ОФО, 1 курс, год набора 2012

План семинарских и практических занятий

по дисциплине

 

 

по специальности

031001.65 – Правоохранительная деятельность

квалификация выпускника – специалист

специализация административная деятельность ОВД

(ОФО, 2 курс, год набора 2011)

 

План семинарских занятий рассмотрен и одобрен на заседании кафедры ФПСП от 1 февраля 2013 протокол № 16


Примерный тематический план изучения дисциплины

«Психология»

по специальности

031001.65 – Правоохранительная деятельность

№ темы Название темы Л С ПЗ ЛР КР Всего ауд. СРС Всего
  Раздел I. Теоретические и методологические основы психологии    
Предмет, цель и задачи курса. История развития психологии, ее основные отрасли и методы. Теоретические основы изучения и практического использования психологических закономерностей в правоохранительной деятельности    
  Раздел II. Сознание, личность и деятельность как основные категории отечественной психологии и их проявление в праве    
Психические феномены и их проявление в сфере права. Психическое как процесс.    
Психические эмоционально-волевые процессы и психические состояния, особенности их проявления в сфере права    
Личность как объект психологического познания в сфере деятельности правоохранительных органов.

Личностные механизмы регуляции деятельности.

   
  Раздел Ш. Психология социальной группы.    
Психология социальных групп и межличностных отношений, значение ее анализа для совершенствования правоохранительной деятельности    
  Подготовка к экзамену            
  Экзамен            
  Итого    

 


Планы семинарских занятий

по дисциплине «Психология»

По специальности

Правоохранительная деятельность

ОФО, 1 курс, год набора 2012

Тема 1. Психология как наука: предмет, структура и роль в обществе.

Семинар: 2 часа

Цель: изучение и осмысление предмета, методологии и методов психологии.

Практикум: анализ ситуаций профессионального общения и деятельности (письменно)

Учебные вопросы

1. Предмет психологии как науки, ее роль в обществе.

2. Методологические основы психологии как науки.

3. Развитие представлений о предмете психологии.

4. Основные отрасли психологии. Связь психологии с другими науками.

5.Основные методы психологии.

6.Использование прикладных методов психологии в расследовании преступлений. Роль психологических знаний в деятельности сотрудника органов внутренних дел.

Задание на самоподготовку

1. Подготовить тему «Психические феномены и их проявление в сфере права. Психическое как процесс».

Рекомендуемая литература:

Аминов И.И. Юридическая психология: Учебное пособие для студентов, обучающихся по специальностям «Юриспруденция» и «Правоохранительная деятельность»/ И.И.Аминов. – М.: Юнити-Дана, 2009.

Большой энциклопедический словарь. – 4-е изд., расш./Сост.и общ. Ред. Б.Б.Мещеряков, В.П.Зинченко. – М.: АСТ; АСТ Москва; СПб Прайм-Еврознак, 2009. – 811 с.

Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. М.: АСТ Астрель, 2009.

Еникеев М.И. Юридическая психология: учебник. — М.: Проспект, 2010.

Лебедев И.Б., Родин В.Ф., Цветков В.Л. Юридическая психология: учебник. 2-е издание дополненное / Под ред. В.Я.Кикотя. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010.

Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2010.

Немов Р.С. Психология. — М.: Просвещение: Владос, 2010.

Цветков В.Л. Юридическая психология: учебное пособие для вузов в схемах и комментариях. – М.: ЩИТ-М, 2010.

 

Тема 5. Психология социальных групп и межличностных отношений, значение ее анализа для совершенствования правоохранительной деятельности

Семинар: 2 часа, практическое: 4 часа

Цель: выявление особенностей динамических процессов в малых группах и коллективах.

Практикум: анализ ситуаций профессионального общения и деятельности (письменно)

Учебные вопросы

1.Понятие и классификация социальных групп.

2.Динамические процессы в малых группах и коллективах (практикум).

