Психология Общая психология Введение в психологию

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

«МОГИЛЕВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

имени А.А. КУЛЕШОВА»

КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ К КУРСУ «ПСИХОЛОГИЯ»

для физико-математического факультета

Авторы-составители:

Э.В. Котлярова, И.Р.Иванова, В.А. Котова, И.Т. Кушнер

Могилев 2011

1.Психология как самостоятельная наука оформилась:

а) в 40-х гг. Х1Х в.;

б) в 80-х гг. Х1Х в.;

в) в 90-х гг. Х1Хв.;

г) в начале ХХ в.

2. Психическим явлением является:

а) нервный импульс;

б) рецептор;

в) внимание;

г) сердцебиение

3. Отражение отдельных свойств предметов и явлений материального мира представляет:

а) ощущение;

б) восприятие;

в) память;

г) воображение.

4.Особенности онтогенетического развития психики изучает психология:

а) медицинская;

б) социальная;

в) возрастная;

г) общая.

5. Социально-психологические проявления личности, ее взаимоотношения с людьми изучает психология:

а) дифференциальная;

б) социальная;

в) педагогическая;

г) общая.

Предмет и методы общей психологии

6. Предмет психологии:

а) деятельность головного мозга;

б) физиология организма человека;

в) психика;

г) физиология организма животного.

7. Психика это:

а) субстанция;

20 стр., 9582 слов

Психология дошкольного возраста как наука. Предмет и задачи

... психология, наряду с другими науками (педагогикой, физиологией, педиатрией и пр.), изучает ребенка, но имеет свой особый предмет, ... правильной позиции исследователя. Часто, находясь под влиянием социальных стереотипов, педагог искаженно воспринимает и интерпретирует ... метод. Стратегии исследования психического развития Стратегии- общее направление исследования, которое должно привести к достижению ...

б) вещь (предмет);

в) чувствительность;

г) свойство головного мозга.

8. Наиболее общим понятием является:

а) психика;

б) отражение;

в) сознание;

г) раздражимость.

9. В ходе эволюции на уровне социума появляется такая высшая форма психического отражения как:

а) сознание;

б) чувствительность;

в) раздражимость;

г) психика.

10. Всеобщим свойством материи является:

а) психика;

б) сознание;

в) отражение;

г) раздражимость.

11. К низшему уровню психики человека относится:

а) бессознательное;

б) сознание;

в) надсознательное;

г) правильных ответов нет.

12. К высшему уровню психики человека относится:

а) бессознательное;

б) сознание;

в) неосознаваемое;

г) предсознательное.

13. Сознание — это:

а) форма механического отражения;

б) форма физического отражения;

в) форма материального отражения;

г) высшая форма психического отражения.

14. Особость психики человека как свойства мозга — это:

а) приспособление к среде;

б) опережающее отражение действительности;

в) ориентировочно-исследовательская деятельность;

г) деятельность нервной системы.

15. Сознание возникает на одном из уровней организации материи:

а) физическом;

б) биологическом;

в) социальном;

г) химическом.

16. Методология:

а) представляет собой результат процесса познания;

б) определяет способы достижения и построения научного знания;

в) является предметной поддержкой учебной деятельности;

г) является процессом, в ходе которого возникают новые формы поведения и деятельности.

17. В психологии в качестве объяснительного сформировался принцип:

а) развития;

б) деятельностного подхода к изучению психики;

в) целостности;

г) системности.

18. Принцип, требующий рассматривать психические явления в постоянном изменении, движении, называется принципом:

а) детерминизма;

б) развития;

в) субъективности;

г) объективности.

19. Отличительная черта отечественной психологии – использование категории:

а) деятельности;

б) бессознательного;

в) подкрепления;

г) интроспекции.

20. Положение о единстве сознания и деятельности впервые выдвинул:

а) С.Л. Рубинштейн;

б) А.Н. Леонтьев;

в) Г.А. Ковалев;

г) Л.С. Выготский.

21. Б.Г. Ананьев относит лонгитюдный метод исследования:

а) к организационным методам;

б) к эмпирическим методам;

в) к способам обработки данных;

г) к интерпретационным методам.

22. Целенаправленное, планомерно осуществляемое восприятие объектов, в познании которых заинтересована личность, является:

а) экспериментом;

б) контент-анализом;

в) наблюдением;

г) методом анализа продуктов деятельности.

23. Понятие «самонаблюдение» является синонимом термина:

а) интроверсия;

б) интроекция;

5 стр., 2123 слов

А.Н.Леонтьев "деятельность. Сознание. Личность" марксизм ...

... строение деятельности. Идея анализа деятельности как метод научной психологии человека была заложена в ранних работах Л.С.Выготского. Были введены понятия орудия, орудийных ("инструментальных") операций, понятие цели, мотива ("мотивационной сферы сознания"). ...

в) интроспекция;

г) интроскопия.

24. Краткое, стандартизированное психологическое испытание, в котором выявляется наличный уровень развития психики человека — это:

а) наблюдение;

б) эксперимент;

в) тестирование;

г) самонаблюдение.

25. Получение субъектом данных о собственных психических процессах и состояниях в момент их протекания или вслед за ним – это:

а) наблюдение;

б) эксперимент;

в) тестирование;

г) самонаблюдение.

26. К опросным методам общей психологии относится:

а) эксперимент;

б) наблюдение;

в) анализ результатов деятельности;

г) анкетирование.

27. Контрольная группа испытуемых необходима при проведении:

а) корреляционного исследования;

б) эмпирического исследования;

в) формирующего эксперимента;

г) констатирующего эксперимента.

28. Что из ниже перечисленного относится к методам психологии:

а) интервьюирование;

б) референтометрическая методика;

в) личностный опросник Д. Айзенка;

г) терминологический диктант.

29. Сбор первичных данных в специально созданных условиях и с применением специального оборудования – это:

а) метод корреляционного анализа;

б) метод естественного эксперимента;

в) метод лабораторного эксперимента;

г) метод контрольного эксперимента.

30. Фактологические записи в специальном дневнике осуществляются при проведении метода:

а) эксперимента;

б) анкетирования;

в) тестирования;

г) наблюдения.

31. Невозможно повторить в точности метод:

а) естественного наблюдения;

б) лабораторного эксперимента;

в) беседы;

г) анкетирования.

32. Невмешательство исследователя в изучаемый процесс характерно для:

а) тестирования:

б) включенного (полевого) наблюдения;

в) не включенного наблюдения;

г) эксперимента.

33. Активное включение исследователя в изучаемый процесс характерно для:

а) анализа результатов деятельности;

б) сплошного наблюдения;

в) выборочного наблюдения;

г) включенного (полевого) наблюдения.

34. Метод тестирования заключается:

а) в стандартизируемом испытании исследуемых;

б) в анализе результатов эксперимента;

в) в оказании психологического воздействия на исследуемых;

г) все ответы верны.

Деятельность

35. Деятельность человека, направленная на изменение и преобразование действительности ради удовлетворения своих потребностей, на создание материальных и духовных ценностей, называется:

а) трудовой;

б) учебной;

в) предметной;

г) ведущей.

36. Воспроизведение детьми действий взрослых и отношений между ними в особой условной форме – это исторически развивающийся вид деятельности:

а) игровой;

б) трудовой;

в) предметной;

г) ведущей.

37. Деятельность человека, направленная на изменение его внутренних условий развития, способностей и интеллекта называется:

а) трудовой;

б) учебной;

в) предметной;

г) ведущей.

38. Понятие «деятельность» является базовой категорией:

25 стр., 12060 слов

016_Человек. Его строение. Тонкий Мир

... входят в него. Все это находится в самом тесном взаимодействии и согласованности... Все оболочки, или тела человека, состоят из различных видов Материи, облекают его в порядке ... Кроме того, я начал внимательнее следить и за процессом отделения: если мои наблюдения были правильны, то я должен был ощущать отделение от промежуточного тела. Оказалось, ...

а) педагогики;

б) философии;

в) психологии;

г) социологии.

39. Основной единицей анализа деятельности выступает:

а) операция;

б) действие;

в) мотив;

г) цель.

40. Осознаваемый результат деятельности – это:

а) потребность;

б) мотив;

в) цель;

г) задача.

41. Процесс, направленный на достижение цели, называется:

а) операцией;

б) действием;

в) мотивом;

г) умением.

42. Процесс формирования навыка происходит:

а) осознанно и произвольно;

б) непроизвольно;

в) неосознанно;

г) импульсивно.

43.Взаимодействие навыков может быть:

а) положительным;

б) отрицательным;

в) перекрестным;

г) правильный ответ – а), б).

44. Положительное взаимодействие навыков — это:

а) перенос – имеющийся навык способствует формированию нового навыка;

б) интерференция – имеющийся навык тормозит формирование нового навыка;

в) процесс формирования нового навыка;

г) правильных ответов нет.

Общение

45. Коммуникативный компонент общения означает:

а) передачу и обмен информацией;

б) взаимодействие человека с человеком;

в) взаимодействие человека с объектом;

г) восприятие другого человека.

46. Интерактивный компонент общения означает:

а) передачу и обмен информацией;

б) взаимодействие человека с человеком;

в) взаимодействие человека с объектом;

г) восприятие другого человека.

