Шпоры тя — Стр 2

6.Логико-грам.направ-е. Буслаев 2кн.: «О преподавании отеч.Я». «Историческа гр-ка» (о струк.Я): 1)расширен.поним-е термина «литер.яз»:включ в него разговор.Я, 2) факты совр книж Я он пыт-ся я т.зр действующ в Я закономер-й, но б.и исключ., к-е он относил к прояв-ю творч фантазии нар (месяц и луна-ж.р и м.р-одно понтие, разн роды).

3) все итор факт пыт-ся объсн с т.зр историзма. Логицизм Б-ва: 1)выделение 2-х п-ов (вслед за Шлейхером): истор.(образ.мышление)и доистор (абстрактное).

В 1 п-д Я-и отлич-ся др от др, специфич – образ х-р, сл имеет т. 1 знач. Во 2 п-д-появл-ся законы логики-Я-и сближаются. 2)класифик.ЧР: исходил из семантики: знаменатель ЧР (гл,сущ,прилаг,нар), служеб (мест,числ,первич нар,предл,сою,част), междом.3)в определ-и П: противоречиво: суждение, выраж-е сл-ми.Централь комп-т в П сказ-е. без сказ не м.б.П.4)в класс-и втор ЧП: 2 критерия:1)по синтаксич употр(типы связи), 2)по знач получ.определительные (соглас-е), допол-е(управ-е) обстоят-ые сл. (примык-е) (но при синкрритич ЧП лингв-ты растерялись).

5)в классиф СПП: до сер 20в.традиц логич.кл-ция:основ критерий – эквивалентность его к-то ЧП в главн.части. хотя не выделяя придат-ых-сказ-х

7. Психолог. Направл-е. Потебня. Штейнталь. Зарод-сь в Германии (основополож-Штейнталь).

Позже в Рос(Потебня).

Ш-ль: ученик Гумбольдта, занимался восточи яз (китай).

Развивал субъективно-идеалистическую концепцию Я. Подчеркивал соц природу Я и то, что Я явл 1 из основх форм выр-ния «духа нар». Штейнталь резко отграничивает области лингвистики и логики, отмечая, что языковые и грамматические категории являются несовместимыми понятиями. Предмет языкознания – «язык вообще, т. е. выражение осознанных внутренних, психических и духовных движений. Совокупность языкового материала какого-либо народа составляет тот или иной конкретный язык. Высоко оценивая роль псих факторов в формировании и развитии Я. Указал на особ. роль Я в этнопсихологии. Эти взгляды оказали влияние на ранние работы А. А. Потебни, на младограмматиков. Ш. выдвинул ономатопоэтическую (звукоподражательную) теорию происхождения Я, создал основы т. н. культурной антропологии. Известен как популяризатор типологических классификации языков Гумбольдта. Потебня («глава харьковской лингв.школы»): «О нек-х символах в славян нар поэзии»:св раб-ми по стил-ке способ-л зарождению лингв-й поэтики (изуч. изобр-их ср-в).

7 стр., 3316 слов

Образ вожатого

Хороший вожатый — тот, у которого в отряде всегда хорошие дети (такое впечатление, что ему просто везет), мягкий, дружеский климат в коллективе. Его радует каждая предстоящая встреча с ребятами. Хороший вожатый всегда готов: играть с детьми, гулять, петь, выступать со сцены, сочинять, рисовать, шутить.., а главное — чутко реагировать на настроение ребят, на ситуацию в отряде, как шахматист ...

выявил поэтич. Эл-т в сл: тот признак, к-ый лежит в основе наимен-я,предм, явл-я (окно –оком смотреть).

Др. раб-ы:«Мысль и Я», «Из записок по рус грамм-ки». Я- это дух нар(мировоз-е).Я и мышл-е:связаны, 2 ф-мы:образ-е (пожтич-е) и абстракт(логич).

Перход одной ф-ы в др- глав причина развития Я. Развитие Я связ с зак-ми псих ассоциацией. Пробл происх-я Я связана с отжившими яз-ми, отрицал многознач-ть:ск-ко употреб-й, ст-о и знач-й (п.ч.не разгранич РиЯ).

Учение о сл: выделяет 3 компонента:1)членораздель.звук2)знач-е,3)представл-е (внутрен ф-а сл-а)-поэтич.эл-т. историзм в трактовке ЧР, синтаксич. Ед-ц: снач было Имя, к-е дифференци-ли на отдель разновид-ти, напоминало Прич-е (гл-ла приз-и и Имени).

После разошлисьь на сущ и прил.глагол сфор-ся на базе сущ-х. а нар на базе прил, сущ и деепр. Мест тоже древн ЧР, раньше их б больше. Становл-е П в слав Я-х: сущ- подлеж и сказ, потмо гл в кажд ЧП, даже до безлич-ти.

8. Младограм-ая шк.Пауль.Во втор пол 19 в зарод в Герм. Преподы лепцигск универ ведущ теорет –Герман Пауль. Ошибочно причисл к ним рус лингв-в. Основ теор тред Пауля: «Принципы истории яз». псих-изм и истор-м – главные принципы. Я- явл индив-ое, ск-о индивидов, ст-о и Я-в, совокуп. индивид Я – общий Я (зарожд диалектологии).

Узус (обычай, привычка), то общее, что поним-т все, касается не т.лит Я. Выделяли узуальное и окказиональное (случайн. единичн)знач-е сл.все яз явл, считали они, надо изуч изолир-о, но в историч аспекте. Много заним фонет. Изуч лексич-ю стор Я. Первыми подразделили все индоевроп Я на:1)кентум (лат,герм,итал), 2)сатэм (славян, балт, индий) на сонове разной судьбы индоевроп звука «к». пыт-сь реш пробл о кол-ве глас в индоевроп Я: 5 глас (аэиооу).

