Предмет и объект, структура и функции этносоциологии.

Место этносоциологии в системе научного знания.

Этносоциология — отрасль социологической науки, исследующая социальные процессы в разных этнических средах и этнические процессы в социальных группах. Иными словами, этносоциология изучает явления и события социальной жизни, связанные с проблемами этносов, влиянием особенностей этнической культуры и традиций на социальную жизнь, межэтническими взаимоотношениями и конфликтами.

Этносоциология является пограничной наукой между социологией и этнологией. Возникла достаточно поздно. В античности существовали художественные описания путешествий, но они не имели прикладной цели. Ситуация меняется во времена колонизации и Великих географических открытий, когда начали требоваться прикладные знания для завязывания торговых отношений. Имели место сочинения католических священников, чиновников.

К концу 18 века во Франции начинает складываться этнография, которая занимается описанием черт быта, поведения различных племён и народов, живущих вне Европы. В начале 20 века этнография начинает взаимодействовать с социологией.

Предмет и объект, структура и функции этносоциологии.

Объект этносоциологии — народ-этнос в социальном многообразии. Он изучается через личность, включённую в этническую группу. Этнические группы – части общества, члены которых осознают себя носителями общей культуры и обладают чувством солидарности. Предмет этносоциологии – изучение социальных аспектов развития и функционирования этнических групп, их идентичности, интересов и форм самоорганизации, закономерностей их коллективного поведения, взаимодействий этнических групп, взаимосвязей личности, включённой в эти группы, и социальной среды. По существу этносоциология изучает этническую специфику всех социально значимых областей жизни общества, рассматривая их с точки зрения социологических критериев и с применением методики социологического исследования. Функции этносоциологии: 1) Теоретико-познавательная. Мобилизация необходимого объёма знаний как одна из непременных черт научного исследования предполагает привлечение исторических и этнокультурных знаний, выявление логических, причинно-следственных, закономерных связей, формулирование специальных теорий. 2) Практико-преобразовательная. Объяснение полученных фактов, проверка гипотез, прогнозирование новых процессов и явлений, а также существующих тенденций развития. Можно выделить прогностическую функцию как самостоятельную. 3) Просветительская. В условиях конфликтов этносоциологи не раз участвовали в тренингах вместе с представителями прессы с целью выработки наиболее эффективных приёмов подачи материалов об этнических группах, участвующих в конфликтах.

 

9 стр., 4247 слов

Социология (сдохли мои пальцы)

... этнический Исторически высшая форма этносоциальной общности людей, характеризующаяся единством, территории, экономической жизни, исторического пути, языка, культуры, этнически, самосознания – нация Этносоциология ... Л. Гумилев Этническая социология изучает – социально обусловленность традиционной культуры, этническую обусловленность общих и частных процессов, воздействие этнического фактора на ...

 

3. Этимология слова «этнос» и его синонимы.

«Этнос» — это исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая общность людей, обладающих сходными, относительно стабильными особенностями культуры (включая язык) и психики, а также самосознанием, то есть осознанием своего единства и отличия от всех других подобных общностей, что выражается в названии этноса (этнониме).

Синонимы: Общность — совокупность людей, объединяемая исторически сложившимися устойчивыми социальными связями и отношениями и обладающая рядом общих признаков (черт), придающих ей неповторимое своеобразие. Нация — историческая общность людей, складывающаяся в процессе формирования общности их территории, экономических связей, языка, этнических особенностей культуры и характера.Субэтнос — этническая группа, часть этноса, занимающая компактную территорию, обладающая диалектальной и культурно-бытовой спецификой. Племя — этническая и социальная общность людей, находящихся на первобытном уровне развития. Народ — достаточно многочисл. группа людей, отличающаяся общностью языка, культуры, территории, религии, истор. прошлого и др. Народность— историческая общность людей, возникающая из отдельных племён при распаде родоплеменных отношений, на ранней стадии феодализма. Суперэтнос — метаэтническая общность (сообщество этносов, связанных между собой самосознанием этногенетической близости), возникающая обычно в границах полиэтниче­ского государства на базе культурно исторического единства (по исторической судьбе, доминирующей культуре, образу жизни, традициям и т. д.).

 

Этнос как койнема. Качественные особенности этноса.

Этнос является базовой формой общества. Этнос лежит в основе любого общества, создает общество и его структуры. Но сам этнос не имеет привычных социальных структур, то есть представляет собой общество с нулевой дифференциацией. Этнос есть общество, дифференциация в котором минимальна, стремится к нулю или (теоретически) вообще отсутствует. «Койнема» — означает что-то «общее», «всеобщее», «основное», а также «общество», «община», «основа». Койнема в таком случае будет означать то неделимое начало, которое лежит в основе общества. В таком понимании этнос есть койнема. Общество в широком смысле создано на этнической основе и произрастает из этнического ядра (чаще всего из нескольких ядер) как из своего зерна. Качественные особенности: 1. Разные этносы имеют разные этосы (в переводе с греческого означает нрав, обычаи).

11 стр., 5046 слов

Познание мира, общества, человека

... разум; как сознательные, так и бессознательные, рациональные и иррациональные стороны жизнедеятельности людей. Внутри самого общества различные его структуры и элементы стремятся к удовлетворению своих собственных ... как социальная общность, стоимость товара, власть, благо, идеал, совесть и т.д. Следует также отметить, что в плане сугубо биологическом органы чувственного отражения у человека гораздо ...

