Самостоятельная работа Введение в психологию конфликта

СЕМИНАРСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

Модуль 1. Введение в психологию конфликта

Тема 1.1. Введение в психологию конфликта. Предпосылки возникновения конфликтологических идей

1. Задания для самостоятельной работы

1.Законспектируйте и отработайте конспект лекции по данной теме.

2. Изучите раздел проблема насилия в религиозных учениях по любому учебнику психологии конфликта.

3.Выпишите в рабочую тетрадь определение основных понятий темы.

4. Разберитесь в понятиях «конфликт» и «психология конфликта».

5. Выпишите в тетрадь основные направления изучения конфликта в отечественной социальной психологии.

6. Обсудите в учебной группе: чем конфликт отличается от других социально-психологических явлений.

2. План практического занятия.

Вопросы для обсуждения:

1 Предпосылки формирования конфликтологических идей (Древнее время, Средние века, Новое время)

2. Проблема насилия в религиозных учениях.

3. Общая характеристика зарубежной конфликтологии.

4. Развитие конфликтологических идей и подходов в отечественной психологии.

5. Предмет и задачи конфликтологии и ее периодизация.

Проблемные вопросы

1. Могла ли конфликтология возникнуть до XX века? (Ответ обоснуйте.)

2. Почему конфликтологическая мысль развивалась в рамках философии?

3. Какие факторы лежали в основе эволюции конфликтологических взглядов в истории философии?

4. Возможна ли дифференциация конфликтологии по отраслям? (Ответ обоснуйте.)

5. Можно ли сегодня выделить какие-либо отрасли конфликтологии? Какая из них, на ваш, взгляд является наиболее разработанной

Темы рефератов

1. Развитие конфликтологических идей в философской мысли Древнего Востока.

2. Эволюция конфликтологических идей в античной философии.

3. Проблема конфликта в средневековой философии и в философии эпохи Возрождения.

4. Проблема конфликта в философии Нового времени.

6 стр., 2896 слов

Конфликт как основная категория конфликтологии. Объект и предмет, цели и задачи конфликтологии

Тест 1. КОНФЛИКТ КАК ОСНОВНАЯ КАТЕГОРИЯ КОНФЛИКТОЛОГИИ. ОБЪЕКТ И ПРЕДМЕТ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КОНФЛИКТОЛОГИИ 1. Сколько периодов выделяют А.Анцупов и А.Шипилов в истории отечественной конфликтологии? А) 1 B)2 C)3 D)4 2. Под конфликтом понимается: А) Наиболее обширный тип внутриличностных трудных ситуаций; В) Взаимная вражда, сопровождающаяся полным прекращением отношений, серьезная размолвка. С) ...

5. Проблема конфликта в классической немецкой философии.

6. Особенности развития теории конфликта в марксистской философии.

7. Современные проблемы развития конфликтологии.

3.Рекомендации по подготовке заданий

и проведению практического занятия

При выполнении 5-ого задания особое внимание обратить на изучение вопросов: что такое мотивационный конфликт, личностный, деятельностный, организационный и когнитивный.

Решить педагогические задачи:

— развитие конфликтологических идей в философской мысли Древнего Востока.

— проблема конфликта в средневековой философии и различных религиозных учениях (контент – анализ).

— особенности развития конфликта в зарубежной конфликтологии.

— современные проблемы развития конфликтологических идей. Выполнить схематично

3.Рекомендуемая литература

Основная литература

1. Анцупов А. Я., Шипилов А. И. Конфликтология.- 3-е изд., Питер, 2012.

2. Гришина Н.В. Психология конфликта. — СПб.: Питер, 2012.

Дополнительная

1. Андреева Г. М. Социальная психология.— М.: МГУ, 2003.

2. Ворожейкин И.Е. и др. Конфликтология. — М.: ИНФРА, 2003

3. Дмитриев А. В. Конфликтология. – М.: Гардарики, 2000.

4. Контрольные вопросы для самопроверки

1. Как возникала теория конфликтологии?

2. Докажите необходимость знаний по психологии конфликта для вашей профессиональной деятельности.

3. Дайте определение конфликта. Покажите всю сложность и многоплановость этого процесса.

4. Какие предпосылки возникновения конфликтологических идей (древнее время, средние века, новое время)?

5. Какие типы конфликтов вы можете назвать?

9 стр., 4093 слов

1 Основные этапы развития социальной психологии как науки

... Общности краткосрочного оперативного действия (комитеты поддержки) Социальные движения образуются в связи с возникновением социальных конфликтов (профсоюзные и молодежные движения) 44 Образ ... Внешние отличительные признаки социальной группы: развитие определенный набор социальных норм регулирующих взаимодействие. Своя ролевая структура. Среди многообразия больших социальных групп необходимо выделить ...

Тема 1.2. Межличностный конфликт и его структура

1.Задания для самостоятельной работы

1. Разберетесь: чем отличаются виды и формы конфликта.

2. Выпишите в тетрадь основные виды классификаций конфликтов по различным основаниям.

3. Определите в чем разница между понятиями «противоречие » и «противоборство».

4. Проведите самостоятельное тестирование по опроснику Томаса-Киллмена.

2. План практического занятия.

1.“Интеллектуальная разминка“ по уточнению и закреплению основных понятий темы:

-сущность конфликта, предконфликтная ситуация,

-предпосылки возникновения конфликтов, инцидент,

— повод для возникновения конфликта, конфликтоустойчивость, механизмы возникновения конфликта,

2. Вопросы для обсуждения:

Определение основных структурных элементов конфликта:

— стороны конфликта – это субъекты социально-психологического взаимодействия, их характеристика;

— предмет конфликта – это то из-за чего возникает конфликт;

— образ конфликтной ситуации – это отображение предмета конфликта в сознании субъектов конфликтного взаимодействия;

— мотивы конфликта – это внутренние побудительные силы, подталкивающие субъектов к конфликту;

— позиции конфликтующих сторон это то, о чем они заявляют друг другу;

— инцидент или повод для возникновения конфликта.

