Шпора по консультативной психологии

Директивы, используемые в консультировании

Директива (указание).

При использовании данной техники психолог указывает клиенту на то, какое действие он должен предпринять. Указание может быть направлено на изменение поведения или использование какой — либо техники в процессе консультирования. Применение этой техники основано на предположении, что клиент в процессе консультирования будет выполнять те действия, на которые ему указывает консультант.

Директива состоит в том, что мы сообщаем клиенту, какое действие, поступок ему следует предпринять или какого стиля поведения придерживаться. Функция директивы — ясно показать собеседнику, какого действия от него ждут.

Уместная и квалифицированная директива является одной из наиболее сильных техник. Тогда как неуместная или неумело выполненная директива только компрометирует терапевта в глазах клиента.

Директив не может быть более одной — двух в течение одной встречи. Причем каждая следующая из них не только сама менее ценна, но и снижает ценность предыдущей.

Во время беседы оценить эффективность директивы можно, используя технику обратной связи.

В психологическом консультировании используются различные директивы в виде конкретных пожеланий «Я предлагаю Вам сделать следующее…»:
 • фантастическое предложение: «Представьте себе…», «Опишите идеальную профессиональную деятельность…»;
 • свободные ассоциации: «Расскажите, какие ассоциации вызывает у Вас эта профессия…», «Перейдите к тому, что происходит в Вашей профессиональной жизни…»;
 • обсуждение ролевых позиций: «Как учитель Вы…» или «Как адвокат Вы имеете право…»;
 • языковые замены: «Замените «хотелось бы» на «я хочу»», «Замените «нельзя» на «желательно»» и т.п.
 Особо следует подчеркнуть, что именно за клиентом остается право на выбор альтернативного решения, а также способа его реализации и направления изменения.

2. Психологическое консультирование и психотерапия

5 стр., 2143 слов

Кафедра «Связи с общественностью, политология, психология и право» 2

... лишь общая предпосылка для возникновения субъективных прав и обязанностей. Наличие ... может отказаться от субъективного права, но не может отказаться от правоспособности. Способность иметь гражданские права следует отличать от обладания этими правами. Правоспособность — это ...

Распределение этих двух сфер психологической помощи — сложная задача, поскольку в немалом числе случаев профессионалу трудно сказать, занимается он психологическим консультированием или психотерапией. Как в консультировании, так и в психотерапии используются те же самые профессиональные навыки; требования, предъявляемые к личности клиента и психотерапевта, одинаковы; процедуры, используемые в консультировании и психотерапии, тоже подобны. Наконец, в первом и втором случаях помощь клиенту основывается на взаимодействии между консультантом (психотерапевтом) и клиентом.

Процедурные отличия психологического консультирования от психотерапии (Алешина, 1994):

1. Отличия, связанные с характером жалобы клиента. В случае психологического консультирования клиент жалуется на трудности в межличностных отношениях или осуществлении какой-либо деятельности. В случае, ориентированном на психотерапию, клиент жалуется на невозможность контролировать себя.

2. Отличия, связанные с процессом диагностики. В психологическом консультировании диагностика преимущественно направлена на события настоящего и недалекого прошлого. При этом значительное внимание уделяется конкретному поведению, межличностным отношениям. В значительной части психотерапевтических подходов диагностика преимущественно направлена на события далекого детства и юности (вероятное время получения психологической травмы).

Значительное внимание также уделяется анализу бессознательного: исследуются сны, ассоциации.

3. Отличия, связанные с процессом оказания воздействия. Основой психологического консультирования является прежде всего, изменение установок клиента на других людей и на различные формы взаимоотношений с ними. Следующим этапом работы является изменение поведения клиента. В значительной части психотерапевтических подходов гораздо большее внимание уделяется взаимоотношениям между клиентом и психотерапевтом, анализ которых в терминах переноса и контрпереноса является одним из важнейших средств углубления и расширения возможностей воздействия, тогда как для консультирования это может даже выступать как нежелательное побочное явление, затрудняющее работу.

4. Отличия, связанные с типом клиентов. Клиентом в психологическом консультировании может быть практически любой человек. Большинство направлений психотерапии ориентировано на невротиков с высоким уровнем развития склонности к самонаблюдению и самоанализу, способных оплачивать часто дорогой и длительный курс лечения, обладающих для этого достаточным количеством времени и мотивацией.

5. Отличия в требованиях к уровню подготовки специалиста, оказывающего воздействие. Психологу-консультанту необходим психологический диплом (удостоверяет его знание достижений научной психологии) и некоторая дополнительная специальная подготовка в области теории и практики психологического консультирования, которая может быть не особенно длительной. Практическая подготовка будущего психолога-консультанта подразумевает наблюдение за работой опытного психолога-консультанта (лучше нескольких) и самостоятельный опыт работы под наблюдением опытного психолога-консультанта с последующим анализом деятельности. Психотерапевт не сильно привязан к психологическому диплому (многие психотерапевты вырастали из медицинской среды или из сфер, гораздо более далеких от психологии).

7 стр., 3142 слов

Отличия между психологическим консультированием и немедицинской психотерапией

... и мы не будем подробно останавливаться на данном вопросе. В целом, отличия между психологическим консультированием и немедицинской психотерапией заключаются в уровне консультативного взаимодействия, на который решается пойти клиент ... виноватым и т. д.), а консультант его в этом поддерживает, то их совместная работа может направиться на решение сиюминутной внешней проблемы. Но решив ее, клиент ...

Ему необходимо получить документ, удостоверяющий его право работать в рамках того направления психотерапии, которое он избрал. В отличие от психолога-консультанта психотерапевту в большинстве направлений необходим длительный опыт собственной психотерапии и длительный период самостоятельной работы под наблюдением опытного руководителя.

