Интернет в психологическом исследовании2

BECTH. МОСК. УН-ТА- СЕР. 14. ПСИХОЛОГИЯ. 2003. № 3

НАУЧНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Л. Н. Бабанин, А. Е. Войскунский, О. В. Смыслова

ИНТЕРНЕТ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ ИССЛЕДОВАНИИ

1. Мировой процесс культурного освоения Интернета еще далек от завершения (достаточно живучи разнообразные пред­убеждения и страхи, равнодушное или отвергающее отношение), но в большинстве развитых стран применение этой сети в трудо­вой, коммуникативной, игровой и познавательной деятельности уже стало фактом повседневной жизни1. В последнее время психологи все чаще используют Интернет в качестве средства решения как прикладных, так и научно-исследовательских задач2. Оставаясь по сути разновидностью компьютеризированного экспе­римента (Корнилова, Тихомиров, 1998), исследования, проводи­мые с помощью Интернета, имеют свои особенности. Основные моменты, связанные с модификацией в современных условиях качественного исследования, были рассмотрены ранее (Войскун­ский, Скрипкин, 2001).

В настоящей статье остановимся на специфике количественных исследований, проводимых с помощью Интернета.

Общепринятого термина для обозначения исследования, вы­полненного с помощью Интернета, еще нет. В последнее время все шире употребляются термины «онлайновое (on-line) исследо-

1 Этот тезис подтверждают результаты исследования (Krantz, Dalal, 2000), в котором сравнивалась эффективность двух способов предъявления психологичес­кой анкеты с открытыми вопросами — по электронной почте (ЭП) и в бланковом виде. Получив в середине 1990-х гг. по ЭП более развернутые ответы, чем на бланках, и отметив, что в середине 1980-х такого различия не было, авторы констатировали факт изменения техники письменной речи: многим людям стало проще воспользоваться клавиатурой компьютера и программами текстовых редак­торов, чем писать от руки. Заметим, что изменились именно технические навыки: еще в исследованиях А. Чапаниса было показано, что эффективность решения задач в диадах не зависит от степени привычности способа коммуникации — составления рукописных или машинописных сообщений (Тихомиров, Войскун­ский, 1979).

2 Методологические и методические аспекты применения Интернета в пси­хологическом исследовании активно обсуждаются как отечественными (Арестова, Бабанин, Войскунский, 1995; Бабанин, Смыслова, 2001; Жичкина, 2000; Ромек, Сатин, 2000), так и зарубежными (Couper, Nicholls, 1998; Joinson, Buchanan, 2000; Krantz, Dalal, 2000; Reips, 2000) специалистами.

5 стр., 2117 слов

Презентация на тему: Методология и методы научного исследования

... 2010. – 192 с. •Стариченко, Б. Е. Обработка и представление данных педагогических исследований с помощью компьютера [Текст] / Б. Е. Стариченко; Урал. гос. пед.ун-т.– Екатеринбург, 2004. ... и общества и их составных частей с помощью теоретических методов исследования (моделирование, классификация и др.). В результате теоретических исследований рождаются научные гипотезы, целостные научные теории, ...

79

вание», «исследование в Интернете (WWW)» или «веб-эксперимент» (Бабанин, Смыслова, 2001; Joinson, Buchanan, 2000 Musch, Reips, 2000).

Мы предпочитаем говорить об «исследова­нии, опосредствованном Интернетом» — ИОИ.

Если рассматривать метод исследования как способ взаимо­действия исследователя с объектом (Дружинин, 2000), то логично говорить о таких методах ИОИ, как наблюдение, измерение эксперимент (или квазиэксперимент).

С позиции участника такой эксперимент чаще всего выглядит как сетевой опрос3.

2. Различаются три основных варианта проведения сетевых опросов: посредством электронной почты (ЭП-опросы), онлайновые (веб-опросы) и оффлайновые.

В случае ЭП-опроса респондент получает анкету по своему электронному адресу (предварительно ему посылается запрос о согласии на участие в исследовании) и заполняет ее в удобное для него время, а затем отправляет обратно по ЭП. Подключение к Интернету требуется только при получении и отправке писем. ЭП-опросы появились раньше других разновидностей сетевых опросов, и некоторые респонденты относятся к ним как к анахро­низму, но исследователи по-прежнему признают их достаточно эффективными.

Методики проведения ЭП-опросов постоянно совершенству­ются, так как при всей кажущейся простоте данный процесс сталкивается с немалыми трудностями технического и этического характера. Технические проблемы касаются способов получения определенных электронных адресов, составления конкретной вы­борки респондентов, а также обработки ответов. Этические про­блемы связаны с отрицательным отношением пользователей Ин­тернета к посланиям от незнакомцев, так как там может содер­жаться назойливая реклама («спам»), а иногда и компьютерные вирусы. Письмо с исследовательской анкетой может быть задер­жано антиспамовыми программами или сам адресат может оши­бочно квалифицировать его как «спам» и предпринять ответные действия: отослать обратно с яростной отповедью; послать «в наказание» исследователю письмо с вирусом или чрезвычайно большое по объему; внести адрес исследователя в «черный спи­сок», чтобы его сообщения не пропускала программа-фильтр;

3 Б.З. Докторов (2000) считает Интернет-опрос логическим и технологичес­ким продолжением опросной методологии, близким к самой старой схеме массовых опросов — почтовому анкетированию (этому методу насчитывается более 100 лет).

К настоящему времени с помощью Интернета проведено множест­во профессиональных и любительских опросов и интервью; наиболее заметные из них рассмотрены нами ранее (Войскунский, Бабанин, Арестова, 2000).

80

потребовать от провайдера закрыть отправителю непрошеных сообщений доступ в Интернет.