3. Описание динамики конфликта:

Основные этапы конфликта

1. Возникновение и развитие конфликтной ситуации. Конфликтная ситуация создается одним или несколькими субъектами социального взаимодействия и является предпосылкой конфликта.

2. Осознание конфликтной ситуации хотя бы одним из участников социального взаимодействия и эмоциональное переживание им этого факта. Следствиями и внешними проявлениями подобного осознания и связанных с ним эмоциональных переживаний могут быть: изменение настроения, критические и недоброжелательные высказывания в адрес своего потенциального противника, ограничение контактов с ним и т. д.

3. Начало открытого конфликтного взаимодействия. Этот этап выражается в том, что один из участников социального взаимодействия, осознавший конфликтную ситуацию, переходит к активным действиям (в форме демарша, заявления, предупреждения и т. п.), направленным на нанесение ущерба «противнику». Другой участник при этом сознает, что данные действия направлены против него, и, в свою очередь, предпринимает активные ответные действия против инициатора конфликта.

4. Развитие открытого конфликта. На этом этапе участники конфликта открыто заявляют о своих позициях и выдвигают требования. Вместе с тем они могут не осознавать собственных интересов и не понимать сути и предмета конфликта.

5. Разрешение конфликта. В зависимости от содержания, разрешение конфликта может быть достигнуто двумя методами (средствами): педагогическими (беседа, убеждение, просьба, разъяснение и т. п.) и административными (перевод на другую работу, увольнение, решения комиссий, приказ руководителя, решение суда и т.д.

Студентам предлагают решить задачи с конкретными ситуациями, ответив на вопросы, приведенные в конце каждой задачи.

Варианты решения задач обсуждаются в учебной группе.

3.Рекомендации по подготовке заданий

и проведению практического занятия

Студенты приводят конкретные примеры конфликтной ситуации исходя из своего опыта межличностного общения, а затем под руководством преподавателя осуществляют психологический анализ конфликтной ситуации и выявляют систему причин и факторов, способствующих возникновению конфликтов.

Цель: сформировать навыки анализа предконфликтных ситуаций и выявления системы причин и факторов возникновения конфликтов.

3.Рекомендуемая литература

Основная литература

1. Анцупов А. Я., Шипилов А. И. Конфликтология.- 3-е изд., Питер, 2012.

2. Гришина Н.В. Психология конфликта. — СПб.: Питер, 2012.

Дополнительная

1. Андреева Г. М. Социальная психология.— М.: МГУ, 2003.

2. Ворожейкин И.Е. и др. Конфликтология. — М.: ИНФРА, 2003

3. Дмитриев А. В. Конфликтология. – М.: Гардарики, 2000.

4. Контрольные вопросы для самопроверки

  1. Определите структуру предконфликтной ситуации.
  2. Каковы личностные предпосылки возникновения конфликта.
  3. Дайте анализ организационно-управленческих причин возникновения конфликта.
  4. Определить социально-психологические факторы развития конфликтной ситуации.
  5. Раскрыть объективные предпосылки межличностного конфликта.

Модуль 2 Классификация и причины возникновения конфликтов

Тема 2.1. Классификация и предпосылки возникновения конфликтов

1. Задания для самостоятельной работы

1. Изучите ключевые понятия темы: базовая классификация, классификация на основе потребностей субъектов взаимодействия, частная классификация.

2. В рабочей тетради составьте классификацию управленческих конфликтов.

3. Для иллюстрации структурно-организационных предпосылок конфликта составьте схему рабочего места и определите при каких условиях могут возникать конфликты.

4. Отработайте в тетрадях конфликтогенные признаки различных типов акцентуации характера.

5. При каких условиях возникают конфликты в соответствии с трансактным анализом.

2.План практического занятия

1. «Интеллектуальная разминка“ по уточнению и закреплению основных понятий темы:

-конфликт, конфликтогены, предконфликтная ситуация,

-предпосылки возникновения конфликтов, инцидент,

— повод для возникновения конфликта, конфликтоустойчивость, механизмы возникновения конфликта,

— закон эскалации конфликтогенов, причины возникновения конфликтов,

-классификация, типы конфликтов, виды конфликтов, статусные конфликты, ролевые конфликты, ресурсные конфликты.

2. Вопросы для обсуждения:

— Механизм возникновения конфликтов.

— Предконфликтная ситуация и ее характеристика.

— Объективные и субъективные причины конфликтов.

— Организационно-управленческие причины конфликтов.

— Социально-психологические причины конфликтов.

— Личностные причины конфликтов.

3.Решение психологической задачи: «Анализ и выявление системы причин возникновения межличностных конфликтов».

Типы конфликтных ситуаций

Характер конфликтной ситуации

Проявления

Недобросовестное исполнение обязанностей

Нарушение трудовой дисциплины Брак в работе

Неудовлетворительный стиль управления

Ошибки в подборе и расстановке кадров Ошибки в организации контроля Просчеты в планировании Нарушение этики общения

Неадекватное представление о конкретных ситуациях

Неправильные оценки, суждения о действиях других субъектов социального взаимодействия Ошибки в выводах относительно конкретных ситуаций

Индивидуально-психологические особенности личности

Нарушение принятых в социальной группе правил взаимоотношений Нарушение этики общения

Низкая профессиональная подготовка

Брак в работе Неспособность принять адекватное решение

3.Рекомендации по подготовке заданий

и проведению практического занятия

Для выполнения четвертого задания необходимо в соответствии с методикой Шмишека определить тип акцентуации характера и найти в них конфликтогенные признаки.

Для выполнения пятого задания необходимо провести в группе тест для определения позиций трансактного анализа «Родитель – ребенок — взрослый».

3.Рекомендуемая литература

Основная литература

1. Анцупов А. Я., Шипилов А. И. Конфликтология.- 3-е изд., Питер, 2012.

2. Гришина Н.В. Психология конфликта. — СПб.: Питер, 2012.

Дополнительная

1. Андреева Г. М. Социальная психология.— М.: МГУ, 2003.

2. Ворожейкин И.Е. и др. Конфликтология. — М.: ИНФРА, 2003

3. Дмитриев А. В. Конфликтология. – М.: Гардарики, 2000.