2. Общечеловеческого этноса не существует, этнос всегда конкретен. 3. Единство языка. Язык объединяет этносы. 4. В истоке этноса всегда лежит миф (легенда о его происхождении).

5. Этнос – открытая сфера.

 

 

Базовые понятия этносоциологии.

Базовыми понятиями этносоциологии является цепочка: этнос – народ (лаос) – нация – гражданское общество – глобальное общество – постобщество.Этнос — это исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая общность людей, обладающих сходными, относительно стабильными особенностями культуры (включая язык) и психики, а также самосознанием, то есть осознанием своего единства и отличия от всех других подобных общностей, что выражается в названии этноса (этнониме).

Народ – первое производное от этноса, народ качественно более сложная организация чем этнос. Народ – это этнос, вступивший в историю. В народе целостность этноса уже нарушается, в народе может возникнуть неравенство, в этносе такого нет. Этнос по своей сути статичен, народ – подвижен. Народ, как исторический феномен обязательно производит государство, религию, цивилизацию. Нация – вторая производная от этноса. Нация – понятие строго политическое, неразрывно связано с государством. Для народа характерен коллективизм, массовость, а для нации – индивидуальность. Элементом нации является гражданин данного государства. Нация состоит из граждан, совокупность которых явл. населением. Гражданское общество – еще одно производное от нации: это социологическая абстракция, представляющая собой проект существования граждан без национального государства, то есть содержание без формы. Это общество мыслится как основанное исключительно на индивидуальной идентичности. Г.О. мыслится изначально выходящим за пределы нац. государств и противопоставляется им. Впервые это термин был введен Э. Кантом. Г.О. в итоге обязательно станет глобальным – высшую форму общества гражданского, как его оптимальное и конкретное воплощение, в котором государства-нации сливаются в одно наднац. образование, которое превращается в основу постнац. демократического сверх-государства. Последней производной этноса будет постчеловеческое общество, или постобщество, представляющее собой ассоциацию киборгов, мутантов, клонов и машин.Развивается идея постчеловека, который должен прийти на смену человеку как индивидууму.

 

 

Основные концепты этноса.

Этнос — это устойчивая межпоколенная группа людей, объединённая длительным совместным проживанием на определённой территории, общими языком, культурой, жизненным укладом, самосознанием и самоназванием. Основные составляющие этноса являются (концепты этноса); Этнос не может существовать без: Этническое самосознаниепредставления этноса о собственной сущности, своего положения в системе взаимодействия с другими народами, своей роли в истории человечества.Наличие этнического сознания необходимо предполагает существования общего названия этноса — этнонима. У этноса может быть несколько названий, одно из них — самоназвание, другие — имена, даваемые данному этносу людьми, принадлежащими к другим народам. Этническое самосознание невозможно без самоназвания.Если члены той или иной культурно-языковой общности не обладают этническим самосознанием, то эта группа не является этносом. Язык – языковой концепт является основной формой выражения социокультурного бытия этноса. Этнос существует, пока существует язык. Общая культура – каждый этнос обладает своей, отличающейся от других, культурой, своими обычаями, традициями, верованиями и т. д. Общая территория проживания – каждый этнос занимает определенную территорию. Эта территория в ходе исторических событий может изменяться, уменьшаться, увеличивать, сдвигаться.

12 стр., 5714 слов

Процесс разделения людей на социальные слои

... как доброта, отзывчивость, целеустремленность, справедливость, взаимовыручка: 1. формируются в ходе социализации человека, под влиянием социальных условий его жизни 39. Какое из этих высказываний истинно: 1. ... 117. Казахские просветители в XIX в. считали, что для скорейшего достижения казахским народом исторического прогресса и выхода из средневекового оцепенения в наиболее короткие сроки ...

 

7. Народ – первая производная от этноса.

В этносоциологии концепт «народ» (λαός — «лаос») существенно отличается от концепта «этнос». Народ представляет собой социальную организацию общества, качественно более сложную, чем этнос. Этнос статичен. Лаос подвижен. В народе целостность этноса нарушается. Структура общества качественно усложняется. Возникают социальная стратификация и выделение четких социальных групп. В народе уже есть классы и дифференцированные профессиональные и иные социальные градации. Начинается процесс разделения труда. Народ есть этнос, вступивший в историю. В народе начинается выделение различных социальных страт, которые обособляются друг от друга. У каждой страты формируются свои социологические особенности. Часто страты приобретают форму фиксированных каст. Перейти из одной касты в другую сложно или почти невозможно. Складывается институт рабства и практика наемного труда. Качественно меняется система мифов и обрядов. Они также дифференцируются по кастовому принципу. В образовании народа всегда с необходимостью участвуют несколько этносов — два или более. Никогда народ не образуется путем количественного роста этноса. Один из этносов или группа этносов образуют в ходе сложных социологических, политических и экономических процедур высшую страту; другой этнос (или группа этносов) — низшую. Народ, как исторический феномен обязательно производит государство, религию, цивилизацию.

 

Методология и методика исследования этничности.

