Семинарское занятие №3

Семинарское занятие № 3 «Нарушения речи»

Вопросы:

1. Предмет логопедии, ее становление как интегративной

отрасли знаний

2. Анатомо-физиологические механизмы речи и основные

закономерности ее развития у ребенка

3. Причины речевых нарушений

4. Основные виды речевых нарушений

5. Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей

с речевыми нарушениями

6. Система специальных учреждений для детей

с нарушениями речи

Литература:

1. Специальная педагогика для студентов высш. учебных заведений / под ред. Н.М. Назаровой. – М. Издательский центр «Академия», 2009. – 400 с.

ПРЕДМЕТ ЛОГОПЕДИИ, ЕЕ СТАНОВЛЕНИЕ КАК ИНТЕГРАТИВНОЙ ОТРАСЛИ ЗНАНИЙ Логопедия (от греч. logos — «слово», «речь» и paideia — «воспитание», «обучение») — направление в педагогике, изучающее нарушения развития речи при нормальном слухе. Логопедия изучает различные речевые нарушения, вырабатывает методы их выявления, ликвидации, атакже предупреждения. Для достижения этих целей важно изучение симптомов и причин возникновения всевозможных речевых нарушений, механизмов и направлений их протекания. Все это необходимо для организации особого воспитания и обучения лиц с отклонениями в речи. Поэтому логопедию относят к специальной педагогике. Предметом логопедии является само нарушение речи, а также обучение, воспитание, развитие людей с аномальной речевой деятельностью. Люди с расстроенной речью и являются объектом логопедии. Периоды становления логопедии: 1) первые вопросы по коррекции нарушенной речевой деятельности были затронуты в XVII в. в трудах сурдопедагогов; 2) во второй половине XIX в. аномалии в речи рассматривают уже независимо от слуховых данных человека. Коррекция речи в это время рассматривалась под медицинским углом зрения. Основные причины нетрадиционного произнесения звуков видели преимущественно в работе артикуляционного аппа- рата, т.е.

специализированных мускульных движений. Исходя из этого исправить речевые недостатки предполагалось только в результате проведения целого курса лечебных мероприятий, выполняемых медработниками; 3) к 1930-м гг. XX в. научные знания в области речевой деятельности были существенно расширены. Теперь в логопедии важную роль стала играть педагогическая сторона вопроса. Пути и методы логопедической коррекции существенно усовершенствовались. Отношение к этой проблеме становилось достаточно оптимистичным. Так, И. П. Павлов отмечал: «Ничто не остается неподвижным, неподатливым, а всегда может быть достигнуто, изменяться к лучшему, лишь бы были осуществлены соответствующие условия»; 4) современные специалисты (физиологи, невропатологи, психологи, лингвисты и др.) подчеркивают многогранное строение речевой деятельности, имеющее немало аспектов в ее изучении. Современная логопедия состоит из дошкольной, школьной логопедии, а также логопедии подростков и взрослых. Их объединяет общность целей и задач, для реализации которых теоретическая и практическая стороны должны работать слаженно, взаимно дополняя друг друга. Причем профилактическое и коррекционное воздействия должны учитывать как внешние, так и внутренние факторы, влияющие на речь человека.

6 стр., 2847 слов

Развитие экспрессивной функции речи. Речевое развитие от года до школьного возраста 1-7лет

ГОУ ВПО «Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева» ИППУО Психология познания Реферат « Развитие экспрессивной функции речи. Речевое развитие от года до школьного возраста (1-7лет)» Выполнил(а):Киверина Валентина Станиславовна 4 курс, Курагино, Психологическое образование Содержание Введение 1.Экспрессивная функция речи 2.Поэтапное развитие экспрессивной речи ...

АНАТОМО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ РЕЧИ И ОСНОВНЫЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ЕЕ РАЗВИТИЯ У РЕБЕНКА Человек с помощью звуков образует и воспринимает речь. Рассмотрим анатомо-физиологические механизмы речи. Для образования связанных речевых звуков используется определенный ряд органов, совокупность которых называется речевым аппаратом. Исходным источником энергии являются легкие с дыхательной мускулатурой .Они создают необходимое давление и воздушный поток в речевом тракте. Речевой тракт состоит из гортани, глотки, рта, носа, мягкого нёба и губ. Совместная деятельность этих органов называется артикуляцией, благодаря которой и образуется членораздельная речь. Связная речь прежде всего организуется нервной системой. Это происходит на нескольких уровнях. В первую очередь идет общий синтез предложения, которое должно быть произнесено. Потом подбирается специальная программа артикуляции. Далее происходит непосредственная реализация этой программы, последовательная проработка всех необходимых артикуляторных движений. В результате образуется нужный звуковой сигнал. Восприятие речи тоже происходит по определенной схеме. Типичное восприятие речи у каждого человека происходит следующим образом. Слуховыми анализаторами и нервной системой воспринимаются и преобразуются акустические сигналы, исходящие из внешнего  мира.

