Базовые понятия курса Нейропсихология

Словарь

нейропсихологических понятий

АГРАФИЯ — нарушение письма, потеря способности писать слова или буквы при сохранном интеллекте и отсутствии расстройства координации движений руки или кисти. Возникает при поражении задних отделов средней лобной извилины в доминантном полушарии.

АГНОЗИЯ — нарушение различных видов восприятия, возникающее при поражении коры головного мозга и ближайших подкорковых структур. Поражение первичных отделов коры больших полушарий вызывает элементарные расстройства чувствительности. При поражении вторичных отделов коры человек утрачивает способность к анализу и синтезу поступающей информации, что приводит к нарушению различных видов восприятия (зрительные, слуховые, тактильные).

АКАЛЬКУЛИЯ — нарушение способности счета при сохранности способности узнавать цифры и писать их, под диктовку.

АЛЕКСИЯ — нарушения чтения, возникающие при поражении различных отделов коры левого полушария (у правшей) или неспособность овладения процессом чтения. В зависимости от области поражения коры, больших полушарий различают несколько форм алексии: оптическая, моторная и др.

АФАЗИЯ — нарушения речи, возникающие при локальных поражениях коры левого полушария (у правшей) и представляющие собой системное расстройстве, различных видов речевой деятельности.

АФАЗИЯ — большой класс речевых расстройств, возникающих при, локальных поражениях коры и ближайшей подкорки левого полушария и представляющих собой системные расстройства различных форм речевой деятельности: письменной и устной. Афазия проявляется в виде нарушений фонематической, морфологической, синтаксической структуры собственной речи и понимания обращенной речи при сохранности движений речевого аппарата, обеспечивающего членораздельное произношение и элементарных форм слуха. Афазии следует отличать от нарушений произношения без расстройств восприятия на слух, чтения и письма — дизартрий; аномий — трудностей называния стимулов определенной модальностей вследствие нарушений межполушарного взаимодействия; алалий — недоразвитие всех форм речевой деятельности; моторные нарушения речи, связанные с поражением подкорковых двигательных механизмов.

А. АМНЕСТИЧЕСКАЯ — проявляется в затруднении называния предметов, возникает при поражении заднее-височно-теменно-затылочных отделов

А. АКУСТИКО-МНЕСТИЧЕСКАЯ — нарушения понимания речи в усложненных условиях (быстрая речь, одновременное предъявление двух речевых сообщений и т. д.), трудности поиска нужных слов, затруднения, письма под диктовку.

Акустико-мнестическая а. поражение средних отделов коры левой височной области, расположенных вне ядерной зоны звукового анализатора. Больной не способен запомнить даже сравнительно небольшой речевой материал вследствие грубого нарушения слухоречевой памяти. Речь скудная, с частыми пропусками слов, обычно существительных. Снижение объема запоминания слов. Снижена скорость переработки словесной информации. Повышение ретроактивного и проактивного торможения следов.

А. КИНЕСТЕТИЧЕСКАЯ (афферентно-моторная) — нарушения произношения слова, замены одних звуков, другими вследствие возникновения трудностей дифференциации близких артикулем. Возникает при пораженнии нижних отделов постцентральной извилины коры левого полушария (у правшей).

Афферентная моторная а. поражение нижних отделов теменной области мозга. Больные неправильно произносят близкие артикулемы и неправильно воспринимают их. Затруднено произвольное по инструкции и по показу выполнение различных оральных движений. Трудности проявляются в повторении различных звуков речи. Быстрое повторение гласных выявляет обычно артикуляционные дефекты у больных даже с тонкими симптомами моторной афферентной афазии. Обычно больные понимают, что они произносят звуки неверно, но их рот как бы не подчиняется их волевым усилиям. Вторично у них нарушено письмо, затруднена артикуляция (открыть рот или зажать язык зубами) обычно ухудшается написание слов.

Динамическая а. поражает поля, непосредственно примыкающие к зоне Брока. Речь очень бедна, самостоятельно они почти не высказываются. Ответы односложные, часто в ответе повторяют слова вопроса. Одновременно у них нет нарушений речевой моторики, понимания устной речи. В основе этого нарушения лежат нарушения сукцессивной организации речевого высказывания. Страдает способность дать развернутое речевое высказывание (устное или письменное).