Раньше дум, что 3 глас.

9. Казанская линв. Шк. Бодуэн де Куртенэ. Зарод в послед четверти 19в. вКазан универ, в к-ый приехал Бодуэн дэ Куртунэ. Общее с младограм-ми: обращ-е к изуч жив Я и диалектов, изуч ?? фонетики, признание роли аналогии в Я.Специфич черты: признание систем-и Я; разделение статики и динамики; признание важности изуч-я кажд из этих аспектов; изуч вопр фонет разделилось на 2 аспекта: фонетику и фонологию. Широта научн интересов. БК. В основ.раб в обл фонет(в этом заслуга)Я- соц.-псих.явл.е. Я развив-ся по зак-м псих-м и соц-м, не признавал собственно лингвист зак-ы (внутр-е), в отлич от младограм-в. признавал, что Я-иерархич явл, сост из разн уров-й, ед-цы низшего ур-я составляют высший ур-ь. разгранич Я и Р. признавал семологич-й х-р Я: яз явления, к-е сами знач не обладают, но способны дифференц-ь знач (удар, поряд сл, отдель фонемы).

Заметил сущест-е нулев морфем. Чётко разгранич бук и зв, зв и фонемы. Понятие фонемы менялось со временем. В ран п-д д-ти: зв делимы до бесконеч-и, а фонемы недел.- это типовые зв-и (тип о- реализации: о,а,ъ) (ЛФШ возьмёт, Щерба).

Позже: фонема=представление о типовом зв-е. в более позд п-д БК обнаружил, что фонемы делимы на признаки: -кинемы (произносительные признаки фонем (лабиализация), — акусмы (слуховые приз-и).

термины не прижились. Рассмотрел ?об изменении звуков и выделил типы зв: корреспонденты–это зв одного происх-я, но ставшие разными в разн яз-х), корреляты-одно происх-е, но стали различн в одном Я, дивергенты-зв одного происх, но подвергшиеся позицион изменениям (оглушение, аканье).

3 стр., 1362 слов

Соц.-псих. работа с женщинами

Основными видами социально-психологической работы являются: диагностика, коррекция, консультирование, профилактика, просвещение и активное социально-психологическое обучение. Её феноменальность заключается в том, что она позволяет улучшить общество и среду посредством внутренних изменений самих клиентов. Отмечается, что психолог в системе социального обслуживания выступает в роли помощника, ...

Фонемами счит зв 1 и 2 вида. Разраб.теор. альтернации(чередования).

Выд-ет: 1)альтернации, к-е объя-ся настоящ.проц-и, факторами (пруды-пруд) (дивергенты), 2)альтернации, к-е объс-ся историч факт-ми (день-дня корреляция, город-град).3)заимствования из др Я. Эти замечан способ-ли появю морфолог.

15. Струк-изм. Пражск-й кружок(нач на др лист) 5)полож-е об архифонеме (глав фон-а)-смешан. фон-совокуп-ть смыслоразличит приз-в,возник-т в позиции нейтрализации (вОды-водЫ, сад-сады о и а смеш-ся, А-архифонема) (это позже в МФШ-гиперфонема:в силь позицию поставить невоз-о).Трубецкой представ сист Я:1)фонолог.ур-ь, 2)семантич-й: -лексич; грамм-ий. Фонология- главное в Я! богат-во яз зависит от кол-ва фонем.

16.Американский струк-изм.дискрептивная лингв-ка-описательная. Возникла из-за необх-ти опис Я-и идейцев. Им-т неско-о направл-й. основатель- Леонард Блумфильд. Признаёт систем-ть Я, фонология рулит..в основ ??фонологии.разработ нов методы исслед-я Я-в: тоже пытались создать универсаль теор опис-я д/ всех Я-в. нов м-ды:Ан-з по непосредственному составлению (компоненты,из к-х состоит П);Трансформационный ан-з-преобраз-е яз струк-р д/ выяснения, уточн-я знач-я 1 и них (приглашение директора (его, или нас);Дескрептивный м-д-опис-ый. Этапы: 1)сегментация –запись неизвест Т, потом расчленение, изуч-е отрывков.2)дистрибуция-опис окруж-я, брали за основу зв- с чем сочет-ся, в каком окруж-и бывает,3)обобщения, выводы-итоги. Компонентный ан-з-слов ч/з мin.ед-цы.

17.Датский струк-изм. Глоссемантика Луи Ельислева(основатель).

«Принципы всеобщ грам-и»,«Основы лингвистич теории», «Я и Р»,«М-д структур-го анал-а в лингв-ке».. Глоссемантика-нов терм, задумана как универсальн теория для опис-я любого Я. Ельислев развивив идеи ФдеС:1)учение о знаках,2)учен о систем-ти Я,3)разгранич-е ЯиР. Уч-е о знаках вылилось в уч-е о знаках и фигурах: знак-в много, фигур-огранич кол-во в Я(это ГК: род,ч,п, врем, вид).

Фигура 1-род, Ф2-пол,Ф3-вораст: мужчина=чел-муж-зрелый. Важна сама идея-ч/з эл-ты сл-а опис-ь всё сл-о.(позже:метод компонентного ан-за сл).

