Семинар №1
Общая характеристика психологии как науки
Основные направления и школы психологии (6 ч)
- Предмет, объект, задачи общей психологии
- Методы психологического исследования
- Происхождение и развитие психики в филогенезе.
- Историческое изменение предмета психологии:
- Донаучное представление о душе;
- Материалисты и идеалисты Древней Греции о душе (Демокрит, Сократ, Платон, Аристотель);
- Сознание как предмет психологии (Декарт, Дж. Локк);
- Возникновение психологии как науки (В.Вундт);
- Психоанализ и бессознательное как предмет психологии (З.Фрейд, К. Юнг, А.Адлер);
- Бихевиоризм и поведение как предмет психологии (Дж. Уотсон, Толмен, Скиннер);
- Когнитивная психология и процесс переработки информации как предмет психологии;
- Гештальт- психология и сознание как предмет психологии;
- Гуманистическая психология (А.Маслоу, К. Роджерс)
- Вклад отечественных психологов в развитие психологии (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн).
Дополнительная литература:
1. Годфруа Ж. Что такое психология?-М.,1992,-Т.1, гл.5.
2. Грановская Р.М. Элементы практической психологии.-Л.,ЛГУ,1984
3. Лурия А.Р. Ощущения и восприятие.-М.,1975.
4. Хрестоматия по психологии: ощущение и восприятие.-М.,МГУ,1976.1
5. Популярная психология (хрестоматия) / под. ред. Мироненко В.В. — М.: Просвещение. 1990
6. Гиппенрейтор Ю.Б. Введение в общую психологию.
7. Петровский А.В. Общая психология.-М.,1976.
Семинар № 2 Познавательные процессы (4 часа) Ощущения. Восприятие
Теоретические вопросы:
1.Понятие об ощущениях: роль в жизни человека, физиологическая основа, классификация, свойства.
2.Изменение чувствительности, пороги чувствительности.
3.Понятие о восприятии, свойства восприятия.
4.Восприятие пространства.
Муз.психология 1 семинар
... средству этического воздействия, Аристотель отдает предпочтение перед всеми остальными объектами чувственного восприятия. “Ведь даже одна мелодия без сопровождения ее словами, заключает в ... приносить человеку наслаждение, также определила ее все возрастающую роль в развитии психики. Экспрессивность (экспрессивную функцию) музыки можно считать наиболее важной предпосылкой формирования ...
5.Восприятие времени и движения.
6. Основные законы восприятия и их определение.
7. Иллюзии восприятия
Задание для самостоятельной работы:
-
Заполните таблицу:
Основные свойства сенсорных процессов
Модальность |
Чувственный орган и рецепторы |
Качество ощущений |
|
|
|
- Выписать определения: адаптация, сенсибилизация, синестезия и привести примеры.
- Сравните процессы ощущения и восприятия и заполните таблицу:
|
Ощущение |
Восприятие |
1.Сущность |
|
|
2.Физиологическая Основа |
|
|
3.Особенности процесса |
|
|
4.Результат процесса |
|
|
Дополнительная литература:
1. Годфруа Ж. Что такое психология?-М.,1992,-Т.1, гл.5.
2. Грановская Р.М. Элементы практической психологии.-Л.,ЛГУ,1984
3. Лурия А.Р. Ощущения и восприятие.-М.,1975.
4. Хрестоматия по психологии: ощущение и восприятие.-М.,МГУ,1976.i
5. Популярная психология (хрестоматия) / под. ред. Мироненко В.В. М.: Просвещение. 1990
Семинар №3 (2 часа) Память
Теоретические вопросы:
-
Общее представление о памяти, классификация памяти.
- Основные процессы памяти: запоминание, сохранение, воспроизведение.
- Способы эффективного запоминания.
- Приемы мнемотехники.
- Приемы развития памяти.
Дополнительная литература:
-
Грановская Р.М. Элементы практической психологии.-Л.,ЛГУ,1984.
