизни, семейного положения, места работы и других обстоятельств, характеризующих личность поднадзорного.

Административный надзор устанавливается по месту жительства освобожденного на срок от шести месяцев до одного года. В необходимых случаях он может быть продлен каждый раз еще на шесть месяцев, но не свыше сроков судимости. Вместе с тем предусмотрена возможность досрочного прекращения надзора, если лицо положительно характеризуется по работе и в быту.

Следует отметить, что эффективность административного надзора как меры предупреждения рецидива преступлений в настоящее время невысока, вследствие, прежде всего, большой загруженности участковых инспекторов милиции, отмены уголовной ответственности за злостное нарушение правил административного надзора. То есть освобожденные от наказания просто ходят и платят административные штрафы и спокойно нарушают правила административного надзора (ведь штрафы несущественные).

А.И. Зубков отмечает, что лица, освобожденные из исправительных учреждений, предпочитают трудоустраиваться самостоятельно, без помощи государственных органов, и в большинстве случаев им это удается. Вместе с тем они вправе обращаться за содействием в органы федеральной службы занятости по месту жительства. Статья 13 Федерального закона «О занятости населения» от 19 апреля 1991 года относит лиц, освобожденных из мест лишения свободы, к числу пользующихся повышенной социально — правовой защитой. В соответствии с совместным указанием МВД РФ и Федеральной службы занятости РФ от 28 сентября 1992 года освобожденные от наказания имеют право первоочередного трудоустройства через центры занятости.

В период вынужденной безработицы гражданин, освобожденный от наказания и зарегистрировавшийся в органе федеральной службы занятости, вправе получать пособие, размер которого зависит от среднего заработка в период отбывания наказания, но не может быть меньше установленного размера минимальной заработной платы. Пособие выплачивается на условиях, предусмотренных Федеральным законом «О занятости населения» [3].

Нормы действующего законодательства о жилье не предусматривают каких-либо особых или преимущественных прав на его получение лицами, освобожденными от наказания, по сравнению с другими гражданами. Можно лишь отметить, что при отсутствии жилья освобожденный вправе обратиться с заявлением о постановке на учет в жилищные органы по месту своего постоянного проживания для получения жилья в обычном порядке. Возможно получение места в общежитии или иного ведомственного жилья, предоставляемого организацией по месту работы.

Как в период отбывания наказания, так и после освобождения за гражданином сохраняется право собственности на частное домовладение, в том числе индивидуальное или долевое право собственности на приватизированную квартиру[3]. Т.е. он может получать жилье по наследству, по договору купли — продажи, дарения, приобретать земельные участки под застройку и т.п.

Согласно Информационное приложению Бывшие зеки, в ряде регионов, по решению местных органов власти и управления, отдельных организаций созданы Центры социальной адаптации, предназначенные для временного проживания лиц, по каким-либо причинам не имеющим жилья. В них могут обращаться и лица, отбывшие наказание. Так в Санкт-Петербурге существует Центр социальных, психологических и правовых исследований, мужской приют для вышедших из заключения на 15 мест, кризисная служба психологической помощи, антисуицидальная психотерапия для предотвращения самоубийств среди вышедших из заключения. Для заключенных есть программа «Год» (полгода подготовка заключенного к освобождению, полгода — адаптация на воле).

Проведение исследований и подготовка обучающих программ в области профессиональной адаптации (врачей, учителей), адаптация людей после религиозных тоталитарных сект, семейная терапия (коррекция отношений между детьми и их родителями).

Существует государственное учреждение подобной направленности: Центр социальной адаптации лиц, освобожденных из мест лишения свободы (создан по инициативе мэрии Санкт-Петербурга в 1993 г.), который предоставляет временное жилье в мужском приюте на 40 человек (проживание до 6 месяцев), оказывает помощь в трудоустройстве и содействие в получении прописки. Клиенты могут воспользоваться предоставляемыми услугами только при наличии направления, взятого в районной наблюдательной комиссии и подписанного заместителем главы администрации района. Подобный дом ночного пребывания существует и в г. Екатеринбурге. Но количество мест в нем ограничено, а желающие принимаются со всей области, причем не только освобожденные от наказания, но и лица, не имеющие жилья. Также в Санкт-Петербурге существует Благотворительный фонд помощи заключенным «Помощь» Зарегистрирован в 1994 г. [19].