Проблематика этносоциологических исследований первона­чально была очерчена следующим кругом вопросов: социальная структура этносов и наций, их мобильности в многоэтничном обще­стве; этнические особенности социальных изменений, темпы социаль­ных перемещений в этнических группах, соотношение современной и традиционной культу­ры в социальных группах, этнические интересы и установки на межэтническое общение, межэтнические ориентации, толерант­ность и нетерпимость, проблемы национализма, социальные и со­циально-психологические основы межэтнических конфликтов Особое внимание этносоциология уделяет изучению механизма взаимосвязи собственно этнических и социальных явлений в совре­менном обществе — этнических процессов в различных социальных группах и социальных процессов в различных этнических общно­стях. Этносоциология с помощью методики социоло­гических исследований исследует социологические параметры об­щества через призму этничности, а также проявления этничности в иерархии социальных структур. Междисциплинарность этносоциологии предопределила ис­пользование историко-этнографических (метод системного анализа, ретроспективный, сравнительно-исторический, проблемный, метод полевого наблюдения и пр.) и специфических социологических ме­тодов (массовые этностатистические опросы в виде анкетирования и интервьюирования, глубинные проблемно ориентированные, полу- структурированные интервью, контент-анализ текстов, включенное наблюдение, шкалирование, тестирование и пр.).

9 стр., 4272 слов

Концепция функционального питания

... раз по сравнению с теми, кто сохранил старый уклад жизни. Cреди этнического населения, продолжающего сохранять традиционный для них образ жизни, практически отсутствуют ... пищевых продуктов с дополнительными функциональными характеристиками (функциональные продукты питания - ФПП). Концепция «Функциональное питание» как самостоятельное научно-прикладное направление в области здорового питания ...

Социологические методы дают результаты каче­ственно-количественного характера, удобные для статистического анализа и дальнейших теоретических обобщений. Общим принципом исследований является принцип деятельности. Через деятельность личность включается в систему общественных отношений. Применяя принцип деятельности, используется ряд социологических подходов. Их совокупность составляет методологию: 1. Культурологический (поведение людей рассматривается и объясняется через господствующие в той или иной культуре ценности и правила поведения); 2. Рассмотрение фактов через совместную социальную деятельность людей. Понять поведение людей в сферах, затрагивающих этнические стороны их бытия. Взаимодействия людей друг с другом обусловлены ролями; 3. Психологический. Он объясняет поведение людей как личностей, т.е. не просто как индивидов, а людей, включенных в этническую группу в том смысле, что в их представлениях или поведении присутствует в той или иной мере этничность.Довольно разнообразен круг источников при проведении этно-социологических исследований, включающий архивные источники (документы ведомств по вопросам этнической политики, миграции, межэтнических отношений, социальной мобильности и пр.), доку­менты архивов отделов ЗАГСов, опубликованные источники (переписи населения, ста­тистические сборники документов).

 

Примордиализм.

Основоположником является американский социолог Эдвард Шилз. Впервые термин примордиализм он ввел в 1957 г. Примордиализм: рассматривает этнос как изначальное и неизменное объединение людей «по крови» с неизменными признаками, осознание групповой принадлежности, заключенного в генетическом коде, что является продуктом ранней человеческой эволюции, когда способность распознавать членов родственной группы была необходима для выживания. Этничность рассматривается как данность своего рода, изначальная характеристика человечества. Примордиалисты делятся на два направления: расово-биологическое; социо-историческое. Представителями расово-биологического направления были: Джозеф Артур де Габино, Хьюстон Стюард Чемберлен, Ханц Фридрих Гюнтер(выделил шесть основных рас: нордическая; динарская; альпинская; среднеземноморская; западная раса; восточно-балтийская раса. Представители расово-биологического направления считали, что расы не равноценны между собой, позже на основании этого зародился расизм. Представители социо-исторического направления, считали, что этносы и народы отличаются между собой только в социо-культурно-историческом развитии.

6 стр., 2763 слов

Концепции мк в исследованиях зарубежных социологов

... акта; контент-анализ; бихевиоризм) * П.Лазарсфельд (теория «минимального эффекта») и Б. Берельсон (концепция удовлетворения потребностей аудитории) * Модели политической коммуникации К. Шеннона и У. Уивера 1. ... глава) В кн.: Маркс К. Социология. М. 2000. Маркузе Г. Одномерный человек. Киев. 1994. Массовая информация в современном промышленном городе: Опыт комплексного социологического исследования ...

 

 

Инструментализм.

Инструментализм — данная концепция рассматривает этничность, как инструмент, при помощи которого люди добиваются тех или иных целей, и, в отличие от примордиализма и конструктивизма, не ориентирован на поиск определения этноса и этничности. Так, любая деятельность и активность этнических групп рассматривается как целенаправленная деятельность этнических элит в борьбе за власть и привилегии. В обыденной жизни этничность пребывает в латентном состоянии, но в случае необходимости мобилизуется. В русле инструментализма выделяются 2 направления: элитарный инструментализм и экономический инструментализм.

 

 

Конструктивизм.

Представляет собой попытку объединить примордиолизм и инструментализм для рассмотрения феномена этничности.
Конструктивизм не отрицал этничности, присущей человеку, но рассматривает этничность через призму социального общества. В основе лежит теория рационального выбора, согласно которой человек в различных ситуациях руководствуется принципом рациональности и полезности своей этничности. Этничность дополняется рациональными потребностями человека, при этом социальная сущность играет более важную роль, чем его этническая принадлежность. Люди обращаются к этничности тогда, когда соц. факторы не обеспечивает достижение поставленной цели. Признаком этнической общности является не общее происхождение, а представление или миф об общей судьбе исторической судьбе. Этничность процесс социального конструирования воображаемых общностей, основанной на вере в то, что они связаны естественными и природными связями, единым типом культуры и идеи, или мифом об общем происхождении или истории. По сути этничность – это сконструированная идентичность. Нация является конструктом государства. Этнос существует только в головах ученых.

 

 

Основные школы этносоциологии (характеристика одного представителя).

