Семинарское занятие 1 тема: Развитие личности как педагогическая проблема

Основные понятия:

Человек – биосоциальное существо, обладающее речью, сознанием, высшими психическими функциями (мышлением, памятью …), способное создавать орудия труда, пользоваться ими в процессе общественного труда.

Индивид – биологический организм, носитель общих наследственных свойств биологического вида.

Конкретный человек со всеми присущими ему особенностями.

Личность — это социальная характеристика человека, указывающая на те качества, которые формируются под влиянием общественных отношений и общения с другими людьми.

Личность – социальный облик человека как субъекта общественных отношений и действий, отражающий совокупность социальных ролей, которые он играет в обществе.

Индивидуальность– конкретный человек с присущими только ему психофизиологическими свойствами.

Индивидуальность – особенная, непохожая на других личность в полноте духовных и физических свойств.

Наследственность – врожденные и унаследованные предрасположения. База развития.

Среда – реальная действительность, в условиях которой происходит развитие человека.

Социализация — процесс и результат усвоения и последующего активного воспроизводства индивидом социального опыта.

Воспитание – это организация жизнедеятельности индивида, регулирование возникающих при этом отношений и побуждение к осмыслению им жизненного опыта с позиций общечеловеческих ценностей. (А.И. Кочетов)

Воспитание – это сознательно организуемое взаимодействие педагогов и воспитанников, организация и стимулирование активной деятельности воспитуемых по овладению ими социальным и духовным опытом, ценностями, отношениями. (И.Ф. Харламов)

Активность личности – поведение личности, воспроизводящее или изменяющее условия жизнедеятельности и развивающее ее собственную организационную структуру и психику.

Развитие– процесс внутреннего изменения человека, обеспечивающий реализацию его жизненного потенциала и назначение.

Развитие – процесс диалектического перехода количественных изменений в качественные преобразования физических, интеллектуальных и духовных характеристик личности.

5 стр., 2006 слов

Основные психические процессы личности

... основана на инстинктах. Психика человека развивается в процессе трудовой активности. Цель данной работы - рассмотреть основные психические процессы личности. 1. Структура человеческой психики ... личности, мысль возникает сама по себе, то такой процесс называют непроизвольным. Произвольное воспроизведение, наоборот, происходит по желанию человека. Память у людей различается по уровню развития ...

Самоактуализация – максимальная реализация своих собственных возможностей.

Вопросы для обсуждения:

1. Понятие человека как личности и индивидуальности. Структура личности – одна из детерминант целей и содержания образования личности.

2. Основные факторы развития личности. Отечественные и зарубежные психологические концепции о роли воспитания в развитии и становлении личности (культурно-историческая теория, психоанализ, теория поведения, гуманистическая теория).

3. Особенности воспитания школьников разного возраста.

Темы рефератов:

1. Культурно-историческая теория развития личности Л.С.Выготского и задачи педагога.

2. Теория психосоциального развития Э.Эриксона и задачи педагога.

3. Теория развития личности (по выбору: психоанализ, теория поведения, гуманистическая теория) и задачи педагога.

Обязательная литература

  1. Воронов В.В. Педагогика школы в двух словах (конспект-пособие).

    М., 1997. — С.20-23.

  2. Подласый И.П. Педагогика. М.: Владос, 2003. С. 72-97, 100-125, 145-158.

или

  1. Харламов И.Ф. Педагогика. Мн., 2000. С. 66-88, 111-130.

Дополнительная литература

1. Бадмаев Б.И. Психология в работе учителя. В 2-х кн. М.: Владос, 2000. Т.

С. 13-20.

2. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. СПб, 2000. С. 170-183, 201-208

3. Годфруа Ж.. Что такое психология. Т.2.- М., 1992.- С. 29-45. (ксерокс)

4. Крысько В.Г. Психология и педагогика: Схемы и комментарии. М.:Владос, 2001. – С. 143, 147,149, 150, 263, 265.

5. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. М., 1996.—С. 182-197.

6. Поляков С.Д. Психопедагогика воспитания. М., 1996. (ксерокс)

7. Подласый И.П. Педагогика: 100 вопросов – 100 ответов. М.: Владос, 2002. С. 21-22, 50-80, 102-114.

8.Столяренко Л.Д. Основы психологии. Ростов-на-Дону, 1996. — С. 92-102.

9. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. С-Пб: Питер, 2000.

Вопросы для самопроверки по теме

  1. Почему для науки педагогики важно определить, что такое личность?
  2. Какие факторы влияют на развитие личности и чем различается их влияние?
  3. Какие точки зрения на развитие личности (концепции) существуют в психологии и педагогике?
  4. Что такое зона актуального развития и зона ближайшего развития личности? Как они связаны?
  5. Какие возрастные периоды можно выделить в развитии личности? Имеют ли они жесткие рамки?

КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ ПО ТЕМЕ

1. Заполните пропуски:

«… рождаются, … становятся, … отстаивают (доказывают) в течение жизни» (А.А.Асмолов, А.В.Петровский).

Слова для справок: человек, индивид, личность, индивидуальность.

2. Какие из данных ниже особенностей характеризуют человека как личность, а какие — как индивид?

8 стр., 3906 слов

Теория развития в гештальт-подходе

... взаимодействия. Несмотря на всю сложность, эта область представляется более перспективной для развития гештальт-теории. Поэтому в этом направлении и начнем двигаться. Для более последовательного и ... такая позиция усложнила жизнь гештальт-подходу – не только теории, которая оказалась неспособной описывать процесс развития, но и практике, которая пострадала от отсутствия возможности строить ...