2Уч-е о систем-ти Я: Е. хотел придум универсальн теор для опис-я всех Я, но не смог. 3.Разгранич-е ЯиР вылилось в учен-е о плане содерж-я и плане выраж-я-комплекс зв-в+знач-я, к-е закреляются за един-ми. Б. невнимателен к диалектн аспекту Я, дурацк термины.

18. Лингвист-я д-ть В.Виноградова. Основной труд: «РЯ. Грам-е учение о сл»( о взаимодействии лексики и грамматики).

Напис больш 250раб. Много раб в обл стил-ки: «Яз Пушкина», «Стиль Пушк», разделял стил-у Я и стил Р. издал «Проблема Ав-ва и теория стиля»: теоретич и истор исследован ??: стиль Я, стиль худ Л, Ав, структура лит прои-я в истор аспекте, объективно-исторические приемы и принципы стилист ан-за худ Л и публ-и и др.. Но главная цель автора — расширить и конкретно-исторически осветить обл наблюдений над развитием индивидуальх стилей в нов рус Л-е с конца XVIII века. Основным материалом д/ этого служат неизвестные, анонимно напечатанные произведения великих русских писателей — Карамзина, Пушкина и Достоевского. Много раб по поэтике (продолж идеи Потебни).

32 стр., 15792 слов

Л.С.Выготский о соотношении мысли, речи и языка и о психологической ...

... с которыми он самостоятельно справиться не может. В учении Л.С.Выготского о развитии психических функций большая роль отведена ... культуры, опосредованного общением. Культурные знания, прежде всего знаки языка, служат своего рода такими орудиями, оперируя которыми, ... межфункциональных связей (между мышлением и памятью, мышлением и речью). В построении систем главная роль придавалась первоначально знаку, ...

Впервые выделил в особ функц-й стиль Я-к худ лит-ы. создатель курса история РЛЯ, первым нач чит эт курс. Много раб в обл лексикографии (сл-рь Ушакова при его участии).

Сл-ь Пушкина! Счит-ся основополож-м современ фразеологии«Основ типы ФЕ»: 1)ФЕ сращения(идиомы)-сам сильные,общее знач-е не вывод-ся из частей (бить аклуши), 2)Фр единство-можно вывести из знач-й компонентов,3)Фр сочет-я-не обладают образностью, 1 из комп-ов с огранич сочет-ю (перочинный нож).

Сам существен вклад внёс в грам-ку – первая академическая Гр., неск-о кн по морф-и. Больш.заслуги в обл синтакиса-планировал кн, не успел. Дал нов трактовку слс-слож номинативная ед-ца. Основ приз-и П:предикат-ть,модаль-ь,инт.законч-ть,грамм оформлен., коммун.ед-ца Я.

19. Система частей речи Виноградова. 4 лек-грам разряда:1)ЧР(7)-сущ, прил,числ,мест,нар,гл и скс(впервые заметил Щерба, В-в его уч-к); (Прич-гибрид гр-па глаголь-прилаг;деепр: гибрид наречно-глаголь гр).2)частицы речи:част,пр,сою, связки.3)модальные сл-ввод сл синтак роли.4)междом. Не оч прижилась в русистике.

20. Современные фонологич. Школы. ЛФШ(возникших на основе учения И. А. Б де К о фонеме). В перв пол 20в в Рос сложились 2 фонолог шк. ЛФШ- Щерба., Основной принцип подхода ЛФШ к единицам зв уровня языка — стремление связать лингвистическую природу фонемы с её ролью в речевой деятельности. В учении школы фонема- зв тип. интерес представителей ЛФШ к материальным свойствам звуковых единиц, их обращение к экспериментальной фонетике и методам анализа речи.Важное место в деятельности ЛФШ занимают изучение фонетики различных языков с целью выявления общ закономерностей использования материальных средств, исследование фонет и фонологии спонтанной речи, в которой отсутствуют условия для реализации «идеального фонетического облика слова», а также прикладные аспекты исследования речи: анализ звуковых нарушений при афазиях, заикании и тугоухости. Принцип опред-я фон- акустика. Кол-во фон-:6 глас(ы-самост фон),37 согл.(г,к,х-самот фон) Функц фон-смыслоразличитель. Отрыв фонемы от морфемы, отнесение реализации фонемы к оттенкам. Нов опред-е синтагмы (фонетич.ед-ца, дых-ая гр-па-этоинтонационно-смысловой отрезок, к-й произносится на одном дыхании,без паузы)

21. Лингвистические взгляды Щербы(уч-к БдеК).«Фонетика рус Я»-излаг его учение. Взгляд на фон менялся: снач психолог пон-е фон: кратчайшее фонет представление, спомобное ассоцииров со смысл представлениями и дифференцировать сл. Затем отказ.нов опр-е: «звук тип, способный дифферен-ь сл и ф-мы». Кол-во фон-:6 глас(ы-самост фон),37 согл.(г,к,х-самот фон.). Выделял в силь и слаб позициях— оттенки фонем, выявил зак: при уменьшении кол-ва все рус глас стремятся к непроизношению. Заслуга-организовал вСПб лабораторию эксперемент фонетики. Акустич пр-п(на слух!) при определении фон.Чётко:функц фон-смыслоразличитель. Заним ??морфолог.учит семант сл и формаль показатели, выдел знаменатель сл: сущ, прил,скс,нар,гл,вопроситель сл),служеб и междом. Первым заметил особ гр сл-СКС с ф=ей сказ-го.

