Роль семьи и карьеры в жизни женщины

Тема

Роль семьи и карьеры в жизни женщины

Оглавление

Введение

Глава I. Значение семьи и карьеры для личностного роста женщины

1.1 Роль семьи в жизни женщины

1.2 Роль карьеры в жизни женщины1

Глава II. Изучение роли семьи и карьеры в жизни женщины

2.1 Программа социологического исследования

2.2 Анализ результатов исследования «Значение в жизни женщины семьи и карьеры»

2.3 Общие выводы по исследованию

Заключение

Библиографический список

Приложение 1. Анкета социологического исследования

Введение

Тема курсовой работы в настоящее время очень актуальна, так как перед многими современными девушками и женщинами стоит выбор: семья или карьера? В России все больше становится видимой и значимой разница между работающими женщинами и женщинами, занимающимися только домашним хозяйством. Хотя, сейчас достаточно тяжело встретить женщину, которая занимается только созданием домашнего уюта.

Изменения в привычный уклад жизни женщины принес XX век. Так как в России, в начале ХХ века начались революции, войны, развивалось промышленное производство, стране были нужны рабочие руки. Государство стало выступать за права женщин, пропагандировать равноправие женщин и мужчин. Женщинам дали возможность получать образование, иметь профессию, работать на предприятиях. В поддержку женщинам государство стало строить детские сады, вводить различные льготы: пособия по уходу за ребенком, декретный отпуск, работающей маме отпуск давали в любое время года и т.д. Так начала проходить эмансипация женщин. Если раньше в семье зарабатывал только мужчина, то теперь и у женщины есть возможность также работать и также получать заработную плату. Таким образом, женщина все меньше и меньше зависима от мужчины, и, в результате, сейчас мы столкнулись с такой проблемой, что женщине приходится делать выбор между семьей и карьерой. Для многих женщин работа является частью жизни, а есть женщины, которые уже не представляют как можно «сидеть» дома и воспитывать детей, для них работа и коллектив необходимы. Также любой женщине необходимо иметь мужа, детей, без них тоже невозможно представить свою жизнь. Обе сферы жизни требуют от женщины много времени, поэтому и встает вопрос о выборе чего-то одного.

Данная проблема встала остро совсем недавно и до конца еще не изучена. Рассматривали этот вопрос Щербич Л.И., Грошев И. В., Елизаров А.Н., и др. Дело в том, что общество изначально строилось по принципу мужчина- кормилец, а женщина — хранительница очага. Но сейчас, для многих современных женщин карьера стоит на первом месте. Это является серьезной проблемой, так как только женщины могут рожать детей, продолжать род, а современные девушки даже замужеству уже не придают особого значения и смысла, который изначально вложен в понятие «замужество». Многие женщины боятся зависимости от мужчины, считают, что равноправие полов означает и равные доходы. Изучая данную проблему, А. Н. Елизаров сделал вывод, что в некоторых случаях для женщин семья и карьера видятся антагонистами, когда и то, и другое начинает восприниматься как набор рутинных обязанностей.

11 стр., 5363 слов

Обстоятельства, способствующие преступному поведению женщин в семье

... к профессиональной карьере по сравнению с сельскими женщинами, и связывают реализацию профессиональных интересов с достижением более высокого качества своей жизни и своих семей. Поскольку ... ограничением их содержания, вызывая определенные противоречия в социальных ролях. Само содержание социальных ролей в семье, как показывают различные исследования См. например: Яркова Е ...

Целью нашей курсовой работы является изучить, что для женщины важнее: семья или карьера. В наши задачи входит:

1. Выяснить ценности современной женщины.

2. Выявить, что для женщины означает карьера.

3. Определить какое место в жизни женщины занимает карьера.

4. Выяснить, что для женщины означает воспитание ребенка

Объектом нашего исследования будут выступать работающие женщины г. Иваново, состоящие в браке. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка.

Глава I. Значение семьи и карьеры для личностного роста женщины

Начать изучение вопроса о значении семьи и карьеры в жизни женщины необходимо с определения этих понятий. «Большая советская энциклопедия» определяет карьеру, с одной стороны, как «быстрое и успешное продвижение в области общественной, научной, служебной или другой деятельности; достижение известности, славы или материальной выгоды», с другой стороны, как определение «рода занятий, профессии» Большая советская энциклопедия: В 30 т. — М., 1969-1978. Т. 33. С. 517..

В «Социологическом словаре читаем: «Семья — это социальный институт, характеризующийся определенными социальными нормами, санкциями, образцами поведения, правами и обязанностями, регулирующими отношения между супругами, родителями и детьми. Это малая группа, основанная на браке или кровном родстве, члены которой связаны общностью быта, взаимной ответственностью и взаимопомощью» Источник: http://mirslovarei.com/content_soc/semja-2929.html#ixzz2U7D1hjWq.

Под семьей в психологии принято понимать такие отношения между двумя людьми, когда мнения и оценки другого максимально значимы, когда они друг для друга максимально референтны Елизаров А.Н. Семья и карьера женщины // Карьера, семья и материнство в жизни современной женщины / Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Женщина и карьера» / Под ред. К.В. Солоед. — М., 2004. С. 81-88.. Естественно, что так бывает далеко не всегда. В таком случае всегда есть смысл говорить о некоем суррогате семьи.

12 стр., 5838 слов

Социальные факторы насилия по отношению к женщине в современной российской семье

... деятельность государственных и общественных организаций, оказывающих помощь жертвам домашнего насилия. В работе Н. Шведовой «О насилии в отношении женщин в семье ... жизнью, телом, чувствами и разъединение с другими людьми (то есть изоляция). Возникший травматический опыт деформирует способность доверять людям ... Мужья, запрещающие женам работать/учиться/делать карьеру или критикующие работу жены, в ...

По мнению А.Н. Елизарова, «смыслом участия женщины и в той, и в другой сфере является самореализация, поиск возможностей для максимального раскрытия внутреннего уникального потенциала. Смыслом (целью) самореализации является личностный рост» Елизаров А.Н. Там же. С. 81-88..

А.Н. Елизаров предлагает рассматривать жизненный путь человека, в данном случае женщины, с точки зрения рефлексивно-смыслового подхода, согласно которому смысл жизни человека — личностный рост, а значимые (запоминающиеся) события, проблемы и решения суть символы, приковывающие к себе внимание. Чем больше непроизвольное внимание заставляет человеческий разум вращаться вокруг тех или иных символов, тем более это способствует появлению личностных новообразований, росту личности.

Профессиональная деятельность — одна из сфер самореализации личности, её персонализации. В профессиональной деятельности человек имеет возможность раскрыть и проявить свои способности, личностные и профессиональные качества. Эта деятельность позволяет человеку добиться признания своей неповторимости, значимости для других людей, для общества в целом и получить подтверждение в виде определенной компенсации.