4. Контрольные вопросы для самопроверки

1. Определите типы акцентуаций характера..

2.Что такое базовая классификация конфликта?

3..Трансактный анализ и его характеристика.

4. Определить типы конфликтных ситуаций.

Раскрыть объективные предпосылки межличностного конфликта.

3.Рекомендации по подготовке заданий

и проведению практического занятия

Для выполнения четвертого задания необходимо в соответствии с методикой Шмишека определить тип акцентуации характера и найти в них конфликтогенные признаки.

Для выполнения пятого задания необходимо провести в группе тест для определения позиций трансактного анализа «Родитель – ребенок — взрослый».

4.Рекомендуемая литература

Основная

1. Анцупов А. Я., Шипилов А. И. Конфликтология.- 3-е изд., Питер, 2012.

2. Гришина Н.В. Психология конфликта. — СПб.: Питер, 2012.

Дополнительная

1. Андреева Г. М. Социальная психология.— М.: МГУ, 2003.

2. Ворожейкин И.Е. и др. Конфликтология. — М.: ИНФРА, 2003

3. Дмитриев А. В. Конфликтология. – М.: Гардарики, 2000.

5. Контрольные вопросы для самопроверки

1. Что включает в себя базовая классификация конфликта?

2. Что значит частная классификация конфликтов?

3. Какие четыре группы причин возникновения конфликтов вы знаете?

4. Что включают в себя организационно-управленческие причины конфликтов?

5. Какое поведение приводит к конфликтным ситуациям, а какое к конфликтам ?

Тема 2.2. Конфликт как тип трудных ситуаций

1. Задания для самостоятельной работы

1. Законспектируйте и отработайте конспект лекции по данной теме.

2 .Выпишите в рабочую тетрадь определение основных понятий темы.

4. Разберитесь в понятиях «ситуация» и «трудная ситуация».

5. Выпишите в тетрадь основные факторы психогенного воздействия.

6. Обсудите в учебной группе: психологические особенности действий человека в трудной ситуации.

2. План практического занятия.

1. «Интеллектуальная разминка“ по уточнению и закреплению основных понятий темы:

— определение ситуации;

— трудная ситуация;

— ситуации межличностного взаимодействия;

— понятие конфликтоустойчивой личности.

2.Обсуждение вопросов занятия:

Трудные ситуации в деятельности человека;

Факторы, влияющие на человека в различных ситуациях

3. Проведение ролевой игры.

3.Рекомендации по подготовке заданий

и проведению практического занятия

1. При проведении ролевой игры необходимо обратить внимание на:

Цель занятия. Закрепление знаний студентов о сущности конфликта, развитие у них навыков анализа трудных конфликтных ситуаций различных типов и формирование умения принимать управленческие решения в сложных ситуациях социального взаимодействия.

Порядок проведения занятия

Подготовительный этап. За одну-две недели студенты получают установку на проведение занятия в форме решения ситуационных задач. Им сообщается тема и цель занятия. Даются указания по самостоятельному изучению литературы и освоению основных понятий: «конфликт», «конфликт в трудной ситуации», «конфликтная ситуация», «инцидент». Особое внимание обращают на уяснение соотношения между этими понятиями.

В ходе занятия. Студентам предлагается решить задачи с конкретными ситуациями, ответив на вопросы, приведенные в конце каждой задачи.

Варианты решения задач обсуждаются в учебной группе.

Задача 1

Вы недавно назначены инспектором по кадрам. Вы еще плохо знаете сотрудников фирмы, сотрудники еще не знают вас в лицо. Вы идете на совещание к начальнику таможни. Проходите мимо курительной комнаты и замечаете двух сотрудников, которые курят и о чем-то оживленно беседуют. Возвращаясь с совещания, которое длилось один час, вы опять видите тех же сотрудников в курилке за беседой. Вопрос. Как бы вы поступили в данной ситуации? Объясните свое поведение.

Задача 2

Вы начальник отдела. В отделе напряженная обстановка, срываются сроки выполнения работ. Не хватает сотрудников. Выезжая в командировку, вы случайно встречаете свою подчиненную — молодую женщину, которая уже две недели находится на больничном. Но вы находите ее в полном здравии. Она кого-то с нетерпением встречает в аэропорту.

Вопрос. Как вы поступите в этом случае? Объясните свое поведение.

Задача 3

Одна сотрудница высказывает другой претензии по поводу многочисленных и часто повторяющихся ошибок в работе. Вторая сотрудница принимает высказываемые претензии за оскорбление. Между ними возникает конфликт.

Вопрос. В чем причина конфликта? Определите конфликтную ситуацию.

Задача 4

Руководитель принял на работу специалиста, который должен работать в подчинении у его заместителя. Прием на работу не был согласован с заместителем. Вскоре проявилась неспособность принятого работника выполнять свои обязанности. Заместитель служебной запиской докладывает об этом руководителю…

Вопрос. Как бы вы поступили на месте руководителя? Проиграйте возможные варианты.

Задача 5

В ответ на критику со стороны подчиненного, прозвучавшую на служебном совещании, начальник начал придираться к нему по мелочам и усилил контроль за его служебной деятельностью.

Вопрос. В чем причина конфликта? Определите конфликтную ситуацию.

4.Рекомендуемая литература

Основная литература

Основная

1. Анцупов А. Я., Шипилов А. И. Конфликтология.- 3-е изд., Питер, 2012.

2. Гришина Н.В. Психология конфликта. — СПб.: Питер, 2012.

Дополнительная литература

1. Андреева Г. М. Социальная психология.— М.: МГУ, 2003.

2. Ворожейкин И.Е. и др. Конфликтология. — М.: ИНФРА, 2003

3. Дмитриев А. В. Конфликтология. – М.: Гардарики, 2000.

5. Контрольные вопросы для самопроверки

1. Что такое «трудная ситуация жизнедеятельности»»?

2. Как проявляется «внутриличностная трудная ситуация»?

3. Что такое ситуация социального взаимодействия?

4. Какой смысл вкладывается в понятие конфликтоустойчивость?