3.Психология преступной группы. Психологические особенности и структура примитивной (преступной группы).

Психология организованной преступности.

4.Субъекты стихийного массового поведения: публика, масса, толпа. Особенности функционирования психики человека в условиях стихийного массового поведения (практикум).

5.Психологическая характеристика слухов. Психологический анализ форм стихийного массового поведения с точки зрения нарушений общественного порядка, его значение для правоохранительной деятельности.

Задание на самоподготовку

1. подготовить материал «Особенности функционирования психики человека в условиях стихийного массового поведения.

Рекомендуемая литература:

Аврутин Ю.Е., Пряхина М.В., Самарин В.Ю., Статный В.М. Оперативно-розыскная психология: Учебное пособие. – М.: ЦОКР МВД России, 2010.

Андреева Г.М. Социальная психология: Учебник для высших учебных заведений / Г.М.Андреева. – 5-е изд., испр. и доп. – М.: Аспект-Пресс, 2009.

Большой энциклопедический словарь. – 4-е изд., расш./Сост.и общ. Ред. Б.Б.Мещеряков, В.П.Зинченко. – М.: АСТ; АСТ Москва; СПб Прайм-Еврознак, 2009. – 811 с.

Волков В.Н. Юридическая психология: Учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / В.Н.Волков. – 2-е изд., перераб и доп. – М.: Юнити-Дана; Закон и право. – 2009.

Лебедев И.Б., Родин В.Ф., Цветков В.Л. Юридическая психология: учебник. 2-е издание дополненное / Под ред. В.Я.Кикотя. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010.

Психологическое обеспечение оперативно-служебной деятельности: Методическое пособие / Мягких Н.И., Варламов В.А., Петров В.Е., Князев В.М.; под общей ред. М.И.Марьина. – М.: ЦОКР МВД России, 2006.

Цветков В.Л. Юридическая психология: учебное пособие для вузов в схемах и комментариях. – М.: ЩИТ-М, 2010.

Цветков В.Л. Юридическая психология. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009.

Цветков В.Л., Шевченко В.М., Шанава Е.М. Психология оперативно-розыскной деятельности. – М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2009.

Методические рекомендации по изучению дисциплины:

Изучение дисциплины «Психология» осуществляется в форме учебных занятий под руководством профессорско-преподавательского состава кафедры и самостоятельной подготовки обучающихся. Основными видами учебных занятий по изучению данной дисциплины являются: лекционное занятие; семинарское занятие; консультация преподавателя (индивидуальная, групповая); круглый стол, дискуссия, доклады, научные сообщения и их обсуждение и т.д. При проведении учебных занятий используются элементы классических и современных педагогических технологий, в том числе проблемного и проблемно-деятельностного, а также коммуникативно-развивающего обучения.

Предусматриваются следующие формы работы обучающихся:

▪ прослушивание лекционного курса;

▪ чтение и конспектирование рекомендованной литературы;

▪ участие в семинарском занятии с более подробным рассмотрением ключевых проблем дисциплины;

▪ самостоятельное выполнение практико-ориентированных заданий, нацеленных на формирование умения анализировать конкретные ситуации профессионального общения и служебной деятельности и принимать решения по ситуации с учетом психологических закономерностей поведения человека и его взаимодействия с другими.

Помимо устного изложения материала, в процессе лекций предполагается использовать визуальную поддержку в виде мультимедийных презентаций содержания лекции, отражающих основные тезисы, понятия, схемы, иллюстрации, выдержки из учебных, документальных и художественных фильмов по теме лекции.

Контроль знаний обучающихся проводится в форме текущей, предварительной и промежуточной аттестации.

Контроль текущей успеваемости обучающихся – текущая аттестация – проводится в ходе семестра с целью определения уровня усвоения обучающимися знаний; сформированности у них умений и навыков; своевременного выявления преподавателем недостатков в подготовке обучающихся и принятия необходимых мер по ее корректировке; совершенствованию методики обучения; организации учебной работы и оказания обучающимся индивидуальной помощи.