В случае онлайнового опроса респондент заходит (по собственной инициативе или по приглашению) на веб-страницу, содержащую анкету, и отвечает на вопросы. Потенциальные участники узнают об опросе из объявлений на популярных сайтах, из персональных писем, разосланных по ЭП, а также из сообщений в тематических ньюсгруппах, в списках рассылки банеров (рекламных графических изображений) и т.п. Онлайновые анкеты просты в работе; вопросы чаще всего закрытые, и для выбора ответа бывает достаточно «кликнуть» на пункте меню. Метод позволяет оперативно контролировать заполнение анкеты и обрабатывать данные, однако он чувствителен к надежности и быстроте соединения по типу «клиент—сервер», так как во время просмотра и заполнения анкеты компьютер респондента должен быть подклю­чен к Интернету: при медленном открытии веб-страницы с анке­той или при технических сбоях респондент может утратить жела­ние довести работу до конца.

13 стр., 6361 слов

Анкетный опрос как метод сбора социальной информации

... анкетер выступает в качестве инструктора по заполнению анкет, раздатчика анкет, однако анкета заполняется респондентом самостоятельно ; б) по месту проведения --- анкетирование по месту жительства и по ... из основных видов опроса, осуществляемого путем опосредованного общения социолога и респондента. Различают следующие виды анкетирования: а) по способу общения между исследователем и опрашиваемым --- ...

Веб-страница с анкетой может быть пассивной, но может быть и активной — способной производить некоторые действия на компьютере респондента, считывать (фиксировать) технические параметры информационной среды (Batagelj, Vehovar, 1998).

Это позволяет предусмотреть варианты анкет, различия между кото­рыми соответствуют формальным критериям (например, типу браузер-программы, установленной на компьютере респондента).

Однако подобная активность сервера часто вызывает неприятие у «клиента», который может заподозрить исследователя в реализа­ции каких-то скрытых неблаговидных целей, поэтому применение пассивных веб-страниц хоть и менее информативно, зато более надежно.

При оффлайновом опросе респондент «скачивает» анкету на свой компьютер и заполняет в удобное для себя время, а сформи­рованный протокол с ответами пересылает по ЭП на веб-сайт исследователя. Подключение к Интернету требуется только при «скачивании» и отправлении заполненной анкеты.

Для проведения интервью, опросов и обсуждений посредст­вом Интернета применяются (пока не особенно широко) корпора­тивные или коммерческие системы организации компьютерных видеоконференций, а также системы голосовой связи (Интернет-телефония) или дистанционной поддержки тематических фокус-групп. Ниже будут рассмотрены особенности проведения с помо­щью Интернета эксперимента и квазиэксперимента.

3. С 1995 г. количество экспериментальных ИОИ постоянно увеличивается (Musch, Reips, 2000).

Тематика их разнообразна:

81

познавательные процессы, дифференциальная психология, груп­повая динамика, психолингвистика, математическая психология и др. Используются довольно сложные процедуры предъявления стимульного материала, регистрируются не только сами ответы но и, например, время реакции. Многие эксперименты потребо­вали дополнительных усилий и от экспериментаторов (по созда­нию специальных программ), и от испытуемых (по «скачиванию» дополнительного программного обеспечения, заполнению боль­шого количества анкет и пр.).

Когда проверяется гипотеза путем варьирования независимой переменной, то имеет место эксперимент, но для испытуемого данное исследование может выступать как опрос. В традицион­ном варианте опроса-эксперимента эквивалентные группы рес­пондентов получают разные варианты анкеты. Однако информа­ционные технологии позволяют выбирать более гибкие схемы вплоть до составления различных наборов вопросов для каждого участника по определенному плану. При фиксированной анкете в качестве независимой переменной может быть выбрана популя­ция (например, так проводятся этнопсихологические исследования) или, наоборот, для эквивалентных групп испытуемых могу варьироваться контексты предъявления неизменной анкеты когда дополнительная информация предоставляется, изымаете? или по определенному плану изменяется.

7 стр., 3368 слов

Лекция №2 Разновидности опроса

... одну из наиболее сложных разновидностей социально-психологического общения. Связь между главными участниками опроса – исследователем и респондентом – обеспечивается с помощью различных «промежуточных звеньев», влияющих на ... анкета; исследователь в момент рассылки или раздачи анкеты теряет контроль над ее заполнением; влияние анкетера сведено к минимуму; анкетирование применимо для опроса большого ...

4. Следует отметить, что для ИОИ термин «испытуемый» не вполне уместен. «Онлайновые испытуемые» — это полноправные участники исследования, поскольку они, как правило, значительно лучше информированы о целях и задачах эксперимента (да и о его результатах), чем испытуемые в традиционном исследова­нии, и находятся в ином отношении к экспериментатору — менее зависимы и менее управляемы. Правда, из-за обширной геогра­фии Интернета в исследование могут включиться люди, испыты­вающие лингвистические и содержательные затруднения в пони­мании инструкций и заданий, например иностранцы и несовер­шеннолетние дети. Будучи настойчивыми и любознательными, но не понимая заданий (полностью или частично) и выполняя их не по предусмотренной исследователями схеме, они в конечном счете искажают общие результаты. Вероятность подключения таких лиц повышается, если участие в исследовании поощряется «бонусами» — материальными или символическими наградами (например, подпиской на дополнительные сетевые услуги или ресурсы) и не все участники являются бескорыстными волонтера­ми («self-selected» — Walsh et al., 1992)4.

4 Вместе с тем участники ИОИ представляются людьми достаточно ответст­венными: например, 68% посетителей первой веб-страницы, посвященной какому-

82

5. Серьезная процедурная проблема ИОИ — невозможность контроля за соблюдением экспериментальных условий. Деятельность участников ИОИ может оказаться неоднородной из-за влияния многочисленных и разнообразных побочных переменных. И дома и в офисе люди могут пить чай, отвлекаться на телефонные разговоры, зачитывать вслух и обсуждать с окружающими тестовые задания, пользоваться чужими рекомендациями при ответе на от или иной вопрос, строить гипотезы относительно «истинных» целей эксперимента, совершать повторные попытки под своим ли под иным именем. Похожие проблемы возникают и при почтовом опросе.

