Содержание работы
Введение
Глава 1. Диагностика СДВГ
1.1 Общая характеристика
1.2 Основные клинические проявления
1.3 Возрастные особенности СДВГ
Глава 2. Психологическая характеристика детей с СДВГ
2.1 Общая характеристика эмоционального состояния
2.2 Сопутствующие СДВГ расстройства
Глава 3. Проблемы изучения СДВГ
3.1 Проблема диагностики и определения распространенности СДВГ
3.2 Причины формирования СДВГ
Заключение
Список литературы
Введение
синдром дефицит внимание гиперактивность
Актуальность темы. Важнейшим показателем благополучия государства является уровень здоровья граждан. Особенно это касается здоровья подрастающего поколения, поскольку его состояние отражает не только социально-экономическую ситуацию, духовно-нравственный климат в обществе и его отношение к проблемам детства в настоящее время, но и определяет будущее страны. На протяжении последних лет в России здоровье детей и подростков стремительно ухудшалось и к настоящему времени, согласно данным многих исследований, удельный вес здоровых детей составляет не более 4-10%. Наблюдается ухудшение физического развития, быстрый рост соматических, инфекционных, экологически и социально обусловленных заболеваний; каждый 50-й ребенок в РФ — инвалид с детства. Значительную долю в структуре патологии детей составляют заболевания нервной системы и психической сферы. Среди учащихся общеобразовательных школ до 80% имеют неврологические и патохарактерологические отклонения, астено-невротические и другие дезадаптирующие состояния. Большую озабоченность у медицинских работников, учителей, воспитателей, психологов вызывает растущая распространенность синдрома дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) у детей.
Синдром дефицита внимания с гиперактивностью представляет собой наиболее распространенную форму нервно-психических нарушений в детском возрасте. Первыми авторами, сфокусировавшими серьезное научное внимание на поведенческих аспектах детей подобных СДВГ, были Дж.Стилл и А.Тредголд (США).
В 1962 году Оксфордской международной группой по детской неврологии был введен термин и диагноз «Минимальная Мозговая Дисфункция» (ММД) для обозначения заболевания таких детей. Минимальные мозговые дисфункции — это формы церебральной патологии, возникающие вследствие разнообразных причин, но имеющие однотипную неврологическую симптоматику, проявляющуюся в виде функциональных нарушений. Дальнейший прогресс шел по пути уточнения диагноза, т.к. термин ММД оказался слишком общим и расплывчатым, создающим путаницу в диагностике и лечении. В связи с тем, что основными симптомами патологии признаны нарушения внимания (100%) и гиперактивность (80-85%), в 1987 году в DSM-III-R Американской психиатрической ассоциацией предложен термин — синдром дефицита внимания (ADD — attention deficit disorder).
Глава 2.Характеристика и анализ потребительских свойств электроплит
... надежность в потребительских свойствах 4.Дать характеристику потребительских свойств электроплит 5.Провести анализ потребительских свойств электроплит Глава 1. Понятие потребительских свойств и ... зависит от ширины направляющей ленточки — геометрического параметра и механических характеристик материала сверла — структурных параметров. Геометрические параметры продукции обеспечиваются, как ...
После изменений и внесения уточнений в DSM-IV (1994) этот синдром определяется как СДВГ (или attention deficit hyperactivity disorder — ADHD).
В последней редакции DSM-IV название синдрома не изменилось, но были выделены три подтипа: с преобладанием нарушений внимания, гиперактивности — импульсивности и смешанный подтип. Международная классификация болезней МКБ-10 также выделяет три подтипа патологии (раздел F9 — поведенческие и эмоциональные расстройства детского и подросткового возраста).
Активное изучение синдрома «Минимальной дисфункции мозга» в России началось в конце 1970-х годов, продолжено в последующие десятилетия уже в рамках изучения СДВГ и связано с работами Н.И.Заваденко, Л.Т.Журбы, Е.М.Мастюковой, Л.О.Бадаляна, О.В.Халецкой, В.М.Трошина, А.Г.Платоновой, В.Р.Кучмы, Е.В.Касатиковой, И.П.Брязгунова, А.В.Грибанова, В.М.Чимарова, Е.В.Левитиной, О.Р.Наговициной и др.
Для детей с СДВГ наиболее характерны дефекты концентрации внимания, избыточная двигательная активность, несоответствующая выполняемому заданию, импульсивность в социальном поведении и интеллектуальной деятельности. В 70% случаев СДВГ сочетается со специфическими расстройствами обучения при нормальном коэффициенте интеллекта. В дальнейшем это приводит к возникновению различных психологических проблем от формирования комплекса неполноцен-ности и социальной дезадаптации до развития психопатической личности. Дети с СДВГ чаще подвергаются депрессии из-за конфликтных ситуаций в школе и дома, ощущения своего неуспеха, отвержения сверстниками. У детей отмечается повышенный уровень тревожности, они плохо адаптируются в новых условиях, более подвержены действию негативных стресс-факторов. Частота антисоциального поведения у подростков с СДВГ колеблется от 10 до 50 %. Во многих странах профилактику СДВГ рассматривают как эффективное средство борьбы с подростковой преступностью, правонарушениями, наркоманией.
Объектом работы является СДВГ.
Предметом работы являются причины возникновения, диагностическая картина и психологическая характеристика СДВГ
Целью работы является клинико-психологическая характеристика СДВГ.
Цель работы определила задачи, поставленные в работе:
1. Дать общую характеристику СДВГ — его клиническим и возрастным проявлениям.
2. Рассмотреть психические проявления, связанные с СДВГ, а также сопутствующие синдрому расстройства.
3. Проанализировать научные проблемы, стоящие в области изучения СДВГ: диагностику, выявление распространенности, определение причин заболевания.
Практическая значимость работы определяется большой социальной значимостью и высокой частотой проявления СДВГ среди детей.
Научная значимость работы определяется включением в нее обзоров последних исследований (2005-2010 гг.) по проблемам СДВГ, а также важностью изучения минимальных мозговых дисфункций, проявления которых необходимо отделять у детей от поведенческих проблем.
Психолого-педагогическая работа с гиперактивными детьми в условиях ...
... семье, воспитывающей ребенка с СДВГ; Разработка дифференциальной модели психолого-педагогического сопровождения детей с СДВГ в условиях ДОУ. Психолого-педагогическая работа с гиперактивными детьми в условиях ... Алворд предлагают следующие критерии выявления гиперактивности у ребенка. Критерии гиперактивности (схема наблюдений за ребенком) Дефицит активного внимания: 1. Непоследователен, ему трудно ...
Содержание работы. Работа состоит из введения, трех глав и заключения.
Глава 1. Диагностика СДВГ
1.1 Общая характеристика
Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) представляет собой наиболее распространенное поведенческое расстройство у детей, характеризующееся триадой симптомов: невнимательностью, гипеактивностью и импульсивностью Брязгунов И.П., Касатикова Е.В. Дефицит внимания с гиперактив-ностью у детей. М, 2002; Гиперактивные дети: психолого-педагогическая помощь / Г.Б. Монина, Е.К. Лютова-Робертс, Л.С. Чутко. СПб.,2007.; Заваденко Н.Н. Гиперактивность и дефицит внимания в детском возрасте. М, 2005; Синдром дефицита внимания с гиперактивностью у детей / А.В. Гри-банов и др. М., 2004. .
