Семинарские занятия по психологии (раздел общая психология)

Семинар №1

Общая характеристика психологии как науки

Основные направления и школы психологии (6 ч)

  1. Предмет, объект, задачи общей психологии
  2. Методы психологического исследования
  3. Происхождение и развитие психики в филогенезе.
  4. Историческое изменение предмета психологии:
    1. Донаучное представление о душе;
    2. Материалисты и идеалисты Древней Греции о душе (Демокрит, Сократ, Платон, Аристотель);
    3. Сознание как предмет психологии (Декарт, Дж. Локк);
    4. Возникновение психологии как науки (В.Вундт);
    5. Психоанализ и бессознательное как предмет психологии (З.Фрейд, К. Юнг, А.Адлер);
    6. Бихевиоризм и поведение как предмет психологии (Дж. Уотсон, Толмен, Скиннер);
    7. Когнитивная психология и процесс переработки информации как предмет психологии;
    8. Гештальт- психология и сознание как предмет психологии;
    9. Гуманистическая психология (А.Маслоу, К. Роджерс)
  5. Вклад отечественных психологов в развитие психологии (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн).

Дополнительная литература:

1. Годфруа Ж. Что такое психология?-М.,1992,-Т.1, гл.5.

2. Грановская Р.М. Элементы практической психологии.-Л.,ЛГУ,1984

3. Лурия А.Р. Ощущения и восприятие.-М.,1975.

4. Хрестоматия по психологии: ощущение и восприятие.-М.,МГУ,1976.1

5. Популярная психология (хрестоматия) / под. ред. Мироненко В.В. — М.: Просвещение. 1990

6. Гиппенрейтор Ю.Б. Введение в общую психологию.

7. Петровский А.В. Общая психология.-М.,1976.

Семинар № 2 Познавательные процессы (4 часа) Ощущения. Восприятие

Теоретические вопросы:

1.Понятие об ощущениях: роль в жизни человека, физиологическая основа, классификация, свойства.

2.Изменение чувствительности, пороги чувствительности.

3.Понятие о восприятии, свойства восприятия.

4.Восприятие пространства.

8 стр., 3726 слов

Муз.психология 1 семинар

... средству этического воздействия, Аристотель отдает предпочтение перед всеми остальными объектами чувственного восприятия. “Ведь даже одна мелодия без сопровождения ее словами, заключает в ... приносить человеку наслаждение, также определила ее все возрастающую роль в развитии психики. Экспрессивность (экспрессивную функцию) музыки можно считать наиболее важной предпосылкой формирования ...

5.Восприятие времени и движения.

6. Основные законы восприятия и их определение.

7. Иллюзии восприятия

Задание для самостоятельной работы:

  1. Заполните таблицу:

Основные свойства сенсорных процессов

Модальность

Чувственный орган и рецепторы

Качество ощущений

  1. Выписать определения: адаптация, сенсибилизация, синестезия и привести примеры.
  2. Сравните процессы ощущения и восприятия и заполните таблицу:

Ощущение

Восприятие

1.Сущность

2.Физиологическая

Основа

3.Особенности процесса

4.Результат процесса

Дополнительная литература:

1. Годфруа Ж. Что такое психология?-М.,1992,-Т.1, гл.5.

2. Грановская Р.М. Элементы практической психологии.-Л.,ЛГУ,1984

3. Лурия А.Р. Ощущения и восприятие.-М.,1975.

4. Хрестоматия по психологии: ощущение и восприятие.-М.,МГУ,1976.i

5. Популярная психология (хрестоматия) / под. ред. Мироненко В.В. М.: Просвещение. 1990

Семинар №3 (2 часа) Память

Теоретические вопросы:

  1. Общее представление о памяти, классификация памяти.

  2. Основные процессы памяти: запоминание, сохранение, воспроизведение.
  3. Способы эффективного запоминания.
  4. Приемы мнемотехники.
  5. Приемы развития памяти.

Дополнительная литература:

  1. Грановская Р.М. Элементы практической психологии.-Л.,ЛГУ,1984.

