Основные особенности философии в Древней Греции.

Предмет философия и его задачи

Философия (др.-греч. φιλοσοφία — любовь к мудрости, от φιλέω — люблю и σοφία — мудрость) — наиболее общая теория[1], одна из форм мировоззрения, одна из форм человеческой деятельности, особый способ познания.

Общепринятого определения философии, равно как общепринятого представления о предмете философии, не существует. В истории существовало множество различных типов философии, отличающихся как своим предметом, так и методами. В самом общем виде под философией понимают деятельность, направленную на постановку и рациональное разрешение наиболее общих вопросов, касающихся сущности знания, человека и мира.

Я понял так: Единственная задача философии – познание мышления, разума, самопознание самосознания.

Я понял так: Самосознание обретается в процессе исследования смысла истории. Задачи, стоящие на этом пути, двигают философию, т.е. познание мышления. Собственно философская проблема – проблема разума в истории. Как разум дан исторически? В каких формах он проявлял и проявляет себя? В чем состоит история разумного существа?Смысл собственно философских вопросов лежит в сверхчувственном, в идее разума. Разум – предмет и стихия философии.

Основ. особ. русск. философии

РФ имеет историю начиная с 10 века, но первоначально она укладывалась в христианское мировоззрение. Начиная с 18 века, философия на Руси выделяется в специфическую область знания (появляется, мыслители и начинает преподавать в учебных заведениях издаются труды и журналы).

РФ в основном является религиозной (христианской).

Наряду с религиозной РФ в начале 19-конце 20 века формируется народничество (Ткачев, Лавров), социал-демократическое направление (Белинский, Герцен, Писарев) формируется социология (Ковалевский, Михайловский) формируется марксизм (Ленин, Плеханов), но религиозная мысль – это ведущее направление.

Три элемента определяют своеобразие русской культуры:

1) Связь с почвой, народной культурой;

2) Отсутствие притеснений со стороны церкви (в области философии);

3) Знакомство с западноевропейской философской традицией;

Периодизация русской философии по Зеньковскому.

Пролог с 10 по 18 века.

1 этап: до создания философских систем 18 век – 70 годы 19 века. Сковорода, Радищев, Ломоносов, Славянофилы-западники, Чаадаев, Гоголь, Пушкин, Достоевский.

2 этап: создание философских систем, последняя четверть 19 века – начало 20 века. Данилевский, Булгаков, Соловьев.

6 стр., 2985 слов

Философия жизни. Философские аспекты психоанализа

... Так создаётся философия истории радикального атеизма, из ... Философские аспекты психоанализа Основателем психоанализа является З. Фрейд (1856-1939), мировоззренческие установки которого оказали большое влияние на мыслителей ХХ века. ... Философия жизни» критически относилась к рационализму классической философии и исходила из той мысли, что разум, ранее считавшийся универсальным инструментом философии, ...

3 этап: зарубежный, после 20х годов 20 века. Ильин, Бердяев, Франк, Эрн и ряд других мыслителей.

Особенности русской философии (религиозной)

1)онтологизм, т.е. признание бытия и существования методологически первичным философствании. (главное – сначала быть, а потом – познавать)

2)антропоцентризм, т.е. человек в центре внимания философских исследований;

3)религиозно-русская философия. Проблемы абсолюта, единства человека и бога, является ведущей. В основе философских систем лежат религиозные интуиции.

4)особенность стиля РФ: отсутствие сложности, вычурности. Очень часто жанр философских произведений – письма, публицистика, романы, эссе.

Вывод. Русская философия прежде всего занималась проблемами реальной жизни личности, индивида, общества в целом.

 

Древнеиндийская философия

Индийская философия с древнейших времен развивалась непрерывно, без крутых поворотов, подобных тем, какие пережила часто менявшая направление своего развития западная философия. Её древнейшие, и сегодня считающиеся святыми, документы содержатся в Ведах (до 1500 до н. э.).

Почти вся литература по индийской философии написана на языке знатоков искусства и ученых — на санскрите. Поскольку большая часть изменений в индийской философии была связана с комментированием основных, признанных авторитетными текстов, старые европейские философские исследователи полагали, что индийскую философию следует определить как предысторию философии, в то время как в действительности её развитие шло параллельно с развитием западной философии, хотя и в других формах. Подобно европейской философии до XVII века, индийская философия также занималась преимущественно религиозными проблемами, однако она уделяла больше внимания размышлениям над познанием трансцендентного (недоступного по опыту).

Поскольку индусы верят в вечность циклически возобновляющегося мирового процесса, они не создали собственно философии истории. Эстетика и учение об обществе и государстве являются у них особыми, отдельно стоящими науками. В своем историческом развитии индийская философия распадается на три периода:

ведический период (1500—500 до н. э.), классический, или брахмано-буддийский (500 до н. э. — 1000 н. э.) и период послеклассический, или индуистский (с 1000).

 

Поструктурализм

ПОСТСТРУКТУРАЛИЗМ — совокупное обозначение ряда подходов в социогуманитарном познании 1970-1980-х, ориентированных на семиотическое истолкование реальности («текстуализованный мир» П.), опирающихся, подобно структурализму, на концепцию знака как единства означающего и означаемого, но осуществляющих пересмотр структуралистской парадигмы в плане центрации внимания на «внеструктурных» параметрах («изнанке») структуры и связанных с их постижением когнитивных процессах. Получил развитие сначала во Франции, а затем в США. П. обычно связывают с именами Деррида (см.), Делёза (см.), Гваттари (см.), Бодрийара (см.), Ю. Кристевой, Лиотара (см.), К. Касториадиса, «позднего» Р. Барта (см.), Фуко (см.), а также ряда других исследователей.

 

П. унаследовал от структурализма определенную общность проблемного поля и отсутствие собственной цельной программы. Иногда П. характеризуют как попытку осуществить то, что не удалось сделать на первом этапе, и, следовательно, как закономерное развитие структурализма, выявление его апорий и парадоксов. Обнаруживается взаимная дополняемость структурализма и П., так или иначе опирающихся на концепцию знака как единства означающего и означаемого и особый интерес к проблемам языка. Налицо двойная проблематичность П.:

11 стр., 5264 слов

ТЕРМИНЫ ПО ФИЛОСОФИИ

... (от греч.antropos– человек,logos- учение, слово) – философская позиция, рассматривающая человека как системообразующий принцип философии. Антропологическая философия объясняет действительность из человека – базисной реальности. Апологетика ... недоступен сознанию. Данное представление о бессознательном получило наиболее полное развитие в концепциях А. Шопенгауэра, Э. Гартмана и З. Фрейда. ...