Невнимательность у детей с СДВГ проявляется снижением концентрации внимания, что является причиной плохого выполнения заданий на уроках в школе. Наибольшие трудности дети с СДВГ испытывают в ходе выполнения заданий, требующих длительной концентрации внимания. Гиперактивные дети способны сохранять внимание не более нескольких минут. Они отвлекаются на незначительные звуковые и зрительные стимулы, которые другими сверстниками игнорируются. Дети с СДВГ склонны постоянно забывать то, что им нужно сделать, теряют свои вещи, необходимые в школе и дома. Дефицит внимания бывает особенно очевидным в новых для ребенка ситуациях, когда ему необходимо действовать без посторонней помощи.
Однако показатели внимания таких детей также подвержены существенным колебаниям. Родители часто сообщают о том, что они могут удерживать внимание до нескольких часов во время занятий и игр, с которыми им удается успешно справляться. Подобная избирательность внимания связана с заинтересованностью, увлеченностью и удовольствием от этой деятельности. Хуже всего гиперактивные дети выполняют задания, кажущиеся им скучными, неоднократно повторяющимися, трудными, не приносящими удовлетворения и не подкрепляемые поощрениями.
Кроме этого, у гиперактивных детей наблюдается дефицит избирательного внимания, что проявляется в повышенной от-влекаемости на посторонние стимулы, которые встречаются непосредственно в ходе выполнения задания Брязгунов И.П., Касатикова Е.В. Дефицит внимания с гиперактив-ностью у детей. М., 2002; Заваденко Н.Н. Гиперактивность и дефицит внимания в детском возрасте. М, 2005; Психофизиологическая диагностика и психолого-педагогическая помощь детям с СДВГ: экспертный доклад М., 2007.. Часто также снижается переключаемость внимания.
При этом объем внимания у детей с СДВГ не ниже, чем у их здоровых сверстников Гиперактивные дети: психолого-педагогическая помощь / Г.Б. Монина, Е.К. Лютова-Робертс, Л.С. Чутко. С.18..
Гиперативность. Под гиперактивностью у детей понимается избыточная двигательная (моторная) активность. Такие дети все время бегают, крутятся, пытаются куда-то забраться. Родители жалуются: «Кажется, что к ребенку подключили мотор». Дети с СДВГ не могут неподвижно сидеть во время урока. Они беспокойны, совершают посторонние движения во время выполнения заданий, требующих усидчивости («ерзают» на стуле, не в состоянии удержать неподвижными руки и ноги).
В отличие от обычных энергичных детей, активность у детей с СДВГ носит бесцельный характер и обычно трудно управляема взрослыми и сверстниками. Важно учитывать то, что, оказавшись в новой обстановке, при встрече с незнакомыми людьми ребенок обычно не проявляет свойственной ему гиперактивности, которая на какое-то время исчезает, «тормозится» на фоне волнения. Это обстоятельство может затруднить выявление гиперактивности во время консультации специалистом при первой встрече с ребенком и родителями Политика О. И. Дети с синдромом дефицита внимания с гиперак-тивностью. — СПб.: Речь, 2008. С.80..
Развитие музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного ...
... эмоциональной отзывчивостью, интересом к увлекательно-творческим заданиям, интенсивностью мышления, поэтому нужно учить детей активному восприятию, переживанию музыкальных произведений, которые ... дошкольников, установить закономерности; - провести диагностику музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного возраста. МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ основой исследования послужили концептуальные подходы ...
Импульсивность — недостаток контроля поведения в ответ на конкретные требования. Импульсивность постоянно наблюдается у гиперактивных детей как в разнообразных повседневных ситуациях, так и при выполнении школьных заданий. Она выражается в том, что ребенок часто действует, не подумав. На уроках он с трудом дожидается своей очереди, перебивает других, на вопросы отвечает невпопад и не выслушав их до конца. Он может без разрешения вставать со своего места в классе, вмешиваться в разговор или работу находящихся рядом людей, во время игр со сверстниками бывает не в состоянии следовать правилам, не умеет проигрывать. Школьные задания ребенок с СДВГ выполняет неряшливо (несмотря на усилия все сделать правильно), излишне настойчив в своих интересах, не взирая на требования взрослого.
Ситуации и игры, требующие совместного участия, сотрудничества, взаимодействия, сдержанности и строгости со своими сверстниками являются особенно проблематичными для импульсивных детей. В устной речи они часто говорят нескромно, несдержанно, неосторожно, не задумываясь о чувствах окружающих или о социальных последствиях этих высказываний для них самих. Преждевременные ответы на вопросы и прерывание разговоров других для них обычное явление. Поэтому, впечатления, которые такие дети производят на окружающих, очень часто истолковываются как незрелость или ребячливость, слабый самоконтроль, безответственность, леность и чрезмерная грубость. И не удивительно, что такие дети подвергаются наказаниям, критике и осуждению со стороны своих сверстников и взрослых больше, чем здоровые.
Из-за импульсивности гиперактивные дети склонны к травматизации, так как могут попадать в опасные ситуации, не задумываясь о последствиях своих поступков (ввязываются в драки, выбегают на проезжую часть дороги и т.д.).
Однако все это они делают импульсивно, без специального умысла. Такие дети зачастую не могут рассмотреть потенциально негативные, вредные или разрушительные (и даже опасные) последствия, которые могут быть связаны с определенными ситуациями или их поступками. Часто они подвергают себя необоснованному, ненужному риску, чтобы показать свою смелость, капризы и причуды, особенно перед сверстниками. Дети с СДВГ могут легкомысленно и беспечно повредить или уничтожить чью-либо собственность значительно чаще, чем здоровые дети.
1.2 Основные клинические проявления
Вопрос о диагностических критериях синдрома дефицита внимания с гиперактивностью является принципиальным, так как некорректная диагностика приводит к завышению распространенности заболевания, что и обусловливает различия данных о частоте патологии. В России, в научно-медицинских исследованиях за основу приняты критерии диагноза, согласно МКБ-10 (1994) и DSM — IV, разработанные Американской ассоциацией психиатров (1994).
Копия 2 распр.нарушения у детей
... четвертой групп. Большинство авторов предлагают проводить коррекцион‑ную работу с аутичными детьми в следующих основных направлениях. 1. Развитие ощущений и восприятия, зрительно‑двигательной ... определять развитию мышечного, осязательного, зрительно‑осязательного восприятия. Если целостное восприятие у ребенка достаточно развито, можно проводить занятия по развитию других психических функций ( ...
Критерии диагноза СДВГ:
* Наличие у ребенка дефицита внимания и / или гиперактивности.
* Нарушение обучения и социальных функций.
* Раннее (до 7 лет) появление симптомов и длительность (более 6 мес.) их существования.
* Проявление симптомов как в образовательном учреждении, так и в условиях семьи.
* Отсутствие у ребенка других заболеваний со сходной симптоматикой.
Следует отметить, что наличие нарушений обучения и социальных функций является необходимым критерием для установления диагноза «синдром дефицита внимания с гиперактивностыо». Кроме того, диагноз синдрома дефицита внимания с гиперактивностыо может быть поставлен только, когда очевидны трудности в обучении (т.е. не ранее 5-6 летнего возраста).
Для постановки диагноза необходимо:
А1 и/или А2.
А1. Невнимательность
1. Часто неспособен сосредоточить внимание на деталях; из-за небрежности допускает ошибки в школьных заданиях, в выполняемой работе и других видах деятельности.
2. Часто с трудом удерживает внимание при выполнении заданий или во время игр.
3. Часто складывается впечатление, что ребенок не слушает обращенную к нему речь.