Особую роль здесь играет карьера. С одной стороны, она означает, что человек смог реализовать себя, а с другой, то, что его деятельность высоко оценена. В связи с этим карьера, по мнению Л.И. Щербич, имеет стимулирующее значение в профессиональном становлении работника, в реализации его личностного потенциала. Она представляет собой процесс сознательного осуществления «профессионального или должностного продвижения, в финале которого появляется «результирующий» статус, гарантирующий приемлемый способ профессионального самоутверждения» Щербич Л.И. Карьера женщины: её смысл и значение // Социальная феминология: Межвузовский сборник научных статей. — Самара, 1999. С. 49 — 58. , «приемлемый уровень социопрофессионального признания, определённый уровень и качество жизни» Щербич Л.И. Там же. С. 49-58..

8 стр., 3929 слов

Этапы жизни семьи

... Зрелая семья. Семья, выполняющая все свои функции. Создание новой структуры отношений. Семья пополняется новыми личностями. Изменяются роли родителей. Возможности удовлетворять потребности ребёнка ... женщин – «Соблазнительница», «Любительница приключений», «Беззащитная», «Неудовлетворённая». На формирование личности, склонной к супружеской измене оказывают влияние условия жизни в родительской семье. ...

Таким образом, карьера обладает привлекательностью для человека и в той или иной степени является составляющей его профессиональной деятельности.

Семья и карьера видятся в сознании женщины антагонистами, когда и то, и другое начинает восприниматься как набор рутинных обязанностей, приносящих мало радости. Отчужденность человека от того дела, которое он делает, непонимание или искажение его конечной цели и смысла приводит к тому, что человек начинает жестко расписывать сценарии для себя и окружающих и огорчаться, когда кто-то ведет себя не в соответствии со сценарием. Когда деятельность приятна, ей отдаются, спонтанность вызывает интерес, стимулирует познание новых сторон бытия, личностный рост. Когда деятельность неприятна (а происходит это по причине внутреннего отчуждения от этой деятельности), то её стремятся расписать и контролировать, любая спонтанность рассматривается как помеха. Однако специфика существования женщины в современном мире такова, что освободившееся время тут же заполняется чем-то новым, привнесенным из социального контекста.

«Для принятия успешных, правильных решений как относительно семейной жизни, так и карьеры, требуется определенный уровень нравственности поведения, являющийся подоплекой уверенности в себе и отсутствия отчужденности от себя» Елизаров А.Н. Указ. соч. С. 81-88..

Ещё К.Г. Юнг Юнг К.Г. Человек и его символы. — М., 2012. С. 75. полагал, что мужчины и женщины стремятся развиваться, реализовывать себя в жизни по-разному. Для мужчины это путь преодоления различного рода препятствий в процессе чего он становится все более находчивым, ловким, умелым, сильным. Параллельно с этой линией развития он становится и всё более ответственным, нравственным: умеющим ограничивать свои порывы, когда это может причинить вред окружающим, заботиться об окружающих, о своём сообществе, о женщинах, что является признаком ответственности.

Современная европейская культура не уделяет большого внимания психологическим различиям между мужчинами и женщинами, когда предлагает им формы и способы получения образования, дальнейшего карьерного роста. Поэтому, как считают К.Г. Юнг и его последователи, в большинстве случаев женщине приходится в европейской культуре идти путем мужчин, развивать свою психику в том направлении, в каком это обычно делают мужчины. Но при этом, утверждают приверженцы аналитической психологии, в разуме женщин существует более древний пласт, проявляющийся через чувства, направляющие их на то, чтобы они все-таки стали женщинами, а не повторяли мужчин. Когда это древнее содержимое психики дает о себе знать, современная женщина может подавить его, поскольку оно угрожает лишить её достижений эмансипации — равенства в дружбе и возможности соперничества с мужчинами на работе. Это может отталкивать мужчин и вызывать у женщины чувство неудовлетворенности собой.

8 стр., 3854 слов

Понятие семьи, ее функции

... Его мировоззрение и отношение к жизни являются определяющими для всех членов семьи. Женщина выполняет женские обязанности. Третий ... определяет способности будущих супругов удовлетворять наиболее значимые потребности друг друга (потребности любви, безопасности, самореализации и др.). ... , привели к преобладанию нуклеарной семьи. Семья всегда выполняет целый ряд функций, среди которых важнейшими являются ...

1.1. Роль семьи в жизни женщины

На протяжении веков образ женщины, её роль в жизни общества и семьи менялись. Однако, несомненно, она всегда оставалась главной фигурой в построении и укреплении семейных отношений, рождении и воспитании детей, заботе о муже, ведении домашнего хозяйства.

Психологи считают, что женщины, не выполнившие свою природную функцию — вынашивание и рождение ребенка, со временем обретают чувство неполноценности, жалея об упущенном времени, и в целом чаще бывают, несчастны, чем их коллеги, имеющие детей.

Под функцией в семье следует понимать внешнее проявление свойств какого-либо субъекта в данной системе отношений (семье), определённые действия по реализации потребностей. Функция отражает связь семейной группы с обществом, а также направленность её деятельности. Целенаправленные действия следуют из необходимости удовлетворения потребностей, представляющих воспроизведение объективно осознанных мер и действий Феминология. Семьеведение / Под ред. Шинелевой Л.Т. — М., 1998. С. 142..

Значительную часть этих функций в семье выполняет женщина. Среди них: репродуктивная, экономическая, воспитательная, хозяйственно-бытовая, первичного социального контроля, досуговая и сексуальная функции.

Репродуктивная функция — это биологическое воспроизводство общества и одновременно удовлетворение потребностей в детях. Это естественный биологический процесс продолжения жизни, в которой участвуют как женщина, так и мужчина. Деторождение социально обусловлено, поскольку связано не только с семьей, но и обществом. Женщина в выполнении этой функции играет главную роль. Но сама проблема выполнения этой функции за последнее время заметно обострилась. Демографы, психологи, социологи единодушно отмечают, что потребность в семье с большим количеством детей заметно сократилась. Более того, потребность в рождении ребёнка всё чаще не связывается с созданием полной семьи. Увеличилось количество внебрачно рожденных детей — каждый пятый ребенок появляется вне брака Голофаст В.Б. Функции семьи // Семья и личность. — М., 1974. С. 57..

8 стр., 3620 слов

Самооценка и мотивация достижения успеха женщин в период кризиса середины жизни (40-45 лет)

... взрослую женщину посмотреть на свою жизнь с точки зрения вышедших на первый план потребностей Критические периоды ... того, чтобы преуспеть в карьере; и напротив, женщина, рано образовавшая семью и имеющая выросших, достаточно ... женщины к изменениям, происходящим в период испытываемого ею кризиса, необходимо определить ядро ее личности, выполняющее регулирующую, управляющую и оценивающую функции ...

