МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
«МОГИЛЕВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
имени А.А. КУЛЕШОВА»
КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ К КУРСУ «ПСИХОЛОГИЯ»
для физико-математического факультета
Авторы-составители:
Э.В. Котлярова, И.Р.Иванова, В.А. Котова, И.Т. Кушнер
Могилев 2011
1.Психология как самостоятельная наука оформилась:
а) в 40-х гг. Х1Х в.;
б) в 80-х гг. Х1Х в.;
в) в 90-х гг. Х1Хв.;
г) в начале ХХ в.
2. Психическим явлением является:
а) нервный импульс;
б) рецептор;
в) внимание;
г) сердцебиение
3. Отражение отдельных свойств предметов и явлений материального мира представляет:
а) ощущение;
б) восприятие;
в) память;
г) воображение.
4.Особенности онтогенетического развития психики изучает психология:
а) медицинская;
б) социальная;
в) возрастная;
г) общая.
5. Социально-психологические проявления личности, ее взаимоотношения с людьми изучает психология:
а) дифференциальная;
б) социальная;
в) педагогическая;
г) общая.
Предмет и методы общей психологии
6. Предмет психологии:
а) деятельность головного мозга;
б) физиология организма человека;
в) психика;
г) физиология организма животного.
7. Психика это:
а) субстанция;
Психология дошкольного возраста как наука. Предмет и задачи
... психология, наряду с другими науками (педагогикой, физиологией, педиатрией и пр.), изучает ребенка, но имеет свой особый предмет, ... правильной позиции исследователя. Часто, находясь под влиянием социальных стереотипов, педагог искаженно воспринимает и интерпретирует ... метод. Стратегии исследования психического развития Стратегии- общее направление исследования, которое должно привести к достижению ...
б) вещь (предмет);
в) чувствительность;
г) свойство головного мозга.
8. Наиболее общим понятием является:
а) психика;
б) отражение;
в) сознание;
г) раздражимость.
9. В ходе эволюции на уровне социума появляется такая высшая форма психического отражения как:
а) сознание;
б) чувствительность;
в) раздражимость;
г) психика.
10. Всеобщим свойством материи является:
а) психика;
б) сознание;
в) отражение;
г) раздражимость.
11. К низшему уровню психики человека относится:
а) бессознательное;
б) сознание;
в) надсознательное;
г) правильных ответов нет.
12. К высшему уровню психики человека относится:
а) бессознательное;
б) сознание;
в) неосознаваемое;
г) предсознательное.
13. Сознание — это:
а) форма механического отражения;
б) форма физического отражения;
в) форма материального отражения;
г) высшая форма психического отражения.
14. Особость психики человека как свойства мозга — это:
а) приспособление к среде;
б) опережающее отражение действительности;
в) ориентировочно-исследовательская деятельность;
г) деятельность нервной системы.
15. Сознание возникает на одном из уровней организации материи:
а) физическом;
б) биологическом;
в) социальном;
г) химическом.
16. Методология:
а) представляет собой результат процесса познания;
б) определяет способы достижения и построения научного знания;
в) является предметной поддержкой учебной деятельности;
г) является процессом, в ходе которого возникают новые формы поведения и деятельности.
17. В психологии в качестве объяснительного сформировался принцип:
а) развития;
б) деятельностного подхода к изучению психики;
в) целостности;
г) системности.
18. Принцип, требующий рассматривать психические явления в постоянном изменении, движении, называется принципом:
а) детерминизма;
б) развития;
в) субъективности;
г) объективности.
19. Отличительная черта отечественной психологии – использование категории:
а) деятельности;
б) бессознательного;
в) подкрепления;
г) интроспекции.
20. Положение о единстве сознания и деятельности впервые выдвинул:
а) С.Л. Рубинштейн;
б) А.Н. Леонтьев;
в) Г.А. Ковалев;
г) Л.С. Выготский.
21. Б.Г. Ананьев относит лонгитюдный метод исследования:
а) к организационным методам;
б) к эмпирическим методам;
в) к способам обработки данных;
г) к интерпретационным методам.
22. Целенаправленное, планомерно осуществляемое восприятие объектов, в познании которых заинтересована личность, является:
а) экспериментом;
б) контент-анализом;
в) наблюдением;
г) методом анализа продуктов деятельности.
23. Понятие «самонаблюдение» является синонимом термина:
а) интроверсия;
б) интроекция;
А.Н.Леонтьев "деятельность. Сознание. Личность" марксизм ...
... строение деятельности. Идея анализа деятельности как метод научной психологии человека была заложена в ранних работах Л.С.Выготского. Были введены понятия орудия, орудийных ("инструментальных") операций, понятие цели, мотива ("мотивационной сферы сознания"). ...
в) интроспекция;
г) интроскопия.
24. Краткое, стандартизированное психологическое испытание, в котором выявляется наличный уровень развития психики человека — это:
а) наблюдение;
б) эксперимент;
в) тестирование;
г) самонаблюдение.
25. Получение субъектом данных о собственных психических процессах и состояниях в момент их протекания или вслед за ним – это:
а) наблюдение;
б) эксперимент;
в) тестирование;
г) самонаблюдение.
26. К опросным методам общей психологии относится:
а) эксперимент;
б) наблюдение;
в) анализ результатов деятельности;
г) анкетирование.
27. Контрольная группа испытуемых необходима при проведении:
а) корреляционного исследования;
б) эмпирического исследования;
в) формирующего эксперимента;
г) констатирующего эксперимента.
28. Что из ниже перечисленного относится к методам психологии:
а) интервьюирование;
б) референтометрическая методика;
в) личностный опросник Д. Айзенка;
г) терминологический диктант.
29. Сбор первичных данных в специально созданных условиях и с применением специального оборудования – это:
а) метод корреляционного анализа;
б) метод естественного эксперимента;
в) метод лабораторного эксперимента;
г) метод контрольного эксперимента.
30. Фактологические записи в специальном дневнике осуществляются при проведении метода:
а) эксперимента;
б) анкетирования;
в) тестирования;
г) наблюдения.
31. Невозможно повторить в точности метод:
а) естественного наблюдения;
б) лабораторного эксперимента;
в) беседы;
г) анкетирования.
32. Невмешательство исследователя в изучаемый процесс характерно для:
а) тестирования:
б) включенного (полевого) наблюдения;
в) не включенного наблюдения;
г) эксперимента.
33. Активное включение исследователя в изучаемый процесс характерно для:
а) анализа результатов деятельности;
б) сплошного наблюдения;
в) выборочного наблюдения;
г) включенного (полевого) наблюдения.
34. Метод тестирования заключается:
а) в стандартизируемом испытании исследуемых;
б) в анализе результатов эксперимента;
в) в оказании психологического воздействия на исследуемых;
г) все ответы верны.
Деятельность
35. Деятельность человека, направленная на изменение и преобразование действительности ради удовлетворения своих потребностей, на создание материальных и духовных ценностей, называется:
а) трудовой;
б) учебной;
в) предметной;
г) ведущей.
36. Воспроизведение детьми действий взрослых и отношений между ними в особой условной форме – это исторически развивающийся вид деятельности:
а) игровой;
б) трудовой;
в) предметной;
г) ведущей.
37. Деятельность человека, направленная на изменение его внутренних условий развития, способностей и интеллекта называется:
а) трудовой;
б) учебной;
в) предметной;
г) ведущей.
38. Понятие «деятельность» является базовой категорией:
016_Человек. Его строение. Тонкий Мир
... входят в него. Все это находится в самом тесном взаимодействии и согласованности... Все оболочки, или тела человека, состоят из различных видов Материи, облекают его в порядке ... Кроме того, я начал внимательнее следить и за процессом отделения: если мои наблюдения были правильны, то я должен был ощущать отделение от промежуточного тела. Оказалось, ...
а) педагогики;
б) философии;
в) психологии;
г) социологии.
39. Основной единицей анализа деятельности выступает:
а) операция;
б) действие;
в) мотив;
г) цель.
40. Осознаваемый результат деятельности – это:
а) потребность;
б) мотив;
в) цель;
г) задача.
41. Процесс, направленный на достижение цели, называется:
а) операцией;
б) действием;
в) мотивом;
г) умением.
42. Процесс формирования навыка происходит:
а) осознанно и произвольно;
б) непроизвольно;
в) неосознанно;
г) импульсивно.
43.Взаимодействие навыков может быть:
а) положительным;
б) отрицательным;
в) перекрестным;
г) правильный ответ – а), б).
44. Положительное взаимодействие навыков — это:
а) перенос – имеющийся навык способствует формированию нового навыка;
б) интерференция – имеющийся навык тормозит формирование нового навыка;
в) процесс формирования нового навыка;
г) правильных ответов нет.
Общение
45. Коммуникативный компонент общения означает:
а) передачу и обмен информацией;
б) взаимодействие человека с человеком;
в) взаимодействие человека с объектом;
г) восприятие другого человека.
46. Интерактивный компонент общения означает:
а) передачу и обмен информацией;
б) взаимодействие человека с человеком;
в) взаимодействие человека с объектом;
г) восприятие другого человека.
47. Перцептивный компонент общения означает:
а) передачу и обмен информацией;
б) взаимодействие человека с человеком;
в) взаимодействие человека с объектом;
г) восприятие и понимание другого человека.
