Тема «Особенности психолого-педагогического изучения детей разного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата»

  1. Основные задачи и особенности психолого-педагогического изучения детей с двигательными нарушениями на разных возрастных этапах.

Существуют некоторые специфические задачи изучения детей в зависимости от возраста. В раннем, дошкольном и младшем школьномвозрасте особое внимание следует обращать наособенности формирования познавательной деятельности, для того чтобы учесть их при организации коррекционной работы на данных этапах развития.В подростковом и юношеском возрастенарушения познавательной деятельности обычно не носят выраженного характера и выявляются лишь при направленном нейропсихологическом исследовании. Однако их наличие часто затрудняет процесс обучения и овладения трудовыми навыками, поэтому они должны учитываться в определении трудового прогноза и трудовых рекомендациях. В подростковом возрасте задачаисследования познавательной деятельности остается, но первостепенное значение приобретаетизучение личностных особенностейбольных ДЦП иих профессиональных намерений, так как именно эти факторы определяют социально-трудовую адаптацию.

Предъявляемые ребенку задания должны быть не только адекватны его биологическому возрасту, но и уровню его сенсорного, моторного и интеллектуального развития. Процесс обследования необходимо проводить в игровой форме, доступной ребенку. Особое внимание следует обратить на двигательные возможности ребенка. Учет физических возможностей очень важен при психологическом обследовании. Например, при полной обездвиженности ребенок укладывается в удобное для него положение, в котором достигается максимальное мышечное расслабление. Дидактический материал, используемый при обследовании, необходимо располагать в поле его зрения. Обследование рекомендуется проводить на ковре или в специальном кресле. При выраженном мышечном напряжении, ребенку придают так называемую эмбриональную позу (голову ребенка пригибают к груди, ноги сгибают в коленных суставах и приводят к животу, руки сгибают в локтевых суставах и скрещивают их на груди).

Затем производят несколько качательных движений по продольной оси тела. После этого тонус мышц значительно уменьшается, и ребенка укладывают на спину. При помощи специальных приспособлений (валиков, мешков с песком, резиновых кругов, поясов и т. д.) ребенка фиксируют в этом положении.

28 стр., 13809 слов

Кризис семейных отношений и дети подросткового возраста

... у юношей это происходит быстрее, чем у девушек. Таким образом, когда ребенок достигает подросткового возраста, сильная сплоченность семьи может препятствовать развитию процесса индивидуации у ... извне) и эмоциональный (освобождение от эмоциональных уз, связывающих ребенка с родителями). Исследования показывают, что в подростковом возрасте резко возрастает стремление к поведенческой автономии, причем ...

При выраженности лишних непроизвольных движений — гиперкинезов, которые мешают захвату игрушки, перед началом обследования рекомендуется провести специальные упражнения, способствующие их уменьшению. Например, можно производить перекрестные движения с одновременным сгибанием одной ноги и разгибанием и приведением к этой ноге противоположной руки. Приспособления для фиксации позы особенно важны при обследовании ребенка с гиперкинезами (применяются специальные пояса, манжеты, марлевые кольца, шлемы и т. д.).

  1. Принципы диагностики психического состояния при ДЦП.

При проведении психолого-педагогического изучения детей первых 3 — 4 лет жизни, страдающих церебральным параличом, необходимо учитывать:

  • соответствие уровня выполняемых ребенком заданий его возрасту, двигательным возможностям и степени сохранности анализаторов;
  • возможности обучения ребенка, показателями которых служат темп приобретения навыков и количество упражнений, необходимое в процессе обучения;
  • характер помощи взрослого и возможность ее использования;
  • способность к самостоятельному выполнению заданий;
  • отношение ребенка к заданию, его активность;

Следует подчеркнуть, что обследование ребенка для определения уровня развития его познавательной деятельности необходимо проводить в удобном для него положении, максимально устраняющем влияние патологических рефлексов на мышцы конечностей, туловища, глаз.

В процессе психологической диагностики детей с ДЦП необходимо соблюдать ряд принципов:

1.Деятельностный принцип, направленный на проведение психологического обследования в контексте деятельности, доступной ребенку с ДЦП: предметно-практической, игровой, учебной.

2.Принцип качественного анализа полученных данных психологического обследования, построенный на концепции Выготского об определяющей роли обучения в процессе развития ребенка. Для психолога важен не только результат выполнения тестового задания, но и способ работы ребенка, умение его переносить усвоенные навыки на новое задание, отношение к хаданию, собственная оценка результатов.

3.Принцип личностного подхода. Психолог анализирует не отдельный симптом, а личность ребенка в целом.

4.Принцип сравнительного подхода. При изучении нарушенного развития психолог должен правильно ориентироватьсяв особенностях психического развития здорового ребенка.

5.Принцип комплексного подхода. Учет множества факторов, лежащих в основе нарушений развития ребенка с ДЦП: клинических, педагогических, психологических, социальных.

  1. Психодиагностическое обследование ребенка дошкольного возраста с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата.
  2. Психодиагностическое обследование ребенка школьного возраста с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата.
  3. Методы диагностики детей с двигательными нарушениями.

К обследованию ребенка с ДЦП применимы все основные методы диагностики, использующиеся в специальной психологии. Однако эти методы необходимо реализовывать с учетом структуры дефекта ребенка с нарушением опорно-двигательного аппарата, что и требует участия в диагностической процедуре педагога-психолога.