Психотерапия — не единственный источник психологического консультирования. Важным источником является научное психологическое знание, основанное на результатах эмпирических исследований. Поэтому психологическое консультирование более ориентировано на использование в процессе работы с клиентом достижений современной научной психологии, чем  на  психотерапию  в западном смысле этого слова. Так, например,      Н.Н. Обозов (1993) видит цель психолога-консультанта в прояснении клиенту причин и следствий жизненных ситуаций. Ориентация в процессе психологического консультирования на использование достижений именно научной психологии особенно характерна для отечественной традиции психологического консультирования.

     3. Характеристика различных уровней и видов консультирования

В зависимости от типа проблем, с которыми обращаются клиенты за псих. помощью в консультации, возможно выделить след. виды псих. консул-ия:

    1. индивидуальное консультирование (проблемы личностного роста внутренние        конфликты, страхи, псих травмы, проблемы межличностных отношений).

    2. супружеское консультирование (проблемы взаимоотношений, сексуальные проблемы; состояния до и после развода).

   3. семейное консультирование (проблемы взаимоотношений с настоящими или бывшими (в случае развода) родственниками, психолого-педагогические проблемы, проблемы взаимоотношений с детьми).

   4. профконсультирование (выбор профессии, совершенствование способностей, необходимых для успешного осуществления проф деятельности, повышение работоспособности).

   5. оргконсультирование (кадровая политика, имидж фирмы, повышение произволительности труда, взаимоотношения с партнерами).

   6. дистанционное консу-ие  (консул-ие по телефону, переписка).

По количеству человек:  1. индивидуальное психоконс-ие;  2. групповое психоконс-ие

В Психотерапевтической энциклопедии под редакцией Б.Д. Карвасарского описаны следующие виды психологического консультирования:
1.
Проблемно-ориентированное консультирование (consulting).

Акцент здесь делается на модификации поведения, анализе внешних причин проблемы. Цель работы с клиентом: формирование и укрепление способности клиента к адекватным ситуации действиям, овладение техниками, позволяющими улучшить самоконтроль. Много приемов, используемых в рамках этого направления, взято из поведенческой терапии.
2. Личностно-ориентированное консультирование (counseling).

Центрировано на анализе индивидуальных, личностных причин проблемы, процессе складывания деструктивных личностных стереотипов, предотвращении подобных проблем в будущем. Консультант здесь принципиально воздерживается от советов и организационной помощи, так как это уводит в сторону от внутренних, глубинных причин проблемы. Много приемов, используемых в рамках этого направления, взято из многочисленных психоаналитических и постпсихоаналитических течений западной психотерапии. Прежде всего, сюда следует отнести техники гештальтерапии, гуманистической психотерапии.
3. Решение-ориентированное консультирование (solution talk).

Упор здесь делается на активацию собственных ресурсов клиента для решения проблемы. Представители этого подхода обращают внимание на тот факт, что анализ причин проблемы неминуемо приводит к усилению чувства вины у клиента, что является препятствием к сотрудничеству психолога-консультанта и клиента. Много приемов, используемых в рамках этого подхода, взято из краткосрочной позитивной терапии.

Выделяются следующие уровни консультирования:

Уровень формального общения. Это такое общение, когда на первый план выходит обмен объективными, формальными характеристиками людей. Ключевым признаком формального общения является то, что доступность и экспрессивность сдерживаются, чтобы сохранить лицо. Общение сосредоточено на имидже.

Уровень поддержания контакта. По сравнению с формальным уровнем, здесь существенно меньше озабоченности имиджем, но самораскрытия тоже очень немного.

Уровень стандартной беседы. Стандартная беседа представляет собой момент равновесия между заботами о собственном имидже и вовлеченностью в выражение внутренних переживаний. На этом уровне психологу легко собирать информацию.

Уровень критических обстоятельств. Это уровень, когда внимание клиента направляется на такие моменты и такие разговоры, которые могут приводить к изменениям. Клиент, вовлеченный в разговор на уровне критических обстоятельств, более обеспокоен выражением своего внутреннего переживания, чем созданием или сохранением имиджа, чтобы произвести впечатление на психолога.

Уровень интимности. Отношения на этом уровне характеризуются максимальной доступностью и/или экспрессивностью. Клиент настолько захвачен выражением своих внутренних переживаний, что почти совсем не заботится о сохранении своего имиджа и с готовностью воспринимает то, что может сказать или сделать психолог.

Цели психологического консультирования

Вопрос определения целей консультирования не является простым, поскольку зависит от потребностей клиентов, обращающихся за психологической помощью, и теоретической ориентации самого консультанта. Однако, прежде чем ознакомиться с многообразием целей консультирования, сформулируем, следуя за George и Cristiani (1990), несколько универсальных целей, которые в большей или меньшей степени упоминаются теоретиками разных школ:

1. Способствовать изменению поведения, чтобы клиент мог жить продуктивнее, испытывать удовлетворенность жизнью, несмотря на некоторые неизбежные социальные ограничения.

2. Развивать навыки преодоления трудностей при столкновении с новыми жизненными обстоятельствами и требованиями.

3. Обеспечить эффективное принятие жизненно важных решений. Существует множество дел, которым можно научиться во время консультирования: самостоятельные поступки, распределение времени и энергии, оценка последствий риска, исследование поля ценностей, в котором происходит принятие решений, оценка свойств своей личности, преодоление эмоциональных стрессов, понимание влияния установок на принятие решений и т.п.

4. Развивать умение завязывать и поддерживать межличностные отношения. Общение с людьми занимает значительную часть жизни и у многих вызывает трудности из-за низкого уровня их самоуважения или недостаточных социальных навыков. Будь то семейные конфликты взрослых или проблемы взаимоотношения детей, следует улучшать качество жизни клиентов посредством обучения лучшему построению межличностных отношений.

