Темы докладов и сообщений, рассматриваемых на семинарских занятиях:
1. Конфликтология как наука. Место конфликтологии в системе наук.
2. Характеристика концепций социального конфликта в работах М.Вебера, Э.Дюркгейма, Г.Зиммеля.
3. Современные концепции конфликта на Западе: конфликт в структурном функционализме Т.Парсонса, теория позитивно-функционального конфликта Л.Козера, конфликтная модель общества Р.Дарендорфа, теория конфликта К.Боулдинга.
4. Становление и развитие отечественной конфликтологии.
5. Источники, объективные и субъективные причины возникновения конфликтных ситуаций.
Задания для самостоятельной работы:
1. Подготовить письменный доклад (сообщение) по одной из рассматриваемых тем семинарского занятия.
2. Составить схемы по пункту 1 плана семинара: место конфликтологии в системе наук. Схема сдается в конце первого семинарского занятия.
3. Составить таблицу:
№ п/п | Название конфликтологической школы | Представитель теории конфликта | Основные идеи данной теории |
1. | Структурный функционализм | Т.Парсонс, Р.Мертон | |
2. | …… |
Таблицу сдать в конце темы 1.1.
4. Самостоятельно приготовить вопрос 4 планов семинаров, используя список основной и дополнительной литературы.
5. Проанализировать письменно 3 реальные конфликтные ситуации, опубликованные в СМИ (телевидение, радио, печатная пресса, Интернет).
Анализ должен включать следующие основные компоненты:
1. Указать название статьи, источник СМИ, дату просмотра.
2. Описать все причины возникновения рассматриваемого конфликта. Указать, тип причин конфликта (объективные, субъективные).
Ответ аргументировать.
3. Сделать собственные выводы.
Анализ оформляется печатным текстом на листе формата А4 (210х297мм) в редакторе Microsoft Office Word через 1,5 интервала шрифтом 14 кегля (гарнитура Тimes New Roman) с соблюдением полей: вверху и внизу 2 см, слева 2,5 см, справа 1,5 см, абзацный отступ – 1,25 см.
Анализ одной ситуации сдается в конце каждого семинарского занятия и является обязательным условием получения итоговой оценки по учебной дисциплине.
6. Составить глоссарий по теме семинара. Глоссарий предоставляется для проверки преподавателю на каждом семинарском занятии и сдается в конце семестра. Оформляется аналогично анализу статьи. Является обязательным условием получения итоговой оценки по учебной дисциплине.
Библиографические источники:
а) учебники:
1. Анцупов, А. Я. Конфликтология : учеб. для вузов / А. Я. Анцупов, А. И. Шипилов. – СПб. : Питер, 2008. – 490 с.
2. Козырев, Г. И. Конфликтология : учеб. для вузов / Г. И. Козырев. — М. : ФОРУМ ИНФРА-М, 2010.- 303 с. (УМО).
3. Конфликтология : учеб. для вузов / А. Я. Кибанов, И. Е. Ворожейкин, А. Я. Захаров, В. Г. Коновалова. — М. : ИНФРА-М, 2009. – 300 с. (МОРФ)
4. Конфликтология : учеб. для высших учебных заведений по специальностям экономики и управления и гуманитарно-социальным специальностям / Ратников В. П. и др. ; под ред. В. П. Ратникова. — М. : ЮНИТИ, 2009.- 511 с. (МОРФ, УМО)
б) учебные пособия:
1. Решетникова, К. В. Организационная конфликтология : учеб. пособие для вузов / К. В. Решетникова. — М. : ИНФРА-М, 2009. – 173 с. (УМО).
Дополнительная литература:
1. Ансар, О. Современная социология. Гл. 6. «Конфликт и сдвиги» / О. Ансар //Социологические исследования. – 1996. — № 3.
2. Анцупов, А. Я. Конфликтология : учебник для вузов / А. Я. Анцупов, А. И. Шипилов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2002.
3. Бабосов, Е. М. Конфликтология / Е. М. Бабосов. — Минск, 2001.
4. Дарендорф, Р. Элементы теории социального конфликта / Р. Дарендрф // Социологические исследования. – 1994. — №5.
5. Дмитриев, А. В. Конфликтология : учебное пособие / А. В. Дмитриев. — М. : Гардарики, 2002.
6. Здравомыслов, А. Г. Социология конфликта / А. Г. Здравомыслов. – М., 1995.
7. Конфликтология : учебник для студентов вузов / Под ред. проф. В. П. Ратникова. – 2-е изд. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2005.
8. Конфликты в современной России : колл. монография / Под ред. Е. И. Степанова. – М., 1999.
9. Матвеева, С. Я. Модернизация и глубинный конфликт ценностей в России / С. Я. Матвеева // Социальный конфликт. – 1994. — №4.
10. Парсонс, Т. Система современных обществ / Т.Парсонс. — М., 1998.
11. Прикладная конфликтология : хрестоматия / Сост. К. В. Сельченок. Минск : Харвест, 1999. – 624 с.
Тема 1.2. Структурная и процессуальная модели конфликта
Темы докладов и сообщений, рассматриваемых на семинарских занятиях:
1. Конструктивные функции конфликта.
2. Деструктивные функции конфликта.