7 стр., 3007 слов

Нарушение письма у детей с общим недоразвитием речи

... Беккер и др.). Предметом нашего исследования являются особенности развития письменной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Объект исследования - ошибки, допускаемые на письме дошкольников. ... письменной речью, необходимо приобрести ряд умений и навыков. Начальный этап овладения письменной речью – усвоение навыков письма и чтения, т.е. грамоты. Обучение письму детей дошкольного ...

Метод беседы, например, может быть применен не ко всем дошкольникам с ДЦП. Это связано в основном с особенностями становления у них речи. Большинство детей имеют грубые нарушения звукопроизношения и недоразвитие лексико-грамматической стороны речи, поэтому при проведении стандартизированной или свободной беседы необходимо учитывать индивидуальные особенности ребенка, уровень его речевого и интеллектуального развития. (Беседы с родителями, анкетирование родителей могут дать важный диагностический материал о положении ребенка в семье, об условиях воспитания, о стиле воспитания, о взаимоотношениях родителей, родителей и ребенка, ребенка со сверстниками и взрослыми.)

Метод изучения продуктов деятельноститакже имеет ограниченное применение. Если при нормальном развитии на основании рисунков ребенка можно сделать предположение об уровне сформированности пространственных представлений, о богатстве и правильности представлений об окружающем мире, о степени сформированности всех психических функций, об эмоциональном фоне, особенностях личности, то в условиях тяжелой двигательной патологии диагностическая ценность таких методик снижается. Рисунок ребенка с ДЦП может быть примитивным, каракулеобразным, непропорциональным, одноцветным, однако это еще не свидетельствует о бедности представлений, это может быть лишь подтверждением моторных трудностей, которые не позволяют ребенку графически реализовать творческий замысел и многообразие окружающего мира. В силу этого рисуночные, в том числе и проективные, методики необходимо использовать по отношению к детям с двигательной патологией с большой осторожностью. Необходимо избегать прямого переноса результатов продуктивных видов деятельности у ребенка с ДЦП в сферу интеллектуальную, познавательную, личностную. Воспитатель на занятиях по лепке, рисованию, аппликации может четко определить разницу между тем, что ребенок знает и хочет изобразить, и тем, что в результате получается. Совместно с психологом может быть проанализирован замысел работы и его реальное воплощение, найдены причины неудач и разработана система мер коррекционно-развивающей направленности.

Анамнестический метод предполагает сбор данных об истории развития ребенка, о причинах возникновения заболевания, об условиях развития ребенка в семье. Эти данные собираются многими специалистами и позволяют более точно установить диагноз и прогноз развития. Они дают информацию о том, когда у ребенка развилась речь, когда он начал ходить, самостоятельно обслуживать себя при еде, одевании и т.д. Все это имеет большое значение. Например, позднее возникновение ходьбы лишает ребенка возможности своевременно узнать многое об окружающем мире, лишает его самостоятельности, делает его зависимым от взрослых. Задержка в развитии манипулирования с предметами или неспособность к нему также очень ограничивают опыт ребенка. Отсутствие речи, задержка в ее развитии, неразборчивость речи — все это в какой-то мере обусловливает общую задержку в развитии. Ребенок с недоразвитием речи не может задавать вопросы, как это делает нормально развивающийся ребенок его возраста, и не в состоянии удовлетворить свои интересы и любознательность, которые сами по себе могут быть на уровне его возраста. Опытный исследователь может обнаружить наличие каких-либо дефектов в развитии ребенка уже по рассказам родителей о поведении ребенка в семье. Анамнестические данные, полученные до диагностического исследования ребенка, являются чрезвычайно важной информацией при всех степенях тяжести двигательного дефекта. Ознакомление психолога с тем запасом жизненного опыта, с которым приходит ребенок на исследование, дает возможность лучше понять роль имеющегося дефекта во всем предшествующем развитии ребенка. Воспитатель имеет возможность общаться с родителями чаще других и в процессе беседы с ними может выявить некоторые из указанных аспектов развития ребенка. Эта информация может быть проанализирована совместно с психологом и учтена при диагностических исследованиях и коррекционно-развивающей работе.

3 стр., 1342 слов

Задания по психологии развития человека

... Младший школьный возраст Готовность к школе, ее диагностика Адаптация ребенка к обучению в школе Познавательное развитие младших школьников Обучение как ведущая деятельность младшего школьника ... Эссе - рефлексия личного опыта Коллаж Драматический этюд Пояснения к видам заданий: Мультимедиа-презентация. Последовательность слайдов для демонстрации на компьютере (рекомендуется пользоваться программой ...

Основные трудности психолога при работе с больными, страдающими ДЦП, заключаются в том, что многие широко распространенные, верифицированные и валидные методики не могут использоваться полностью или частично в связи с грубыми нарушениями речи и двигательных функций (особенно тонкой моторики).

Так, при выраженных гиперкинезах, правостороннем гемипаразе психолог не может в полном объеме воспользоваться широко применяемым для определения интеллектуальной функции тестом Векслера. Больные вследствие своих двигательных нарушений неспособны выполнить 7, 9, 11 и 12 субтесты. Причем это не позволяет судить об их способности к зрительному представлению, к конструктивному мышлению, о внимании, зрительно-моторнойкоординации, экстраполяции.

Если даже состояние больного позволяет провести психологический эксперимент, как правило, необходим пересмотр временных ограничений, предусмотренный методикой.

Те же причины могут препятствовать использованию рисуночных тестов и многих других. Разнообразие по качеству и степени тяжести нарушений речи, отмечающиеся у больных ДЦП, может существенно затруднить применение вербальных методик.