Больные не могут составить даже элементарную фразу, не могут развернуто ответить даже на простые вопросы. Написание сочинений на заданную тему им недоступно. Метод выявления дефекта — метод заданных ассоциаций, когда больного просят назвать несколько однотипных (5 — 6) предметов: например, красного цвета, кислых, острых… или перечислить животных, обитающих на Севере. Больные называют два-три предмета и замолкают или называют только те, которые находятся непосредственно перед ними: красная кофточка, красная кофточка… Особенно плохо анализируют слова, обозначающие действия. Они могут перечислить несколько существительных, но не в состоянии вспомнить ни одного глагола, что их отличает от больных с оптико-мнестической афазией, когда труднее актуализировать существительные, а не глаголы. Динамическая афазия связана с дефектами внутренней речи. Для нормальной внутренней речи характерна предикативность, внутренняя речь состоит из психологических сказуемых. У этих больных предикативность внутренней речи распадается, что проявляется в трудностях построения замысла высказывания. Этим больным свойственны нарушения грамматической и синтаксической организации речи. Аграмматизм проявляется в виде пропуска глаголов, предлогов, местоимений, употребления шаблонных фраз, неразвернутых коротких предложений, более частого употребления существительных в именительном падеже. Эти нарушения связаны с инактивностью, нарушением внутренней речи на этапе планирования, перешифровки замысла в грамматические структуры, отражаются на интеллектуальной деятельности в виде обеднения и снижения уровня вербально-логических операций.

А. КИНЕТИЧЕСКАЯ (эфферентно-моторная) — нарушение кинетической организации речи, проявляющееся в трудности переключения с одного слова на другое вследствие инертности речевых стереотипов. Возникает при поражении нижних отделов примоторной коры левого полушария мозга (у правшей).

Моторная эфферентная а. поражение нижних отделов коры премоторной зоны.— зоны Брока. При полном нарушении больные не могут произнести почти ни одного слова. В то же время они в определенной степени понимают обращенную к ним речь. В устной речи у них часто остается одно слово (или сочетание слов).

Это словесный стереотип (эмбол) застревает и становится заменой всех других слов. Больные произносят его в разной интонации и таким образом пытаются выразить свою мысль. При менее грубых формах звуковой анализ слов и возможность артикулировать различные звуки речи сохранны, отсутствует и четко выраженная оральная апраксия. Однако страдает собственно двигательная или кинестетическая организация речевого акта, четкая временная последовательность речевых движений. При попытке произнести слово больные не могут переключиться от одного слога к другому, возникают речевые персеверации. Они проявляются в активной спонтанной речи, повторной речи и в письме.

Оптико-мнестическая а. поражение задних отделов височной области. Слабость зрительных представлений, зрительных образов слов. Больные не могут назвать предметы и пытаются дать им словесные описания («это то, чем пишут»).

Они прекрасно ориентируются в зрительном пространстве и в зрительных объектах. Однако у них нарушена способность изображать объекты. Не могут изобразить даже элементарные объекты: стол, стул, дом. Дефект рисования связан с нарушением зрительных образов. Более грубо страдает называние объектов, при относительной легкости называния действий.

А. СЕНСОРНАЯ — нарушение фонематического слуха, т. е. способности различения звукового состава слова. Для данной формы афазии, характерны трудности понимания устной речи, письма под диктовку. Возникает при поражении задней трети височной извилины левого полушария (у правшей).

Сенсорная а. поражение задней трети височной извилины левого полушария — нарушение фонематического слуха, т. е. способности различать звуковой состав слова. В классической неврологии эта зона называется «зоной Вернике». Нарушение фонематического слуха ведет к резкой дезорганизации всей речевой системы. Резко нарушено письмо под диктовку, потому что для них неясен тот образец, который подлежит написанию. У них резко затруднено повторение услышанных слов, нарушено чтение, поскольку нет контроля за правильностью своей речи. Одновременно у них нет нарушения музыкального слуха, сохранена артикуляция, им доступны любые оральные позы по образцу.

