Лекция — шпора по психогенетике сенсорных функций

Психогенетика сенсорных способностей и двигательных функций

Роль генетических и средовых факторов в формировании мира ощущений человека. Индивидуальная специфика развития ощущения и восприятия. Вкус и обоняние. Зрение. Слух. Другие сенсорные системы. 

Индивидуальная специфика развития внимания и памяти. Индивидуальная специфика мышления. Дифференциальные характеристики воображения. Генетика эмоций. Природа эмоций. Ранние проявления эмоций у человека. Индивидуальные особенности эмоциональных реакций, предпочтений и стилей.

Наследуемость сложных поведенческих навыков. Наследуемость двигательных характеристик, регистрируемых с помощью стандартизованных двигательных проб (теппинг, время сенсомоторной реакции).

Изучение физиологических систем обеспечения мышечной деятельности. Изучение наследуемости двигательной активности на нейрофизиологическом уровне. Потенциалы мозга, связанные с движением (ПМСД) и их наследуемость. Изменение наследуемости ПМСД в зависимости от структуры двигательного акта. 

Ориентировочная и оборонительная реакции — функциональные системы с противоположными целями. Применение близнецового метода. Детерминанты изменчивости двигательных функций.

Индивидуальная специфика развития ощущения и восприятия.

Индивидуальная специфика развития внимания и памяти.

при развитии нервной системы имеются критические периоды, когда принципиально важную роль играют сенсорные воздействия из окружающего мира, без которых невозможно правильное формирование нервных механизмов восприятия. Генетические программы развития реализуются таким образом, что в них предусмотрен учет воздействий из окружающей среды.

при развитии нервной системы имеются критические периоды, когда принципиально важную роль играют сенсорные воздействия из окружающего мира, без которых невозможно правильное формирование нервных механизмов восприятия. Генетические программы развития реализуются таким образом, что в них предусмотрен учет воздействий из окружающей среды.

4 стр., 1795 слов

Донаучный уровень развития психологии индивидуальных различий

... 1998; Нартова-Бочавер С.К., 2003; Штерн В., 1998). Донаучный уровень развития психологии индивидуальных различий Дифференциальная психология имеет и предысторию становления, в ходе которой ... качестве основной ценности индивидуальные особенности явления, называют идиографическим). «…Дифференциальная психология лишь тогда будет иметь перспективу достигнуть фазы спокойного развития, когда она ...

        Вкусовые ощущения.

        Во вкусовой сенсорной системе традиционно выделялись 4 категории ощущений — кислого, горького, соленого и сладкого вкуса.

        Различия в восприятии вкусовых ощущений могут быть весьма велики. Креатин одним людям кажется горьким, другим — безвкусным. Бензоат натрия при определенных концентрациях одним людям кажется сладким, другим — соленым, а третьим — горьким! Это чисто качественные отличия восприятия, но если обратиться к количественным характеристикам, то и здесь также обнаруживается поразительное разнообразие. Так, например, отмечались 100-кратные различия в пороговых концентрациях таких простых веществ как NaCl, KC1, НС1. Рихтер наблюдал детей, которым 20%-ный раствор сахара казался безвкусным. Кстати, существуют определенные закономерности в изменении вкусовой чувствительности с возрастом. У детей пороги выше, затем они понижаются и в старости снова начинают увеличиваться. Врожденные дефекты вкуса могут имет.ь и более грубый характер, например, описана семейная дизантономия — синдром, характеризующийся целым рядом нарушений, в том числе полным отсутствием вкусовых сосочков и луковиц.

        В целом следует отметить, что анализ индивидуальных различий вкусового восприятия показывает значительное разнообразие ощущений. Особенности вкуса, конечно, в первую очередь влияют на предпочтения в выборе пищи. Например, было показано, что высокая чувствительность к горькому коррелирует с повышенной разборчивостью в отношении пищи.

        Обоняние

        С обонянием у млекопитающих связано и половое поведение, в частности выбор партнера. Оказалось, что мыши предпочитают спариваться с партнером, который отличается по данному набору генов. Биологический смысл данного явления очевиден — у потомства будет более разнообразный набор этих генов, а значит, иммунная система будет функционировать эффективнее. Ученые сделали заключение, что женщины могут ощущать генетические отличия по запаху, причем отличия могут заключаться в единичных генах. Женщины: нет запахов, предпочитаемых всеми одинаково; предпочитают запахи тех мужчин, чьи Я1Л-гаплотипы похожи на их собственные, но не идентичны им. При этом выбор основывался на генах, полученных ими от отца. Те гены, которые эти женщины получили от матери, не оказывали влияния на предпочтение мужских запахов.

        В отношении обоняния наблюдаются еще более выраженные различия б восприятии. Описан целый ряд мутаций, приводящих к полной аносмии — неспособности воспринимать запахи. Так, на Фарерских островах в нескольких поколениях наблюдалась семейная аносмия, передававшаяся по наследству         Индивидуальные различия в отношении обоняния поразительно велики. Пороговые значения концентрации веществ для разных людей могут различаться в 1000 раз, даже внутрисемейные отличия чувствительности могут достигать 5-кратных.