Психолог, работающий в учреждении для детей больных ДЦП, должен владеть большим количеством методов и взаимозаменяемых методик и перед обследованием больного тщательно подобрать наиболее пригодные для его обследования с учетом двигательных и речевых расстройств.

Итак, выбор методического арсенала во многом зависит от «возможностей» обследуемого ребенка с ДЦП, от его способностей выполнять те или иные тестовые задания. Так, до 3—4 лет психологическое обследование ребенка основано на методах фиксированного наблюдения в естественных или экспериментально смоделированных ситуациях.

Тестовое психологическое обследование детей возможно с 4—5лет. При этом тестовые задания дают в устной форме и проводят индивидуально. С 12—14 лет возможно использование опросников. Учитывая повышенную истощаемость данного контингента детей, нужно внимательно относиться к «дозированию» тестовых нагрузок. Как правило, до 5—7лет длительность разового обследования не должна превышать20—30минут.

  1. Методики для обследования мелкой моторики, пространственных представлений, графических навыков у детей с ДЦП.

Для диагностики нарушения психомоторных функций (непроизвольности движений, снижение или повышение двигательной активности в целом) используются методы наблюдения за поведением, характером двигательных реакций, а также графические тесты, проба на тремор, теппинг-тест (с 5 лет), проба на время реакции (с 5 лет), методика оценки нервно-психического развитии (4— 6 лет), методика определения коэффициента психомоторного развития (до 4 лет).

12 стр., 5783 слов

Цели и задачи исследования 2

... недоразвитием оптико-пространственных функций и чувства ритма. Цель исследования: Выявление особенностей формирования оптико-пространственных функций и чувства ритма у детей старшего дошкольного возраста с ОНР. Для реализации ...

Диагностический комплекс для выявления уровня сформированности мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста:

1 Задание

Цель:Исследование статической координации движений

Инструкция:

«Колечко»- сложи большой и указательный пальцы в кольцо на обеих руках поочередно, одновременно.

«Ушки у зайчика»- покажи указательный и средний палацы на обеих руках поочередно, одновременно.

«Коза»- выставь второй и пятый пальцы на обеих руках поочередно, одновременно.

Задание №2

Цель:исследование динамической координации движений пальцев

Инструкция:

— Выполни под счет: пальцы сжать в кулак — разжать.

— Менять положение рук одновременно: ладонь — кулак.

— Воспроизведи позу: кулак — ладонь — ребро.

— «Пальчики здороваются» — поочередно соедини все пальцы рук с

большим пальцем, на одной руке.

— Держа ладони на поверхности стола, разъедини и соедини пальцы.

Задание №3

Цель:исследование предметных действий

Оборудование:ленточка, обувь с шнурками, пуговичный тренажёр.

Инструкция:

Завяжи бант из ленточки. Зашнуруй ботиночки. Расстегни и застегни пуговицы.

Задание №4

Цель:определение способности противопоставления большого пальца руки остальным пальцам и исследование динамической координации движений больших пальцев рук.

Инструкция:

— Сожми ручку в кулак и отведи как можно больше большой палец

от остальных (отвести, так что бы он находился под углом 90 градусов к

остальным).

— Ритмично отводи и прижимай большой палец к другим пальцам

(задание выполняется под счет до 10 раз).

Задание №5

Цель:исследование сформированности графо — моторных навыков.

Оборудование:индивидуальные карточки для каждого ребенка со схемами заданий, цветные дорожки.

Инструкция:

«Дорожки» — проведи прямые линии посередине дорожки, не

отрывая карандаша и не съезжая с дорожки.

«Дождик»- проведи прямые вертикальные линии от каждой капельки до земли.

«Соедини по точкам» — соедини точки одной линией, стараясь не отрывать карандаш от бумаги.

Критерии оценки.

3 балла — ребенок полностью выполняет, без помощи взрослого, либо частично не выполняет задание;

2 балла — ребенок выполняет задание частично с помощью взрослого;

1 балл — ребенок плохо выполняет задание даже с помощью, либо не выполняет вообще.

Исследование особенностей рисования

Рисование детей рекомендуется оценивать по степени развития у ребенка графических умений и особенностей качества изображения фигур. Здоровые дошкольники успешно справляются с заданиями, но отображение в рисунках размера фигур еще вызывает у них некоторые затруднения. Рисунки детей с церебральным параличом существенно отличаются от их здоровых сверстников, как по качеству изображений, так и по технике рисунка. Даже к концу дошкольного возраста рисунки детей с ДЦП с сохранным интеллектом могут находится на уровне символического изображения фигуры и ее частей.

  1. Исследование свойств внимания ребенка с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата.

При диагностике нарушений восприятия и внимания кроме методов наблюдения используются патопсихологические тесты: корректурная проба (с 5 лет), тест «Недостающие детали» (с 5 лет).

11 стр., 5045 слов

Данные выполнения диагностических заданий ребенком 3х-4-х лет (младшая группа)

... услышал музыку?» Данные выполнения диагностических заданий ребенком 4х-5-х лет (средняя группа) Фамилия, имя ребенка _______________________________________________________ Дата проведения обследования ... помощь» Данные выполнения диагностических заданий ребенком 5-ти – 6-ти лет (старшая группа) Фамилия, имя ребенка _______________________________________________________ Дата проведения обследования ...

Распространенной методикой исследования внимания являются таблицы Шульте.

