Семинар 3. Внимание и память

1. Характеристика внимания как познавательного процесса.

Что такое внимание? С чем связана сложность определения этого понятия? Как внимание влияет на эффективность деятельности? Какие виды внимания вам известны? Какими факторамиопределяется внимание человека?

Что представляют собой следующие свойства внимания: устойчивость, объем, переключение, распределение, концентрация? Приведите примеры расстройств внимания. Какие существуют приемы активизации внимания?

2. Общая характеристика памяти.

Определите понятие «память». Перечислите и охарактеризуйте основные процессы памяти (запоминание, сохранение, воспроизведение).

Проиллюстрируете разные виды памяти. Используя, разные психологические теории (психоанализ, например), объясните, причины забывания.

Что такое эффект первичности и недавности? Что такое эффект запечатления и какие существуют виды запечатления? Какие рациональные способы запоминания вам известны? Что такое мнемотехника? Какие основные нарушения памяти вы знаете?

 

Список литературы:

1. Лурия, А. Р.= Лекции по общей психологии — СПб.: Питер, 2006. — 320 с. 1// http://yanko.lib.ru/books/psycho/luriya=lekcii_po_ob_psc.pdf C. 168-195.

2. Лурия А. Р. Маленькая книжка обольшой памяти: ум мнемониста // Хрестоматия по психологии. Психология памяти. Под. ред. Ю. Б. Гип-пенрейтер, В. Я. Романова. — М.: ЧеРо, 1998. // http://www.psychology.ru/library/00035.shtml.

3. Мурашов, А. А. Основы педагогической риторики: учебное пособие для студентов педагогических вузов и учителей / А. А. Мурашов. – М.: Институт практической психологии, 1996. – 281 с.

4. Немов Р. С. Психология. – 4-е изд. – М.: ВЛАДОС, 2003. – Кн.1. Общие основы психологии// http://dedovkgu.narod.ru/bib/nemov1.htm С. 202-203.

5. Психология. Под ред. Дружинина В.Н. Учебник для гуманитарных вузов. 2-е изд. — СПб.: 2009. — 656 с. // http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Psihol/drugin/04.php, С. 189-207.

6. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. 2-е изд. (1946г.) — СПб.: 2002 — 720 с. (Серия «Мастера психологии») // , C. 462-469.

8 стр., 3620 слов

Память. Ее значение и виды

... первыми стали экспериментально изучать память, выделяют шесть видов памяти: двигательную, это запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений. Двигательная память является основой для формирования различных ... запомнить. По другому признаку — по характеру связей (ассоциаций), лежащих в основе памяти,— запоминание делится на механическое и осмысленное. Механическое запоминание — это ...

7. Тарасова Л.Е. Общая психология: конспект лекций//

8. Таранов, П. С. Искусство риторики: универсальное пособие для умения говорить красиво и убедительно / П. С. Таранов. – Симферополь, 2001. – 576 с.

9. Шкуренко Д.А., Общая и медицинская психология // http://psyera.ru/4459/rasstroystva-vnimaniya

 

Практическое задание к семинару №3

1. Какие виды и свойства внимания проявляются в следующих ситуациях:

а) Гроссмейстер ведет одновременную игру с несколькими опытными шахматистами.

б) Выпускник усиленно готовится к экзамену по геометрии.

в) Читая рассказы Л.Н.Толстого, школьница слышит громкую музыку, доносящуюся из окна.

г) Ученикам нужно прослушать небольшой рассказ и назвать встретившиеся в нем прилагательные.

д) Рабочую тишину в классе нарушают звуки сигнализации припаркованной во дворе школы машины.

2. Проранжируйте действия, требующие распределения внимания, в порядке нарастания степени трудности:

а) Читать про себя с полным пониманием текста и одновременно записывать под диктовку слова.

б) Чистить картошку и одновременно смотреть любимую телепередачу.

в) Ходить по гимнастическому бревну, декламируя при этом стихи.

г) Вести автомобиль и разговаривать при этом с пассажиром на иностранном языке (язык изучается четыре месяца).

д) Вести автомобиль и беседовать с коллегой о работе.

е) Читать про себя с полным пониманием текст и одновременно записывать названия категорий, к которым относятся дик­туемые слова.

ж) Осуществлять синхронный перевод речи оратора, говорящего в среднем темпе.