5. Раскройте понятия «психологическая напряженность» и «психологическая устойчивость».

Тема 2.3. Понятие внутриличностного конфликта и его особенности

1.Задания для самостоятельной работы

1. Дайте общую характеристику внутриличностного конфликта.

2. Подготовьте особенности видов внутриличностного конфликта..

3. Охарактеризуйте различные виды внутриличностных конфликтов.

4. Подберите основные методики для изучения внутриличностных конфликтов личности.

2. План практического занятия.

1. «Интеллектуальная разминка“ по уточнению и закреплению основных понятий темы:

— понятие внутриличностного конфликта;

— виды внутриличностных конфликтов;

— причины внутриличностных конфликтов; методы разрешения внутриличностных конфликтов.

2. Обсуждение вопросов практического занятия.

Основные психологические концепции внутриличностных конфликтов:

Проблема внутриличностного конфликта во взглядах Зигмунда Фрейда (1856-1939)

Теория комплекса неполноценности Альфреда Адлера (1870-1937)

Учение об экстраверсии и интроверсии Карла Юнга (1875-1961)

Концепция «экзистенциальной дихотомии» Эриха Фромма (1900-1980)

Теория психосоциального развития Эрика Эриксона (1902-1994)

Мотивационные конфликты по Курту Левину (1890-1947)

3. Самооценка личности методом тестирования:

— самооценка характера по методике Р. Кэттела;

— самооценка уровня притязаний по методике Шварцландера;

— самооценка комплекса неполноценности.

2.Рекомендации по выполнению заданий

и проведению практического занятия

При подготовке к занятию необходимо уточнить понятия внутриличностного конфликта и суицидального поведения. Разберите самоубийство как деструктивный способ завершения внутриличностного конфликта. Подготовьте методики психокоррекции суицидального поведения.

3.Рекомендуемая литература

Основная литература

1. Анцупов А. Я., Шипилов А. И. Конфликтология.- 3-е изд., Питер, 2012.

2. Гришина Н.В. Психология конфликта. — СПб.: Питер, 2012.

Дополнительная литература

1. Андреева Г. М. Социальная психология.— М.: МГУ, 2003.

2. Ворожейкин И.Е. и др. Конфликтология. — М.: ИНФРА, 2003

3. Дмитриев А. В. Конфликтология. – М.: Гардарики, 2000.

4. Контрольные вопросы для самопроверки

1. Что такое внутриличностные конфликты и суицидальное поведение?

2. Дайте определение внутриличностного конфликта?

3. В чем состоит психологический механизм приема «золотые слова»?

4. Какие виды внутриличностного конфликта существуют?

5. В чем суть суицидального поведения?

Модуль 3. Поведение личности в конфликте. Особенности переговорного процесса

Тема 3.1. Стратегии и тактики разрешения конфликтов

1. Задания на самостоятельную работу

1. Дайте характеристику основных тактик разрешения конфликта. Покажите их роль в профессиональной деятельности российского таможенника.

2. В тетради составьте двухфакторную и трехфакторную модель стратегий поведения в конфликте.

3. В группе обсудите, какова роль каждой стратегии в деятельности специалистов таможенных органов.

2. План практического занятия:

1. «Интеллектуальная разминка“ по уточнению и закреплению основных понятий темы:

— определите стратегии поведения личности в конфликте;

— стратегия ухода;

— стратегия уступки;

— стратегия сотрудничества;

— стратегия сопреничества.

2. Обсуждение вопросов практического занятия:

— стратегии поведения личности в конфликте (уход, уступка, соперничество, компромисс, сотрудничество);

— использование тактик, способов и методов разрешения конфликта;

— подготовка педагогической игры.

3.Рекомендации по подготовке заданий

и проведению практического занятия

Порядок проведения игры.

Подготовительный этап. За одну-две недели студентам выдают задание и установку на подготовку к игре. Суть задания состоит в следующем.

1. Студенты получают тест «Оценка глубины конфликта» для изучения его содержания.

2. Для апробации теста обучаемые самостоятельно должны проанализировать конфликтные ситуации, которые происходили с их участием или которые они наблюдали, на предмет оценки выраженности каждого из 8 факторов, представленных в тесте, и быть готовыми к докладу по этому вопросу на занятии.

Тест. Оценка глубины конфликта

В целях оценки конфликтной ситуации и характера поведения субъекта, улаживающего конфликт, вашему вниманию предлагается данный тест. В тесте представлены 8 основных позиций, имеющих непосредственное отношение к конфликтной ситуации. Ваша задача состоит в том, чтобы оценить выраженность каждого фактора по пятибалльной шкале. Сильная выраженность факторов левой стороны теста оценивается 1 баллом, а правой — 5 баллами. После оценки каждой позиции в тесте следует подсчитать общую сумму баллов, которая будет свидетельствовать о глубине конфликта.

1. Стороны осознают причину конфликта

12345

Стороны не осознают 1 причину конфликта

2 Причина конфликта имеет эмоциональный характер

12345

Причина конфликта имеет материальный характер

3 Цель конфликтующих — устремленность к социальной справедливости

12345

Цель конфликтующих — получение привилегий

4. Есть общая цель, к которой стремятся все

12345

Общей цели нет

5 Сферы сближения выражены

12345

Сферы сближения не выражены

6 Сферы сближения касаются эмоциональных проблем

12345

Сферы сближения касаются материальных (служебных) проблем

7. Лидеры мнений не выделяются

12345

Замечено влияние лидеров мнений

8 В процессе общения оппоненты придерживаются норм поведения

12345

В процессе общения оппоненты не придерживаются норм поведения

Оценка результатов

Сумма баллов, равная 35-40, свидетельствует о том, что конфликтующие заняли по отношению друг к другу жесткую позицию.

Сумма баллов, равная 25-34, указывает на колебания в отношениях конфликтующих сторон.

Рекомендации субъектам, улаживающим конфликт:

а) если вы руководитель, то:

— при сумме баллов 35-40 вы должны выступать в роли обвинителя и для разрешения конфликтной ситуации в основном следует прибегать к административным мерам;

— при сумме баллов 25-34 вы должны выступать в роли консультанта и для разрешения конфликтной ситуации в основном следует прибегать к психологическим мерам;

— при сумме баллов менее 24 — вы должны выступать в роли воспитателя и в этом случае для разрешения конфликтной ситуации целесообразно использовать педагогические меры.