Пытаясь компенсировать рост случайной составляющей зависимой переменной и снижение надежности, исследователи, как правило, увеличивают количество участников эксперимента, а также используют косвенные методы контроля их работы (например, регистрируют время генерирования ответов: сверхдлинные паузы вызывают подозрение), но эти методы еще только разраба­тываются и пока не вполне надежны. Другая форма контроля — «ужесточение» процедуры регистрации участников (например, их просят предоставить более обширную информацию о себе с целью отобрать наиболее ответственных).

Налицо попытка ввести допол­нительную переменную «доверие к участнику», положительный полюс которой складывается из комплекса наблюдений за респон­дентом и в чем-то аналогичен «кредитному рейтингу клиента» в банковском деле. Часто основу адресной базы нового исследова­ния составляют участники предыдущих исследований — ведь о них уже многое известно. Так, Дж. Бэрон «пользуется списком из 700 испытуемых, каждый из которых участвовал в среднем в 9 исследованиях» (Baron, Siepman, 2000, р. 235).

5 стр., 2382 слов

Этические проблемы в психологических экспериментах

... участник. Но для части экспериментов сообщение полной информации испытуемым о проведении эксперимента повлечет за собой снижение надежности подученных данных. Так, например, если сообщить участникам эксперимента, ... контроль способствует получению лучших данных, подвергают сомнению заявления о незначительности причиняемого ущерба и представляют свидетельства, что заключительная беседа с участниками ...

Наиболее ком­плексно эта проблема решается подбором постоянных испытуемых в онлайновых лабораториях (Ромек, Сатин, 2000).

Иногда иссле­дователи обмениваются адресными базами. Практикуется и фор­мирование так называемых «панелей респондентов» — при этом обычно ставится задача выполнения репрезентативных ИОИ5. Однако не для каждого психологического исследования может быть рекомендовано обращение к таким «профессиональным» испытуемым.

либо из уже проведенных исследований, выполнили всю экспериментальную процедуру до конца (Musch, Reips, 2000).

Это следует признать высоким результатом. Но все же надо учитывать и контролировать степень владения частниками языком, на котором проводится исследование.

5 Готовность вести «панельные» ИОИ в России провозгласили такие социоло•ические службы, как Фонд «Общественное мнение» (intemet.strana.ru), «Группа Monitoring.ru» (www.monitoring.ru), GFK Market Research (www.glk.ni) и др.

83

Ослабление контроля исследователя за процедурой заполне­ния анкеты порождает определенные технические проблемы. К примеру, встречаются многократные отправления несовпадающих ответов с одного и того же электронного адреса (возможно, сослуживцами или членами семьи, но, может статься, и одним человеком).

Опыт показывает, что случаи недобросовестности респондентов весьма немногочисленны. Практикуемые методы выборочного контроля, как и обязательного уточнения повторных отправлений ответов, имеют много общего с контролем при почтовом опросе или опросе с помощью традиционных СМИ. Ослабление процедурного контроля и анонимность могут способ­ствовать уменьшению количества ответов в духе социальной жела­тельности. Еще в 1970-е гг. был подмечен феномен повышенной готовности к искренности и «самораскрытию» при компьютеризи­рованных опросах: респонденты проявляют склонность к меньшей скрытности и сообщают о себе больше противоречащих позитив­ному образу самих себя фактов и мнений, нежели интервьюеру «из плоти и крови» (Sproull, Kiesler, 1991).

Неоднократно прове­рялось, что подобное «самораскрытие» — не проявление шутли­вого настроения и не самооговор: сообщенные в ходе компьютери­зированного интервью или опроса сведения, о которых в общест­ве принято умалчивать (о дурных наклонностях, семейных про­блемах и неладах с законом), по большей части оказывались верными (Cooper, Scherer, Mathy, 2001)6.

ИОИ накладывает серьезные ограничения, например, на применение шкал лжи: вопросы такой шкалы должны быть осо­бенно сильно закамуфлированы. Отдельного внимания заслужи­вает вопрос о сокрытии истинных целей исследования. Действи­тельная необходимость в таком сокрытии имеется не всегда, но если это делается, то следует избегать случайных оговорок. Дело в том, что участники ИОИ нередко задают исследователю встреч­ные вопросы, на которые он обязан оперативно ответить.

7 стр., 3437 слов

Исследования города. Когнитивная карта городской среды

Метод исследования заключался в следующем : испытуемый рисовал когнитивную карту города, в инструкции предлагалось ... прерываться, обособление пути приводит к потере ориентации, утрате чувства места, например, как это происходит при выходе из метро. И они ... среде, как правило на этой территории возникают различные формы искушения. Например, вы выходите из метро, и тут перед вами выстраивается ...

Надо сказать, что имеется тесная взаимосвязь между доверием экспериментатора к участнику и доверием участника к экспери­ментатору. Причем последнее имеет огромную ценность: любая

6Данный феномен интерпретируется (Joinson, 1999) как увеличение субъек­тивного ощущения анонимности при работе с компьютерной программой и с Интернетом. В качестве подтверждения сообщается, что тенденция к самораскры­тию исчезает, если респондентов просят указывать формальные сведения о себе (включая адрес и телефон, совокупный доход в семье, а иногда и номер кредитной карты).

Кроме ТОГО, На ЭТУ Тенденцию влияют факторы социального окружения и социальной ситуации опроса, присутствие или отсутствие определенных лиг которые могут влиять на ответы респондентов. Так, пациенты клиник часто дан нечестные ответы в компьютеризированных личностных опросниках.