47. Перцептивный компонент общения означает:

а) передачу и обмен информацией;

б) взаимодействие человека с человеком;

в) взаимодействие человека с объектом;

г) восприятие и понимание другого человека.

48. Понимание эмоционального состояния другого человека относится к умениям:

а) межличностной коммуникации:

б) восприятия и понимания друг друга;

в) межличностного взаимодействия;

г) группового взаимодействия.

49.Способность человека отождествлять себя с другим человеком называется:

а) социально-психологической рефлексией;

б) стереотипизацией;

в) эмпатией;

г) идентификацией.

50. Осознание человеком того, как его воспринимают другие люди называется:

а) социально-психологической рефлексией;

б) стереотипизацией;

в) эмпатией;

г) идентификацией.

51. Отношение к другому человеку на основе первого о нем впечатления называется эффектом:

а) первичности;

б) вторичности;

в) новизны;

г) «бумеранга».

52. Изменение отношения к другому человеку на основе новой или противоречивой о нем информации называется эффектом:

а) первичности;

б) вторичности;

в) новизны;

г) «бумеранга».

53. Отношение к другому человеку по принципу «как аукнется, так и откликнется» называется эффектом:

а) первичности;

б) вторичности;

в) новизны;

г) «бумеранга».

Личность

54. Личностные качества, предопределенные, главным образом, социальными факторами, — это:

а) инстинкты;

б) механическая память;

в) ценностные ориентации;

г) музыкальный слух.

55. Совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность и общение субъекта — это:

6 стр., 2928 слов

Память человека 2

... ходу времени. Для каждого из нас память уникальна. Память позволяет нам осознавать и собственную индивидуальность, и личность других людей. Лишившись памяти, человек утрачивает собственное "я", перестает существовать. Считается, ... логическойпамяти являются наши мысли. Мысли не существуют без языка, поэтому память на них и называется не просто логической, а словесно-логической. Поскольку мысли могут ...

а) мотивация личности;

б) поведение личности;

в) индивидуальность личности;

г) направленность личности.

56. Степень трудности целей, которые ставит перед собой личность — это:

а) уровень притязаний;

б) локус контроля;

в) самооценка;

г) самоотношение.

57. Склонность личности видеть источники управления своей жизнью либо преимущественно во внешней среде, либо в самом себе называется:

а) интроспекцией;

б) локусом контроля;

в) инверсией;

г) правильных ответов нет.

58. Оценка личностью своих качеств, действий и поступков – это:

а) уровень притязаний;

б) локус контроля;

в) самооценка;

г) самоотношение.

59. Принадлежность к человеческому роду означает:

а) человек;

б) индивид;

в) личность;

г) индивидуальность.

60. Носителем личности является:

а) объект деятельности;

б) объект взаимодействия;

в) новорожденный;

г) индивид.

61. Индивидуальность личности характеризуется:

а) темпераментом и направленностью;

б) способностями и интеллектом;

в) характером и общительностью;

г) темпераментом, характером, способностями.

62. Переживаемое человеком состояние нужды в чем-либо – это:

а) мотив;

б) потребность;

в) интерес;

г) склонность.

63. Интерпретация человеком причин и мотивов поведения других людей – это:

а) перцепция;

б) аттракция;

в) казуальная атрибуция;

г) апперцепция.

64. Сложившееся система убеждений и взглядов на мир называется:

а) влиянием;

б) мировоззрением;

в) личностным смыслом;

г) потребностью.

Внимание

65. Внимание – это:

а) психический процесс;

б) психическое свойство;

в) психическое состояние;

г) условия протекания познавательных процессов.

66. Определить вид внимания:

а) послепроизвольное;

б) творческое;

в) дивергентное;

г) неустойчивое.

67. Определить условия возникновения непроизвольного внимания:

а) установка;

б) постановка цели;

в) новизна раздражителя;

г) выработка программы действий.

68. Определить условия возникновения произвольного внимания:

а) наличие волевого усилия;

б) постановка цели;

в) выработка программы действий;

г) все ответы верны.

69. Определить свойства внимания:

а) обобщенность и конкретность;

б) распределение и переключение;

в) концентрация и динамичность;

г) правильный ответ – б), в).

70. Физиологический механизм внимания:

а) оптимальный очаг возбуждения (доминанта);

б) межанализаторные нервные связи;

в) совместная деятельность коры и подкорки;

г) связь первой и второй сигнальных систем.

. Ощущения

71. Органы чувств:

а) проводниковые отделы;

б) рецепторы;

в) анализаторы;

г) рефлексы.

72. Минимальная величина раздражителя, вызывающая едва заметное ощущение, — это порог ощущений:

а) нижний абсолютный;

б) дифференциальный;

в) временный;

г) верхний абсолютный.

73. Максимальная величина раздражителя, которую еще способен адекватно воспринимать анализатор, называется порогом ощущений:

13 стр., 6106 слов

Выберите один правильный ответ. сборник тестовых заданий с эталонами ответов для

... протокол № __ от__. __. __г.) КрасГМУ ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ (правильный ответ выделен подчеркиванием) Выберите один правильный ответ 1. Госпитализация психически больных производится в следующЕм порядке 1) по ... за свои поступки, неспособность анализировать свои действия 2) выпадением из памяти событий, непосредственно предшествовавших настоящему состоянию. 3) простейший психический процесс отражения ...

а) нижним абсолютным;

б) дифференциальным;

в) временным:

г) верхним абсолютным.

74. Минимальное различие между двумя раздражителями, вызывающее едва заметное различие интенсивности ощущения, называется:

а) абсолютным нижним порогом;

б) порогом различения;

в) временным порогом ощущений;

г) диапазоном чувствительности к интенсивности.

75. Изменение чувствительности для приспособления к внешним условиям известно как:

а) синестезия;

б) сенсибилизация;

в) адаптация;

г) аккомодация.

76. Ощущение кислого обостряется после сладкого, холодного после горячего при эффекте:

а) ореола;

б) контраста;

в) края;

г) новизны.

77. Слияние двух и более сфер чувствительности ( кричащий цвет, сладкий звук и т.п.) – это явление:

а) аккомодации;

б) конвергенции;

в) сенсибилизации.

г) синестезии;

78. Определить вид ощущения по модальности органа чувств:

а) интерорецептивные;

б) проприорецептивные;

в) зрительные;

г) химические.

79. Определить вид ощущения по расположению рецептора:

а) осязательные;

б) интерорецептивные;

в) статические;

г) слуховые.

80. Определить рецепторы, расположенные на поверхности тела:

а) интерорецепторы;

б) проприорецепторы;

в) экстерорецепторы;

г) правильных ответов нет.

Восприятие

81. Восприятие часто принято называть:

а) осязанием;

б) апперцепцией;

в) перцепцией;

г) ощущением.

82. Ошибочные восприятия реальных вещей или явлений называются:

а) агнозией;

б) галлюцинацией;

в) иллюзией;

г) бредом.

83. Зависимость восприятия от прошлого опыта человека называется:

а) инсайтом;

б) перцепцией;

в) аперцепцией;

г) сенсибилизацией.

84. Восприятие предметов в различных условиях как относительно постоянных – это свойство::

а) иллюзия;

б) константность;

в) целостность;

г) предметность.

85. Свойство восприятия, характеризующееся восприятием тесно связанных с мышлением и пониманием сущности предметов, называется:

а) константностью;

б) осмысленностью;

в) избирательностью;

г) целостностью.

86. Целостное восприятие предмета или ситуации объясняется тем, что мы отражаем раздражитель:

а) как абсолютный;

б) на фоне других раздражителей;

в) в соотношении с другими раздражителями;

г) правильный ответ — б) и в).

87. Целостность и структурность восприятия характерны для:

а) животных;

б) человека;

в) младенца;

г) правильный ответ – а), б).

88. Физиологический механизм восприятия:

а) межанализаторные связи;

б) совместная деятельность коры и подкорковых центров;

в) внутрианализаторные связи;

г) правильный ответ – а) и в).

Память

89. Вид памяти, основанный на установлении в запоминаемом материале смысловых связей, называется памятью:

а) механической;

4 стр., 1744 слов

Эталоны ответов. Теория и практика сестринского дела

Основные принципы философии сестринского дела - это... а) уважение к правам пациента б) уважение к достоинствам в) уважение к жизни г) все выше перечисленное* 6. Предмет изучения биоэтики а) моральные и нравственные аспекты взаимоотношения между людьми* б) профессиональный долг медицинской сестры в) история сестринского дела г) профессиональные знания и умения медицинской сестры 7. Ассоциация ...

б) логической;

в) эмоциональной;

г) аудиальной.

90. Вид памяти, при котором, прежде всего, сохраняются и воспроизводятся пережитые человеком чувства – это:

  1. наглядно-образная;

б) феноменальная;

в) эмоциональная;

г) словесно-логическая.

91. Тип зрительной памяти, долго сохраняющей яркий образ со всеми деталями воспринятого, — это память:

а) эйдетическая;

б) наглядно-образная;

в) эмоциональная;

г) словесно-логическая.

92. Память, основанная на повторении материала без его осмысления, называется:

а) долговременной;

б) эмоциональной;

в) произвольной;

г) механической.

93. Определить вид памяти по модальности органов чувств:

а) словесно-логическая;

б) вкусовая;

в) оперативная;

г) эмоциональная.