2 стр., 978 слов

Теория функц. систем Анохина

Согласно ей, для сложных форм целенаправленного поведения характерно предварительное представление о цели, задачах и ожидаемом рез-те действия. Термин система применяется для того, чтобы отметить собранность, организованность группы элементов и отграниченность ее от другой какой-то группы элементов. П.К. Анохин (1975), проанализировал разные варианты системного подхода и предположил, что одного ...

22. МФШ. Аванесов,Сидоров (вместе учились, диалектология),Давыдов, Реформатский(ДАРС).

Осн теор пол-я:разработка пробл не фонет, а фонолог, связь фонемы с морфем, морфолог критерий опред-я фон-ы:снач-а определить морфему, потом, сохраняя её, поставить в сильн поз-что получим в силь поз, то и счит фонемой (мОре-ружьЁ,след-но-О).

эт пр-п сложнее. Не т. выд силь и слаб поз-и, но и дифференц-т на варианты(видоизменения фон-ы совпад с др фон) и вариации (видоизм-я фон, к-е не приводят к совпад-ю с др фонемой, ы-вариация и).Представители МФШ разраб-т редкие фонет ??:1)??фонемного ряда-глав фон-а и зв-и, к-е чередуются;2)полож-е о гиперфонеме,к-ю нельзя поставить в сильн поз-ю:собака//корова (разновидность архифонемы Трубецкого)3)учение о позиции нейтрализации. МФШ-учение о функц фонемы: по смыслу (дом-дам), по звук оболочке слов, по грамм-ке различия (разн ЧР).

Ы- вариация и, т.к. не могут выступать в одной поз-ии: Ы-в нач рус слов не употр. Г,К,Х-не счит самос фон, это вариации твёрд, т.к. в одной позиции не выступ.

23. Критика теории Марра. Нов учение распростр в стал вр. Заним.полит и архиолог. Свыше 500раб.1) создатель яфетской теории(яфеты-древ жителиКавказа, носители индовроп Я, к-е везде расселились).

Согл эт теор:Я-надстроечная категория над базисом; в классовом об-ве Я носит классов х-р.Впоследствии яфетические языки трактовались как присутствующая во всём мире стадия развития языка, связанная с классовой структурой общества.Первоначально Марр объяснял повсеместность яфетических элементов миграцией народов, но позже счёл её исконным явлением.2) Происхождение языка: от «трудовыхвыкриков» в результате «звуковой революции» и связан с началом труд деят-ти чел.Ему предшествовала кинетическая(жестовая) речь.Все слова всех языков имеют общее происхождение-от «четырёх элементов»—изначальных трудовых выкриков САЛ, БЕР, ЙОН и РОШ (первоначально «не имевших никакого значения» и использовавшихся в магических целях).Эти комп-ы проход стад в разв-и (по типам Я):1)аморфная (корнев.Я-и),2)аглютинатив,3)флектив.При этом переход-скачкообразно.Все Я проход один путь глоттогонического пр-са – его теор. Не признавал срав-историч м-д. скрещение Я-в признавал глав ср-м образ-я нов Я-в. советское рук-во приним теор М (представители ЛФШ иМФШ в ссылках).В 50-е г ожесточ дискуссия о несостоятельности «нов учения».2)не др Я-и-а диалекты. Выдел стадии языка, связанные с марксистс стадиями об-ва: доклассов.Общ-ом, рабовладель строем,феодализмом,капитализмом,а след-но-д. возникнуть нов Я коммунистического об-ва.Это буд «новый и единый язык». Марристы пытались установить относительную хронологию возникновения частей речи (имя, затем местоимение, затем глагол и т. п.)Изменение языка:Праязыкне м. делиться на несколько нов Я; Я-и могут только скрещиваться;соответственно,учение о генеалогической классификации языков несостоятельно, а все языки представляют собой продукт скрещения. Адекватность:положения, выдвиг Марром, либо не подкреп док-ми, либо опир на не выдерживающие критики утверждения; обширный материал экзотических языков, использовавшийся им и производивший большое впечатление на непрофессионала, содержит множество ошибок, натяжек и прямых вымыслов. Труды Марра отличаются запутанностью изложения, постоянным переходом с темы на тему.

8 стр., 3871 слов

Теория ассоциативного поля в. П. Абрамов

... активностью, которая во многом зависит от ассоциативного восприятия данных лексем носителями языка, что может способствовать изменению их когнитивно-информационной значимости и образованию определенных ассоциаций ... самом начале на пути исследования этого механизма взаимодействия человеческого мышления и языка. Метод семантического поля в диахроническом исследовании языковых единиц и. Н. Курлюта ...

24.Типологическая концепция Мещанинова (талантлив уч-к Марра, продолжатель идей,пытался развить).

«Общее яз-ние.Проблемы стадиальности в развитии слова и П». в раб «Чл П» излаг св стадиальную теор, основ-ю на ф-х ЧП. Выделял 3 стадии в развитии Я: 1)пассивн (д/ инкорпорирующих(/полисинтетич): состоит в том, что прост П выр-ся не несколькими самостоятель в формальном и зв отношениях отдельными сл-и, как в индоевропейских языках, а одним слож словом, состоящим из гл и тесно слитых с ним подлежащ, допол-я и др члП) Я-в-чукот, идейцы.2)эргативная: субъект выражен не именитель падеж (им выражен объект):в РЯ-лодка отнесена ветром. 3)активная стад(хар-на д/ флектив Я-в)-высшая стад в развитии Я-субъект- им.п., предикат-разные м.б.