3 стр., 1341 слов

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА Тема: Развитие восприятия у ...

... Психолого–педагогические исследования показывают, что огромную роль для развития восприятия играет изобразительная деятельность дошкольника. Проблеме развития восприятия дошкольников через изобразительную деятельность посвящены труды таких ... Теплов, Б. М. Проблемы индивидуальных различий [Текст] / Б. М. Теплов. - М, 1961. – 11 с. 23. Тихомирова, Л. Ф. Развитие познавательных способностей детей ...

        Существует и общее понижение чувствительности к запахам — так называемая гипосмия. Она сопровождает некоторые заболевания, например поджелудочной железы, а также болезнь Паркинсона.

        Зрение.

        В развитии зрительной сенсорной системы принимает участие огромное число генов. Описан целый ряд мутаций, которые приводят к очень тяжелым нарушениям, например атрофии зрительного нерва. Наряду с мутациями, вызывающими очень тяжелые последствия, имеется ряд мутаций, приводящих к специфическим изменениям  восприятия. Особенно интересны нарушения цветовосприятия или различные варианты цветовой слепоты (дальтонизма). Поскольку рецессивные мутации, находящиеся на Х-хромосоме, у мужчин сразу проявляются в фенотипе, то цветовая слепота этого типа намного чаще встречается у мужчин, чем у женщин. цветовая слепота у женщин с синдромом Шереше веко го—Тернера встречается так же часто, как и у мужчин. В целом получается, что у 8,8% мужчин имеются те или иные генетически обусловленные нарушения цветовосприятия.

        Одним из наиболее показательных примеров воздействия среды, способного повлиять на работу органов зрения, является нарушение работы палочек в результате нехватки витамина А, необходимого для образования зрительного пигмента родопсина. Возникает болезнь, именуемая курипой, или ночной, слепотой, при которой больные утрачивают способность видеть в сумерках. Если недостаток витамина А продолжается длительное время, то это может привести к разрушению наружных сегментов фоторецепторов и к полной слепоте.

        Слух

        Описано большое количество мутаций, приводящих к полной или частичной глухоте. Некоторые из них демонстрируют четкое доминантное наследование. Так, у нескольких семей наблюдалась невосприимчивость к низким частотам. Другие признаки — речь, умственное развитие, функция вестибулярной системы — были в норме, восприятие тональных посылок частотой 2000 Гц также не отличалось от нормального. Предполагается, что причиной такого дефекта могло быть избирательное нарушение верхушки улитки во внутреннем ухе. Встречается и глухота к средним тонам. Сообщалось о семье, и которой у матери и у трех из шести ее детей наблюдалось отсутствие восприятия частот от 500 до 4000 Гц. Как доминантный признак наследуется и глухота к высоким топам, описанная в четырех поколениях у одного семейства мормонов. Встречается даже односторонняя глухота! Была исследована одна семья, в которой четверо детей из восьми были глухи на одно ухо, такой же дефект был у матери, у ее отца и сестры.

6 стр., 2600 слов

Раздел «Физиология сенсорных систем»

... провод и центр отделе кодируется номером канала! Физиологическая роль сенсорных систем, обеспечивающих хеморецепцию: обоняние, вкус, вицероцепция. Обонятельный анализатор. Строение обонятельного ... эпителия. Обонятельные рецепторы. Кодирование информации в обонятельной системе.  роль хеморецепция играет в жизни человека, предоставляя ему жизненно необходимую ...

        Около 10% нормальных индивидов в популяции являются носителями того или иного гена, связанного с глухонемотой.

        В то же время ряд физиологических характеристик нормальной слуховой системы отличается высокой степенью стабильности. При этом индивидуальная изменчивость, связанная с разнообразием генотипов, очень невелика.

        Другие сенсорные системы

        Врожденные дефекты в других сенсорных системах, например в соматической или проприоцептивяой, как правило, связаны с целым рядом патологических изменений. Например, описана врожденная анальгезия, т. е. нечувствительность к боли, при которой наряду с полным отсутствием болевых ощущений была существенно ослаблена тактильная и температурная чувствительность, отсутствовали сухожильные рефлексы.

        

        Двигательные функции

        Как правило, оценки наследуемости сложных поведенческих навыков получаются довольно низкими. Например, при оценке почерка монозиготных близнецов, как разлученных, так и воспитывавшихся вместе, обнаружено очень небольшое количество пар с совпадавшими характеристиками (5-15%).

Коэффициент наследуемости для сложных двигательных функций резко падает по мере их развития (как в случае выработки почерка), поскольку индивидуальные различия здесь в неизмеримо большей степени связаны с особенностями индивидуальной тренировки, чем с изменчивостью генотипов.

        Возьмем в качестве примера музыкальную деятельность, которая, с одной стороны, представляет собой реализацию сложнейших приобретенных моторных программ, а с другой стороны, предполагает развитие весьма тонких сенсорных способностей.

