Сборник семинарских занятий

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО СВЯЗИ

Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования

«Поволжский государственный университет телекоммуникаций и информатики»

КОЛЛЕДЖ СВЯЗИ

УТВЕРЖДАЮ

Зам. директора по УВР

__________/__ А. В. Логвинов__/

подпись расшифровка подписи

«_____»____________201__г.

дата

по МДК.В.03.02 Управление качеством

наименование учебной дисциплины (ПМ, МДК)

номера занятий с ___1__ по ___3__

по программе утвержденной зам. директора по УВР _А. В. Логвиновым

Фамилия, И.О.

« 13 » июня 2012г.

для специальности ____210801 Почтовая связь____

шифр и наименование специальности

составил преподаватель _____Т.С.Пронина _____

Фамилия, И.О.

РАССМОТРЕНО

на заседании цикловой комиссии ________________________________

наименование П(Ц)К

Председатель _____________/__________________/

подпись расшифровка подписи

Протокол ______ от «_____»_____________2013 г.

номер дата

Самара

2013 Г. Перечень семинарских занятий

по МДК .В.03.02 Управление качеством

Номер занятия

Наименование занятия

Количество часов

Номер страницы

1

Потребители, заинтересованные стороны и конкуренты почтовой связи

2

3

2

Задачи и принципы СМК

2

8

3

Средства и методы решения проблем

2

10

Семинар № 1 «Потребители, заинтересованные стороны и конкуренты почтовой связи»

Цель: закрепить знания по теме 2.1 «Система менеджмента качества»

Подготовка к семинару

1 Повторить темы:

1.1 «Эволюция развития качества»

1.2 «Основные термины и определения»

2 Выписать основных потребителей почтовой связи и перечислить стороны, заинтересованные в работе почтовой связи.

3 Повторить материал темы: «Качество работы почтовой связи» из МДК.03.01. Основы эксплуатации сетей почтовой связи и сделать вывод о роли СМК в почтовой связи

Проведение семинара

1 Тестовый контроль по вопросам тем:

1.1 «Эволюция развития качества»

1.2 «Основные термины и определения»

2 Фронтальный опрос

Вопросы для фронтального опроса

2.1 Чем петля качества отличается от спирали качества?

2.2 Перечислите потребителей почтовой связи.

2.3 Перечислите стороны, заинтересованные в работе почтовой связи.

2.4 Назовите фирмы-конкуренты почтовой связи.

2.5 Покажите, какую роль играет СМК в деятельности почтовой связи.

2.6 Покажите примеры эволюции понятия «качество» на деятельности почтовой связи.

3 Заслушивание и обсуждение докладов

Темы рефератов и докладов

3.1 Первый этап эволюции развития качества

3.2 Второй этап эволюции развития качества

3.3 Третий этап эволюции развития качества

3.4 Четвёртый этап эволюции развития качества

3.5 Пятый этап эволюции развития качества

3.6 Дайте сравнительную характеристику по оказываемым услугам фирм-конкурентов

почтовой связи

3.7 Жизненный цикл продукции (ЖЦП)-понятие, структура, роль каждой составляющей.Петля и спираль качества.

3.8 Вальтер Шухарт, его роль в развитии качества. Цикл Шухарта – Деминга

3.9 Примеры применения цикла Шухарта – Деминга в почтовой связи

4 Подведение итогов

Работу составила преподаватель Пронина Т.С.

Семинар №1

Вариант 1

  1. Главная цель управления качеством—это удовлетворение
  1. внутрифирменных стандартов
  2. национальных стандартов
  3. требований потребителей
  4. все вышеперечисленное

2) Статистический контроль качества нацелен на…

  1. введение контролеров
  2. ужесточение контроля продукции на выходе процесса
  3. обеспечение стабильности технологических процессов
  4. увеличение штрафных санкций за брак

3) Основы статистического управления качеством были заложены в

  1. 1920-1940 г.г.
  2. 1950-1960 г.г.
  3. 1905-1910 г.г.
  4. 1880-1900 г.г.