1. Корректурная проба (буквенный вариант)

Цель:определение объема внимания (по количеству просмотренных букв) и его концентрации — по количеству сделанных ошибок.

Норма объема внимания для детей 6-7 лет — 400 знаков и выше, концентрации — 10 ошибок и менее; для детей 8-10 лет — 600 знаков и выше, концентрации — 5 ошибок и менее. Время работы— 5 минут.

Инструкция: «На бланке с буквами отчеркните первый ряд букв. Ваша задача заключается в том, чтобы, просматривая ряды букв слева направо, вычеркивать такие же буквы, как и первые. Работать надо быстро и точно. Время работы — 5 минут».

2. Недостающие детали

 Цель: диагностика восприятия ребенка.

Оборудование:секундомер, картинки, на которых изображены предметы с недостающими деталями.

Процедура исследования:ребенку предлагается серия рисунков, на каждой из картинок этой серии не хватает какой-то существенной детали. Ребенок получает задание как можно быстрее определить и назвать отсутствующую деталь. Экспериментатор фиксирует время, затраченное ребенком на выполнение всего задания. Время работы оценивается в баллах, которые затем служат основой для заключения об уровне развития ребенка.

Оценка результатов: 10 баллов – ребенок справился с заданием за время меньшее, чем 25 сек., назвав при этом все 7 недостающих на картинках деталей. 8-9 баллов – время поиска ребенком всех недостающих деталей заняло от 26 до 30 сек. 6-7 баллов – время поиска всех недостающих деталей предметов составило от 31 до 35 сек. 4-5 баллов – время поиска всех недостающих предметов оказалось в пределах от 36 до 40 сек. 2-3 балла – время поиска составило от 41 до 45 сек. 0-1 балл – время поиска всех недостающих деталей составило в целом больше, чем 45 сек.

Выводы об уровне развития: 10 баллов – очень высокий 8-9 баллов – высокий 4-7 баллов – средний 2-3 балла – низкий 0-1 балл – очень низкий

3. Таблицы Шульте

Цель: определение устойчивости внимания и динамики работоспособности.

Испытуемому поочередно предлагается пять таблиц на которых в произвольном порядке расположены числа от 1 до 25. Испытуемый отыскивает, показывает и называет числа в порядке их возрастания. Проба повторяется с пятью разными таблицами.

Инструкция: Испытуемому предъявляют первую таблицу: «На этой таблице числа от 1 до 25 расположены не по порядку». Затем таблицу закрывают и продолжают: «Покажи и назови все числа по порядку от 1 до 25. Постарайся делать это как можно быстрее и без ошибок». Таблицу открывают и одновременно с началом выполнения задания включают секундомер. Вторая, третья и последующие таблицы предъявляются без всяких инструкций.

13 стр., 6430 слов

Развитие музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного ...

... закономерности; - провести диагностику музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного возраста. МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ основой исследования послужили ... эстетизирует их, развивая при этом наблюдательность, память, мышление, интуицию, воображение. Дошкольный возраст является ... дошкольных образовательных учреждениях выявляет ряд противоречий. К числу наиболее существенных из них можно отнести ...

Обработка и интерпретация результатов: Основной показатель – время выполнения, а так же количество ошибок отдельно по каждой таблице. По результатам выполнения каждой таблицы может быть построена «кривая истощаемости (утомляемости)», отражающая устойчивость внимания и работоспособность в динамике.

4. Методика горбова

Цель:оценка переключения и распределения внимания.

Описание теста

Проводится с помощью специальных бланков, на которых 25 красных и 24 черных числа. Испытуемый должен вначале отыскать черные числа в порядке возрастания, затем красные числа в убывающем порядке.

Третье задание заключается в попеременном поиске черных чисел в возрастающем и красных чисел в убывающем порядке. Основной показатель — время выполнения. Первые два задания выполняются с использованием одного бланка, третье задание — на другом бланке.

Инструкция к тесту: на этой таблице красные числа от 1 до 24 и черные числа от 1 до 25 расположены не по порядку. Ты должен показывать и называть черные числа в возрастающем порядке, а красные — в убывающем одновременно, по очереди: 1 — черное, 24 — красное, 2 — черное, 23 — красное и так далее.

Обработка результатов: учитывается время выполнения каждой серии и ошибки. Время выполнения третьего задания не равно сумме времен, затраченных на выполнение первого и второго, так как часть времени уходит на переключение внимания и оперативное удержание в голове только что названных чисел. Разница между двумя временными показателями будет временем переключения внимания с одного ряда чисел на другой. Чем меньше эта разница, тем лучше переключение внимания.

Виды ошибок:пропуск числа, повторение одного числа дважды и так далее.

Детский вариант красно-черной таблицы можно использовать после того, как испытуемому были предложены таблицы Шульте, поскольку это дает возможность сравнить результаты двух методик между собой.

5. Методика т. Е. Рыбакова

Цель:исследование уровня распределения внимания (младший школьный возраст).

Стимульный материал:бланк, состоящий из чередующихся кружков и крестов (на каждой карточке 7 кружков и 5 крестов, всего 42 кружка и 30 крестов), секундомер.

Порядок исследования:испытуемому предъявляют бланк и просят считать вслух, не останавливаясь (без помощи пальца), по горизонтали число кружков и крестов в отдельности.