3. Опишите ситуации, в которых возникает необходимость привлечения внимания. Предложите способы привлечения внимания в данных ситуациях.

4. Определите, какие способы привлечения внимания (повторение, новизна, изменение интенсивности, контрастные цвета, формы или размеры, искусственное подогревание общественного интереса) использованы в следующих случаях.

а) Женщина нарисовала на своей черной машине белую полосу.

б) Учитель повышает голос и кричит: «Тихо!».

в) У прилавка на рынке, где можно поторговаться, постоянно собирается много покупателей.

г) Мать постоянно твердит своему ребенку: «Не забудь убрать свою комнату».

д) Взрослый человек обливает каждого встречного из водяного пистолета.

е) Новый преподаватель входит в аудиторию и молча ждет, когда установится тишина.

5. Определите, какие виды памяти проявляются в следующих ситуациях:

а) При встрече девушка называет номер своего телефона знакомому и тот через некоторое время безошибочно его набирает.

б) Учитель предлагает классу посмотреть в окно и рассказать, что ученики только что увидели.

в) Школьник получил задание выучить к торжественному вечеру большое стихотворение.

г) Проходя мимо кондитерской, девочка почувствовала знакомый запах и вспомнила, что покупала здесь ванильное пирожное.

д) Мама посылает сына в магазин, перечисляея ему названия продуктов и просит повторить то, что он услышал.

е) Ребенок рассказывает на уроке параграф, который он выучил накануне.

2 стр., 862 слов

Примерный перечень тем курсовых работ кафедры общей и социальной психологии

... Связь эмоций и познавательных процессов. Примерный перечень тем курсовых работ кафедры общей и социальной психологии Курс 1. Интеллект как объект психологической диагностики 2. Подходы к диагностике ... Внимание в измененных состояниях сознания Мышление и речь. 1. Тенденции развития современной психологии мышления. 2. Сравнение основных подходов к изучению мышления. 3. Проблема развития мышления: ...

ж) Услышав по телефону голос, девушка сразу же узнала своего приятеля.

6. Какие процессы и явления памяти проявляются в следующих ситуациях:

а) Известный мнемонист Ш. отличался выдающейся памятью. Однажды ему была дана сложная математическая формула. Он просмотрел таблицу с формулой, закрыл глаза, затем воспроизвел ее с точностью.

б) Ученик излагает материал по истории, заданный неделю назад и воспроизводит 70% содержания учебника. Спрошенный через месяц по тому же вопросу, он вспоминает только 45%.

в) На экзамене по математике ученик долгое время никак не мог вспомнить необходимую формулу. Стоило учителю показать юноше только часть формулы, как он безошибочно определил бином Ньютона.

г) Ученица, плохо знающая литературу и путающая литературных героев, легко перечисляет имена кинозвезд и может охарактеризовать образы, которые они создали на экране.

д) Мальчик никак не мог выучить большое стихотворение, хотя и много раз повторял его. Решив, что с задачей ему не справиться, он лег спать и утром повторил его без ошибок.

Е) Во время экзаменационной сессии студенты за три дня усваивают больше материала, чем за несколько месяцев до этого.

7. Определите причины забывания в каждом из следующих примеров.

а) Вчера вечером мальчик выучил наизусть стихотворение, а теперь не может вспомнить третью строчку.

б) Девушка так обрадовалась, когда узнала, что выиграла в лотерею, что забыла о стоящем на плите кофе. В результате кофе пригорел.

в) Новый сотрудник пришел на прием без галстука, поскольку забыл его надеть, и все над ним смеялись. Однако ему никто не говорил, что вечер будет официальным.

г) Накануне вечером девушка смотрела новости, где передавали прогноз погоды, но в это время мечтала о предстоящем летнем отпуске. Теперь она не может вспомнить, ожидается ли сегодня дождь.

 

Список литературы:

1. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии /В. Д. Балин, В. К. Гайда, В. К. Горбачевский и др., Под общей ред. А. А. Крылова, С А. Маничева. – СПб: Питер, 2000. — 560с.

2. Практикум по общей психологии / под ред. А.И.Щербакова. М., 1990. — 288с.

3. Романов К.М., Гаранина Ж.Г. Практикум по общей психологии. М., 2002. – 262с.