- Годфруа Ж. Что такое психология?-М.,1992.-Т.1.
- Лурия А.Р. Внимание и память.-М.,1975.
- Хрестоматия по психологии: память.-М.,1996.
- Популярная психология (хрестоматия) / под. ред. Мироненко В.В. М.: Просвещение. 1990
Семинар № 4 (2 часа) Внимание
- Понятие о внимании, функции, физиологические основы (принцип доминанты).
- Основные свойства внимания и его виды.
- Расстройства внимания.
- Способы развития и формирования внимания.
Дополнительная литература:
- Грановская Р.М. Элементы практической психологии.-Л.,ЛГУ,1984.
- Годфруа Ж. Что такое психология?-М.,1992.-Т.1.
- Лурия А.Р. Внимание и память.-М.,1975.
- Хрестоматия по психологии: память.-М.,1996.
- Популярная психология (хрестоматия) / под. ред. Мироненко В.В. М.: Просвещение. 1990
Семинар №5. Мышление, воображение, интеллект (4 часа)
Теоретические вопросы:
1.Общая характеристика мышления, виды мышления.
2.Формы мышления и мыслительные операции.
3.Процесс решения задач.
4.Понятие воображения, его функции и особенности. Виды воображения.
5.Средства создания образа (агглютинация, заострение и др.)
6. Понятие интеллекта в психологии: определение, тесты на интеллект.
7. Творческое мышление и воображение.
Задания для самостоятельной работы:
-
Классификация мышления.
Выпишите виды мышления и их определения:
- По форме:
- По степени новизны и оригинальности:
- По характеру решаемых задач:
- По степени развернутости:
- По количеству решений:
- Выпишите основные мыслительные операции и дайте их определения.
- Выпишите этапы решения мыслительной задачи.
- Виды воображения (выпишите и дайте краткую характеристику)
- по способам активности:
- по результатам:
Дополнительная литература:
1.Грановская Р.М. Элементы практической психолгии.-ЛГУ,1984.
2. Вуджек Т. Как создать идею.-СПб.,»Питер»,1997.
3. Курс практической психологии (Хрестоматия).
Ижевск. 1996
4.Годфруа Ж. Что такое психология?-М.,1992.-
Семинар № 6 Психология личности (2 часа)
1. Понятие личности и основные подходы к изучению личности (психодинамический, факторный, когнитивный, гуманистический и т.д.)
2.Сравните понятия: индивид, личность, индивидуальность, субъект
3.Формирование и развитие личности.
4. Понятие об индивидуальности». Крылов А.А. Психология. М., 1999.
5.Направленность личности.
Дополнительная литература
1.Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте.- М.,1968.
2.Орлов А.Б. Личность и сущность.- »Вопросы психологии»,1995,№2
3. Асмолов А.Г. Психология личности.-М.,1990.
4.Психология личности: Тексты / Под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер, А.А.Пузырея. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982.
5. Хьел Л., Зиглер Д. Теории личности (основные положения, исследования и применение).
СПб.: Питер, 1999. С.60-64,78-93, 112-118, 129-133.
6.Холл К. С, Линдсей Г. Теории личности. М.: Эксмо-Пресс, 1999.
Семинар № 7 Эмоциональная и волевая сфера человека (2 часа)
1.Понятие об эмоциях, функции эмоции, виды эмоций.
2.Чувства, виды чувств.
3.Эмоциональные состояния: аффект, настроение, стресс, страсть, фрустрация.
4.Способы эмоциональной саморегуляции и механизмы психологической защиты.
5. Понятие воли и волевые качества личности
6. развитие воли в онтогенезе.
Задание для самостоятельной работы:
- Выпишите основные функции эмоции.
- Сравните эмоции и чувства.
- Выпишите определения следующих эмоциональных состояний: аффект, настроение, стресс, страсть, фрустрация.