б) если вы являетесь медиатором, то:

— при сумме баллов 35-40 — следует предпринять меры по разъединению конфликтующих сторон и приступить к переговорам с ними дизъюнктивным способом (см. с. 136) до снижения накала борьбы между ними;

— при сумме баллов 25-34 — можно попытаться на очередной встрече в переговорном процессе перевести конфликт в конструктивную фазу;

— при сумме баллов менее 24 — можно активизировать усилия по подготовке конструктивного решения.

В ходе занятия. 1. Проводится игровая разминка. В течение 10-15 минут заслушиваются и анализируются задания студентов, выполненные ими на подготовительном этапе.

2. Создаются и анализируются игровые ситуации.

Игровая ситуация. Студенты разбиваются на игровые группы по 4 человека. В каждой игровой группе 2 человека играют роль конфликтующих, 1 — роль руководителя и 1 медиатора (в ходе игры студенты меняются ролями).

Далее преподаватель дает игровую установку:

• конфликтующим — определяется предмет конфликта и направление конфликтного взаимодействия, которое они должны разыграть (направление взаимодействия не должно быть известно другим участникам игры);

• руководителю и медиатору — сообщаются предмет конфликта и дается ролевая установка на оценку глубины конфликта между условными конфликтантами методом беседы с ними, наблюдения за их поведением, опираясь на тестовые позиции, и принятия решения на разрешение конфликта.

На подготовку к ролевому взаимодействию участникам дается 10 минут. На ролевое взаимодействие отводится 10-15 минут. Каждый игровой сюжет обсуждается.

3.Рекомендуемая литература

Основная литература

1. Анцупов А. Я., Шипилов А. И. Конфликтология.- 3-е изд., Питер, 2012.

2. Гришина Н.В. Психология конфликта. — СПб.: Питер, 2012.

Дополнительная литература

1. Андреева Г. М. Социальная психология.— М.: МГУ, 2003.

2. Ворожейкин И.Е. и др. Конфликтология. — М.: ИНФРА, 2003

3. Дмитриев А. В. Конфликтология. – М.: Гардарики, 2000.

4. Контрольные вопросы для самопроверки

1. Что такое стратегии и тактики поведения личности в конфликте?

2. Дайте определение стратегиям «ухода» и «уступки» ?

3. В чем состоит психологический механизм стратегии компромисса?

4. Какие способы и приемы применяет руководитель для разрешения конфликта?

5. В чем суть трехфакторной модели стратегий поведения?

Тема 3.2. Технология управления конфликтами

1. Задания на самостоятельную работу

1. Дайте характеристику основных этапов управления конфликтом Покажите их роль в профессиональной деятельности российского таможенника.

2. В тетради составьте двухфакторную и трехфакторную модель стратегий поведения в конфликте.

3. В группе обсудите, какова роль каждой стратегии в деятельности специалистов таможенных органов.

2. План практического занятия:

1. «Интеллектуальная разминка“ по уточнению и закреплению основных понятий темы:

— содержание управления конфликтами;

— понятие управления конфликтом;

— алгоритм управления конфликтом;

— технологии управления конфликтами.

1. Вопросы для обсуждения:

Управление конфликтами включает:

• прогнозирование конфликтов и оценка их функциональной направленности;

• предупреждение или стимулирование конфликта;

• регулирование конфликта;

• разрешение конфликта.

2. Решение психологической задачи. Анализ конфликтной ситуации.

Упражнение . Развитие эмпатии*

1. Подумайте, способны ли вы отвечать на такие вопросы: «Что я сей­час переживаю?», «Чего я в данный момент хочу?», «Зачем я это де­лаю?». Если вы умеете отдавать себе в этом отчет, у вас есть способ­ность мыслить за других.

2. Подумайте и решите, почему в одинаковых ситуациях вы иног­да действуете одним образом, а иногда — другим. Вспомните конкрет­ные события. Нужно знать причины своих действий. Это поможет вам понимать причины действий других.

3. Назовите (про себя) имя человека, который вам неприятен. Ре­шите, в чем здесь причина.

4. Вспомните случай, когда в беседе ваш собеседник отстаивал, как вам думается, совсем абсурдную точку зрения. Почему он это делал?

5. Были ли случаи, когда вы, слушая оратора, думали, что он гово­рит одно, а подразумевает другое? Почему вы так думали?

6. Если вы хотите развить свою способность понимать переживания и намерения других людей, выработайте у себя привычку наблюдать.

• Обратив внимание на какого-нибудь человека, оцените его эмо­циональное состояние.

• Научитесь слушать других людей.

• Перед тем как что-нибудь предлагать или высказать просьбу, подумайте, могут ли вам возразить?

• Наблюдая за человеком, попробуйте угадать, во что этот чело­век будет одет в следующий раз. Часто ли подтверждаются ваши прогнозы?

• Когда смотрите по телевизору художественные фильмы, пери­одически выключайте звук. При этом старайтесь не терять нити событий. Это поможет вам развить способность идентифици­ровать себя с другими лицами.

7. Когда будете в картинной галерее, понаблюдайте за людьми, ко­торые будут внимательно рассматривать картину: а) изображающую радостное событие и б) изображающую печальные или трагические события. Сравните поведение двух групп людей, обратив внимание на их лица, осанку, жесты, характер переговоров между ними. Заме­тили ли вы разницу?

3. Дидактический тренинг «Овладение искусством критики».

Полный вариант игры находится в дополнении к УМУ по проведению интерактивных занятий.

3.Рекомендации по подготовке заданий

и проведению практического занятия

Студенты приводят конкретные примеры конфликтной ситуации исходя из своего опыта межличностного общения, а затем под руководством преподавателя осуществляют психологический анализ конфликтной ситуации. Цель: сформировать целостное представление о психологическом содержании конфликтной ситуации, содействовать обучаемым в выработке навыков анализа конфликта.