48. Понимание эмоционального состояния другого человека относится к умениям:
а) межличностной коммуникации:
б) восприятия и понимания друг друга;
в) межличностного взаимодействия;
г) группового взаимодействия.
49.Способность человека отождествлять себя с другим человеком называется:
а) социально-психологической рефлексией;
б) стереотипизацией;
в) эмпатией;
г) идентификацией.
50. Осознание человеком того, как его воспринимают другие люди называется:
а) социально-психологической рефлексией;
б) стереотипизацией;
в) эмпатией;
г) идентификацией.
51. Отношение к другому человеку на основе первого о нем впечатления называется эффектом:
а) первичности;
б) вторичности;
в) новизны;
г) «бумеранга».
52. Изменение отношения к другому человеку на основе новой или противоречивой о нем информации называется эффектом:
а) первичности;
б) вторичности;
в) новизны;
г) «бумеранга».
53. Отношение к другому человеку по принципу «как аукнется, так и откликнется» называется эффектом:
а) первичности;
б) вторичности;
в) новизны;
г) «бумеранга».
Личность
54. Личностные качества, предопределенные, главным образом, социальными факторами, — это:
а) инстинкты;
б) механическая память;
в) ценностные ориентации;
г) музыкальный слух.
55. Совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность и общение субъекта — это:
Память человека 2
... ходу времени. Для каждого из нас память уникальна. Память позволяет нам осознавать и собственную индивидуальность, и личность других людей. Лишившись памяти, человек утрачивает собственное "я", перестает существовать. Считается, ... логическойпамяти являются наши мысли. Мысли не существуют без языка, поэтому память на них и называется не просто логической, а словесно-логической. Поскольку мысли могут ...
а) мотивация личности;
б) поведение личности;
в) индивидуальность личности;
г) направленность личности.
56. Степень трудности целей, которые ставит перед собой личность — это:
а) уровень притязаний;
б) локус контроля;
в) самооценка;
г) самоотношение.
57. Склонность личности видеть источники управления своей жизнью либо преимущественно во внешней среде, либо в самом себе называется:
а) интроспекцией;
б) локусом контроля;
в) инверсией;
г) правильных ответов нет.
58. Оценка личностью своих качеств, действий и поступков – это:
а) уровень притязаний;
б) локус контроля;
в) самооценка;
г) самоотношение.
59. Принадлежность к человеческому роду означает:
а) человек;
б) индивид;
в) личность;
г) индивидуальность.
60. Носителем личности является:
а) объект деятельности;
б) объект взаимодействия;
в) новорожденный;
г) индивид.
61. Индивидуальность личности характеризуется:
а) темпераментом и направленностью;
б) способностями и интеллектом;
в) характером и общительностью;
г) темпераментом, характером, способностями.
62. Переживаемое человеком состояние нужды в чем-либо – это:
а) мотив;
б) потребность;
в) интерес;
г) склонность.
63. Интерпретация человеком причин и мотивов поведения других людей – это:
а) перцепция;
б) аттракция;
в) казуальная атрибуция;
г) апперцепция.
64. Сложившееся система убеждений и взглядов на мир называется:
а) влиянием;
б) мировоззрением;
в) личностным смыслом;
г) потребностью.
Внимание
65. Внимание – это:
а) психический процесс;
б) психическое свойство;
в) психическое состояние;
г) условия протекания познавательных процессов.
66. Определить вид внимания:
а) послепроизвольное;
б) творческое;
в) дивергентное;
г) неустойчивое.
67. Определить условия возникновения непроизвольного внимания:
а) установка;
б) постановка цели;
в) новизна раздражителя;
г) выработка программы действий.
68. Определить условия возникновения произвольного внимания:
а) наличие волевого усилия;
б) постановка цели;
в) выработка программы действий;
г) все ответы верны.
69. Определить свойства внимания:
а) обобщенность и конкретность;
б) распределение и переключение;
в) концентрация и динамичность;
г) правильный ответ – б), в).
70. Физиологический механизм внимания:
а) оптимальный очаг возбуждения (доминанта);
б) межанализаторные нервные связи;
в) совместная деятельность коры и подкорки;
г) связь первой и второй сигнальных систем.
. Ощущения
71. Органы чувств:
а) проводниковые отделы;
б) рецепторы;
в) анализаторы;
г) рефлексы.
72. Минимальная величина раздражителя, вызывающая едва заметное ощущение, — это порог ощущений:
а) нижний абсолютный;
б) дифференциальный;
в) временный;
г) верхний абсолютный.
73. Максимальная величина раздражителя, которую еще способен адекватно воспринимать анализатор, называется порогом ощущений:
Выберите один правильный ответ. сборник тестовых заданий с эталонами ответов для
... протокол № __ от__. __. __г.) КрасГМУ ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ (правильный ответ выделен подчеркиванием) Выберите один правильный ответ 1. Госпитализация психически больных производится в следующЕм порядке 1) по ... за свои поступки, неспособность анализировать свои действия 2) выпадением из памяти событий, непосредственно предшествовавших настоящему состоянию. 3) простейший психический процесс отражения ...
а) нижним абсолютным;
б) дифференциальным;
в) временным:
г) верхним абсолютным.
74. Минимальное различие между двумя раздражителями, вызывающее едва заметное различие интенсивности ощущения, называется:
а) абсолютным нижним порогом;
б) порогом различения;
в) временным порогом ощущений;
г) диапазоном чувствительности к интенсивности.
75. Изменение чувствительности для приспособления к внешним условиям известно как:
а) синестезия;
б) сенсибилизация;
в) адаптация;
г) аккомодация.
76. Ощущение кислого обостряется после сладкого, холодного после горячего при эффекте:
а) ореола;
б) контраста;
в) края;
г) новизны.
77. Слияние двух и более сфер чувствительности ( кричащий цвет, сладкий звук и т.п.) – это явление:
а) аккомодации;
б) конвергенции;
в) сенсибилизации.
г) синестезии;
78. Определить вид ощущения по модальности органа чувств:
а) интерорецептивные;
б) проприорецептивные;
в) зрительные;
г) химические.
79. Определить вид ощущения по расположению рецептора:
а) осязательные;
б) интерорецептивные;
в) статические;
г) слуховые.
80. Определить рецепторы, расположенные на поверхности тела:
а) интерорецепторы;
б) проприорецепторы;
в) экстерорецепторы;
г) правильных ответов нет.
Восприятие
81. Восприятие часто принято называть:
а) осязанием;
б) апперцепцией;
в) перцепцией;
г) ощущением.
82. Ошибочные восприятия реальных вещей или явлений называются:
а) агнозией;
б) галлюцинацией;
в) иллюзией;
г) бредом.
83. Зависимость восприятия от прошлого опыта человека называется:
а) инсайтом;
б) перцепцией;
в) аперцепцией;
г) сенсибилизацией.
84. Восприятие предметов в различных условиях как относительно постоянных – это свойство::
а) иллюзия;
б) константность;
в) целостность;
г) предметность.
85. Свойство восприятия, характеризующееся восприятием тесно связанных с мышлением и пониманием сущности предметов, называется:
а) константностью;
б) осмысленностью;
в) избирательностью;
г) целостностью.
86. Целостное восприятие предмета или ситуации объясняется тем, что мы отражаем раздражитель:
а) как абсолютный;
б) на фоне других раздражителей;
в) в соотношении с другими раздражителями;
г) правильный ответ — б) и в).
87. Целостность и структурность восприятия характерны для:
а) животных;
б) человека;
в) младенца;
г) правильный ответ – а), б).
88. Физиологический механизм восприятия:
а) межанализаторные связи;
б) совместная деятельность коры и подкорковых центров;
в) внутрианализаторные связи;
г) правильный ответ – а) и в).
Память
89. Вид памяти, основанный на установлении в запоминаемом материале смысловых связей, называется памятью:
а) механической;
Эталоны ответов. Теория и практика сестринского дела
Основные принципы философии сестринского дела - это... а) уважение к правам пациента б) уважение к достоинствам в) уважение к жизни г) все выше перечисленное* 6. Предмет изучения биоэтики а) моральные и нравственные аспекты взаимоотношения между людьми* б) профессиональный долг медицинской сестры в) история сестринского дела г) профессиональные знания и умения медицинской сестры 7. Ассоциация ...
б) логической;
в) эмоциональной;
г) аудиальной.
90. Вид памяти, при котором, прежде всего, сохраняются и воспроизводятся пережитые человеком чувства – это:
-
наглядно-образная;
б) феноменальная;
в) эмоциональная;
г) словесно-логическая.
91. Тип зрительной памяти, долго сохраняющей яркий образ со всеми деталями воспринятого, — это память:
а) эйдетическая;
б) наглядно-образная;
в) эмоциональная;
г) словесно-логическая.
92. Память, основанная на повторении материала без его осмысления, называется:
а) долговременной;
б) эмоциональной;
в) произвольной;
г) механической.
93. Определить вид памяти по модальности органов чувств:
а) словесно-логическая;
б) вкусовая;
в) оперативная;
г) эмоциональная.
94. Определить вид памяти по формам психической активности:
а) зрительная;
б) эйдетическая;
в) механическая;
г) эмоциональная.