4) Понятие верхнего и нижнего пределов качества, поля допуска, проходных и непроходных калибров ввел

  1. Ф.У. Тейлор
  2. В. Шухарт
  3. К. Исикава
  4. Дж. Джуран

5) Международные стандарты система качества серии ИСО 9900 были опубликованы в

  1. 1978 г.
  2. 1987 г.
  3. 2000 г.
  4. 1970 г.

6) Кружки качества впервые возникли в

  1. США
  2. Западной Европе
  3. Японии
  4. России

7) Восприятие потребителями степени выполнения их требований—это…

  1. удовлетворенность потребителей
  2. качество
  3. требования к продукции
  4. процесс

8) Общие намерения и направления деятельности организации в области качества, официально сформулированные высшим руководством – это …качества (-у)

  1. цели в области
  2. политика в области
  3. описание менеджмента
  4. руководство по качеству

9) То, чего добиваются или к чему стремятся в области качества это … качества (-у)

  1. политика в области
  2. планы по
  3. процесс достижения
  4. цели в области

10) Совокупность взаимодействующих видов деятельности, преобразующих входы в выходы — это…

11) Потребность или ожидание, которое установлено, обычно предполагается или является обязательным—это

12) Степень соответствия присущих характеристик требованиям—это…

Семинар №1

Вариант 2

  1. Появление первых стандартов в России относят ко времени правления
  1. Петра I
  2. Екатерины II
  3. Александра II
  4. Ивана Грозного
  1. Комиссии, которые следили за качеством экспортируемой из России продукции, были впервые созданы
  1. Павлом I
  2. Екатериной II
  3. Петром I
  4. Николаем II
  1. Концепция государственной защиты прав потребителей была выдвинута в
  1. Германии
  2. США
  3. Англии
  4. Японии
  1. Концепция государственной защиты прав потребителей была выдвинута в
  1. 90х годах XX века
  2. 90х годах XIX века
  3. 70х годах ХХ века
  4. 60х годах XX века
  1. Выберите верное утверждение:
  1. Ресурсы земли не рассчитаны на то, чтобы в «общество потребления» вошла большая часть населения планеты
  2. В эволюции методов обеспечения качества первой фазой является фаза отбраковки
  1. верны оба
  2. неверны оба
  3. верно только I
  4. верно только II
  1. В современной философии качества качество товаров и услуг определяет
  1. потребитель
  2. производитель

3. национальный стандарт

4. стандарт организации

7) Установленный способ осуществления деятельности — это… 8)Подтверждение посредством представления объективных свидетельств того, что установленные требования были выполнены, — это…

  1. Невыполнение требования – это…
  2. Действие, предпринятое для устранения причины потенциального несоответствия -это … действия

11) Действия, предпринятые для устранения обнаруженного несоответствия — это … действия 12) Выполнение требования — это…

Семинар №1

Вариант 3

  1. Выберите верное утверждение:

В соответствии с существующей философией предпринимательства вся ответственность за качество изделий и услуг лежит на

  1. производителе
  2. государстве
  3. надзорных и контролирующих органах
  1. верно только I
  2. верно I иIII
  3. верны IIи III
  4. верно только II
  1. В 70х годах XIX века в оружейном производстве на заводах С. Кольта родилась идея
  1. непрерывного повышения качества
  2. управления процессами
  3. управления качеством
  4. качества среды
  5. стандартного качества
  1. Идея того, что на сборку стали поступать только качественные изделия, принадлежит
  1. С. Кольту
  2. Ф. У. Тейлору
  3. Г. Эмерсону
  4. Г. Форду
  1. Службу технического контроля, независимую от производства, впервые создал
  1. Ф. У. Тейлор
  2. Г. Форд
  3. А. Файоль
  4. М. Вебер
  1. Программу «ноль дефектов» предложил
  1. Э. Деминг
  2. Дж. Джуран
  3. Ф. Кросби
  4. К. Исикава
  1. Система всеобщего управления качеством основана на
  1. циклах Шухарта—Деминга
  2. контрольных картах
  3. петле Джурана
  4. жизненном цикле продукции