94. Определить вид памяти по формам психической активности:

а) зрительная;

б) эйдетическая;

в) механическая;

г) эмоциональная.

95. Определить вид памяти по времени сохранения материала:

а) механическая;

б) кратковременная;

в) долговременная;

г) правильный ответ – б), в).

96. Определить вид памяти в зависимости от применения смысловых приемов запоминания:

а) произвольная;

б) словесно-логическая;

в) оперативная;

г) образная.

97. К процессам памяти относится:

а) анализ;

б) забывание;

в) осмысление;

г) обобщение.

98. Актуализация прошлого опыта относится к процессу памяти:

а) запоминанию;

б) сохранению;

в) воспроизведению;

г) узнаванию.

99. Механизм ассоциации имеет место при:

а) воспроизведении;

б) заучивании;

в) забывании;

г) сохранение.

100. Установка на запоминание имеет место при:

а) заучивании;

б) забывании;

в) произвольной памяти;

г) правильный ответ – а), в).

101. Повторное восприятие объекта, когда часть его признается знакомой – есть процесс памяти:

а) запоминание;

б) сохранение;

в) узнавание;

г) воспроизведение.

102. Обратным процессом сохранения является:

а) воспроизведение;

б) узнавание;

в) повторение;

г) забывание.

103. Понятие «ассоциация» является ключевым понятием:

а) гештальтпсихологии;

б) ассоциативной теории памяти;

в) бихевиоризма;

г) психоанализа.

104. Проблема избирательности человеческой памяти решалась в рамках теории:

а) гештальтпсихологии;

б) деятельностной теории;

в) бихевиоризма;

г) психоанализа.

105. Проблема забывания рассматривалась:

а) гештальтпсихологии;

б) ассоциативной теории памяти;

в) бихевиоризма;

г) психоанализа.

106. Механизм подкрепления в процессе запоминания обсуждался в рамках теории:

а) гештальтпсихологии;

б) деятельностной теории;

в) бихевиоризма;

г) психоанализа.

107. Проблема генезиса человеческой памяти решалась в рамках теории:

а) гештальтпсихологии;

б) деятельностной теории;

в) бихевиоризма;

г) психоанализа.

Мышление

108. Сущность процесса мышления состоит в установлении таких связей и отношений между предметами и явлениями, как:

3 стр., 1456 слов

Вариант 2 Выберите один или несколько правильных ответов

... ориентация зданий южная или северная Вариант 4 Выберите один или несколько правильных ответов Вопрос Варианты ответов Отметьте правильное понятие "погода" физическое состояние атмосферы в данном месте, в данное ... 10-20° Влажности на 20-40% Скорость ветра более 19 м/сек Нет правильного ответа Ответы по освещению и микроклимату № Вариант 1 Вариант 2 Вариант 3 Вариант 4 ...

а) беспричинные;

б) корреляционные;

в) причинно-следственные;

г) какие-либо связи, не являющиеся сущностью мышления.

109. Вид мышления, опирающийся на непосредственное восприятие предметов и реальные действия с ними, называется мышлением:

а) наглядно-действенным;

б) наглядно-образным;

в) словесно-логическим;

г) абстрактным.

110. Выделение одной какой-либо стороны, свойства предмета или явления с отвлечением от остальных называется:

а) сравнением;

б) анализом;

в) синтезом;

г) абстрагированием.

111. Мысленное объединение предметов и явлений по их общим и существенным признакам известно как:

а) анализ;

б) синтез;

в) обобщение;

г) классификация.

112. Группировка предметов по сходству основных признаков, присущих всем предметам данного вида, характеризуется как:

а) обобщение;

б) сравнение;

в) классификация;

г) абстрагирование.

113. Расчленение сложного объекта на составляющие его части или характеристики – это:

а) анализ;

б) сравнение;

в) классификация;

г) абстракция.

114. Обобщенность, отвлеченность, абстрактность являются существенными характеристиками мышления:

а) понятийного;

б) наглядно-действенного;

в) практического;

г) наглядно-образного.

115. Основные формы мышления рассматривает:

а) философия;

б) формальная логика;

в) педагогика;

г) психология.

116. Форма мышления, отражающая связи между предметами или явлениями и утверждающая или отрицающая что-либо, называется:

а) понятием;

б) суждением;

в) умозаключением;

г) рассуждением.

117. Высказывание, в котором что-либо утверждается или отрицается, — это:

а) понятие;

б) суждение;

в) умозаключение;

г) силлогизм.

118. Логический переход в процессе мышления от общего к частному называется:

а) индукцией;

б) дедукцией;

в) понятием;

г) суждением.

119. Мышление как процесс мыслительной деятельности изучает:

а) философия;

б) формальная логика;

в) педагогика;

г) психология.

120. Переход от чувственного познания к мышлению осуществляется с помощью:

а) анализа;

б) слова;

в) практического действия;

г) первой сигнальной системы.

121. Неразрывная связь мышления с языком обнаруживает сущность человека:

а) социальную;

б) индивидуальную;

в) общественно-историческую;

г) правильный ответ – а), в).

122. Мышление — это познавательный процесс отражения действительности:

а) непосредственно;

б) обобщенно;

в) опосредованно;

г) правильный ответ – б), в).

123. Силлогизм – это:

а) понятие;

б) умозаключение;

в) частное суждение;

г) единичное суждение.

124. Частная или общая посылка – это:

а) мысль;

б) понятие;

в) умозаключение;

г) суждение.

125. Суждения образуются:

а) непосредственно на уровне восприятия;

б) опосредованно;

в) спонтанно;

г) правильный ответ – а), б).

126. К операциям мышления относят:

3 стр., 1480 слов

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКА

... дошкольника в форме одобрения, похвалы, порицания, замечания и прочее.[1] Педагогическая оценка педагога: 1) Способствует становлению ... дошкольных образовательных учреждениях. Педагогическую оценку можно отнести к методам поощрения и наказания, другими словами положительное и отрицательное суждение педагога о деятельности и действиях ...

а) понятия и суждения;

б) анализ и синтез;

в) умозаключение и силлогизм;

г) мысль и слово.

127. Суждения бывают:

а) первичными;

б) вторичными;

в) хаотичными;

г) единичными.

128. Человек мыслит:

а) в проблемной ситуации;

б) всегда;

в) иногда;

г) в различных ситуациях.

129. Выражения «Пойти туда, не знаю, куда»; «Принеси то, не знаю, что» характеризует ситуацию:

а) кризисную;

б) фрустрирующую;

в) неординарную;

г) проблемную.

130. Субъективное состояние человека в проблемной ситуации характеризуется:

а) неясностью;

б) неопределенностью;

в) конкретностью;

г) правильный ответ – а), б).

131. Решение задачи только в умственном плане с помощью понятий и без опоры на практическую деятельность характерно для мышления:

а) понятийного образного;

б) наглядно-образного;

в) понятийно-теоретического;

г) наглядно-действенного.

132. Индивидуальные особенности мышления – это:

а) гибкость и критичность;

б) обобщение и конкретизация;

в) абстрагирование и классификация;

г) сравнение и обобщение.

Воображение

133. Воображение – это:

а) психическое состояние;

б) психически познавательный процесс;

в) мыслительный процесс;

г) психическое свойство.

134. Отражение реальной действительности в иных, неожиданных, непривычных сочетаниях и комбинациях – это:

а) мечта;

б) грезы;

в) утопия;

г) фантазия.

135. Мечта – это такая характеристика воображения, как:

а) вид;

б) форма;

в) способ;

г) механизм.

136. «Склеивание» различных качеств, свойств, частей предметов и явлений, не соединяемых в реальности, называется:

а) гиперболизацией;

б) схематизацией;

в) типизацией;

г) агглютинацией.

137. Увеличение или уменьшение предмета, изменение количества частей предмета или их смещение известно как:

а) гипербализация;

б) схематизация;

в) типизация;

г) агглютинация.

138. Физиологический механизм воображения:

а) деятельность коры головного мозга;

б) деятельность подкорковых центров;

в) механизм ассоциации;

г) механизм диссоциаций.

139. По степени активности и участия воли различают воображение:

а) пассивное и воссоздающее;

б) активное и непреднамеренное;

в) активное и пассивное;

г) непреднамеренное и творческое.

140. Процесс соединения в одно целое наиболее характерных признаков предметов данного класса называется:

а) схематизацией;

б) типизацией;

в) обобщением;

г) акцентированием.

141. Определить форму связи воображения с реальностью:

а) кристаллизованное воображение;

б) творческое воображение;

в) связь воображения с социальным опытом;

г) правильный ответ – а) и в).

Эмоции и чувства

142. То, что эмоциональные переживания и соответствующие им органические изменения порождаются одновременно и их источником является гипоталамус, утверждает теория эмоций:

а) Кеннона-Барда;

б) Джемса-Ланге;

в) К. Изарда;

г) П.В. Симонова.

143. Показателем аффекта на первой стадии его развития является:

а) незначительное изменение сознания;

б) нарушение контроля воли за своими действиями;

в) плаксивость;

г) сохранение контроля воли за своими действиями.

144. Показателем собственно аффектной стадии является:

а) незначительное изменение сознания;

б) нарушение контроля воли за своими действиями;

в) утрата самообладания;

г) правильный ответ – б), в) .