Семантическая а. поражение теменно-париентально-окципитальных зон. Области стыка височных, теменных, затылочных областей. Страдает понимание грамматических конструкций, которые в той или иной степени отражают одновременный стимульный анализ и синтез, т. е. когда для понимания какого-либо выражения, слов требуется одновременное представление нескольких явлений. Больные не понимают целый ряд грамматических конструкций, в которых отражаются пространственные отношения: предлоги (под, над, сверху, снизу); слова с суффиксами (чернильница, пепельница), где суффикс отражает пространственное отношение (вместилище); сравнительные отношения: ручка длиннее карандаша. Карандаш короче ручки; конструкции родительного падежа: брат отца; временные конструкции: перед завтраком я прочитал газету; пространственные конструкции: солнце освещается землей или земля освещается солнцем; выражение, содержащее логическую инверсию: Колю ударил Петя. Кто драчун?; логически связанные слова, далеко удаленные друг от друга: Сережа одолжил деньги у Коли. Кто кому должен? предложения с переходными глаголами: Вера одолжила деньги Маше. Сережа одолжил деньги у Коли. Кто кому должен? Семантическая афазия обычно сочетается с нарушением счетных операций (акалькулией), которые также непосредственно связаны с анализом пространственных отношений.

БИЛАТЕРАЛЬНОЕ НАРУШЕНИЕ — двустороннее расстройство деятельности симметричных участков левого и правого полушарий коры головного мозга

ВТОРИЧНЫЕ НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ СИМПТОМЫ — нарушения психических функций, возникающие как системное следствие первичных нейропсихологических симптомов по законам системной взаимосвязи с первичным нарушением.

ГНОЗИС — познание предметов, явлений, их смыслового значения.

ЗРИТЕЛЬНЫЙ ГНОЗИС — способность узнавать предметы и их изображения, различать пространственные признаки предметов (объектов), опознавать лица, классифицировать цвета, различать буквы,

ИНАКТИВНОСТЬ — снижение функциональной активности определенного участка мозга или одного из полушарий в целом вследствие локального поражения или целенаправленного вмешательства (унилатеральная электросудорожная терапия, метод Вада).

ИНТЕРИОРИЗАЦИЯ — происхождение высших форм психической деятельности в процессе внешне проявляющегося речевого общения. Этот процесс происходит в ходе онтогенетического развития ребенка между 5 — 12 годами.

ИНТЕРФЕРЕНЦИЯ — взаимодействие двух или больше процессов, при котором возникает нарушение, подавление одного из них.

ЛАТЕРАЛИЗАЦИЯ ФУНКЦИЙ ГОЛОВНОГО МОЗГА — процесс выделения ведущего, доминантного полушария (у правшей — левого), играющего основную роль в выполнении высших психических функций, связанных с речью.

ЛОКАЛИЗАЦИЯ ВЫСШИХ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ — соотношение различных звеньев, аспектов психической функции как функциональной системы с различными факторами (физиологическими закономерностями), присущими работе той или иной мозговой структуры (корковой или подкорковой), — синоним «мозговой организации высших психических функций».

МЕЖПОЛУШАРНАЯ АСИММЕТРИЯ МОЗГА — неравноценность, качественное различие того «вклада», который вносят левое и правое полушария мозга в каждую психическую функцию. Различие в мозговой организации высших психических функций в левом и правом полушариях мозга.

МЕЖПОЛУШАРНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ — особый механизм объединения левого и правого полушарий в единую интегративно-целостную функциональную систему, формирующуюся в онтогенезе.

МЕЖПОЛУШАРНЫЕ КОМИССУРЫ — мозолистое тело, в составе которого проходят волокна, связывающие главным образом симметричные участки коры больших полушарий, а также спайки мозга передняя и гиппокампова.

МИНИМАЛЬНАЯ МОЗГОВАЯ ДИСФУНКЦИЯ (ММД) — сборная группа различных по причине, механизмам развития и клиническим проявлениям патологические состояния. Характерными ее признаками являются: повышенная возбудимость, эмоциональная неустойчивость, диффузные легкие очаговые неврологические симптомы, умеренно выраженные сенсомоторные и речевые нарушения, расстройства восприятия, отвлекаемость, недостаточная сформированность интеллектуальной деятельности.

МНЕСТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ — форма, психического отражения действительности, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении человеком своего опыта.

НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ СИМПТОМ — нарушение психической функции (как элементарной, так и высшей); возникающее вследствие локального поражения головного мозга.

НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ СИНДРОМ — закономерное сочетание нейропсихологических симптомов, связанное с выпадением (или нарушением) определенного фактора (или нескольких факторов).

НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКТОР — физиологическое понятие, обозначающее принцип физиологической деятельности (определенной мозговой структуры, участка мозга), нарушение которого ведет к появлению нейропсихологического синдрома.

НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА — исследование больных с локальными поражениями головного мозга с помощью нейропсихологических методов с целью установления места поражения мозга (постановки топического диагноза).

НОМИНАТИВНАЯ ФУНКЦИЯ РЕЧИ — это способность речи становиться средством, формой выражения мыслей благодаря тому, что она обозначает те или иные предметы, явления, действия, качества и т. д.

НОРМА ФУНКЦИИ — понятие, на котором основано нейропсихологическое изучение нарушений высших психических функций. Показатели реализации функции (в психологических единицах продуктивности, объема, скорости и т. д.), которые характеризуют среднюю норму в данной популяции (т. е. показатели, характерные для подавляющего большинства здоровых людей).

ОВНУТРИВАНИЕ — преобразование форм внешней предметной деятельности путем переноса их во внутренний план в психические процессы.

ПЕРВИЧНЫЕ НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ СИМПТОМЫ — нарушения психических функций, непосредственно связанные с нарушением (выпадением) определенного фактора.

ПЕРИНАТАЛЬНЫЕ ПОРАЖЕНИЯ — различные патологические состояния, обусловленные воздействием на плод вредных факторов до момента родов (пренатальные воздействия), во время родов (интранатальные) и в ранние сроки после родов (постнатальные).

ПЕРСЕВЕРАЦИЯ — навязчивое повторение одних и тех же движений, образов, мыслей.

ПРАКСИС — способность к выполнению целенаправленных автоматизированных двигательных актов.

П. ДИНАМИЧЕСКИЙ (кинетический) — способность выполнения сериями двигательные акты, лежащие в основе движения.

П. КИНЕСТЕТИЧЕСКИЙ — способность выполнения нужного набора движений (особенно без зрительной опоры) на основании кинестетического анализа и синтеза.

П. ПРОСТРАНСТВЕННЫЙ — способность различать пространственные признаки объектов, основные пространственные координаты.

ПОЛИФУНКЦИОНАЛЬНОСТЬ МОЗГОВЫХ СТРУКТУР — положение, согласно которому мозговые структуры (особенно ассоциативные зоны коры больших полушарий) под влиянием новых афферентных воздействий могут перестраивать свои функции; на этом положении основаны принципы внутрисистемной и межсистемной перестройки высших психических функций, нарушенных вследствие локальных поражений головного мозга.

РЕЦИПРОКНАЯ КООРДИНАЦИЯ — согласованная деятельность нервных центров функциональных систем, при которой возбуждение нервных центров одной системы вызывает торможение нервных центров другой. Термин Р.К. применяется для обозначения сложных форм координации разнонаправленных движений.

РЕЧЬ — специфически человеческая психическая функция, которую можно определить как процесс общения посредством языка. Речь, как и все высшие психические функции, является продуктом длительного культурно-исторического развития. Формируясь по мере овладения языком, речь проходит несколько этапов развития, превращаясь в развернутую систему средств общения и опосредования различных психических процессов. Выделяют два самостоятельных вида речи: экспрессивная речь — процесс высказывания с помощью языка; импрессивная речь — процесс понимания речевого высказывания. Экспрессивная речь — замысел, программа высказывания, стадия внутренней речи, обладающей свернутым характером, стадия развертывания внешнего высказывания устно или письменно. Импрессивная речь — восприятие речевого сообщения, т. е. выделение информативных моментов, стадия декодирования и, наконец, завершается формированием во внутренней речи общей смысловой схемы сообщения, ее соотнесения со смысловыми семантическими структурами и включением в определенный смысловой контекст (собственно понимание).

СИНДРОМНЫЙ АНАЛИЗ — анализ нейропсихологических синдромов с целью обнаружения общего основания (фактора), объясняющего происхождение различных нейропсихологических симптомов (синоним — факторный анализ)

ТОПИЧЕСКИЙ ДИАГНОЗ — установление дисфункции определенного участка мозга.

ФАКТОРНЫЙ АНАЛИЗ — изучение качественной специфики нарушений различных психических функций, связанных с выпадением (нарушением) определенного фактора; качественная квалификация нейропсихологических симптомов.

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА — физиологическое понятие, заимствованное из концепции функциональных систем Анохина, используемое для объяснения физиологической основы высших психических функций, совокупность афферентных и эфферентных механизмов (звеньев), объединенная в единую систему для достижения конечного полезного результата.

ЭХОПРАКСИЯ — подражательный автоматизм, автоматическое повторение движений и действий других людей.

7