4. Часто оказывается не в состоянии придерживаться предлагаемых инструкций и закончить выполнение уроков, домашней работы или обязанностей на рабочем месте (что не связано с оппозиционным поведением или неспособностью понять задание).
5. Часто испытывает трудности при организации самостоятельного выполнения заданий и других видов деятельности.
6. Обычно избегает, не любит либо сопротивляется вовлечению в выполнение заданий, которые требуют длительного сохранения умственного усилия (например, школьных заданий, домашней работы).
7. Часто теряет вещи, необходимые в школе и дома (например, игрушки, школьные принадлежности, карандаши, книги, рабочие инструменты).
8. Легко отвлекается на посторонние стимулы.
9. Часто проявляет забывчивость в повседневной активности.
А2. Гиперактивность
1. Часто наблюдаются беспокойные движения в кистях и стопах; вертится, сидя на стуле.
2. Часто встает со своего места во время уроков или в других ситуациях, когда нужно оставаться на месте.
3. Часто проявляет бесцельную двигательную активность: бегает, пытается куда-то залезть в ситуациях, когда это неприемлемо.
4. Часто не может тихо, спокойно играть или заниматься чем-либо на досуге.
5. Часто находится в постоянном движении и ведет себя словно «управляемый двигателем».
6. Часто чрезмерно разговорчив.
Импульсивность
1. Часто отвечает на вопросы, не выслушав их до конца.
2. Обычно с трудом дожидается своей очереди в различных ситуациях.
3. Часто мешает другим, пристает к окружающим (например, «влезает» в беседы или игры).
Б. Некоторые симптомы из разделов гиперактивности-импульсивности или невнимательности, создающие проблемы, выявлялись в возрасте ребенка до семи лет.
В. Нарушения, обусловленные вышеперечисленными симптомами, проявляются в двух и более ситуациях (например, в школе (на работе) и дома).
Психологические особенности памяти и внимания детей 6–7 лет с ...
... В настоящий момент принято употреблять термин «синдром дефицита внимания и гиперактивности». Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) - это нейробиологическое (связанное с ... дети, растущие с СДВГ чаще страдают депрессией (20-30%) и расстройствами личности (18-25%). Согласно американской классификации болезней DSM-IV выделяют 3 варианта этого нарушения: синдром, сочетающий дефицит ...
Г. Должна быть очевидной клиническая выраженность нарушений социального, академического или профессионального функционирования.
В практической работе чаще всего приходится встречаться с детской гиперактивностью и нарушениями внимания, обусловленными СДВГ.
Для постановки диагноза необходимо наличие 6 или более из перечисленных симптомов невнимательности, или 6 или более симптомов гиперактивности и импульсивности, которые сохраняются на протяжении как минимум 6 месяцев и выражены настолько, что свидетельствуют о недостаточной адаптации и несоответствии нормальным возрастным характеристикам.
Таким образом, основными клиническими проявлениями СДВГ у детей являются: невнимательность, гиперактивность и импульсивность, а также двигательная расторможенность, отвлекаемость, моторная неловкость с плохой дифференциацией тонких движений, повышенная нервно-психическая утомляемость, возбудимость, раздражительность, школьная неуспеваемость, оппозиционное поведение, преобладание эмоциональной мотивации и недостаточный контроль произвольной деятельности.
На основании диагностических критериев DSM-IY и МКБ-10 можно выделить три клинических формы СДВГ:
1) Синдром дефицита внимания с гиперактивностью, когда в равной мере выражены нарушение внимания и гиперактивность (СДВГ/ВГ).
2) Синдром дефицита внимания без гиперактивности или синдром дефицита внимания с гиперактивностыо с преобладанием дефицита внимания (СДВГ/В).
3) Синдром гиперактивности (СДВГ/Г).
Синдром дефицита внимания с гиперактивностыо следует отличать от высокой двигательной активности, свойственной многим детям в норме. Необходимо учитывать индивидуальные особенности темперамента, разный темп созревания функций внимания ребенка, взаимосвязь внимания с мотивацией.
Кроме того, невнимательность и гиперактивность могут быть реакцией на психотравмирующую ситуацию дома и в школе. Расторможенность, раздражительность, утомляемость и невнимательность могут появиться на фоне астенического синдрома. Изменения поведения, сходные с таковыми при синдроме дефицита внимания с гиперактивностью, могут наблюдаться при заболеваниях щитовидной железы, снижениях зрения или слуха, при ряде психических расстройств (олигофрения легкой степени, шизофрения, аутизм, маниакально-депрессивный синдром), при некоторых наследственных синдромах.
Для дифференциальной диагностики перечисленных выше состояний необходимо проводить дополнительные методы обследования (иейропсихологические, нейрофизиологические и др.), подробно и внимательно собирать анамнез жизни и заболевания, точно соблюдать критерии диагностики синдрома дефицита внимания с гиперактивностью, согласно DSM-IV.
1.3 Возрастные особенности СДВГ
В большинстве случаев клинические проявления возникают в возрасте до 5-6 лет, а иногда уже на 1-м году жизни. Дети 1-го года жизни, у которых впоследствии отмечаются явления гиперактивности, часто страдают нарушениями сна и гипервозбудимостыо, они еще в младенчестве гиперподвижны, часто выбираются за пределы, отведенные им для безопасных игр, что вызывает риск травматизации. В дальнейшем они становятся крайне непослушными, их поведение с трудом контролируется родителями.
Поведение как психофизиологический феномен
... внутренних побуждений. Среди разных видов поведения выделим социальное поведение. Поведение человека может быть социальным или асоциальным. Социальное поведение — поведение человека в обществе, рассчитанное на ... некоторой социальной группе, являющееся результатом происходящих в ней процессов. Просоциальное поведение — поведение человека, в основе которого лежат просоциалъные мотивы, т.е. мотивы ...
Как правило, гиперактивность сочетается с импульсивностью, у дошкольников она проявляется несдержанностью, нетерпеливостью, желанием быть первым во всех играх; такие дети конфликтны, агрессивны, что при погрешностях воспитания может привести к развитию патологических форм поведения. Вместе с чем дети, имеющие в дальнейшем синдром дефицита внимания без гиперактивности, до года могут умеренно отставать в двигательном (начинают переворачиваться, ползать, ходить на 1-2 мес. позднее) и речевом развитии, они инертны, пассивны, не очень эмоциональны. По мере роста ребенка становятся очевидными нарушения внимания, которые родители, как правило, сначала игнорируют. Для этих детей характерна двигательная неловкость, неуклюжесть, недоразвитие мелкой моторики.
Несмотря на то, что диагноз синдром дефицита внимания с гиперактивностыо можно поставить в возрасте 5-6 лет, риск развития синдрома можно прогнозировать на 1-м году жизни и более точно после 3-4 лет. На основании данных литературы выделяются клинические признаки, которые могут служить критериями риска развития СДВГ в зависимости от возраста Максимова А. Гиперактивность и дефицит внимания у детей. Ро-стов н/Д, 2006. С.60-66..
Клинические признаки риска развития СДВГ у детей грудного и раннего возраста:
— Гипервозбудимость или, при наличии у ребенка перинатального поражения ЦНС, синдром повышенной нервно-рефлекторной возбудимости; также может быть гипертензионный синдром или синдром вегетовисцеральных дисфункций.
— Повышенная двигательная активность: крутится, извивается в кроватке, во время процедур одевания, не может долго (более 5 минут) сидеть в коляске, манеже и т.п.