К контролю текущей успеваемости относятся проверка знаний, умений и навыков обучающихся:

▪ на занятиях;

▪ по результатам выполнения тестовых заданий и рубежного контроля;

▪ по результатам выполнения обучающимися индивидуальных заданий психологического практикума;

▪ по результатам проверки качества конспектов лекций и иных материалов;

▪ по результатам отчета обучающихся в ходе индивидуальной консультации преподавателя, проводимой в часы самоподготовки, по имеющимся задолженностям.

Контроль за выполнением обучающимися каждого вида работ может осуществляться поэтапно и служит основанием для предварительной и промежуточной аттестации по дисциплине.

Предварительная аттестация обучающихся проводитсяпреподавателемв целях подведения промежуточных итогов текущей успеваемости, анализа состояния учебной работы обучающихся, выявления неуспевающих, оперативной ликвидации задолженностей.

Промежуточная аттестация обучающихся проводится с целью выявления соответствия уровня теоретических знаний, практических умений и навыков обучающихся по дисциплине требованиям ФГОС ВПО по направлению подготовки (специальности) в форме экзамена.

Экзамен проводится в конце 4 семестра, после завершения изучения дисциплины в объеме рабочей учебной программы. Оценка по результатам экзамена носит дифференцированный характер.

Перечень вопросов для подготовки к промежуточной аттестации (экзамену) по всему курсу

1. Предмет и объект психологии.

2. Методологические принципы психологии.

3. Понятие и основные функции психики.

4. Основные методы психологии.

5. Донаучный период развития психологии.

6. Психология как наука о сознании.

7. Психология как наука о поведении. Необихевиоризм.

8. Психоаналитическое учение З. Фрейда и его значение для современной психологии.

9. Неофрейдизм: основные идеи, представители, значение.

10.Гештальт-психология и категория образа как организованного целого.

11.Концепция стадиального развития психики Ж. Пиаже.

12.Понятие «динамического поля» в экспериментальной школе Курта Левина.

13.Основные идеи и представители гуманистической психологии.

14.Учение о высшей нервной деятельности И.П. Павлова.

15.Рефлекторная концепция И.М. Сеченова.

16.Рефлексология В.М. Бехтерева.

17.Становление и развитие отечественной психологии в ХХ веке: основные психологические направления, подходы, теории, концепции.

18.Концепция культурно-исторического развития психики Л.С.Выготского.

19.Концепция субъекта, единства личности, сознания и деятельности С.Л.Рубинштейна. Концепция психического как процесса.

20.Система человекознания в работах Б.Г.Ананьева.

21.Деятельностный подход в психологии (С.Л.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин и др.).

22.Системный подход в психологии (П.К.Анохин, Б.Ф.Ломов и др.).

23.Концепция отношений личности (А.Ф.Лазурский, В.Н.Мясищев).

24.Содержание психологических явлений в сфере отношений, регулируемых правом.

25.Сознание. Правосознание. Проблемы формирования обыденного правосознания.

26.Деформация правосознания.

27. Психологический механизм воздействия социальных норм на личность и формирования правого поведения.

28. Конформизм и его значение в формировании правомерного поведения.

29.Основные формы проявления психики и их взаимосвязь. Место и значение психических процессов, состояний, свойств и образований в сфере права.

30.Ощущение и восприятие. Использование данных о закономерностях их протекания при решении оперативно-служебных задач.

31.Сущность и характеристика памяти, ее место в правоохранительной деятельности. Виды памяти.

32. Законы и эффекты памяти, их значение в решении служебно-оперативных задач.

33.Продуктивность памяти и учет причин, влияющих на ее продуктивность.

34.Психологические факторы, влияющие на запоминание обстоятельств происшествия.

35.Психологические факторы, влияющие на воспроизведение события свидетелем.