5. Облегчить реализацию и повышение потенциала личности. В консультировании необходимо стремиться к максимальной свободе клиента (учитывая естественные социальные ограничения), а также к развитию способности клиента контролировать свое окружение и собственные реакции, провоцируемые окружением.

Несмотря на некоторую общность целей психологического консультирования, основные психологические школы все-аки значительно расходятся в их понимании.

Направление

Цели консультирования

Психоаналитическое направление

Перевести в сознание вытесненный в бессознательное материал; помочь клиенту воспроизвести ранний опыт и проанализировать вытесненные конфликты; реконструировать базисную личность

Адлерианское направление

Трансформировать цели жизни клиента; помочь ему сформировать социально значимые цели и скорректировать ошибочную мотивацию посредством обретения чувства равенства с другими людьми

Терапия поведения

Исправить неадекватное поведение и обучить эффективному поведению

Рационально-эмоциональная терапия (A.Ellis)

Устранить «саморазрушающий» подход клиента к жизни и помочь сформировать толерантный и рациональный подход; научить применению научного метода при решении поведенческих и эмоциональных проблем

Ориентированная на клиента терапия (C.Rogers)

Создать благоприятный климат консультирования, подходящий для самоисследования и распознавания факторов, мешающих росту личности; поощрять открытость клиента опыту, уверенность в себе, спонтанность

Экзистенциальная терапия

Помочь клиенту осознать свою свободу и собственные возможности; побуждать к принятию ответственности за то, что происходит с ним; идентифицировать блокирующие свободу факторы

Цели и задачи психолога-консультанта

Главная цель психолога-консультанта заключается в том, чтобы помочь клиенту посмотреть на свои проблемы со стороны, продемонстрировать и обсудить те стороны взаимоотношений, которые будучи источником трудностей, обычно не осознаются и не контролируются. Основой такой формы взаимодействия является прежде всего изменение установок клиента как на других людей, так и на различные формы взаимодействия с ними. В ходе консультационной беседы клиент получает возможность шире взглянуть на ситуацию, иначе оценить свою роль в ней и в соответствии с этим новым видением изменить свое отношение к происходящему и свое поведение.

Задачей здесь будет доведение до клиента имеющей отношение к его проблемам психологической информации. Эта задача порождает еще одну — изучение индивидуально-психологических особенностей клиента, чтобы, исходя из них, правильно доводить эту информацию, учитывать, что и в какой форме человек готов принять.

Основная задача консультанта состоит в том, чтобы помочь клиенту в выявлении своих внутренних резервов и в устранении факторов, мешающих их использованию. Консультант также должен помочь клиенту понять, каким он хочет стать. Клиентам во время консультирования следует искренне оценивать свое поведение, стиль жизни и решить, каким образом и в каком направлении они хотели бы изменить качество своей жизни.

Задачи консультанта:

Выслушивание клиента, в результате чего должно расшириться его представление о себе и собственной ситуации, возникнуть пища для размышлений.

Облегчение эмоционального состояния клиента, то есть благодаря работе психолога-консультанта клиенту должно стать легче.

Принятие клиентом ответственности за происходящее с ним. Имеется в виду, что в ходе консультации фокус жалобы клиента должен быть переведен на него самого, человек должен ощутить свою ответственность и вину за происходящее, только в этом случае он будет действительно стараться измениться и изменить ситуацию, в противном случае он будет лишь ожидать помощи и изменений со стороны окружающих. Программа-минимум здесь – показать клиенту, что он сам, хотя бы отчасти, способствует тому, что его проблемы, и отношения с людьми носят такой сложный и негативный характер.

Помощь психолога в определении того, что именно и как можно изменить в ситуации.

Пятишаговое психологическое интервью

Рассмотрим пятишаговую модель процесса интервью, используемого в качестве основного метода консультирования.

     1-я фаза – установление взаимопонимания.            

      Главной предпосылкой эффективного интервью является открытость диалога, для чего требуется, как минимум, контакт и взаимопонимание между участниками.

     Для достижения контакта необходимо, чтобы клиент поверил в доброжелательность и благорасположенность к нему консультанта и захотел поделиться информацией, а также личными, иногда весьма мучительными, переживаниями. Установление взаимопонимания начинается со знакомства. Во время знакомства при обращении к клиенту благоразумнее называть его по имени или же уточнить, какое обращение он предпочитает.

     Создается возможность для разговора о себе, то есть задается предмет взаимодействия – клиент и события его жизни.

     Одно из средств для достижения взаимопонимания – проведение «разминки». Непродолжительная беседа на нейтральную тему создает благоприятную атмосферу для обсуждения проблем.

     Эта стадия интервью заканчивается, когда достигнуто соответствие консультанта и клиента, которое может быть выражено примерно в следующей формулировке: я его чувствую, понимаю (консультант); меня слушают, я доверяю этому человеку (клиент).

    2-я фаза – изучение    проблемы.               

    После того, как клиент подготовлен к работе, следует начать изучать проблему. Интервьюируемый начинает рассказывать о ней. Задача консультанта заключается в том, чтобы разговорить собеседника, выразить понимание и получить информацию, необходимую для составления ясной картины имеющихся у него трудностей и факторов, их обусловивших.

     На второй стадии интервью происходит сбор информации о клиенте. Консультант на этом этапе может и часто должен выступать в роли следователя, стремясь узнать о клиенте как можно больше.

Примерно 15–20 минут идет подробный рассказ клиента о себе.

     Консультанта занимают следующие вопросы: как видит свою проблему клиент? каковы его возможности в ее решении? На материале полученной информации консультант уясняет позитивные возможности клиента в решении проблемы.