3. Основные элементы конфликта: конфликтующие стороны, зона разногласий, представления о ситуации, мотивы поведения, действия конфликтующих.
4. Фазы и стадии развития конфликта: предконфликтная ситуация, стадия открытого конфликта, послеконфликтная стадия.
Задания для самостоятельной работы:
1. Подготовить письменный доклад (сообщение) по одной из рассматриваемых тем семинарского занятия.
2. Проанализировать письменно 4 реальные конфликтные ситуации, опубликованные в СМИ (телевидение, радио, печатная пресса, Интернет).
Анализ должен включать следующие основные компоненты:
1. Указать название статьи, источник СМИ, дату просмотра.
2. Описать все источники и функции данного конфликта.
3. Сделать собственные выводы.
3. Проанализировать письменно 4 реальные конфликтные ситуации, опубликованные в СМИ.
Анализ должен включать следующие основные компоненты:
1. Указать название статьи, источник СМИ, дату просмотра.
2. Выделить и описать все структурные элементы конфликта.
3. Сделать характеристику участников конфликта.
4. Сделать собственные выводы.
4. Проанализировать письменно 4 разных вида реально произошедших конфликтов, опубликованных в СМИ (телевидение, радио, печатная пресса, Интернет).
Анализ должен включать следующие основные компоненты:
1. Указать название статьи, источник СМИ, дату просмотра.
2. Выделить и описать этапы развития конфликта.
3. Сделать собственные выводы.
Анализ 2, 3, 4 оформляется печатным текстом на листе формата А4 (210х297мм) в редакторе Microsoft Office Word через 1,5 интервала шрифтом 14 кегля (гарнитура Тimes New Roman) с соблюдением полей: вверху и внизу 2 см, слева 2,5 см, справа 1,5 см, абзацный отступ – 1,25 см.
Анализ одной из четырех ситуаций (заданий 2, 3, 4) сдается в конце соответствующего семинарского занятия и является обязательным условием получения итоговой оценки по учебной дисциплине.
5. Составить глоссарий по теме семинара. Глоссарий предоставляется для проверки преподавателю на каждом семинарском занятии и сдается в конце семестра. Оформляется аналогично анализу статьи. Является обязательным условием получения итоговой оценки по учебной дисциплине.
Библиографические источники:
а) учебники:
1. Анцупов, А. Я. Конфликтология : учеб. для вузов / А. Я. Анцупов, А. И. Шипилов. – СПб. : Питер, 2008. – 490 с.
2. Козырев, Г. И. Конфликтология : учеб. для вузов / Г. И. Козырев. — М. : ФОРУМ ИНФРА-М, 2010.- 303 с. (УМО).
3. Конфликтология : учеб. для вузов / А. Я. Кибанов, И. Е. Ворожейкин, А. Я. Захаров, В. Г. Коновалова. — М. : ИНФРА-М, 2009. – 300 с. (МОРФ)
4. Конфликтология : учеб. для высших учебных заведений по специальностям экономики и управления и гуманитарно-социальным специальностям / Ратников В. П. и др. ; под ред. В. П. Ратникова. — М. : ЮНИТИ, 2009.- 511 с. (МОРФ, УМО)
б) учебные пособия:
1. Решетникова, К. В. Организационная конфликтология : учеб. пособие для вузов / К. В. Решетникова. — М. : ИНФРА-М, 2009. – 173 с. (УМО).
Дополнительная литература:
1. Анцупов, А. Я. Словарь конфликтолога / А. Я. Анцупов, А. И. Шепилов. — М. : ВУ, 1995.
2. Горбунова, М. Ю. Конфликтология : учебное пособие / М. Ю.Горбунова. – Минск, 2000.
3. Донченко, Е. А. Личность : конфликт, гармония / Е. А. Донченко, Т. М. Титаренко. – Киев : Политиздат, 1989.
4. Замедлина, Е. А. Конфликтология : учебное пособие / Е. А. Замедлина. – М.: Изд-во РИОР, 2005
5. Зеркин, Д. П. Основы конфликтологии / Д. П.Зеркин. – Ростов н/Д : Феникс, 2001.
6. Кибанов, А. Я. Конфликтология : учебник / А. Я. Кибанов, И. Е. Ворожейкин, Д. К. Захаров, В. Г. Коновалова; Под ред. А. Я. Кибанова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М., 2006.
7. Конфликтология : учебник для студентов вузов / Под ред. проф. В. П. Ратникова. – 2-е изд. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2005.
8. Линчевский, Э. Э. Контакты и конфликты / Э. Э. Линчевский — М., Экономика, 2000.
9. Мириманова, М. С. Конфликтология / М. С.Мириманова. – М. : Академия, 2003.
10. Фромм, Э. Анатомия человеческой деструктивности / Э. Фромм // Социологические исследования. — 1992. — № 7; №10.- 1993. — №1.
Тема 1.3. Типология конфликтов
Темы докладов и сообщений, рассматриваемых на семинарских занятиях:
1. Подходы к типологии конфликтов.
2. Внутриличностные конфликты
3. Межличностные конфликты в организации
4. Межгрупповые конфликты
5. Специфика межгосударственных и межэтнических конфликтов.
Задания для самостоятельной работы:
1. Подготовить письменный доклад (сообщение) по одной из рассматриваемых тем семинарского занятия.