Экономическая функция выполняется обоими родителями, если это полная семья, или женщиной (чаще всего) при наличии неполной семьи. Воспроизводство рода не означает только выполнение функций деторождения в её социальном содержании. Необходимо также воспроизводство средств к жизни, реализация потребностей в питании, одежде, жилище и др. Эта функция вечна, поскольку она имеет природно-биологическую основу. Однако нельзя исключать и социально-историческую сторону, детерминированную существующим экономически базисом, а также уровнем духовной культуры. В основе экономической функции лежит материальное обеспечение семьи, экономическая поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособных, использование материальных средств для удовлетворения индивидуальных потребностей. Экономическая функция семьи осуществляется по-разному, благосостояние зависит не только от доходов, но и характера потребностей, ценностных ориентаций, сочетания общественных и личных интересов членов семьи.

Воспитательная функция, чаще всего выполняемая женщиной, обеспечивает социализацию личности подрастающего поколения, поддержание на определенном уровне культуры общества и удовлетворение индивидуальных потребностей в родительстве, контактах с детьми, их воспитании, самореализации родителей в своих детях. Воспитание — это прежде всего адаптация ко всей совокупности общественных ценностей, формирование жизненных позиций. Воспитательная функция должна выражаться в осознанном подходе к возможности эффективного социального воздействия на ребёнка, особенно в первые годы его жизни. Присутствие интеллекта, эмоций, вкусов, собственных взглядов, привычек родителей — залог воспитания, при обязательном присутствии супружеской и родительской любви, собственного положительного примера, а также умелого словесного воздействия. Воздействие осуществляется через непосредственное общение, трудовую деятельность, личный пример окружающих, поощрение и наказание, оценку реального поведения. Голофаст В.Б. Функции семьи // Семья и личность. — М., 1974. С. 59.

10 стр., 4868 слов

Семья как фактор рзвития ребенка

... современной семьи……………………………………………. Характеристика современной семьи определение семьи, типология семей ................................................................................................. Функции современной семьи…………………………………………... Роль семьи ... воспитания». Изменение положения женщины в обществе вызвало противоречие ... всех остальных членов семьи делать карьеру и самосовершенствоваться. ...

Хозяйственно-бытовая функция — удовлетворение потребностей в пище, одежде, жилище, восстановлении сил, поддержание здоровья, уход за детьми, совместная деятельность членов семьи по производству предметов потребления и услуг или получение их от отдельных её членов. Эту функцию практически выполняет женщина, что накладывает отпечаток на её социальный статус в семье, в основе которого лежит её подчинённое положение, несмотря на профессиональную подготовку, занятость на общественном производстве. Культура домашних отношений воспитывается на основе общих принципов этики и эстетики нашего общества.

Функция первичного социального контроля — моральная регламентация поведения членов семьи в различных сферах жизнедеятельности, а также ответственность и обязательность в отношениях между супругами, родителями и детьми, представителями старшего поколения. Эта функция также выполняется в первую очередь женщинами. Она осуществляет формирование и поддержку правовых и моральных санкций при нарушении норм взаимоотношений между членами семьи. При удачном воспроизводстве социальной структуры общества в малой социальной группе, соответствующей общим требованиям, обеспечивается предоставление социального статуса каждому члену семьи и создаются условия для удовлетворения индивидуальных потребностей в социальном продвижении.

Досуговая функция — её главная цель — общение, поддержание гармонии в семье между её членами. Эта функция предполагает организацию рационального досуга при одновременном социальном контроле, взаимное обогащение. Проведение праздников, вечеров отдыха, туристских походов, чтение художественной и научной литературы, просмотр телепередач, прослушивание радио, посещение кино, театров, музеев и др.

К сожалению, этой функции мало уделяют внимания родители, особенно отцы. В большей степени это осознает женщина, представляя, что организация досуга это социальная функция, моральный долг перед обществом, поскольку способствует нравственному укреплению семьи. Особенно важно поддержать стремление детей к общению в клубах, походах др. Пробудить любовь к природе, чуткое отношение к ней, уметь видеть красоту — чрезвычайно важный момент в воспитательной деятельности семьи.

Сексуальная функция — соответствующий контроль за нравственной стороной интимных отношений членов семьи (супругов) при воспитании у индивида реальных представлений об интимных отношениях Феминология. Семьеведение / Под ред. Шинелевой Л.Т. — М., 1998. С. 148..

Таким образом, женщина выполняет в семье различные функции, поэтому роль женщины в семье колоссальна.

1.2 Роль карьеры в жизни женщины

Рассматривая карьеру в жизни женщины, мы должны отметить сложность и многогранность данной проблемы. Прежде всего это касается того значения, которое имеет карьера женщины.

Говоря о карьере как о достижении определенного социального статуса личности, мы можем обнаружить, что высокий социальный статус для женщины в любой стране мира, а не только в России, мало или вообще недоступен. А это значит, что женщина не является полноценным и полноправным членом общества. Чаще всего женщине отказывают или препятствуют в реализации выбора сферы профессиональной деятельности и профессиональной карьеры как главной жизненной стратегии. Высокие ступени карьеры не для неё.

В России женщины, составляющие 55% всего числа работников, как правило, дискомфортно чувствуют себя в профессиональной сфере из-за сильной конкуренции мужчин, стремящихся занять наиболее выгодные рабочие места. Так, составляя 28% от общего числа кандидатов наук, 13% докторов наук, 60% специалистов с высшим и средним специальным образованием Жидкова Е. М. Особенности трудовых и управленческих практик на предприятиях с преобладанием женского персонала // Социологические исследования — 2007- № 7. — С. 15-32., только 7% женщин занимают руководящие, как правило низовые, должности Жидкова Е.М. Там же. С. 15-32. Преобладающими сферами профессиональной деятельности женщин являются экономика, здравоохранение, образование, которые обычно малооплачиваемы. Дискриминация женщин при приёме на работу и их продвижении по ступеням карьеры Карцева Л. В. Модель семьи в условиях трансформации российского общества // Социологические исследования. — 2003. — N 7 — С. 33-47., отсутствие у них необходимых для конкурентной борьбы с мужчинами, в профессиональной деятельности качеств — индивидуализма, состязательности, владения стратегией и маневром карьеры — неизменно воспроизводят неравенство полов в общественном разделении труда Грошев И. В. Гендерные особенности конфликтности на предприятиях и в организациях // Социологические исследования. — 2007. — № 6 — С. 27-39..

По утверждению А.А. Бражника, «женщины в сложных ситуациях больше доверяются интуиции, а не разуму» Грошев И.В. Указ. соч. С. 27-39.. Такая авторская позиция имеет поддержку и у некоторых женщин-исследовательниц. Так, Е. Весельницкая Балабанова Е.С. Экономическая зависимость женщин: сущность, причины и последствия // Социологические исследования. — 2006. № 4. — С. 17-25. выражает традиционный взгляд на назначение женщины как прислуги для мужчины. Автор считает, что главная задача женщины удовлетворение потребностей мужчины и помощь ему в строительстве его карьеры. Женщина в традиционном общественном сознании рассматривается как «худший работник», качества которого предопределены её естественным назначением» Балабанова Е. С. Домашний труд как символ гендера и власти // Социологические исследования. — 2005. — № 6. — С. 84-102..