     3-я фаза – принятие решения.

    На третьей стадии интервью консультант обсуждает с клиентом возможные пути решения проблемы.  

    Консультанту очень важно обговорить с клиентом возможные позитивные варианты поведения. В ненавязчивой манере их желательно воссоздать. Тестирование в этой ситуации позволяет клиенту обнаружить неизвестные ему ресурсы своей личности, сфокусировать внимание на возможностях, о которых он не думал.

     Позитивное обсуждение может быть не очень четким, но должно быть обязательно. Ему может быть посвящена целая консультация. На этом фаза воздействия закончена.

    4-я фаза – обсуждение     запасных вариантов решения проблемы.

Четвертая фаза интервью – выработка альтернативных решений. Обсуждение с клиентом разных вариантов решения его проблемы.

    Консультант, работая с альтернативными решениями, должен постоянно думать над содержанием своей профессиональной позиции и помнить о том, что правильное для него решение не обязательно является таковым для клиента, некоторым же нужны четкие директивные рекомендации.

   5-я фаза – подведение итогов консультирования.

Пятый, последний этап интервью, – обобщение консультантом в форме резюме результатов взаимодействия с клиентом. Задача консультанта – способствовать формированию активной позиции клиента в решении проблемы.

    Целесообразно на этом этапе попросить клиента указать, что дала ему консультация. Если клиент не может подвести итог или он будет совершенно неожиданным для консультанта, это может свидетельствовать об ошибочных действиях социального работника. В этом случае необходимо продолжить работу с респондентом, предварительно тщательно проанализировав предшествующие этапы.

    В заключение беседы консультант прощается с клиентом, обещая потенциально будущую встречу.

7. Личность эффективного консультанта

МОДЕЛЬ ЛИЧНОСТИ ЭФФЕКТИВНОГО КОНСУЛЬТАНТА включает:

1. Аутентичность. Имеется в виду, что человек жаждет быть и является сам собой в противовес расходованию энергии на проигрывание ролей и создание внешнего фасада, вместо того, чтобы использовать ее на решение реальных проблем. Дж. Бьюдженталь [2001, с. 42 — 43] отождествляет слово «аутентичность» с близким словом «присутствие». В этом качестве он выделяет две стороны:

— Доступность. Обозначает степень того, насколько человек допускает, чтобы происходящее в данной ситуации имело для него значение, воздействовало на него.

— Экспрессивность. Обозначает степень, в которой человек склонен позволять другому (другим) действительно узнать себя в данной ситуации. Это включает в себя самораскрытие без маскировки каких-то субъективных переживаний.

2. Открытость собственному опыту. Здесь открытость понимается не в смысле откровенности перед другими людьми, а как искренность в восприятии собственных чувств. Консультант способен содействовать позитивным изменениям клиента, только когда проявляет терпимость ко всему разнообразию чужих и своих эмоциональных реакций.

3. Развитое самопознание. Чем больше консультант знает о самом себе, тем больше он поймет своих клиентов. Этому способствует умение слышать то, что творится внутри нас.

4. Сила личности и идентичность. Консультант должен знать, кто он таков, кем может стать, чего хочет от жизни, что для него важно по существу. Он обращается к жизни с вопросами, отвечает на вопросы, поставленные ему жизнью, и постоянно подвергает проверке свои ценности. Как в профессиональной работе, так и в личной жизни консультанту не следует быть простым отражением надежд других людей, он должен действовать, руководствуясь собственной внутренней позицией. Это позволит ему чувствовать себя сильным в межличностных отношениях.

5. Толерантность к неопределенности. Уверенность в своей интуиции и адекватности чувств, убежденность в правильности принимаемых решений и способность рисковать — все эти качества помогают переносить напряжение, создаваемое неопределенностью при частом взаимодействии с клиентами.

6. Принятие личной ответственности. Имеется в виду то, что критика не вызывает у такого человека механизмов психологической защиты, а служит полезной обратной связью, улучшающей эффективность деятельности и даже организацию жизни.

7. Стремление к глубине межличностных отношений. Обычно этому препятствуют: страх потерять свободу, быть более уязвимым, страх непринятия другим положительных чувств, отклонение их. Для того, чтобы эти факторы не мешали стремлению к развитию глубоких межличностных отношений, в среде, где живет психолог-консультант, необходимо стараться создавать такую атмосферу, чтобы люди избегали осуждения, «наклеивания ярлыков». Шабалина В. В. [1998, с.17 — 18] предлагает интересный прием для того, чтобы блокировать у некоторых людей тенденцию к осуждению, «наклеиванию ярлыков», деланию из других «козлов отпущения». В момент подобных действий рекомендуется спросить у человека, их совершающего, что в данный момент происходит с его чувствами, переключить его внимание с другого на самого себя, свои чувства. Если он от этого получает удовольствие, то, может быть, проблема в нем?

8. Постановка реалистичных целей. Имеется в виду, что человек вследствие неудач или удач не торопится слишком повышать или понижать планку притязаний, ни один консультант не всемогущ. Порой необходимо отказаться от нереального стремления стать чересчур совершенным, что ведет к чувству вины. Следует не винить себя за ошибки, а делать полезные выводы. Правильная оценка собственных возможностей позволяет ставить перед собой лишь достижимые цели.

9. Эмпатия постижение эмоционального состоянии, проникновение, вчувствование в переживания другого человека.

