Психоанализ |
Адлерианский |
Личностно-центрированный |
Экзистенциальный |
Гештальт |
Рационально-эмотивный |
Транзактный анализ |
Бихевиорально-когнитивный |
Терапия реальностью |
БАЗОВЫЕ ТЕОРЕТИКИ |
З. Фрейд, А. Фрейд, Кохут |
Адлер, Дрейкурс, Суини |
Роджерс, Бой, Пайн |
Мэй, Франкл, Маслоу, Ялом |
Ф. Пёрлз, Л. Пёрлз, Ли Шеперд |
Эллис, Вольф, Молтсби |
Берн, Томас, Грэкхем. |
Уотсон, Скиннер, Бандура, Бек |
Хантингтон, Глассер, Вубболдинг |
ВЗГЛЯД НА ПРИРОДУ ЧЕЛОВЕКА |
Акцент на раннем детстве и психосексуальных стадиях развития. Признание важности бессознательного и защитных механизмов Сосредоточение на биологическом детерминизме |
Акцент на социальном интересе как главном источнике мотивации. Важность порядка рождения, состава семьи, стиля жизни |
Понимание человека как изначально талантливого, движущегося вперёд, заслуживающего доверия. Феноменологический взгляд. Человек является самонаправляемым при наличии благоприятных возможностей |
Вера в свободу человека и в его выбор жизненного стиля. Сосредоточение на опыте жизни и индивидуальном опыте. |
Акцент на важности цельности и завершённости человеческой жизни. Подчёркивание внутреннего здравого смысла. Сосредоточение на изменениях. Антидетерминизм |
Люди по своей сущности одновременно рациональны и иррациональны. Они могут навредить себе тем, что слишком много думают. Дети наиболее ранимые. Ошибочно использование слова «быть» для описания себя |
Признание того, что люди могут изменяться. Акцент на эго-состояниях. Важность транзакций Анализ игр, сценариев |
Любое поведение человека – это результат научения. Поэтому старые формы могут быть подавлены, а новые – установлены способом условного научения, оперантным обусловливанием и социальным моделированием |
Благополучия роста может достичь каждый индивид. Проблема возникает тогда, когда люди не берут на себя ответственность. Научение – процесс всей жизни. Люди имеют потребность любить, ощущать свою полезность |
РОЛЬ КОНСУЛЬТАНТА |
Эксперт, способствует пониманию причин проблемы, интерпретирует, способствует переносу и исследованию бессознательного |
Формирует равноправные отношения с клиентом, моделирует, изучает и оценивает ситуацию клиента, обсуждает с ним предложения, предлагает домашнюю работу, поощряет |
Непосредственные отношения Я-Ты. Способствует проявлению уникальности. Может выступать в качестве средства. Акцент на личных качествах клиента |
Акцент на искренности консультанта и на понимании уникальности клиента. Придание большого значения личным отношениям, моделированию и обмену опытом. |
Искренность, активность и побуждение. Акцент на здесь и теперь помогает клиенту завершит незаконченные действия в настоящем. Внимание на конгруэнтность |
Активный, направляющий, обучающий, противодействующий корректирующий, концентрирующийся на азах разговора о самом себе или на рациоинальном самоанализе |
Качества учителя. Заключается контракт на изменение. Инструкция даётся на языке транзактного анализа |
Роль учителя, руководителя. Проявляет активность, помогает клиенту прояснить цели, достичь изменений в поведении и в мыслях |
Роль учителя, модели, концентрируется на установлении отношений с клиентом. Занимает активную, директивную, прагматичную и дидактическую позицию. |
Психоанализ |
Адлерианский |
Личностно-центрированный |
Экзистенциальный |
Гештальт |
Рационально-эмотивный |
Транзактный анализ |
Бихевиорально-когнитивный |
Терапия реальностью |
ЦЕЛИ |
Сделать бессознательное сознательным, пройти через нерешённые стадии развития, научить справляться с трудностями, адаптироваться, способствование реконстукции личности |
Консультант культивирует социальный интерес, исправляет искажённые представления и ошибочные цели. Развивает способность клиента к инсайту, способствует поведенческим изменениям по принципу «как будто бы» |
Самоизучение, открытость по отношению к себе и другим. Самонаправляемость и реалистичность. Терпимость к другим и себе, акцент на здесь и сейчас |
Помощь клиенту осознать свою ответственность, понимание себя, свободу и потенциал. Отход от внешней системы координат |
Акцент на непосредственном опыте. Осуществление выборов в настоящем. Разрешение прошлых проблем, достижение конгруэнтности, избавление от неврозов, умственный рост |
Помощь жить более содержательной и продуктивной жизнью прекращение иррационального мышления. Устранение стрессогенных обязанностей, пагубных привычек. Толерантность и принятие себя и других |
Преобразование, достижение произвольности и автономии, приобретение большей осведомлённости, освобождение от игр. Установление отношений одобрения |
Помощь клиенту лучше приспособить, изменить недостаточно адаптивное поведение, обучить продуктивным реакциям, помочь в установлении конкретных целей и подцелей и достигать их. Изменить мышление |
Помогает становиться психологически сильным, рациональным, брать на себя ответственность, разъясняет цели, формулирует реалистичный план. Сосредоточивается на поведении в настоящем |
МЕТОДЫ |
Свободные ассоциации. Анализ сновидений, переносов, контрпереносов, сопротивления механизмов защиты, интерпретация |
Эмпатия, создание атмосферы поддержки, конфронтация для пробуждения достоинства и ответственности. Исследование воспоминаний, сновидений, приоритетов клиента. Интрепретация, сдерживание себя и постановка задач, активизировать, задев клиента |
Одобрение, разъяснение, отражение эмоций, эмпатия, конгруэнтность. Самораскрытие, активное и пассивное слушание, открытые вопросы, утверждение, подытоживание |
Открытость, заинтересованность, акцент на отношениях, преодоление неопределённости, конфронтация, воображение, упражнения на понимание. + Методы других подходов. |
Использование упражнений и экспериментов, фрустрирующие действия, фантазирование, ролевые игры, психодрама, работа над сновидениями. Техники «пустого» и «горячего» стула, конфронтация, гиперболизация. Принятие ответственности |
Обучение и оспаривание. Изучение анатомии эмоций, применяется воображение, убеждение, советы, логические рассуждения, библиотерапия, рациональный самоанализ |
Придание значения терапевтическим контрактам и специфичности техники дознания, уточнения. Конфронтация, иллюстрация, кристаллизация, концентрация на воспоминаниях, часто комбинированная с техниками гештальт |
Использование подкрепления, тренировка навыков, затухание, самонаблюдение, наказание, планирование окружения. Систематическая десенсибилизация. Техники «взрыва» и «погружения», «тайм-ауты», имитация, иной взгляд на стресс |
Обучение, фокусирование, оценивание, составление планов, ролевые игры, юмор, конфронтация, ролевое моделирование, определение границ, сотрудничество, обратная связь |