1) эпистемологическая проблема: является П. простой трансформацией («траекторией перемещения, а не отказа», согласно Р. Барту), мутацией или радикальным переворотом?

2) «географическая» проблема определения границ: если хронологический рубеж датируется 1968, то теоретически П. пересекается с семиотической теорией, постмодернизмом, леворадикальными течениями, различными литературными практиками (например, с американским деконструктивизмом, для которого деконструкция не более чем методика анализа текстов).

Впрочем, постструктуралисты сами настаивают на относительности всяких границ (между означаемым и означающим, философией и литературой, литературой и критикой), что, в частности, характеризует их аксиологические ориентации.

 

Древнекитайская философия

Китайская философия является частью восточной философии. Её влияние на культуры Китая, Японии, Кореи, Вьетнама и Тайваня равнозначно влиянию древнегреческой философии на Европу.

Суть учения — Рассматривая всё сущее как единство противоположных начал — мужского — Ян и женского — Инь, китайские мыслители объясняли бесконечный процесс движения их диалектическим взаимодействием. Наполняющие Вселенную, порождающие и сохраняющие жизнь эти первичные субстанции или силы обусловливают сущность Пяти Элементов: Металла, Дерева, Воды, Огня и Почвы.

Шесть школ древнекитайской философии(6-2вв до н. э.)-Даосизм: Вселенная является источником гармонии, поэтому всё в мире, от растения до человека, прекрасно в своём естественном состоянии. Лучший правитель — который оставляет людей в покое. Представители: Лао-Цзы, Чжуан-Цзы, Ян Чжу;

Конфуцианство: правитель и его чиновники должны управлять страной по принципам справедливости, честности и любви. Представители: Конфуций, Мэн-Цзы, Сюнь-Цзы;

Моизм. Представители: Мо Ди; Мэн Шэн.

Школа законников («Фа-цзя», по-европейски — легизм).

Представители: Ли Куй, У Ци, Шан Ян, Хань Фэйцзы; Часто также сюда относят Шэнь Дао.

Школа имён («Мин цзя»).

Представители: Дэн Си, Хуэй Ши, Гунсунь Лун;

Школа «инь-ян» («инь ян цзя») (натурфилософы).

Представители: Цзы-вэй, Цзоу Янь, Чжан Цан;

В большинстве школ преобладала практическая философия, связанная с проблемами житейской мудрости, нравственности, управления. Теоретическая база была наиболее развита в даосизме; в остальных же школах мировоззренческие основания были или слабы, или заимствованы из других школ.

 

Структурализм

Структурализм — направление и интеллектуальное движение в современной (в основном континентальной) философской мысли. Наиболее влиятелен структурализм был во Франции в 1960-х годах. Оказал влияние на развитие семиотики.

С. в широком смысле фактически охватывает целый ряд областей знания, заметно различающихся как по конкретным модификациям структурного метода, так и по его реальной роли в исследованиях. В более узком (и строгом) смысле под С. имеют в виду комплекс научных и философских идей, связанных с применением структурного метода и получивших наибольшее распространение в 60-х гг. во Франции (французский С.).

13 стр., 6059 слов

Теория философии * Философская антропология

... н с п е к т 1). Философия человека, или философская антропология, это учение о природе и сущности ... отдельный организм; 2) отдельный человек, который рассматривается как единичный представитель человеческого рода. Индивидуальность – термин, относимый, прежде всего ... мысли. Наиболее общее понятие для обозначения отдельного представителя вида Homo sapiens; субъект общественно-исторической деятельности ...

Его основные представители — французские учёные: этнолог К. Леви-Строс, историк культуры М. Фуко, психоаналитик Ж. Лакан, литературовед Р. Барт, а также искусствовед У. Эко (Италия).

Основу структурного метода образует выявление структуры в специфически структуралистском понимании этой категории — как совокупности отношений, инвариантных при некоторых преобразованиях. В такой трактовке понятие структуры характеризует не просто устойчивый «скелет» какого-либо объекта, а совокупность правил, по которым из одного объекта можно получить второй, третий и т.д. путём перестановки его элементов и некоторых др. симметричных преобразований. Т. о., выявление единых структурных закономерностей некоторого множества объектов достигается здесь не за счёт отбрасывания различий этих объектов, а путём выведения различий как превращающихся друг в друга конкретных вариантов единого абстрактного инварианта. Правила такого дедуктивного выведения и превращения черпаются из ряда разделов дискретной, «качественной» математики — теории групп, комбинаторики и др.

 

Основные особенности философии в Древней Греции.

?????

 

8)Франкфуртская школа и её представители.

Франкфуртская школа — критическая теория современного (индустриального) общества, разновидность неомарксизма. Основные представители: Теодор Адорно, Макс Хоркхаймер, Герберт Маркузе, Эрих Фромм, Вальтер Беньямин, Лео Лёвенталь, Франц Леопольд Нейман, Фридрих Поллок, из «второго поколения» — Юрген Хабермас, Оскар Негт. Термин «Франкфуртская школа» является собирательным названием, применяемым к мыслителям, связанным с Институтом социальных исследований в Франкфурте-на-Майне; сами представители критической теории никогда не объединяли себя под таким наименованием.

Представители данной школы считали, что буржуазное классовое общество превратилось в монолитную бесклассовую тоталитарную Систему, в которой революционная роль преобразования общества переходит маргинальным интеллигентам и аутсайдерам. Современное общество технократично и существует за счет распространения ложного сознания посредством средств массовой информации, а также популярной культуры, и навязываемым культом потребления. Тоталитаризм — это практика стирания грани между приватным и публичным существованием. Франкфуртская школа существенно повлияла на различные варианты идеологии левого радикализма.

 

9)Милетская Школа и её представители.

В 6-5 г до н.э. Фалес, Анаксимен, Анаксимандр ,Гераклит .Единственно всегда лежит в останове множественного. Фалес говорил что основой мира является вода, Анаксимен говорил что воздух, Гераклит — огонь, Аликсемад – Апирон (абстрактное явление).

Мир вечен и бесконечен. движение воспринимается как любое изменение, движение циклично. Мир упорядочен и не хаотичен, движение упорядочивается логосом .Логос- необходимый закон разума. Героклид и другие – основатель течения диалектики ??????????????

 

10)Аналитическая философия: Г.Фреге, Б.Рассел, Л.Витгенштейн.

4 стр., 1653 слов

Управленческие идеи Д. МакГрегора.Труд выдающего представителя ...