95. Определить вид памяти по времени сохранения материала:
а) механическая;
б) кратковременная;
в) долговременная;
г) правильный ответ – б), в).
96. Определить вид памяти в зависимости от применения смысловых приемов запоминания:
а) произвольная;
б) словесно-логическая;
в) оперативная;
г) образная.
97. К процессам памяти относится:
а) анализ;
б) забывание;
в) осмысление;
г) обобщение.
98. Актуализация прошлого опыта относится к процессу памяти:
а) запоминанию;
б) сохранению;
в) воспроизведению;
г) узнаванию.
99. Механизм ассоциации имеет место при:
а) воспроизведении;
б) заучивании;
в) забывании;
г) сохранение.
100. Установка на запоминание имеет место при:
а) заучивании;
б) забывании;
в) произвольной памяти;
г) правильный ответ – а), в).
101. Повторное восприятие объекта, когда часть его признается знакомой – есть процесс памяти:
а) запоминание;
б) сохранение;
в) узнавание;
г) воспроизведение.
102. Обратным процессом сохранения является:
а) воспроизведение;
б) узнавание;
в) повторение;
г) забывание.
103. Понятие «ассоциация» является ключевым понятием:
а) гештальтпсихологии;
б) ассоциативной теории памяти;
в) бихевиоризма;
г) психоанализа.
104. Проблема избирательности человеческой памяти решалась в рамках теории:
а) гештальтпсихологии;
б) деятельностной теории;
в) бихевиоризма;
г) психоанализа.
105. Проблема забывания рассматривалась:
а) гештальтпсихологии;
б) ассоциативной теории памяти;
в) бихевиоризма;
г) психоанализа.
106. Механизм подкрепления в процессе запоминания обсуждался в рамках теории:
а) гештальтпсихологии;
б) деятельностной теории;
в) бихевиоризма;
г) психоанализа.
107. Проблема генезиса человеческой памяти решалась в рамках теории:
а) гештальтпсихологии;
б) деятельностной теории;
в) бихевиоризма;
г) психоанализа.
Мышление
108. Сущность процесса мышления состоит в установлении таких связей и отношений между предметами и явлениями, как:
Вариант 2 Выберите один или несколько правильных ответов
... ориентация зданий южная или северная Вариант 4 Выберите один или несколько правильных ответов Вопрос Варианты ответов Отметьте правильное понятие "погода" физическое состояние атмосферы в данном месте, в данное ... 10-20° Влажности на 20-40% Скорость ветра более 19 м/сек Нет правильного ответа Ответы по освещению и микроклимату № Вариант 1 Вариант 2 Вариант 3 Вариант 4 ...
а) беспричинные;
б) корреляционные;
в) причинно-следственные;
г) какие-либо связи, не являющиеся сущностью мышления.
109. Вид мышления, опирающийся на непосредственное восприятие предметов и реальные действия с ними, называется мышлением:
а) наглядно-действенным;
б) наглядно-образным;
в) словесно-логическим;
г) абстрактным.
110. Выделение одной какой-либо стороны, свойства предмета или явления с отвлечением от остальных называется:
а) сравнением;
б) анализом;
в) синтезом;
г) абстрагированием.
111. Мысленное объединение предметов и явлений по их общим и существенным признакам известно как:
а) анализ;
б) синтез;
в) обобщение;
г) классификация.
112. Группировка предметов по сходству основных признаков, присущих всем предметам данного вида, характеризуется как:
а) обобщение;
б) сравнение;
в) классификация;
г) абстрагирование.
113. Расчленение сложного объекта на составляющие его части или характеристики – это:
а) анализ;
б) сравнение;
в) классификация;
г) абстракция.
114. Обобщенность, отвлеченность, абстрактность являются существенными характеристиками мышления:
а) понятийного;
б) наглядно-действенного;
в) практического;
г) наглядно-образного.
115. Основные формы мышления рассматривает:
а) философия;
б) формальная логика;
в) педагогика;
г) психология.
116. Форма мышления, отражающая связи между предметами или явлениями и утверждающая или отрицающая что-либо, называется:
а) понятием;
б) суждением;
в) умозаключением;
г) рассуждением.
117. Высказывание, в котором что-либо утверждается или отрицается, — это:
а) понятие;
б) суждение;
в) умозаключение;
г) силлогизм.
118. Логический переход в процессе мышления от общего к частному называется:
а) индукцией;
б) дедукцией;
в) понятием;
г) суждением.
119. Мышление как процесс мыслительной деятельности изучает:
а) философия;
б) формальная логика;
в) педагогика;
г) психология.
120. Переход от чувственного познания к мышлению осуществляется с помощью:
а) анализа;
б) слова;
в) практического действия;
г) первой сигнальной системы.
121. Неразрывная связь мышления с языком обнаруживает сущность человека:
а) социальную;
б) индивидуальную;
в) общественно-историческую;
г) правильный ответ – а), в).
122. Мышление — это познавательный процесс отражения действительности:
а) непосредственно;
б) обобщенно;
в) опосредованно;
г) правильный ответ – б), в).
123. Силлогизм – это:
а) понятие;
б) умозаключение;
в) частное суждение;
г) единичное суждение.
124. Частная или общая посылка – это:
а) мысль;
б) понятие;
в) умозаключение;
г) суждение.
125. Суждения образуются:
а) непосредственно на уровне восприятия;
б) опосредованно;
в) спонтанно;
г) правильный ответ – а), б).
126. К операциям мышления относят:
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКА
... дошкольника в форме одобрения, похвалы, порицания, замечания и прочее.[1] Педагогическая оценка педагога: 1) Способствует становлению ... дошкольных образовательных учреждениях. Педагогическую оценку можно отнести к методам поощрения и наказания, другими словами положительное и отрицательное суждение педагога о деятельности и действиях ...
а) понятия и суждения;
б) анализ и синтез;
в) умозаключение и силлогизм;
г) мысль и слово.
127. Суждения бывают:
а) первичными;
б) вторичными;
в) хаотичными;
г) единичными.
128. Человек мыслит:
а) в проблемной ситуации;
б) всегда;
в) иногда;
г) в различных ситуациях.
129. Выражения «Пойти туда, не знаю, куда»; «Принеси то, не знаю, что» характеризует ситуацию:
а) кризисную;
б) фрустрирующую;
в) неординарную;
г) проблемную.
130. Субъективное состояние человека в проблемной ситуации характеризуется:
а) неясностью;
б) неопределенностью;
в) конкретностью;
г) правильный ответ – а), б).
131. Решение задачи только в умственном плане с помощью понятий и без опоры на практическую деятельность характерно для мышления:
а) понятийного образного;
б) наглядно-образного;
в) понятийно-теоретического;
г) наглядно-действенного.
132. Индивидуальные особенности мышления – это:
а) гибкость и критичность;
б) обобщение и конкретизация;
в) абстрагирование и классификация;
г) сравнение и обобщение.
Воображение
133. Воображение – это:
а) психическое состояние;
б) психически познавательный процесс;
в) мыслительный процесс;
г) психическое свойство.
134. Отражение реальной действительности в иных, неожиданных, непривычных сочетаниях и комбинациях – это:
а) мечта;
б) грезы;
в) утопия;
г) фантазия.
135. Мечта – это такая характеристика воображения, как:
а) вид;
б) форма;
в) способ;
г) механизм.
136. «Склеивание» различных качеств, свойств, частей предметов и явлений, не соединяемых в реальности, называется:
а) гиперболизацией;
б) схематизацией;
в) типизацией;
г) агглютинацией.
137. Увеличение или уменьшение предмета, изменение количества частей предмета или их смещение известно как:
а) гипербализация;
б) схематизация;
в) типизация;
г) агглютинация.
138. Физиологический механизм воображения:
а) деятельность коры головного мозга;
б) деятельность подкорковых центров;
в) механизм ассоциации;
г) механизм диссоциаций.
139. По степени активности и участия воли различают воображение:
а) пассивное и воссоздающее;
б) активное и непреднамеренное;
в) активное и пассивное;
г) непреднамеренное и творческое.
140. Процесс соединения в одно целое наиболее характерных признаков предметов данного класса называется:
а) схематизацией;
б) типизацией;
в) обобщением;
г) акцентированием.
141. Определить форму связи воображения с реальностью:
а) кристаллизованное воображение;
б) творческое воображение;
в) связь воображения с социальным опытом;
г) правильный ответ – а) и в).
Эмоции и чувства
142. То, что эмоциональные переживания и соответствующие им органические изменения порождаются одновременно и их источником является гипоталамус, утверждает теория эмоций:
а) Кеннона-Барда;
б) Джемса-Ланге;
в) К. Изарда;
г) П.В. Симонова.
143. Показателем аффекта на первой стадии его развития является:
а) незначительное изменение сознания;
б) нарушение контроля воли за своими действиями;
в) плаксивость;
г) сохранение контроля воли за своими действиями.
144. Показателем собственно аффектной стадии является:
а) незначительное изменение сознания;
б) нарушение контроля воли за своими действиями;
в) утрата самообладания;
г) правильный ответ – б), в) .