Таким образом, можно сказать о том, что права бывших заключенных не ущемлены и программы по их социальной реабилитации постоянно улучшаются и разрабатываются, а также с помощью различных созданных учреждений по реабилитации бывших заключенных вносят существенный вклад по осуществлению помощи в адаптации лиц, освободившихся из мест лишения свободы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Человеку, который осужден к изоляции от общества, приходится адаптироваться к новым, кардинально отличающимся от жизни на свободе, условиям ИУ. После освобождения от наказания человеку снова приходится адаптироваться к нормальным, кардинально отличающимся от условий ИУ, условиям свободы. При этом он сталкивается с проблемами правового и социального характера. Значение первых не так велико по сравнению со значением вторых. Следовательно, нужно обратить внимание на решение, прежде всего проблем социального характера.

Основными проблемами в сфере социальной адаптации лиц, отбывших наказание являются: их профессиональная ориентация и трудоустройство, обстановка в семье, в кругу родственников, а также друзей, знакомых, соседей. Как уже было сказано, в большинстве случаев, у бывшего осужденного складываются напряженные отношения с окружающими, как правило, он наталкивается на стену неприятия и равнодушия.

Из всех рассмотренных в работе факторов, способствующих социальной адаптации бывших заключенных, нет ни одного, который сколько-нибудь полно реализуется в нашем государстве.

В качестве новых подходов предлагается в отношении ряда категорий освобожденных организовать через центры социальной адаптации патронат (данная форма социального контроля несколько строже общественного наблюдения, но значительно мягче административного надзора), в случаях, когда отсутствует необходимость жесткого контроля за поведением индивида. В то же время за лицами, которые не подпадают под административный надзор, не встали на путь исправления во время отбывания наказания или нарушают правопорядок после освобождения от наказания, следует организовать общественное наблюдение, такие как, например, миротворческие усилия церкви, ее вклад в восстановление и учреждение общечеловеческих норм и ценностей. Необходимо отметить, что речь идет не о религиозных объединениях как коллективном субъекте центра социальной адаптации, а об участии в работе центра верующих и религиозных деятелей в качестве отдельных лиц.

Исходя из всего вышеперечисленного, необходимо еще раз отметить, что сложный процесс адаптации, перевоспитания и возвращения в общество лица, совершившего преступление, начинается при отбытии наказания и заканчивается после его полной адаптации к условиям нормального существования в нормальной социальной среде. Таким образом, нормально адаптированный освобожденный порывает связи с преступной средой и другими лицами, чье поведение характеризуется как антиобщественное, не злоупотребляет алкоголем, не допускает правонарушений.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Конституция РФ от 12.12.1993.

. Уголовно-исполнительный кодекс РФ

. Комментарий к УИК РФ

. Васильев В.Л. Юридическая психология. Учебник для вузов. — М.: Юрид. лит., 1991.

. Волков Ю.Г., Мостовая И.В. Социология: Учебник для вузов./ Под ред проф. В.И. Добренькова. — М.: Гардарики, 2000.

. Воробьев А.М., Дубовцев В.А. О некоторых причинах рецидивной преступности.// Социологические исследования. 1991. №5.

. Зубков А.И. Уголовно-исполнительное право. Учебник для вузов. М., 2000.

. Касьянов В.В., Нечипуренко В.Н. Социология права. Ростов-на-Дону: Феникс, 2001.

. Кравченко А.И. Социология: учебник для вузов. — М.: Академический проект, 2001.

. Лаврентьева З.И. Педагогика социальной реабилитации: Учебное пособие. — Новосибирск: Изд. НГПУ, 2003. — 156 с.

. Ромм М.В. Адаптация личности в социуме. — Новосибирск, 2002.

. Социально-энциклопедический словарь. М., 1998.

. Тайбаков А.А. Профессиональный преступник (опыт социологического исследования) // Социологические исследования. 1993. №8

. Татидинова Т.Г. Социальная реадаптация бывших заключенных. //Социологические исследования. 1993. №3.

. Трубников В.М. Социальная адаптация освобожденных от наказания. Киев, 1990.

. Фролов С.С. Социология: Учебник — М.: Гардарики, 2001

. Шиханцев Г.Г. Юридическая психология. — М., 2005

. Шурухнов Н.Г. Личность пенитенциарного преступника. //Социологические исследования. 1993. №8.

. Информационное приложение Бывшие зеки (список организаций помогающим в адаптации бывшим заключенным в г. Санкт-Петербурге)

. Фещук А. Зарубежное законодательство о предоставлении отпусков осужденным