84

небрежность исследователя по отношению к потенциальным участникам, малейшая попытка ввести их в заблуждение или просто обмануть могут обессмыслить не только настоящее или будущее его исследование, но зачастую и всю сетевую активность ой организации, которую он представляет. Ведь пользователи интернета активно обмениваются информацией, эта информация распространяется быстро и сохраняется долго. Немаловажную роль в процедуре ИОИ играет предоставление участникам возможности высказать свое мнение по поводу эксперимента; поэтому рекомендуется помимо веб-страницы с анкетой предусмотреть еще и канал обратной связи с экспериментатором, а также форум для обмена мнениями участников исследования.

6. Применяются два основных способа определения внешней валидности сетевого эксперимента: сравнение его результатов с результатами лабораторных исследований, проведенных в традиционных условиях; сравнение результатов ИОИ с теоретически 1редсказанными тенденциями (Reips, 2000).

Первый способ базируется на представлении о достаточно высокой валидности лабораторных исследований, однако на самом деле это не так. Психологам хорошо известны недостатки лабораторных исследо­ваний (Корнилова, 2002; Шихирев, 1999; Reips, 2000): а) многие эксперименты проводятся на однородных выборках, состоящих преимущественно из студентов психологических факультетов, что не может не сказываться на репрезентативности полученных дан­ных; б) многие эксперименты проводятся в своеобразных услови­ях конкретной лаборатории, так что даже воспроизвести полученные результаты бывает зачастую затруднительно (их экологическая валидность уязвима); в) психолог может выбрать заведомо истин­ную гипотезу и доказывать ее, отсекая при этом побочные и, возможно, наиболее любопытные обстоятельства (эффект «инсце­нировки»); г) исследователь может непроизвольно воздействовать на поведение испытуемых (эффект «Пигмалиона»).

Между тем внешняя валидность сетевого эксперимента вполне может оказаться больше, поскольку в нем принимает участие намного более разнообразный (чем в лабораторном эксперименте) состав испытуемых; кроме того, участники находятся в привычных для себя условиях, и это сближает сетевое исследование с поле­вым (Методы…, 1998).

2 стр., 845 слов

Психологическое сопровождение деятельности человека

... 8 страниц, минимальный объем публикации – 3 страницы), для студентов и участников психологической службы факультета психологии ЛГУ имени А.С. Пушкина – 120р. за страницу ... в сложную социальную ситуацию. 9. Психологическое сопровождение лечебного процесса. 10. Психологическое сопровождение людей с ограниченными возможностями. 11. Психологическое сопровождение людей с особыми потребностями.   & ...

Экологическая валидность ИОИ повыша­ется и за счет их более высокой (обычно) комплексности в сравнении с большинством лабораторных исследований.

Побочные переменные (случайные смещения и помехи), ко­торые в онлайновых условиях сложнее контролировать, чем усло­вия в лаборатории, способны повлиять как на внешнюю, так и на внутреннюю валидность эксперимента. К таким переменным

85

относятся: время ожидания раскрытия очередного вопроса или задания (зависит от скорости передачи информации по сети и от мощности компьютера участника), технические характеристики средств — визуальных (размер экрана, его тип, зернистость, частота обновления, размер и вид шрифта, внешнее освещение, наличие отблесков) и манипулятивных (клавиатура, мышь, их расположение).

Часть из них может быть проконтролирована путем до- или постэкспериментальной регистрации, анализа тех­нических и ситуационных характеристик, применения специаль­ных вопросников для оценки технических параметров, использо­вания комплексного набора (батареи) методик с оценкой досто­верности по всей совокупности методик, исключения из выборки «ненадежных», «недостоверных» участников и т.п. Опыт показы­вает, что при большой выборке это вполне возможно. Все это приближает ИОИ к квазиэкспериментальному исследованию (Ме­тоды…, 1998).

С валидностью ИОИ связан и такой важный вопрос, как контроль определенных формальных параметров. Например, сле­дует фиксировать день недели и время дня; исходя из общей длительности работы над заданием, можно фиксировать отвлече­ния (если они были) во время выполнения заданий. С одной стороны, возможность участвовать в эксперименте в удобное для респондента время является преимуществом, а с другой — фак­тор времени иногда может «смешиваться» с независимой перемен­ной (с профессиональной деятельностью респондента или его увлечениями).

Например, выполнение экспериментального зада­ния в три часа ночи по местному времени может свидетельствовать об определенном стиле жизни испытуемого (в данном случае об увлечении Интернетом).

Если контроль подобных формальных моментов значим, то можно либо ограничивать временной диапа­зон доступа к серверу с экспериментальными заданиями, либо регистрировать время прохождения эксперимента и использовать затем статистические методы контроля смешения.

В качестве примера рассмотрим исследование, авторы кото­рого (Pagani, Lombardi, 2000) выясняли роль верхней части лица при восприятии эмоции удивления (на схематических изображе­ниях человеческого лица), а также выявляли межкультурные ас­пекты восприятия данной эмоции. В условиях лаборатории ис­следователи могли контролировать переменные, связанные с фи­зическими особенностями предъявления изображений (освеще­ние, размер, расстояние до монитора и т.п.), а в условиях ИОИ такой контроль был крайне затруднен: мониторы участников имели разные размеры, разные настройки экрана и разные браузер-программы и т.д.

15 стр., 7255 слов

Психологические особенности людей, употребляющих наркотические вещества

... людьми, но зато существенно повышает конечный результат. Цель исследования : определить психологические особенности людей, употребляющих наркотические вещества. Объект исследования: 20 человек ... рассмотрена и как игра, в которой каждый участник (это могут быть члены семьи, окружающие, " ... специфики когнитивных процессов у наркоманов. Так, например, обнаружено, что при опийной наркомании наблюдается ...