Обработка и анализ результатов:экспериментатор отмечает время, которое требуется испытуемому на весь подсчет элементов, фиксирует все остановки испытуемого и те моменты, когда он начинает сбиваться со счета. Сопоставление количества остановок, количества ошибок и порядкового номера элемента, с которого испытуемый начинает сбиваться со счета, позволит сделать вывод об уровне распределения внимания у испытуемого.

  1. Исследование образной памяти ребенка с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата.

Образнаяпамять-памятьна то, что воспринимается при помощи органов чувств: зрения, слуха, осязания, вкуса, обоняния.

7 стр., 3260 слов

Рисунок семьи

... Столина, Т. Романовой, Г. Бутенко.   Методика «Рисунок семьи» Используется для исследования межличностных отношений ребенка с родителями. Данная методика отражает, в первую очередь, переживания и ... а) их графическое качество (характер линий, пропорции фигур, аккуратность, использование пространства); б) формальную структуру (динамичность рисунка, расположение членов семьи); в) содержание ( ...

Различные виды памяти (слуховая, зрительная,. логическая и т.п.) оцениваются с помощью специальных методик (тесты Бентона и Мейли, пробы на заучивание слов, слогов, цифр, рассказов, пиктограмм и т.д.).

Кроме того, целесообразно использование субтестов для оценки памяти, которые входят в психодиагностические тесты интеллекта (Векслер, Амтхауэр и др).

1. Методика «Память на образы».

Цель:выявление уровня развития образной памяти.

Оборудование:секундомер, бланк, карандаш, стимульный материал.

Инструкция:«Вам будет предъявлена таблица с образами. Ваша задача заключается в том, чтобы за 20 сек запомнить как можно больше образов. Через 20 сек таблицу уберут, и Вы должны будете записать все те образы, которые запомнили».

Процедура исследования:обследуемым демонстрируется в течение 20 сек таблица с 16 образами, которые нужно запомнить и после того, как таблица убрана, записать в течение 1 минуты на бланке.

Обработка и интерпретация результатов. Оценка кратковременной зрительной памяти производится по количеству правильно воспроизведенных образов. Норма – 6 образов и больше. Методика удобна для группового тестирования, так как процедура занимает мало времени.

2. Изучение слуховой памяти дошкольников по методике «10 слов»

Ребенку зачитывают 10 слов: стол, калина, мел, слон, парк, ноги, рука, калитка, окно, бак.

Воспроизведение – 10 – 7 слов после первого прочтения свидетельствует о высоком уровне слуховой механической памяти, 6 – 4 слов свидетельствует о среднем уровне, 3 – 0 – о низком уровне.

3. Назвать 10 цифр. Реб. должен запомнить их в том порядке, в каком они назывались. Например: 9, 3, 7, 10, 4, 1, 6, 8, 2, 5.

4. Запоминание картинок и предметов. (Разложить 5-6 картинок или настоящих предметов (игрушек).

Дать 30 секунд, чтобы запомнить. Потом реб. должен по памяти перечислить, какие предметы (или их изображения) разложены на столе, можно попросить его описать детали предметов. Вариант методики: изменить расположение каких-то предметов, убрать (добавить) или заменить какой-либо предмет, после чего попросить ребенка определить, что изменилось).

5. Рисование по памяти (Реб. предъявляется для запоминания на 1мин. несложная картинка, затем ее убирают, и реб.должен нарисовать картинку по памяти. Вариант задания: дорисовать по памяти недостающие части, детали рисунка).

  1. Исследование нарушений сенсомоторной координации и способности к синтезу ребенка с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата.

Сенсомоторная координация  включает в себя зрительную, двигательную и слуховую координацию для исследования используются слудующие методики:

  1. Методика «Срисовывание образцов» (З Матейчек., М. Стрнадова);
  2. Методика «Домик» (Н.И. Гуткина Н.И.);

1. Методика «Срисовывание образцов»

Цель:определить уровень развития у ребенка зрительно-моторной координации, тонкой моторики руки, сформированность графических навыков.

7 стр., 3148 слов

Копия 2 распр.нарушения у детей

... стереотипные движения, импульсивность, манерность, симбиотическая связь с матерью. Их речь, как правило, односложна. Среди детей, страдающих аутизмом, эта группа является самой многочисленной. Прогноз их ... восприятия. Если целостное восприятие у ребенка достаточно развито, можно проводить занятия по развитию других психических функций (внимания, памяти, воображения), в зависимости от его ...

Оборудование: 8 карточек (7×10 см) с изображениями геометрических фигур, простой карандаш, листы нелинованной бумаги стандартного формата.

Инструкция:«Сейчас ты получишь интересное задание – срисовывать специальные рисунки. Вот круг. Нарисуй на бумаге такой же кружок». После того, как ребенок справится с этим заданием, ему дается следующая инструкция: «А сейчас будут другие рисунки: легкие и немного сложнее. Попробуй срисовать их так хорошо, как только сможешь. Постарайся, чтобы они были такой же величины, как и на образце. Если у тебя не все будет получаться, можно попробовать снова». Необходимо предупредить, что во время работы не рекомендуется стирать нарисованное, пользоваться линейкой, пытаться обводить образец, подложив его под бумагу.

Оценка результата:каждый рисунок оценивается в баллах от 0 (полное несоответствие образцу) до 1–4 (точное выполнение с учетом сложности образца).

За выполнение каждого пункта начисляется один балл. Общей оценкой является сумма баллов, набранных испытуемым по всем 8 образцам.