... проблемы "конфликта и сотрудничества", "коммуникационные барьеры", "неформальная организация". Среди многочисленных представителей этой школы, кроме ее основателей - Элтона Мэйо и Фрица Ротлисбергера, следует в ... как основную мотивирующую силу. Теория "Икс" (традиционная точка зрения) формулирует философию управления и контроля традиционного менеджмента. Менеджер сообщает людям, что нужно сделать, ...

Аналитическая философия (analytic philosophy, иногда analytical philosophy) — направление философии, ставшее в XX веке доминирующим в англоязычных странах. Подавляющее большинство сотрудников философских факультетов в таких странах как США, Великобритания, Канада, Скандинавия, Австралия и Новая Зеландия определяют себя в качестве аналитических философов.

Определенные исследования начала XX века. В частности, работы Бертрана Рассела и Готлоба Фреге, логических позитивистов. В этом смысле аналитическая философия определяется достаточно узко. Такое определение отвергается многими современными философами-аналитиками. Аналитическая философия, определенная таким образом, предполагает следующее:

• Позитивистская точка зрения о том, что философских истин не существует и что задачей философии является логическое прояснение мыслей. Эта точка зрения может быть противопоставлена традиционному фундаментализму, в рамках которого философия рассматривается как особый, высший вид науки, изучающий фундаментальные причины и принципы всего. Как результат, многие философы-аналитики рассматривают свои исследования как продолжение (или придаток) естественных наук.

• Точка зрения, что логическое прояснение мыслей может быть достигнуто лишь путем анализа логической формы философских предложений. Логическая форма предложения представляет собой способ репрезентации этого предложения (обычно используя формальную грамматику или символизм какой-либо логической системы) для того, чтобы показать его сходство с другими предложениями того же типа. Тем не менее, аналитические философы по большей части не согласны друг с другом по поводу того, какова верная логическая форма предложений естественного языка.

• Отрицание значимости всеобъемлющих философских систем в пользу более близкого внимания к деталям, здравому смыслу и обыденному языку.

 

Гераклит

Гераклит Эфесский (544—483 гг. до н. э.) — древнегреческий философ-досократик. Единственное сочинение — «О природе». Автор известной фразы «Всё течёт, всё меняется». Точная формулировка фразы: «Все течет и движется, и ничего не пребывает». Основатель первой исторической или первоначальной формы диалектики.

Гераклит. — развитие материализма и диалектики. «Все течет, все изменяется». — написал труд «О природе»- Первоначало — огонь. Космос един, все сущее никем не сотворено и является огнем, загорающимся и потухающим. Огонь переходит в воду, вода в землю, земля в воздух, воздух в огонь и все опять с начала. Душа – огненное дыхание. Основоположник гносеологии — учения о познании. Первым различал чувственное и рациональное познания. Истина постигается умом, но не чувствами! Познание начин с чувственного, но чувства должны быть обработаны разумом. — Сочетание противоположностей: добро есть зло, зло есть добро. Бог — лето и зима, война и мир. В объединении этих противоположностей существует гармония. Борьба противоположностей — источник создания мира.

Герменевтика.

Герменевтика (др.-греч. ἑρμηνευτική — искусство толкования от др.-греч. ἑρμηνεύω — толкую) — направление в философии XX века, выросшее на основе теории интерпретации литературных текстов. С точки зрения герменевтики задача философии заключается в истолковании предельных значений культуры, поскольку реальность мы видим сквозь призму культуры, которая представляет собой совокупность основополагающих текстов.

11 стр., 5225 слов

Философия личности человека

... человека с животным. В мире нет более сложного, противоречивого, таинственного и до конца еще неопознанного феномена как человек. Философия уделяет ему исключительно большое внимание; ни один философ- ... сущность на мир. Следовательно, идея человека – стержень философского контекста в целом. Человек – уникальный природный феномен, и в то же время, «что есть человек?». Именно философия должна дать ...

Теоретик и (или) практик в области библейской (богословской), философской или филологической герменевтики называется герменевтом.

В широком смысле понятие «герменевтика» может иметь следующие значения:

1. искусство интерпретации (толкования) текстов,

2. теория понимания, постижения смысла,

3. искусства постижения чужой индивидуальности,

4. учения о принципах гуманитарных наук.

Базовые понятия герменевтики

Герменевтический круг

Необходимость предпонимания

Бесконечность интерпретации

Интенциональность сознания

Основной вопрос герменевтики:

Как возможно понимание?

 

Пифагор

Пифагор Самосский (др.-греч. Πυθαγόρας ὁ Σάμιος, лат. Pythagoras; 570—490 гг. до н. э.) — древнегреческий философ и математик, создатель религиозной философии. Основными источниками по жизни и учению Пифагора являются сочинения философа-неоплатоника Ямвлиха (242—306 гг.) «О Пифагоровой жизни»; Порфирия (234—305 гг.) «Жизнь Пифагора»; Диогена Лаэртского (200—250 гг.) кн. 8, «Пифагор». Основатель философской школы пифагорейцев. Принципы математики — числа — считал также принципами мира; числовые отношения, пропорции отражают гармонию мира. — Мир — «Космос» — в нем порядок и гармония. — Верил в переселение душ, возвращение подобного.

 

Экзистенциализм и его представители.

Экзистенциализм (фр. existentialisme от лат. exsistentia — существование), философия существования — направление в философии XX века, рассматривающее человека как уникальное духовное существо, способное к выбору собственной судьбы. Экзистенция трактуется как противоположность эссенции (сущности).

Если судьба вещей и животных предопределена, то есть они обладают сущностью прежде существования, то человек обретает свою сущность в процессе своего существования. Основным проявлением экзистенции является свобода, которая подразумевает тревогу (ответственность) за результат своего выбора.

Необходимо признать, что экзистенциализм как философское направление никогда не существовал и не существует. Противоречивость этого исходит из самого содержания «экзистенции», так как она по определению индивидуальна и неповторима, означает переживания отдельно взятого индивида, непохожего ни на кого. Неким аналогом экзистенции можно считать душу человека.

Исходя из этой противоречивости, следует уточнять, что практически никто из мыслителей, причисляемых к экзистенциализму, не был в действительности философом-экзистенциалистом. Единственным, кто четко выражал свою принадлежность к этому направлению, был Жан-Поль Сартр. Его позиция была обозначена в докладе «Экзистенциализм — это гуманизм», где он и предпринял попытку обобщить экзистенциалистские устремления отдельных мыслителей начала XX века.

История и представители.