145. Показатели постаффектной стадии:

а) дезорганизация действий и хаотичность движений;

б) полная утрата контроля сознания над действиями;

в) раскаяние, сожаление о содеянном, плаксивость, сонливость;

г) человек думает о предмете своего чувства;

146. Эмоциональный процесс, который по продолжительности протекания близок к настроению, а по психологическим характеристикам – к аффекту:

а) стресс;

б) тревожность;

в) фрустрация;

г) агрессия.

147. Самое длительное эмоциональное состояние, окрашивающее все поведение человека, называется:

а) собственной эмоцией;

б) аффектом;

в) настроением;

г) чувством.

148. Чувства, связанные с познавательной деятельностью, называются чувствами:

а) моральными;

б) интеллектуальными;

в) эстетическими;

г) практическими.

149. Сильное эмоциональное состояние взрывного характера, влияющее на всю личность, характеризующееся бурным протеканием, изменением сознания и нарушением волевого контроля, — это:

а) аффект;

б) страсть;

в) фрустрация;

г) стресс.

150. Состояние возрастающего эмоционального напряжения, которое возникает в ситуации непреодолимого препятствия или угрозы для благополучия личности, — это:

а) аффект;

б) фрустрация;

в) настроение;

г) стресс.

151. Одновременные переживания любви и ненависти относятся к эмоциям:

а) положительным;

б) отрицательным;

в) амбивалентным;

г) нейтральным.

152. Чувства имеют направленность:

а) динамическую;

б) предметную;

в) личностную;

г) социальную.

153. Чувства могут быть в состоянии:

а) актуальном;

б) потенциальном;

в) диффузном;

г) правильный ответ — а) и б).

154. Чувства характеризуются:

а) неопределенностью;

б) устойчивостью;

в) динамичностью;

г) правильный ответ — б) и в).

155. Физиологический механизм положительных эмоций:

а) легкость установления систем временных связей;

б) трудность установления систем временных связей;

в) процессы возбуждения;

г) правильный ответ — а) и в).

156. Физиологический механизм отрицательных эмоций:

а) процессы торможения;

б) трудность установления систем временных связей;

в) процессы возбуждения;

г) правильный ответ — а) и б).

157. Физиологическая основа чувств человека:

а) совместная деятельность коры больших полушарий и подкорковых центров;

б) деятельность коры больших полушарий;

в) деятельность подкорковых центров;

г) деятельность вегетативной нервной системы.

158. Физиологическая основа высших чувств:

а) первая сигнальная система;

б) симпатическая нервная система;

в) связь первой и второй сигнальных системы;

г) вторая сигнальная система.

159. Основным источником настроения является:

а) семья:

б) работа;

в) друзья;

г) удовлетворенность — не удовлетворенность человека своей жизнью.

160. Высшие чувства имеют обусловленность:

а) социальную;

б) природную;

в) индивидуальную;

г) правильных ответов нет.

161. Чувства прекрасного или безобразного относятся к чувствам:

а) интеллектуальным;

б) амбивалентным;

в) эстетическим;

г) астеническим.

162. Чувства голода или жажды относятся к чувствам:

а) высшим;

б) низшим;

в) амбивалентным;

г) стеничным.

Воля

163. Необходимое условие волевого действия:

а) отсутствие препятствий;

б) высокий уровень интеллекта;

в) преодоление трудностей или препятствий;

г) наличие волевых качеств.

164. Волевое действие – это:

а) преднамеренное действие;

б) непреднамеренное действие;

в) спонтанное действие;

г) интеллектуальное действие.

165. Волевые действия делятся на:

а) активные и пассивные;

б) побудительные и тормозные;

в) сознательные и бессознательные;

г) простые и сложные.

166. Основные функции воли – это:

а) побудительная и коммуникативная;

б) тормозная и когнитивная;

в) побудительная и тормозная;

г) информационная и креативная.

167. Физиологический механизм воли:

а) первая сигнальная система;

б) вторая сигнальная система;

в) связь первой и второй сигнальных систем;

г) сложная система временных связей первой и второй сигнальных систем при

преимущественной роли второй.

168. Высшим регулятором поведения человека является:

а) первая сигнальная система;

б) вторая сигнальная система;

в) торможение первой сигнальной системы;

г) торможение второй сигнальной системы.

169. Физиологический механизм самообладания, сдержанности – это:

а) первая сигнальная система;

б) вторая сигнальная система;

в) торможение первой сигнальной системы;

г) торможение второй сигнальной системы.

170. Структурные компоненты волевого акта:

а) принятие решения;

б) волевое усилие;

в) мотивация;

г) правильный ответ – а) и в).

171. Сущность волевого акта:

а) принятие решения;

б) борьба мотивов;

в) мотивация;

г) исполнение решения.

172. Способность человека самостоятельно принимать ответственные решения и неуклонно реализовывать их в деятельности характеризует его:

а) настойчивость;

б) самостоятельность;

в) принципиальность;

г) решительность.

173. Если человек возлагает ответственность за результаты своей деятельности на внешние силы и обстоятельства – это означает:

а) локализацию контроля;

б) экстернальный локус контроля;

в) интернальный локус контроля;

г) промежуточный локус контроля.

174.Если человек возлагает ответственность за результаты своей деятельности на собственные способности и усилия – это означает:

а) локализацию контроля;

б) экстернальный локус контроля;

в) интернальный локус контроля;

г) промежуточный локус контроля.

175. Волевое усилие – это:

а) волевое качество;

б) сознательное напряжение, находящее разрядку в волевом акте;

в) реакция на внешний раздражитель;

г) все ответы верны.

176. Импульсивные действия характеризуются:

а) непроизвольностью;

б) участием воли;

в) активным участием воли;

г) все ответы верны

Темперамент

177. Под темпераментом понимают характеристики психической деятельности:

а) статические;

б) содержательные;

в) динамические;

г) приобретенные.

178. В темпераменте личность проявляется со стороны ее:

а) содержания;

б) динамических свойств;

в) личностно-смысловых аспектов;

г) неизменных свойств.

179. По И.П. Павлову классификация типов нервной системы должна быть основана на учете параметра:

а) силы;

б) активности;

в) соотношения жидкостей в организме;

г) особенностей строения тела.

180. Высокая степень работоспособности, умение спокойно находить выход в трудных ситуациях выявляют такой показатель нервной системы, как:

а) сила;

б) уравновешенность;

в) подвижность;

г) динамичность.

181. Реакция на наименьшую силу внешнего воздействия является показателем:

а) сензитивности;

б) реактивности;

в) активности;

г) пластичности и ригидности.

182. Сильный, уравновешенный и подвижный тип нервной системы характерен:

а) сангвинику;

б) флегматику;

в) холерику;

г) меланхолику.

183. Сильный, неуравновешенный и подвижный тип нервной системы характерен:

а) сангвинику;

б) флегматику;

в) холерику;

г) меланхолику.

184. Сильный, уравновешенный, медлительный тип нервной системы характерен:

а) сангвинику;

б) флегматику;

в) холерику;

г) меланхолику.

185. Слабый тип нервной системы характерен:

а) сангвинику;

б) флегматику;

в) холерику;

г) меланхолику.

186. Низким уровнем психической активности, замедленностью движений, быстрой утомляемостью, высокой эмоциональной сензитивностью, преобладанием отрицательных эмоций над положительными реакциями характеризуется:

а) сангвиник;

б) флегматик;

в) холерик;

г) меланхолик.

187. Тип темперамента, характеризующийся легкой ранимостью и склонностью к глубоким переживаниям, присущ:

а) холерику;

б) сангвинику;

в) флегматику;

г) меланхолику.

188. Тип темперамента, отличающийся подвижностью, склонностью к частой смене впечатлений, отзывчивостью и общительностью, характерен для:

а) холерика;

б) сангвиника;

в) флегматика;

г) меланхолика.

189. Понятие «темперамент» впервые было введено в науку:

а) Сократом;

б) Аристотелем;

в) Гиппократом;

г) Гальтоном.

Способности

190. По направленности или специализации различают способности:

а) общие и музыкальные;

б) коммуникативные и специальные;

в) общие и специальные;

г) все ответы неверные.

191. В процессе жизнедеятельности человека формируются:

а) задатки;

б) специальные способности;

в) общие способности;

г) правильный ответ – б) и в).

192.Факторы формирования способностей:

а) специально организованное обучение;

б) семья;

в) учебная деятельность;

г) внеучебная деятельность.

193. Задатки характеризуются:

а) однозначностью;

б) многозначностью;

в) неопределенностью;

г) дифференцированностью.

194. Морфологические и функциональные особенности строения мозга – это:

а) способности;

б) нервная система;

в) задатки;

г) одаренность.

195. Определить общие способности:

а) коммуникативные и музыкальные;

б) организаторские и математические;

в) художественные и лингвистические;

г) коммуникативные и организаторские.

196. Врожденными являются:

а) задатки;

б) общие способности;

в) специальные способности;

г) гениальность

Характер

197. Характер – это:

а) психический процесс;

б) эмоциональное состояние;

в) индивидуальная особенность;

г) психическое свойство.

198. Характер определяется:

а) устойчивыми чертами;

б) динамическими особенностями;

в) психическими свойствами;

г) эмоциональными состояниями.

199.Структурные компоненты характера определяются:

а) отношением к себе и другим людям;

б) отношением к труду и вещам;

в) волевыми чертами;

г) все ответы верны.