Три основных школы: 1.Немецкая школа: Термин «этносоциология» наиболее устоялся именно в германоязычной среде. Представители школы: Термин «этносоциология» был введен на самом раннем этапе становления социологии как науки одним из социологов первого поколения Людвигом Гумпловичем. Гумплович, родившийся в Польше, позже эмигрировал в Австро-Венгрию, и большинство его текстов вышло на немецком языке. Он является также автором термина «этноцентризм» (предпочтение своей этнической группы, другой).

Иоганн Готтфрид Гердер: Немецкий философ, один из первых мыслителей Нового времени попытался описать историю человечества как осмысленный и целенаправленный процесс, основными движущими силами которого являются народы. Понятие «народа» («das Volk») является центральным в философии Гердера. По Гердеру, различие народов происходит из различия природных, исторических, социальных и психологических условий. Все народы различны, что выражается в различии их языков. Иоганн Готтлиб Фихте наряду с Гердером считается провозвестником теории этноса. Представления Фихте о «народе» (он, как и Гердер, не делал различий между народом и этносом) были выстроены в духе его философской теории об «абсолютном субъекте». Он считал «народ» выражением такого субъекта и историко-культурным единством, предшествующим разделению на «индивидуумы». В отличие от Гердера, Фихте был последователем Канта и основное внимание уделял рациональной стороне культуры. 2.Американская школа: При знакомстве с американской школой этносоциологии следует учитывать одно обстоятельство, связанное с названием. Та дисциплина, которая в Германии (и в России устойчиво называется «этносоциологией», в США исторически получила название «культурная антропология». Эта дисциплина изучает преимущественно «простые общества» (то есть этносы) и на основании этого строит системы и классификации более обобщенных культурных и социальных явлений, т. е. делает методологически и концептуально строго то же самое, чем занимается этносоциология. Представители:Американский историк и этнолог Льюис Морган был основателем современных антропологических исследований в США и заложил основы для работ последующих поколений антропологов. Он на практике изучал структуру индейских племен ирокезов и на основании наблюдения сформулировал свои основные теории. Уильям Грехем Самнер является основателем американской социологической традиции и безусловным классиком социологии. Большое внимание уделял архаическим простым обществам. Два классика американской социологии — Уильям Томас и его соавтор, этнический поляк Флориан Знанецкий также сделали большинство своих методологических и концептуальных открытий на
основании исследования именно этнических явлений. Их фундаментальный пятитомный труд «Польский крестьянин в Европе и Америке» в котором они выстроили большинство своих социологических концепций (в том числе знаменитую теорию «социальной установки»), посвящен анализу поведения мигрантов в разных социальных и этнических средах. Эта книга многими по праву считается лучшим социологическим трудом, написанным в США за всю историю американской социологии. Началом полноценной этносоциологической традиции в США следует считать школу, созданную крупнейшим этнографом, философом и антропологом (эмигрировавшим в США из Германии) Францом Боасом, выдвинул радикально новое учение об обществах, которое провозглашало относительность и обратимость социальных процессов (общества могли в своих трансформациях под влиянием социальных, природных и географических факторов как усложняться, так и упрощаться).

8 стр., 3938 слов

Концепция воспитания школьников по методике н.Е.Щурковой

е. непрерывной связи с реальной жизнью. Основной целью программы является воспитание личности, способной строить жизнь, достойную Человека. Основные категории, положенные в основание программы: Добра, Истина, Красоты. Основаниями Программы воспитания являются: •педагогический взгляд на воспитание с позиции общечеловеческой культуры; •педагогическое представление о слагаемых воспита­тельного ...

3. Русская школа:основе российской этносоциологии лежит гуманитарная парадигма, утверждающая равенство и равное достоинство этносов и культур. Она является общей для самых разных идеологических направлений – консервативных (славянофилы, ставили в центре внимания вопрос о судьбах народов, о различиях тех или иных этнических обществ и о культурных и ценностных особенностях и, соответственно, их значении), революционных (народники, поставили в центре своего внимания тему народа и народной культуры) и консервативно-революционных (евразийцы, рассматривает общество как форму развития этноса, и множественность этносов признает как основу разнообразия социальных общественных систем. Евразийцы были жесткими противниками всех форм расизма).

2 стр., 542 слов

Психологическое направление в европейской социологии XIXв. Теория ...

...   Психологическое направление в европейской социологии XIXв. Теория Г. Тарда. Концепция общества по Г. Тарду. Три основных периода: 1. Период создания и ... развитие - возрастающ психологизация. К 3 основным процессам, детерминирующим становление, развитие, функционирование общества: - подражание - оппозицию (противоположение) - адаптацию Единственный источник общественного прогресса – ...

 

Особенности этногенеза белорусов.

Этногенезбелорусов, то есть процесс формирования белорусского этноса, достаточно сложен и противоречив. Среди учёных нет единого мнения как о времени появления белорусов, как отдельного этноса, так и о предках современных белорусов. Считается, что этногенез белорусов происходил на территории Верхнего Поднепровья, Среднего Подвинья и Верхнего Понеманья. Некоторые исследователи считают, что белорусский этнос существовал уже в XIII —XIV веках. Существуют несколько принципиально разных концепций этногенеза белорусов:«Кривицко-дреговичско-радимицькая» концепция. Ее авторами были известные историки и языковеды Ефим Карский, Моисей Гринблат, Митрофан Довнар-Запольский и Владимир Пичета. Концепция основывается на идее о формировании белорусского этноса в результате этнической консолидации племен, населявших этническую территорию белорусов. «Балтский» концепция. Была сформирована московским археологом Валентином Седовым. Согласно ее белорусский этнос сформировался от смешивания и взаемоасимиляции местных балтов и славян, к тому же балты в этногенезе белорусов сыграли роль субстрата (подосновы).