145. Показатели постаффектной стадии:
а) дезорганизация действий и хаотичность движений;
б) полная утрата контроля сознания над действиями;
в) раскаяние, сожаление о содеянном, плаксивость, сонливость;
г) человек думает о предмете своего чувства;
146. Эмоциональный процесс, который по продолжительности протекания близок к настроению, а по психологическим характеристикам – к аффекту:
а) стресс;
б) тревожность;
в) фрустрация;
г) агрессия.
147. Самое длительное эмоциональное состояние, окрашивающее все поведение человека, называется:
а) собственной эмоцией;
б) аффектом;
в) настроением;
г) чувством.
148. Чувства, связанные с познавательной деятельностью, называются чувствами:
а) моральными;
б) интеллектуальными;
в) эстетическими;
г) практическими.
149. Сильное эмоциональное состояние взрывного характера, влияющее на всю личность, характеризующееся бурным протеканием, изменением сознания и нарушением волевого контроля, — это:
а) аффект;
б) страсть;
в) фрустрация;
г) стресс.
150. Состояние возрастающего эмоционального напряжения, которое возникает в ситуации непреодолимого препятствия или угрозы для благополучия личности, — это:
а) аффект;
б) фрустрация;
в) настроение;
г) стресс.
151. Одновременные переживания любви и ненависти относятся к эмоциям:
а) положительным;
б) отрицательным;
в) амбивалентным;
г) нейтральным.
152. Чувства имеют направленность:
а) динамическую;
б) предметную;
в) личностную;
г) социальную.
153. Чувства могут быть в состоянии:
а) актуальном;
б) потенциальном;
в) диффузном;
г) правильный ответ — а) и б).
154. Чувства характеризуются:
а) неопределенностью;
б) устойчивостью;
в) динамичностью;
г) правильный ответ — б) и в).
155. Физиологический механизм положительных эмоций:
а) легкость установления систем временных связей;
б) трудность установления систем временных связей;
в) процессы возбуждения;
г) правильный ответ — а) и в).
156. Физиологический механизм отрицательных эмоций:
а) процессы торможения;
б) трудность установления систем временных связей;
в) процессы возбуждения;
г) правильный ответ — а) и б).
157. Физиологическая основа чувств человека:
а) совместная деятельность коры больших полушарий и подкорковых центров;
б) деятельность коры больших полушарий;
в) деятельность подкорковых центров;
г) деятельность вегетативной нервной системы.
158. Физиологическая основа высших чувств:
а) первая сигнальная система;
б) симпатическая нервная система;
в) связь первой и второй сигнальных системы;
г) вторая сигнальная система.
159. Основным источником настроения является:
а) семья:
б) работа;
в) друзья;
г) удовлетворенность — не удовлетворенность человека своей жизнью.
160. Высшие чувства имеют обусловленность:
а) социальную;
б) природную;
в) индивидуальную;
г) правильных ответов нет.
161. Чувства прекрасного или безобразного относятся к чувствам:
а) интеллектуальным;
б) амбивалентным;
в) эстетическим;
г) астеническим.
162. Чувства голода или жажды относятся к чувствам:
а) высшим;
б) низшим;
в) амбивалентным;
г) стеничным.
Воля
163. Необходимое условие волевого действия:
а) отсутствие препятствий;
б) высокий уровень интеллекта;
в) преодоление трудностей или препятствий;
г) наличие волевых качеств.
164. Волевое действие – это:
а) преднамеренное действие;
б) непреднамеренное действие;
в) спонтанное действие;
г) интеллектуальное действие.
165. Волевые действия делятся на:
а) активные и пассивные;
б) побудительные и тормозные;
в) сознательные и бессознательные;
г) простые и сложные.
166. Основные функции воли – это:
а) побудительная и коммуникативная;
б) тормозная и когнитивная;
в) побудительная и тормозная;
г) информационная и креативная.
167. Физиологический механизм воли:
а) первая сигнальная система;
б) вторая сигнальная система;
в) связь первой и второй сигнальных систем;
г) сложная система временных связей первой и второй сигнальных систем при
преимущественной роли второй.
168. Высшим регулятором поведения человека является:
а) первая сигнальная система;
б) вторая сигнальная система;
в) торможение первой сигнальной системы;
г) торможение второй сигнальной системы.
169. Физиологический механизм самообладания, сдержанности – это:
а) первая сигнальная система;
б) вторая сигнальная система;
в) торможение первой сигнальной системы;
г) торможение второй сигнальной системы.
170. Структурные компоненты волевого акта:
а) принятие решения;
б) волевое усилие;
в) мотивация;
г) правильный ответ – а) и в).
171. Сущность волевого акта:
а) принятие решения;
б) борьба мотивов;
в) мотивация;
г) исполнение решения.
172. Способность человека самостоятельно принимать ответственные решения и неуклонно реализовывать их в деятельности характеризует его:
а) настойчивость;
б) самостоятельность;
в) принципиальность;
г) решительность.
173. Если человек возлагает ответственность за результаты своей деятельности на внешние силы и обстоятельства – это означает:
а) локализацию контроля;
б) экстернальный локус контроля;
в) интернальный локус контроля;
г) промежуточный локус контроля.
174.Если человек возлагает ответственность за результаты своей деятельности на собственные способности и усилия – это означает:
а) локализацию контроля;
б) экстернальный локус контроля;
в) интернальный локус контроля;
г) промежуточный локус контроля.
175. Волевое усилие – это:
а) волевое качество;
б) сознательное напряжение, находящее разрядку в волевом акте;
в) реакция на внешний раздражитель;
г) все ответы верны.
176. Импульсивные действия характеризуются:
а) непроизвольностью;
б) участием воли;
в) активным участием воли;
г) все ответы верны
Темперамент
177. Под темпераментом понимают характеристики психической деятельности:
а) статические;
б) содержательные;
в) динамические;
г) приобретенные.
178. В темпераменте личность проявляется со стороны ее:
а) содержания;
б) динамических свойств;
в) личностно-смысловых аспектов;
г) неизменных свойств.
179. По И.П. Павлову классификация типов нервной системы должна быть основана на учете параметра:
а) силы;
б) активности;
в) соотношения жидкостей в организме;
г) особенностей строения тела.
180. Высокая степень работоспособности, умение спокойно находить выход в трудных ситуациях выявляют такой показатель нервной системы, как:
а) сила;
б) уравновешенность;
в) подвижность;
г) динамичность.
181. Реакция на наименьшую силу внешнего воздействия является показателем:
а) сензитивности;
б) реактивности;
в) активности;
г) пластичности и ригидности.
182. Сильный, уравновешенный и подвижный тип нервной системы характерен:
а) сангвинику;
б) флегматику;
в) холерику;
г) меланхолику.
183. Сильный, неуравновешенный и подвижный тип нервной системы характерен:
а) сангвинику;
б) флегматику;
в) холерику;
г) меланхолику.
184. Сильный, уравновешенный, медлительный тип нервной системы характерен:
а) сангвинику;
б) флегматику;
в) холерику;
г) меланхолику.
185. Слабый тип нервной системы характерен:
а) сангвинику;
б) флегматику;
в) холерику;
г) меланхолику.
186. Низким уровнем психической активности, замедленностью движений, быстрой утомляемостью, высокой эмоциональной сензитивностью, преобладанием отрицательных эмоций над положительными реакциями характеризуется:
а) сангвиник;
б) флегматик;
в) холерик;
г) меланхолик.
187. Тип темперамента, характеризующийся легкой ранимостью и склонностью к глубоким переживаниям, присущ:
а) холерику;
б) сангвинику;
в) флегматику;
г) меланхолику.
188. Тип темперамента, отличающийся подвижностью, склонностью к частой смене впечатлений, отзывчивостью и общительностью, характерен для:
а) холерика;
б) сангвиника;
в) флегматика;
г) меланхолика.
189. Понятие «темперамент» впервые было введено в науку:
а) Сократом;
б) Аристотелем;
в) Гиппократом;
г) Гальтоном.
Способности
190. По направленности или специализации различают способности:
а) общие и музыкальные;
б) коммуникативные и специальные;
в) общие и специальные;
г) все ответы неверные.
191. В процессе жизнедеятельности человека формируются:
а) задатки;
б) специальные способности;
в) общие способности;
г) правильный ответ – б) и в).
192.Факторы формирования способностей:
а) специально организованное обучение;
б) семья;
в) учебная деятельность;
г) внеучебная деятельность.
193. Задатки характеризуются:
а) однозначностью;
б) многозначностью;
в) неопределенностью;
г) дифференцированностью.
194. Морфологические и функциональные особенности строения мозга – это:
а) способности;
б) нервная система;
в) задатки;
г) одаренность.
195. Определить общие способности:
а) коммуникативные и музыкальные;
б) организаторские и математические;
в) художественные и лингвистические;
г) коммуникативные и организаторские.
196. Врожденными являются:
а) задатки;
б) общие способности;
в) специальные способности;
г) гениальность
Характер
197. Характер – это:
а) психический процесс;
б) эмоциональное состояние;
в) индивидуальная особенность;
г) психическое свойство.
198. Характер определяется:
а) устойчивыми чертами;
б) динамическими особенностями;
в) психическими свойствами;
г) эмоциональными состояниями.
199.Структурные компоненты характера определяются:
а) отношением к себе и другим людям;
б) отношением к труду и вещам;
в) волевыми чертами;
г) все ответы верны.