Целеустремленность, упрямство, вдумчивость, высокая эмоциональ­ность, старательность, цельность, приятный голос, общественная активность, критичность ума, прекрасная дикция, средний рост, музыкальность, вспыльчивость, воспитанность, низкая адаптация к темноте, трудолюбие, плохая пространственная координация, голубые глаза, хороший слух, вни­мательность, подвижность.

3. Какие из приведенных свойств человека обусловлены, главным образом, социальными факторами, а какие биологическими?

Авторитет, речь, темперамент, мировоззрение, инстинкты, воля, убе­ждения, знания, задатки, идеалы, возрастные особенности чувств, тип нервной системы, способности, характер, зрительные свойства, механиче­ская память, логическая память, эмоции, мышление, внимание, ум, язык, музыкальный слух, творческое отношение к делу, равнодушие, агрессив­ность, гуманность.

4. Определить, в каком отношении находятся следующие пары понятий, и изобразить отношения между ними круговыми схемами:

индивид— индивидуальность; человек —индивид; человек — индивиду­альность; личность -—индивид; общество— личность; коллектив —/лич­ность; идеалы — личность; способности — личность.

5. Изобразите графически взаимодействие основных факторов развития личности:

С

А наследственность В

6. По мнению ученых, личность формируется и раскрывается в процессе активного взаимодействия человека с окружающей средой, в про­цессе деятельности и общения. Вместе с тем утверждается, что каждая личность представляет собой неповторимое сочетание антропологических (наследственных), психических и социальных черт, находящихся в нераз­рывной связи с конкретной ситуацией жизни данного индивида.

Можно ли говорить в этом случае о типологии личностей, в которой человек рассматривается как представитель одной из этих групп? Дайте обоснование своего суждения.

7. Покажите стрелками направление процесса воспитания личности в теории л.С.Выготского:

8. Выделите то высказывание, которое отражает вашу точку зрения, и докажите ее:

а) «От всякого воспитания, друг мой, спасайся на всех парусах»

(Вольтер, 16941778гг., Франция);

б) «Воспитание может все» (К.А.Гельвеций, 17151771гг., Франция);

в) «Воспитание сможет сделать многое, но оно не безгранично»

(В.Г.Белинский, 18111848гг., Россия).

9. Проанализируйте, что играет для вас решающую роль в достижении высоких результатов в учебе, и поясните вашу точку зрения:

а) хорошие природные данные; д) интерес к учебному предмету;

б) благоприятные материальные е) собственное упорство и

условия; трудолюбие;

в) семейное воспитание; ж) личность преподавателя;

г) поддержка и помощь друзей; з) другое____________________

7 стр., 3339 слов

Формирование процессов саморегуляции у младших дошкольников в ...

... условий, реализация которых в учебном процессе способствует целенаправленному формированию опыта творческой деятельности учащихся. Б) Обучение, ориентированное на формирование творческой деятельности. В) Дидактические условия формирования опыта творческой деятельности учащихся. · объект – это ответ … · предмет ...

10. В чем вы видите педагогический смысл русской пословицы «Человек – кузнец своего счастья»? Приведите примеры аналогичных народных изречений в вашем родном языке и прокомментируйте их.

Семинарское занятие 2 тема: Обучение как двусторонний процесс: сущность, функции, виды.

Основные понятия:

Процесс обучения – целенаправленный процесс организации и стимулирования активной учебно-познавательной деятельности учащихся по овладению научными знаниями, умениями и навыками, развитию творческих способностей, мировоззрения, нравственно-эстетических взглядов и убеждений. Современный словарь по педагогике. — С. 509.

Закономерности обучения – объективные, существенные, необходимые, общие, устойчивые и повторяющиеся при определенных условиях взаимосвязи.

Подласый И.П. Педагогика. Т. 1. — С. 420.

Закономерности обучения – объективно и постоянно существующие связи между явлениями.

Жук А.И., Казимирская И.И.,Жук О.Л. Жук, Коновальчик Е.А.

Основы педагогики: Учеб.пособие. – С.338

Функции обучения:

образовательная – формирование мотивации и опыта учебно-познавательной и практической деятельности, освоение основ научных знаний, ценностных ориентаций и отношений;

воспитательная – формирование определенных качеств человека, свойств и отношений человека;

развивающая – формирование и развитие психических процессов, свойств и качеств личности

Смирнов В.И. Общая педагогика в тезисах, дефинициях, иллюстрациях. — С. 330.

Функции обучения:

образовательная – формирование знаний, умений и навыков учащихся, усвоение ими законов, теорий, видов деятельности;

воспитательная – формирование взглядов, чувств, ценностей, черт характера, привычек поведения;

развивающая – развитие психомоторной, сенсорной, интеллектуальной, эмоционально-волевой, мотивационно-потребностной сферы личности.

Воронов В.В. Педагогика школы в двух словах. — С. 76.

Преподавание – упорядоченная деятельность педагога по реализации целей обучения, обеспечения информирования, воспитания, осознания и практического применения знаний.

Подласый П.И. Педагогика. Т.1. — С. 294

Преподавание – это планомерное руководство учителем учебной деятельностью ученика.

3 стр., 1002 слов

Идеи гуманизации образования в процессе педагогической коррекции ...

... воздействию [3], мы рассматриваем процесс педагогической коррекции МО не только как деятельность педагога, направленную на нравственное развитие ... гуманной личности в различных педагогических системах, концепции личностно-ориентированного обучения и воспитания направлены на решение общей цели – ... Шипициной Л.М Казаковой Е.И. СПб.: Ин-т спец. педагогики и психологии, 2000. Для подготовки данной работы ...

Прокопьев И.И., Михалкович Н.В. Педагогика. — С 276.

Учение – разновидность процесса познания.

Воронов В.В. Педагогика школы в двух словах. — С. 77

Учение – это и деятельность, и процесс усвоения учеником содержания образования как части общечеловеческой культуры.