«Финская» концепция. Согласно ей, предками белорусов выступили финно-угры. Сложившаяся на основании наличия значительного количества древних финно-угорских гидронимов на территории Беларуси (например, Двина, Свирь).

Однако, Финноязычных населения на территории Беларуси проживало в глубокой древности, и было ассимилировано НЕ славянами, а древними балтами, расселились в Понеманьи, Подвиньи и Поднепровье в бронзовом веке. Финны на территории Беларуси стали субстратом не белорусов, а древних балтов. «Древнерусская» концепция. После Второй мировой войны в подконтрольной КГБ науке СССР под руководством КПСС господствующую роль заняла «древнерусская» концепция, согласно которой белорусы наряду с украинскими и русскими, образовались в последствии распада единой древнерусской народности в XII-XIII веках. «Польская» и «русский» концепции. Теории обоснования пребывания Беларуси в составе Речи Посполитой и Российской империи. «Польская» концепция (представлена ​​- Л. Галембовським, А. Ф. Рипинським) и «русский» концепция (представлена ​​- А. И. Соболевским, И. И. Срезневского) имеет общую позицию, согласно которой этническая территория белорусов рассматривается ими как «исконно польская территория» или «исконно русский».

 

Формы изучения этноса.

Концепции естественного образования этноса: Концепция этноса Ю. Бромлея:Он определял этнос как устойчивую совокупность людей, сложившаяся на определенной территории и характеризуется относительно стабильными особенностями языка, культуры и психики. Именно эти моменты: идея общности происхождения («родная земля»), общности исторической судьбы, языкового и культурного единства становятся основой следующего осознания людьми своего единства и отличия от других подобных образований (самосознание), что фиксируется в самоназвании (этноним).Формационный подход к этносу:Согласно этой концепции первобытной формации соответствовали роды и племена, рабовладельческой и феодальной — народности. Нации возникают с развитием капиталистических производственных отношений и продолжают существовать при социализме, а на высшей ступеньке коммунистической общественно-экономической формации постепенно исчезают.Теория этногенеза Л. Гумилева: он приходит к выводу, что все живые системы (вместе с сообществами) работают на биохимической энергии, поглощая ее из окружающей среды. Система находится в идеальном, гармоничном состоянии только тогда, когда абсорбирует столько энергии, сколько необходимо для ее жизнеобеспечения. Избыток энергии приводит к активизации системы, дефицит — к угасанию ее жизненных функций и распада.Концепция этно — и нациогенеза Е. Смита:Уделяя главное внимание феномену нации он рассматривает и донациональный уровень создание идентичностей, древние корни нации. В своих работах он доказывает реальность донациональних этнических сообществ, образованных соответствующими этническими идентичностями. Новейшие нации, по его мнению, были сформированы на основе доминантных ядер, которые аннексировали или просто привлекли к себе другие этнические ядра или их фрагменты и объединили их вокруг государства. Конструктивистские концепции этноса: Концепция нации Е. Геллнер: сочетает изменения в экономической системе общества с культурными изменениями, что в совокупности влияют на этнические процессы, создавая для них надлежащий почву. Выделяет два типа обществ: аграрное и индустриальное. Концепция нациогенеза Бы. Андерсона: признает интегрирующей роли культуры в процессе национального строительства, но смотрит на этот процесс не как на результат экономических сдвигов (Е.Геллнер), а как на чисто культурное явление.

27 стр., 13368 слов

Концепция полезности в теории ценности и ее критики

... однако, впоследствии частично от этого отказался. Ср.: Ibid. Nov.. 1921. P. 146. Концепция полезности в теории ценности и ее критики 81 ... не способствует и не ... непосредственной задачи можем считать их по существу синонимами. 19 Курно, конечно, представил концепцию графиков спроса в четком мате- матическом выражении, не связывая ее с понятием ...

 

 

Этнический конфликт. Причины, стадии, типы конфликтов.

Под этническим конфликтом понимается конфликт между представителями разных народностей или этнических групп, возникающий в результате различий в быту, традициях, культуре, а также в результате социального неравенства. Классифицировать этнические конфликты можно по различным основаниям. В случае если взять за основание классификации территорию проживания, наличие или отсутствие государственных или административных границ, то можно выделить следующие типы этнических конфликтов: межгосударственные, внешние конфликты; региональные конфликты между различными этносами, разделенными общей административной (внутрифедеральной) границей в рамках единого государства; конфликт между Центром и регионом (к примеру, субъектом федерации).

Такой конфликт является внутригосударственным, но с позиции региона или субъекта федерации он может рассматриваться как внешний, в случае если субъект стремится к полной государственной независимости. Местные конфликты — между различными этническими образованиями, проживающими в рамках единых государственных, федеральных или административных границ (к примеру, в одном городе, области, субъекте федерации).