При оценивании учитывается степень  соответствия выполненного рисунка  образцу: точность передачи пропорций, величина углов, отклонение от вертикальной и горизонтальной оси, наличие лишних или недостающих линий и другие параметры.

При оценке учитывается замысел  ребенка: если он что-то исправил, принимается  исправленный рисунок; если он выполнил рисунок дважды или несколько  раз, желая улучшить результат, оценивается  удачный рисунок. Укороченные линии, не доведенные до необходимого пересечения, оцениваются более строго, так  как они чаще всего свидетельствуют  о недостаточном развитии зрительно-моторной координации (интервал между линиями не должен превышать 2 мм).

У детей младшего возраста допускаются  небольшие искривления при рисовании  линий, вызванные неловкостью или  дрожанием руки. Если же искривление возникло после  проведения еще одной линии или  же прямая линия рисуется как ломаная и возникают дополнительные углы, такой результат оценивается как неудачный.

  1. Методика «Домик» (автор: Гуткина Н.И.).

Методика «Домик» представляет собой задание на срисовывание картинки, изображающей домик, отдельные детали которого составлены из элементов прописных  букв. Методика рассчитана на детей 5—10 лет.

Цель:определить способность ребенка копировать сложный образец. Задание позволяет выявить умение ребенка ориентироваться на образец, точно его копировать, определить особенности развития произвольного внимания, пространственного восприятия, сенсомоторной координации и тонкой моторики руки.

Оборудование:образец рисунка, лист бумаги, простой карандаш.

Процедура обследования:Перед выполнением задания ребенку дается следующая инструкция: «Перед тобой лежат лист бумаги и карандаш. Я прошу тебя на этом листе нарисовать точно такую картинку, как на этом листке (перед испытуемым кладется листок с изображением домика).

Не торопись, будь внимателен, постарайся, чтобы твой рисунок был точно такой же, как на этом образце. Если ты что-то нарисуешь не так, не стирай ни резинкой, ни пальцем (необходимо проследить, чтобы у ребенка не было резинки).

Надо поверх неправильного или рядом нарисовать правильно. Тебе понятно задание? Тогда приступай к работе». Когда ребенок сообщает об окончании работы, ему предлагается проверить, все ли у него верно. Если он увидит неточности в своем рисунке, то может их исправить, но это должно быть зарегистрировано экспериментатором.

Интерпретация.Обработка экспериментального материала проводится путем подсчета баллов, начисляемых за ошибки. Ошибки бывают следующими.

1. Отсутствие какой-либо детали  рисунка (4 балла).

На рисунке могут  отсутствовать забор (одна или  две половины), дым, труба, крыша,  штриховка на крыше, окно, линия,  изображающая основание домика.

2. Увеличение отдельных деталей  рисунка более чем в два  раза при относительно правильном  сохранении размера всего рисунка  (3 балла за каждую увеличенную  деталь).

3. Неправильно изображенный элемент  рисунка (3 балла).

Неправильно могут  быть изображены колечки дыма, забор, штриховка на крыше,  окно, труба. Причем если неправильно  нарисованы палочки, из которых  состоит правая (левая) часть забора, то 2 балла начисляется не за  каждую неправильно изображенную  палочку, а за всю правую (левую)  часть забора целиком. То же  самое относится и к колечкам  дыма, выходящего из трубы, и  к штриховке на крыше дома: 2 балла начисляется не за каждое  неправильное колечко, а за  весь неверно скопированный дым;  не за каждую неправильную  линию в штриховке, а за всю  штриховку в целом.

Правая и левая части забора оцениваются отдельно: так, если неправильно  срисована правая часть, а левая  скопирована без ошибки (или наоборот), то испытуемый получает за нарисованный забор 2 балла; если же допущены ошибки и в правой, и в левой части, то испытуемый получает 4 балла (за каждую часть по 2 балла).

Если часть правой (левой) стороны забора скопирована верно, а часть неверно, то за эту сторону забора начисляется 1 балл; то же самое относится и к колечкам дыма, и к штриховке на крыше: если только одна часть колечек дыма срисована правильно, то дым оценивается 1 баллом; если только одна часть штриховки на крыше воспроизведена верно, то вся штриховка оценивается 1 баллом. Неверно воспроизведенное количество элементов в детали рисунка не считается за ошибку, то есть неважно, сколько будет палочек в заборе, колечек дыма или линий в штриховке крыши.

4. Неправильное расположение деталей  в пространстве рисунка (1 балл).

К ошибкам этого рода относятся: расположение забора не на общей с основанием домика линии, а выше ее, домик как бы висит в воздухе, или ниже линии основания домика; смещение трубы к левому углу крыши; существенное смещение окна в какую-либо сторону от центра; расположение дыма более чем на 30° отклоняется от горизонтальной линии; основание крыши по размеру соответствует основанию домика, а не превышает его (на образце крыша нависает над домиком).

5. Отклонение прямых линий более  чем на 30° от заданного направления  (1 балл).

Сюда относится перекос (более чем на 30°) вертикальных и горизонтальных линий, из которых состоят домик и крыша; «заваливание» (более чем на 30°) палочек забора; изменение угла наклона боковых линий крыши (расположение их под прямым или тупым углом к основанию крыши вместо острого); отклонение линии основания забора более чем на 30 от горизонтальной линии.

6. Разрывы между линиями в  тех местах, где они должны  быть соединены (1 балл за каждый  разрыв).

В том случае, если линии  штриховки на крыше не доходят  до линии крыши, 1 балл ставится  за всю штриховку в целом,  а не за каждую неверную  линию штриховки.