  2. Годфруа Ж. Что такое психология?-М.,1992.-Т.1.
  3. Лурия А.Р. Внимание и память.-М.,1975.
  4. Хрестоматия по психологии: память.-М.,1996.
  5. Популярная психология (хрестоматия) / под. ред. Мироненко В.В. М.: Просвещение. 1990

Семинар № 4 (2 часа) Внимание

  1. Понятие о внимании, функции, физиологические основы (принцип доминанты).
  2. Основные свойства внимания и его виды.
  3. Расстройства внимания.
  4. Способы развития и формирования внимания.

Дополнительная литература:

  1. Грановская Р.М. Элементы практической психологии.-Л.,ЛГУ,1984.
  2. Годфруа Ж. Что такое психология?-М.,1992.-Т.1.
  3. Лурия А.Р. Внимание и память.-М.,1975.
  4. Хрестоматия по психологии: память.-М.,1996.
  5. Популярная психология (хрестоматия) / под. ред. Мироненко В.В. М.: Просвещение. 1990

Семинар №5. Мышление, воображение, интеллект (4 часа)

Теоретические вопросы:

1.Общая характеристика мышления, виды мышления.

2.Формы мышления и мыслительные операции.

3.Процесс решения задач.

4.Понятие воображения, его функции и особенности. Виды воображения.

5.Средства создания образа (агглютинация, заострение и др.)

6. Понятие интеллекта в психологии: определение, тесты на интеллект.

7. Творческое мышление и воображение.

Задания для самостоятельной работы:

  1. Классификация мышления.

Выпишите виды мышления и их определения:

  • По форме:
  • По степени новизны и оригинальности:
  • По характеру решаемых задач:
  • По степени развернутости:
  • По количеству решений:
  1. Выпишите основные мыслительные операции и дайте их определения.
  1. Выпишите этапы решения мыслительной задачи.
  2. Виды воображения (выпишите и дайте краткую характеристику)
  • по способам активности:
  • по результатам:

Дополнительная литература:

1.Грановская Р.М. Элементы практической психолгии.-ЛГУ,1984.

2. Вуджек Т. Как создать идею.-СПб.,»Питер»,1997.

3. Курс практической психологии (Хрестоматия).

Ижевск. 1996

4.Годфруа Ж. Что такое психология?-М.,1992.-

Семинар № 6 Психология личности (2 часа)

1. Понятие личности и основные подходы к изучению личности (психодинамический, факторный, когнитивный, гуманистический и т.д.)

2.Сравните понятия: индивид, личность, индивидуальность, субъект

3.Формирование и развитие личности.

4. Понятие об индивидуальности». Крылов А.А. Психология. М., 1999.

5.Направленность личности.

Дополнительная литература

1.Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте.- М.,1968.

2.Орлов А.Б. Личность и сущность.- »Вопросы психологии»,1995,№2

3. Асмолов А.Г. Психология личности.-М.,1990.

4.Психология личности: Тексты / Под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер, А.А.Пузырея. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982.

5. Хьел Л., Зиглер Д. Теории личности (основные положения, исследования и применение).

СПб.: Питер, 1999. С.60-64,78-93, 112-118, 129-133.

6.Холл К. С, Линдсей Г. Теории личности. М.: Эксмо-Пресс, 1999.

Семинар № 7 Эмоциональная и волевая сфера человека (2 часа)

1.Понятие об эмоциях, функции эмоции, виды эмоций.

2.Чувства, виды чувств.

3.Эмоциональные состояния: аффект, настроение, стресс, страсть, фрустрация.

4.Способы эмоциональной саморегуляции и механизмы психологической защиты.

5. Понятие воли и волевые качества личности

6. развитие воли в онтогенезе.

Задание для самостоятельной работы:

  1. Выпишите основные функции эмоции.
  2. Сравните эмоции и чувства.
  3. Выпишите определения следующих эмоциональных состояний: аффект, настроение, стресс, страсть, фрустрация.
  4. Выпишите и дайте определения формам направленности личности: потребности, мотивы, интересы, желания, склонности, идеал, убеждения, мировоззрение.