200. Акцентуация характера — это:
а) заострение каких-либо черт;
б) притупление каких-либо черт;
в) взаимодействие каких-либо черт;
г) болезненное состояние характера.
Педагогическая психология Предмет и методы педагогической психологии
201. Предметом педагогической психологии являются:
а) возрастные особенности человека в процессе онтогенеза
б) возрастные и интеллектуальные особенности человека в филогенезе
в) психологические особенности педагогической деятельности и личности учителя;
г) правильных ответов нет.
202. Основные разделы педагогической психологии:
а) психология педагогической деятельности;
б) психология возрастного развития детей;
в) психология межличностных отношений в группах;
г) психология обучения, воспитания, личности и деятельности учителя.
203. Автором наиболее полной и развернутой классификации методов педагогической психологии является:
а) Рубинштейн С.Л.;
б) Лурия А.Р.
в) Выготский Л.С.;
г) Ананьев Б.Г.
204. К специальным методам педагогической психологии относятся:
а) наблюдение;
б) анализ продуктов деятельности;
в) методы математической статистики;
г) педагогический эксперимент и специальное психолого-педагогическое тестирование.
205. Все методы педагогической психологии делятся на:
а) экспериментальные и неэкспериментальные;
б) сравнительный и лонгитюдный;
в) эмпирические и интерпретационные;
г) исследовательские и методы психолого-педагогического воздействия на ребенка.
206. К методам психолого-педагогического воздействия относятся:
а) психологическое консультирование и коррекция.
б) наблюдение;
в) тестирование;
г) эксперимент;
207. Психолого-педагогический эксперимент включает:
а) лабораторный и естественный;
б) констатирующий и формирующий;
в) диагностику и коррекцию;
г) нет верных ответов.
208. К организационным методам относятся:
а) наблюдение и эксперимент;
б) генетический и структурный;
в) сравнительный, лонгитюдный и комплексный;
г) психодиагностические и анализа продуктов деятельности.
Психология учебной деятельности
209. Понятие «научение» возникло в отрасли психологии:
а) зоопсихологии;
б) возрастной;
в) общей;
г) педагогической.
210. Теорию научения разработал:
а) Дж.Уотсон;
б) Э.Торндайк;
в) Б.Скиннер;
г) И.Лингарт.
211. Самым общим понятием, обозначающим процесс и результат приобретения индивидуального опыта биологической системой, является:
а) учение;
б) обучение;
в) научение;
г) учебная деятельность.
212. Основная цель учебной деятельности :
а) развитие коммуникативных качеств ученика
б) всестороннее развитие личности школьника;
в) усвоение новых знаний, умений и навыков;
г) организация совместной деятельности обучающего и обучаемого.
213.Структурные компоненты учебной деятельности :
а) цель и результат учебной деятельности;
б) учебные действия и их результаты;
в) мотивы, учебная задача, учебные действия, действия контроля и самооценки ;
г) нет верных ответов.
214. Основной мотив учебной деятельности школьника :
а) желание учиться;
б) познавательный интерес;
в) общение со сверстниками;
г) желание ходить в школу.
215. Автор теории поэтапного формирования умственных действий :
а) Выготский Л.С.
б) Рубинштейн С.Л.;
в) Давыдов В.В.;
г) Гальперин П.Я.
216. Развивающее обучение направлено на:
а) развитие мышления;
б) развитие личности;
в) приобретение умений и навыков учебной деятельности;
г) усвоение системы научных понятий.
217. Установить соотношение между обучением и развитием:
а) обучение и развитие – параллельно протекающие процессы;
б) обучение должно идти вслед за развитием;
в) обучение должно идти впереди развития и вести его за собой.
г) все ответы неверны.
218. Автор теории проблемного обучения :
а) Занков Л.В.;
б) Эльконин Д.Б.;
в) Пиаже Ж.
г) Гальперин П.Я.
219.Положительная мотивация в учебной деятельности связана; прежде всего:
а) с желанием заслужить одобрение взрослых;
б) со стремлением получать высокие оценки;
в) со стремлением завоевать высокий социальный статус в классе;
г) интересом к самой учебной деятельности, процессу ее выполнения.
Психология педагогической оценки
220.Психологические аспекты педагогической оценки в школьном обучении были разработаны :
а) Выготским Л.С.;
б) Рубинштейном С.Л.;
в) Леонтьевым А.Н.;
г) Ананьевым Б.Г.
221.Для психического и личностного развития ребенка наиболее важна роль:
а) поощрения;
б) наказания;
в) поощрения и наказания, в зависимости от ситуации;
г) механизм подкрепления.
222.Педагогическая оценка различается по:
а) разнообразным формам и модификациям;
б) по уровню обобщенности;
в) по способам предъявления;
г) по способам предъявления, уровню обобщенности и способам оценочного воздействия.
223.Персональные педагогические оценки оценивают:
а) индивидуальные качества человека, проявляющиеся в деятельности;
б) результаты деятельности;
в) скорость выполнения деятельности;
г) качество выполняемой деятельности.
224. Возрастные особенности педагогической оценки :
а) во всех возрастах используются одни и те же оценки;
б) с возрастом повышается роль социально-психологических оценок и внутренних стимулов;
в) С возрастом усиливается значимость оценки взрослых;
г) повышается значимость позитивных оценок.
225.Предметные педагогические оценки оценивают:
а) личность ребенка;
б) результат деятельности ребенка;
в) содержание и процесс выполнения деятельности;
г) процесс выполнения деятельности.
226.Эффективное соотношение педагогических оценок:
а) как положительные, так и отрицательные оценки;
б) преобладание положительных оценок;
в) только положительные оценки;
г) только отрицательные оценки.
227.Комплексный характер педагогической оценки означает:
а) сочетание моральных и социально-психологических стимулов;
б) преобладание индивидуальных стимулов;
в) разнообразные стимулы.
г) нет верных ответов.
228.Эффективность педагогической оценки — это:
а) позитивное влияние на развитие личности;
б) влияние на внутреннюю мотивацию учебной деятельности;
в) создание мотивации к интеллектуальному , личностному и поведенческому развитию;
г) индивидуальный характер педагогической оценки.
229.К способам повышения персональной значимости педагогической оценки относятся:
а) учет индивидуальных особенностей и потребностей ребенка;
варьирование характера педагогической оценки;
б) оценка достижений ребенка в значимой деятельности.
в) использование оценки, которую дают референтные для ребенка люди;
г) комплексное использование разнообразных видов педагогической оценки.
230.К возрастным особенностям педагогической оценки в подростковом возрасте относятся:
а) использование преимущественно персональных оценок;
б) использование эмоционально-экспрессивных оценок;
в) использование социально-психологических оценок и оценки референтных сверстников.
г) использование предметных оценок.
231Структура педагогической деятельности включает следующие компоненты:
а) Организационный, развивающий, обучающий, воспитывающий;
б) деятельность педагога и деятельность учащихся;
в) организационный, проектировочный, конструктивный, коммуникативный, исследовательский;
г) нет верных ответов.
232.Психологическое исследование педагогической деятельности (по А.К.Марковой) предполагает исследование:
а) возрастных особенностей учащихся;
б) особенностей педагогического взаимодействия;
в) структурных компонентов учебной деятельности;
г) комплексное изучение особенностей педагогической деятельности, особенностей педагогического общения, личности самого учителя.
Педагогические способности
233.В наиболее полном виде структура педагогических способностей представлена:
а) Кан-Каликом В.А.;
б) Климовым Е.А.;
в) Крутецким В.А.
г) Марковой А.К.
234.По Кузьминой Н.В., педагогическая система включает следующие функциональные элементы:
а) воспитание, обучение и развитие;
б) организация собственной деятельности учителя и деятельности учащихся;
в) исследовательский, пректировочный, конструктивный, коммуникативный, организаторский.
г) нет верных ответов.
235.Перцептивно-рефлексивные педагогические способности включают в себя):
а) понимание внутреннего мира ребенка; его основных потребностей и учет в работе;
б) знание возрастных особенностей учебной деятельности;
в) чувство объекта, чувство меры, чувство причастности;
г) хорошее знание преподаваемого предмета.
236.Проективные способности это:
а) умение прогнозировать перспективы развития ребенка;
б) понимание внутреннего мира ребенка;
в) чувствительность к созданию новых, продуктивных способов обучения и воспитания;
г) организация разнообразных видов деятельности учащихся.
237.Организаторские способности это:
а) умение взаимодействовать с окружающими людьми;
б) организация эффективной деятельности учеников;
в) умение организовать детский коллектив;
г) умение организовывать собственную деятельность и деятельность детей (индивидуально и в группе)
238.В структуру педагогических способностей входят:
а) общие и специальные способности;
б) коммуникативные и перцептивные;
в) дидактические, академические, перцептивные, речевые, организаторские, авторитарные, коммуникативные, педагогическое воображение, распределение внимания;
г) академические, рефлексивные, организаторские.
Психология педагогической деятельности
239.Педагогическая деятельность (по Климову Е.А.) относится к следующему типу профессий:
а) человек-техника;
б) человек — знаковая система;
в) человек – человек;
г) человек – художественный образ.
