изучить проблему мозга и сознания и различные теоретические и экспериментальные подходы к исследованию

Содержание

Введение 3

1. Первые попытки решения проблемы «мозг-сознание» 4

2. Современный подход к решению проблемы «мозг-сознание» 8

3. Современные представления о мозговой организации сознания 11

Заключение 15

Список использованных источников 16

Введение

Вопрос о соотношении «мозг-сознание» интересует многих мыслителей с древних времен. Уже в античной философии обсуждались проблемы соотношения души как субъекта психических процессов и тела, которое, по мнению древнегреческих философов, не может чувствовать и мыслить. Первые попытки научно-философского решения этой проблемы связаны с пониманием психики (души) как одного из видов материи (Гераклит, древние атомисты).

Им противостояла точка зрения Платона, который саму материю считал функцией идеи. Аристотель в противовес этому построил учение о нераздельности души и материального субстрата тела. Уязвимыми сторонами этого учения явились телеологический взгляд на регуляцию жизненных актов и трактовка ума как бестелесной сущности. Зародившийся в представлениях древних философов материалистический взгляд на психику утвердился в научном сознании и в настоящее время вряд ли можно подвергать сомнению связь между мозгом и сознанием.

Изучением данной проблемы занимаются многие области знания: медицина, физиология, психофизиология, нейропсихология и др. Однако и в наши дни продолжает дискутироваться психофизическая проблема, которая имеет не конкретно научный, а методологический характер. Это определило актуальность настоящего теоретического исследования.

Цель исследования – изучить проблему мозга и сознания и различные теоретические и экспериментальные подходы к исследованию.

Задачи исследования:

1. Изучить первые попытки решения проблемы «мозг-сознание».

2. Рассмотреть современный подход к решению проблемы «мозг-сознание».

3. Изучить современные представления о мозговой организации сознания.

Метод исследования: теоретический анализ научной литературы.

1. Первые попытки решения проблемы «мозг-сознание»

Вопрос о соотношении мозга и психики (сознания) интересует многих мыслителей с древних времен [13, С. 219]. Первые попытки научно-философского решения этой проблемы связаны с пониманием психики (души) как одного из видов материи (милетские натурфилософы, Гераклит, древние атомисты).

9 стр., 4199 слов

Проблемы манипулирования сознанием в современном обществе

... проблему манипулирования сознанием в современном мире. 3. Задачи: * разобрать термин «сознание»; * понять принцип структуры сознания; * рассмотреть термин «манипуляция сознанием»; ... источника сообщений, тоталитаризм решения, смешение информации и мнения, прикрытие ... соотнести с физиологическим мозгом, так как внешнепознавательная составляющая сознания будет соответствовать деятельность ...

Им противостояла точка зрения Платона, который саму материю считал функцией идеи. Аристотель в противовес этому построил учение о нераздельности души и материального субстрата тела.

Особую разработку данная проблема получила в новое время, когда в философии XVII века сложилась механистическая картина мира, и психические явления стали рассматриваться в качестве неотделимых от тела и подчинённых единым для всего мироздания законам. Французский философ Рене Декарт впервые поставил проблему соотношения двух субстанций: мыслящей субстанции – души и протяженной субстанции – тела. Никто из предшествующих мыслителей не доходил до такого противопоставления физического и психического, и поэтому в его творчестве тут же встала проблема соотнесения между собой этих разделенных субстанций [9, С. 24].

Изучение развития нервной системы в филогенезе выявило соответствие между уровнем развития центральной нервной системы и психики. Изучение повреждений различных участков коры больших полушарий головного мозга, которые влекли за собой нарушение психических функций, с полной доказательностью установило зависимость, существующую между психикой и деятельностью коры. В пределах нормального функционирования организма обнаруживается взаимосвязь в изменении физиологических и психологических функций [1, С. 77]. Эти факты нужно было теоретически интерпретировать, чтобы согласовать их с философскими предпосылками.

Р. Декарт предпринял попытку объяснить поведение живых существ по типу механического взаимодействия, рассматривая с этой точки зрения не только мышечные реакции, но и определенную категорию психических проявлений (так называемых «страстей души»).