200. Акцентуация характера — это:

а) заострение каких-либо черт;

б) притупление каких-либо черт;

в) взаимодействие каких-либо черт;

г) болезненное состояние характера.

Педагогическая психология Предмет и методы педагогической психологии

201. Предметом педагогической психологии являются:

а) возрастные особенности человека в процессе онтогенеза

б) возрастные и интеллектуальные особенности человека в филогенезе

в) психологические особенности педагогической деятельности и личности учителя;

г) правильных ответов нет.

202. Основные разделы педагогической психологии:

а) психология педагогической деятельности;

б) психология возрастного развития детей;

в) психология межличностных отношений в группах;

г) психология обучения, воспитания, личности и деятельности учителя.

203. Автором наиболее полной и развернутой классификации методов педагогической психологии является:

а) Рубинштейн С.Л.;

б) Лурия А.Р.

в) Выготский Л.С.;

г) Ананьев Б.Г.

204. К специальным методам педагогической психологии относятся:

а) наблюдение;

б) анализ продуктов деятельности;

в) методы математической статистики;

г) педагогический эксперимент и специальное психолого-педагогическое тестирование.

205. Все методы педагогической психологии делятся на:

а) экспериментальные и неэкспериментальные;

б) сравнительный и лонгитюдный;

в) эмпирические и интерпретационные;

г) исследовательские и методы психолого-педагогического воздействия на ребенка.

206. К методам психолого-педагогического воздействия относятся:

а) психологическое консультирование и коррекция.

б) наблюдение;

в) тестирование;

г) эксперимент;

207. Психолого-педагогический эксперимент включает:

а) лабораторный и естественный;

б) констатирующий и формирующий;

в) диагностику и коррекцию;

г) нет верных ответов.

208. К организационным методам относятся:

а) наблюдение и эксперимент;

б) генетический и структурный;

в) сравнительный, лонгитюдный и комплексный;

г) психодиагностические и анализа продуктов деятельности.

Психология учебной деятельности

209. Понятие «научение» возникло в отрасли психологии:

а) зоопсихологии;

б) возрастной;

в) общей;

г) педагогической.

210. Теорию научения разработал:

а) Дж.Уотсон;

б) Э.Торндайк;

в) Б.Скиннер;

г) И.Лингарт.

211. Самым общим понятием, обозначающим процесс и результат приобретения индивидуального опыта биологической системой, является:

а) учение;

б) обучение;

в) научение;

г) учебная деятельность.

212. Основная цель учебной деятельности :

а) развитие коммуникативных качеств ученика

б) всестороннее развитие личности школьника;

в) усвоение новых знаний, умений и навыков;

г) организация совместной деятельности обучающего и обучаемого.

213.Структурные компоненты учебной деятельности :

а) цель и результат учебной деятельности;

б) учебные действия и их результаты;

в) мотивы, учебная задача, учебные действия, действия контроля и самооценки ;

г) нет верных ответов.

214. Основной мотив учебной деятельности школьника :

а) желание учиться;

б) познавательный интерес;

в) общение со сверстниками;

г) желание ходить в школу.

215. Автор теории поэтапного формирования умственных действий :

а) Выготский Л.С.

б) Рубинштейн С.Л.;

в) Давыдов В.В.;

г) Гальперин П.Я.

216. Развивающее обучение направлено на:

а) развитие мышления;

б) развитие личности;

в) приобретение умений и навыков учебной деятельности;

г) усвоение системы научных понятий.

217. Установить соотношение между обучением и развитием:

а) обучение и развитие – параллельно протекающие процессы;

б) обучение должно идти вслед за развитием;

в) обучение должно идти впереди развития и вести его за собой.

г) все ответы неверны.

218. Автор теории проблемного обучения :

а) Занков Л.В.;

б) Эльконин Д.Б.;

в) Пиаже Ж.

г) Гальперин П.Я.

219.Положительная мотивация в учебной деятельности связана; прежде всего:

а) с желанием заслужить одобрение взрослых;

б) со стремлением получать высокие оценки;

в) со стремлением завоевать высокий социальный статус в классе;

г) интересом к самой учебной деятельности, процессу ее выполнения.

Психология педагогической оценки

220.Психологические аспекты педагогической оценки в школьном обучении были разработаны :

а) Выготским Л.С.;

б) Рубинштейном С.Л.;

в) Леонтьевым А.Н.;

г) Ананьевым Б.Г.

221.Для психического и личностного развития ребенка наиболее важна роль:

а) поощрения;

б) наказания;

в) поощрения и наказания, в зависимости от ситуации;

г) механизм подкрепления.

222.Педагогическая оценка различается по:

а) разнообразным формам и модификациям;

б) по уровню обобщенности;

в) по способам предъявления;

г) по способам предъявления, уровню обобщенности и способам оценочного воздействия.

223.Персональные педагогические оценки оценивают:

а) индивидуальные качества человека, проявляющиеся в деятельности;

б) результаты деятельности;

в) скорость выполнения деятельности;

г) качество выполняемой деятельности.

224. Возрастные особенности педагогической оценки :

а) во всех возрастах используются одни и те же оценки;

б) с возрастом повышается роль социально-психологических оценок и внутренних стимулов;

в) С возрастом усиливается значимость оценки взрослых;

г) повышается значимость позитивных оценок.

225.Предметные педагогические оценки оценивают:

а) личность ребенка;

б) результат деятельности ребенка;

в) содержание и процесс выполнения деятельности;

г) процесс выполнения деятельности.

226.Эффективное соотношение педагогических оценок:

а) как положительные, так и отрицательные оценки;

б) преобладание положительных оценок;

в) только положительные оценки;

г) только отрицательные оценки.

227.Комплексный характер педагогической оценки означает:

а) сочетание моральных и социально-психологических стимулов;

б) преобладание индивидуальных стимулов;

в) разнообразные стимулы.

г) нет верных ответов.

228.Эффективность педагогической оценки — это:

а) позитивное влияние на развитие личности;

б) влияние на внутреннюю мотивацию учебной деятельности;

в) создание мотивации к интеллектуальному , личностному и поведенческому развитию;

г) индивидуальный характер педагогической оценки.

229.К способам повышения персональной значимости педагогической оценки относятся:

а) учет индивидуальных особенностей и потребностей ребенка;

варьирование характера педагогической оценки;

б) оценка достижений ребенка в значимой деятельности.

в) использование оценки, которую дают референтные для ребенка люди;

г) комплексное использование разнообразных видов педагогической оценки.

230.К возрастным особенностям педагогической оценки в подростковом возрасте относятся:

а) использование преимущественно персональных оценок;

б) использование эмоционально-экспрессивных оценок;

в) использование социально-психологических оценок и оценки референтных сверстников.

г) использование предметных оценок.

231Структура педагогической деятельности включает следующие компоненты:

а) Организационный, развивающий, обучающий, воспитывающий;

б) деятельность педагога и деятельность учащихся;

в) организационный, проектировочный, конструктивный, коммуникативный, исследовательский;

г) нет верных ответов.

232.Психологическое исследование педагогической деятельности (по А.К.Марковой) предполагает исследование:

а) возрастных особенностей учащихся;

б) особенностей педагогического взаимодействия;

в) структурных компонентов учебной деятельности;

г) комплексное изучение особенностей педагогической деятельности, особенностей педагогического общения, личности самого учителя.

Педагогические способности

233.В наиболее полном виде структура педагогических способностей представлена:

а) Кан-Каликом В.А.;

б) Климовым Е.А.;

в) Крутецким В.А.

г) Марковой А.К.

234.По Кузьминой Н.В., педагогическая система включает следующие функциональные элементы:

а) воспитание, обучение и развитие;

б) организация собственной деятельности учителя и деятельности учащихся;

в) исследовательский, пректировочный, конструктивный, коммуникативный, организаторский.

г) нет верных ответов.

235.Перцептивно-рефлексивные педагогические способности включают в себя):

а) понимание внутреннего мира ребенка; его основных потребностей и учет в работе;

б) знание возрастных особенностей учебной деятельности;

в) чувство объекта, чувство меры, чувство причастности;

г) хорошее знание преподаваемого предмета.

236.Проективные способности это:

а) умение прогнозировать перспективы развития ребенка;

б) понимание внутреннего мира ребенка;

в) чувствительность к созданию новых, продуктивных способов обучения и воспитания;

г) организация разнообразных видов деятельности учащихся.

237.Организаторские способности это:

а) умение взаимодействовать с окружающими людьми;

б) организация эффективной деятельности учеников;

в) умение организовать детский коллектив;

г) умение организовывать собственную деятельность и деятельность детей (индивидуально и в группе)

238.В структуру педагогических способностей входят:

а) общие и специальные способности;

б) коммуникативные и перцептивные;

в) дидактические, академические, перцептивные, речевые, организаторские, авторитарные, коммуникативные, педагогическое воображение, распределение внимания;

г) академические, рефлексивные, организаторские.

Психология педагогической деятельности

239.Педагогическая деятельность (по Климову Е.А.) относится к следующему типу профессий:

а) человек-техника;

б) человек — знаковая система;

в) человек – человек;

г) человек – художественный образ.