— Не может продолжительное время заниматься одной игрушкой или играть самостоятельно (после 6 месяцев больше 5-8 минут, в 12 месяцев — более 8-10 минут, в 18-24 мес. — более 10-15 минут).
— При кормлении отвлекается на любые незначительные стимулы.
— Нарушения сна: долго не может заснуть, непродолжительный (меньше 30 минут) поверхностный дневной сон.
— Незначительные прибавки массы тела на первом году жизни; может быть пониженный аппетит.
— Риск травматизации — ребенок часто выбирается за пределы, отведенные ему для безопасных игр (дома и на улице).
На прогулках требует непрерывного внимания со стороны родителей.
— Агрессивность по отношению к другим детям (кусается, дерется, отбирает игрушки).
— При прослушивании детских книг не усидчив, крутится, отвлекается.
— После года характерно преобладание в играх тенденций к разрушению, нет наклонности к конструированию, созидательной деятельности.
— Задержка предречевого (гуление, лепет) и речевого развития.
Клинические признаки риска развития СДВГ у детей 3-4-х лет:
— С трудом поддерживает внимание в игре или какой-либо деятельности.
— Не слушает обращенную речь.
Нарушение полового развития
... интеллекта, эмоциональной неустойчивостью, признаками нарушения функции диэн-цефальных структур. Характерно отставание признаков преждевременного полового развития по отношению к неврологическим знакам. ... при фолликулярной кисте появившиеся было признаки подвергаются обратному развитию, ускорения соматического развития вообще не наблюдаются. ППР, вызванное дисфункцией коры надпочечников, ...
— Во время приема пищи постоянно отвлекается, встает из-за стола.
— Не может играть самостоятельно в течение 20-30 минут.
— Избегает игр и ситуаций, требующих длительной концентрации внимания.
— Часто теряет игрушки, вещи.
— Часто и легко отвлекается.
— Движения плохо координированы, часто неуклюжи.
— Слабо развиты навыки самообслуживания.
— Не может долго сидеть на одном месте (сидя на стуле, извивается, совершает суетливые движения руками, ногами).
— Часто вскакивает со своего места.
— Гиперподвижность в ситуациях, когда она не приемлема.
— Не может играть в «тихие» игры.
— Всегда находится в движении, причем характерна бесцельная двигательная активность.
— Очень много говорит.
— Вмешивается в разговоры и игры других, конфликтен в детском коллективе.
— Не может дожидаться своей очереди.
В возрасте 5-6 лет к этим изменениям присоединяются трудности в обучении (освоение чтения, письма) и общении со сверстниками. Слабо развита мелкая моторика. В возрасте 7 лет и старше можно пользоваться диагностическими критериями no DSM-IY, указанными в параграфе 1.2.
К подростковому возрасту гиперактивность у детей с СДВГ значительно уменьшается или исчезает, однако нарушения внимания и импульсивность у многих в той или иной степени сохраняются вплоть до взрослого возраста. Социальная значимость проблемы определяется тем, что у подростков с СДВГ нередко нарастают нарушения поведения, появляется агрессивность, возникают трудности во взаимоотношениях в семье и школе, ухудшается школьная успеваемость. Для таких детей характерны безответственное поведение, нарушение семейных и общественных правил, значительные трудности в выборе и освоении профессии, нередко возникает тяга к алкоголю и наркотикам. В 30-70% случаев симптомы СДВГ переходят и во взрослый возраст Пятницкая И.Н.. Шаталов А. И. Девиантное поведение подростков: наркотизм, криминальность, экстримизм / под ред. BE. Пелипаса. М., 2004. С.158.. У людей, страдавших в детстве тяжелыми формами СДВГ, в подростковом и взрослом возрасте высок риск социальной дезадаптации. СДВГ в сочетании с поведенческими расстройствами может быть предвестником целого ряда нарушений личности, прежде всего асоциальной психопатии.
Глава 2. Психологическая характеристика детей с СДВГ
2.1 Общая характеристика эмоционального состояния
Как правило, для детей с СДВГ характерны нарушения социального функционирования, проявляющиеся как на микросоциальном, так и на макросоциальном уровнях. Наиболее остро дети с СДВГ переживают возникающие проблемы во взаимоотношениях с окружающими, в том числе со сверстниками, педагогами, родителями, братьями и сестрами. В школе гиперактивные дети более разговорчивы, более склонны к началу общения. Но невнимательность во время игр в сочетании с импульсивностью приводит к тому, что они оказываются не слишком хорошими партнерами. Поведение ребенка отличается непредсказуемостью. В результате он не может долго играть, успешно общаться и устанавливать дружеские отношения со сверстниками. В коллективе он служит источником постоянного беспокойства: шумит, не задумываясь, берет чужие вещи, мешает окружающим. Все это приводит к конфликтам, и ребенок становится нежеланным и отвергаемым в коллективе. Сталкиваясь с подобным отношением, он часто сознательно выбирает для себя роль классного шута, надеясь наладить отношения со сверстниками. Но общаться с ним обычно готовы лишь дети более младшего возраста или сверстники, имеющие аналогичные поведенческие проблемы Баркли Р., Бентон К. Ваш непослушный ребенок. СПб., 2004.; Брязгунов И.П., Касатикова ЕВ. Непоседливый ребенок или все о гиперактивных детях. М., 2002; Гиперактивные дети: коррекция психомоторного развития: учеб. пособие /под ред. М. Пассольта. М., 2004; Очерки психофизиологии детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью: Монография / Отв. ред. А.В.Грибанов. Архангельск, 2009..
Коррекционнное сопровождение детей с синдромом дефицита внимания ...
... коррекционной работы гиперактивность дефицит внимание самоконтроль Целями медико - психолого - педагогической коррекционной работы с детьми, имеющими СДВГ, являются: ... различных тренингов. Многие педагоги оценивают нарушенное поведение детей с СДВГ как пороки воспитания. Но неумение управлять ... ассоциативных связей между структурами мозга. Поэтому таким детям необходима не только медикаментозная, ...
Дома дети с СДВГ обычно страдают от постоянных сравнений с братьями и сестрами, которые хорошо ведут себя и лучше учатся. Родителей раздражает то, что они беспокойны, навязчивы, эмоционально неустойчивы, недисциплинированны, непослушны, неаккуратны. В домашних условиях они неспособны ответственно относиться к выполнению повседневных поручений, не помогают родителям. При этом замечания и наказания не дают желаемых результатов.
В этих случаях от родителей требуется немало сил и терпения, но время от времени у многих родителей детей с СДВГ формируется состояние фрустрации — невозможность преодоления трудностей и достижения желаемого результата. Многие родители испытывают чувство вины зато, что их ребенок «не умеет себя вести». Собственные негативные чувства родителей приводят к непринятию ребенка и поддерживаются многократными критическими замечаниями в его адрес окружающими людьми. В этих случаях родители пытаются сделать ребенка удобным, «причесать» его под общепринятые каноны с помощью дисциплинарных воздействий. В воспитании детей начинают преобладать авторитарность, многочисленные ограничения и запреты, физические наказания, вербальная агрессия (оскорбления).
Отвергнутый и привыкший к порицаниям ребенок испытывает большое внутреннее напряжение, которое проявляется различными эмоциональными расстройствами. Чрезмерные претензии к ребенку, непосильная нагрузка — требования хорошо учиться, проявлять успехи в каких-либо занятиях приводят к реакциям протеста.