7) Документ, определяющий систему менеджмента качества организации — это …

1. план по качеству

2. руководство по качеству

3. цели в области

4. политика в области

8) Результат оценивания собранных свидетельств аудита по отношению к критериям аудита — это … аудита

1. наблюдение

2.свидетельство

3. заключение по результатам

4. выполненная программа

9) Информация, предоставленная на соответствующем носителе – это…

10) Документ, содержащий достигнутые результаты или свидетельства осуществления деятельности — это …

11) Совокупность зданий, оборудования и служб обеспечения, необходимых для функционирования организации — это…

12) Совокупность условий, в которых выполняется работа — это …

Семинар №1

Вариант 4

  1. Основная идеология TQM базируется на принципе
  1. «ноль дефектов»
  2. «улучшению нет предела»
  3. использования статистических методов контроля качества
  4. 14 принципах качества Э. Деминга
  1. Фаза «качество среды» делает акцент на
  1. повышении качества услуг
  2. экологию и усиление внимания к заинтересованным лицам
  3. экологию и сдачу продукции с первого предъявления
  4. процессном подходе
  1. Эволюция методов обеспечения качества насчитывает … фаз(фазы)
  1. 6
  2. 4
  3. 7
  4. 5
  1. В основу организации кружков качества положен принцип
  1. строгой иерархии
  2. добровольности
  3. всеобщего охвата работы фирмы
  4. обучения рабочих и мастеров
  1. Всемирный день качества отмечается
  1. 12 декабря
  2. третий вторник апреля
  3. во второй четверг ноября
  4. 9 сентября
  1. Для обеспечения единых требований в области качества Европа ориентируется на основополагающие стандарты серии
  1. ИСО 9000 и EN 29000
  2. ИСО 9000
  3. EN 29000
  4. ISO 1987

7) В определении качества требования клиентов

  1. установлены, обычно предполагаются или являются обязательными
  2. являются обязательными
  3. определены законом
  4. определены стандартом
  5. верны ответы 1,3

8) Привлекаться к проведению аудита может …

9) Действие в отношении несоответствующей продукции, предпринятое для предотвращения ее предполагаемого использования — это …

10) Невыполнение требования, связанного с предполагаемым или установленным использованием — это …

11) Отличительное свойство — это .. 12) Результат процесса — это…

Семинар№2 «Задачи и принципы смк»

Цель: закрепить знания по теме «Система менеджмента качества», расширить понятие СМК в почтовой связи

Подготовка к семинару

1 Повторить тему: «Задачи и принципы СМК».

2 Подготовиться к фронтальному контролю знаний по выше изложенной теме.

3 Составить пример Политики и целей в области качества для виртуального предприятия.

Проведение семинара

1 Фронтальный опрос

1 Сколько принципов менеджмента качества Вы знаете?

2 Организации зависят от своих потребителей

— всегда

— периодически (в зависимости от выполнения требований ГОСТов, ТУ, нормалей)

— периодически (в зависимости от качества изделия и его цены)

— не зависят от потребителей

3 С чего начинается разработка СМК?

4 Какие временные требования потребителей следует учитывать организации?

5 Предполагает ли отсутствие жалоб потребителей их высокую удовлетворенность?

6 Сколько процентов составляет видимая часть «айсберга» недовольных потребителей?

7 Что должна осуществлять организация для привлечения новых заказчиков?

8 Что такое «Политика в области качества»?

9 Какие требования к Политике предъявляет ГОСТ ISO9001-2011?

10 Чем определяются задачи и ответственность высшего руководства организации по обеспечению качества?

11 За счет чего обеспечивается демонстрация приверженности качеству высшего руководства?

12 Приведите пример Политики в области качества.

13 Почему внедрение СМК применяется по инициативе сверху?

14 Если заинтересованность в СМК со стороны Высшего руководства отсутствует, то вероятность успеха при внедрении СМК:

1) стремится к 0

2) остается постоянной

3) понижается

4) повышается за счет работы службы качества, которой не мешает Высшему руководству

15 Кто составляет основу организации?