240.Индивидуальный стиль деятельности педагога это:

а) определенные индивидуально-психологические особенности педагога;

б) использование в работе индивидуально-психологических особенностей учащихся

в) определенный стиль общения;

г) использование средств педагогического воздействия и форм поведения в соответствии со своими индивидуальными способностями.

241.Педагогическое общение это:

а) общение учителя и учащихся в процессе обучения;

б) организация разнообразной деятельности учащихся;

в) система социально-психологического взаимодействия педагога и воспитуемых, содержанием которого является обмен информацией, оказание воспитательного воздействия, организация взаимоотношений с помощью коммуникативных средств.

г) деятельность, направленная на познание ребенка.

242.Проблема педагогического взаимодействия наиболее полно представлена в работах:

а) Марковой А.К.;

б) Коломинского Я.Л.;

в) Ананьева Б.Г.

г) Крутецкого В.А.

243.Система педагогического взаимодействия включает:

а) учет индивидуальных особенностей детей;

б) особенности межличностных отношений в детских группах;

в) особенности стиля общения и стиля отношений педагога с детьми;

г) нет верных ответов.

244.Выделяются следующие стили педагогического общения (по Кан-Калику В.А.):

а) авторитарный, демократический, либеральный;

б) доброжелательный, агрессивный, нейтральный;

в) дружеский и дистантный;

г) на основе увлеченности совместной деятельностью, дружеского расположения, общение-дистанция, общение-устрашение, общение-заигрывание.

245.Под стилем педагогического общения понимаются:

а) индивидуально-психологические особенности учителя;

б) коммуникативные особенности педагога;

в) социально-психологические особенности детских групп, с которыми взаимодействует педагог;

г) индивидуально-типологические особенности социально-психологического взаимодействия педагога и обучающихся.

246.Стиль педагогического общения включает в себя следующие составные элементы:

а) обучение, воспитание, развитие учащихся;

б) коммуникативный, рефлексивный и деятельностный;

в) стиль общения, стиль отношения, стиль деятельности.

г) нет верных ответов.

247.Выделяют следующие стили педагогического отношения:

а) положительный и отрицательный;

б) развивающий и воспитывающий;

в) пассивно-положительный, активно-положительный, пассивно-отрицательный, активно-отрицательный,

г) нет верных ответов.

248.Выделяются следующие барьеры педагогической деятельности:

а) коммуникативные и личностные;

б) негативное отношение к профессии;

в) смысловые и психологические;

г) недостаточная профессиональная подготовка.

249.Смысловые барьеры в общении возникают:

а) педагог навязывает свои требования детям;

б) педагог не умеет доходчиво объяснить ребенку суть своих требований;

в) взрослый и ребенок вкладывают разный смысл в предъявляемое требование;

г) ребенок негативно относится ко всем требованиям педагога.

250.Стиль педагогической деятельности:

а) не изменяется в течение жизни;

б) складывается в процессе овладения человеком педагогической деятельностью;

в) развивается и совершенствуется в процессе освоения деятельности;

г) изменяется в зависимости от разных педагогических ситуаций.

Социальная психология Конфликты

251.По характеристикам участников конфликты делятся на :

а) конструктивные и деструктивные;

б) горизонтальные, вертикальные и смешанные;

в) внутриличностные, межличностные, межгрупповые, между личностью и группой;

г) нет правильных ответов.

252. По значению для личности конфликты делятся на :

а) конструктивные и деструктивные;

б) горизонтальные, вертикальные и смешанные;

в) внутриличностные, межличностные, межгрупповые, между личностью и группой;

г) нет правильных ответов.

253. По направленности коммуникаций конфликты делятся на :

а) конструктивные и деструктивные;

б) горизонтальные, вертикальные и смешанные;

в) внутриличностные, межличностные, межгрупповые, между личностью и группой;

г) нет правильных ответов.

254. Основными признаками конфликта являются:

а) обострение противоречий и отсутствие согласия;

б) острые эмоциональные переживания;

в) нет правильных ответов;

г) правильные ответы – а) и б);

255. Основными признаками конфликта являются:

а) предельное обострение противоречий;

б) отсутствие согласия;

в) острые эмоциональные переживания;

г) все ответы верны.

256 Конфликтная ситуация обусловлена:

а) индивидуальными особенностями участников;

б) социальной ситуацией;

в) доминирующими стратегиями поведения и целями участников общения;

г) все ответы верны.

257. Конструктивный конфликт выступает как:

а) источник развития и взаимодействия людей;

б) возможность разрешения противоречий;

в) правильные ответы – а) и б);

г) нет правильного ответа.

258. Конфликт, способствующий повышению эффективности деятельности:

а) реалистический;

б) деструктивный;

в) конструктивный;

г) нет правильного ответа.

259. Конфликт, делающий совместную деятельность невозможной:

а) реалистический;

б) деструктивный;

в) конструктивный;

г) нет правильного ответа.

260. Причины конфликтов в организации обусловлены:

а) трудовым процессом;

б) взаимоотношенями и личностным своеобразием членов группы;

в) нет правильных ответов;

г) правильные ответы – а) и б);.

261. Фактором возникновения конфликта является:

а) сами люди;

б) социальные связи и отношения;

в) условия функционирования группы (организации);

г) все ответы верны.

Конфликты и и пути их разрешения

262. Стратегия поведения в конфликте, в которой точки зрения участников принимаются до определенной степени:

а) сотрудничество;

б) компромисс;

в) принуждение;

г) нет правильного ответа.

263. Стратегия поведения в конфликте, когда один из участников заставляет принять его точку зрения, используя власть:

а) сотрудничество;

б) компромисс;

в) принуждение;

г) нет правильного ответа.

264. Стратегия поведения в конфликте, когда участники находят приемлемый для всех выход:

а) сотрудничество;

б) компромисс;

в) принуждение;

г) нет правильного ответа.

265. Конфликт людей, чьи цели несовместимы либо мешают друг другу:

а) внутриличностный;

б) межличностный;

в) внутригрупповой.

г) нет правильных ответов;

266. Способом разрешения конфликта является:

а) выяснение позиций;

б) определение скрытых нужд и интересов;

в) выдвижение альтернативных вариантов.

г) все ответы верны

Психология семьи

267. Функция семьи, обеспечивающая удовлетворение потребностей в отцовстве (материнстве) и самореализации в детях:

а) эмоциональная;

б) репродуктивная;

в) функция первичного социального контроля;

г) нет правильных ответов.

268. Функция семьи, обеспечивающая удовлетворение по­требностей в эмоциональной поддержке и психологической защите:

а) эмоциональная;

б) репродуктивной;

в) функцией первичного социального контроля;

г) нет правильных ответов.

269. Функция семьи, которая обеспечивает выполнение социальных норм членами семьи:

а) эмоциональной;

б) репродуктивной;

в) функцией первичного социального контроля;

г) нет правильных ответов.

270. Фактор, способствующий нарушению реализации функций семьи:

а) личностные особенности членов семьи;

б) взаимоотношения между членами семьи;

в) определенные условия жизни семьи;

г) все ответы верны

271. Основные тактики семейного воспитания:

а) диктат и опека;

б) тактика невмешательства и сотрудничество;

в) нет правильных ответов;

г) правильные ответы а) и б).

272. Тактика семейного воспитания, при которой родители подавляют инициативу и чувство собственного достоинства детей

а) опека;

б) диктат;

в) тактика невмешательства;

г) сотрудничество.

273. Тактика семейного воспитания, при которой родители, чрезмерно ограждают детей от забот, усилий и трудностей:

а) опека;

б) диктат;

в) тактика невмешательства;

г) сотрудничество.

274. Тактика семейного воспитания, при которой родители признают и приветствуют независимое сосуществование взрослых и детей:

а) опека;

б) диктат;

в) тактика невмешательства;

г) сотрудничество.

275. Тактика семейного воспитания, при которой отношения в семье опосредуются общими целями и задачами совместной деятельности:

а) опека;

б) диктат;

в) тактика невмешательства;

г) сотрудничество.

276. Психолого-педагогическая культура родителей включает в себя:

а) знания в области психологии, педагогики и физиологии детей;

б) навыки и умения достижения воспитательных целей;

в) правильные ответы а) и б);

г) нет правильных ответов.

277. Функция семьи, которая заключается в удовлетворении ма­териальных потребностей семьи:

а) репродуктивной;

б) хозяйственно-бытовой;

в) функцией первичного социального контроля;

г) нет правильных ответов.

278. В основе тактики семейного воспитания лежит:

а) возраст родителей;

б) тип родительского отношения;

в) психолого-педагогическая культура родителей;

г) нет правильных ответов.

Группы и коллективы

279. Характерной особенностью больших групп является:

а) контакт, в основном, с помощью средств массовой коммуникации,

б) отсутствие единой территории;

в) отсутствие непосредственного взаимодействия членов группы;

г) все ответы верны.

280. Характерной особенностью малой группы является:

а) регулярный и продолжительный контакт без посредников;

б) общие цели, достижение которых позволяет удовлетворить индивидуальные потребности и интересы;

в) общие нормы и правила внутри и межгруппового поведения;

г) все ответы верны

281. Фактором, способствующим сплоченности группы, является:

а) эмоциональная привлекательность членов группы;

б) сходство членов группы между собой;

в) особенности групповых целей;

г) все ответы верны.