В России экзистенциализм возник накануне Первой мировой войны 1914—1918:

Л. Шестов, Н. А. Бердяев

В Германии экзистенциализм возник после Первой мировой войны: К. Ясперс, М. Хайдеггер, М. Бубер

9 стр., 4491 слов

Учение Ницше о человеке и сверхчеловеке

... Заратустра" 2.2 "Идеал человека - сверхчеловек" Заключение Список использованной литературы Введение Фридрих Ницше (1844-1900) - один из самых блестящих и спорных мыслителей европейской философии. Умерший на рубеже ХХ ... "Когда умеешь владеть собой, - поучал он важно сестру, - то начинаешь владеть всем миром". Он был горд и твердо веровал в благородство своего рода. Им владел ...

Нашел своих последователей в период Второй мировой войны 1939—1945 во Франции: Ж.-П. Сартр, Г. Марсель, М. Мерло-Понти, А. Камю, С. де Бовуар

В 1940—1950-е годы экзистенциализм получил распространение и в других европейских странах:

Австрия: В. Франкл (логотерапия)

Италия: Э. Кастелли, Н. Аббаньяно, Э. Пачи

Испания: Х. Ортега-и-Гасет (относительно близок)

В США идеи экзистенциализма популяризировали: У. Лоури, У. Баррет, Дж. Эдди, И. Ялом (экзистенциальная психология)

Великобритания: А. Мёрдок

К экзистенциализму близки религиозно-философские направления:

Французский персонализм: Э. Мунье, М. Недонсель, Ж. Лакруа

В немецком протестантизме — диалектическая теология: К. Барт, П. Тиллих, Р. Бультман

Своими предшественниками экзистенциалисты считают:

Блеза Паскаля,

Сёрена Кьеркегора

Франца Кафку

Мигеля де Унамуно

Ф. М. Достоевского

Фридриха Ницше.

 

15)Элейская школа: проблема бытия

Первая философская школа Элейская: В 5-6веков до н.э. Ксенофом – основоположник школы.

Зенон Элейский. Философские взгляды: критика взглядов на происхождение мира. У нас нет оснований считать, что боги похожи на людей нужно создать понятие о боги. Он сравнивал бога с миром – пантеизм. Заменили форму бога на шар. Бог вечен, материален и неизменен. Метафизики принципы: непротиворечивы и неизменны. Парменит вводит название, что вечно не уничтожимо, неизменно и едино, все остальное не бытье. Чувства часто обманывают. Бытье и не бытье противоположны друг другу. То что бытье познается с помощью чувств. Для доказательств создаётся апория. Чувство и разум даёт разные ответы. Апории : Пшеничное зерно, Охилес и черепаха , Стрела.

М. Хайдеггер.

Мартин Хайдеггер (нем. Martin Heidegger, 26 сентября 1889 — 26 мая 1976) — немецкий философ. Создал учение о Бытии как об основополагающей и неопределимой, но всем причастной стихии мироздания. Зов Бытия можно услышать на путях очищения личностного существования от обезличивающих иллюзий повседневности (ранний период) или на путях постижения сущности языка (поздний период).

Известен также своеобразной поэтичностью своих текстов и использованием диалектного немецкого языка в серьёзных трудах.

Философия Хайдеггера заново ставит вопрос о смысле бытия. Опираясь на феноменологический метод (Гуссерль), Хайдеггер последовательно проводит различие сущего и бытия, онтического и онтологического способа подхода к миру. Как философ Хайдеггер сформировался под влиянием своего учителя Гуссерля. Разрабатывая его идеи, ранний Хайдеггер развил некоторые мысли, которые в дальнейшем вдохновили Сартра на создание экзистенциализма. Однако сам Хайдеггер к этому направлению не примкнул, а вместо этого, находясь целиком в «лаборатории» Гуссерля, приступил к созданию т. н. фундаментальной онтологии. Развитием её он занимался до конца своих дней.

 

Атомизм Левкиппа и Демокрита.

Демокрит Абдерский (ок. 460 до н. э. — ок. 370 до н. э.) — древнегреческий философ, ученик Левкиппа, один из основателей атомистики.

10 стр., 4627 слов

Иррационалистическая философия Шопенгауэра и Ницше

... и развитие теории интернационализма Иррационалистическая философия возникает в период господства идей классической философии в Западной Европе. Она ... становится внутренняя жизнь человека, через призму которой ведется интерпретация различных общественных явлений: культуры, человека, власти, религии, ... постепенно вымирает, а с приходом Шопенгауэра и Ницше разум окончательно повержен в критике. На мой ...

Главным достижением философии Демокрита считается развитие им учения Левкиппа об «атоме» — неделимой частице вещества, обладающей истинным бытием, не разрушающейся и не возникающей (атомистический материализм).

Он описал мир как систему атомов в пустоте, отвергая бесконечную делимость материи, постулируя не только бесконечность числа атомов во Вселенной, но и бесконечность их форм (идей, είδος — «вид, облик», материалистическая категория, в противоположность идеалистическим идеям Сократа).

Атомы, согласно этой теории, движутся в пустом пространстве (Великой Пустоте, как говорил Демокрит) хаотично, сталкиваются и вследствие соответствия форм, размеров, положений и порядков либо сцепляются, либо разлетаются. Образовавшиеся соединения держатся вместе и таким образом производят возникновение сложных тел. Само же движение — свойство, естественно присущее атомам. Тела — это комбинации атомов. Разнообразие тел обусловлено как различием слагающих их атомов, так и различием порядка сборки, как из одних и тех же букв слагаются разные слова. Атомы не могут соприкасаться, поскольку все, что не имеет внутри себя пустоты, является неделимым, то есть единым атомом. Следовательно, между двумя атомами всегда есть хотя бы маленькие промежутки пустоты, так что даже в обычных телах есть пустота. Отсюда следует также, что при сближении атомов на очень маленькие расстояния между ними начинают действовать силы отталкивания. Вместе с тем, между атомами возможно и взаимное притяжение по принципу «подобное притягивается подобным».

 

Феноменология Э.Гуссерля.

Феноменология (нем. Phänomenologie — учение о феноменах) — направление в философии XX века, определявшее свою задачу как беспредпосылочное описание опыта познающего сознания и выделение в нем сущностных, идеальных черт.

Феноменология началась с тезиса Гуссерля «Назад, к самим вещам!», который противопоставляется распространенным в то время призывам «Назад, к Канту!», «Назад, к Гегелю!» и означает необходимость отказаться от построения дедуктивных систем философии, подобных гегелевской, а также от редукции вещей и сознания к каузальным связям, изучаемым науками. Феноменология, таким образом, предполагает обращение к первичному опыту, у Гуссерля — к опыту познающего сознания, где сознание понимается не как эмпирический предмет изучения психологии, но как «трансцендентальное Я» и «чистое смыслообразование» (интенциональность).