По мнению Р. Декарта, тело является своего рода машиной, тогда как сознание, будучи отличной от тела субстанцией, с одной стороны, испытывает его влияние (при ощущениях, аффектах и т.д.), с другой – способно воздействовать на него (например, при волевом усилии).

Однако, признав сознание непространственной субстанцией, способной произвольно управлять «машиной тела», он утвердил новый вариант дуализма, известный как концепция психофизического взаимодействия: хотя тело только движется, а душа только мыслит, они могут влиять друг на друга, соприкасаясь в определенном районе мозга.

Взаимодействие материи и духа как двух различных субстанций, по Декарту, можно наблюдать при возникновении в человеке страстей, т.е. эмоциональных явлений. С одной стороны, это страсти именно души (т.е. чувствует и страдает душа), однако, с другой – при возникновении любой из страстей как страдательных состояний души огромную роль играют сугубо телесные процессы (мельчайшие частицы крови – «животные духи»), которые, пробегая мимо шишковидной железы (эпифиза), раскачивают ее и заставляют душу чувствовать страсти. Р. Декарт считал, что именно в шишковидной железе в наибольшей степени проявляет свое действие душа, и через нее душа воздействует на животных духов, а животные духи на душу [9, С. 24].

8 стр., 3688 слов

Концепт «душа» как основа русской ментальности

... с тем основа) живого существа, особенно человека, антитеза понятий тела и материи. Научное понятие души: душа - в отличие от индивидуального духа - совокупность тесно ... Множество интерпретаций, множество воспринимающих, множество ассоциаций, связанных с перцепцией каждого конкретного текста, характеризуются неопределенностью и непредсказуемостью реакции. Художественный концепт является как бы ...

Впрочем, и сама душа заставляет двигаться эту самую железу и направляет тем самым духи «куда ей нужно». Значит, при возникновении душевных состояний, подобных страстям, душа главным образом пассивна, а их возникновение объясняется практически полностью порождающими их действиями тела; наоборот, во втором случае речь идет об активных действиях души, называемых Р. ……

Список использованных источников

1. Анохин, П. К. Очерки по физиологии функциональных систем [тест] / П.К. Анохин. – М. : Наука, 1985. – 448 с.

2. Выготский, Л. С. Психология развития человека [текст] / Л.С. Выготский – 4-е изд. – М. : Смысл, Эксмо, 2008. – 1136 с.

3. Гальперин, П. Я. Введение в психологию: учебное пособие [текст] / П.Я. Гальперин. – М. : Книжный дом Университет, 2007. – 336 с.

4. Гиппенрейтер, Ю. Б. Введение в общую психологию [текст] / Ю.Б. Гиппенрейтер. – М. : ЧеРо, 2004.

5. Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность [текст] / А.Н. Леонтьев. – 3-е изд. – М. : Речь, 2009. – 304 с.

6. Лурия, А. Р. Основы нейропсихологии [текст] / А.Р. Лурия. – СПб. : Питер, 2008. – 384 с.

7. Маклаков, А. Г. Общая психология [текст] / А.Г. Маклаков. – СПб.: Питер, 2007. – 592 с.

8. Нуркова, В. В. Психология : Учебник [текст] / В.В. Нуркова, Н.Б. Березанская. – М. : Социосфера, 2004. – 340 с.

9. Психофизическая и психофизиологическая проблемы [текст] / Введение в общую психологию : Хрестоматия ; под ред. Е.Е. Соколовой. – М. : Академия, 2010. – 624 с.

10. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии [текст] / С.Л. Рубинштейн. – СПб. : Питер, 2004. – 720 с.

11. Хомская, Е. Д. Нейропсихология [текст] / Е.Д. Хомская. – СПб. : Питер, 2005. – 496 с.

12. Хрестоматия по нейропсихологии [текст] / отв. ред. Е.Д. Хомская. – М. : Институт общегуманитарных исследований, Московский психолого-социальный институт, 2004. – 896 с.

13. Ярошевский, М. Г. История психологии [текст] / М.Г. Ярошевский. – М. : Академия, 1996. – 416 с.