В зависимости от мотивов возникновения, этнические конфликты можно классифицировать на типы: территориальные, обусловленные взаимными территориальными притязаниями этносов; экономические, политические, исторические, ценностные, конфессиональные, социально-бытовые и др. В зависимости от целей национально-этнических движений выделяют тины конфликтов:Социально-экономические — борьба за перераспределение части общественного продукта в свою пользу. Культурно-языковые — защита родного языка и национальной культуры. Территориально-статусные — борьба за изменение границ, повышение статуса и увеличение объема реальных прав и полномочий этноса. Сепаратистские — борьба за выход из состава федерации и образование собственного независимого государства. По формам и методам противодействия этнические конфликты также можно разделить на насильственные и ненасильственные. При этом насильственные могут быть локальными и широкомасштабными, предполагающими развернутые боевые действия сторон. К ненасильственным можно отнести политические (без применения физической силы), дипломатические, юридические, экономические и другие конфликты. В зависимости от времени и интенсивности развития этнического конфликта можно выделить краткосрочные и долгосрочные, перманентные и спонтанные, более интенсивные и менее интенсивные.

30. Концепция «управления» конфликтами. Роль геополитических факторов в этнонациональных конфликтах.

Этнонационализм — это конфликт между этническими группами, в который вовлечено государство. В этом конфликте одна из этногрупп руководствуется идеологией национализма и требует своего политического признания в одном из двух видов: 1) политическая автономия или, что чаще, политическая независимость этногруппы в виде национального государства; 2) политическое преобладание этногруппы относительно иноэтнического населения. В обоих случаях конфликт происходит по этнической линии, и выполнение требований одной из сторон означает изменение государственного устройства общества. Управление конфликтами — это целенаправленное воздействие по устранению (минимизации) причин, породивших конфликт, или на коррекцию поведения участников конфликта. Существует достаточно много методов управления конфликтами. Их можно представить в виде нескольких групп, каждая из которых имеет свою область применения: внутриличностные, т.е. методы воздействия на отдельную личность; структурные, т.е. методы по устранению организационных конфликтов; межличностные методы или стили поведения в конфликте; переговоры; ответные агрессивные действия. эту группу методов применяют в крайних случаях, когда исчерпаны возможности всех предыдущих групп. Стили разрешения конфликтов: Уклонение: Этот стиль подразумевает, что человек старается уйти от конфликта. его позиция – не попадать в ситуации. которые провоцируют возникновение противоречий, не вступать в обсуждение вопросов, чреватых разногласиями. Тогда не придется приходить в возбужденное состояние, пусть даже и занимаясь решением проблемы. Сглаживание:При таком стиле человек убежден, что не стоит сердиться , потому, что «мы все- одна счастливая команда, и не следует раскачивать лодку». Такой «сглаживатель» старается не выпустить наружу признаки конфликта, апеллируя к потребности в солидарности. Но при этом можно забыть о проблеме, лежащей в основе конфликта. В результате может наступить мир и покой, но проблема останется, что в конечном итоге произойдет «взрыв». Принуждение:В рамках этого стиля превалируют попытки заставить принять свою точку зрения любой ценой. Тот, кто пытается это сделать не интересуется мнением других, обычно ведет себя агрессивно, для влияния на других пользуется властью путем принуждения.

Компромисс:Этот стиль характеризуется принятием точки зрения другой стороны, но лишь до некоторой степени. Способность к компромиссу высоко ценится в управленческих ситуациях, так как это сводит к минимуму недоброжелательность. что часто дает возможность быстро разрешить конфликт удовлетворению обеих сторон. Решение проблемы:Данный стиль – признание различия во мнениях и готовность ознакомиться с иными точками зрения, чтобы понять причины конфликта и найти курс действий, приемлемый для всех сторон. Тот, кто использует такой стиль не старается добиться своей цели за счет других, а скорее ищет наилучший вариант решения.

 

 

Национализм. Разновидности национализма.

Национали́зм —идеология и направление политики, основополагающим принципом которых является тезис о ценности нации как высшей формы общественного единства, её первичности в государствообразующем процессе. Как политическое движение национализм стремится к отстаиванию интересов определённой национальной общности в отношениях с государственной властью. В своей основе национализм проповедует верность и преданность своей нации, политическую независимость и работу на благо собственного народа, культурное и духовное возрастание, объединение национального самосознания для практической защиты условий жизни нации, её территории проживания, экономических ресурсов и духовных ценностей. Он опирается на национальное чувство, которое родственно патриотизму. Эта идеология стремится к объединению различных слоёв общества, невзирая на противоположные классовые интересы. Типы национализма:Гражданский (государственный): Гражданский национализм утверждает, что легитимность государства определяется активным участием его граждан в процессе принятия политических решений, то есть степенью, в которой государство представляет «волю нации». Основным инструментами для определения воли нации являются выборы, референдумы, опросы, открытые общественные дискуссии и т. д. Виды гражданского национализма: Патриотизм (мобилизация всех граждан государства, направленная на защиту своего государства от внешней угрозы); ксенофобия (боязнь всего чужого, неприязнь чужой культуры, нации); шовинизм; расизм. Этнический национализм: полагает, что нация является фазой развития этноса и отчасти противопоставляет себя гражданскому национализму. В настоящее время «националистическими» называют как правило те движения, которые делают акцент на этнонационализме. С его точки зрения, членов нации объединяет общее наследие, язык, религия, традиции, история, кровная связь на основе общности происхождения, эмоциональная привязанность к земле, так что все вместе они образуют один народ, кровнородственное сообщество. Виды этнического национализма: Большой национализм – национализм этнического большинства. Цель большого национализма – сохранить целостность границ государства. Консервативный национализм опирается на законные правовые акты, радикальный – использует не законные методы; Малый национализм – национализм этнического меньшинства. Мягкая форма проявления – это получение автономии, жесткая – борьба за независимость.

 

 

33. Большой национализм: консерватизм и радикализм.