Прокопьев И.И., Михалкович Н.В. Педагогика. — С 276.

.

Вопросы для обсуждения:

1. Процесс обучения: сущность, функции.

2. Структура процесса обучения. Преподавание и учение. Этапы деятельности учителя и ученика.

3. Виды обучения (сообщающее, проблемное, программированное) и их специфика.

Тема для реферата:

1. Внедрение информационных технологий в практику обучения.

2. Современные теории обучения (поэтапное формирование умственных действий; развивающее обучение) — по выбору.

Групповая работа: решение педагогических задач (см. схему решения и текст задач в приложении).

Основная литература

1. Подласый И.П. Педагогика. Т.1. — М.: Просвещение, 2003. — С. 292-314, 512-519.

или

2. Педагогика /Под ред. Пидкасистого П.И. — М., 1996. — С. 115-140, 146-172.

или

3. Воронов В.В. Педагогика школы в двух словах. — М., 1997. — С. 75-93.

или

4. Харламов И.Ф. Педагогика. – Мн., 2000. — С. 152-183.

Дополнительная литература

1. Педагогика /Под ред. Бабанского Ю.К. — М., 1983. — Глава 7.

2. Ильина Т.А. Педагогика. — М.: Просвещение, 1984. — Глава 13,17,18.

3. Зимняя И.А. Педагогическая психология. — Ростов-на-Дону: Феникс, 1997. Часть II, глава 2, § 1, § 2, 3.

4. Селевко Г.К. Технологии развивающего обучения //Школьные технологии. 1997. №4. — С.22-46.

5. Что такое система Занкова? /О дидактической системе развивающего обучения. //Частная школа. — 1997. — №1. — С.17-21.

Приложение:

Как решать педагогическую задачу.

Профессиональная деятельность педагога предполагает постоянное решение педагогических задач.

Педагогическая задача — результат осознания педагогом цели своей деятельности в условиях конкретной педагогической ситуации.

Педагогическая ситуация — объективное состояние педагогического процесса и педагогической системы в определенный период времени, когда имеется расхождение между желаемым и реально достигнутым уровнем развития личности учащегося.

В педагогической задаче, как и в любой задаче вообще, имеется два элемента:

1) известное, т.е. что дано (условие задачи);

2) неизвестное, т.е. что требуется найти и осуществить (вопрос: как? почему? зачем? что делать? каковы причины поступка? и пр.).

Решить педагогическую задачу — значит:

  • проанализировать ее условие (педагогическую ситуацию);
  • выявить и сформулировать педагогическую проблему (вопрос);
  • предложить возможные варианты решения (модели взаимодействия педагога и ученика);
  • выбрать оптимальный вариант решения и аргументировать его.

Схема решения педагогической задачи.

1. Анализ педагогической ситуации:

— общая характеристика педагогической системы (школы, класса, спортивной команды, группы туристов и пр.), в которой происходит действие (поло-возрастной состав, степень сплоченности группы, формальная и неформальная структура), и ее социального окружения (благоприятное или неблагоприятное влияние школьной, семейной и др. среды);

— характеристика субъектов деятельности (психологические особенности, черты характера, привычки поведения, ценности, мотивы, цели деятельности, взаимоотношения, состояние в данный момент).

2. Выявление и формулировка проблемы:

— обобщение исходных условий задачи;

— конкретизация условий, помогающих и мешающих решить задачу;

— определение проблемы (проблем), исходя из целей обучения и воспитания;

— выявление информации, недостающей для решения проблемы, и способов ее получения.

3. Поиск вариантов решения задачи:

— проектирование и обоснование решения задачи на теоретическом уровне путем привлечения знаний педагогики, психологии и др. наук;

— прогнозирование конкретных педагогических действий по порядку и по содержанию (во-1-х, сделаю то-то и потому-то; во-2-х и т.д.);

— формулировка альтернативных решений, их сравнение и оценка с точки зрения возможных последствий (если поступить так, то возможны такие-то ответные действия со стороны учеников);

— выбор и аргументация оптимального плана педагогической деятельности с точки зрения степени достижения результата.

4. Анализ и оценка результатов педагогической деятельности с точки зрения изменения в развитии личности ученика (в случае практического решения задачи).

Проанализируйте следующие педагогические ситуации и ответьте на вопрос:

Что делать? Как правильно поступить, не унизив себя и не ущемив достоинства ребенка, не посягнув на его права и свободу и не проявив собственную педагогическую и человеческую беспомощность?

  1. Учитель объясняет новый материал по теме: “Великая Отечественная война 1941-1945гг.”. Вдруг один из учеников громко говорит: “А расскажите о Гитлере!” …
  2. В письменной работе творческого характера, выполненной старшеклассницей, учитель находит какую-то нелепость или грубую ошибку (например, “Рафаэло” вместо “Рафаэль”, “оскетизм” вместо “аскетизм”) …
  3. Урок химии в 9 классе. Учитель пишет на доске формулу за формулой. Вдруг один из учеников встает и громко спрашивает: “А зачем нам все это надо?” …
  4. Словесник и физик заболели. У детей уже третий урок иностранного языка …

Вопросы для самопроверки по теме

  1. Дайте определение понятия процесса обучения.
  2. Раскройте понятие «закономерности обучения».
  3. Назовите основные функции обучения.
  4. Что такое закономерности процесса обучения; перечислите основные закономерности.
  5. Назовите основные виды обучения.

Контрольные задания по теме 3

  1. Определите иерархию следующих понятий: педагогика, дидактика, частная методика. Представьте схему отражающую эту иерархию.
  2. Что является движущей силой обучения:
  3. ответственность учащихся за свои знания;
  4. требования учителей, предъявляемые школьникам;
  5. противоречие между возможностями ученика и его потребностями;
  6. понимание учащимися необходимости получения образования;
  7. ваш вариант ответа.
  8. Какая из приведенных ниже схем отражает структуру процесса обучения? Дайте пояснения.