2. Самостоятельно проанализировать работу В.Франкла «Человек в поисках смысла». Представить письменный анализ.
Анализ должен включать следующие основные компоненты:
1. Указать автора работы, название работы.
2. Выделить причины внутриличностных конфликтов, отмеченные автором.
3. Описать данные причины.
4. Сделать личный вывод.
3. Проанализировать письменно один из реально произошедших межличностных конфликтов, представленный в источнике СМИ (телевидение, радио, пресса, Интернет) в течение последней недели.
Анализ должен включать следующие основные компоненты:
1. Указать название статьи, источник СМИ, дату просмотра.
2. Выделить и описать причины конфликта, все структурные элементы конфликта.
3. Описать стадию, на которой конфликт находится на момент анализа.
4. Сделать собственные выводы.
4. Проанализировать письменно один из реально произошедших межгрупповых конфликтов, представленный в источнике СМИ (телевидение, радио, пресса, Интернет) в течение последней недели.
Анализ должен включать следующие основные компоненты:
1. Указать название статьи, источник СМИ, дату просмотра.
2. Выделить и описать все структурные элементы конфликта.
3. Описать этапы развития конфликта, стадию, на которой он находится на момент анализа, предположить дальнейший ход его развития.
4. Сделать собственные выводы.
Анализ 2, 3, 4 оформляется печатным текстом на листе формата А4 (210х297мм) в редакторе Microsoft Office Word через 1,5 интервала шрифтом 14 кегля (гарнитура Тimes New Roman) с соблюдением полей: вверху и внизу 2 см, слева 2,5 см, справа 1,5 см, абзацный отступ – 1,25 см.
Анализ 2, 3, 4 сдается в конце соответствующего семинарского занятия и является обязательным условием получения итоговой оценки по учебной дисциплине.
5. Составить таблицу, в которой отражается зона разногласия некоторых межгосударственных конфликтов. В качестве исходных данных использовать наиболее известные конфликты, произошедшие за последние 100 лет. Привести 5 примеров:
№ п/п | Конфликт между государствами | Период возникновения | Зона разногласия |
1. | |||
…. |
Таблица сдается в конце семинарского занятия.
6. Составить глоссарий по теме семинара. Глоссарий предоставляется для проверки преподавателю на каждом семинарском занятии и сдается в конце семестра. Оформляется аналогично анализу статьи. Является обязательным условием получения итоговой оценки по учебной дисциплине.
Библиографические источники:
а) учебники:
1. Анцупов, А. Я. Конфликтология : учеб. для вузов / А. Я. Анцупов, А. И. Шипилов. – СПб. : Питер, 2008. – 490 с.
2. Козырев, Г. И. Конфликтология : учеб. для вузов / Г. И. Козырев. — М. : ФОРУМ ИНФРА-М, 2010.- 303 с. (УМО).
3. Конфликтология : учеб. для вузов / А. Я. Кибанов, И. Е. Ворожейкин, А. Я. Захаров, В. Г. Коновалова. — М. : ИНФРА-М, 2009. – 300 с. (МОРФ)
4. Конфликтология : учеб. для высших учебных заведений по специальностям экономики и управления и гуманитарно-социальным специальностям / Ратников В. П. и др. ; под ред. В. П. Ратникова. — М. : ЮНИТИ, 2009.- 511 с. (МОРФ, УМО)
б) учебные пособия:
1. Решетникова, К. В. Организационная конфликтология : учеб. пособие для вузов / К. В. Решетникова. — М. : ИНФРА-М, 2009. – 173 с. (УМО).
Дополнительная литература:
1. Анцупов, А. Я. Конфликтология : учебник для вузов / А. Я. Анцупов, А. И. Шипилов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2002.
2. Бабосов, Е. М. Конфликтология / Е. М. Бабосов. — Минск, 2001.
3. Вдовина, М. В. Межпоколенческий конфликт в семье: социологический аспект : Монография / М. В. Вдовина. — М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2008.
4. Голофаст, В. Б. Социология семьи. Статьи разных лет; Под ред. О. Б. Божкова / В. Б. Голофаст. — СПб., Алетейя, 2006.
5. Давыдова, Г. М. Глава семьи: распределение ролей и способ выживания / Г. М. Давыдова // ОНС. – 2000. — №4.
6. Данилова, С. С. Одинокое материнство в общественном мнении / С. С. Данилова // Социологические исследования. – 2009. — №5.
7. Зайцев А. К. Социальный конфликт / А. К.Зайцев — М., 2001.
8. Мастенбрук, У. Управление конфликтными ситуациями и развитие организации / У. Мастенбрук. – М., 1996.
9. Робер, М. А. Психология индивида и группы / М. А. Робер, Ф. Тильман. — М., 1998.
10. Франкл, В. Человек в поисках смысла / В. Франкл. – М., 1990.
11. Шапошников, А. Е. 1000 + 1 совет семейного психолога / А. Е. Шапошников. — М., АСТ, 1999.
12. Шибутани, Т. Социальная психология / Т. Шибутани. — М., Феникс, 1999.
13. Эриксон, Э. Идентичность : юность и кризис; Общ. ред. и предисл. А. В. Толстых / Э. Эриксон. – М. : Изд. группа «Прогресс», 1996.