Задание:

— определить структуру конфликтной ситуации;

— определить, какие цели преследовали участники конфликта;

— какими мотивами они руководствовались;

— какие стратегии и тактики применялись в конфликте;

— каковы динамически особенности конфликта;

— каковы психологические особенности конфликтующих;

— как разрешился конфликт и как, его можно было бы разрешить.

Студентам предлагается контрольный тест по управлению конфликтами:

Выберите вариант правильного ответа в каждом из 10 вопросов.

1. Управление конфликтами — это:

а) целенаправленное воздействие на процесс его динамики;

б) целенаправленное, обусловленное объективными законами воздействия на процесс его динамики в интересах развития или разрушения той социальной системы, к которой имеет отношение данный конфликт;

в) целенаправленное воздействие на конфликтующих в интересах снижения уровня напряженности между ними;

г) целенаправленное, обусловленное объективными законами воздействия на процесс формирования адекватного образа конфликтной ситуации у конфликтующих в интересах снижения уровня напряженности между ними;

д) целенаправленное воздействие на мотивы конфликтующих.

2. Содержание управления конфликтами включает:

а) прогнозирование, предупреждение (стимулирование), регулирование, разрешение,

б)прогнозирование, предупреждение (стимулирование), разрешение;

в) прогнозирование, регулирование, разрешение;

г) прогнозирование, анализ, предупреждение, разрешение;

д) анализ конфликтной ситуации, прогнозирование, предупреждение, разрешение.

3. Признание реальности конфликтующими сторонами, легитимизация конфликта и институциализация конфликта входят в содержание:

а) прогнозирования конфликта;

б) предупреждения конфликта;

в) стимулирования конфликта;

г) регулирования конфликта;

д) разрешения конфликта.

4. Институциализация конфликта — это-

а) определение места и времени переговоров по разрешению конфликта;

б) создание соответствующих органов и рабочих групп по регулированию конфликтного взаимодействия;

в) форма привлечения общественности для разрешения конфликта,

г) достижение соглашения между конфликтующими сторонами по признанию и соблюдению уставных норм и правил поведения в конфликте;

д) обращение к медиатору.

5. Легитимизация конфликта — это:

а) определение места и времени переговоров по разрешению конфликта,

б) создание соответствующих органов и рабочих групп по регулированию конфликтного взаимодействия;

в) достижение соглашения между конфликтующими сторонами по признанию и соблюдению установленных норм и правил поведения в конфликте;

г) обращение к медиатору;

д)придание конфликту широкую огласку.

6. Принципами управления конфликтами являются:

а) гласность, объективность и адекватность оценки конфликта, опора на общественное мнение, комплексное использование способов и приемов воздействия;

б) гласность, объективность и адекватность оценки конфликта; анализ результатов деятельности, опора на общественное мнение,

в) конкретно-ситуационный подход, гласность, опора на положительные качества конфликтующих, применение биографического метода;

г) гласность, опора на общественное мнение, учет интересов руководства, прогнозирование;

д) прогнозирование, стимулирование, регулирование, разрешение.

7. Кто из нижеперечисленных ученых разработал модель применения власти по разрешению конфликта:

а) К. Томас и Р. Киллмен; б)Х. Корнелиус и Ш. Фейр;

в) Д. Скотт и Ч. Ликсон;

г) М. Дойч и Д. Скотт,

д) Р. Фишер и У. Юри.

8. Предпосылками разрешения конфликта являются:

а) достаточная зрелость конфликта, потребность субъектов конфликта в его разрешении, наличие необходимых ресурсов и средств для разрешения конфликта.

б) достаточная зрелость конфликта, высокий авторитет одной из конфликтующих сторон;

в) наличие необходимых ресурсов и средств для разрешения конфликта, потребность субъектов конфликта в его разрешении, коллективная форма деятельности;

г) высокий авторитет одной из конфликтующих сторон, коллективная форма деятельности, лидерство в группе;

д)стиль руководства, высокий авторитет одной из конфликтующих сторон, коллективная форма деятельности.

9. Что относится к форме разрешения конфликта:

а) порицание, юмор, убеждение, уступка;

б) уступка, компромисс, уход, сотрудничество;

в) требования, критика, убеждение, юмор;

г) уступка, требования, убеждение, критика;

д) подчинение; примирение; убеждение, согласование.

10. Какие виды деятельности по управлению конфликтом адекватны на этапе возникновения и развития конфликтной ситуации:

а) прогнозирование и предупреждение (стимулирование);

б) прогнозирование, предупреждение (стимулирование) и регулирование;

в) только прогнозирование;

г) только предупреждение (стимулирование);

д) только регулирование.

4.Рекомендуемая литература

Основная литература

1. Анцупов А. Я., Шипилов А. И. Конфликтология.- 3-е изд., Питер, 2012.

2. Гришина Н.В. Психология конфликта. — СПб.: Питер, 2012.

Дополнительная литература

1. Андреева Г. М. Социальная психология.— М.: МГУ, 2003.

2. Ворожейкин И.Е. и др. Конфликтология. — М.: ИНФРА, 2003

3. Дмитриев А. В. Конфликтология. – М.: Гардарики, 2000.

5. Контрольные вопросы для самопроверки

1. Приведите определение понятия «управление конфликтом».

2. Какие виды деятельности субъекта управления включают в свое содержание процесс управления конфликтом?

3. Объясните понятия: «прогнозирование конфликта» и «предупреждение конфликта».

4. Что следует понимать под регулированием конфликта?

5. Перечислите этапы регулирования конфликта.

6. Перечислите важнейшие технологии регулирования конфликта.

7. Что следует понимать под разрешением конфликта?

Тема 3.3. Психология переговорного процесса по разрешению конфликтов

1. Задания для самостоятельной работы

1. Изучите и законспектируйте состав основных элементов переговорного процесса.

2. Составьте классификацию основных типов вопросов, задаваемых в процессе переговоров..

3 Изучите технологию подготовки и проведения .перговоров.