7. Залезание линий одна за  другую (1 балл за каждое залезание).

В случае, когда линии штриховки  на крыше залезают за линии  крыши, 1 балл ставится за всю штриховку в целом, а не за каждую неверную линию штриховки.

Хорошее выполнение рисунка оценивается  как «О» баллов. Таким образом, чем хуже выполнено задание, тем  выше полученная испытуемым суммарная  оценка. Но при интерпретации результатов  эксперимента необходимо учитывать  возраст испытуемого.

Анализ и обобщение результатов исследования.

Во время  проведения исследования фиксировалось  не только правильное исполнение рисунка, но и какой рукой рисует ребенок (правой или левой), как он работает с образцом (часто ли смотрит на образец, проводит ли воздушные линии над рисунком-образцом, повторяющие контуры картинки, сверяет ли сделанное с образцом или, мельком взглянув на него, рисует по памяти, быстро или медленно проводит линии, отвлекается ли во время работы, высказывания и вопросы во время рисования, сверяет ли после окончания работы свой рисунок с образцом).

Все результаты заносились в таблицу.

  1. Особенности логопедического обследования детей с ДЦП.

Необходимой частью комплексного диагностического обследования дошкольника с ДЦП является логопедическое обследование, которое проводится логопедом. Но воспитатель уже при первом знакомстве с ребенком с ДЦП должен отметить, насколько ребенок понимает обращенную речь, каков уровень сформированности его экспрессивной речи, какова возможность использования мимики, жестов в коммуникативных целях в случаях тяжелых речевых нарушений, какова степень разборчивости речи. С целью более точного определения уровня речевого развития ребенка воспитатель должен анализировать данные бесед с ребенком, комментирующую речь ребенка в различных видах деятельности, режимных моментах, на прогулке, общение ребенка со сверстниками, речевые высказывания в процессе занятий.

Прежде чем начинать обследование ребенка, важно всесторон­не изучить медицинскую документацию (анамнез) и про­анализировать результаты обследования и заключение невропато­лога (неврологический статус), эти данные желательно обсудить с врачом. Особенностью логопедического обследования и анализа структуры речевого дефекта детей с ДЦП яв­ляется принцип соотнесения расстройств артикуляционной мото­рики с общими двигательными нарушениями. При ДЦП артику­ляционная моторика, особенности дыхания и голосообразования оцениваются в соответствии с общими моторными возможностя­ми ребенка.

Совместно с невропатологом логопед изучает особенности об­щей моторики ребенка (удержание головы, свободные повороты ее в стороны, сидение, вертикальное положение стоя, самостоя­тельная ходьба) и функциональные возможности кистей и паль­цев рук (опорная функция, ладонный и пальцевой захват, манипуляции с предметами, выделение ведущей руки, согласованность действий рук, тонкие дифференцированные движения пальцев).

При определении ведущего неврологического синдрома и сте­пени его проявления в артикуляционной мускулатуре и моторике (речедвигательного синдрома) логопед опирается на заключение невропатолога. При этом необходимо отметить отсутствие патоло­гических тонических рефлексов или их наличие и влияние на ды­хание, голосообразование и артикуляцию.

Важно, чтобы при логопедическом обследовании ребенок был совершенно спокоен, не плакал, не был испуганным. Если ребе­нок плачет, кричит, вырывается из рук, это может отразиться на изменении (повышении) тонуса мышц, и представление о двига­тельных и речевых возможностях, которое получит логопед, будет ложным. В ходе обследования проводится тщательный анализ тех положений и движений, которые могут облегчать или, наоборот, утяжелять речевую деятельность. Ребёнка с тяжелыми двигатель­ными нарушениями желательно уложить на удобную кушетку или ковер, проверив разные положения: на спине, на боку, на животе. В более легких случаях обследование проводится в положении сидя или стоя.

Логопедическое обследование включает в себя сбор данных об особенностях доречевого, раннего речевого и психического разви­тия ребенка до момента обследования. Опираясь на данные меди­цинской документации и беседы с родителями, выясняется время появления и характер крика, гуления, лепета, а затем первых слов и простых фраз.

Обследование артикуляционного аппарата начинается с про­верки строения его органов: губ, языка, зубов, твердого и мягкого нёба, челюстей. При этом логопед определяет, насколько их стро­ение соответствует норме.

Необходимо оценить состояние тонуса мышцартикуляционно­го аппарата в покое, при попытках к речевой деятельности, в про­цессе речи, при мимических, общих и артикуляционных движе­ниях. Состояние мышечного тонуса в органах артикуляции (лице­вой, губной и язычной мускулатуре) оценивается совместном осмотре логопеда и невропатолога. У детей с церебральным пара­личом нарушения тонуса артикуляционных мышц характеризуют­ся спастичностью, гипотонией или дистонией. Нередко имеет ме­сто смешанный характер и вариабельность нарушений мышечного тонуса в артикуляционном аппарате (например, в лицевой и губ­ной мускулатуре может быть выражена гипотония, а в язычной —спастичность).

Отмечается наличие или отсутствие гипомимии, асимметрии лица, сглаженности носргубных складок, синкинезий, гиперкинезов лицевой и язычной мускулатуры, тремора язы­ка, девиации (отклонения) языка в сторону, гиперсаливации.

Логопед оценивает непроизвольные движенияартикуляцион­ного аппарата во время еды (сосание, снятие пищи с ложки, пи­тье из чашки, откусывание, жевание, глотание).