14. Юнг, К. Г. Конфликт детской души / К. Г. Юнг. – М., 1995.
Тема 2.1. Методы предупреждения конфликтов
Темы докладов и сообщений, рассматриваемых на семинарских занятиях:
1. Технология предупреждения конфликтов.
2. Объективные, организационно-управленческие и социально-психологические условия предупреждения конфликтов.
Задания для самостоятельной работы:
1. Подготовить письменный доклад (сообщение) по одной из рассматриваемых тем семинарского занятия.
2. Проанализировать письменно 2 реально произошедших конфликта, представленных в источнике СМИ (телевидение, радио, пресса, Интернет).
Анализ должен включать следующие основные компоненты:
1. Указать название статьи, источник СМИ, дату просмотра.
2. Выделить и описать тип конфликта, причины конфликта.
3. Описать все структурные элементы конфликта.
4. Проанализировать объективные, организационно-управленческие и социально-психологические условия предупреждения рассматриваемого конфликта.
Анализ оформляется печатным текстом на листе формата А4 (210х297мм) в редакторе Microsoft Office Word через 1,5 интервала шрифтом 14 кегля (гарнитура Тimes New Roman) с соблюдением полей: вверху и внизу 2 см, слева 2,5 см, справа 1,5 см, абзацный отступ – 1,25 см.
Анализ одной ситуации сдается в конце каждого семинарского занятия и является обязательным условием получения итоговой оценки по учебной дисциплине.
3. Составить глоссарий по теме семинара. Глоссарий предоставляется для проверки преподавателю на каждом семинарском занятии и сдается в конце семестра. Оформляется аналогично анализу статьи. Является обязательным условием получения итоговой оценки по учебной дисциплине.
Библиографические источники:
а) учебники:
1. Анцупов, А. Я. Конфликтология : учеб. для вузов / А. Я. Анцупов, А. И. Шипилов. – СПб. : Питер, 2008. – 490 с.
2. Козырев, Г. И. Конфликтология : учеб. для вузов / Г. И. Козырев. — М. : ФОРУМ ИНФРА-М, 2010.- 303 с. (УМО).
3. Конфликтология : учеб. для вузов / А. Я. Кибанов, И. Е. Ворожейкин, А. Я. Захаров, В. Г. Коновалова. — М. : ИНФРА-М, 2009. – 300 с. (МОРФ)
4. Конфликтология : учеб. для высших учебных заведений по специальностям экономики и управления и гуманитарно-социальным специальностям / Ратников В. П. и др. ; под ред. В. П. Ратникова. — М. : ЮНИТИ, 2009.- 511 с. (МОРФ, УМО)
б) учебные пособия:
1. Решетникова, К. В. Организационная конфликтология : учеб. пособие для вузов / К. В. Решетникова. — М. : ИНФРА-М, 2009. – 173 с. (УМО).
Дополнительная литература:
1. Анцупов, А. Я. Конфликтология : учебник для вузов / А. Я. Анцупов, А. И. Шипилов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2004.
2. Анцупов, А. Я. Конфликтология в схемах и комментариях : учеб.пособие по направлению и спец. Психологии / А. Я. Анцупов, С. В. Баклановский. – СПб. : Питер, 2006.
3. Василенко, И. А. Политическая глобалистика : учеб. пособие для вузов / А. А. Василенко. — М. : Логос, 2000.
4. Данакин, Н. С. Конфликты и технология их предупреждения / Н. С. Данакин. — Белгород, 1996.
5. Дмитриев, А. В. Конфликтология : учебное пособие / А. В. Дмитриев. — М. : Гардарики, 2002.
6. Ершов, А. Д. Международные таможенные отношения : учеб. пособие / А. Д. Ершов; С.-Петерб. ин-т внешнеэкон. связей, экономики и права, С.-Петерб. фил. Рос. тамож. акад., О-во «Знание» С.-Петербурга и Ленингр. обл. — СПб., 2000.
7. Зигерт, В. Руководить без конфликтов / В. Зигерт, Л. Ланг. – М. : Экономика, 1990.
8. Кащаев, А. Е. Управление социальным конфликтом : учебное пособие / А. Е. Кащаев. — Иркутск, 1998.
9. Кибанов, А. Я. Конфликтология : учебник / А. Я. Кибанов, И. Е. Ворожейкин, Д. К. Захаров, В. Г. Коновалова; Под ред. А. Я. Кибанова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М., 2006.
10. Корнелиус, Х. Выиграть может каждый : как разрешать конфликты / Х. Корнелиус, Ш. Фэйр. — М. : Стрингер, 1992.
11. Конфликтология : учебник для студентов вузов / Под ред. проф. В. П. Ратникова. – 2-е изд. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2005.
12. Линчевский, Э. Э. Контакты и конфликты / Э. Э. Линчевский. — М., Экономика, 2000.
13. Общая социология : хрестоматия : учеб. пособие для вузов / сост.: А. Г. Здравомыслов, Н. И. Лапин; под общ. ред. Н. И. Лапина. — М. : Высш. шк., 2006.
14. Шевчук, Д. А. Конфликты: избегать или форсировать? все о конфликтных ситуациях на работе, в бизнесе и личной жизни / Д. А. Шевчук. — М. : ГросМедиа РОСБУХ, 2009.