8 стр., 3858 слов

Причины речевых нарушений

... 1. Понятие речевого нарушения ……………………………………………………...4 2. Причины, вызывающие речевые нарушения……………………………………..6 3. Классификация речевых нарушений …………………………………………….15 Заключение…………………………………………………………………………..18 Литература…………………………………………………………………………….20 ВВЕДЕНИЕ Речь — важнейшая ... слов к фразовой речи. Лингвисты называют такой скачок языковым взрывом. Чаще всего это происходит летом, когда ...

В результате раскрывается смысл речевого сообщения. Процесс протекает в три основных этапа. Сначала работает слух, выделяя спектральные и временные особенности сигнала, т.е. фокусируясь на особенностях, различительных признаках звуков речи. Далее следует фонетическая обработка, в результате которой звуки преобразуются в определенную последовательность дискретных элементов сообщения, т.е. в конкретные фонемы или слоги. Завершается этот ступенчатый процесс анализом синтаксиса и семантики сообщения. Ребенок через разнообразные анализаторы получает из внешнего мира большое количество разных сигналов. Источником речевых сигналов, как правило, является взрослый. Поэтому велико значение окружения ребенка. Недостаток в общении или нездоровые проявления общения способствуют неправильному формированию речи. Чтобы речевое развитие у ребенка происходило полноценно, необходимо общение сделать значимым, проводить его в эмоционально положительном русле и стимулировать к ответному общению. Незаинтересованность взрослого может привести к отставанию в речи у детей уже на ранних стадиях развития. Механизм нарушения речи представляет собой цепочку отклонений в функционировании процессов и операций, которые постепенно приводят к возникновению и развитию различных речевых нарушений.

ПРИЧИНЫ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ Причиной нарушения речи в науке считается такое воздействие внешних и внутренних неблагоприятных факторов или их совокупности, при которых возникают речевые нарушения I различного рода. Однако причинами можно счи- . тать только те факторы, без воздействия кото- | рых нарушения не происходит. В разделе патологии существует специаль- | ное учение о причинах, которое носит название ■ этиология (от греч. a/’f/a — «причина» и logos — I «наука», «учение»).

Наиболее интенсивная работа I над разработкой причин нарушения речи наI чалась с 1920-х гг. Впервые в это время причиI ны были разделены на внутренние (эндогенные) I и внешние (экзогенные).

9 стр., 4092 слов

Нарушения речи

... расстройств, предложенная А.Р. Лурия. Причины афатических расстройств различны и могут быть связаны с опухолью мозга, сосудистыми нарушениями (спазмы кровеносных сосудов, кровоизлияния, тромбы ... больного. Спотыкание — тяжелое расстройство темпа и ритма речи, которое часто сочетается с другими формами речевых расстройств. Ю.А. Флоренская считала спотыкание следствием ...

Эта заслуга принадлеI жит М. Е. Хватцеву, который подчеркнул при этом ‘ тесную взаимосвязь между ними. Кроме того, I он классифицировал существующие причины на ‘ органические, функциальные, социально-псиI хологические и психоневрологические. Органическими причинами являются прежде всего поражение или недоразвитие во время дородового и послеродового периодов, а также во время родов. Кроме того, на ано. мальную речь могут повлиять и всевозможные | органические нарушения периферического ре- ■ чевого аппарата. Тем самым Хватцев подраз| деляет органические причины нарушения речи ■ на центральные и периферические. К первым I относятся различные поражения мозга. Ко втоI рым — поражение органов слуха, расщеплеI ние нёба и другие изменения артикуляционноI го аппарата. При выделении функциональных причин Хватцев опирается на учение и. П. Павлова о нарушениях соотношения процессов возбуждения и торможения в центральной нервной системе. К социально-психологическим причинам были отнесены самые разнообразные неблагоприятные влияния окружающей среды. Психоневрологические причины содержат в себе и умственную отсталость, и нарушение памяти и внимания, и другие расстройства психики.