13 стр., 6100 слов

Способности как фактор успешности профессиональной деятельности

... и др. Авторы изучали особенности развития способностей и факторы, способствующие этому, рассматривали взаимосвязь между специальными о общими способностями, создавали методы измерения способностей. Целью данной курсовой работы является рассмотрение ...

Изучение наследуемости музыкальных способностей (оценка давалась по 8 параметрам) дало любопытные результаты. Если испытуемые никогда не брали уроков музыки и не упражнялись в игре на музыкальных инструментах, то значения коэффициента наследуемости были довольно высокие. Но показатели наследуемости сразу уменьшались, если исследовалась группа людей, хоть в какой-то степени обучавшихся музыке.

Психогенетика темперамента

        В современной психогенетике речь чаще идет о характеристиках личности, поскольку понятие темперамент, особенно в зарубежной литературе, в настоящее время связывается главным образом с типом эмоциональных реакций (особенно их выражением), а также с характерными или привычными склонностями личности.

В качестве метода выявления основных особенностей личности весьма популярен подход определения пяти факторов, так называемой «большой пятерки» (Big Five).

Экстраверсия (extroversion). Даются оценки интроверсии—экстраверсии, общительности—нелюдимости, уверенности—застенчивости.

♦   Способность к согласию (agreeableness). Оценивается уступчивость—неуступчивость, дружелюбность—безразличие к другим, послушность—враждебность.

♦   Добросовестность (conscientiousness). Это самый неопределенный фактор.

Нейротицизм (neuroticism). Выясняется уровень эмоциональной стабильности, приспособляемости—тревожности, зависимости-независимости.

Откровенность, прямота (openness). Определяются легкость приспособляемости—подчинение, непослушность—покорность.

        При анализе наследуемости отдельных компонентов этого списка самые высокие значения были получены для экстраверсии (0,49) и откровенности (0,45), а наименьшие — для способности к согласию (0,35) и добросовестности (0,38).

Для всех показателей значение вклада общей среды в изменчивость оказалось близким к нулю (от 0,02 до 0,11).

Можно сделать вывод, что в изменчивости личностных характеристик основную роль играют индивидуальные средовые эффекты либо генотип-средовые взаимодействия.

        При изучении симптомов тревожности и боязливости (компонента эмоциональности, называемого нейротицизмом по другим методикам) было обнаружено, что примерно половина наблюдавшейся изменчивости может быть отнесена на счет генетических факторов. Эти данные были получены на основе опросов монозиготных близнецов, как воспитанных вместе, так и разлученных. В исследованиях, в которых кроме самоотчетов привлекались оценки поведения, данные сверстниками, были получены сходные результаты.

13 стр., 6430 слов

Развитие музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного ...

... использован воспитателями и музыкальными руководителями для диагностики музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного возраста. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ БАЗА ИССЛЕДОВАНИЯ: детский сад ... теорию наследственных способностей, а Гельвеции защищал теорию приобретенных способностей, отрицающую значение природных предпосылок, считающую способности обусловленными лишь средой и воспитанием[ ...

Психогенетические исследования интеллекта и других когнитивных функций

        Коэффициент интеллекта (IQ) представляет собой наиболее интенсивно изучавшийся в психогенетических исследованиях психологический показатель. Различия в умственных способностях человека очевидны, они могут быть очень значительными, но насколько точно они отражаются в психометрических показателях? Использование тестов, иногда чрезмерное, приводит к достаточно серьезным противоречим, поскольку до сих пор неизвестно, что имеет отношение к интеллекту человека, а что нет. Обычно подчеркивают важность таких свойств, как способность к обучению и адаптации. В последнее время добавилось понятие способностей понимать и контролировать себя самого.  Очень важно помнить, что в этих исследованиях изучается «психометрический интеллект», который показывает различия между людьми в выполнении тестов.

        Общий, или генеральный фактора (g) интеллекта. Природа этого общего фактора всегда была предметом споров. Некоторые считали фактор g эпифеноменом, порожденным связью общих когнитивных задач с лингвистическими навыками и культурными знаниями. Другие исследователи объясняли фактор g тем, что тесты зависят от вовлечения общих мозговых ресурсов, представляемых либо просто как структуры мозга, либо как некие когнитивные модули. Иными словами, имеется некий набор генов, определяющий свойства общего фактора g. Эти трактовки не исключают друг друга. Так, очевидно, что точки зрения Дженсена и Пломина могут быть приняты обе, если представить себе, что генетически обусловленные задатки касаются как раз скорости и эффективности работы нейрональных сетей.

        Вопрос о том, насколько общий фактор g может быть предопределен генетическими причинами, был предметом многих исследований. Все они приводят к выводу, что генетические факторы играют большую роль в определении g. Оценки коэффициента наследуемости для общего фактора g варьируют от 40 до 80%; в целом можно считать, что, как минимум, половина наблюдаемой изменчивости g связана с генотипической изменчивостью. С возрастом коэффициент наследуемости растет (до 60% у взрослых).