Проявления национализма внутри национального государства делятся на две составляющие: национализм этнического большинства (народа или этноса, на основании языка и культуры которого была построена искусственная национальная идентичность) и национализм этнических меньшинств (которые стремятся создать свои нации, выделившись из состава существующего современного государства).

Смысл большого национализма состоит в том, чтобы укрепить единство нации политическими методами, сделать его устойчивым и консолидированным. Большой национализм, как правило, настаивает на абсолютизации суверенитета государства, поддержании и укреплении его территориальной целостности. Большой национализм, в свою очередь, делится на следующие разновидности: консервативную и радикальную.Консервативный большой национализм:
Последователей консервативного национализма волнуют не столько проблемы национального самоопределения в мировом масштабе, сколько пути достижения социального единства и общественного порядка — всего того, что опиралось бы на здоровое чувство патриотизма. Нацию консерваторы понимают как органическое целое, возникающее из естественного стремления людей быть рядом с теми, кто разделяет их взгляды, стиль жизни и кто даже внешне схож с ними, — словом, безопасность и чувство сопричастности люди ищут и находят только в национальном сообществе. Радикальный национализм является феноменом современным и довольно искусственным. Смысл радикальных форм большого национализма состоит в том, чтобы углубить интеграционные процессы в национальном обществе, искоренить остатки локальных этнических культур, языков, обычаев и традиций, перевести чувство национальной идентичности в экзальтированную фазу. Цели: сплотить граждан нац. гос-ва и укрепить степень однородности, гомогенности общества. Но консервативный национализм добивается это методами унификации правового поля, экономического пространства, административного контроля, а радикальный национализм – подавлением локальной и региональной самобытности, культурной и языковой агрессивности, требованием введения дискриминационных практик против этнических меньшинств и мигрантов, а также мобилизацией образовательных, культурных и информационных стратегий. Радикальные националисты, как правило, настаивают на постановке этнических и культурных меньшинств в неравноправное политическое положение и частичном поражении в правах тех граждан, которые, по мнению националистов, не проявляют достаточного энтузиазма в деле интеграции в нац. общество или сознательно противятся этому. Если консервативные националисты предпочитают действовать правовыми методами с использованиями демократических процедур, то радикальные националисты часто прибегают к экстремистским практикам и методам, в том числе к прямому насилию, а иногда к террору. Радик. нац-зм чаще всего принимает форму ксенофобии, шовинизма и даже расизма, сливаясь с этими явл-ми.

34. Малый национализм: автономизм, сепаратизм.

Это явление, свойственное малым этническим и культурным группам, которые оказались внутри национального государства с унитарной национальной политикой и сохранили волю и силы к той или иной форме сопротивления большому национализму (во всех его формах).

Малый национализм – политическое явление, всегда ставящее перед собой задачу построения независимого и суверенного национального государства. Эта задача может реализоваться в два этапа: получение относительной административно-политической автономии (автономизация) и окончательный выход из состава данной нации и образование новой нации с полностью независимой государственностью (сепаратизм).

 

 

Гражданское общество.

Гражданское общество – общество, состоящие из граждан как минимальных социальных единиц, способных объединятся в малые или большие группы и осуществлять различные формы взаимодействий. В современных условиях гражданское общество выступает как многообразие не опосредованных государством взаимоотношений свободных и равноправных граждан в условиях рынка и демократической правовой государственности. В отличие от государственных структур в гражданском обществе преобладают не вертикальные (иерархические), а горизонтальные связи — отношения конкуренции и солидарности между юридически свободными и равноправными партнерами. В экономической сфере структурными элементами гражданского общества являются негосударственные предприятия: кооперативы, товарищества, акционерные общества, компании, корпорации, ассоциации и другие добровольные хозяйственные объединения граждан, создаваемые ими по собственной инициативе.Социально-политическая сфера гражданского общества включает:семью как определяющую социальную ячейку гражданского общества, в которой пересекаются индивидуальные и общественные интересы;общественные, общественно-политические, политические партии и движения, выражающие многообразие интересов различных групп гражданского общества;органы общественного самоуправления по месту жительства и работы;механизм выявления, формирования и выражения общественного мнения, а также разрешения социальных конфликтов;негосударственные средства массовой информации.Духовная сфера гражданского общества предполагает свободу мысли, слова, реальные возможности публично высказывать свое мнение; самостоятельность и независимость научных, творческих и других объединений от государственных структур.В целом гражданское общество отдает приоритет правам и свободам человека, повышению качества его жизни. Это предполагает:признание естественного права человека на жизнь, свободную деятельность и счастье;признание равенства граждан в единых рамках для всех законов;утверждение правового государства, подчиняющего свою деятельность закону;создание равенства шансов для всех субъектов экономической и социально-политической деятельности.Гражданское общество тесно соприкасается и взаимодействует с правовым государством, основные функции которого сводятся к следующему:выработка общей стратегии общественного развития;определение и обоснование приоритетов, темпов, пропорций развития экономических и социальных сфер общества;стимулирование общественно полезной деятельности граждан и защита их прав, собственности и личного достоинства;демократизация всех сфер жизнедеятельности общества;защита границ и обеспечение общественного порядка.

 

 

Постобщество.

Постобщество представляет собой чисто гипотетическую конструкцию или теоретическую модель. Постобщество рассматривают как четвертую производную от этноса и как вторую производную от глобального общества. Последней производной этноса считается постчеловеческое общество, или постобщество, представляющее собой ассоциацию киборгов, мутантов, клонов и машин. Развивается идея постчеловека, который должен прийти на смену человеку как индивидууму. Постчеловек – это концепт, продлевающий вектор дробления идентичности еще на один качественный уровень и предлагающий расчленить индивидуальность на составляющие. Сам человек осмысляется как машина, механизм, в функционирование которого можно вмешаться и его совершенствовать.