86

Для проверки валидности был параллельно проведен лабораторный эксперимент с предъявлением на мониторе компьютера того же стимульного материала. Выборка формировалась из сту­дентов психологического факультета университета. Поскольку на восприятие эмоции удивления могли оказать влияние культурные различия, результаты лабораторного исследования сравнивались лишь с частью данных, полученных в ИОИ: были отобраны протоколы тех участников, которые указали местом своего прожи­вания Южную Европу. Коэффициент корреляции данных онлайнового и лабораторного экспериментов оказался очень высок, и авторы сделали вывод о валидности ИОИ и об отсутствии влияния На его результаты различий в характеристиках использованного оборудования.

7. Одна из самых существенных проблем — подбор участников ИОИ. С одной стороны, Интернет позволяет набрать в короткое время большую группу испытуемых, с другой — конкретные характеристики этой группы могут повлиять на результа­ты исследования. На данный момент отсутствуют репрезентатив­ные выборки, представляющие не только генеральную совокуп­ность (всех грамотных жителей региона), но даже и пользователей Интернета. Однако исходя из темпов развития Интернета, можно предположить, что в ближайшие 10—20 лет репрезентативные (по населению) выборки окажутся доступны. При этом уже сейчас фактически всякая выборка испытуемых, безусловно, является гетерогенной в отношении многих существенных параметров (возраст, пол, демографические характеристики).

Нельзя все же не признать, что многие Интернет-выборки смещены в сторону лиц с относительно высоким образовательным уровнем и, вероятно, не самым низким уровнем доходов. Кроме того, они отличаются от других выборок и достаточно однородны по таким параметрам, как навыки работы с компьютером, доступ к Интернету и низкая компьютерная тревожность.

Требования к составу участников зависят от задач ИОИ. Если решается задача определения психологических качеств определен­ной группы людей (популяции), то основное требование к выбор­ке — репрезентативность популяции. Если же проводится экспе­римент, в котором для разных групп предусмотрены разные уровни независимой переменной, то на первый план выступает проблема эквивалентности — уравнивания групп по существен­ным характеристикам. В квазиэксперименте, где аналогом неза­висимой переменной выступают формальные различия между группами (регион, этнос, профессия, возраст и пол), группы должны быть уравнены по остальным параметрам.

87

Все эти проблемы могут быть решены при планировании ИОИ. Например, исследование корреляционного типа (с приме­нением методов статистического контроля) нуждается в большом количестве участников, обладающих разнообразными характерис­тиками (различные регионы, профессии, другие социально-демо­графические характеристики).

Обычно набирают как можно боль­ше участников и оперативно определяют неохваченные категории (например, «учителя дисциплин гуманитарного профиля»), далее целенаправленно «добирают» лиц, принадлежащих к этим катего­риям.

3 стр., 1082 слов

Деловое общение. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВЕДЕНИЯ ПЕРЕГОВОРОВ. ИССЛЕДОВАНИЕ ...

... без содержательной части не может привести к желаемому результату). Однако удачно выбранная форма общения способствует достижению целей ... каждый раз новый предмет для обсуждения, новые условия, новые участники. Но все же есть нечто общее: подготовка к ним, ... перерыв. Прием «ухода» может сыграть положительную роль, когда, например, необходимо согласовать вопрос с другими организациями или тщательно ...

Нередко поднимается вопрос о статистической репрезентатив­ности и достоверности выводов ИОИ. К материалам психологи­ческих опросов с большим количеством участников можно приме­нять методы социологии, ранее использовавшиеся психологами только в отдельных случаях. Статистическая надежность выводов ИОИ при выборках свыше двух тысяч участников достаточно высока. Однако это не главное. Известный специалист по массо­вым опросам В.А. Ядов (1998) считает, что в аналитических и экспериментальных исследованиях статистическая репрезентатив­ность выборки — проблема второстепенная в сравнении с необхо­димостью обеспечить качественное представительство изучаемых социальных объектов.

Методы привлечения участников ИОИ можно разделить на активные и пассивные. В первом случае приглашение к участию в эксперименте размещается в целевых ньюсгруппах, форумах, гостевых книгах, в виде банеров и т.д. Во втором — ожидается, что при поиске по какому-то родственному ключевому слову машина выдаст приглашение, размещенное экспериментатором на веб-сайте. В обоих случаях действует волонтерский принцип — откликаются те, кто «сам себя отобрал» (Walsh et al., 1992).

Основными методами привлечения участников являются следую­щие: общая реклама на популярных сайтах (например, в виде банеров); избирательная реклама на специализированных сайтах и страницах, в тематических группах рассылки и ньюс-группах (Usenet, Listserv и др.) для привлечения целевой категории (кон­тингент посетителей и подписчиков может быть предварительно изучен путем, например, включенного наблюдения, анализа списков, чтения сообщений и т.п.); публикация информации об исследованиях в универсальных или специализированных СМИ (компьютерных, медицинских, педагогических и т.п. журналах); публикация объявлений об исследовании на психологических веб-сайтах (например, на сервере Американского психологического общества).

Вспомогательный метод, эффективный при «доборе» участников, — привлечение добровольных «ассистентов», кото­-

88

рые распространяют информацию об исследовании в кругу своего сетевого и личного общения и агитируют потенциальных участни­ков (Арестова, Бабанин, Войскунский, 1995).

Особое место занимает целевая персональная рассылка сооб­щений об исследовании по ЭП. Это трудоемкий метод, требую­щий от исследователя наибольшей активности. Основная пробле­ма здесь — получение и формирование общего списка адресатов с указанием их социально-демографических характеристик. Далее могут быть использованы аналоги квотного принципа конструиро­вания выборки. Адреса потенциальных участников могут быть получены от посторонней организации, которой может быть по­ручена и рассылка приглашений по всей адресной базе. Однако при этом социально-демографические характеристики адресатов чаще всего неизвестны, что является ограничивающим фактором для конструирования выборок методом случайного отбора и рас­пределения.