28 стр., 13556 слов

Изучение эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста

... ее на практике. Объект: Эмоциональный интеллект. Предмет: Эмоциональный интеллект детей дошкольного возраста. Гипотеза исследования: Формирование эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста будет более успешным, ... дальнейшему изучению данной проблематики. Д. Гоулман обозначает эмоциональный интеллект как «способность человека истолковывать собственные эмоции и эмоции окружающих с ...

        Другая точка зрения на интеллект — интеллект как сумма отдельных способностей. Часть исследователей (Гилфорд, Терстоун) вообще утверждали, что генеральный фактор не выявляется, а имеется широкий спектр узких способностей, не коррелирующих друг с другом. Коэффициент интеллекта тем самым представляет собой некую сумму отдельных способностей. Выделялось до 120 таких специфичных способностей.

        Современная концепция иерархии интеллектуальных способностей в какой-то мере объединяет эти противоречивые точки зрения. С одной стороны, несомненно наличие общего фактора (g), который составляет, таким образом, некоторое «ядро» интеллектуальных способностей (первый уровень).

Экспериментально это подтверждается значительной корреляцией в успешности решения тестов, позволяющих оценить различные ментальные способности. Считается, что общий фактор обусловливает около 50% наблюдающейся в популяции изменчивости по способностям к решению широкого набора различных тестов.

        С возрастом коэффициент интеллекта изменяется незначительно, обнаруживая высокую стабильность на протяжении многих десятков лет. Отдельные способности могут изменяться в разной степени, некоторые демонстрируют определенный рост (словарные, общие знания, определенные навыки), другие постепенно снижаются по мере старения, например, способность к абстрактным рассуждениям, память, скорость обработки информации. Последний фактор особенно важен, поскольку имеются данные, показывающие, что наблюдаемые изменения когнитивных процессов при старении в основном связаны со снижением скорости переработки информации. Результаты тестов по определению психометрического интеллекта обладают довольно значительной прогностической ценностью в некоторых сферах человеческой деятельности, прежде всего в отношении образования и профессиональных достижений. Существует умеренно сильная позитивная корреляция (до 0,5) между коэффициентом интеллекта и последующими успехами в образовании, профессиональной карьере, заработках, воспитании детей.

        Различия в коэффициенте интеллекта между группами людей

        Исследования по психогенетике интеллекта затрагивают целый спектр социальных и политических вопросов. До сих пор имеется тенденция рассматривать природу человека как бесконечно пластичную, способную к любым изменениям благодаря социальным воздействиям. «Для чудовищного расистского общества генетика поведения является еще одним способом сказать, что проблемы людей — это их собственная вина, поскольку у них „плохие гены»» (Breggin, 1994) — это высказывание, инкриминирующее современной генетике обслуживание политических интересов, удивительно перекликается с обвинениями, выдвигавшимися против нее в Советском Союзе. Тогда также считали, что человек является «продуктом» общественных отношений, которого можно перевоспитать в кого угодно.

11 стр., 5049 слов

Особенности развития слухоречевой памяти у детей 6 лет с общим ...

... относящихся к ее звуковой и смысловой стороне при нормальном слухе и интеллекте. У детей с общим недоразвитием речи в большей или меньшей степени оказываются нарушенными произношение и ... Память лежит в основе способностей человека, является условием научения, приобретения знаний, формирования умений и навыков. 1.2 Психологическая характеристика детей 6 лет с общим недоразвитием речи Под термином ...

        Еще более деликатная область исследований — это оценка межэтнических различий. Между различными популяциями людей могут обнаруживаться определенные генетические отличия, в том числе и касающиеся поведения. Что касается коэффициента интеллекта, то здесь наиболее известно различие между белым и негритянским населением США (рис. 9.1).

В свое время (в 70-е гг. XX в.) публикация данных о том, что средние значения коэффициента интеллекта этих групп отличаются на 15 баллов, вызвала скандал в обществе («скандал Дженсена»).

Ученых обвиняли в реакционности, расизме, фальсификации данных и т. п.

        Попытки объяснить эту разницу социальными причинами или культурными отличиями выглядят резонно, однако целый ряд данных показывает, что не все так просто. У американских индейцев не обнаруживается таких отличий в IQ от белого населения, а у метисов его значения даже выше, чем у белых. Различия в IQ остаются и при воспитании детей-негров в семьях белых приемных родителей. Отвечая на обвинения в расизме, видный генетик Добжапский писал, что те, кто отрицает значимость или существование генетических различий между людьми, не понимают или забывают, что человеческое разнообразие есть наблюдаемое природное явление, тогда как равенство — этическая заповедь.

        Следует также напомнить, что речь идет все-таки о способностях к решению определенных тестов, а не об интеллекте как таковом. Кроме того, независимо от конкретных значений коэффициента наследуемости тех или иных признаков основной задачей психогенетики как раз и является выявление тех условий среды, которые являются оптимальными для развития определенных генотипов. В идеале это позволит, зная генетические особенности личности, определить оптимальные условия ее развития (воспитания, образования и пр.).