а б

Процесс обучения Процесс обучения

деятельность

учителя

деятель-

ность

учителя

деятель-

ность

ученика

деятельность

ученика

Семинарское занятие 3 тема: Сущность процесса воспитания и самовоспитания.

Основные понятия:

Воспитание – специально организованный и управляемый процесс формирования человека, осуществляемый педагогами в учебно-воспитательных учреждениях и направленный на развитие личности.

Современный словарь по педагогике. М., 2001. С. 84.

Самовоспитание – формирование человеком своей личности в соответствии с поставленной целью.

Современный словарь по педагогике. М., 2001. С. 679

Перевоспитание – это перестройка установок, взглядов и способов поведения, противоречащих этическим нормам и требованиям общества.

Воронов В.В. Педагогика школы в двух словах. М., 1997. С.29

Концепция — совокупность идей, взглядов, принципов, отражающих научно-теоретическую сущность какого-либо явления или процесса.

Основы педагогики /А.И. Жук, И.И. Казимирская и др. М., 2003. С. 339

Закономерность– объективно и постоянно существующие связи между явлениями действительности.

Основы педагогики /А.И. Жук, И.И. Казимирская и др. М., 2003. С. 338.

Принципы воспитания – общие требования к воспитанию, определяющие воспитательный процесс посредством норм, правил, рекомендаций по разработке, организации и проведению воспитательной работы.

Воронов В.В. Педагогика школы в двух словах. М., 1997. С.25

Социализация – усвоение и воспроизводство человеком культурных ценностей, социальных норм, установок, образцов поведения, его саморазвитие и самореализация в том обществе, в котором он живет.

Основы педагогики /А.И. Жук, И.И. Казимирская и др. М., 2003. С. 245

Культура поведения– совокупность форм повседневного поведения человека (в труде, в быту, в общении), в которых находят внешние выражения моральные и эстетические нормы этого поведения.

Современный словарь по педагогике. М., 2001. С. 363

Вопросы для самостоятельного изучения и повторения:

  1. Понятие процесса воспитания и самовоспитания: сущность, особенности, структура.

  2. Концепция воспитания детей и учащейся молодежи в РБ о целях, принципах и содержании воспитания школьников.
  3. Зарубежные модели воспитания.

Вопросы для обсуждения на семинаре:

  1. Почему процесс созидания Человека, Личности требует целостности и в чем она состоит?
  2. Общеизвестна крылатая фраза А.П. Чехова: “В человеке все должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли”. Реальна ли эта мечта?
  3. В чем сходство и различие социализации и воспитания, социальности и воспитанности?
  4. Может ли быть успешным воспитание без самовоспитания и самовоспитание без воспитания?
  5. В чем проявляется субъектность позиции ученика, студента в воспитательном процессе?
  6. По каким критериям можно анализировать ход и результаты процесса воспитания?
  7. Какие проблемы воспитания существуют в Республике Беларусь на современном этапе?

Основная литература

1.Воронов В.В. Педагогика школы в двух словах. — М., 1997. С. 24-34.

или

2.Подласый И.П. Педагогика. Т. 2. — М., 1999. С. 5-59.

и

3.Концепция воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь. /Организация и стимулирование самостоятельной работы студентов по педагогике. И.И. Казимирская, А.В. Торхова. –Мн.: «Бестпринт», 2004. С.282-301.

Дополнительная литература

1. Педагогика /Под ред. П.И.Пидкасистого — М.,1996. С. 344-371.

2. Харламов И.Ф. Педагогика. — Мн., 1997. Глава 17. С. 288-296.

3. Праблемы сучаснага выхавання. Аб новай канцэпцыi выхавання дзяцей i навучэнскай моладзi ўРэспублiцы Беларусь //Народная асвета. 1999. № 10. С. 3-10.

4. Программа развития воспитания в системе образования России на 1999-2000г. //Воспитание школьников. 2000. № 1. С. 6-9; № 2 . С. 2-7; № 3 . С. 2-11.

5. Рэкамендацыiпа арганiзацыiвыхаваўчай работы ў 2000-2001 навуч. годзе //Пазашкольнае выхаванне. 2000. № 5. С. 3-9

6. Основные направления совершенствования воспитания детей и молодежи в системе учреждений внешкольного образования и воспитания //Пазашкольнае выхаванне. 2000. № 5. С. 10-15.

Вопросы и задания для самопроверки к занятию

1.Какой вариант определения процесса воспитания, наиболее полно отражает современное понимание его сущности? Почему?

А. Процесс воспитания – это целенаправленное и специально организованное руководство воспитанием школьников в соответствии с социальным заказом общества.

Б. Процесс воспитания – это целенаправленное и специально организованное взаимодействие воспитателей и воспитанников, конечной целью которого является формирование личности школьника.

В. Процесс воспитания – это целенаправленный процесс формирования личности в условиях специально организованной воспитательной системы, обеспечивающей взаимодействие воспитателей и воспитанников.

2.Проклассифицируйте перечисленные утверждения, определив те из них, которые относятся к особенностям процесса воспитания, и те, которые являются принципами его организации.

Целенаправленность

Многофакторность.

Уважение личности

Длительность

Комплексность

Двусторонний характер

Опора на положительное в школьнике

Сложность

Отдаленность результатов

Непрерывность

Вариативность результатов

Единство воспитательных воздействий школы, семьи, общества.

Личностный подход

Гуманизация и демократизация воспитания

Общественная направленность воспитания

Связь воспитания с жизнью и трудом.