16 Укажите недостатки терминаторской школы менеджмента?

17 Где впервые появились кружки качества?

18 Какой экономический эффект в год достигается от реализации одного предложения кружка качества в Японии?

19В скольки странах в настоящее время действуют кружки качества?

20 Какие факторы являются главными условиями формирования вовлеченности персонала?

21 Можно ли управлять тем, что нельзя измерить?

22 Что такое процесс?

23 Что может являться входами в процесс? Выходами из процесса?

24 Как связаны процессы одной организации между собой?

25 Что может являться ресурсами процесса?

26 Как классифицируются процессы в организации?

27 Что добавляют основные и вспомогательные процессы продукции?

28 Кем предложен и кем внедрен цикл РДСА?

29 Охарактеризуйте каждую составляющую цикла РДСА?

30 Где может использоваться цикл РДСА?

31Что такое ЖЦП?

32 Охарактеризуйте каждую составляющую ЖЦП?

33 Какое внимание должно уделяться вопросам маркетинга и проектироваться в ЖЦП?

34 Чем петля качества отличается от спирали качества?

35 В чем заключается и как реализуется пятый принцип СМК «Системный подход к менеджменту»?

36 Приведите пример из практики деятельности почтовой связи реализации шестого принципа СМК «Постоянное улучшение».

37 Каким документом СМК регламентируется «Постоянное улучшение»?

38 Как реализуется на практике седьмой принцип СМК? Приведите пример из деятельности ОПС.

39 В чем заключается 8-ой принцип СМК?

40 Почему нецелесообразно искать поставщиков с самой низкой ценой поставляемых товаров?

41Расскажите о системе «точно вовремя». Что дает эта система производителю? Поставщику?

42 На каком известном предприятии автомобильной промышленности в Японии реализован принцип «Точно вовремя»?

43 Что лежит в основе всех систем качества?

44 Что является самым важным этапом ЖЦП?

45 Что является неизменной целью организации?

46 Почему деятельность по обеспечению качества не должна быть единовременной?

47 На каком принципе должно базироваться управление качеством?

48 Управление качеством должно базироваться на принципе:

— непрерывности

-дискретности

— невмешательства со стороны ВР

49 Какие 2 основных подхода существуют к проведению постоянного улучшения процессов?

50 Какие элементы входят в модель непрерывного улучшения?

51 К чему может привести политика закупок по низкой цене?

52 Политика закупок по низкой цене может привести к:

— повышению расходов

— понижению расходов

— улучшению качества

— установлению долговременных партнерских отношений

2 Заслушивание и обсуждение докладов

2.1 Основные положения концепции TQM

2.2 Внедрение TQMна российских предприятиях

2.3 «Терминаторская» школа менеджмента

2.4 Вовлечённость персонала

2.5 Алгоритм выбора поставщиков

3 Обсуждение примеров Политики и Целей в области качества для виртуального предприятия

4 Подведение итогов

Работу составила преподаватель Пронина Т.С.

Семинар №3 «Средства и методы решения проблем»

Цель: закрепить знания студентов по темам: «Методы оценки качества и надёжности продукции», «Виды и методы контроля качества продукции», «Инструменты управления качеством».

Подготовка к семинару

1 Повторить темы: «Методы оценки качества и надёжности продукции»,

«Виды и методы контроля качества продукции», «Инструменты управления

качеством»

2 Изобразить циклы Шухарта – Деминга с указанием номеров разделов и подразделов ГОСТ ISO9001 – 2011 напротив каждой составляющей циклов (для разделов 4, 5, 7, 8)

3 Подготовиться к тестовому контролю знаний по темам:

«Методы оценки качества и надёжности продукции»,

«Виды и методы контроля качества продукции», «Инструменты управления качеством».