2. План практического занятия:

1. “Интеллектуальная разминка“ по уточнению и закреплению основных понятий темы:

— переговорный процесс,

— динамика переговоров,

— принципы ведения переговоров,

— модели поведения партнеров,

— переговорные сценарии: «позиционный торг», «переговоры по интересам», тактические приемы на переговорах.

2. Вопросы для обсуждения:

1) Переговорный процесс как способ разрешения конфликтов.

2) Динамика и этапы подготовки и проведения переговоров.

3) Модели, переговорные сценарии и технологии ведения переговоров.

Темы рефератов:

  • Роль посредника в переговорном процессе по разрешению конфликтов.
  • Манипулятивные технологии в переговорном процессе.
  • Методы воздействия на оппонентов в переговорном процессе.

3.Рекомендации по выполнению заданий

и проведению практического занятия

Ситуационно-ролевая игра «Переговоры»

Цель занятия. Отработка навыков делового общения в переговорах; урегулирование конфликта; достижение соглашения.

Роли для участия в игре:

1. Специалисты, ведущие переговоры, не менее трех человек.(определяются из числа студентов).

2. Группа экспертов, их задача — дать оценочную экспозицию конфликта. Экспертные решения и оценки должны носить предметный характер. Оценивая решения, принятые в процессе переговоров, эксперты должны подсчитать конкретные убытки и потери и выявить ошибки и их негативные последствия, предложить варианты действий. (Не менее трех человек.)

1этап. Подготовка

• Создание игровых команд: специалисты по переговорам — по три человека от каждой из сторон; эксперты, .

• Описание сложившейся ситуации, конфликта между сторонами. Примечание. Ситуацию можно предложить из реальной практики или дать студентам возможность придумать ее самим.

• Создать документ — ПАКЕТ ПРЕДЛОЖЕНИЙ. В него входит несколько статей. Одна из них — описание конфликта в терминах, принятых обеими сторонами. Это уже первый шаг к будущей договоренности. Далее описываются взаимные претензии. Список претензий должен быть достаточным для выражения собственной позиции, аргументированным и не чрезмерным. Пакет предложений включает в себя:

1. Преамбула — в ней оговариваются цели, интерес и отношение к спорному положению.

2. Детализация преамбулы в формулировке собственной позиции по всем аспектам спорного положения.

3. Претензии к партнерам. Необходимо выделить принципиальные претензии и второстепенные. Первые описываются в категорических выражениях, а вторые по типу: «к тому же…», «следует добавить, что…» и т. п.

4. Экспертные оценки, характеризующие те или иные положения.

Группы экспертов готовят встречные предложения, описывая их значимость, эффективность и прогнозируя возможные последствия.

Примечание. Группе экспертов можно предложить вместо разработки новых предложений выработать систему оценки результатов деятельности специалистов по переговорам и аналитиков, принимаемых решений, выбираемых стратегии и тактики.

II этап. Регламент

Регламент должен определять: место, время, характер и упорядоченность переговоров. Регламент состоит из следующих частей.

1. Преамбула регламента — констатация общей цели переговоров, их характера, содержания и оснований. Цели переговоров должны определяться взаимным соглашением.

2. Формулирование характера переговоров связано с ориентацией на взаимосогласование, рассмотрение претензий, разбор конфликта, двусторонние или многосторонние переговоры, обращение к третьим лицам, предварительные раунды консультаций и т. п.

3. Соглашение относительно участников переговорного процесса, их полномочий, представительности.

4. Формулирование санкций, которые определяются как меры наказания, следующие за нарушение регламента.

5. Диспозиция — согласование места и времени проведения самих переговоров, консультаций, встреч посредников и пр.

Примечание. Выработка той или иной формулы регламента проводится на закрытых совещаниях каждой команды. Эксперты могут вносить свои предложения каждой из сторон. Кроме того, проводятся предварительные раунды консультаций команд.

По итогам II этапа принимается согласованный регламент.

III этап. Решения

Началом данного этапа служит принятие взаимосогласованного пакета предложений. Реализация данного этапа будет продуктивной, если предыдущие этапы дали соответственно конструктивные результаты. Решение выражается в намерении обеих сторон действовать в направлении формулирования общих соглашений.

IVэтап. Соглашения

Это последний этап переговоров. Он предполагает, что участники игры совершают несколько последовательных шагов:

1. Формулирование достигнутых договоренностей в виде согла­шений.

2. Формулирование заключительного протокола.

Выработка СОГЛАШЕНИЯ и ПРОТОКОЛА тоже предполагает свою тактику, маневры, уступки и твердость позиции.

Заключительные документы переговоров оформляются в виде соответствующих соглашений».

ДОГОВОР — правовой акт, который устанавливает права и обя­занности договаривающихся сторон. Договор формулируется (в зависимости от содержания переговорного процесса) как экономический, дипломатический, коммерческий, военный и т. п.

Это может быть договор о гарантиях, договор о дружбе и сотруд­ничестве, договор о взаимной помощи, о нейтралитете, о разделении сфер влияния.

ПАКТ — договор, имеющий в своем названии указание на содер­жание договора.

КОНВЕНЦИЯ — договор по отдельному вопросу.

СОГЛАШЕНИЕ — договор по вопросу сравнительно небольшого значения или временного характера, заключаемый на непродолжительный срок.

ПРОТОКОЛ — фиксация в кратко изложенном соглашении до­говоренности по определенному вопросу. Протокол может также служить пояснением к той или иной статье основного договора.

ПРОТОКОЛ О НАМЕРЕНИЯХ — соглашение сторон, не нося­щее юридического характера. Его статус — лишь прояснить и в опре­деленной степени согласовать намерения сторон на основе установления в процессе переговоров общих интересов.

ДЕКЛАРАЦИЯ И МЕМОРАНДУМ — торжественные заявления сторон о том, что они будут придерживаться одинаковой линии пове­дения по спорному вопросу.

ДЖЕНТЛЬМЕНСКОЕ СОГЛАШЕНИЕ — договор, заключаемый в устной форме между договаривающимися сторонами.

4.Рекомендуемая литература

Основная литература

1. Анцупов А. Я., Шипилов А. И. Конфликтология.- 3-е изд., Питер, 2012.