Ориентация на потребности ребенка

Воспитания в коллективе

Особенности ПВ

Принципы ПВ

3. Впишите пропущенные названия структурных компонентов в системы воспитательного процесса, выделенные по разным критериям

Овладение знанием норм и правил

Формирование чувств

Формирование поведения

Формирование отношений

Формирование общей направленности

Проектирование процесса воспитания

Организация деятельности

контроль

4.Используя знания по истории педагогики, проклассифицируйте основные направления в содержании воспитания, обозначенные в Концепции воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь

Традиционные направления

Современные направления

5. Решение педагогических задач

Учительство конца ХХ и начала ХIХ вв. столкнулось с проблемой подростковой жестокости, наркоманией, алкоголизмом, обострением в межнациональном общении и др.

Задание.

1. Проанализируйте социальные и педагогические факторы, обусловившие появление “зоны риска” в жизнедеятельности современных школьников. Используйте материалы “Концепции воспитания детей и учащейся молодежи в РБ” (“Введение” и раздел 1 — “Состояние воспитательной работы на современном этапе”).

При анализе учтите сокращение периода современного детства, изменение системы общения в больших микрорайонах, архитектурного облика “родного дома”, системы ценностных ориентаций.

2. Предложите возможные варианты решения задач воспитания школьников в сложившейся ситуации с учетом действия названных факторов. Используйте материалы “Концепции воспитания детей и учащейся молодежи в РБ” (раздел 2-4 – «Фундаментальные основы образования и воспитания», «Национальная система непрерывного образования и воспитания», «Условия эффективного осуществления образования и воспитания»).

Семинарское занятие 4 тема: Воспитательная работа классного руководителя

Основные понятия:

Классный руководитель – непосредственный и основной организатор учебно-воспитательной работы в школе, официальное лицо, назначаемое директором школы для осуществления воспитательной работы в классе.

Воронов В.В. Педагогика школы в двух словах. М., 1997.С. 60.

Классный руководитель – истинный педагог в самом полном и исходном значении этого слова.

Щуркова Н.Е. Классное руководство: Настольная книга. М., 1999. С.10.

Функции классного руководителя:

  • всестороннее изучение и воспитание учащихся,
  • оказание им помощи в учении и развитии,
  • решение проблем профессионального самоопределения,
  • взаимодействие с родителями и помощь им в воспитании детей,
  • взаимодействие с учителями класса в решении педагогических задач,
  • контроль за успеваемостью, посещением и поведением учащихся.

Воронов В.В. Педагогика школы в двух словах. М., 1997.С. 60-61.

Функции классного руководителя:

  • обустройство школьной жизнедеятельности класса,
  • организация предметной деятельности класса,
  • организация духовной деятельности по осмыслению жизни,
  • стимулирование и организация личностного развития школьников,
  • связь с семьей учащихся,
  • работа с индивидуальностью школьника.

Щуркова Н.Е. Классное руководство: Настольная книга. М., 1999. С.35-58

Основные направления работы:

  • индивидуальная работа со школьниками;
  • организация коллективной деятельности и общения;
  • организация воспитывающей среды;
  • организация повседневного быта учащихся;
  • координация взаимодействия с родителями, учителями-предметниками, психологом, социальным педагогом.

Справочник заместителя директора школы по воспитательной работе. М., 1999. С.22-23

Вопросы для обсуждения:

1. Задачи и содержание работы классного руководителя.

2. Планирование воспитательной работы классным руководителем.

3. Подготовка и проведение коллективных творческих дел (классных собраний).

4. Взаимодействие классного руководителя с семьей школьника.

Темы для реферата:

1. Роль классного руководителя в управлении процессом развития личности школьника.

2. Личность классного руководителя современной школы.

3. Классное собрание глазами американского учителя.

Вопросы для дискуссии:

  1. Когда школьники говорят о классном руководителе: «Нам повезло!», что они подразумевают?

Практическое задание:

1. Проанализируйте тематику родительских собраний 1-4 классов, 5-9 классов, 10-11 классов и определите специфику работы классного руководителя с родителями школьников разного возраста (см. Дереклеева Н.И. С. 16-38).

2. Подберите наиболее актуальные, с Вашей точки зрения, проблемы для обсуждения с учащимися 1-4, 5-9, 10-11 классов.

3. Закончите предложение: «Успех в работе классного руководителя зависит от…»

Основная литература

  1. Палажэнне аб класным кiраўнiку агульнаадукацыйнай школы //Настаўнiцкая газета 22.08.92г.

и

  1. Харламов И.Ф. Педагогика. Мн.: Унiверсiтэцкае, 2002. (2000).

    С 531-547.

или

  1. Харламов И.Ф. Педагогика. М.: Гардарики, 2002. С 486-502.

или

  1. Воронов В.В. Педагогика школы в двух словах. М., 1997. С. 60-62.

и

  1. Кашлев С.С. Современные технологии педагогического процесса. Мн., 2002. С.59-69.
  2. Иванов И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел. М., 1989.

Дополнительная литература

  1. В помощь классному руководителю. Мн., 2003. 175 с.
  2. Глассер У. Классные собрания (ксерокопия из кн. “Школы без неудачников”).

    М., 1991.

  3. Дереклеева Н.И. Направление работы классного руководителя с семьей и учащимися: Методические рекомендации. Мн.: Бестпринт, 1998.
  4. Казимирская И.И. Организация и стимулирование самостоятельной работы студентов по педагогике. Мн., 2004. С.149-151.
  5. Маленкова Л. Классный руководитель: содержание деятельности. //Народное образование. 1998. № 9-10. С 47-50.
  6. Справочник заместителя директора школы по воспитательной работе. М., 1999. С.22-29.
  7. Щуркова Н.Е. Классное руководство: Настольная книга. М., 1999. С.9-31, 35-58, 113-128, 133-158, 161-177, 202-214.
  8. Чарней Р. Как научить детей заботе и отзывчивости // Народное образование. 1998. № 9-10. С.83-92.