Гуссерль выдвигает цель построения универсальной науки (универсальной философии, универсальной онтологии), относящейся к «всеобъемлющему единству сущего», которая имела бы абсолютно строгое обоснование и служила обоснованием всем прочим наукам, познанию вообще.[1]. Такой наукой должна стать феноменология. Феноменология исследует и приводит в систему априорное в сознании; сводя априорное к «последним… сущностным необходимостям», она тем самым задаёт основные понятия наукам. Задача феноменологии — «в познании полной системы образований сознания, конституирующих» (имманентно) объективный мир.

 

Софисты.

Софисты (от др.-греч. σοφιστής — «умелец, изобретатель, мудрец, знаток») — древнегреческие платные преподаватели красноречия, представители одноименного философского направления, распространенного в Греции во 2-ой половине V — 1-й половине IV веков до н. э. В широком смысле термин «софист» означал искусного или мудрого человека.

13 стр., 6008 слов

Философия 98

... да Винчи, Донателло, Рафаэль Проблема человека, его творческие свободы, антропоцентризм Философия нового времени 16-18 века ... направление предполагающее наличие одной субстанции. Идеализм – направление в философии, считающее идею, сознание, дух – первичными, а природу, бытие и ... затем позже христианство. Эпоха Период Представители/ направления Предмет Характерная черта Античная философия 7 в. до ...

Софистика открывает новый период — рационалистический! — Главная цель спора — не истина, а победа в споре. Появилась в связи с развитием риторики (ораторского иск-ва), где важным было не только красиво говорить, а умение убедить.- Протагор: человек есть мера всех вещей. Главное св-во материи — изменчивость — распространяется и на человека. Все существует только в относительности к другому, просто так — ничто (принцип релятивизма).

Всякая вещь состоит из противоречивостей. Горгий: Бытие не существует. Если бы оно существовало, то его невозможно

было бы познать. У софистов также соц-политич. вопросы: считали важнейшими законы природы. Каждый человек вправе считать добром то что хочет. Проблема человека. СОКРАТ: человек — нравственное существо, познающее само себя. Душа — самое главное, так как в ней происходит познание. Материальный мир познать невозможно, но душу можно! Познать себя значит найти общие для всех людей нравственные качества. Для роста души необходима добродетель. Счастье =добродетель, зло = незнание добра.- Метод субъективной диалектики, цель которого — установить истину. Истина- знание, получаемое в результате диалога, беседы (в противовес софистам!).

Использовал метод индукции (выведение общего из частного).

 

20)Немецкий историцизм: О.Шпенглер, М.Вебер.

???????

 

Сократ.

Сократ (др.-греч. Σωκράτης, ок. 469 г. до н. э., Афины — 399 г. до н. э., там же) — древнегреческий философ, учение которого знаменует поворот в философии — от рассмотрения природы и мира, к рассмотрению человека. Приговорён к смерти за «развращение молодежи» и «непочитание богов». Его деятельность — поворотный момент античной философии. Своим методом анализа понятий (майевтика, диалектика) и отождествлением добродетели и знания он направил внимание философов на безусловное значение человеческой личности. «…Сократ исследовал нравственные добродетели и первый пытался давать их общие определения (ведь из рассуждавших о природе только Демокрит немного касался этого и некоторым образом дал определения теплого и холодного; а пифагорейцы — раньше его — делали это для немногого, определения чего они сводили к числам, указывая, например, что такое удобный случай, или справедливость, или супружество).

…Две вещи можно по справедливости приписывать Сократу — доказательства через наведение и общие определения: и то и другое касается начала знания», — писал Аристотель («Метафизика», XIII, 4).

СОКРАТ. — человек — нравственное существо, познающее само себя. Душа — самое главное, так как в ней происходит познание. Материальный мир познать невозможно, но душу можно! Познать себя значит найти общие для всех людей нравственные качества. Для роста души необходима добродетель. Счастье =добродетель, зло = незнание добра. Метод субъективной диалектики, цель которого — установить истину. Истина- знание, получаемое в результате диалога, беседы (в против овессофистам!) Использовал метод индукции (выведение общего из частного).

 

Философские аспекты учения З.Фрейда и К.Г.Юнга.

??????????

 

Платон и его значение.

Платон (др.-греч. Πλάτων) (428 или 427 до н. э., Афины — 348 или 347 до н. э., там же) — древнегреческий философ, ученик Сократа, учитель Аристотеля. Настоящее имя — Аристокл (др.-греч. Αριστοκλής).

Платон — прозвище, означающее «широкий, широкоплечий».

Платон: Мир состоит из мира теней, вещей и мира идей. Мир теней вторичен по отношению к миру идей, находящихся в постоянном движении. Мир идей первичен, вечен и постоянен. Материальный мир создан из хаоса, бесформенного движения творцом — Демиургом по идеальным образцам — идеям. Космос — шар, где есть планеты и звезды, приводимые в движение душой. Человек также состоит из мира теней = его тело и мира идей = душа. Человек наделен бессмертной сотворенной Богом душой. Душа является основой разумности, дает возможность познавать окружающий мир. Человек имеет врожденные идеи, он открывает мир как бы припоминая их. Чтобы познать вещь во всех ее проявлениях, надо узнать смысл вещи, то есть умом созерцать идеи. Идея — не чувственный объект. Знание — смысл!! — Из определения души вытекает концепция идеального государства Платона. Душа 3х типов: разумное (соответствует господству, то есть мудрецы, философы), яростное (защита то есть войны), неразумное (повиновение, то есть крестьяне, просто жители).

Гармоничное общество — результат осознания и исполнения каждым из слоев своего предназначения, то есть в итоге каждый человек должен осознавать свои обязанности и права. Платон отрицал такие виды гос-ва как тирания, олигархия.

 

24)Неокантианство: маргбурская и баденская школы.

Неокантианство — направление в немецкой философии второй половины XIX — начала XX веков.

Центральный лозунг неокантианцев («Назад к Канту!»)

Неокантианство подготовило почву для феноменологии. Неокантианство акцентировало внимание на эпистемологической стороне учения Канта. Баденская (Фрайбургская, Юго-западная) школа неокантианства — направление в неокантианстве. В центре внимания этой школы находилась проблематика ценностей и специфика методологии наук о природе и наук о духе. Канта, а также повлияло на формирование концепции этического социализма.

Основателями Баденской школы считаются Вильгельм Виндельбанд и Генрих Риккерт.

В России к этой школе причисляли себя Н.Н. Бубнов, С.И. Гессен, Г.Э. Ланц, Б. Кистяковский, М.М. Рубинштейн, Ф.А. Степун и др.