27. Теории происхождения Я. Теория звукоподражания идет от истоков и получила поддержку в XIX и даже XX в. Суть этой теории сост в том, что «безъязычный человек», слыша зв природы(журчание ручья,пение птиц.), старался подражать этим зв своим речевым аппаратом.Отрицать звукоподражательные слова в языке нельзя,но дум,что так. механическим и пассивным об-м возник Я, б. бы неправильно.Я возникает и развив у чел-а совместно с мышлением,а при звукоподражании мышление сводится к фотографии.Наблюдение над яз показывает, что звукоподраж сл больше в нов,развитых Я-ах,чем в Яз более примитивных народов.Теор междометий: от эпикурейцев, противников стоиков, аключается:первобыт люди инстинктив живот вопли превратили в «естественные звуки»–междометия, сопровождающие эмоции, откуда якобы произошли и все иные слова. Эту точку зрения поддерживал в XVIII в. Ж.-Ж. Руссо.Но опять же таких сл оч немного в Я-х и даже меньше, чем звукоподражательных.Кроме того, причина возникн Я сторонниками этой теории сводится к экспрессивной функции. Теория трудовых выкриков возникла в XIX в. в трудах вульгарных материалистов (Л. Нуаре, К. Бюхер) и сводилась к тому, что язык возник из выкриков, сопровождавших коллективный труд. Но эти «трудовые выкрики» только средство ритмизации труда, они ничего не выражают, даже эмоций, а являются только внешним, техническим средством при работе. Ни одной функции, характеризующей язык, в этих «трудовых выкриках» обнаружить нельзя, так как они и не коммуникативны, и не номинативны, и не экспрессивны. Марра поддерживал в 20в эту теор. Тео соц договора:с серXVIIIв. появилась. опиралась на нек-ые мнения античности (мысли Демокрита в передаче Диодора Сицилийского, некоторые места из диалога Платона «Кратил» и т. п.)1 и во многом отвечала рационализму самого XVIII в.Адам Смит провозгласил ее первой возможностью образования языка. У Руссо было иное толкование в связи с его теорией двух периодов в жизни человечества: первого – «природного», когда люди были частью природы и язык «происходил» от чувств (passions), и 2-го–«цивилизованного», когда Я мог б.продуктом «соц договоренности». Божественная теория происхождения языка:Я. б. создан Богом или божествен мудрецами.Эта гипотеза отражена в религиях разных народов(Гераклит).

5 стр., 2074 слов

Развитие рефлекторной теории в трудах Д. Гартли

... открытыми в тот час, было очень характерной приметой психологии XVIII века. 1. Развитие рефлекторной теории в трудах Д. Гартли 1.1 Поведение и психика В XVIII в. ... на успехи медицины (он был практикующим врачом) и нейрофизиологии, связанные с различением уровней нервной деятельности. Все эти идейные направления вошли в его психологическую систему под ...

28. Язык как системно-структурное образование. Вопрос о знаковости в Я. Первым, кто обрат вним-е на сист х-р Я б.Гумбольдт.подробно разработ ФдеСоссюр(Я-сист знаков).

На современ эптапе обще-признано:Я-структкр-системн образ-е(но Реформатский видел знач струк шире).

Поним-е Я как сист-ы:1)Я-сист уровней,ярусов2)Я-сист знаков.Я-иерархия. Ур-нь яз-й системы-один из главн структур компонентов Я, основной признак к-го-относительная самостоятельность. В послед время лингвисты подразделяют ур-и на основ-е и промежуточные. Фонетич (фонетико-фонолог) ур-ь:яз ед-ца-фонема, реализ-я:аллофоны, зв,оттенки, вар-ты, вариации,→словообразов. ур: ед-морфема, реализация-морфы, алломорфы, →лексический ур: ед-ца-лексема, →морфолог.ур: парадигма, реализ-я-словоформа, →синтаксич ур: ед-цы слс и П, реализ-я-СЦСЛС. Нек-е линг-ты выдел промежуточ ур-и:словообраз,ФЕ,графич-й. Яз сист-а хар-ся 3 типами яз отн-й: —синтагматическими (отн-я м/д однородн яз-ми ед-ми по смежности, есть на кажд ур-е(лик-лицо- морфемы-показатель чередов-я) –парадигматич (м/д однород ед-ми Я, по сходству или по ассоциации, на кажд ур-е:словообр-учитель, воспитатель),- иерархич(м/д разнород ед-ми Я).

Я как сисит знаков.впервые проблему-Гумбольдт.глубоко расс-ли:БдеК,Потебня, ФФФ, ФдеС, но все по-разному. Г-дт:знак=представление о сл-е.Потебня:выделял 3 комп-та в сл-знаке:-членораздель зв,-знач-е,-представ-е(поэтич эл-т).ФдеС: знак-сл-двусторон сущность-единство акуст образа и понятия. Фортунатов: знак-т.зв-ая сторона слова. Боль-во линг-ов раздел т.зр Соссюра.Типы знаков: симптомы, иконические, знаки-символы.1)Симптомы:связь м/д обозначением и обозначаемым причин-следственная (снег на улице (п.ч. зима).

2) Иконические: внешнее сходство (рис, скульптуры, фото).3)Зн-символы: связь условна (азбука морзе).

Яз относ к 3 типу: бук-символы зв-в, сл-явлений. Признаки знаков: произвольность, материальность, однозначность (ногие яз знаки многознач), отсут-е систем отн-й (а яз знаки в системных отношениях!), отсут-е эмоц-экспресс знач-й у знака.Но сл и П способны выр-ть так знач-я. специфич признаки яз знаков: 1)полифункциональность (номинатив,репрезентативная,обобщающ), 2)соц-й х-р. Семиотика- наука о знаках вообще. ФдэС:С-ка-тнаука о зн-х, выпол-щих номинатив ф-ю.