282. Группа взаимодействующих людей, объединенных целями совместной общественно-полезной деятельности и сложной динамикой взаимоотношений:

а) ассоциация;

б) корпорация;

в) конгломерат;

г) коллектив.

283. Социальная характеристика человека, определяющая его положение в группе:

а) социальная роль;

б) социальный статус;

в) система групповых ожиданий;

г) нет правильного ответа.

Групповые феномены

284. Основными групповыми феноменами являются:

а) групповые процессы;

б) групповые нормы;

в) групповые санкции;

г) все ответы верны.

285. Главный процесс групповой интеграции как внутреннего единства группы, является

а) коллективистское самоопределение;

б) ценностно-ориентационное единство;

в) адекватность возложения и принятия ответственности за успехи и неудачи;

г) все ответы верны.

286. Групповая дифференциация – это

а) иерархия взаимоотношений членов социальной группы;

б) внутреннее единство группы;

в) правильные ответы а и б;

г) нет правильных ответов.

287. По степени близости отношений между членами групп различают

а) первичные и вторичные малые группы;

б) условные и реальные;

в) естественные и лабораторные;

г) референтные и группы членства.

288. Группа, нормы и правила которой служат для личности образцом, называется

а) первичной;

б) реальной;

в) естественной;

г) референтной.

289. Автором стратометрической концепции групповой активности является:

а) Л.С. Выготский;

б) Б.Г. Ананьев;

в) А.В. Петровский;

г) нет правильных ответов.

Методы изучения межличностных отношений в группах и коллективах

290. Метод психологии, изучающий межличностные отношения в группе:

а) наблюдение;

б) социометрия;

в) референтометрия;

г) все ответы верны.

291. Создателем социометрии является:

а) К. Юнг;

б) Д. Уотсон;

в) Д. Морено;

г) нет правильных ответов.

292. Метод изучения эмоциональных предпочтений в группе:

а) наблюдение;

б) социометрия;

в) референтометрия;

г) все ответы верны.

293. Метод изучения факта предпочтительности группы:

а) наблюдение;

б) социометрия;

в) референтометрия;

г) все ответы верны.

294. Условием развития межличностных отношений в группах детей и подростков является:

а) возраст детей;

б) совместная деятельность;

в) потребности детей;

г) нет правильных ответов.

295. Деловые межличностные отношения определяются:

а) симпатиями и антипатиями людей;

б) функциями личности в процессе совместной деятельности;

в) эмоциональными состояниями людей;

г) нет правильных ответов.

296. Личные межличностные отношения определяются :

а) симпатиями и антипатиями людей;

б) функциями, личности в процессе совместной деятельности;

в) эмоциональными состояниями людей;

г) нет правильных ответов.

Межличностные отношения в детских группах и коллективах

297. В структуру межличностных отношений в группах детей и подростков входят:

а) функционально-ролевые отношения;

б) эмоционально-оценочные отношения;

в) личностно-смысловые отношения;

г) все ответы верны.

298. Функционально-ролевые межличностные отношения в группах детей и подростков проявляются:

а) в игровой деятельности;

б) в учебной деятельности;

в) в трудовой деятельности;

г) все ответы верны.

299. В эмоционально-оценочных межличностных отношениях в группах детей и подростков ведущую роль играют:

а) возраст детей;

б) эмоциональные предпочтения (симпатии-антипатии);

в) внешность детей;

г) все ответы верны.

300. На положение школьника в системе межличностных отношений влияет:

а) его успеваемость;

б) его коммуникабельность;

в) личностные характеристики;

г) все ответы верны.

Возрастная психология Предмет и методы возрастной психологии

301. Возрастная психология изучает:

а) особенности развития психики человека в филогенезе;

б) особенности развития психики человека в определенном возрасте;

в) особенности психического развития и формирования личности человека в онтогенезе;

г) особенности ребенка с отставаниями в психическом развитии.

302. Под ведущей деятельностью следует понимать:

а) основную деятельность человека;

б) деятельность, в рамках которой происходят главнейшие изменения в психике и зарождаются новые виды деятельности;

в) совместная деятельность ребенка и взрослого;

г) целенаправленное обучение.

303. Положение о зоне ближайшего развития выдвинул:

а) Леонтьев А.Н.;

б) Выготский Л.С.;

в) Эльконин Д.Б.;

г) Гальперин П.Я.

304. Психические новообразования – это:

а) новые психические качества;

б) уровень произвольности психических свойств;

в) образование новых черт характера в процессе воспитания;

г) достижения ребенка в каком-либо виде деятельности.

305. Акселерация – это:

а) комплексно меняющиеся условия жизни;

б) наследственные приспособительные реакции;

в) инстинктивные программы поведения.

г) ускорение темпов физического и психического развития;

306. Факторы психического развития в рамках социологизаторского направления:

а) наследственность;

б) социальная среда;

в) взаимодействие наследственности и социальной среды;

г) ведущая роль социальной среды с учетом наследственности.

307. Факторы психического развития в рамках биологизаторского направления:

а) наследственность;

б) социальная среда;

в) взаимодействие наследственности и социальной среды;

г) ведущая роль социальной среды с учетом наследственности.

308. Факторы психического развития в рамках деятельностной теории:

а) наследственность;

б) социальная среда;

в) взаимодействие наследственности и социальной среды;

г) ведущая роль социальной среды с учетом наследственности

309. Факторы психического развития в рамках теории конвергенции:

а) наследственность;

б) социальная среда;

в) взаимодействие наследственности и социальной среды;

г) ведущая роль социальной среды с учетом наследственности

310. Автор теории культурно-исторического происхождения и развития высших психических функций:

а) Леонтьев А.Н.;

б) Эльконин Д.В.;

в) Давыдов В.В.;

г) Выготский Л.С.

311. Возрастная психология включает следующие разделы:

а) психология младшего школьника;

б) психология учителя;

в) психология учебной деятельности;

г) психология педагогической деятельности.

312. Сопоставление результатов психического развития по возрастам возможно с помощью:

а) сравнительного метода;

б) лонгитюдного метода;

в) комплексного метода;

г) организационного метода.

313. Психическое развитие изучается рядом наук посредством:

а) метода эксперимента;

б) метода наблюдения;

в) комплексного метода;

г) эмпирического метода.

314. Психическое развитие на протяжении длительного времени изучается посредством:

а) метода близнецов;

б) метода тестирования;

в) интерпретационного метода;

г) лонгитюдного метода.

315. К психодиагностическим методам в возрастной психологии относятся:

а) тесты интеллекта;

б) метода обработки данных;

в) эмпирические методы;

г) методы воздействия.

316. К эмпирическим методам в возрастной психологии относится:

а) интерпретационный метод;

б) метод эксперимента;

в) комплексный метод;

г) организационный метод.

317. Активное вмешательство исследователя в изучаемое психическое явление:

а) метод обработки данных;

б) метод наблюдения;

в) метод эксперимента;

г) корреляционный метод.

318. К проективным тестам относят:

а) тест чернильных пятен Роршаха;

б) личностный опросник Айзенка;

в) опросник Спилбергера на тревожность;

г) социометрическая процедура.

Возрастная периодизация

319. Автор периодизации интеллектуального развития ребенка:

а) Л.Кольберг;

б) Ж.Пиаже;

в) З.Фрейд;

г) Э.Торндайк.

320. Важным механизмом смены возрастных периодов является:

а) обучения и воспитания;

б) деятельность общения;

в) социальная ситуация развития

г) взросление ребенка.

321. Возрастная периодизация, основанная на принципе ведущей деятельности, была предложена:

а) В.В.Давыдовым;

б)Л.И.Божович;

в) Д.Б.Элькониным;

г) Л.С.Выготским.

322. Понятие «ведущая деятельность» было введено:

а) В.В.Давыдовым;

б) А.Н. Леонтьевым

в) Д.Б.Элькониным;

г) Л.С.Выготским.

323. Ведущая деятельность младшего школьника:

а) сюжетно-ролевая игра;

б) непосредственное эмоциональное общение;

в) познание;

г) учение.

324. Ведущая деятельность подростка:

а) сюжетно-ролевая игра;

б) учение и интимно-личностное общение со сверстниками.

в) непосредственно-эмоциональное общение;

г) учебно-профессиональная деятельность;

325. . Ведущая деятельность в ранней юности:

в) познание;

б) учение и интимно-личностное общение со сверстниками.

в) непосредственно-эмоциональное общение;

г) учебно-профессиональная деятельность;

326. . Ведущая деятельность младенца:

а) предметно-манипулятивная деятельность;

б) непосредственно-эмоциональное общение;

в) познание;

г) сюжетно-ролевая игра.

327 . Ведущая деятельность дошкольника:

а) сюжетно-ролевая игра;

б) предметно-орудийная деятельность;

в) учение.

г) познание.

328. Ведущая деятельность в раннем возрасте:

а) игра;

б) эмоциональное общение;

в) познание;

г) предметно-манипулятивная деятельность.

329. Сензитивный период в развитии психики:

а) кризисный;

б) наиболее благоприятный для развития каких-либо психических свойств;

в) противоречивый;

г) наименее благоприятный.

330. Сензитивный период для развития речи ребенка:

а) 0- 1 года;

б) 1- 3 года;

в) 5-6 лет;

г) 6-7 лет.