 

25)Аристотель.

Аристотель (др.-греч. Ἀριστοτέλης) (384 до н. э., Стагир — 322 до н. э., Халкидики) — древнегреческий философ и учёный. Ученик Платона. Основоположник формальной логики. Создал понятийный аппарат, который до сих пор пронизывает философский лексикон и сам стиль научного мышления. Аристотель был первым учёным, создавшим всестороннюю систему философии, охватившей все сферы человеческого развития — социологию, философию, политику, логику, физику.

Физика — наука о движении, которое возможно благодаря онтологическому различию между силой и энергией.

«Первая философия» Аристотеля (позднее названа метафизикой) содержит учение о 4 основных принципах бытия.

Материя: Первично оформленная материя выражена в виде пяти первоэлементов (стихий): воздух, вода, земля и огонь и эфир (небесная субстанция).

Форма «то, что». Сущность, стимул, цель, а также причина становления многообразных вещей из однообразной материи. Действующая причина (начало) — «то, откуда». Началом всех начал является Бог. Цель — «то, ради чего». Высшей целью является Благо

Вопросы онтологии:

1) философия занимается вопросами бытия как такового или бытия вообще.

2) философия или физика исследует сущее, причастного к движению.

 

26)Ф.Ницше.

Фридрих Вильгельм Ницше (15 октября 1844, Рёккен, Пруссия — 25 августа 1900, Веймар, Германия) — немецкий философ, поэт, композитор, культуролог, представитель иррационализма. Он подверг резкой критике религию, культуру и мораль своего времени и разработал собственную этическую теорию. Философия Ницше оказала большое влияние на формирование экзистенциализма и постмодернизма, и также стала весьма популярна в литературных и артистических кругах. Интерпретация его трудов довольно затруднительна и до сих пор вызывает много споров.

Ницше противопоставляет свою философию классической традиции рациональности, подвергая сомнению и вопрошанию все «очевидности» разума. Наибольший интерес у Ницше вызывают вопросы морали, постановки ценностей через себя, а не через религию и общественное мнение. Ницше одним из первых подверг сомнению единство субъекта, причинность воли, истину как единое основание мира, возможность рационального обоснования поступков. Его метафорическое, афористическое изложение своих взглядов снискало ему славу великого стилиста. Однако, афоризм для Ницше не просто стиль, но философская установка — не давать окончательных ответов, а создавать напряжение мысли, давать возможность самому читателю «разрешать» возникающие парадоксы мысли. Всякая религия, философия и мораль должны прославлять жизнь во всех её проявлениях, а все, что отрицает жизнь, её самоутверждение, — достойно смерти. Таким великим отрицанием жизни Ницше считал христианство. здоровая мораль должна прославлять и укреплять жизнь, её волю к власти. Всякая иная мораль — упадочна, есть симптом болезни, decadence. Человечество инстинктивно использует мораль для того, чтобы добиваться своей цели — цели расширения своей власти. Вопрос не в том, истинна ли мораль, а в том, служит ли она своей цели. Ницше опять же придерживается своего «прагматического» подхода, спрашивая «для чего нам нужна истина?» Для целей жизни истина не нужна, скорее иллюзия, самообман ведут человечество к его цели — самосовершенствованию в смысле расширения воли к власти. Но «свободные умы», избранные должны знать правду, чтобы быть способными управлять этим движением. Эти избранные, имморалисты человечества, созидатели ценностей должны знать основания своих поступков, отдавать отчет о своих целях и средствах.

 

27)Эпоха Эллинизма: общая характеристика и основные течения (скептицизм, стоицизм, эпикурейство)

Эллинизм — период в истории Средиземноморья, в первую очередь восточного, длившийся со времени походов Александра Македонского (334-323 до н. э.) до окончательного установления римского господства на этих территориях, которое датируется обычно падением птолемеевского Египта (30 до н. э.).

Термин введён в 1830-х Дройзеном.

Особенностью эллинистического периода явилось широкое распространение греческих языка и культуры на территориях, вошедших в состав государств диадохов, которые образовались после смерти Александра Македонского на завоёванных им территориях, и взаимопроникновение греческой и восточных — в первую очередь персидской — культур.

Начало эллинистической эпохи характеризуется переходом от полисной политической организации к наследственным эллинистическим монархиям, смещением центров культурной и экономической активности из Греции в Малую Азию и Египет.

Скептицизм (от греч. skeptikos — рассматривающий, исследующий) — философское направление, выдвигающее сомнение в качестве принципа мышления, особенно сомнение в надёжности истины. Умеренный скептицизм ограничивается познанием фактов, проявляя сдержанность по отношению ко всем гипотезам и теориям. В обыденном смысле скептицизм — психологическое состояние неуверенности, сомнения в чем-либо, заставляющее воздерживаться от высказывания категорических суждений.

Стоицизм — философская школа, возникшая во времена раннего эллинизма и сохранившая влияние вплоть до конца античного мира. Своё имя школа получила по названию портика Стоа Пойкиле (греч. στοά ποικίλη, букв. «расписной портик»), где основатель стоицизма, Зенон Китийский, впервые выступил в качестве самостоятельного учителя.

Учение стоиков принято разделять на три части: логику, физику и этику. Известно их сравнение философии с фруктовым садом: логика соответствует ограде, которая его защищает, физика является растущим деревом, а этика — плодами. Также свою систему классификации стоики сравнивали с животным и с яйцом. В первом случае кости — логика, мясо — физика, душа животного — этика; во втором — скорлупа — логика, белок — физика, а желток яйца — этика.

Логика

Стоическая логика, помимо формально-логической теории, содержит исследование гносеологических и лингвистических проблем.

Эпикуреизм — философское учение, исходящее из идей Эпикура и его последователей. Эпикуреизм был одним из наиболее влиятельных философских течений в Античности. Эпикур основывает свою школу в 307 г. до н. э. в Афинах. Школа находилась в саду философа, по этой причине она получила название «Сад», а последователи Эпикура стали именоваться «философами из садов».

Эпикурейская философия, в особенности философия самого Эпикура, не имеет конечной целью нахождение теоретической истины, она не ставит перед собой задачу получить некое чистое знание. Эпикуреизм служит вполне конкретным нуждам: ищет способ избавления человека от страдания. В отличие от стоиков, которые считали рок неизбежным, эпикурейцы наделяют человека свободой воли. Человек может предаваться удовольствиям сообразно своим желаниям. Эпикуреец не боится смерти: «Пока мы существуем, нет смерти; когда есть смерть, нас более нет». Жизнь — вот главное наслаждение. Умирая, Эпикур принял теплую ванну и попросил принести ему вина.