4 стр., 1806 слов

Тема «Ребёнок с нарушением коммуникативного поведения в семье»

... и досуга, причиной этому служит разобщенность семьи, отсутствие свободных денежных средств, особое поведения ребенка и так далее. Ограничение досуга негативно влияет на эмоциональный настрой членов семьи. ... с тем, что существующие детские учреждения не готовы к принятию детей с необычным, сложным поведением. Даже если ребенок по своему состоянию может дозированно посещать детский сад или ...

        При исследовании монозиготных близнецов, выросших порознь, обнаружена высокая степень корреляции коэффициента интеллекта (в пределах 0,64-0,78).

Оценка наследуемости (в широком смысле, т. е. с учетом всех генетических факторов) в этих работах составила 0,75.

        Согласно некоторым другим подсчетам, наследуемость этого коэффициента оценивается в 0,50, вклад общей среды 0,20-0,30, а остальная часть фепотипической дисперсии приходится на индивидуальные средовые воздействия и ошибку измерения (Chipuer et al., 1990; Loehlin, 1989).

        Прямая оценка влияния общей среды возможна в исследованиях приемных детей. Если вычислить корреляцию по коэффициенту интеллекта между родными и неродными детьми, воспитанными в одной семье, то она составляет только 0,04 (данные четырех исследований, полученные уже на взрослых).

Другие данные показывают, что в раннем детстве имеется небольшая корреляция между IQ генетически неродных детей, воспитывающихся в одной семье. Причем с возрастом, несмотря на увеличение длительности совместного воспитания, происходит падение корреляции практически до нуля. Эти данные показывают отсутствие влияния общей семейной среды на наблюдаемую изменчивость умственных способностей.

        Корреляция IQ между детьми и их биологическими родителями во всех исследованиях была существенно выше, чем между приемными детьми и усыновителями (0,35-0,40 против 0,15). Очень интересные данные были получены в лонгитюдных исследованиях. Если в раннем детстве фиксируется небольшая корреляция IQ приемных детей и усыновителей, то начиная с 7 лет усиливается сходство между уровнем интеллекта приемных детей и их биологических родителей, а корреляция «приемные дети—усыновители» падает. При низких значениях коэффициента интеллекта у биологических родителей усиление сходства «приемные дети—биологические родители» достигается за счет снижения IQ у детей. Кроме того, было отмечено, что на это снижение не влиял социально-экономический статус усыновителей.

        Самое репрезентативное исследование IQ было основано на данных призыва на военную службу в Дании (Teasdale, Owen, 1984).

Все мужчины независимо от годности к службе выполняли тест по оценке интеллекта. Корреляция результатов тестирования среди родных детей, выросших вместе, составила 0,52, у родных детей, выросших в разных семьях, — 0,47, для сводных братьев и сестер, выросших порознь, этот показатель не превышал 0,22, а для приемных детей, выросших в одной семье, — 0,02. Таким образом, результаты указывают на высокую наследуемость и на незначительное влияние общей среды.

        

        Изменения наследуемости коэффициента интеллекта с возрастом

        Увеличение наследуемости по мере взросления противоречит предположениям о том, что с возрастом все большую роль для возникновения индивидуальных различий играет воздействие среды. По мере взросления и перехода от детства к взрослому состоянию наблюдается постепенное снижение практически до нуля вклада общей (разделенной) среды в наблюдаемую изменчивость IQ. Вклад индивидуальной среды остается сравнительно значимым для всех возрастов.

        Вербальные способности

        Значения коэффициента наследуемости вербальных способностей превосходят показатели для невербального интеллекта. Получается, что невербальные способности более чувствительны к влияниям среды. Значения коэффициента наследуемости для памяти на словесные стимулы оказались намного ниже (зрительные стимулы — 0,38; слуховые стимулы — 0,37).

        Воздействия среды и коэффициент интеллекта

        Поиски факторов, относящихся к средовым влияниям, которые могли бы повлиять на коэффициент интеллекта, дали относительно немного сведений. Подавляющее большинство работ указывает на незначительность влияния общей (разделенной) среды. Что касается индивидуальных средовых влияний, то большинство так или иначе сказывающихся на IQ воздействий относится к обеспечению нормального развития организма и нервной системы, в особенности на стадии раннего онтогенеза. Например, вирусные внутриутробные инфекции могут вызвать серьезные нарушения физического и умственного развития с падением коэффициента интеллекта. Недостаточное или неполноценное питание, нехватка витаминов, нарушающие нормальное развитие болезни приводят к снижению умственных способностей и коэффициента интеллекта. Столь же негативно сказываются и плохие условия жизни, недостаточный уровень медицинского обслуживания, неудовлетворительные санитарно-гигиенические условия.

        Например, было обнаружено, что некоторое влияние на коэффициент интеллекта оказывает грудное вскармливание. Особенно заметен этот эффект на детях недоношенных или родившихся в срок, но с пониженным весом (меньше 2,4 кг). У тех из них, кого вскармливали только грудью, IQ в возрасте 5 лет был в среднем на 11 баллов выше по сравнению с группой, где грудное вскармливание было ограниченным и применялись различные питательные смеси. Для детей с нормальным весом наблюдалась та же закономерность, но эффект не был таким выраженным (в среднем на 3 балла выше для группы с грудным вскармливанием).

