Шпаргалка — Подходы к психологическому консультированию (сравнительная таблица)

Психоанализ

Адлерианский

Личностно-центрированный

Экзистенциальный

Гештальт

Рационально-эмотивный

Транзактный анализ

Бихевиорально-когнитивный

Терапия реальностью

БАЗОВЫЕ ТЕОРЕТИКИ

З. Фрейд, А. Фрейд, Кохут

Адлер, Дрейкурс, Суини

Роджерс, Бой, Пайн

Мэй, Франкл, Маслоу, Ялом

Ф. Пёрлз, Л. Пёрлз, Ли Шеперд

Эллис, Вольф, Молтсби

Берн, Томас, Грэкхем.

Уотсон, Скиннер, Бандура, Бек

Хантингтон, Глассер, Вубболдинг

ВЗГЛЯД НА ПРИРОДУ ЧЕЛОВЕКА

Акцент на раннем детстве и психосексуальных стадиях развития. Признание важности бессознательного и защитных механизмов Сосредоточение на биологическом детерминизме

Акцент на социальном интересе как главном источнике мотивации. Важность порядка рождения, состава семьи, стиля жизни

Понимание человека как изначально талантливого, движущегося вперёд, заслуживающего доверия. Феноменологический взгляд. Человек является самонаправляемым при наличии благоприятных возможностей

Вера в свободу человека и в его выбор жизненного стиля. Сосредоточение на опыте жизни и индивидуальном опыте.

Акцент на важности цельности и завершённости человеческой жизни. Подчёркивание внутреннего здравого смысла. Сосредоточение на изменениях. Антидетерминизм

Люди по своей сущности одновременно рациональны и иррациональны. Они могут навредить себе тем, что слишком много думают. Дети наиболее ранимые. Ошибочно использование слова «быть» для описания себя

Признание того, что люди могут изменяться. Акцент на эго-состояниях. Важность транзакций Анализ игр, сценариев

Любое поведение человека – это результат научения. Поэтому старые формы могут быть подавлены, а новые – установлены способом условного научения, оперантным обусловливанием и социальным моделированием

Благополучия роста может достичь каждый индивид. Проблема возникает тогда, когда люди не берут на себя ответственность. Научение – процесс всей жизни. Люди имеют потребность любить, ощущать свою полезность

РОЛЬ КОНСУЛЬТАНТА

Эксперт, способствует пониманию причин проблемы, интерпретирует, способствует переносу и исследованию бессознательного

Формирует равноправные отношения с клиентом, моделирует, изучает и оценивает ситуацию клиента, обсуждает с ним предложения, предлагает домашнюю работу, поощряет

Непосредственные отношения Я-Ты. Способствует проявлению уникальности. Может выступать в качестве средства. Акцент на личных качествах клиента

Акцент  на искренности консультанта и на понимании уникальности клиента. Придание большого значения личным отношениям, моделированию и обмену опытом.

Искренность, активность и побуждение. Акцент на здесь и теперь помогает клиенту завершит незаконченные действия в настоящем. Внимание на конгруэнтность

Активный, направляющий, обучающий, противодействующий корректирующий, концентрирующийся на азах разговора о самом себе или на рациоинальном самоанализе

Качества учителя. Заключается контракт на изменение. Инструкция даётся на языке транзактного анализа

Роль учителя, руководителя. Проявляет активность, помогает клиенту прояснить цели, достичь изменений в поведении и в мыслях

Роль учителя, модели, концентрируется на установлении отношений с клиентом. Занимает активную, директивную, прагматичную и дидактическую позицию.

Психоанализ

Адлерианский

Личностно-центрированный

Экзистенциальный

Гештальт

Рационально-эмотивный

Транзактный анализ

Бихевиорально-когнитивный

Терапия реальностью

ЦЕЛИ

Сделать бессознательное сознательным, пройти через нерешённые стадии развития, научить справляться с трудностями, адаптироваться, способствование реконстукции личности

Консультант культивирует социальный интерес, исправляет искажённые представления и ошибочные цели. Развивает способность клиента к инсайту, способствует поведенческим изменениям по принципу «как будто бы»

Самоизучение, открытость по отношению к себе и другим. Самонаправляемость и реалистичность. Терпимость к другим и себе, акцент на здесь и сейчас

Помощь клиенту осознать свою ответственность, понимание себя, свободу и потенциал. Отход от внешней системы координат

Акцент на непосредственном опыте. Осуществление выборов в настоящем. Разрешение прошлых проблем, достижение конгруэнтности, избавление от неврозов, умственный рост

Помощь жить более содержательной и продуктивной жизнью прекращение иррационального мышления. Устранение стрессогенных обязанностей, пагубных привычек. Толерантность и принятие себя и других

Преобразование, достижение произвольности и автономии, приобретение большей осведомлённости, освобождение от игр. Установление отношений одобрения

Помощь клиенту лучше приспособить, изменить недостаточно адаптивное поведение, обучить продуктивным реакциям, помочь в установлении конкретных целей и подцелей и достигать их. Изменить мышление

Помогает становиться психологически сильным, рациональным, брать на себя ответственность, разъясняет цели, формулирует реалистичный план. Сосредоточивается на поведении в настоящем

МЕТОДЫ

Свободные ассоциации. Анализ сновидений, переносов, контрпереносов, сопротивления механизмов защиты, интерпретация

Эмпатия, создание атмосферы поддержки, конфронтация для пробуждения достоинства и ответственности. Исследование воспоминаний, сновидений, приоритетов клиента. Интрепретация, сдерживание себя и постановка задач, активизировать, задев клиента

Одобрение, разъяснение, отражение эмоций, эмпатия, конгруэнтность. Самораскрытие, активное и пассивное слушание, открытые вопросы, утверждение, подытоживание

Открытость, заинтересованность, акцент на отношениях, преодоление неопределённости, конфронтация, воображение, упражнения на понимание. + Методы других подходов.

Использование упражнений и экспериментов, фрустрирующие действия, фантазирование, ролевые игры, психодрама, работа над сновидениями. Техники «пустого» и «горячего» стула, конфронтация, гиперболизация. Принятие ответственности

Обучение и оспаривание. Изучение анатомии эмоций, применяется воображение, убеждение, советы, логические рассуждения, библиотерапия, рациональный самоанализ

Придание значения терапевтическим контрактам и специфичности техники дознания, уточнения. Конфронтация, иллюстрация, кристаллизация, концентрация на воспоминаниях, часто комбинированная с техниками гештальт

Использование подкрепления, тренировка навыков, затухание, самонаблюдение, наказание, планирование окружения. Систематическая десенсибилизация. Техники «взрыва» и «погружения»,  «тайм-ауты», имитация, иной взгляд на стресс

Обучение, фокусирование, оценивание, составление планов, ролевые игры, юмор, конфронтация, ролевое моделирование, определение границ, сотрудничество, обратная связь