Эпикурейцы считали, что для счастливой жизни человеку необходимо:

Отсутствие телесного страдания;

Невозмутимость души; Дружба.

 

Европейский позитивизм 2-ой пол. XIX века.

??????????

 

Неоплатонизм Плотина

Неоплатонизм — идеалистическое направление античной философии III—VI вв., соединяющее и систематизирующее элементы философии Платона, Аристотеля и восточных учений. Наиболее известным и значительным выразителем идей неоплатонизма является Плотин. Парадигма неоплатонизма сводится:

к диалектике платоновской триады Единое—Ум—Душа;

к концепции ступенчатого удаления-перехода от высшего «единого и всеобщего» к разобщенной материи;

к мистически-интуитивному познанию высшего;

к освобождению души человека от материйной обремененности, к достижению чистой духовности с помощью аскезы и/или экстаза.

Т.о. неоплатонизм — учение об иерархически устроенном мире, порождаемом от запредельного ему первоначала; учение о «восхождении» души к своему истоку; разработка теургии (практических способов единения с Божеством).

Неоплатонизм представляет собой синтез: идей Платона, логики и толкований Аристотеля, не противоречащих Платону,

пифагореизма и орфизма, идей халдейских оракулов и египетской религии, идей индуистской философии (напр. эманации духа в материю и его возвращение и слияние с Богом-Абсолютом).

На неоплатонизм оказал существенное влияние стоицизм с его учением о тождестве мирового первоначала (огня) с внутренним я человека. Однако неоплатонизм мог возникнуть только из решительного преодоления стоического материализма, натуралистического пантеизма в стоической интерпретации наследия Платона.

 

Марксизм и его значение.

Марксизм — философское, политическое и экономическое учение и движение, основанное Карлом Марксом в середине XIX века.

В своих ранних работах Маркс с одной стороны осуждает философию за ее умозрительное сознание, но с другой стороны, настойчиво подчеркивает необходимость воплощения философии в действительность. Так, широко известен 11-й тезис Маркса о Л. Фейербахе: «Философы лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы изменять его». Позднее такая позиция вырождается в резкую критику метафизической философии в «Немецкой идеологии».

Центральным понятием философии марксизма как учения о диалектическом процессе является понятие всеобщности развития. В «Антидюринге» Энгельс высказывает мысль, что диалектика рассматривает законы мышления, в «Диалектике природы» подчеркивается, что «диалектические законы являются действительными законами развития природы».

Философия марксизма находит человека в состоянии отчуждения и основной акцент делает на его освобождении. Однако человек трактуется не как ни от кого не зависимый индивид, но как «совокупность общественных отношений», поэтому философия марксизма является, прежде всего, философией общества, рассматриваемого в его историческом развитии.

Коммунистическая революция, по мысли представителей марксизма, должна окончательно освободить человека от отчуждения и привести общество к бесклассовой коммунистической формации.

 

31)Средневековая философия и её значения: патристика и схоластика

????????

 

А.Шопенгауер.

???????????

 

33)Философия эпохи Возрождения: общая характеристика.

Возрождение, или Ренессанс (фр. Renaissance, итал. Rinascimento) — эпоха в истории культуры Европы, пришедшая на смену культуре Средних веков и предшествующая культуре нового времени. Примерные хронологические рамки эпохи — XIV—XVI века.

Отличительная черта эпохи Возрождения — светский характер культуры и её антропоцентризм (то есть интерес, в первую очередь, к человеку и его деятельности).

Появляется интерес к античной культуре, происходит как бы её «возрождение» — так и появился термин. В XV веке (1459) во Флоренции возрождается Платоновская академия в Кареджи.

Философы эпохи Возрождения

Николай Кузанский, Леонардо Бруни, Марсилио Фичино, Пико делла Мирандола, Лоренцо Валла

Манетти, Пьетро Помпонацци, Жан Боден, Монтень, Томас Мор, Эразм Роттердамский, Мартин Лютер, Кампанелла, Джордано Бруно.

Новая культурная парадигма возникла вследствие кардинальных изменений общественных отношений в Европе.

Рост городов-республик привёл к росту влияния сословий, не участвовавших в феодальных отношениях: мастеровых и ремесленников, торговцев, банкиров. Всем им была чужда иерархическая система ценностей, созданная средневековой, во многом церковной культурой и её аскетичный, смиренный дух. Это привело к появлению гуманизма — общественно-философского движения, рассматривавшего человека, его личность, его свободу, его активную, созидающую деятельность как высшую ценность и критерий оценки общественных институтов.

 

Диалектика Гегеля.

Диалектика (греч. διαλεκτική — искусство спорить, вести рассуждение) — логическая форма и способ рефлексивного теоретического мышления, имеющего своим предметом противоречия мыслимого содержания этого мышления.

Более всего термин «диалектика» раскрыл Гегель. Для него диалектика есть такой переход одного определения в другое, в котором обнаруживается, что эти определения односторонни и ограниченны, то есть содержат отрицание самих себя. Поэтому диалектика есть, согласно Гегелю, «движущая душа всякого научного развертывания мысли и представляет собой единственный принцип, который вносит в содержание науки имманентную связь и необходимость…».

В диалектике Гегеля можно выделить следующие три основных элемента:1. Попытка обойти Кантово опровержение рационализма. Это опровержение, как считает Гегель, имеет силу только для систем, которые являются метафизическими, но не для диалектического рационализма, который принимает во внимание развитие разума и потому не боится противоречий.2. Описание развития разума в терминах диалектики. Гегель употребляет слово «разум» не только в субъективном смысле — для обозначения определенной умственной способности,— но и в объективном смысле — для обозначения всех видов теорий, мыслей, идей и т. д. Гегель с наибольшим успехом применил диалектический метод в своих «Лекциях по истории философии».3. Философия тождества. Если разум и действительность тождественны и разум развивается диалектически (как это хорошо видно на примере развития философского мышления), то и действительность должна развиваться диалектически. Мир должен подчиняться законам диалектической логики. Следовательно, мы должны находить в мире противоречия, которые допускаются диалектической логикой.

 

35)Начало новоевропейской философии: Ф.Бэкон и Р.Декарт.

Рене Декарт — французский математик, философ, физик и физиолог, создатель аналитической геометрии и современной алгебраической символики, автор метода радикального сомнения в философии, механицизма в физике, предтеча рефлексологии.