Таким образом, у большинства детей с СДВГ постепенно формируются тревожность, неуверенность в себе и низкая самооценка, реакции оппозиции, которые носят вторичный характер и усиливаются из-за неправильного воспитания и отношения к ребенку. С другой стороны, присоединение к СДВГ расстройств поведения сопровождается нарастанием симптомов СДВГ, а также проявлениями агрессивности, тревожности и серьезными проблемами во взаимоотношениях со сверстниками. Сопутствующие СДВГ нарушения поведения и эмоциональные расстройства рассматриваются в качестве неблагоприятных прогностических факторов для длительного (вплоть до хронического) течения СДВГ Гиперактивные дети: психолого-педагогическая помощь / Г.Б. Монина, Е.К. Лютова-Робертс, Л.С. Чутко. СПб., 2007. С.170. .
Нарушения поведения и эмоциональные расстройства у детей с СДВГ являются одной из основных причин нарушений социальной адаптации. Более чем у половины детей встречается сочетание данной патологии. Для детей с СДВГ характерна агрессивность, эмоциональная напряженность, тревожность и истерия. Эти симптомы являются проявлениями внутреннего напряжения при невозможности справиться с жизненными и эмоциональными трудностями. Наиболее распространенными психотравмирующими факторами для детей оказываются семейные факторы — напряженная обстановка между членами семьи, конфликты, разногласия, ссоры, а также конфликты с педагогами. В этих случаях дети часто испытывают отсутствие чувства общности и травматические переживания. В воспитании детей с СДВГ преобладает доминирующая гиперпротекция, которая приводит к лишению самостоятельности, и впоследствии к переживанию фрустрации или развитию зависимого поведения.
Как правило, на первых порах, переживая стрессовую ситуацию, ребенок испытывает «боль», которая при отсутствии понимания и смягчения переходит в разочарование и злость. Активный (внешний) способ проявления эмоций приводит к агрессивности и истерии. Внутреннее переживание эмоций формирует невротические расстройства. Агрессивность привлекает внимание родителей, что само по себе важно для ребенка. Кроме того, используя агрессию, ребенок нередко добивается своих целей, управляя окружающими. Постепенно агрессия и нарушение правил начинают систематически использоваться как способы получения желаемого результата. Девиантное поведение закрепляется.
Естественно, подобное поведение часто вызывает негативное отношение к нему находящихся рядом взрослых. Собственные негативные чувства родителей приводят к неприятию ребенка и поддерживаются многократными критическими замечаниями в адрес детей окружающими людьми. В воспитании детей начинают преобладать авторитарность, многочисленные ограничения и запреты, физические наказания, вербальная агрессия (оскорбления), что приводит к новому кругу проблем: нарушениям поведения и/или эмоциональным расстройствам у детей.
Реакция оппозиции может быть вызвана у ребенка чрезмерными претензиями к нему, непосильной для него нагрузкой — требованием отлично учиться, проявлять успехи в каких-либо занятиях. Чаще всего эта реакция возникает из-за утраты или резкого уменьшения внимания со стороны родителей. Ребенок разными способами пытается или вернуть прежнее внимание к себе, или досадить «сопернику». Подобные нарушения поведения, какими бы «ненормальными» они не казались, очень часто есть не что иное, как здоровые реакции их чувствительной психики на причиняющие душевную боль обстоятельства. Стремление вернуть прежнее внимание к себе становится неосознаваемым. Когда ребенок нарушает нормы и требования, не подчиняется родителям, не слушается, не учится, он тем самым сигнализирует: «Мне плохо, помогите мне!». Признаком того, что ребенку плохо, что у него «боль», служат и отрицательные чувства родителей: раздражение, гнев, обида, растерянность и отчаяние.
Случается, что ситуация на время улучшается, однако ценой этого становится, как правило, ухудшение эмоционального контакта между ребенком и родителями. Ощущение безысходности и отчаяния, состояние стресса часто приводят к непринятию ребенка родителями, может стать причиной агрессивного поведения по отношению к ребенку.
Отклонения в воспитании играют роль в появлении у детей с СДВГ сопутствующих расстройств (об этих расстройствах речь пойдет ниже).
С другой стороны, данные факторы являются управляемыми, поэтому объектом психотерапевтической помощи у детей с СДВГ должна стать вся семья ребенка в целом. Школьные педагоги должны быть знакомы с проблемами детей с СДВГ и по возможности оказывать коррекционную помощь.
2.2 Сопутствующие СДВГ расстройства
По данным отечественных авторов (сопутствующие) расстройства встречаются у 65-85% детей с СДВГ Гиперактивные дети: психолого-педагогическая помощь / Г.Б. Монина, Е.К.Лютова-Робертс, Л.С. Чутко. СПб., 2007.; Заваденко Н.Н. Гиперактивность и дефицит внимания в детском возрасте. М, 2005.; Синдром дефицита внимания с гиперактивностью. URL: www. effecton.ru.. При этом возможно сочетание нескольких патологических состояний.
К сопутствующим расстройствам, которые часто встречаются при СДВГ, относятся:
1) расстройства поведения и вызывающее оппозиционное расстройство (кондуктивные расстройства);
2) тревожные фобические расстройства;
3) депрессивные расстройства;
4) нарушения эмоционально-волевой сферы;
5) психосоматические заболевания (например, головные боли напряжения, язвенная болезнь желудка, бронхиальная астма и др.);
6) тики, синдром Туретта;
7) энурез;
8) нарушения обучения и общения.
Расстройства поведения характеризуются стойким типом диссоциального, агрессивного или вызывающего поведения, характеризующегося чрезмерной драчливостью или хулиганством; жестокостью к людям или животным; тяжелыми разрушениями собственности (поджогами, воровством); лживостью; прогулами в школе и уходами из дома; необычно частыми и тяжелыми вспышками гнева; вызывающим провокационным поведением; постоянным откровенным непослушанием. Такое поведение в своей наиболее крайней степени доходит до выраженного нарушения, соответствующего возрасту, социальных норм и является поэтому более тяжелым, чем обычный ребяческий, злой умысел или подростковое бунтарство Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? М., 2005. С.205. .
Нарушения поведения часто проявляются в дошкольном и младшем школьном возрасте оппозиционно-вызывающими расстройствами (ОВР), а в школьном и подростковом возрасте — расстройствами поведения, причем, они могут проявляться в семье или в социальной среде, вне дома. При несоциализированном расстройстве поведения отсутствует интеграция в группе сверстников. При социализированном расстройстве поведения наблюдается групповая делинквентность Барденштейн Л.М., Можгинский Ю.Б. Патологическое гетеро-агрессивное поведение у подростков. М. 2000; Пятницкая И.Н.. Шаталов А. И. Девиантное поведение подростков: наркотизм, криминальность, экстримизм / под ред. B.E. Пелипаса. М., 2006. .
К тревожным фобическим расстройствам относится группа расстройств, когда тревога вызывается исключительно или преимущественно определенными ситуациями или объектами (внешними по отношению к субъекту), которые в настоящее время не являются опасными. В результате эти ситуации обычно характерным образом избегаются или переносятся с чувством страха. Фобическая тревога субъективно, физиологически и поведенчески не отличается от других типов тревоги и может различаться по интенсивности от легкого дискомфорта до ужаса. Тревога не уменьшается от осознания того, что другие люди не считают данную ситуацию столь опасной или угрожающей. Одно лишь представление о попадании в фобическую ситуацию обычно заранее вызывает тревогу предвосхищения Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? М., 2005. С.205.. Обязательным признаком являются вегетативные изменения, сопровождающие тревогу.