Интернет в психологическом исследовании2 — Стр 2

Способ привлечения участников влияет на характеристики окончательной выборки. «Приходится также признать, — пишут В.Г. Ромек и Д.К. Сатин, — что сам выбор методики испытуе­мым может быть не случаен. Вполне может оказаться, что люди, испытывающие недостаточность, например, уверенности в себе, чаще проходят тест уверенности в себе, чем самоуверенные. Подобному искажению состава подвержены те тесты, в названии которых указана измеряемая ими психологическая черта» (2000, с. 72—73).

Однако мотивация участия в эксперименте может стать управляемой переменной (известны случаи частичной оплаты ра­боты испытуемых, проведения среди них лотереи и т.п.).

Вместе с тем имеются данные, согласно которым при достаточно боль­шом количестве участников результаты ИОИ не сильно зависят от конкретного метода их привлечения. Так, результаты исследова­ния (Cooper, Scherer, Mathy, 2001) с участием 33 391 волонтера почти по всем параметрам совпали с результатами подобного исследования с участием 7544 человек (в последнем случае выбор­ка формировалась с помощью социологической процедуры подбо­ра испытуемых pop-up: приглашение посылалось каждому тысяч­ному посетителю некоторого веб-сайта).

Таким образом, стрем­ление к привлечению чрезвычайно большого контингента участ­ников исследования может быть признано избыточным.

Еще раз подчеркнем, что при проведении ИОИ необходимо регистрировать демографические данные и выяснять, каким обра­зом участнику стало известно о проведении исследования; естест­венно, необходимо контролировать и пресекать случаи много­кратного выполнения задания одним человеком. Определенную помощь при этом могут оказать технические средства идентифика-

89

ции и регистрации, cookies (короткие файлы, оставляемые веб-страницей на компьютере пользователя), псевдонимы, пароли и другие способы аутентификации участников.

8. В качестве иллюстрации приведем исследование, в кото­ром применялись разные способы привлечения участников (Buchanan, 2000).

Оно посвящено изучению самоконтроля, под которым понимается тенденция наблюдать за своим экспрессив­ным поведением и управлять тем, каким/какой ты представля­ешься другим людям. Люди с высоким уровнем самоконтроля чувствительны к социальным нормам и обычаям, люди с низким уровнем ведут себя в соответствии со своим собственным состоя­нием и собственным представлением о ситуации. В исследовании использовалась шкала самоконтроля М. Снайдера.

Исследование включало несколько этапов. На первом этапе было показано, что при факторизации результатов заполнения анкеты в бланковом варианте и через Интернет выделяются одни и те же факторы (это свидетельствует о валидности онлайнового способа опроса).

Второй этап был посвящен подбору испытуе­мых, соответствующих определенному критерию. Были определе­ны ньюсгруппы, и которых предположительно можно было обна­ружить людей либо с высоким уровнем самоконтроля, либо с низким: например, люди с высокими баллами по шкале Снайдера могут встретиться в ньюсгруппе «для артистов» (rec.arts.theatre.misc, rec.arts.theatre.plays), а с низким — в ньюсгруппе «для застенчивых» (alt.support.shyness).

На третьем этапе исследователи попытались ответить на вопрос: действительно ли в ИОИ измерял­ся уровень самоконтроля? Сравнив результаты испытуемых, при­надлежащих к двум указанным ньюсгруппам, авторы обнаружи­ли, что «артисты» (люди, выступающие перед публикой) дейст­вительно продемонстрировали более высокие результаты по шкале Снайдера, чем люди, интересующиеся ньюсгруппой «для застен­чивых».

На четвертом этапе проверялось теоретическое предположе­ние о том, что при выборе партнера люди с высоким уровнем самоконтроля ориентируются на внешность, а люди с низким уровнем — на личностные характеристики. Для эксперимента были подготовлены две женские и две мужские фотографии, снабженные краткими описаниями личности изображенных людей. Предварительно эксперты определили в каждой паре более привлекательное фото и более привлекательное описание, причем менее привлекательному фото соответствовало социально более желательное описание. Результаты Проведенного затем экспери­мента показали, что люди с высокими показателями по шкале самоконтроля ориентируются на внешность предполагаемого

90

партнера, а те, у кого эти показатели ниже, — на описание личности.

При вербовке волонтеров в ньюсгруппах следует иметь в виду, что эксперимент может обсуждаться в этой же ньюсгруппе. И действительно, в ньюсгруппах появлялись отдельные реплики или так называемый «флейм» (упреки, грубые высказывания) в адрес экспериментаторов, а в одной из них эксперимент активно обсуж­дался. В этом обсуждении сравнивались набранные участниками баллы и строились догадки относительно целей эксперимента, однако истинная его цель осталась неизвестной (Buchanan, 2000, р. 136).

9. В последнее время созданы сайты, специализирующиеся на систематическом проведении разнообразных психологических ИОИ, — так называемые онлайновые, или виртуальные (в терми­нологии А.Г. Шмелева, 2002, с. 176), лаборатории. В названии подчеркивается доступность такой лаборатории для любого жела­ющего принять участие в исследовании в любой момент и быстро получить обратную связь. При первоначальном посещении сайта-лаборатории предлагается зарегистрироваться, заполнить неболь­шую социально-демографическую анкету, указать адрес своей электронной почты. Эта информация заносится в специальную базу, которая пополняется результатами выполнения данным участником разнообразных психологических методик. В этих лабораториях относительно постоянный состав людей, желающих принять участие в психологических исследованиях (он формирует­ся как с помощью общей рекламы, так и путем адресной рассыл­ки приглашений).

Сайты-лаборатории легко найти при нацелен­ном поиске психологических ресурсов в целях самопознания и решения личных проблем.