В связи с изложенным актуальность изучения проблемы карьеры женщины очевидна, ведь успешная профессиональная карьера женщины в корне может изменить микроклимат семьи, поскольку возрастет авторитет женщины как матери и жены. Возникнут предпосылки для изменения самооценки мужем себя как мужчины, с которым связана судьба преуспевающей женщины, возможно, произойдет изменение взгляда и на распределение семейных обязанностей. Вместе с тем продвижение женщины по ступеням карьеры, позволит ей увеличить материальное благосостояние семьи, повлияет на уровень и качество жизни последней. Карьера женщины будет иметь большое значение в глазах её детей, для которых мать будет своего рода ориентиром в постановке и решении проблем выбора жизненного пути. В то же время «успехи матери в осуществлении карьеры имеют для её детей и социализирующее значение, учат детей относиться к человеку независимо от его половой принадлежности как к творческой индивидуальности, обладающей свободой выбора и необходимыми для осуществления этого выбора качествами. Это позволит им определять свою жизненную стратегию без оглядки на принадлежность к гендеру. Карьера женщины скажется и на переосмыслении окружающей её социальной средой роли и места женщины в семье и обществе. Поэтому как для женщины, избирающей карьеру в качестве одного из путей постижения жизненного смысла, так и для среды её социального взаимодействия важным моментом является оказание ей моральной поддержки. Успешная карьера повлияет и на саму женщину, на её личность» Балабанова Е.С. Там же. С. 84-102..

Согласно данным «в шкале представлений о счастье на первом месте стоят дети, семья, на втором — устроенный быт, любовь, муж, на третьем — любимая работа и её сочетание с семейными интересами, на четвёртом — уверенность в себе и необходимость быть полезной людям, и лишь на пятом месте — карьера» Дадаева Т.М. Кто выносит мусор, или Парадоксы гендерного разделения труда // Социологические исследования. — 2005. — № 6 — С. 37-48..

Итак, карьера занимает лишь пятое место в структуре ценностей. Это объясняется многими факторами: общественным отношением к женщине, которое испокон веков формировалось мужчинами, стремившимися подчеркнуть свою исключительность, что сказалось и на менталитете самих женщин; трудностями в консолидации ролей супруги, матери и высоко профессионального работника; на пути к карьере женщина встречает разного рода преграды, которые зачастую создаются искусственно Дадаева Т.М. Там же. С. 37-48..

Важно привлечь внимание самих женщин к проблеме карьеры, поскольку карьера отражает её установку на самореализацию, самосовершенствование, творческое самовыражение. Выбор карьеры как одного из стратегических направлений жизнедеятельности обусловливает избираемый женщиной тип социального поведения, степень активности, ориентацию на предпочитаемый стиль жизни, на сам способ деятельности.

В настоящее время в России сегодня нарастают проблемы с женской занятостью, и прежде всего профессиональной. Все более широкие масштабы приобретает тенденция изменения традиционной иерархии рабочей силы на промышленных предприятиях России. Авторы статьи «Об изменении статуса рабочих на предприятии», опубликованной в журнале «Социологические исследования» В.А. Борисов и И.М. Козина Борисов В.А., Козина И.М. Об изменении статуса рабочих на предприятии // Социологические исследования. — 1994. — № 11. — С. 32-47., проведшие исследование по этой проблеме, сделали вывод, что «в связи с сокращением объёмов производства женщины вытесняются с престижных высокооплачиваемых рабочих мест, их занимают мужчины. И наоборот, мужчины покидают ставшие невыгодными рабочие места, которые заполняются женщинами.

Усиливается дискриминация выпускниц вузов, которых не берут на работу. Им часто предъявляются требования, связанные не с профессиональными качествами — знаниями и умениями, а с чисто внешними характеристиками, причём об этом открыто пишется в рекламных объявлениях. Им ставятся условия, ограничивающие их права: не выходить замуж и не рожать детей в течение определенного времени. При этом происходит дальнейшее вытеснение женщин из различных сфер деятельности: банковского дела, страхования.

Всё это приводит к тому, что «женщины часто вынуждены занимать рабочие места, не соответствующие их образованию, довольствоваться более низкой заработной платой, без перспектив дальнейшего роста». Феминизм и российская культура / Под ред. Е.И. Калинина и П.А. Подболотова. — СПб., 1995. С. 64. В связи с этим молодые женщины, считая для себя получение высшего образования обязательным условием, не спешат не столько выйти замуж или вступить в устойчивые партнерские отношения, сколько стать матерью. Они предпочитают сначала сделать некоторый «задел» в своей карьере: найти работу, обеспечить себе минимальный трудовой стаж (от 1 до 3 лет), заработать определенную репутацию как профессионала, наладить профессиональные контакты для того, чтобы минимизировать потери, связанные с уходом с рынка труда в период активного материнства Чернова Ж.В. «Корпоративный стандарт» современной мужественности. 2003 — № 2. — С. 118-132..

Срок для первого материнства отодвигается ими до 25 — 30 лет, то есть того возраста, когда все необходимые условия (профессиональная компетентность, финансовая независимость) для осуществления ими материнской роли будут достигнуты. До этого момента приоритетную область их жизненного проекта составляет профессиональная занятость. При этом не обязательно, что содержательно базовое образование будет совпадать с реальной работой. Стремление к самореализации делает их достаточно гибкими и готовыми к перемене не только места, но и сферы занятости. Успешная карьера не представляется исключительно линейным восхождением по служебной лестнице. Интерес и удовольствие от того, что ты делаешь, преобладают в качестве побудительных мотивов профессиональной деятельности.

Откладывая для себя принятие материнской роли, женщины этой социальной группы стремятся максимально эффективно использовать временной интервал от окончания учебы и начала работы до рождения первого ребёнка. Они готовы и реально вкладывают значительные временные, материальные ресурсы в повышение своего образовательного капитала. Молодые женщины получают второе высшее образование; учатся за рубежом; повышают свою квалификацию; уезжают за границу на стажировки в качестве волонтёров, активистов НКО; работают в Европе и Америке, например няней, для того, чтобы усовершенствовать знание иностранного языка и др. Доверительные отношения с партнёром, разделение им ценности самореализации женщины, ориентация мужчины на гендерное равенство в отношениях являются необходимыми условиями для осуществления такой стратегии. К рождению ребёнка и последующему этапу активного материнства, связанному с существенным изменением образа жизни и ограничениями на осуществление подобной мобильности, женщины стремятся подготовиться, создав определённый капитал (материальные средства, профессиональные навыки, профессиональные связи), который бы им позволил амортизировать «выпадание» из профессии См.: Чернова Ж.В. Указ. соч. С. 118-132..

