ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ 4

ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ

Адаптация (лат adaptatio — приспособление) — приспособление строения и функций организма к условиям среды.

Адекватный (adaequatus — приравненный) — равный, вполне соответствующий.

Акцентуация — (лат. accentus — ударение) — обозначение ударения, выделение ударением определенных элементов в слове и фразе.

Алалия (a + греч. lalia — речь) — отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка.

Анализатор (греч. — analysis — разложение, расчленение) — нервный аппарат, осуществляющий функцию восприятия, анализа и синтеза внутренних и внешних раздражений и формирующего специфические для него ощущения.

Аномальный (греч. anomalia) — отклоняющийся от нормы, неправильный, необычный.

Апраксия (а + греч. praxis — действие) — нарушение произвольных целенаправленных движений и действий, невозможность совершать целенаправленные движения при нормальном функционировании интеллекта и двигательных и сенсорных систем.

Артикуляция (лат. articulare — членораздельно выговаривать) — деятельность речевых органов, связанных с произнесением звуков речи и различных компонентов, составляющих слоги, слова.

Афония (а +греч. phone — звук, голос) — полное отсутствие голоса

Баттаризм (греч. battarismos — заикание) патологически ускоренный темп речи, при котором имеет место неправильное построение фразы, невнятное произношение и недоговоривание слов;

Брадилалия (бради + греч. lalio— речь) — патологически замедленный темпа речи.

Генезис (греч. genesis) — происхождение, возникновение; процесс образования и становления развивающегося явления.

Гиперкинез (гипер. + греч. kinesis — движение) — автоматическое насильственное непроизвольные движения, возникающие при нарушениях нервной системы.

9 стр., 4092 слов

Нарушения речи

Афазии.— формы распада сформированной речи, возникающие вследствие поражений головного мозга. В настоящее время принята классификация афатических расстройств, предложенная А.Р. Лурия. Причины афатических расстройств различны и могут быть связаны с опухолью мозга, сосудистыми нарушениями (спазмы кровеносных сосудов, кровоизлияния, тромбы), травмами черепа, воспалительными процессами (энцефалиты) и ...

Голос — совокупность различных по высоте, силе и тембру зву­ков, издаваемых посредством голосового аппарата. Г., являясь матери­альной основой экспрессивной речи, обеспечивает вместе с дыханием и артикуляцией возможность говорения и внешнего выражения мыс­ли. Г. характеризуется тремя основными свойствами: высотой, силой и тембром (см. Голоса свойства).

Голоса высота — качество звука, определяемое человеком субъективно благодаря восприятию органом слуха частоты колеба­ний источника звука (голосовых складок)', Г. в. определяется частотой колебаний истинных голосовых складок в секунду и зависит от длины, толщины, степени натяжения и упругости мышц голосовых складок: чем они длиннее, толще и меньше напряжены, тем ниже звук голоса, и наоборот; Г. в. измеряется в герцах (Гц).

Голоса сила — мощность, громкость голоса; Г. с. определяется интенсивностью амплитуды колебаний истинных голосовых складок: чем больше амплитуда колебательных движений, тем сильнее (громче) голос, и наоборот; Б с. измеряется в децибелах (дБ).

Голоса тембр — окраска звука голоса, отражающая акустический состав сложных звуков речи; Г. т. определяется частотой и силой до­полнительных тонов (обертонов), сочетание которых придает голосу индивидуальную окраску, отличающую людей друг от друга по голосу; количество и интенсивность обертонов зависит от размера, конфигу­рации и «материала» резонаторных полостей.

Голоса расстройства — отсутствие или нарушение фонации', с точки зрения качества голоса все Г. р. делятся на четыре группы: на­рушение высоты, нарушение силы, нарушение тембра (дисфония) и отсутствие голоса (афония); с точки зрения локализации нарушения, причин и механизма его возникновения — на функциональные и органи­ческие (см. в 3) значении), центральные и периферические.

5 стр., 2400 слов

Расстройства ощущений

Расстройства ощущений бывают связаны с поражением пери­ферических и центральных частей анализаторов, с нарушени­ем проводящих путей ЦНС. При психическом заболевании ощущения могут формиро­ваться в мозге независимо от информации, поступающей от анализаторов. Такова природа психогенных истерических бо­лей, в основе которых лежит механизм самовнушения. Весь­ма многообразны болевые ощущения при ...

Голоса расстройства гипертонусные [см. гипертония] — периферические функциональные нарушения голоса, связанные с по­вышением тонуса гортанных мышц и наличием тонического спазма в момент фонации; развивается у лиц форсирующих голос.