Онлайновые лаборатории привлекательны как для психоло­гов, так и для участников. Первые, получая достаточно достовер­ные сведения об испытуемых и о результатах выполнения ими целого ряда психологических методик, имеют возможность разра­батывать и опробовать новые исследовательские методики, моди­фицировать имеющиеся. Вторые получают результаты своего пси­хологического обследования вместе с рекомендациями. В резуль­тате выигрывают все. Примерами таких лабораторий являются Онлайновая лаборатория Д.К. Сатина ) и раздел «Психоигротека» на сайте «Гуманитарные технологии» (http://www.ht.ru), разработанный под руководством А.Г. Шмелева.

Существуют онлайновые лаборатории, предназначенные для обучения студентов-психологов проведению исследований. Пре­подавателям известны проблемы, связанные с организацией практикумов для студентов: требуется значительное время (и ком-

91

пьютерное и человеческое); компьютеров часто не хватает для одновременного проведения эксперимента всей группой; тем, кто пропустил практикум по уважительной причине, нужно добивать­ся разрешения пройти эксперимент в неположенное время и пр. При этом зачастую студенты были бы рады провести тот же набор экспериментов на собственном компьютере. Сейчас у студентов всего мира благодаря работе исследователей из США (Francis, Neath, Surprenant, 2000) такая возможность появилась: зайдя на сайт , они могут выполнить многие демонстрационные эксперименты, обычно изучаемые на начальных курсах (например, эксперимент Петерсонов или экспе­римент Стернберга).

10. Все большее распространение получает онлайновое психо­логическое тестирование (Васильева, Осипова, Петрова, 2002; Шмелев, 2002; Шмелев, Бельцер, 1999).

В отличие от бескон­трольно распространяемых в Интернете тестов с ключами речь идет о тестировании под контролем психолога на специальном веб-сайте. Для этого требуется регистрация на сайте, а результат тестирования вместе с рекомендациями психолог присылает в защищенном от постороннего вмешательства виде. Такое приме­нение психологического инструментария представляет собой ци­вилизованное решение сложных организационных и правовых проблем, связанных с несанкционированным распространением и неквалифицированным применением психологических тестов.

Но сохраняются ли психометрические качества традиционных психодиагностических методик при предъявлении посредством компьютеров и Интернета? Этот вопрос представляет большое практическое значение и активно исследуется; в ряде исследова­ний получен в основном позитивный ответ (Ромек, Сатин, 2000; Buchanan, 2000; Joinson, Buchanan, 2000), хотя встречаются и иные мнения (Арестова, Бабанин, Войскунский, 1995; Русалов, 1993).

Ряд дифференциально-психологических исследований на­правлен на уточнение статистических параметров психодиагности­ческих методик, на коррекцию норм, на установление взаимосвя­зей (корреляций) между полученными результатами и другими характеристиками, чаще всего социологическими, географичес­кими и т.п. Психологическая же сущность — конструктная валидность методик — при этом остается на втором плане.

Определенным исключением является выполненная ранее ра­бота (Whitener, Klein, 1995), в которой подробно анализируется описательная статистика и надежность при традиционных и ком­пьютеризированных способах психологического тестирования ме­тодом опроса. Установлены различия для таких психологических параметров, как потребность в достижениях, самооценка, локус

92

контроля: при компьютеризированном опросе надежность ниже, чем при традиционном. Эти различия сохраняются и при наличии у респондентов опыта работы с компьютером. Наряду с социальной желательностью и социальным окружением на результаты опроса влияет, как установлено, обычно практикуемая невозмож­ность произвольного управления последовательностью заполнения вопросника: не может быть осуществлен предварительный про­смотр вопросов, запрещены возвраты к ранее заполненным пунк­там с целью изменения ответов. Ограничения такого рода в ряде случаев снижают удовлетворенность респондентов и тем самым сказываются на их ответах. Тщательных исследований такого рода до сих пор недостает, хотя следует отметить, что необходимость таких исследований уже общепризнана.

11. Подведение итогов проделанного анализа представляется непростой задачей. Цели, структура, экспериментальные планы ИОИ заметно различаются. Что для одного исследования — неразрешимая проблема, для другого — не помеха. Собираясь проводить сетевое исследование, следует учитывать как достоин­ства, так и недостатки данного метода. Достоинствами ИОИ являются:

  • возможность быстрого набора большой группы участников и как следствие этого увеличение надежности;
  • экономия ресурсов; времени, средств, оборудования, по­мещения и пр.;
  • вполне вероятное повышение экологической валидности;
  • возможность привлечения участников с разными социаль­но-демографическими характеристиками и как следствие этого высокая внешняя валидность;
  • возможность привлечения к исследованию представителей определенных целевых групп;
  • отсутствие или заметное ослабление воздействия исследова­теля;
  • этические моменты: участие в исследовании добровольное, оно в любой момент может быть прервано;
  • участникам может импонировать новая роль: они являются не просто испытуемыми, а полноправными участниками процес­са, т.е. по ходу исследования могут вносить свои предложения и комментарии, обсуждать их с другими участниками;
  • повышение в ряде случаев искренности участников, часто — снижение тенденции давать социально-желательные ответы;
  • быстрая обратная связь с участниками и открытость иссле­дования для всех, кто в этом заинтересован (например, для других исследователей);

93

  • возможность автоматической регистрации дополнительных параметров (например, количества пользователей, посетивших сайт и не принявших участия в исследовании).

Наряду с достоинствами онлайновые эксперименты обладают очевидными недостатками. Во многих случаях их удается контро­лировать, используя специальные технические и психотехничес­кие приемы. Среди таких недостатков:

  • недостаточный контроль ситуации эксперимента, приводя­щий к увеличению вариативности случайной составляющей и как следствие снижению надежности;
  • недостаточный контроль и неопределенность состава участ­ников;
  • появление новых дополнительных переменных, влияющих на результаты (например, неодинаковое владение языком иссле­дования его участниками);
  • зависимость от надежности работы комплекса технических и программных средств.