Тема 2.2. Разрешение конфликтов
Темы докладов и сообщений, рассматриваемых на семинарских занятиях:
1. Способы разрешения конфликтов: соперничество; компромисс; сотрудничество; избегание; приспособление.
2. Универсальные приемы разрешения конфликта.
3. Роль предпринимателей и менеджеров в управлении конфликтами.
Задания для самостоятельной работы:
1. Подготовить письменный доклад (сообщение) по одной из рассматриваемых тем семинарского занятия.
2. Составить таблицу способов разрешения конфликтов:
Способ разрешения конфликта | Сильные стороны | Слабые стороны |
Соперничество | ||
Компромисс | ||
Сотрудничество | ||
Избегание | ||
Приспособление |
Таблица сдается в конце занятия.
3. Проанализировать письменно 10 реально произошедших конфликтов, представленных в источнике СМИ (телевидение, радио, пресса, Интернет): по 2 ситуации, раскрывающих один из 5 способов разрешения конфликта.
Анализ должен включать следующие основные компоненты:
1. Указать название статьи, источник СМИ, дату просмотра.
2. Выделить и описать способ разрешения конфликта.
3. Описать сильные и слабые стороны способа разрешения рассматриваемого конфликта.
4. Сделать выводы.
Анализ оформляется печатным текстом на листе формата А4 (210х297мм) в редакторе Microsoft Office Word через 1,5 интервала шрифтом 14 кегля (гарнитура Тimes New Roman) с соблюдением полей: вверху и внизу 2 см, слева 2,5 см, справа 1,5 см, абзацный отступ – 1,25 см.
Анализ ситуаций сдается в конце каждого семинарского занятия и является обязательным условием получения итоговой оценки по учебной дисциплине.
4. Составить глоссарий по теме семинара. Глоссарий предоставляется для проверки преподавателю на каждом семинарском занятии и сдается в конце семестра. Оформляется аналогично анализу статьи. Является обязательным условием получения итоговой оценки по учебной дисциплине.
Библиографические источники:
а) учебники:
1. Анцупов, А. Я. Конфликтология : учеб. для вузов / А. Я. Анцупов, А. И. Шипилов. – СПб. : Питер, 2008. – 490 с.
2. Козырев, Г. И. Конфликтология : учеб. для вузов / Г. И. Козырев. — М. : ФОРУМ ИНФРА-М, 2010.- 303 с. (УМО).
3. Конфликтология : учеб. для вузов / А. Я. Кибанов, И. Е. Ворожейкин, А. Я. Захаров, В. Г. Коновалова. — М. : ИНФРА-М, 2009. – 300 с. (МОРФ)
4. Конфликтология : учеб. для высших учебных заведений по специальностям экономики и управления и гуманитарно-социальным специальностям / Ратников В. П. и др. ; под ред. В. П. Ратникова. — М. : ЮНИТИ, 2009.- 511 с. (МОРФ, УМО)
б) учебные пособия:
1. Решетникова, К. В. Организационная конфликтология : учеб. пособие для вузов / К. В. Решетникова. — М. : ИНФРА-М, 2009. – 173 с. (УМО).
Дополнительная литература:
1. Анцупов, А. Я. Конфликтология : учебник для вузов / А. Я. Анцупов, А. И. Шипилов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2004.
2. Анцупов, А. Я. Конфликтология в схемах и комментариях : учеб.пособие по направлению и спец. Психологии / А. Я. Анцупов, С. В. Баклановский. – СПб. : Питер, 2006.
3. Василенко, И. А. Политическая глобалистика : учеб. пособие для вузов / А. А. Василенко. — М. : Логос, 2000.
4. Данакин, Н. С. Конфликты и технология их предупреждения / Н. С. Данакин. — Белгород, 1996.
5. Дмитриев, А. В. Конфликтология : учебное пособие / А. В. Дмитриев. — М. : Гардарики, 2002.
6. Ершов, А. Д. Международные таможенные отношения : учеб. пособие / А. Д. Ершов; С.-Петерб. ин-т внешнеэкон. связей, экономики и права, С.-Петерб. фил. Рос. тамож. акад., О-во «Знание» С.-Петербурга и Ленингр. обл. — СПб., 2000.
7. Зигерт, В. Руководить без конфликтов / В. Зигерт, Л. Ланг. – М. : Экономика, 1990.
8. Кащаев, А. Е. Управление социальным конфликтом : учебное пособие / А. Е. Кащаев. — Иркутск, 1998.
9. Кибанов, А. Я. Конфликтология : учебник / А. Я. Кибанов, И. Е. Ворожейкин, Д. К. Захаров, В. Г. Коновалова; Под ред. А. Я. Кибанова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М., 2006.
10. Корнелиус, Х. Выиграть может каждый : как разрешать конфликты / Х. Корнелиус, Ш. Фэйр. — М. : Стрингер, 1992.
11. Конфликтология : учебник для студентов вузов / Под ред. проф. В. П. Ратникова. – 2-е изд. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2005.
12. Линчевский, Э. Э. Контакты и конфликты / Э. Э. Линчевский. — М., Экономика, 2000.