9. Чарней Р. Классные собрания. //Народное образование. 1999. № 1-2. С 233-235.

Вопросы для самопроверки

  1. Чем обусловлено введение в школе классного руководства и какие основные функции выполняет классный руководитель?
  2. Какие обязанности возлагаются на классного руководителя в школе на современном этапе?
  3. Какой должна быть работа классного руководителя по изучению учащихся?
  4. Какую работу необходимо проводить классному руководителю по созданию ученического коллектива?
  5. Какие виды и формы организации деятельности школьников вы можете назвать?
  6. Какие методические положения должны лежать в основе планирования классным руководителем воспитательной работы?
  7. Перечислите основные формы взаимодействия классного руководителя с семьей учащихся. Какие из них, на ваш взгляд, наиболее эффективные?
  8. По каким критериям вы бы определяли эффективность работы классного руководителя?

Контрольные задания

  • Педагогическая литература переполнена попытками обозначить качество, без наличия которых нет успеха в воспитательной работе классного руководителя. Назовите не менее 10 таких качеств и проанализируйте их.
  • Представьте, что потомки создают Ваш профессиональный портрет. Каких «страшных черт», свойственных сегодня некоторым классным руководителям там не будет?
  • Внимательно прочитайте схему «ролевого репертуара» учителя из книги писателя и врача-терапевта В.Леви «Искусство быть другим» — М., 1968. – С. 78. и укажите с коротким комментарием, в каких ролях выступает классный руководитель в средних и старших классах. Отличаются ли эти роли?

1. Разделяете ли Вы точку зрения, что хорошая подготовка к воспитательному делу – половина его успеха?

Что, на Ваш взгляд, и в какой последовательности необходимо делать классному руководителю на этапе подготовки к воспитательному мероприятию? (П.И..Пидкасистый, М.А.Портнов Искусство преподавания. – М., 1998. – С. 177-179.)

2. Осуществите целевой самоанализ педагогической направленности личности классного руководителя, ответив на вопросы.

Чем лично вы можете увлечь ребят?

Каков маршрут ваших возможных путешествий, в том числе и с детьми? Где вы были, где хотели бы побывать снова, куда хотели бы попасть?

Каков круг ваших литературных интересов?

Каков круг ваших музыкальных предпочтений?

Занимались ли вы каким-нибудь коллекционированием? Что это дало вам?

Какова ваша любимая история?

3. Установите соответствие между понятиями, выразите свое мнение по следующим вопросам:

Какие методы и формы воспитания наиболее часто применяются в школах (вузах) вашей страны?

Какие методы и формы вы считаете наиболее эффективными для воспитания современной молодежи и почему?

Методы и формы организации пв

  1. Пример

  2. упражнение

  3. Викторина

  4. Требования

  5. Экскурсия

  6. Беседа

  7. Конкурс

  8. Диспут

  9. Поход

  10. Поручение

А. Методы воспитания

Б. Формы воспитания

Ответ: А. ______________________________________________________________

Б. ______________________________________________________________

Семинарское занятие 5 тема: Основы семейного воспитания.

Основные понятия:

Семья – основной институт социализации личности; в основе семьи лежат брачные отношения, в которых находит проявление естественная и социальная природа человека. Семья – это материальная и духовная сфера социальной жизни.

Андреева Т. Семейная психология. СПб, 2004. С.75.

Семья – это общность людей, основанная на единой общесемейной деятельности людей, связанных узами супружества – родительства — родства, и тем самым осуществляющая воспроизводство населения и преемственность семейных поколений, а также социализацию детей и поддержание существования членов семьи.

Андреева Т. Семейная психология. СПб, 2004. С.76

Семья – это система, в которой все взаимосвязано, единое целое, единый психологический и биологический организм.

Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. СПб., 1999. С. 181.

Неблагополучная семья – это семья, где имеются явные дефекты в воспитании детей.

Куликова ТА. Семейная педагогика и домашнее воспитание. М., 1999. С. 52

Воспитательный потенциал семьи – это множественная характеристика, включающая и отражающая разные условия и факторы жизнедеятельности семьи, который определяют ее воспитательные предпосылки, и могут в большей или меньшей степени обеспечить успешное развитие личности ребенка.

Куликова ТА. Семейная педагогика и домашнее воспитание. М., 1999. С. 45

Факторы, определяющие воспитательный потенциал семьи: социально-культурный, социально-экономический, технико-гигиенический, демографический.

Куликова ТА. Семейная педагогика и домашнее воспитание. М., 1999. С. 45

Вопросы для обсуждения:

1. Семья как основной институт социализации личности, её функции и воспитательные задачи.

2. Принципы и правила семейного воспитания, его содержание, формы и методы.

3. Взаимодействие семьи и школы в воспитании ребенка.

Темы для реферата:

1. Традиции семейного воспитания в странах мира (по выбору студентов).

2. Подросток в семье, особенности его воспитания.

3. Неблагополучная семья: проблемы, пути их разрешения.

Литература

  1. Подласый И.П. Педагогика. М.: Владос, 1999. Кн.2, С.189-254.
  2. Педагогика /Под ред. Пидкасистого. М., 1996. С 436-465.
  3. Жук А.И., Казимирская И.И. Основы педагогики. – Минск: Аверсев, 2003. С. 176-202.
  4. Дереклеева М.И. Направления работы классного руководителя с семьей и учащимися. – Минск: Бестпринт, 1998.
  5. Карпович Т.Е. Основы педагогики в схемах, таблицах, комментариях. – Минск: МГЛУ, 2004. С.77-82.
  6. Харламов И.Ф. Педагогика. Мн.: Унiверсiтэцкае, 2000. С 489-504.