Философия Декарта была дуалистической. Он признавал наличие в мире двух объективных сущностей: протяжённой (res extensa) и мыслящей (res cogitans), при этом проблема их взаимодействия в мыслящем существе оказалась в принципе не разрешимой в его философии. Кроме обычной материи Декарт выделил обширный класс невидимых тонких материй, с помощью которых пытался объяснить действие теплоты, тяготения, электричества и магнетизма. Главным вкладом Декарта в философию стало классическое построение философии рационализма как универсального метода познания. Разум, по Декарту, критически оценивает опытные данные и выводит из них скрытые в природе истинные законы, формулируемые на математическом языке. При умелом применении нет пределов могуществу разума.

Другой важнейшей чертой подхода Декарта был механицизм. Материя (включая тонкую) состоит из элементарных частиц, локальное механическое взаимодействие которых и производит все природные явления.

Исходной точкой рассуждений Декарта является «сомнение во всём». Скептицизм был всегда выдающейся чертой французского ума, равно как и стремление к математической точности знаний. Декартом первый твёрдый пункт для построения его миросозерцания — не требующая никакого дальнейшего доказательства основная истина нашего ума. От этой истины уже можно, по мнению Декарта, пойти далее к построению новых истин. Доказательство существования Бога. Таким образом из ясной идеи всесовершенного существа двояким путём выводится реальность бытия Бога:

во-первых, как источника самой идеи о нём — это доказательство, так сказать, психологическое;

во-вторых, как объекта, в свойства которого необходимо входит реальность, — это доказательство так называемое онтологическое, то есть переходящее от идеи бытия к утверждению самого бытия существа мыслимого.

Фрэнсис Бэкон Он начал свою профессиональную деятельность как юрист, но позже стал широко известен как адвокат-философ и защитник научной революции. Его работы являются основанием и популяризацией индуктивной методологии научного исследования, часто называемой методом Бэкона. Индукция получает знание из окружающего мира через эксперимент, наблюдение и проверку гипотез. В контексте своего времени, такие методы использовались алхимиками. Свой подход к проблемам науки Бэкон изложил в трактате «Новый органон», вышедшем в 1620 году. В этом трактате он провозгласил целью науки увеличение власти человека над природой, которую определял как бездушный материал, цель которого быть использованным человеком, чем подтолкнул к варварскому пользованию окружающей средой. В целом великое достоинство науки Бэкон считал почти самоочевидным и выразил это в своём знаменитом афоризме «Знание — сила».

 

Ф.В.Й.Шеллинг.

Фридрих Вильгельм Йозеф фон Шеллинг (нем. Friedrich Wilhelm Joseph von Schelling, 27 января 1775 — 20 августа 1854) — немецкий философ. Был близок венским романтикам. Выдающийся представитель идеализма в новой философии.

Философия Шеллинга не представляет собой вполне объединённого и законченного целого, а скорее несколько систем, последовательно развитых им в течение жизни. Не следует, однако, думать, чтобы эти системы вовсе не были связаны между собой. Напротив, мировоззрение Шеллинга развивалось органически, как бы порождая новые отпрыски из одного главного ствола. Переходя от исследования одной области к другой, Шеллинг обыкновенно заботился о приведении этих различных отделов в гармоническое, освобожденное от противоречий единство. Первый период в развитии философии Шеллинга состоит в исследовании гносеологической проблемы об основном принципе познания и возможности познания с точки зрения видоизмененного Фихте критицизма. Здесь Шеллинг не отклоняется в общем от пути, намеченного Фихте.

Главной задачей второго периода является конструирование природы, как саморазвивающегося духовного организма.

Система тождества, характеризующая третий период, состоит в раскрытии идеи абсолютного, как тождества основных противоположностей реального и идеального, конечного и бесконечного.

В четвёртом периоде Шеллинг излагает свою философию религии — теорию отпадения мира от Бога и возвращения к Богу при посредстве христианства. К этому же периоду примыкает, в качестве дополнения, «положительная» философия, известная только по читанным Шеллингом лекциям. В ней философия религии излагается не как предмет рационального познания, а как интуитивно открываемая истина. С этой точки зрения положительная философия, является в то же время философией мифологии и откровения.

 

37)Английский эмперизм: Т.Гоббс, Д.Локк.

??????????

 

И.Г.Фихте.

???????????????

 

39)Эпоха Просвещения и её значение.

Эпоха Просвещения (фр. siècle des lumières, нем. Aufklärung) — эпоха религиозного упадка европейского общества, отказ от религиозного миропонимания XVII—XVIII веков, основой для которой стал рационализм. Начавшись во Франции, Нидерландах, Германии и Англии, это движение распространилось на всю Европу, включая Россию. Просвещение считают не столько комплексом идей, сколько определенным направлением философской мысли. В основе философии Просвещения лежала критика существовавших в то время традиционных институтов, обычаев и морали. Относительно датировки этого направления единого мнения не существует. Одни историки относят начало этой эпохи к концу XVII в., другие — к середине XVIII в. Просвещение является естественным продолжением гуманизма XIV—XV веков как чисто светского культурного направления, характеризующегося притом индивидуализмом и критическим отношением к традициям. Но эпоха просвещения отделена от эпохи гуманизма эпохой религиозной реформации и католической реакции, когда в жизни Западной Европы снова взяли перевес теологические и церковные начала. Просвещение является продолжением традиций не только гуманизма, но и передового протестантизма и рационалистического сектантства XVI и XVII вв., от которых он унаследовал идеи политической свободы и свободы совести. С наибольшим удобством переход от идей реформационной эпохи к идеям эпохи просвещения наблюдается в Англии конца XVII и начала XVIII веков, когда получил своё развитие деизм, бывший завершением религиозной эволюции реформационной эпохи и началом так называемой «естественной религии», которую проповедовали просветители XVIII в. В частности, как на родоначальника просветительной литературы XVIII в. можно смотреть на Локка. Подобно гуманизму и протестантизму, просвещение в разных странах получало местный и национальный характер. Под влиянием идей просвещения предприняты были и реформы, которые должны были перестроить всю общественную жизнь (просвещённый абсолютизм и французская революция).

В начале XIX в. просвещение вызвало против себя реакцию, которая, с одной стороны, была возвращением к старому теологическому миросозерцанию, с другой — обращением к изучению исторической деятельности, которая была в большом пренебрежении у идеологов XVIII в. Уже в XVIII в. делались попытки определения основного характера просвещения. Из этих попыток наиболее замечательная принадлежит Канту («Beantwortung der Frage: was ist Aufklärung?», 1784).

Просвещение не есть замена одних догматических идей другими догматическими же идеями, а самостоятельное мышление. В этом смысле Кант противополагал просвещению просветительство и заявлял, что это просто свобода использовать свой собственный интеллект.

 

Теория познания И.Канта.

?????????????