13. Общая социология : хрестоматия : учеб. пособие для вузов / сост.: А. Г. Здравомыслов, Н. И. Лапин; под общ. ред. Н. И. Лапина. — М. : Высш. шк., 2006.
14. Шевчук, Д. А. Конфликты: избегать или форсировать? все о конфликтных ситуациях на работе, в бизнесе и личной жизни / Д. А. Шевчук. — М. : ГросМедиа РОСБУХ, 2009.
Тема 2.3. Технология урегулирования конфликтов с участием третьей стороны. Переговоры
Темы докладов и сообщений, рассматриваемых на семинарских занятиях:
1. Урегулирование конфликтов при участии третьей стороны — медиаторов. Субъекты, выступающие в роли третьей стороны. Результативность участия третьей стороны в урегулировании конфликта.
2. Переговоры как способ разрешения конфликтов.
3. Классификация переговоров.
4. Основные стадии переговорного процесса: подготовка к переговорам; ведение переговоров; анализ результатов переговоров. Психологические механизмы и технология переговорного процесса.
Задания для самостоятельной работы:
1. Подготовить письменный доклад (сообщение) по одной из рассматриваемых тем семинарского занятия.
2. Проанализировать письменно одно сообщение СМИ (телевидение, радио, печатно), в котором освещено урегулирование конфликта при участии медиаторов.
Анализ должен включать следующие основные компоненты:
1. Указать название статьи, источник СМИ, дату просмотра.
2. Описать причины конфликта, зону разногласия.
3. Проанализировать субъектов, выступающих в роли третьей стороны. Оценить результативность участия третьей стороны в урегулировании конфликта. Ответ аргументировать.
4. Сделать собственные выводы.
3. Проанализировать письменно ситуацию, когда Вам лично пришлось участвовать в переговорах.
Анализ должен включать следующие основные компоненты:
1. Описать зону разногласия конфликта, в котором были использованы переговоры с Вашим участием.
2. Описать подготовку к переговорам, процесс проведения переговоров.
3. Проанализировать результаты переговоров. Ответ аргументировать.
4. Сделать собственные выводы.
Анализ 2 и 3 оформляется печатным текстом на листе формата А4 (210х297мм) в редакторе Microsoft Office Word через 1,5 интервала шрифтом 14 кегля (гарнитура Тimes New Roman) с соблюдением полей: вверху и внизу 2 см, слева 2,5 см, справа 1,5 см, абзацный отступ – 1,25 см.
Анализ 2 и 3 сдается в конце соответствующего семинарского занятия и является обязательным условием получения итоговой оценки по учебной дисциплине.
4. Составить глоссарий по теме семинара. Глоссарий предоставляется для проверки преподавателю на каждом семинарском занятии и сдается в конце семестра. Оформляется аналогично анализу статьи. Является обязательным условием получения итоговой оценки по учебной дисциплине.
Библиографические источники:
а) учебники:
1. Анцупов, А. Я. Конфликтология : учеб. для вузов / А. Я. Анцупов, А. И. Шипилов. – СПб. : Питер, 2008. – 490 с.
2. Козырев, Г. И. Конфликтология : учеб. для вузов / Г. И. Козырев. — М. : ФОРУМ ИНФРА-М, 2010.- 303 с. (УМО).
3. Конфликтология : учеб. для вузов / А. Я. Кибанов, И. Е. Ворожейкин, А. Я. Захаров, В. Г. Коновалова. — М. : ИНФРА-М, 2009. – 300 с. (МОРФ)
4. Конфликтология : учеб. для высших учебных заведений по специальностям экономики и управления и гуманитарно-социальным специальностям / Ратников В. П. и др. ; под ред. В. П. Ратникова. — М. : ЮНИТИ, 2009.- 511 с. (МОРФ, УМО)
б) учебные пособия:
1. Решетникова, К. В. Организационная конфликтология : учеб. пособие для вузов / К. В. Решетникова. — М. : ИНФРА-М, 2009. – 173 с. (УМО).
Дополнительная литература:
1. Анцупов, А. Я. Конфликтология : учебник для вузов / А. Я. Анцупов, А. И. Шипилов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2004.
2. Анцупов, А. Я. Конфликтология в схемах и комментариях : учеб.пособие по направлению и спец. Психологии / А. Я. Анцупов, С. В. Баклановский. – СПб. : Питер, 2006.
3. Василенко, И. А. Политическая глобалистика : учеб. пособие для вузов / А. А. Василенко. — М. : Логос, 2000.
4. Данакин, Н. С. Конфликты и технология их предупреждения / Н. С. Данакин. — Белгород, 1996.
5. Дмитриев, А. В. Конфликтология : учебное пособие / А. В. Дмитриев. — М. : Гардарики, 2002.
6. Ершов, А. Д. Международные таможенные отношения : учеб. пособие / А. Д. Ершов; С.-Петерб. ин-т внешнеэкон. связей, экономики и права, С.-Петерб. фил. Рос. тамож. акад., О-во «Знание» С.-Петербурга и Ленингр. обл. — СПб., 2000.
7. Зигерт, В. Руководить без конфликтов / В. Зигерт, Л. Ланг. – М. : Экономика, 1990.
8. Кащаев, А. Е. Управление социальным конфликтом : учебное пособие / А. Е. Кащаев. — Иркутск, 1998.