В настоящее время Американская академия педиатрии рекомендует грудное вскармливание в течение не менее 6 месяцев. Если сопоставить показатели детей, которых кормили грудью 7-9 месяцев, с теми, у которых этот срок был меньше месяца, то у первых IQ в среднем на 6 баллов выше.

                                                                                                Влияние на IQ ребенка числа детей в семье, причем значение имеет число старших. Чем больше детей в семье и чем меньше интервалы между рождениями, тем ниже коэффициент интеллекта у младших детей. Однако следует отметить, что действительно значимые отличия наблюдаются только при большом количестве детей в семье (более 5-7).

Определенное влияние оказывает процедура усыновления, особенно ранняя, которая повышает IQ на 10-15 баллов. Причина, очевидно, также связана с обеспечением нормальных условий развития, поскольку приемные дети, как правило, происходят из неблагополучных семей, не обеспечивающих надлежащего ухода и воспитания.

        Высокая наследуемость коэффициента интеллекта очень часто совершенно неправильно воспринимается как указание на бесполезность обучения. Существуют две точки зрения. Первая заключается в том, что в низкой успеваемости человека, который плохо учится, виноват не он сам, а его гены. Согласно второй, всех обладающих низким коэффициентом интеллекта не стоит учить вовсе, так как это бесполезная трата средств. Оба этих подхода неверны. Прежде всего высокая наследуемость совсем не означает, что признак нечувствителен к воздействиям среды. Представим себе, что мы знаем оптимальные условия для развития, образования и воспитания личности и обеспечиваем их для всех детей. В таком обществе подавляющая часть индивидуальных различий между людьми будет определяться особенностями их генотипа, т. е. коэффициент наследуемости будет приближаться к максимальным значениям. Наследуемость IQ должна быть выше в эгалитарных обществах! И наоборот, чем больше будет различий в социально-экономическом положении людей, в условиях их жизни, образовании и воспитании, тем больше будет вклад среды в наблюдаемую изменчивость признака.

        Кроме того, интеллект и коэффициент интеллекта — это все-таки вещи разные, и обученный человек радикально отличается от необученного, даже если у них одинаковый IQ. Более того, лица со сниженным коэффициентом интеллекта нуждаются в особенно тщательном и методичном обучении, чтобы компенсировать недостаток способностей.

        Второй момент, тоже очень важный: нельзя забывать о том, что в случае коэффициента интеллекта речь идет об определенных способностях. Каким образом будут использованы эти способности в жизни конкретной личности — это уже совсем другой вопрос. В некоторых случаях, как это ни парадоксально звучит, слишком хорошие способности могут оказать дурную услугу. Н. Винер в свое время заметил, что on видел немало способных умов, ничего не достигших, потому что легкость усвоения защищала их от дисциплины обычной школы и они ничего не получили взамен нее.

        К психогенетике одаренности (гениальности)

        Изобретатели и гении почти всегда при начале своего поприща (а очень часто и в конце) считались в обществе не более как дураками, — это уж самое рутинное замечание, слишком всем известное.Ф. М. Достоевский. Идиот.

        Одним из основоположников психогенетики считается английский ученый Ф. Гальтон. Его книга «Наследственный гений» была посвящена проблеме влияния наследственных задатков на возникновение талантливых людей и гениев.

        Само понятие «одаренность» уже заключает в себе идею о неком даре, полученном от рождения. Представления о том, что гениальность или талантливость имеет наследственную природу, проникает в самую сущность наших представлений о таланте, который и определяется как природная одаренность. Таким образом, концепция врожденного таланта уже априори связывает выдающиеся способности с наследственными задатками.

        Талантливость или гениальность поддается определению еще труднее, чем интеллект. И в том и в другом случае имеются значительные проблемы с определением «фенотипа». Психологические свойства, которые обычно упоминают в качестве необходимых условий гениальности, включают интеллект, творческое начало и мотивацию. Айзенк настаивает на существовании генетически передаваемых талантов, которые он считает необходимым, но не достаточным условием для возникновения гения.

        Концепцию врожденного таланта довольно трудно доказать или опровергнуть обычными методами, однако анализ биографий одаренных людей дает основания для сомнения в ее априорной справедливости (Howe, 1996).

Если одаренность базируется на неких генетических предпосылках и имеет врожденный характер, то должны быть какие-то признаки, по которым ее можно было бы заметить заранее, еще до того как она проявится в полной мере. По этим признаком можно было бы предсказать, кто преуспеет в какой-либо сфере деятельности. Должна быть какая-то специфичность в способностях, например музыкальная одаренность, хотя этот талант может реализовываться в разных формах (композитор, исполнитель, импровизатор).

Наконец, одаренным должно быть относительно небольшое количество детей, в противном случае концепция теряет смысл, поскольку невозможно предсказать успех того или иного индивида.