Рождение второго ребенка планируется ими в возрасте около 35 — 40 лет. Повторное материнство связывается с возрастом первого ребёнка, который уже не будет нуждаться в постоянной заботе и уходе со стороны матери и, скорее всего, будет ходить в детский сад. Рождение второго ребёнка существенно повышает затраты женщин на реабилитацию как профессионалов, умножая их усилия, связанные с воспитанием детей и поиском баланса между семьёй и карьерой. Наличие у женщины трёх детей практически сводит все предыдущие усилия на нет, и вынуждает её делать выбор между материнством и профессией.

В 2008-2009 годах МОО «Федерация женщин с университетским образованием» провела репрезентативное социологическое исследование актуальных ценностей и практик материнства, роли материнства в семейных ценностях, возможностей и путей сочетания материнской и профессиональной ролей московскими женщинами с детьми дошкольного и школьного возраста.

В ходе исследования было выявлено, что более 80% женщин, имеющих детей до 14 лет, выбирают жизненную стратегию «работающей матери»: то есть, мотивированы работать, совмещая работу и семейные и материнские обязанности. «Карьера» воспринимается женщинами с детьми весьма позитивно, также нет негативного восприятия «женщины-карьеристки».

Таким образом, в последние годы наблюдается изменение отношения к карьерному росту женщины. Несмотря на то, что женщинам всё так же сложно соперничать с мужчинами в продвижении по карьерной лестнице, однако всё больше женщин стремятся сочетать роль жены, матери и домашней хозяйки с ролью деловой женщины. Как и мужчина, женщина вправе делать самостоятельный выбор, чему посвятить жизнь, заводить ли семью или же стать успешной бизнесвумен.

Однако мы полагаем, что золотая середина — наиболее благоприятное и гармоничное состояние. Заниматься собственным развитием, расти как профессионал и хорошо зарабатывать, являясь при этом заботливой мамой и любящей женой — это то положение, которое позволяет женщине состояться во всех сферах.

Глава II. Изучение роли семьи и карьеры в жизни женщины

2.1 Программа социологического исследования

Обоснование проблемы:

В современном обществе перед женщиной стоит множество задач. Женщина должна воспитывать детей, обустраивать дом создавать в нем уют, но в тоже время современная женщина должна быть не только хорошей хозяйкой дома, но и быть успешной в бизнесе, карьере. Начало этих изменений было положено в первой половине XX века и с течением времени положение женщины усложняется с каждым днем. Данная проблема актуальна именно в наше время. Современное общество предоставляет серьезные требования к женщине. В XX веке женщину поддерживало государство, выдавали различные субсидии на ребенка, в любое время года предоставлялся отпуск, были изданы законодательные акты, согласно которым беременные женщины и женщины, имеющие детей до 1,5 года, переходили на более легкую работу с сохранением среднего заработка и т.д. В советское время данные законы соблюдались так как не было частного производства, частных фирм. Но сейчас, если у работодателя будет выбор взять на работу мужчину или женщину, то выбор будет в пользу мужчине. Мужчина меньше привязан к семье, чем женщина. Женщина, родив ребенка, уходит в декретный отпуск, когда ребенок начинает ходить в детский сад он начинает болеть и т.д. Поэтому большинство руководящих постов занимают мужчины. У современной женщины появилась потребность в самореализации, реализации своего потенциала, но для этого нужно всецело отдаться работе. Таким образом, женщине приходиться выбирать между семьей и карьерой. С помощью исследования мы узнаем, как женщины относятся к данной проблеме, выясним, что для них является главным, какие у них жизненные ценности и приоритеты. Объект исследования: работающие женщины г. Иваново, состоящие в браке.

Предмет исследования: значение в жизни женщины семьи и карьеры

Цель: изучить, что для современной женщины важнее: семья или карьера

Задачи:

5. Выяснить ценности современной женщины.

6. Выявить, что для женщины означает карьера.

7. Определить какое место в жизни женщины занимает карьера.

8. Выяснить, что для женщины означает воспитание ребенка.

Гипотезы:

1. Предполагается обнаружить, что для женщины главной ценностью является семья.

2. Предполагается обнаружить, что карьера для женщины означает возможность заработка, а не самореализация и основной вид ее деятельности.

3. Предполагается обнаружить, что для более образованной женщины карьера находится на первом месте.

4. Предполагается обнаружить, что для женщины воспитание ребенка является главной целью в ее жизни.

Операционализация основных понятий.

1 Логическая интерпретация основных понятий

Роль семьи — это линия поведения в социально санкционированном и относительно постоянном объединении людей, связанных родством, браком или усыновлением, живущих вместе и экономически зависящих друг о друга.

Роль карьеры — это линия поведения в процессе профессионального роста человека, роста его влияния, власти, авторитета, статуса в среде, выраженный в его продвижении по ступеням иерархии, квалификационной лестницы, вознаграждения, престижа.

2. Факторная операционализация:

Внутренние:

— возраст

— семейное положение

— материальное положение

— ценности

— внутренние убеждения

— религиозные взгляды

Внешние:

— место жительства

— круг общения

— воспитание

— занимаемая должность

— коллектив на работе

— отношения в семье

Структурная операционалиация

Роль семьи и карьеры в жизни женщины

Отношения с коллегами

Семейное положение Продолжительность брака

должность

Семья

воспитание детей Карьера

занятость

Дети Роли в семье обслуживание

семьи полный рабочий свободный

день график

создание неполный рабочий

и поддержание дома день

Наличие Отсутствие

экономическая безопасность

распределение и защита семьи

бытовых обязанностей Удовлетворенность

зарплатой

Проведение свободного времени с семьей

Эмпирическая интерпретация данных

индикат

индикатор

Характеристика индикатора

Тип шкалы

Номер вопроса в инструментарии

Социально-демографический

Семейное положение

Продолжительность брака

Воспитание детей

Роли в семье

Распределение бытовых обязанностей

Времяпрепровождение

Карьера

Должность

Отношения с коллегами

Занятость

Удовлетворенность зарплатой

Экономическая безопасность

Удовлетворенность работой

Ценности

Ваш возраст

Ваше образование

Наличие детей

Ваше семейное положение

Как долго вы состоите в браке?

Кто в основном воспитывает ребенка

Времяпрепровождение с ребенком

Какое общеобразовательное учреждение посещают дети

Как часто вы готовите дома еду

Распределены или не распределены

Обязанности в вашей семье

% обязанностей

Наличие домработницы/помощницы по хозяйству

Частота пользования услугами домработницы

Где в основном вы находитесь?