Многие трудности, возникающие при планировании и прове­дении ИОИ, преодолимы. Безусловно, данная линия исследова­ний имеет большие перспективы, и вместе с дальнейшим распро­странением Интернета будут развиваться также и методы проведе­ния опосредствованных им исследований.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Арестова О.Н., Бабанин Л.Н., Войскунский А.Е. Специфика психоло­гических методов в условиях использования компьютера. М., 1995.

Бабанин Л.Н., Смыслова О. В. Метод онлайнового психологического эксперимента // Социальные и психологические последствия примене­ния информационных технологий (Материалы международной Интернет-конференции, проходившей 20.03—14.05.2001 на информационно-обра­зовательном портале www.auditorium.ru) / Под ред. А.Е. Войскунского. М., 2001.

Васильева И.А., Остова Е.М., Петрова Н.Н. Психологические аспек­ты применения информационных технологий // Вопр. психол. 2002. № 3.

Войскунский А.Е., Бабанин Л.Н., Арестова О.Н. Социальная и демо­графическая динамика сообщества русскоязычных пользователей ком­пьютерных сетей // Гуманитарные исследования в Интернете / Под ред. А.Е. Войскунского. М., 2000.

Войскунский А.Е., Скрипкин С.В. Качественный анализ данных как инструмент научного исследования // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 2001, № 2,

Докторов Б.З. Онлайновые опросы: обыденность наступившего столетия //Телескоп: наблюдения за повседневной жизнью петербуржцев. 2000. № 4. См. также: .

Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. СПб., 2000.

94

Жичкина А.Е. О возможности психологических исследований в сети Интернет // Психол. журн. 2000. Т. 21. № 2.

Корнилова Т. В. Экспериментальная психология. Теория и методы. М., 2002.

Корнилова Т.В., Тихомиров O.K. Компьютеризированный психологический эксперимент // Методы исследования в психологии; квазиэксперимент / Под ред. Т.В. Корниловой. М., 1998.

Методы исследования в психологии: квазиэксперимент / Под ред. Г.В. Корниловой. М,, 1998.

Ромек B.Г., Сатин Д.К Сохранение надежности многофакторных тестов при их использовании в сети Интернет // Психол. журн. 2000. Т. 21. № 2.

Русалов В.И. Сравнение компьютерного и бланкового вариантов опросника структуры темперамента//Психол. журн. 1993. Т. 13. №5.

Тихомиров O.K., Войскунский А.Е. Об одном направлении исследо­ваний коммуникативных процессов // Вопр. психол. 1979. № 1.

Шихирев П.Н. Современная социальная психология. М., 1999.

Шмелев А.Г. Психодиагностика личностных черт. Спб., 2002.

Шмелев А.Г., Бельцер А.И. Тестирование on-line // Мир Интернет. 1999. №7-8.

Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности. М., 1998.

Baron J., Siepman М. Techniques for creating and using web question­naires in research and teaching // Psychological Experiments on the Internet / Ed. by M.H. Bimbaum. Academic Press, 2000.

Batagelj Z., Vehovar V. WWW Surveys // Advances in Methodology, Data Analysis, and Statistics /Ed. by A Ferlogoj. Ljubljana, 1998.

Buchanan T. Potential of the Internet for Personality Research // Psychological Experiments on the Internet / Ed. by M.H. Bimbaunx Academic Press, 2000.

Cooper A., Scherer C., Mathy R.A. Overcoming methodological concerns in ithe investigation of online sexual activities // CyberPsychology & Behavior. 2001. Vol. 4, N4.

Couper M.P; Nicholls W.L. II. The history and development of computer assisted survey information collection methods // Computer assisted survey information collection / Ed. by М. Couper et al. N.Y., 1998.

Francis G., Neath I., Surprenant A. The cognitive psychology online laboratory // Psychological Experiments on the Internet / Ed. by M.H. Bim­baum. Academic Press, 2000.

Joinson A Anonimity, disinhibition and social desirability on the Internet // Behavior Research Methods, Instruments and Computers. 1999. Vol. 31(3).

Joinson A.N., Buchanan T. Doing educational research on the Internet // Learning and teaching on the World Wide Web / Ed. by C.R. Wolfe. San Diego et al., 2000.

Kraniz. J.H., Dalal R. Validity of Web-based Psychological Research // ‘ Psychological Experiments on the Internet/ Ed. by M.H. Birnbaum. Aca­demic Press, 2000.

Musch J,, Reips U. A Brief History of Web Experimenting // Psychological Experiments on the Internet / Ed. by M.H. Bimbaum. Academic Press, 2000.

95

Pagani D., Lombard! L. An intcrcultural examination of facial features communicating surprise // Psychological Experiments on the Internet / Ed. by M.H. Bimbaum. Academic Press, 2000.

Piazza Th., Sniderman P.M. Incorporating experiments into Computer Assisted Surveys // Computer Assisted Survey Information Collection / Ed. by M.P. Couper et al. John Wicy & Sons, 1998.

Keips U. The Web Experiment Method: Advantages, Disadvantages, and Solutions// Psychological Experiments on the Internet / Ed. by M.H. Bim­baum. Academic Press, 2000.

Spmull L., Kiesler S. Connections: New Ways of Working in the Networked Organization. The MIT Press, 1991.

Walsh J.P., Kiesler S., Spmull L.S., Hesse B.W. Self-selected and randomly selected respondents in a computer network survey // Public Opinion Quarterly. 1992, Vol. 56, N2.

Whitener E.M., Klein H.J. Equivalence of computerized and traditional research methods: the roles of scanning, social environment, and social desirability//Computers in human behavior. 1995. Vol. 11(1).

Поступила в редакцию

02.09.02