29. Яз и общество. По природе Я-явл-е соц-болог-е, по состоянию: динамич, развив-ся, по струк-е: структурно-систем образ-е, по функц-и: соц-ое, по условиям существов-я: одна из ф-м куль-ы (по Гумбольд).Я-явл-е сложн., многогран. Я яз ст-о функц, ск-о потреб-й у чел. Об-во – внешн, экстралингвистич. Фактор, вляляет на яз косвенно. Искусственно введённый термин «шкаб» не прижился, Ленин запрет.на сл «дефект», но оно сущ-т. Отражает соц дифференциацию: лексика(профессии-мы…),стилевая дифференциация, существование соц-х (жаргон опр-х гр)и территор-х диалектов.

30. Яз и мышление. Реш-е пробл шло по 2-м путям:их отождествление, рзгранич-я. отождествляли антич учён-логос (и Я, и Р, и сл).

7 стр., 3486 слов

Новообразования — достижения в развитии, характеризующиеся ...

... в ходе осуществления ведущей деятельности. Новообразования - достижения в развитии, характеризующиеся особым типом строения личности и деятельности, а также отношением ребенка к ... применение в различных сферах. Фундаментальное исследование –тип научных исследований, нацеленных на открытие и объяснение фундаментальных закономерностей, развитие научного знания, его систематизацию и эмпирическую ...

В 15в.- Арно и Лансло(фр монахи)напис «Гр-ку Пор-Рояля».Решили выявить общие логич основы яз-в. считали, раз люди мыслят одинаково, то грамм-ка д.б.всеобщей. Гумбольдт счит, что ф-ы мышления зависят от Яз, на к-м чел говор. Американс структур-м:создали теор лингвистич относительности →повед-е чел зависит о Яз (довели мысль Г-дта до абсурда).

В послед время лингв-ы счит:Я и мышление связаны, но отождествл их не надо, т.к. Я и М-объекты изуч-я разных дисциплин-лингв и психол. Связаны: по происхожд, возникли одновременно; по функц-м (яз-форма чел мышления).

32.Развитие Яз. Теория о 2п-ах развития яз: Шлейхер (натуралист): 1-досторич п-д(создание праяз), 2- историч (праяз, его разруш-е,деление на ветви).

Буслаев(логико-грам)подчинил теор формам мышления: доисторич п-д-Я образный,истор п-д-вступ зак-ы логики, развив-ся полисемия. Теория круговорота:фр-зы(20в):Я развив-ся, но после очеред этапа возвращ-ся старое. Теория соц-го развития(Шлехер): 3типа Я:корневые, аглютинатив, флективн.-они же и ступени развития. Поддержал Марр. Факторы, влияющие на развитие Я:1.внешние: экстралингвистические – (об-во во сех направлениях) , контакты, терр-я (ФдеС).

Влияние об-ва -главн, т.к. создаёт Я д/ св нужд и конролирует все гео проявл-я. яз контакты:1) адстрат:рядом живут, яз не теряют св самостоятель-и, хотя испыт взаимовлияние),2) субстрат-(яз побеждённого народа раствор-ся в яз нар-победителя, в рез-те-третий Яз, н-р, римск империя-возникновение яз-в романной ветви (фр, исп, портг), 3)суперстрат (Я-нар-победителя постепенно растовор в Я побеждён нар, н-р, норманский Я+завоевали Англ.(англо-саксонский Я)-современ англ).

Двуязычие(билингвизм)-2 яз функционир одинаково в г-ве.Диглоссия – 2 яз в разных сферах (киевск п-д:ДРЯ и ЦСЯ).

Сейчас американизмы-заимстовования.2.Внутренние: философ-е зак-ы, к-е дей-т везде: зак единства и борьбы противоположностей; з-н отрицания отрицания, з-н перехода колич-ых измене-й в качеств-е. собсвенно яз з-ы (ЗОС,ПР,ЗЛ).

35. Предмет и задачи интерлингвистики. Интерлингвистика заним —различными аспектами международного общения, возможностями его оптимизации, международными  искусственными языками, в том числе эсперанто. изуч. м/днар Я-и как средство межъязыкового общения. Осн-е внимание обращ на пр-ссы создания и функцио-ния междунар искус-ых Я-в, к-рые исследуются в связи с ?? многоязычия, взаимовлияния языков, образования интернационализмов. Со 2-й пол. 19 в. лингвопроектирование начинает ориентироваться на создание искусственных языков, к-рые были бы одновро коммуникативно совершенными. + определяется роль такого Я-а как вспомогательного средства общения по сравнению с национальными языками.С появлением в 1879 международного искусственного языка волапюк, впервые реализовавшегося в общении, начинается этап соц использования искус Я-ов. Возникает движение за международный язык, первоначально группировавшееся вокруг волапюка, а затем эсперанто, созданного в 1887 варшавским врачом Л. Л. Заменгофом. Новая область языкознания первоначально называлась космоглоттикой, а в 1911 Ж Мейсманс предложил термин «И.». проблемы междунар искус Я-а шир обсуждаются лингвистами разных стран. Вызывала споры сама идея о возможности создания и использования планового Я-а. Сторонники натуралистической школы считают необходимым использовать заимствованные лексические и грамматические элементы в той форме, в к-рой они существуют в естественных языках; этим достигается лучшая опознаваемость слов интернационального корнеслова, но затрудняется их активное усвоение из-за большого числа отклоняющихся и неправильных форм. Эсперанто (как и менее распространённый его реформированный вариант идо, созданный в 1907) отвечает принципам автономистской школы. В рамках натуралистической школы были разработаны языки окциденталь (1922) и интерлингва (1951), не нашедшие широкого распространения. Хотя объектом интерлингвистических исследований являются преим. плановые языки, И. проявляет постоянный интерес к вопросам сознательного воздействия человека на язык, т. е. к языковому планированию и языковой политике, а также к вопросам международной стандартизации научной и технической номенклатуры.