Голоса расстройства гипотонусные [см. гипотония] - пе­риферические функциональные нарушения, обусловленные парезами внутренних мышц гортани; возникают при некоторых инфекциях и при перенапряжении голоса.

Голоса расстройства органические — различают Г. р. о., т. е. связанные с нарушением строения органов (систем), принимаю­щих участие в голосообразовании, периферического и центрального характера. Г. р. о. периферического характера обусловлены такими заболеваниями как папилломатоз гортани и голосовых складок, стеноз гортани, туберкулез и рак гортани; причинами указанных Г. р. о. явля­ются также аденоиды к расщелины неба, влияющие на функционирова­ние верхних резонаторов. Г. р. о. центрального характера наблюдаются при различных формах дизартрии, при анартрии.

Голоса расстройства спастические [см. спазм] - см. Голо­ва расстройства гипертонусные.

Голоса расстройства функциональные — различают Г. р. ф., т. е. связанные с недостаточностью функции какого-л. органа, обеспечивающего фонацию, периферического и центрального проис­хождения. Г. р. ф периферического характера могут быть обусловлены различными инфекциями, плохой постановкой голоса, голосовым пе­реутомлением, патологической мутацией и др. Г. р. ф. центрального происхождения связаны с психогенными факторами.

Голосовая щель — горизонтальная щель поперек гортани в фор­ме равнобедренного треугольника с вершиной кпереди, ограниченная: с двух сторон истинными голосовыми складками.

25 стр., 12056 слов

107) Расстройства сферы ощущений и психосенсорного синтеза. Разграничение сенестопатий, парастезий и патологической самотической интерорецепции

Общая психопатология Расстройства ощущений относят: Гиперстезия- обострения, повышенная чувствительность со стороны энтерорецепторов к физическим, физиогенным раздражителям, сопровождается реакцией раздражения. Встречается при соматических заболеваниях: начальными проявлениями острых психотических состояний, помрачения сознания, состояния выраженного переутомления. Анастезия, аналгезия- потеря ...

Голосового аппарата мускулатура — система поперечно-полосатых и гладких мышц, принимающих участие в голосообразовании.

Голосовой аппарат — составная часть речевого аппарата, включающая в себя совокупность органов, обеспечивающих голосообразование: гортань с голосовыми складками, где под воздействием выдыхаемого воздуха возникает тон (голос), а также глотка и носовая полость, выступающие в роли резонаторных полостей, в которых воз­никший голос обретает специфическую для каждого человека окраску (тембр).

Голосовые кинестезии [см. кинестения] — мышечное чувство в гортани. Голосовые складки истинные — две симметрично расположенные складки слизистой оболочки гортани, выступающие в ее по­лость, содержащие голосовую связку и голосовую мышцу, в результате колебания которых при прохождении между ними струи выходящего из легких воздуха образуется звук голоса. Строение Г. с. и. отличается от других мышц: пучки мышечных волокон идут в разных направлениях (продольных, поперечных, диагональных), начинаясь у края мускула, оканчиваются в его глубине, — что позволяет им колебаться в процес­се фонации как всей своей массой, так и частями (половинными, тре­тичными краями и т. д.).

Голосовые складки ложные — две складки слизистой обо­лочки, расположенные несколько выше голосовых складок истинных и покрывающие подслизистую ткань и небольшой мышечный пучок; в норме Г. с. л. принимают некоторое участие в процессе смыкания и размыкания голосовой щели, но функционируют вяло без плотного сближения. |

Голосообразование — физиологический акт, заключаю­щийся в напряжении голосовых складок и их смыкании под воздей­ствием нервных импульсов, в повышении давления подскладочного воздуха под действием межреберных мышц и диафрагмы и перио­дическом прорыве его через голосовую щель. В результате указанного механизма голосовые складки приходят в периодические колебания, обусловливающие соответствующие колебания воздушной среды, воспринимаемые акустическим аппаратом (органом слуха) как звук голоса. I

13 стр., 6252 слов

Центральный отдел речевого аппарата

Введение Речевой аппарат состоит из двух отделов: центрального и периферического. К центральному отделу относится головной мозг с его корой, подкорковыми узлами, проводящими путями и ядрами соответствующих нервов. К периферическому отделу речевого аппарата относится вся совокупность исполнительных органов речи, состоящая из костей, хрящей, мышц и связок, а также периферических чувственных и ...

Горло — передняя часть шеи, заключающая в себе начало пище­вода и дыхательных путей (см. Дыхательное горло).

Гормональная регуляция — физиол. регуляция жизнедея­тельности организма животных и человека, осуществляемая при участии поступающих в кровь гормонов; тесно связана с нервной и гуморальной системами регуляции и координации функций.