Очень широко распространены речевые нарушения под воздействием экзогенно-органических факторов, т.е. неблагоприятные воздействия на центральную нервную систему и на весь организм. В перинатальной патологии (внутриутробный период развития) наиболее неблагоприятное воздействие оказывает родовая травма и асфиксия (кислородное голодание).

При внутриутробных поражениях мозга (вирусные заболевания, лекарственные препараты, вибрация, радиация, алкоголизм, курение) наблюдаются наиболее тяжелые нарушения речи. Главное, необходимо учитывать, что выделенные причины очень редко проявляются в чистом виде. Гораздо чаще встречаются целые букеты влияния различных факторов. Кроме того, у разных людей один и тот же фактор может выступать то в качестве причины, то в качестве условия.

ОСНОВНЫЕ ВИДЫ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ Речевые нарушения специалисты различают по их проявлениям,природе возникновения, степени выраженности у конкретного человека, а также по их влиянию на его психическое состояние и развитие. Дислалия является наиболее часто встречающимся нарушением. Это нарушение заключается в отклонении от норм подражания звука при допустимой работе слухового и речевого аппаратов. Дислалия может проявляться в ненормативном произнесении звуков, замене одних звуков другими, их смешении или пропусках. Ринолалия отличается от дислалии назализованным тембром голоса. Тембр голоса и звукопроизношение нарушены под влиянием анатомо-физиологических дефектов речевого аппарата. В результате воспроизводимая артикуляция звуков существенно отличается от нормы. Дизатрию обусловливает недостаточность иннервации речевого аппарата. При дизатрии особенности расстройства артикуляции, голосообразования, темпа, ритма и интонации речи напрямую зависят от степени поражения центральной и периферической нервной системы. Нарушение голоса вытекает из отсутствия или расстройства фонации вследствие патологических изменений голосового аппарата. На практике выявлено либо полное отсутствие голоса (афония), либо частичное нарушение высоты, силы и тембра голоса (дисфония).

22 стр., 10985 слов

Нарушения развития личности

... девиаций поведения и аномальных личностных образований Еще в учебнике Психодиагностика нарушений развития личности детей и подростков. Существует множество определений личности. В зависимости от ... выступает подавленное настроение, сопровождающееся грустным выражением лица, бедной мимикой, тихой речью, замедленными движениями, плаксивостью, общим снижением активности, стремлением к одиночеству. В ...

Нарушение темпа речи распространяется на развитие как внешней, так и внутренней речи. Такая речь плохо понимаема окружающими и может впоследствии вылиться в заикание. Патологически замедленный темп речи называется «брадилалия». Ускоренный же темп речи получил термин «тахилалия». Заикание является самой древней проблемой в логопедии. При заикании нарушается темпо-ритмическая организация речи. Этому способствует состояние мышц речевого аппарата. В настоящее время заикание определено как сложное психофизическое расстройство. Алалия распространена очень слабо. Она представляет собой недоразвитие речи, характеризующееся поражением речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития. Современные исследователи особо выделяют психолингвистический аспект изучения. Афазия представляет собой полную или частичную утрату речевых способностей в результате серьезных поражений головного мозга. Типичными причинами являются нарушение мозгового кровообращения (ишемия, гемморагия), травмы, опухоли и инфекционные заболевания головного мозга. Нарушение письменной речи подразделяется на нарушение процесса чтения (алексия, дислексия) и нарушение процесса письма (дисграфия, аграфия, дизорфография, эволюционная дисграфия).

КЛИНИКО-ПСИХОЛОГО- ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕТЕЙ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ Даже небольшие расстройства речи могут отрицательно влиять на общее развитие ребенка. Плохо говорящие дети часто подвергаются насмешкам со стороны сверстников, что делает их неуверенными в себе, застенчивыми, нерешительными, и в дальнейшем это способно привести к возникновению больших комплексов, что мешает преодолению дефекта, и развитию неуверенности в себе и собственных силах. Ребенок может начать избегать общения, что влияет на процесс социализации личности в целом. Нарушения речи часто возникают вследствие органических или функциональных повреждений головного мозга. В связи с этим у детей с расстройствами речевой функции зачастую наблюдаются различные сопутствующие нарушениям мозга нарушения психической деятельности: нарушения и задержки психического развития, эмоционально-волевой сферы, умственного развития, нарушения памяти, внимания, познавательной деятельности. Такие дети зачастую характеризуются: 1) повышенной возбудимостью к двигательной активностью. Ребенку трудно усидеть на одном месте и заниматься длительное время одним и тем же видом деятельности, руки и ноги его находятся в постоянном движении.