        Рассмотрим вопрос о раннем появлении признаков таланта. Существует огромное количество сообщений о необычных способностях, которые проявляются у детей в раннем возрасте. Подавляющее большинство этих описаний имеет ретроспективный характер и редко наблюдались специалистами с самого начала. Кроме того, следует сразу сказать, что нужно как-то различать случаи раннего появления признаков таланта и преждевременного развития. Большое количество таких описаний относятся именно к случаям, когда по каким-то причинам наблюдается ускоренное развитие, особенно это касается речи. По большей части такие вундеркинды впоследствии ничего выдающегося собой не представляют.

        Анализ биографий выдающихся композиторов показывает, что все они в раннем возрасте подвергались интенсивнейшей и регулярной тренировке под руководством взрослых в течение нескольких лет. Получается, что появление необычных способностей скорее следовало за периодом высокой степени поддержки родителей, поощрения, когда были предоставлены необычные условия для развития навыка.

        Даже такие особенности, как наличие абсолютного музыкального слуха, когда человек способен узнать или спеть ноту определенной высоты без эталонного тона, не являются примером врожденного качества. Доказано, что абсолютный слух можно приобрести в результате упражнений.

        Имеются сообщения о проявлении необычных способностей у детей, страдающих аутизмом. Это могут быть выдающиеся счетные способности (мгновенное перемножение многозначных чисел или определение дня недели для любой даты календаря).

В исследовании Миллера описан умственно отсталый ребенок, почти не способный говорить, который мог воспроизводить на фортепиано любую мелодию, транспонировать в любом ключе и импровизировать. Сообщалось об аутичных детях, которые были блестящими рисовальщиками, изображали животных с удивительным соблюдением пропорций и перспективы, с иллюзией движения.

        Экстраординарные способности у обычных людей.

        Существует масса сведений о появлении экстраординарных способностей у обычных людей, которые, уже будучи взрослыми, значительное время тренировались в каких-то навыках или умениях. Например, официантки, которых наблюдал Беннетт, были способны одновременно удерживать в памяти до двадцати заказов одновременно (Bennett, 1983).

Емкость рабочей вербальной памяти в данном случае намного превосходит норму.

        

        Психогенетика аномального и девиантного поведения

        Преступность

        Есть все основания полагать, что средовые воздействия оказывают здесь весьма значительное влияние на дисперсию признака, причем играет роль как раз общая (разделенная) среда. Подобно коэффициенту интеллекта, с возрастом роль воздействия общей среды снижается. В лонгитюдных исследованиях было обнаружено, что наследуемость антисоциального поведения у подростков равна 0,07, а влияние общей среды составляет 0,31. Пожалуй, это самые высокие значения для воздействия общей среды по всем исследованным свойствам личности. При повторных обследованиях взрослых воздействие общей среды падает до 0,05, тогда как наследуемость возрастает до 0,43.

        По поводу антисоциального поведения подростков сообщалось, что 60% дисперсии связано с негативным и конфликтным родительским поведением, специфически направленным на подростка. Однако при анализе выяснилось, что наблюдаемая связь опосредуется в основном генетическими причинами и различия в обращении с детьми отвечают за небольшую часть эффектов индивидуальной среды (2-10%).

        В случае антисоциального поведения мы имеем хороший пример реактивной корреляции «генотип—среда». Долгое время считалось, что нарушения норм поведения у подростков связаны с неэффективными стратегиями воспитания родителей, основанными на жестких негативных отношениях, т. е. являются результатом средовых воздействий. Психогенетический анализ показал, что средовые влияния здесь минимальны и в основе антисоциального поведения подростков должны лежать генетические причины. Стало очевидным, что негативное отношение родителей и жесткие методы воспитания являются реакцией на девиантное поведение подростков, связанное с наследственностью. Исследования приемных детей это подтверждают. Антисоциальность приемного ребенка вызывает жесткую реакцию у воспитателей, непоследовательный и негативный подход, который, в свою очередь, усиливает антисоциальное поведение приемных детей. Дети унаследовали генотип, который привел к некоторой реакции среды, в данном случае вызвал определенное поведение приемных родителей. Из-за этого возникает корреляция в поведении биологических и приемных родителей.

        Анализ данных по приемным детям показывает, что у биологических родственников тех приемных детей, которые впоследствии совершали преступления, отмечается большая вероятность совершения преступлений и большая встречаемость различных психопатий по сравнению с приемными родителями. Последнее обстоятельство указывает на еще одну важную проблему. Причиной преступности может быть аномальное развитие личности, как связанное с наследственными задатками, так и возникшее в результате воздействия среды (болезни, травмы и пр.). Среди преступников вообще отмечается большое число лиц с психопатиями и различными патологиями. Так, по некоторым данным, у 75% преступников отмечается наличие патологических или пограничных изменений в электроэнцефалограмме. Низкий коэффициент интеллекта может иметь непосредственное отношение к преступности, и не только в том смысле, что он связан с недостаточно продуманным поведением, но и с неспособностью подготовить преступление, скрыть его, привлечь хорошего адвоката, правильно вести себя на суде и т. п. Преступник — это тот, кто совершил преступление, данные же статистики имеются лишь по пойманным и осужденным преступникам, а это не одно и то же. Поэтому в качестве контроля необходимо использовать не общие данные популяции, а группу людей с таким же коэффициентом интеллекта и социально-экономическим статусом.