Депрессивные расстройства характеризуются пониженным настроением, утратой интересов и удовольствия, снижением энергичности, которое может привести к повышенной утомляемости и сниженной активности. Отмечается выраженная утомляемость даже при незначительном усилии Там же. С.206..
Нарушения в эмоционально-волевой сфере включают инфантильность поведения, стеснительность, обидчивость, раздражительность, плаксивость, эмоциональную лабильность; некоторые дети считают себя несчастными и не могут постоять за себя .
Психосоматические заболевания. Известно, что в генезе психосоматических заболеваний наиболее важную роль играют эмоциональные нарушения, хронический стресс. Однако параллельно возникающие функциональные сдвиги со стороны внутренних органов на более поздних этапах болезни приводят к их деструкции, т.е. органическим изменениям, и заболевание приобретает все черты соматического страдания. Соответствующая наследственная предрасположенность может влиять на выбор органа.
Одним из наиболее частых сопутствующих СДВГ расстройств являются тикозные гиперкинезы (тики).
Тиком является непроизвольное, быстрое, повторяющееся, неритмичное движение (обычно вовлекающее в себя ограниченные мышечные группы) и/или голосовая продукция, которые начинаются внезапно и бесцельно. Тики имеют тенденцию переживаться как непреодолимые, но обычно они могут быть подавлены на различные периоды времени. И двигательные, и вокальные тики могут быть простыми и сложными. Обычные простые двигательные тики включают в себя мигание, движения шеей, пожимание плечом и гримасничанье. Обычные простые и вокальные тики включают в себя покашливание, лаянье, фырканье, шмыганье и шипение. Обычные сложные моторные тики включают поколачивание себя, подпрыгивание и скакание. Обычный комплекс голосовых тиков включает повторение особых слов Захаров А.И. Неврозы у детей и психотерапия. СПб., 1998. С.312.. Синдром Жиль де ля Туретта включает в себя комбинирование множественных моторных тиков и одного и более вокальных тиков. Моторные и вокальные тики при этом расстройстве могут возникать не всегда одновременно.
Очень часто у детей с СДВГ встречаются дислексия и дисграфия.
Глава 3. Проблемы изучения СДВГ
3.1 Проблема диагностики и определения распространенности СДВГ
Синдром дефицита внимания с гиперактивностью впервые был описан почти сто пятьдесят лет назад. Первое описание трудного ребенка, сделанное профессиональным врачом, принадлежит немецкому психиатру из Франкфурта Генриху Гофману-Доннеру (Heinrich Hoffmann-Dormer).
Описание было опубликовано не в научном журнале, а в детской книге, посвященной его трехлетнему сыну Карлу Филиппу. Признаки ярко отображены в истории «Zappel-Philipp» — «Неугомонный Филипп».
Синдром дефицита внимания с гиперактивностью в мировой детской популяции распространен повсеместно. На сегодняшний день выявлено вполне достоверно, что СДВГ чаще встречается у мальчиков, чем у девочек (в среднем соотношение 4,3:1).
По данным немецких авторов, полученным в 1980-90- гг. , частота СДВГ в различных странах колеблется в пределах от 2 до 20% Синдром дефицита внимания с гиперактивностью у детей: Монография / В.М.Чимаров, Е.В.Левитина, О.Р. Ноговицкая. Тюмень: Вектор Бук, 2005. С.9. Исследованиями, проведенными в США в 1990-х гг., гиперактивность в отдельных штатах выявлена у 4%-13% детей школьного возраста, а в некоторых штатах удельный вес больных отмечен на уровне 24-40%. В Чехии диагноз «легкая дисфункция мозга» ставят 2-12% детям школьного возраста. В Австралии эти цифры колеблются от 4 до 10%, в Италии — от 3 до 10%, в Китае — от 1 до 13% Там же С.9-10..
В монографии Н.Н.Заваденко приведены данные о распространенности СДВГ в разных странах, основанные на результатах клинико-психологических исследований различных групп детского населения. При исследовании всех детей 6-7 лет, посещавших дошкольные учреждения Гетеборга (Швеция), частота СДВГ была выявлена у 2,2% обследованных; среди детей-голландцев 8-11 лет, родившихся в районе Зютхолланд — у 7% среди всех учеников 7-14 лет школ Пекина — у 5,8% , СДВГ выявлен у 9,5% детей 4-16 лет Пуэрто-Рико, у 6,3% учащихся Онтарио; у 4% детей 9-19 лет, проживавших в районах Олбани и Саратога (США), у 4,2% детей 8 лет, проживавших в Маннгейме (ФРГ).
Среди мальчиков в школах одного из районов Лондона СДВГ выявлен в 17% случаев Заваденко Н.Н. Гиперактивность и дефицит внимания в детском возрасте. М, 2005. С.14-15..
В России нет единых данных о распространенности заболевания. Исс ледования, проведенные в отдельных городах, выявили следующие показатели частоты СДВГ у детей: 15-21% Кучма В.Р., Платонова А.Г., Баль Л.В. и др. Распространенность, диагностика и лечение синдрома дефицита внимания с гиперактивностыо у детей // Российский вестник перинатологии и педиатрии. 1996. № 2. С 43.; 28% Платонова А.Г. Распространенность и физиолого-гигиеническая коррекция синдрома дефицита внимания с гиперактивностыо у школьников 6-8 лет: Дис… канд. мед. наук. М., 1996.; 7,6% Заваденко Н.Н. Клииико-психологическое исследование школьной дезадаптации: ее основные причины и подходы к диагностике // Неврологический журнал. 1998. Том 3. № 6. С. 13-17.; 7% Брязгунов И.П., Касатикова Е.В. Дефицит внимания с гиперактивностью у детей. М., 2002. С.8..
О чем говорит такой разброс в данных? В первую очередь о проблемах диагностики, которые еще предстоит разрешить. В настоящее время СДВГ диагностируется, как правило, при использовании специальных опросников, включающих вопросы, ответы на которые дают педагоги и родители. Поэтому при характеристике ребенка не удается избежать субъективной и не всегда адекватной оценки поведения. Данный синдром в научной литературе считается нейробиологическим нарушением, этиология и патогенез которого имеют комбинированный характер. Поэтому одними из основных в исследовании синдрома являются нейро- и психофизиологические методы.
Объективная диагностика СДВГ до сих пор является наиболее актуальной проблемой.
3.2 Причины формирования СДВГ
СДВГ — нейробиологическое нарушение, этиология и патогенез которого носят комбинированный характер. Несмотря на большое количество исследований, проведенных к настоящему времени, причины и механизмы развития СДВГ остаются недостаточно раскрытыми. По мнению многих исследователей как в России, так и за рубежом, всегда следует учитывать воздействие нескольких факторов, влияющих друг на друга.
В настоящее время исследования причин и механизмов развития СДВГ ведутся в нескольких перспективных направлениях. Все факторы, вызывающие повреждение мозга у детей делят на биологические (наследственные и перинатальные), действующие до родов, в момент родов и после родов, и социальные, обусловленные влиянием непосредственного окружения.