Проведение семинара

1 Тестовый контроль

Тестовый контроль предусмотрен в четырёх вариантах (варианты заданий и ответов прилагаются)

2 Доклады, сообщения

— Диаграмма «почему – почему»

— Вопросы «семи W» и «да – нет»

— Анализ силового поля

— Древовидная схема

— Блок – схема процесса

— Бенчмаркинг

— Мозговой штурм

3 Проверка выполнения домашней работы по применению цикла Шухарта – Деминга к разделам 4, 5, 7, 8 ГОСТ ISO 9001 – 2011 «Требования», обсуждение и корректировка составленных схем.

4 Подведение итогов

Работу составила преподаватель Пронина Т.С.

Семинар № 3

Вариант 1

  1. Диаграмма, используемая для анализа причинно-следственных зависимостей, называется диаграммой …
  1. Исикавы
  2. разброса
  3. рассеивания
  4. Парето
  1. Начало статистическим методам контроля качества продукции положил
  1. Дж Джуран
  2. К. Исикава
  3. Э. Деминг
  4. В. Шухарт
  1. Диаграмма рассеивания используется для
  1. анализа причинно-следственных зависимостей
  2. систематизации сбора данных
  3. выявления зависимости между двумя величинами
  4. наглядного изображения распределения конкретных значений параметра по частоте повторения за определенный период времени
  1. Наиболее значимые причины проблем можно выявить с помощью…
  1. контрольного листка
  2. диаграммы Парето
  3. гистограммы
  4. причинно-следственной диаграммы
  1. Соотношение составляющих какого-либо параметра и всего параметра в целом отражают с помощью … графика
  1. столбчатого
  2. линейного
  3. ленточного
  4. кругового
  1. Для определения значений показателей качества продукции используют методы, которые делятся на … группы (групп).
  1. 2
  2. 6
  3. 3
  4. 4
  1. Методы для оценивания качества продукции делят …
    1. на традиционные и экспертные
    2. экспертные и социологические
    3. по способам получения информации и по источникам информации
    4. регистрационные и расчетные
  2. Укажите соответствие между показателями качества и их видами
  1. показатели технического эффекта
  2. надежности
  3. эргономические
  4. эстетические
  5. экономичности

а) рациональность формы

б) антропометрические

в) точность

г) ресурсо-энергоемкость

д) средний срок службы

  1. К показателям технического эффекта качества продукции относятся:
  1. эргономические
  2. конструктивные
  3. антропометрические
  4. надежности
  1. В рыночной экономике современные концепции менеджмента рассматривают качество с позиции
  1. потребителя
  2. сертифицирующих органов
  3. производителя
  4. государственных контролирующих органов

Семинар № 3

Вариант 2

  1. Графическое изображение взаимосвязи данного следствия и всех его различных причин разного уровня—это …
  1. диаграмма «рыбий скелет»
  2. гистограммы
  3. диаграмма 80/20
  4. стратификация
  1. При составлении гистограммы число измеряемых единиц должно быть не менее …
  1. 100
  2. 150
  3. 50
  4. 200
  1. Для систематического сбора и регистрации данных используется
  1. стратификация
  2. контрольный листок
  3. гистограмма
  4. контрольная карта
  1. Такие компоненты качества как «человек», «машина», «материал», «метод» описывает
  1. диаграмма Парето
  2. диаграмма «рыбий скелет»
  3. гистограмма
  4. контрольный листок
  1. Ранжирует отдельные области причин по значимости
  1. диаграмма «рыбий скелет»
  2. гистограмма
  3. контрольная карта
  4. диаграмма 80/20
  1. К показателям, характеризующим систему «человек-машина» относится:
  1. конструктивные
  2. экологические
  3. безопасности
  4. антропометрические
  1. При анализе качества продукции, если имеется реальный объект, то используется … метод
  1. расчетный
  2. измерительный
  3. сравнение с базовыми образцами
  4. регистрационным
  1. Для определения эргономичности и эстетичности продукции используется … метод
  1. сравнения с базовыми образцами
  2. регистрационный
  3. измерительный
  4. органолептический
  1. Разработкой методологии оценки качества занимается наука, называемая …
  1. метрологией
  2. методологией
  3. квалиметрией
  4. эргономикой
  1. Укажите соответствие показателей качества их видами
  1. надежности
  2. технического эффекта
  3. эргономические
  4. экономические
  5. безопасности