Дополнительная литература

  1. Андреева ТВ. Семейная психология. СПб, 2004. С. 166-187, 207-212.
  2. Байярд Р.Т., Байярд Д. Ваш беспокойный подросток. М., 1991.
  3. Ковалев А.Г. Психология семейного воспитания. М., 1988. С. 20-33.
  4. Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание. М,, 1999. С 22-147.
  5. Чэчат В.У. Педагогiка сямейнага выхавання. Мн., 1995.
  6. Эйдемиллер Э.Г., Добряеков И.В., Никольская И.М. Семейный диагноз и семейная психотерапия. – СПб: Речь, 2003.

Вопросы для самопроверки

  1. Что такое семья и каковы ее общественные функции? Какую из них вы считаете важнейшей в современном обществе? Все ли названные функции были присущи семье за всю историю ее существования?
  2. Что понимается под семейным воспитанием? Какие явления и процессы оно включает?
  3. Чем объясняется значительная роль семейного воспитания в развитии и формировании личности?
  4. Какими направлениями воспитания детей следует, на ваш взгляд, заниматься в семье в первую очередь?
  5. Как организуется воспитание детей в семье? Использование каких методов и форм воспитания будет наиболее эффективным в условиях семьи?
  6. Что включает в себя педагогическая культура родителей? Как вы думаете, от чего она зависит?
  7. Каковы условия успешного семейного воспитания? Какие из них, на ваш взгляд, имеют первостепенное значение?
  8. Какие проблемы современной семьи вы могли бы назвать? Что, по вашему мнению, необходимо для их разрешения?

Контрольные задания

  1. Назовите:

а) признакисемьи как малой социальной группы………………………………

б) функциисемьи в современном обществе……………………………………..

в) направления семейного воспитания…………………………………………..

г) методы семейного воспитания………………………………………………..

2. Проанализируйте высказывание и выразите свое согласие/несогласие с автором. В чем вы видите основные задачи родителей в воспитании детей?

«Наша задача не в том, чтобы сделать себя необходимыми нашим детям, а, напротив, в том, чтобы помочь им научиться, по возможности скорее, обходиться без нас». (К. О. Конради)

3. Прочитайте русские пословицы, которые отражают три подхода к воспитанию детей в семье: авторитарный, демократический, либеральный. Разделите пословицы на три группы и будьте готовы устно охарактеризовать эти подходы. Приведите примеры подходящих по смыслу народных изречений в вашем родном (иностранном) языке.

А. Пусти детей на волю, сам будешь в неволе.

Б. Понуканье – не воспитанье.

В. Чем бы дитя ни тешилось, лишь бы не плакало.

Г. Верная указка не кулак, а ласка.

Д. Люби сына, как душу, но колоти, как грушу.

4. Проанализируйте высказывания о роли матери и отца в семейном воспитании. Согласны ли вы со сказанным? Дополните таблицу собственными суждениями по этому поводу:

Роль матери

в семейном воспитании

заключается в:

Роль отца

в семейном воспитании

заключается в:

1) развитии эмоциональной сферы ребенка через любовь и привязанность

1) развитии у детей требовательности к себе и другим

2) создании благоприятной семейной атмосферы для воспитания и развития ребенка

2) воспитании у детей ответственности перед семьей, родными, соотечественниками, обществом в целом

3) помощи ребенку в приобретении положительного жизненного опыта через общение, игру, познание, труд

3) воспитании уважения к матери, женщине, готовности защитить ее и свое достоинство

4) воспитании у детей таких качеств, как……………………………………

4) воспитании у детей таких качеств, как…………………………

5. Изучите советы родителям по организации трудового воспитания детей в семье. Дополните их 1–2 собственными рекомендациями.

  • Систематически приучайте ребенка к самостоятельному труду.
  • Вырабатывайте ответственность за выполненную работу.
  • Продумайте для ребенка постоянное трудовое поручение.
  • Учите ребенка уважительно и бережно относиться к труду старших.
  • Не наказывайте детей трудом, чтобы не вызвать негативного отношения к нему.
  • …………………………………………………………………………………

6. Существует точка зрения, что в воспитании детей следует придерживаться стратегии «кнута и пряника». За что же не следует наказывать и поощрять детей, чтобы эта стратегия принесла достойные плоды?

7. Обсудите в группе, как необходимо реагировать родителям в следующих педагогических ситуациях, и предложите свою стратегию поведения.

А. Вы отказались купить игрушку своей 2-летней дочери, и она устраивает истерику в супермаркете.

Б. Ваш 3-летний сын не дает вам руку, когда нужно переходить дорогу, и убегает от Вас.

В. Вы обнаружили, что после похода в гости ваш 4-летний ребенок прихватил с собой чужую игрушку.

Г. Ваш 5-летний ребенок отказывается поделиться игрушками с другими детьми, пришедшими к нему в гости.

Д. Вы замечаете, что ваш 7-летний сын очень неохотно садится за уроки и долго не может приступить к работе.

Е. Вы обнаружили, что ваша 10-летняя дочь уже не впервые не выполнила порученную ей работу по дому (полить цветы, вымыть посуду, протереть пыль и т.п.).

Ж. Случайно заглянув в портфель своего 14-летнего сына, вы нашли там сигареты.

З. Ваша 16-летняя дочь увлеклась дискотеками и часто возвращается домой позже назначенного срока.

8. Заполните таблицу, отражающую вашу точку зрения на преимущества и ограничения семейной жизни современного человека. Полученные результаты сравните с результатами других студентов в группе и сделайте выводы о степени привлекательности семьи для современной молодежи в целом, юношей и девушек в частности. Обоснуйте свой ответ.

К преимуществам семейной жизни

я отношу:

Ограничения семейной жизни

я вижу в:

Семинарское занятие 6 тема: Педагогические конфликты и их преодоление.