Пренатальные и перинатальные патологические факторы. По мнению большинства исследователей, эти факторы имеют важное значение в развитии СДВГ. Но какие именно факторы и в какой степени являются причиной развития этого синдрома до сих пор не установлено. В качестве неблагоприятных пренатальных и перинатальных внешних факторов, способных повлиять на развитие СДВГ, указывают:
— осложнения беременности (токсикозы во время беременности, обострения хронических заболеваний у матери, попытки прервать беременность или угроза выкидыша, травмы в области живота, переношенная беременность и др.);
— гипоксия плода и асфиксия новорожденных (длительное кислородное голодание мозга во время беременности или острое кислородное голодание во время родов);
— токсическое воздействие на ребенка (тяжелых металлов, ин-токсикантов, употребление матерью алкоголя, некоторых лекарственных средств, оказывающих токсическое действие, курение);
— воздействие на плод инфекционных агентов: вирусов, бактерий;
— осложненные роды (быстрые или длительные, родовая травма);
— недоношенность, морфофункциональная незрелость плода, задержка внутриутробного развития;
— несовместимость по резус-фактору.
Риск развития синдрома повышается, если возраст матери во время беременности моложе 19 или старше 30 лет, а отца — старше 39 лет.
В последние годы важная роль в развитии СДВГ отводится раннему органическому повреждению ЦНС. При этом преобладание данной патологии среди мальчиков связывается с более высокой уязвимостью их мозга под влиянием пре- и перинатальных патологических факторов. У девочек большие полушария головного мозга менее специализированы, поэтому они имеют больший резерв компенсаторных функций при поражении центральной нервной системы по сравнению с мальчиками.
Причины поражения развивающегося мозга делятся на четыре основных типа: гипоксический, токсический, инфекционный и механический. Существует зависимость между сроками беременности, в которой произошло воздействие патологических факторов на плод, и тяжестью исходов. Так, неблагоприятные воздействия в ранние сроки онтогенеза могут явиться причиной возникновения пороков развития, детских церебральных параличей и умственной отсталости. Патологические воздействия на плод в более поздние в сроки беременности часто влияют на формирование высших корковых функций и служат фактором риска для развития синдрома дефицита внимания с гиперактивностью.
Несмотря на то, что далеко не у всех детей с СДВГ удается установить наличие органического поражения ЦНС, пре- и перинатальные повреждающие факторы являются одной из ведущих причин в формировании синдрома дефицита внимания с гиперактивностью.
Генетическая концепция формирования СДВГ предполагает наличие врожденной неполноценности функциональных систем мозга, отвечающих за внимание и моторный контроль. Исследование генеалогии лиц с СДВГ (анализ наличия признаков у родителей, других родственников, исследование ди- и монозиготных близнецовых пар) свидетельствует о тенденции к семейной предрасположенности СДВГ. Исследования в области молекулярной генетики также говорят о генетической предрасположенности к развитию СДВГ.
Наследуемость СДВГ составляет около 70%. Генетически заданными могут быть особенности морфологического строения различных систем мозга, а также особенности и сроки их созревания. То есть СДВГ имеет в своей основе структурные изменения в наследственном материале, и его развитие не может быть объяснено только недостатками в воспитании и обучении детей. Кроме того, СДВГ является мультифакторным заболеванием. Нет оснований надеяться найти один основной ген/фактор, ответственный за развитие и степень тяжести синдрома.
Нейробиологические механизмы СДВГ. По данным экспертного доклада по СДВГ (2007), у детей с СДВГ отмечается ряд особенностей строения и функционирования структур мозга, преимущественно это касается изменений со стороны префронтально-стриато-таламо-кортикальных структур.
Исследования с помощью компьютерной томографии позволили выявить у детей с СДВГ несколько меньшие размеры общего объема головного мозга, префронтальных отделов лобных долей головного мозга (особенно в правом полушарии), хвостатого ядра, а также мозолистого тела в области колена и валика, где проходят волокна, связывающие лобные, затылочные, височные и теменные доли. Кроме того, имеются сведения о нарушении асимметрии определенных отделов головного мозга, которая характерна для нормального головного мозга (например, право-левой асимметрии полушария и подкорковых узлов).
При исследованиях с применением методов функциональной нейровизуализации у детей с СДВГ обнаружено снижение кровотока в лобных долях, подкорковых ядрах, причем в наибольшей степени изменения были выражены на уровне хвостатого ядра. Изменения со стороны хвостатого ядра могут быть результатом его гипоксически-ишемического поражения в период новорожденности, т.к. оно является наиболее ранимой структурой в условиях дефицита кровотока. Хвостатое ядро выполняет важную функцию модуляции (в основном тормозящего характера) полисенсорной импульсации, отсутствие торможения которой может быть одним из патогенетических механизмов СДВГ Психофизиологическая диагностика и психолого-педагогическая помощь детям с СДВГ: экспертный доклад . М., 2007. С.30. .
Таким образом, современные теории в качестве области анатомического дефекта при СДВГ рассматривают лобную долю, и прежде всего префронтальную кору, а также сенсомоторную кору, подкорковые структуры мозга (такие как хвостатое ядро и бледный шар), ретикулярную формацию и стволовые структуры, причем больше всего изменений обнаруживается в правой гемисфере.
Нейрофизиологические исследования с помощью ЭЭГ предполагают, что замедление биоэлектрической активности мозга особенно в передних отделах у детей с СДВГ может свидетельствовать о задержке созревания ЦНС, в первую очередь о нарушении формирования префронтально-стриарной системы. Одной из особенностей ЭЭГ у детей с СДВГ является нарушение сенсомоторных ритмов, что свидетельствует о нарушении процессов тормозного контроля .
У детей 7-8 лет при СДВГ имеет место нарушение распределения постоянных потенциалов по отделам головного мозга. На первый план выступает значительное снижение энергозатрат в лобных отделах, уменьшение их связей с другими структурами мозга и изменение межполушарных взаимоотношений.
Нейромедиаторнан концепция. Согласно современным представлениям, важную роль в патогенезе СДВГ играет дисфункция нейромедиаторных систем мозга — дофаминовой, норадреналиновой и серотониновой.
Катехоламиновая иннервация затрагивает основные центры высшей нервной деятельности: центр контроля и торможения двигательной и эмоциональной активности, программирования деятельности, системы внимания и оперативной памяти. Известно, что катехоламины выполняют функции положительной стимуляции и участвуют в формировании стресс-реакции. Исходя из этого можно считать, что катехоламиновые системы участвуют в модуляции высших психических функций, и при нарушении обмена катехоламинов могут возникать различные нервно-психические расстройства.
Многочисленные исследования были направлены на поиск первичного биохимического дефекта. Полученные результаты не позволяют сделать вывод об избирательных нарушениях в какой-либо одной из нейромедиаторных систем при синдроме дефицита внимания с гиперактивностью. Поэтому была предложена гипотеза о сложном сочетанном вовлечении нескольких нейромедиаторных систем мозга в патогенез этого заболевания Подоплёкин Д.Н. Распределение постоянных потенциалов головно-го мозга при синдроме дефицита внимания с гиперактивностью у детей-северян: Автореф. дис. … канд. мед. наук. Архангельск, 2003. С.8..
Психосоциальные факторы. Важную роль в формировании синдрома дефицита внимания с гиперактивностью играют социально-психологические факторы, в том числе внутрисемейные и внесемейные. Большое влияние оказывает психологический микроклимат в семье: ссоры, конфликты; а также алкоголизм и аморальное поведение родителей, воспитание в неполных семьях, повторный брак у родителей, особенности воспитания ребенка. Все это не может не отражаться на психике ребенка.
По данным Н.Н. Заваденко имеют значение бытовые условия проживания и материальная обеспеченность. Так, у детей из социально-благополучных семей последствия пре- и перинатальной патологии в основном исчезают к моменту поступления в школу, тогда как у детей из семей с низким материальным уровнем жизни или социально-неблагополучных семей они продолжают сохраняться и создают предпосылки для формирования школьной дезадаптации.