а) мощность

б) цена потребления

в) электробезопасность

г) гигиенические

д) интенсивность отказов

Семинар № 3

Вариант 3

  1. Процесс сортировки данных согласно некоторым критериям — это
  1. контрольная карта
  2. диаграмма разброса
  3. стратификация
  4. контрольный листок
  1. Область принятия первоочередных мер, очерчивающая те причины, которые вызывают наибольшее количество ошибок, выявляется на
  1. диаграмме Парето
  2. диаграмме Исикавы
  3. контрольной карте
  4. контрольном листе
  1. Массив данных можно классифицировать по различным группа (категориям) с общими характеристиками с помощью
  1. причинно-следственной диаграммы
  2. стратификации
  3. диаграммы 80/20
  4. диаграммы разброса
  1. Самым важным методом статистического контроля качества является
  1. контрольная карта
  2. контрольный лист
  3. стратификация
  4. диаграмма разброса
  1. Контрольные карты впервые предложены
  1. Дж. Джураном
  2. А. Фейгенбаумом
  3. Ф. Кросби
  4. В. Шухартом
  1. Укажите соответствие показателей качества их видами
  1. эргономические
  2. эстетические
  3. экономические
  4. надежности
  5. технического эффекта

а) трудоемкость изготовления

б) физиологические

в) габаритные размеры

г) оригинальность

д) сохраняемость

  1. К эргономическим показателям качества относятся
    1. гигиенические, физиологические, психологические, эстетические
    2. гигиенические, антропометрические, физиологические, психологические
    3. гигиенические, антропометрические, психологические
    4. гигиенические, антропометрические, экологические, психологические
  2. Количество брака за отчетный период можно определить с помощью … метода
  1. измерительного
  2. экспертного
  3. регистрационного
  4. органолептического
  1. При оценке качества услуги наименьшую нейтральную зону образуют … элементы обслуживания
  1. критические
  2. нейтральные
  3. приносящие удовлетворение
  4. приносящие разочарование
  1. Количество калорий в продуктах питания относится к показателям:
  1. сохраняемости
  2. экономичности
  3. экологическим
  4. состава и структуры

Семинар № 3

Вариант 4

  1. Прогнозирование изменения стабильности технологического процесса во времени производится по
  1. диаграммам Исикавы
  2. контрольным листкам
  3. контрольным картам
  4. ленточным графикам
  1. Существует … вида (-ов) контрольных карт
  1. 2
  2. 3
  3. 4
  4. 6
  1. …. позволяет показать частоту, с которой происходят те или иные события
  1. контрольный листок
  2. контрольная карта
  3. диаграмма рассеивания
  4. стратификация

  1. Значок в контрольном листке означает … контроля
  1. вид
  2. количество единиц
  3. группу
  4. количество стадий
  5. частоту попадания параметра в определенный интервал
  1. В диаграмме разброса чаще всего встречается … форм (-ы)
  1. 5
  2. 4
  3. 6
  4. 8
  1. Ремонтопригодность относится к группе показателей
  1. надежность
  2. долговечность
  3. безотказность
  4. функциональной и технической эффективности
  1. Для оценки качества предметов широкого потребления используется в основном … метод
  1. измерительный
  2. регистрационный
  3. сравнения с базовыми образцами
  4. органолептический
  1. Укажите соответствие показателей качества их видами
  1. эстетические
  2. технического эффекта
  3. надежности
  4. эргономические
  5. экономические

а) себестоимость

б) психологические

в) скорость

г) художественная выразительность

д) долговечность

  1. Интенсивность отказов – показатель, выражающий …
  1. долговечность
  2. вероятность безотказной работы
  3. безотказность
  4. среднюю наработку на отказ
  1. Укажите показатель, относящийся к показателям надежности …
  1. коэффициент взаимозаменяемости
  2. электробезопасность
  3. пожаробезопасность
  4. ремонтопригодность

4