 

Демографические процессы в глобальном мире.

В современном мире многие процессы приобретают глобальный характер. В частности, это затрагивает миграцию и демографию.
Глобализация запустила процесс активного движения от сельской местности (зона этноса) к городу на планетарном уровне. В настоящее время со статистической точки зрения произошел важнейший сдвиг: больше половины человечества (51%) живет отныне в городах, а 49% — в сельской местности. Особенности демографии в странах Третьего мира: В результате развития медицины резко снизилась смертность во всем мире. Население планеты в начале 21 века достигло 7 миллиардов человек. Из них около 6 миллиардов проживает в странах Третьего мира – Азии Африки и Латинской Америки. Именно в этих странах произошел процесс, который принято называть демографическим взрывом. Основные причины демографического взрыва в странах Третьего мира: По прежнему высокие темпы рождаемости, наряду с низкой смертностью. Важная роль традиционных религиозных и национальных ценностей, которые запрещают делать аборты и пользоваться контрацептивами. В некоторых странах Центральной Африки, влияние рудиментов языческой культуры. И как следствие – низкий уровень морали и беспорядочные половые связи. Резкое повышение рождаемости ведет к ряду проблем: Проблема количества трудоспособного населения. В ряде стран количество детей до 16 лет равно, а в некоторых даже превышает, количество взрослых.Проблема нехватки территорий, удовлетворяющих необходимым условиям для жизни и развития граждан.Проблема нехватки продовольствия.Проблема нехватки сырьевых ресурсов. Таким образом, демографическая проблема тесно связана с рядом других глобальных проблем.На рубеже 20-21 веков в ряде стран Третьего мира на государственном уровне стала проводиться политика, стимулирующая снижение рождаемости населения. Это касается, прежде всего, Китая и Индии, где девизы из серии: Но прирост населения в этих странах, по-прежнему остается очень высоким, что грозит перенаселением. Особенности демографической ситуации в развитых странах: Проблемы демографии в мире очень сильно затронули развитые страны Запада. В этих странах в последние пятьдесят лет наблюдается четкая тенденция к старению и сокращению населения. То есть, с одной стороны, увеличивается количество пожилых людей и продолжительность жизни. Причины: улучшение уровня медицинского и социального обслуживания граждан. С другой стороны, резко снижается рождаемость, а значит, сокращается процент молодого населения. Дальнейшее продолжение процесса сокращения рождаемости в странах Запада грозит им вымиранием собственного населения и замещением его выходцами из стран Азии и Африки. Начало этого процесса можно увидеть в Европе уже сейчас, анализируя последние события с переселенцами из стран Третьего мира.

 

 

Этнос и культура.

«Этнос» — это исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая общность людей, обладающих сходными, относительно стабильными особенностями культуры (включая язык) и психики, а также самосознанием, то есть осознанием своего единства и отличия от всех других подобных общностей, что выражается в названии этноса (этнониме).

Этническая культура – это культура, в основе которой лежат ценности, принадлежащие той или иной этнической группе. Этническая культура проявляется буквально во всех областях жизни этноса: в языке, в воспитании детей, в одежде, в устройстве жилища, рабочего места, домашнем хозяйстве и, конечно, в фольклоре. Уровни этнической культуры: Традиционно-бытовая культура –это обыденная жизнь людей. На этом уровне человек удовлетворяет свои физические потребности, потребность в общении и т.д. Он ест, одевается, читает книги и газеты, слушает музыку, отдыхает после работы, воспитывает детей. Именно в семье человек с самого детства впитывает в себя этнические стереотипы, которые и формируют из него представителя определенного этноса. Профессиональная культура – это искусство, наука, литература, философия и т.д. Все эти сферы так же довольно тесно связаны с этничностью и призваны уже не спонтанно, а на осознанном уровне служить своему народу, сохранять и развивать его этническую культуру. Для искусства и литературы эта функция более важна, чем для философии. Очень важную роль играет фольклор, если он соответствующим образом осмыслен в профессиональной культуре. Однако в составе культуры даже самых цивилизованных народов все же обнаруживаются этноспецифические элементы культуры, причем одни слои сохраняют в своем образе жизни значительный отпечаток этнического своеобразия, а другие его почти совсем лишены. Функции этнической культуры: 1. инструментальная – создание и преобразование окружающей среды; 2. функция инкультурации – создание и преобразование самого человека; 3. нормативная – создание системы средств организации коллективной жизни; 4. сигнификативная (знаковая) – «означивание», т.е. формирование имен и названий, благодаря которому осуществляется умственные и эмоциональные действия человека. Если какое-то явление или предмет не названы, не имеют имени, не обозначены человеком, они для него не существуют; 5. познавательная. Которая дает возможность человеку создать картину мира, поэтому тесно связана с сигнификативной; 6. коммуникативная, обеспечивающая передачу этнокультурной информации в диахронном срезе (между поколениями) и в синхронном (обеспечивая пространственную стабильность и культурную интегрированность).

Эти функции осуществляются с помощью как вербальных (словесных) средств передачи информации, так и невербальных средств и атрибутов. Все эти этнические функции культуры служат важнейшей цели – психологической защите индивида, дают ему возможность определить себя в мире и получить такой образ мира, в котором он мог бы безопасно и надежно существовать.