4 стр., 1528 слов

Схема логопедического обследования детей с II уровнем речевого развития

... обследования с эталонами возрастной нормы. Схема логопедического обследования детей с III уровнем речевого развития* 1. Сведения о ребенке (Ф. И. О., дата рождения, домашний ... слова сложной слоговой структуры) • обследование количественных и качественных пока­зателей развития лексического строя языка (выявление степени сформированности понимания и употребления на­именований предметов, глаголов, ...

41.Генеалогическая и типологическая классификацияиз лекций:4класс-ии:соц-лингв-я / функц-я, генелог, типолог, ариальн. Есть Я, к-е выполн mx кол-во функц, есть- min, есть смешан. В зависим от эт выдел-т: 1)м/днар(англ, рус,фр,испанск,араб,ккитай).2)Я-и м/нащиональ общения(РЯ- и госуд-й и объедин разн нац),3)Я гос-е,4)этнич меньшинства, Я бытов общения.Генелог: семьи-ветви-гр-подгр/ отдель яз-и.Сам круп семьи: индоевроп, тюркская, угро-фин, монголь,кит-тебетск, авро-семитск, кавказ. Эти ЯОбъедин в 1гр-ностратические Я(Я разн семей, к-е име-т нек-е общ черты).Индроевроп Я дел-ся на ветви:роман, герман(англ,нем,дат,швед, шотлан),индий (мёртвЯ-санскрит, пракриты), иранск(персидск, таджикск, осетинск), греч,бал. Славянская: восточ-слав (рус,белорус,укр), зап-слав (польск,чешск, словац), юж-сл(ССЯ-мёртв), исп,италь, румын, молдав).Типологич:Фонетич. Кл-я строится на учёте гласн и согл: вокалические Я,консонантные.Мофолог кл-я:корневые(старокитайск), аглютинативн (1аффикс-1 знач-е),полисинтетич-е,флективные(афф-с неск-о знач).

Ариальная Кл-я(от места): северно-рус,юж-рус,средне-рус –диалекты. Яз-в.-два ос­новных вида классификации языков(есть ещё промежуточная-ареальная).

Основ различие м/ ни­ми в том, что ГКл базируется на понятии родства языков (при этом док-тся общность происхождения родствен Я-ов и демонстрируется их развитие из праязыка), ТКл – на понятии сходства (формаль­ного или семантического), причём она также м. (но не обязательно) представлять собой классиф-ю с иерархией уровней (родо-видовыми отношениями).

С т.зр св.целей они не сводимы одна к другой, но их принципы могут пересекаться. Независимость двух видов классиф. проявляется в возможности ТКл-и в пределах уже установленных генеалогич. группировок. Только ГКл. носит абсолютный х-р (каждый Я принадлежит к 1 определённой генеало­г групп и не м. изменить этой принадлежности. ТКл. всегда относительна и исторически изменчива, тк. изменчива сама структура Я-а и её теоретич осмысление. ГКл тесно связ с историч судьбой я-в и нар-в. Она охватывает лексику и фонетику — словарный состав языка и сходство по звучанию. ТКл языков — классификация, основанная на сходстве и различии языковой структуры, независимо от генетической или территориальной близости. С этой точки зрения выделяются: изолирующий (аморфный) тип (древнекитайский, вьетнамский), агглютинирующий (агглютинативный) тип (тюркский, многие финно-угорские языки), флектирующий (флективный) тип (русский язык).

Некоторые ученые выделяют инкорпорирующие (полисинтетические) языки (некоторые палеоазиатские, кавказские языки).

ТКл объединяет языки по общности строя и типа. Не зависит от происхождения и опирается, прежде всего, на грамматику. ТКл стремится характеризовать не конкретные языки, в которых всегда представлено несколько морфологических типов, а основные структурные явления и тенденции, существующие в языках.

Шпоры тя — Стр 2

36.Понятие лингв. метода, приёма методики. Сущность философ метода. Термин м-д:1)путь исслед-я,2)теория, учение,3)комплекс приёмов. В филос смысле: путь исслед-я. В науч:совокупность приёмов. Приём-одна процедура,1 дей-е. Метаязык-Я втор порядка,к-й использ-ся д/ изуч-я др Я(неизвестн науке) /д/ изуч-я к-то явл-й дан Я-а. Методология науки:совкуп м-ов иссл-я+философ знан-я. Научные методы: 1)наблюдение(в лингв-ке это приём,в биологии-м-д), 2)моделирование(восприятие представления о Я-е как о структуре посредством заменителей, моделей), 3)эксперименты.Горбачевский выдвинул 3 описатель приёма: ан-з, классификация,синтез. Лингвистич м-ды: традиц-ые: описательн,сопоставитель, сравнительно-историч, географич. О филос м-де: совокуп-ь зак-в развития природы,об-ва, мышл-я, Я-а+ знание философ категорий (развитие, взаимосвязи).

