Семинар 3. Внимание и память

1. Характеристика внимания как познавательного процесса.

Что такое внимание? С чем связана сложность определения этого понятия? Как внимание влияет на эффективность деятельности? Какие виды внимания вам известны? Какими факторамиопределяется внимание человека?

Что представляют собой следующие свойства внимания: устойчивость, объем, переключение, распределение, концентрация? Приведите примеры расстройств внимания. Какие существуют приемы активизации внимания?

2. Общая характеристика памяти.

Определите понятие «память». Перечислите и охарактеризуйте основные процессы памяти (запоминание, сохранение, воспроизведение).

Проиллюстрируете разные виды памяти. Используя, разные психологические теории (психоанализ, например), объясните, причины забывания.

Что такое эффект первичности и недавности? Что такое эффект запечатления и какие существуют виды запечатления? Какие рациональные способы запоминания вам известны? Что такое мнемотехника? Какие основные нарушения памяти вы знаете?

 

Список литературы:

1. Лурия, А. Р.= Лекции по общей психологии — СПб.: Питер, 2006. — 320 с. 1// http://yanko.lib.ru/books/psycho/luriya=lekcii_po_ob_psc.pdf C. 168-195.

2. Лурия А. Р. Маленькая книжка обольшой памяти: ум мнемониста // Хрестоматия по психологии. Психология памяти. Под. ред. Ю. Б. Гип-пенрейтер, В. Я. Романова. — М.: ЧеРо, 1998. // http://www.psychology.ru/library/00035.shtml.

3. Мурашов, А. А. Основы педагогической риторики: учебное пособие для студентов педагогических вузов и учителей / А. А. Мурашов. – М.: Институт практической психологии, 1996. – 281 с.

4. Немов Р. С. Психология. – 4-е изд. – М.: ВЛАДОС, 2003. – Кн.1. Общие основы психологии// http://dedovkgu.narod.ru/bib/nemov1.htm С. 202-203.

5. Психология. Под ред. Дружинина В.Н. Учебник для гуманитарных вузов. 2-е изд. — СПб.: 2009. — 656 с. // http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Psihol/drugin/04.php, С. 189-207.

6. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. 2-е изд. (1946г.) — СПб.: 2002 — 720 с. (Серия «Мастера психологии») // , C. 462-469.

8 стр., 3620 слов

Память. Ее значение и виды

Реферат Тема: «Память. Ее значение и виды» Содержание Введение 1. Память и ее значение 2. Виды памяти 3. Основные процессы и механизмы памяти 4. Индивидуальные особенности памяти 5. Типологические особенности памяти 6. Значение памяти для человеческой жизнедеятельности 7. Совершенствование памяти 8.Основные принципы запоминания новой информации Заключение Список литературы Введение Изучение ...

7. Тарасова Л.Е. Общая психология: конспект лекций//

8. Таранов, П. С. Искусство риторики: универсальное пособие для умения говорить красиво и убедительно / П. С. Таранов. – Симферополь, 2001. – 576 с.

9. Шкуренко Д.А., Общая и медицинская психология // http://psyera.ru/4459/rasstroystva-vnimaniya

 

Практическое задание к семинару №3

1. Какие виды и свойства внимания проявляются в следующих ситуациях:

а) Гроссмейстер ведет одновременную игру с несколькими опытными шахматистами.

б) Выпускник усиленно готовится к экзамену по геометрии.

в) Читая рассказы Л.Н.Толстого, школьница слышит громкую музыку, доносящуюся из окна.

г) Ученикам нужно прослушать небольшой рассказ и назвать встретившиеся в нем прилагательные.

д) Рабочую тишину в классе нарушают звуки сигнализации припаркованной во дворе школы машины.

2. Проранжируйте действия, требующие распределения внимания, в порядке нарастания степени трудности:

а) Читать про себя с полным пониманием текста и одновременно записывать под диктовку слова.

б) Чистить картошку и одновременно смотреть любимую телепередачу.

в) Ходить по гимнастическому бревну, декламируя при этом стихи.

г) Вести автомобиль и разговаривать при этом с пассажиром на иностранном языке (язык изучается четыре месяца).

д) Вести автомобиль и беседовать с коллегой о работе.

е) Читать про себя с полным пониманием текст и одновременно записывать названия категорий, к которым относятся дик­туемые слова.

ж) Осуществлять синхронный перевод речи оратора, говорящего в среднем темпе.

3. Опишите ситуации, в которых возникает необходимость привлечения внимания. Предложите способы привлечения внимания в данных ситуациях.