240.Индивидуальный стиль деятельности педагога это:
а) определенные индивидуально-психологические особенности педагога;
б) использование в работе индивидуально-психологических особенностей учащихся
в) определенный стиль общения;
г) использование средств педагогического воздействия и форм поведения в соответствии со своими индивидуальными способностями.
241.Педагогическое общение это:
а) общение учителя и учащихся в процессе обучения;
б) организация разнообразной деятельности учащихся;
в) система социально-психологического взаимодействия педагога и воспитуемых, содержанием которого является обмен информацией, оказание воспитательного воздействия, организация взаимоотношений с помощью коммуникативных средств.
г) деятельность, направленная на познание ребенка.
242.Проблема педагогического взаимодействия наиболее полно представлена в работах:
а) Марковой А.К.;
б) Коломинского Я.Л.;
в) Ананьева Б.Г.
г) Крутецкого В.А.
243.Система педагогического взаимодействия включает:
а) учет индивидуальных особенностей детей;
б) особенности межличностных отношений в детских группах;
в) особенности стиля общения и стиля отношений педагога с детьми;
г) нет верных ответов.
244.Выделяются следующие стили педагогического общения (по Кан-Калику В.А.):
а) авторитарный, демократический, либеральный;
б) доброжелательный, агрессивный, нейтральный;
в) дружеский и дистантный;
г) на основе увлеченности совместной деятельностью, дружеского расположения, общение-дистанция, общение-устрашение, общение-заигрывание.
245.Под стилем педагогического общения понимаются:
а) индивидуально-психологические особенности учителя;
б) коммуникативные особенности педагога;
в) социально-психологические особенности детских групп, с которыми взаимодействует педагог;
г) индивидуально-типологические особенности социально-психологического взаимодействия педагога и обучающихся.
246.Стиль педагогического общения включает в себя следующие составные элементы:
а) обучение, воспитание, развитие учащихся;
б) коммуникативный, рефлексивный и деятельностный;
в) стиль общения, стиль отношения, стиль деятельности.
г) нет верных ответов.
247.Выделяют следующие стили педагогического отношения:
а) положительный и отрицательный;
б) развивающий и воспитывающий;
в) пассивно-положительный, активно-положительный, пассивно-отрицательный, активно-отрицательный,
г) нет верных ответов.
248.Выделяются следующие барьеры педагогической деятельности:
а) коммуникативные и личностные;
б) негативное отношение к профессии;
в) смысловые и психологические;
г) недостаточная профессиональная подготовка.
249.Смысловые барьеры в общении возникают:
а) педагог навязывает свои требования детям;
б) педагог не умеет доходчиво объяснить ребенку суть своих требований;
в) взрослый и ребенок вкладывают разный смысл в предъявляемое требование;
г) ребенок негативно относится ко всем требованиям педагога.
250.Стиль педагогической деятельности:
а) не изменяется в течение жизни;
б) складывается в процессе овладения человеком педагогической деятельностью;
в) развивается и совершенствуется в процессе освоения деятельности;
г) изменяется в зависимости от разных педагогических ситуаций.
Социальная психология Конфликты
251.По характеристикам участников конфликты делятся на :
а) конструктивные и деструктивные;
б) горизонтальные, вертикальные и смешанные;
в) внутриличностные, межличностные, межгрупповые, между личностью и группой;
г) нет правильных ответов.
252. По значению для личности конфликты делятся на :
а) конструктивные и деструктивные;
б) горизонтальные, вертикальные и смешанные;
в) внутриличностные, межличностные, межгрупповые, между личностью и группой;
г) нет правильных ответов.
253. По направленности коммуникаций конфликты делятся на :
а) конструктивные и деструктивные;
б) горизонтальные, вертикальные и смешанные;
в) внутриличностные, межличностные, межгрупповые, между личностью и группой;
г) нет правильных ответов.
254. Основными признаками конфликта являются:
а) обострение противоречий и отсутствие согласия;
б) острые эмоциональные переживания;
в) нет правильных ответов;
г) правильные ответы – а) и б);
255. Основными признаками конфликта являются:
а) предельное обострение противоречий;
б) отсутствие согласия;
в) острые эмоциональные переживания;
г) все ответы верны.
256 Конфликтная ситуация обусловлена:
а) индивидуальными особенностями участников;
б) социальной ситуацией;
в) доминирующими стратегиями поведения и целями участников общения;
г) все ответы верны.
257. Конструктивный конфликт выступает как:
а) источник развития и взаимодействия людей;
б) возможность разрешения противоречий;
в) правильные ответы – а) и б);
г) нет правильного ответа.
258. Конфликт, способствующий повышению эффективности деятельности:
а) реалистический;
б) деструктивный;
в) конструктивный;
г) нет правильного ответа.
259. Конфликт, делающий совместную деятельность невозможной:
а) реалистический;
б) деструктивный;
в) конструктивный;
г) нет правильного ответа.
260. Причины конфликтов в организации обусловлены:
а) трудовым процессом;
б) взаимоотношенями и личностным своеобразием членов группы;
в) нет правильных ответов;
г) правильные ответы – а) и б);.
261. Фактором возникновения конфликта является:
а) сами люди;
б) социальные связи и отношения;
в) условия функционирования группы (организации);
г) все ответы верны.
Конфликты и и пути их разрешения
262. Стратегия поведения в конфликте, в которой точки зрения участников принимаются до определенной степени:
а) сотрудничество;
б) компромисс;
в) принуждение;
г) нет правильного ответа.
263. Стратегия поведения в конфликте, когда один из участников заставляет принять его точку зрения, используя власть:
а) сотрудничество;
б) компромисс;
в) принуждение;
г) нет правильного ответа.
264. Стратегия поведения в конфликте, когда участники находят приемлемый для всех выход:
а) сотрудничество;
б) компромисс;
в) принуждение;
г) нет правильного ответа.
265. Конфликт людей, чьи цели несовместимы либо мешают друг другу:
а) внутриличностный;
б) межличностный;
в) внутригрупповой.
г) нет правильных ответов;
266. Способом разрешения конфликта является:
а) выяснение позиций;
б) определение скрытых нужд и интересов;
в) выдвижение альтернативных вариантов.
г) все ответы верны
Психология семьи
267. Функция семьи, обеспечивающая удовлетворение потребностей в отцовстве (материнстве) и самореализации в детях:
а) эмоциональная;
б) репродуктивная;
в) функция первичного социального контроля;
г) нет правильных ответов.
268. Функция семьи, обеспечивающая удовлетворение потребностей в эмоциональной поддержке и психологической защите:
а) эмоциональная;
б) репродуктивной;
в) функцией первичного социального контроля;
г) нет правильных ответов.
269. Функция семьи, которая обеспечивает выполнение социальных норм членами семьи:
а) эмоциональной;
б) репродуктивной;
в) функцией первичного социального контроля;
г) нет правильных ответов.
270. Фактор, способствующий нарушению реализации функций семьи:
а) личностные особенности членов семьи;
б) взаимоотношения между членами семьи;
в) определенные условия жизни семьи;
г) все ответы верны
271. Основные тактики семейного воспитания:
а) диктат и опека;
б) тактика невмешательства и сотрудничество;
в) нет правильных ответов;
г) правильные ответы а) и б).
272. Тактика семейного воспитания, при которой родители подавляют инициативу и чувство собственного достоинства детей
а) опека;
б) диктат;
в) тактика невмешательства;
г) сотрудничество.
273. Тактика семейного воспитания, при которой родители, чрезмерно ограждают детей от забот, усилий и трудностей:
а) опека;
б) диктат;
в) тактика невмешательства;
г) сотрудничество.
274. Тактика семейного воспитания, при которой родители признают и приветствуют независимое сосуществование взрослых и детей:
а) опека;
б) диктат;
в) тактика невмешательства;
г) сотрудничество.
275. Тактика семейного воспитания, при которой отношения в семье опосредуются общими целями и задачами совместной деятельности:
а) опека;
б) диктат;
в) тактика невмешательства;
г) сотрудничество.
276. Психолого-педагогическая культура родителей включает в себя:
а) знания в области психологии, педагогики и физиологии детей;
б) навыки и умения достижения воспитательных целей;
в) правильные ответы а) и б);
г) нет правильных ответов.
277. Функция семьи, которая заключается в удовлетворении материальных потребностей семьи:
а) репродуктивной;
б) хозяйственно-бытовой;
в) функцией первичного социального контроля;
г) нет правильных ответов.
278. В основе тактики семейного воспитания лежит:
а) возраст родителей;
б) тип родительского отношения;
в) психолого-педагогическая культура родителей;
г) нет правильных ответов.
Группы и коллективы
279. Характерной особенностью больших групп является:
а) контакт, в основном, с помощью средств массовой коммуникации,
б) отсутствие единой территории;
в) отсутствие непосредственного взаимодействия членов группы;
г) все ответы верны.
280. Характерной особенностью малой группы является:
а) регулярный и продолжительный контакт без посредников;
б) общие цели, достижение которых позволяет удовлетворить индивидуальные потребности и интересы;
в) общие нормы и правила внутри и межгруппового поведения;
г) все ответы верны
281. Фактором, способствующим сплоченности группы, является:
а) эмоциональная привлекательность членов группы;
б) сходство членов группы между собой;
в) особенности групповых целей;
г) все ответы верны.