Предпочтительное времяпрепровождение

Кем вы являетесь

Какая должность

Устраивают ли вас отношения с коллегами

Сколько времени проводите на работе

Задерживаетесь ли на работе

Как часто задерживаетесь

Удовлетворены ли вы зарплатой

Кто в основном обеспечивает семью

Кто в основном заведует семейным бюджетом

Нравится ли вам должность

Возможность карьерного роста

Какое утверждение вам подходит

Оцените по 5и бальной шкале роль ценностей

Что для вас означает работа

Что является главным в жизни

1)18-24

2)25-34

3)35-44

4)45 и более

1)неполное среднее 2)среднее 3)среднее профессиональное 4)неполное высшее 5)высшее

1)да 2)нет

1)замужем 2)не замужем 3)вдова

1) 1-3 года 2)4-10 лет 3)11-15 лет 4)16-25 лет 5)26 лет и более

1)в основном я

2)в основном муж

3)в основном бабушка, дедушка

4)свой вариант___

1) Гулять в парке, на улице

2) Ходить на секции, в кружки

3) Находиться дома

4) Ходить в детские развлекательные центры

5) Играть

6) Ходить по магазинам

7)свой вариант___

Свой вариант_____

1)Каждый день

2)2-3 раза в неделю

3) 1 раз в неделю и реже

1)Распределены

2)Нераспределены

0%__________100%

1)да

2)нет

1) Каждый день

2) 2-3 раза в неделю

3) 1 раз в неделю и реже

1)дома

2)вне дома

1) С друзьями

2) С родственниками

3) С коллегами по работе

4) С семьей

5) Одна

Свой вариант: ______________

1) Индивидуальный предприниматель

2) Наемный сотрудник

Свой вариант_____

1) Да

2) Скорее да

3) Скорее нет

4) Нет

5) Не знаю

1) Полный рабочий день (не менее 8и часов)

2) Неполный рабочий день (4-6 часов)

3) Свободный график

1)да

2)нет

1) Каждый день

2) Несколько раз в неделю

3) Раз в неделю и реже

1) Да

2) Скорее да

3) Скорее нет

4) Нет

5) Не знаю

1)в основном я

2)в основном муж

1)в основном я

2)в основном муж

1) Да

2) Скорее да

3) Скорее нет

4) Нет

5) Не знаю

1)да

2)нет

1) Дом — это вторая моя работа

2) Работа — это второй дом

1) Карьера

2) Уважение

3) Друзья

4) Образование

5) Любовь

6) Семья

7) Высокое материальное положение

8) Отдых

1) Возможность получения дохода

2) Возможность реализовать себя

3) Свой вариант:___

1) Дом, семья, дети

2) Карьера, профессионализм

3) Высокий культурный уровень

4) Материальная обеспеченность

Номинальная

Номинальная

Номинальная

Номинальная

Порядковая

Номинальная

Номинальная

Номинальная

Порядковая

Номинальная

Номинальная

Порядковая

Номинальная

Номинальная

Номинальная

Номинальная

Порядковая

Номинальная

Номинальная

Порядковая

Порядковая

Номинальная

Номинальная

Порядковая

Номинальная

Номинальная

Номинальная

Номинальная

1

2

5

3

4

8

7

6

10

11

12

13

14

17

18

19

20

22

23

24

25

26

15

16

27

28

30

31

29

2.2 Анализ результатов исследования «Значение в жизни женщины семьи и карьеры»

В ходе данного исследования рассматривалось значение в жизни женщины семьи и карьеры. Респондентами выступали женщины города Иваново. Всего в исследовании приняли участие 30 женщин.

Так как для нашего исследования необходимо знать мнение работающих женщин и, имеющих детей, поэтому мы сначала узнали их семейное положение, наличие детей и место работы. В исследовании приняли участие 83,3% замужних женщин и 16,7% незамужних. Для определения каких либо общих ценностей и тенденций мы разделили женщин на разные возрастные группы. Наиболее многочисленная возрастная группа респондентов 45 лет и более составила 46,7 %, 23,3% 25-34 лет, 35-44 лет 16,7% и 18-24 года 13,3%.

Рис. 1. Возрастная группа женщин, принимавших участие в опросе, в % (n=30)

Также для определения ценностей современной женщины нам необходимо выяснить образование женщины. Одной из наших гипотез было то, что для более образованной женщины карьера важнее, чем семья. В опросе участвовало равное количество женщин, имеющих высшее образование и имеющих среднее профессиональное образование, а именно 43,3%, среднее образование имеют 10% и 3,3% — неоконченное высшее.

Все женщины имеют детей, около половины детей, а именно, 46,7% учатся в институте, 30% посещают детский сад и 23,3% школу. Также, нам необходимо знать, как женщины проводят свободное время с ребенком. На данный вопрос одинаковое количество ответов, а именно, 43,3% находятся дома и гуляют на детских площадках и в парке. 6,7% опрошенных водят своих детей в детские развлекательные центры, 26,7% женщин предпочитают со своими детьми ходить по магазинам, и только 6,7% играют с детьми, и такое же количество мам водит своих детей в кружки и на секции. Более наглядно выразим данные в диаграмме, представленной ниже.

Рис. 2, как предпочтительно женщины проводят время с ребенком, в % (n=30)

Также для определения основного занятия женщины мы задали вопрос о том, кто воспитывает ребенка. Данный вопрос нам также поможет для определения ценностей женщины. Абсолютное большинство женщин 93,3 % указали, что в основном они сами воспитывают ребенка. 6,7% указали, что ребенка воспитывают в основном бабушка, дедушка, и никто из опрошенных ни указал, что муж воспитывает ребенка.

Переходя, непосредственно, к вопросу о ценностях женщины, я узнала, что важно для самих респондентов. Рассмотрим таблицу 1

Табл. 1, ценности женщины в % (n=30)

Ценности женщины

% респондентов из 100

Дом, семья, дети

73,3%

Карьера, профессионализм

10%

Высокий культурный уровень

0%

Материальная обеспеченность

16,7%

Итого:

100%

Таким образом, мы наглядно видим, что для большинства опрошенных, а именно, для 73,3% самая главная ценность — это дом, семья и дети. Для 16,7% главным является материальная обеспеченность и для наименьшего количества опрошенных главным является карьера и профессионализм. Ни для одной женщины, участвовавшей в нашем исследовании, высокий культурный уровень не является ценностью, стоящей на первом месте. Здесь мы также выявим, зависит ли выбор ответа от образования, то есть, подтвердится ли наша гипотеза о том, что для более образованных женщин карьера находится на первом месте. Рассмотрим данные, которые мы получили. Среди женщин со средним образованием 66,6% респондентов выбрали материальную обеспеченность, и в 2 раза меньше, а именно 33,3% выбрали такие ценности как дом, семья, дети. Для женщин со средним профессиональным образованием актуален такой набор ценностей, как дом, семья, дети (69,2%), и одинаковое количество респондентов выбрали такие ценности как материальная обеспеченность и карьера и профессионализм (15,4%).

Все женщины с незаконченным высшим образованием, участвовавшие в нашем опросе, выбрали такую ценность как дом, семья, дети (100%).

И для 73,3% женщин с высшим образованием главной ценностью является дом, семья, дети, для 7,7% главной ценностью является карьера, профессионализм, и столько же респондентов выбрали такую ценность, как материальная обеспеченность.

На данном этапе нам необходимо выяснить, сколько времени женщина проводит дома и как много она работает. Для этого нам необходимо выяснить, сколько домашних обязанностей выполняет женщина, и как много она работает.