Гортани выступ — выступающая вперед верхняя часть щи­товидного хряща, образующая возвышение на передней поверхности шеи.

Гортани гиперкинезия [см. греч. — движе­ние) — повышенный тонус гортанной мускулатуры, усиленное, спа­стическое сокращение мышц гортани.

Гортани изменения — деформация гортани, ограничение ее под­вижности, гиперемия истинных голосовых складок, их утолщение, огра­ничение подвижности и неполное смыкание; ложные голосовые складки могут надвигаться на истинные, сближаться с ними при фонации.

Гортани массаж — один из приемов коррекционной работы над голосом, заключающийся в применении внешнего массажа гор­танных мышц и вибрационного массажа при помощи камертона и вибратора, что приводит к усилению вибрации слабых и паретичных голосовых складок.

Гортани папилломы [см. папилл- и -ома] — бородавчатые опу­холи красноватого цвета, располагающиеся в гортани, глотке, на мяг­ком нёбе; чаще локализуются на истинных и ложных голосовых склад­ках.

9 стр., 4140 слов

Тема 5. Речевые нарушения.

I часть. Программа учебной дисциплины Содержание программы Тема 1. Логопедия как отраслевая наука специальной педагогики. Логопедия как наука, являющаяся одним из разделов специальной педагогики. Предмет и объект изучения логопедии. Цель и задачи логопедии. Принципы и методы логопедии. Структура логопедии как науки. Понятийно-категориальный аппарат логопедии. Связь логопедии с другими науками ( ...

Гортани фарадизация [по имени англ, физика М. Фарадея (М. Рагайау, 1791—1867); электризация при помощи индукционного тока] — использование фарадизации с целью получения кинестезии, которые восстанавливают нормальные тормозно-возбудительные от­ношения в центральной нервной системе.

Гортани экстирпация [от греч. — вырывание с кор­нем; лат. — искоренять] — хирургическая операция: полное удаление гортани.

Гортанные мышцы внешние -мышцы, окружающие гортань и удерживающие ее на определенном уровне; обеспечивают движение гортани вверх-вниз при глотании и изменении высоты голоса.

Гортаноглотка — нижняя (гортанная) часть глотки, воронко­образно суживающаяся книзу и переходящая в пищевод.

Гортань — орган дыхания и голосообразования, расположенный между глоткой и трахеей', состоит из сочленяющихся хрящей, связок и мышц (наружных и внутренних).

Дизартрия (диз +греч. arthroz — членораздельно произносить) — нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата.

Дефект (лат. defectus — недостаток) — недостаток какого-либо органа, выпадение физиологической или психической функции.

Дефект развития — физический или психический недостаток, вызывающий нарушение нормального развития ребенка.

Дислалия (дис + греч. lalia — речь) — нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата.

Дисфония (дис + греч. phone — голос) — расстройства голосообразования, при котором голос сохраняется, но становится неполноценным (хриплым, слабым, сиплым, срывающимся, прерывистым, затухающим и т. д.).

8 стр., 3555 слов

ВИДЫ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ, ВЫДЕЛЯЕМЫХ В КЛИНИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КЛАССИФИКАЦИИ

... аппарата.Синонимы: нарушение голоса, нарушение фонации, фоноторные нарушения, вокальные нарушения. Проявляется либо в отсутствии фонации (афония: а- + греч. phone звук, голос. отсутствие звучности голоса при сохранности шепотной речи), либо в нарушении ... 1. Тяжесть речевых нарушений I степень – легкие нарушения III степень – нарушения средней тяжести III степень – тяжелые нарушения 2. Степени ...

Задержка речевого развития — замедление темпа овладения речью, при котором уровень речевого развития не соответствует возрасту ребенка.

Заикание — нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата.

Иннервация (ин + нерв) — обеспечение речевого аппарата нервными волокнами, что, в свою очередь, обеспечивает связь с центральной нервной системой и контроль за реализацией двигательных функций мышц.

Итерация — (лат. itero — повторение) — несудорожные запинки, повторы в речи.

Кинестезия (кин + aiathesis — ощущение, чувство) — ощущение положения и перемещения частей тела в пространстве, основанное на сигналах, поступающих от проприорецепторов.

Кинестезии речевые — ощущение положения и перемещения органов, участвующих в речеобразовании.

Компенсация — (лат. compenco — уравновешивать, возмещать) — сложный, многоаспектный процесс перестройки психических функций при нарушении или утрате каких-либо функций организма; состояние полного или частичного замещения функций поврежденных систем организма за счет перестройки психических функций

Контаминация (лат. contaminatio — смешение) — ошибочное воспроизведение слов, заключающееся в объединении в одно слово слогов, относящихся к различным словам.