2. Гришина Н.В. Психология конфликта. — СПб.: Питер, 2012.

Дополнительная литература

1. Андреева Г. М. Социальная психология.— М.: МГУ, 2003.

2. Ворожейкин И.Е. и др. Конфликтология. — М.: ИНФРА, 2003

5. Контрольные вопросы для самопроверки

1. Назовите основные этапы переговорного процесса.

2. Назовите три варианта посредничества.

3. Назовите основные модели поведения в переговорном процессе и дайте их характеристику.

4. Сформулируйте определение манипуляции.

5. Перечислите манипуляции, основанные на правилах приличия.

6. Перечислите манипуляции, направленные на унижение оппо­нента.

7. Как соотносятся между собой понятия: «стратегия переговор­ного процесса» и «тактики переговорного процесса»?

8. Перечислите основные стратегии в переговорном процессе.

9. Перечислите основные тактики в переговорном процессе. 10. Перечислите приемы тактики «выжимания уступок».

Примерная тематика рефератов

  1. Профилактика стрессов в производственных ситуациях.
  2. Становление и предмет конфликтологии.
  3. Формирование конфликтологических идей.
  4. Противоречие интересов как фундаментальная причина конфликтов.
  5. Личностные факторы возникновения конфликтов.
  6. Конструктивные функции конфликта.
  7. Понятие и виды внутриличностных конфликтов.
  8. Причины и последствия внутриличностного конфликта.
  9. Способы и условия предупреждения внутриличностных конфликтов.
  10. Стрессоустойчивость как способ предупреждения конфликтов.
  11. Индивидуальная стратегия и тактика стрессоустойчивого поведения.
  12. Особенности межличностного конфликта.
  13. Межличностные конфликты в семье.
  14. Межличностные конфликты педагогическом процессе.
  15. Организационные конфликты.
  16. Производственные конфликты.
  17. Трудовые конфликты в организациях.
  18. Инновационные конфликты.
  19. Особенности межгрупповых конфликтов.
  20. Политические конфликты.
  21. Этнические конфликты.
  22. Способы предупреждения и разрешения конфликтов.
  23. Трудности профилактики конфликтов и способы их предупреждения.
  24. Проблема конфликтных личностей.
  25. Современный менеджмент о профилактике конфликта.
  26. Нормы деловой этики и предупреждение конфликтов.
  27. Посредничество в переговорном процессе.
  28. Переговоры как способ разрешения конфликтов.
  29. Супружеские конфликты и их характеристика.
  30. Информационный подход к изучению конфликтов.
  31. Характеристика поведения личности в конфликте.
  32. Психологическое консультирование при разрешении конфликтов.
  33. Формирование навыков конструктивного общения.
  34. Половозрастная специфика конфликта.
  35. Роль посредника в переговорном процессе по разрешению конфликтов.

Вопросы для подготовки к зачету

  1. Предпосылки формирования конфликтологических идей (Древнее время, Средние века, Новое время).

  2. Проблема насилия в религиозных учениях.
  3. Психологическая характеристика зарубежной конфликтологии.
  4. Психоаналитическое направление исследования конфликта.
  5. Социотропное направление исследования конфликтов.
  6. Теория трансактного анализа в психологии конфликта.
  7. Развитие и периодизация отечественной конфликтологии.
  8. Предмет, цели и задачи психологии конфликта.
  9. Сущность, содержание и признаки конфликта.
  10. Конфликт как тип трудных ситуаций.
  11. Факторы трудных ситуаций, влияющих на психику личности.
  12. Поведение психически устойчивой и неустойчивой личности в трудной ситуации.
  13. Характеристика поведения различных типов личности в условиях конфликта.
  14. Классификация конфликтов на основе потребностей субъектов взаимодействия.
  15. Базовая классификация конфликтов.
  16. Общая характеристика причин возникновения конфликтов.
  17. Организационно-управленческие предпосылки возникновения конфликтов.
  18. Социально-психологические предпосылки возникновения конфликтов.
  19. Объективные предпосылки возникновения конфликтов.
  20. Личностные предпосылки возникновения конфликтов.
  21. Структура конфликта и характеристика ее частей.
  22. Динамика развития конфликта.
  23. Конструктивные функции конфликтов.
  24. Характеристика деструктивных последствий конфликтов (деструктивные функции).
  25. Теории механизмов возникновения конфликтов. Конфликтогены, их характеристика.
  26. Характеристика основных стратегий поведения в конфликте.
  27. Тактики поведения в конфликте.
  28. Модели поведения личности в конфликтном взаимодействии и их характеристика.
  29. Структура конфликтоустойчивости: эмоциональный компонент, познавательный компонент, мотивационный компонент, психомоторный компонент.
  30. Способы и методы изучения конфликтов.
  31. Системный подход к изучению конфликтов.
  32. Методологические принципы исследования конфликтов.
  33. Конструктивное разрешение конфликтов: пути, условия и методы.
  34. Технологии управления конфликтами.
  35. Методы и этапы урегулирования конфликтов.
  36. Методы профилактики межличностных конфликтов.
  37. Социально-психологические условия предупреждения конфликтов.
  38. Общая характеристика внутриличностных конфликтов.
  39. Формы проявления и способы разрешения внутриличностного конфликта.
  40. Основные психологические концепции внутриличностных конфликтов.
  41. Информационные, коммуникативные, социально-психологические технологии регулирования конфликтов.
  42. Психологические признаки межличностных конфликтов.
  43. Основные подходы к изучению межличностных конфликтов.
  44. Управленческие конфликты и их классификация.
  45. Социальные конфликты, их классификация и характеристика.
  46. Переговорный процесс как способ разрешения конфликтов.
  47. Модели поведения партнеров в переговорном процессе.
  48. Манипулятивные технологии в переговорном процессе.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ

УКАЗАНИЯ

по самостоятельной работе студентов

и проведению семинарских (практических) занятий

Дисциплина: «Психология конфликта»

Специальность: «Таможенное дело»

Автор

Александр Иванович ПУСТОЗЁРОВ

Издано в авторской редакции

46