Дополнительная литература:

1.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии.-СПб.,»Питер»,1997

2.Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека.-М.,1988.

3.Первин Л.А., Джон П. Психология личности.-М.,2001.

4.Грановская Р.М. Элементы практической психологии.-ЛГУ,1984.

5.Китаев-Смык Л.А. Психология стресса.-М.,1983.

Семинар № 8. Темперамент (4 часа)

1.Понятие о темпераменте. История изучения темперамента, основные теории темпераментов и их авторы.

2.Физиологические основы темперамента. Учение Павлова о ВНД.

3.Типы темперамента.

4.Темперамент и деятельность. Темперамент и личность.

Задания для самостоятельной работы

1. Выпишите определения свойств темперамента и заполните таблицу.

Сензи-тивность

Актив

Ность

Реактив

Ность

Соотноше

ние актив

ности и реактив

ности

Темп

Пластич

ность

/ригид

ность

Экстравер

сия/интровер

сия

Эмоц. воз

буди

мость

С

Х

ф

м

Дополнительная литература:

1.Грановская Р.М. Элементы практической психологии.-Л.,ЛГУ,1988

2.Мерлин В.С. Очерк теории темперамента.-М.,1964.

3.Стреляу Я. Роль темперамента в психическом развитии.-М.,1982.

Семинар № 9. Характер и способности (4 часа)

1.Понятие о характере и чертах характера.

2.Типология характеров, акцентуации характеров по А. Личко и К. Леонгарду.

3.Формирование характера (роль наследственности, среды, подражания, деятельности).

4.Понятие о способностях. Общие и специальные способности.

Задания для самостоятельной работы:

  1. Приведите примеры черт характера в следующих классификациях

1) по отношению:

К себе:

К другим:

К труду:

К собственности:

2)

Эмоциональные:

Волевые:

Интеллектуальные:

  1. Выпишите типы характеров по Э.Кречмеру и Э.Фромму.
  2. Выпишите определения следующих понятий: задатки, способности, одаренность, талант, гениальность.

Дополнительная литература:

1.Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков.-Л.,1983.

2.Левитов Н.Д. Психология характера.-М.,1969.

3.Гиппенрейтер Ю.Б. Ведение в общую психологию.-М.1988.

4.Грановская Р.М. Элементы практической психологии.-Л.,ЛГУ,1988.

Семинар № 10 Речь. Общение (4 часа)

  1. Понятие «речь», «язык».
  2. Виды речи.
  3. Развитие речи у ребёнка
  4. Виды общения.
  5. Коммуникативная сторона (средства общения).
  6. Интерактивная сторона.
  7. Социальное восприятие.

Задание для самостоятельной работы:

  1. Ответ на вопрос: «Могут ли животные овладеть речью?».

Дополнительная литература

  1. Гиппенрейтер Ю.Б. Ведение в общую психологию.-М.1988.
  2. Грановская Р.М. Элементы практической психологии.-Л.,ЛГУ,1988
  3. Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб., 2001
  4. Андреева Г.М. Социальная психология.-М.,1998.
  5. Шевандрин Н.И. Социальная психология в образовании.-М.,1998.

1

i

Список литературы

1.Асмолов А.Г. Психология личности.-М.,1990.

2.Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии.-М.,1986.

3.Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в психологию.-М.,1988

4.Немов Р.С. Психология.-М.,1990.-Т.1.

5.Общая психология./Под ред. А.В.Петровского.-М.,1990

6.Психология: словарь./Под ред. А.В.Петровского.-М.,1990.

7.Радугин А.А. Психология и педагогика.-М.,1997.

8.Абульханова К.А. Психология и педагогика.-М.,1998.

9.Педагогика./Под ред. И.П.Подласого.-М.,1996.

10.Педагогика./Под ред. И.Ф.Харламова.-М.,1997.