9. Кибанов, А. Я. Конфликтология : учебник / А. Я. Кибанов, И. Е. Ворожейкин, Д. К. Захаров, В. Г. Коновалова; Под ред. А. Я. Кибанова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М., 2006.
10. Корнелиус, Х. Выиграть может каждый : как разрешать конфликты / Х. Корнелиус, Ш. Фэйр. — М. : Стрингер, 1992.
11. Конфликтология : учебник для студентов вузов / Под ред. проф. В. П. Ратникова. – 2-е изд. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2005.
12. Линчевский, Э. Э. Контакты и конфликты / Э. Э. Линчевский. — М., Экономика, 2000.
13. Общая социология : хрестоматия : учеб. пособие для вузов / сост.: А. Г. Здравомыслов, Н. И. Лапин; под общ. ред. Н. И. Лапина. — М. : Высш. шк., 2006.
14. Шевчук, Д. А. Конфликты: избегать или форсировать? все о конфликтных ситуациях на работе, в бизнесе и личной жизни / Д. А. Шевчук. — М. : ГросМедиа РОСБУХ, 2009.
15. Фишер, Р. Как добиться «да», или Переговоры без поражения [гарвард. метод. : пер. с англ.] / Р. Фишер, У. Юри, Б. Паттон. — М. : ЭКСМО, 2008.
16. Чумиков, А. Н. Ведение переговоров : стратегия, коммуникация, фасилитация, медиация: уч. пособие / А. Н. Чумиков. — М., 1997.
17. Юри, У. Преодолевая «нет», или Переговоры с трудными людьми / У. Юри. – М., 1993.
РАЗДЕЛ 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ЗАПЛАНИРОВАННЫХ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ РАБОТ
Самостоятельная работа студентов по дисциплине реализуется в следующих формах: подготовка к практическим (семинарским) занятиям и написании эссе. Для студентов направления подготовки 031600.62 Реклама и связи с общественностью предусмотрено одно эссе; для студентов направления подготовки 222000.62 Инноватика, 080400.62 Управление персоналом – два эссе.
Тематика первого эссе:
1. Эволюция научных взглядов на проблему конфликта: идеи Гераклита о конфликтах и борьбе.
2. Платон и его отношение к войне.
3. Анализ социальных конфликтов Никколо Макиавелли.
4. Френсис Бекон о причинах и средствах предупреждения социальных конфликтов в государстве.
5. Томас Гоббс и теория «войны всех против всех».
6. Исследование природы и причин богатства народов в работе Адама Смита.
7. Г.Гегель о позитивной роли войн в развитии общества.
8. Взгляды Ч.Дарвина на проблему конфликта.
9. Социологическая концепция «борьбы за существование» Г.Спенсера.
10. М.Вебер и проблема статуса.
11. «Теория элит» В.Парето.
12. Политологические взгляды Г.Моска на смену «политического класса» и неизбежности социальных конфликтов.
13. Э.Мэйо и теория «человеческих отношений» на производстве.
14. «Общая теория конфликта К.Боулдинга.
15. Основные направления исследований в отечественной конфликтологии.
16. Этнические конфликты в России.
17. Особенности изучения конфликтов в педагогике, науке, образовании, семье, культуре.
18. Исследование конфликтов в психологии.
19. «Спортивные» конфликты.
20. Личностные проблемы человека.
21. Человек в поисках смысла (по В.Франклу).
22. Природа конфликта по Э.Фромму.
23. Семейные конфликты: типичные межличностные конфликты у супругов.
24. Конфликты во взаимодействии родителей и детей.
25. Влияние внешней среды на семейные конфликты.
26. Межличностные конфликты в педагогическом процессе: преподаватель и студент.
27. Г.Лебон, Г.Тард «Психология толпы».
28. Межгрупповая враждебность.
29. Конфликт интересов.
30. Внутригрупповой фаворитизм.
31. Особенности межэтнических конфликтов.
32. Конфликт в организации — открытая форма существования противоречий.
33. Внутренние конфликты в организации.
34. Особенности и специфика инновационных конфликтов в современном российском обществе.
35. Разрешение конфликта как многоступенчатый процесс.
Тематика второго эссе:
1. Деловые конфликты.
2. Трудовые конфликты и пути их разрешения
3. Семейные конфликты.
4. Конфликты в спорте.
5. Природа информационных конфликтов, их структура и динамика.
6. Философский анализ конфликта.
7. Социология конфликта.
8. Подходы к изучению агрессии и конкуренции в социобиологии.
9. Конфликты потребностей и интересов.
10. Конфликтогенная личность.
11. Ролевой конфликт и его влияние на межгрупповой и внутригрупповой конфликты.
12. Соперничество и конкуренция в творческом коллективе.
13. Психология межличностного конфликта.
14. Психологические доминанты поведения личности в конфликтной ситуации.
15. Двойственный характер функций конфликта.
16. Конфликтогены в общении.
17. Психологическая несовместимость людей.
18. Типология конфликтов в организации.
19. Руководитель в женском коллективе: специфика его влияния на конфликт.
20. Управление конфликтом в экстремальной ситуации.
21. Искусство управления конфликтом.
22. Провокация скандала как основа концепции телевизионных ток-шоу.