282. Группа взаимодействующих людей, объединенных целями совместной общественно-полезной деятельности и сложной динамикой взаимоотношений:
а) ассоциация;
б) корпорация;
в) конгломерат;
г) коллектив.
283. Социальная характеристика человека, определяющая его положение в группе:
а) социальная роль;
б) социальный статус;
в) система групповых ожиданий;
г) нет правильного ответа.
Групповые феномены
284. Основными групповыми феноменами являются:
а) групповые процессы;
б) групповые нормы;
в) групповые санкции;
г) все ответы верны.
285. Главный процесс групповой интеграции как внутреннего единства группы, является
а) коллективистское самоопределение;
б) ценностно-ориентационное единство;
в) адекватность возложения и принятия ответственности за успехи и неудачи;
г) все ответы верны.
286. Групповая дифференциация – это
а) иерархия взаимоотношений членов социальной группы;
б) внутреннее единство группы;
в) правильные ответы а и б;
г) нет правильных ответов.
287. По степени близости отношений между членами групп различают
а) первичные и вторичные малые группы;
б) условные и реальные;
в) естественные и лабораторные;
г) референтные и группы членства.
288. Группа, нормы и правила которой служат для личности образцом, называется
а) первичной;
б) реальной;
в) естественной;
г) референтной.
289. Автором стратометрической концепции групповой активности является:
а) Л.С. Выготский;
б) Б.Г. Ананьев;
в) А.В. Петровский;
г) нет правильных ответов.
Методы изучения межличностных отношений в группах и коллективах
290. Метод психологии, изучающий межличностные отношения в группе:
а) наблюдение;
б) социометрия;
в) референтометрия;
г) все ответы верны.
291. Создателем социометрии является:
а) К. Юнг;
б) Д. Уотсон;
в) Д. Морено;
г) нет правильных ответов.
292. Метод изучения эмоциональных предпочтений в группе:
а) наблюдение;
б) социометрия;
в) референтометрия;
г) все ответы верны.
293. Метод изучения факта предпочтительности группы:
а) наблюдение;
б) социометрия;
в) референтометрия;
г) все ответы верны.
294. Условием развития межличностных отношений в группах детей и подростков является:
а) возраст детей;
б) совместная деятельность;
в) потребности детей;
г) нет правильных ответов.
295. Деловые межличностные отношения определяются:
а) симпатиями и антипатиями людей;
б) функциями личности в процессе совместной деятельности;
в) эмоциональными состояниями людей;
г) нет правильных ответов.
296. Личные межличностные отношения определяются :
а) симпатиями и антипатиями людей;
б) функциями, личности в процессе совместной деятельности;
в) эмоциональными состояниями людей;
г) нет правильных ответов.
Межличностные отношения в детских группах и коллективах
297. В структуру межличностных отношений в группах детей и подростков входят:
а) функционально-ролевые отношения;
б) эмоционально-оценочные отношения;
в) личностно-смысловые отношения;
г) все ответы верны.
298. Функционально-ролевые межличностные отношения в группах детей и подростков проявляются:
а) в игровой деятельности;
б) в учебной деятельности;
в) в трудовой деятельности;
г) все ответы верны.
299. В эмоционально-оценочных межличностных отношениях в группах детей и подростков ведущую роль играют:
а) возраст детей;
б) эмоциональные предпочтения (симпатии-антипатии);
в) внешность детей;
г) все ответы верны.
300. На положение школьника в системе межличностных отношений влияет:
а) его успеваемость;
б) его коммуникабельность;
в) личностные характеристики;
г) все ответы верны.
Возрастная психология Предмет и методы возрастной психологии
301. Возрастная психология изучает:
а) особенности развития психики человека в филогенезе;
б) особенности развития психики человека в определенном возрасте;
в) особенности психического развития и формирования личности человека в онтогенезе;
г) особенности ребенка с отставаниями в психическом развитии.
302. Под ведущей деятельностью следует понимать:
а) основную деятельность человека;
б) деятельность, в рамках которой происходят главнейшие изменения в психике и зарождаются новые виды деятельности;
в) совместная деятельность ребенка и взрослого;
г) целенаправленное обучение.
303. Положение о зоне ближайшего развития выдвинул:
а) Леонтьев А.Н.;
б) Выготский Л.С.;
в) Эльконин Д.Б.;
г) Гальперин П.Я.
304. Психические новообразования – это:
а) новые психические качества;
б) уровень произвольности психических свойств;
в) образование новых черт характера в процессе воспитания;
г) достижения ребенка в каком-либо виде деятельности.
305. Акселерация – это:
а) комплексно меняющиеся условия жизни;
б) наследственные приспособительные реакции;
в) инстинктивные программы поведения.
г) ускорение темпов физического и психического развития;
306. Факторы психического развития в рамках социологизаторского направления:
а) наследственность;
б) социальная среда;
в) взаимодействие наследственности и социальной среды;
г) ведущая роль социальной среды с учетом наследственности.
307. Факторы психического развития в рамках биологизаторского направления:
а) наследственность;
б) социальная среда;
в) взаимодействие наследственности и социальной среды;
г) ведущая роль социальной среды с учетом наследственности.
308. Факторы психического развития в рамках деятельностной теории:
а) наследственность;
б) социальная среда;
в) взаимодействие наследственности и социальной среды;
г) ведущая роль социальной среды с учетом наследственности
309. Факторы психического развития в рамках теории конвергенции:
а) наследственность;
б) социальная среда;
в) взаимодействие наследственности и социальной среды;
г) ведущая роль социальной среды с учетом наследственности
310. Автор теории культурно-исторического происхождения и развития высших психических функций:
а) Леонтьев А.Н.;
б) Эльконин Д.В.;
в) Давыдов В.В.;
г) Выготский Л.С.
311. Возрастная психология включает следующие разделы:
а) психология младшего школьника;
б) психология учителя;
в) психология учебной деятельности;
г) психология педагогической деятельности.
312. Сопоставление результатов психического развития по возрастам возможно с помощью:
а) сравнительного метода;
б) лонгитюдного метода;
в) комплексного метода;
г) организационного метода.
313. Психическое развитие изучается рядом наук посредством:
а) метода эксперимента;
б) метода наблюдения;
в) комплексного метода;
г) эмпирического метода.
314. Психическое развитие на протяжении длительного времени изучается посредством:
а) метода близнецов;
б) метода тестирования;
в) интерпретационного метода;
г) лонгитюдного метода.
315. К психодиагностическим методам в возрастной психологии относятся:
а) тесты интеллекта;
б) метода обработки данных;
в) эмпирические методы;
г) методы воздействия.
316. К эмпирическим методам в возрастной психологии относится:
а) интерпретационный метод;
б) метод эксперимента;
в) комплексный метод;
г) организационный метод.
317. Активное вмешательство исследователя в изучаемое психическое явление:
а) метод обработки данных;
б) метод наблюдения;
в) метод эксперимента;
г) корреляционный метод.
318. К проективным тестам относят:
а) тест чернильных пятен Роршаха;
б) личностный опросник Айзенка;
в) опросник Спилбергера на тревожность;
г) социометрическая процедура.
Возрастная периодизация
319. Автор периодизации интеллектуального развития ребенка:
а) Л.Кольберг;
б) Ж.Пиаже;
в) З.Фрейд;
г) Э.Торндайк.
320. Важным механизмом смены возрастных периодов является:
а) обучения и воспитания;
б) деятельность общения;
в) социальная ситуация развития
г) взросление ребенка.
321. Возрастная периодизация, основанная на принципе ведущей деятельности, была предложена:
а) В.В.Давыдовым;
б)Л.И.Божович;
в) Д.Б.Элькониным;
г) Л.С.Выготским.
322. Понятие «ведущая деятельность» было введено:
а) В.В.Давыдовым;
б) А.Н. Леонтьевым
в) Д.Б.Элькониным;
г) Л.С.Выготским.
323. Ведущая деятельность младшего школьника:
а) сюжетно-ролевая игра;
б) непосредственное эмоциональное общение;
в) познание;
г) учение.
324. Ведущая деятельность подростка:
а) сюжетно-ролевая игра;
б) учение и интимно-личностное общение со сверстниками.
в) непосредственно-эмоциональное общение;
г) учебно-профессиональная деятельность;
325. . Ведущая деятельность в ранней юности:
в) познание;
б) учение и интимно-личностное общение со сверстниками.
в) непосредственно-эмоциональное общение;
г) учебно-профессиональная деятельность;
326. . Ведущая деятельность младенца:
а) предметно-манипулятивная деятельность;
б) непосредственно-эмоциональное общение;
в) познание;
г) сюжетно-ролевая игра.
327 . Ведущая деятельность дошкольника:
а) сюжетно-ролевая игра;
б) предметно-орудийная деятельность;
в) учение.
г) познание.
328. Ведущая деятельность в раннем возрасте:
а) игра;
б) эмоциональное общение;
в) познание;
г) предметно-манипулятивная деятельность.
329. Сензитивный период в развитии психики:
а) кризисный;
б) наиболее благоприятный для развития каких-либо психических свойств;
в) противоречивый;
г) наименее благоприятный.