331. Возрастные границы раннего детства:

а) 0-1 год;

б) 1-3 года;

в) 3-6 лет;

г) 1-6 лет.

332. Возрастные границы младенчества:

а) 0-1 год;

б) 1-3 года;

в) 3-6 лет;

г) 1-6 лет.

333. Возрастные границы младшего школьника:

а) 10-11 — 14-15 лет

б) 1-3 года;

в) 3-6 лет;

г) 6-7 — 9-10 лет.

334. Возрастные границы дошкольника:

а) 0-1 год;

б) 1-3 года;

в) 3 — 6-7 лет;

г) 1-6 лет.

335. Возрастные границы ранней юности:

а) 16 — 17-18 лет ;

б) 10-11 — 14-15 лет;

в) 3-6 лет;

г) 18 — 22 года.

336. Возрастные границы подростка:

а) 16 – 17-18 лет;

б) 10-11 – 14-15 лет;

в) 3-6 лет;

г) 6-7 — 10-11 лет.

337. Психическое новообразование дошкольного возраста:

а) потребность в общении;

б) потребность в общественно-значимой и общественно-оцениваемой деятельности;

в) произвольность, внутренний план действий;

г) речь и наглядно-действенное мышление.

338. Психическое новообразование младенческого возраста:

а) потребность в общении со взрослым;

б) потребность в общественно-значимой и общественно-оцениваемой деятельности;

в) произвольность движений;

г) речь.

339. Психическое новообразование младшего школьника :

а) потребность в общении;

б) потребность в общественно-значимой и общественно-оцениваемой деятельности;

в) речь и наглядно-действенное мышление.

г) произвольность психических познавательных процессов;

340. Психическое новообразование ранней юности:

а) потребность в общении;

б) потребность в общественно-значимой и общественно-оцениваемой деятельности;

в) устойчивое самосознание;

г) произвольность психических познавательных процессов..

341. Психическое новообразование подростка:

а) потребность в общении;

б) чувство взрослости;

в) внутренний план действий;

г) мировоззрение.

Соотношение обучения и развития

342. Компонентом психологической готовности 6-летнего ребенка к обучению в школе является:

а) физиологический;

б) физический;

в) интеллектуальный;

г) психический.

343. Личностная готовность 6-летнего ребенка к обучению в школе:

а) желание ребенка идти в школу;

б) смена социальной ситуации развития;

в) желание учиться;

г) наличие познавательного интереса к содержанию и процессу учения в школе.

344. Понятие «развивающее обучение» было введено в психологию:

а) А.Л. Лурия;

б) Д.Б. Элькониным;

в) Л.С. Выготским;

г) Ж. Пиаже.

345. Развивающее обучение следует понимать как:

а) обучение, идущее вслед за психическим развитием;

б) количественное накопление психических свойств;

в) обучение, ведущее за собой психическое развитие;

г) обучение, ведущее к созреванию психических свойств.

346. Зона ближайшего психического развития ребенка – это:

а) потенциальные возможности ребенка;

б) то, что ребенок делает самостоятельно;

в) уровень развития способностей ребенка;

г) то, что ребенок может делать с помощью взрослого.

347. Зона актуального психического развития ребенка:

а) потенциальные возможности ребенка;

б) то, что ребенок делает самостоятельно;

в) уровень развития способностей ребенка;

г) то, что ребенок может делать с помощью взрослого.

Закономерности и движущие силы психического развития

348. Движущими силами психического развития являются:

а) целенаправленное обучение;

б) противоречия между возрастающими потребностями ребенка и старыми способами его удовлетворения;

в) ведущая деятельность;

г) психические новообразовании.

349. Психическое развитие- это:

а) созревание психических свойств;

б) количественное накопление психических свойств;

в) переход количественных накоплений в качественные изменения психики;

г) качественный переход одних психических свойств в другие.

350. К закономерностям психического развития относится:

а) преобразования генетических возможностей ;

б) неравномерность психического развития;

в) формирование психологических свойств;

г) противоречия в психическом развитии.

Литература:

  1. Айсмонтас Б.Б. Общая психология: Тесты. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002.-192с.
  2. Амельков А.А. Психология развития в схемах, понятиях и персоналиях А.А. Амельков, М.А.Дыгун. – Мозырь: Содействие, 2005.-72с.
  3. Андреева Г.М. Социальная психология. – Л., 1980.
  4. Андриенко Е.В. Социальная психология/ под ред. В.А. Сластенина. – М., 2000.
  5. Возрастная и педагогическая психология/Под ред. А.В. Петровского. – М., 1979.
  6. Возрастная и педагогическая психология/Под ред. М.В. Гамезо и др. . – М., 1984.
  7. Ж.А.Барсукова, И.Т.Кушнер. Методические рекомендации к практическим, лабораторным занятиям, самостоятельной работе по курсу общей, возрастной и педагогической психологии: Учебно-методическое пособие. — Могилев: МГУ им.А.А.Кулешова, 2000.- 128с.
  8. Зимняя И.А. Педагогическая психология. – Р-н-Д., 1997..
  9. Кулагина И.Ю. Возрастная психология. – М., 1997.
  10. Мухина В.С. Возрастная психология. – М., 1999.
  11. Немов Р.С. Психология. Учеб. для студентов пед. учеб. заведений. В 2 кн. Кн.1.и 2. – М.: Просвещение: Владос, 1994.- 576 с.
  12. Немов Р.С. Психология: Учеб. пособие для учащихся пед.уч-щ, студентов пед. ин-тов и работников системы подготовки, повышения квалификации и переподготовки пед. кадров. — М.: Просвещение, 1990. – 301с.
  13. Общая психология: учеб. для студентов пед. ин-тов/ А.В.Петровский, А.В.Брушлинский, В.П.Зинченко и др,; Под ред. А.В.Петровского. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1986.-464 с.
  14. Основы психологии и педагогики: Учебное пособие для студентов непедагогических специальностей вузов (краткий курс)/ Авт.-сост. С.Н.Жеребцов. – 3-е изд. – Мозырь: ООО ІД “Белый Ветер”, 2004. – 99с.
  15. Практикум по возрастной и педагогической психологии /Под ред. А.И. Щербакова. – М.: Просвещение, 1987.
  16. Практикум по общей психологии: Учеб.пособие для студентов пед. ин-тов/ А.И.Абраменко, А.А.Алексеев, В.В.Богословский и др.; Под ред. А.И.Щербакова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1990.- 288с.
  17. Программа к государственному экзамену по педагогике и психологии. — Могилев: МГУ им.А.А.Кулешова, 2004.-28с.
  18. Психология. Учебная программа для педагогических специальностей.// Сост. Э.В.Котлярова, Ж.А.Барсукова, О.Н.Тугай.- Могилев: МГУ им.А.А.Кулешова, 2004.-20с.
  19. Психология: Метод. материалы к курсу лекций. Ч.1. Общая психология/ сост. Э.В.Котлярова, Ж.А.Барсукова.-Могилев: МГУ им.А.А.Кулешова, 2003.-60с.
  20. Социальная психология/ Под ред. А.В. Петровского. – М., 1987.
  21. Столяренко Л.Д. Педагогическая психология. – Р-н-Д., 2000.
  22. Таратунский Ф.С., Таратунская Н.Ф. Задачи и упражнения по общей психологии: Учеб. пособие для пед. ин-тов. – Мн.: изд-во “Университетское”, 1988. – 176с.
  23. Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии /Под ред. И.И. Ильясова, В.А. Ляудис. – М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1980.
  24. Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии /Под ред. И.И. Ильясова, В.А. Ляудис. – М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1981.
  25. Хрестоматия по психологии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов/ Сост. В.В.Мироненко; Под ред. А.В.Петровского. – М.: Просвещение, 1987.- 447 с.
  26. Шевандрин Н.И. Социальная психология в образовании. – М.: ВЛАДОС, 1995.

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Введение в психологию…………………………………………….

  2. Предмет и методы общей психологии…………………………….
  3. Деятельность………………………………………………………..
  4. Общение……………………………………………………………..
  5. Личность……………………………………………………………..
  6. Внимание…………………………………………………………….
  7. Ощущения……………………………………………………………
  8. Восприятие…………………………………………………………..
  9. Память……………………………………………………………….
  10. Мышление…………………………………………………………..
  11. Воображение………………………………………………………..
  12. Эмоции и чувства……………………………………………………
  13. Воля…………………………………………………………………..
  14. Темперамент…………………………………………………………
  15. Способности…………………………………………………………
  16. Характер……………………………………………………………..
  17. Предмет и методы педагогической психологии………………….
  18. Психология учебной деятельности………………………………..
  19. Психология педагогической оценки………………………………
  20. Педагогические способности………………………………………
  21. Психология педагогической деятельности………………………..
  22. Конфликты………………………………………………………….
  23. Конфликты и пути их разрешения………………………………..
  24. Психология семьи………………………………………………….
  25. Группы и коллективы………………………………………………
  26. Групповые феномены……………………………………………….
  27. Методы изучения межличностных отношений в группах

и коллективах……………………………………………………….

  1. Межличностные отношения в детских группах и коллективах…
  2. Предмет и методы возрастной психологии……………………….
  3. Возрастная периодизация………………………………………….
  4. Соотношение обучения и развития………………………………
  5. Закономерности и движущие силы психического развития…….
  6. Литература…………………………………………………………..