Таким образом, как подытоживает Кочюнас Р.-А. Б. [1999], эффективный консультант – это, прежде всего зрелый человек. Чем разнообразнее будет у него стиль личной и профессиональной жизни,  тем эффективнее будет его деятельность. В консультировании, как и в жизни, следует руководствоваться не формулами, а своей интуицией и потребностями ситуации. Кочюнас Р.-А. Б. полагает, что появление у клиента перечисленных выше черт зрелой личности, которые хотелось бы видеть у консультанта, может рассматриваться как весомый критерий эффективности консультирования.

8. Понятие психологического консультирования

Психологическое консультирование как профессия является относительно новой областью психологической практики, выделившейся из психотерапии. Некоторая неопределенность предмета психологического консультирования отражается в разнообразии определений. Так, лицензионная комиссия Ассоциации служащих и менеджеров США, выдающая разрешения на частную практику, предлагает следующее определение: «Консультирование — это совокупность процедур, направленных на помощь человеку в разрешении проблем и принятии решений относительно профессиональной карьеры, брака, семьи, совершенствования личности и межличностных отношений». Н. Burks и В. Steffire (1979) предложили несколько более широкое определение консультирования: «Консультирование — это профессиональное отношение квалифицированного консультанта к клиенту, которое обычно представляется как «личность-личность», хотя иногда в нем участвуют более двух человек. Цель консультирования — помочь клиентам понять происходящее в их жизненном пространстве и осмысленно достичь поставленной цели на основе осознанного выбора при разрешении проблем эмоционального и межличностного характера». Имеется много сходных определений, и все они включают несколько основных положений:

Консультирование помогает человеку выбирать и действовать по собственному усмотрению.

Консультирование помогает обучаться новому поведению.

Консультирование способствует развитию личности.

В консультировании акцентируется ответственность клиента, т.е. признается, что независимый, ответственный индивид способен в соответствующих обстоятельствах принимать самостоятельные решения, а консультант создает условия, которые поощряют волевое поведение клиента.

Сердцевиной консультирования является «консультативное взаимодействие» между клиентом и консультантом, основанное на философии «клиент-центрированной» терапии.

Основоположник клиент-центрированной терапии известный американский психотерапевт С. Rogers выделил три основных принципа этого направления:

каждая личность обладает безусловной ценностью и заслуживает уважения как таковая;

каждая личность в состоянии быть ответственной за себя;

каждая личность имеет право выбирать ценности и цели, принимать самостоятельные решения.

Таким образом, определения психологического консультирования охватывают стержневые установки консультанта в отношении человека вообще и клиента в частности. Консультант принимает клиента как уникального, автономного индивида, за которым признается и уважается право свободного выбора, самоопределения, право жить собственной жизнью. Тем более важно признать, что любое внушение или давление мешает клиенту принять ответственность на себя и правильно решать свои проблемы.

Психоконс-ие – это область практической психологии, суть которой заключается в оказании психологом-консультантом психологической помощи клиенту в ходе специально организованной беседы, направленной на осознание клиентом сути проблемы и способов ее разрешения. Главной идеей, лежащей в основе ПК. явл мысль о том, что практически любой психически здоровый человек в состоянии справиться со своими проблемами. Клиент, в силу различных причин, может не всегда осознавать истинную причину проблемы, наилучшие способы ее разрешения это помощь специалиста. ПК отличается от др видов псих помощи  тем, что клиенту отводится более активная роль. Если при психокоррекции и психотерапии ответственность несет психолог, то здесь основная психокоррек-ая работа проводится клиентом. Психолог отвечает за правильность своих выводов о сути проблемы и за проф обоснованность рекомендаций по разрешению данной проблемы.

9.  Методы воздействия, применяемые в консультировании

Методы воздействия, применяемые психологами разных школ в ходе интервью, могут быть самые разные. Остановимся на их краткой характеристике, используя для этого таблицу (Абрамова, 2001):

Методы воздействия

Метод

Описание метода

Функция метода во время беседы

Интерпре-тация

Новое видение ситуации на основе теории или личного опыта психолога, это основа методов воздействия.

Альтернативное видение реальности, способствует изменению настроения и поведения клиента.

Директива (указание)

Может быть пожелание, указание на действие или хитроумная техника на основе теории.

Ясно показывает желаемое для психолога действие, предполагается, что клиент выполнит указ.

Совет (информация)

Домашнее задание, пожелание, общие идеи о том, как действовать, думать, вести себя.

Давать полезную информацию.

Самораскры-тие

Психолог делится личным опытом и переживаниями, либо разделяет нынешние чувства клиента.

Связан с приемом обратной связи, построен на «Я-предложениях» психолога. Способствует установлению раппорта.

Обратная

связь

Дает возможность понять, как его воспринимает психолог и окружающие.

Дает конкретные данные для самовосприятия.

Логическая последова-тельность

Объясняет клиенту логические последствия его мышления и поведения «Если, то…».

Дает клиенту точку отсчета для понимания своих переживаний и действий, позволяет предвидеть результаты действий.

Воздействую-щее резюме

Часто используется в конце беседы, чтобы суммировать суждения психолога, чаще всего используется в комбинации с выводами и резюмирующими высказываниями клиента.

Проясняет, что психолог и клиент добились в ходе беседы. Подводится итог того, что сказал психолог. Призвано помочь клиенту перенести эти обобщения из интервью в реальную жизнь.

Открытые вопросы

«Кто?»- факты, «Как?»- чувства. «Почему?» — причина, «Можно ли?» — общая картина.

Выяснение основных фактов, облегчающих разговор.

Закрытые вопросы

Содержат частицу «ли», отвечают кратко.

Сокращают длинный монолог.

Пересказ

Повторение сущности слов клиента и его мыслей, используя его ключевые слова.

Активизирует обсуждение, показывает уровень понимания.

Отражение чувств

Обращает внимание на эмоциональное содержание интервью.

Поясняет эмоциональную подоплеку ключевых фактов, помогает открывать чувства.