Зак отрицания отриц-я, за кед-ва и борьбы противополож. Категор взаимосвязи:всё взаимосвяз в Я и природе. (из инета: Это методы, разрабатывающиеся рамках философии  и  задающие  исследованию  самые  общие  установки,  генеральную стратегию, но не заменяющие специальные методы и не определяющие (прямо и непосредственно)  окончательный результат).

Наиболее  общими философскими методами  являются  диалектический  (см.:  статью  «диалектический  метод»)  и метафизический (см.: статью «метафизика»).

В последнее время разрабатываются другие философские методы:  герменевтический (герменевтика), аналитический (логический  позитивизм),  феноменологический  (феноменология),  интуитивный (интуитивизм) и др).

37.Описательный метод, его приёмы, достижения. О.м-совоку-ть исследовательских приёмов, позволяющ описать структ-у и сисит-у Я, выявить тенденции и зак-ы его развития. Приёмы: наблюд-е, моделир-е,экпер-т,ан-з,классиф-я,синтез. Приёмы от целей и зад. Достиж-я- созданы описательные гр-ки всех Я-ов, толков и аспектные сл-ри, выявлены закономерности развития Я. сам древ и сам актуаль м-д.

39. Сущность достиж-я типологического (сопоставитель) м-да. Позволяет выявить сходство и различия в исслед-ых я-х. приёмы: равн-сопост (близкие генетич-и Я-и), сопоставитель (родствен далеко), сравн-е//сопоставл. Достиж-я: сопоставитель и сравнитель гр-ки. «Сравн-я гр-ка рус и урк Я», «Сопостав гр-ка рус и англ Я». закономерности развития разных Я (ЗОС, звук сегментация).

Типолог. Кл-я-структурн особенности (корн,аглютин,полисинтетич,флектив); вокалич, консонантн + языковые универсалии.

40. Сравнительно-историч метод. Совокуп-ть исслед-х приёмов, используемых при изуч-и родствен Я-в д/ обнаружения закономерностей их развития, д/ ыявл-я праяз. +Свои приёмы: сравнение,изсторизм. М-д диахронич-го изуч-я Я-в. выявление хронологии. Приём реконструкции- восстановл-е архитипа. Достиж-я:б. созданы истор гр-ки и срав-истор Гр-и, появл-е генеолог класс-и яз-в, реконструкция праяз. . Цель этого метода воссоздание праязыка и построение сравнительно-исторического описания родственных языков. Этот метод предполагает: — установление общих фонетических соответствий в родственных языках при условии регулярных звуковых сходств;- установление общих грамматических соответствий в морфемах;- установление сходств в значении слов.Основные положения сравнительно-исторического метода:1.Каждый язык обладает уникальными свойствами, которые можно обнаружить только сравнив этот язык с другими языками и в результате сравнения некоторые языки обнаруживают родство, т.е. происхождение из общего истока.2.На основании языкового родства языки формируются в языковые группы и семьи.3.Различие родственных языков объясняется непрерывным историческим развитием.

43. Таксонимический м-д (располож-е):совокуп исслед-х приёмов,к-е позвол-т выявить системн отн-я в Яз. Выявлены синтагматич-е,парадигматич, иерархич отн-я благодаря эт м-ду. Приём те же, что у др. + структурные—компонентный ан-з. разработан структуралистами (датские,америк, пражск) начин с 20в. Парадигматические и синтагматические отношения в языке (с примерами на каждый уровень языка).Синтагматические отношения — это отношения, в которые вступают единицы одного уровня, соединяясь друг с другом в процессе речи или в составе единиц более высокого уровня. Логической формулой синтагматических отношений является формула «И, И», т.е. и один элемент и другой элемент вместе, рядом, один за другим, образуя ленту, цепь однопорядковых элементов определенной протяженности. Примеры синтагматических отношений:в=о=д=а, во=да (фонетико-фонологический уровень); вод=а, ид=у, син=ий (морфологический уровень); учи=тель, при=ехать (словообразовательный подуровень); высокий человек, высокий тополь (лексический уровень); Гора высокая (синтаксический уровень).Парадигматические отношения — это отношения взаимной противопоставленности в системе языка между единицами одного уровня, так или иначе связанными по смыслу. На этих отношениях основываются парадигматические ряды (парадигмы) типа ворон — ворона — ворону и т. д. Следует различать два типа парадигмат отношений: оппозитивный и эквивалентностный. Оппозитивный тип это отношение между инвариантами (разными функциональными единицами одного уровня языка); эквивалентностный тип парадигматических отношений это отношения между вариантами одного инварианта. Примеры парадигматических отношений оппозитивного типа: фонологический уровень: <г>ора — <к>ора морфолог уровень:гор<а> — гор<ы> словооб подуров: гор<н>ый — гор<ец> лексический уровень: высокий — низкий синтаксический уровень: Гора высокая. — Гора высокая? Примеры парадигматических отношений эквивалентностного типа: фонологический уровень: [Г]осподи! -[Х]осподи! морфологический уровень: волн[ой] — волн[ою] словообраз подуровень: чита[льня] — чита[лка] лексический уровень: смелый — храбрый синтаксический уровень: Студенты успешно сдали экзамены и разъехались на каникулы. — Успешно сдав экзамены, студенты разъехались на каникулы.

49.Географич. метод. Совокуп приёмов, к-е использовались при изучении диалектов, карт, атласов. Изоглоссы-термин,к-й использ д/ составл карты, это линии.ю к-е соединили места распротсран-я того/иного яз сопоставл-я, слова.

47. Статистический метод.: процентное соотн-е, приём подсчёта. Важен для составления частотных словарей, двуязычных словарей.