Выясняются осо­бенности нарушения акта приема пищи у ребенка: отсутствие или затруднение жевания твердой пищи и откусывания от куска; поперхивание и захлебывание при глотании.

Особое внимание обращается на состояние произвольной ар­тикуляционной моторики. При проверке подвижности органов ар­тикуляции ребенку предлагают различные задания по подража­нию. Анализируя состояние подвижности речевых мышц, обраща­ют внимание на возможность выполнения артикуляционных по­зиций, их удержания и переключения. При этом отмечаются не только основные характеристики артикуляционных движений (объем, амплитуда, темп, плавность и скорость переключения), но и точность, соразмерность выполнения движений, их истощаемость. Особенно подробно логопед оценивает объем артикуляци­онных движений языка (строго ограничен, неполный, полный); отмечается даже незначительное снижение амплитуды артикуля­ционных движений языка. У некоторых детей с ярко выраженны­ми речедвигательными синдромами не удается даже пассивно вы­вести язык из полости рта. Проверяется возможность произволь­ного высовывания языка, боковых отведений, облизывания губ, удержания широким, распластанным, а затем узким, а также вер­хнего подъема, пощелкиваний и т.д. Оценивается степень и грани­ца глоточного рефлекса (повышение или понижение).

Логопед ана­лизирует особенности движений губ (малоподвижные или доста­точно подвижные) и нижней челюсти (открывание и закрывание рта, умение удерживать рот закрытым).

Оценка понимания обращенной(импрессивной) речи являет­ся важным этапом логопедического обследования. Логопед выяв­ляет уровень понимания обращенной речи (различение интона­ции, ситуативное понимание, понимание речи на бытовом уров­не, в полном объеме).

Пассивный словарь проверяется на реаль­ных предметах и игрушках, предметных и сюжетных картинках. При этом определяется, как ребенок понимает значение слова, смысл действия, простого и сложного сюжета, лексико-грамматических конструкций, последовательности событий.

При изучении произносительной стороны речивыявляется сте­пень нарушения ее разборчивости (речь невнятная, малопонятная для окружающих; разборчивость речи несколько снижена, речь нечеткая, смазанная).

Далее отмечаются особенности нарушений дыхания (поверхностное, учащенное, неритмичное), голоса (недостаточность силы и отклонения тембра голоса) и просодичес­кой организации речевого потока.

Подробно проверяется фонетико-фонематический строй речи. При обследовании звукопроизношения необходимо выявить уме­ние ребенка произносить звуки изолированно, в слогах, в словах, в предложениях и особенно в речевом потоке. Следует отметить недостатки звукопроизношения: искажения, замены, пропуски звуков. Нарушения звукопроизношения сопоставляются с особен­ностями фонематического восприятия и звукового анализа. Важно отметить, определяет ли ребенок нарушения звукопроизношения в чужой и собственной речи; как он дифференцирует на слух нор­мально и дефектно произносимые им звуки.

Итак, в ходе логопедического обследования детей с церебраль­ным параличом логопед должен выявить структуру речевого де­фекта (соотношение речевых и неречевых нарушений), сопоста­вив его с тяжестью поражения артикуляционной и общей мотори­ки, а также уровнем психического развития ребенка,

  1. Качественные показатели развития ребенка с двигательными нарушениями.
  2. Качественные показатели развития ребенка с двигательными нарушениями, которые необходимо отразить в характеристике и психологическом заключении.

Составление заключения и психолого-педагогической характеристики по результатам обследования ребенка с ДЦП имеет свои особенности. В этих документах необходимо отразить не только уровень интеллектуального и речевого развития, но и такие важные показатели, как способ передвижения, уровень развития манипулятивной функции и навыков самообслуживания, наличие сопутствующих нарушений. В систематизации этих данных целесообразно придерживаться такой схемы.

  1. Нарушения двигательной сферы:
  • удерживает вертикальное положение (сидя, стоя);
  • передвигается (в коляске, с костылями, с опорой на трость, самостоятельно в пределах помещения, самостоятельно на значительные расстояния);
  • ведущая рука (правая, левая);
  • развитие манипулятивной функции (резко ограничена; частично ограничена; не ограничена);
  • участие пораженной руки в игре и процессах самообслуживания (функция отсутствует; выполняет поддерживающую роль; принимает участие в выполнении простых двигательных актов; принимает участие в выполнении сложных двигательных актов).
  1. Уровень развития навыков самообслуживания:
  • навыки личной гигиены: умывание, чистка зубов, расчесывание волос (не владеет; частично владеет; полностью владеет);
  • самообслуживание в одевании и раздевании:

а) раздевание (не владеет; частично владеет; полностью владеет);

б) одевание (не одевается; одевается с помощью; одевается сам, кроме застегивания пуговиц и шнуровки обуви; одевается полностью);

  • самообслуживание при приеме пищи (сам не ест; сам ест твердую пищу — хлеб, пряник; сам пьет из кружки; сам ест ложкой; полностью пользуется столовыми приборами).

 Нарушения зрения (близорукость, аномалии рефракции, косоглазие, нистагм, ограничение взора вверх, ограничение полей зрения).

 Нарушения слуха (степени снижения слуха).

 Степень разборчивости речи:

  • из-за грубых нарушений звукопроизношения непонятна окружающим;
  • понятна только близким людям;
  • разборчивость речи несколько снижена;
  • дефекты звукопроизношения не мешают пониманию речи ребенка.

5