330. Сензитивный период для развития речи ребенка:
а) 0- 1 года;
б) 1- 3 года;
в) 5-6 лет;
г) 6-7 лет.
331. Возрастные границы раннего детства:
а) 0-1 год;
б) 1-3 года;
в) 3-6 лет;
г) 1-6 лет.
332. Возрастные границы младенчества:
а) 0-1 год;
б) 1-3 года;
в) 3-6 лет;
г) 1-6 лет.
333. Возрастные границы младшего школьника:
а) 10-11 — 14-15 лет
б) 1-3 года;
в) 3-6 лет;
г) 6-7 — 9-10 лет.
334. Возрастные границы дошкольника:
а) 0-1 год;
б) 1-3 года;
в) 3 — 6-7 лет;
г) 1-6 лет.
335. Возрастные границы ранней юности:
а) 16 — 17-18 лет ;
б) 10-11 — 14-15 лет;
в) 3-6 лет;
г) 18 — 22 года.
336. Возрастные границы подростка:
а) 16 – 17-18 лет;
б) 10-11 – 14-15 лет;
в) 3-6 лет;
г) 6-7 — 10-11 лет.
337. Психическое новообразование дошкольного возраста:
а) потребность в общении;
б) потребность в общественно-значимой и общественно-оцениваемой деятельности;
в) произвольность, внутренний план действий;
г) речь и наглядно-действенное мышление.
338. Психическое новообразование младенческого возраста:
а) потребность в общении со взрослым;
б) потребность в общественно-значимой и общественно-оцениваемой деятельности;
в) произвольность движений;
г) речь.
339. Психическое новообразование младшего школьника :
а) потребность в общении;
б) потребность в общественно-значимой и общественно-оцениваемой деятельности;
в) речь и наглядно-действенное мышление.
г) произвольность психических познавательных процессов;
340. Психическое новообразование ранней юности:
а) потребность в общении;
б) потребность в общественно-значимой и общественно-оцениваемой деятельности;
в) устойчивое самосознание;
г) произвольность психических познавательных процессов..
341. Психическое новообразование подростка:
а) потребность в общении;
б) чувство взрослости;
в) внутренний план действий;
г) мировоззрение.
Соотношение обучения и развития
342. Компонентом психологической готовности 6-летнего ребенка к обучению в школе является:
а) физиологический;
б) физический;
в) интеллектуальный;
г) психический.
343. Личностная готовность 6-летнего ребенка к обучению в школе:
а) желание ребенка идти в школу;
б) смена социальной ситуации развития;
в) желание учиться;
г) наличие познавательного интереса к содержанию и процессу учения в школе.
344. Понятие «развивающее обучение» было введено в психологию:
а) А.Л. Лурия;
б) Д.Б. Элькониным;
в) Л.С. Выготским;
г) Ж. Пиаже.
345. Развивающее обучение следует понимать как:
а) обучение, идущее вслед за психическим развитием;
б) количественное накопление психических свойств;
в) обучение, ведущее за собой психическое развитие;
г) обучение, ведущее к созреванию психических свойств.
346. Зона ближайшего психического развития ребенка – это:
а) потенциальные возможности ребенка;
б) то, что ребенок делает самостоятельно;
в) уровень развития способностей ребенка;
г) то, что ребенок может делать с помощью взрослого.
347. Зона актуального психического развития ребенка:
а) потенциальные возможности ребенка;
б) то, что ребенок делает самостоятельно;
в) уровень развития способностей ребенка;
г) то, что ребенок может делать с помощью взрослого.
Закономерности и движущие силы психического развития
348. Движущими силами психического развития являются:
а) целенаправленное обучение;
б) противоречия между возрастающими потребностями ребенка и старыми способами его удовлетворения;
в) ведущая деятельность;
г) психические новообразовании.
349. Психическое развитие- это:
а) созревание психических свойств;
б) количественное накопление психических свойств;
в) переход количественных накоплений в качественные изменения психики;
г) качественный переход одних психических свойств в другие.
350. К закономерностям психического развития относится:
а) преобразования генетических возможностей ;
б) неравномерность психического развития;
в) формирование психологических свойств;
г) противоречия в психическом развитии.
Литература:
- Айсмонтас Б.Б. Общая психология: Тесты. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002.-192с.
- Амельков А.А. Психология развития в схемах, понятиях и персоналиях А.А. Амельков, М.А.Дыгун. – Мозырь: Содействие, 2005.-72с.
- Андреева Г.М. Социальная психология. – Л., 1980.
- Андриенко Е.В. Социальная психология/ под ред. В.А. Сластенина. – М., 2000.
- Возрастная и педагогическая психология/Под ред. А.В. Петровского. – М., 1979.
- Возрастная и педагогическая психология/Под ред. М.В. Гамезо и др. . – М., 1984.
- Ж.А.Барсукова, И.Т.Кушнер. Методические рекомендации к практическим, лабораторным занятиям, самостоятельной работе по курсу общей, возрастной и педагогической психологии: Учебно-методическое пособие. — Могилев: МГУ им.А.А.Кулешова, 2000.- 128с.
- Зимняя И.А. Педагогическая психология. – Р-н-Д., 1997..
- Кулагина И.Ю. Возрастная психология. – М., 1997.
- Мухина В.С. Возрастная психология. – М., 1999.
- Немов Р.С. Психология. Учеб. для студентов пед. учеб. заведений. В 2 кн. Кн.1.и 2. – М.: Просвещение: Владос, 1994.- 576 с.
- Немов Р.С. Психология: Учеб. пособие для учащихся пед.уч-щ, студентов пед. ин-тов и работников системы подготовки, повышения квалификации и переподготовки пед. кадров. — М.: Просвещение, 1990. – 301с.
- Общая психология: учеб. для студентов пед. ин-тов/ А.В.Петровский, А.В.Брушлинский, В.П.Зинченко и др,; Под ред. А.В.Петровского. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1986.-464 с.
- Основы психологии и педагогики: Учебное пособие для студентов непедагогических специальностей вузов (краткий курс)/ Авт.-сост. С.Н.Жеребцов. – 3-е изд. – Мозырь: ООО ІД “Белый Ветер”, 2004. – 99с.
- Практикум по возрастной и педагогической психологии /Под ред. А.И. Щербакова. – М.: Просвещение, 1987.
- Практикум по общей психологии: Учеб.пособие для студентов пед. ин-тов/ А.И.Абраменко, А.А.Алексеев, В.В.Богословский и др.; Под ред. А.И.Щербакова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1990.- 288с.
- Программа к государственному экзамену по педагогике и психологии. — Могилев: МГУ им.А.А.Кулешова, 2004.-28с.
- Психология. Учебная программа для педагогических специальностей.// Сост. Э.В.Котлярова, Ж.А.Барсукова, О.Н.Тугай.- Могилев: МГУ им.А.А.Кулешова, 2004.-20с.
- Психология: Метод. материалы к курсу лекций. Ч.1. Общая психология/ сост. Э.В.Котлярова, Ж.А.Барсукова.-Могилев: МГУ им.А.А.Кулешова, 2003.-60с.
- Социальная психология/ Под ред. А.В. Петровского. – М., 1987.
- Столяренко Л.Д. Педагогическая психология. – Р-н-Д., 2000.
- Таратунский Ф.С., Таратунская Н.Ф. Задачи и упражнения по общей психологии: Учеб. пособие для пед. ин-тов. – Мн.: изд-во “Университетское”, 1988. – 176с.
- Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии /Под ред. И.И. Ильясова, В.А. Ляудис. – М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1980.
- Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии /Под ред. И.И. Ильясова, В.А. Ляудис. – М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1981.
- Хрестоматия по психологии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов/ Сост. В.В.Мироненко; Под ред. А.В.Петровского. – М.: Просвещение, 1987.- 447 с.
- Шевандрин Н.И. Социальная психология в образовании. – М.: ВЛАДОС, 1995.
СОДЕРЖАНИЕ
-
Введение в психологию…………………………………………….
- Предмет и методы общей психологии…………………………….
- Деятельность………………………………………………………..
- Общение……………………………………………………………..
- Личность……………………………………………………………..
- Внимание…………………………………………………………….
- Ощущения……………………………………………………………
- Восприятие…………………………………………………………..
- Память……………………………………………………………….
- Мышление…………………………………………………………..
- Воображение………………………………………………………..
- Эмоции и чувства……………………………………………………
- Воля…………………………………………………………………..
- Темперамент…………………………………………………………
- Способности…………………………………………………………
- Характер……………………………………………………………..
- Предмет и методы педагогической психологии………………….
- Психология учебной деятельности………………………………..
- Психология педагогической оценки………………………………
- Педагогические способности………………………………………
- Психология педагогической деятельности………………………..
- Конфликты………………………………………………………….
- Конфликты и пути их разрешения………………………………..
- Психология семьи………………………………………………….
- Группы и коллективы………………………………………………
- Групповые феномены……………………………………………….
- Методы изучения межличностных отношений в группах
и коллективах……………………………………………………….
- Межличностные отношения в детских группах и коллективах…
- Предмет и методы возрастной психологии……………………….
- Возрастная периодизация………………………………………….
- Соотношение обучения и развития………………………………
- Закономерности и движущие силы психического развития…….
- Литература…………………………………………………………..