Дизонтогенетическая концепция. В рамках концепции психического дизонтогенеза СДВГ — сложная асинхрония развития, обусловленная множеством внутренних и внешних факторов, приводящая к неспецифическим формам реагирования, ассоциированным с психомоторным уровнем реактивности. Дизонтогенетическая концепция изначально предполагает полиэтиологическую природу СДВГ Психофизиологическая диагностика и психолого-педагогическая помощь детям с СДВГ: экспертный доклад. М., 2007. С.32..
Таким образом, разрабатываемые различными исследователями подходы к изучению формирования синдрома дефицита внимания с гиперактивностью в большинстве своем затрагивают лишь отдельные аспекты этой сложной проблемы, в частности нейропсихологические, нейроморфологические, нейрофизиологические, нейрохимические, неблагоприятные факторы внешней среды, пищевые и др. Но на современном этапе можно обозначить только две группы медико-биологических факторов, вызывающих развитие СДВГ: повреждение центральной нервной системы в пре-, пери- и ранний постнатальный периоды, а также генетические факторы.
Заключение
Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) характеризуется триадой симптомов: нарушением внимания, гиперактивностью, импульсивностью — и относится к поведенческим расстройствам, к категории гиперкинетических расстройств (рубрика F-90 по МКБ-Ю, рубрика 314 по DSM-IV-TR).
Это расстройство является одной из наиболее частых причин обращений детей к специалистам в области психического здоровья и одним из самых распространенных нарушений психического здоровья в детском возрасте.
По данным различных исследований распространенность СДВГ в детской популяции составляет от 2 до 12%, чаще встречается у мальчиков, чем у девочек. Объективная диагностика СДВГ до сих пор является наиболее актуальной проблемой.
Исследования показали, что в формировании СДВГ раннее повреждение центральной нервной системы в периоды беременности и родов имело значение в 84% случаев, генетические механизмы в 57%. При этом в 41% случаев формирование синдрома определялось сочетанным влиянием этих факторов. Наряду с медико-биологическими факторами важную роль в формировании СДВГ играют психосоциальные условия.
Особенностью симптоматики СДВГ является то, что дети при сохранности интеллектуального потенциала отстают в развитии от сверстников за счет нарушений адаптации к окружающей среде, что не может не сказаться на качестве их жизни.
Семейная и школьная депривация у детей с СДВГ приводят к значительному внутреннему напряжению, состоянию хронического стресса или ситуации фрустрации. Таким образом, нарушается базовая безопасность ребенка, что приводит к невротическим срывам и психосоматическим симптомам, а также к формированию неадекватных моделей поведения. С другой стороны проявления тревожности, эмоционально-волевых и поведенческих нарушений у детей с СДВГ обычно не выходят на первый план в клинической картине и не носят такого же стойкого характера, как основные проявления СДВГ. В значительной степени они обусловлены сложной внутрисемейной обстановкой, трудностями взаимоотношений с родителями, родственниками, учителями и сверстниками. Однако симптомы тревожности и нарушения поведения могут приводить к усилению дезадаптации детей с СДВГ.
Социальная дезадаптация таких детей, в свою очередь, способствует увеличению риска травм, случайных отравлений и самоповреждений. Кроме того, при СДВГ повышается риск употребления психоактивных веществ, ранней алкоголизации и курения. Необходимо учитывать и то, что от проявлений СДВГ всегда страдают не только сами дети, но и их родственники, педагоги и сверстники. Поэтому актуальность клинического изучения СДВГ дополняется актуальностью работы врачей и психологов по лечению этого синдрома.
Список литературы
1. Барденштейн Л.М., Можгинский Ю.Б. Патологическое гетеро-агрессивное поведение у подростков. — М.: Зеркало М, 2000. — 240 с.
2. Баркли Р., Бентон К. Ваш непослушный ребенок. — СПб.: Питер, 2004. -218 с.
3. Брязгунов И.П., Касатикова ЕВ. Непоседливый ребенок или все о гиперактивных детях. — М.: Изд-во Ин-та психотерапии, 2002. — 96 с.
4. Брязгунов И.П., Касатикова ЕВ. Дефицит внимания с гиперактивностью у детей. — М: Медпрактика, 2002. — 128 с.
5. Гиперактивные дети: коррекция психомоторного развития: учеб. пособие /под ред. М. Пассольта. — М.: Академия, 2004. — 160 с.
6. Гиперактивные дети: психолого-педагогическая помощь / Г.Б. Монина, Е.К. Лютова-Робертс, Л.С. Чутко. — СПб.: Речь, 2007. — 186 с.
7. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? — М.: ЧеРо, Сфера, 2005. — 240 с.
8. Заваденко Н.Н. Клииико-психологическое исследование школьной дезадаптации: ее основные причины и подходы к диагностике // Неврологический журнал. 1998. Том 3. № 6. С. 13-17.
9. Заваденко Н.Н. Как понять ребенка: дети с гиперактивностью и дефицитом внимания. — М.: Школа-Пресс, 2000. — 112 с.
10. Заваденко Н.Н. Гиперактивность и дефицит внимания в детском возрасте. — М: Академия, 2005. — 256 с.
11. Захаров А.И. Неврозы у детей и психотерапия. — СПб.: Союз, 1998. — 336 с.
12. Изотова Е.И., Никифорова ЕВ. Эмоциональная сфера ребенка: теория и практика: учеб. пособие. — М.: Академия, 2004. — 288 с.
13. Кучма В.Р., Платонова А.Г., Баль Л.В. и др. Распространенность, диагностика и лечение синдрома дефицита внимания с гиперактивностыо у детей // Российский вестник перинатологии и педиатрии. — 1996. — № 2. — С 43.
14. Максимова А. Гиперактивность и дефицит внимания у детей. — Ростов н/Д: Феникс, 2006. — 224 с.
15. Очерки психофизиологии детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью: Монография / Отв. ред. А.В.Грибанов. — Архангельск: Поморский ун-т, 2009.
16. Платонова А.Г. Распространенность и физиолого-гигиеническая коррекция синдрома дефицита внимания с гиперактивностыо у школьников 6-8 лет: Дис… канд. мед. наук. М., 1996.
17. Подоплёкин Д.Н. Распределение постоянных потенциалов головного мозга при синдроме дефицита внимания с гиперактивностью у детей-северян: Автореф. дис. … канд. мед. наук. — Архангельск, 2003. — 18 с.
18. Политика О. И. Дети с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью. — СПб.: Речь, 2008. — 208 с.
19. Психофизиологическая диагностика и психолого-педагогическая помощь детям с СДВГ: экспертный доклад . — М., 2007. — 42 с.
20. Пятницкая И.Н.. Шаталов А. И. Девиантное поведение подростков: наркотизм, криминальность, экстримизм / под ред. BE. Пелипаса. — М.: Анахарсис. 2004. — 112 с.
21. Романов А.А. Расстройства поведения и эмоций у детей в целом. -М.: Плэйт, 2004. — 32 с.
22. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью. URL: www. effecton.ru.
23. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью у детей / А.В. Грибанов [и др. — М.: Академ, проект, 2004. — 176 с.
24. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью: Монография / В.М.Чимаров, Е.В.Левитина, О.Р.Ноговицкая. — Тюмень: Вектор Бук, 2005. — 254 с.
Размещено на