Резюме

В сжатом виде повторяет основные факты и чувства клиента.

Полезно повторять периодически во время интервью. Поясняет направление беседы.

10. Цели и принципы психоаналитического консультирования

Глубинная психология или психодинамическая теория, основоположником которых был 3. Фрейд, в настоящее время существует во множестве модификаций и представлена работами А. Адлера, Э. Эриксона, Э. Фромма, К. Хорни, К. Юнга и др.

Основным пунктом теории 3.Фрейда является концепция бессознательного. Понятие бессознательного позволяет описать сложность и неоднозначность жизни человека.

Главной задачей психоанализа является выявление и изучение подсознательной сферы, которая управляет человеком. Психолог, работая с клиентом с позиции психодинамической теории, стремится к тому, чтобы клиент осознал свои подсознательные процессы и научился воздействовать на них. Психические процессы, протекающие на бессознательном уровне, должны быть максимально глубоко раскрыты и представлены сознанию для интеграции в экзистенциальную организацию. В этом случае считается, что цель взаимодействия психолога и клиента достигнута.

Цели психоаналитического кон-я: перевести в сознание вытесненный бессознательный метериал, помочь клиенту воспроизвести ранний опыт и проанализировать вытесненные конфликты, реконструировать базисную личность.

Принципы:

сущность человека определяется психической энергией сексуальной природы и опытом раннего детства

основу структуры личности составляют три инстанции: Ид, Эго, Супер-Эго

поведение мотивируется агрессивными и сексуальными побуждениями

патология возникает из-за вытесненных в детском возрасте конфликтов

нормальное развитие основывается на своевременном чередований стадий сексуального развития и их интеграции

11. Понятие эффективного консультирования

Эффективное консультирование представляет собой определенным образом структурированное, свободное от предписаний взаимодействие, которое позволяет клиенту достичь осознания самого себя настолько, что это дает ему возможность сделать позитивные шаги в свете его новой ориентации.

12. Цели и принципы консультирования по терапии Адлера

Цели:

трансформировать цели жизни клиента

помочь ему сформировать социально значимые цели

скорректировать ошибочную мотивацию посредством обретения чувства равенства с другими людьми

Принципы:

Акцентируется позитивная природа человека.

Каждый человек в раннем детстве формирует уникальный стиль жизни, человек творит свою судьбу.

Поведение человека мотивируется стремлением к достижению целей и социальным интересом.

Жизненные трудности способствуют формированию неблагоприятного стиля жизни.

Нормальное развитие личности предполагает адекватные жизненные цели

13. Требования к эффективному консультанту

  1) требования к психологическим особенностям личности консультанта

  2) требования к профессиональной подготовке консультанта

Базовые умения консультанта:

1. Представление о коммуникативных уровнях в повседневном и консультативном взаимодействии: формальный уровень, уровень поддержания контакта, стандартный, критический, интимный. Критический и интимный уровни взаимодействия как уровни, ведущие к изменениям клиента. Пути углубления консультативного контакта: передача клиенту ответственности за развитие беседы, прояснение неявно выражаемого, углубление и развитие значимых тем.

2. «Шкала межличностного давления» в консультативном процессе: слушание, углубление, инструктирование, требование. Общая характеристика каждого уровня шкалы. Умения и приемы, используемые консультантом на каждом из уровней шкалы:

а) уровень слушания: молчание, невербальная поддержка рассказа клиента, повторение сказанного клиентом, резюмирование, вербальное вдохновление клиента на развитие рассказа, отражение очевидного, уточняющие высказывания, открытые вопросы,

б) уровень углубления: открытые вопросы, внимание к аспектам, фактическое информирование, немедленное структурирование, предложение равнозначных альтернатив, общее структурирование, предложение тем для обсуждения, среднесфокусированные вопросы,

в) уровень инструктирования: среднесфокусированные вопросы, рациональные рекомендации, поддержка, разубеждение клиента относительно его сомнений и страхов, обучение, проявление альтернатив разной степени ценности, ограниченное направление, узкие вопросы,

г) уровень требования: узкие вопросы, настаивание, одобрение, конфронтация, подкрепление или неодобрение, принятие на себя ответственности за действие или поступок, команда, отвержение.

 3. Работа с сопротивлением: понятие о сопротивлении, готовность клиента как условие успешности работы с сопротивлением, типичные формы проявления сопротивления, некоторые функции сопротивления. Пути обращения с сопротивлением: указание на проявления сопротивления, достижение понимания эффектов сопротивления, демонстрация альтернатив, преодоление сопротивления, результаты работы с сопротивлением.

  3) этические требования.

1. Доброжелательное и безоценочное отношение к клиенту.

2. Ориентация на нормы и ценности клиента.

3. Запрет давать советы. Советуя, консультант берет на себя ответственность за происходящее, что не способствует развитию личности консультируемого и его адекватного отношения к действительности.

4. Анонимность. Любая информация, сообщенная клиентом психологу, не может быть передана без его согласия ни в какие общественные или государственные организации, частным лицам, в том числе родственникам или друзьям. Исключением являются лишь случаи, представляющие непосредственную угрозу для чьей-либо жизни.

5. Разграничение личных и профессиональных отношений. Установление тесных личных отношений между консультантом и клиентом приводит к тому, что они, как близкие люди, начинают удовлетворять те или иные потребности и желания друг друга, и консультант уже не может сохранить объективную и отстраненную позицию, необходимую для эффективного разрешения проблем клиента.

14.  Цели и принципы бихевиорального консультирования

Основные цели бихевиорального консультирования:

Устранение дефицита в поведенческих реакциях.

Усиление адаптивного поведения.

Ослабление или устранение неадекватного поведения.