23. Известные люди в истории и их умение управлять конфликтными ситуациями.
24. Этика бесконфликтного общения.
25. «Трудные» люди в организации.
26. Управление эмоциями – основа бесконфликтного общения.
27. Переговоры – универсальное средство общения.
28. Роль социальных институтов как посредников в урегулировании конфликтных ситуаций.
29. Нормы общественного поведения и их влияние на предупреждение конфликтов.
30. Изменение своего отношения к ситуации и поведения в ней.
31. Психология конструктивной критики.
32. Профилактика конфликтов и стресс.
33. Выиграть может каждый: как разрешать конфликты (по работе Х.Корнелиус, Ш.Фэйр).
34. Конфликт интерпретаций.
35. Влияние СМИ на уровень конфликтности в обществе.
Порядок выбора темы эссе
При выборе темы эссе студенту следует руководствоваться следующими соображениями:
· тема должна соответствовать личным интересам студента;
· тема должна способствовать поиску новых творческих идей.
Одновременно с процессом выбора темы целесообразно предварительное изучение литературы по соответствующему направлению для того, чтобы получить максимальные представления о состоянии научной разработанности проблемы. Ориентировочное ознакомление с материалами по проблематике эссе желательно начинать с обзорных, обобщающих публикаций, с работ наиболее известных авторов.
Требования к форме представления эссе
Эссе должно быть оформлено аккуратно, с соблюдением целого ряда требований. При эссе необходимо учитывать следующие моменты.
1. Объем эссе — введение, основной текст, заключение и список использованных источников и литературы составляет 12-15 машинописных страниц.
Введение и заключение, как правило, занимают от 0,5 до 1 страницы.
2. Текст эссе набирается на компьютере в редакторе Microsoft Word, шрифт Times New Roman, кегль 14, интервал 1,5. Абзацный отступ – 1,25 см. В сносках допускается использование уменьшенных шрифтов и интервалов. Ширина полей: левое — 30 мм (с учетом переплета), правое – 10 мм, верхнее и нижнее – 20 мм. Запрещается перенос части слова. Номера страниц проставляются арабскими цифрами в верхнем правом углу страницы, без точки и тире. Иные колонтитулы не допускаются. Текст распечатывается на листах формата А4 с одной стороны.
Все приводимые в основном тексте названия подразделов должны занимать не более 2-х машинописных строк, выделяться жирным шрифтом, не заключаться в кавычки, не допускаются сокращенные слова, аббревиатуры. Между заголовками и текстом оставляется пустая строка.
Введение, основная часть и заключение необходимо начинать с новой страницы.
На титульном листе указывается тематика эссе, фамилия, имя, отчество студента, номер группы, специальность.
РАЗДЕЛ 3. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ПОДГОТОВКЕ К ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ
Список вопросов для подготовки к зачету:
1. Объект, предмет и задачи конфликтологии как научно-прикладной отрасли знания.
2. Становление конфликтологии (Э.Дюркгейм, М.Вебер, Г.Зиммель).
3. Современные концепции конфликта (Т.Парсонс, Р.Дарендорф, Л.Козер).
4. История отечественной конфликтологии.
5. Типология конфликтов.
6. Внутриличностный конфликт: причины и особенности протекания.
7. Концепция Э.Эриксона о причинах внутриличностного конфликта.
8. Межличностный конфликт.
9. Причины межличностных конфликтов по В.Линкольну.
10. Межгрупповой конфликт: сущность, причины, типы.
11. Конфликты в организации: сущности, типы. Роль деловой этики в урегулировании конфликтов.
12. Типы конфликтов в сфере управления. Конфликты стиля управления.
13. Позитивные и деструктивные функции конфликта.
14. Структурные элементы конфликта.
15. Объективные и субъективные причины конфликта.
16. Общая характеристика стадий развития конфликта.
17. Характеристика предконфликтной стадии.
18. Этапы открытого конфликта: инцидент, эскалация, кульминация, завершение конфликта.
19. Послеконфликтная стадия.
20. Мотивы и действия как элементы конфликта. Мотивация конфликтности.
21. Инновационные конфликты. Источники сопротивления инновациям.
22. Способы разрешения межличностных конфликтов (соперничество, компромисс, приспособление, уход, сотрудничество).
23. Тактика ухода (избегание конфликта) как стратегия разрешения конфликта.
24. Силовое давление как стратегия разрешения конфликта.
25. Метод односторонних уступок (приспособление) как стратегия разрешения конфликта.
26. Метод компромисса как стратегия разрешения конфликта.
27. Социальное партнерство как форма сотрудничества в профилактике конфликтов.
28. Особенности переговоров. Стратегии ведения переговоров. Динамика переговоров.
29. Тактические приемы на переговорах.
30. Методы профилактики и коррекции стресса.
31. Стратегические средства разрешения конфликтов.
32. Предупреждение конфликтов: объективные и организационно-управленческие условия.
33. Социально-психологические условия профилактики конфликтов.
34. Роль коллектива в преодолении конфликтов.
35. Роль руководителя в урегулировании конфликтов.
Структура билета
Билет включает теоретическую часть и тестовые задания. Теоретическая часть состоит из 2 вопросов, тестовые задания – из 3 тестов.