Коррекция (лат. corregere — исправлять) — исправление каких-либо недостатков.

Коррекция нарушений речи — исправление недостатков речи.

Метод (греч. methodos — путь исследования, теория, учение) — способ достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи; совокупность приемов и операций практического или теоретического освоения действительности.

Мутизм (лат. mutus — немой) — отказ от речевого общения при сохранности речевого аппарата; наблюдается при психических заболеваниях, после психических травм, у застенчивых детей и т. д

Нарушение голоса — отсутствие или расстройство фонации вследствие нарушений в голосообразующем аппарате.

Нарушение речи — отклонение в речи говорящего от языковой нормы, принятой в данной языковой среде, проявляющееся в парциальных (частичных) нарушениях в использовании языковых средств.

Негативизм (лат. negativus — отрицательный) — немотивированное сопротивление ребенка воздействию на него взрослым.

Онтогенез (греч. ontos— сущее, genesis — происходжение, развитие) — индивидуальное развитие животного или растительного организма от момента его зарождения до конца жизни.

Полтерн — патологически ускоренная речь, осложненная прерывистостью голосоподачи несудорожного характера.

Постнатальный — относящийся к периоду после рождения.

Праксис — способность к выполнению целенаправленных автоматизированных двигательных актов.

Пренатальный — относящийся к периоду перед рождением.

Принцип (лат. principalis — основа, начало) — основное, исходное положение какой-либо теории, учения и т. д.; руководящая идея, основное правило деятельности.

Просодия (греч. prosodia — ударение, припев) — общее название для сверхсегментных свойств речи; учение о принципах и средствах члениеия речи и соединения расчлененных частей, таких как повышение и понижение основного тона, расстановка ударений, относительное ускорение или замедление речи и разрыв ударения.

Просодический — относящийся к явлениям высоты, длительности, силы

Ринофония (греч. rhis (rhinos) — нос + греч. phone звук, голос) — нарушение тембра голоса звуков речи при нормальной их артикуляции.

Ринолалия (греч. rhis (rhinos) — нос + - нарушение тембра голоса и звукопроизношения, обусловленное анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата.

Ритм — чередование каких-либо элементов, происходящее с определенной последовательностью, частотой и т. д.

Ритм речи — упорядоченность звукового, словесного и синтаксического состава речи, определенная ее смысловым заданием.

Саливация (лат. salva — слюна) — слюноотделение, секреторная деятельность слюнных желез.

Симптом (греч. symtoma — совпадение, признак) — признак какой-либо болезни.

Синдром (греч.syndrome— стечение) — закономерное сочетание признаков (симптомов), имеющий общий патогенез и характеризующих определенное болезненное состояние.

Судороги — непроизвольное сокращение мышц, возникающее при ряде заболеваний центрального характера.

Такт — основная единица ритмико-интонационного членения речи, произносимая одним непрерывным произносительным потоком и выделяемая паузами.

Тахилалия (греч. tachys -быстрый, скорый + греч. lalia — речь) — патологически ускоренный темп речи.

Темп (итал. tempo от лат. tempus — время) — определенная частота повторения выполняемых многократных действий.

Темп речи — скорость протекания речи во времени, ее ускорение или замедление, обусловливающее степень ее артикуляторной напряженности и слуховой отчетливости.

Тератогенный — неблагоприятный, повреждающий.

Фонастения (греч. phone — голос, asthenus — слабый) — ослабленность голоса, при которой нарушения голосообразования проявляются не постоянно, а эпизодически как следствие перегрузки, осложнения после болезни и т. д.

Фонетика (греч. phonetike) — раздел языкознания, изучающий акустические и физиологические (артикуляционные) особенности звуков речи. Фонетический — отражающий акустические и физиологические (артикуляционные) особенности звуков речи.

Фониатрия (от греч. phone — голос, iatreia — лечение) — отрасль медицины, изучающая физиологию и патологию голосообразования, а также методы предупреждения и лечения нарушений голоса

Фонопедия — это воспитание навыков правильного голосоведения, постепенной активизации мышечного аппарата гортани при минимальной нагрузке. Это педагогический процесс, который должен быть подчинен дидактическим принципам и физиологии голосообразования.

Эмбол речевой (греч. embolos, embolon — клин, затычка) — звуки, часть слова или короткое словосочетание, многократно повторяемые больным при попытке говорить.

Этиология — учение о причинах и условиях возникновения болезней.

Эхолалия (эхо + греч. lalia — речь) — автоматическое повторение слышимых звуков, слов, фраз вслед за их воспроизведением.