Устранение изнурительных реакций тревоги.

Развитие способности расслабляться.

Развитие способности самоутверждаться.

Развитие способности к саморегулированию.

Принципы:

Человек — продукт среды и одновременно ее творец.

Поведение формируется в процессе обучения.

Нормальному поведению обучают посредством подкрепления и имитации.

Проблемы возникают в результате плохого обучения

15. Синдром сгорания и его профилактика

Обычно «синдром сгорания» представляют как негативные изменения в состоянии и личности консультанта , как нечто чуждое, что наносит вред консультанту и его работе.

Синдром «сгорания» в самом общем виде можно определить как неадаптивную реакцию на стресс, возникающий в результате профессиональной деятельности.

Когда говорят «сидром сгорания», имеют в виду конкретные изменения отношения специалиста к предмету профессиональной деятельности и к самому себе:

эмоциональное истощение, чувство личной несостоятельности, краха;

нежелание работать, потеря квалификации, смена профессии; усталость, подмена продуктивной работы фор-мальным исполнением своих обязанностей; — сомнения в необходимости и полезности своей специаль-ности для общества: «Это никому не нужно и все усилия бесполезны».

Во время своей работы консультант находится далеко не в комфортных условиях. Здесь имеются ввиду не только физиологические факторы, связанные с нездоровыми условиями труда: гиподинамия, повышенная нагрузка на слуховой и голосовой аппарат и т.д. Прежде всего, речь идет о психологических и организационных трудностях, связанных с консультированием, а именно: экстренный характер работы, необходимость все время «быть в форме», невозможность выбора клиентов, невозможность эмоциональной разрядки и многие другие . Одна из функций организма (тела и психики) заключается в том, чтобы смягчать эти факторы, избегать их или вовремя сигнализировать о приближающихся проблемах. Это принято называть защитными механизмами.

Для профилактики синдрома сгорания важна работа по формированию способности обращения к ресурсным состояниям собственной личности. Для терапевта важно собственное мировоззрение, обеспечивающее успех в работе, способность восстановить собственные душевные и духовные силы. Анализ таких подходов позволил обнаружить набор вариантов, осознанно или неосознанно используемых для восстановления. Их можно подразделить на общие и специальные.

К общим относятся:

~Возможность свободно выражать чувства и эмоции, выплескивать их. Каждый терапевт может получать от своих пациентов негативные чувства, которые имеют свойства контагиозности, накопления и вытеснения. Поэтому так важно свободное выражение своих чувств (как положительных, так и отрицательных).

~Возможность выполнять только свои желания, где одно из самых частых — побыть в покое.

~Важна возможность вернуться в прошлое. Многие в прошлом находят ресурсные состояния и конфликты, разрешение которых приводит к восстановлению и развитию собственной личности.

~Особенно важно получение гарантий на будущее. Уверенность в завтрашнем дне зачастую является необходимым условием восстановления и развития ментальной экологии.

~Возможность переключиться и погрузиться. Временно выполнять другую роль, выйти за пределы иерархии, стать анонимом. Очень эффективным здесь представляется карнавал, когда каждый человек может исполнять какую-то интересную для него роль, выйти за границы своей обыденной жизни. Традиции периодической алкоголизации до выраженных форм опьянения представляют собой принятый вариант переключения и погружения. Хотя такой химический стресс могут позволить себе далеко не все профессионалы.

~Важно уметь присоединяться к животным, растениям, горам, реке, ночи или закату. И пополнять за счет этого свои ресурсные состояния.

Одни виды деятельности истощают силы, а другие восстанавливают. И хороший результат — это вопрос их равновесия, сбалансированности.

К специальным методам восстановления относятся следующие:

~Участие в работе групп, тренинговых, терапевтических, балинтовских, супервизорских.

Пребывание, хотя бы временное, в профессиональной субкультуре, среди коллег также весьма способствует восстановлению и развитию ментальной экологии.

~Сходный эффект имеет работа со специальной профессиональной литературой, самоучителями, специальными видеофильмами.

~И, конечно же, размышления о себе. Глубинное понимание других возможно при глубинном знании себя. Временные затраты на размышления о себе могут быть большими. И здесь вклад времени может быть важнее вклада денег.

16. Цели и принципы консультирования по рационально-эмотивной терапии Эллиса.

     Цели:

Устранить «саморазрушающий» подход клиента к жизни и помочь сформировать толерантный и рациональный подход

Научить применению научного метода при решении поведенческих и эмоциональных проблем

Принципы:

Человек рождается со склонностью к рациональному мышлению, но одновременно и со склонностью к паралогичности.

Он может становиться жертвой иррациональных идей.

Жизненные проблемы возникают из-за ошибочных убеждений.

В основе нормального поведения лежат рациональное мышление и своевременная коррекция принимаемых решений

17. Цели и принципы консультирования по клиент-центрированной терапии Роджерса

Цели:

Создать благоприятный климат консультирования, подходящий для самоисследования и распознавания факторов, мешающих росту личности;

поощрять открытость клиента опыту, уверенность в себе, спонтанность

Принципы:

Акцентируется позитивная природа человека — свойственное ему врожденное стремление к самореализации.

Проблемы возникают при вытеснении некоторых чувств из поля сознания и искажении оценки опыта.