Основные понятия:

Конфликт — столкновение противоположных взглядов, оппонентов, или субъектов взаимодействия, чреватый осложнениями и борьбой.

Журавлев В.И. Основы педагогической конфликтологии. М., 1995.

Конфликт в педагогической деятельности часто проявляется как стремление учителя утвердить свою позицию и как протест ученика против несправедливого наказания, неправильной оценки его деятельности, поступка.

Рыбакова М.М. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе. М.,1991. С. 44

Педагогический конфликт — возникает в разнообразных ситуациях общения, как результат обострения межличностных противоречий учителя и учащихся. Его основными структурными компонентами являются: субъект, объект, предмет, инцидент, конфликтные действия, поступки, отношения.

Профилактика конфликтогенности педагогического общения обеспечивается гармонизацией межличностных отношений, демократизацией и гуманизацией стиля учебно-воспитательного взаимодействия.

Рыданова И.И. Педагогические конфликты: пути преодоления. М.,1998. С. 16.

Конфликт — столкновение между субъектами социального взаимодействия, характеризующее их противоборством на основе противоположно направленных мотивов или суждений.

Емельянов С.М. Практикум по конфликтологии СПб., 2004. С. 396.

Предмет конфликта – то, из-за чего возник конфликт.

Емельянов С.М. Практикум по конфликтологии СПб., 2004. С. 396.

Управление конфликтом – целенаправленное, обусловленное объективными законами, воздействие на динамику конфликта в интересах развития или разрушения той социальной системы, к которой имеет отношение данный конфликт

Емельянов С.М. Практикум по конфликтологии СПб., 2004. С. 397

Вопросы для обсуждения:

1. Понятие педагогического конфликта. Объект, предмет, субъект, инцидент в его структуре.

2. Особенности педагогических конфликтов в младшем, среднем и старшем школьном возрасте.

3. Педагогическое управление процессом преодоления деловых и межличностных конфликтов.

4. Конструктивность разрешения педагогических конфликтов и ее показатели.

Тема для реферата:

1. Стратегии управления педагогическими конфликтами.

2. Такт учителя в преодолении межличностных конфликтов с учащимися.

3. Стрессогенные конфликты в зарубежной школе.

Основная литература

  1. Сластенин А.В., Каширин В.П. Психология и педагогика. – М.: Академия, 2001. – С. 409-419.
  2. Рыбакова М.М. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе. М.,1991. С. 43-54; 86-100.
  3. Рыданова И.И. Педагогические конфликты: пути преодоления. М.,1998. С 7-39.
  4. Рудакова И.А. Конфликтология для педагогов. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. – С.5-7, 33-46, 83-104.
  5. Щуркова Н.Е. и др. Новые технологии воспитательного процесса. М.,1994. С.69-76.
  6. Противоречия школьного воспитания: 7 проблем – 7 решений. /Под ред. Проф. Е.Н.Щурковой. – М.: «Пед.об-во», 1998. – С. 41-53..
  7. Казимирская И.И., Торхова А.В. Организация и стимулирование самостоятельной работы студентов по педагогике. – Мн.: Бестпринт, 2004. – С. 216-219, 340-341.

Дополнительная литература

  1. Анцупов А.Я. Профилактика конфликтов в школьном коллективе. М., 2003. С. 33-45; 51-65; 94-114.
  2. Вишняков Н.Ф. Конфликтология. – Мн., 2002. – С. 7-12; 19-22; 72-86.
  3. Емельянов С.М. Практикум по конфликтологии. М., 2004. С. 14-19; 30-33; 124-127.
  4. Журавлев В.И. Основы педагогической конфликтологии. М., 1995. С. 51-99
  5. Лукашонок О.Н., Шуркова Н.Е. Конфликтологический этюд для учителя. М., 1998. С. 13; 32-44.
  6. Чернышов А.С. Практикум по решению конфликтных педагогических ситуаций. М., 1998. С. 6-27.
  7. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. СПб., 1998. С. 6-35.
  8. Шейнов В.П. Конфликты в нашей жизни и их разрешение. Мн., 1997. С. 11-25

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

  1. Что представляет собой конфликт и как он возникает?
  2. Неизбежны ли конфликты в общении учителя и учащихся?
  3. В какой возрастной группе учащихся растет число конфликтов с учителем?
  4. Перечислите основные стратегии управления конфликтами.
  5. Почему принятие воспитателем ребенка таким, каков он есть, предупреждает педагогические конфликты?

КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ

1. Впишите определения понятий:

Педагогический конфликт – это …

Инцидент в педагогическом конфликте – это …

Объект в педагогическом конфликте — …

2. Дополните графическую схему:

= +

3. Закончите предложение:

Столкновение противоположных потребностей, мотивов, мыслей, чувств и действий, вызывающее всплеск отрицательных эмоций, называется …

4 Прокомментируйте мысль В.А.Сухомлинского: «Одна из бед школьного воспитания заключается в том, что педагог уж слишком много приказывает, повелевает, требует. Если ребенок, особенно в подростковом возрасте, слышит от воспитателя только приказы, это связывает его духовные силы».

(В.А.Сухомлинский. Разговор с молодым директором школы. – М., 1982. – С. 130.)

Имеется ли связь авторитарности и конфликтности учителя? Приведите факты, подтверждающие Вашу точку зрения.

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ

1. Смоделируйте конфликтные ситуации в системах: учитель — учащиеся, учитель — группа, учитель — родители, учитель — учитель.

2. Приведите примеры конструктивного разрешения педагогических конфликтов.

3. Выполнить практические задания (по выбору преподавателя и студентов) из книги «Педагогические конфликты: пути преодоления» Рыданова И.И. С. 43-47.