- Выпишите и дайте определения формам направленности личности: потребности, мотивы, интересы, желания, склонности, идеал, убеждения, мировоззрение.
Дополнительная литература:
1.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии.-СПб.,»Питер»,1997
2.Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека.-М.,1988.
3.Первин Л.А., Джон П. Психология личности.-М.,2001.
4.Грановская Р.М. Элементы практической психологии.-ЛГУ,1984.
5.Китаев-Смык Л.А. Психология стресса.-М.,1983.
Семинар № 8. Темперамент (4 часа)
1.Понятие о темпераменте. История изучения темперамента, основные теории темпераментов и их авторы.
2.Физиологические основы темперамента. Учение Павлова о ВНД.
3.Типы темперамента.
4.Темперамент и деятельность. Темперамент и личность.
Задания для самостоятельной работы
1. Выпишите определения свойств темперамента и заполните таблицу.
Сензи-тивность |
Актив Ность |
Реактив Ность |
Соотноше ние актив ности и реактив ности |
Темп |
Пластич ность /ригид ность |
Экстравер сия/интровер сия |
Эмоц. воз буди мость |
|
С |
||||||||
Х |
||||||||
ф |
||||||||
м |
Дополнительная литература:
1.Грановская Р.М. Элементы практической психологии.-Л.,ЛГУ,1988
2.Мерлин В.С. Очерк теории темперамента.-М.,1964.
3.Стреляу Я. Роль темперамента в психическом развитии.-М.,1982.
Семинар № 9. Характер и способности (4 часа)
1.Понятие о характере и чертах характера.
2.Типология характеров, акцентуации характеров по А. Личко и К. Леонгарду.
3.Формирование характера (роль наследственности, среды, подражания, деятельности).
4.Понятие о способностях. Общие и специальные способности.
Задания для самостоятельной работы:
-
Приведите примеры черт характера в следующих классификациях
1) по отношению:
К себе:
К другим:
К труду:
К собственности:
2)
Эмоциональные:
Волевые:
Интеллектуальные:
- Выпишите типы характеров по Э.Кречмеру и Э.Фромму.
- Выпишите определения следующих понятий: задатки, способности, одаренность, талант, гениальность.
Дополнительная литература:
1.Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков.-Л.,1983.
2.Левитов Н.Д. Психология характера.-М.,1969.
3.Гиппенрейтер Ю.Б. Ведение в общую психологию.-М.1988.
4.Грановская Р.М. Элементы практической психологии.-Л.,ЛГУ,1988.
Семинар № 10 Речь. Общение (4 часа)
- Понятие «речь», «язык».
- Виды речи.
- Развитие речи у ребёнка
- Виды общения.
- Коммуникативная сторона (средства общения).
- Интерактивная сторона.
- Социальное восприятие.
Задание для самостоятельной работы:
- Ответ на вопрос: «Могут ли животные овладеть речью?».
Дополнительная литература
- Гиппенрейтер Ю.Б. Ведение в общую психологию.-М.1988.
- Грановская Р.М. Элементы практической психологии.-Л.,ЛГУ,1988
- Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб., 2001
- Андреева Г.М. Социальная психология.-М.,1998.
- Шевандрин Н.И. Социальная психология в образовании.-М.,1998.
1
i
Список литературы
1.Асмолов А.Г. Психология личности.-М.,1990.
2.Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии.-М.,1986.
3.Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в психологию.-М.,1988
4.Немов Р.С. Психология.-М.,1990.-Т.1.
5.Общая психология./Под ред. А.В.Петровского.-М.,1990
6.Психология: словарь./Под ред. А.В.Петровского.-М.,1990.
7.Радугин А.А. Психология и педагогика.-М.,1997.
8.Абульханова К.А. Психология и педагогика.-М.,1998.
9.Педагогика./Под ред. И.П.Подласого.-М.,1996.
10.Педагогика./Под ред. И.Ф.Харламова.-М.,1997.