Основу психического здоровья составляют соответствие идеального Я реальному Я, достигаемое реализацией потенциала собственной личности, и стремление к самопознанию, уверенности в себе, спонтанности

18. Аллопатический и гомеопатический подходы

В медицине существуют две ветви — аллопатическая и гомеопатическая. Поясним смысл этих терминов. Оба они — производные от греческих слов: «гомеопатический» — означает подобный болезни, «аллопатический» — отличный от болезни.
В этих словах как бы заложен и смысл лечебных процедур:
гомеопатическое лечение предполагает лечение по принципу «подобное лечится подобным», то есть болезнь лечится посредством болезни, а аллопатическое означает лечение чем-то иным, отличным от болезни. При аллопатическом подходе врач борется с болезнью, вызванной неким чужеродным агентом, который вторгся в организм. Для аллопатического лечения наиболее адекватны воинственно-агрессивные метафоры, ведь типичным методом аллопатической медицины является ампутация в широком смысле: убийство-уничтожение вредоносных агентов, которые попали в организм. При гомеопатическом лечении назначаются в микродозах вещества, которые непосредственно связаны с болезнью и способны вызывать болезнь, которую сами же и лечат. Те же самые вещества, которыми гомеопат лечит своего пациента, у здорового человека могут вызвать симптомы, от которых он лечит больного.
Оппозиция гомеопатическая/аллопатическая медицина может послужить аналогом различий «психологической» и «медицинской» психотерапии, а главным критерием этих различий является отношение к «симптому» (синдрому, болезни, проблеме).

При аллопатическом подходе симптом — враг, подлежащий уничтожению. При гомеопатическом — партнер и даже учитель. Проводя такую аналогию, нетрудно представить себе те методы психотерапии, которые ориентированы на борьбу с болью, причем ориентированы достаточно прямолинейно и, очевидно, построены по аллопатическому принципу. В наибольшей степени эту ориентацию репрезентируют любые методы суггестивной и гипносуггестивной терапии (за исключением эриксоновской гипнотерапии), методы самовнушения, аутогенной тренировки и т.п., а также методы рациональной и разъяснительной психотерапии.
Что касается гомеопатической модели, то главное здесь — принцип: подобное лечат подобным. Пациент приходит с жалобой-проблемой, но с ней не ведется борьба, а даже наоборот, эту проблему поощряют, ей разрешают быть, или, более того, ее предписывают или даже предлагают ее усилить. Такой подход несколько парадоксален и в каком-то смысле противоречит привычному принципу оказания помощи пациенту, но, тем не менее, принятие проблемы, от которой хочет избавиться пациент, усиление, выражение и преувеличение этой проблемы типично для большинства наиболее известных психологически ориентированных методов психотерапии (телесно-ориентированная терапия, арттерапия, игротерапия, психогимнастика)

19. Цели и принципы консультирования по экзистенциональной терапии

Цели:

помочь клиенту осознать свою свободу и собственные возможности;

побуждать к принятию ответственности за то, что происходит с ним;

идентифицировать блокирующие свободу факторы

Принципы:

Основное внимание уделяется способности человека познавать свой внутренний мир, свободно выбирать свою судьбу, ответственности и экзистенциальной тревоге как основному мотивирующему фактору, поиску уникального смысла в бессмысленном мире, одиночеству и отношениям с другими, временности жизни и проблеме смерти.

Нормальное развитие личности основывается на уникальности каждого индивида.

20. Эклектическая модель консультирования

Исследование проблем. На этой стадии консультант устанавливает контакт (raport) с клиентом и достигает обоюдного доверия: необходимо внимательно выслушать клиента, говорящего о своих трудностях, и проявить максимальную искренность, эмпатию, заботу, не прибегая к оценкам и манипулированию. Следует поощрять клиента к углубленному рассмотрению возникших у него проблем и фиксировать его чувства, содержание высказываний, невербальное поведение.

Двумерное определение проблем. На этой стадии консультант стремится точно охарактеризовать проблемы клиента, устанавливая как эмоциональные, так и когнитивные их аспекты. Уточнение проблем ведется до тех пор, пока клиент и консультант не достигнут одинакового понимания; проблемы определяются конкретными понятиями. Точное определение проблем позволяет понять их причины, а иногда указывает и способы разрешения. Если при определении проблем возникают трудности, неясности, то надо вернуться к стадии исследования.

Идентификация альтернатив. На этой стадии выясняются и открыто обсуждаются возможные альтернативы решения проблем. Пользуясь открытыми вопросами, консультант побуждает клиента назвать все возможные варианты, которые тот считает подходящими и реальными, помогает выдвинуть дополнительные альтернативы, однако не навязывает своих решений. Во время беседы можно составить письменный список вариантов, чтобы их было легче сравнивать. Следует найти такие альтернативы решения проблем, которые клиент мог бы использовать непосредственно.

Планирование. На этой стадии осуществляется критическая оценка выбранных альтернатив решения. Консультант помогает клиенту разобраться, какие альтернативы подходят и являются реалистичными с точки зрения предыдущего опыта и настоящей готовности измениться. Составление плана реалистичного решения проблем должно также помочь клиенту понять, что не все проблемы разрешимы. Некоторые проблемы требуют слишком много времени; другие могут быть решены лишь частично посредством уменьшения их деструктивного, дезорганизующего поведение воздействия. В плане решения проблем следует предусмотреть, какими средствами и способами клиент проверит реалистичность выбранного решения (ролевые игры, «репетиция» действий и др.).

Деятельность. На этой стадии происходит последовательная реализация плана решения проблем. Консультант помогает клиенту строить деятельность с учетом обстоятельств, времени, эмоциональных затрат, а также с пониманием возможности неудачи в достижении целей. Клиент должен усвоить, что частичная неудача — еще не катастрофа и следует продолжать реализовывать план решения проблемы, связывая все действия с конечной целью.

Оценка и обратная связь. На этой стадии клиент вместе с консультантом оценивает уровень достижения цели (степень разрешения проблемы) и обобщает достигнутые результаты. В случае надобности возможно уточнение плана решения. При возникновении новых или глубоко скрытых проблем необходим возврат к предыдущим стадиям.