Что касается выполнения домашних обязанностей, то этот диапазон варьируется от 20% до 100%. Большинство респондентов (43,3%) указали, что они выполняют 70% всех домашних обязанностей. Остальные данные очень разнообразны, как я отметила выше.

Итак, первый блок вопросов, связанный с семейным положением, воспитанием детей, выполнением домашних обязанностей разобран. Отсюда, можно сделать вывод, что для большинства женщин семья очень важна и женщины, не смотря на то, что они еще работают, очень много успевают сделать дома. Сейчас мы рассмотрим следующий блок вопросов, относящиеся непосредственно к работе, взаимоотношениям на работе, количеству рабочих часов, чтобы узнать, а что для женщины означает работа, карьера.

Для начала нам необходимо узнать, кем является женщина: индивидуальным предпринимателем или наемным сотрудником, ведь это тоже немаловажно для определения ценности женщины. Итак, большинство, а именно 73,3% женщин являются наемными сотрудниками, остальные 26,7%-индивидуальными предпринимателями. Большинству женщин своя работа нравится, уверены в этом 33,3%, и 36,7% указали, что, скорее всего, нравится. 23,3% указали, что, скорее всего не нравится, и твердо о том, что работа им совсем не нравится, указали 6,7%. Отобразим данные на гистограмме.

Рис. 3. Удовлетворенность работой, в % (n=30)

Здесь же нам интересно узнать, кому не нравится своя деятельность, а кому нравится. Таким образом, 100% индивидуальным предпринимателям нравится их деятельность, а те, кому не нравится их деятельность являются наемными сотрудниками, они составляет 43,3%.

Далее нам нужно узнать устраивают ли женщин отношения с коллективом. Итак, 100% женщин отношения с коллегами устраивают, это говорит о том, что у женщины нет дополнительных трудностей на работе и ей легко сотрудничать со своими коллегами.

Также, нам необходимо выяснить, сколько времени женщина посвящает работе, ведь это непосредственно влияет на то, сколько времени женщина уделяет семье. Таким образом, 50% респондентов работают полный рабочий день (8 часов и более), неполный рабочий день (4-6 ч) имеют 36,7% опрошенных, и свободным графиком обладают 13,3% респондентов. Ровно половина проводят львиную долю времени на работе, что бесспорно, отнимает время от семьи.

Рис. 4. Рабочий график респондентов, в % (n=30)

Также, нам необходимо знать, задерживаются ли женщины на работе. Если да, то, как часто. Выяснилось, что женщин, задерживающихся на работе в 2 раза больше, чем женщин, которые вовремя уходят с работы, а именно 66,7% и 33,3%. Из тех, кто задерживаются на работе, 60% задерживаются раз в неделю и реже, 30% несколько раз в неделю и 10% каждый день.

Далее мы выяснили, удовлетворены ли женщины зарплатой. 70% женщин неудовлетворенны своей зарплатой, из них уверенно об этом сказали 36,7% опрошенных. 26,7% удовлетворены своим заработком и 3,3% опрошенных затруднились ответить на этот вопрос. Выразим данные в гистограмме.

Рис. 5. Удовлетворенность респондентов заработной платой, в % (n=30)

Также, необходимо узнать, есть возможность исправить данное положение (неудовлетворенность зарплатой), есть ли возможность карьерного роста. Мы выяснили, что у 66,3% респондентов есть возможность подняться по карьерной лестнице, остальные 36,7% такой возможности не имеют.

Далее логическим завершением данного блока вопросов является вопрос о том, чем для большинства женщин является работа. Данный вопрос, на мой взгляд, является решающим в вопросе расстановки приоритетов в жизни женщины. Итак, 70% женщин сказали, что работа для них является лишь источником дохода, а это в 2 раза больше, чем тех, кто ответил, что работа для них является возможностью реализации себя (30%).

И здесь же нам интересно узнать, какой уровень образования у женщин, которые выбрали тот или иной ответ на данный вопрос. Мы выяснили, что среди женщин с высшим образованием для 61,5% работа является, прежде всего, источником дохода, а для 38,5% возможностью реализовать себя. Для большинства женщин со средним профессиональным образованием работа также является просто источником дохода (76,9%), и только 23,1% указали, что работа помогает им самореализоваться. Среди женщин со средним образованием также популярен ответ о том, что работа, прежде всего, источник дохода (66,7%) и для 33,3% работа является источником самореализации. И для 100% женщин с неоконченным высшим образованием работа является источником дохода. См. таблицу 2.

Табл. 2, что для женщин означает работа, соотношение с уровнем образования в % (n=30)

Вариант ответа образование

Возможность получения дохода

Возможность реализовать себя

среднее

66,7%

33,3%

Среднее профессиональное

76,9%

23,1%

Неполное высшее

100%

0%

Высшее

61,5%

38,5%

Еще одним из самых важных вопросов является вопрос о ценностях и приоритетах женщины. Диапазон ответов на данный вопрос очень разнообразен, но я вывела общую тенденцию, что самые высокие оценки имеют такие ценности как: любовь (58,6% поставили оценку 5) и семья (66,3%-оценка 5).

Самые низкие оценки имеют карьера (оценка 1 у 27,7% опрошенных) и друзья ( у большинства оценка 3-37%).

2.3 Общие выводы по исследованию

Целью нашей работы было изучить, что для современной женщины важнее: семья или карьера. Я считаю, что мы выполнили эту цель, путем решения задач, связанных с выявлением предпочтений самих женщин, выявлением домашних обязанностей и рабочего графика.

Первой нашей гипотезой являлось то, что для женщины главной ценностью является семья. Мы считаем, что это подтвердилось, это отображено в нашем исследовании.

Второй гипотезой мы предполагали, что для что карьера для женщины означает возможность заработка, а не самореализация и основной вид ее деятельности. Здесь мы тоже оказались правы.

Гипотеза о том, что для более образованной женщины карьера находится на первом месте, не подтвердилась. Абсолютное большинство, независимо от уровня образования, выбрало такие ценности как дом, семья, дети.

Последней гипотезой являлось то, что для женщины воспитание ребенка является главной целью в ее жизни, подтвердилась. Это следует из целого блока вопросов о воспитании ребенка, ценностях женщины, ее приоритетов и пр.

Заключение

Итак, подведем некоторые итоги всей нашей проделанной работы и сделаем выводы. Действительно, ХХ век сильно поменял привычный уклад людей, произошла трансформация общества. Но женская часть населения подверглась наибольшему количеству изменений, и, в итоге, это стало проблемой общества в целом.

Теоретически данная тема раскрыта, а именно, роль семьи в жизни женщины, какие функции женщина выполняет дома и т.п. Также мы рассмотрели роль карьеры в жизни женщины, с какими проблемами на работе женщина может столкнуться, изучили разные взгляды на женский труд, рассмотрели, как на семью влияет карьера, основные плюсы и минусы.