4. Определите, какие способы привлечения внимания (повторение, новизна, изменение интенсивности, контрастные цвета, формы или размеры, искусственное подогревание общественного интереса) использованы в следующих случаях.

3 стр., 1227 слов

Совладание с трудными жизненными ситуациями

Опросник решает две задачи: определить отношение человека к трудной ситуации и выявить стратегию его поведения. Процедура проведения: клиент получает бланк с описанием 37 трудных жизненных ситуаций, ознакомившись с которыми, он должен ответить на вопросы: 1) насколько сложна для него описанная ситуация; 2) как он будет вести себя в этой ситуации. К описанию прилагаются возможные варианты ответов ...

а) Женщина нарисовала на своей черной машине белую полосу.

б) Учитель повышает голос и кричит: «Тихо!».

в) У прилавка на рынке, где можно поторговаться, постоянно собирается много покупателей.

г) Мать постоянно твердит своему ребенку: «Не забудь убрать свою комнату».

д) Взрослый человек обливает каждого встречного из водяного пистолета.

е) Новый преподаватель входит в аудиторию и молча ждет, когда установится тишина.

5. Определите, какие виды памяти проявляются в следующих ситуациях:

а) При встрече девушка называет номер своего телефона знакомому и тот через некоторое время безошибочно его набирает.

б) Учитель предлагает классу посмотреть в окно и рассказать, что ученики только что увидели.

в) Школьник получил задание выучить к торжественному вечеру большое стихотворение.

г) Проходя мимо кондитерской, девочка почувствовала знакомый запах и вспомнила, что покупала здесь ванильное пирожное.

д) Мама посылает сына в магазин, перечисляея ему названия продуктов и просит повторить то, что он услышал.

е) Ребенок рассказывает на уроке параграф, который он выучил накануне.

ж) Услышав по телефону голос, девушка сразу же узнала своего приятеля.

6. Какие процессы и явления памяти проявляются в следующих ситуациях:

а) Известный мнемонист Ш. отличался выдающейся памятью. Однажды ему была дана сложная математическая формула. Он просмотрел таблицу с формулой, закрыл глаза, затем воспроизвел ее с точностью.

б) Ученик излагает материал по истории, заданный неделю назад и воспроизводит 70% содержания учебника. Спрошенный через месяц по тому же вопросу, он вспоминает только 45%.

в) На экзамене по математике ученик долгое время никак не мог вспомнить необходимую формулу. Стоило учителю показать юноше только часть формулы, как он безошибочно определил бином Ньютона.

г) Ученица, плохо знающая литературу и путающая литературных героев, легко перечисляет имена кинозвезд и может охарактеризовать образы, которые они создали на экране.

д) Мальчик никак не мог выучить большое стихотворение, хотя и много раз повторял его. Решив, что с задачей ему не справиться, он лег спать и утром повторил его без ошибок.

Е) Во время экзаменационной сессии студенты за три дня усваивают больше материала, чем за несколько месяцев до этого.

12 стр., 5918 слов

1.Общая характеристика психологии творчества

Наука, изучающая творчество и творческую деятельность – эвристика. Пик изучения проблемы творчества наступает в первой трети 20 века. В это время появляются работы: Рибон (1901г) и Пуанкаре (1910), в России - Нечаев, Овсянников-Куликовский, Маркелов, Бехтерев и т.д. Середина 20 в. – научно-техническая революция дает новый толчок к изучения психологами проблемы творчества . 1950г -появляется ...

7. Определите причины забывания в каждом из следующих примеров.

а) Вчера вечером мальчик выучил наизусть стихотворение, а теперь не может вспомнить третью строчку.

б) Девушка так обрадовалась, когда узнала, что выиграла в лотерею, что забыла о стоящем на плите кофе. В результате кофе пригорел.

в) Новый сотрудник пришел на прием без галстука, поскольку забыл его надеть, и все над ним смеялись. Однако ему никто не говорил, что вечер будет официальным.

г) Накануне вечером девушка смотрела новости, где передавали прогноз погоды, но в это время мечтала о предстоящем летнем отпуске. Теперь она не может вспомнить, ожидается ли сегодня дождь.

 

Список литературы:

1. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии /В. Д. Балин, В. К. Гайда, В. К. Горбачевский и др., Под общей ред. А. А. Крылова, С А. Маничева. – СПб: Питер, 2000. — 560с.

2. Практикум по общей психологии / под ред. А.И.Щербакова. М., 1990. — 288с.

3. Романов К.М., Гаранина Ж.Г. Практикум по общей психологии. М., 2002. – 262с.