36.Сущность и особенности воображения, проявляемые в деятельности сотрудника правоохранительных органов.

37.Содержание и особенности мышления.

38.Виды, операции и формы мышления.

39.Качества мышления и процесс решения мыслительной задачи сотрудником ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ.

40.Характеристика интуиции. Интуиция в деятельности сотрудника ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ, следователя.

41.Психологическая характеристика речи. Культура речи сотрудника правоохранительных органов.

42.Психологические теории эмоций, объясняющие непосредственный, импульсивный механизм регуляции поведения человека в условиях правового поля.

43.Сущность, классификация эмоций и чувств. Особенности настроений.

44.Аффект как юридически значимое эмоциональное состояние.

45.Динамика протекания аффекта, его законы.

46.Сущность психических состояний. Общая характеристика стресса.

47.Симптомы стресса, проявляющиеся на психологическом уровне.

48.Когнитивная трансакциональная теория стресса. Преодоление проблемных ситуаций как деятельность личности, направленная на поддержание или сохранение равновесия между требованиями среды и ресурсами, удовлетворяющими этим требованиям.

49.Управление стрессом и его профилактика в деятельности сотрудника ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ. Модель управления стрессом.

50. Методы саморегуляции психического состояния.

51.Фрустрация и ее правовая оценка.

52.Понятие воли. Функции воли.

53. Волевая регуляция человеческого поведения.

54.Структура и виды волевых действий. Характеристика волевых компонентов правонарушений.

55.Развитие воли у сотрудников правоохранительных органов.

56. «Порок воли»: феномен, признаки, правовая оценка, последствия.

57.Основные подходы и концепции теории личности.

58.Общая характеристика и содержание основных компонентов структуры личности.

59.Направленность личности и учет ее особенностей в сфере права.

60.Характеристика потребностей.

61.Мотивы. Мотивационные детерминанты правового поведения.

62.Интересы и их учет в правовой оценке поведения.

63.Темперамент и особенности его влияния на формирование черт личности, в том числе влияющих на правопослушное поведение.

64.Описательная характеристика типов темперамента. Учет особенностей темперамента в правоохранительной деятельности.

65.Характер, критерии его оценки в юридически значимых ситуациях.

66.Акцентуации и их возможный криминогенно опасный характер проявления.

67.Типы акцентуаций характера, их влияние на выбор поведения в сфере правопорядка.

68.Психологические особенности личности преступника (правонарушителя).

69.Психологические проблемы антиобщественного поведения несовершеннолетних.

70. Типология личности несовершеннолетнего, допускающего антиобщественное поведение.

71.Психологический механизм антиобщественного поведения несовершеннолетних.

72.Психические аномалии, не исключающие вменяемости, и личность преступника.

73.Причины и динамика образования социальных групп.

74.Структура социальной группы. Управляющее звено социальной группы.

75.Лидерство и руководство в группе: значение для анализа антиобщественного поведения.

76.Природа явления лидерства и теоретические подходы к этой проблеме.

77.Стили управления.

78.Классификация видов социальных групп.

79.Психологическая структура малой группы.

80.Групповые социально-психологические явления как фактор деятельности юриста.

81.Характеристика элементов структуры психологии малой группы: взаимоотношения и групповые устремления, групповое мнение, групповые настроения и традиции.

82.Психология преступной группы.

83.Психологические особенности и структура примитивной (преступной группы).

84.Психология организованной преступности.

85. Субъекты стихийного массового поведения.

86.Случайная, экспрессивная, действующая толпа.

87.Агрессивная толпа. Структура агрессивной толпы. Условия формирования.

88.Проявление особой психологии людей в условиях стихийного массового поведения.

89.Паника как особое состояние человека в толпе.

90.Этапы возникновения паники.

91.Типология слухов.

92.Психологический анализ форм стихийного массового поведения с точки зрения нарушений общественного порядка, его значение для правоохранительной деятельности.