Целью нашего эмпирического исследования являлось изучить, что для женщины важнее: семья или карьера. На мой взгляд, цель выполнена, для большинства женщин семья, дети и дом стоят на первом месте.

материнство семья карьера ценность

Библиографический список

1. Большая советская энциклопедия: В 30 т. — М., 1969-1978. С. 517.

2. Елизаров А.Н. Семья и карьера женщины // Карьера, семья и материнство в жизни современной женщины / Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Женщина и карьера» — М., 2004. С. 81

3. Щербич Л.И. Карьера женщины: её смысл и значение— Самара, 1999.

4. Юнг К.Г. Человек и его символы. — М., 2012. С. 75.

5. Под ред. Шинелевой Л.Т./ Феминология. Семьеведение — М., 1998.

6. Голофаст В.Б. Функции семьи. — М., 1974. С. 57.

7. Жидкова Е. М. Особенности трудовых и управленческих практик на предприятиях с преобладанием женского персонала // Журнал Социологические исследования, 2007, № 7.

8. Карцева Л. В. Модель семьи в условиях трансформации российского общества //Журнал Социологические исследования, 2003, № 7.

9. Грошев И. В. Гендерные особенности конфликтности на предприятиях и в организациях //Журнал Социологические исследования, 2007, № 6.

10. Балабанова Е.С. Экономическая зависимость женщин: сущность, причины и последствия // Журнал Социологические исследования, 2006, № 4.

11. Балабанова Е. С. Домашний труд как символ гендера и власти // Журнал Социологические исследования, 2005, № 6.

12. Дадаева Т.М. Кто выносит мусор, или Парадоксы гендерного разделения труда //Журнал Социологические исследования,2005,№ 6.

13. Борисов В.А., Козина И.М. Об изменении статуса рабочих на предприятии // Социологические исследования. — 1994. — № 11.

14. Под ред. Е.И. Калинина и П.А. Подболотова / Феминизм и российская культура — СПб., 1995. С. 64.

15. Хасбулатова О.А. Российская гендерная политика в ХХ столетии: мифы и реалии-Иваново, 2004.

Приложение 1

Уважаемые женщины г. Иваново!

Студенты кафедры социологии Ивановского Государственного университета проводят опрос с целью изучения и расстановки приоритетов в жизни женщин. Мы просим Вас принять участие в опросе. Это поможет изучить особенности женского труда и ведения домашнего хозяйства в целом.

Для заполнения анкеты Вам необходимо выбрать вариант ответа, соответствующий Вашему мнению. Вы также можете указать свой собственный вариант ответа в отдельной строке.

Данные, полученные в ходе опроса, будут использованы в обобщенном виде.

Заранее благодарим за помощь!

1. Укажите Ваш возраст?

1) 18-24

2) 25-34

3) 35-44

4) 45 и более

2. Укажите ваше образование?

1) неполное среднее

2) среднее

3) среднее профессиональное

4) незаконченное высшее

5) высшее

3. Укажите Ваше семейное положение?

1) Замужем

2) Не замужем

3) Состою в гражданском браке

4) Разведена

4. Как долго Вы состоите в браке?

1) 1-3 года

2) 4-10 лет

3) 11-15 лет

4) 16-25 лет

5) 26 лет и более

5. У Вас есть дети?

1) Да

2) Нет (переход к вопросу №8)

6. Какое общеобразовательное учреждение они посещают (сад, школа, институт)?_______________________________________

7. Как Вы предпочитаете проводить свободное время с вашим ребенком?

1) Гулять в парке, на улице

2) Ходить на секции, в кружки

3) Находиться дома

4) Ходить в детские развлекательные центры

5) Играть

6) Ходить по магазинам

Свой вариант: ___________________________

8. Как Вы считаете, кто в основном в Вашей семье воспитывает ребенка?

1) В основном я

2) В основном муж

3) В основном бабушка, дедушка

Свой вариант: _____________________

9. Что для Вас является главным в жизни?

1) Дом, семья, дети

2) Карьера, профессионализм

3) Высокий культурный уровень

4) Материальная обеспеченность

10. Как часто Вы готовите дома еду?

1) Каждый день

2) 2-3 раза в неделю

3) 1 раз в неделю и реже

11. Распределены или нераспределены обязанности в Вашей семье?

1) Распределены

2) Нераспределены (переход к вопросу №12)

12. Если все домашние обязанности принять за 100%, напишите, какой % обязанностей лежит на вас?

0%________________________________100%

13. Есть ли у Вас домработница, помощница по хозяйству?

1) Да

2) Нет (переход к вопросу №14)

14. Как часто Вы пользуетесь услугами домработницы, помощницы по хозяйству?

1) Каждый день

2) 2-3 раза в неделю

3) 1 раз в неделю и реже

15. Кто в большей степени обеспечивает вашу семью материально?

1) В основном я

2) В основном муж

16. Кто заведует семейным бюджетом в Вашей семье?

1) В основном я

2) В основном муж

17. Где в основном вы находитесь?

1) Дома

2) Вне дома

18. С кем Вы предпочитаете проводить время?

1) С друзьями

2) С родственниками

3) С коллегами по работе

4) С семьей

5) Одна

Свой вариант: ________________

19. Укажите, кем вы являетесь?

1) Индивидуальный предприниматель (переход к вопросу №21)

2) Наемный сотрудник

20. Какую должность вы занимаете?__________________

21. Нравится ли Вам ваша работа?

1) Да

2) Скорее да

3) Скорее нет

4) Нет

5) Не знаю

22. Вас устраивают отношения с коллегами по работе?

1) Да

2) Скорее да

3) Скорее нет

4) Нет

5) Не знаю

23. Как много времени Вы проводите на работе?

1) Полный рабочий день (не менее 8и часов)

2) Неполный рабочий день (4-6 часов)

3. Свободный график

24.Задерживаетесь ли Вы на работе?

1) Да

2) Нет (переход к вопросу №23)

25. Как часто Вы задерживаетесь на работе?

1) Каждый день

2) Несколько раз в неделю

3) Раз в неделю и реже

26. Удовлетворены ли Вы вашей зарплатой?

1) Да

2) Скорее да

3) Скорее нет

4) Нет

5) Не знаю

27. Нравится ли Вам ваша должность?

1) Да

2) Скорее да

3) Скорее нет

4) Нет

5) Не знаю

28. Есть ли у Вас возможность карьерного роста?

1) да

2) нет

29. Что для вас означает работа?

1) Возможность получения дохода

2) Возможность реализовать себя

3) Свой вариант: _________________________________

30. Какое утверждение подходит вам больше?

1) Дом — это вторая моя работа

2) Работа — это второй дом

31. Оцените по 5и бальной шкале роль приведенных ниже ценностей в Вашей жизни? (где 1 — самая низкая оценка, 5 — самая высокая оценка)

1) Карьера

2) Уважение

3) Друзья

4) Образование

5) Любовь

6) Семья

7) Высокое материальное положение

8) Отдых

Размещено на Allbest.ur