10 стр., 4613 слов

Развитие речи ребенка 2

... в работе были рассмотрены вопросы развития речи ребенка, понимания и становления речи, факторы риска речевых нарушений и профилактическая работа в ДОУ. Развитие речи ребенка Речь является средством общения людей ...

Ребенок встает и ходит во время занятий, не реагируя на педагога, в перерывах между занятиями ведет себя чрезмерно активно, с трудом переключается с физической деятельности на умственную. Иногда наоборот, встречаются дети, отличающиеся заторможенностью и вялостью; 2) эмоциональной неустойчивостью. Настроение таких детей может резко и часто изменяться от радостного к плаксивому, от печального к агрессивному и т.д., иногда появляются признаки агрессии, беспокойства, настороженности. Нелестное замечание, плохая оценка, конфликт с другими детьми могут вызывать вспышки гнева, ярости и даже психические расстройства; 3) низкой работоспособностью, в том числе и умственной. Ребенок способен работать только в определенном темпе, специфичном именно для него, и довольно непродолжительное время, затем наступает утомление; 4) повышенной утомляемостью. Дети быстро устают, утомление может накапливаться и приводить к вспышкам раздражительности и плохому самочувствию; 5) плохим самочувствием. Такие дети могут страдать головными болями, тошнотой и головокружением, плохо переносить жару и духоту; 6) нескоординированностью движений и нарушением равновесия; 7) нарушениями памяти, внимания, понимания; 8) ослаблением контроля за собственными действиями.

СИСТЕМА  СПЕЦИАЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ Различные виды помощи детям с нарушениями речи в нашей стране осуществляются тремя сферами государственной деятельности: 1) образовательной; 2) здравоохранительной; 3) сферой социальной защиты человека. В системе образования дети с нарушениями речи условно делятся на три группы, соответственно которым и формируются группы в специализированных дошкольных учреждениях: дети с фонетико-фонематическим недоразвитием речи, дети с общими недоразвитиями речи и дети с заиканием. В общеобразовательных детских садах существуют специализированные группы, в которых специалисты оказывают помощь детям с нарушениями речи. Существуют специальные логопедические пункты в общеобразовательных школах и специальные школы для детей с нарушениями речи. В специальных школах дети с нарушениями делятся на две категории: дети с тяжелыми нарушениями речи и дети, страдающие тяжелыми формами заикания. В системе здравоохранения помощь людям с нарушениями речи (и детям, и взрослым) осуществляется посредством логопедических кабинетов, наличествующих в поликлиниках и психоневрологических диспансерах. Лечение может проводиться стационарно или амбула- торно в зависимости от особенностей нарушения у каждого конкретного человека. Социальная сфера представлена специализированными домами ребенка и психоневрологическими санаториями, где осуществляется диагностика и коррекция различных недостатков развития, в том числе и нарушений речи. Любое оказание помощи людям, имеющим тяжелые нарушения, в том числе и речевые, проводится комплексно, с участием представителей различных научных областей, таких как педагогика, психология, медицина, социология и т.д. Часто дети с нарушениями речи обучаются в общеобразовательных учебных заведениях, при этом трудности обучения и поведения объясняются недостаточным вниманием со стороны родителей и запущенностью. На самом деле эти дети имеют специфические особенности развития и требуют повышенного внимания со стороны педагогов. Дети, у которых возникают большие трудности с осваиванием чтения и письма, должны находиться под наблюдением специалиста-логопеда. Обучение этих детей должно осуществляться с привлечением специальных логопедических методик. Нарушения речи зачастую возникают вследствие нарушений функционирования центральной нервной системы, по этой причине учебная деятельность детей с такими нарушениями должна выстраиваться с учетом их темпов и особенностей развития. Таким детям необходимо участие и внимательное отношение со стороны педагога.

6 стр., 2669 слов

1.Нарушение ощущения и восприятие

Ощущение - это самый простой психический процесс отражения отдельных свойств и качеств среды при непосредственном воздействии на специфические рецепторы органов чувств физических, химических, механических и других раздражителей. По виду рецепторов различают экстероцептивные, интероцептивные и проприоцептивные ощущения. Экстероцептивные ощущения дают общую информацию о состоянии ...