        Влияние наследственных факторов на преступность

        В свое время выяснилось, что среди преступников и агрессивных психопатов лица с такими мутациями встречаются в несколько раз чаше (в 7-10 раз), чем в иелом по популяции. В средствах массовой информации заговорили о «хромосоме-убийце», причем выводы не замедлили последовать. С одной стороны, появились прецеденты вынесения лицам с данными хромосомными мутациями более мягких приговоров (они не виноваты в том, что у них такая мутация). С другой — появились предложения заранее изолировать от общества таких потенциальных преступников. Напомним, что отличительной особенностью лиц с наборами хромосом XYY и XXV является отставание в умственном развитии, сниженный коэффициент интеллекта, плохая социальная адаптация, низкий уровень контроля над эмоциями и вспышки агрессивного поведения. Когда проанализировали характер преступлении, совершаемых лицами с синдромом лишней V-хромосомы (XYY) и синдромом Клайнфельтера (XXV), оказалось, что связи с агрессивностью нет, преступления имеют обычный характер, за исключением отсутствия интеллекуальных преступлений.

        Генетические эксперименты на животных, приведшие к созданию линий крыс и мышей с повышенной или пониженной агрессивностью, указывают па возможную связь определенного генотипа с этим свойством поведения. Интересно, что у человека существует корреляция между агрессивностью и гипогликемией. Под гипогликемией в данном случае понимается пониженное содержание глюкозы в крови, когда в течение 4-6 часов после приема пищи уровень глюкозы остается ниже нормы более чем на 10 мг%. У пациентов с этим свойством, как правило, отмечаются повышенная раздражительность и случаи антисоциального поведения. Болтон описал похожее явление (гипогликемию) у индейцев племени Кволля, которые отличались мрачностью, жестокостью и драчливостью.

        В некоторых случаях достаточно генной (точечной) мутации, чтобы повлиять на агрессивность. В главе 4 уже упоминался случай характерного нарушения нормального поведения мужчин, которое заключалось в неожиданных вспышках агрессивности и импульсивном сексуальном поведении по отношению к женщинам. Наследование было сцеплено с Х-хромосомой. Было выяснено, что наблюдавшийся синдром связан с точечной мутацией гена.

        

        

        Алкоголизм

        В отношении алкоголизма встречается довольно большое разнообразие мнений. В одних работах сообщается о высоких значениях коэффициента наследуемости, в других же утверждается обратное. При анализе следует обращать внимание на само определение алкоголизма. Может быть широкое определение, когда отмечаются все случаи чрезмерного пьянства или когда против злоупотребления алкоголем активно возражают другие члены семьи. Возможно и более узкое определение, при котором во внимание принимаются только случаи с возникновением зависимости и синдрома абстиненции.

        Другой источник разногласий — явное различие между полами. Женский и мужской алкоголизм отличаются как причинами возникновения, так и проявлениями.

Был сделан вывод о высокой наследуемости только ранних форм алкоголизма у мужчин. Для женщин такая закономерность не наблюдалась. Значения наследуемости для женского алкоголизма оказались на уровне 60% при широком определении алкоголизма как пьянства, связанного с возникновением жизненных проблем. При этом воздействие общей среды (общее воспитание, посещение той же школы, наличие общих соседей и пр.) было практически нулевым. Таким образом, все средовые влияния, связанные с возникновением алкоголизма, можно отнести на счет воздействий, специфических для данного индивидуума. Интересно, что алкоголизм родителей не только не повышал риска алкоголизма у дочерей, но даже слегка его понижал. В этом случае, можно думать, отрицательный пример родителей играет роль удерживающего фактора, тогда как наследственность влияет в противоположном направлении.

        Исследования на приемных сыновьях все-таки чаще показывают значительную корреляцию с биологическими родителями в развитии алкоголизма. Так, Полтавец сообщает, что независимо от наличия алкоголизма у воспитателей частота заболевания приемных детей, чьи биологические родители больны алкоголизмом, остается постоянной. Значения для этих двух групп составляли 12,5 и 13,6%. Таким образом, получается, что в данном исследовании семейные влияния не играли значимой роли. Если алкоголизмом болен один из биологических родителей, то заболеваемость среди приемных детей варьируется в пределах 18-25% для сыновей и 2-10% для дочерей. Оценки заболеваемости в общей популяции — 3-5% для мужчин, 0,1-1% для женщин (крайние оценки — до 10% у мужчин и 3-5% для женщин).

        Похожие данные приводятся в датском исследовании, в котором были проанализированы результаты 55 усыновлений мальчиков, один из биологических родителей которых был алкоголиком. К 30-летнему возрасту у 18% усыновленных развился алкоголизм в тяжелой форме (против 5% в контрольной группе).